Движущие силы развития личности: Маслоу, Мэй и гуманизм
Время чтения 9 минут
Гуманистическая психология зародилась в 50-60-х годах XX века – именно в это время впервые стали обращать внимание на такие движущие силы развития личности, как потребность в самоидентификации, реализации творческого потенциала, жизненном смысле. Новый подход повлиял на многие сферы жизнедеятельности человека. Родители, вместо того, чтобы сковывать младенцев пеленками, впервые решают следовать модной тогда системе Спока и окружать их заботой и любовью.
Более внимательными стали и врачи – заболевание больше не рассматривалось в отрыве от человека, принимая во внимание психологические причины болезней. Один из основоположников гуманизма, Абрахам Маслоу, говорил: «Если вы намерено собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастной личностью». Мы рассмотрим идеи самых ярких представителей гуманистической психологии, история их возникновения, а также то, как менялись взгляды на человеческую личность с развитием гуманизма.
<<Оглавление>>
Виктор Франкл: воля к смыслу
Один из самых ярких представителей гуманистического направления в психологии был Виктор Эмиль Франкл. Вопреки судьбе, он прожил длинную жизнь – с 1905 по 1995 годы. 1941-й был роковым годом для австрийских евреев – Австрия стала частью нацистской Германии. Виктор Франкл тогда уже был признанным профессионалом в области психиатрии и неврологии. Он выступал с научными докладами, изучал закономерности развития личности. В этом же году Франкл получает предложение эмигрировать в Америку. У его родителей не было возможности с ним уехать. Но, оставаясь дома, Франкл рисковал собственной жизнью. Срок действия визы заканчивался, а ученый так и не мог принять решения. Ведь на всех его родственников, пока он оставался на своей должности, распространялась защита от депортации в концлагерь. При переезде она снималась. Но однажды после работы Франкл зашел в храм, чтобы найти там спокойствие и привести в порядок мысли. На полу он увидел клочок бумаги с надписью: «Почитай отца твоего и мать твою, и будешь долголетен на земле». В этот момент им было принято решение. По прошествии девяти месяцев больница, в которой он работал, была закрыта. Сам Франкл, как и члены его семьи, стали узниками концентрационного лагеря.
Вместе с другими заключенными Франкл создал систему психологической поддержки заключенных, стараясь предотвратить самоубийства. Особую помощь он старался оказать самым немощным – старикам, страдающим от эпилепсии или других нервных расстройств, асоциальным личностям. Франкл и его помощники понимали – движущие силы развития личности и ее выживания заключаются в воле к жизни. Без нее человек очень быстро терял всякие шансы на то, чтобы остаться живым. Франкл был освобожден из концлагеря в 1945 году американскими войсками. Свой опыт Франкл передал в книге «Психолог в концлагере». Она создавалась им в уме с 41-го по 45-й годы, а была надиктована на микрофон за 9 дней.
Логотерапия Франкла
Логотерапия, созданная Франклом, основывается на главном положении – движущие силы развития личности заключаются в стремлении обрести жизненный смысл. Слово «логос» в переводе с греческого языка значит «смысл». Главная задача логотерапии – помочь человеку найти «нечто такое», что может сделать его жизнь наполненной этим содержанием. Это особый смысл, который может осуществить только этот человек, и никто другой.
Человек существует в трех плоскостях – это тело (соматика), душа и дух. Первые два измерения тесно связаны между собой. Как подчеркивал Франкл, вместе они образуют то, что ученые называют «психосоматикой». Третье измерение – духовное. Именно на нем фокусируется созданная Франклом психотерапия. Здесь находятся понятия любви, совести, эстетики. Духовность – это одна из главных отличительных черт, которая отделяет человека от царства животных.
Следующей исключительно человеческой чертой Франкл считал свободу выбора. Франкл подчеркивал, что свобода выбора проявляется человеком каждую секунду – ведь он является существом, которое принимает решения. Свобода проявляется независимо от окружения, внешних обстоятельств, собственной наследственности и инстинктов. Находясь в концлагере, ученый вскоре обнаружил: многие люди, попадая в эти условия, утрачивают способность мыслить независимо. К примеру, когда фашисты приказывали «Лежать!» и направляли на узников оружия, большинство сразу же повиновалось этому приказу. Но были и те, кто как бы «зависал» на несколько мгновений, лишь после этого выполняя приказ. Виктор Франкл задавал вопрос этим людям: что они делают в течение этих нескольких секунд? Он узнал, что эти свободные люди спрашивают самих себя, хотят ли они упасть или продолжать стоять. И их выбор был упасть, так как они ценили свободу и собственную жизнь.
Следующим фактором, который свойственен человеку, является чувство ответственности. Человек не только имеет свободу выбора – он должен знать, для чего она ему необходима. Ответственность перед собой, Богом или совестью – это обязанности, которые человек должен выполнить. Как и другие движущие силы развития личности, ответственность принадлежит к духовному измерению. Логотерапия помогает человеку понять, что только он ответственен за свой жизненный выбор.
Теория А. Маслоу
Абрахам Маслоу является одним из основоположников гуманизма. Как и другие представители гуманистического направления в психологии, он старался придерживаться следующего принципа: изначально человек добр и хорош. Ученый считал, что психология не должна исследовать только больных людей – сама наука будет гораздо здоровее, если ее предметом будут также здоровые люди. Исследуя эту категорию, Маслоу пришел к выводу: главным признаком психологически здорового человека является самоактуализация, или стремление максимально реализовать свои личные возможности, внутренний потенциал. Тот, кто сумел добиться реализации своих способностей, называется самоактуализированным человеком. Самоактуализация расположена на самой вершине знаменитой пирамиды Маслоу.
Можно не знать своего истинного призвания, но если человек испытывает желание, то рано или поздно приходит к процессу самоактуализации. Движущие силы и факторы развития личности, которые обозначил в своей теории Маслоу, следующие: это ощущение безопасности внутри себя, понимание собственного совершенства, своих потенциальных возможностей, честность перед самим собой, готовность меняться. Маслоу подчеркивал, что «… люди должны быть теми, кем они могут быть». Поэты должны писать стихи, врачи – лечить людей, ученые – заниматься исследованиями.
Признаки здорового человека по Маслоу
Маслоу выделил движущие силы развития личности, которые свойственны здоровым людям. Это следующие признаки:
- Адекватность восприятия. Здоровый человек отличается более эффективным взаимодействием реальности. Он может отличить факты от своих страхов, желаний или общественного шаблонного мнения. Быстро разоблачает ложь;
- Спонтанность. Самоактуализирующийся человек отличается спонтанностью — но она проявляется скорее в его образе мыслей и воображении, нежели в поведении. Он соблюдает общественные нормы – но больше из уважения, чем их страха;
- Принятие. Психологически здоровый человек умеет принимать себя и других такими, какие они являются. Он способен также удовлетворять свои насущные потребности – в пище, сне и сексе. Из последнего логически вытекает, что он практически не подвержен отвращению;
- Служение, концентрация на проблеме. Здоровый человек не занимается лишним самокопанием – у него для этого слишком много дел. Свои проблемы он уже решил, и целиком посвящает себя делу;
- Отстраненность. Самоактуализирующийся человек не только не боится одиночества – он получает от него наслаждение. В сложной ситуации он способен от нее отстраниться, что часто расценивается окружающими как эмоциональная холодность или снобизм. Но на самом деле так здоровый человек защищает собственную психику;
- Автономия. Движущие силы развития личности заложены внутри самого здорового человека – поэтому он не нуждается в социуме, чтобы продолжать нормальную жизнедеятельность. Эта независимость дает самоактуализирущейся личности большую устойчивость при столкновении с трудностями;
- Свежесть восприятия. Здоровый человек способен находить новизну даже в обыденных вещах. Секс и вкусная еда доставляют ему не меньше удовольствия, чем музыка или природа;
- Высшие переживания. Маслоу называл их также «пиковыми» — это вдохновение, трепет, благодать. Для того, чтобы испытывать их, здоровые люди не нуждаются в алкоголе или наркотиках;
- Ощущение общности с человечеством. Здоровый человек способен испытывать сострадание и сопереживать. Его отношение к человечеству сравнимо с братским.
Помимо этого, здоровых людей отличают чувство юмора, наличие устойчивых моральных принципов, креативность, демократичность, а также избирательность во взаимоотношениях с людьми.
Критика гуманистического подхода
Некоторые авторы считают, что движущие силы и факторы развития личности не могут быть исчерпаны полным принятием, которое предлагает гуманизм. Этот подход сравнивается с женским подходом. Для женщины ее ребенок всегда самый лучший. Каким бы он не был, мать всегда его примет и пожалеет. Сын всегда любим ею. Не так с отцом: «Чтобы ты имел право называться моим сыном, ты должен сделать это и это». Но без отцовского подхода человек не учиться ставить перед собой цели, бороться с возникающими трудностями. Без материнского принятия он вырастает жестоким, становится неспособным сострадать.
Возникший в середине ХХ века гуманизм был ответной реакцией на, административный, авторитарный подход. Ему противостоит еще одно направление в психологии, созданное Франком Фаррелли – так называемая провокативная психотерапия. Ее смысл состоит в критике действий клиента – тем самым считается, что это поможет ему парадоксальным образом преобразовать свою жизнь. Движущие силы развития личности в психологии, основанной на провокациях, являются мишенью для критики. Считается, что критика должна пробудить эти силы, и клиент будет стараться доказать терапевту свою значимость. Рамки применения этой ветви необходимо четко понимать каждому специалисту и любителю.
Провокативная психотерапия мало чем поможет человеку с низкой самооценкой, тревожной или депрессивной личности. Здесь не исключен обратный эффект – и гуманистический подход может оказаться куда более эффективным.
Гуманистическая психология пришла на смену господствовавшему бихевиоризму и психоанализу. Бихевиоризм рассматривал человека как биологический компьютер. Для него нет понятий «хороший» или «плохой». Для бихевиористов человеческая психика является набором сложных функций. Однако гуманизм никогда не противостоял бихевиористсткому подходу, поскольку они находятся в разных областях.
Те, кто критикуют гуманистический подход за его излишнюю любовь к человеческому существу, должны понимать: движущие силы развития личности не всегда и не у каждого можно пробудить действия при помощи прямых указаний и критики.
Ролло Мэй
Еще один представитель гуманистического направления, работы которого до сих пор остаются одними из лучших – Ролло Мэй. Он родился 21 апреля 1909 года в Соединенных Штатах. Впоследствии Мэй сменит имя, полученное при рождении (Рис Мэй) на Ролло. Родители Мэя плохо ладили друг с другом. Кроме Риса, его родители имели еще шестерых детей, старшая сестра Мэя страдала шизофренией. Окончив колледж, Мэй переезжает в греческий город Салоники, где занимается преподаванием английского языка. Мэй начинает посещать лекции Альфреда Адлера. В 1933 году возвращается в Штаты, где начинает обучение богословию и одновременно занимается психотерапией.
В 1940 году Мэй выпускает книгу, получившую огромный успех – «Истоки творческой жизни». Однако вскоре после этого он скупает все остатки тиража, так как, по его словам, он перестал верить тому, что сам написал ранее. Еще одним поворотным пунктом в судьбе Мэя было его заболевание туберкулезом. Тогда оно было смертельно опасным. Полтора года Мэй проводит в схватке за жизнь. После выздоровления Мэй решил порвать с религией. Большую опору для себя он находит в психологии. Ролло Мэй стал одним из первых американских исследователей, которого интересовали движущие силы и факторы развития личности в русле экзистенциальной психологии.
Мэй исследовал феномены свободы и тревоги. Свобода заключается в том, что каждый человек имеет способность управлять своим развитием. Обладая сознанием и самосознанием, мы можем поступать соответственно нашему пониманию. Но человеческая жизнь также соотносится и с теми конкретными обстоятельствами, которые никому изменить не под силу, или с судьбой. Судьба предопределяет жизнь человека. При этом у него все же остается свобода реагировать на обстоятельства тем или иным способом, сотрудничать с судьбой, или же самому бросать ей вызов. Движущие силы развития личности в психологии Мэя противостоят человеческим зависимостям, неосознанности. Освобождение происходит тогда, когда человек начинает делать сознательный выбор.
Движущие силы развития личности: щадящий гуманизм
Гуманистическая психология, главным предметом которой стали закономерности развития личности, ее взаимодействие со своей судьбой, самоактуализация, стала несомненным феноменом науки о человеке. Впервые человек стал рассматриваться в свете его ценности, уникальности и неповторимости. Именно в русле гуманистического направления обращающийся за помощью впервые стал называться не пациентом, а Клиентом – тем, кто может управлять своей жизнью и по желанию ее преобразовывать. Движущие силы развития личности в психологии, созданной Фрейдом, пошли по пути полной предопределенности человеческой судьбы. Направление бихевиоризма также снимает с человека любую ответственность за свои поступки. Главным свойством личности является свобода, позволяющая разорвать порочный круг стимулов внешней среды и реакций на них.
23. Движущие силы развития и понимание личности в зарубежной психологии.
Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ребенком и родителями), сами по себе еще не становятся двигателем развития. Только интериоризуясь, вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу, они становятся источником его активности, направленной на разрешение внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения. Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, кризисные явления, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, и болезненные ее нарушения, психоневрозы.
Фрейд выделил три основные структуры личности: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego). Оно представляет собой источник всей побудительной энергии, которая необходима для жизненной активности человека. Эта энергия изначально присуща сексуальным и агрессивным влечениям, которые составляют существенную часть Оно. Основной принцип функционирования Оно — принцип удовольствия. Оно ищет наслаждения и избегает боли, стремится к немедленной и тотальной разрядке. Полная противоположность Оно — Сверх-Я, которое представляет систему ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе, а также идеалы и наказания, которых человек ожидает, если правила будут нарушены. Эго — это подструктура личности, ответственная за принятие решений. Эго, функционируя в соответствии с принципом реальности, стремится удовлетворить желания Оно, согласовав их с требованиями Сверх-Я. Оно, Я и Сверх-Я находятся в постоянной борьбе, сильные конфликты между этими структурами могут приводить к психическим и соматическим заболеваниям.
В отличие от Фрейда К.Г.Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту. В личности Юнг выделял три структуры: эго, личное и коллективное бессознательное. В эго представлено все, что человек осознает. Личное бессознательное содержит подавленные и вытесненные из области сознания переживания, а также скопления комплексе, представляющих собой связки мыслей и чувств. Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов — архетипов, в которых заключен опыт всего человечества, предрасполагающий к реагированию определенным образом на то, что происходит с человеком.
Феноменологическая теория личности. Феноменологическое направление подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Этот подход исходит из того, что объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Другой важный тезис, лежащий в основе данного подхода, заключается в том, что человек способен сам определять свою судьбу, он свободен в принятии решений относительно своей жизни и в то же время несет полную ответственность за то, что он собой представляет. Третье положение феноменологического подхода отражает позитивную природу человека и его стремление к самореализации, развитию, совершенствованию.
Наиболее последовательно феноменологический подход прослеживается во взглядах американского психолога К.Роджерса. Он считал, что люди — это позитивные и разумные создания, искренне желающие жить в гармонии с собой и другими. Движущая сила развития личности, согласно Роджерсу, — тенденция к актуализации, т.е. стремление сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие свои качества, заложенные природой.
Диспозициональная теория личности. Данное направление часто называют теорией черт, так как его представители предполагали, что люди обладают некими предрасположенностями (диспозициями) к реагированию определенным образом на различные ситуации, эти диспозиции были названы чертами. Другими словами люди постоянны в своих действиях, мыслях и чувствах вне зависимости от обстоятельств, событий и жизненного опыта. Каждая личность уникальна, понять ее можно через описание ее конкретных черт. Наиболее влиятельными представителями данного направления считают Гордона Олпорта (1897—1967), Ганса Айзенка (1916—1997) и Раймонда Кэттэлла (1905—1998).
Поведенческие теории личности. Это направление иногда называют теориями научения, так как его основным тезис — утверждение о том, что личность — это тот опыт, который человек приобрел в жизни, то, чему он научился. Главным источником развития личности является среда в широком смысле слова, а в качестве основных элементов личности выступают рефлексы и социальные навыки. В поведенческих теориях личности выделяют два основных направления. Первое представлено работами известных американских психологов Дж.Уотсона и Б.Скинера, в которых изложены основные идеи классического бихевиоризма, согласно которым поведение человека детерминировано внешними обстоятельствами и может быть описано с помощью формулы: S->R. По мнению представителей второго направления, поведение человека регулируется не столько внешними, сколько внутренними факторами, такими как цели, ожидания, самовосприятие. Представители этого направления — Альберт Бандура и Джулиан Роттер.
Когнитивные теории личности. Основоположником этого подхода был американский психолог Дж.Келли (1905— 1967). Он считал, что человек — это исследователь, пытающийся понять, что с ним происходит, и предсказать, что с ним произойдет в будущем. В связи с этим на поведение человека большое влияние оказывают когнитивные и интеллектуальные процессы. Человек воспринимает и интерпретирует мир с помощью определенных моделей, которые Келли назвал конструктами. Личность — это организованная система важных конструктов, т.е. личность — это то, как человек воспринимает и истолковывает свой жизненный опыт. Дружба, любовь, нормальные взаимоотношения возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты.
Все перечисленные выше теории личности пытаются ответить, пожалуй, на самый сложный вопрос современной науки: что такое человек, каковы его сущность и движущие силы его развития и т.д. И каждая из них представляет свое видение, свои фрагмент общей картины того сложного и целостного, что называется личностью.
38. Движущие силы психического развития человека. Психология личности
38. Движущие силы психического развития человека
Движущие силы психического развития человека сложны и многообразны. Непосредственными движущими силами развития ребенка являются противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения, воспитания и деятельности. К таким противоречиям относятся, например, противоречия между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; противоречия между возросшими физическими и духовными потребностями и старыми сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; между растущими требованиями со стороны общества, коллектива, взрослых и наличным уровнем психического развития.
Указанные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором они проявляются. Например, у младшего школьника существует противоречие между готовностью к самостоятельной волевой деятельности и зависимостью поведения от наличной ситуации или непосредственных переживаний. Для подростка наиболее остры противоречия между его самооценкой и уровнем притязаний, с одной стороны, и переживанием отношений к нему со стороны окружающих, а также переживанием своего реального положения в коллективе – с другой; противоречие между потребностью участвовать в коллективе; противоречие между потребностью участвовать в жизни взрослых в качестве полноправного члена и несоответствием этому своих возможностей.
Разрешение этих противоречий происходит через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется – противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается.
Психическое развитие нельзя сводить к тому, что с возрастом увеличивается объем внимания, развитие не есть процесс только количественных изменений, свойств и качеств. Психическое развитие не сводится также и к тому, что с возрастом увеличивается объем внимания, произвольность психических процессов, смысловое запоминание и так далее, уменьшается детская фантазия, импульсивность в поведении, острота и свежесть восприятия. Развитие психики связано с появлением в определенные возрастные периоды качественно новых особенностей, так называемых «новообразований» (чувство взрослости у подростков, потребность в жизненно-трудовом самоопределении в ранней юности).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Движущие силы и условия развития личности.
1. Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности.
1.1. Постановка вопроса о соотношении наследственности и среды в развитии личности человека.
1.2. Теория конвергенции двух факторов В.Штерна.
1.3. Теория конфронтации двух факторов З. Фрейда.
1. Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности. К числу вечных вопросов науки относится проблема соотношения биоло-гического и социального в человеке. В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями: соотношение среды и наследственности; сте-пень «животности» и степень «человечности» в личности; роль «ситуации» и «диспозиции» (черт личности, прошлого опыта, задатков) в объяснении причин поведения лич-ности; внутренняя и внешняя детерминация развития личности; объективные и субъективные факторы ее раз-вития; соотношение социального и индивидуального в по-ступках личности и ее восприятия мира и т.п. Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «ситуации», «общества», «объективной» и «внешней» детерминации развития личности, как бы ни разли-чались их позиции в интерпретации всех этих понятий, находят множество аргументов в пользу того, что человек представляет собой продукт воздействующих на него об-стоятельств, из анализа которых можно, вывести общие закономерности жизни личности.
Кто будет отрицать самые обычные факты того, что поведение личности ребенка изменяется в саду, школе, на спортплощадке, в семье. Под влиянием других людей ребенок начинает копировать их манеры, усваивает в об-ществе разные социальные роли, получает из школьной «среды» массу новых знаний. У людей разных культур — разные обычаи, традиции и стереотипы поведения. Без анализа всех этих «внешних» фак-торов вряд ли удастся предсказать поведение личности. В сфере этих фактов и черпают свои аргументы сторонники различных теорий «среды», начиная со старых позиций «эмпиризма», согласно которым пришедший в мир чело-век — «чистая доска», на которой «среда» выводит свои узоры, — до концепции современного «ситуационализма» (В.Мишель) в теориях личности. В этих появившихся в 70-х гг. XX века концепциях личности с упорством отста-ивается мнение о том, что люди изначально не делятся на честных и бесчестных, агрессивных и альтруистичных, а становятся таковыми под давлением со стороны «ситуации». Был проведен ряд подтверждающих эту позицию экспериментальных исследований, варьирующих «независимые» внешние пе-ременные.
Однако, по мнению известного психолога начала XX в. Вильяма Штерна, старые нативистские уста-новки (native — врожденное) опираются на не менее до-стоверные факты, поддерживающие концепцию «наследственности», традиционно объясняю-щей развитие и поведение личности врожденными задат-ками, конституцией человека и, наконец, его генотипом. В более современной и не столь жестко привязанной к врожденным факторам форме теория «наследственности» выступает в различных «диспозиционных» подходах к личности, исходящих при объяснении поведения из «врож-денных» или «приобретенных» черт личности, характеро-логических особенностей, то есть различных внутренних факторов, которые определяют, прежде всего, индивидуаль-ные различия в поведении человека. Какой бы пагубной ни была «среда», настоящие таланты пробивают себе дорогу, их задатки могут прорасти в любых, даже неблагоприят-ных внешних условиях. Так утверждают представители тео-рии «наследственности» в ее традиционном варианте. Но кто станет спорить, что человек, как и любое другое живое существо, обладает многими общими с животными формами поведения: ест, пьет, спит, размножается. В письме А.Эйнштейну основатель психоанализа З.Фрейд констатирует, что человеку от природы присуща агрессивность. Один из специалистов в области изучения мотивации поведения личности Х.Хеккаузен выделяет три параметра индивидуального действия лично-сти, которые нельзя объяснить с помощью внешних «си-туационных» или «средовых» факторов.
Первый параметр — это степень соответствия действия человека действиям других людей. Чем больше действие че-ловека отклоняется от типичных действий большинства людей, тем вернее, что за ним стоят «внутренние» лич-ностные факторы — внутренние «диспозиции» (предрас-положенности к действиям). В зале библиотеки все, как правило, сидят за своими местами, а один человек, не-смотря на недоуменные взгляды окружающих, становит-ся коленями на стул и пишет. Этот человек имеет тенденцию к нонконформности или же обладает индиви-дуальным поленезависимым стилем поведения.
Второй па-раметр — степень соответствия действия человека его же действиям в других происходящих в близкое время ситуаци-ях.
Третий параметр индивидуального действия — степень его соответствия действиям, которые имели место в про-шлом в сходных ситуациях (стабильность во времени). Если при повторяющейся сходной ситуации человек ведет себя по-иному, то есть основания, чтобы объяснить подобную перемену его поведения «внутренними», «индивидуальными», а не «средовыми», «социальными» факторами. Подобного рода устойчивость индивидуальных действий личности, как бы ни менялась вокруг «среда», используется представителями теории черт личности в дискуссиях со сторонниками «ситуационных» концепций личности.
Представления о «наследственной» и «средовой» де-терминации развития личности сохранились и в настоящее время. Отечественный психолог А.Г. Асмолов считает, что в их основе лежит механистический «линейный» детерминизм, вызывающий резкие возражения. В конце 20-го дискуссия о соотношении «средового» и «наследственного» факторов была переведена в плоскость экспериментальных исследований, в частности исследований проблемы устойчивости и из-менчивости свойств человека в изменяющихся ситуациях. Раскрывая ограниченность этих противоборствующих под-ходов, А.М.Эткинд обращает внимание на результат, ставший итогом эксперименталь-ных исследований в этой области: за реальную изменчи-вость поведения различия между ситуациями, взятые сами по себе, отвечают лишь в 10% случаев. Подобный итог исследований, за которыми стоит постановка проблемы «среда или диспозиция», лишний раз убеждает в том, что проблема исходно поставлена в некорректной форме. Но если ни ситуация сама по себе, ни личность сама по себе не определяют большинство человеческих поступков, то что же их определяет? Ответ на этот вопрос в самых раз-ных подходах к исследованию причин поведения личнос-ти звучит следующим образом: взаимодействие между личностью и ситуацией, взаимодействие между средой и наследственностью.
Выход из положения был найден в различного рода двухфакторных теориях детерминации развития личности, которые до сих пор определяют постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке, а также методы ее изучения.
Существует два наиболее распространенных варианта двухфакторных теорий, или, как их иногда называют, «концепций двойной детерминации развития» личности человека: теория конвергенции двух факторов (В.Штерн) и теория конфронтации двух факторов (З.Фрейд).
Теория конвергенции двух факторов. В.Штерн, предло-живший эту теорию, писал, что его концепция представляет компромиссный вариант между теориями «среды» и теориями «наследствен-ности»: «Если из двух противоположных точек зрения каж-дая может опереться на серьезные основания, то истина должна заключаться в соединении их обеих: душевное развитие не есть простое воспроизведение прирожденных свойств, но и не простое восприятие внешних воздей-ствий, а результат конвергенции внутренних данных с вне-шними условиями развития. Эта «конвергенция» имеет силу, как для основных черт, так и для отдельных явлений раз-вития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что в нем происходит извне? Что изнутри?» Так как и то и другое принимает участие — только неодинаковое в разных случаях — в его осуществ-лении». Иными словами, В.Штерн считает, что личность выступает как продукт социальной среды, то есть соци-ального фактора, так и наследственных диспозиций, ко-торые достаются человеку от рождения, то есть биологического фактора. Социальный фактор (среда) и биологический фактор (диспозиция организма) приво-дят к возникновению нового состояния личности. Впоследствии Г.Олпорт специально подчеркнул, что предложенная В.Штерном схема или принцип «конвер-генции» не является собственно психологическим прин-ципом, а взаимодействие сил «среды» и «сил», исходящих из организма, является выражением диалектического вза-имоотношения организма и среды.
Схема конвергенции, предложенная философом и психологом В.Штерном, является по своему характеру методологической схемой, выходящей за рамки психологии. Дискуссии о соотношении биологического и социального, длящиеся более ста лет между биологами, социологами, психологами, меди-ками и т.п. после выделения схемы «конвергенции» двух факторов («сил»), опирались на эту схему как на нечто само собой разумеющееся. Нередко независимо от В.Штерна и Г.Олпорта эта схема характеризовалась как «диалек-тическое» взаимодействие двух факторов. Но, А.Н.Леонтьев предостерегал против легкомыс-ленной «псевдодиалектики», за которой стоит признанная самим В.Штерном эклектическая позиция, исходный д-ализм механистически сложенного биологического и со-циального в жизни человека.
Теория конфронтации двух факторов. Другой теорией, пытающейся решить вопрос о детерминации развития личности, а тем самым вопрос о взаимодействии биоло-гического и социального, является теория конфронтации двух факторов, их противоборства. Эта теория выступила в психоанализе З.Фрейда, а затем в индивидуальной пси-хологии А.Адлера, аналитической психологии К.Юнга, а также многих представителей неофрейдизма (Э.Фромм, К.Хорни и др.). В менее явной форме идея о конфликте между биологическим и социальным проявилась в боль-шинстве направлений изучения личности в современной психологии.
З.Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть поняты, исходя из изучения двух принципов душевной деятельности — принципа стремления к удовольствию (избегания неудовольствия) и принципа ре-альности. В соответствии с принципом реальности «душев-ный аппарат» человека вынужден считаться с реальными отношениями мира, а также стремиться преобразовать их. Благодаря «воспитанию» удается временно примирить те силы, которые сталкиваются из-за противоборства принципа реальности и принципа удовольствия. Если человек, побуждаемый либидозной энергией, стремится к получению удовольствия, то реальная социальная среда накладывает свои нормы, свои запреты, препятствующие достижению той или иной потребности. С позиции внешнего наблюдателя конфронтация двух факторов предстает как конфликт между культурой, обществом и влечениями личности. Во внутреннем плане конфронтация биологического и социального обозначается З.Фрейдом через изначальный конфликт между различными инстанциями лич-ности — «Сверх-Я» и «Оно». Сверх-Я представляет в организации личности социальные нормы, усвоенные в ходе развития субъекта под давлением принципа реальности, а Оно в основном отражает спрятанное в глубине орга-низма природное начало.
Теория конфронтации двух факторов неоднократно подвергалась критическому анализу в психологии и философии. При этом подчеркивалось, что в мировоззрен-ческом плане предложенные З.Фрейдом схемы влекут за собой резкое противопоставление: «личность» и «обще-ство». По мнению А.Г. Асмолова, пансексуализм психоаналитической теории З.Фрей-да, его настойчивое стремление видеть в метаморфозах либидонозных первичных порывов объяснительный прин-цип любых проявлений не только жизни личности, но и общественных движений в истории человечества, привел к появлению «отступников» в рядах сторонников психо-анализа. Многочисленные попытки вначале К.Юнга и А.Адлера, а затем К.Хорни, Э.Фромма и многих других неофрейдистов ограничить сферу действия либидозных порывов как объяснительного принципа развития личности шли по пути «социологизации» психоанализа, а также поиска фактов, доказывающих ограниченное значение сексуальных влечений в жизни
28. Движущие силы развития личности в различных концепциях: представление в когнитивных теориях.
При изучении психологии развивающегося ребенка всегда уделялось большое внимание мышлению и речи, потому что они составляют основу интеллекта. Этой проблемой занимались Л.С.Выготский, Н.Б.Шумакова, Ж.Пиаже, Дж.Брунер и др. Остановимся более подробно на теории Ж. Пиаже.
Пиаже детально изучил развитие мышления вплоть до того момента, когда оно соединяется с речью, особенно мышления наглядно-действенного и наглядно-образного. Он считал, что мышление складывается задолго до того, как оно становится речевым. Пиаже были выделены логические структуры мышления, названные операциями. Операция – мыслительное действие, обладающее св-вом обратимости. По мнению Пиаже, суть интеллектуального развития ребенка состоит в овладении операциями. Знание – это процесс. Знать – значит действовать в соответствии с имеющимися знаниями. Действия могут осуществляться в уме или практически. Основной целью разумного поведения, или мышления, Пиаже считал адаптацию к окр.среде. Способы адаптации названы им схемами. Схема – повторяющаяся структура или организация действий в определенных ситуациях. Это могут быть простые движения, комплекс двигательных умений, навыков или умственных действий. Основными механизмами, благодаря к-ым ребенок переходит с одной стадии развития на другую, Пиаже назвал ассимиляцию, аккомодацию и равновесие. Ассимиляция — действие с новыми предметами на основе уже сложившихся умений и навыков. Аккомодация – стремление изменить свои умения и навыки в рез-те изменившихся условий и в соответствии с ними. Пиаже полагал, что надо стремиться к тому, чтобы ассимиляция и аккомодация всегда находились в равновесии, потому что, когда ассимиляция доминирует над аккомодацией, мышление становится ригидным, поведение – негибким. А если аккомодация превалирует — то возникают проблемы в обучении. Равновесие между ассимиляцией и аккомодацией обеспечивает разумное поведение. Достижение равновесия – трудная задача. К равновесию необходимо стремиться, и важно, чтобы оно присутствовало на всех уровнях интеллектуального развития. Благодаря ассимиляции, аккомодации и равновесию происходит когнитивное развитие, продолжающееся на протяжении всей жизни ч-ка.
На основании теории развития, Пиаже выдвинул гипотезу о существовании стадий интеллектуального развития. По Пиаже, существует 4 такие стадии:
— Сенсомоторная стадия (от рождения до 18–24 месяцев). Ребенок становится способным к элементарным символическим действиям. Происходит психологическое отделение себя от внешнего мира, познание себя как субъекта действия, начинает осуществляться волевое управление своим поведением, появляется понимание устойчивости и постоянства внешних объектов, осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда не воспринимаются через органы чувств.
— Дооперационная стадия (от 18–24 месяцев до 7 лет). Дети начинают пользоваться символами и речью, могут представить предметы и образы словами, описать их.
— Стадия конкретных операций (с 7 до 12 лет). Этот возраст называется так потому, что ребенок, пользуясь понятиями, связывает их с конкретными объектами. Дети могут выполнять гибкие и обратимые операции, совершаемые в соответствии с логическими правилами, логически объяснять выполненные действия, рассматривать разные точки зрения, они становятся более объективными в своих оценках, приходят к интуитивному пониманию следующих логических принципов
— Стадия формальных операций (после 12 лет и продолжается в течение всей жизни ч-ка). Становится более гибким мышление, осознается обратимость умственных операций и рассуждений, появляется способность рассуждать, используя абстрактные понятия; развивается способность к системному поиску способов решения задач с просмотром многих вариантов решения и оценкой эффективности каждого из них.
Пиаже считал, что на развитие интеллекта ребенка влияют созревание, опыт и действительное соц.окружение (обучение, воспитание). Он полагал, что биологическое созревание организма играет определенную роль в интеллектуальном развитии, а сам эффект созревания заключается в открытии новых возможностей организма для развития. Пиаже полагал также, что успех обучения зависит от уровня интеллектуального развития, уже достигнутого ребенком.