Доклад отрасли психологии: Основные отрасли психологии – Отрасли психологии

Автор: | 27.09.2020

Содержание

Отрасли психологии



 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Северо-Западный государственный заочный технический университет

 

Институт информационных систем и вычислительной техники

 

Кафедра “Вычислительные машины, комплексы, системы и сети”

 

 

 

 

Реферат на тему

«Отрасли психологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент  Файзуллина Л.Ф.

Шифр 0402030014    Группа 230102.65

Курс  2

Дата защиты ___________________________

Оценка ________________________________

Преподаватель__________________________

 

 

Санкт-Петербург

2012


Содержание

 

Введение              3

1.      Понятие отрасли психологии              5

2.      Основные отрасли психологии и их характеристика              8

3.      Комплекс отрасли психологии              17

Заключение              19

Список литературы              20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

В настоящие время психология представляет собой весьма разветвленную систему науки. В ней выделяется много отраслей, которые представляют собой относительно самостоятельные направления. Данные направления можно подразделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные или базовые имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей. Независимо от того, кто они и какой деятельностью занимаются. Прикладные — достижение которых используют на практике. Общие ставят и решают проблемы одинаково важные для развития всех научных направлений, в то время как специальные решают? познания какой–либо одной или нескольких явлений. Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы — ощущение, восприятие, внимание, память, речь, воображение, мышление. С помощью этих процессов человек понимает и перерабатывает информацию. Личность содержит свойства, которые определяет дела и поступки: эмоции, способности, установки, мотивация, темперамент, характер, воля. Специальные отрасли: генетическая, психофизиологическая, дифферент. психология, возрастная, педагогическая, медицинская, патопсихология, юридическая, психодиагностическая, психотерапия. Генетическая – изучает наследственные механизмы психики и поведения и их зависимость то генотипа. Дифференциальная – выявляет и отыскивает индивидуальные различия людей, их предпосылки и формирование. Возрастная – изменения которые происходят при переходе из одного возраста в другой. Социальная – человеческие взаимоотношения, явления возникающие в процессе общения людей. Педагогическая – объединяет всю информацию, связанную с воспитанием и обучением. Особое внимание она обращает на обоснование и разработку методов для обучения и воспитания людей разного возраста. Медицинская, патопсихология и психотерапия – имеют дело с отклонениями в психике и поведении человека. Задача этих направлений — объяснить причины возможного психического нарушения, обосновать методы их предупреждения и лечения. Юридическая–рассматривает усвоение чел. правовых норм и правил поведения. Психодиагностическая–решает и ставит задачи психической оценки уровня развития детей и их дифферинцации.

Таким образом, современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений.

Цель реферата — выявить основные отрасли психологии.

Задачи исследования:

      раскрыть понятие отрасли психологии;

      выявить основные отрасли психологии и их характеристика;

      определить комплекс отрасли психологии.

Объектом исследования является отрасли психологии.

Предметом исследования являются отрасли психологии.


1. Понятие отрасли психологии.

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею.

Современная психология — это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой. Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее аспект, в каких условиях. Поэтому классификация разделов психологии является условной, пересекающейся, меняющейся. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают развитие психики в деятельности.

Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными научными понятиями. В свою очередь, эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у верховья современной экспериментальной психологии.

Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.

Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.

Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п.

Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика.

Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология.

Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология.

Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.

Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.


2. Основные отрасли психологии и их характеристика

1. Психология и естественные науки

Рассмотрим сначала те отрасли психологии, которые примыкают к естественным наукам. Тесно связаны с некоторыми из них, в частности с медицинскими науками, две важнейшие отрасли психологии — патопсихология и нейропсихология.

Патопсихология занимается исследованием, диагностикой, коррекцией и профилактикой различных психологических нарушений в основном при психических (реже — при соматических) заболеваниях как у взрослых, так и у детей. Как это происходит, поясним на нескольких примерах. Существуют патопсихологические методики, с помощью которых можно установить какие-либо нарушения тех или иных психических процессов. С помощью методики классификации, например, можно изучить особенности процессов обобщения у разных категорий психически больных, которые отличаются от способов обобщения у людей, называемых практически здоровыми. Больному предъявляется несколько десятков карточек, на которых нарисованы различные предметы домашнего обихода, растения, животные и др., и предлагается разложить их в кучки (сгруппировать) по принципу «что к чему подходит».

Нейропсихология изучает специфические «вклады», которые те или иные мозговые структуры (подкорковые образования, зоны мозговой коры и т.п.) вносят в протекание психической деятельности (что имеет самое непосредственное отношение к решению фундаментальной проблемы «психика и мозг»), а также занимается диагностикой и коррекцией соответствующих нарушений при самых разнообразных локальных поражениях мозга. Таким образом, нейропсихология (так же, как и патопсихология) решает как фундаментальные, так и прикладные задачи.

Тесно связана с биологическими науками и зоопсихология, изучающая особенности поведения и психического отражения животными их мира на разных ступенях эволюции.

Психофизиология изучает нейрофизиологические механизмы психических процессов.

2. Психология и общественные науки

В последние годы связи психологии с общественными науками особенно усилились. Так, социальная психологияв тесном союзе с социологией изучает конкретные особенности психологии людей, обусловленные их включением в различные (большие и малые) социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Хотя значительное внимание уделяется в социальной психологии изучению психологии больших социальных групп (классов, наций и пр.), излюбленным объектом исследования является прежде всего малая группа. По определению известного отечественного психолога Г.М.Андреевой, малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

Исследования межличностных отношений в малой группе происходят с помощью различных методов, одним из которых является так называемый социометрический метод. Он был разработан американским психологом Дж. Морено и кажется очень простым в применении (на самом деле проведение социометрии в группе — особое искусство, которому специально обучают будущих профессиональных психологов).

В последнее время (особенно в нашей стране) чрезвычайную остроту приобрел вопрос о межнациональном общении. На интуитивном уровне люди догадываются, что многие межнациональные конфликты обусловлены различием психологии участвующих в этих конфликтах людей. Эти различия призвана изучать этнопсихология,которая разрабатывает психологические методы изучения особенностей образа мира у представителей разных этносов, специфики национального характера, этнических стереотипов и др. Этнические особенности образа мира проявляются, в частности, в художественной литературе, в народной поэзии, сказках, обычаях и т. п., поэтому для реконструкции образа мира различных народов необходимо использовать, наряду с психологическими, методы других гуманитарных дисциплин, занимающихся этой же проблемой, например этнографии и литературоведения.

Предмет исторической психологии — конкретно-исторические особенности потребностно-мотивационных и познавательных процессов людей разных исторических эпох. В тесном контакте с историей и другими дисциплинами она пытается реконструировать образ мира людей, от которых остались лишь тексты разного рода — рукописи, произведения искусства, оружие, предметы быта и т.п. Это очень сложная задача. И тем не менее некоторые историки, для которых в истории человечества наиболее интересна повседневная жизнь людей и их психология, не один раз пытались решать подобные задачи в своих трудах, посвященных в основном человеку средневековой Европы.

Надо отметить, что историческая психология находится в самом начале своего оформления как психологическая дисциплина, и одна из основных ее проблем — проблема методов изучения текстов с целью реконструкции психологии создававших их авторов и их современников.

