Где лево, где право (картинки и задания)
Научить ребенка различать, где право, где лево, родители считают чуть ли не первоочередной задачей. Однако, несмотря на все усилия родителей и педагогов, дети иногда до школьного возраста путают эти понятия, хотя рук и ног у них всего две.
С самого раннего возраста мы заставляем малышей делать наиболее значимые вещи именно правой рукой:
- держать ложку,
- здороваться за руку,
- писать,
- рисовать и т.д.
Если ребенок рождается левшой, этот факт воспринимается почти как трагедия: он не такой как все, ему будет трудно в жизни. Каких только домыслов не услышишь! Ничего подобного. Левша, так же как и правша, может добиться в жизни больших успехов, если приложит к этому максимум усилий. Да, не совсем удобно писать за одной партой с правшой в школе, люди как-то по-особому смотрят, когда используешь левую руку, а не правую. А в остальном – ничего страшного нет. Это лишь наши предрассудки, уходящие в глубину веков, когда левая сторона считалась нечистой: нельзя было здороваться, подавать еду, кушать левой рукой, поскольку левая сторона, по повериям, принадлежала дьяволу. Правая, наоборот, олицетворяла добро, справедливость, праведность. Поэтому она и правая. Отсюда и наше подсознательное стремление все делать правой рукой. Так что заставлять не нужно, а вот дать понятие о существовании право-лево, конечно, надо. Чтобы ускорить этот процесс, есть множество игр для разного возраста. Приведем здесь некоторые из них.
Игры
Существует самый древний, и, наверное, самый проверенный метод научить человека определять, где право, где лево. Его использовали еще полковые командиры, обучавшие поступивших в армию крестьян. К ногам новобранцев привязывали пучки сена и соломы. Дело в том, что различия между этими двумя понятиями были важнее для крестьян, чем знать, где право, где лево. Командиры и применяли команды: сено-солома. Так солдаты и запоминали стороны. Воспользуемся бесценным опытом военных и, модернизировав, применим его по отношению к детям. Сено и солому можно заменить яркими ленточками разных цветов и привязать их к рукам или ногам. Если малыш еще не знает названия цветов, привяжите ленточку только к одной ноге или руке и, называя право или лево, заставьте ребенка каждый раз вспоминать, на какой руке у него ленточка. Постепенно это войдет в привычку, и малыш начнет свободно ориентироваться. Особенно эффективно применять такой способ обучения на уроках физкультуры, в танцевальных коллективах, где можно даже поставить танцевальную композицию с разноцветными ленточками, шариками, предназначенную специально для запоминания сторон.
Как еще можно научить ребенка различать, где право, где лево?
Ясно одно: делать это нужно незаметно для самого малыша, иначе вы рискуете вызвать протест против своих действий. Пока ребенок еще совсем маленький, одевая его, комментируйте:
- надеваем сапожок на правую ножку,
- надеваем рукавичку на левую ручку и т. д.
Тем самым, даже если малыш еще не говорит, вы закладываете нужные понятия в его сознании и подсознании. Впоследствии все накопленное в памяти начнет выдаваться ребенком, и вот тут ваши труды будут видны. Останется только закрепить знания с помощью игр и повседневной практики. То же проделываем, когда кормим ребенка.
Часто педагоги, да и некоторые родители, учат детей различать право-лево в зеркальном отражении. Это означает, что если взрослый стоит к ребенку лицом, то называет левую руку правой и наоборот, чтобы дети повторяли движения зеркально. Однако делать этого не следует. Если в два года малыш еще не замечает этой путаницы, то в три-четыре года обязательно заметит, и тогда создавшуюся ситуацию трудно будет пояснить.
Упражнения
Какие упражнения могут помочь ускорить процесс запоминания, где право, где лево?
- Попросите малыша поднять левую или правую руку. Если действие выполнено правильно, вознаградите его игрушкой и попросите назвать руку (если ребенок уже может это делать). Далее просим другой рукой (левой или правой) коснуться частей тела (носа, рта, щеки и т.д.), при этом называя их.
- Следующая игра называется «Бравый солдатик». Дайте ребенку в руки шарики или игрушки разных цветов. Взрослый выступает в роли командира, а малыш – в роли солдатика. Солдат выполняет различные приказы командира. Например: поднять правую руку, шагнуть левой ногой, опустить левую руку и другие. Команды можно давать какие угодно, связанные с понятиями право-лево или с определением местонахождения частей тела. Если ребенок плохо ориентируется и в том, и в другом, соедините различные команды в одной игре. Затем взрослый и ребенок меняются местами. Когда малыш отдает приказы, мама или папа иногда должны ошибаться. Ребенок исправляет ошибку взрослого. Второй вариант игры доставляет удовольствие детям даже большее, чем первый.
