Что такое бихевиоризм? Кратко — Наука и Техника — Каталог статей
Что такое бихевиоризм? Кратко
Бихевиоризм был доминирующей школой психологии в первой половине XX века. Одним из его основателей стал американский психолог Джон Уотсон (1878-1958), отвергавший интроспекцию, превалирующую методику в то время, как безнадежно субъективную. По убеждению Д. Уотсона, чтобы оставаться верной научному подходу к действительное, психологии следовало ограничиться наблюдениями за поведением человека и дистанцироваться от спекуляций на тему о внутренних состояниях, включая помыслы, идеи и переживания людей.
Во имя этой цели бихевиористы во многих странах провели немало экспериментов, в которых подопытными были как люди, так и животные, чтобы изучить различные формы поведения, и особенно те, которые поддавались измерению. Рамки экспериментирования были заданы жестко: стимул — ответ, а затем — анализ полученных статистических данных, призванных в итоге дать ответ на вопрос, какие закономерное описывают связь между стимулом и реакцией на него.
Новаторские эксперименты советского физиолога Ивана Павлов, проведенные на собаках, определили принципы классической теории условных рефлексов. В Америке бихевиорист Б. Ф. Скиннер (1904-90) приложил методику стимулов и ответов к развитию принципов оперантного кондиционирования, или программированного обучения. Он предложил «бокс Скиннера», чтобы стандартизировать обучение простым действиям животных, например, крыс, или голубей, а затем расширил методику, применяя ее к людям с использованием различного рода вспомогательных средств. Некоторые с одобрением встретили оперантное кондиционирование как средство борьбы с различными отклонениями от нормального поведения: система поощрений и наказаний помогала вырабатывать у пациентов навыки приемлемого поведения и искоренять причины нежелательных поступков.
Тем не менее, бихевиоризм сталкивался с критикой и обвинениями в избыточном детерминизме и слишком узком и поверхностном понимании психических процессов, обусловливающих наше поведение, а сам подход представлялся многим как довольно искусственный. Бихевиоризм игнорирует сознательный выбор человека и не справляется с такими сложными явлениями, как эмоция, язык или взаимоотношения. Несмотря на проницательное понимание поведения животных, в области психологии человека бихевиоризм в значительной мере был потеснен когнитивной психологией.
Бихевиоризм — направления, стимулы, заблуждения
В двадцатом веке на смену эмпирической приходит психология практическая. Американцы ставят науку на материалистическую основу. Вместо внутренних переживаний и сомнений на первом плане в психологии оказывается действие. Появляется новое направление, бихевиоризм, которое в переводе на русский язык означает «поведение». Сторонники нового направления полагали, что предметом изучения в психологии должны быть только те поведенческие реакции, которые можно увидеть и расценить. Наука должна быть только объективной. Когда действия человека доступны с помощью органов чувств внешнему наблюдению психолога, становится ясной мотивация исследуемой личности.
Теория бихевиоризма гласит, что поведение людей диктуется не их мыслями, а обычным механическим воздействием внешней среды. Все очень просто: появившийся стимул порождает определенную реакцию. Под реакцией в бихевиоризме подразумевается такие движения человека, которые он совершает, выполняя то или иное действие; под стимулом – раздражения, идущие из внешнего мира, доступные наблюдателю.
Поскольку между стимулами и реакциями существует закономерная связь, бихевиоризм учит, что, познав принципы такой взаимосвязи, можно добиться от человека и общества необходимого поведения в различных ситуациях. При этом вовсе нет необходимости исследовать внутренние психические переживания.
Теория бихевиоризма
Такие понятия, как «осознание» и «переживание» нового направления психологии утратили всякую значимость. Теория бихевиоризма признает только конкретное действие и не менее конкретный стимул, который виден для всех окружающих. Все внутренние эмоции считаются субъективными. Один человек переживает «за разбитую чашку», другой – считает, что подошло время замены посуды. Так или иначе, оба идут и покупают новую чашку. В этом основной принцип, лежащий в основе теории бихевиоризма, стимул порождает реакцию, все остальное является временным и наносным.
Кроме того, бихевиоризм полагает, что все стимулы должны подлежать документальному подтверждению, фиксироваться вешними объективными средствами. Полагаться на самонаблюдение психологу не следует ни в коем случае. Основоположник учения бихевиоризма Джон Уотсон вывел формулу: стимул – реакция. Только стимул побуждает человека к какому-либо действию и определяет его характер. Вывод: нужно делать как можно больше опытов с регистрацией данных и дальнейшим глубоким анализом полученной информации.
Безевиоризм, как учение о поведении, также распространяется на животный мир. Поэтому бихевиористы приветствовали учение Павлова и пользовались его результатами.
Новое направление бихевиоризма приобрело популярность, так как отличалось простотой и доступностью понимания. Но, вскоре, оказалось, что не все так просто. Некоторые стимулы вызывают не одну, а сразу несколько реакций. Учение нуждалось в обновлении.
Направления бихевиоризма
Кризис бихевиоризма был разрешен введением в классическую формулу дополнительной переменной. Теперь стало считаться, что не всё возможно зафиксировать объективными методами. Стимул срабатывает только с промежуточной переменной.
Бихевиоризм, как и всякое учение, подвергался модификациям. Так появились новые течения:
- Необихевиоризм;
- Соцбихевиоризм.
Основоположником необихевиоризма был Сканнер. Ученый полагал, что исследования, не имеющие объективного подтверждения, ненаучны, и проводить их не следует. Новый бихевиоризм не ставит задачу воспитания личности, но направляет усилия на «программирование» поведения индивидуума для достижения максимально эффективного результата для заказчика. Практика «метода пряника» в исследованиях подтвердила важность положительного стимула, при котором достигаются наилучшие результаты.
Основное направление бихевиоризма в социальном плане изучает агрессию человека. Приверженцы соцбихевиоризма полагают, что человек прикладывает все усилия для того, чтобы добиться определенного положения в обществе. Новое слово бихевиоризм в этом течении – это механизм социализации, который предусматривает не только приобретение опыта на собственных ошибках, но и на чужих промахах. На основе этого механизма сформированы основы агрессивного и кооперативного поведения. В этом отношении примечателен опыт бихевиоризма в психологии канадского психолога Альберта Бандуры, который взял три группы детей и представил им один и тот же художественный фильм. В нем показывали, как мальчик избивает тряпичную куклу. Однако для каждой группы были сняты разные концовки:
- Положительное отношение к действиям мальчика;
- Наказание мальчика за «плохой поступок»;
- Полное безразличие к действиям главного героя.
После просмотра фильма детей приводили в комнату, где находилась точно такая же кукла. Дети, которые видели, что за избиение куклы наказывают, не тронули её. Малыши из двух других групп проявили агрессивные качества. Это доказывает, с точки зрения бихевиоризма, что на человека активно влияет общество, в котором он находится. В результате опыта Альберт Бандура предложил запретить все сцены насилия в фильмах и средствах массовой информации.
Основные заблуждения бихевиоризма
Главные ошибки приверженцев бихевиоризма заключаются в полном игнорировании личности:
- Непонимание того, что изучение любого действия невозможно без привязки к конкретной личности;
- Непонимание того, что в одинаковых условиях у разных личностей могут возникнуть несколько реакций, и выбор оптимальной всегда остается за человеком.
Как утверждают сторонники бихевиоризма в психологии, «уважение» строится исключительно на страхе. Подобное утверждение не может считаться истинным.
40. Бихевиоризм. История психологии
40. Бихевиоризм
В начале XX в. возникает мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Кредо направления запечатлел термин «поведение», а само оно было названо бихевиоризмом.
Его «отцом» принято считать Дж. Уотсона, в статье «Психология, каковой ее видит бихевиорист» (1913) которого излагался манифест новой школы. В нем требовалось «выбросить за борта как пережиток алхимии и астрологии все понятия субъективной психологии сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемых реакций живых существ на раздражители». Бихевиоризм стали называть «психологией без психики». Этот оборот предполагал, что психика идентична сознанию. Между тем, требуя устранить сознание, бихе-виористы вовсе не превращали организм в лишенное психических качеств устройство. Они изменили представление об этих качествах.
Изменились схемы психологических экспериментов. Они ставились преимущественно на животных – белых крысах. В качестве экспериментальных устройств были изобретены различные типы лабиринтов, в которых животные обучались находить из них выход.
Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы.
Исключив сознание, бихевиоризм неизбежно оказался односторонним направлением. Вместе с тем он ввел в научный аппарат психологии категорию действия в качестве не только внутренней, духовной, но и внешней, телесной реальности. Бихевиоризм изменил общий строй психологического познания, его предмет охватывал отныне построение и изменение реальных телесных действий в ответ на широкий спектр внешних вызовов.
Сторонники этого направления рассчитывали, что, опираясь на данные экспериментов, удастся объяснить любые естественные формы поведения людей. Основа же всего – законы научения.
