gotovy_test_po_teorii_menedzhmenta
I:
S: Системный подход к управлению рассматривает менеджмент как:
+: сложную совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем
-: реализацию совокупности общих и специальных функций управления
-: использование различных методов управления в зависимости от конкретной ситуации
-: систему, основанную на разработке и реализации комплекса стратегических, тактических и оперативных целей управления
I:
S: Под превентивным управлением в менеджменте понимается:
+: устранение возможности возникновения потенциальных проблем
-: поиск возможных управленческих проблем
-: устранение отклонений в процессе управления
-: изучение внутренних и внешних симптомов проблемы
I:
S: К универсальным принципам управления, сформулированным А.Файолем, относится:
+: подчинение личных интересов интересам организации
-: делегирование полномочий
-: проявление власти эксперта
-: личная культура руководителя
I:
S: Один из основных принципов управления по Анри Файоля гласит: «Власть не отделима от »:
+: ответственности
-: коррупции
-: администрации
-: прибыли
I:
S: К основным задачам деятельности менеджера в организации относится:
+: поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний
-:добиться устранения конкурентов на рынке труда экономическими методами
-:организовать выпуск собственной продукции по минимальным ценам
-:осуществлять контроль за четким соблюдением режима рабочего дня
I:
S: Делегирование полномочий в теории менеджмента является составной частью процесса:
-: концентрации
-: централизации
-: деконцентрации
I:
S: С повышением уровня управления удельный вес заданий по менеджменту… +: возрастает
-: падает
-: не меняется
-: сокращается до нуля
I:
S: К общим закономерностям управления можно отнести:
-: закономерность преимущественной эффективности сознательного планомерного управления
-: закономерность больших затрат ресурсов для эффективного управления
-: закономерность преобладания управляемой системы над управляющей в организации
+: закономерность инерции управления
I:
S: Информация об исполнении команд и состоянии объекта управления, поступающая объекта к субъекту управления, в менеджменте называется термином:
+: «обратная связь»
-: «прямая связь»
-: «коммуникационная сеть»
-: «интегральная связь»
I:
S: Набор поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению, организации и/или конкретной должности менеджера в теории менеджмента обозначается термином:
+: «роль руководителя»
-: «коммуникационные навыки»
-: «имидж менеджера»
-: «оперативное управление»
I:
S: Атрибутом автократичного стиля управления является:
+: директивность
-: инициативность
-: децентрализация полномочий
-:преобладание неформальных коммуникаций
I:
S: Деловыми качествами, относящимися к организаторским способностям руководителя, не являются:
-: знание и умение использовать формы морального поощрения
+: знания и умение работать по приказу
-: способность своевременно оказаться в критической точке производстве работ и решить проблему на месте
-: способность повести за собой подчиненных при решении задач управления
I:
S: Этичное управленческое поведение в теории менеджмента характеризуется как поведение, которое:
-: законно
-: приемлемо для большинства людей
+: соответствует морали большей части общества
-: не противоречит концепции равных возможностей
I:
S: На практике под термином лидерство чаще всего подразумевают ### лидерство:
+: неформальное
-: формальное
-: харизматическое
-: деструктивное
I:
S: Термин «партнерство» в теории менеджмента обозначает:
-:совместное участие в каком-либо процессе деятельности организации
+: объединение усилий для решения проблемы -: что партнер разделяет вашу точку зрения на данный вопрос и поддерживает ее в различных ситуациях
-: меньшую степень влияния на участников какого-либо процесса
I:
S: Термин «власть» в теории менеджмента обозначает:
+: возможность влиять на поведение других лиц
-: поведение одного лица, которое вносит изменение в поведение другого
-: манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации
-: наличие неофициальных источников информации в организации
I:
+: учитывать интересы каждого члена группы
-: иметь авторитет
-: иметь управленческое образование
-: составлять план действий
I:
S: Термином «коммуникационный процесс» в теории менеджмента принято обозначать:
+: обмен информацией
-: делегирование полномочий
-: систему обратной связи
-: оперативное управление
S: К требованиям, предъявляемым к управленческой информации не относится:
+: образность
-: адресность
-: оперативность
-: достоверность
I:
S: Элементом эффективного коммуникационного процесса не является:
+: посредник
-: информация
-:способ передачи информации
-: шум
I:
S: Процесс общения на основе мимики, жестов, взглядов называется ### коммуникацией ### :
+: невербальной
I:
S: Сбор, обработка, накопление, хранение, поиск и распространение информации в теории менеджмента обозначается термином:
+: «информационные процессы»
-: «информационная система»
-: «коммуникационная система»
-: «информационная технология»
I:
S: Формализованность правил и процедур обмена информацией характерна для ### организации:
+: бюрократической
I:
S: Повышению эффективности коммуникационного процесса в большей степени способствует:
+: регулирование информационных потоков
-: барьер коммуникационного процесса
-: его бюрократизация
-: латеральные мышление
I:
S: К видам каналов информации в организации не относятся:
+: структурные подразделения по разработке, созданию и обработке документов
-: глобальные информационные сети
-: решения, распоряжения администрации
-: неофициальные источники информации в организации
I:
S: Основным принципом эффективного использования информационных ресурсов сети Интернет в деятельности организации является:
+: достоверность информации
-: авторитетность, репутация источника информации
-: стоимость услуг
-: форма, способ передачи информации
I:
S: Для осуществления процесса мотивации наиболее существенны результаты ### контроля.
+: преактивного
I:
S: Система эффективного контроля должна обладать следующими характеристиками: своевременностью, гибкостью, простотой и ### :
+:экономичностью
-: структурностью
-: формализованостью процедур
-: многовариантностью методов и способов проведения контроля
I:
S: Термин ### в теории менеджмента обозначает процесс, при помощи которого руководство получает информацию о состоянии дел по выполнению плана в ходе решения управленческих задач.