- Игра в мяч дает возможность детям научиться ориентироваться в пространстве. Взрослый дает малышу команду бросить мяч вправо, влево, вперед, назад и т.д. Затем взрослый и ребенок, как и в предыдущей игре, меняются местами.
Данные игры можно использовать в общении с трехлетними детьми. До 3 лет заниматься с малышом подобным образом будет сложно, процесс обучения 2-х летних детей скорее односторонний, когда мама или папа постоянно акцентируют внимание ребенка на пространственных понятиях, используя каждый подходящий случай. Ждать осознанной рефлексии вряд ли придется. Поэтому не торопитесь и наберитесь терпения.
Ребятам, которые уже неплохо ориентируются в определении сторон, предложите скрестить руки и назвать, какая из них правая, а какая левая. Попросите порассуждать, почему, если человек стоит к нам лицом, его правая рука для нас будет левой и т.д. Такого рода логические задачи расширяют пространственные представления детей, заставляют задуматься об устройстве этого мира. Используйте картинки, где изображены люди, звери в различных позах и просите малыша показать правое ухо кролика, левую лапу козлика и т.п.
Если ваш малыш подвижный и любит бегать, прыгать, станцуйте с ним буги-вуги. Это простой танец, который легко запоминается и, главное, обучает определению сторон. Под веселую музыку выполняем следующие движения: правую руку вытягиваем вперед, отводим ее назад и трясем ею, затем опять выводим вперед и трясем. Так поступаем и с левой ногой. Подобные движения можно проделать с ногами, плечами.
Чаще комментируйте происходящие вокруг ребенка действия и явления. Когда вы поднимаетесь или спускаетесь по лестнице, говорите: «Поднимаем правую ногу, поднимаем левую ногу». Если вы гуляете и наблюдаете машину или идущего человека, отметьте для ребенка, что машина или человек движет по правую (левую) сторону от нас. Так же можно следить за поворотами автобуса, троллейбуса, сидя в общественном транспорте, машине.
Используйте в своей практике игрушки. Разложите на полу различные машинки, зверей и, как в старой сказке, приговаривайте: «Направо пойдешь – кошечку найдешь, налево пойдешь – куклу найдешь». Ребенок может двигаться к месту назначения с помощью игрушечных машинок и грузить на них найденные предметы. Таким образом, малыш не только учит, где право, где лево, но и ориентируется в пространстве.
Для детей 4-5 лет можно использовать графический диктант. Поставьте на плоскости две игрушки и нарисуйте между ними запутанный ход. По вашим подсказкам, отмечая палочками каждый шаг, ребенок должен помочь игрушкам встретиться. Конечно, подсказки будут ориентированы на определение сторон.
И запомните! Никогда не заставляйте малыша делать что-то против его воли. Лучше дождитесь подходящего настроения или момента. В крайнем случае, всегда можно организовать комментарий на основе создавшейся ситуации, а не устраивать специальный показательный урок. Играйте, ведь мир познается человеком в игре, — так говорили древние!
Задания по теме
А эти материалы, надеюсь, помогут Вам в развитии Вашего малыша, а главное, в понимании где право, а где лево:
1. Игра с лягушкой — здесь нужно раскрасить ладошки в два цвета — правые в синий, левые в красный.
2. Здесь нужно определить, какие из машинок едут направо и обвести их в кружочек.
3. Здесь нужно определить, какие из рыбок плывут налево и обвести их в кружочек.
4. Здесь нужно определить какие живут в какую сторону смотрят и в какую сторону едут машинки.
5. Здесь нужно определить животных и геометрические фигуры, которые находятся по правую сторону и по левую сторону.
6. Определяем и обводим в кружочек животных, смотрящих налево и направо.
7. Тоже самое, что и про животных только с машинками.
8. Играем с котиком. Определяем, где он слева, а где справа?
9. Здесь нужно определить, какой из мишек идет налево, а какой направо.
10. Зеркальные карточки для игр на определение понятий ПРАВО и ЛЕВО.
11. Ладошки плакат. Вы можете распечатать и повесить их на стену на уровне глаз ребенка. Когда малыш будет проходить мимо плаката предложите ему приложить ручки и определить, где его правая рука, а где левая.