Отдельные принципы бихевиоризма были пересмотрены в 1930-1940-е гг., во времена рождения нового направления современной психологии – необихевиоризма, самым известными представителями которого являлись К. Л. Халл (1884–1952), Б. Ф. Скиннер (1904–1990) и Э. Ч. Толмен (1886–1959). Новое течение сосредоточило свое внимание на изучении поведения с учетом познавательных и мотивационных процессов, опосредующих связь между реакцией и стимулом.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРесчто это такое, история, задачи, подходы, психология, методы
Бихевиоризм – одно из направлений социальной психологии, которое рассматривает поведение человека как результат воздействия факторов окружающей среды. Используется в современной психотерапии для лечения навязчивых страхов (фобий).
Изучение причин, побуждающих человека поступать тем или иным образом, привело к возникновению нового направления в социальной психологии – бихевиоризма. Название теории произошло от английского слова behavior, что означает поведение.
В ее основе лежит утверждение о том, что психический процесс не является чем-то абстрактным, и психические явления сводятся к реакциям организма.
Другими словами, бихевиоризм в психологии – это наука о поведении.
Личность, по мнению бихевиористов, – это совокупность поведенческих реакций. А практическую ценность для психологии имеет лишь то, что может быть измерено объективно.
Все что лежит за гранью материального: мысли, чувства, сознание – возможно, и существую, но не подлежат изучению и не могут быть использованы для коррекции поведения человека. Реальны лишь реакции человека на воздействие конкретных стимулов и ситуаций.
Основные положения теории бихевиоризм основываются на формуле «стимул-реакция».
Стимул – это любое воздействие среды на организм или жизненная ситуация. Реакция – действия человека, предпринимаемые для того, чтобы избежать или приспособится к тому или иному стимулу.
Связь между стимулом и реакция усиливается, если между ними есть подкрепление. Оно может быть положительным (похвала, материальное вознаграждение, получение результата), тогда человек запоминает стратегию достижения цели и в дальнейшем повторяет ее на практике. А может быть отрицательным (критика, боль, неудача, наказание), тогда такая стратегия поведения отвергается и ищется новая, более эффективная.
Таким образом, в бихевиоризме человек рассматривается как индивид, который предрасположен к тому или иному реагированию, то есть является устойчивой системой определенных навыков.
Воздействовать на его поведение можно путем изменения стимулов и подкреплений.
До начала XX века психология как наука изучала и оперировала только субъективными понятиями такими, как чувства, эмоции, которые не поддавались материальному анализу. В результате этого данные, которые были получены разными авторами, сильно отличались друг от друга и не могли быть связаны в единую концепцию.
На этой почве зародился бихевиоризм, который однозначно отметал все субъективное и подвергал человека чисто математическому анализу. Основоположником этой теории стал американский психолог Джон Уотсон.
Он предложил схему, которая объясняет поведение человека взаимодействием 2 материальных составляющих: стимула и реакции. Поскольку они были объективными, то их можно было легко измерить и описать.
Уотсон считал, что, изучив реакцию человека на различные стимулы, можно легко предсказать предполагаемое поведение, а также с помощью воздействий и изменений условий окружающей среды формировать в человеке определенные качества, навыки, склонности к профессии.
В России основные положения бихевиоризма нашли теоретическое обоснование в работах великого русского физиолога И.П. Павлова, который изучал формирование условных рефлексов у собак. В исследованиях ученого было доказано, что путем изменения стимула и подкрепления можно добиться определенного поведения животного.
Работы Уотсона получили свое развитие в трудах другого американского психолога и педагога – Эдварда Торндайка. Он рассматривал поведение человека как результат «проб, ошибок и случайного успеха».
Торндайк под стимулом понимал не просто отдельное воздействие среда, а конкретную проблемную ситуацию, которую человек должен решить.
Продолжением классического бихевиоризма стал необихевиоризм, который добавил с схему «стимул-реакция» новый компонент – промежуточный фактор. Идея заключалась в том, что поведение человека формируется не напрямую под воздействием стимула, а более сложным путем – через цели, намерения, гипотезы. Основоположником необихевиоризма был Э.Т. Толмен.
В XX веке большое влияние на психологию оказала физика. Подобно физикам психологи стремились в своих исследованиях использовать методы естественных наук.
Представители бихевиоризма использовали в своих исследованиях 2 методологических подхода:
- наблюдение в естественной среде обитания;
- наблюдение в условиях лаборатории.
Большинство экспериментов проводилось на животных, затем полученные закономерности реакций на различные стимулы переносились на человека.
Опыты с животными были лишены главного недостатка работы с людьми – наличия эмоциональных и психологических компонентов, которые мешают объективной оценке.
Кроме того, такая работа была не меньше ограничена этическими рамками, что позволяло изучать ответное поведение на негативные стимулы (боль).
Для своих целей бихевиоризм использует несколько естественнонаучных методик изучения поведения.
Основоположник теории Уотсон в своих исследованиях прибегает к следующим методикам:
- наблюдение за подопытным без применения приборов;
- активное наблюдение с применением приборов;
- тестирование;
- дословной записи;
- методы условных рефлексов.
Наблюдение за подопытными без применения приборов заключалось в визуальной оценке тех или иных ответных реакций, которые возникали у подопытного животного при воздействии определенных стимулов.
Активное наблюдение с помощью приборов проводилось с применением техники, которая фиксировала изменения параметров организма (частоты сердечных сокращений, дыхательных движений) под воздействием факторов среды или специальных стимулов. Также изучению подвергались такие показатели время на решение поставленных задач, скорость реакции.
Во время тестирования анализу подвергались не психические качества человека, а его поведение, то есть анализировался определенный выбор способа реагирования.
Сущность метода дословной записи основывалась на интроспекции, или самонаблюдении. Когда в роли испытателя и испытуемого выступал один человек. При этом анализировались не чувства и эмоции, а мысли, которые имели речевое выражение.
Метод условных рефлексов основывался на классических работах физиологов. При этом нужная реакция вырабатывалась у животного или человека путем положительного или отрицательного подкрепления стимула.
Несмотря на свою неоднозначность, бихевиоризм сыграл важную роль в становлении психологии как науки. Он расширил ее область, за счет включения телесных реакций, положил начало разработке математических методов изучения человека и стал одним их истоков кибернетики.
В современной психотерапии существует ряд методик, которые на его основе позволяют бороться с навязчивыми страхами (фобиями).
Видео: Бихевиоризм
Бихевиоризм | Имидж | Наша Психология
Слово произошло от анлг. behaviour – «поведение». Бихевиоризм – это одно из основных направлений современной академической психологии. Как и представители других направлений, бихевиористы занимаются исследованием психики человека и животных, но анализируют они ее именно через поведение.
Бихевиористы предлагают изучать психику на основании объективных фактов и приходят к выводу, что именно поведение человека можно исследовать, «измерять» объективно, в отличие от сферы чувств, мышления, памяти и восприятия (мы никогда не сможем быть точны при исследовании этих процессов, поскольку любой анализ здесь будет основан на самонаблюдении, а значит, он недостаточно объективен).
В основу бихевиоризма положены эксперименты русского ученого И.П. Павлова с его знаменитыми экспериментами, которые он проводил на собаках. Павлов показал существование определенной закономерности между стимулом и реакцией. Собаке дают еду или что-то, что означает еду – и у нее выделяется желудочный сок. Зарождение бихевиоризма также связано с исследованиями таких американских исследователей начала XX в., как Э. Торндайк и Дж. Уотсон. Окончательное оформление в качестве самостоятельной концепции бихевиоризм получил в трудах Б. Скиннера. Согласно его представлениям, человек представляет собой «черный ящик», внутреннее содержание которого почти недоступно объективному научному исследованию. Поэтому, по мнению бихевиористов, следует отказаться от стремлений постигнуть внутреннюю мотивацию поведения и сконцентрировать свои усилия на изучении внешних факторов. В соответствии с представлениями Скиннера, объяснить поведение (а значит, в некоторой мере опосредованно понять устройство самого «черного ящика») можно, подвергая анализу связь между наблюдаемым стимулом и его последствием – реакцией психики на этот стимул.
В соответствии с этим бихевиоризме была предложена следующая схема:
Стимул => Реакция
Это и есть элементарная единица поведения.
Бихевиористы поставили перед собой две основные задачи:
1. наблюдая стимул, прогнозировать, какой будет реакция человека;
2. наблюдая реакцию, научиться определять, каким стимулом она была вызвана.
Однако основная проблема данного подхода заключается в том, что эти задачи заведомо неразрешимы: два разных человека могут реагировать на один и тот же стимул по-разному. А одна и та же реакция для двух разных людей также может быть порождена действием двух разных стимулов.
Позднее это направление получило большую поддержку в американской научной психологии и оказало большое влияние на психотерапию. Существует так называемая бихевиоральная психотерапия, где человека учат менять свои реакции на какие-то стимулы или ситуации, вызывающие у него невротические реакции. О бихевиоральной психотерапии написано немало книг и статей, и в некоторых странах она успешно конкурирует с психоанализом.
