Что такое акцентуация характера в психологии: Акцентуации характера подростков в современном обществе

Автор: | 21.05.2021

Содержание

Акцентуация характера и неврозы

Для характеристики некоторых особенностей крайних типов психически здоровых немецкий психиатр К. Леонгард в 1968 г. предложил термин «акцентуированная личность» (акцентуация личности), что нашло всеобщее признание, а в русскоязычной литературе определяется как акцентуация характера.

Не будем подробно вдаваться в сущность и правильность терминологии (акцентуация личности или характера), отметим лишь следующее. В нашей литературе понятие «личность» рассматривается в более широком плане, чем характер. О сущности личности была речь выше. Характер — это совокупность основных отличительных свойств человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности. В руководстве по психологии Р. С. Немов определяет характер как «совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе». Чтобы не вносить лишней путаницы в терминологию, будем использовать применяемый в нашей литературе термин «акцентуация характера». К тому же замена в терминологии одного слова другим не меняет сути дела. В принципе, правильнее было бы использовать терминологию К. Леонгарда, впервые описавшего эту особенность человека (так и положено поступать в науке с позиции общепринятой этики и морали), но в прошлом было несколько другое отношение к зарубежным исследованиям.

Согласно определению А. Е. Личко (1977), акцентуация характера— это крайнее выражение нормы, при-которой определенные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Это не болезнь, а вариант психического здоровья, а поэтому лечения не требует.

Для лучшего понимания сущности акцентуаций будет приведено высказывание А. Е. Личко на IV симпозиуме детских психиатров социалистических стран в одной из первых его работ по данному вопросу (1976):

«Черты определенного типа характера могут выступать не постоянно, не во всякой обстановке и не при всех условиях, а лишь в определенных ситуациях или некоторые периоды жизни. Их выявлению особенно способствуют те жизненные трудности, психические травмы, критические состояния, которые адресуются к месту наименьшего сопротивления личности, различному при каждом типе акцентуации. В отличие от психопатий акцентуации характера обычно не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации. Срывы адаптации бывают непродолжительными и обусловлены психическими травмами или ответственными ситуациями, которые наносят удар по месту наименьшего сопротивления. В подростковом возрасте эти срывы могут проявляться в виде острых аффективных реакций, патологических нарушений поведения и, наконец, в виде невротических реакций. При длительно действующих неблагоприятных факторах, в условиях хронической психической травматизации, в трудных, долго не разрешающихся обстоятельствах, а также вследствие неправильного воспитания, акцентуации характера могут быть благоприятной почвой для психопатических и невротических развитий».

Следовательно, акцентуации характера являются тем фоном, фактором риска, на котором под влиянием избирательного воздействия психотравм, касающихся уязвимых мест личности, возникают неврозы и другие психические расстройства.

Акцентуации характера проявляются в подростковом возрасте, но начало их формирования (еще без четкой дифференциации) происходит в детстве, поэтому они имеют и для нас, детских неврологов и психиатров, существенное значение.

Различают 12 основных типов акцентуации характера. Будет приведено краткое описание лишь некоторых их них.

Гипертимный тип (гипертимия — повышенное настроение с усилением двигательной и психической активности). Часто проявляется у детей. Они повышенно общительны, неугомонны, склонны к озорству, любят командовать сверстниками, у них, как пишет А. Е. Личко (1989), недостает чувства дистанции по отношению к взрослым. Настроение таких детей и подростков приподнятое, они обладают хорошими способностями, но часто не доводят дело до конца, не любят кропотливый, скрупулезный труд, часто меняют род деятельности, любят прихвастнуть, показать себя в лучшем виде, чем они есть на самом деле, не терпят нравоучений и опеки, бурно реагируют на попытки родителей и воспитателей подчинить их своей воле.

Психастенический тип

. Данная разновидность акцентуации характера несколько противоположна вышеописанной. Уже в дошкольном возрасте такие дети робки, нерешительны, пугливы, их движения неловкие и неуклюжие. Часто отмечается боязнь незнакомых людей, темноты, изменений обстановки. Они боятся ответственности, опасаются, как бы чего не вышло плохого и ужасного в будущем с ними или родителями, хотя уже наступившие невзгоды переносят вполне адекватно. Для борьбы со страхами и опасениями они совершают ряд ритуальных движений и действий, не любят ждать и откладывать на будущее, уже принятое решение стараются выполнить немедленно. В случае развития невроза он часто протекает по типу навязчивых состояний.

Истероидный тип. Главной, ведущей чертой данного типа акцентуации является эгоцентризм (в дословном переводе «Я в центре всего»). Указанная особенность поведения, а в дальнейшем и характера проявляется уже в первые годы жизни. Ребенок любым способом и любой ценой желает быть в центре внимания, чтобы им восхищались, восхваляли, почитали. Вся эмоциональная сфера подчинена этому стремлению. При этом эмоции наигранные, театральные, нередко фальшивые. Если не удается достичь восторгов и похвал за хорошие поступки, то может использоваться и обратное: нарушение поведения в школе, участие в скандалах и драках, приписывание себе необычных приключений и похождений из прочитанного или услышанного от других. Возможен даже побег из дому, но чтобы родители в конечном итоге догадались, где он находится. Все поведение такого ребенка или подростка рассчитано на окружающих. Уязвимым местом психики является ущемление собственного «Я».

Шизоидный тип. Это полная противоположность истероидно-му типу акцентуации. Уже с раннего возраста дети предпочитают одиночество, не стремятся к сверстникам, больше общаются*о взрослыми. Они замкнуты и сдержанны, живут в мире своих интересов, увлечений и фантазий. Им трудно найти друга и вступить в контакт в обществе. Такие дети стараются скрыть от других, особенно близких, свои увлечения и фантазии, в то же время легко раскрываются малознакомым лицам, если они чем-то импонируют. Многие дети и подростки занимаются онанизмом и эротическим фантазированием. Обычно черствы и эгоистичны. Не могут переживать чужую радость и печали. Уязвимым местом является попытка других, в том числе родителей, вторгнуться в их мир увлечений и фантазий.