Видео
Хорошая видео презентация на определение понятий право и лево:
как культура формирует наше мышление
Как научить ребенка различать лево и право Чтобы ребенок мог себя чувствовать комфортно и уверенно во «взрослом» мире, ему придется изучить немало законов и правил. А также развить важные умения, одно из которых – умение различать право и лево, то есть ориентироваться в пространстве. Как показывает практика воспитания дошкольников, понятия «верх» и «низ» довольно легко усваиваются детьми. А вот на то, чтобы запомнить, где левая, а где правая стороны – ребенку потребуется не один день. Родители должны уже с трех лет активно учить ребенка таким понятиям, как «право» и «лево», чтобы в будущем у крохи не было проблем с письмом, счетом, спортом и другими видами умственной и физической деятельности. Как научить ребенка различать лево и право 1. Первым шагом на пути к успеху может стать умение ребенка различать, где находятся левая и правая рука. Поскольку мышление у малышей конкретное, рекомендуется создать у дошкольника ассоциации с другими предметами. К примеру, объяснить, что правая рука – та, в которую он берет карандаш или ложку. 2. Если путаницы с руками уже не будет, откройте ребенку еще один «секрет»: все, что находится со стороны правой руки – тоже правое. Например, ножка, глазик, ушко, щечка и т.д. 3. Важно также натренировать умение определять расположение предметов в пространстве, а не только частей тела. Для этого попросите ребенка, чтобы он положил игрушку справа от себя или спросите, какие предметы находятся по левую руку от него и т.д. 4. Такой же прием используйте, когда вы с ребенком гуляете на улице – обращайте внимание на предметы и объекты вокруг. Не забывайте комментировать увиденное. Например: «Смотри, какая красивая собачка бежит слева от нас. Видишь?» или «Какие яркие розы на клумбе справа от тебя цветут, вот это да!» 5. Во время прогулки не забывайте делать акцент на предстоящем маршруте – это тоже поможет ребенку научиться отличать право и лево. Если дорога сворачивает, опишите это словесно: «Осталось только повернуть налево – и мы уже почти дома». Через некоторое время можно усложнить задание – и поиграть в игру «Проводи меня домой», когда ребенок сам комментирует пройденный путь. 6. Изучать где правая и левая стороны – можно, делая практически что угодно. В повседневной жизни, например, открывая шкаф с вещами ребенка, вы можете поинтересоваться: «А где это твоя красная футболка? Вот же она, лежит слева от синих штанишек». Или попросите малыша вам помочь – дайте задание достать книжку с полки, которая находится с левой стороны. Точно также, собираясь в садик, говорите, что один ботинок нужно надеть на левую ножку, а второй – на правую. Благодаря этим упоминаниям ребенок сможет быстрее запомнить слова и их значения, которые помогут ему ориентироваться в пространстве. 7. Необходимо, чтобы ребенок мог определять лево и право не только со своей стороны, но и со стороны собеседника. Для этой цели можно использовать отображение в зеркале. Также удобно тренироваться на кукле – сначала посадите игрушку спиной к ребенку и спросите, где у нее правая рука. После этого завяжите на ней ленточку, а также на правой руке малыша. Затем поверните куклу лицом к ребенку, чтобы ленты у ребенка и у куклы оказались с разных сторон. Снова разверните ее спиной к малышу – и ленточки совпадут. Важно, чтобы ребенок уяснил, что правая рука всегда остается правой – меняется только положение предметов относительно друг друга. К четырехлетнему возрасту родители должны научить ребенка понимать значение слов «правый» и «левый». Для того, чтобы малышу было легко отличать, где право и лево, используйте специальные игры и упражнения. Кроме того, существует множество детских стишков, которые помогут научить ребенка ориентироваться в пространстве.
«Направо» и «налево» как движение в нужную сторону
Для чуть подросшего ребенка можно придумывать более сложные игры. В таких играх ему потребуется не только вспоминать, где право и лево, но и двигаться в этом направлении. Можно сопрягать обучение направлениям движения и счету. Например, вы можете просить ребенка с закрытыми глазами поворачиваться и/или делать определенное количество шагов в нужную сторону. Потом малыш должен все также с закрытыми глазами отгадать, где он оказался. В такую игру прекрасно играть с ребенком примерно трех лет. Если он совсем не знает счет, вы просто можете его просить: «повернись налево, шагни, шагни, повернись направо»» и т.д. В такой игре ребенок не только запоминает, где право и лево, но и учится ориентироваться в пространстве.Ориентация на листе
Только после того, как ребенок выучил на собственном теле, где правая и левая стороны, можно учить его ориентироваться на листе бумаги. Не обязательно придумывать сложные и замысловатые игры. Просто когда ребенок садится рисовать, просите его изобразить что-то справа или слева на листе. Сначала лучше использовать только одно понятие в инструкции: «нарисуй солнышко на правой стороне». Уже потом можно присоединять понятия верх/низ и давать более сложные инструкции: «изобрази травку слева внизу листа», например. Можно покупать специальные тетради для занятий с ребенком. Выбирайте такие, которые подходят ему по возрасту. В них вы не только можете выполнять имеющиеся задания, но иИгры на изучение право лево – больше не перепутаем
Здравствуйте, родители дошкольников, коллеги-педагоги и все, кто зашел на огонек! Татьяна Сухих подготовила новый материал: «Игры на изучение право лево». Думаю, эта тема заинтересует многих моих читателей, у кого есть детки детсадовского возраста, поскольку малыши поголовно путают направления. Удивительно, но встречаются вполне взрослые люди, которые не сразу соображают, где направо, а где – налево.