Бихевиоральные психотерапевты смогли предложить немало эффективных методик для работы с психологическими проблемами: техника десенсибилизации, техника внешнего воздействия, приемы с использованием положительного и отрицательного подкрепления и многие другие. Для примера рассмотрим лишь одну их техник, предложенных бихевиористами, – методику десенсибилизации, которая применима для работы со страхами и некоторыми другими психологическими проблемами. Рассмотрим действие этой техники на примере работы со страхом высоты. Представьте себе человека, которому страшно стоять на высоком мосту, выходить на балкон или смотреть с обрыва. А может быть, это как раз вы? Тогда тем более будет полезно прочитать, как можно эффективно использовать десенсибилизацию.
Итак, у нас есть человек, который боится высоты. Сначала мы попросим его отойти от обрыва на такое расстояние, где впервые исчезает его страх – в то место, где ему комфортно. После этого попросим его сделать шаг вперед. В этой новой точке уже возникает легкий дискомфорт. Но дискомфорт настолько небольшой, что наша психика способна справиться с ним – и через определенное время человек уже не будет испытывать неприятных ощущений здесь. Наша психика приспосабливается к небольшим изменениям, человек выводит себя из зоны комфорта в зону легкого дискомфорта – и эта зона неизбежно станет комфортной зоной, потому что организм использует свои возможности адаптации. Если только мы не попросим нашего испытуемого сделать сразу 10 шагов вперед. Запомните: ни в коем случае нельзя пропускать этапы и делать сразу слишком много шагов: это приведет к «срыву» – придется начинать все сначала.
Так, постепенно, шаг за шагом наш борец со страхом высоты будет приближаться к обрыву. Придерживаясь главного правила: следующий шаг делать только тогда, когда на предыдущем ощущается полный комфорт. В начале выполнения техники десенсибилизации можно установить себе точку, в которой все же имеет смысл начать испытывать страх высоты (ведь страх нас защищает, и если его не будет совсем – мы спрыгнем вниз). Это может быть 20, 30, 40 см от обрыва – каждый определяет для себя сам.
В своей практике я нередко применяю этот метод не только для работы со страхами (высоты, темноты, самых разных животных и т.д.), но и для коррекции химической зависимости от курения. Представьте себе, выбирать количество выкуриваемых в день сигарет тоже можно – и не испытывать при этом неприятных ощущений. Главное в этом случае помнить, что полностью избавиться от курения с помощью десенсибилизации в большинстве случаев невозможно, поскольку курение – это еще и психологическая зависимость (а значит, необходимо проработать ее психологическую причину).
Автор статьи: Мария МИНАКОВА
Что Это Такое? (Определение, Основная Идея)
Одна из значительных областей в психологии, бихевиоризм — это порождение 20 века. Он зародился в прошедшем столетии как теоретическое исследование о поведении людей и животных, но спустя время перешёл в область практических исследований, превратившись в сильный инструмент психологии. Благодаря новым знаниям люди стали достигать высот в экономической, политической и других социальных сферах.
Краткое содержание:
Что такое бихевиоризм в психологии?
▪️Традиционно начнём с понятия бихевиоризм в психологии кратко и понятно, это значит «поведение», в переводе с английского языка (behavior). Задача данного направления — исследование человеческого поведения в разных ситуациях, при взаимодействии с другими членами общества.
▪️День каждого человека начинается с пробуждения и последующих действий. Каждую минуту с нами происходят разные ситуации и мы реагируем на них тоже определённым образом. Случается так, что в аналогичных обстоятельствах многие ведут себя совершенно по-разному. Бихевиоризм — это в психологии исследование данного вопроса. Почему так происходит и каким образом можно манипулировать поведением одной личности или целого сообщества — цель бихевиоризма.
▪️Согласно постулатам данного движения оно отрицает человеческое сознание как отдельный элемент и связывает его с нашими реакциями на обстоятельства. Иными словами, все мысли взаимосвязаны с физической активностью. Эта идея даже стала причиной революции в психологии. Многие годы влияние бихевиоризма было заметно в Америке. Оно повлияло на научные представления того времени. Основная мысль состояла в том, что в первую очередь нужно изучать не сознание, а рефлекторное поведение.
🎬 Бихевиоризм в психологии
Кто является основоположником бихевиоризма?
Согласно историческим записям, основателем бихевиоризма считается Джон Уотсон (США).
Основоположник бихевиоризма отвергал важность сознания и считал его изучение вопросом второстепенным. Он предлагал наблюдать за поведением, считая, что эмоции и чувства не объективны. Данная теория интересовала и наших учёных. Павлов, Сеченов и Бехтерев также активно интересовались темой, но окончательно идею сформулировал именно основатель бихевиоризма Уотсон.
Великий учёный, Иван Павлов был одним из тех, кто задал направление будущему разделу психологии. Он посвятил жизнь изучению рефлексов и создал целую науку. Подробнее в статье эксперимент «Собака Павлова». Некоторые идеи, которые позже использовали бихевиористы были озвучены ещё в 19 веке. Э. Торндайк стал первооткрывателем «закона эффекта». Суть опытов заключалась в том, что животные искали выход из лабиринтов и получали награду. Постепенно они осваивали заученный маршрут и безошибочно решали задачу.
Позже закономерности поведения исследовали и другие учёные. Б.Ф. Скиннер основал радикальный бихевиоризм, в основу которого легло утверждение, что побуждения и мысли находятся под тем же контролем что и внешнее поведение.
В целом Бихевиоризм совмещает несколько областей: методологию, философию и психологию. Его возникновению способствовало то, что психология оказалась бессильна в некоторых случаях и в ней не находилось объяснения некоторым явлениям. Он «привязал» нерациональную науку (на тот момент психологию) к материализму. Именно поэтому поначалу идеи встретили холодно и с недоверием, но постепенно бихевиоризм завоевал весь мир.
Сначала идеи, озвученные Уотсоном и Скиннером показались чрезмерно циничными, поскольку опускали человека до «интеллектуально развитого животного», которое всё ещё живёт по диким законам природы. Ещё один минус этой философии в том что она игнорирует самоопределение, творческое начало и сознание. Все мысли, фантазии и мечты не имеют связи с реальностью и их изучение почти невыполнимо.
Основные положения бихевиоризма
Главная задача состоит в изучении животного и человеческого поведения. Что означает данное понятие? Совокупность эмоций, ощущений и настроения в конкретных обстоятельствах. Поведение может быть стандартным или нестандартным. На него оказывают воздействие несколько факторов:
● Мотивы;
● Социальные общественные нормы и правила;
● Инстинкты и подсознание;
● Самоконтроль.
Всё это изучает бихевиоризм, его основные идеи приведены ниже:
Самоконтроль поступков на сознательном уровне. Это высшая степень развития человека. Мало кто способен держать под неусыпным контролем своё поведение, оценивать ситуацию, делать выбор между вариантами. Чаще всего люди действуют рефлекторно, подвергаются общему эмоциональному воздействию (эйфория, паника, страх, радость) или отдаются во власть собственных эмоций и теряют контроль над поведением. Поэтому умение сохранять холодный рассудок является очень важным и ценным навыком.
Теория бихевиоризма в психологии отдаёт предпочтение также подсознательным программам, особенно в первые годы после появления на свет. В раннем детстве сознание едва развивается и за выживание отвечают врождённые инстинкты. Ещё один источник получения рефлекторной информации, это копирование более старших людей. Следуя их примеру, ребёнок получает готовый алгоритм действий, позволяющий выжить в потенциально опасном мире.
Принципы бихевиоризма не обходят стороной и социальные нормы. Этот фактор мы усваиваем уже в более старшем возрасте. Они также нужны для выживания и получения материальных и моральных благ. Готовая модель поведения позволяет «слиться с толпой» и стать «своим» в конкретном сообществе. То же самое происходит у животных, но на более примитивном уровне. В отличие от них мы можем сознательно вести себя в социуме.
С позиции сторонников бихевиоризма психика не является чем-то абстрактным, она тесно взаимосвязана с физиологическими реакциями на происходящее вокруг. Они также полагают, что за поведение отвечают лишь поступки, вызванные разными стимулами, а ментальные и чувственные аспекты не значимы.
Бихевиористическое направление в психологии отдаёт предпочтение внешнему воздействию и реакциям, как ответу физического тела на действие со стороны. Оно бывает позитивным или негативным. Между причиной и следствием есть мотивация, которая склоняет чашу весов в ту или другую сторону. Вследствие чего происходит закрепление модели поведения, и именно она превращается в рефлекс. Бихевиористский подход рассматривает человека, как результат процесса «причина-следствие», точнее наше поведение.
Концепция бихевиоризма довольно логична и не уделяет внимания внутренним мотивам из-за трудности их изучения и определения. Согласно ей имеет значение лишь видимая сторона. Исследователи ставят перед собой задачи по предсказанию реакций на определённые раздражители и вывести закономерности поведения, в том числе вычислить по реакции причины. До этого момента считалось что такое сделать невозможно. Методы бихевиоризма позволили продвинуться в этом направлении и опровергнуть данную теорию.
Кроме того, были открыты способы манипулирования поведением, причём часто это происходит из корыстных побуждений.