+: «контроллинг»
I:
S: Предварительный контроль на конкретном участке ведения работ предусматривает предупреждение нарушений установленных правил ведения работ и предшествует процессу:
+: осуществления хозяйственных операций
-: планирования
-: анализа среды организации
-: установки производственного оборудования на данном участке
I:
S: Задачами проведения текущего контроля в теории менеджмента не могут быть:
+:сопоставление итоговых фактических результатов с запланированными
-: выявление нарушений и нарушителей
-: проверка эффективности и оптимальности выбранного варианта действий
-: исследование морально-психологического климата в коллективе
I:
S: В теории менеджмента термин «объект контроля» наиболее полно отражает совокупность понятий:
+:«персонал, процессы, ресурсы, структура организации»
-: «предприятия, организации»
-: «управляющая и управляемая подсистемы организации»
-: «внутренняя и внешняя среда организации»
I:
S: Координационные действия по управлению производственно-хозяйственным механизмом в организации осуществляются посредством:
+: проведения совещаний, личных контактов между руководителями
-: вынесения решения соответствующих вопросов на общее собрание акционеров этой организации
-: внедрения эффективной системы премирования
-: снижения затрат на производство и реализацию продукции
I:
S: К методам и способам координационных действий в теории менеджмента следует относить:
+: процессы согласования рабочих планов и графиков, внесения в них необходимых корректировок
-: сбор и анализ информации о состоянии внешней среды
-: разработка и апробация системы вознаграждения
-: прогнозирование и моделирование предполагаемых процессов
I:
S: К целям координации и регулирования деятельности в организации не относится:
-: сопоставление ресурсов, возможностей и целей развития организации
-: установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов
+: анализ использования ресурсов, достижения возможностей и целей развития организации
-: корректировка направления и скорости развития отдельных структурных подразделений
I:
S: Координацию деятельности подразделений организации с точки зрения теории и практики менеджмента осуществляют менеджеры:
+: высшего звена
-: низшего звена
-: штабной структуры
-: производственных структур
I:
S: Метод мозгового штурма в принятии управленческого решения применяется в тех случаях, когда:
+: имеется минимум информации о проблеме и установлены сжатые сроки
-: решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована
-: в организации нет специалистов по рассматриваемой проблеме
-: есть возможность ориентироваться на уже апробированные варианты решения проблемы
I:
S: Использование математических моделей в принятии управленческого решения позволяет дать ### характеристику проблемы и найти оптимальный вариант ее решения.
+: количественную
I:
S: В тех случаях принятия управленческого решения, когда задача полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена математическими методами, обычно применяются методы:
+: экспертных оценок
-: теории игр
-: математического моделирования
-: информационного программирования
I:
S: Метод мозгового штурма в принятии управленческого решения ориентирован на:
+: коллективную выработку творческих идей
-: разработку детального алгоритма процесса решения проблемы
-: применение единоличной власти эксперта
-: выработку специалистами творческих идей при помощи ассоциаций
I:
S: В качестве экспертов при применении методов экспертных оценок в принятии управленческого решения не могут выступать лица, не обладающие:
+: специальными знаниями и опытом по проблеме
-: стажем работы более 10 лет в данной организации
-: ученой степенью в соответствующей области науки
-: определенным уровнем доверия по отношению друг к другу
I:
S: Выдвижение предложений по решению проблемы во время мозгового штурма в процессе принятия управленческого решения не подразумевает:
+: критики высказываний
-: фиксирования предложений
-: внимания к высказываниям со стороны коллег
-: наличия специальных знаний у предлагающего их эксперта
1-В, 2-Б, 3-А
I:
S: Обмен мнениями по вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и привлечением всех ее участников в методологии принятия управленческого решения называется методом:
+: дискуссий
-: симпозиума
-: инверсии
-: мозгового штурма
I:
S: Содержательные теории мотивации основаны на анализе:
+: потребностей человека
-: причины существования организации
-: категорий конкретного конечного состояния организации или желаемого результата ее деятельности
-: стратегии развития персонала
I:
S: Процесс мотивации труда в организации не включает в себя:
-: сдельную оплату труда работников, временно привлеченных со стороны по контракту для выполнения конкретного вида и объема работ
-: негативную мотивацию
+: ценностное мотивирование
-: прямое стимулирование
I:
S: Процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации в теории менеджмента называется термином:
+: «мотивация»
-: «стимулирование»
-: «руководство»
-: «контроль»
I:
S: Теории мотивации в менеджменте подразделяются на две категории:
+: содержательные и процессуальные
-: сущностные и формальные
-: организационные и процессуальные
-: системные и процессуальные
I:
S: В соответствии с теоpией мотивации Геpцбеpга, к гигиеническим факторам относятся:
+: отношения с коллегами
-: пpодвижение по службе
-: пpемиpование
-: похвала на общем собрании перед коллегами
I:
S: Новизна теоретических обобщений, сделанных в комплексной модели мотивации Портера-Лоулера заключается в том, что:
-: результативный труд ведет к удовлетворенности работников
-: удовлетворенность от совершенных трудовых действий повышает результативность труда работников
-: результативность труда растет при улучшении условий труда
-: результативность труда не зависит от удовлетворенности работников
I:
S: Потребность во власти выделяется отдельно в теории мотивации:
+: МакКлелланда
-: Маслоу
-: Герцберга
-: справедливости
I:
S: Мотивация как комплекс мероприятий в процессе управления и организации персонала не вызывает с его стороны:
+: управленческого воздействия
-: качественное выполнение работ
-: инициативность
-: выполнение работ в больших объемах
I:
S: К формам нематериального стимулирования относится:
+: грамота
-: премия
-: зарплата
-: производимая продукция
I:
S: К мотивам трудовой деятельности не относятся мотивы:
-: сопротивления
-: подчинения
+: безопасности
-: приобретения
I:
S: В состав управляющей подсистемы организации входят:
+: руководители и органы управления
-: социальная и экономическая подсистемы
-: производственная и экономическая подсистемы
-: элементы иерархии организации
I:
S: К внешним ситуационным факторам, влияющим на качество функционирования организации, относятся:
+: конкуренты
-: люди
-: структуры
-: задачи
I:
S: Переменную, используемую для исследования среды организации, в менеджменте называют:
+: фактор, условие
-: имидж
-: функция
-: инфраструктура
I:
S: Атмосфера в коллективе организации, обычаи, нравы, ожидания сотрудников с точки зрения теории менеджмента в совокупности формируют:
+: культуру организации
-: имидж организации
-: факторы успеха организации
-: инфраструктуру организации
I:
S: Под внешней средой организации понимается:
+: вся совокупность факторов, ее окружающих
-: группа организаций в той же отрасли
-: комплекс факторов ее окружающей среды
-: условия функционирования организации
I:
S: Целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого, в теории менеджмента называется:
+: системой
-: комплексом
-: общностью
-: подразделением
I:
S: Совокупность стадий, которые проходит организация в период своего существования, называется:
+: жизненный цикл организации
-: возраст организации
-: эволюция организации
-: прогресс организации
I:
S: Фирма, выполняющая для нашей организации заказы по оказанию рекламных услуг, относится к среде:
+: непосредственного делового окружения
-: внешней
-: внутренней
-: общественной
I:
S: Организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур называются:
+: неформальными
-: некоммерческими
-: оперативными
-: венчурными
I:
S: К составляющим внешней среды прямого воздействия не относятся:
+: специалисты службы снабжения
-: конкуренты
-: потребители
-: поставщики
I:
S: Организационная структура, позволяющая быстро приспосабливаться к меняющимся внешним условиям и изменению целевых установок, в менеджменте называется:
+: адаптивной
-: линейной
-: функциональной
-: матричной
I:
S: Процесс передачи полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий называется ### полномочий.