В зависимости от выраженности А. Е. Личко (1973) выделяет две степени акцентуации характера явную и скрытую. Только первая является крайним вариантом нормы и ее проявления довольно быстро определяются даже при непродолжительном общении. Она обычно начинает развиваться у детей в период становления характера, четко проявляется в подростковом возрасте, а затем постепенно сглаживается. Социальной дезадаптации, как правило, не бывает. Такие люди обычно занимают положение в соответствии со своими способностями и возможностями. Лишь при общении выявляются некоторое своеобразие и странность их характера.

Скрытая акцентуация — это не крайний, а обычный вариант нормы. Она может длительное время ничем не проявляться и возникает лишь в тех случаях, когда психотравма касается «слабого места» в характере данного человека. Остальные психотравмы, даже выраженные и интенсивные, часто не вызывают ни психических расстройств, ни даже скрытых особенностей характера.

На основании статистических исследований Н. Я. Иванова (1978), акцентуация характера несколько чаще встречается у лиц мужского пола. Так, у мальчиков 14—15 лет она имела место в 52% случаев, 16—17 лет — у 62%, частота ее у девушек такого же возраста составила соответственно 42 и 51%. В то же время при неврозах у подростков частота-акцентуаций характера установлена в 89% случаев.

Следовательно, акцентуация характера является тем благоприятным фоном, который способствует возникновению неврозов под влиянием психотравмирующих воздействий.

В заключение к вопросу об акцентуации характера следует отметить, что еще в начале XX в. немецкий психиатр Э. Кречмер подразделял людей с врожденной дисгармонией психических процессов на:

  • шизоидов — замкнутость, повышенная ранимость и застенчивость;
  • циклоидов — чередование периодов повышенной и пониженной активности и настроения;
  • эпилептоидов — инертность эмоций, вялость мышления, мелочный педантизм, склонность к аффектам ярости и гнева.

Однако эта теория не получила должного признания. Она неприемлема и с деонтологических позиций. Да и сами термины «шизоид», «эпилептоид» носят оскорбительный характер, унижают человека как личность и могут быть причиной конфликтных ситуаций.

К прочим причинам неврозов следует относить все те,патологические воздействия, которые нарушают правильное развитие личности и адекватность ответных реакций индивидуума. Это могут быть неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия, являющиеся причиной постоянного эмоционального напряжения, имеют значение перенесенные в прошлом органические заболевания нервной системы, обычно в легкой форме, с полной или почти полной компенсацией, что может быть причиной функциональной слабости отдельных структурных образований головного мозга. Эти нарушения могут возникнуть на любом этапе развития нервной системы, в том числе до родов или во время родов, чему придается большое значение в последующем развитии ребенка, вызывая повышенную ранимость нервно-психической сферы.

Можно сказать, что ничто не проходит бесследно. Одни факторы, обозначенные нами как другие причины неврозов, создают основу (почву, фон), на который воздействуют главные «виновники» неврозов — психотравмирующие воздействия.

Акцентуация характера | Мир Психологии

Акцентуация характера

Акцентуация характера (англ. character accentuation) — высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант нормы, граничащий с психопатией. Ср. Радикал.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Акцентуации характера — понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний (см. Синдром), представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Акцентуация характера отличаются от последних отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях; социальной дезадаптации. Акцентуации характера свойственна уязвимость личности по отношениям не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям (см. Психогении), адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) А. х., к-рые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья.

Выделяются следующие основные типы Акцентуации характера:

  1. циклоидный — чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;
  2. гипертимный — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца; 
  3. лабильный — резкая смена настроения в зависимости от ситуации;
  4. астенический — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии;
  5. сензитивный — повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;
  6. психастенический — высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий;
  7. шизоидный — отгороженность, замкнутость, интроверсия (см. Экстраверсия — Интроверсия), эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания (см. Эмпатия), трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения;
  8. эпилептоидный — склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность;
  9. застревающий (паранойяльный) — повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность;
  10. демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь» (см. Ипохондрия) при неудовлетворенной потребности в признании;
  11. дистимный — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни; 
  12. неустойчивый — склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;
  13. конформный (см. Конформность) — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы А. х.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Акцентуация (лат. accentus — ударение) — усиление, заострение определенных психических свойств. K. Leonhard [1964, 1968] разработана концепция акцентуированных личностей. Выделяются отдельные черты личности (акцентуированные), которые сами по себе еще не являются патологическими, однако при определенных условиях могут претерпевать развитие в положительном или отрицательном направлении, достигая особой выраженности у психопатов и невротиков. Черты эти как бы являются заострением некоторых присущих каждому человеку неповторимых индивидуальных свойств.

Акцентуация личности — промежуточное явление между нормой и психопатией. Выделяют десять типов Акцентуация характера и темперамента:

  • гипертимность, склонность к застреванию аффекта,
  • эмотивность,
  • педантичность,
  • тревожность,
  • циклотимность,
  • демонстративность,
  • возбудимость,
  • дистимичность (субдепрессивность),
  • склонность к аффективной экзальтации.

В патологии демонстративности соответствует истерическая Психопатия, педантичности — ананкастическая Психопатия, склонности к застреванию — паранойяльная Психопатия, возбудимости — эпилептоидная Психопатия.

Отмечены сочетанные А. различных личностных свойств, в том числе интро- и экстраверсии. А.Е. Личко [1977] рассматривает А. не в личностном плане, а соотносит ее с характером, так как, по его мнению, личность является широким понятием, включающим в себя помимо характера и темперамента интеллект, способности, мировоззрение и т.д. У подростков он различает следующие типы А. характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный, смешанные.