К конкретным общественным наукам (экономике, юриспруденции, политологии и пр.) имеют отношение также относительно недавно возникшие психологические дисциплины, которые занимаются проблемами «психологического обеспечения» деятельности людей в сфере политических отношений (политическая психология), в сфере права (юридическая психология), в экономике (экономическая психология) и др.

3. Психология и технические науки

Определенная связь существует у психологии с техническими науками, которые имеют отношение к созданию и использованию различных орудий как производственного, так и непроизводственного назначения (вспомним, что древнегреческое слово «techne» означало «мастерство, искусство, ремесло»). Из всех прикладных отраслей ближе всего к техническим наукам психология труда и инженерная психология. Первая отрасль изучает психологические особенности трудовой деятельности человека разных профессий, вторая — соответствующие особенности деятельности человека-оператора (главным образом, процессы информационного взаимодействия в системе «человек — машина»).

Известны случаи, когда введение изменений в производственный процесс не учитывало психологии участвующих в нем людей, и поэтому эффект от новшеств был минимален или даже отрицателен.

Психология труда занимается также проблемой профессиональной пригодности людей. Есть профессии (впрочем, их не так уж много), предъявляющие особые требования к психофизиологическим особенностям человека — и поэтому требующие специального профессионального отбора. Это, например, работа человека-оператора в условиях повышенной стрессогенной обстановки, требующая возможно более быстрого и при этом не алгоритмизированного поведения в аварийных ситуациях (такова работа авиадиспетчера крупного аэропорта). Далеко не все люди при всем их желании могут выполнять эту работу на должном уровне. Другие профессии не предъявляют столь жестких требований к людям, овладевающим ими. Тем не менее индивидуально-физиологические и индивидуально-психологические особенности людей должны быть обязательно учтены при выработке на их основе индивидуального стиля деятельности. В решении этой задачи также может помочь специалист в области психологии труда.

Читать реферат по психологии: «Основные отрасли психологии»

назад (Назад)скачать (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«ЗАПОРОЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет социальной педагогики и психологии Реферат

На тему: «Основные отрасли психологии» Выполнила:

Студентка 1 курса

Группа 3123-1

Волчкова В.Д.

Преподаватель:

Железнякова Ю.В. Запорожье 2013

СодержаниеВведение

Психология и естественные науки

Психология и общественные науки

Психология и технические науки

Отрасли психологии

Выводы

ЛитератураВведение В настоящее время психология представляет собой весьма разветвлённую систему наук. Надо сказать, что психология — очень молодая наука, ее появлению предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных и гуманитарных наук, поэтому до сих пор не определено, к какой области знаний ее отнести, возможно ей должно быть отведено совершенно особое место. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться, правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук. Проблемы, которые изучают различные отрасли психологии, являются актуальными и по сей день.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересует психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.

В данной работе мы рассмотрим проблему положения психологии среди других наук. Для этого мы сформулировали цель и задачи нашего исследования.

Итак, цель данной работы заключается в том, чтобы обобщить и сравнить существующие взгляды на положение психологии в системе наук.

Исходя из цели работы мы сформулировали следующие задачи:

· Дать общее представление о связях психологии с другими науками на основе существующих материалов;

· Описать основные отрасли психологии. Психология и естественные науки Я хотела бы сначала рассмотреть те отрасли психологии, которые примыкают к естественным наукам. Тесно связаны с некоторыми из них, в частности с медицинскими науками, две важнейшие отрасли психологии — патопсихология и нейропсихология.

Реферат: Основные отрасли психологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«ЗАПОРОЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет социальной педагогики и психологии

Реферат

На тему: «Основные отрасли психологии»

Выполнила:

Студентка 1 курса

Группа 3123-1

Волчкова В.Д.

Преподаватель:

Железнякова Ю.В.

Запорожье 2013

Содержание

Введение

Психология и естественные науки

Психология и общественные науки

Психология и технические науки

Отрасли психологии

Выводы

Литература

Введение

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвлённую систему наук. Надо сказать, что психология — очень молодая наука, ее появлению предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных и гуманитарных наук, поэтому до сих пор не определено, к какой области знаний ее отнести, возможно ей должно быть отведено совершенно особое место. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться, правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук. Проблемы, которые изучают различные отрасли психологии, являются актуальными и по сей день.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересует психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.

В данной работе мы рассмотрим проблему положения психологии среди других наук. Для этого мы сформулировали цель и задачи нашего исследования.

Итак, цель данной работы заключается в том, чтобы обобщить и сравнить существующие взгляды на положение психологии в системе наук.

Исходя из цели работы мы сформулировали следующие задачи:

· Дать общее представление о связях психологии с другими науками на основе существующих материалов;

· Описать основные отрасли психологии.

Психология и естественные науки

Я хотела бы сначала рассмотреть те отрасли психологии, которые примыкают к естественным наукам. Тесно связаны с некоторыми из них, в частности с медицинскими науками, две важнейшие отрасли психологии — патопсихология и нейропсихология.

Патопсихология (от греч pathos — страдание, болезнь) — раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни. Анализ патологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме. В этом состоит основное отличие П., интерпретирующей данные исследования в категориях психологической теории, от психопатологии — области психиатрии, изучающей патологию психики на основе общеклинических категорий (возникновение и исход болезни как клинически закономерная смена симптомов и синдромов). При этом если клинические (психопатологические) исследования обнаруживаются, описывают и систематизируют проявления нарушенных психических процессов, то П. вскрывает характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике симптомам. П. изучает психические расстройства в первую очередь экспериментально-психологическими методами. Прикладное значение П. в практике медицины проявляется в использовании полученных в эксперименте данных для дифференциальной диагностики расстройств пеихики, установления степени выраженности психического дефекта в интересах экспертизы (судебной, трудовой, военной и т. д.), оценки эффективности проводимого лечения по объективным характеристикам динамики психического состояния больных, анализа возможностей личности больного с точки зрения ее сохранных сторон и перспектив компенсации утраченных свойств в целях выбора оптимальных психотерапевтических мероприятий, проведения индивидуальной психической реабилитации. Значение П. исследований для психологии заключается в возможности более глубокого познания закономерностей функционирования и развития нормальной психики, изучения категорий психической нормы, психического здоровья, а также факторов, активизирующих или тормозящих развитие личности в ходе ее онто- и социогенеза. П. относится к числу наиболее интенсивно и плодотворно развиваемых областей отечественной медицинской психологии. Основы современной П. заложены в трудах советских психологов А.Р.Лурии <#»317″ src=»doc_zip1.jpg» />

Рис.1. Структура общей психологии

Специальные отрасли психологии, тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включает генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Рис.3. Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию

Генетическая психология (от греч. происхождение) — отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека, изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Она прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека. Методы генетической психологии направляются на выявление стадий и этапов в развитии психики, переходов от низших ее форм к высшим, что позволяет получать знания о психических феноменах в их динамике. До недавнего времени основное внимание исследователи уделяли детству и отрочеству. Но постепенно в сфере интересов ученых перемещаются на аспекты жизни, связанные со зрелостью, старостью и приближением смерти, что составляет примерно 3/4 жизненного пути человека. Одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии, является швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896-1980).

Психофизиология — область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии. Изучает психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом — рассматривает соотношение мозга <#»justify»>1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М., 1988 (или более поздние издания). — Лекция 1.

