«Эмоции, чувства и воля» — Конспект лекций
метки: Эмоция, Чувство, Состояние, Психология, Следовать, Функция, Высокий, Система«Эмоции, чувства и воля»
План:
1.Эмоции, чувства
2. Воля, волевой акт
3. Волевые усилия, волевые качества
Литература
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., МГУ, 1988
- Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. М., Владос, 2001.
- Общая психология под ред. А.В. Петровского. М., МГУ, 1986.
- Общая и спортивная психология. /Под ред. Г. Д.Бабушкина, В.М.Мельникова. — Омск, 2000. ч. 1.
- «Общая и спортивная психология». Часть 1./ Под. ред. профессора Г. Д. Бабушкина. Омск: СибГУФК, 2004.
1. Эмоции, чувства
Эмоции (лат. сл. эмоцео — волную, потрясаю) — это переживание человеком отношений к явлениям действительности, а также своего состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой и удовлетворения своих потребностей.
Эмоции, как и все психические процессы, возникают рефлекторно. Они являются отражением воздействующего на человека, на его нервную систему реального мира.
Чувства — это отражение в сознании реальных отношений человека. Чувства -это система сигналов о том, что из происходящего в мире имеет значение для человека. Эмоции выражаются в движениях и многочисленных телесных изменениях, которые служат объективными показателями переживаемых чувств.
Термины «чувства» и «эмоции» нетождественны. Правильнее будет называть эмоцией только конкретную форму протекания психического процесса переживания чувств. Так, нельзя называть чувство ответственности, чувство долга эмоциями, хотя они и выражают определённое отношение субъекта.
Термин «чувство» следует применять только тогда, когда речь идет об отражении в сознании живых существ их отношений к объектам. Особо следует выделить высшие чувства, выражающие духовный мир человека и выявляющие его личность. Объекты высших чувств это явления окружающей нас социальной действительности. Выделяются следующие высшие чувства: моральные, практические, эстетические, интеллектуальные.
8 стр., 3599 слов
Семинар 4−5. Психология человека и труд
… и индивидуальность.Проблематика человека в психологии. Человек как индивид. Человек как личность. Человек как субъект. Человек как индивидуальность. Психология личности. Личность человека как устойчивая система общественно … Эмоции. Виды эмоций. Литература Ø Ананьев Б.Г. Онтогенез и жизненный путь человека. // Избранные психологические труды. – М., 1980., т. 1. Ø Асмолов А.Г. Психология …
Эмоции по своему строению и функциям полимодальны и полифункциональны. В эмоциональных состояниях выделяют общую активную, специфическую, связанную со специфическими отделами ЦНС, и неспецифическую активную, связанную с вегетативной нервной системой, регулирующей гомеостатические функции. Общая активация определяется, кроме перечисленного, деятельностью высших функций коры головного мозга и ретикулярной формацией, осуществляющей первичную обработку информации.
Функциями эмоций являются: сигнально-информационная, коммуникативная, оценочная, регулятивная, включение физиологических функций организма в функционирование психики, выражение потребностей, обработка информации, принятие решений и другие.
В классификации выделяют: а) стенические эмоции (стенос — сила) положительные переживания, связанные с активностью, энергией;
б) астенические, которым присущи пассивность, страх, созерцание.
Американский психолог Кэррол Е. Изард выделил следующие фундаментальные эмоции: интерес-волнение; радость; удивление; страх; стыд; вина. В отечественной психологии для классификации эмоций используют следующие критерии: 1) величина эмоциональной возбудимости; 2) продолжительность их протекания; 3) причина их возникновения.
Настроение — общее, обычное состояние, которое имеет место в обычном, бодрствующем состоянии. Величина эмоционального возбуждения незначительная, время протекания — все бодрствующее состояние, причина состояния часто не ясна, безотчетна, зависит от огранизменного самочувствия и окружения микросферы, условий жизни, работы и т. д. Настроение является базисом для разыгрывания на его основе других эмоций.
18 стр., 8801 слов
Отличие эмоций человека от эмоций животного
… его исключительность по отношению к другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они предают состоянию человека определённый тип переживания. Производя почти моментальную интеграцию всех функций … . В зависимости от силы влияния на активность человека выделяют стенические и астенические эмоции. Первые активируют деятельность человека, возбуждают (радость, гнев), вторые угнетают, подавляют …
Аффект протекает так бурно, что происходит растрата нервно-психической энергии. После него человек чувствует усталость, упадок сил. Нужно отметить, что это состояние происходит в случаях, когда человек в предварительные периоды времени при осмыслении наступления определённых ситуаций мысленно оправдывает и допускает возможность соответствующего поведения, характерного аффекту.
