Тест по обществознанию Свобода в деятельности человека для 11 класса
Тест по обществознанию Свобода в деятельности человека для 11 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).
Задания с выбором ответа
1. Понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований, — это
1) необходимость
2) случайность
3) ответственность
4) свобода
2. Специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решения и совершать поступки в соответствии со своими идеалами, интересами и целями, — это
1) потребность
2) свобода
3) необходимость
4) ответственность
3. К социальным условиям реализации свободы относится(-ятся)
1) место человека в обществе
2) социальные нормы
3) социализация
4) все перечисленные
4. То, что обязательно должно произойти в данных условиях, однако в такой форме, которая зависит не только от сущности происходящего, но и от сложившихся условий её проявления, называется
1) свободой
2) случайностью
3) необходимостью
4) ответственностью
5. Верны ли следующие суждения о свободе личности?
А. Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.
Б. Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным нормам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения об ответственности?
А. Ответственность связана только с внешними формами воздействия на человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения об ответственности?
А. По мере развития человеческой свободы направленность ответственности смещается с коллектива на самого человека.
Б. По мере развития человеческой свободы направленность ответственности смещается с человека на коллектив.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Утверждение: «Включай в свой сегодняшний выбор средств воздействия на природу только такие, которые позволяют сохранить будущую целостность человека» иллюстрирует понятие
1) познания
2) необходимости
3) ответственности
4) свободы
9. Олег исключает всякую возможность выбора. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что Олег является фаталистом?
1) решение принимается человеком, исходя из его субъективных желаний
2) всякое действие человека предопределено заранее
3) воля человека — первооснова всего сущего
4) случайность играет в жизни человека определяющую роль
10. Немецкий философ Ф. Ницше утверждал, что первичной движущей силой выступает свободная индивидуальная воля — «я». Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что Ф. Ницше является представителем волюнтаризма в философии?
1) игнорирование объективных законов бытия
2) представление о мире как механизме, работа которого подчиняется законам, независимым от человека
3) предсказуемость основных этапов жизни человека и общества
4) исключение свободы выбора человека
Задания с кратким ответом
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «свобода».
Выбор, произвол, ответственность, познание, собственное решение.
2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Свобода, с точки зрения русского философа Н. А. Бердяева, есть творчество человека, созидание ранее небывшего. (Б) Свобода личности противостоит по своему смыслу «уравниловке», стандартизации общественных отношений, обезличивающих человека. (В) Она связана с необходимостью, которая обусловлена объективными законами бытия. (Г) Пренебрежение же необходимостью, объективными законами исторического процесса, на наш взгляд, ведёт к вседозволенности.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите рядом с буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Свобода человека всегда предполагает его _______________ (А) перед обществом за свой _______________ (Б). Свобода есть возможность осуществления целеполагающей _______________ (В), способность действовать со _______________ (Г) дела рад и избранной _______________ (Д). Свобода — это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, характеризующийся одновременно и как величайший дар и _______________ (Е).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков.
1) необходимость
2) тяжкое бремя
3) цель
4) объективное условие
5) ответственность
6) знание
7) поступок
8) фатализм
9) деятельность
Запишите рядом с каждой буквой номер выбранного вами слова.
Ответы на тест по обществознанию Свобода в деятельности человека для 11 класса
Задания с выбором ответа
1-3
2-2
3-4
4-3
5-3
6-2
8-3
9-2
10-1
Задания с кратким ответом
1. произвол
2. 2112
3. 579632
Контрольные работы Обществознание 11 класс по теме
2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Одной из наиболее значимых задач развития России является преодоление демографического _________(А). Для этого потребуется консолидация усилий большинства участников _________(Б), занимающих в обществе самое разное положение, выполняющих различные общественные _________(В), обладающие различными видами и объёмами ________(Г). Необходима комплексная _________(Д), дополненная усилиями ________(Е), гражданских и деловых организаций.
Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков.
1) ресурс 2) общественная жизнь 3) местное самоуправление 4) функция 5) социально-психологический климат 6) государственная деятельность 7) кризис 8) дискриминация 9) кадровый дефицит
А
Б
В
Г
Д
Е
3. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.