Диагностика Акцентуации личности, характера основывается на данных клинического обследования и результатах психологического исследования с помощью опросников Шмишека, Литтманна-Шмишека, ПДО.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Акцентуации характера — чрезмерное усиление определенных черт характера, что ведет к особенностям психического статуса, которые, однако, обычно не выходят за пределы психической нормы, но нередко затрудняют контакты с окружающими людьми.

Есть мнение (Александровский Ю.А., 2005) о том, что «акцентуированные личности занимают промежуточное положение между психически здоровыми и больными с психопатическими расстройствами». Наиболее частые типы акцентуаций: истероидный, гипертимный, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, эмоционально-лабильный.

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

системы Леонгарда и Личко, причины и факторы формирования акцентуаций

Понятие «акцентуация личности» было предложено немецким психиатром Карлом Леонгардом в 1968 году. Само слово «акцентуация» означает ударение, концентрация на чём-либо.

Леонгард рассматривал типы характера и отдельные его черты. Впоследствии он установил вероятное непропорциональное развитие тех или иных черт характера человека, которые могут проявляться под влиянием всевозможных факторов жизнедеятельности. Формирование характера с включением акцентуаций располагается на границе между нормой и психопатией. Но акцентуация не относится к психическому заболеванию, так как имеет серьёзное отличие от последнего.

Термин «акцентуация характера» был введён позднее советским психиатром Андреем Личко. Он стал продолжателем этой теории. Его труд основывался на работах К. Леонгарда и П. Б. Ганнушкина. По его мнению, рассматривать данное явление будет наиболее точно относительно характера, а не личности. Всё это привело к созданию собственной концепции по изучению данной проблемы.

На сегодняшний день вопрос, что такое акцентуация, раскрыт не полностью и требует дальнейшего изучения. До сих пор существуют трудности с выявлением акцентуированных личностей. Психологи утверждают, что проще определять таких людей в обществе, в непосредственном участии в нём, потому что проявление акцентуации в таком случае наиболее заметно.

Причины возникновения

Чаще всего это явление образуется в пубертатный период, когда начинает формироваться личность. У человека в это время складывается определённое мировоззрение, восприятие текущих процессов.

Выраженность поведения, отклоняющегося от нормы, может быть как латентной, так и явной. Латентная форма считается стандартной, т. е. весьма распространённой. Явная форма имеет большую динамику прогрессирования. В процессе жизнедеятельности эти разновидности акцентуации могут переходить одна в другую в зависимости от различных обстоятельств. Разность между этими двумя видами заключается в характере восприятия раздражителей.

Когда явная форма находится на грани с психопатией и нормой и представляет собой риск для нормальной жизни личности, латентная форма проявляется лишь в случаях давления на психическую составляющую, то есть, соответствует простой вариации нормы.

Классификации

Классификации К. Леонгарда и А. Личко признаны самыми понятными и объективными. Система Личко основывается на акцентуациях характера. Он выделил следующие типы:

  1. Гипертимный – повышенная возбудимость нервной системы, позитивность, нетерпение, желание непрерывного действия;
  2. Циклоидный – чередование гипертимности с субдепрессивностью;
  3. Лабильный – частая смена настроения зачастую без повода. Такие люди крайне эмоциональны;
  4. Астено-невротический – характеризуется нервозностью, быстрой утомляемостью, капризностью;
  5. Сенситивный – чрезмерная стеснительность, острая впечатлительность и заниженная самооценка. Таких людей привлекает сфера искусства;
  6. Шизоидный – замкнутость, предпочтение одиночества;
  7. Эпилептоидный – авторитарность, порой приступы гнева, раздражительность, агрессия;
  8. Комфортный – индивид старается не выделяться, быть как все. Ему лучше приспособиться к авторитарной личности, нежели самому что-либо решать;
  9. Истероидный – эта категория любит всегда быть в центре внимания;
  10. Неустойчивый – неопределённость, незаинтересованность в будущем;
  11. Психастенический – постоянный самоанализ; длительные умозаключения перед тем, как принять решение; боязнь ответственности.

Система Леонгарда более относится к личности. В ней он рассматривает поведение человека применительно к обществу.

Примеры акцентуаций

Наглядные примеры наблюдаются в различных произведениях: книгах, мультфильмах, кино и т. п. Например, Маша из мультфильма «Маша и медведь» — гипертимный тип. Такое поведение свойственно детям, но не всем. А если взять Карлсона. Этот персонаж занимается самолюбованием. Похоже на истероидный тип. Только он не стремился быть в центре внимания у всех, а только у мальчика.

Факторы формирования

Личность, как правило, может акцентуировать благодаря совокупности нескольких факторов. Также это может происходить и из-за наследственности. Рассмотрим следующие причины:

  1. постоянное социальное окружение. Любой ребёнок посредством наблюдения приобретает какие-либо привычки. Именно из-за окружения постепенно складывается характер;
  2. искажающее или деформирующее воспитание. Недостаточно активное общение с ребёнком, эмоциональная пустота;
  3. отсутствие возможности самореализации, препятствие ей;
  4. комплекс неполноценности. Заниженная или завышенная самооценка. Искажённое субъективное представление личности своей действительной значимости;
  5. склонность акцентуировать по причине видимых физических отклонений здоровья;
  6. профессиональная деятельность. В этом случае задействованы профессии гуманитарного типа такие, как писатели, актёры, педагоги и т. п.

Акцентуации характера имеют распространённую форму смешанного типа, но встречаются и выраженные единицы. Смешанный тип – это неопределённая, колеблющаяся разновидность.

Колебание черт характера более характерно подростковому периоду. Около 80% подростков подвержены ей. Но, несмотря на то, что акцентуировать ребёнок может временно, всё-таки психологи рекомендуют выявлять подобные случаи и прибегать к коррекции характера. Потому что существует опасность развития прогрессирующей формы в зрелом возрасте.