Фрустрация — переживание неудовлетворения целей, желаний. Это достаточно сильное переживание и может быть длительным во времени. При фрустрации цели, нереализованные личностью, бывают значимыми для нее.
Эйфория — легкое положительное эмоциональное переживание.
Экстаз — увлеченность, кратковременное положительное переживание с потерей элементов самоконтроля.
Депрессия — заторможенность психической деятельности в связи с прошедшими бурными переживаниями.
3 стр., 1080 слов
Вопрос 44. Способности и деятельность. Диагностика способностей.
Эмпатия — сопереживание другому в его переживаниях. Очень важная эмоция в общении с другими людьми.
Апатия — безразличие, вялость, отсутствие стремления действовать, вызванные чрезмерным переживанием перед началом предстоящей деятельности.
Эмоции проявляются амбивалентно, т. е. психологические явления сложны и противоречивы: имеют место одновременное переживание противоположных эмоций (на фоне радости может быть огорчение и печаль и другие сочетания).
Успешность деятельности зависит от уровня эмоционального возбуждения. Если уровень эмоций будет низким, то и деятельность также будет слабой. В самом деле, если человек будет находиться в пониженном, полусонном состоянии, то и деятельность его будет сниженной. Естественно, что в процессе деятельности многое будет потеряно.
Если эмоциональное состояние будет чрезмерное, то многое будет не учитываться, теряться. Оказывается, что в таком состоянии память и мышление нарушаются, человек становится невнимательным.
Управление эмоциями представляет большую сложность. В управлении своим состоянием сказываются мировоззренческая основа, ценностные ориентации. Имеет значение связь личности со своими предками и потомками. Человек становится космическим существом, когда судьба человека становится связанной с поколениями. Такое положение существенно отличает его от лиц, сугубо ориентированных только на самого себя. Следующее, что очень важно для саморегуляции своего состояния это выполнение тех обязанностей, которые постоянно сопровождают человека в его обыденной, повседневной жизни: дисциплинированность, честность, обязательность, ответственность, не откладывание на завтра того, что можно сделать сегодня. Человек может выходить на работу, заведомо опаздывая. Повседневной жизнью мы можем вводить себя в стресс. И, наконец, одной из причин чрезмерных эмоций является расхождение между рациональным и эмоциональным, когда разумом понимаем, что нужно действовать определенным образом, а в реалии не следуем этому. Нужно, чтобы эмоции работали в унисон нашему разуму, целям, нашим желаниям. Для этого необходимо проводить самовнушение.
6 стр., 2625 слов
Шум: характеристики, действие на человека, нормирование
… лиц с повышенным риском травматизма; пребывание людей в состоянии утомления или других психологических состояниях, снижающих … следует проводить спустя несколько часов после прекращения действия шума. Характерным для начальных стадий поражения … (ПВК) и психофизиологических противопоказаний. С этой целью проводятся профессиографические исследования. Задачами психофизиологического отбора являются …
2. Воля, волевой акт
Воля — это активность личности, связанная с реализацией поставленных целей. Воля относится к высшим психическим функциям. Поскольку воля сложное психическое образование, относящееся к высшим психическим функциям, а через волю проявляется сама личность, то волю можно представить в виде модели:
А — социальная и природная среда, в которой формируется, действует и проявляется личность.
Б — мотивы, цели, идеалы, ценностные ориентации, образы предстоящего действия.
В — эмоциональное состояние, физиологические функции, организм (тело, материальный субстрат), подсознательные механизмы.
Г — знание, опыт (мировоззрение), мышление (интеллект), сознание, функционирование речи (вторая сигнальная система), оценка обстановки, себя, принятие решения, рассуждение с самим собой, приказ себе на поведение и действия.
Д — действия по реализации целей, желаемого.
В психологии давно сложились такие понятия, как волевой акт, волевое усилие, волевые качества. Волевой акт составляет: борьбу мотивов —> формирование целей —> определение путей и средств достижения цели —> действия. Таким образом, волевой акт можно рассматривать как единичку, как отдельный элемент психического, в данном случае воли.
3. Волевые усилия, волевые качества
Преодоление внутренних (страх, неуверенность в себе) либо внешних препятствий (физическая нагрузка) сопровождается волевыми усилиями. Волевое усилие — психическое состояние, возникающее в момент преодоления препятствий. Регулярное проявление волевых усилий способствует формированию волевых качеств.
Выделяют две группы волевых качеств общие и основные. К общим качествам относятся: целеустремленность, дисциплинированность, уверенность.