Одним из примеров служит современный маркетинг, который успешно использует принципы бихевиоризма. Это можно наблюдать в любом супермаркете или онлайн-магазине. Чем дольше наука изучает поведение, тем изощреннее и тоньше становятся инструменты для манипулирования сознанием и подсознанием.
Основатель направления, Скиннер, отрицал свободу воли, однако не имел веры в предопределённость. Он полагал, что человек имеет выбор и может сделать его, опираясь на прежний опыт и стремясь к определённым целям. Желание человека достичь цели определяет его поступки.
Некоторые направления бихевиоризма:
● Методологический. Это наиболее классический вариант, который опирается на теорию того, что значение имеет лишь внешнее поведение, а эмоционально-мысленные проявления малозначимы и никак не влияют на наши реакции.
● Радикальный. Именно его основателем стал Скиннер. Он полагал, что ментально-чувственные проявления равнозначны поступкам. По мнению исследователя, они также отвечают за контроль, как и внешние воздействия.
● Теоретический. Это направление уделяет внимание мыслительной деятельности и чувственно-эмоциональной сфере. Также принимает во внимание и современные методы изучения человеческой природы, давая больше свободы в выборе способов для изучения человеческого поведения.
● Психологический. Его применяют психологи, а также психотерапевты в своей работе. В частности, его принципами пользуются воспитатели, учителя, дефектологи и профессионалы в коррекционной педагогике.
Представители бихевиоризма
✔️ Предпосылки для появления бихевиоризма были в исследованиях И.П. Павлова. Он выяснил, что безусловные рефлексы отвечают за поведение, однако его возможно корректировать с помощью условных, новых рефлексов и создавать другие модели поведения (животных).
✔️ Самые значимые представители бихевиоризма в психологии это Дж. Уотсон и Б.Ф. Скиннер. Уотсон был одним из первопроходцев в данной области. В годы учёбы он занимался изучением мозга животных, вывел закономерности в поведении, обозначил причинно-следственную связь между раздражителем и результатом. Именно он сделал заявление, что люди ведут себя аналогично зверям. Так он снял с человека статус «венца природы», проигнорировав то, что отличает нас от животных. Впоследствии он успешно применил свои знания в маркетинге и рекламе.
Он противопоставил традиционной теории о людях схему, объясняющую поведение всякого живого существа, включая людей: раздражитель-ответ. Это явление было возможно измерить и обосновать, поэтому у теории нашлись сторонники. Уотсон считал, что вполне реально предсказывать и манипулировать поведением практически любого человека. В виде механизма он использовал обучение по схеме Павлова.
✔️ Если Павлов проводил свои исследования на животных, то Уотсон наблюдал за людьми и, в частности, за младенцами. Он выяснил, что существует базовый набор рефлексов, обеспечивающих выживание в первые дни и месяцы жизни: любовь, страх, агрессия. Психолог сделал вывод, что они являются основой, и именно на неё «записываются» остальные поведенческие отклики. Как именно происходит этот процесс он не выяснил. Его психологические эксперименты посчитали аморальными и подвергли жестокой критике.
✔️ Скиннер подошёл к вопросу более скрупулёзно. Он заслужил статус одного из величайших знатоков психологии прошлого века. С позиции критиков он проводил свои исследования на грызунах и птицах, изучая лишь примитивные рефлексы и обучая их простейшим трюкам. Для прочих животных его методы оказались бесполезны. Так бихевиористы потерпели некоторое поражение, мощное теоретическое обоснование сильно пошатнулось в глазах научного сообщества. Впрочем, эта неудача принесла плоды. Учёные выяснили, что мозг, сознание и генетическая предрасположенность тоже оказывают влияние на поведение людей и даже животных.
✔️ Ещё один представитель науки, Э.Бернейс, стал тем, кто объединил бихевиоризм с фрейдизмом. Зигмунд Фрейд приходился ему дядей, и он успешно применил знания своего близкого родственника на практике. Он стал крупным специалистом в области рекламы и «отцом пиара». Сначала эти теории находились во враждебных лагерях, отдавая предпочтение лишь одной из двух частей человеческой природы, внутренней или внешней. Бернейс же применил в своей работе способы проникнуть в подсознание и стимулировать человека «изнутри».
Кроме трудов своего дядюшки, он уделил внимание изысканиям академика Павлова и сделал свои выводы согласно им, человек ведёт себя определённым образом под влиянием мыслей, эмоций, ощущений, чувств, мировоззрения, воспитания, культурных особенностей и так далее. Но эти процессы отвечают на внешние стимулы, значит, ими можно манипулировать. Например, побудить массы покупателей приобретать то, что им не нужно.
Сейчас эти методики успешно применяют маркетологи, рекламщики и политтехнологи. Более того, существует руководство, как противостоять их влиянию, но оно не слишком популярно среди обывателей. Эти деятели активно манипулируют массами людей, принуждая их поступать определённым образом. Они вынуждают «хотеть» то, чего не хотелось, даже не задумываясь.
✔️ Ещё один представитель бихевиоризма, Торндайк, ввёл понятие оперантного поведения. Это результат проб и ошибок. Он причислял себя к коннексионистам, но применял теоретическую базу бихевиористов. Подопытными Торндайка также были крысы и голуби. Он выяснил, что на поведение оказывает давление, то есть поиск решения проблемы. Однако его теория противоречила главному постулату бихевиористов о внешних факторах, и он был исключён из списка основоположников.
Заключение
Бихевиоральное направление в психологии имеет свои сильные и слабые стороны. Для прошлого века это была прогрессивная, даже революционная теория, но сейчас она не выдерживает критики. Поскольку было проведено множество исследований на головном мозге и современные методы далеко шагнули в области изучения нервной системы, примитивная схема «причина-следствие» нашла опровержение во многих аспектах.
Бихевиористская теория всё ещё успешно применяется в маркетинге, рекламе, политических технологиях, но несостоятельна как отдельная наука. Она стала частью психологии и служит лишь её вспомогательным инструментом.
Постепенно бихевиоризм стал менее актуален, поскольку его постулаты и представления оказались примитивны по отношению к такому сложному явлению, как психология.
Личность в бихевиоризме приравнивается к животному состоянию, то есть, практически отсутствует или является примитивной. Поведение зависит исключительно от внешних стимулов (подачек или наказания), что противоречит другим, более поздним исследованиям. Насколько мы сейчас знаем, это не так. На наше поведение влияет множество факторов, не только рефлексы.
То, что применимо к животным, не слишком подходит для человека и может применяться только в узкой сфере. Например, в маркетинге. Исследования в области психологии продолжаются, и сейчас также появляются новые научные направления в этой науке, частично или полностью опровергающие постулаты бихевиоризма.
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».
Что такое бихевиоризм? Психология и влияние теории на поле
Автор: Габриэль Сеунагал
Обновлено 23 мая 2019 г.
Медицинский обзор: Уитни Уайт, MS. CMHC, NCC., LPC
Бихевиоризм — это теория, согласно которой поведение объясняется с точки зрения обусловленности или обучения, а не мыслей или чувств.Бихевиоризм стремится улучшить проблемы эмоций, поведения, обучения и других психологических категорий с помощью новых моделей поведения.
Источник: pixabay.com
Как бихевиоризм влияет на психологию
Бихевиоризм, безусловно, оставил свой след в области психологии. Бихевиоризм возник как реакция на то, что многие психологи сосредоточили внимание на ненаблюдаемых процессах, таких как мышление и чувство, путем сосредоточения внимания на внешних и наблюдаемых процессах.
Обзор обусловленности в поведении
В рамках теории бихевиоризма существует два варианта обусловливания или обучения. Классическое обусловливание имеет место, когда человека приучают ожидать определенной реакции от стимула, которая следует определенному, усвоенному образцу поведения. Классическое обусловливание — это процесс обучения, происходящий при сочетании двух не связанных друг с другом стимулов. Например, Иван Павлов продемонстрировал классическое кондиционирование, сочетая звонок с подачей корма для своих собак.Со временем собаки научились ассоциировать звонок с едой, и один только звук звонка вызывал у собак слюноотделение.
Оперантное обусловливание включает в себя поощрение определенного поведения посредством подкрепления. Этот тип обучения укрепляет поведение, следуя за ним подкрепляющим условием, таким как награда в течение некоторого времени. Подобным образом поведение можно уменьшить, усилив его противоположность или наказав поведение, которое необходимо изменить.
Источник: pixabay.com
Бихевиоризм способствовал пониманию того, как мы учимся и как мы можем измениться. Это помогло ученым разработать методы как для создания, так и для подавления поведения людей. В то время как когда-то бихевиоризм был глубоко укоренен в строго наблюдаемых внешних факторах, сегодня терапевты и психологи комбинируют его принципы с другими исследованиями и методами, работая с другими над изменением поведения или созданием нового.
Бихевиоризм ушел в прошлое?
Бихевиоризм сохранял господство в начале 20 века.В настоящее время только сегменты исследования используются в приложении с другими теориями и терапиями, которые признают «невидимые» и внутренние процессы, которые есть у людей, такие как мышление, чувства, память и наследственные факторы.