Наименование формы общественного сознания
Её сущность
Форма общественного сознания и освоения действительности, её художественного познания и оценки, особая форма творческой деятельности человека
КЛЮЧ
1-3, 2-3, 3-2, 4-1, 5-4, 6-3, 7-3
1-произвол,
2-724163
3-искусство
Обществознание, 11 класс
Контрольная работа №1 по разделу
«Проблемы социально-политической и духовной жизни»
Вариант 1
I. Задания с выбором ответа
1.Понятие, характеризующее объективный исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований, — это
1) необходимость 2) случайность 3) ответственность 4) свобода
2. То, что обязательно должно произойти в данных условиях, однако в такой форме, которая зависит не только от сущности происходящего, но и от сложившихся условий её проявления, называется
1) свободой 2) случайностью 3) необходимостью 4) ответственностью
3.Носителем общественного сознания являются
1) предметы духовного производства 2) социальные группы 3) нормы морали и права 4) религиозные догматы
4. Верны ли следующие суждения о массовом сознании?
А. Массовое сознание характеризуется устранением индивидуальных различий
Б. Массовое сознание характеризуется тем, что оно никогда не поднимается до теоретических обобщений
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
5. К открытым формам политического поведения относится (-ятся)
1. митинг 2) демонстрация 3) референдум 4) всё перечисленное
6. Верны ли следующие суждения об индивидуальном политическом поведении?
А. Политическое поведение отдельного человека имеет смысл только потому, что множество других людей одновременно с ним готовы делать и делают то же самое
Б. Политическое поведение отдельного человека способно повлиять на положение дел в обществе в условиях отсутствия организационного и даже идейного сотрудничества
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
7. Тип политического взаимодействия, при котором один человек или ограниченная группа людей, задают стандарты поведения и цели деятельности для больших социальных групп или общества в целом, — это
1) политическая культура 2) политическая элита
3) политическое лидерство 4) политический процесс
II. Задания с кратким ответом
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они , за исключением одного, связаны с понятием «свобода»
Выбор, произвол, ответственность, познание, собственное решение
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ: ______________________________
II. Задания с кратким ответом.
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «религиозная группа».
Вероисповедание, религиозные обряды, насильственное объединение, религиозное воспитание. Богослужение
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию
Ответ: ________________________
2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предполагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Свобода человека всегда предполагает его _______(А) перед обществом за свой ______(Б). Свобода есть возможность осуществления целеполагающей _______(В), способность действовать со _______(Г) дела ради избранной ____(Д). Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, характеризующийся одновременно и как величайший дар и _____(Е).
Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков.
1) необходимость 2) тяжкое бремя 3) цель 4) объективное условие 5) ответственность 6) знание 7) поступок 8) фатализм 9) деятельность
А
Б
В
Г
Д
Е
3. Установите соответствие между признаками лидерства и его типами.
Признаки лидерства Типы лидерства
А) Вера 1) Традиционное
Б) Патриархальные или сословные нормы 2) Легальное
В) Привычка 3) Харизматическое
Г) Рационально разработанные правила
Д) Исключительные качества
А
Б
В
Г
Д
КЛЮЧ
1-4, 2-1, 3-3, 4-4, 5-2, 6-1, 7-2
1-насильственное объединение
2-579632
3-31123
Обществознание, 11 класс
Контрольная работа по разделу
«Проблемы социально-политической и духовной жизни»
Вариант 2
I. Задание с выбором ответа.
1.Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию
1) массовое сознание 2) обыденное сознание 3) идеология 4) общественное сознание
2. К формам общественного сознания не относится
1) экономика 2) религия 3) наука 4) философия
3. Верны ли следующие суждения об индивидуальном сознании
А. Индивидуальному сознанию присуще то общее, что свойственно социальной группе, к которой принадлежит данный человек
Б. Индивидуальному сознанию присущи все черты, свойственные данному человеку
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
4. Теоретическое или, по крайней мере, логически упорядоченное систематизированное политическое сознание и самосознание больших и малых социальных групп, через которое они уясняют свои политические интересы, потребности, ожидания, представления об идеалах политического мироустройства, — это
1) политическая психология 2) обыденное политическое сознание
3) политическая идеология 4) политология
5. Главной особенностью СМИ по сравнению с обычными средствами коммуникации является
1) политическое просвещение 2) прямая связь с общественностью
3) достоверность информации 4) распространение культуры
6.Поведение, соответствующее законам, требованиям политической морали, называется
1) нормативным 2) патологическим 3) отклоняющимся 4) экстремальным
7. Проявление негативного отношения к политической системе в целом, либо к её отдельным элементам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстративной форме, — это
1) экстремизм 2) политический протест 3) электоральное поведение 4) групповое политическое поведение
Контрольное тестирование по обществознанию по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни»
Контрольная работа. Обществознание 11 класс
Тема: «Проблемы социально-политической и духовной жизни»
Вариант 1
I. Задания с выбором ответа
1.Понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований, — это
1) необходимость 2) случайность 3) ответственность 4) свобода
2. То, что обязательно должно произойти в данных условиях, однако в такой форме, которая зависит не только от сущности происходящего, но и от сложившихся условий её проявления, называется
1) свободой 2) случайностью 3) необходимостью 4) ответственностью
3. Олег исключает всякую возможность выбора. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что Олег является фаталистом?
1) решение принимается человеком, исходя из его субъективных желаний 2) всякое действие человека предопределено заранее 3) воля человека – первооснова всего сущего 4) случайность играет в жизни человека определяющую жизнь
4.Носителем общественного сознания являются
1) предметы духовного производства 2) социальные группы 3) нормы морали и права 4) религиозные догматы
5. Верны ли следующие суждения о массовом сознании?
А. Массовое сознание характеризуется устранением индивидуальных различий
Б. Массовое сознание характеризуется тем, что оно никогда не поднимается до теоретических обобщений
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
6. К открытым формам политического поведения относится (-ятся)
1. митинг 2) демонстрация 3) референдум 4) всё перечисленное
7. Верны ли следующие суждения об индивидуальном политическом поведении?
А. Политическое поведение отдельного человека имеет смысл только потому, что множество других людей одновременно с ним готовы делать и делают то же самое
Б. Политическое поведение отдельного человека способно повлиять на положение дел в обществе в условиях отсутствия организационного и даже идейного сотрудничества
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
8. Тип политического взаимодействия, при котором один человек или ограниченная группа людей, задают стандарты поведения и цели деятельности для больших социальных групп или общества в целом, — это
1) политическая культура 2) политическая элита
3) политическое лидерство 4) политический процесс
9. К специфическим правам религиозной организации в РФ не относится
1) право распространять религиозную литературу 2) право действовать в соответствии со своими внутренними установлениями 3) право на религиозную нетерпимость 4) всё перечисленное
10. Повзрослевший сын семьи О. создал свою семью, но отделяться от родителей не стал. В результате образовалась семья
1) коллективистская 2) многопоколенная 3) нуклеарная 4) традиционная
II. Задания с кратким ответом
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они , за исключением одного, связаны с понятием «свобода»
Выбор, произвол, ответственность, познание, собственное решение
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ: ______________________________
2. Найдите в приведённом списке черты коммунистической идеологии и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) полное преодоление стихийно-рыночных основ экономики
2) идея противоестественности и нежелательности резкого переустройства общества
3) ликвидация частной собственности
4) разделение властей на три основные ветви: законодательную, исполнительную, судебную
5) признание оптимальным регулятором экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов
6) идея бесклассового общества, основанного на принципах равенства и социальной справедливости
3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Одной из наиболее значимых задач развития России является преодоление демографического _________(А). Для этого потребуется консолидация усилий большинства участников _________(Б), занимающих в обществе самое разное положение, выполняющих различные общественные _________(В), обладающие различными видами и объёмами ________(Г). Необходима комплексная _________(Д), дополненная усилиями ________(Е), гражданских и деловых организаций.
Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков.
1) ресурс 2) общественная жизнь 3) местное самоуправление 4) функция 5) социально-психологический климат 6) государственная деятельность 7) кризис 8) дискриминация 9) кадровый дефицит
4. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.
Структура общественного сознания
Вариант 2
I. Задание с выбором ответа.
1.Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию
1) массовое сознание 2) обыденное сознание 3) идеология 4) общественное сознание
2. К формам общественного сознания не относится
1) экономика 2) религия 3) наука 4) философия
3. Верны ли следующие суждения об индивидуальном сознании
А. Индивидуальному сознанию присуще то общее, что свойственно социальной группе, к которой принадлежит данный человек
Б. Индивидуальному сознанию присущи все черты, свойственные данному человеку
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
4. Теоретическое или, по крайней мере, логически упорядоченное систематизированное политическое сознание и самосознание больших и малых социальных групп, через которое они уясняют свои политические интересы, потребности, ожидания, представления об идеалах политического мироустройства, — это
1) политическая психология 2) обыденное политическое сознание
3) политическая идеология 4) политология
5. Главной особенностью СМИ по сравнению с обычными средствами коммуникации является
1) политическое просвещение 2) прямая связь с общественностью
3) достоверность информации 4) распространение культуры
6.Поведение, соответствующее законам, требованиям политической морали, называется
1) нормативным 2) патологическим 3) отклоняющимся 4) экстремальным
7. Верны ли следующие суждения о гарантиях против деградации политической элиты?
А. К гарантиям против деградации политической элиты относятся демократические выборы
Б. К гарантиям против деградации политической элиты относится её закрытость для социальной мобильности
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
8. Для большинства развитых стран характерна тенденция в семейно-брачных отношениях, связанная с
1) увеличением возраста вступающих в брак 2) сокращением числа разводов
3) уменьшением возраста вступающих в брак 4) повышением значимости семейных ценностей
9. Религиозным организациям в РФ запрещено
1) присвоение властных полномочий 2) осуществление предпринимательской деятельности
3) обладание земельными участками 4) всё перечисленное
10. Проявление негативного отношения к политической системе в целом, либо к её отдельным элементам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстративной форме, — это
1) экстремизм 2) политический протест 3) электоральное поведение 4) групповое политическое поведение
II. Задания с кратким ответом.
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «религиозная группа».
Вероисповедание, религиозные обряды, насильственное объединение, религиозное воспитание. Богослужение
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию
Ответ: ________________________
2. Найдите в приведённом списке тенденции в демографическом положении современной России и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение трудоспособного населения
2) старение населения
3) инфантилизация подрастающего поколения
4) укрепление связей между поколениями
5) сокращение количества брошенных детей
6) сокращение числа традиционных детей
Ответ: ____________________
3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предполагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Свобода человека всегда предполагает его _______(А) перед обществом за свой ______(Б). Свобода есть возможность осуществления целеполагающей _______(В), способность действовать со _______(Г) дела ради избранной ____(Д). Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, характеризующийся одновременно и как величайший дар и _____(Е).
Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков.
1) необходимость 2) тяжкое бремя 3) цель 4) объективное условие 5) ответственность 6) знание 7) поступок 8) фатализм 9) деятельность
4. Установите соответствие между признаками лидерства и его типами.
Признаки лидерства Типы лидерства
А) Вера 1) Традиционное
Б) Патриархальные или сословные нормы 2) Легальное
В) Привычка 3) Харизматическое
Г) Рационально разработанные правила
Д) Исключительные качества
Ответы
Вариант 1 Вариант 2
С выбором ответа
1 – 3 1 — 4
2 – 3 2 — 1
3- 2 3 — 3
4 – 2 4 — 4
5 – 1 5 — 2
6 – 4 6 — 1
7 – 3 7 — 1
8 – 3 8 — 1
9 – 3 9 — 1
10 – 2 10 — 2
С кратким ответом
1 – произвол 1 – насильственное объединение
2 – 136 2 — 236
3 – 724163 3 — 579632
4 – искусство 4 — 31123
Социальная ответственность человека (личности)
Зависимость между свободой и ответственностью человека
Реальное свободное действие человека выступает, прежде всего, как выбор поведения. Свобода есть там, где есть выбор. В такой ситуации особый интерес представляет проблема моральной и правовой ответственности человека за свои поступки.
Свобода и ответственность — две стороны одного целого — сознательной человеческой активности. Свобода есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность вести себя и действовать со знанием дела ради избранной цели. Она реализуется тем полнее, чем лучше человек познал реальные условия, чем больше избранная цель и средства ее достижения соответствуют интересам личности и общества, закономерным тенденциям исторического процесса. Ответственность — это обусловленная объективными процессами и их осознанием необходимость выбора способа и средств действий, необходимость активной деятельности для осуществления поставленной цели самим человеком или обществом. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
Свобода невозможна без ответственности человека перед самим собой и другими людьми, перед обществом и государством. Ответственность — неизбежная цена свободы и воздаяние за нее. Свобода требует от человека таких проявлений ответственности, как разумность, целесообразность, нравственность и воля, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира.
Свобода человека всегда предполагает его ответственность перед обществом за свой поступок. Свобода и ответственность — это две стороны единого целого — сознательной человеческой деятельности. Свобода есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели. Реализуется она тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем выше избранная цель, и когда средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность же связана с осознанием объективных условий и субъективно поставленной цели, необходимости выбора способа действия для осуществления этой цели. Свобода всегда порождает ответственность, а ответственность направляет свободу.
Относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими личностями и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этими свободами13. В противном случае наступает разъедающая общество анархия. Это ежечасно и ежеминутно должны помнить все мы. Как говорил Гете, «не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем самым достойны быть ему равными».
Виды социальной ответственности
Социальная ответственность возникает тогда, когда поведение личности имеет общественное значение, регулируется социальными нормами. Социальная ответственность понимается в двух значениях:
ответственность позитивная (перспективная, проспективная) — означает осознание лицом необходимости выполнения своего долга, всей суммы лежащих на личности обязанностей, степень выполнения этих обязанностей. Это ответственность за будущее поведение. Позитивная ответственность носит активный характер, это ответственность за настоящие и положительные действия.
ответственность ретроспективная (негативная) — означает принятие или возложение определенных мер воздействия, ограничений или обязательств, являющихся следствием нарушения социальных обязанностей. Это ответственность за прошлые действия, ранее совершенные. Это наиболее распространенное понимание ответственности, именно оно имеет юридически значимый характер. Негативная ответственность в той или иной мере связана с претерпеванием неблагоприятных последствий своих действий.
В этом втором значении — как необходимость отвечать за содеянное — социальная ответственность подразделяется на виды. Критерием является сфера социальной деятельности и связь с определенными социальными нормами. Социологическая наука на основе указанных критериев выделяет юридическую, нравственную, экономическую, политическую ответственность. В юридической литературе перечень видов социальной ответственности более широк и при этом не является исчерпывающим. Выделяют: политическую, моральную, юридическую, профессиональную, общественную ответственность и т.д.14
Политическая ответственность вытекает из особенностей политических отношений и регулирующих их норм. Эти отношения возникают между классами, нациями, государствами в процессе взаимоотношений. Своеобразие политической ответственности состоит в том, что она наступает не только за виновные действия, но и за неумелость, приспособленчество, конъюнктурность, опрометчивость в вопросах политики и т.д. Ее сущность — отрицательная оценка политического проступка субъекта со стороны определенного класса, группы или общества в целом.
Моральная ответственность имеет весьма широкую сферу действия. Ее важнейшим свойством является осуждающее отношение к нарушителю социальных норм, которое складывается у общества или коллектива, негативная оценка поступка, противоречащего нормам морали.
Эти нормы непосредственно исходят из общенародных представлений о добре и зле, справедливости и чести, достоинстве и добродетели и т.д. и выступают критерием социальной оценки определенных качеств личности нарушителя. Моральная ответственность взывает к его совести о признании и осознании совершенных им ошибок, строгом выполнении общепринятых правил поведения.
Профессиональная ответственность связана с видами деятельности субъекта: педагогической, врачебной, научной, судебной, следственной и т. д.
Общественная ответственность в смысле этой классификации представляет собой ответственность перед общественной организацией. Ответственность перед общественной организацией и моральная ответственность не совпадают. Первый вид — уже, поскольку она наступает только при условии, если нарушающий нравственные нормы одновременно посягает и на нормы данной общественной организации, членом которой он является. Формами осуждения при такой ответственности могут быть предупреждение, постановка на вид, выговор, строгий выговор и т. д. В ответственности перед общественной организацией сильнее, чем в нравственной, выражены элементы общественного порицания.
Юридическая ответственность является специфическим видом социальной ответственности, это определяется прежде всего ее связью с государственным принуждением.
ТОП 10: |
Проблема свободы человека (его поведения) получила развитие в таких философских проблемах, как свобода воли и ответственности человека, возможностей быть свободным, осмыслением свободы как силы, регулирующей общественные отношения. Данная проблема обладала большим социальным и политическим интересом в истории общества. Для личности обладание свободой — это историческое, социальное и нравственное повеление, критерий ее индивидуальности и уровня развития общества. Конкретным материальным носителем свободы, ее субъектом всегда является личность, а соответственно и те общности, в которые она включена — нации, социальные группы, классы. Поэтому именно благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться к естественным и социальным обстоятельствам окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со своими целями. Свобода выбора исполняет роль основного движущего фактора в поступательном развитии общества. Механизм свободы выборы предполагает, что социальный индивид, личность выступает субъектом общественного процесса, воспринимающим достижения материальной и духовной культуры человечества. Благодаря свободе, достижения индивидов в различных сферах деятельности — накопление знаний, изобретение, практический опыт, нравственные и духовные ценности — могут восприниматься всеми людьми, имеющими к ним доступ. Проблемы «свободы воли» — возможности самоопределяемости человека в своих действиях, в философии традиционно шли нескончаемые споры, ведущиеся со времён Сократа. Существовало множество взглядов на эту проблему, однако в дальнейшем большинство фактически сводили свободу воли к своеволию, «свободе безразличия», переходящей в бунт. Проблема свободы воли тесным образом связана с проблемой моральной и правовой ответственности человека за свои поступки. Неклассическая концепция ответственности — субъект выступает участником группы, где из-за разделения функций невозможно предусмотреть последствия своих действий. Субъект действия ответствен теперь изначально не за неудачи своих действий в рамках заданной организационной структуры, а за успех порученного дела. Несмотря на неопределенность, субъект решает задачу правильной организации дела, управления ходом его осуществления; теперь ответственность связана не с абсолютной свободой человека, а с нормами и функциями демократического общества. Согласно научно-философскому мировоззрению, и свобода, и ответственность могут быть только в мире, где существует объективная обусловленность, детерминизм. Принимая решение и действуя с опорой на знание объективной необходимости, человек способен одновременно формировать в себе чувство ответственности перед обществом за свои поступки. Ответственность обусловлена уровнем развития общественного сознания, уровнем социальных отношений, существующими социальными институтами. И даже тогда, когда человек несет ответственность перед самим собой, перед своей совестью, в нем отражаются современные ему социальные связи и отношения. Таким образом, свобода — это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в то же время тяжким бременем. Не зря в западной философской мысли анализировалось явление «бегства от свободы», особенно если реализация свободы приводила к росту неравенства и несправедливости. Эта проблема — как соотнести свободу и ответственность, стоит перед каждым обществом и государством. Решая ее, приходится ориентироваться на ту или иную систему культурных норм и ценностей. |
Социальная ответственность человека (личности)
Зависимость между свободой и ответственностью человека
Реальное свободное действие человека выступает, прежде всего, как выбор поведения. Свобода есть там, где есть выбор. В такой ситуации особый интерес представляет проблема моральной и правовой ответственности человека за свои поступки.
Свобода и ответственность — две стороны одного целого — сознательной человеческой активности. Свобода есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность вести себя и действовать со знанием дела ради избранной цели. Она реализуется тем полнее, чем лучше человек познал реальные условия, чем больше избранная цель и средства ее достижения соответствуют интересам личности и общества, закономерным тенденциям исторического процесса. Ответственность — это обусловленная объективными процессами и их осознанием необходимость выбора способа и средств действий, необходимость активной деятельности для осуществления поставленной цели самим человеком или обществом. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
Свобода невозможна без ответственности человека перед самим собой и другими людьми, перед обществом и государством. Ответственность — неизбежная цена свободы и воздаяние за нее. Свобода требует от человека таких проявлений ответственности, как разумность, целесообразность, нравственность и воля, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира.
Свобода человека всегда предполагает его ответственность перед обществом за свой поступок. Свобода и ответственность — это две стороны единого целого — сознательной человеческой деятельности. Свобода есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели. Реализуется она тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем выше избранная цель, и когда средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность же связана с осознанием объективных условий и субъективно поставленной цели, необходимости выбора способа действия для осуществления этой цели. Свобода всегда порождает ответственность, а ответственность направляет свободу.
Относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими личностями и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этими свободами13. В противном случае наступает разъедающая общество анархия. Это ежечасно и ежеминутно должны помнить все мы. Как говорил Гете, «не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем самым достойны быть ему равными».
Виды социальной ответственности
Социальная ответственность возникает тогда, когда поведение личности имеет общественное значение, регулируется социальными нормами. Социальная ответственность понимается в двух значениях:
ответственность позитивная (перспективная, проспективная) — означает осознание лицом необходимости выполнения своего долга, всей суммы лежащих на личности обязанностей, степень выполнения этих обязанностей. Это ответственность за будущее поведение. Позитивная ответственность носит активный характер, это ответственность за настоящие и положительные действия.
ответственность ретроспективная (негативная) — означает принятие или возложение определенных мер воздействия, ограничений или обязательств, являющихся следствием нарушения социальных обязанностей. Это ответственность за прошлые действия, ранее совершенные. Это наиболее распространенное понимание ответственности, именно оно имеет юридически значимый характер. Негативная ответственность в той или иной мере связана с претерпеванием неблагоприятных последствий своих действий.
В этом втором значении — как необходимость отвечать за содеянное — социальная ответственность подразделяется на виды. Критерием является сфера социальной деятельности и связь с определенными социальными нормами. Социологическая наука на основе указанных критериев выделяет юридическую, нравственную, экономическую, политическую ответственность. В юридической литературе перечень видов социальной ответственности более широк и при этом не является исчерпывающим. Выделяют: политическую, моральную, юридическую, профессиональную, общественную ответственность и т.д.14
Политическая ответственность вытекает из особенностей политических отношений и регулирующих их норм. Эти отношения возникают между классами, нациями, государствами в процессе взаимоотношений. Своеобразие политической ответственности состоит в том, что она наступает не только за виновные действия, но и за неумелость, приспособленчество, конъюнктурность, опрометчивость в вопросах политики и т.д. Ее сущность — отрицательная оценка политического проступка субъекта со стороны определенного класса, группы или общества в целом.
Моральная ответственность имеет весьма широкую сферу действия. Ее важнейшим свойством является осуждающее отношение к нарушителю социальных норм, которое складывается у общества или коллектива, негативная оценка поступка, противоречащего нормам морали.
Эти нормы непосредственно исходят из общенародных представлений о добре и зле, справедливости и чести, достоинстве и добродетели и т.д. и выступают критерием социальной оценки определенных качеств личности нарушителя. Моральная ответственность взывает к его совести о признании и осознании совершенных им ошибок, строгом выполнении общепринятых правил поведения.
Профессиональная ответственность связана с видами деятельности субъекта: педагогической, врачебной, научной, судебной, следственной и т. д.
Общественная ответственность в смысле этой классификации представляет собой ответственность перед общественной организацией. Ответственность перед общественной организацией и моральная ответственность не совпадают. Первый вид — уже, поскольку она наступает только при условии, если нарушающий нравственные нормы одновременно посягает и на нормы данной общественной организации, членом которой он является. Формами осуждения при такой ответственности могут быть предупреждение, постановка на вид, выговор, строгий выговор и т. д. В ответственности перед общественной организацией сильнее, чем в нравственной, выражены элементы общественного порицания.
Юридическая ответственность является специфическим видом социальной ответственности, это определяется прежде всего ее связью с государственным принуждением.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Тренировочные задания формата ЕГЭ.
Обществознание 10 класс (профиль)
Тема: Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Часть 1.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Свободаэкономическая
*************
духовная
это свобода от эксплуатации, свобода принятия экономических решений, свобода экономических действий
это набор гражданских прав, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность индивида.
это свобода выбора мировоззрения, свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «свобода».
1) выбор; 2) произвол; 3) ответственность; 4) познание; 5) собственное решение; 6) неравенство.
3. Выберите верные суждения о свободе и ответственности личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) По мере развития человеческой свободы направленность ответственности смещается с человека на коллектив.
2) Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером того общества, в котором он живет.
3) Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным нормам.
4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.
5) Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Идея *** (А) в европейской культуре относится к числу *** (Б) человеческого бытия. Человек — единственное существо на планете Земля, способное быть свободным. И человек — единственное существо, созидающее *** (В). Человеческое бытие — бытие в культуре. Именно культура формирует человеческие качества, возвышает человека над *** (Г). Философию называют самосознанием культуры. Но к осознанию существа и *** (Д) культуры, её роли и места в жизни человека и общества философия подошла, в общем, совсем недавно. Культура в самом исходном своём определении — это всё, что существует в силу и в результате человеческой свободы, является её предметным *** (Е)».
Список терминов:
1) свобода2) природа
3) культура
4) смысл
5) опыт
6) фундаментальные проблемы
7) личность
8) воплощение
9) гражданские права
5. Выберите верные суждения о свободе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.
2) Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия.
3) Свобода человека включает в себя свободу передвижения и проживания, свободу мысли и совести, свободу слова и выражения, свободу на уединенность, на частную жизнь.
4) Свобода — это право самого себя ограничивать из-за уважения и любви к другим.
5) Свобода — это возможность по своей воле принимать любые решения и нести полную ответственность за последствия принятых решений.
6. Олег исключает всякую возможность выбора. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что Олег является фаталистом?
1) решение принимается человеком, исходя из его субъективных желаний
2) всякое действие человека предопределено заранее
3) воля человека — первооснова всего сущего
4) случайность играет в жизни человека определяющую роль
5) все процессы в мире подчинены господству необходимости
6) каждое действие человека есть неосознаваемое им звено в цепи причинно-следственной связи
7. Выберите верные суждения о свободе и ответственности личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наличие моральных норм делает свободу человека невозможной.
2) Свобода человека предполагает возможность реализации им своих интересов и потребностей.
3) Ответственность связана только с внешними формами воздействия на человека.
4 Ответственность — это объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
5) Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.
8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Особенности характера, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности *** (А) и на его жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность. На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни, способы *** (Б) (игровой, спортивной, учебной), трудовое и общественное поведение, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются *** (В) и т.д. Все эти факторы имеют значение как моменты становления *** (Г) субъекта. Понятие «ответственность» выступает важнейшим внутренним *** (Д) его деятельности. Чувство ответственности, долга проявляется в сознательной готовности человека следовать установленным *** (Е), оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих».
Список терминов:
1) общество2) человек
3) конфликтные ситуации
4) межличностные отношения
5) деятельность
6) личность
7) регулятор
8) нормы
9) санкции
9. Выберите верные суждения о свободе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Свобода человека — это в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события.
2) Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.
3) Свобода ограничена межличностными, социальными, индивидуальными, а также природными факторами.
4) Поскольку человек живет в обществе, то абсолютная свобода невозможна.
5) Свобода — это возможность действовать в направлении цели, поставленной коллективом или обществом.
10. Установите соответствие между понятиями и терминами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОНЯТИЯА) Специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решения и совершать поступки в соответствии со своими идеалами, интересами и целями.
Б) Понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
В) Умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.
Г) То, что обязательно должно произойти в данных условиях, однако в такой форме, которая зависит не только от сущности происходящего, но и от сложившихся условий её проявления.
Д) Система мотивов, образующая психологическую основу предпочтительности связанная с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением.
ТЕРМИНЫ
1) Ответственность
2) Свобода
3) Необходимость
4) Выбор
11. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.
2) Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.
3) Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.
4) Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.
5) Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.
12. Немецкий философ Ф. Ницше утверждал, что первичной движущей силой выступает свободная индивидуальная воля — «я». Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что Ф. Ницше является представителем волюнтаризма в философии?
1) игнорирование объективных законов бытия
2) представление о мире как механизме, работа которого подчиняется законам, независимым от человека
3) человек сам творец своей жизни
4) исключение свободы выбора человека
5) предсказуемость основных этапов жизни человека и общества
6) человек волен поступать так, как ему заблагорассудится
13. Выберите верные суждения о свободе и необходимости.
1) По мере развития человеческой свободы ответственность исчезает.
2) Свобода — это способность прервать необходимость, цепь причинно-следственных связей.
3) Необходимость становится точкой отсчёта для всех представителей волюнтаризма.
4) Свободы представляет собой специфически человеческое качество, лежащее в основе формирования его индивидуальности.
5) Под необходимостью часто понимается предопределённость, Божий промысел, судьба, рок.
14. Выберите верные суждения о свободе и ответственности.
1) Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.
2) Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.
3) Свобода человека в обществе — это возможность поступать в соответствии только со своими желаниями и стремлениями.
4) По мере развития человеческой свободы направленность ответственности смещается с коллектива на самого человека.
5) Ответственность выступает важнейшим внутренним регулятором деятельности человека.
15. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Свобода человека всегда предполагает его ***(А) перед обществом за свой ***(Б). Свобода есть возможность осуществления целеполагающей ***(В), способность действовать со ***(Г) дела ради избранной***(Д). Свобода — это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, характеризующийся одновременно и как величайший дар и ***(Е).
Список терминов:
1) необходимость2) тяжкое бремя
3) цель
4) объективное условие
5) ответственность
6) знание
7) поступок
8) фатализм
9) деятельность
16. Выберите верные суждения о свободе личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.
2) Свобода личности проявляется в осознанном следовании социальным нормам.
3) Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.
4) Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия.
5) Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.
6) Свобода налагает на человека дополнительные обязательства и ответственность за осуществленный выбор.
17. Выберите верные суждения о свободе и ответственности личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Свобода человека предполагает возможность для него осуществить самостоятельный выбор в условиях альтернативы и принять на себя ответственность за него.
2) Нравственная ответственность современного человека распространяется на все проявления несправедливости и зла в мире, значительно превышая поле его
свободного выбора.
3) Свобода — возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.
4) Проявлением свободной воли человека может служить выбор между путем добра и путем зла.
5) Подлинной свободой можно считать согласование поступков человека только с его собственными взглядами и убеждениями без учета взглядов и интересов других людей.
Часть 2.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «свобода человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о «золотом правиле нравственности», и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь свободы и ответственности.
26. Приведите два аргумента и два примера, которые бы подтверждали вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе.
27. Отто фон Бисмарк писал: «Свобода — это роскошь, которую не каждый может себе позволить». Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте.
28. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Свобода и ответственность».
29. Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний. Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:
– из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет — ресурсов социологических служб;
– из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;
– из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
«Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». (М. Бакунин)
«Всеобщий закон — это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого» (В. Гюго).
«Функция выбора — основа личности» (Б.Ф. Поршнев).
«Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся её» (Б. Шоу).
«Полная свобода возможна только как полное одиночество» (Т. Котарбиньский).
«Свобода не легка, как думают её враги, клевещущие на неё, свобода трудна, она есть тяжёлое бремя. И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя…» (Н. Бердяев).