. Иванников В. А. Отрасли психологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 40 — 67; Иванников В.А. Психология сегодня. — М., 1981.

. Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 352 с.


Теги: Основные отрасли психологии  Реферат  Психология

Доклад Отрасли психологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ШАКАРИМА
ГОРОДА СЕМЕЙ

Историко-педагогический факультет

название факультета

Кафедра«Психология»

Доклад

на тему «Отрасли психологии»

(тема доклада)

Выполнил:

Студент 1 курса

группы ДПиП838В

Суразакова И.В.___________

(имя, фамилия студента)

Проверил:

Руководитель старший преподаватель кафедры психологии

Нурмухамбетова К.М. _________

(Ф.И.О. руководителя)

Семей-2018

Психология — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы.

Определение дано из Википедии.

Современная психология – это наука, которая включает в себя многочисленные разделы, объединенные одним предметом – психикой. Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой её аспект, в каких условиях. Поэтому классификация разделов психологии является условной, пересекающейся, меняющейся. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают развитие психики в деятельности.

В настоящее время система психологических наук продолжается активно развиваться, правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук. Их в свою очередь можно разделить нафундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Общая психология систематизирует экспериментальные данные, полученные в различных областях психологической науки, разрабатывает фундаментальные теоретические проблемы психологии, формулирует основные принципы, категории, понятия, закономерности, составляет фундамент развития всех отраслей и разделов научной психологии. Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными научными понятиями. В свою очередь, эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, психология познавательных процессов (мышления, восприятия, воображения и т.д.).

Общая психология включает в себя следующие разделы:

Специальные (прикладные) отрасли психологии, тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей. Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления. Рассмотрим некоторые прикладные отрасли психологии.

Генетическая психология (от греческого происхождение) – отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека, изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Она прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека.

Психофизиология – область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии. Изучает психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом – рассматривает соотношение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в выполнении деятельности психической. Главная задача психофизиологии — причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.

Дифференциальная психология – раздел психологии, занимающийся изучением индивидуально–психологических различий. В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные социальные, классовые, этнические, возрастные группы.

Возрастная психологияотрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости (т.е. изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой). Возрастная психология составляет научное основание педагогической психологии.

Социальная психологияизучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста. По сферам применения можно выделить психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возрасты, имеющие свою существенную специфику, психологию профессионально-технического образования, психологию высшей школы.

Медицинская психология — отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследования входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с микросоциальным окружением. Структура медицинской психологии включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения. Наиболее общим из них является клиническая психология, включающая патопсихологию,нейропсихологию и соматопсихологию.

Патопсихология – раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни. Анализ патологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме. В этом состоит основное отличие патопсихологии, интерпретирующей данные исследования в категориях психологической теории, от психопатологии — области психиатрии, изучающей патологию психики на основе общеклинических категорий (возникновение и исход болезни как клинически закономерная смена симптомов и синдромов).

Сравнительная психология – отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии сопоставляют психику животных и человека, устанавливают специфику и причины сходства и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология.

Юридическая психология – отрасль, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Систему современной отечественной юридической психологии образуют криминальная психология, изучающая психологические механизмы преступного поведения и личность преступника; судебная психология, охватывающая широкий круг вопросов, связанных с судопроизводством, исправительная психология, разрабатывающая проблемы исправления правонарушителей; правовая психология, изучающая правосознание, принципы его воспитания, причины его деформации. В юридической психологии применяются все основные методы психологии: эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, разрабатываются и специфические для данной области знаний методы (например, психологический анализ материалов уголовного дела и др.).

Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психотерапия – комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную психотерапию, ставящую задачей содействие пациенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности. Методы клинической психотерапии — гипноз, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, рациональная терапия.

Ю.Л. Трофимов по направленности деятельности психологов на познание, исследования или преобразования психики выделяет три большие группы отраслей — теоретическую, научно-прикладную и практическую психологию.

Между отраслями психологической науки существуют тесные связи. Теоретическая психология нарабатывает систему психологических знаний, которые являются фундаментом научно-прикладной и практической психологии. Со своей стороны, научно-прикладная и практическая психологии обобщают средства теоретической психологии, что способствует постоянному обновлению системы понятий, категорий, принципов научной психологии.

К теоретической психологии относятся: общая психология, история психологии, экспериментальная, генетическая, социальная, сравнительная, дифференциальная психология, психофизиология, психология личности, моделирование психики.

К научно-прикладной психологии относится ряд отраслей, для которых характерны исследования и практическое использование знаний с целью оптимизации поведения и деятельности людей. Направления научно-прикладной психологии целесообразно различать по определенным признакам:

1) по виду деятельности и поведения человека она делится на следующие разделы:

психология труда исследует психологические закономерности трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда (НОТ), особенности формирования общетрудовых умений и навыков, влияние факторов производственной среды и технических средств труда на рабочего с целью повысить эффективность трудовой деятельности человека;

инженерная психология изучает особенности деятельности оператора автоматизированных систем управления, распределения и согласования функций между человеком и машиной, используя полученные знания в инженерно-психологическом проектировании, эксплуатации и оптимизации функционирования систем управления сложными техническими комплексами и технологическими процессами. Инженерная психология является важной составной эргономики — науки о законах взаимодействия оператора, машины и среды и закономерности функционирования систем «человек — машина»;

психология творчества исследует закономерности творческой (эвристической) деятельности, факторы стимуляции творческого поиска изобретателей, рационализаторов, условия развития личности и разрабатывает методы активизации творчества работников науки, техники, искусства, культуры,

психология «искусственного интеллекта» сосредоточивает внимание на разработке и использовании формальных моделей психики в создании различных интеллектуальных кибернетических систем, например, систем управления робототехникой, автоматизированного перевода, экспертных систем и тому подобное;

авиационная психология исследует психологические особенности деятельности человека в условиях полета, определяет психологические требования к профессии в подборе и подготовке авиационных кадров, способствует оптимизации работы летного персонала;

космическая психология изучает психологические проблемы деятельности человека в условиях невесомости, пространственной дезориентации во время пребывания в космосе, психологического напряжения, которое возникает в экстремальных ситуациях перегрузки организма или длительной изоляции от людей на орбите. Разрабатывает рекомендации по отбору кандидатов в космонавты, их подготовки, тренировки на специальных устройствах (тренажерах), формирование экипажей космических кораблей, психологической поддержки космонавтов в условиях полета;

военная психология имеет своим предметом факторы эффективного поведения человека в экстремальных условиях боевых действий, вопросы повышения боеспособности военнослужащих, подготовки военных кадров, управления войсками и боевой техникой, отношения между командирами и подчиненными, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и тому подобное;

психология управления и менеджмента осуществляет исследования процессов управления, организации совместной деятельности людей на политическом, социальном, экономическом, производственном и т.д. уровнях в государственном, региональном и местном масштабах с целью достижения положительных результатов в общественной жизни;

экономическая психология исследует роль человеческого фактора в решении экономических, хозяйственных проблем на макро- и микроэкономическом уровнях;

психология торговли изучает психологические особенности людей для формирования потребностей покупателей, правильной организации рекламы и продажи товара, повышение культуры обслуживания населения и т.д.;

экологическая психология исследует психологические факторы возникновения и решения проблем взаимосвязи между человеком и природой, оптимизации этой взаимосвязи, преодоления социально-психологических последствий природных и техногенных катастроф;

психология спорта изучает закономерности поведения людей в условиях спортивных соревнований, методы отбора, подготовки, организации деятельности спортсменов и их психологической реабилитации после участия в соревнованиях.