Содержание статьи:
Принципы формирования у дошкольников пространственных представлений
Моделирование полной и адекватной картины мира в сознании ребенка невозможно без формирования знаний о пространстве, взаимосвязи предметов между собой и о своем месте в этом самом пространстве. Помимо представлений о величине и форме, дети осваивают способы ориентирования с помощью определения направления: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади и т.п.
Самую большую путаницу вызывает необходимость определить право-лево. На первый взгляд, просто. В чем проблема, спросите вы? Научится различать со временем. Но скажу как педагог, если не уделить этому вопросу достаточно времени до школы, то в первом классе ребенок будет испытывать сложности на уроках по математике, физкультуре, хореографии. Необходимость сообразить, где правая рука или нога, вызовет задержку с ответом или действием.
И вот день за днем это отставание станет причиной тревожности, закомплексованности и т.п. Напугала вас? Простите, но без нормального освоения предметного и социального пространства трудно чувствовать себя уверенно. Сделайте это для своих детей – научите их без запинки определять правое и левое направление.
Ориентировка формируется у малышей поэтапно: сначала на себе, своем теле ребенок учится различать эти понятия. Затем осваиваются пространственные представления по ориентирам из окружающей среды. Дальше ребенок начинает воспринимать вербальные определения по направлениям, а потом наступает этап применения полученных знаний в реальном пространстве и на плоскости.
Итак, становится понятно, почему обучение двум основным направлением начинается с определения, где рука правая, а где – противоположная. Затем тренируемся определять месторасположение предметов относительно других предметов или ориентиров (справа от стола, налево от двери), попутно учимся отражать пространственные представления в речи.
Как сформировать пространственные представления у дошкольников? Внимательные мои читатели сразу ответят: только через игру.
Приемы обучения ориентировке
Начиная с самого раннего возраста, можно и нужно декламировать потешки при выполнении массажа, зарядки. И уже сейчас акцентировать внимание на правой ручке, левой ножке. Это отложится в памяти малыша. Годам к двум ребеночек готов к тому, чтобы научиться определять по своим ручкам и ножкам эти два направления. Самое логичное: во время любых ежедневных дел проводить небольшие тренировки.
Примерно так: возьмем ложечку в правую ручку, хлебушек – в левую. Ушибся? Какая ножка болит: правая или левая? Сейчас поцелую правую щечку, теперь левую и т.п. Если спонтанное обучение не дало реальных результатов к среднему дошкольному возрасту, займемся целенаправленно.
Повяжем ленточку на правую руку и проведем серию обучающих мероприятий:
- Зажигательный танец под пение:
Ручку правую – вперед, а потом ее – назад,
И опять ее – вперед, и немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги! По-во-ра-чи-вай-ся!
В этой песенке хорошо то, что можно подставлять слова: противоположную ручку, затем нога пойдет в пляс.
Вот – левая и правая (протягиваем по очереди ручки вперед ладошками вверх)
Их только так зовут (поднимаем обе ручки вверх)
Подружки неразлучные всегда вдвоем идут (шагаем на месте)
Вот правая и левая вдвоем гулять пошли (шагаем, высоко поднимая колени и хлопая ладошками по коленкам)
И вдруг ужасного зверька нашли (остановились)
Открыл он пасть и «р-р-р» на них! (пальцы растопырили, сложили руки вместе и имитируем пасть)
Вот левая и правая домой рванули вмиг! (машем ладошками)
Смотрите: обе тут (протягиваем руки вперед)
Но только позабыли, как их теперь зовут (пожимаем плечиками)
Где правая, где левая, не разобрать самим (протягиваем поочередно руки вперед)
Скорее посмотрите и подскажите им! (теперь дети самостоятельно называют).
Кстати, есть отличное пособие по пальчиковым занятиям на определение направлений: «Играем с пальчиками. Развиваем мелкую моторику рук и устную речь. Учимся счету. Осваиваем понятия «выше», «ниже», «сверху», «снизу», «право», «лево» и др.» Здесь представлены потешки, стишки для малышни. Возьмите идеи для себя!
