общее понятие и определение, сущность
Деятельность это в психологии основополагающее понятие. Под ним понимают активное взаимодействие субъекта с объектом. При этом происходит удовлетворение какой-то потребности.
У деятельности есть важная особенность: она направлена на достижение поставленной цели
Что такое в психологии
Первую концепцию разработал Н.А. Леонтьев в советское время. Свою теорию он впервые представил в 1940-х годах, после чего неоднократно дорабатывал и менял.
В понимании Н.А. Леонтьева деятельность определение в психологии имеет следующее: под термином понимается система активных действий, которая направлена на удовлетворение потребности. Она подчиняется мотиву и реализуется человеком.
Важно! Понятие «деятельности» нельзя путать с «активностью» – это два разных явления.
Другие психологи развивали идею Н.А. Леонтьева. Отечественные специалисты, С. Л. Рубинштейн и Л. С. Выготский, тоже дополняли теорию.
Предмет и принципы
Деятельность всегда направлена на что-то или кого-то, т.е. она не может быть беспредметной. Ученые выделяют два основных принципа:
- Функциональность – человек опирается на уже развитые психические элементы и мобилизует силы для достижения цели.
- Системность – деятельность всегда имеет определенную структуру, на нее влияют индивидуальные качества личности.
Психологическая деятельность имеет большое значение, так как она дает понять особенности функционирования человеческой личности.
Отличия от активности
Активность у животных подчинена удовлетворению инстинктов
Деятельность всегда осознана и имеет конкретную цель. Считается, что она присуща только людям, звери не способны на такую организацию поведения.
Компоненты структуры
Содержание деятельности состоит из познавательных, эмоциональных и волевых компонентов. Первая категория также делится на перцептивные, мнемические и мыслительные.
Н.А. Леонтьев представляет деятельность в виде строгой структуры, которую можно разделить на несколько этапов. На первом – происходят постановка цели, формулирование задачи и выполнение плана. На втором – проверяется результат, и исправляются ошибки. На третьем – подводятся итоги, и делается анализ работы.
Позже другие психологии расширили представления Н.А. Леонтьева. На первое место специалисты поставили мотив, т.е. опредмеченную потребность. Дальше в структуру добавили цель, которая может представляться как итоговый результат, так и желаемый.
После постановки цели индивид вырабатывает индивидуальный план достижения. От адекватности применяемых средств зависит то, получит ли человек нужный результат. После проводятся подведение итогов и их оценивание.
Деятельность в психологии представляется как сложный процесс, который требует высокой организации психики. Она бывает нескольких типов, каждый из которых имеет свои особенности.
Знания, умения, навыки, привычки
За реализацию программы отвечают разные компоненты. От уровня их развития зависит успешность выполнения. Целенаправленная деятельность возможна только при наличии знаний – образов, ощущений и восприятий. Они перерабатываются головным мозгом в понятия и представления.
Основные умения – это то, что позволяет человеку овладевать определенными действиями. Способ реализации зависит от мышления и индивидуальных особенностей личности. В сущности, умения позволяют находить нестандартные выходы из ситуации и реагировать на изменения условий. Навыки – это автоматизированные действия. Они появляются после многократного выполнения упражнений.
Простой пример. Для того чтобы ребенок научился читать, ему нужно не только запомнить буквы, но и каждый день тренироваться, после чего он не будет задумываться над тем, как соединить слоги в слова.
Навыки бывают двигательными, поведенческими, мыслительными
Развитие автоматизированного действия идет по одной схеме. Сначала происходит общее ознакомление с приемами выполнения, потом – попытки сделать действие, далее – отработка до автоматизма.
Важно! На освоение новых навыков всегда влияют старые.
Под привычками может пониматься такое действие, которое стало потребностью. Они появляются в процессе многократного повторения, имитирования или научения.
Типы и виды
Существует несколько основных вариантов деятельности. В психологии принято выделять 4 вида. С рождения человек получает возможность общения. Для этого использует лепет, звукоподражания и другие способы взаимодействия. После того, как ребенок начинает включать в речевую деятельность слова, он получает возможность контактировать не только с матерью.
Игровая деятельность направлена на усвоение социального опыта. Например, при игре в куклы малыши отрабатывают семейные роли, после они примеряют на себя профессии и т.п. Этот этап является подготовкой к труду и обучению.
Учебная деятельность позволяет усваивать информацию об окружающем мире. С ее помощью человек получает возможность выбирать приемы и операции для достижения целей.
Трудовая деятельность направлена на создание общественно значимого продукта. Для этого человек может работать в совместном проекте или привлекать других людей для выполнения своих планов.
Типы деятельности представлены более широко. Познавательная – направлена на получение знаний, художественная – на удовлетворение эстетических потребностей, религиозная – помогает решить вопросы духовной сферы.
Психологическая деятельность – это многокомпонентная структура, которая представлена в разных видах и типах. Она напрямую влияет на развитие человека и уровень его достижений.
Индивидуальный стиль
Многие психологи подчеркивают, что любые теории личности имеют достаточно обобщенные характеристики. Поэтому всегда нужно учитывать особенности конкретного человека.
Индивидуальный стиль включает в себя темперамент, опыт, навыки, знания. Все это у каждого индивида развито на разном уровне. Поэтому достижение одной и той же цели не может быть одинаковым.
Человек также выбирает, какие приемы использовать для реализации плана. Они могут быть выбраны некорректно, тогда индивид анализирует свою деятельность, находит ошибки и больше не допускает их.
Проявления темперамента тоже можно считать индивидуальным стилем. Несмотря на то, что строение нервной системы у всех людей одно, соотношение процессов возбуждения и торможения будут разными. Флегматик дольше включается в работу, но у него меньше риск совершить ошибку по невнимательности. Сангвинику легче справиться с несколькими делами. Человеческий организм устроен сложным образом. Многие функции у него формируются только под влиянием внешней среды.
Дети не задумываются и имитируют поведение взрослых, это влияет на формирование стиля
В школьном возрасте ребенок учится самоконтролю и рефлексии. Взрослый находится под влиянием профессиональной сферы, от нее зависит выработка индивидуального стиля деятельности.
Теория психологии деятельности
Н.А. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн разрабатывали теории по отдельности, но они опирались на один и тот же материал – работы Л.С. Выготского и К. Маркса, поэтому их предположения имеют много общего.
Если представить краткий тезис, то он выражается в следующем утверждении: деятельность определяет сознание – оно формируется только при активном взаимодействии со средой.
Рубинштейн дополнил этот тезис тем, что, по его мнению, психика и сознание могут формироваться только при деятельности. Н.А. Леонтьев вывел: на каждом возрастном этапе ведущим является определенный тип взаимодействия с окружающим миром. Только при прохождении каждой ступени получается полноценная личность.
В раннем возрасте значение имеет предметно-манипуляторная деятельность, так как она влияет на формирование практических навыков
Особенности взаимодействия с окружающим миром изучаются не только в психологии, но и обществознании. Помимо советских теорий, вырабатываются новые представления об особенностях деятельности. Понимание процесса позволит улучшить жизнь людей.
Видео
1. Понятие деятельности в психологии
Индивидуальная и совместная, творческая и рутинная.
Игровая, учебная, трудовая (производственная).
Деятельность по преобразованию предметов физического мира и деятельность по преобразованию сознания и поведения других людей (деятельность общения).
Внешняя (предметно-практическая) и «внутренняя» (умственная) деятельность.
В отечественной психологии термин «деятельность» фиксирует теоретическое понятие:
Деятельность– это подчиненная определенному мотиву целенаправленная активность субъекта, обеспечивающая удовлетворение каких-либо потребностей.
2. А.Н. Леонтьев
Теория развития и функционирования психики человека в общественной деятельности
1. Что выступает предметом исследования психологии как самостоятельной науки?
Психология– наука о порождении и функционировании вдеятельностииндивида психического отражения реальности – «образа мира», который обеспечивает ориентировку субъекта в предметном мире и организациюдеятельности(поведения).
2. Что представляет собой деятельность в контексте психологического анализа?
Деятельностьэто единица жизни, опосредованная психическим «образом мира» (психической ориентировкой, психическим отражением), которая представляет системный процесс: а) имеющий сложную функциональную структуру, б) развивающийся на основе «внутренних» и «внешних» факторов и условий («движущих противоречий»), в) порождающий и развивающий психику – «образ мира».
Анализ человеческой деятельности может иметь:
Исполнительно-технологический (непсихологический) характер, когда деятельность анализируется на основе внешне наблюдаемых результатов (продуктов) и способов их получения: а) деятельностькак система действий, обеспечивающих получение определенных конечных результатов; б)действия, как системы операций, обеспечивающих получение конкретных результатов; в)операции, как способы и приемы выполнения действий в разных условиях.
Смысловой (собственно психологический) характер, где любая активность человека: а) по отношению к мотивусубъекта выступает в качестве деятельности, имеющей личностный смысл; б) по отношению к поставленным субъектомцелям– в качестве действия или системы действий; в) по отношению кспособам психической ориентировки, планирования и исполнения действия в конкретных предметных условиях – как система операций.
4. Какие составляющие компоненты включаются в психологическую структуру человеческой деятельности?
Психологическая структура деятельности включает ряд составляющих компонентов:
Потребность– внутреннее побуждение организма к активности, в основе которого лежит нужда организма в каких-либо внешних предметах или условиях.
Потребность переживается в форме органических (физиологических) и эмоциональных (психических) состояний.
Исходно потребности запускают ненаправленное поисковое поведение, которое обеспечивает обнаружение предметов, удовлетворяющих потребности.
Предметы, обеспечивающие удовлетворение потребностей, в последующем начинают направлять активность организма, преобразуясь в мотивы.
Мотив– «опредмеченная потребность» – предмет (воспринимаемый или представляемый), который служит удовлетворению потребности и на который направляется жизненная активность (деятельность) субъекта.
Развитие предметного содержания потребностей и мотивов в процессах реализации действий деятельностей – есть процесс развития потребностно-мотивационной сферы субъекта.
В человеческом обществе мотивы формируются и развиваются через производство новых предметов и овладение способами их использования в разделенных с другими людьми действиях.
Мотивы в деятельности человека выполняют побудительную, направляющую и смыслообразующую функции.
Один и тот же мотив (предмет) может удовлетворять разные потребности; одна и та же потребность может удовлетворяться через разные мотивы (предметы).
Осознаваемыецели,которые достигаются посредствомдействий, благодаря чему реализуется процесс деятельности.
Процесс деятельности реализуется посредством действий, каждое из которых подчиняется промежуточной осознаваемой цели и включает ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную части.
Всякое действие и всякую цель можно рассматривать: а) в объективных предметных связях и отношениях – как имеющие объективные значения; б) в отношении к потребностям и мотивам субъекта – как приобретающие субъективный личностный смысл.
По отношению к любому текущему целенаправленному действию человека мотивы выстраиваются в иерархические отношения и связи друг к другу.
Автоматизированные способы ориентировки, планирования, исполнения, контроляи коррекциив составе целенаправленных действий– операции.
Каждое действие складывается из операций, которые представляют собой автоматизированные способы ориентировки, планирования, реализации, контроля и коррекции целенаправленного действия.
Следует условно различать технологические, исполнительные операции и психические, операции, обеспечивающие предварительную ориентировку и планирование действий.
Используемые операции зависят от: а) внешних средств и условий, в которых действие реализуется; б) от имеющихся у субъекта автоматизированных способов ориентировки, планирования и автоматизированных способов реализации действий.
Тема 5: Психология деятельности человека
Деятельность – предмет изучения многих наук: философии, социологии, психологии и др. Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта. Согласно теории деятельности А.Н. Леонтьева, деятельность человека носит сознательный характер, предполагает осознание цели и путей ее достижения, предвидение результата. Когда человек не осознает поставленной перед ним цели, нет оснований говорить о деятельности в человеческом смысле слова; в этом случае можно лишь констатировать, что имеет место импульсивное поведение, которое непосредственно управляется биологическими потребностями и эмоциями. Особенности деятельности человека:
она является инструментом удовлетворения жизненных потребностей человека;
с помощью деятельности осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных благ;
в процессе деятельности происходит субъективное воссоздание окружающей действительности и построение ее субъективной модели;
деятельность выступает как инструмент психического развития человека: его мышления, памяти, внимания, воображения и т.д.;
активная деятельность является одним из условий существования человека как полноценного субъекта и как личности;
творческая деятельность является одним из средств самореализации человека как личности и инструментом обретения смысла существования.
Психологический анализ деятельности предполагает выделение в ней основных структурных компонентов и установление характера связи между ними. К ним относятся мотив, цель, условия реализации цели, отдельные деятельности, действия и операции.
Мотив – это внутренний психологический источник деятельности, являющийся констатирующим элементом ее. Под целью понимается мысленное или образное представление конечного или промежуточного результата деятельности. Действием называется элемент или этап деятельности, направленный на достижение отдельной самостоятельной цели. В психологии различают следующие формы деятельности: 1) предметно-практическая деятельность по производству материального продукта; 2) теоретико-мыслительная деятельность, оперирующая идеальными конструктами и моделирующая познаваемый мир; 3) эстетическая деятельность, заключающаяся в создании произведений искусства как объектов идеальной эстетической реальности; 4) идеологическая или мировоззренческая деятельность, связанная с выделением духовных оснований и ценностных ориентиров человеческого бытия.
По аспектам социального бытия различают следующие виды деятельности: игру, учение и трудовую деятельность. Структурными элементами деятельности являются умения, навыки, привычки.
Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. В свете системного подхода психика – это многоуровневая, самоорганизующаяся, динамическая и открытая система, которая отличается рядом специфических свойств и характеристик:
Активный и избирательный характер отражения явлений действительности, их отношений и взаимосвязей, позволяющий субъекту не только ориентироваться в окружающем мире, но и познавать его.
«Опережающий» характер психического отражения.
Способность к преобразованию энергии внешних воздействий в целостную информацию о мире (картину мира).
Активный и целенаправленный характер приспособления (адаптации) к окружающему миру.
Обусловленность процессов развития и самоорганизации факторами социокультурного окружения.
На высших уровнях развития тенденция к таким сложным формам организации и саморегуляции как сознание, самосознание, личность.
Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов мозга. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие – преобразование их в сигналы, третьи – планирование и регулирование поведения и т.п. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде.
Взаимодействие разных частей организма между собой и установление взаимосвязи с окружающей средой осуществляется нервной системой. Основной элемент нервной системы – нервные клетки или нейроны. Центральная нервная система (ЦНС) состоит из спинного и головного мозга. Чем выше расположена та или иная часть мозга, тем сложнее ее функции.
Наиболее высокие отделы ЦНС представлены большими полушариями головного мозга. У самой поверхности полушарий расположен слой нервных клеток – кора головного мозга. Она обеспечивает сложную психическую деятельность человека. В его психической жизни особая роль принадлежит лобным долям.
Качественно новым уровнем развития психики явилось возникновение человеческого сознания. Сознание – высший уровень отражения человеком действительности. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная, опосредованная речью орудийная деятельность людей. Сознание трактуется в отечественной психологии как присущая только человеку высшая форма психического отражения действительности в свете исторически сложившихся общественных отношений и социокультурного опыта. Наряду с социокультурной обусловленностью, сознание характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на определенный объект), различной степенью ясности, мотивационно-ценностным характером и способностью к рефлексии – самонаблюдению и отражению собственных содержаний.
В сферу научных интересов психологии попадают две фундаментальные проблемы сознания: 1) социально обусловленный характер становления сознания в онтогенезе; 2) динамическое соотношение сознательных и бессознательных подструктур в целостной системе человеческой психики.
Психологическая структура сознания включает следующие важнейшие характеристики:
Первая характеристика сознания дана уже в его наименовании: сознание есть знание об окружающем мире. Знания человек получает с помощью познавательных процессов.
Вторая характеристика сознания – закрепленное в нем различие субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не — Я».
Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека.
Четвертая характеристика – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.
Характеристики сознания формируются в речевой деятельности людей.
Не все психические явления осознаются человеком. Некоторые явления действительности, которые человек воспринимает, но не отдает себе отчета в этом восприятии, фиксируются низшим уровнем психики, который в свою очередь образует область бессознательного. Под бессознательным началом в психологии понимается специфическая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.
Особую подструктуру личности образуют способности.
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, выражающиеся в готовности к овладению определенным видом деятельности и являющиеся условием успешности ее осуществления.
Способности характеризуются скоростью, глубиной, легкостью и прочностью процесса овладения знаниями, умениями и навыками, эффективностью использования их на практике, но сами к ним не сводятся.
В структуре любой способности имеются компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Это может быть повышенная чувствительность органов чувств, свойства нервной системы и другие биологические факторы. Они называются задатками. Задатки представляют собой морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения. Это предпосылки развития способностей, в их развитие они входят как исходный момент.
Способности подразделяют на: общие и специальные. Под общими способностями понимается такая система интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями. Общую способность часто называют термином «одаренность»; в зарубежной литературе ее обычно отождествляют с интеллектом. Но если под общей одаренностью подразумевать совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включается не только интеллект, но и другие свойства и особенности личности.
Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достичь высоких результатов в специальной области деятельности (литературной, музыкальной, изобразительной т.д.).
Формирование и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвоения достижений многих поколений, которые зафиксированы в культурном наследии. Овладение достижениями общественного развития, «перевод» их в «свои» способности совершается через других людей, т.е. в процессе общения, являющимся по своей функции процессом воспитания.
Основными условиями и факторами, от которых зависит эффективность формирования способностей, являются:
Наличие благоприятной социальной среды.
Наличие благоприятных задатков.
Ориентация на ранние возрастные сроки.
Ориентация на сенситивные периоды.
Включенность ребенка в соответствующие виды деятельности и общения.
Комплексный подход.
Правильная организация системы необходимых упражнений.
Соответствие тренировочных действий возможностям ребенка.
Положительная стимуляция тренировочных действий и насыщение их положительными эмоциями.
Общение имеет особое значение для человека:
1. Через общение человек удовлетворяет свои многочисленные потребности, в первую очередь социогенные.
Общение выступает как важнейшее условие психического развития человека.
В процессе общения происходит воздействие людей друг на друга, познание ими друг друга, установление межличностных отношений, обмен информацией.
Общение составляет необходимое условие развития и существования предметной деятельности человека.
Общение образует самую сущностную характеристику человека как субъекта и как личности.
Общение оказывает влияние на все психические функции и свойства человека. В условиях общения происходит существенное изменение работы памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, эмоций, воли, механизмов мотивации и всего поведения в целом. Эти изменения носят индивидуальный характер и могут происходить как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Однако прямой контакт между ними невозможен. Он осуществляется через реальные чувственно созерцаемые акты общения: речевые, мимические, практические и т.п. В нем выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Существует множество классификаций общения. В зависимости от содержания, целей и средств общение может быть нескольких видов. По содержанию общение может быть: материальным (обмен предметами), когнитивным (обмен знаниями), кондиционным (обмен физиологическими и психологическими состояниями), мотивационным (обмен потребностями, мотивами, интересами), деятельностным (обмен умениями, навыками, действиями).
По целям общение делится на биологическое (поддержание, сохранение и развитие организма) и социальное (расширение и укрепление межличностных контактов).
По средствам общение может быть непосредственным (с помощью естественных средств «лицом к лицу»: речи, мимики, пантомимики, жестов и т.п.) и опосредованным (с использованием специальных средств и орудий, когда партнеры разделены в пространстве и во времени), прямым (непосредственное восприятие друг друга) и косвенным (через посредников).
Среди видов общения выделяют также деловое (при совместной продуктивной деятельности) и личностное (проблемы затрагивают личность человека), инструментальное (общение – не самоцель, а преследует какую-то иную цель) и целевое (служит средством удовлетворения потребности).
В зависимости от формы протекания различают два вида общения: внешнее и внутреннее.
Общение можно классифицировать и по многим другим основаниям: в зависимости от количества участников, статусных позиций партнеров, целей, мотивов, соотношения интересов партнеров и т.д.
Представление о другом человеке связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.
Идентификация – это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Эмпатия – это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Еще один механизм понимания другого человека – это рефлексия. Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т.е. как будет партнер по общению понимать меня. В обыденной жизни люди, как правило, не зная истинных причин поведения другого человека в условиях дефицита информации, начинают приписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией.
При восприятии людьми друг друга часто возникают различные эффекты. Более всего исследованы два из них: эффект ореола и эффект стереотипизации.
Понятие деятельности. Психологическая характеристика деятельности. Психологическая структура деятельности. Классификация видов деятельности.
Психология деятельности. Понятие деятельности как психологической категории. Психологическая структура деятельности, основные компоненты психологической структуры деятельности: мотив, цель, программа, контроль и регуляция. Основные подходы к классификации типов деятельности. Краткое описание типов деятельности.
1) Большом психологическом словаре деятельность понимается как активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
2) С.Л. Рубинштейн. Деятельность — процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру — к другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь.
3) А.Н. Леонтьев. Деятельность — не всякий процесс, а только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности.
Активность— всеобщее качество живой материи которое выступает во взаимодействие с окружающей средой.
Виды активности:
1) неосознаваемые форма активности
2) частично осознаваемые
3) осознаваемые формы.
Деятельность- специфическая форма активности регулируемая сознательной целью, направленная на познание и преобразование окружающего мира и самого себя.
Деятельность- активность в предметной среде. Поведение- активность в социальной среде.
Отличие деятельности от других форм активности:
1) наличие сознательной цели;
2) носит продуктивный характер;
3) Д. преобразует человека, его способности, потребности.
Деятельности отличается от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создание определенного продукта, носит пассивный характер.
Поведение человека- специфическая форма активности, опосредованное нормами права, принятые обществом, регулируемая сознательной целью и проявляется в отношении к другим людям и общество в целом.
Структура деятельности
Психологическая структура деятельности — целостное единство психических компонентов и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность (В.Д. Шадриков).
1) Классическая структура: цель, средство, результат.
2) Исходные компоненты структуры деятельности – мотивы, потребности (источники активности человека), цель, задача, действия, операции, контроль, оценка.
Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: органическими, материальными, социальными, духовными. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.
Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чем – то необходимом для нормального существования.
Цель — это образ желаемого результата, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Цель — это осознанный образ результата, который удерживается в сознании до тех пор, пока осуществляется действие. Отсюда цель можно определить как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
Задача — цель, данная в определенных условиях.
Каждое действие следует рассматривать как решение этой задачи. Таким образом, действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удержания цели. Действия человека предметны. Они реализуют биологические, социально-производственные и культурные цели.
Действие – часть деятельности, которая имеет вполне самостоятельную, осознанную человеком цель (В структуре познавательной деятельности можно назвать получение книги, ее чтение). Каждое действие состоит из системы движений, или операций.
Операция – способ осуществления действия. Сколько существует различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.
4) В схеме С. Л. Рубинштейна присутствуют: мотив, цель, средство, социальная ситуация, результат, оценка;
5) В схеме В. В. Давыдова — потребность, мотив, задача, способ действия.
6) Схема В. Д. Шадрикова кольцевая: мотив, цель, программа, информационная основа, принятие решения, профессионально важные качества.
Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возможным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуальными особенностями людей.
Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются игра, учение и труд.
Виды деятельности.
1) Первая классификация видов деятельности в отечественной психологии была предложена С.Л. Рубинштейном. Он выделил три вида деятельности: игру, учение, труд.
2) Б.Г. Ананьев предложил свою, по его мнению, более психологичную классификацию деятельностей, в которую вошли труд, познание и общение.
3) Третья классификация видов деятельности предложена М.С. Коганом. Опираясь, прежде всего, на психологическое содержание субъектно-объектных отношений, автор выделяет 4 вида деятельностей: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную.
Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми. При общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией (непосредственное общение). При опосредованном общении прямых контактов между людьми нет (через других людей, книги, радио). Выделяют коммуникацию – контакты, общение, обмен информацией и социальное взаимодействие людей друг с другом.
Играрассматривается С.Л. Рубинштейном как первичная форма включения человека в социум, как средство его развития и подготовки к учению, а в дальнейшем – и к труду. Игра – дитя труда, отмечает С.Л. Рубинштейн.
Игра – вид деятельности, результатом которого не становится производство какого – либо материального продукта или идеального (кроме конструирования) продукта. Игры носят характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.
Существуют различные типы игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.
Индивидуальные – род деятельности, когда игрой занят только один человек.
Групповые – включают несколько индивидов
Предметные игры – включение в игровую деятельность каких либо предметов.
Сюжетные игры – разворачиваются по определенному сценарию.
Ролевые игры – поведение ребенка ограничено определенной ролью, которую в игре он берет на себя.
Игры с правилами – регулируются определенной системой правил поведения их участников.
Для детей игры имеют преимущественно развивающее значение, а взрослых служат средством общения, разрядки.
Труд – создание предметов материальной и духовной культуры, построение общества. Трудовая деятельность – это форма деятельности, направленная на производство определенных общественно полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека. С трудом связано создание и совершенствование орудий труда, которые приводят к повышению производительности труда, развитию науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.
Учебная деятельность (учение)– это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определенных ЗУН. Учение организованно, и осуществляется в специальных образовательных учреждениях.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — Большой психологический словарь
(англ. activity; нем. Tätigkeit) — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности. Вследствие чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на относительно ранних стадиях филогенеза создается жизненная необходимость в возникновении психических форм управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Особое значение имеет развитие ориентировочно-исследовательской Д. (см. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ), заключающейся в обследовании окружающего и в формировании образа ситуации, на основе которого осуществляется ориентация и регуляция двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи (см. ПСИХИКА, Развитие психики).
В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей действительностью, а вместе с тем их ориентировочно-исследовательская Д. становятся все сложнее и разнообразнее. Однако на всех ступенях своего развития Д. животных сохраняет в основном узкоприспособительный инстинктивный характер, и они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую (или наглядно представляемую) сторону окружающих предметов и явлений (см. ИНСТИНКТЫ ЖИВОТНЫХ).
Основным видом человеческой Д., сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны др. виды человеческой Д. (игра, учение и т. д.). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный, как особая, общественно необходимая теоретическая Д.
Анализ структуры как материальной, так и духовной Д. обнаруживает след. основные элементы, составляющие ее примерное содержание: мотивы, побуждающие субъект к Д.; цели — образы результатов, на достижение которых Д. направлена; средства (см. МЕДИАТОР), с помощью которых Д. осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определенным образом мотивированная Д. в целом, входящие в ее состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий — операции, обеспечивающие использование имеющихся средств и условий для достижения необходимого результата.
Как показали исследования рос. психологов (А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры Д., от ее мотивов, целей и средств осуществления.
Вместе с тем проведенные исследования (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.) обнаружили, что на основе внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире (см. УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ).
В ходе исторического развития изменяются содержание и технические средства Д. человека, что определяет и формирование его сознания. На протяжении детства Д. меняется в связи с ростом психофизиологических возможностей ребенка, расширением его жизненного опыта, необходимостью выполнять все более сложные требования окружающих людей. На каждой ступени возрастного развития определенная Д. (напр., игра в дошкольном возрасте, учение — в школьном) приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности индивида (см. ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, Деятельность детская). См. также Деятельность (как методологическая проблема психологии), Деятельностный подход в психологии, Психология.
Источник: Большой психологический словарь на Gufo.me
Значения в других словарях
- деятельность — См. делать Толковый словарь Даля
- деятельность — Направляемое мотивированной целью взаимодействие человека с природой и обществом. Деятельность человека, направленную на достижение ближайшей цели, называют единицей жизни. Толковый переводоведческий словарь
- Деятельность — Динамическая система взаимодействия субъекта с миром, специфически человеческая, регулируемая сознанием внутренняя и внешняя активность. Объектами криминалистических исследований являются преступная Д. и Д. по раскрытию и расследованию преступлений. Криминалистическая энциклопедия
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Большой энциклопедический словарь
- Деятельность — Специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. В отличие от действий животного… Большая советская энциклопедия
- деятельность — -и, ж. 1. Работа, занятие в какой-л. области. Педагогическая деятельность. Общественная деятельность. □ По складу его ума, по его привычкам и вкусам ему лучше всего было посвятить себя кабинетным занятиям, профессорской деятельности. Куприн, Молох. Малый академический словарь
- деятельность — АКТИВНЫЙ — ПАССИВНЫЙ Активно — пассивно (см.) активность — пассивность (см.) актив — пассив Активный участник — пассивный участник. Активная роль — пассивная роль. Словарь антонимов русского языка
- деятельность — деятельность ж. 1. Специфическая активность человека по познанию и преобразованию окружающей действительности. || Работа, занятие в какой-либо области. || Индивидуальная трудовая деятельность. 2. Действие сил природы. 3. Работа организма, отдельных его органов. Толковый словарь Ефремовой
- деятельность — орф. деятельность, -и Орфографический словарь Лопатина
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — англ. activity; нем. Tatigkeit. Специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. Социологический словарь
- деятельность — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? деятельности, чему? деятельности, (вижу) что? деятельность, чем? деятельностью, о чём? о деятельности 1. Деятельностью называют работу, занятие в какой-либо области. Научная, общественная, хозяйственная деятельность. Толковый словарь Дмитриева
- Деятельность — Активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Осн. видом человеческой… Педагогический терминологический словарь
- деятельность — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -и; ж. 1. Работа, занятие кого-л. в какой-л. области. Педагогическая, научная, общественная д. Д. по распространению юридических знаний. Кипучая д. Д. в области экономики. Жажда деятельности. 2. чего или какая. Толковый словарь Кузнецова
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Новая философская энциклопедия
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через Д. раскрывается сущность человека. В зависимости от потребностей людей… Новейший философский словарь
- деятельность — Де́/я/тельн/ость/. Морфемно-орфографический словарь
- деятельность — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфический для человека тип преобразования действительности, одна из центральных категорий философии. В отличие от поведения, Д. не определяется биологически или социально заданными программами. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
- деятельность — см. >> деятельный Словарь синонимов Абрамова
- деятельность — • активная ~ • бешеная ~ • неутомимая ~ Словарь русской идиоматики
- Деятельность — Совокупность действий, объединенных общностью субъекта (напр., Д. Петра В.), или качества (полезная Д., бесплодная Д.), или предмета (художественная Д., экономическая Д.). См. Действие. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- деятельность — Деятельность, деятельности, деятельности, деятельностей, деятельности, деятельностям, деятельность, деятельности, деятельностью, деятельностями, деятельности, деятельностях Грамматический словарь Зализняка
- деятельность — Д’ЕЯТЕЛЬНОСТЬ, деятельности, мн. нет, ·жен. (·книж. ). Работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области. Общественная деятельность. Врачебная деятельность. Толковый словарь Ушакова
- деятельность — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, и, ж. 1. Занятия, труд. Научная д. Педагогическая д. 2. Работа какихн. органов, а также сил природы. Д. сердца. Д. вулкана. Толковый словарь Ожегова
- деятельность — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
Деятельность: основные типы и виды
Человеческая деятельность очень сложна как по содержанию, так и по строению, а также очень разнообразна в своих проявлениях как в общем, так и в конкретном плане. Чтобы дать характеристику подобному разнообразию применяют термин «полиморфизм типов и видов деятельности». Он обладает настолько яркой выраженностью, что невозможно упорядочить и систематизировать по одному определенному параметру все виды деятельности. Для их относительно полной систематизации и классификации требуется использовать сразу несколько оснований, то есть критериев выделения видов/типов деятельности. Относительно категории деятельности должен применяться общенаучный принцип дополнительности — согласно ему система (в особенности сложная) требует наличия взаимодополняющих описаний/интерпретаций.
Базовые классификации видов деятельности
Чаще всего в качестве основного и психологически главного разделения по типам деятельности используется ее дифференциация на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность имеет в своей основе получение общественно значимого продукта или результата, а также создание потребительских стоимостей. При игровой и учебной деятельности результат имеет не общественную, а индивидуальную значимость — то есть является не продуктивным, а репродуктивным. Это подразумевает то, что субъект осваивает опыт и знания, выработанные социумом. Это освоение происходит не только в процессе обучения (в этот период оно имеет наиболее яркое и полное выражение), но и в процессе игровой деятельности. В ней также идет освоение социального опыта, однако он представлен в других формах и процессах. Наиболее существенным специфическим признаком игровой деятельности считается то, что основным ее мотивом является не результат, а непосредственно сам процесс.
Все три типа деятельности чередуются друг с другом в онтогенезе и обозначаются понятием ведущего вида деятельности для каждого основного возрастного этапа.
Определение 1Ведущая деятельность — это деятельность, в процессе выполнения которой определяется образование и формирование основных психологических новообразований личности на любой из ступеней ее развития.
Не менее фундаментальным является разделение деятельности на индивидуальную и совместную. Совместной считается деятельность, в реализации которой участвуют от двух и более людей, которыми движет общая цель. В этом состоит ее главное отличие от индивидуальной. К прочим основным признакам совместной деятельности относят:
- соприсутствие участников в пространстве и времени;
- дифференциация участников ролевого и инструментального характера на каких-либо задачах;
- наличие управляющего компонента (лидера, руководителя).
Помимо этот совместный вид деятельности отличается внутренней неоднородностью и может быть разделен на подтипы: например, непосредственно-совместный тип — это когда деятельность действительно ведется вместе, то есть сообща и опосредованно-совместный — когда участники просто находятся рядом.
Но наиболее традиционной классификацией видов деятельности, к
Деятельность — это… Что такое Деятельность?
— динамический процесс взаимодействия индивида с внешним миром (внешняя деятельность) или с самим собой (внутренняя деятельность). Оба аспекта деятельности сосуществуют в диалектическом единстве: в ходе внешней деятельности: индивид изменяет самого себя, а меняясь внутренне сам, он меняет и характер внешней деятельности. В известных афоризмах это звучит так:»Труд создал человека…праздность – мать всех пороков…на грех мастера нет» – достаточно простые, даже банальные вещи, но от этого они не делаются менее поучительными. Важно отметить, что в понятии о деятельности поведение человека не отрывается от внутренней, психологической активности, как это свойственно бихевиоризму: поступкам нормального индивида всегда предшествует определённая, подспудная их подготовка, иначе поведение превращается в разрозненные импульсивные действия пациента с кататоническим возбуждением.
* * *
– общественно-организованный способ реализации, социальной и личностной активности, ведущей к удовлетворению жизненных и творческих потребностей. Основными характеристиками Д. является предметность и субъектность. Специфика предметной детерминации Д. состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процессе Д.
в своей развитой форме предметность свойственна исключительно человеческой Д. Она проявляется в социальной обусловленности Д. человека, ее связи со значениями, фиксированными в закрепленных схемах действия, в понятиях языка, социальных ролях, ценностях, социальных нормах. Субъектность Д. – это обусловленность прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими Д.
При анализе Д. выделяются четыре плана ее рассмотрения.
1. Генетический (исходной формой любой человеческой Д. является социальная совместная Д.).
2. Структурно-функциональный (анализ по единицам связи между ними).
3. Динамический (изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой Д.).
4. Субъект Д., ее инициатор, организатор, регулятор ее событий.
В философии в качестве структуры Д. рассматривается цель, средство и результат; в психологии в эту структуру включаются мотивы, а на личностном уровне – притязания, инициатива и ответственность, а также удовлетворенность-неудовлетворенность как субъективное переживание приемлемости – неприемлемости результата; рассматривается соотношение Д. и ее составляющих. Использование категории Д. в качестве объяснительного принципа привело к изменению способа анализа психики в общей психологии (ринцип единства строения внешней и внутренней Д., превращение внешней Д. во внутреннюю (А.Н.Леонтьев), единства сознания и Д. (С.Л.Рубинштейн).
Акмеология рассматривает проблему совершенствования личности как субъекта Д., оптимизации Д. (прежде всего профессиональной), мастерства, творчества. Введение категории Д. позволяет рассматривать ряд ее существенных механизмов – саморегуляции, самоорганизации, регуляторной роли сознания (С.Л.Рубинштейн), а также исследовать специфику совместной и коллективной Д.
Направлением акмеологии, наиболее интенсивно разработанным в настоящее время, является профессиональная Д., ее оптимизация, профессионализм, личность профессионала, освоение новых видов Д. и т. д.
* * *
— система многоаспектных и многоплановых предметных взаимодействий индивида с предметной действительностью, в широком смысле, с окружающим миром, в результате чего и осуществляется производство и воспроизводство субъектом материальных и духовных ценностей. Как общенаучная категория «деятельность» является предметом изучения самых различных отраслей знания. Так, общественные науки ориентированы на исследование общественной сущности деятельности, физиологии — на физиологические механизмы ее осуществления. Понятно, что психология нацелена на анализ собственно психологической стороны деятельностного процесса. В принципе использование понятия «деятельность» в качестве содержательно-базовой категории свойственно именно отечественной психологии, что во многом обусловлено в течение многих десятилетий безраздельным господством в советской науке марксистско-ленинской методологии. Как писал М. Г. Ярошевский, «Маркс взял в качестве исходного пункта, подобно предшествующему материализму, реальный, а не идеальный мир и реального индивида, а не чистое сознание, но взаимодействие между ними было раскрыто принципиально иначе, а именно как предметная деятельность, преобразующая и внешнюю природу, и самого автора деятельности — человека. Таким образом, впервые в теории материалистической мысли было выдвинуто учение о том, что сознание — продукт опосредствованного (а не непосредственного) взаимодействия человека с природой. Опосредствующем же фактором является общественно-историческая практика, процесс производства. Область психического выступала теперь не как совокупность феноменов сознания, а как совокупность человеческих сущностных сил, развиваемых и воплощаемых в предметной деятельности. Преобразующее воздействие предметной, то есть исторической, а не органической деятельности, захватывает не только высший познавательный уровень отношения к миру, но и самые коренные чувственные основы существования индивида». Подобный подход позволил, выдвинув положение о единстве психики и деятельности, преодолеть ограниченность интроспективного и гештальт-психологического подходов, рассматривающих и изучающих психику вне поведенческой активности индивида, а также избежать очевидно упрощенной логики анализа самой поведенческой активности вне психики, что характерно для бихевиористского видения проблемы. Помимо этого, понятие «деятельность», выступая в качестве объяснительного принципа психики, «используется при изучении различных областей психической реальности (психологии познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов) и при построении различных отраслей психологии (общая, социальная, возрастная, педагогическая, медицинская, инженерная психология, психология труда и зоопсихология). Использование категории «деятельность» в качестве объяснительного принципа привело к изменению принципов анализа психики в общей психологии (принцип единства сознания и деятельности, принцип единства строения внешней и внутренней деятельности, принцип интериоризации — экстериоризации) и к разработке положений о планомерном формировании умственных действий, о ведущей деятельности как основе периодизации развития психики, о микроструктурном анализе познавательной и исполнительной деятельности…» (А. В. Петровский). Если говорить о социальной психологии, то в качестве аналогичного по значимости принципа анализа психики следует обозначить принцип деятельностного опосредствования межличностных отношений. Традиционно «при анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный и динамический. В генетическом плане исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека выступает интериоризация, обеспечивающая освоение общественно-исторического опыта путем преобразования социальной совместной деятельности в индивидуальную деятельность. В ходе интериоризации происходит также переход внешней по форме протекания деятельности во внутреннюю деятельность. В основе структурно-функционального рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам» (Л. С. Выготский), при котором та или иная деятельность разлагается на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому. Иерархические взаимосвязи между «единицами» деятельности подвижны. В зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый, неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (произвольный, непроизвольный). При рассмотрении деятельности в динамическом плане изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: надситуативная активность… определяющая саморазвитие деятельности и возникновение новых форм, и установка, обусловливающая устойчивый характер целенаправленной деятельности в постоянно изменяющейся действительности» (А. В. Петровский). И еще на одном моменте необходимо остановиться. Понятие «деятельность» в современной отечественной социальной психологии используется столь широко во многом еще и потому, что достаточно жестко завязано на понятие «общение», не говоря уже о том, что вопрос о психологически содержательной соотнесенности этих терминов до конца все еще не прояснен. Правда, исходная общепринятая позиция уже существует. На современном этапе разработки проблематики деятельности этот процесс уже не воспринимается как субъект — объектный, а оценивается как субъект — субъект — объектная активность, составной частью которой — «субъект — субъектной» — оказывается общенческий акт. В свою очередь общение в этой парадигме, будучи субъект — объект — субъектным актом, включает субъект — объектный контакт — деятельность — как важнейшую, но все же лишь составляющую.
Понятие «Деятельность» ввел в обиход отечественной психологической науки С. Л. Рубинштейн. Заметим, что в трудах этого ученого, считающегося одним из классиков отечественной психологии, проблема деятельности, тем не менее, рассматривается, прежде всего, с философских позиций. Это связано, в первую очередь, с попыткой С. Л. Рубинштейна преодолеть противоречие между позитивистскими установками и субъективным идеализмом, суть которого в том, что «…содержание знания либо объективно — и тогда оно существует помимо познавательной деятельности субъекта, либо оно есть продукт этой деятельности — и тогда оно только субъективно»1. Пытаясь решить данную задачу, С. Л. Рубинштейн еще в 1922 г. сформулировал принцип единства сознания и деятельности, ставший одним из основополагающих в традиционной советской психологии. Согласно этому принципу, «…субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть: направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. … В творчестве созидается и сам творец. Есть только один путь — если есть путь для создания большой личности: большая работа над большим творением. Личность тем значительнее, чем больше ее сфера действия, тот мир, в котором она живет…»2.
В дальнейшем, разрабатывая и детализируя свою теорию, построенную на данном принципе, С. Л. Рубинштейн выделил ряд характерных признаков, определяющих деятельность в его понимании: «…1) это всегда деятельность субъекта (т. е. человека, а не животного и не машины), точнее субъектов, осуществляющих совместную деятельность; 2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она необходимо является предметной, содержательной; 3) она всегда творческая и 4) самостоятельная»3.
Если попытаться оценить данную трактовку деятельности, то необходимо принять во внимание, что, будучи, по-видимому, вполне убежденным, но отнюдь не ортодоксальным марксистом, С. Л. Рубинштейн, разрабатывая теорию деятельности, пытался преодолеть не только вышеуказанное противоречие между объективным и субъективным идеализмом, но и некоторую «ограничительную жесткость» марксисткой философии и методологии. Именно этим, на наш взгляд, объясняется, как минимум, спорность, прежде всего первого (и основного) из сформулированных им определяющих деятельность признаков.
С точки зрения современных, во всяком случае социально-психологических подходов к проблеме субъектности, последняя ни в коем случае не обусловливается исключительно видовой принадлежностью. Совершенно очевидно (и доказано во многих исследованиях), что в целом ряде случаев как отдельно взятый человек, так и социальные группы являются объектом, а отнюдь не субъектом в контексте социального взаимодействия. Более того, можно привести достаточно часто встречающиеся житейские примеры (женщина бросает домашние дела, гостей и т. п., чтобы накормить или просто погладить мяукающую кошку, планы мужчины на выходной день обусловлены, прежде всего, состоянием и «потребностями» его автомобиля и т. д.), где животные и даже неодушевленные предметы, хотя, разумеется, и не являются субъектами в полном смысле слова, тем не менее фактически выступают в качестве таковых, с точки зрения их воздействия на личность, сознательно или неосознанно отказавшейся от собственной субъектности в соответствующем контексте.
Тем не менее рассмотрение проблемы деятельности через призму всей совокупности выделенных С. Л. Рубинштейном признаков позволяет не только опредметить и конкретизировать данное понятие, но и преодолеть ряд противоречий, в том числе и только что отмеченное. К сожалению, в период господства идеологии, базирующейся исключительно на идеях К. Маркса в их при этом упрощенно жесткой ленинской трактовке, во многих психологических и педагогических работах в абсолют возводился именно первый из сформулированных С. Л. Рубинштейном признаков, в то время как остальные фактически игнорировались. В результате понятие деятельности трактовалось неоправданно расширительно и вместе с тем догматически, что нередко приводило к подмене содержательно полноценных исследований психологической реальности созданием во многом умозрительных концепций откровенно конъюнктурного характера и направленности.
В этой связи нельзя не заметить, что и основополагающий принцип теории деятельности С. Л. Рубинштейна также трактовался излишне догматически. В диалектическом единстве субъекта и деятельности абсолютизировался именно деятельностный компонент при своеобразном его понимании. На этой базе в сочетании с некоторыми идеями Л. С. Выготского были сформированы психологические и педагогические доктрины, по сути дела, игнорирующие потребности личностного развития и искажающие психическую и социально-психологическую реальности. Это отчетливо видно, если проанализировать излюбленный в традиционной советской психологии пример, якобы подтверждающий справедливость тезиса о том, что формирование личности происходит исключительно в рамках специальным образом организованной деятельности.
Этот пример иллюстрирует извечную проблему соотношения генетических и социальных детерминант развития с «диалектической» точки зрения: «У некоторых людей от рождения уже есть сильно выраженные задатки, скажем, музыкального слуха, которые, будучи генетически наследственно закрепленными, вначале существуют до и независимо от деятельности данного новорожденного младенца и потому лишь проявляются в ней, но еще не формируются. Такие задатки — необходимые, существенные, однако совершенно недостаточные условия для формирования на их основе подлинных способностей (музыкальных и т. д.). Главным условием развития последних является именно деятельность (игровая, учебная, трудовая и т. д.), которую осуществляет ребенок, подросток, взрослый в общении с другими людьми, под руководством преподавателей и наставников. В таком смысле человек и его психика не только проявляются, но и, прежде всего, формируются в деятельности»1.
Совершенно очевидно, что данный пример показывает, как в идеале должно протекать абстрактное развитие абстрактной личности с точки зрения жестко трактуемого принципа единства сознания и деятельности. При этом на практике попытки механистической реализации данной схемы (например, по «объективным показаниям» — наличию соответствующих задатков — родители отдают ребенка в музыкальную школу, совершенно не учитывая при этом его субъективные желания) часто приводят отнюдь не к развитию способностей и самореализации индивида (в данном случае в музыкальной сфере), но к прямо противоположному результату — формированию устойчивой идиосинкразии к подобной деятельной сфере.
Вместе с тем, если принцип единства сознания и деятельности реализуется во всей диалектической полноте и содержание деятельности отвечает всем сформулированным С. Л. Рубинштейном критериям, данная схема становится гибкой и реально функциональной. Примером может служить история одного из крупнейших композиторов современности Э. Ллойд-Веббера. Будучи наделенным абсолютным слухом, мальчик в шесть лет написал свое первое музыкальное произведение исключительно для того, чтобы избавиться от не вызывавших у него энтузиазма уроков игры на виолончели, которые давал ему с братом отец — учитель музыки. Легко заметить, что этот деятельностный акт ребенка в полной мере отвечает всем четырем критериям С. Л. Рубинштейна. При этом надо отдать должное и отцу мальчика, который, оценив его попытку, не стал настаивать на продолжении занятий виолончелью (равно как и на систематическом и целенаправленном профессиональном овладении каким-либо другим музыкальным инструментом), одновременно поощряя желание сочинять музыку. В противном случае, весьма вероятно, мир так бы никогда и не услышал ни «Jesus Christ Superstar», ни «Phantom of the Opera», ни знаменитый «Реквием».
В ходе дальнейшей разработки теории деятельности С. Л. Рубинштейн, а затем А. Н. Леонтьев разработали схему анализа деятельности, включающую такие составные компоненты, как мотивы, цели, предмет, структуру и средства.
Наиболее существенным вкладом в развитие теории деятельности именно в социально-психологическом контексте, стала концепция деятельностного опосредования группового развития А. В. Петровского, известная также, как стратометрическая концепция. В рамках данной концепции, групповая структура состоит из трех слоев (страт), «…каждая из которых характеризуется определенным принципом, по которому … строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности»2. Именно две последние страты, непосредственно «завязанные» на совместную деятельность, являются, с позиций концепции А. В. Петровского, определяющими в плане уровня групповой сплоченности, функциональности, а в конечном итоге и уровня группового развития. Как отмечает Г. М. Андреева, стратометрическая концепция «…позволяет увидеть перспективность применения в социальной психологии принципа деятельности. Гипотеза о том, что группа может выступать субъектом деятельности, приобретает теперь экспериментальное подтверждение. При условии принятия всеми членами группы целей групповой деятельности, наличия у всех членов группы ценностно-ориентационного единства, опосредования всех отношений в группе совместной деятельностью можно в полной мере ставить вопрос о механизмах образования таких атрибутов всякого субъекта деятельности, как групповая потребность, групповой мотив, групповая цель. Таким образом, описание и анализ наиболее развитой формы группы дают ключ к исследованию всех других видов групп»1.
Практический социальный психолог вне зависимости от того, с каким типом групп или организаций он профессионально работает, должен владеть глубокими теоретическими знаниями, в том числе и о структурных и динамических особенностях деятельности, без чего ни спланировать, ни реализовать психологическую поддержку любой реально функционирующей общности, ни спрогнозировать результаты своей работы он попросту будет не в состоянии.
* * *
– целеустремленная активность, в результате которой субъект удовлетворяет свои потребности. Основными характеристиками Д. являются предметность и субъективность. При анализе Д. выделяют три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный и динамический. В генетическом плане исходной формой любой человеческой Д. является социальная совместная Д. В основе структурно-функционального рассмотрения Д. лежит принцип анализа «по единицам» (Л. С. Выготский), при котором та или иная реальность разлагается на «единицы», содержащие в себе все основные свойства, присущие этой реальности как целому. При рассмотрении Д. в динамическом плане изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой Д.: надситуативная активность, определяющая саморазвитие Д., и установка, обусловливающая устойчивый характер Д. в постоянно изменяющейся действительности. Д. – одна из центральных категорий конфликтологии, т. к. большинство конфликтов возникает либо непосредственно в процессе Д., либо в связи с ней. Взаимосвязи Д. и конфликтов пока исследованы незначительно.
* * *
форма психической активности субьекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования обьекта. Структурные составляющие д. – цель, мотив, способы, условия, результат. Обычно деятельность разложима на действия.
* * *
взаимодействие человека и окружающего мира, в котором человек сознательно и целенаправленно изменяет мир. Всякая Д. исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей. Отношение «мотив —цель» — это своего рода вектор, задающий ее направленность и интенсивность. В общем смысле мотив — это то, что побуждает человека к Д., а цель— то, чего он стремится достигнуть. Основой мотива является потребность человека, т. е. объективная необходимость его в веществе, энергии информации. Сформированный вектор «мотив — цель» реализуется в Д.; осуществленная Д. (достигнутая цель) создает возможность перевода этого вектора на новый уровень. Цель выступает как регулятор Д., т. е. идеальный, или мысленно представляемый, ее результат. Для оператора — это образ состояния управляемого объекта, в которое его нужно перевести. Образ-цель выступает как предпосылка, определяющая начало Д. Д. реализуется в последовательности действий. Связь между ними возможна только в том случае, если человек имеет план Д. План, так же как и цель, формируется в сознании человека еще до начала Д. Последняя может иметь различные уровни организации, зависящие от того, как она планируется. Неотъемлемыми компонентами процесса планирования Д. являются целеполагание, предвидение, прогнозирование, которые относятся к опережающему отражению объективлого хода событий (см. также Антиципация, Прогнозирование). При выполнении трудовой Д. важная роль принадлежит процессам ее психической регуляции. Она осуществляется на разных уровнях, которые возникают в процессе формирования цели и осуществления Д. Различают три основных уровня регуляции: уровень ощущений и восприятий, уровень представлений, уровень речемыслительных процессов. Соотношение между ними меняется в зависимости от характера решаемой задачи и уровня обученности человека. Важная роль в регуляции Д. принадлежит сигналам обратной связи, несущим информацию о ее результатах. Чтобы преобразовать предмет труда в продукт, человек должен не только представлять себе будущее состояние этого предмета, но и получить текущую информацию о его изменениях в процессе преобразования. Кроме того, в любую Д. входит и принятие решения, которое может относиться как ко всей Д в целом, так и котдельным действиям. Любая Д. включает в себя также творческие процессы. Таким образом, основными составляющими Д. являются: вектор «мотив —цель», образ-цель, восприятие текущей информации и принятие решения, программа (план) действий, предвидение и целеполагание, уровни регуляции, восприятие результатов действия (обратная связь). Перечисленные составляющие образуют единую целостную структуру. Из этого следует, что изучение Д. не должно ограничиваться рассмотрением «входных» и «выходных» характеристик человека. Необходимо учитывать всю совокупность составляющих Д. (Б.Ф.Ломов).
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.