Лечение

В отдельных случаях подверженная личность нуждается в лечении. Утверждают, что при повреждении черепно-мозговой структуры может усилится состояние акцентуированных черт характера. Не имея отношения к патологическому отклонению от нормы, акцентуация всё же может спровоцировать неадекватное поведение в обществе.

Лечение предполагает прохождение специальных тестов по выявлению явных и скрытых отклонений. Корректирование личности обычно проводится посредством психотерапии, но при острых акцентуациях возможно назначение медикаментозной терапии.

Утверждения теории акцентуации, поляризации и суждения об отношении

Глава

  • 11 Цитаты
  • 142 Загрузки
Часть Серия Спрингера по социальной психологии Книжная серия (SSSOC)

Abstract

В этой главе мы рассмотрим то, что на первый взгляд может показаться ограниченным по важности феноменом, — тенденцию людей проводить крайние, а не умеренные различия между утверждениями, выражающими различные точки зрения на проблему.Однако, пытаясь объяснить эту тенденцию, мы упомянем ряд принципов, представляющих гораздо более широкий интерес и применимость. Два таких принципа имеют особое значение. Первая — акцентуация — касается тенденции людей группировать объекты суждения в отдельные категории, в результате чего субъективные различия между категориями усиливаются по сравнению с различиями внутри них. Второй касается различия между оценочной и описательной функциями языка. Основная идея заключается в том, что слова часто не имеют одного значения, но могут одновременно выполнять несколько отдельных функций. Например, одно и то же прилагательное может как описывать атрибут, так и выражать одобрение описываемого атрибута. Эти два принципа объединены, чтобы сформировать подход, который мы определили термином теория акцентуации.

Ключевые слова

Заявление об отношении Эффект контраста Теория акцентуации Серия стимулов Психофизическое суждение

Эти ключевые слова были добавлены машиной, а не авторами.Это экспериментальный процесс, и ключевые слова могут обновляться по мере улучшения алгоритма обучения.

Это предварительный просмотр содержимого подписки,

войдите в

, чтобы проверить доступ.

Предварительный просмотр

Невозможно отобразить предварительный просмотр. Скачать превью PDF.

Ссылки

  1. Bruner, J. S., & Goodman, C. C. (1947). Ценность и потребность как организующие факторы восприятия.

    Журнал аномальной и социальной психологии, 42

    , 33–44.

    CrossRefGoogle Scholar
  2. Eiser, J. R. (1971a). Прокомментируйте высказывание Уорда «Отношение и участие в абсолютном суждении заявлений об установках».

    Журнал личности и социальной психологии, 17

    , 81–83.

    CrossRefGoogle Scholar
  3. Eiser, J. R. (1971b). Усиление контраста в абсолютном суждении высказываний об отношении.

    Журнал личности и социальной психологии, 17

    , 1–10.

    CrossRefGoogle Scholar
  4. Eiser, J.Р. (1973). Оценка заявлений об отношении как функция отношения судей и оценочного измерения.

    Британский журнал социальной и клинической психологии, 12

    , 231–240.

    CrossRefGoogle Scholar
  5. Eiser, J. R. (1976). Оценка альтернатив дилеммы выбора: полезность, мораль и социальное суждение.

    Британский журнал социальной и клинической психологии, 15

    , 51–60.

    CrossRefGoogle Scholar
  6. Eiser, J.Р. и Леджер К. (1983). Теория акцентуации и суждение об установках: изучение возможных ограничивающих условий.

    Канадский журнал поведенческих наук, 15

    , 248–258.

    Google Scholar
  7. Эйзер, Дж. Р. и Мауэр Уайт, К. Дж. (1974). Оценочная последовательность и социальное суждение.

    Журнал личности и социальной психологии, 30

    , 349–359.

    CrossRefGoogle Scholar
  8. Eiser, J. R., & Mower White, C.Дж. (1975). Категоризация и согласованность в оценочных суждениях.

    Журнал личности и социальной психологии, 31

    , 769–775.

    CrossRefGoogle Scholar
  9. Eiser, J. R., & Osmon, B. E. (1978). Оценочная перспектива и ценностные коннотации ярлыков шкалы ответов.

    Журнал личности и социальной психологии, 36

    , 491–497.

    CrossRefGoogle Scholar
  10. Eiser, J. R., & Stroebe, W. (1972).

    Категоризация и социальное суждение.

    Лондон: Academic Press.

    Google Scholar
  11. Eiser, J. R., & van der Pligt, J. (1982). Акцент и перспектива в оценочном суждении.

    Журнал личности и социальной психологии, 42

    , 224–238.

    CrossRefGoogle Scholar
  12. Fehrer, E. (1952). Изменения значений шкалы утверждений об отношении в зависимости от состава шкалы.

    Журнал экспериментальной психологии, 44

    , 179–188.

    PubMedCrossRefGoogle Scholar
  13. Helson, H. (1964).

    Теория уровня адаптации.

    Нью-Йорк: Харпер и Роу.

    Google Scholar
  14. Хинкли, Э. Д. (1932). Влияние индивидуального мнения на построение шкалы отношения.

    Журнал социальной психологии, 3

    , 283–296.

    CrossRefGoogle Scholar
  15. Hovland, C. I., & Sherif, M. (1952). Явления суждения и шкалы измерения отношения: смещение предмета в шкале Терстона.

    Журнал аномальной и социальной психологии, 47

    , 822–832.

    CrossRefGoogle Scholar
  16. Остром, Т. М. (1970). Перспектива как детерминант изменения отношения.

    Журнал экспериментальной социальной психологии, 6

    , 280–292.

    CrossRefGoogle Scholar
  17. Parducci, A. (1963). Компромисс диапазона частот в суждении.

    Психологические монографии

    , 77 (2, Цел. № 565).

    Google Scholar
  18. Пардуччи, А.(1974). Контекстные эффекты: частотно-диапазонный анализ. В Э. К. Картеретте и М. П. Фридмане (ред.),

    Справочник по восприятию

    (Том 2). Нью-Йорк: Academic Press.