Дидактические игры на ориентировку
С детками среднего и старшего возраста нужно проводить дидактические забавы на закрепление умения без запинки определять противоположные руки-ноги, а также органы на обеих половинах тела (правое плечо, левое ухо и т.п.) Кроме того, приступаем к пространственному ориентированию и определению направления по отношению к предметам.
Очень хорошо «работают» игры на поиск сюрприза, клада. Это можно делать по составленным схемам-рисункам, где задача, «шагать» по клеточкам или стрелкам в заданном направлении, чтобы прийти к «кладу». Либо можно поиграть в подвижную игру, где ведущий направляет игрока «Повернись направо, пройти прямо три шага, теперь налево» и т.п.
Нравится детям такая забава: закрываем глаза, ведущий звонит колокольчиком, а дети определяют, откуда слышен звук и называют сторону направления.
Настольные забавы по ориентированию широко представлены в продаже, например: «Самые нужные игры. Кто в домике живет. Игры для развития зрительного внимания и ориентировки в пространстве детей 5-8 лет». Суть в том, что ребенок, выполняя задания типа: поставь фишку на правую клеточку, определи, что находится слева от квадрата, легко научится ориентироваться.
Чрезвычайно эффективны «геометрические диктанты»: кладется лист в крупную клеточку и ребенок на слух выполняет задания взрослого, типа, нарисуй красный квадрат в правом нижнем углу, слева от квадрата нарисуй синий треугольник. Это, конечно, для подготовительной группы задача.
Для старших дошкольников также полезной будет работа со схемами-инструкциями. Нарисуйте схему комнаты и стрелочками укажите, куда двигаться в поисках загаданного предмета.
Отличный вариант – интерактивная игра с использованием одноименной доски на определение двух противоположных направлений. Есть, кстати, хороший материал для установки на компьютер: «Интерактивные речевые игры. Компакт-диск для компьютера» .
Кроме того, стоит использовать на пользу развивающие возможности планшетов и других гаджетов: вместо пустых игр найдите ребенку забавки на пространственную ориентировку.
Итак, надеюсь, ваши детки легко и просто научатся различать направления и ориентироваться в пространстве. А вас попрошу выполнить мою стандартную просьбу: поделитесь, знаете, чем и подпишитесь, известно, на что…
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Опубликовано: 20.05.2015
Приветствую Вас друзья с вами, как всегда Татьяна Сухих! Игры на…
Опубликовано: 22.07.2015
Здравствуйте уважаемые гости блога! Продолжая говорить об играх на улице, хочется…
Опубликовано: 13.11.2016
Привет, дорогие мои! Недавно я затрагивала тему снежных построек к…
Учим детей различать «лево» и «право» в увлекательной игровой форме.
Как мы узнаем, где «право» и «лево»? Ученые считают, что что этот процесс связан с внутренним самоощущением левой и правой сторон тела. Это следует обязательно принимать во внимание при обучении детей понятиям «справа» «слева». Поэтому начинайте обучение детей с помощью их тела и только потом переходите на изучение обуви, перчаток и сторон света.
Учим определять правую и левую руку
Сначала научите ребенка определять правую и левую руку. В возрасте около 3 лет выражается доминирующая рука. Присмотритесь, какой рукой малыш чаще берет вилку и ложку, рисует, бросает мяч. У большинства детей такой рукой будет правая. Поэтому говорите ему – правая рука, это та, которой ты рисуешь. Когда он это запомнит, он определит, что другая рука (которой он не держит карандаш) – левая. После того, как ребенок научится определять левую и правую руку, объясните, что все части тела, которые находятся с правой стороны, тоже правые — нога, ухо, глаз, колено, локоть, а с левой стороны – левые. Закрепляйте эти понятия в процессе повседневных занятий, например, сопровождая процесс одевания пояснениями. Дети любят выполнять упражнения на внимание, например, «дотронься левой рукой до правой ноги», «дотронься правой рукой до левого уха» и т.д.
Учим определять правую и левую стороны
В возрасте около 4-5 лет дети должны уметь определять направления и отношения между предметами, а также использовать эти знания: располагать и перемещать предметы, передвигаться в указанном направлении. Объясните ребенку, что все то, что ближе к правой руке – находится справа, с правой стороны, что ближе к левой руке – слева. Это касается и направлений – направо, налево. Поиграйте в игры на освоение линейного пространства – поставьте в ряд игрушки и загадайте одну из них. Пусть ребенок попробует угадать, какую игрушку вы задумали. В случае неправильного ответа направляйте его, используя слова «левее», «правее».
Во время прогулки обращайте внимание на маршрут: «сейчас мы повернем направо», «слева от нас проехал автобус». Многие дети учатся определять направления движения, слушая навигатор в машине их родителей. Вначале они слышат: «через 100 метров поверните налево», последующий поворот машины налево помогает в определении левой стороны. Прекрасным упражнением на закрепление понятий «лево», «право» у дошкольников являются графические диктанты, во время которых дети рисуют линии по клеточкам в нужном направлении под диктовку взрослого.
Зеркальное отражение
Самое сложное — это научить ребенка определять право и лево по отношению к собеседнику. Оденьте с ребенком браслеты или часы на правую руку и станьте лицом к друг другу. Пусть ребенок посмотрит, что предмет (часы или браслет) оказался перевернутым, так как положение предметов относительно друг друга изменилось. Можно проделывать подобное упражнение и с зеркалом.
Почаще употребляйте термины «лево» и «право» в повседневной речи – и ребенок без труда выучит эти жизненно важные слова.
Марина Алексейчик
Как легко научить ребёнка различать лево и право?
Содержание:
03.07.19 10:00 / 👁751 (34 за неделю) / ⏱️4 мин. /Как люди определяют, где «лево», а где «право»? Учёные видят здесь самоощущение соответствующих сторон тела. Этим и следует руководствоваться при обучении этим пространственным понятиям детей. Проще всего для начала использовать в их обучении их собственное тело, затем переходить к обуви, варежкам и сторонам света.
Когда пора объяснять?
Процесс усваивания сторон растягивается на период 2-6 лет. Почему важно сделать это вовремя? Это помогает ребёнку ориентироваться в пространстве, а также развивает мышление и память. Если этим пренебречь, то у ребёнка возникнут проблемы на занятиях танцами или спортом, замедлится интеллектуальное развитие. Ему труднее будет считать, выполнять упражнения, подготавливающие к письму. В целом же, ухудшится школьная успеваемость.
1. Ребёнок должен усвоить, где у него левая рука и где правая
Примерно в трёхлетнем возрасте у детей выявляется доминирующая рука. Достаточно присмотреться, какой рукой малыш обычно хватает ложку, бросает мячик, рисует. У двух из трёх детей такой рукой будет правая. Как легко научить ребёнка различать лево и право? Начать с того, что сказать, что правая рука – та, которой он любит рисовать, если он правша, конечно. Запомнив это, малыш сообразит, что другая рука, в которую он не любит брать карандаш, будет левой.
2. Научить определять левую и правую сторону
В 4-5 лет дети уже должны научиться определять направления и соотношение между предметами и применять эти знания: располагать предметы, перемещать их в указанном направлении.
Ребёнок должен усвоить, что все предметы, расположенные ближе к левой руке, находятся слева от него и наоборот. То же правило относится и к направлениям «налево» и «направо». Чтобы закрепить принципы направлений в пространстве, можно прибегнуть к играм, например, поставить в один ряд несколько игрушек и загадать одну из них. Задача малыша – угадать эту игрушку, а когда он укажет на не ту, его нужно направить с помощью слов «правее» или «левее».
Во время прогулки можно комментировать свой маршрут, говоря вслух, что сейчас будет поворот налево, а справа только что проехала машина.
В наше время многие дети учатся определять направления движения с помощью навигатора, комментирующего езду родительской машины. Вначале они слышат, например, «через 50 метров поверните направо», а потом дожидаются поворота, понимая, где же находится правая сторона. В обыденной жизни при разговоре с ребёнком полезно акцентировать его внимание на положение предметов в пространстве. Например, спросить, где любимая кукла дочери и подсказать, что она сидит справа от кубиков или попросить принести носовой платок, лежащий в левом ящике комода.
3. «Налево» и «направо» как движение в правильном направлении
Когда малыш немного подрастёт, ему можно предлагать более сложные задания. Здесь ему потребуется уже не просто вспоминать, где лево, а где право, но и двигаться в нужном направлении.
Обучение направлениям можно совмещать с обучением счёту. Пусть малыш закроет глаза, а затем повернётся в требуемую сторону и сделает несколько шагов в том направлении. Потом, не открывая глаз, он должен угадать, где он находится. Подобная игра подойдёт для трёхлетних детей. Если малыш пока не освоил счёт, то им можно командовать, прося шагнуть, ещё шагнуть, ещё шагнуть, повернуть налево и т. д.
С помощью этой игры он не только закрепит знания о «право» и «лево», но и научится пространственному ориентированию.
19 Ориентировка в пространстве для дошкольниковВ дошкольном возрасте у детей значительные изменения претерпевает восприятие пространства. По мере о …
4. «Лево» и «право» с точки зрения другого человека
У каждого из нас своё «лево» и «право», и ребёнку нужно это усвоить. Это умение можно отрабатывать с помощью зеркала либо встав к малышу спиной, попросить его показать правую руку мамы. После этого на правые руки обоих повязать ленточки, а затем повернуться лицом к ребёнку. И снова спиной. При этом упражнении ребёнок должен запомнить, что правая рука всегда одна и та же, хотя он может видеть её с разных сторон маминого тела.
В зеркале же ребёнок увидит, что «хитрое» отражение повязало ленточку на левую руку, хотя у него она на правой – потому что это отражение, а не реальный предмет.
5. Активнее использовать игры для закрепления понимания понятий право и лево
Есть множество подвижных и настольных игр, где движения нужно выполнять в разные стороны. Они поспособствуют тому, как легко научить ребёнка различать лево и право.
Дошкольникам 5-7 лет можно предложить графические диктанты, где детям приходится под диктовку взрослого вести линии по клеткам в нужном направлении. Детям более младшего возраста такое занятие будет выполнять трудновато. Взрослый словами задаёт направление, а ребёнок ведёт карандашом линию строго по клеточкам, поворачивая в нужную сторону по команде. В результате должен получиться определённый рисунок. Поначалу эти узоры должны быть простыми, а когда малыш приноровится, то задачу можно усложнять.
С помощью подобных графических диктантов можно получить вполне смысловые рисунки: крепости, машины, животных, любые другие предметы. Подобные инструкции для рисунков графических диктантов есть в специальных тетрадках для подготовки к школе, но можно их придумывать и самостоятельно.
Главное, чтобы бумага была обязательно в клеточку, причём размер её должен определяться возрастом малыша – чем старше он будет, тем клеточки можно брать мельче. Конечно, перед проведением графического диктанта ребёнку не следует показывать рисунок, который в итоге должен у него получиться.
2 | 0 |
Вы можете оставить здесь свой комментарий.
Развивающая игра «Право-лево, верх-низ»
Здесь Лисёнок Бибуша подготовил для вас новую развивающую игру, направленную на развитие пространственного мышления детей, которая подойдет ребятам дошкольного, а также младшего школьного возраста. Игра включает в себя 10 уровней, с приятной детской озвучкой каждого задания. В процессе игры малыши научатся различать, где лево, где право, закрепят знания таких понятий как: «вверх, вниз», «за, перед», «над, под», но для этого им необходимо будет правильно ответить на 10 вопросов.
В каждом уровне игры ребенку предлагается внимательно рассмотреть две картинки, прослушать задание и выбрать нажатием мышки ту картинку, которую он считает правильной. Если выбор малыша окажется действительно верным, он сможет прослушать одобрительный комментарий в свой адрес и пояснение, почему именно этот, а не другой вариант ответа правильный. Например: на верный ответ в задании: «На какой картинке божьи коровки ползут вниз?», ребенок услышит: «Правильно! На другой картинке, божьи коровки ползут вверх».
Играть онлайн «Право-лево, верх-низ»
Если игра загружается не до конца — обновите страницу!
Также тебе понравятся и другие игры от лисенка Бибуши:
А еще для развития логического мышления можете скачать наши развивающие задания:
Логические задания для дошкольников — Скачай и распечатай
В этом разделе вы найдете логические задания для дошкольников, которые помогут вам максимально подготовить ребенка к школе, стимулируя его мышление и любознательность.
Учим малыша различать право и лево
Ориентирование в пространстве – вещь не просто нужная, а необходимая. У детей пространственное мышление малыша можно начинать развивать с самого раннего возраста. И если с понятиями вверх-вниз, сзади-спереди ребенок, как правило, справляется очень быстро, то вот лево и право многие малыши могут путать даже в начальной школе.
Как этого избежать? Играючи.
Вы же помните, что с малышами нужно говорить даже когда сами они еще только агукают и лепечут? Так вот, говорите с крохой обо всем и называйте вещи своими именами. Это касается и схемы тела, ведь именно с нее начинается знакомство ребенка с понятиями право и лево.
Совет:
Находясь с малышом в комнате, обращайте его внимание на углы: что стоит в правом, а какая игрушка грустит в левом?
- Одевая малыша, комментируйте, что надеваете ботинок на левую ножку, а теперь на правую. То же самое проделывайте с носочками, варежками, брюками и кофтами. Левый рукав, правый рукав. Это лишь кажется, что так ничему не научишь. Это самое настоящее обучение, да еще какое, ведь оно систематическое, ежедневное, и волей неволей малыш сначала просто запомнит, а потом и соотнесет, где же у него левая рука, а где правая нога.
- Поглаживая малыша и разучивая с ним части тела, сразу называйте, где левое ушко, где правое ушко, где левый глазик, где правый глазик. Вы удивитесь, но у маленьких детей очень сильная ассоциативная память, он будет легко вспоминать, за какую ножку его трогала мама, говоря «левая», и показывать её будет правильно!