Источник: pixabay.com
Рост и эволюция психологии
Одна из величайших черт психологии — это то, что постоянно появляются новые разработки. Это позволяет расти и эволюционировать, но, что более важно, позволяет психологии оказывать полезное влияние на жизнь людей.
По мере того, как психология растет и развивается, растет и понимание людей.
В закрытии
Бихевиоризм сосредоточен на том, как внешние средства могут изменять и создавать поведение. Это помогло разработать методы, помогающие людям изучить поведение и прекратить бесполезное поведение. Бихевиоризм был объединен с другими подходами к пониманию психологии и человеческого поведения, чтобы создать интегративные методы лечения, такие как когнитивно-поведенческая терапия и другие.
Источник: pixabay.com
Если вас беспокоит ваше поведение или вы хотите изменить привычки, вам может помочь терапия. В BetterHelp есть команда лицензированных терапевтов, готовых помочь. Вы можете начать работу с BetterHelp в любое время и из любого места, просто нажав здесь.
ПОВЕДЕНИЕ | ПСИХОЛОГИЯ
Краткая история поведенческой психологии
Бихевиоризм зародился в начале 20 века и стал главной силой в американской психологии.Поддерживаемый такими психологами, как Джон Б. Уотсон (1878–1958) и Б. Ф. Скиннер (1904–1990), бихевиоризм отвергал любые ссылки на разум и рассматривал открытое и наблюдаемое поведение как надлежащий предмет психологии.
На протяжении десятилетий бихевиоризм доминировал в американской психологии. К 1960-м годам психологи начали осознавать, что бихевиоризм не может полностью объяснить человеческое поведение, поскольку игнорирует психические процессы.
Бихевиоризм, также известный как поведенческая психология, — это теория обучения, основанная на идее, что все формы поведения приобретаются посредством обусловливания. Кондиционирование происходит за счет взаимодействия с окружающей средой. Бихевиористы считают, что наша реакция на стимулы окружающей среды формирует наши действия. Поведение можно изучать систематически и под наблюдением независимо от внутреннего психического состояния.
Существует два основных типа кондиционирования:
- Классическое кондиционирование — это метод, часто используемый в поведенческом обучении, в котором нейтральный стимул сочетается с естественным стимулом.В конце концов, нейтральный стимул вызывает ту же реакцию, что и естественный стимул, даже без естественного стимула. Соответствующий стимул теперь известен как условный стимул , а усвоенное поведение известно как условный ответ . Существует также безусловный ответ , вызванный непроизвольным стимулом . Иногда утверждают, что условный ответ и безусловный ответ похожи.
Обучение может происходить через ассоциации. Классический процесс кондиционирования работает путем развития ассоциации между стимулом окружающей среды и естественным стимулом. В классических экспериментах физиолога Ивана Павлова собаки связывали подачу пищи (то, что естественно и автоматически вызывает реакцию слюноотделения) сначала со звуком колокольчика, а затем с видом белого халата лаборанта. В конце концов, только лабораторный халат вызвал у собак слюноотделение
.На классический процесс кондиционирования могут влиять разные факторы. Во время первой части классического процесса кондиционирования, известного как приобретения , реакция устанавливается и усиливается. Такие факторы, как выраженность стимулов и время их предъявления, могут играть важную роль в том, как быстро формируется ассоциация.
Когда ассоциация исчезает, это называется исчезновением , в результате чего поведение постепенно ослабевает или исчезает. Такие факторы, как сила первоначальной реакции, могут сыграть роль в том, насколько быстро произойдет вымирание.Чем дольше реакция была обусловлена, например, тем больше времени может потребоваться для ее исчезновения.
Факторы, такие как обобщение является обычным явлением, когда мы разрабатываем нашу новую информацию и связываем ее с нашей существующей информацией. Эти действия выполняются нами на регулярной основе, когда мы делаем сходство и, таким образом, можем хранить в нашем мозгу более длительный период времени. Обычно мы делаем типичные ошибки при обобщении.
Мотивированное забывание относится к воспоминаниям и переживаниям, которые мы хотим забыть из-за их негативного воздействия на наш мозг и поведение.Чаще всего это происходит, когда воспоминание о какой-то травме затрудняет восприятие нового.
2. Оперантное кондиционирование — это метод обучения, который происходит посредством подкрепления , и наказаний . Эдвард Трондайк , психолог-новатор, описавший закон эффекта, он говорил о связи между поведением и его последствиями. Когда за действием следует желаемый результат, такое поведение с большей вероятностью повторится в будущем.С другой стороны, реакция с последующими неблагоприятными исходами с меньшей вероятностью повторится в будущем.
Обучение также может происходить с помощью вознаграждений и наказаний. Бихевиорист Б.Ф. Скиннер описал оперантное обусловливание как процесс, в котором обучение может происходить через подкрепление и наказание. В частности, вы учитесь, создавая связь между определенным поведением и его последствиями. Например, если родитель награждает своего ребенка похвалой каждый раз, когда он берет свои игрушки, желаемое поведение постоянно подкрепляется.В результате ребенок будет с большей вероятностью убирать беспорядок.
Графики армирования важны в операционном кондиционировании. Этот процесс кажется довольно простым — просто понаблюдайте за поведением, а затем предложите награду или наказание. Однако Скиннер обнаружил, что выбор времени для этих наград и наказаний имеет важное влияние на то, как быстро приобретается новое поведение и сила соответствующей реакции.
3. Наблюдательное обучение также является важной частью поведенческой психологии.Основанный Альберт Бандура имел много аргументов против своей теории обучения путем имитации модели через несколько шагов, которые также способствуют изменению нашего психологического поведения.
Факторы, влияющие на обучение с помощью наблюдений
Согласно исследованию Бандуры, существует ряд факторов, повышающих вероятность имитации поведения.
Мы с большей вероятностью подражаем:
- Людей, которых мы воспринимаем как добрых и заботливых.
- Люди, получающие вознаграждение за свое поведение.
- Когда вы были вознаграждены за имитацию поведения в прошлом.
- Когда нам не хватает уверенности в собственных знаниях или способностях.
- Люди, которые занимают авторитет в нашей жизни.
- Люди, похожие на нас по возрасту, полу и интересам.
- Люди, которыми мы восхищаемся или которые имеют более высокий социальный статус.
- Когда ситуация запутанная, неоднозначная или незнакомая.
Теория наблюдений оказывает реальное влияние на людей, особенно на детей, которым не хватает теории разума. Эффекты адаптации через имитацию виртуального мира вокруг нас более опасны, чем полезные воздействия на общество . Они поощряют больше насилия, агрессии, депрессии, резкости и т. Д. По сравнению с добротой, щедростью, отзывчивостью и т. Д.
Сильные и слабые стороны поведенческой психологии
- У поведенческой психологии есть свои сильные стороны. Бихевиоризм основан на наблюдаемом поведении, поэтому иногда легче количественно оценить и собрать данные при проведении исследования. Эффективные терапевтические методы, такие как интенсивное поведенческое вмешательство, анализ поведения, экономия токенов и дискретное пробное обучение, уходят корнями в бихевиоризм. Эти подходы часто очень полезны для изменения неадаптивного или вредного поведения как у детей, так и у взрослых.
- У него тоже есть слабые места. Многие критики утверждают, что бихевиоризм — это одномерный подход к пониманию человеческого поведения.Они предполагают, что поведенческие теории не учитывают свободную волю и внутренние влияния, такие как настроение, мысли и чувства. Кроме того, он не учитывает другие типы обучения, которые происходят без использования подкреплений и наказаний. Более того, люди и животные могут адаптировать свое поведение при вводе новой информации, даже если это поведение было установлено посредством подкрепления.
Может ли бихевиоризм по-прежнему применяться?
Бихевиоризм — это важное направление в психологии, которое напрямую следует из функционализма, отрасли психологии, которая фокусируется на биологическом значении естественных процессов, включая поведение.Бихевиористская теория идет дальше в своем отрицании уникальной природы психических событий. Он делает это, заявляя, что психология изучает только наблюдаемое поведение. Следовательно, чисто психические события, события, происходящие вне области поведения, не являются предметом психологии. С точки зрения определения, бихевиоризм — это изучение взаимосвязи между окружающей средой людей и их поведением без учета гипотетических событий, которые происходят в их сознании (Carlson & Buskist, 1997).Это движение получило большое внимание и похвалу со стороны огромного числа ученых, которые утверждали, что другие теории в психологии недействительны, потому что они не были эмпирическими и, как следствие, не поддаются количественной оценке. Бихевиоризм, напротив, поддерживает объективную позицию, гарантирующую, что результаты исследований будут достоверными и на них можно будет положиться. Бихевиористы достигают этой объективной позиции, отказываясь иметь дело с тем, что они называют «черным ящиком» разума. Невозможно измерить то, что происходит в уме человека, или, по крайней мере, с определенной достоверностью.Однако можно измерить и найти закономерности в действиях этого человека в его или ее окружении.