    Google Scholar
  19. Пардуччи, А., и Маршалл, Л. М. (1962). Ассимиляция против контраста в закреплении перцептивного суждения о весе.

    Журнал экспериментальной психологии, 63

    , 426–437.

    PubMedCrossRefGoogle Scholar
  20. Пибоди, Д.(1967). Выводы по признакам: оценочные и описательные аспекты.

    Журнал личности и социальной психологии

    , 7 (2, Pt. 2, Whole No. 642).

    Google Scholar
  21. Romer, D. (1983). Влияние собственного отношения на поляризацию суждений.

    Журнал личности и социальной психологии, 44

    , 273–284.

    CrossRefGoogle Scholar
  22. Сегалл М. Х. (1959). Влияние отношения и опыта на суждения о спорных заявлениях.

    Журнал аномальной и социальной психологии, 58

    , 366–372.

    Google Scholar
  23. Селлтис, К., Эдрич, Х. и Кук, С. У. (1965). Рейтинг благосклонности к социальной группе как показатель отношения к группе.

    Журнал личности и социальной психологии, 2

    , 408–415.

    CrossRefGoogle Scholar
  24. Sherif, C.W., Sherif, M., & Nebergall, R.E. (1965).

    Отношение и изменение отношения: подход вовлечения общества.

    Филадельфия: Сондерс.

    Google Scholar
  25. Шериф М. и Ховланд К. И. (1961).

    Социальное суждение: эффекты ассимиляции и контраста в общении и изменении отношения.

    Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.

    Google Scholar
  26. Шериф М., Тауб Д. и Ховланд К. И. (1958). Ассимиляционные и контрастные эффекты закрепляющих стимулов на суждение.

    Журнал экспериментальной психологии, 55

    , 150–155.

    PubMedCrossRefGoogle Scholar
  27. Tajfel, H. (1957). Ценность и восприятие величины.

    Психологическое обозрение, 64

    , 192–204.

    PubMedCrossRefGoogle Scholar
  28. Tajfel, H. (1959a). Количественное суждение в социальном восприятии.

    Британский журнал психологии, 50

    , 16–29.

    PubMedCrossRefGoogle Scholar
  29. Tajfel, H. (1959b). Эффект закрепления ценности в шкале суждений.

    Британский журнал психологии, 50

    , 294–304.

    PubMedCrossRefGoogle Scholar
  30. Tajfel, H. (1969). Когнитивные аспекты предрассудков.

    Журнал социальных проблем, 25

    , 79–97.

    CrossRefGoogle Scholar
  31. Tajfel, H., & Wilkes, A. L. (1963). Классификация и количественное суждение.

    Британский журнал психологии, 54

    , 101–114.

    PubMedCrossRefGoogle Scholar
  32. Tajfel, H., И Уилкс, А. Л. (1964). Важность атрибутов и приверженность крайним суждениям в восприятии людей.

    Британский журнал социальной и клинической психологии, 3

    , 40–49.

    CrossRefGoogle Scholar
  33. Thurstone, L. L., & Chave, E. J. (1929).

    Измерение отношения.

    Чикаго: Издательство Чикагского университета.

    Google Scholar
  34. Апшоу, Х. С. (1962). Собственное отношение как якорь в равные промежутки времени.

    Журнал аномальной и социальной психологии, 64

    , 85–96.

    PubMedCrossRefGoogle Scholar
  35. Апшоу, Х. С. (1965). Влияние различных точек зрения на суждения о мнениях по шкалам Терстона: равные интервалы.

    Журнал личности и социальной психологии, 2

    , 60–69.

    CrossRefGoogle Scholar
  36. Апшоу, Х. С. (1969). Персональная эталонная шкала: подход к социальному суждению. В Л.Берковиц (ред.),

    Достижения экспериментальной социальной психологии

    (Том 4). Нью-Йорк: Academic Press.

    Google Scholar
  37. van der Pligt, J., & Eiser, J. R. (1983). Ценностные коннотации, перспектива и самовосприятие.

    Европейский журнал социальной психологии, 13

    , 129–142.

    CrossRefGoogle Scholar
  38. van der Pligt, J., & van Dijk, J. A. (1979). Поляризация суждений и предпочтение оценочных ярлыков.

    Европейский журнал социальной психологии, 9

    , 233–242.

    CrossRefGoogle Scholar
  39. Уорд, К. Д. (1966). Отношение и участие в абсолютном суждении высказываний об отношении.

    Журнал личности и социальной психологии, 4

    , 465–476.

    PubMedCrossRefGoogle Scholar
  40. Zavalloni, M., & Cook, S. W. (1965). Влияние отношения судей на оценки положительности высказываний о социальной группе.

    Журнал личности и социальной психологии, 1

    , 43–54.

    CrossRefGoogle Scholar

Информация об авторских правах

© Springer-Verlag New York Inc. 1984

Авторы и аффилированные лица

Нет доступных связей

Schizoid и люди, которые не хотят вписываться в

. Если вы знакомы с психологией, то, возможно, слышали термин « шизоидное расстройство личности ». Это тип расстройства личности, при котором у человека постоянная эмоциональная плоскостность и отстраненность от социальных отношений .

Фактически, он включен в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам ( DSM-5 ) и Классификацию психических и поведенческих расстройств ( ICD-10 ), которые широко используются специалистами в области психического здоровья. для диагностики психических расстройств.

Например, критерии DSM-5 для диагностики шизоидного расстройства личности включают следующее:

  • Отсутствие интереса к близким отношениям, часто включая принадлежность к семье;
  • Сильное предпочтение уединенной деятельности;
  • Отсутствие интереса и удовольствия, когда речь идет о деятельности, в которой участвуют другие люди, включая сексуальный опыт;
  • Эмоциональная холодность и отстраненность;
  • Отсутствие (и желание иметь) никого или очень мало близких людей, кроме родственников первой степени родства;
  • Безразлично к похвале и критике.

