Девиантное поведение это в психологии: что это такое, причины, виды, коррекция и профилактика

Автор: | 27.03.2021

Содержание

что это такое, его причины и формы

Если вспомнить яркие примеры из литературы или кино, то определить в персонаже «злодея» или «героя» обычно можно с первой минуты. В реальности все сложнее. То, что одни называют протестом, другие считают хамством. А осуждаемый обществом чудак оказывается гениальным изобретателем. Понять непонимаемое помогает наука девиантология, а термин «девиантное поведение» описывает любые проявления от проституции до эпатажного перфоманса, от игромании до гениальности.

В статье рассказываем о формах и предполагаемых причинах отклоняющегося поведения, разбираем, можно ли кого-то считать настоящим злодеем на основании «неправильных» поступков. А еще пытаемся понять главное: девиантность – это хорошо или плохо?

Что такое девиантное поведение?

Девиантное поведение — это любые действия, противоречащие фактически сложившимся в конкретном сообществе нормам, стандартам, стереотипам, а также не вписывающиеся границы толерантного поведения. В строгом смысле характеристика феномена «нормального/не-нормального поведения» неоднозначна, а границы между этими понятиями достаточно размыты. Поэтому девиантное поведение рассматривается с точки зрения культуры того или иного общества, а его оценка всегда относительна.

Термин является производным от латинского понятия «Deviatio»-«отклонение». Хотя чаще приводятся отрицательные примеры девиантного поведения, отклонение может быть в одну или другую сторону:

  • Негативное – дисфункциональная, подрывающая систему социальная патология, которая разрушает личность. Это алкоголизм, азартные игры, бродяжничество, проституция, преступность.
  • Позитивное – новшества, направленные на развитие общества, борьбу с патриархальными или отжившими стандартами. Это научно-техническое, общественно-политическое творчество, аскетизм, новаторство, гениальность.
  • Демонстративное – открытое неповиновение, игнорирование принятых в обществе ценностей и стандартов. Это экстремизм, революционный терроризм, религиозный фанатизм.

Результат у всех примеров девиантного поведения – неспособность или нежелание человека приспособиться к жизни в конкретном сообществе. Более того, любая «аномальность» регулируется одним и тем же геном. Но в одном случае человек становится гениальным ученым (Альберт Эйнштейн, Григорий Перельман), художником (Сальвадор Дали) или изобретателем (Билл Гейтс, Стив Джобс), а в другом разрушает свою жизнь.

Пройти тест на психику

Причины девиантного поведения.

Социально-вызывающие поступки всегда интересовали религиозных деятелей. Ведь с точки зрения религии преступить Божественный запрет, значит, согрешить. Так, согласно библейской истории об Адаме и Еве впервые были нарушены общественные нормы, а виновные получили наказание. Сложная проблема социального контроля, профилактики и предупреждения неподобающего поведения также интересовала философов и государственных деятелей. Изучению этого вопроса посвящали свои работы Диоген, Аристотель, Сократ, Ницше, Ларошфуко.

В России «Психология девиантного поведения» зародилась в 70-е годы XIX века. Первыми педагогическими исследованиями занимались Л. Выготский, А. Макаренко, Ю. Клейберг, а большинство научных работ было посвящено проблемам детской беспризорности и преступности. Постепенно образовалась девиантология – научная дисциплина, которая комплексно подходит к изучению нарушений нравственно-религиозных, морально-этических, политических, организационно-правовых норм.

Проблему девиации исследуют социологи, психологи, философы, педагоги, медики, юристы и объясняют ее целым набором взаимосвязанных и взаимовлияющих обстоятельств. Первопричинами таких отклонений могут быть:

  • Биологическая предрасположенность: генетика, неблагоприятные психофизиологические особенности ребенка, мешающие социальной адаптации.
  • Психологические особенности: наличие у ребенка психопатии или чрезмерное усиление отдельных черт характера.
  • Социально-педагогические дефекты: неправильное семейное, школьное или общественное воспитания, жестокое обращение.
  • Неправильное воспитание в подростковом периоде: психологические проблемы с социализацией, адаптацией, интеграцией в общество, криминальная среда свободного времяпреровождения.
  • Социально-экономические: социальное неравенство, социальный кризис с разрушением старых ценностей, невозможность работать и зарабатывать.
  • Человеческие пороки и несовершенства: эгоизм, зависть, стремление выделиться, чрезмерная тяга к удовольствиям.

Формы девиантного поведения.

Постепенно норма становится девиацией(отклонением), а девиация нормой. Более того, отклонение и протест становятся частью моды. Поэтому девиантность может рассматриваться не в общем, а в рамках той или иной социокультурной группы.

Условно разграничивают поведение:

  • Делинквентное – противоправные поступки, наносящие вред отдельным людям, обществу в целом: мошенничество, воровство, киберпреступность.
  • Аддиктивное – навязчивая пагубная зависимость от химических препаратов или психологическая зависимость: игромания, шопоголизм, переедание, сексоголизм.
  • Дезадаптивное – отказ от приспособления к жизни общества, причем необязательно со злым умыслом (может произойти на фоне неоправданной самонадеянности).
  • Асоциальное – неосознанные или сознательные поступки или действия, не вписывающиеся в нормы морали.
  • Акцентуированное – выделение какой-либо черты характера на фоне других и ее особенное развитие (истеричность, фамильярность, плаксивость, капризность).
  • Деструктивное – словесные или практические действия, направленные на разрушение чего-либо в физическом или психологическом смысле (разрушение мира, спокойствия, здоровья, договоренностей, настроения).
  • Конфликтное – стремление словами, позами, действиями, жестами спровоцировать конфликт, а также способность видеть в любой нейтральной ситуации угрозу для своей жизни.

Но подобные разграничения не дают ответа на главный вопрос: как отличить девиантное поведение от просто «плохого»? Занятые этой проблемой ученые утверждают, что каждый случай нужно рассматривать в определенном контексте:

  • Установленные нормы, которые нарушает девиантное поведение, в разных обществах и в разное время носят нестабильный и часто противоречивый характер.
  • Важно понимать обстоятельства и мотивы, которые руководят поступками личности. Например, неадекватно может вести себя человек, если его семье или ему самому угрожает опасность.
  • Нельзя отождествлять отклонение в поведении с нарушением психики.

Поэтому часто девиантным называют поведение, которое приносит ущерб человеку или обществу. А «плохим» считают поведение, несовпадающее с нашими личными представлениями по поводу того, как другой человек мог бы поступить.

Девиантное поведение по сути своей условно и противоречиво. Более того, в ситуации гиперконтроля, когда человек эмоционально истощен или сильно подавлен, у него больше шансов совершить неадекватный поступок и выглядеть «ненормальным» в глазах общества. Возможно, поэтому сегодня отклонение становится нормой. А вчерашних хулиганов все чаще называют гениями эпатажа.

Пройти тест на психические расстройства

Девиантное поведение в психологии: теории и профилактика

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Девиантное поведение в психологии это действия, которые не соответствуют нормам и правилам поведения, которые приняты в обществе. Такие противоправные поступки могут исходить как от одного человека, так и быть массовыми, когда девиантность уже становится целым социальным явлением. Сейчас такое поведение получило ещё одно название – отклоняющееся.

Особенности

Девиация возникает из-за невозможности личности удовлетворить свои потребности и реализовать цели путём социально принятых способов, которые не несут ущерб обществу или себе. Начинается она с того, что у человека возникает напряжение в связи с неудовлетворённостью. Это напряжение растёт, и человек не знает, ни как с ним справиться, ни как реализовать свои фрустрированные желания.

Если напряжение человек удерживает слишком долго, есть риск возникновения невроза. Но чаще всего оно находит выход в агрессии, которую направляет или на себя, в частности в виде самоубийства или наркомании, или в социум, начиная бродяжничать. Кстати, не всегда даёт негативный результат, иногда наоборот, некоторые формы девиации развивают и продвигают не только человека, но и само общество, например, когда одарённые люди бросают вызов устоявшимся законам и вносят в них изменения, креатив, устанавливая порой новые правила.

вопрос по английски ты сумасшедшийвопрос по английски ты сумасшедший

Если путём конфликта и нарушений удовлетворить свои потребности не удалось, и индивид находится дальше в состоянии фрустрации, его поведение может перейти в следующую форму – делинквентное. Характеризуется тем, что является криминальным, то есть за его последствия необходимо будет нести юридическую ответственность. Почему так происходит, мы рассмотрим позже, а сейчас хочу рассказать, какие существуют особенности:

  1. Окружающие воспринимают негативно как саму личность, так и его поступки.
  2. Отклоняющиеся поступки являются разрушительными, то есть приносят значительный ущерб.
  3. Обычно является повторяющимся и устойчивым, даже если человек предпринял лишь одну попытку совершить суицид, его уже относят к категории девианта, так как при возникновении сложных жизненных обстоятельств есть риск срыва и совершения повторной попытки покончить с собой.
  4. Не стоит путать с мелкими нарушениями, особенно в период подросткового бунта. Девиантность – это нарушение наиболее значимых и весомых для общества норм.
  5. Обычно рассматривается в пределах ещё и медицинской нормы, так как может быть проявлением какой-либо психической болезни, которая требует вмешательства психиатра и медикаментозного лечения.
  6. Является признаком социальной дезадаптации, то есть неумения находиться в обществе, приспосабливаться к окружающей действительности, просто сбегая в свой придуманный мир.