После многих лет превосходства в области американской психологии теория бихевиоризма сейчас находится в обороне. Преобладание бихевиоризма в психологии ограничивало предмет науки наблюдаемым поведением. Таким образом, такие понятия, как сознание, считались выходящими за рамки психологии. Как пишет Берт (1962), «психология, сначала потерявшая свою душу, а затем сошедшая с ума, кажется сейчас… потерять сознание »(с.229).
Многие психологи выступили против бихевиоризма и обратились к изучению мышления и сознания, известному как когнитивная психология. Этот тип психологии использует подход, называемый обработкой информации, или то, как информация, полученная различными органами чувств, «обрабатывается» различными системами мозга. Эта концепция образов возникает в пределах мозга и поэтому все еще является гипотетической.Однако поведенческие данные, собранные с помощью вопросов, заданных об определенных изображениях, на самом деле являются эмпирическими и объективными. Эти новые теории вынуждают психологический мир говорить, что нельзя основывать психологию исключительно на наблюдаемом поведении, если действительно нужно исследовать разум. Данные, полученные с помощью методов когнитивной психологии, основаны на поведении. Они задаются вопросом, может ли какая-либо теория в психологии быть действительной без основы бихевиоризма?
Психология — это наука
Объективная наука
Бихевиористы рассматривают психологию как естественную науку с двумя важными следствиями.Первое следствие утверждает, что наука, и особенно психология, должны быть объективными. Во-вторых, психология как наука также должна иметь эмпирическую основу. Теории и методы Б. Ф. Скиннер — хороший пример того, что бихевиоризм, возможно, является наиболее объективной областью в области психологии. Покойный Б.Ф. Скиннер был выдающейся фигурой в мире психологии, а точнее, в сфере бихевиоризма. Он утверждал, что поведение во многом объясняется его последствиями.Таким образом, поведение последовательно от одной ситуации к другой, потому что оно поддерживается одинаковыми последствиями в этих ситуациях. Он меняется только тогда, когда меняются последствия для поведения. В результате того, в какой степени теоретики ограничиваются поведением, их определение личности становится эквивалентным поведению этого человека и зависит от него. По сути, то, что человек «есть», это то, что он «делает». Это вкратце изображает теорию оперантного обусловливания Скиннера, которая возникла из его эмпирических данных, подтверждающих его тезис о том, что существуют отношения между стимулами окружающей среды и поведением человека.Термин «оперант» относится к тому факту, что организм учится, реагируя на окружающую среду. Скиннер также утверждал, что положительное или отрицательное подкрепление (последствия) влияют на поведение субъекта, в том смысле, что действие будет либо повторено, либо предотвращено (Carlson & Buskist, 1997, стр.133).Хороший пример объективного мышления, лежащего в основе бихевиоризма, дается в аргументе, который цитирует Зурифф (1986). Скиннер утверждает, что исследования следует проводить не для проверки теорем, а для выявления упорядоченности в поведении.Поиск упорядоченности интуитивно понятен, а не структурирован научным методом. Теория — это формулировка, в которой используется небольшое количество терминов для объяснения большого количества фактов (стр. 712).
Поэтому Скиннер использовал оперантное обусловливание для анализа поведения с точки зрения наблюдаемых событий и условий, которые, кажется, меняются вместе с ними, и для определения указанной упорядоченности. В результате большинство бихевиористов отказываются указывать конкретные мотивы поведения и пытаются раскрыть внешние события, которые усиливают его вероятность в будущем и которые либо поддерживают, либо изменяют его.Теория редукции двигателя Халла является исключением. Последствия изменения оперантного поведения. Поведение называется «оперантом», потому что оно «воздействует» на окружающую среду. Результат любого паттерна ответов — или оперантов — определяет, насколько вероятно, что субъект с большей вероятностью выполнит аналогичные ответы снова в будущем. Если ответ положительно подкреплен (встретился с благоприятными последствиями), то испытуемый с большей вероятностью выполнит его снова. Обучение повторять одни и те же реакции снова и снова в ответ на благоприятный стимул или последствие называется оперантным условием.
Эмпирическая наука
В результате того, что восприятие и отчет являются концептуальными, наблюдение не может быть полностью независимым от знаний и убеждений. Однако должна быть возможность установить континуум, основанный на степени, в которой знания и убеждения способствуют составлению отчета о данных. Например, Зурифф (1986) использует пример очевидного различия двух отчетов, описывающих одно и то же событие. Первый отчет был «Смит пробежал пять миль», тогда как другой утверждал, что «Смит бессознательно пытался произвести впечатление на своих друзей своим бегом» (стр.701). Описания, вызывающие всеобщее согласие наблюдателей, находятся на одном конце континуума, тогда как описания, вызывающие сильную оппозицию, — на другом.Следовательно, хотя бихевиористы различаются в своих теориях поведения и, следовательно, в своих объяснениях научных исследований, теоретизирования и подтверждения теорий, все они рассматривают науку с точки зрения поведения ученого. Бихевиористы обычно придерживаются последовательной доктрины (Hempel & Oppenheim, 1948). Однако в случае против сознания они выдвигают скорее методологические аргументы, чем онтологические (Zuriff, 1986, стр.698). Согласно Марксу (1986), одной из самых сильных сторон бихевиоризма является его фундаментальное методологическое преимущество над всеми конкурирующими точками зрения (с. 699).
Ответ когнитивной психологии на теории и утверждения бихевиоризма
Психология — это наука, основанная на умозаключениях
Хотя все психологические подходы основаны на изучении поведения, они различаются тем, как это поведение используется. Психодинамический подход, такой как в психоанализе Фрейда, использует поведение как знаки, выводя атрибуты и мотивы из наблюдаемых вещей, которые делает индивид.Это отличается от Скиннера и других бихевиористов тем, что они рассматривают наблюдаемое поведение как базовую единицу, и интерес заключается в том, чтобы определить, что «контролирует» его (Mischel, 1993).Растущее количество данных по нескольким направлениям исследований изменило теоретические взгляды на то, как приобретается и регулируется поведение. Документально подтверждено, что когнитивные процессы играют важную роль в приобретении и сохранении новых моделей поведения.
Получение ответной информации является важным аспектом обучения, поскольку человеческое поведение развивается посредством моделирования.Таким образом, наблюдая за другими, можно сформировать представление о том, как реализуются новые модели поведения, и в следующих случаях символическая конструкция служит руководством к действию. Последствия служат неявным способом информирования исполнителей о том, что они должны делать, чтобы добиться положительных результатов и избежать наказаний (Bandura, 1977). Это утверждение похоже на различные теории, лежащие в основе бихевиоризма. Однако Бандура утверждает, что все характеристики, которые бихевиоризм приписывает оперантному условию и простой реакции на окружающую среду, на самом деле являются когнитивными реакциями.Как поясняет Бандура (1977), «переосмысление предшествующих детерминант как прогностических сигналов, а не как управляющих стимулов сместило локус регуляции поведения со стимула на человека» (стр. 192).
Возражения против теории «черного ящика»
Большинство психологического сообщества утверждали, что поведенческие теории не могут дать истинного объяснения. Утверждается, что в лучшем случае теории «черного ящика» предоставляют законы ввода-вывода, но не объясняют эти законы.Поведение можно объяснить только ссылкой на события внутри «черного ящика». Кроме того, общие законы поведения, используемые в дедуктивных объяснениях «черного ящика», просто описывают наблюдаемые закономерности. Бихевиористы утверждают их как данность, а не как результат умилостивляющих их внутренних или ментальных событий.Психологи, ориентированные на поведение, в своих попытках игнорировать «черный ящик» разума, похоже, дегуманизируют человека, игнорируя его или ее потенциал свободы.В этом смысле бихевиористы отрицают всю концепцию свободы воли. Ведь, как утверждает Боулдинг (1984): «В случае с людьми у нас есть ключ к открытию черного ящика нашего разума в нашей способности к размышлению и общению. Кажется верхом абсурда отвергать это как« оперантный контроль » «вокальная мускулатура» »(с. 483).
Заключение: сохраняет ли бихевиоризм свою валидность?
Аргументы в этой статье представляют собой попытку обрисовать теорию бихевиоризма и реакцию против нее со стороны других теоретиков из других подразделов психологии.В ответ на аргументы бихевиоризма психодинамические, социальные и когнитивные психологи выразили свое несогласие с теорией бихевиоризма. Эти психологи заявляют, что они слишком ограничены идеей о том, что психология изучает только наблюдаемое поведение. Таким образом, бихевиоризм — это теория, имеющая строгие ограничения в том смысле, что она полностью игнорирует ментальные события или гипотетические чувства и сознание, которые происходят вне ограниченного мира поведения.Можно утверждать, что, хотя бихевиоризм ограничивает, он также очень эффективен в качестве основы для исследования других теорий. Например, обработка изображений в когнитивной психологии основана на анализе поведения. Будущее психологии как науки зависит от того, насколько эффективно она может использовать поведенческую методологию вместо того, чтобы сосредотачиваться на философских или идеологических основах бихевиористской формы своих теорий. Таким образом, бихевиоризм — это теория, которая все еще имеет базовое применение как в своих теориях, так и в методах.Однако она нуждается в некоторой реконструкции, чтобы и дальше приносить пользу миру психологии как великой теории личности (Zuriff, 1986). Такое переоснащение теорий сделало бы значительную способность теорий бихевиоризма более применимыми к сегодняшнему миру, миру, более склонному исследовать внутренние тайники человеческого разума.