МКБ-10 также соответствует следующим критериям:

  • Трудность выражать теплые и нежные чувства к другим людям;
  • Чрезмерная сосредоточенность на самоанализе и фантазиях;
  • Сильная нечувствительность к социальным нормам.

Однако некоторые психиатры считают, что шизоидное расстройство личности следует исключить из этих списков. И обычно считается, что — крайне редкий и малоизученный .

Но действительно ли шизоидный тип личности является расстройством?

Когда я впервые прочитал об этом расстройстве личности, я был удивлен, насколько я соответствую критериям — почти всем из них.Это было шокирующее открытие — всю свою жизнь я считал, что я всего лишь очень интроверт , а не то, что я страдаю каким-то расстройством личности.

Именно тогда я решил копнуть глубже и проверить ресурсы на других языках. Результаты открыли глаза.

Вот что я обнаружил:

Теория акцентуации личности Карла Леонхарда

Немецкий психиатр Карл Леонхард выступил с теорией акцентуации личности.Акцентированная личность — это в основном промежуточное состояние между нормальным состоянием и психопатологией.

Если личная и профессиональная жизнь человека не страдает и он все еще может адаптироваться к окружающей среде, то его личностные черты больше указывают на превышение среднего уровня, чем на психическое заболевание. Таким образом, мы можем сказать, что человек с акцентом на личности находятся на уровне нормальности .

Проще говоря, у некоторых людей есть отличительные черты личности, которые заставляют их слишком сильно отличаться от остальных.Более того, их поведение и черты могут показаться другим эксцентричным, социально неприемлемым или странным . Но если этот человек все еще может функционировать как часть общества, то о диагностике психического расстройства не может быть и речи.

Согласно Леонарду, существует несколько различных типов акцентуированных личностей , таких как:

  1. Демонстрационная личность
  2. Гиперточная личность
  3. Гипер-настойчивая личность
  4. Неуправляемая личность
  5. Гипертимическая личность
  6. Дистимическая личность
  7. Циклотимическая личность
  8. Возвышенная личность
  9. Тревожная личность
  10. Эмоциональная личность
Классификация акцентуированных личностей Личко

Русский психиатр Андрей Личко развил теорию Леонарда в классификацию акцентуированных личностей.Типы включали:

  1. Гипертонический
  2. Циклоидный
  3. Лабильный
  4. Ипохондрический
  5. Чувствительный
  6. Психастенический
  7. Шизоидный
  8. Эпилептоид
  9. Истероид
  10. Неустойчивый
  11. 4 Неустойчивый
  12. шизоидная личность, по классификации Личко. Одна из наиболее заметных черт этого типа подчеркнутой личности — это склонность теоретизировать и погружаться во внутренний мир.

    Это человек, который постоянно думает и анализирует себя и жизнь. Они чрезвычайно замкнуты и получают энергию от уединенной деятельности. Хотя человек с шизоидными чертами личности большую часть времени занимается интенсивным мышлением, у него мало желания или энергии для социальной и практической деятельности. Они буквально живут в своем внутреннем мире и наслаждаются им .

    Человек с шизоидной личностью часто является эрудитом и, как правило, имеет высокий IQ.Они заядлые читатели, которые могут похвастаться обширными знаниями в различных областях. Они предпочитают карьеру в таких областях, как наука, философия и искусство, где они могут полностью раскрыть потенциал своего весьма абстрактного ума .

    Когда дело доходит до романтических, социальных и профессиональных отношений, шизоидная личность сталкивается с трудностями. Эти люди эмоционально отстранены, им не хватает сочувствия, и им трудно выражать свои мысли и чувства другим. Им трудно установить эмоциональную связь с другим человеком.

    По этой причине они не преуспевают в руководящих должностях или на карьерном пути, предполагающем социальное взаимодействие. Они также чрезвычайно избирательны, когда дело касается их круга общения. В основном в него входят только те люди, с которыми они могут обсуждать интересующие их темы и вести содержательные беседы.

    Так что ты думаешь? Следует ли считать людей с шизоидной личностью психически больными?

    Вы обратили внимание, сколько пунктов в описании Личко шизоидного типа акцентуированной личности соответствует критериям DSM-5 и МКБ-10? Так что это значит?

    Это означает, что система охраны психического здоровья США однозначно считает этот тип личности отклонением от нормы.В то же время описанные выше теории зарубежных психиатров, похоже, рассматривают людей с такими характеристиками, как , имеющими отличительные черты личности, а не психически больными .

    Это заставляет задуматься, потому что это не единственный случай, когда определенные формы поведения и черты характера попадают в руководства по психическим расстройствам, особенно в США.

    Например, СДВГ был обнаружен и классифицирован американскими психиатрами. Однако он не признан в некоторых странах, например в России, а в некоторых других, например во Франции, диагностируется и лечится по-разному.До сих пор ведутся споры о том, является ли это достоверным диагнозом. Фактически, некоторые психиатры США, такие как Томас Сас и доктор Ричард Сол, утверждают, что это фиктивное расстройство.

    Обратите внимание на следующее. Когда вам поставят диагноз расстройства личности, вы, скорее всего, будете принимать лекарства и регулярно посещать психиатров. Это означает, что вы будете в значительной степени полагаться на систему здравоохранения всю оставшуюся жизнь.

    Так что, если все это — часть нескончаемой игры жадности нашего капиталистического общества? Могли ли быть изобретены определенные диагнозы психических заболеваний, чтобы лечить как можно больше людей? Я оставлю эту идею на ваше усмотрение.

    А теперь вернемся к шизоидной личности.

    Итак, у нас есть эмоционально отстраненный, крайне замкнутый человек, который большую часть времени погружен в мысли и мало или совсем не интересуется общественной деятельностью. Человек, который не подходит, а не хочет . Тот, кто не понимает и не соблюдает неписаные правила социального поведения и этикета.