Когда первый этап с постоянным упоминанием и демонстрацией пройден, можно переходить к этапу закрепления знания в играх.
«Слушай мою команду!»
Эта забавная игра очень радует детей, особенно если проводить ее под веселую музыку. Мама или папа становится ведущим и раздает команды: «Поднять правую руку, попрыгать на левой ноге, поднять левую руку, потопать правой ногой» и так далее.
Совет:
Возьмите погремушку. Погремите ей над одним ушком ребенка, затем над другим приговаривая «Погремушка, погремушка, позвони скорей у ушка, ты над левым позвони, ты над правом позвони»
Дальше можно присоединять команды «Потрогай левое ушко, закрой правый глазик» и т. п. Самое главное: меняться с малышом местами! Так ему будет гораздо интереснее.
«Рисование ладошками»
Берем две краски, для каждой руки свой цвет. И предлагаем малышу сделать отпечаток левой ладошки красной краской, а правой ладошки зеленой краской. Затем можно порисовать сначала левой рукой, потом правой рукой. Вдвойне интереснее и веселее, если мама тоже будет рисовать с переменой рук. А потом — двумя сразу!
«В какой руке»
Эту игру обожают все дети. Вот только задача не просто указать в какой руке спрятан предмет, а назвать ее. Поначалу у ребенка могут возникнуть проблемы с зеркальным отображением, но ваша задача сразу называть свою руку правильно, только в этом случае малыш сможет осознать, где на самом деле лево и право для него, а где для вас и соответственно правильно выстроить схему своего тела.
Совет:
В детском саду и на занятиях по раннему развитию деткам нередко повязывают ленточку или платочек на правую руку или ногу, чтобы они запоминали, с какой ноги идти в танце или какой рукой надо делать движения.
«Бросаем мяч»
После того, как в рамках собственного тела малыш начал хорошо ориентироваться в понятиях право-лево, пора переходить к ориентации в пространстве. Лучше играть на улице, не боясь угодить мячом в телевизор или в любимую вазу. Нужно бросать мяч то левой, то правой рукой и менять направление. Сейчас бросаем вверх, потом вниз и бьем о землю, после бросаем влево, бросаем вправо.
«Клеточный диктант»
Этот вариант подходит для старших дошкольников, но первые попытки можно сделать уже в возрасте 3 лет. Берем тетрадь в клеточку и яркую цветную ручку. И даем малышу команды. «1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 3 клетки влево» и т. д. Существуют целые пособия и рабочие тетради с такими диктантами, если правильно выполнить, то можно увидеть настоящую картинку (к когда соединяешь точки по цифрам, например)
«Где живет игрушка?»
Для этой игры потребуется два стула. И игрушки. Рассаживаем зверей по местам и спрашиваем малыша, на каком стуле сидит медведь, а на каком лев. После можно усложнить задачу и попросить малыша пересадить игрушку с левого стула на правый и наоборот.
Ну и напоследок прекрасное упражнение из серии «Музыка с мамой» Железновых. Занимайтесь, обучайтесь и играйте, и скоро ваш малыш перестанет путать ножки и ручки, и, услышав на улице инструкцию: «Поворачиваем направо» будет уверенно идти в нужную сторону.
Левая и правая
(песня-упражнение из серии «Пальчиковая гимнастика» Е. Железновой)
Вот левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Их только так зовут (держать обе руки поднятыми).
Подружки неразлучные
Всегда вдвоём идут (ударять ладошками по коленям, имитируя ходьбу).
И левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Пошли одни гулять (ударять ладошками по коленям, имитируя ходьбу)
Нашли большую лужу
И стали в ней скакать (одновременно двумя руками бить по коленям).
Все мокрые холодные
Идут они едва (медленно ударять ладошками по коленям, имитируя ходьбу)
Вдруг левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе).
Повстречали льва.
А он открыл такую пасть (изобразить руками пасть льва: кисти рук прижать, пальцы обеих рук не должны соприкасаться друг с другом)
И страшно так рычит ( то соединять, то разъединять пальцы рук)
Что левая (ударить левой рукой по колену) бежит домой
И правая (ударить правой рукой по колену) бежит.
До дома добежали (поднять руки над головой, изобразив крышу).
Смотрите: обе тут (показать обе руки).
Но только позабыли
Как их теперь зовут (пожать плечиками).
Где левая, где правая
Не разобрать самим (пожать плечиками, руки в стороны).
Скорее посмотрите
И подскажите им
Ручку правую вперед,
А потом ее назад
И опять ее вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги
По-во-ра-чи-ва-ем-ся!
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придешь домой!
Автор: И. Токмакова
Где право, где лево
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» — раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.
Автор: Валентин Берестов