Список литературы
Бандура, А. (1977). Самоэффективность: к объединяющей теории изменения поведения. Психологическое обозрение, 84, 191-212.Баум, В. М., и Хит, Дж. Л. (1992). Поведенческое объяснение и преднамеренные объяснения в психологии. Американский психолог, 47, 1312-1317.
Боулдинг, К. Э. (1984). Б. Ф. Скиннер: Диссидентская точка зрения. Behavioral and Brain Sciences, 7, 483-484.
Бродбент, Д. Э. (1958). Восприятие и общение. Лондон: Пергамон.
Берт, К.(1962). Понятие о сознании. Британский журнал психологии, 53, 229-242.
Карлсон, Н., и Бускист, В. (1997). Психология: наука о поведении (5-е изд.). Бостон: Аллин и Бэкон.
Харрис, М. (1984). Групповые и индивидуальные эффекты в отборе. Behavioral and Brain Sciences, 7, 490-491.
Хемпель, К., и Оппенгейм, П. (1948). Исследования логики объяснения. Философия науки, 15, 135-175.
Маркс, М. (1986). Пренебрежение молчаливым большинством психологов превращает гору в муху: бихевиоризм — это нечто большее, чем Халл и Скиннер. Behavioral and Brain Sciences, 9, 710-711.
Медин, Д. Л., и Росс, Б. Х. (1997). Когнитивная психология (4-е изд.). Форт-Уэрт, Техас: Харкорт Брейс.
Мишель, В. (1993). Поведенческие концепции.В W. Mischel, Введение в личность (стр. 295-316). Нью-Йорк: Харкорт Брейс.
Оверский, Г. (1995). Когнитивист или бихевиорист — кто может отличить? Случай неявного и явного знания. Британский журнал психологии, 86, 517-523.
Рэтклифф Р. и МакКун Г. (1989). Информация о сходстве и относительная информация: различия во времени поиска. Когнитивная психология, 21, 139-155.
Скиннер, Б. Ф. (1984). Отбор по последствиям. Behavioral and Brain Sciences, 7, 477-510.
Зурифф, Г. Э. (1986). Краткое изложение Бихевиоризма: концептуальная реконструкция. Поведенческие и мозговые науки, 9, 687-724.
Факты о поведении детей
Коробка скиннера для крысы. Такие коробки часто используютсяПоведенческий туризм — это подход к изучению поведения, основанный только на том, что можно непосредственно увидеть.Бихевиористы сосредотачиваются на отношениях между стимулами и реакциями.
Невидимые качества, такие как состояния ума (любое состояние, которое значительно отличается от нормального состояния бодрствования, например, в результате страха или беспокойства), не использовались в этом типе исследования, хотя мы знаем, что разум играет роль во всех продвинутых поведение животных. Бихевиоризм утверждает, что поведение можно изучать, не зная, какова физиология события, и без использования теорий, таких как теория разума.По определению, все поведение можно наблюдать.
Бихевиоризм также основывался на другой идее, что все человеческое поведение изучено. Бихевиористы считали, что поведение можно объяснить классической или оперантной обусловленностью. Это обучение в результате влияния прошлого опыта. Однако бихевиористы отрицали важность унаследованного поведения, инстинктов (врожденной склонности живого организма) или унаследованной тенденции к поведению. Они не верили или игнорировали идею наследственности (передачи черт потомству от родителей), что что-то может происходить от генов человека.Это была идея с чистого листа, что младенцы рождаются с чистым, пустым умом. Считается, что при рождении люди не обладают умственным опытом или знаниями, и что всему они учатся после того, как они вырастут. Предпосылка с чистого листа опровергается современной эволюционной психологией.
Основными участниками, учеными в области бихевиоризма, являются К. Ллойд Морган, Иван Павлов, Эдвард Торндайк, Джон Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер.
Павлов исследовал классическое кондиционирование с помощью собак и их естественной способности выделять слюну и воду во рту.Торндайк и Ватсон отказались рассматривать собственные сознательные мысли и чувства («Самоанализ»). Они хотели ограничить психологию экспериментальными методами. Исследования Скиннера в основном основывались на формировании поведения с использованием положительного подкрепления (поощрения, а не наказания).
Сегодня идеи бихевиоризма используются в когнитивно-поведенческой терапии. Когнитивно-поведенческая терапия может помочь людям справиться с тревогами и фобиями, а также с некоторыми формами зависимости.
Как научная теория, бихевиоризм в значительной степени был заменен когнитивной психологией.
Кондиционер
Акт кондиционирования — это когда желаемое поведение достигается посредством тренировки. Это делается путем сочетания стимулов с определенным поведением. Некоторые виды поведения — это естественные рефлексы, с которыми рождаются люди (и животные). Младенцы рождаются с унаследованными рефлексами, которые помогают им есть, общаться и выжить. Эти рефлексы безусловны, малыша им не учат.
Классический кондиционер
Основная статья: классическое кондиционированиеКлассическое обусловливание (также известное как условное обусловливание Павлова) — это когда условный раздражитель вызывает безусловный ответ.Это объясняет, как люди получали новые реакции на разные стимулы.
Другой пример безусловной реакции — это когда человеку дует ветер в глаза, и они автоматически мигают, чтобы в них не попала пыль или что-то еще. Это врожденный рефлекс.
Обусловленность страха — это когда ранее нейтральный стимул используется для того, чтобы вызвать страх. Одним из основных примеров является эксперимент Уотсона и Рейнера «Маленький Альберт». Исследователи проверили эмоциональные реакции младенцев.Они обнаружили, что Маленький Альберт реагирует на громкий шум и, следовательно, заставляет этот шум вызывать страх, когда он видит белую крысу. Это стало известно как «условный эмоциональный ответ». Через некоторое время Маленький Альберт заплакал, увидев белую крысу или что-нибудь маленькое и белое, даже свою плюшевую игрушку.
Оперативное кондиционирование
Основная статья: оперантное кондиционированиеОперантное кондиционирование также известно как инструментальное кондиционирование. Его изучали Торндайк и Скиннер.
Связанные страницы
Бихевиоризм — Лаборатория принятия решений
Ранние работы по бихевиоризму восходят к 1897 году, когда русский физиолог Иван Павлов проводил эксперименты по пищеварению собак. Теперь известные эксперименты Павлова привели его к открытию того, что мы называем классическим обусловливанием. 2 Все началось с того, что Павлов заметил, что у собак начинает выделяться слюна, когда им дают еду. Когда ему давали еду, лаборант также звонил в колокольчик.Со временем у собак колокольчик стал ассоциироваться с едой. В конце концов, собаки связали вид белого халата лаборанта с едой, что вызвало слюноотделение у собак еще до того, как еда была принесена. 1,3,4
Бихевиоризм не будет официально введен до 1913 года, когда американский психолог Джон Б. Уотсон представил свою публикацию « Психология как бихевиористские взгляды на это». В этой статье Уотсон упомянул, что если он предоставит свою собственную определенную среду для роста ребенка, он сможет обучить его, чтобы он стал специалистом в любой профессии.Уотсон утверждал, что это может включать закон, медицину, искусство или даже воровство. 1
Формальный вклад Уотсона был настолько влиятельным, что в последующие сорок лет бихевиоризм стал доминирующей школой психологии. Его популярность также отражала желание закрепить психологию как измеримую науку, которую бихевиоризм смог обеспечить благодаря ориентации на наблюдаемое поведение. 1
Оперантное обусловливание было введено американским психологом Бурхусом Фредериком Скиннером в книге 1938 года Поведение организмов .Скиннер вывел свою теорию, изучая крыс. Он установил ящик с рычагом, при нажатии на который шарик с едой падал на поднос. Скиннер ввел в коробку крысу и заметил, что сначала она бродила вокруг, прежде чем случайно нажать на стержень. После того, как были выпущены первые гранулы корма, Скиннер заметил, что скорость нажатия крысы на батончик резко возросла. Исследования эксперимента Скиннера в конечном итоге привели к принципу подкрепления, 2 термин, используемый в оперантном обусловливании для описания действия, которое увеличивает шансы на определенное поведение. 2,5
К концу 1900-х годов когнитивная революция привела к снижению популярности бихевиоризма как основной школы мысли. Психологи начали обращаться к когнитивной науке для изучения человеческого поведения из-за неспособности бихевиоризма учитывать важные психические процессы. 6 Однако многие идеи бихевиоризма не были забыты и используются по сей день.
Определение бихевиоризма в психологии.
Примеры бихевиоризма в следующих темах:
Классическое кондиционирование в поведенческой терапии
Оперантное кондиционирование в поведенческой терапии
Поведенческая терапия
Формовка
- Вместо вознаграждения только за целевое или желаемое поведение , процесс формирования включает в себя усиление последовательных приближений целевого поведения .
- Метод требует, чтобы субъект выполнял действий , которые сначала просто напоминают поведение цели ; посредством подкрепления эти поведения постепенно изменяются или формируются, чтобы стимулировать выполнение самого целевого поведения .
- Затем тренер награждает поведение , которое на один шаг ближе или на одно последовательное приближение ближе к целевому поведению .
- По мере того, как субъект проходит через каждое испытание поведения , вознаграждения за старые, менее приблизительные поведения прекращаются, чтобы стимулировать прогресс к желаемому поведению .
- Таким образом, формирование использует принципы оперантного кондиционирования для обучения субъекта, поощряя правильное поведение и препятствуя неправильному поведению .
Поведенческая терапия и прикладной поведенческий анализ
- Поведенческая терапия основана на идее, что неадаптивное поведение изучается, и, таким образом, адаптивное поведение также может быть изучено.
- Поведенческая терапия — это терапевтический подход, основанный на идее, что патологическое поведение усваивается.
- Поведенческие методы терапии иногда фокусируются только на поведенческих моделях , а иногда на комбинациях мыслей и чувств, которые могут влиять на поведенческих моделей .
- Те, кто практикует поведения терапию, известные как бихевиористы, склонны уделять больше внимания конкретным, усвоенным образцам поведения и тому, как окружающая среда влияет на эти поведения .
- Обсудить цели, методы и эффективность поведенческой терапии Терапия и примененная Поведение анализ
Этапы изменения нездорового поведения
- Транстеоретическая модель изменения поведения , основанная на пяти стадиях изменения, оценивает готовность человека прекратить старое нездоровое поведение и действовать в соответствии с новым, здоровым поведением .
- Поскольку психология здоровья интересуется психологией, лежащей в основе поведений, связанных со здоровьем , она также занимается тем, как люди могут научиться изменять свои поведения .
- Транстеоретическая модель изменения поведения , оценивает готовность человека действовать в соответствии с новым, более здоровым поведением и предоставляет стратегии, которые помогут ему пройти через каждый этап процесса изменения поведения , .
- На стадии предварительного размышления человек может знать или не знать о проблемном поведении и обычно не имеет желания изменять свое поведение .
- Люди на этой стадии узнают больше о здоровом поведении : им предлагается подумать о преимуществах изменения своего поведения и испытать эмоции по поводу влияния своего поведения на других.
Поведенческая психология
- Бихевиоризм — это подход к психологии, который фокусируется на наблюдаемых типах поведения , которым люди учатся из своего окружения.
- Вместо того, чтобы сосредотачиваться на скрытых конфликтах, бихевиоризм сосредотачивается на наблюдаемых, явных поведениях , которые извлекаются из окружающей среды.
- Согласно его теории, психические расстройства представляют собой неадаптивных форм поведения , которым можно научиться и от которых можно отучить модификаций поведения .
- Некоторые виды терапии поведения используют теории оперантного обусловливания Скиннера: не усиливая определенные поведения , эти поведения могут быть подавлены.
- Позже это привело к применению анализа поведения (ABA), в котором методы оперантного обусловливания используются для усиления положительного поведения и наказания за нежелательное поведение .
Приложения классического кондиционирования к поведению человека
Влияние генов на поведение
- Влияние генов на поведение хорошо известно в научном сообществе.
- Хотя гены не определяют поведение , они играют огромную роль в том, что мы делаем и почему мы это делаем.
- Поведенческая генетика изучает наследуемость поведенческих черт и пересекается с генетикой, психологией и этологией (научное исследование поведения человека и животных ). Гены
- можно манипулировать путем селективного разведения, которое может оказать огромное влияние на поведение .
- В другом примере Сеймур Бензер обнаружил, что он может скрещивать одних дрозофил с другими, чтобы создать различных поведенческих характеристик и изменить их циркадные ритмы.
Основные принципы оперантного кондиционирования: Скиннер
- Оперантное обусловливание — это теория бихевиоризма , которая фокусируется на изменениях в наблюдаемых поведениях человека .
- Большая часть этого исследования отражает текущие практики поведения и взаимодействия человека.
- Скиннер предположил, что если за поведением следует подкрепление, то поведение с большей вероятностью будет повторяться, но если за ним последуют какие-то отталкивающие стимулы или наказания, вероятность его повторения меньше.
- Вместо вознаграждения только за целевое или желаемое поведение , процесс формирования включает усиление последовательных приближений целевого поведения .
- Поведенческие аппроксимации — это поведения , которые со временем становятся все более близкими к фактическому желаемому отклику.
Бихевиоризм Ричард Х. Холл
Среди исследователей и теоретиков образования иногда говорят, что образование теперь руководствуется своей «третьей метафорой» или преобладающей теорией. Главный преобладающие теории, которые использовались в качестве общих моделей для руководства образовательными практика, теория и исследования — это «бихевиористская теория», «когнитивная (или обработка информации) теория »и« Конструктивистская теория »(в исторической порядок от первого до последнего).Это все интересные концепции / модели, и имеют определенные последствия для будущего учителя, но, по моему скромному мнению, как только мы действительно начнем переводить их в значение для практики учителей, границы между ними начинают стираться, и различия в том, что они подразумевают, что учитель должен делать не так ясно. Тем не менее я чувствую обязан кратко познакомить вас с каждой из этих теорий, поскольку они являются фундаментальными концепциями в кругах педагогической психологии.Еще один Важным редакционным моментом является то, что, несмотря на тенденцию исследователей в области образования, чтобы отбросить исторически старые теории, такие как бихевиоризм, я считаю что каждая из этих общих теорий применима по крайней мере в некоторых образовательных контексты.
Исторические корни «бихевиоризма» на самом деле уходят далеко в прошлое. психологии, чем адресована ваша книга, харизматичному персонажу по имени Джон Б. Ватсон, о котором вы, возможно, читали по общей психологии.Теории Ватсона во многом были ответом на психологические теории. популярны в начале 20-х, -х, -х гг. (например, Фрейдовская Психоанализ), который в значительной степени опирался на ненаблюдаемые (ненаучные) переменные, такие как подсознание. По мнению Ватсона, если психология чтобы прогрессировать, нужно было иметь дело с переменными, которые можно было определить эмпирически (то есть те, которые можно испытать через органы чувств, и те, по которым наблюдатели смогли прийти к согласию).Это причина, по которой оперант кондиционирование, о котором вы прочтете в книге, в первую очередь опирается на наблюдаемое поведение. Уотсон и Б.Ф. Скиннер, пришедшие после него, были решительно настроены в отличие от психологических теорий, которые включали рассуждения о «психическом процессы ». Итак, первая основная характеристика бихевиоризма состоит в том, что бихевиористы подчеркнуть важность эмпирического наблюдаемого поведения. Это твое мнение преподавателя о том, что именно в этот момент психология фактически стала «наука» как продолжение «более сложных» наук, таких как биология, химия, и физика.На этом этапе истории психологии исследователи-психологи начал изучать явления, которые можно было испытать эмпирически и которые могут быть надежно согласованы несколькими наблюдателями.
Вторая фундаментальная характеристика бихевиористов, не имеющая отношения к во-первых, они рассматривают внешнюю среду как главную (возможно, единственный) определяющий фактор в поведении. Итак, в классическом варианте «природа vs «воспитывать» дебаты, бихевиористы прямо на стороне «воспитания».Согласно «радикальным бихевиористам» вроде Ватсона — что определяет интеллект, темперамент и другие личностные характеристики ребенка — это среда в котором воспитывается ребенок. Генетическая предрасположенность не важна. Один из самых известных цитат Ватсона выглядит следующим образом:
«Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сложенных, и моих собственных мир, чтобы вырастить их, и я гарантирую, что возьму любого наугад и обучить его, чтобы он стал любым специалистом, которого я выберу — врачом, юрист, художник, купец и, да, даже нищий и вор, независимо от его талантов, склонностей, склонностей, способностей, призвания, и раса его предков.«
Как вы найдете в своем тексте, бихевиористские модели, такие как оперантное обусловливание безусловно, может быть эффективным в объяснении и изменении поведения. Тем не мение, бихевиоризм определенно имел и продолжает иметь своих критиков, которые Это неудивительно, учитывая, как долго он существует и какое влияние он имел психологическую теорию и практику. Одна критика заключается в том, что теории слишком упрощены, чтобы точно объяснить сложность поведения (подробнее об этом мы поговорим в виртуальной лекции по когнитивной Теория).Вторая критика заключается в том, что подкрепление может фактически «подрывать внутренняя мотивация «. Например, если ученику нравится решать математические задачи. в любом случае, как только он или она будет вознагражден за это, это может фактически снизить мотивацию выполнять задачи без подкрепления («Игра с поворотами в работу.). Это классическая проблема, которую мы рассмотрим далее в виртуальная лекция по мотивации.