    Это портрет психически больного человека или просто человека, у которого на меньше социальных потребностей, чем у среднего человека ?

    Может быть, некоторые люди рождаются с меньшей потребностью в принадлежности и отношениях с другими людьми.Может быть, им больше нравится неуловимый мир фантазий и самоанализа, чем приземленная реальность повседневной жизни. Если они счастливы и их поведение не вредит другим людям, это их право быть и жить таким образом.

    Ведь где граница нормальности и кто на это решает? Может быть, нам следует перестать клеймить людей за то, что они разные, и ценить их такими, какие они есть.

    Я верю, что каждый может внести свой вклад в мир, независимо от того, насколько он социальный.Делать что-то хорошее или важное не обязательно означает общение с другими людьми. Фактически, считается, что некоторые из величайших мыслителей в истории обладали шизоидными чертами личности . Несколько примеров включают Альберта Эйнштейна, Чарльза Дарвина, Зигмунда Фрейда, Стивена Хокинга и Айзека Азимова.

    Итак, если вы соответствуете описанию выше, не спешите считать себя психически больным. Прежде всего, задайте себе следующие вопросы:

    • Доставляют ли ваши личные качества, образ мышления или поведение вам или другим людям серьезные проблемы?
    • Если да, влияют ли эти проблемы на ваш распорядок дня и различные аспекты вашей жизни?

    Если ответ на оба вопроса нет , то маловероятно, что вы страдаете психическим заболеванием.У вас, наверное, просто шизоидные черты характера, как у меня.

    Другими словами, если ваше поведение не причиняет вреда вам или другим людям, даже если оно не является социально приемлемым; Если вам нравится ваш образ жизни, каким бы уединенным и нетрадиционным он ни был, вы просто остаетесь собой. А в нашем конформистском мире это совсем не плохо.

    Давайте просто будем самими собой и внести свой вклад в этот мир своим уникальным способом. И для этого нам не нужно вписываться.

    Ссылки :

    1. Карл Леонхард.Akzentuierte Persönlichkeiten. 2. Auflage (Акцентуированная личность, 2-е издание). Берлин, 1976, ISBN 3-437-10447-0
    2. Андрей Личко. Психопатия и акцентуации личности у подростков. Санкт-Петербург: Речь, 2010.
    3. https://link.springer.com
    4. https://www.researchgate.net

    Основатель и ведущий редактор Learning Mind

    Анна ЛеМинд — энтузиаст психологии и степень бакалавра социальных наук. Она глубокий мыслитель и социально озабоченный интроверт, который пишет о человеческом поведении и личности, природе интроверсии, концепции принадлежности и социальной тревоге, надеясь помочь тем, кто борется с аналогичными проблемами, как и она.Анна является автором книги «Сила неудачников: как найти свое место в мире, который вам не подходит в », книги, цель которой — помочь интровертам, социально тревожным людям и одиночкам найти свой путь в этом громком экстравертированном мире. world.Последние сообщения Анны ЛеМинд, BA (посмотреть все)
    Copyright © 2012-2021 Learning Mind. Все права защищены. Для получения разрешения на перепечатку свяжитесь с нами.

    Выпуск 11/13 журнала «Психология и соционика межличностных отношений»

    Психология личности

    Погодин И.А.
    Расстройства адаптации в генезе психологической травмы

    Проанализированы механизмы нарушений творческой адаптации, способствующие формированию психической травмы. Травма рассматривается как результат хронических ситуаций низкой интенсивности. Особое внимание уделяется феномену контроля и разрушения возможностей его реализации в генезисе психической травмы. Также считается виктимизацией жертвы в результате потери творческой адаптации.
    Ключевые слова : соционика, острая ситуация сильной интенсивности, хроническая ситуация низкой интенсивности, творческая адаптация, контроль иллюзий, виктимизация, жестокое обращение, инцест, посттравматическое стрессовое расстройство, контактная граница, переживание, самость.

    К психологу по соционике

    Самолюк С.С.
    Опыт психолога учреждения социальной защиты в проведении учебных лекций по соционике

    Автор описывает опыт проведения обучающих лекций по соционике для студентов и специалистов коммуникативных профессий: учителей, психологов, социальных работников.Слушатели знакомят с основными понятиями соционики и сферой ее применения.
    Ключевые слова : соционика, психология, социальная защита, образование.

    Исследования

    Белякова Т.В.
    Терапия неврозов по типу информационного метаболизма и акцентуации характера

    Показана связь между акцентуацией характера и типами информационного метаболизма (ТИМ). При терапии акцентуаций следует учитывать знание ТИМ клиента для большей эффективности.Эти знания позволяют быстрее и точнее, а не путаницей, подобрать терапевтические техники.
    Ключевые слова : соционика, психотерапия, тип информационного метаболизма, акцентуация, характер.

    Эглит И.М., Тумольская В.А., Абрамов С.Д.
    Функции информационного метаболизма и управление эмоциями

    Перечислены характеристики функций информационного метаболизма (смысловая составляющая) и управляющих эмоций (силовая составляющая) по параметрам функций: размерность, талнота, знак.
    Ключевые слова : функция информационного метаболизма, параметры функции, семантическая составляющая, силовая составляющая, типизация.

    Карпенко О.Б., Букалов А.В., Чикирысова Г.В.
    Об отсутствии корреляций между типами соционики и астрологическими знаками: статистическое исследование

    Статистику дат рождения Представителей типов личности (типов информационного метаболизма) по знакам зодиака и годам Восточный гороскоп проанализировал на выборках более чем 2500 человек.Показано отсутствие зависимости типа от даты рождения.
    Ключевые слова : соционика, соционический тип, психологический тип, Зодиак, восточный гороскоп.