Основные формы проявления

преступник фотографируется в полицейском участкепреступник фотографируется в полицейском участке

  1. Преступность. Считается очень опасным отклонением от законов и норм. А ещё, её невозможно полностью искоренить, так как напрямую зависит от экономического уровня государства. И порой безработица, нищета, вынуждают преступить закон, когда человек просто лишён ресурсов, благодаря которым мог бы удовлетворить свои базовые потребности и уже не видит другого выхода, кроме как совершить преступление и удовлетворить их незаконным путём.
  2. Алкоголизм. Учитывая тот факт, что алкоголь вошёл в нашу жизнь как что-то привычное, ведь мало какой праздник, торжество или банальный поиск решения проблем обходится без рюмки, или бокала — существует огромный риск попасть в зависимость. Множество, а вернее большинство тяжёлых преступлений было осуществлено в состоянии опьянения. Алкоголь является причиной половины разводов и 90% изнасилований. Рекомендую почитать статью о алкогольной зависимости, там описана целая программа, которая поможет на пути выздоровления.
  3. Наркомания. Считается больше молодёжной проблемой, которая в принципе и составляет 70 %. На фоне того, что попали под влияние друзей и других лиц, в силу различных обстоятельств, в основном из-за неопытности и неумения отстаивать себя и свои права, боясь отвержения и непризнания, или из-за сложных жизненных ситуаций, желая избежать неприятных чувств. Часто просто не придают значения всей серьёзности последствий, незаметно попадая в зависимость от химических веществ.
  4. Проституция. Существуют мифы, согласно которым в фантазиях возникают красивые и престижные дома, номера в гостиницах и прочее. Это порой манит, потому что кажется, что легко заработать. Но обычно всё заканчивается притонами, заболеваниями и даже наркотической зависимостью. Основные причины, которые толкают на этот вид деятельности – финансовые затруднения и повышенное либидо. Беспорядочные половые связи также относятся к девиации.
  5. Суицид. Сознательное лишение себя жизни либо попытка его совершить. Между прочим, чрезмерное курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками является также суицидальным. В этом случае человек не готов брать на себя ответственность за решающий шаг и выбирает медленный путь самоуничтожения.

Причины возникновения

папа курит при ребенкепапа курит при ребенке

Теории различные, и включают в себя как экономические, так и биологические и психологические факторы:

1.Психологический дискомфорт

В основном возникающий из-за неблагоприятного микроклимата в семье. Отвержение сверстников, неуспешная учебная деятельность или, если родители сами девианты — формирует совсем инаковое восприятие действительности, вынуждающее защищаться и организовывать собственные правила. Ребёнок порой просто не научен тому, как нужно вести себя с другими людьми. У него не сформирована адекватная ценностная система.

Чтобы изменить восприятие мира требуется просто колоссальная и длительная совместная работа со специалистами, которые помогут заново проживать незавершённые периоды взросления и становления, научая их обращаться с собой, с другими и вообще, удовлетворять потребности, не разрушая и не нарушая устои.

2.Безнадзорность

Вследствие которой возникает безграничность, ведь ребёнок привыкает делать то, что захочется, не неся ответственности за поступки. Он не понимает, что хорошо, а что нет, что опасно и неправильно. Существуют примеры, когда в приличных и нормальных семьях вырастали дети, склонные к бродяжничеству. Это другой полюс безнадзорности – тотальный контроль, чрезмерная власть хоть одного из родителей, когда нет шансов на своё личное пространство, возможности допускать ошибки и получать опыт. Нет самой жизни, когда приходится делать только то, что кажется родителям правильным, и чего хочется им.

3.Одиночество

Не ощущая близости, поддержки и тепла от значимых фигур может начать формироваться протест, бунт, когда возникает желание идти против всего мира, или уничтожать себя. Но бывает и наоборот, желание получить любовь и одобрение толкает на самые безрассудные поступки, заставляя приносить себя в жертву, угождая другим и не отстаивая свои права.

Эта характеристика особенно актуальна для женщин, которые занимаются проституцией, неосознанно пытаясь найти в каждом партнёре того, кто сможет спасти и дать ощущение близости, при этом разрушая себя и позволяя обращаться со своим телом как вздумается.

4.Недостаток позитивного опыта

Наличие психологической травмы, насилие способствуют развитию аддиктивного, то есть зависимого или противоправного поведения.

5.Генетика

Ребёнок по наследству может получить нарушения в умственном развитии, повреждения нервной системы, различные пороки и дефекты, которые впоследствии повлияют не только на его развитие, но и социальную адаптацию.

6.Недостатки внешности

Если они вызывают негативную реакцию окружающих – со временем приведут к искажению восприятия не только себя, но и других, что очень усложнит межличностные отношения. Впоследствии напряжение будет направлено или в социум, или на себя.

Заключение

Помимо социально-психологической коррекции и работы с такими людьми, обычно ещё проводится профилактика в школах, высших учебных заведениях в виде информационной поддержки и выявления незащищённых и неблагополучных семей. Организовываются специальные общественные группы, а также ежегодно выпускается большое количество квалифицированных специалистов, которые в состоянии помочь людям изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Рекомендую к прочтению статью: «Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга». А на сегодня всё, уважаемые читатели! Берегите себя и близких.

причины, признаки, проявление у детей и подростков

Девиантное поведением называют прочно устоявшуюся форму поведения с явными признаками отклонения от общепринятых социальных норм. Способно причинить вред индивиду и окружающим. Часто сопровождается дезадаптацией в социуме.

Что можно считать отклоняющимся или девиантным поведением? То, что является ненормальным? Но что будет ненормальным? Сложность диагностирования усугубляется многосторонними взглядами на проблему норму и патологии в различных научных областях. В разных источниках встречаются термины «отклоняющееся поведение», «девиантное поведение» или «расстройства поведения (девиации)». В данной статье будет использоваться в основном термин девиантное поведение. Все эти термины в России тождественны.

Отличия и иное поведение

Проблема девиаций изучается психиатрами, психологами, философами, педагогами, социологами. Если употребление наркотиков, как форма девиации, вызывает психологическую зависимость, с этим будут работать психологи. Но у наркомана формируется и физическая зависимость, т.е. болезнь – наркомания, это уже сфера медицины.

Но тогда в чем же будет основная проблема наркомана? В психологической зависимости или надо бороться прежде всего с болезнью? Как можно избавить человека от физических страданий, не вникая в его особенности психики? Будет ли ясным механизм патогенеза при одностороннем подходе? Девиантное поведение – это не патология и не сугубо медицинский термин. Так ли уж ненормальны в смысле психического здоровья убийцы или маньяки, наркоманы или алкоголики? Или у них изначально психика с рождения была с «изьяном»? К сожалению, вопросов здесь намного больше, чем ответов.

Отклоняющееся поведение выражает психологический статус личности на оси «социализация-дезадаптация-изоляция» (Е.В. Змановская).

Попытки исследователей поиска чего-то ненормального в отклоняющемся поведении, с последующей рубрификацией в «нормальное» и «ненормальное»  по тем или иным признакам, ведут по сути в никуда, они бесконечно спорны. Если учесть, что в разных науках эти понятия могут еще и противоречить друг другу при сравнении. Люди с девиациями могут быть психически здоровыми, а могут иметь серьезные патологии психики.

Что является причинами отклоняющегося поведения? Пока точно неизвестно, но обычно выделяются влияние социальной среды и личностные особенности индивида. Медицинские предпосылки рассматриваются в основном при наличии патологических изменений в психике. Существует несколько подходов в попытках классифицировать девиантное поведение. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся.

Содержание статьи:

Социально-правовой подход к классификации девиаций

Девиантное поведение с точки зрения социологов – это социальное явление. В рамках социального подхода различают следующие девиации:

  • Стремление к совершению преступлений или правонарушений.
  • Чрезмерное употребление алкоголя или алкоголизм как таковой.
  • Зависимость от употребления психоактивных веществ, наркомания.
  • Стремление к совершению самоубийства.
  • Уходы из дома на длительный срок, бродяжничество.
  • Поведение, противоречащее нормам морали, нравственности и этики.
  • Занятия проституцией.
  • Хулиганство.
  • Приверженность к религиозным сектам, доходит до фанатизма.