2 стр., 666 слов
Воля как характеристика сознания. Структура волевого действия. Значение волевых процессов в жизнедеятельности человека
… образом, цель работы: исследование понятие воли в психологии. Задачи работы: 1. Рассмотреть волю как характеристику сознания 2. Рассмотреть структуру волевого действия 3. Рассмотреть значение волевых процессов … и действовать для того чтобы достичь определённой цели. Таким образом, можно говорить, что воля — это некая способность человека сознательно управлять своим поведением, деятельностью …
Целеустремленность — это наличие перспективных и ближайших целей, планирование, организация своего поведения и действий.
Дисциплинированность — выполнение обязанностей, требований. Человек с самого раннего детства имеет обязанности, т.к. он живет в социуме. И чем больше он руководствуется требованиями социума, тем больше от него и получает.
Уверенность — это субъективная оценка соотношения своих целей и своих возможностей для решения поставленных целей.
К основным волевым качествам относятся те из них, которые связаны с максимальными физическими или экстремальными умственными действиями: решительность, настойчивость, инициативность, самообладание.
Решительность — это способность принимать решения в сложных обстоятельствах (утомление, ограниченность информации при «сбивающих» факторах) и реализовывать их в жизнь.
Настойчивость — это способность действовать несмотря на утомление, трудности.
Инициативность — это способность выполнять действия и деятельность оптимально разнообразно и эффективно.
Самообладание — это способность оценивать ситуацию, себя, несмотря на утомление и «сбивающие» факторы и управлять собою.
Таким образом, под волей следует понимать способность личности управлять своим эмоциональным состоянием, целями, мыслями и действиями. Воля есть психическое явление не одного уровня с интеллектом и эмоциями, она есть производное мотивов-целей, состояния оценки и действий.
6 стр., 2896 слов
Талант — это способность к достижениям высокого порядка, но остающимся в рамках того, что уже было достигнуто
… цели; это поведение, направляемое сильным устойчивым мотивом: «Хочу!». Решительность – это способность быстро принимать решение в значимой ситуации. Самообладание – это способность … способность человека сдерживать свои эмоциональные проявления, подавлять импульсивные малообдуманные действия. Инициативность … обычно в ситуациях изменения обстановки. Утомление – это временное снижение работоспособности …
Исследования показали, что проявление воли не зависит от свойств нервных процессов. Был такой период знаний, что обладатели слабой нервной системы относились к ненадежным в ситуациях экстремальности, быстрее у них наступает утомление. Но если соотнести свойства нервной системы ко всей модели воли, то они нивелируются другими личностными образованиями: опыт, знания, умения.
4
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Отправить запрос
1. Общая характеристика эмоциональных явлений и их функции. Общая характеристика эмоциональных явлений и их функцииРанее рассматривался вопрос о том, что любой психический процесс выполняет функции отражения и регулирования. Можно выделить процессы с преобладающей функцией отражения (к ним относятся познавательные процессы) и психические процессы с преобладающей функцией регулирования (к ним относятся эмоции и воля).
Итак, из всего выше сказанного можно заключить, что эмоциональные явления являются выражением отношения к окружающему миру, проявляющегося в форме переживания. Классификация эмоциональных явленийУже частично затрагивался вопрос о классификации эмоциональных явлений, сейчас можно обозначить другие основания классификации, которые также важны и часто применяются в науке. Психологический анализ эмоциональных состояний, оценочные параметрыСреди эмоциональных состояний можно выделить такие: настроение, аффективные состояния, состояние стресса, состояние фрустрации, беспокойства, тревоги и др. Можно выделять и далее различные очень узко обозначенные состояния, но они чаще протекают индивидуально у каждого человека, и очень трудно выделить их общие закономерности. Г. Селье выделил 3 стадии стресса:
|
|
Познание (интеллект) |
|
|
———— ► |
|
|
|
эмоции |
Регулирование |
|
|
|
(воля) |
|
Функции воли выделяются исходя из регулятивного воздействия на деятельность человека — побудительную и тормозящую. Побудительная способствует именно организовать и совершить необходимую деятельность, а тормозящая — предупредить действия и остановить деятельность в нужный момент.
Человек, воспитывая у себя волевые качества, развивает ответственность, целеустремленность, тренирует силу воли, инициативность, самостоятельность, независимость, решительность, выдержку и другие важные для него качества.
Существует много способов, с помощью которых человек может развивать свою волю: управление вниманием, оперирование чувственными образами, словесными внушениями, управление мышечным тонусом, ритмом дыхания и др.
Источник: Психология: учебное пособие / Т.А. Мардасова, П.Р. Юсупов ; Алтайский государственный университет. — Изд. перераб. и доп. — Барнаул : АлтГУ, 2019. Учебное электронное издание
ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ , ВОЛЯ
Различные предметы и явления объективного мира по-разному воздействуют на сознательную сферу человека — одни радуют, другие огорчают, третьи оставляют его равнодушным. Это результат осознанного реагирования на них психики.
Эмоции — реакция психики человека на воздействие внешних или внутренних раздражителей, проявляющаяся в виде конкретных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости или огорчения, уверенности или страха и т.д.).
Чувства – высшая форма эмоций, устойчивое эмоциональное отношение человека к общественным явлениям, другим людям, самому себе; они отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и ситуации.
Функции эмоций:
Сигнальная – переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде и организме человека.
Регулятивная – стойкие переживания направляют наше поведение, заставляют преодолевать трудности или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.
Экспрессивная – переживания доступны восприятию других людей, сообщают о состоянии человека.
Качества эмоций:
Динамика – смена фаз напряжения (тонизирует или сковывает действия) и разрешения (облегчение).
Полярность – амбивалентность эмоций (положительные, отрицательные и неопределенные).
Сила и устойчивость – страсти (сильные и стойкие эмоции) и увлечения (неустойчивые, импульсивные эмоции).
Эмоциональные состояния:
Настроение – более-менее длительное и устойчивое состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека; отличается разной степенью продолжительности, выраженности, осознанности; всегда имеет причину, но она не всегда осознается.
Аффект – кратковременная, бурно протекающая интенсивная реакция; человек плохо осознает, что делает; склонны неуравновешенные, истеричные люди.
Стресс – состояние, вызванное неожиданной и напряженной ситуацией; с трудом осуществляется целенаправленная деятельность и переключение внимания; навыки и привычки сохраняются; стресс может вызвать прилив сил, ясность и четкость мысли.
Фрустрация – сильное отрицательное переживание, вызванное блокадой стремления, крайней неудовлетворенностью; человек испытывает сильное психическое потрясение, которое проявляется как досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие, самобичевание.
Высшие чувства:
Моральные – эмоциональное отношение личности к поведению людей и к своему собственному (симпатия-антипатия, привязанность-отчужденность, уважение-презрение, признательность-неблагодарность, любовь-ненависть и др.).
Интеллектуальные – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности (любопытство, удивление, сомнение, уверенность в правоте, юмор, ирония).
Эстетические – возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного.
Воля
Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.
Волевые действия характеризуются наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием напряжения, переживаемого в ходе их выполнения. Простые волевые действия состоят из постановки цели и исполнения, сложные – включают осознание цели, планирование и исполнение.
Волевое усилие – это напряжение, пронизывающее все звенья волевого акта, возникающее в связи с затруднениями.
Структура волевого акта:
1. Осознание цели. Зарождающаяся потребность отражается в сознании в виде влечения. По мере осознания потребности влечение превращается в желание. Желать – знать, что побуждает к действию. Желание оценивается и взвешивается человеком, становится мотивом. Борьба мотивов – это столкновение несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности и выражается в принятии решения. Напряжение ослабевает, человек испытывает облегчение.
2. Планирование. При выборе средств возможны трудности, переживаемые в виде напряжения. Складывается конфликтная ситуация: человек понимает возможность лёгкого пути и невозможность его принятия. Когда конфликтная ситуация разряжается, напряжение спадает.
3. Исполнение. Когда намечены пути и средства, человек приступает к исполнению принятого решения. Он действует и контролирует свои действия, сличает результат с идеальным образом цели. Успех зависит от того, насколько четко создан мысленный образ, качества контроля, умения преодолевать внешние и внутренние препятствия, которые вызывают напряжение. Конфликт разрешается либо движением к цели, либо отказом от нее.
«Эмоции, чувства и воля»
План:
1.Эмоции, чувства
2. Воля, волевой акт
3. Волевые усилия, волевые качества
Литература
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., МГУ, 1988
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. М., Владос, 2001.
Общая психология под ред. А.В. Петровского. М., МГУ, 1986.
Общая и спортивная психология. /Под ред. Г.Д.Бабушкина, В.М.Мельникова. – Омск, 2000. ч. 1.
«Общая и спортивная психология». Часть 1./ Под. ред. профессора Г.Д. Бабушкина. Омск: СибГУФК, 2004.
1. Эмоции, чувства
Эмоции (лат. сл. эмоцео – волную, потрясаю) – это переживание человеком отношений к явлениям действительности, а также своего состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой и удовлетворения своих потребностей.
Эмоции, как и все психические процессы, возникают рефлекторно. Они являются отражением воздействующего на человека, на его нервную систему реального мира.
Чувства – это отражение в сознании реальных отношений человека. Чувства –это система сигналов о том, что из происходящего в мире имеет значение для человека. Эмоции выражаются в движениях и многочисленных телесных изменениях, которые служат объективными показателями переживаемых чувств.
Термины «чувства» и «эмоции» нетождественны. Правильнее будет называть эмоцией только конкретную форму протекания психического процесса переживания чувств. Так, нельзя называть чувство ответственности, чувство долга эмоциями, хотя они и выражают определённое отношение субъекта.
Термин «чувство» следует применять только тогда, когда речь идет об отражении в сознании живых существ их отношений к объектам. Особо следует выделить высшие чувства, выражающие духовный мир человека и выявляющие его личность. Объекты высших чувств это явления окружающей нас социальной действительности. Выделяются следующие высшие чувства: моральные, практические, эстетические, интеллектуальные.
Эмоции по своему строению и функциям полимодальны и полифункциональны. В эмоциональных состояниях выделяют общую активную, специфическую, связанную со специфическими отделами ЦНС, и неспецифическую активную, связанную с вегетативной нервной системой, регулирующей гомеостатические функции. Общая активация определяется, кроме перечисленного, деятельностью высших функций коры головного мозга и ретикулярной формацией, осуществляющей первичную обработку информации.
Функциями эмоций являются: сигнально-информационная, коммуникативная, оценочная, регулятивная, включение физиологических функций организма в функционирование психики, выражение потребностей, обработка информации, принятие решений и другие.
В классификации выделяют: а) стенические эмоции (стенос – сила) положительные переживания, связанные с активностью, энергией;
б) астенические, которым присущи пассивность, страх, созерцание.
Американский психолог Кэррол Е. Изард выделил следующие фундаментальные эмоции: интерес-волнение; радость; удивление; страх; стыд; вина. В отечественной психологии для классификации эмоций используют следующие критерии: 1) величина эмоциональной возбудимости; 2) продолжительность их протекания; 3) причина их возникновения.
Настроение – общее, обычное состояние, которое имеет место в обычном, бодрствующем состоянии. Величина эмоционального возбуждения незначительная, время протекания – все бодрствующее состояние, причина состояния часто не ясна, безотчетна, зависит от огранизменного самочувствия и окружения микросферы, условий жизни, работы и т.д. Настроение является базисом для разыгрывания на его основе других эмоций.
Стресс – состояние напряженности. Стресс изучен канадским ученым Г. Селье. Он изучал состояние животных в неблагоприятных условиях: в голоде, холоде, в необходимости постоянного движения и других воздействиях. Оказалось, что организм мобилизуется на преодоление неблагоприятного. Эта мобилизация во времени проходит фазы: 1) тревогу, когда организм мобилизуется и противостоит неблагоприятному; 2) сопротивление, когда организм сопротивляется и эта борьба с неблагоприятным выражается в относительно устойчивых равновесных величинах; 3) истощение, когда энергетические возможности организма понижаются и сопротивление снижается. При стрессе величина эмоционального напряжения имеет относительно большие величины, чем это имеет место при настроении и занимает относительно большое время. Причина, вызвавшая напряжение, имеет значимое для субъекта положение, и часто негативное. Это связано с отрицательными переживаниями: тревожностью, беспокойством, страданием и т.д.
Аффект – быстро овладевающее человеком, бурно протекающее состояние, связанное с изменением контроля сознания и воли. Аффект может произойти при нарушении жизненно важных позиций (принципов) субъекта. Бурная реакция в аффекте сменяется дрожью, ступором (застывает в неподвижности). Аффект протекает так бурно, что происходит растрата нервно-психической энергии. После него человек чувствует усталость, упадок сил. Нужно отметить, что это состояние происходит в случаях, когда человек в предварительные периоды времени при осмыслении наступления определённых ситуаций мысленно оправдывает и допускает возможность соответствующего поведения, характерного аффекту.
Страсть – увлечение предметом деятельности, связанное с повышенным положительным переживанием, с увлечением, с любовью.
Фрустрация – переживание неудовлетворения целей, желаний. Это достаточно сильное переживание и может быть длительным во времени. При фрустрации цели, нереализованные личностью, бывают значимыми для нее.
Эйфория – легкое положительное эмоциональное переживание.
Экстаз – увлеченность, кратковременное положительное переживание с потерей элементов самоконтроля.
Депрессия – заторможенность психической деятельности в связи с прошедшими бурными переживаниями.
Эмпатия – сопереживание другому в его переживаниях. Очень важная эмоция в общении с другими людьми.
Апатия – безразличие, вялость, отсутствие стремления действовать, вызванные чрезмерным переживанием перед началом предстоящей деятельности.
Эмоции проявляются амбивалентно, т.е. психологические явления сложны и противоречивы: имеют место одновременное переживание противоположных эмоций (на фоне радости может быть огорчение и печаль и другие сочетания).
Успешность деятельности зависит от уровня эмоционального возбуждения. Если уровень эмоций будет низким, то и деятельность также будет слабой. В самом деле, если человек будет находиться в пониженном, полусонном состоянии, то и деятельность его будет сниженной. Естественно, что в процессе деятельности многое будет потеряно.
Если эмоциональное состояние будет чрезмерное, то многое будет не учитываться, теряться. Оказывается, что в таком состоянии память и мышление нарушаются, человек становится невнимательным.
Управление эмоциями представляет большую сложность. В управлении своим состоянием сказываются мировоззренческая основа, ценностные ориентации. Имеет значение связь личности со своими предками и потомками. Человек становится космическим существом, когда судьба человека становится связанной с поколениями. Такое положение существенно отличает его от лиц, сугубо ориентированных только на самого себя. Следующее, что очень важно для саморегуляции своего состояния это выполнение тех обязанностей, которые постоянно сопровождают человека в его обыденной, повседневной жизни: дисциплинированность, честность, обязательность, ответственность, не откладывание на завтра того, что можно сделать сегодня. Человек может выходить на работу, заведомо опаздывая. Повседневной жизнью мы можем вводить себя в стресс. И, наконец, одной из причин чрезмерных эмоций является расхождение между рациональным и эмоциональным, когда разумом понимаем, что нужно действовать определенным образом, а в реалии не следуем этому. Нужно, чтобы эмоции работали в унисон нашему разуму, целям, нашим желаниям. Для этого необходимо проводить самовнушение.
Эмоционально-волевая сфера — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эмоциона́льно-волева́я сфе́ра (англ. emotionally volitional sphere) — это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств, в том числе способов их регуляции. Компонент эмоциональной устойчивости. Степень волевого владения человеком своими эмоциями.[1]
Идею связи развития эмоций и других сторон личности, высказывал Л. С. Выготский. Говоря о развитии эмоций в детском возрасте, он отметил: «Это делает важным и понятным то, что было открыто с психологической стороны другими экспериментаторами, — теснейшую связь и зависимость между развитием эмоций и развитием других сторон психической жизни человека»[2]
Эту идею развивает Е. О. Смирнова. Регулирующая роль правила, его осознание также в качестве условия предполагает участие эмоциональных процессов. «Чтобы правило стало действительно осознанным, оно должно стать эмоционально привлекательным, личностно значимым, оно должно стать мотивом действий ребенка. Открытие содержания правила (то есть его знание) и становление его эмоциональной привлекательности (то есть отношение к нему) должны происходить в неразрывном единстве. Только в этом случае правило может стать действительным мотивом и, следовательно, задавать правилу личностный смысл и побуждать к соответствующим действиям».[3]
Сложности в осуществлении эмоционально-волевой регуляции на этом этапе связаны так же с неравномерным развитием отдельных сторон психики, принимающих активное участие в произвольной регуляции деятельности. Особо существенны в этом отношении отставания в развитии нравственных качеств личности тесно связанных с ними особенностей мотивации ведущей деятельности, самооценки (ее неустойчивость, неадекватность). Наряду с этим развитие воли тормозится доминированием психобиологических образований (свойств нервной системы, особенностей эмоциональности) над формированными психическими новообразованиями.[4]
Интересный подход в понимании природы волевого усилия в регуляции деятельности развивает в настоящее время В. К. Калин. Он выделяет особую внутреннюю активность человека, проявляющуюся в наиболее простых случаях действия в виде волевых усилий, а в сложных условиях — как развёрнутое внутреннее действие по мобилизации ресурсов и организации психических процессов в соответствии с задачей, решаемой человеком. В. К. Калин считает, что эмоции обеспечивают общую мобилизацию всех систем организма, в то время как волевая регуляция обеспечивает избирательную мобилизацию психофизических возможностей человека. За волевой регуляцией закрепляется функция сознательного изменения степени «включения» эмоций. В. Н. Калин отмечает, что эмоциональная и волевая регуляции могут совпадать по направлению или создавать конкурирующие доминанты. Вместе с разделением рассматриваемых видов регуляции автор обращает внимание на их тесную связь.[4][5]
Формирование эмоционально-волевой сферы[править | править код]
Дошкольный возраст[править | править код]
- Нормальное развитие. Интернализация норм и правил поведения; эмоциональная саморегуляция; побуждения и торможение действий регулируется реальными внешними стимулами. Внешняя произвольная регуляция сформирована; внутренняя произвольная регуляция продолжает свое развитие.
- Нарушенное развитие. Избирательно сформирована внешняя произвольная регуляция (реакция на яркие стимулы). Сопротивление предъявляемым требованиям; нарушение эмоциональной регуляции (импульсивность, лабильность), гиперактивность.
Младший школьный возраст[править | править код]
- Нормально развитие. Инициативность при выборе цели, самостоятельность; формируются произвольное внимание, направленное и устойчивое наблюдение, упорство в решении мыслительных задач. Преобладание произвольности волевой регуляции всех психических процессов.
- Нарушенное развитие. Неуравновешенность процессов возбуждения и торможения. Нарушение внимания порождает низкую успеваемость в процессе обучения, в других видах деятельности (высокий уровень переключаемости, низкий уровень точности). Минимальный уровень осознанности реакций в момент совершения действий свидетельствует о дефиците эмоционально-волевой регуляции, следствием чего является дезадаптивное поведение.
Подростковый возраст[править | править код]
- Нормальное развитие. Развитие самосознания и самооценки, появляется чувство взрослости, идентификации с группой значимых сверстников, чувства собственного достоинства. Механизмы волевой регуляции недостаточно сформированы Преобладание возбуждения над торможение, низкая выдержка, самообладание.
- Нарушенное развитие. Эмоциональная неустойчивость, напряжённость, повышенная возбудимость. Трансформация эмоциональных состояний проецируется в устойчивых шаблонах поведения, которые также носят бесконтрольный характер. Недостаточная настойчивость в деятельности, слабо регулируемая активность, импульсивность. Несамостоятельность, безотвественность, трудности в организации с завершении поручений.[6][7]
Эмоционально-волевая регуляция включает в себя и не вполне осознанные индивидом регуляторные компоненты, участвующие в качестве необходимых в ситуациях преодоления трудностей и препятствий на пути достижения цели. В таком случае, понятие эмоционально-волевой регуляции близко к понятию синтетического процесса психики, обеспечивающего функционирование регуляторного контура в ситуации трудностей и напряжения. Включение таких не полностью осознанных компонентов отделяет понятие эмоционально-волевой регуляции от понятия волевой регуляции[8].
В личностной структуре, эмпирически выявленной в нашем исследовании, представлены все необходимые для эффективной эмоционально-волевой регуляции компоненты: направленность личности, эмоции, воля.[8]
Вопрос №13. Эмоции и воля человека — Студопедия.Нет
Воля— сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это — способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.
Основные признаки волевого акта:
а) приложение усилий для выполнения волевого акта;
б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;
в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;
г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.
Первичные (базовые) волевые личностные качества:
1) сила воли(степень необходимого волевого усилия для достижения цели)
2) настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей)
3) выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения),
Энергичность
Вторичные:
1)решительность(умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения)
2) смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия)
3) самообладание(умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач)
4) уверенность в себе.
К третичным следует отнести
1) ответственность(качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований)
2)дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку)
3)принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении)
4)обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их).
Волевые действия можно подразделить на простые и сложные.
Под эмоциями понимают, с одной стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного, а с другой — лишь реакция человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанная с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей.
Эмоции могут бытьп оложительными, связанные с переживанием приятного, и отрицательными, когда переживается неприятное;с теническими, повышающими активность личности, и астеническими, снижающими ее активность.
Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узком смысле слова и чувства.
Эмоциональный тон ощущений — это непосредственные переживания, сопровождающие отдельные ощущения и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.
Чувство — отражение в сознании человека его отношений к действительности, которые возникают при удовлетворении или неудовлетворении ваших потребностей.
По направленности чувства делятся на:
- моральные
- интеллектуальные
- эстетические
Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, возникшее в связи с резким и неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающиеся явно выраженными двигательными и висцеральными (внутриорганическими) проявлениями.
Амбивалентность — несогласованность, противоречивость переживаемых эмоций к определенному объекту (любовь, ненависть, радость и горе и т. д.).
Апатия — вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональное состояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия к событиям окружающей жизни, ослабления побуждений.
Депрессия — подавленное аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных реакций.
Настроение — сравнительно устойчивое переживание каких-либо эмоций.
Страсть — сильное, стойкое и всеохватывающее чувство, главенствующее над другими чувствами человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил.
Стресс (эмоциональный) — эмоциональное состояние, возникшее в ответ на разнообразные экстремальные действия (стрессоры) — угрозу, опасность, обиду и т. д.
Эмпатия — сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение, в чувствование в эмоциональный мир другого человека.
Понятие воли в психологии (стр. 1 из 3)
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Понятие о воли………………………………………………………………………5
2. Структура волевого действия………………………………………..…………….6
3. Волевая регуляция поведения ……………………………………………………10
4. Волевые свойства личности ………………………………………………………13
5. Приемы и методы самовоспитания воли …………………………………….….16
6. Свобода воли и личностная ответственность………….…………………………18
Заключение………………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………………21
Приложение…………………………………………….………………………..…….22
Введение
Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. В толковом словаре Ожегова воля трактуется «как способность осуществлять поставленные перед собой цели». В античности в европейской культуре представление о воле, как неотъемлемой части психической жизни человека, в корне отличалось от возобладавшего в настоящее время. Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель. Философы школы Платона определяли волю как “целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление”. Зенон противопоставлял волю желанию. Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом.
Современное представление о воле обогатилось за счет приписывания этому понятию дополнительных характеристик. В современном философском понимании воля стала неотделима от действия.
Современная психиатрия рассматривает волю как психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека.
Волевой акт — сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.
Цель работы: понятие воли в психологии.
Разрешение цели на основании задач:
1) раскрыть понятие воли в психологии;
2) охарактеризовать волевые свойства личности;
3) подчеркнуть как значимость свободы воли, так и значимость личностной ответственности.
Актуальность данной темы не вызывает никаких сомнений, поскольку «зачатки воли заключены уже в потребностях как исходных побуждениях человека к действию»[1].
1. понятие о воле
Поведение и деятельность человека стимулируется и регулируется не только эмоциями и чувствами, но и волей. Воля дает возможность сознательно управлять своими внутренними психическими и внешними физическими действиями в самых сложных жизненных ситуациях. К волевой регуляции прибегает человек только в том случае, когда ему необходимо преодолеть трудности, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Во всех других случаях регуляция может иметь не волевой, а преднамеренный характер, не требующий никаких усилий от личности. Можно совершать самые разнообразные сложные действия, но они не будут являться волевыми до тех пор, пока человек не будет заставлять себя осуществлять их.
«Воля (англ. volition, will) — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (то есть свои непосредственные желания и стремления). В традиционной психологии воля либо рассматривалась как самодовлеющий источник человеческой активности, обусловливающий независимость поведения от объективных причин, либо отрицалась вовсе путем сведения ее к другим психическим процессам. В современной психологии утверждалась объективная детерминированность волевых действий, подчиненность волевых (как и всех др.) процессов собственным специфическим закономерностям».[2]
Основные признаки волевого акта:
1) приложение усилий для выполнения волевого акта;
2) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;
3) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;
4) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.
В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения.
Итак, мы раскрыли определение воли, а теперь нужно рассмотреть, с чего начинается волевое действие, какова его структура.
2. структура волевого действия
С чего начинается волевое действие? Конечно, с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием (См. Приложение).
Но не любое стремление к цели носит осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает. Как правило, люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности. Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность. По этой причине влечение часто рассматривают как переходное состояние. Представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.
Однако далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не содержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т. е. «фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску. Все, что связано с реализацией цели, в эмоциональной сфере окрашивается в позитивные тона, равно как все, что является препятствием к достижению цели, вызывает негативные эмоции.
Желание обостряет, имея побуждающую силу, осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели своеобразную роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.
Не всегда желание сразу претворяется в жизнь. У человека порой возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Борьба мотивов содержит в себе оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительный момент борьбы мотивов — принятие решения, заключающийся в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он чувствует ответственность за дальнейший ход событий.
Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего, исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, т.е. с определенным сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение. Обычно мы говорим о намерении в случае, когда сталкиваемся со сложными видами деятельности.
Намерение по своей сути — внутренняя подготовка отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Но одного намерения недостаточно. Как и в любом другом волевом действии, при существовании намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. План может быть детализирован в разной степени. При этом спланированное действие не реализуется сразу. Для его реализации нужно сознательное волевое усилие. «Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии».[3]
Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).
Волевое усилие качественно отличается от мышечных напряжений. В волевом усилии внешние движения могут быть представлены минимально, а внутреннее напряжение может быть весьма значительным. Вместе с тем в любом волевом усилии в той или иной степени присутствует и мышечное напряжение.