    Стукас В.А.
    Психологическая совместимость и темперамент

    Рассмотрены различные сочетания соционических (личностных) темпераментов с точки зрения благоприятного / неблагоприятного силового динамического взаимодействия их владельцев в режиме совместной способности жить на близкой психологической дистанции.
    Ключевые слова : восприимчиво-адаптивный, гибко-оборотный, исходный подтип, интроверт, иррациональный, линейно-энергетический, психологическая (межличностная) совместимость, рациональный, соционический темперамент, терминальный подтип, уравновешенно-стабильный, экстраверт, силовая динамика поведения.

    Психологические портреты

    Цыганкова Г.А.
    Немного о Коши — математике и человеке

    В работе представлены биографические данные великого ученого Огюстена Коши, его основные научные достижения, теоремы и введенные им концепции.
    Ключевые слова : математический анализ, теорема, предел.

    Говоря за себя

    Толстенева О.А.
    Четвертая функция этико-интуитивного экстраверта

    Подробно описаны семантика и проявления четвертой функции типа этический интуитивный экстраверт (- *, ЭИЭ), эмоции и действия человека этого типа для этой одномерной функции.
    Ключевые слова : соционика, функция информационного метаболизма, болезненной функции, этико-интуитивного экстраверта, эмпирического восприятия.

    Обсуждение

    Козин Р.А.
    Вавилон или Социон?

    Рассмотрены фундаментальные вопросы соционики и методики определения соционического типа. Обсуждаются преимущества и недостатки различных подходов к этой проблеме.
    Ключевые слова : соционика, тип личности, темперамент, теория функциональных систем, нейропсихология.

    Авторы

    РЕЗЮМЕ

    Психология стартапа: что особенности личности Большой пятерки могут рассказать нам о запуске стартапа | Тино Самбора

    Одно из главных открытий в области психологии — это большая пятерка черт личности.Для краткости — большая пятерка. Большая пятерка моделирует человеческую личность в пяти основных измерениях: открытость, сознательность, экстраверсия, покладистость и невротизм. Я процитирую определение каждой черты из Truity, из которого я проходил свой личностный тест большой пятерки:

    Открытость описывает склонность человека мыслить сложным, абстрактным образом. Люди с высокой открытостью — абстрактные мыслители, а люди с низкой открытостью — конкретные мыслители.

    Добросовестность описывает склонность человека быть настойчивым и решительным в достижении своих целей. Люди, которые являются высокими в совестливости, как правило, тяжело работать, чтобы поставить свои планы в действие, в то время как люди, которые являются низкими в этом признаке, как правило, изменить курс и получить легко отвлекаются.

    Экстраверсия описывает склонность человека получать энергию, находясь рядом с другими людьми, а не в одиночестве. Экстраверты получают энергию, общаясь с другими, в то время как интроверты (люди с низким уровнем экстраверсии) получают энергию, проводя время в одиночестве.

    Доброжелательность описывает склонность человека ставить нужды других выше своих собственных. Очень приятные люди в основном озабочены тем, чтобы ладить с другими. Люди с низким уровнем доброжелательности в основном озабочены служением своим интересам.

    Невротизм описывает реакцию человека на стресс. Люди с высоким невротизмом подвержены тревоге, депрессии, гневу и другим негативным эмоциям в стрессовых условиях.Люди с низким невротизмом сопротивляются стрессу и, как правило, не испытывают многих негативных эмоций.

    Эти черты проистекают из физиологии человека. Они различаются из-за разницы в том, как наш мозг связан с сетью и какие части нашего мозга более активны в ответ на стимулы, среди прочего. Вот почему эти черты трудно изменить. Однако исследования показали, что эти черты могут измениться в течение длительного периода времени. Например, по мере взросления мы становимся более покладистыми и сознательными.

    Я бы порекомендовал вам пройти личностный тест большой пятерки. Я обнаружил, что знание своего большого 5 дает два личных преимущества:

    1. Это помогает вам примириться со своим прошлым. Осознание того, что ваша личность могла повлиять на то, что вы делали, может помочь вам лучше понять вещи и расслабиться.
    2. Это поможет вам спланировать свое будущее. Лучшее психологическое знание себя может помочь вам понять, какая карьера подходит вашей личности.Выбор карьеры, которая вам подходит, означает, что вы играете в полную силу. Это может увеличить ваши шансы на успех и удовлетворение от карьеры.

    Социально-психологическая поддержка подростков с акцентуациями характера и агрессивностью

    Это произведение находится под международной лицензией Creative Commons Attribution 4.0.

    При отправке рукописи в Международный журнал интегрированного образования (IJIE) авторы подтверждают, что:

    • Они уполномочены их соавторами заключать эти договоренности.
    • Описанная работа ранее официально не публиковалась, кроме как в форме реферата или как часть опубликованной лекции, обзора, диссертации или накладываемого журнала.
    • Что не рассматривается для публикации в другом месте,
    • Публикация была одобрена автором (авторами) и ответственными органами — неявно или явно — институтов, в которых выполнялась работа.
    • Они обеспечивают право воспроизводить любой материал, который уже был опубликован или защищен авторским правом в другом месте.
    • Они соглашаются со следующим лицензионным соглашением и соглашением об авторских правах.

    Лицензионное соглашение и соглашение об авторских правах

    Авторы, которые публикуются в Международном журнале по интегрированному образованию (IJIE) , соглашаются со следующими условиями:

    • Авторы сохраняют авторские права и предоставляют Международному журналу по интегрированному образованию (IJIE) право первой публикации с работой, одновременно лицензированной в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License (CC BY 4.0) , который позволяет другим пользователям делиться работой с подтверждением авторства и первоначальной публикацией в этом журнале.
    • Авторы могут заключить отдельные дополнительные договорные отношения для неисключительного распространения опубликованной версии работы International Journal on Integrated Education (IJIE) (например, разместить ее в репозитории учреждения или отредактировать в книге), с подтверждением его первоначальной публикации в этом журнале.
    • Авторам разрешается и поощряется размещение их работ в Интернете (например,g.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *