Психологические проблемы и психические расстройства
То, что в народе называется наркоманией или алкоголизмом — на языке медицины является одним из психических расстройств, входящих в целую группу «расстройств психики и поведения вследствие употребления психоактивных веществ».
В то же время, у каждого человека в течение его жизни возникают те или иные психологические проблемы. Психологические проблемы — это нормально.
Они могут мешать нам жить, а могут и не мешать. Мы можем справляться с ними самостоятельно, с помощью друзей или с помощью профессиональных консультантов, можем их игнорировать. Мы можем к ним приспосабливаться. Мы можем пытаться справиться с ними, употребляя психоактивные вещества. И можем заболеть, употребляя эти психоактивные вещества, и мы можем умереть от этой смертельной болезни, но… не от психологических проблем.
Итак, в чем же разница между психологическими проблемами и психическими расстройствами?
Когда–то в юности мне казалось, что сумасшедшие – это какие–то чрезвычайно интересные, творческие люди. И наоборот — все творческие и оригинальные люди, люди не похожие на других – сумасшедшие.
Со временем, придя работать в психиатрию, я обнаружила, что большинство так называемых «сумасшедших» моей юности — люди чрезвычайно здоровые.
В то время как сам термин «психическое расстройство», лишившись в моих глазах своего «романтического ореола», обрел стойкий привкус человеческого горя, привкус страдания.
Психическое расстройство: определение
Психическое расстройство — термин, принадлежащий преимущественно психиатрии. Со временем он заменил собой понятие «психическое заболевание» или «болезнь». Связано это с тем, что термин «болезнь» подразумевает наличие строго определенных признаков (симптомов), которые проявляются у всех заболевших. А для диагностирования психического расстройства используются наборы признаков (или симптомов) из которых у конкретного человека могут наблюдаться только некоторые, соответственно в психиатрии определить «болезнь» в строгом медицинском значении этого слова не получается.
Как говорится во вступлении к пятой главе Международной классификации болезней (МКБ):
«расстройство» не является точным термином, но здесь под ним подразумевается клинически определенная группа симптомов или поведенческих признаков, которые в большинстве случаев причиняют страдание и препятствуют личностному функционированию.
Изолированные социальные отклонения или конфликты без личностной дисфункции не должны включаться в группу психических расстройств.»
Таким образом, психическое расстройство — это то, что в большинстве случаев, причиняет пациенту страдание и препятствует функционированию личности в целом, а также подпадает под определение из пятой главы МКБ.
Согласитесь, что это очень туманное определение. Столь же неопределенным является и представление современной науки о природе «психических расстройств». О том, как и почему они возникают. В то же время, опытным путем современной психиатрии удается более–менее успешно справляться с проявлениями (симптомами) большинства из них, настолько, чтобы они не мешали человеку жить и функционировать в обществе.
В связи с трудностями в определении термина «психическое расстройство», в литературе его часто описывают как «отсутствие психического здоровья», и мы тоже последуем этим путем.
Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье как:
«…состояние благополучия, при котором человек может:
- реализовать свой собственный потенциал,
- справляться с обычными жизненными стрессами,
- продуктивно и плодотворно работать, а также
- вносить вклад в жизнь своего сообщества.
В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах».
Всемирная организация здравоохранения также выделяет следующие критерии психического здоровья:
- осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
- критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
- соответствие (адекватность) психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
- способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
- способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
АДЕКВАТНОСТЬ и вменяемость
Еще одно определение психического здоровья – адекватность или соответствие, уместность действий или реакций человека. Если действия приводят к желаемым результатам, значит они адекватны. Если действия не приводят к желаемым результатам, значит они неадекватны. Адекватно воспринимать действительность — значит понимать, какие действия приведут к желаемому вами результату, а какие — нет.
В юриспруденции для определения психического здоровья применяется термин «вменяемость» – способность человека адекватно воспринимать действительность и осознанно действовать в соответствии со своей волей. Другими словами — «вменяемость» — это способность нести ответственность: руководить своими действиями и понимать их последствия.
И соответственно неспособность лица сформировать необходимое интеллектуальное и волевое отношение к совершаемому им деянию определяется как «невменяемость».
Подводя итог этим запутанным рассуждениям о «психическом здоровье» и «психических расстройствах», думаем, что большинство читателей нашего журнала согласится с тем, что наркозависимость – это такое заболевание, когда человек либо хочет перестать употреблять психоактивные вещества, но не может этого сделать, либо уже погибает от употребления психоактивных веществ, но так и не понимает, почему это происходит.
То есть наркомания и алкоголизм — это все–таки болезни, а сами зависимые — люди не вполне вменяемые. В юриспруденции для людей зависимых от употребления наркотиков или алкоголя даже термин специальный имеется: «частичная недееспособность».
Психологические проблемы
С термином «психологические проблемы» дело обстоит еще сложнее, чем с понятием «психическое расстройство». Тем не менее, их наличие у кого-либо из окружающих всем очевидно. В науке так часто бывает, никому не понятно как, но яблоко всегда падает на землю.
Поэтому мы не будем усложнять, а просто перечислим некие цели, к которым люди часто стремятся, или же некие качества, обладая которыми они могут быть счастливее. Психологи и психотерапевты, как правило, могут помочь в достижении этих целей или качеств.
- Способность любить. Участвовать во взаимоотношениях, открываться, быть уязвимым. Любить и воспринимать других такими, какие они есть: с их «недостатками и достоинствами».
- Способность работать. Не только по профессии, но и в принципе создавать что-то, что ценно для других.
- Способность играть. Играть в буквальном смысле этого слова, участвовать в игре. Но так же и использовать и воспринимать юмор.
- Стремление к безопасным взаимоотношениям. Качество отношений — наиболее частая причина, по которой люди обращаются к психологу. Одна из задач психотерапии помочь им это исправить.
- Автономия. Простым языком — ощущение свободы выбора.
- Постоянство себя и объекта или целостность. Это также способность переживать конфликты, не теряя контакта со своими эмоциями. Связь между внутренним ребенком и тем, кто я есть сейчас. Адекватное восприятие образа себя.
- Способность восстанавливается после стресса — в адекватные для конкретной ситуации сроки и не разрушительными для личности способами.
- Способность справляться с накалом эмоций. Справляться с эмоциями — значит уметь переживать их, при этом не действуя под их влиянием. Это также способность оставаться в одновременном контакте и с эмоциями, и с мыслями — своей рациональной частью.
Автор: Ирина Король,
руководитель реабилитационного Центра современной терапии зависимостей
в чем разница? Психологическое или психическое состояние
Разделение на психологическое и психическое , как на норму и патологию, исторически понятно, но терминологически неоправданно. Если говорят, что у человека психические проблемы — чаще всего, на самом деле, подразумевают психотические проблемы, что сужает понятие психики до психоза, крайней формы психических нарушений. А если хотят сказать, что человек испытывает общечеловеческие затруднения, то говорят о психологических проблемах, что, строго говоря, весьма странно, потому что психологические проблемы могут быть только в научном смысле (да, у науки
Тем не менее, не только в быту, но и в науке прижились два понятия: «психика человека» и «психология человека». Таким образом, слово «психология» стало защитным от признания тревожной истины, что любой человек наделен психикой. Надо признаться, этому весьма посодействовали сами психологи, всячески избегая употреблять слово «психика». И слово «психология» слишком плотно вошло в своем втором, переносном, значении в речь, что от этого смысла слова уже невозможно отказаться. Например, словосочетание «психологическая поддержка» невозможно заменить на «психическую поддержку». Слово «психическое», все же, приобрело более негативный характер, и словосочетание «психическая поддержка» вызовет, скорее, ассоциации с «психической обработкой».
Между прочим, определение психологии как науки о душе — исторически понятно, но не оправдано. Термин «душа» (по-гречески «психе») имеет исключительно религиозное значение и никак не используется сегодня среди научных терминов в психологии. Душу «изучали» религиозные философы, а современные психологи изучают психику, а точнее, ее проявления.
Однако, если кого-то пугает слово «психика» по ассоциации с «психическими болезнями», то его должно также пугать слово «душа» по ассоциации с «душевными болезнями». Однако, надо признаться, слово «психический» более отталкивает, и, очевидно, заслуга этому, прежде всего, психиатров.
Но если человек «боится» всего, что связано с психическим на это должно быть много причин.
Конечно, эти сложности и путаница в понятиях связаны не только с историческим развитием этих двух наук о психике человека, но и с историей отношения к людям, имеющим психические заболевания. Вряд ли психиатрия и психиатры могли заслужить доверие, когда еще каких-нибудь несколько десятилетий назад использовались такие варварские способы «лечения» как электросудорожная терапия и лобоэктомия (вспомним, хотя бы, «Полет над гнездом кукушки»).
Но дело даже не в тех ужасах психиатрических клиник, о которых мы читали в книгах и видели в кино. Дело, прежде всего, во врачах, задачей которых является лечить, для чего необходимо изучать болезнь. И врачи, изучавшие психические болезни, говорили о психике только в связи с болезнью. Но хуже того, т.к. врачи лечат больных, любой обратившийся к врачу, лечащему психические болезни, оказывался, вроде бы как сразу, психически больным.
И в этом главное пугающее значение слова «психика». И дело, даже, не в том, что если человек обращается к психиатру, или даже заговаривает о проблемах с психикой — его окружающие сразу приписывают к «психам», так сказать, приклеивают ярлык, хотя и это очень важно.
Подумать о психическом жутко, потому что психически больной человек почти никогда не может заметить свои психические проблемы, и мы все об этом знаем. Об этом знают, конечно, и психиатры, и мы об этом тоже знаем. И нам жутко от самого факта визита к психиатру (а, заодно, и к психоневрологу, психологу или психоаналитику), потому что нас страшит не только то, что у нас могут обнаружить психические отклонения, а в большей степени то, что нам об этом даже не попытаются сказать правду.
Но некоторые люди набираются смелости и приходят к психологу, несмотря на то, что в наименовании его специальности присутствует корень «псих».
К психологу, как правило, приходят за советом.
Но кто такой психолог, чтобы давать советы?
Психика и сознание
Психика и сознание – такие близкие, но разные понятия. Наличие узкого и широкого понимания у каждого из этих слов могут запутать кого угодно. Впрочем, в психологии понятия психики и сознания успешно развели, и не смотря на их тесную взаимосвязь, границу между ними увидеть довольно просто.
Чем сознание отличается от психики?
Психика, если рассматривать термин в широком смысле, — это все психические процессы, осознаваемые человеком. Сознание – процесс управления человека самим собой, которы
Чем отличается психическое от психологического. Психологическое или психическое состояние. Чем сознание отличается от психики
В некоторых науках понятия «психика» и «сознание» являются фундаментальными. В каждое из них вкладывается свой смысл. Попытаемся раскрыть названные термины и выясним, чем отличается психика от сознания.
Определение
Психика – это принадлежащее некоторым живым существам, в частности человеку и животным, свойство особым образом отражать действительность.
Сознание – сложное проявление деятельности мозга, наблюдаемое на высшем уровне психического развития.
Сравнение
Основой для существования того и другого качества выступает нервная деятельность. А отличие психики от сознания заключается в том, что именно первое из двух понятий является базовым.
Психика есть у людей и существ, находящихся на ступеньку ниже по своему развитию, – животных. Она представляет собой функцию мозга и выступает как своеобразный инструмент, помогающий приспосабливаться к окружающей среде и выживать. Процессы, протекающие в психике, могут быть элементарными и очень сложными.
Совокупность высших проявлений подобной деятельности образует сознание. На таком уровне функционирует только мозг человека, но не животных. Последние способны оперировать исключительно наглядным мышлением, действующим на основе предметного восприятия. Это характерно даже для таких «умных» существ, как обезьяны, дельфины или собаки.
В то же время возможности сознания, присущего человеку, не ограничиваются лишь формированием образов. Здесь великую роль играет речь. Она позволяет выполнять важные абстрактно-логические операции и овладевать новыми знаниями, которые могут передаваться даже через поколения. Людям свойственно планировать и ставить цели. Кроме того, они склонны к оценке собственного поведения и самоконтролю.
Даже сами психические процессы люди, обладая сознанием, способны в некоторой степени контролировать. Это происходит, когда мы, например, заставляем себя запомнить стихотворение или специально концентрируем внимание на чем-то. Животные с их простейшей психикой делать этого не могут. Сознание человека исторически сложилось и существует совместно с его общественно-трудовой деятельностью.
В чем разница между психикой и сознанием? В том, что последнее, несмотря на свою сложность и многогранность, является лишь частью системы. Во всей психической деятельности происходит много неосознанного и еще не до конца изученного.
Разделение на психологическое и психическое , как на норму и патологию, исторически понятно, но терминологически неоправданно. Если говорят, что у человека психические проблемы — чаще всего, на самом деле, подразумевают психотические проблемы, что сужает понятие психики до психоза, крайней формы психических нарушений. А если хотят сказать, что человек испытывает общечеловеческие затруднения, то говорят о психологических проблемах, что, строго говоря, весьма странно, потому что психологические проблемы могут быть только в научном смысле (да, у науки психологии много проблем), а у человека могут быть только психические проблемы. Говорить о «психологических проблемах» у человека также семантически неверно, как говорить о «медицинских проблемах», вместо «проблем со здоровьем».
Тем не менее, не только в быту, но и в науке прижились два понятия: «психика человека» и «психология человека». Таким образом, слово «психология» стало защитным от признания тревожной истины, что любой человек наделен психикой. Надо признаться, этому весьма посодействовали сами психологи, всячески избегая употреблять слово «психика». И слово «психология» слишком плотно вошло в своем втором, переносном, значении в речь, что от этого смысла слова уже невозможно отказаться. Например, словосочетание «психологическая поддержка» невозможно заменить на «психическую поддержку». Слово «психическое», все же, приобрело более негативный характер, и словосочетание «психическая поддержка» вызовет, скорее, ассоциации с «психической обработкой».
Между прочим, определение психологии как науки о душе — исторически понятно, но не оправдано. Термин «душа» (по-гречески «психе») имеет исключительно религиозное значение и никак не используется сегодня среди научных терминов в психологии. Душу «изучали» религиозные философы, а современные психологи изучают психику, а точнее, ее проявления.
Однако, если кого-то пугает слово «психика» по ассоциации с «психическими бо
Чем отличается расстройство личности от психического расстройства
Многие современники, начитавшись «Википедии» и других источников в Интернете, пройдя на разных сайтах психологические тесты онлайн, ставят сами себе диагнозы: типа расстройство личности, или находят у себя какое-либо психическое заболевание (психопатологию) или эмоционально-психологические расстройства.
После чего, не зная что делать со своими «изобретенными» болезнями, пишут, звонят или обращаются напрямую к психологам, психотерапевтам, психоаналитикам, и даже к психиатрам, объявляя им, со знающим видом, свой диагноз в виде психического или психологического расстройства личности (депрессии, фобии, невроза или психоза).
В двух словах: чем отличаются психические расстройства от психологических расстройств личности, или это одно и то же
Психические расстройства личности
Практически любое состояние психики человека, которое отличается от нормального, здорового состояния, может считаться психическим расстройством.
Расстройство личности — это вид психического расстройства, где обнаруживаются соответствующие клинические симптомы и поведенческие признаки, которые причиняют страдание человеку и препятствуют его личностному функционированию.
В принципе, какие-либо отклонения от нормы в психике, личности и поведении, когда человек не может приспосабливаться к условиям жизни, разрешать житейские проблемы — не в состоянии справляться с обычными задачами в личной, семейной жизни, в социуме или на работе и не способен достичь поставленных целей, то уже можно предположить, что у него какое-то психическое расстройство личности.
Все психические, личностные и поведенческие расстройства прописаны в Международной классификации болезней 10-го пересмотра МКБ-10 — класс F00-99, которые действуют на территории России с 1997 года.
МКБ разрабатывается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и действует во многих странах мира и Европы
На Украине, например, действует DSM-5 — «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 5-го издания» (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, fifth edition) — разработанное Американской психиатрической ассоциацией, и, конечно, применяемое в США.
В 2022 году в России будет действовать МКБ-11, где будут некоторые изменения, исключения и дополнения в классификации психических расстройств личности (есть уже готовый проект). Например, будет добавлено «Игровое расстройство», а сексуальные расстройства будут выделены в отдельную группу.
Более подробно о всех психических и личностных расстройствах и заболеваниях по МКБ-10 и 11, которые диагностируют и лечат в России, вы сможете прочитать на этой странице сайта Психоаналитик-Матвеев.РФ
Не ставьте сами себе диагнозы, и меньше читайте про психические расстройства личности (синдром студента-медика никто не отменял). Если у вас появились жизненные трудности, какие-то психологические, личностные, эмоциональные или поведенческие расстройства, то вовсе необязательно, что у вас патология или какая-то психическая болезнь. Большинство расстройств психики и личности обратимы (если не запускать).
Как советует Всемирная организация здравоохранения, в таких случаях сразу нужно обратиться к соответствующему специалисту в области психического здоровья — психологу, психотерапевту или психоаналитику, реже — к психиатру.
См. Чем отличается психологическая помощь от консультации, психотерапии и психоанализа
И… Психолог, психотерапевт, психиатр, психоаналитик — в чем разница?
Смотрите самые распространенные психологические проблемы, с которыми обращаются за психологической помощью
Полный список психических и личностных расстройств
Пройти тесты на расстройства личности и психики онлайн:
10 психических заболеваний, которые маскируются под обычные черты характера
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Часто экстравагантные поступки мы списываем на характер человека. А что, если за этим кроется нечто большее? Выдающиеся американские психотерапевты Аарон Бек и Артур Фримен в книге «Когнитивная психотерапия расстройств личности» (Cognitive Therapy of Personality Disorders) раскрыли секреты человеческого темперамента.
Редакция AdMe.ru внимательно изучила труд этих ученых и подготовила для вас путеводитель по 10 чертам характера, которые могут принести своим обладателям немало проблем, если не держать их под контролем.
1. Халатность
В эту категорию смело можно записывать всех, кто стремится побольше отдыхать и поменьше работать. Разумеется, это обыкновенное человеческое желание, однако некоторые из нас частенько перегибают палку. Например, если сотрудник компании за год оформил несколько больничных, взял пару отпусков и бесчисленное количество отгулов, а при всем этом умудрялся еще и опаздывать, психолог бы поставил ему антисоциальное расстройство личности. Правда, для этого нужно, чтобы наблюдались еще и такие симптомы:
- частая ложь, которая ничем не мотивирована;
- стремление жить за чужой счет;
- частое увольнение без дальнейших планов по трудоустройству, то есть «уход в никуда»;
- растрата денег не по назначению (собирался купить продукты, а приобрел новую игрушку для приставки).
Бороться с антисоциальностью поможет тайм-менеджмент и награды. Достаточно расписать, какой презент можно себе сделать за то или иное достижение (например, пару дней прожить по составленному плану), и придерживаться расписания хотя бы в течение месяца, чтобы успела выработаться привычка. Еще при таких нарушениях психологи рекомендуют упражнение «Обзор выборов»: письменно ставится проблема, определяются возможные выходы из нее и преимущества / недостатки каждого. Это поможет принимать решения рационально.
2. Стеснительность
Поощряемая стеснительность со временем может перерасти в тотальное отчуждение и нежелание устанавливать связи с внешним миром. Люди, которые находятся на грани психического расстройства, перестают ощущать сильные эмоции и стараются ограничить себя в любых контактах, а поэтому часто выбирают удаленную работу или другую деятельность, которая никак не связана с коммуникацией.
Гипертрофированная интроверсия приводит к шизоидному расстройству личности, которое имеет такие признаки:
- безразличие к критике и похвале;
- отсутствие близких друзей или наличие только одного друга;
- склонность часто и нереалистично мечтать;
- чрезмерная чувствительность, которую невозможно или страшно выразить окружающим.
Предотвратить развитие болезни можно разными способами. Один из наиболее действенных — деятельность в группе. Подойдет любой кружок: рисование, изучение иностранного языка, йога или пилатес.
Для борьбы с возрастающей мизантропией стоит воспользоваться простым лайфхаком: вместо фразы «я не люблю людей» говорить «мне не нравится эта вещь» (черта характера, одежда, внешность, привычка или что-то другое). Такой подход позволит сформировать новую установку: в людях помимо плохого есть и нечто хорошее.
3. Прокрастинация
В эту категорию попадают бунтари, которые не желают подчиняться правилам в обществе. Выражается все в откладывании необходимых действий на когда-нибудь. Запущенная прокрастинация вполне может привести к пассивно-агрессивному расстройству личности, которое часто влечет за собой хроническую депрессию.
Немного бунтарства в школе или университете — явление вполне закономерное, и в нем искать истоки болезни не надо. О том, что прокрастинация переходит в новую фазу развития, могут говорить следующие симптомы:
Психическая и психологическая травма: в чем разница?
Опубликовано: 14 января 2017 в 08:00
Представления о нормальной психике и об угрозах ей в разное время различаются. Пару веков назад полагали, что порядочную девушку любое сколько-нибудь сильное переживание обязательно должно повергать в обморок. И хотя падали барышни не из-за чувствительности, а из-за корсетов, нарушающих кровообращение и дыхание, уверенность эта была очень живуча.
Несколько позже психиатры героически боролись с бурными истерическими припадками, сопровождающимися спазмами и судорогами. Ныне и эта проблема безнадежно вышла из моды.
Психологический тренд наших дней – психотравмы. Но серьезнее ли эта проблема, чем обморочная чувствительность или бурные истерики?
Психологическая и психическая травмы
Говоря о психологических травмах, необходимо отличать их от психических. При психическом травмировании (чем-либо или кем-либо) нарушения психических реакций просматриваются легко. Это могут быть:
- расстройства памяти;
- неспособность узнавать близких людей4
- нарушения внимания;
- сбои мышления.
При психологических травмах ничего подобного нет, и человек полностью сохраняет способность к нормальному существованию в нормальной среде. До 80-х годов прошлого века термином «психотравма» никто не пользовался. Таких травм никто не боялся, и вокруг себя и у себя сами люди их как-то не наблюдали. Теперь все переменилось, и многим эти самые травмы мерещатся буквально на каждом шагу.
Раньше говорили: «у нее плохое настроение», «он расстроен», «он рассержен», «она встала не с той ноги». Ныне вместо этих привычных выражений употребляют устрашающее «у них психотравма!». При этом в медицине этот термин не принят, и научного определения у него нет.
Кому выгодно?
Почему же тогда это понятие получило широкое распространение? Потому что это многим выгодно. Прежде всего выгоду получают психотерапевты, которым страх перед психотравмами помогает получать денежных клиентов на длительное время. Затем, это дети и люди инфантильного склада, которым убежденность в собственном психологическом травмировании помогает «переводить стрелки» на других при объяснении собственных немотивированных требований и неудач.
Дети, угрожая психотравмой («надо мной будут смеяться в классе!»), вымогают у родителей совершенно ненужные дорогие «игрушки» — мобильные телефоны, планшеты, модную одежду, нездоровую пищу. Взрослые (по паспорту) люди объясняют детскими переживаниями и неправильным воспитанием свое неумение принимать решения, защищать собственные интересы и добиваться успеха.
Есть люди, которые прямо-таки притягивают к себе психотравмы. Это, как уже было сказано, инфантильные личности, охотно перекладывающие свою несостоятельность на родителей или учителей. Также это истероиды, которым просто очень нравится, когда с ними происходит что-то плохое. Если такого события нет в реальности – они его охотно выдумают.
Нужно ли совсем отказаться от понятия психологической травмы? Естественно, нет, поскольку бывают такие ситуации, когда очень сильное психологическое впечатление и впрямь может нанести человеку вред. В помощи психотерапевта нуждаются:
- те, кто потерял близкого человека;
- заболел опасной мучительной болезнью;
- стал свидетелем или жертвой преступления, военных действий, катастрофы, стихийного бедствия.
Но обращаться к понятию психологической травмы стоит только тогда, когда другого объяснения происходящему найти не удается.
Психотравма – научный подход
Для того чтобы можно было пользоваться понятием психотравмы на действительно научном уровне, его прежде всего необходимо доработать. Сегодня оно не имеет точного определения. Вместо него используют набор признаков. Но все они при ближайшем рассмотрении оказываются очень ненадежными и не могут заменить твердые, четко обозначенные критерии.
Главным признаком считается наличие события, оказывающего ударное воздействие на психику. В качестве таковых рассматриваются, к примеру, развод родителей (для ребенка) или изнасилование. Но в мире ежегодно разводятся родители миллионов детей, и (по статистике) каждая четвертая женщина хоть раз в жизни, но бывает изнасилована. Тем не менее большинство этих людей справляются с негативным опытом, не теряя адекватности. Ведь восприятие события субъективно, и больше зависит не от самого события, а от той его трактовки, что привита индивидууму обществом и его непосредственным окружением.
Также признаком психотравмы считаются навязчивые негативные воспоминания. Но более вероятно, что подверженный им человек просто имеет слишком мало реальных дел и слишком узкий круг интересов. Тем людям, кого многим интересуются, и много работают, некогда думать о негативном.
Рассматривают в качестве признака психотравмы и неумение абстрагироваться от ситуации, отождествление любого происшествия с собой. Но не стоит ли вместо привлечения психотерапевтов озаботиться развитием у современного человека абстрактного мышления?
Еще один признак – остановка развития личности. Но пассивное развитие происходит исключительно под влиянием внешних факторов, так что для того, чтобы оно не останавливалось, их надо подключать, а не исключать. Активное же развитие – достояние немногих, и обязаны они им отсутствию душевной лени, а не психотравм.
Наконец, признаком психологического травмирования считают склонность к саморазрушительному поведению:
Но возникает вопрос: почему таких людей очень много в самых благополучных обществах, где их всячески оберегают от негативных впечатлений? Наверное, их потому много без всяких психотравм, что их плохо научили быть нужными и находить свое место в жизни.
Можно высказать мотивированное предположение, что спасение от психотравм – в умении быть разумным и взрослым. Мудрые люди понимают, что в мире есть зло, и готовы к встрече с ним. А взрослые знают, что родители и учителя познакомили их с системами ценностей и некоторыми методами действий в определенных ситуациях, но как воспользоваться этими знаниями – их личное дело. Теперь они взрослые, и никто не ответит за то, что они теперь делают со своей жизнью. Взрослость – умение и стремление самому отвечать за себя и за окружающих. Взрослый человек не может сосредоточиваться только на негативе – у него слишком много практических задач.
Остается пожелать всем детям (и маленьким, и большим) побыстрее взрослеть, и тогда они смогут не бояться психотравм.
Чем отличается психическое здоровье от психологического здоровья. Психическое здоровье и психологическое здоровье. Психические состояния нарушенного сознания
Тема 2. Психическое здоровье человека и психологическая помощь
Понятие о психическом и психологическом здоровье личности.
Факторы и условия психического благополучия и риска.
сохранении
Этические аспекты оказания психологической помощи
1. Понятие о психическом и психологическом здоровье личности.
Психическое здоровье (ментальное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.
Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:
осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Под нормальным психическим здоровьем понимается гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека. Благоприятное функциональное состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность , которая интегрирует основные характеристики психики — восприятие, внимание, память и др. Под умственной работоспособностью понимают «определенный объем работы, выполняемый без снижения оптимального для данного индивидуума уровня функционирования организма». Высокая умственная работоспособность — один из основных показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.
2.Факторы и условия психического благополучия и риска.
Изучая проблему здоровья всех стран мира, специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) пришли к выводу об особой роли психического развития в здоровье ребенка . В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие Детей» (1979) отмечается следующее:
нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями;
основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают семью необходимыми материальными средствами.
Нарушения психического здоровья в детстве имеют две характерные черты : во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в школе, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.
Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой , чем в другие возрастные периоды. Сухомлинский