2) по психологическим аспектам развития человека в научно-прикладной психологии можно выделить следующие отрасли и направления:

возрастная психология исследует онтогенез психических свойств личности на разных возрастных этапах. Разделы возрастной психологии: психология дошкольника, психология младшего школьника, психология подростка, психология юноши, психология взрослого, геронтопсихология;

экологическая психология изучает психологические закономерности обучения и воспитания личности и состоит из следующих разделов: психология обучения, психология воспитания, психология учебно-воспитательной работы с аномальными и трудновоспитуемыми детьми;

психология аномального развития, или специальная психология, делится на следующие дисциплины: патопсихология (рассматривает отклонения в процессе развития психики, расстройства психики при различных формах мозговой патологии),олигофренопсихология (исследует патологические отклонения психического развития, связанные с врожденными пороками мозга), сурдопсихология (изучает особенности развития детей с недостатками слуха), тифлопсихология (помогает развиваться личностям детей со слабым зрением или незрячим).

3) по критерию психической нормы и болезни выделяют следующие дисциплины:

психология здоровья — наука о психологических основах здорового образа жизни, сохранения и улучшения здоровья человека;

медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и личности больного и делится на следующие направления: нейропсихология (исследует соотношение между психическими явлениями и физиологическими структурами мозга), психофармакология (наука о влиянии лекарственных веществ на психическую деятельность человека), психотерапия (изучает и использует средства психологического воздействия для лечения больных), психопрофилактика (исследует меры предупреждения психических заболеваний), психогигиена (наука о системе средств поддержания и обеспечения психического здоровья личности на должном уровне).

4) в контексте отношения к праву выделяют юридическую психологию, связанную с исследованием проблем реализации системы правового поведения психологическими средствами.

Юридическая психология имеет следующие подразделы:

судебная психология как наука о психологических особенностях поведения субъектов уголовного процесса;

криминальная психология, предметом которой являются психологические особенности личности правонарушителя, мотивы правонарушения и тому подобное;

исправительно-трудовая (пенитенциарная) психология, занимающаяся научными и прикладными вопросами изучения психики заключенного, методами исправления и перевоспитания его личности.

Практическая психология функционирует и развивается как система специальных психологических служб, направленных на оказание непосредственной помощи людям в решении их проблем.

Главная цель практической психологии — создать благоприятные социальные и психологические условия для деятельности человека во всех сферах жизни — от семейных отношений к управлению государством, оказать действенную помощь в развитии и защите их психического здоровья.

Основными функциями практической психологии является анализ и прогнозирование поведения и деятельности человека, активный социальное и психологическое воздействие, консультативно-методическая, просветительская, профилактическая, реабилитационная, консультационная и психологическая функции и т.п.

В структуре практической психологии выделяют ряд направлений или служб.

Психологическая служба семьи и социальной защиты населения работает в русле обеспечения, сохранения и развития национальных традиций и культуры семейной жизни, коррекции и профилактики семейных конфликтов, гармонизации сексуальных отношений; помощи детям, пострадавшим от религиозного экстремизма сект; социально-психологической поддержки молодой семьи, детей-сирот, пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны;

Психологическая служба системы образования психологически обеспечивает учебно-воспитательный процесс, работу с одаренными и недобросовестными учениками, профессиональную подготовку молодежи, работая с детьми, школьниками, студентами, учителями и преподавателями;

Психологическая служба системы здравоохранения занимается психологическим обеспечением лечебного процесса и реабилитации больных, инвалидов, психотерапией и психопрофилактикой, оперативной психологической помощью населению в экстремальных условиях психогенных, социальных, природных, экологических катастроф, индивидуальной помощью в преодолении последствий психотравмирующих ситуаций, предотвращением и устранением угрозы суицида и т.д.;

Практическая психология политической деятельности, управления и массовых коммуникацийосуществляет экспертизу законов и государственных программ, прогнозирования последствий управленческих решений, работу с персоналом органов управления и государственной администрации, повышение эффективности средств массовой коммуникации и тому подобное;

Практическая юридическая психология и социология занимается психологическим и социологическим обеспечением деятельности органов Министерства внутренних дел, Службы безопасности, суда, прокуратуры, пенитенциарной системы, работая с сотрудниками органов милиции, судьями, заключенными, правонарушителями, потерпевшими;

Практическая психология и социология экономики и бизнеса изучает психологические условия экономической деятельности, влияния на нее различных форм собственности, методы оптимизации ведения деловых переговоров и заключения сделок, маркетинга, рекламы, предоставляя консультативную помощь предпринимателям, экономистам, органам государственного управления, гражданам, представителям профсоюзов;

Практическая психология труда и профориентации осуществляет мероприятия по профинформации, профконсультации, профессиональному отбору, профадаптации, социально-психологическому обеспечению производства, созданию оптимальных условий для трудовой деятельности, помогая ученикам и студентам, рабочим и служащим предприятий, безработным и пенсионерам;

Социально-психологическая служба армии ведет работу по военной профориентации и профотбору, психологической подготовки военнослужащих, социально-психологическому обеспечению высокого уровня боеспособности солдат и офицеров Министерства обороны, Национальной гвардии и Службы безопасности;

Практическая психология и педагогика спорта осуществляет мероприятия по отбору, психологической подготовке, поддержке спортсменов, спортивных команд, тренеров в экстремальных условиях спортивных соревнований.

Между различными отраслями практической психологии существуют тесные связи, что обусловлено пересекающимся кругом их задач и сходностью методов психологической помощи в разных сферах человеческой деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д.

Каждое из этих направлений использует теоретико-методическое наследие общей психологии, но богато собственными методами, подходами и приемами.

Отметим, что прикладные отрасли не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в одной отрасли психологии используются знания или методы других ее отраслей. Например, космическая психология, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, тесно связана с инженерной психологией, медицинской и др.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сфер человеческой деятельности, ее рационализации и усовершенствования. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических закономерностей (полученных в результате исследований, например, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические закономерности.

Поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.

Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.

Таким образом, психология – научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Психология – наука разветвленная, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой.

Список используемой литературы

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2010. – 352 с.

Луковцева А.Л. Психология и педагогика. Курс лекций / А.Л. Луковцева. – М.: КДУ, 2008. – 192 с.

Немов С.Р. Общая психология. Краткий курс / С.Р. Немов. – СПб.: Питер, 2007. — 304 с.

Материалы с сайта http://www.studentu.ru

Реферат — Основные отрасли психологии и их характеристика

Оглавление

Введение

1. Психология и естественные науки

2. Психология и общественные науки

3. Психология и технические науки

4. Другие отрасли психологии

Выводы

Литература

Введение

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.

Таким образом, современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Рассмотрим отрасли психологии подробнее. Тема данной работы: Основные отрасли психологии и их характеристика.

1. Психология и естественные науки

Рассмотрим сначала те отрасли психологии, которые примыкают к естественным наукам. Тесно связаны с некоторыми из них, в частности с медицинскими науками, две важнейшие отрасли психологии — патопсихология и нейропсихология.

Патопсихологиязанимается исследованием, диагностикой, коррекцией и профилактикой различных психологических нарушений в основном при психических (реже — при соматических) заболеваниях как у взрослых, так и у детей. Как это происходит, поясним на нескольких примерах. Существуют патопсихологические методики, с помощью которых можно установить какие-либо нарушения тех или иных психических процессов. С помощью методики классификации, например, можно изучить особенности процессов обобщения у разных категорий психически больных, которые отличаются от способов обобщения у людей, называемых практически здоровыми. Больному предъявляется несколько десятков карточек, на которых нарисованы различные предметы домашнего обихода, растения, животные и др., и предлагается разложить их в кучки (сгруппировать) по принципу «что к чему подходит».

Нейропсихология изучает специфические «вклады», которые те или иные мозговые структуры (подкорковые образования, зоны мозговой коры и т.п.) вносят в протекание психической деятельности (что имеет самое непосредственное отношение к решению фундаментальной проблемы «психика и мозг»), а также занимается диагностикой и коррекцией соответствующих нарушений при самых разнообразных локальных поражениях мозга. Таким образом, нейропсихология (так же, как и патопсихология) решает как фундаментальные, так и прикладные задачи.

Тесно связана с биологическими науками и зоопсихология, изучающая особенности поведения и психического отражения животными ихмира на разных ступенях эволюции.

Психофизиологияизучает нейрофизиологические механизмы психических процессов.

2. Психология и общественные науки

Впоследние годы связи психологии с общественными науками особенно усилились. Так, социальная психологияв тесном союзе с социологией изучает конкретные особенности психологии людей, обусловленные их включением в различные (большие и малые) социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Хотя значительное внимание уделяется в социальной психологии изучению психологии больших социальных групп (классов, наций и пр.), излюбленным объектом исследования является прежде всего малая группа. По определению известного отечественного психолога Г.М.Андреевой, малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

Исследования межличностных отношений в малой группе происходят с помощью различных методов, одним из которых является так называемый социометрический метод. Он был разработан американским психологом Дж. Морено и кажется очень простым в применении (на самом деле проведение социометрии в группе — особое искусство, которому специально обучают будущих профессиональных психологов).

В последнее время (особенно в нашей стране) чрезвычайную остроту приобрел вопрос о межнациональном общении. На интуитивном уровне люди догадываются, что многие межнациональные конфликты обусловлены различием психологии участвующих в этих конфликтах людей. Эти различия призвана изучать этнопсихология, которая разрабатывает психологические методы изучения особенностей образа мира у представителей разных этносов, специфики национального характера, этнических стереотипов и др. Этнические особенности образа мира проявляются, в частности, в художественной литературе, в народной поэзии, сказках, обычаях и т. п., поэтому для реконструкции образа мира различных народов необходимо использовать, наряду с психологическими, методы других гуманитарных дисциплин, занимающихся этой же проблемой, например этнографии и литературоведения.

Предмет исторической психологии— конкретно-исторические особенности потребностно-мотивационных и познавательных процессов людей разных исторических эпох. В тесном контакте с историей и другими дисциплинами она пытается реконструировать образ мира людей, от которых остались лишь тексты разного рода — рукописи, произведения искусства, оружие, предметы быта и т.п. Это очень сложная задача. И тем не менее некоторые историки, для которых в истории человечества наиболее интересна повседневная жизнь людей и их психология, не один раз пытались решать подобные задачи в своих трудах, посвященных в основном человеку средневековой Европы.

Надо отметить, что историческая психология находится в самом начале своего оформления как психологическая дисциплина, и одна из основных ее проблем — проблема методов изучения текстов с целью реконструкции психологии создававших их авторов и их современников.

К конкретным общественным наукам (экономике, юриспруденции, политологии и пр.) имеют отношение также относительно недавно возникшие психологические дисциплины, которые занимаются проблемами «психологического обеспечения» деятельности людей в сфере политических отношений (политическая психология), в сфере права (юридическая психология), в экономике (экономическая психология) и др.

3. Психология и технические науки

Определенная связь существует у психологии с техническими науками, которые имеют отношение к созданию и использованию различных орудий как производственного, так и непроизводственного назначения (вспомним, что древнегреческое слово «techne» означало «мастерство, искусство, ремесло»). Из всех прикладных отраслей ближе всего к техническим наукам психология труда и инженерная психология.Первая отрасль изучает психологические особенности трудовой деятельности человека разных профессий, вторая — соответствующие особенности деятельности человека-оператора (главным образом, процессы информационного взаимодействия в системе «человек — машина»).

Известны случаи, когда введение изменений в производственный процесс не учитывало психологии участвующих в нем людей, и поэтому эффект от новшеств был минимален или даже отрицателен.

Психология труда занимается также проблемой профессиональной пригодности людей. Есть профессии (впрочем, их не так уж много), предъявляющие особые требования к психофизиологическим особенностям человека — и поэтому требующие специального профессионального отбора. Это, например, работа человека-оператора в условиях повышенной стрессогенной обстановки, требующая возможно более быстрого и при этом не алгоритмизированного поведения в аварийных ситуациях (такова работа авиадиспетчера крупного аэропорта). Далеко не все люди при всем их желании могут выполнять эту работу на должном уровне. Другие профессии не предъявляют столь жестких требований к людям, овладевающим ими. Тем не менее индивидуально-физиологические и индивидуально-психологические особенности людей должны быть обязательно учтены при выработке на их основе индивидуального стиля деятельности. В решении этой задачи также может помочь специалист в области психологии труда.

В группу отраслей психологии, связанных с техническими науками, можно (с определенной долей условности) поместить и педагогическую психологию— отрасль психологической науки, изучающую закономерности усвоения человеком социального опыта в учебно-воспитательной деятельности, которая также опосредствована особыми орудиями (техникой) учения. Приведем пример одной из психолого-педагогических концепций, где подобного рода орудия играют чрезвычайную роль. Это теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина(1902— 1988), которая в настоящее время все шире используется в практике обучения различным учебным предметам (в том числе за рубежом).

В теоретическом плане она базируется на идеях деятельностного подхода школы А. Н.Леонтьева, в которую входил и П.Я. Гальперин.

Педагогическая психология решает и задачи воспитания убеждений, формирования общественно значимых мотивов деятельности, что также требует соответствующих средств (техники воспитания). При решении этих задач педагогическая психология может сотрудничать с психологией искусства, которая, на наш взгляд, также имеет дело с «техникой» (орудиями) определенного рода. По мнению специалистов в области психологии искусства, эта отрасль психологии должна изучать процессы создания и восприятия произведений искусства, а также сами произведения под углом зрения представленных (объективированных) в их структуре приемов и средств воздействия на реципиента (читателя, зрителя и т.п.).

Одной из задач психологии искусства является изучение того, как именно (с помощью каких приемов) воплощаются в структуре произведения искусства значимые для автора смыслы, которые он предполагает передать (транслировать) зрителю. Приведем пример того, как могут воплощаться смыслы в структуре художественного произведения. Очень часто занимающая в реальности скромное место деталь пейзажа или внешнего облика персонажа «обыгрывается» автором в тексте художественного произведения, ставится им в центр повествования, обнаруживая авторское отношение к этому персонажу или происходящим событиям. Вспомним, например, как часто повторяются Л. Н.Толстым в описаниях портретов героев романа «Война и мир» детская улыбка Пьера, короткая губка с усиками маленькой княгини, лучистые глаза княжны Марьи и т. п. Для создания у читателя соответствующего эстетического переживания используются и другие приемы, например намеренно созданное автором противоречие между «содержанием» и «формой» произведения искусства.

Одной из отраслей психологической науки, которую также можно причислить к рассматриваемой нами группе психологических дисциплин, является психолингвистика, занимающаяся, в частности, проблемами психологии восприятия и порождения речевых высказываний и другими аспектами использования языка как важнейшего «психологического орудия» человека.

4. Другие отрасли психологии

Существуют отрасли психологии, которые не обнаруживают явного тяготения ни к одной из вышеперечисленных групп наук, а сохраняют отношения со всеми. К ним относится прежде всего возрастная психология.

Возрастная психология занимается изучением закономерностей психического развития человека от рождения до смерти (в последние годы определенной популярностью пользуются исследования пренатальной психологии, т.е. психологии еще не родившегося младенца; большее внимание стали уделять также психологическому изучению старческих возрастов), однако основные усилия возрастных психологов сосредоточены на периоде детства (поэтому иногда возрастную психологию, сужая ее предмет, называют «детской психологией»). Возрастному психологу приходится решать задачи, которые требуют от него знания и возрастной физиологии, и социально-психологических особенностей детских коллективов, и педагогики как искусства (техники) воздействия на ребенка в процессе обучения и воспитания, поэтому мы должны поместить возрастную психологию в центр нашего треугольника. При этом возрастной психолог, как и любой «отраслевой» специалист, решает как собственно прикладные, практические, так и теоретические задачи.

—PAGE_BREAK—

Возрастной психолог занимается консультативной работой, поскольку его советы часто бывают нужны родителям, которые сталкиваются с непослушанием ребенка, сложностями общения с ним и т.д. В то же время возрастная психология должна опираться на научные исследования механизмов психического и личностного развития ребенка на разных этапах онтогенеза. Занимаясь подобными исследованиями, возрастные психологи вносят свой вклад в решение проблемы движущих сил психического развития человека в целом.

Возрастную психологию иногда называют психологией развития, считая эти понятия синонимичными. Некоторые психологи с этим не согласны и выделяют психологию развития в отдельную отрасль фундаментальной психологии, считая, что она «представляет собой более общий и теоретический курс по сравнению с возрастной и детской психологией, своего рода их методологическую базу».

Любая отрасль психологии имеет свою методологическую базу и решает в той или иной форме прикладные задачи. Трудно представить себе, например, выделение из нейропсихологии отдельно психологической дисциплины, специально посвященной методологии нейропсихологических исследований. Поэтому мы считаем, что словосочетания «психология развития» и «возрастная психология» — синонимы. Впрочем, проблемы психологии развития в психологической науке разрабатываются и на более высоком уровне абстракции — а именно в общей психологии, которая принадлежит к собственно фундаментальным отраслям психологии.

Курсом общей психологии традиционно открывается обучение на психологических факультетах. Чаще всего она понимается как отрасль психологии, теоретически и экспериментально изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики в деятельности человека и животных. Как фундаментальная дисциплина она должна заниматься разработкой самых общих вопросов психологической науки, а именно определением ее объекта и предмета, разработкой методологического инструментария, включая принципы психологического познания, разработкой системы психологических категорий, познанием наиболее общих законов функционирования и развития психики (нормального и аномального) и т.п. Для этой цели служат как собственно теоретико-методологические, так и экспериментальные и другие эмпирические исследования отдельных аспектов изучаемой в психологии реальности, призванные подтвердить или опровергнуть те или иные теоретические предположения. Результаты общепсихологических разработок, производимых на известном уровне абстракции, необходимы для каждой конкретной отрасли психологической науки — будь то патопсихология или возрастная психология; напротив, результаты исследований в конкретных отраслях психологии обобщаются в общей психологии.

Поэтому овладение ею означает появление у каждого психолога профессионального мировоззрения и собственно психологического мышления.

Сверхзадачей общей психологии, как и любой фундаментальной дисциплины, является рефлексия психологической науки, обобщение результатов и достижений конкретных психологических дисциплин с целью определения перспектив развития психологической науки в целом. Аналогичную задачу ставит перед собой и другая важнейшая отрасль психологической науки — история психологии.Для психологии эта дисциплина имеет чрезвычайно важное значение.

Историю психологии (в отличие, быть может, от истории биологии, истории физики и т.п.) не следует воспринимать как некий «довесок» к современной психологии, который надо изучать лишь «для общего развития». Напротив, современное состояние психологической науки можно охарактеризовать как «живую историю», в которой сегодня благополучно сосуществуют едва ли не все ранее возникавшие варианты решения ее фундаментальных проблем. История психологии, изучающая на конкретно-историческом материале процессы становления и развития психологии как науки, механизмы научного творчества в психологии, причины и закономерности возникновения и распада научных школ и т.п., также выступает формой научно-психологической рефлексии, дополняя тем самым общую психологию.

Таким образом, без общей психологии и истории психологии невозможно «самопознание» (рефлексия) психологической науки, только первая решает эту задачу в синхроническом аспекте, вторая — в диахроническом.

Выводы

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию.

Литература

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М., 1988 (или более поздние издания). — Лекция 1.

Иванников В. А. Отрасли психологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 40 — 67; Иванников В.А. Психология сегодня. — М., 1981.

Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 352 с.


Реферат — Основные отрасли психологии и их характеристика

Оглавление

Введение

1. Психология и естественные науки

2. Психология и общественные науки

3. Психология и технические науки

4. Другие отрасли психологии

Выводы

Литература

Введение

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.

Таким образом, современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Рассмотрим отрасли психологии подробнее. Тема данной работы: Основные отрасли психологии и их характеристика.

1. Психология и естественные науки

Рассмотрим сначала те отрасли психологии, которые примыкают к естественным наукам. Тесно связаны с некоторыми из них, в частности с медицинскими науками, две важнейшие отрасли психологии — патопсихология и нейропсихология.

Патопсихологиязанимается исследованием, диагностикой, коррекцией и профилактикой различных психологических нарушений в основном при психических (реже — при соматических) заболеваниях как у взрослых, так и у детей. Как это происходит, поясним на нескольких примерах. Существуют патопсихологические методики, с помощью которых можно установить какие-либо нарушения тех или иных психических процессов. С помощью методики классификации, например, можно изучить особенности процессов обобщения у разных категорий психически больных, которые отличаются от способов обобщения у людей, называемых практически здоровыми. Больному предъявляется несколько десятков карточек, на которых нарисованы различные предметы домашнего обихода, растения, животные и др., и предлагается разложить их в кучки (сгруппировать) по принципу «что к чему подходит».

Нейропсихология изучает специфические «вклады», которые те или иные мозговые структуры (подкорковые образования, зоны мозговой коры и т.п.) вносят в протекание психической деятельности (что имеет самое непосредственное отношение к решению фундаментальной проблемы «психика и мозг»), а также занимается диагностикой и коррекцией соответствующих нарушений при самых разнообразных локальных поражениях мозга. Таким образом, нейропсихология (так же, как и патопсихология) решает как фундаментальные, так и прикладные задачи.

Тесно связана с биологическими науками и зоопсихология, изучающая особенности поведения и психического отражения животными ихмира на разных ступенях эволюции.

Психофизиологияизучает нейрофизиологические механизмы психических процессов.

2. Психология и общественные науки

Впоследние годы связи психологии с общественными науками особенно усилились. Так, социальная психологияв тесном союзе с социологией изучает конкретные особенности психологии людей, обусловленные их включением в различные (большие и малые) социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Хотя значительное внимание уделяется в социальной психологии изучению психологии больших социальных групп (классов, наций и пр.), излюбленным объектом исследования является прежде всего малая группа. По определению известного отечественного психолога Г.М.Андреевой, малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

Исследования межличностных отношений в малой группе происходят с помощью различных методов, одним из которых является так называемый социометрический метод. Он был разработан американским психологом Дж. Морено и кажется очень простым в применении (на самом деле проведение социометрии в группе — особое искусство, которому специально обучают будущих профессиональных психологов).

В последнее время (особенно в нашей стране) чрезвычайную остроту приобрел вопрос о межнациональном общении. На интуитивном уровне люди догадываются, что многие межнациональные конфликты обусловлены различием психологии участвующих в этих конфликтах людей. Эти различия призвана изучать этнопсихология, которая разрабатывает психологические методы изучения особенностей образа мира у представителей разных этносов, специфики национального характера, этнических стереотипов и др. Этнические особенности образа мира проявляются, в частности, в художественной литературе, в народной поэзии, сказках, обычаях и т. п., поэтому для реконструкции образа мира различных народов необходимо использовать, наряду с психологическими, методы других гуманитарных дисциплин, занимающихся этой же проблемой, например этнографии и литературоведения.

Предмет исторической психологии— конкретно-исторические особенности потребностно-мотивационных и познавательных процессов людей разных исторических эпох. В тесном контакте с историей и другими дисциплинами она пытается реконструировать образ мира людей, от которых остались лишь тексты разного рода — рукописи, произведения искусства, оружие, предметы быта и т.п. Это очень сложная задача. И тем не менее некоторые историки, для которых в истории человечества наиболее интересна повседневная жизнь людей и их психология, не один раз пытались решать подобные задачи в своих трудах, посвященных в основном человеку средневековой Европы.

Надо отметить, что историческая психология находится в самом начале своего оформления как психологическая дисциплина, и одна из основных ее проблем — проблема методов изучения текстов с целью реконструкции психологии создававших их авторов и их современников.

К конкретным общественным наукам (экономике, юриспруденции, политологии и пр.) имеют отношение также относительно недавно возникшие психологические дисциплины, которые занимаются проблемами «психологического обеспечения» деятельности людей в сфере политических отношений (политическая психология), в сфере права (юридическая психология), в экономике (экономическая психология) и др.

3. Психология и технические науки

Определенная связь существует у психологии с техническими науками, которые имеют отношение к созданию и использованию различных орудий как производственного, так и непроизводственного назначения (вспомним, что древнегреческое слово « techne » означало «мастерство, искусство, ремесло»). Из всех прикладных отраслей ближе всего к техническим наукам психология труда и инженерная психология.Первая отрасль изучает психологические особенности трудовой деятельности человека разных профессий, вторая — соответствующие особенности деятельности человека-оператора (главным образом, процессы информационного взаимодействия в системе «человек — машина»).

Известны случаи, когда введение изменений в производственный процесс не учитывало психологии участвующих в нем людей, и поэтому эффект от новшеств был минимален или даже отрицателен.

Психология труда занимается также проблемой профессиональной пригодности людей. Есть профессии (впрочем, их не так уж много), предъявляющие особые требования к психофизиологическим особенностям человека — и поэтому требующие специального профессионального отбора. Это, например, работа человека-оператора в условиях повышенной стрессогенной обстановки, требующая возможно более быстрого и при этом не алгоритмизированного поведения в аварийных ситуациях (такова работа авиадиспетчера крупного аэропорта). Далеко не все люди при всем их желании могут выполнять эту работу на должном уровне. Другие профессии не предъявляют столь жестких требований к людям, овладевающим ими. Тем не менее индивидуально-физиологические и индивидуально-психологические особенности людей должны быть обязательно учтены при выработке на их основе индивидуального стиля деятельности. В решении этой задачи также может помочь специалист в области психологии труда.

В группу отраслей психологии, связанных с техническими науками, можно (с определенной долей условности) поместить и педагогическую психологию— отрасль психологической науки, изучающую закономерности усвоения человеком социального опыта в учебно-воспитательной деятельности, которая также опосредствована особыми орудиями (техникой) учения. Приведем пример одной из психолого-педагогических концепций, где подобного рода орудия играют чрезвычайную роль. Это теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина(1902— 1988), которая в настоящее время все шире используется в практике обучения различным учебным предметам (в том числе за рубежом).

В теоретическом плане она базируется на идеях деятельностного подхода школы А. Н.Леонтьева, в которую входил и П.Я. Гальперин.

Педагогическая психология решает и задачи воспитания убеждений, формирования общественно значимых мотивов деятельности, что также требует соответствующих средств (техники воспитания). При решении этих задач педагогическая психология может сотрудничать с психологией искусства, которая, на наш взгляд, также имеет дело с «техникой» (орудиями) определенного рода. По мнению специалистов в области психологии искусства, эта отрасль психологии должна изучать процессы создания и восприятия произведений искусства, а также сами произведения под углом зрения представленных (объективированных) в их структуре приемов и средств воздействия на реципиента (читателя, зрителя и т.п.).

Одной из задач психологии искусства является изучение того, как именно (с помощью каких приемов) воплощаются в структуре произведения искусства значимые для автора смыслы, которые он предполагает передать (транслировать) зрителю. Приведем пример того, как могут воплощаться смыслы в структуре художественного произведения. Очень часто занимающая в реальности скромное место деталь пейзажа или внешнего облика персонажа «обыгрывается» автором в тексте художественного произведения, ставится им в центр повествования, обнаруживая авторское отношение к этому персонажу или происходящим событиям. Вспомним, например, как часто повторяются Л. Н.Толстым в описаниях портретов героев романа «Война и мир» детская улыбка Пьера, короткая губка с усиками маленькой княгини, лучистые глаза княжны Марьи и т. п. Для создания у читателя соответствующего эстетического переживания используются и другие приемы, например намеренно созданное автором противоречие между «содержанием» и «формой» произведения искусства.

Одной из отраслей психологической науки, которую также можно причислить к рассматриваемой нами группе психологических дисциплин, является психолингвистика, занимающаяся, в частности, проблемами психологии восприятия и порождения речевых высказываний и другими аспектами использования языка как важнейшего «психологического орудия» человека.

4. Другие отрасли психологии

Существуют отрасли психологии, которые не обнаруживают явного тяготения ни к одной из вышеперечисленных групп наук, а сохраняют отношения со всеми. К ним относится прежде всего возрастная психология.

Возрастная психология занимается изучением закономерностей психического развития человека от рождения до смерти (в последние годы определенной популярностью пользуются исследования пренатальной психологии, т.е. психологии еще не родившегося младенца; большее внимание стали уделять также психологическому изучению старческих возрастов), однако основные усилия возрастных психологов сосредоточены на периоде детства (поэтому иногда возрастную психологию, сужая ее предмет, называют «детской психологией»). Возрастному психологу приходится решать задачи, которые требуют от него знания и возрастной физиологии, и социально-психологических особенностей детских коллективов, и педагогики как искусства (техники) воздействия на ребенка в процессе обучения и воспитания, поэтому мы должны поместить возрастную психологию в центр нашего треугольника. При этом возрастной психолог, как и любой «отраслевой» специалист, решает как собственно прикладные, практические, так и теоретические задачи.

Возрастной психолог занимается консультативной работой, поскольку его советы часто бывают нужны родителям, которые сталкиваются с непослушанием ребенка, сложностями общения с ним и т.д. В то же время возрастная психология должна опираться на научные исследования механизмов психического и личностного развития ребенка на разных этапах онтогенеза. Занимаясь подобными исследованиями, возрастные психологи вносят свой вклад в решение проблемы движущих сил психического развития человека в целом.

Возрастную психологию иногда называют психологией развития, считая эти понятия синонимичными. Некоторые психологи с этим не согласны и выделяют психологию развития в отдельную отрасль фундаментальной психологии, считая, что она «представляет собой более общий и теоретический курс по сравнению с возрастной и детской психологией, своего рода их методологическую базу».

Любая отрасль психологии имеет свою методологическую базу и решает в той или иной форме прикладные задачи. Трудно представить себе, например, выделение из нейропсихологии отдельно психологической дисциплины, специально посвященной методологии нейропсихологических исследований. Поэтому мы считаем, что словосочетания «психология развития» и «возрастная психология» — синонимы. Впрочем, проблемы психологии развития в психологической науке разрабатываются и на более высоком уровне абстракции — а именно в общей психологии, которая принадлежит к собственно фундаментальным отраслям психологии.

Курсом общей психологии традиционно открывается обучение на психологических факультетах. Чаще всего она понимается как отрасль психологии, теоретически и экспериментально изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики в деятельности человека и животных. Как фундаментальная дисциплина она должна заниматься разработкой самых общих вопросов психологической науки, а именно определением ее объекта и предмета, разработкой методологического инструментария, включая принципы психологического познания, разработкой системы психологических категорий, познанием наиболее общих законов функционирования и развития психики (нормального и аномального) и т.п. Для этой цели служат как собственно теоретико-методологические, так и экспериментальные и другие эмпирические исследования отдельных аспектов изучаемой в психологии реальности, призванные подтвердить или опровергнуть те или иные теоретические предположения. Результаты общепсихологических разработок, производимых на известном уровне абстракции, необходимы для каждой конкретной отрасли психологической науки — будь то патопсихология или возрастная психология; напротив, результаты исследований в конкретных отраслях психологии обобщаются в общей психологии.

Поэтому овладение ею означает появление у каждого психолога профессионального мировоззрения и собственно психологического мышления.

Сверхзадачей общей психологии, как и любой фундаментальной дисциплины, является рефлексия психологической науки, обобщение результатов и достижений конкретных психологических дисциплин с целью определения перспектив развития психологической науки в целом. Аналогичную задачу ставит перед собой и другая важнейшая отрасль психологической науки — история психологии.Для психологии эта дисциплина имеет чрезвычайно важное значение.

Историю психологии (в отличие, быть может, от истории биологии, истории физики и т.п.) не следует воспринимать как некий «довесок» к современной психологии, который надо изучать лишь «для общего развития». Напротив, современное состояние психологической науки можно охарактеризовать как «живую историю», в которой сегодня благополучно сосуществуют едва ли не все ранее возникавшие варианты решения ее фундаментальных проблем. История психологии, изучающая на конкретно-историческом материале процессы становления и развития психологии как науки, механизмы научного творчества в психологии, причины и закономерности возникновения и распада научных школ и т.п., также выступает формой научно-психологической рефлексии, дополняя тем самым общую психологию.

Таким образом, без общей психологии и истории психологии невозможно «самопознание» (рефлексия) психологической науки, только первая решает эту задачу в синхроническом аспекте, вторая — в диахроническом.

Выводы

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М., 1988 (или более поздние издания). — Лекция 1.

2. Иванников В. А. Отрасли психологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 40 — 67; Иванников В.А. Психология сегодня. — М., 1981.

3. Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 352 с.

Основные отрасли психологии. Основная характеристика

Психология — это сравнительно молодая наука, которая оформилась в конце XIX века. Но за недолгий срок ее существования уже появилось большое количество направлений, которые смогли выделиться за счет многообразия практических и теоретических задач, стоящих перед ней. Благодаря этому, сформировалась очень богатая библиотека по психологии. Она в последние годы пополняется все большим и большим количеством современных научных и учебно-методических работ.

Основные отрасли психологии объединяет один-единственный предмет — психика. В основе их выделения находится то, какой аспект ее и в каких условиях изучается. Именно поэтому предлагаемая классификация на основные разделы условна и может с течением времени измениться.

Основные отрасли психологии следующие.

Общей психологией изучается практическая и познавательная деятельность человека. Благодаря полученным результатам в этой отрасли, сформировалось научное знание и понятия об основных принципах, а также система методов психологической науки.

В рамках социальной психологии постигаются основные закономерности общественного и индивидуального в психике человека, которые формируются при взаимодействии социума и личности, а также в группах. Эта отрасль появилась относительно недавно.

Возрастная психология психику исследует в онтогенезе (развитие от момента зачатия до смерти человека). В ней за время ее формирования уже смогло выделиться несколько разделов: детская (рассматриваются индивидуально-психологические особенности детей до шести лет), а также в зависимости от возрастного этапа (психология младшего школьного возраста, подростка, юноши, взрослого человека, а также геронтология).

В качестве предмета педагогической психологии выступает психика учащегося и преподавателя, которая рассматривается в рамках образовательного процесса, а также обучения и воспитания.

Имеются узконаправленные основные отрасли психологии. Остановимся более подробно на некоторых из них.

Мед. психология, либо как ее еще называют, клиническая, рассматривает психику в условиях телесной или душевной болезни. В ее рамках уже выделились: соматопсихология, патопсихология и нейропсихология.

Специальная психология рассматривает аномальное развитие человеческого сознания. В его рамках оформилась тифлопсихология, сурдопсихология и олигофренопсихология.

Психофизиология – это особая отрасль, которая изучает соотношение взаимодействия психического и биологического, физиологии ВНД и психологии. В последние годы очень активно стала развиваться психогенетика.

Психология труда психику рассматривает в условиях труда. В нее входят следующие разделы: психология творчества, спорта, рекламы, торговли; а также профессиональная психология (судебная, юридическая, политическая, военная, организационная, авиационная, космическая, инженерная и прочие).

Психолингвистика изучает речь как специфический вид психики, который использует языковые системы как внутреннее средство. В ее рамках выделяются такие разделы, как психосемантика и психосемиотика.

Дифференциальная (сравнительная) психология выявляет различия в психике людей: этнические, типологические, индивидуальные и другие.

Математическая психология вплотную занимается вопросами измерения в этой науке, способами количественного анализа тех результатов, которые были получены в психологических исследованиях.

Основные отрасли психологии, которые сформировались в настоящее время, позволяют представить ее как одну из фундаментальнейших и системообразующих дисциплин, будущее которой находится на стыке разнообразных наук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.