+: делегированием
I:
S: Система связей и полномочий, объединяющая людей для достижения целей организации, в управлении называется термином:
+: «организационная структура»
-: «организационная цель»
-: «координация»
-: «интегрированная система»
I:
S: Для небольшой фирмы, производящий один или несколько видов продукции или услуг, с точки зрения теории менеджмента наиболее приемлема ### организационная структура.
+: линейно – функциональная
I:
S: Большим дублированием функций управления характеризуется ### организационная структура:
-: проектная
+: дивизиональная
-: функциональная
-: линейно-функциональная
I:
S: Основными факторами формирования продуктовой организационной структуры являются:
+: виды товаров и услуг, производимых организацией
-: группы покупателей продукции организации
-: географические регионы деятельности организации
-: производственные и хозяйственные функции в организации
I:
S: Права менеджера использовать определенные ресурсы организации, а также направлять усилия отдельных сотрудников на выполнение тех или иных задач являются сутью термина:
+: «полномочия»
-: «делегирование»
-: «ответственность»
-: «власть»
I:
S: Функция менеджмента, имеющая целью сформировать управляющую и управляемую подсистемы, установить рациональные связи между ними, называется:
+: организация
-: планирование
-: контроль
-: проектирование
I:
S: Согласно теории менеджмента полномочия бывают:
+: линейными
-: линейно-функциональными
-: линейно-штабными
-: функционально-штабными
I:
S: Под организационной структурой управления в менеджменте понимается:
+: упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого
-: иерархическая совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях взаимного подчинения
-: совокупность самостоятельных элементов, находящихся между собой в экономических взаимоотношениях, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого
-: система взаимосвязанных производственных подразделений, ориентированных на достижение целей деятельности организации
I:
S: Менеджмент- это:
+: управление людьми с целью получения прибыли
-: экономические отношения в сфере внешней деятельности хозяйствующих субъектов при взаимодействии зарубежными организациями
-: вид человеческой деятельности, направленный на поиск и удовлетворение нужд и потребностей потребителя путем обмена
-: достижение определенного результата или желаемого
I:
S:Общие характеристики организации:
+: ресурсы,
+: технология,
-: зависимость от внешней среды,
+: разделение труда,
+: необходимость управления.
I:
S: По уровню конкуренции рынки делятся на:
+: высококонкурентные,
-: мировые,
+: монополистические,
+: олигополистические,
+: региональные,
I:
S: Французский ученый Файоль предложил ### принципов управления:
-: 10
-: 20
+: 14
-: 16
I:
S: Школа человеческих отношений сформировалась в ###:
-: 1920-1950 г.г.
+: 1930-1950 г.г.
-: 1885-1920 г.г.
-: 1865-1900 г.г.
I:
S: Вклад Макса Вебера в развитие управленческой мысли состоит в разработке:
+: теории бюрократического построения организации и системы управления
-: иерархической теории потребностей
-: двухфакторной теории мотивации
-: концепции человеческих отношений
I:
S: Заслуга Элтона Мэйо заключается в том, что он:
-: впервые применил в управлении научные методы
-: сформулировал принципы построения идеальной (бюрократической) организации
-: создал иерархическую теорию потребностей получившую название «пирамида потребностей»
+: разработал теоретические основы концепции «человеческих отношений»
+: возглавил хоторнский эксперимент, заложивший основы современной социологии труда
I:
S: Согласно теории ожидания В. Врума, стимул к эффективному и качественному труду работника зависит от сочетания трех факторов:
+: ожидания того, что усилия приведут к желаемому результату
+: ожидания того, что результаты повлекут за собой вознаграждение
+: ожидания того, что вознаграждения будут иметь достаточную ценность
-: ощущение власти
I:
S: К основным категориям менеджмента относятся:
+: функции
+: субъекты и объекты
+: методы
-: виды,
+: принципы..
I:
S: В список одиннадцати принципиальных ограничений менеджера по М. Вуддоку и Д. Френсису входят:
+: неумение управлять собой
-: неумение обращаться с оргтехникой
+: смутные личные цели
+: остановленное саморазвитие
+: неумение составлять деловую документацию
I:
S: Для модели управления «У» (по Д.М. Мак — Грегору) характерны:
-: постулат, что человек по природе ленив и безразличен к организационным нуждам
+: постулат, что люди способны принимать на себя ответственность , управлять своим поведением в организационных делах
-: поддержание субординации, разделение на управляющих и исполнителей,
+: исключительно контроль извне за поведением персонала
-: создание условий для того, чтобы люди могли достигать свои собственные цели
I:
S: Американский социолог Мери Паркер Фоллетт первой:
+: определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц»
+: применила в управлении научные методы
1. Понятие и сущность делегирования полномочий.
Делегирование полномочий — это процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации.
Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.
Делегирование полномочий преследует следующие основные цели [8]:
1. Разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текущей рутинной работы и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления;
2. Повысить дееспособность нижестоящих звеньев;
3. Активизировать человеческий фактор, как можно больше вовлечь и заинтересовать работников.
При этом необходим такой объем и масштаб делегируемых полномочий, который способствует профессиональному росту сотрудников, мотивирует их, обеспечивает удовлетворенность содержанием труда. Оптимальный объем делегирования зависит от различных факторов и, прежде всего, от возможностей реализации делегируемых полномочий данным работником, соответствия передаваемых работнику полномочий характеру принимаемых им задач.
Существуют две основные концепции делегирования полномочий [9, с. 117]:
— классическая — передача полномочий сверху вниз. Полномочия считаются делегированными, когда они переданы руководителем подчиненному;
— современная — принятие полномочий. Полномочия считаются делегированными, когда они приняты подчиненным. Исходя из этой концепции, подчиненный имеет право отклонить требования начальника.
Процесс делегирования полномочий состоит из следующих этапов [13, с. 407]:
I этап – поручение работникам индивидуальных конкретных заданий.
II этап – предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным.
III этап – формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.
Переходя к методу делегирования полномочий, руководитель не только определяет сроки исполнения, качество и объемы работы, но и конечные результаты, наделяя работников ответственностью за полную реализацию управленческого решения [12, с. 240]. Они договариваются о том, как оформить и представить результаты, а также о том, как эти результаты будут вознаграждаться. Работнику предоставляется право на риск, а значит, и право на ошибку, т.е. право самому выбирать наилучший способ достижения результата.
Также работники в определенных пределах наделяются правом планировать свою работу и определять методы ее выполнения; работникам разрешено принимать решения о начале и конце работы, о перерывах и о выборе приоритетов в работе; работники поощряются за поиск собственных решений проблем либо за решение проблем с помощью советов других членов группы, а не путем немедленного обращения к руководителю за помощью для решения возникшей проблемы [4, с. 297].
К числу основных принципов рационального делегирования в менеджменте относятся:
— единоначалие — сотрудник получает задания и отвечает за их выполнение перед одним начальником;
— соответствие — состав задач должен соответствовать характеру полномочий сотрудника;
— координация — состав полномочий должен динамично корректироваться в соответствии с новыми заданиями сотрудника;
— достаточность — масштабы ответственности не должны превышать индивидуальные возможности сотрудника;
— мотивированность — расширение ответственности должно мотивироваться повышением оплаты, влияния или лидерства.
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.
Ответственность – это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение [1, с. 96]. Поскольку ответственность представляет собой обязательство, которое отдельный работник берет на себя, то он не может ее делегировать или передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется ответственным за удовлетворительное (неудовлетворительное) завершение работы. Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия
Полномочие – это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач [6, с. 390]. Полномочия являются именно ограниченным правом, т.к. имеют пределы, определяемые правилами, должностными инструкциями. Работник, выходящий за рамки этих правил, превышает свои полномочия. Пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления. Но даже полномочия высшего руководства ограничены законами, культурными ценностями общества.
Полномочия бывают линейные и штабные [2, с. 361]:
1). Линейные полномочия — это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному. Делегирование линейных полномочий (скалярный процесс) создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд.
2). Штабные полномочия — это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.
Штабные полномочия бывают четырех видов [14, с. 51]:
— рекомендательные;
— обязательного согласования;
— параллельные;
— функциональные.
Рекомендательные полномочия штабного аппарата являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства. Введение процедуры обязательного согласования обеспечивает расширение рекомендательных полномочий и обязывает линейное руководство согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом.
Параллельные полномочия представляют собой дальнейшее расширение штабных полномочий и включают право отклонять определенные решения линейного руководства.
Функциональные полномочия означают предоставление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.
Необходимость реализации штабных функций и полномочий обусловила формирование специального штабного (административного) аппарата в организациях. В связи с различными полномочиями выделяют следующие основные разновидности административного аппарата:
— консультативный;
— обслуживающий;
— личный.
Консультативный аппарат формируется на временной или постоянной основе из специалистов определенного профиля, в обязанности которых входит консультирование линейного руководства по проблемам, требующим специальной подготовки (правовые проблемы, новейшая или специальная технология, обучение и повышение квалификации персонала и др.).
Обслуживающий аппарат наряду с консультативными функциями выполняет обслуживающие функции. К областям, в которых находит применение обслуживающий аппарат, относятся маркетинговые исследования, финансирование, планирование, материально-техническое снабжение и др.
Личный аппарат — это разновидность обслуживающего аппарата, формируемого из секретарей и помощников руководителя. Хотя в организациях сотрудники личного аппарата не имеют формальных полномочий, они могут обладать большой властью. 2. Централизация и децентрализация управления.
Делегирование полномочий тесно связано с понятиями централизация и децентрализация. Централизация означает концентрацию задач управления, а децентрализация — разделение задач по определенным признакам [3, с. 198].
Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. Главная цель делегирования полномочий — сделать возможной децентрализацию управления организацией [10]. Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передаются лишь полномочия. Всю ответственность продолжает нести старший руководитель.
При отсутствии делегирования полномочий управление организацией становится слишком централизованным. Уровень централизации тем ниже, чем больше решений принимается непосредственно на рабочих местах, которые незамедлительно выполняются и носят узкий, специальный характер. Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий и известными пределами компетентности, что ведет к снижению оперативности в принятии решений. Излишняя централизация ущемляет развитие инициативы представителей низшего звена руководителей.
Факторы, определяющие степень децентрализации управления [11, с. 392]:
— восприимчивость к новым идеям;
— готовность передать решение незначительных вопросов низшему звену управления;
— готовность доверять низшему звену управления;
— стремление осуществлять лишь общий контроль, а не почасовой, ежедневный.
Централизация и децентрализация управления могут развиваться как вширь, так и вглубь. В первом случае речь идет об увеличении числа подконтрольных данному субъекту проблем; во втором — об их более обстоятельной и детализированной проработке, которая в противном случае могла бы осуществляться на нижних этажах управленческой иерархии.
Степень централизации управленческих полномочий определяется следующими обстоятельствами:
— Издержками, связанными с принятием решений. Чем выше цена принятия решений, тем на более высоком уровне они должны рассматриваться.
— Размеры организации. Чем крупнее фирма, тем сложнее координировать деятельность внутри нее, и здесь возникает преимущество горизонтальных связей. В крупных фирмах необходима максимальная децентрализация полномочий и разбиение организации на ряд крупных блоков, руководство которых должно быть максимально приближено к уровню, на котором принимаются решения.
— Особенности исторического развития и традиции;
— Характер и мировоззрение высших руководителей;
— Наличие необходимых кадров;
— Характер деятельности, которая сама по себе ограничивает возможности централизации полномочий;
— Динамику бизнеса — чем она выше, тем выше должна быть децентрализованность;
— Внешние силы в виде государственного регулирования, особенностей налогообложения, действий профсоюзов.
В условиях существования гигантских предприятий с массовым выпуском однородной продукции тенденция к централизации управления была преобладающей, поскольку условия производства создавали для нее наиболее благоприятную почву и давали возможность реализовывать ее преимущества, заключавшиеся в следующем [7, с. 61]:
Во-первых, в усилении стратегической направленности управленческого процесса и обеспечении при необходимости концентрации ресурсов на ключевых направлениях деятельности организации. Во-вторых, в устранении неоправданного дублирования управленческих функций, приводящем к экономии соответствующих затрат (например, вместо бухгалтерии в каждом подразделении в фирме создается единая бухгалтерия с меньшим штатом сотрудников). В-третьих, в концентрации процесса принятия решений в руках тех, кто лучше знает общую ситуацию, имеет больший кругозор, знания, опыт.
Сегодня в условиях значительного усложнения производственных и информационных процессов, увеличения числа и степени хозяйственной самостоятельности субъектов, входящих в организации, их территориальной разбросанности, быстрого изменения конъюнктуры, роста в геометрической прогрессии числа принимаемых решений и т.п. возникла реальная потребность децентрализации процесса управления.
Она позволяет, во-первых, быстро разрабатывать и принимать решения, в том числе при участии непосредственных исполнителей; во-вторых, более определенно отражать в этих решениях объективную ситуацию; в-третьих, отказаться от детальных инструкций из центра, снизив этим самым его перегрузку второстепенными проблемами и сократив информационные потоки.
Преимущества централизации и децентрализации [5, с. 480]:
Преимущества централизации
1. Централизация улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями.
2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы организации растут и развиваются за счет других или организации в целом.
3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.
Преимущества децентрализации
1. Управлять особо крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся дли этого информации и, как следствие этого, сложности процесса принятия решений.
2. Децентрализация дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше всех ее знает.
3. Децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией. При децентрализованном подходе самое крупное подразделение организации кажется его руководителю совсем небольшим, и он может полностью понимать его функционирование, полностью контролировать его и ощущать себя частью этого подразделения. Такой руководитель может испытывать такой же энтузиазм в своем подразделении, как независимый предприниматель во всем своем бизнесе.
4. Децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей. При этом предполагается, что талантливыми руководителями не рождаются, а становятся в процессе приобретения опыта. Поскольку при этом сроки продвижения от рядовых до высших должностей становятся короче, децентрализация способствует тому, что честолюбивый и напористый
молодой руководитель остается в фирме и растет вместе с ней.
10. Понятие делегирования полномочий в организации: основные принципы и особенности.
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Цели делегирования
— Разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текучки и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления.
— Повысить дееспособность нижестоящих звеньев.
— Активизировать «человеческий фактор», увеличить вовлеченность и заинтересованность работников.
Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.
Процесс делегирования полномочий происходит в три этапа:
I этап — поручение работникам индивидуальных конкретных заданий;
II этап — предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным;
III этап — формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.
Делегирование полномочий имеет ряд положительных моментов:
Ø Руководитель освобождается от выполнения рутинной работы и получает время для решения творческих вопросов;
Ø Делегирование полномочий является своеобразной формой повышения квалификации сотрудников и способствует максимальному использованию их знаний и опыта;
Ø Делегирование является большим стимулом в работе подчиненных, которые начинают чувствовать себя хозяевами на участках работы, поощряет инициативу, приучает к самостоятельности и готовит людей к перемещению на более высокие должности.
Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. Главная цель делегирования полномочий — сделать возможной децентрализацию управления организацией.
От масштаба полномочий зависит степень централизации и децентрализации. Централизация означает концентрацию задач управления, а децентрализация — разделение задач по определенным признакам.
Преимущества децентрализации:
— управлять крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного объема требующейся для этого информации и высокой сложности принятия решений;
дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и лучше всех ее знает;
стимулирует инициативу и позволяет личности отождествлять себя с организацией. Самые крупные подразделения организации кажутся его руководителям небольшими, и он может полностью понимать его функционирование и контролировать его. Руководитель чувствует себя как независимый предприниматель;
помогает готовить кадровых руководителей, предоставляет возможность молодым руководителям принимать важные решения в самом начале их карьеры. Это обеспечивает приток и воспитание талантливых руководителей.
Преимущество централизации:
улучшает контроль и координацию специализированных функций;
сокращает масштабы и количество ошибочных решений, принятых менее опытными руководителями;
сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которых одни отделы организации развиваются за счет других частей или за счет организации в целом;
позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.
Делегирование полномочий в системе управления организацией.
Полномочия представляют собой ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации, самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять управленческие решения.
Полномочия представляются должности, а не лицу, её занимающему.
Полномочия проявляются в виде двух общих типов:
линейные;
аппаратные (штабные).
Линейные полномочия
Передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее по цепочке к другим подчиненным. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет также право принимать решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями, например, в тех пределах, которые установлены законом или уставом организации.
Последовательная цепочка возникающих линейных полномочий создаёт иерархию уровней управления. Наиболее наглядный пример цепи команд — иерархия военной организации. При большой длине цепи команд наблюдается существенное замедление скорости обмена информацией.
Существует два понятия, которые должны всегда учитываться: принцип единоначалия и необходимость ограничения нормы управляемости.
Согласно принципу единоначалия работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать перед ним.
Норма управляемости — это количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю.
Штабные полномочия
Данные полномочия помогают организации использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия для решения задач консультативного или обслуживающего характера.
Основные виды штабных полномочий делятся на рекомендательные, координационные, контрольно-отчетные, согласительные.
Рекомендательные полномочия заключаются в том, что их обладатель при необходимости может давать советы нуждающимся в них руководителям или исполнителям, каким образом лучше всего решить тот или иной узко-профессиональный вопрос.
Координационные полномочия связаны с выработкой и принятием совместных решений.
Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей, требовать от них предоставления обязательной информации, осуществлять ее анализ и направлять полученные результаты вместе с полученными выводами в соответствующие органы.
Принцип делегирования полномочий
В рамках управленческой структуры происходит рациональное распределение и перераспределение прав, обязанностей и ответственности между ее субъектами. Этот процесс, принципы которого были разработаны в 1920-х гг. П.М.Керженцевым, получил название «делегирование организационных полномочий и ответственности».
Делегирование — представляет собой процесс передачи руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия.
Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.
Обычно делегируются следующие виды работы:
рутинная работа;
специализированная деятельность;
частные и малозначимые вопросы;
подготовительная работа.
Однако существует комплекс управленческих задач, решение которых следует оставить за руководителем. Долг первого лица в фирме — принять на себя выполнение задач с высокой степенью риска, содержащих аспекты стратегической важности и носящих конфиденциальный характер и все необычные, выходящие за рамки сложившегося регламента и традиций операции.
И не подлежат делегирование такие вопросы, как:
установление целей;
принятие решений;
выработка политики организации;
руководство сотрудниками и их мотивация;
задачи высокой степени риска;
необычные и исключительные дела;
задачи строго доверительного характера.
При делегировании полномочий руководитель делегирует (устанавливает) обязанности; определяет права и уровень ответственности при выполнении полномочий.
Преимущества делегирования полномочий:
возможность заниматься задачами, требующими личного участия руководителя;
сосредоточение на стратегических задачах и перспективных планах развития предприятия;
это лучший способ мотивации творческих и активных работников;
это лучший способ обучения;
это способ профессиональной карьеры.
Эффективность делегирования полномочий очевидна, но не все управляющие спешат его применять по следующим причинам:
сомнение в компетентности других сотрудников, боязнь, что они сделают хуже;
боязнь потерять власть и занимаемую должность;
недоверие к подчиненным, низкая оценка их способностей;
амбициозность и завышенная самооценка;
боязнь, что его действия будут неверно истолкованы коллегами и начальством.
Рассмотрим более подробно важность практического применения делегирования в управлении предприятием.
Практическое применение делегирования в управлении предприятием
Делегирование полномочий происходит не только на официальной, но и большей частью на полуофициальной или даже неофициальной основе, и предполагает наличие благоприятного морально-психологического климата в коллективе и взаимного доверия между руководителями и исполнителями. Делегированию полномочий предшествует значительная подготовительная работа. Она состоит в том, чтобы определить: для чего, кому, каким образом делегировать полномочия? Какие выгоды для него, самих подчиненных и организации в целом при этом могут быть получены? Какие препятствия могут возникнуть?
Главная практическая ценность принципа делегирования полномочий состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел, рутинных операций и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня. Одновременно этот метод является целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников, способствует мотивации их труда, проявлению инициативы и самостоятельности.
Главная задача руководителя — не самому выполнять работу, а обеспечить организацию трудового процесса силами коллектива, взять на себя ответственность и применить власть для достижения поставленной цели.
Особо деликатный аспект принципа делегирования — организация контроля за действиями подчиненных. Постоянная опека только вредит. Отсутствие контроля может привести к срыву работ и анархии. Решение проблемы контроля — в четко налаженной обратной связи, в свободном обмене информацией между коллегами и, конечно, в достаточно высоком авторитете и управленческом мастерстве руководителя.
Часто возникает проблема психологического выбора: выполнение какой задачи поручить исполнителю знакомой или принципиально новой. Чаще всего делегируется выполнение новой задачи, особенно если она кажется руководителю малопривлекательной, рутинной. Такое решение далеко не всегда верно. Проблема в том, что, передав решение задачи кому-либо, руководитель все равно несет ответственность за ее выполнение и контролировать, а тем более просто наблюдать (т.н. мониторингом) за ходом реализации знакомой проблемы значительно легче.
Опытные администраторы часто поручают способному исполнителю немного более сложные задачи, чем он привык выполнять. В этом случае желательно подготовить задание в форме письменного распоряжения. Получив сложную задачу, исполнитель раскрывается более полно и получает искреннее удовлетворение от выполнения задания и оказанного ему доверия.
Следует отметить, что принцип делегирования полномочий мало применяют лица, недавно получившие повышение в должности, т.к. им трудно отказаться от привычного стереотипа прошлой деятельности. Однако руководитель, сам сортирующий корреспонденцию и печатающий на машинке при скучающем секретаре, вызывает сожаление, но не сочувствие.
Иногда принцип делегирования полномочий не дает ожидаемого эффекта: исполнитель не в полном объеме выполняет возложенные не него руководящие функции. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда необходимо принимать непопулярные в коллективе решения: наложение взысканий за нарушение трудовой дисциплины; лишение премий; разбирательство аморальных поступков работающих и т.д. Под различными предлогами исполнитель старается передать решение этих проблем своему руководителю, чтобы выглядеть в глазах коллектива с лучшей, как ему кажется, стороны. Среди других причин чаще всего называют неуверенность в правильности принимаемого ответственного решения, недостаточный опыт, принципиальное несогласие с мнением руководителя.
При распределение управленческих полномочий в организации необходимо учитывать ряд важнейших обстоятельств:
Полномочия должны быть достаточными для достижения стоящих перед данным субъектом целей. Поэтому следует помнить, что цели всегда являются первичными и определяющими объем предоставленных полномочий.
Полномочия каждого субъекта должны увязываться с полномочиями тех, с кем ему приходится сотрудничать, чтобы обеспечить их взаимодействие и в конечном счете сбалансированность всей системы управления.
Полномочия в организации должны быть четкими, чтобы каждый сотрудник знал: от кого он их получает, кому передает, перед кем несет ответственность и кто должен отвечать перед ним.
Исполнители должны самостоятельно решать все проблемы в рамках своей компетенции и нести полную ответственность за свою деятельность и ее результаты.
77. Делегирование управленческих полномочий.
Делегирование полномочий — это процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации.
Делегирование — представляет собой процесс передачи руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия.
Делегирование полномочий – это передача руководителем некоторого задания подчиненному, которое тот в состоянии выполнить качественно, исходя их своих полномочий и квалификации. Роль руководителя заключается как раз в том, чтобы максимально эффективно распределить работу между сотрудниками для того, чтобы конечная цель была достигнута как можно лучше и быстрее.
Используется для улучшения и оптимизации рабочей силы руководителя.
В теории менеджмента делегирование полномочий преследует следующие основные цели:
освобождение времени делегирующего для решения задач, в которых его сложнее или невозможно заменить;
повышение мотивации тех, кому полномочия делегированы;
повышение доверия в рабочем коллективе;
проверка сотрудников на исполнительность.
Вертикальное делегирование — передача права принимать решения вниз по уровням структуры управления.
Горизонтальное делегирование — передача права принимать решения подчиненным, не являющимся руководителями в структуре управления.
Делегирование — эффективный управленческий прием, но он должен выполняться при соблюдении определенных принципов:
Четко определять уровень исполнения и требуемые действия.
Определять время отчета о результатах.
Информировать коллектив, на который распространяется делегированная власть.
Обеспечивать подчиненного необходимой информацией.
Оценивать сроки, а не методы достижения результата.
Делегировать последовательно, а не перепоручать только неинтересные или срывающиеся задачи.
Предоставлять подчиненным возможность выбора делегируемых заданий.
Выделяют четыре варианта степени передачи полномочий:
1. Полное делегирование: подчиненный выполняет работу и несет за нее ответственность перед более высоким уровнем управления, непосредственный начальник освобожден от участия в работе.
2. Ограниченное делегирование: подчиненный выполняет порученную работу, но ответственность за ее итоги несет вместе со своим непосредственным руководителем.
3. Нулевое делегирование: подчиненный выполняет порученную работу, но ответственность за ее итоги несет его руководитель.
4. Делегирование наоборот: подчиненный, получив задание, перекладывает его исполнение на своего руководителя.
Достоинства делегирования: — освобождение времени менеджера; — возможность менеджеру заняться более важной работой, например, стратегическими решениями; — возможность более глубокой оценки потенциала подчиненных;
— мотивация тех, кому осуществляется делегирование; — средство развития искусств и навыков сотрудников;
— работа с кадровым резервом.
Недостатки делегирования:
— организация делегирования требует определенных затрат времени и усилий менеджера; — имеется определенный риск;
— в организации может просто не быть людей с достаточным ресурсом времени и компетенций.
Организация как функция менеджмента. Делегирование полномочий.
Искусство управления (менеджмент) – это умение работать посредством других людей, а не выполнять работу самому. Задача руководителя (менеджера) – уметь думать, анализировать информацию, организовывать, планировать, принимать стратегические решения.
Однако очень часто огромное количество достаточно важных повседневных дел и забот отнимает рабочее время менеджера, не давая возможности сосредоточится на самом главном. Выход очевиден – необходимо научится распределять свое время так, чтобы получать от него максимальную отдачу. Менеджер должен помнить, что он всего лишь один человек. Независимо от того, как усердно он работает, он не в силах сделать больше, чем может сделать один человек. Поэтому его главная функция заключается в том, чтобы правильно организовать работу людей, находящихся у него в подчинении.
В теории управления общепризнанным является «золотое правило»: самое важное умение руководителя — это получение нужных ему результатов через своих подчиненных. В той мере, в какой он умело передает свои полномочия исполнителям, он эффективно руководит. Чем больше и чаще передается работа вместе с частью ответственности, тем выше результаты организации в целом. Задачей руководителя является организовать процесс (сценарий, игру), при котором люди хотели бы работать с максимальной отдачей, т.к. желание работать в группе и достигать собственной реализации — естественное состояние нормального человека.
Одним из эффективных способов регулировать количество выполняемой работы может стать ДЕЛЕГИРОВАНИЕ – передача полномочий подчиненным. Начальник должен научиться делегировать свои полномочия. Чем больше полномочий и ответственности руководитель дает подчиненным, тем выше его способность руководить людьми.
Идеи личной ответственности и делегирования полномочий, конечно же, не новы. Концепции соучастия в управлении и самоуправления появились более 30- ти лет назад. Чем же делегирование полномочий отличается от этих более ранних концепций? Почему столь многие организации сегодня пытаются внедрить этот подход?
Различие, как это часто бывает, не в самих концепциях, а в их обосновании. Сегодня целью делегирования полномочий не является стремление к наибольшей удовлетворенности служащих, как средству повышения производительности их труда. Так считали в 1960-х годах, когда была популярной теория Y и идеи самоуправления (теории X и Y разработаны и описаны Дугласом Мак-Грегором: теория X в менеджменте – стимулирование работников через тотальный контроль и наказания; теория Y в менеджменте – стимулирование работников через вовлечение, участие и вклад).
Сегодня к делегированию полномочий подталкивают потребности компаний. Ключом к успеху являются: быстрая реакция на требования клиентов, надежные межуровневые и межфункциональные связи в компаниях, а также необходимость использовать местные, мгновенно возникающие и исчезающие возможности, что требует решительной децентрализации процессов принятия решений.
Степень децентрализации управления определяется степенью предоставления полномочий или прав принятия самостоятельных решений управляющим отделениями, т.е. имеет место делегирование полномочий.
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Суть делегирования состоит в том, что руководитель предоставляет подчиненным свободу действий в решении тех или иных вопросов, специальных заданий, т.е. передает им часть своих полномочий, при этом всю ответственность, как правило, продолжает нести этот руководитель.
Делегирование полномочий — это процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации. Используется для улучшения и оптимизации рабочей силы руководителя. Суть этого понятия заключается в том, что работающие над конкретной проблемой лица лучше понимают ситуацию, чем руководитель. И, соответственно им проще найти выход и решить имеющуюся проблему.
Существует две концепции делегирования полномочий: классическая, при которой полномочия передаются от высших к низшим уровням организации и концепция, при которой подчинённый не принимает полномочий от руководителя и передачи полномочий не происходит.
Делегирование полномочий преследует следующие основные цели:
освобождение времени руководства для решения более важных задач;
повышение мотивации персонала;
повышение доверия в рабочем коллективе;
проверка сотрудников на исполнительность.
Обычно делегируются: специализированная деятельность, рутинная работа, частные вопросы деятельности, подготовительные работы (проекты и т.п.).
Не подлежат делегированию: постановка целей, принятие решений по выработке политики предприятия, контроль результатов и т.п., задачи особой важности, задачи высокой степени риска, необычные, исключительные дела, актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки.
Достоинство делегирования полномочий заключается, прежде всего, в том, что оно способствует формированию в коллективе атмосферы творческого труда. Работник, которому делегированы определенные полномочия, получает самостоятельный участок и отвечает перед своим руководителем за него (т.е. на него возлагается определенная ответственность), что само по себе является мобилизующим фактором.
Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.
Процесс делегирования полномочий состоит из следующих этапов:
I этап – поручение работникам индивидуальных конкретных заданий.
II этап – предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным.
III этап – формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности. Ответственность – это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Поскольку ответственность представляет собой обязательство, которое отдельный работник берет на себя, то он не может ее делегировать или передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется ответственным за удовлетворительное (неудовлетворительное) завершение работы. Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия. Полномочие – это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач.
содержание и значение. Принципы делегирования. Виды полномочий
Делегирование как термин означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей организации. Делегирование является одной из наиболее непонятых и неправильно применяемых концепций управления. Для эффективного осуществления делегирования необходимо понимать связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.
Ответственность – обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия.
Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент. Когда индивид меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
1. Принцип делегирования на основе ожидаемых результатов предполагает: 1) что цели установлены, а планы разработаны; 2) что они доведены до сведения подчиненных и поняты ими и 3) что введены соответствующие должности, которые будут способствовать выполнению поставленных задач.
Кроме того, данный тип делегирования указывает на то, что планирование является необходимой предпосылкой для осуществления любых стоящих перед управляющими целей и что на практике все функции управляющего сливаются в единый вид деятельности.
2. Принцип функциональной дефиниции означает, что чем яснее определены ожидаемые от управляющего или структурного подразделения результаты, чем четче и полнее определены направления их деятельности и делегированные организационные полномочия, чем яснее осознаны должностные и информационные взаимосвязи с другими управляющими и подразделениями, тем больший вклад способны внести эти управляющие и структурные подразделения в реализацию целей предприятия.
Несоблюдение данного принципа способно вызвать путаницу и неразбериху в вопросе о том, что именно и от кого именно следует ожидать.
3. Скалярный принцип относится к цепочке прямых должностных отношений руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной властью в организации. Чем отчетливее линия должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективнее процесс принятия решений и коммуникация. Подчиненные должны знать, во-первых, кто делегирует им полномочия, а во-вторых, на чье усмотрение они должны передавать решение проблем, выходящих за рамки их полномочий.
4. Принцип уровня полномочий вытекает из совокупности принципа функциональной дефиниции и скалярного принципа. На каждом организационном уровне имеются полномочия для принятия решений в рамках компетенции предприятия. Принцип уровня полномочий означает, что сохранение эффективности делегирования требует, чтобы решения в пределах полномочий отдельных сотрудников принимались ими, а не переадресовывались на высшие организационные уровни.
Другими словами, на каждом уровне управляющие должны принимать все те решения, на которые у них хватает полномочий, а на усмотрение своего руководства передавать решение лишь тех вопросов, которые выходят за рамки их компетенции.
5. Принцип единоначалия формулируется следующим образом: чем полнее взаимосвязь подчинения подчиненного с руководителем, тем меньше вероятность получения им противоречивых указаний и тем выше чувство персональной ответственности за результаты работы. При рассмотрении вопроса делегирования полномочий предполагалось, что (за исключением случаев обязательного разделения полномочий) право свободы действия в определенной области деятельности передается подчиненному только одним руководителем.
6. Принцип безусловной ответственности. Поскольку ответственность, будучи взятым на себя обязательством, не может быть делегирована, то ни один руководитель не может за счет делегирования освободиться от ответственности за деятельность подчиненных, так как именно он делегирует полномочия и распределяет обязанности. Подчиненные, приняв поручение и получив необходимые для его выполнения полномочия, несут полную ответственность перед руководителями за свою деятельность; руководители же в свою очередь несут всю ответственность за организационную деятельность подчиненных.
7. Принцип соответствия полномочий и ответственности. Поскольку полномочия есть право выполнять порученную работу, а ответственность – это обязательство выполнить ее, то отсюда логически вытекает, что полномочия должны соответствовать ответственности. Из этого очевидного обстоятельства вытекает следующий принцип: ответственность за те или иные действия не может превышать предполагавшуюся объемом делегированных полномочий, но и не должна быть меньше ее. Данное соответствие не носит математического характера, оно скорее пространственно-временного порядка, поскольку и полномочия, и ответственность касаются выполнения одной и той же задачи.
ВИДЫ ПОЛНОМОЧИЙ
Линейные полномочия – полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Именно линейные полномочия предоставляют руководителю узаконенную власть для направления своих прямых подчиненных на достижение поставленных целей.
Штабные полномочия. Сегодня существует множество типов административных аппаратов (штабов) и вариантов штабных полномочий. Можно классифицировать штабной аппарат по трем основным типам:
– консультативный – когда линейное руководство сталкивается с проблемой, требующей специальной квалификации, оно может пригласить соответствующих специалистов на временной или постоянной основе и таким образом сформировать консультативный аппарат;
– обслуживающий – в любой из областей, где используется консультативный аппарат, функции аппарата могут быть распространены на выполнение определенных услуг. Наиболее известным примером использования обслуживающего аппарата является отдел кадров;
– личный аппарат – это разновидность обслуживающего аппарата, формирующегося, когда руководитель нанимает секретаря или помощника. Хотя личный аппарат не имеет формальных полномочий, его члены могут обладать большой властью.
Чтобы понять концепцию аппарата в современных организациях, следует рассмотреть природу делегированных ему полномочий. Имеются широкий диапазон полномочий, делегированных аппарату каждого типа. Это:
1. Рекомендательные полномочия – полномочия административного аппарата были вначале ограничены консультациями линейному руководству, когда последнее обращалось за советом.
2. Обязательные согласования – аппарат может испытывать трудности в общении с линейным руководством, тогда фирма расширяет полномочия аппарата до обязательных согласований с ним каких-либо из решений.
3. Параллельные полномочия – высшее руководство может расширить объем полномочий аппарата, давая ему право отклонять решения линейного руководства. Целью параллельных полномочий является установление системы контроля для уравновешивания власти и предотвращения грубых ошибок. Эти полномочия применяются для контроля финансовых расходов, когда требуется две подписи в случае всех крупных покупок.
4. Функциональные полномочия. Аппарат, обладающий функциональными полномочиями, может как предложить, так и запретить какие-то действия в области своей компетенции. Эти полномочия широко распространены, т.к. современные организации требуют высокой степени единообразия в таких областях, как методы бухгалтерского учета, трудовые отношения и контроль занятости.