Юристы считают отклоняющимся поведением все действия, за которые человека можно привлечь к ответственности перед законом. Исходя из степени потенциальной опасности для общества выделяют следующие формы отклоняющегося поведения:

  • Правонарушение – это неисполнение нравственных и правовых норм, требований законодательства о надлежащем поведении человека.
  • Проступки – это уклонение или прямой отказ от выполнения норм и правил, прописанных в различных нормативно-правовых актах (кроме УК РФ), не представляющих серьезной опасности для общества. В виде наказания за проступки предусмотрены меры дисциплинарного или общественного воздействия.
  • Преступления – это самая опасная форма, за действия, трактуемые как преступные, человека привлекают к уголовной ответственности.

В уголовной и гражданской сферах Российского законодательства представлены классификации девиантных форм поведения с точки зрения права. Если возвратиться к социальным аспектам рассмотрения проблемы, то прежде всего нуждается в рассмотрении понятие социальной дезадаптации, так как именно различные формы дезадаптации влекут за собой проявление девиаций.

Дезадаптация – проявление снижения способностей следовать требованиям общества с обязательным ощущением их как личностно значимых, а также невозможность выражать свою индивидуальность при текущих условиях социальной среды.

Социальная дезадаптация проявляется в снижении обучаемости, в постоянных или частых неудачах в семейной жизни, межличностных отношениях с окружающими, сексе, здоровье, частых разногласиях с законом.

В личностных проявлениях дезадаптации рассматривают:

  • Нигилистические взгляды на социальные требования, постоянная оппозиция и протест.
  • Отрицание своей вины даже при очевидных доказательствах, постоянные претензии к окружающим.
  • Постоянное эмоциональное напряжение.
  • Неумение контролировать свое состояние, продуктивно справляться с негативными эмоциями.
  • Низкие коммуникативные навыки.
  • Мыслительные и поведенческие реакции, неадекватные внешним проявлениям (когнитивные искажения реальности).

Очевидными признаками социальной адаптации у детей и подростков будут употребление наркотических средств, алкоголизация, проституция, бродяжничество, частые конфликты с законом, пиромания, сексуальные девиации, интернет зависимость, гемблинг (зависимость от азартных игр), суицидальные попытки, вступление в религиозные секты и т.д.

Медицинский подход

Медицинская классификация девиаций выстроена с обязательным учетом возраста и наличия психопатологических критериев. Поведенческие особенности рассматриваются с точки зрения клинических проявлений и диагностических критериев, соответствующих им.

Медики выделяют следующие поведенческие расстройства: зависимость от химических веществ, нарушения пищевого поведения (неконтролируемое обжорство, булимия, анорексия, депрессии после родов, употребление витаминов или стероидов в излишнем количестве, мании (поджоги, воровство, игры и т.д.), нарушения в сексуальной сфере неорганической природы (вуйаеризм, эксбеционизм, садизм, педофилия и т.д.).

Также группа поведенческих расстройств, свойственных именно подросткам:

  • Проявления агрессивного поведения (значительно превышающие обычное упрямство или несогласие с правилами) дома и в межличностных отношениях с близкими.
  • Несоциализированное расстройство. Такие подростки агрессивно ведут себя с другими детьми, не способны к коммуникции. Из-за этого не могут войти в социальные группы и выстроить нормальные отношения.
  • Социализированное расстройство поведения. Подростки выстраивают взаимоотношения в социальной группе, их в стиле поведения преобладает агрессия.

парень расстроен

Также медицина выделяет смешанное расстройство поведения и эмоций (F92) – агрессивное и асоциальное поведение подростков при наличии у них депрессии, тревоги и других аффективных нарушениях. Психиатра в любом случае при диагностике ждут большие трудности, поэтому ему нужно заниматься своим делом – наблюдать и анализировать психические расстройства, аккуратнее использовать свои диагностические критерии при попытках параллельно проникать в смежные дисциплины.

Психологический подход

Е.В. Змановская предложила классификацию, основываясь на виде нарушаемой нормы и последующих отрицательных последствиях девиаций:

  1. Антисоциальное (деликветное) поведение. Сюда включается любая форма поведения (действия или бездействия) несет вред обществу в различной степени вплоть до привлечения к ответственности перед законом. У взрослых проявляется в противоправных и преступных действиях, влекущих за собой уголовную или гражданские виды ответственности. Такие подростки занимаются воровством, грабят, совершают акты вандализма, вступают в драки без особых причин, но дерутся жестоко, легко переступают через закон и нормы морали. Дети от 5 до 12 лет воруют, мучат или издеваются над животными, проявляют недетскую жесткость в отношениях со сверстниками и младшими детьми.
  2. Асоциальное поведение. Это постоянное целенаправленное несоблюдение общественных и морально-этических и нравственных норм, представляющих угрозу межличностным отношениям. Такие подростки и дети рано вступают в половые связи, часто меняют партнеров, занимаются проституцией, склонны и к другим нарушениям в сексуальной сфере (вуайеризм, совращение, эксбеционизм и др.).

Часто именно такие подростки оставляют неприличные надписи и рисунки на стенах, в лифтах. Делают шрамирование, татуировки, тематика определяется включенностью в разные субкультуры. Среди детей такое поведение чаще выражается в уходах из дома, постоянным стремлением ко лжи, злословию, нередки вымогательство, попрошайничество.

  1. Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение. Выражается в поведении, отклоняющемся от норм медицины и психологии. Примерами служат различные виды зависимостей. Либо такие девианты ищут риска для своей жизни в различных видах деятельности – быстрой езде, экстремальных видах спорта и увлечениях.

Специфика аутодеструктивного поведения заключается во взаимосвязи формы поведения и групповых ценностях. Т.е. поведение подростка может быть продиктовано влиянием социальной группы, в которой он интегрирован. Проявляется в самопорезах, шрамировании, татуировании, патологическом обжорстве или отказе от пищи и стремлении похудеть, употреблении наркотических веществ, компьютерной зависимости. Иногда в суицидальном поведении. У детей как вариант проявляется в табакокурении или токсиокомании. Но аутодеструктивное поведение обычно не характерно для детей.

мальчик и девочка кричат

После рассмотрения различных подходов к рубрикации девиантного поведения можно увидеть много общего между медицинским и психологическими подходами. Но любая классификация является условной. В реальности часто все эти формы девиантного поведения сочетаются в различных вариациях или пересекаются. Поэтому каждый случай рассматривается индивидуально.

Классификация по структуре девиантного поведения

            В.Д. Менделевич разделили девиации на индивидуальные и групповые. В первом случае имеются ввиду различные психопатии (расстройства личности) и другие формы поведения, классифицируемые как клинические формы, зависимость от внешних влияний при формировании девиаций отсутствует.

Но чаще мы сталкиваемся с групповыми девиациями. В основе возникновения лежит принцип давления группы и проявления лояльности и толерантности к такому виду отношений. Другими словами, в группе правила обычно молча принимаются всеми и выполняются. Также следует помнить, что подростки склонны к реакции группирования и стремлению соответствовать стандартам этой группы.

Девиации могут быть временными, постоянными, устойчивыми и неустойчивыми. Временные обычно непродолжительные и прекращаются, когда подросток выходит из группы. Постоянные продолжительны и мало зависят от внешних стимулов. В случае с устойчивой девиацией мы будем иметь дело с одной формой прочно устоявшегося вида отклоняющегося поведения. Основной чертой неустойчивой является частая смена девиаций и непродолжительность ее существования.

Можно встретиться со стихийной и спланированной девиацией, структурированной и неструктурированной. Стихийные возникают внезапно и под воздействием эмоций и внешних обстоятельств. Спланированные всегда имеют заранее продуманный план и четко очерчены. При подготовке к ним индивид испытывает удовольствие и эмоциональный подъем. При структурированной все роли заранее расписаны, кто и что делает. При неструктурированной иерархия во взаимоотношениях отсутствует, организация на низком уровне, связи слабые, действия непродуманные.

Различают еще экспансивные и неэкспансивные, альтруистические и эгоистические. При экспансивных девианты вторгаются в жизнь других людей, посягают на их свободу и права – сексуальные девиации, агрессия, аддикция отношений. При неэкспансивном индивид воздействует на себя (пищевые аддикции, спортивные). Эгоистические нацелены на получение удовольствия. Альтруистические направлены на других людей и самопожертвование. Иногда проявляются при некоторых видах суицидального поведения.

Креативность, как позитивная форма девиации

Человек не в состоянии постоянно соблюдать все нормы и правила. Гармоничное развитие личности предполагает активную деятельность, творческую направленность. По мнению В.А. Петровского если его «могут притягивать опасность, неопределенность успеха, неизведанное», то индивид сочетает в себе творческий потенциал, а его поведение можно назвать идеальным. Его действия считаются надситуативной активностью.

Прогресс в науке и культуре постоянно обязывает творческого индивида действовать за рамками клишированного поведения. Его стремления к новым впечатлениям и переживаниям называют поисковой активностью. Это не свойственно обычному рядовому человеку. Ему интересны скорее гарантии стабильности, безопасности. Ему не нужна новизна в чувствах. Он соблюдает все нормы и правила, тем и живет.

Девианты не могут жить в состоянии покоя и стабильности, им всегда нужна острота ощущений и что-то новое. Их поисковая активность в результате носит саморазрушающий характер. В нормальном творчестве удовольствие приносит сам процесс. Получение отрицательного результата говорит исследователю, что нужно искать другие пути. У девианта только одна цель – получение удовольствия от самого результата.

Основой креативности служит дивергентное мышление – способность решать задачи различными способами, постоянный поиск альтернативных решений. Креативное мышление удивительное гибкое. Там, где обычные люди находят одно или два решения, креативные найдут бесконечное множество. Они не привыкли довольствоваться одним решением. Могут легко переходить от одного аспекта проблемы к другому. Такие люди всегда предлагают оригинальные и неожиданные решения, всегда могут смотреть на проблему «под разными углами». Если девианта удается поставить «на путь истинный», то он нередко обнаруживает потенциал к высокому личностному росту и творческое начало.

Таблица сравнения личностей

Коротко о некоторых видах девиантного поведения

Деликвентное поведение. Это противоправное поведение, угрожающее безопасности обществу. Индивид, подверженный этому типу поведния будет деликвентом, а действия, совершаемые им деликтами. В сущности деликвентное поведение направлено против государственных норм и правил, выраженных в законодательных актах.

В психологии деликвентное поведение трактуется как любой противоправное действие, нарушающие общественные устои и порядок и вовсе не обязательно влечет за собой уголовную ответственность и не обязательно является преступлением. Почему одни люди легко соблюдают закон, а другие нет?

Также вспоминаются данные о половых различия при совершении преступления – женщины чаще убивают детей, воруют в магазинах, занимаются проституцией, мужчины чаще крадут, грабят, причиняют телесные повреждения, убивают, угоняют автомобили, совершают сексуальное насилие. Наличием психопатологий совершение противоправного действия или преступления вряд ли можно объяснить. Хотя, этот вопрос открыт для обсуждения.

Зависимое поведение (аддиктивное). Является серьезной социальной проблемой уже многие годы. Из-за него может быть утрачена полностью или частично работоспособность, ухудшается финансовое и социальное положение, проблемы в семье, личных отношениях, сексе, провоцирует совершение преступлений. Самыми часто встречающими объектами зависимости являются психоактивные вещества, в том числе алкоголь, пища, игры, секс, интернет, покупки, религия, религиозные секты.

Степень выраженности различная – иногда внешние признаки отсутствуют, порой возможны биологическая и психологическая зависимости, серьезные нарушения социальной адаптации или даже изоляции, а также признаки психопатологий. Все виды аддикций могут сочетаться друг с другом или переходить из одной формы в другую. Аддикция как процесс циклична.

Суицидальное поведение. Суицид – это самоубийство, т.е. осознанное лишение себя жизни. Является ли суицидальное поведение патологическим? Вряд ли. В наши дни этот вид поведения не рассматривается как признак психического заболевания. Обычно это поведение психически здорового человека. Разумеется, есть и другие точки зрения.

Суицидальное поведение – это действия человека, направленные на самоубийство или на представление самоубийства. В его структуре выделяют непосредственно суицидальные действия и суицидальные проявления (мысли, чувства, высказывания или намеки). Выделяют истинный суицид – когда человек целенаправленно лишает себя жизни, но этому предшествует депрессивные состояния, подавленное настроение. Окружающие часто даже не догадываются о происходящем. Демонстративный суицид – не связан с истинным желанием уйти из жизни, направлен на привлечение внимания к себе, смерть наступает только случайно. Скрытый суицид – занятия экстремальными видами спорта, желание служить в «горячих» точках, иная деятельность, связанная с постоянным риском для жизни. Суицидальное поведение больше распространено среди подростков и взрослых. У детей это проявляется редко.

Агрессия не является отдельной формой девиантного поведения. Но она тесно связывается с различными формами девиаций за счет деструктивности (разрушительности), которая в свою очередь является признаком девиантного поведения. И все формы девиантного поведения – деликвентного, зависимого или суицидального обязательно несут в себе агрессию, направленную либо на себя, либо на окружение.

Пример девиантного поведения:

Андрей Г., 21 год. С 10 лет воспитывается в детском доме. Отец умер в тюрьме, когда Андрею было 12 лет, был осужден за грабеж. Мать лишена родительских прав, ведет асоциальный образ жизни, страдает от алкоголизма. Андрей характеризуется как слабохарактерный и ведомый подросток. Легко поддается чужому влиянию, курит сигареты с 11 лет, сформировалась зависимость от табакокуреия через 4 года (по мнению наблюдающего психиатра). Алкоголь употребляет эпизодически. Неоднократно замечен в употреблении так называемого «спайса» и курения марихуаны. К воспитательным беседам относится спокойно, с насмешкой. Говорил откровенно не один раз, что хочет сесть в тюрьму, считая, что это поднимет его авторитет среди сверстников. В состоянии алкогольного опьянения совершил кражу велосипеда. Который впоследствии продал. Не проявлял никакого интереса к учебе, часто прогуливал школу. Легко ввязывается в драки с посторонними при малейшем затрагивании его интересов.

С трудом окончил 9 классов. В ПТУ был отправлен практически насильно. Физически развит хорошо, некоторое время увлекался паркуром, неоднократно показывал свои достижения перед другими воспитанниками детского дома, прыгал с крыши гаражи с попутным «сальто», постоянно стремился к риску, забирался на высокие ограждения или крыши и оттуда прыгал. У Андрея были неоднократные переломы.

Среди сверстников особенным уважением или авторитетом не пользовался, но они его и не отвергали. Покинув детский дом в 18 лет уже через полгода был осужден за распространение и продажу наркотических веществ. Через 1,5 года был выпущен на свободу. Но буквально еще через полгода осужден вновь, на этот раз за разбойное нападение в группе лиц. Никакого сожаления к сделанному не испытывает. Считает, что очередное заключение только добавит остроты жизни, как он признался, так как на свободе жить ему скучно. Интересы молодого человека заужены, ценность собственной жизни внешне отрицается. Профилактические меры, в том числе психотерапия,  никакого положительного воздействия не оказали.

Здесь наблюдается зависимость от табакокурения, есть признаки деликвентного поведения. Интерес к жизни практически отсутствует, склонность к неоправданному риску жизнью и здоровьем. Необходима комплексная терапия.

Тесты на выявление различных форм девиантного поведения

Для выявления форм девиаций можно использовать тесты. Но следует осторожно относиться к их результатам. Они не являются очевидным диагностическим критерием. Скорее, только как способ подтвердить свои подозрения. Для выявления химической зависимости или алкогольной можно использовать тест RAFT. Тест на алкоголизм университета штата Мичиган (MAST), выявляет ранние стадии алкоголизма. Тест Фагерстрёма – определяет степень зависимости от никотина. Способы тестирования выбираются в зависимости возраста, пола и поведения.

Профилактика девиантного поведения

Она выстраивается на уровне социальной политики государства. Должна проводиться начиная с раннего детства во всех сферах организации профилактики – социальном, правовом, психологическом, педагогическом.

Формы психопрофилактической работы:

  • Воздействие на общество и социальную среду в целом. Объект работы – семья, класс (или иная социальная группа), отдельный индивид. Воздействие на формирование негативного мнения о девиантном поведении. Использование социальной рекламы как способа воздействия. Положительное влияние медийных средств информации, выбор грамотной политики средств массовой информации.
  • Информирование. Чтение специальной литературы, проведение лекций, бесед. Информация должна быть дифференцирована по полу, возрасту и иным характеристикам. Отказ от преобладания запугивающей информации.
  • Обучение навыкам успешной коммуникации через тренинги и коллективные занятия.
  • Организация замещающих вариантов деятельности девиантному поведению. Сюда включают воспитание устойчивых интересов к социально одобряемым формам деятельности. А также положительно влияющих на самооценку и развитие личности (спорт, искусство, познание).
  • Забота о своем здоровье, как стиль поведения и жизненная позиция. Человек должен осознавать значимость своего здоровья, нести за это ответственность и стремиться к гармонии с окружающим миром и самим собой.
  • Личностный рост. Это тренирует невосприимчивость к негативным воздействия и улучшает адаптационные возможности индивида.
  • Уменьшение негативных последствий от уже возникших девиаций, недопущение рецидива.

Разумеется, профилактика должна быть комплексной, последовательной, дифференцированной и своевременной.

Девиантность, девиантное поведение — Психологос

Фильм «Ликвидация»

​​​​​​​Девиантность, девиантное — это необычное, но при этом устойчивое отклонение от статистических норм. Другими словами, девиантным считается устойчивый образ действий, поведения или мышления, который не типичен для общей популяции.

Девиантное поведение (от. англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

Виды девиантного поведения

Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации.

В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения. Ряд исследователей, вслед за Э. Дюркгеймом, считают, что при нормальных условиях функционирования социальной организации девиантное поведение встречается не так уж часто, но в условиях социальной дезорганизации, когда нормативный контроль ослабевает, возрастает вероятность проявлений девиации. К таким ситуациям можно отнести стресс, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, резкие изменения в обществе.

С точки зрения теории аномии (Р. Мертон), девиантное поведение растет, если при наличии общих целей социально одобряемые средства достижения этих целей доступны не всем, а для некоторых людей или социальных групп они вообще недоступны. С позиции концепции социализации, лицами с девиантным поведением становятся люди, социализация которых проходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению (насилие, аморальность и т. д.), считаются нормальными, или общество относится к ним достаточно толерантно.

Представляет интерес и популярная в 1960-х гг. концепция стигматизации, привлекшая внимание к социальной реакции на девиантное поведение. Согласно этой концепции, отклонение является следствием негативной социальной оценки, «наклеивания» на индивида ярлыка какой-либо девиации (например, «врун», «алкоголик», «наркоман», «сексуальный маньяк») и последующего стремления изолировать его, исправить, вылечить и т. п.

Многочисленные отечественные и зарубежные исследования психологии девиантного поведения сконцентрированы на изучении личностных характеристик девиантов, их психического здоровья, проблеме автоидентификации, интериоризации норм и ценностей, роли внешнего и внутреннего контроля, на разработке методов психотерапии и психической коррекции лиц с различными формами девиации.

Изучение девиантности

Изучение девиантности основывается на двух различных точках зрения:

  1. Девиантность определяется через единичные критические события. Случаи необычного и крайне активного поведения, характеризуемого безумием и насилием.
  2. Девиантность составила главное содержание многих важных аспектов теории личности, клинической и социальной психологии.

Исследование девиантности можно классифицировать в соответствии с четырьмя основными позициями:

  1. Первая предполагает взгляд на девиантность как функцию внутренних факторов. Девиантность рассматривается в аспекте различий между индивидуумами. С точки зрения индивидуальных различий предполагается, что отдельные люди или группы людей, обладающие определенным уровнем специфичности, с большей вероятностью становятся девиантами. Предполагается также, что индивидуальные различия и девиантность связаны причинно-следственными отношениями.
  2. Второе важное объяснение девиантности постулирует в качестве ее основных предпосылок различия в социальной структуре. Официально классифицируемые формы девиантности характеризуются непропорционально высокой представленностью среди населения, занимающего более низкое социально-экономическое положение в нашем обществе. С точки зрения различий в социальной структуре, в доступе к законным возможностям, в доступе к незаконным возможностям, отчуждение или враждебность — это те критические ингредиенты, которые часто становятся причиной девиантности. Согласно этой позиции, девиантность имеет индивидуальные компоненты, являющиеся результатом воздействия различных социальных структур, и средовые аспекты.
  3. Третье важное объяснение девиантности опирается на интеракционистскую точку зрения. Согласно носящей формальное название «теории навешивания ярлыков», девиантность порождается реакцией критически настроенных лиц на определенное деяние. Психологические расстройства, преступность и недостаточный уровень достижений официально и неформально маркируются как девиантные. С позиций «теории навешивания ярлыков» девиантность представляет собой взаимодействие между поступками индивидуума и реакциями на них общества.
  4. Четвертая важная точка зрения выражается теорией научения. Согласно ей, все действия, девиантные или нормальные, приобретаются в соответствии с законами моделирования, подкрепления и наказания. Те люди, которые проявляют девиантные паттерны поведения, получали ранее за такие поступки соответствующее вознаграждение. С точки зрения теории научения, не существует врожденных различий между отклоняющимся и нормальным поведением. Преступное поведение, отклоняющееся от нормы поведение и недостаточная обучаемость приобретаются в процессе научения.
  5. Клуб distant-nik Как разобраться в себе и в людях
Психологические особенности девиантного поведения

Понятие девиантного поведения

Определение 1

Девиантное поведение — это своеобразное поведение личности, которое отклоняется от установленных и привычных норм.

Понятие отклоняющегося поведения появилось очень давно. Над ним работали многие ученые. Но основоположником девиации стал Эмиль Дюркгейм. Понятие такого поведения сначала связывалось с расхождениями в понятиях о том, как нужно и можно себя вести. Потом данное понятие приблизилось к правонарушениям, причиняющим вред и приносящим проблемы окружающим людям. Эту идею продолжал исследовать уже другой ученый. Им был Роберт Кинг Мертон. Он считал, что отклоняющееся поведение говорит о том, что индивид не хочет развиваться, исправлять свои ошибки, работать над собой. Считалось, что люди с таким отклоняющимся поведением не стремятся помогать другим людям и делать что-то полезное. Понятие отклоняющегося поведения всегда было и будет связано со сферой взаимоотношений между людьми.

Причины девиантного поведения

Все причины, из-за которых у индивида появляется такое поведение, довольно разнообразны. Эти причины просто подчиняют разум и волю человека, а потом ив всю личность в целом. Такие люди теряют самоконтроль, самообладание, умение трезво мыслить, самостоятельно принимать какие-то важные решения. Стоит отметить, что девиантное поведение очень часто развивает в человеке такие качества как обидчивость, агрессивность, сильная ранимость. Люди с отклоняющимся поведением хотят, чтобы всех их желания и просьбы моментально выполнялись. Для них не имеет значения, каким образом эти желания будут удовлетворены. Каждый тип отклоняющегося поведения плохо действует на человека. Такое поведение делает личность слишком восприимчивой и несчастной. К тому же, человек начинает быстро деградировать. Все навыки, ценности, принципы и ориентиры у человека исчезают.

Готовые работы на аналогичную тему

К главным причинам девиантного поведения можно отнести:

  • неблагополучная среда
  • вредные привычки

Неблагополучная среда влияет на поведение человека. Вообще, личность подвержена влиянию той среды, в которой она живет и функционирует. Когда человек находится в такой среде, где его постоянно обижают, задевают, унижают, то он начинает деградировать. Большая часть людей в таком случае закрывается и больше не хочет ни с кем общаться и дружить. У таких людей просто пропадает доверие к окружающим людям. Плохая среда заставляет человека испытывать негативные эмоции и чувства. Отклоняющееся поведение появляется после очень жестокого и несправедливого обращения к человеку. Счастливый человек, которого не задевают и не обижают, не станет настраиваться против всего окружающего мира. Успешным людям это просто не нужно.

Девиантное поведение не может развиваться само по себе. Для его появления нужны какие-то причины. Вредные привычки способствуют развитию отклоняющегося поведения. Алкоголь и наркотические вещества очень сильно воздействуют на сознание людей. Такое воздействие всегда негативное. Человек, который принимает наркотики, начинает деградировать, причем очень быстро. Такие люди не могут контролировать себя, свои эмоции, желания и чувства. Они не могут видеть в окружающих людях положительные черты, теряют уважение к себе. Эти люди очень часто агрессивно общаются с друзьями, знакомыми, родственниками и другими личностями. Человек, который уже деградирует, отталкивает от себя людей. У него становится все меньше друзей и новых знакомств. Окружающие люди просто не хотят встречаться с такими личностями. Отклоняющееся поведение просто не возможно скрыть. Девиантное поведение, которое возникает после длительного употребления алкоголя, также заставляет человека деградировать. Родственники или друзья таких людей страдают и очень стесняются.

Психологические особенности девиантного поведения

Девиантное поведение характеризуется следующими психологическими особенностями:

  • Сильная тревожность
  • Разрушение или сильные изменения в системе ценностей и целей личности
  • Импульсивность
  • Раздражительность
  • Вспыльчивость
  • Агрессия на окружающих людей
  • Частые конфликты, что мешает общаться с окружающими людьми

Замечание 1

Чтобы человек полноценно существовал, ему нужно удовлетворять свои потребности. Только в таком случае личность сможет чувствовать себя счастливой и сильной. К тому же, это подталкивает к дальнейшему развитию личности.

Если говорить о подростковой девиации, то, можно сказать, что она характеризуется заниженной самооценкой, постоянной критикой, Подростки оценивают все свои новые поступки как самостоятельность. К сожалению, такая самостоятельность приводит к негативным результатам и последствиям. Подростки могут наделать глупостей, совершить много ужасных поступков, о которых потом будут сильно жалеть. Но в момент совершения таких поступков они не думают о последствиях. Им просто интересно, они хотят выделиться среди других и показать родителям, что уже стали взрослыми. Некоторые поступки подростки считают очень хорошими и правильными. Но только через определенное время они понимают, что это все были лишь глупости и непонимание происходящего. Очень часто подростки совершают преступления. Причем эти преступления совершаются в отношении сверстников или каких-либо других людей. Подростковые преступления отличаются своей агрессивностью.

Люди с девиантным поведением сильно отличаются от остальных людей. А с успешными людьми их даже сравнить нельзя. Такие люди очень часто проявляют свою агрессию и настойчивость. Они нарушают законы, избегают дружбы, любви и теплых взаимоотношений. К окружающим людям они относятся недоброжелательно. Иногда они даже хотят им сильно навредить. Очень часто такие люди испытывают чувство зависти и неприязни. За свое агрессивное поведение они практически не чувствуют вины. Ни доверия, ни уважения такие люди не испытывают к окружающим. Хотя люди могут к ним относиться даже очень хорошо. Люди с отклоняющимся поведением вредят сами себе и разрушают свою личность. Они самостоятельно разрушают свою дальнейшую жизнь, цели, планы, ориентиры.

Девиатное поведение

Почему один человек добивается успеха ценой труда и усилий, а другой пытается получить «своё» исключительно незаконным путём? Почему первый страдает муками совести, а для второго нет никаких моральных принципов и ограничений? Как формируется тонкая грань между приемлемой и асоциальной деятельностью? 

Все эти вопросы волнуют учёных из различных отраслей: социологии, криминологии, психологии, психиатрии, медицины, философии. Существует даже отдельная дисциплина — девиантология, возникшая на пересечении этих наук. Она занимается исследованием форм девиантного поведения, возможных причин девиаций и разработкой методов профилактики. А вот особенности личности, склонной к девиациям, а также ситуационные реакции, отличительные от принятых норм, сделала предметом изучения психология девиантного поведения. 

Понятие девиантного поведения в психологии

В переводе с латыни девиация — отклонение от чего-либо. Девиантное поведение — деятельность, несоответствующая общепринятым нормам, нарушение правил и официально установленных законов, а также игнорирование социальных требований. Иными словами, поведение, частично или полностью нарушающее, принятые в социуме стандарты.

Вопреки бытующему мнению, отклонение не всегда имеет отрицательный характер. К позитивным девиациям относят так называемое социальное творчество: созидательный процесс, направленный на совершенствование и развитие социальных отношений, а также внесение качественно новых форм деятельности. Например, активная общественная позиция, патриотическое движение, поддержание традиций, культурные инновации. Негативное девиантное поведение несёт в себе деструктивную функцию, и связано с понятиями агрессии, насилия, разрушения. Причём локус контроля варьируется от внешнего, направленного на общество, до внутреннего— саморазрушение. Среди распространённых отрицательных форм: алкоголизация, преступность, наркомания, бродяжничество, вандализм, суицид. Девиации — неотъемлемые составляющие любого социума, а степень их выраженности напрямую зависит от социально-политического, экономического и духовного развития общины. Соответственно высокий уровень жизни, наличие возможностей для самореализации и достижения высших благ, способствуют низкой преступности и агрессивности.

Основные подходы в изучении девиантного поведения

Существует огромное количество теорий, посвящённых изучению девиантного поведения. Все подходы можно разделить на 3 группы: биологические, социальные, психологические.

Биологические доктрины объясняют природу возникновения девиаций исходя из физических характеристик индивида: конституции тела, наследственной предрасположенности, хромосомных аномалий, сбоев в работе эндокринной системы. Самая известная теория принадлежит Чезаре Ломброзо. Итальянский криминалист и судебный психиатр, он много лет проработал тюремным врачом, что позволяло ему проводить антропологические исследования преступников. Ломброзо пришёл к выводу: наследственно-биологические факторы (особое строение черепа, особенности внешности, генетическая предрасположенность) являются основополагающими факторами возникновения девиантности. В своё время теория Ломброзо была одной из самых популярных, но учёный так и не смог до конца доказать причинно-следственную связь между физиологией и склонностью к совершению преступлений. Тем не менее именно его труд стал основой для развития нового направления — девиантологии.

Социальные теории основываются на убеждении, что именно общество — причина отклоняющегося поведения. Например, теория конфликта объясняет возникновение девиаций в ответ на неравенство в распределении власти и благ. В любом обществе есть классовое распределение, и зачастую переход на более высокую ступень иерархии усложняется законами и правилами социума. Представители этой теории считают, что преступность невозможно искоренить пока будут существовать привилегированные слои населения.

Большинство психологических теорий видят причины девиантного поведения в структуре личности человека: конфликт между бессознательным и сознанием, психологические реакции на невозможность удовлетворения базовых потребностей, особенности характера. При этом данный подход не исключает роль среды обитания и влияния наследственных факторов на стадии становления личности, склонной к проявлению девиантного поведения.

 

Что такое девиантное поведение? (с картинками)

Девиантное поведение — это поведение, которое не соответствует общепринятым социальным или культурным нормам. Например, убийство является формой крайнего девиантного поведения, которое нарушает культурную норму, которая гласит, что недопустимо убивать другого человека. Существует несколько подходов к изучению девиации, а также объяснения причин возникновения девиантного поведения и способов его устранения.Многочисленные колледжи и университеты предлагают курсовую работу по этому предмету, и есть профессиональные публикации, посвященные этой теме, включая творчески названное «Девиантное поведение».

Cultural norms and expected behavior are taught during childhood. Культурные нормы и ожидаемое поведение преподаются в детстве.

Первым шагом в понимании девиантного поведения является изучение культурных и социальных норм. Нормы сильно различаются в разных культурах, и в некоторых случаях поведение, которое является вежливым или ожидаемым в одной культуре, может считаться грубым или неуместным в другой. Изучение норм включает историю таких норм, эволюцию норм с течением времени и изучение изменений, которые происходят в нормах по мере изменения самого общества.Например, ношение публичных перчаток когда-то было социальной нормой для женщин в большей части западного мира, но теперь считалось бы немного эксцентричным, если погода не была холодной.

Criminal activities such as theft or murder are extreme forms of deviant behavior. Преступные действия, такие как воровство или убийство, являются крайними формами девиантного поведения.

Отклонение можно рассматривать с психологической, биологической и социологической точек зрения. С точки зрения социологии, такие вопросы, как класс, могут играть роль в девиантном поведении. Можно сказать, что воровство, частый случай девиантного поведения, вызвано социологическим давлением, таким как бедность.Биологи могут быть заинтересованы в изменениях в мозге, которые приводят к выражению отклонений, наряду с биологическими мотивами нормального поведения. Психологи интересуются мыслительными процессами, лежащими в основе нормального и девиантного поведения, начиная от депрессии, которая может побуждать людей к действию, до изучения развития в раннем детстве, которое объясняет, как люди узнают о границах поведения.

Хотите автоматически сэкономить время и деньги месяца? Пройдите 2-минутный тест, чтобы узнать, как начать экономить до 257 долларов в месяц.

Shoplifting is a form of deviant behavior. Воровство в магазине — это форма девиантного поведения.

Теории о девиантном поведении дают ряд возможных объяснений.Многие отражают междисциплинарный подход, признавая, что многие факторы могут объединиться, чтобы повлиять на поведение. Теории также изменились за эти годы, и повлияли на подход к таким вопросам, как правоохранительные органы, уголовное правосудие и лечение психически больных. Например, принуждение безработных к трудоустройству для мотивации их в соответствии с нормой, которая предполагает, что люди будут работать, не является практикой, используемой сегодня, хотя она широко применялась в 19 веке.

Sociological issues such as poverty contribute to deviant behavior. Социологические проблемы, такие как бедность, способствуют девиантному поведению.

Понимание отклоняющегося поведения и мотивов, стоящих за ним, может быть полезным для людей в самых разных ситуациях. Врачам, например, может быть интересно узнать, почему некоторые пациенты не соблюдают схемы приема лекарств, в то время как учителя могут захотеть узнать о корнях издевательств и о том, как обращаться с учениками, которые разыгрывают в классе.

People with low self-esteem are more likely to engage in deviant behavior. Люди с низкой самооценкой более склонны к девиантному поведению. Engaging in gossip can be considered deviant behavior. Участие в сплетнях можно считать девиантным поведением.Deviant behavior includes physical aggression. Девиантное поведение включает в себя физическую агрессию. Bullying is often a precursor to deviant behavior later in life. Запугивание часто предшествует девиантному поведению на более поздних этапах жизни.,
Девиантное поведение — определение, примеры, случаи, процессы

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от социальной нормы. Только по этому определению отклонение не является ни хорошим, ни плохим, но должно оцениваться в каждом конкретном случае. Такое поведение может быть описано как «другое» или «неожиданное» и может вызывать положительные или отрицательные ответы других людей. Девиантное поведение, которое становится популярным или воспринимается как нормальное, — это то, как общество меняется или революционизируется с течением времени. В правовом контексте девиантное поведение относится к действиям, которые не только вне общества могут считаться нормальными, но и незаконными.Чтобы исследовать эту концепцию, рассмотрим следующее определение отклоняющегося поведения.

Определение девиантного поведения

Существительное

  1. Поведение, которое заметно отличается от социальной нормы.

Происхождение

1350-1400 Средний английский

Что такое девиантное поведение

Отклонение имеет место в статистической проверке событий или действий, а это означает, что, глядя на то, как часто что-либо делается в любом обществе, можно увидеть, что конкретное событие отклоняется от наиболее распространенного.Например, когда нация, которая поддерживает свободу и приветствует людей из всех слоев общества, испытывает страх и блокирует всех людей данной национальности на определенный период, это можно рассматривать как пример девиантного поведения. В США это произошло после нападения японцев на Перл-Харбор, когда правительство создало лагеря для интернированных американцев.

Даже в статистическом анализе есть разница между тем, что «менее часто», и тем, что «менее хорошо» или «менее желательно».«В качестве юридического термина девиантное поведение относится к действиям, которые не одобряются обществом и имеют правовые последствия. В то время как девиация имеет социологические и психологические последствия, были приложены огромные усилия для исследования и теории девиантного поведения в преступности.

Определение общества девиантного поведения

Отклонение определяется социальными стандартами любого сообщества. Однако существуют определенные отклонения в поведении, которые повсеместно считаются преступными.Главный пример девиантного поведения, которого универсально избегают и ненавидят, — лишение чьей-либо жизни без оправдания или убийство . Тем не менее, то, что одно общество считает убийством, другое может считать оправданным убийство. Например, в некоторых странах супружеская измена считается смертным преступлением, за которое осужденный может получить смертную казнь. Такая вещь немыслима для большинства людей в Соединенных Штатах.

Поскольку ценности общества меняются со временем, действия, некогда считавшиеся девиантными и незаконными, оказываются в стороне.Когда определенные люди больше не считают такой поступок серьезным отклонением, такие законы часто удаляются из книг или просто не применяются. На самом деле, в штатах все еще есть много законов, которые общество когда-то считало необходимыми для предотвращения девиантного поведения, что кажется абсурдным по современным стандартам, таким как:

  • В Мемфисе запрещается вести машину по главной улице женщине, если перед ней не идет человек с красным флагом, который предупреждает других людей на дороге.
  • Калифорнийский кодекс о рыбах и дичях, раздел 6883, запрещает употреблять в пищу лягушек, умирающих в ходе соревнований по прыжкам с лягушкой. Это, вероятно, было принято для защиты лягушек и конкурентов на ежегодном юбилее прыгающей лягушки округа Калаверас.
  • В Гейнсвилле, штат Джорджия, запрещается есть жареную курицу, используя что-либо, кроме ваших рук.
  • В городе Новый Орлеан противозаконно ругать или использовать нецензурную лексику по отношению к пожарному или по отношению к нему, когда он исполняет свой долг.Закон был объявлен неконституционным Верховным судом.
  • В Алабаме уголовное преступление — против общественного здоровья и морали — участвовать в «стрельбе, охоте, играх, карточных играх или гонках» в воскресенье. Нарушители этого закона могут быть оштрафованы на 10–100 долларов, заключены в тюрьму округа или приговорены к «каторжным работам для округа» на срок до трех месяцев.

Пример девиантного поведения в детском убийстве

В 2009 году 7-летняя Риа Алмейда была изнасилована и зверски убита, ее тело было брошено в стирку за домом убийцы в Аризоне.Кайл Алегрия, которому было 19 лет на момент убийства Риа, был осужден за ужасное преступление и в конечном итоге приговорен к пожизненному заключению без возможности условно-досрочного освобождения в 2013 году.

Доктор Мэтью Мендель, психиатр, который обследовал Алегрию, сообщил, что Алегрия начала проявлять девиантное поведение в очень молодом, дошкольном возрасте — и что его родители способствовали такому поведению, даже если они не понимали в то время , Когда он давал показания в части смягчения приговора, когда адвокат Алегрии пытался снять смертную казнь со стола, докторМендель заявил:

«Если два родителя преднамеренно намеревались создать ребенка с чрезвычайно высоким риском преступного поведения, то это сексуальный девиант

.

Причины девиантного поведения подростков

«Отклонение» означает «отклонение». Девиантное поведение называется девиантным поведением, социальным отклонением. Распространенность среди подростков составляет 40-64%. Большое количество статистических данных объясняется особенностями данного возрастного периода: социальная, физиологическая и психологическая незрелость. Мальчики и девочки 14-18 лет, воспитанные в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственное бремя психических расстройств, токсикомании, наркомании и алкоголизма, наиболее подвержены поведенческим отклонениям.

Причины девиантного поведения подростков

Причины отклонений у подростков можно объединить в две большие группы. Первая — это особенности социальной среды:

  • Неполные семьи. В условиях воспитания одним из родителей существует высокий риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточного участия и непонимания.Там нет образца взаимодействия с противоположным полом.
  • Конфликт, асоциальные семьи. Напряженность в отношениях между родителями, частые ссоры, непонимание негативно влияют на учебный процесс. Распространенность антисоциальных тенденций, паразитического образа жизни, алкоголизма становятся образцом действия.
  • Учебные ошибки. Отсутствие внимания учителей, невозможность наладить контакт с подростком становится основой для формирования академической неудачи, конфликтов с классом, учителей.

Вторую группу причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, составляют медицинские и биологические факторы. Физиологические основы отклонений:

  • Отягощенная наследственность. Развитие отклонений способствуют снижению защитных механизмов, ограничению адаптивных функций личности. Эти особенности наблюдаются при наследовании умственного дефицита, аномальных черт характера, пристрастия к алкоголизму, наркомании.
  • Патология центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток головного мозга развивается при серьезных заболеваниях в первые годы жизни, черепно-мозговых травмах. Это проявляется эмоциональной нестабильностью, снижением адаптационных возможностей.
  • Особенности полового созревания. Гормональная перестройка организма, активное созревание коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться в остроты черт характера, асоциальных действиях.

Патогенез

Патогенез девиантного поведения у подростков сложен. Развитие отклонений основано на состоянии дезориентации в системе социальных ценностей и норм. Период возрастного кризиса характеризуется острой необходимостью самоопределения, самовыражения. Отсутствие благоприятной социальной среды, стабильной системы ценностей и поддержки значимых людей (сверстников, взрослых) приводит к формированию патологических моделей поведения.Зачастую они основаны на желании привлечь внимание, доказать свою значимость, самостоятельность, независимость, силу. Действия часто являются незаконными, анти-моральными по своему характеру.

Классификация

Существует несколько вариантов классификации девиантного поведения подростков. В рамках медицинского подхода широко распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем — российский психиатр, психотерапевт, патопсихолог.

Он основан на том, как взаимодействовать с реальностью, характер нарушения социальных норм:

  • Деликатес типа . Включает в себя действия и действия, которые рассматриваются как преступные: кража, грабеж, насилие.
  • Зависимый тип. Формируется желание уйти от реальности, поддержать интенсивные эмоции. Искусственно подростки достигают изменения психического состояния: они используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных раздражителях, действиях (транс, мастурбация).
  • Патохарактерологический тип. Поведение обусловлено патологическими чертами характера, сформированными в процессе обучения.В эту группу входят акцентуации характера, психопатия (истерика, шизоид, эпилептоид и т. Д.).
  • Психопатологический тип. . Поведенческие реакции подростков являются проявлением психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия является симптомом депрессии, гипомания является проявлением биполярного расстройства.
  • Hyperpower. Одаренность, талант, гениальность проявляются в действиях, отклоняющихся от нормальных.

Симптомы девиантного поведения у подростков

Отклонения от подросткового возраста не имеют отчетливой стадии.Развитие идет от отдельных отклоняющихся действий к регулярным повторяющимся действиям, организованным действиям, образу жизни. Прогресс может занять несколько недель, месяцев, лет.

Основным клиническим проявлением девиантного поведения подростков является сложность социальной адаптации: частые конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей и приверженность «плохим компаниям». Общественная дезадаптация проявляется в уходе из дома, отказе от занятий в школе, прогулах уроков, увлечении интернетом, компьютерных играх.Учебная деятельность сложная, интерес к занятиям отсутствует, успеваемость низкая. Характерны отвлечение внимания, низкая концентрация внимания и отсутствие волевых способностей. Хобби часто меняются, вещи остаются незавершенными до конца.

В эмоционально-личностной сфере четко выражен инфантилизм — низкий уровень ответственности, контроль над своим поведением и организация бытовой сферы жизни. Это проявляется в невнимательности, задержках, невозможности составить план работы, действовать в соответствии с ним.Эмоциональная нестабильность, частые перепады настроения преобладают. В зависимости от типа отклонения присутствуют фобии, депрессии, вспышки агрессивности, истерия, упрямство, импульсивные разрушительные действия. Чувство собственного достоинства часто неадекватно, компенсируется ограничительным поведением (изоляцией), жестокостью и притворным безразличием.

На физиологическом уровне девиантное поведение сопровождается нарушением сна, аппетита, дневной сонливости, снижением функции иммунной системы, дисменореей и психосоматическими реакциями.Подростки имеют недостаточный вес или избыточный вес, подвержены инфекционным заболеваниям, функциональным расстройствам (головные боли, лихорадка, падения артериального давления, расстройства пищеварения).

Стоит отметить, что необычные способности также являются признаками отклонения, но редко рассматриваются как патологические симптомы. Одаренные талантливые подростки не вызывают беспокойства у общества, не нуждаются в медицинской помощи. Особые условия развития организуются учебными заведениями.

Осложнения

При отсутствии медицинской, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни.Наиболее неблагоприятными вариантами являются организованная преступность, алкоголизм, проституция. Подростки и молодые люди из этих групп наиболее подвержены насильственной смерти, распространенности социально значимых инфекций (туберкулез, ВИЧ, венерические заболевания) и смерти. Осложнениями отклонений являются самоубийства. Спонтанная смерть является результатом эмоциональной нестабильности, импульсивности и отсутствия профессиональной помощи.

Диагностика

Диагностика девиантного поведения у подростков проводится психиатром и медицинским психологом.Процесс диагностики основан на ряде клинических и психологических методов:

  • Наблюдение, беседа. Психиатр опрашивает пациента: выясняет условия жизни, особенности семейных отношений, привычки и увлечения. Оцените общее состояние, особенно эмоциональную сферу, поведенческие реакции.
  • Опрос родителей, родственников. Психиатр слушает жалобы от людей, которые имеют тесный контакт с пациентом.Мнение других людей важно, так как критика собственного государства часто снижается у девиантных подростков.
  • Психологическое тестирование. Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личные анкеты. Часто используется Миннесотский многофакторный анкетный опросник (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (PDO), опросник Эйзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие черты личности, черты характера.
  • Проективные методики. Используется клиническим психологом для выявления подавленных эмоций — агрессии, страха, тревоги. Представлены розыгрыш тестов, тест Sondi, тест Розенцвейга.

Данные специальных методов диагностики дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, районного полицейского, выписку из амбулаторной карты педиатра, детского невролога и врачей других специальностей.

Лечение девиантного поведения у подростков

Лечение социальных отклонений требует комплексного подхода, включая фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь.

Психиатр-подросток составляет план лечения, который включает:

  • Психотерапия. Сессии предназначены для понимания подростком характера персонажа, обучения поведенческим методам саморегуляции. Анализ конфликтных ситуаций, возможных действий, реакций.Психотерапевтические встречи рекомендуются родителям для восстановления полноценных отношений.
  • Психокоррекция. Цель занятий — стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания и мышления. В результате повышается эффективность психотерапевтической работы, самостоятельности, пробуждается интерес к учебе (обязательное условие социальной реабилитации).
  • Фармакотерапия. Применение лекарственных препаратов является дополнительным методом лечения, оно показано пациентам с биологической предрасположенностью к отклонениям: людям с психотическими расстройствами, неврологическими заболеваниями.Не существует конкретных препаратов для лечения асоциального поведения. Применение лития, антипсихотических препаратов, противосудорожных препаратов снижает степень выраженности агрессии. Изолированная фармакотерапия малоэффективна.

Параллельно с медико-психологической помощью проводится социально-педагогическая реабилитация. Мероприятия организуются на базе учебных заведений социальными учителями, учителями-предметниками и школьными психологами. Перспективным способом лечения девиантного поведения является групповая психотерапия.Встречи включают моделирование частых проблемных ситуаций. В ходе ролевых игр подростки учатся разрешать конфликты, наблюдают за своими реакциями и их результатами, учатся строить продуктивные отношения со сверстниками.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев при комплексном лечении девиантное поведение подростков имеет благоприятный прогноз — молодые люди обладают гибкостью адаптационных механизмов, а реабилитационные и психотерапевтические меры дают положительный результат.Большие усилия требуются, когда отклонение развивается на фоне неврологического и / или психотического заболевания. Профилактика основана на раннем выявлении патологических внутрисемейных отношений, проблем с обучением.

Девиантное поведение подростков — это совокупность действий и действий, которые отклоняются от правил, принятых обществом. Она проявляется в агрессивности, садизме, воровстве, обмане, бродяжничестве, тревоге, депрессии, целенаправленной изоляции, попытках самоубийства, гиперсообщении, виктимизации, фобиях, расстройствах питания, зависимостях и одержимости.Типы отклонений рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика проводится клиническими и психологическими методами. Лечение включает использование медикаментов, психокоррекцию, психотерапию и меры социальной реабилитации.

Сообщений: 1,511

.

Theories of Deviance

Хотя теория также предполагает, что люди, которых общество называет «преступниками», вероятно, являются членами подчиненных групп, критики утверждают, что это упрощает ситуацию. В качестве примеров они приводят богатых и влиятельных бизнесменов, политиков и других лиц, совершающих преступления. Критики также утверждают, что теория конфликта мало что может объяснить причины отклонений. Однако сторонники противодействия утверждают, что теория не пытается вникать в этиологию. Вместо этого теория делает то, что заявляет: обсуждает отношения между социализацией, социальным контролем и поведением.

Теория маркировки

Тип символического взаимодействия, , теория маркировки касается значений, которые люди получают из ярлыков, символов, действий и реакций друг друга. Эта теория утверждает, что поведение является девиантным только тогда, когда общество называет его девиантным. Таким образом, соответствующие члены общества, которые интерпретируют определенные виды поведения как отклоняющиеся от нормы, а затем прикрепляют этот ярлык к отдельным лицам, определяют различие между отклонением и отсутствием отклонения. Теория маркировки ставит вопрос о том, кто применяет какой ярлык к кому, зачем он это делает и что происходит в результате этой маркировки.

Влиятельные люди в обществе — политики, судьи, полицейские, врачи и т. Д. — обычно навязывают наиболее значимые ярлыки. Маркированные лица могут включать наркоманов, алкоголиков, преступников, правонарушителей, проституток, лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, умственно отсталых и психиатрических пациентов, и это лишь некоторые из них. Последствия маркировки как девиантные могут быть далеко идущими. Социальные исследования показывают, что те, кто имеет негативные ярлыки, обычно имеют более низкую самооценку, более склонны отвергать себя и могут даже действовать более девиантно в результате ярлыка.К сожалению, люди, которые принимают маркировку других — будь она правильной или неправильной — испытывают трудности с изменением своего мнения о маркированном человеке, даже в свете доказательств обратного.

В 1973 году Уильям Чамблисс провел классическое исследование влияния маркировки. Его две группы белых учеников старших классов мужского пола часто были вовлечены в преступные акты воровства, вандализма, пьянства и прогулы. Полиция никогда не арестовывала членов одной группы, которую Шамблис называл «Святыми», но полиция часто сталкивалась с членами другой группы, которую он называл «Грубыми шеями».Мальчики в Святых происходили из респектабельных семей, имели хорошую репутацию и оценки в школе, и были осторожны, чтобы не попасться при нарушении закона. Будучи вежливыми, сердечными и извиняющимися, когда они сталкивались с полицией, Святые избегали называть себя «девиантами». Напротив, Roughnecks происходили из семей с более низким социально-экономическим статусом, имели плохую репутацию и оценки в школе, и не были осторожны, чтобы быть пойманными при нарушении закона. Будучи враждебными и наглыми, когда с ними сталкивается полиция, Roughnecks были легко помечены другими и ими самими как «девианты».Другими словами, в то время как обе группы совершали преступления, Святые считались «хорошими» из-за их вежливого поведения (что было связано с их высшим образованием), а Roughnecks считались «плохими» из-за их наглого поведения (что было связано с их низким уровнем образования). В результате полиция всегда принимала меры против Roughnecks, но никогда против Святых.

Сторонники теории маркировки поддерживают акцент теории на роли, которую отношение и реакции других, а не девиантных действий как таковых , играют в развитии девиации.Критики теории маркировки указывают, что теория применима только к небольшому числу отклоняющихся от нормы, потому что такие люди фактически пойманы и помечены как отклоняющиеся от нормы. Критики также утверждают, что концепции в теории неясны и, следовательно, трудно проверить с научной точки зрения.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *