Джон локк психология: Локк, Джон — Википедия – 6. 8. Эмпирическая психология и сенсуализм Джона Локка

Автор: | 25.12.2017

6. 8. Эмпирическая психология и сенсуализм Джона Локка

Джон Локк(1632—1704) родился в небольшом городе Рингтоне , недалеко от города Бристоля, в семье провинциального адвоката. В 1652 году он закончил Вестминстерскую школу и в этом же году как ее лучший ученик был принят в Оксфордский университет, который со степенью бакалавра закончил в 1656 г . и остался в университете в качестве преподавателя древнегреческого языка. Получив в университете отказ в степени доктора медицины, Локк в 1667 году принимает предложение графа Шефтсбери стать домашним врачом и воспитателем его сына. Граф был противником режима Реставрации, и Локк оказался в среде участников политической борьбы в Англии. Случалось, что покровитель Локка попадал в королевскую тюрьму, и тогда Локку приходилось эмигрировать на контитент. В эмиграции он был дважды: с 1675 по 1679 г . во Франции и с 1683 по 1689 г . в Голландии.

В 1689 г . Локк возвратился на родину навсегда и за короткий период — с 1689 по 1695 г . — написал все свои философские работы. В 1689 г . появляется его первая печатная работа — «Письмо о веротерпимости». В 1690 г . выходит главный философский труд Локка «Опыт о человеческом разумении», благодаря которому он становится вскоре знаменитым и влиятельнейшим философом Европы. В этом же году выходят второе «Письмо о веротерпимости» и «Два трактата о правлении». В 1693 г . появляется трактат «Некоторые мысли о воспитании», а в 1695 г . — работа «Разумность христианства». В это же время Локк занимался активной политической деятельностью и оказывал большое влияние на некоторые реформы, проводимые в это время в Англии.

Главная научная проблема, занимавшая Локка, — определение пределов, условий и реальных возможностей человеческого познания. Как и Т. Гоббс, Локк исходил из идеи опытного происхождения знания.           В связи с этим он подвергает критике Декартову теорию «врожденных идей». Ей он противопоставляет следующие положения: 1) не существует ни врожденных идей, ни принципов; 2) ни один человеческий разум, каким бы сильным и мощным он ни был, не способен сформировать или изобрести идеи, также как уничтожить уже существующие идеи; 3) источником и пределом разума является опыт.           Критике теории врожденных идей Локк посвящает первую книгу «Опыта». Он ставит задачу опровергнуть основной аргумент, используемый для подтверждения наличия врожденных идей — всеобщее согласие. Локк считает, что всеобщее согласие людей по поводу идей, если бы оно даже существовало, можно было бы объяснить и без ссылки на их «врожденность».           Опираясь на данные медицины, детской психологии, этнографии, Локк доказывает, что в действительности всеобщего согласия (а значит, врожденных идей) не существует. Факты убеждают, что у маленьких детей и умственно отсталых взрослых людей, дикарей отсутствуют отвлеченные идеи о тождестве, противоречивости, Боге, нравственных принципах. Но если эти идеи ими не осознаются, значит, они не даны человеку от рождения.           Об отсутствии врожденных моральных принципов свидетельствуют случаи аморального поведения отдельных людей и народов, не вызывающие у них мук совести. Более того, разные народы руководствуются различными моральными нормами. Ссылкой на разнообразие культур опровергает Локк также вывод о врожденности идеи Бога: есть народы, у которых «нет даже имени для обозначения Бога, как нет ни религии, ни культа». Указанные аргументы приводят Локка к однозначному и категорическому отказу от идей априоризма. В то же время им признается наличие врожденных анатомо-физиологических задатков, от которых зависит способность приобретения знания посредством опыта.           Разум человека, по Локку, способен комбинировать идеи, пришедшие к нему из опыта, но не может изобретать их сам. Источником для развития разума выступает опыт. Из него она получает материал для познания. Ученый является одним из основоположников эмпиризма в европейской философско-психологической мысли XVII в.           «Давайте предположим, что душа представляет собой, так сказать, белый лист, без единой буквы, без всяких идей. Каким образом появится на ней что-нибудь? Откуда происходит это разностороннее содержимое, которое с почти бесконечной изобретательностью начертала трудолюбивая и неограниченная фантазия человека? Откуда добывается весь материал разума и познания? Отвечу одним словом: из ОПЫТА. Именно на нем основано все наше познание и из него же оно берет начало».           Локк выделял

два источника и типа опыта — ощущение материальных предметов и внутреннюю деятельность души. Из этих двух источников опыта возникают два разных типа «простых идей»: «идеи ощущения» и «идеи рефлексии». К идеям Локк относил ощущения, образы восприятия и памяти, чувства.           Ощущение — итог взаимодействия человека с миром, воздействия внешних предметов на органы чувств. Внешний мир выступает, таким образом, как главный источник идей. Локк утверждает, что познание начинается с чувств, что «нет ничего в интеллекте, чего бы ни было до этого в ощущениях». Ощущения дают идеи отдельных вещей.           Наряду с идеями, которые доставляют органы чувств, возникают идеи, порождаемые рефлексией как особой внутренней деятельностью души, заключающейся в восприятии ею собственных состояний.           И простые идеи ощущения и простые идеи рефлексии становятся предметом осмысления сознанием; из них как из строительного материала возникает все содержание сознания, и только на их основе начинается сам процесс мышления. Локк пишет: «… я не вижу повода считать, что душа начинает думать до того, как органы чувств принесут ей идеи; и по мере того, как возрастает их количество, они удерживаются в памяти, душа, путем упражнения во всех своих частях, улучшает свою способность думать. Затем, приводя в порядок эти идеи и рефлексируя, душа наращивает свое достояние, а вместе с ним совершенствует свои способности запоминать, воображать, рассуждать и использовать другие способы мышления».           Каково же соотношение внутреннего и внешнего опыта? Приоритет Локк отдает внешнего опыту, которому отводится роль исходного, первичного, базового источника познания.
Внешний опыт доставляет чувственные идеи, которые становятся материалом для рефлексивного осмысления. Рефлексия является вторичным процессом, обусловленным внешним опытом человека
. Это особое «внутреннее чувство», внутренний опыт, опыт об опыте.           Если внешний опыт связан со сферой чувственных образов, то продуктом рефлексии как мыслительного процесса являются рациональные знания (сложные идеи, понятия). Из этого вытекает заключение о связи рационального познания с чувственным. Тем самым Локк преодолевает дуализм чувственного и рационального, представленный в концепциях Декарта, Лейбница, Спинозы. Наметив связь внутреннего и внешнего опыта, Локк в то же время не увидел их причинной зависимости. Рефлексия у него опирается на чувственные данные, черпает в них материал для переработки и осмысления, но не вырастает из внешнего опыта. Ее основой выступает особая рефлексирующая духовная субстанция.           Отсюда следует понимание сознания у Локка как восприятия душой того, что происходит в ней самой. Это определение сознания как непосредственного восприятия своих мыслей стало манифестирующим положением интроспективной психологии. Объектом сознания при таком подходе выступают не внешние предметы и явления, а идеи (образы, представления, чувства и т.д.) в том их виде, в каком они предстают перед внутренним взором наблюдающего за ними субъекта.           Из этого постулата выводилось и понимание предмета психологии, в качестве которого выступают явления сознания, порождаемые внешним опытом, исходящим от органов чувств, и внутренним опытом, накапливаемым разумом индивида.           Локк развивает
учение о первичных и вторичных качествах
, выдвинутое впервые Демокритом, а также представленное в работах Декарта и Г. Галилея. Первичные качества — это «реальные качества тел, которые всегда находятся в них (т.е. плотность, протяженность, форма, количество, движение или состояние покоя…)». Они объективны и воспроизводятся в идеях в виде точных своих отражений и копий.
Вторичные качества
— «комбинации первичных качеств» (вкус, цвет, запах и т.п.). Они носят субъективный характер, являются результатом воздействия объекта на субъект и представлены в виде идей, неадекватных реальным качествам вещей (в реальности такие качества отсутствуют.           Ощущения как исходный простой элемент опыта — это отпечатки внешних воздействий в органе чувств, и их возникновение не требует активной деятельности души. Но простые элементы чувственного опыта дают материал, который начинает перерабатываться душой, и побуждают, тем самым, ее активность: она начинает «комбинировать идеи друг с другом и таким образом формировать сложные идеи, кроме того, она способна отделять некоторые идеи от остальных, с которыми они связаны (следовательно, абстрагировать), и формировать новые идеи».           Сложные идеи строятся путем комбинирования простых идей, осуществляющегося на основе механизмов
ассоциации, соединения, отношения, обособления
.           Локк вводит само понятие «ассоциация«, обозначая им процесс связи психических явлений, впервые описанный Аристотелем и рассматриваемый Декартом, Гоббсом, Спинозой. Но ассоциация у него не является основным механизмом психической деятельности. Более того, она определяется как проявление ложных, случайных связей, «вид сумасшествия». Приоритет он отдает тем способам образования сложных идей, которые совершаются под контролем разума (соединение, сравнение, абстрагирование).           Познание понимается Локком как установление степени согласованности идей. «Мне кажется, познание — это именно восприятие и понимание связи и согласованности либо несогласованности и контраста между нашими идеями. Лишь в этом заключается познание». Очевидно, что при таком понимании сущности познания критерием его истинности выступает внутренний опыт человека, что отражает субъективный характер воззрений Локка.

Локк выделяет 3 уровня познания:

Чувственное познание, являясь исходным моментом познавательного процесса, в то же время оценивается как недостаточно надежное. Наиболее достоверное знание обеспечивается интуитивным познанием, представляющим собой явление непосредственной очевидности. Истина здесь воспринимается «непосредственно». Этот род познания, согласно Локку, «самый ясный и достоверный из всех, на какие способен слабый человеческий ум… здесь нет места для колебаний, сомнений или проверок, так как сама душа наполняется непосредственно ясным светом понимания. От интуиции зависит достоверность и очевидность нашего познания…».           Таким образом, в истории психологии Дж. Локк занимает особое место. Он является создателем сенсуалистической теории познания. В его работах опровергаются учение о врожденных истинах, преодолевается дуализм чувственного и рационального. Введенное им понимание рефлексии как единственного и достоверного знания о душевной деятельности определяет его место как родоначальника интроспективной эмпирической психологии. Локк стоит у истоков ассоциативной психологии.

Как Джон Локк понимал природу сознания и каково его понимание души? Какое значение Локк придавал опыту?

Английский философ, педагог и врач Джон Локк (16321704) в своей основной философской работе «Опыт о челове­ческом разумений» развивал идеи ассоцианизма, заложенные Томасом Гоббсом, и эмпирической психологии, начало кото­рой положил Ф. Бэкон.

Так же как Гоббс, Локк считал опыт единственной основой происхождения всех знаний, которыми обладает человек, и от­вергал постулат Декарта о наличии у человека неких врожденных идей, благодаря которым он развивается и адаптируется к реаль­ности. «В сознании нет ничего, чего бы прежде не было в опыте». Локк приводит Несколько доказательств своей теории.

1. Каждый человек обладает разными способностями, на­пример к логике или математике, в то время как наличие врож­денных идей давало бы всем людям — и ребенку, и взрослому, и умному, и глупцу — одинаковые знания. А мы прекрасно зна­ем, что это не так.

2. Наличие врожденных идей обусловливает существование в обществе одинаковых этических норм, законов морали, вероис­поведания и даже языка, но так как все это не является в действи­тельности правдой, вывод заключается в том, что никаких врожденных идей у человека нет. Интересно, что различия в людях, обществах, культурах и, наконец, нациях Локк объясняет именно разным опытом, присутствующим у того или иного человека—представите­ля какой-либо общности — и у всего общества в целом.

Локк был сторонником эмпирического изучения явлений или процессов сознания и считал его обязательным призна­ком душевных явлений, духовной силой, которая объединяет наличные переживания и придает им целостность, делает из них личность.

Изучая сознание как предмет психологии, Локк ставит на первое место опыт как основу формирования сознания человека, отмечая при этом, что источником опыта всегда являются ощу­щения и рефлексия.

Идеи, возникающие из внешнего мира, доставляют до со­знания ощущения. Однако Локк не ограничивается только вне­шними идеями и выделяет еще и внутренние идеи (так называе­мые внутренние ощущения), которые доставляются до созна­ния с помощью рефлексий, или самонаблюдения, т. е. анализа и размышлений ума. Этот процесс получил Название интроспек­ции и стал для Локка основным методом практического изучения содержаний сознания в интроспективной психологии.

Понятие о душе. Локк был противником фантазий и теоретизи­рований в науке и, как уже говорилось, основывал свою теорию на опыте, выбрав в качестве метода наблюдение. Этот же принцип он применял и к изучению души, говоря, что его не интересует воп­рос о природе души, так как он ничего не дает для понимания и эмпирического изучения явлений сознания. Локк понимал душу сообразно с выдвинутым им принципом опыта как основы фор­мирования сознания человека. Это означает, что душа, как и все в сознании человека, является «чистым листом», и все содержания души возникают при жизни из опыта, а не имеют врожденных, божественных идей. Таким образом, душа понимается Локком как пассивная, но способная к восприятию среда.

Эссе Джон Локк — История психологии

ЛИЧНОСТЬ И ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ ДЖОНА ЛОККА

Комментарий

  • Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавлять комментарии.

Preview text

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» Институт социальных и политических наук Департамент психологии История психологии ЛИЧНОСТЬ И ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ ДЖОНА ЛОККА Эссе студента 1 курса Рябухиной А. А. Екатеринбург 2016 В российских школах предмет философия как таковой не изучается, но из школьного курса обществознания, истории и других наук мы кое-что узнаем о философах и общественных деятелях минувших эпох. Так, все мы, даже если специально не интересуемся философией, знаем имена Платона и Аристотеля, наверняка слышали о Декарте и Канте, о Марксе и Ницше. Но имя английского философа XVII века Джона Локка вспомнят немногие. О нем на удивление мало говорится в школьной программе, он не имеет прямого отношения к российской истории, а его философия не такая необычная, как у античных философов, Шопенгауэра или Ницше. Между тем Локк широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Он оказал огромное влияние в области политической философии и теории познания. Главная работа Локка в области теоретической философии – «Опыт о человеческом разуме». Здесь он излагает свои взгляды по вопросам теории познания и закладывает основы эмпиризма. В области философии политики влияние Локка было так велико и продолжительно, что наряду с основателем эмпиризма его считают основателем философского либерализма. Что касается психологии, то в этой области наибольшее значение оказала теория познания Локка. Но и этическая, и педагогическая, и политическая теории Локка также повлияли на психологию, поскольку они глубоко подействовали на общественное сознание. Так кем же был Джон Локк? Каковы его главные философские идеи? Какое влияние они оказали на психологию? Джон Локк (1632–1704) родился в небольшом городке Рингтон на западе Англии, в семье мелкого чиновника-юриста. Отец его был пуританином и боролся на стороне парламента. Так, мальчик с самого детства понял, что означает принадлежать к преследуемому меньшинству. Однако вскоре Локк разочаровался в пуританах, наблюдая их произвол, когда те пришли к власти. сдержанным, бережливым и скромным. Однако он был достаточно общителен, имел много друзей и любил детей. Хотя он, как и Декарт, Спиноза, Гоббс и многие другие философы XVII века не был женат (этот феномен заслуживает того, чтобы ему была посвящена диссертация), в годы, проведенные в Оксфорде, у Локка был роман, который, по его словам, «лишил его рассудка». Когда роман закончился, рассудок вернулся, и философия и психология существенно обогатились за счет того, что больше такого с Локком никогда не случалось» [11]. Свою главную работу «Опыт о человеческом разуме» Локк сочинял, находясь в Голландии, в годы перед Славной революцией 1688 года. Тогда он не мог без серьезного риска принять участие в английской политике. Но когда Локк возвращается на родину, то его политические теории развиваются современниками и активно воплощаются на практике. Б. Рассел в «Истории западной философии» пишет: «Локк является наиболее удачливым из всех философов. Он закончил свою работу по теоретической философии как раз в тот момент, когда правление в его стране попало в руки людей, которые разделяли его политические взгляды. В последующие годы наиболее энергичные и влиятельные политики и философы поддерживали и на практике и в теории взгляды, которые он проповедовал. Его политические теории, развитые Монтескье, отражены в американской конституции и находят применение повсюду, где существует спор между президентом и конгрессом. На его теории еще около пятидесяти лет тому назад основывалась британская конституция, и так же обстояло дело с французской конституцией, принятой в 1871 году» [8]. В «Опыте о человеческом разуме» видна характерная особенность Локка, которая распространяется на все либеральное направление, – это отсутствие догматизма. От схоластической философии Локк унаследовал лишь немногие неизменные истины, а именно убеждение в нашем собственном существовании, существовании Бога и истинности математики. В своей теории Локк приходит к выводу, что разумный человек будет придерживаться собственных взглядов, сохраняя при этом определенную долю сомнения. Локк был глубоко верующим человеком, истинный христианин, он принимал откровение за источник знания. Тем не менее он ставит откровение под контроль разума. В главе «О степенях согласия» Локк утверждает, что степень согласия в отношении любого предложения зависит от оснований вероятности в его пользу. Он указывает на то, что мы должны действовать с вероятностью, приближающейся к достоверности. А правильное употребление этого принципа «состоит в милосердии и снисхождении друг к другу. Так как поэтому большинство людей, если не все, неизбежно придерживаются различных мнений, не имея достоверных и несомненных доказательств их истинности, – а отходить и отказываться от своих прежних убеждений тотчас же после того, как представят довод, на который нельзя немедленно возразить и показать его недостаточность, значит навлекать на себя слишком тяжкие обвинения в невежестве, легкомыслии или глупости, – то мне кажется, при различии мнений всем людям следовало бы соблюдать мир и выполнять общий долг человечности и дружелюбия. Ведь было бы неразумно ожидать, что кто-нибудь охотно и услужливо отказался от своего мнения и принял наше мнение со слепой покорностью авторитету, которого, однако, разум не признает. Ибо как бы часто ни заблуждался разум, он не может руководствоваться ничем, кроме своего рассуждения, и не может слепо подчиняться воле и диктату других лиц. Если человек, которого вы хотите склонить к своему мнению, – из тех, кто раньше изучит дело, а потом соглашается, то вы должны дать ему возможность пересмотреть все на досуге, чтобы он, вспоминая то, что исчезло из его ума, изучил все частности, дабы увидеть, на чьей стороне преимущество. И если этот человек не признает наших доводов настолько вескими, чтобы снова вовлечь себя в такие труды, то ведь и мы сами часто поступаем так в подобных случаях. Мы Родоначальник эмпиризма, Локк утверждал, что все наше знание о мире происходит из опыта. В первой книге «Опыта» Локк опровергает нативистскую концепцию Декарта (а также Платона и схоластов), согласно которой часть идей, имеющих важнейшее значение для процесса познания, несет врожденный характер. Д. и С. Шульц в «Истории современной психологии» отмечают: «Локк признает, что некоторые идеи, например идея Бога, могут показаться взрослому человеку врожденными. Но это происходит только потому, что мы усвоили эту идею в раннем детстве и просто не помним себя без нее. Таким образом, врожденный характер некоторых идей – не более чем иллюзия. Появление абсолютно всех идей можно объяснить через обучение и привычку» [13]. Во второй книге Локк пытается показать, как из опыта возникают различные типы идей. Отвергая врожденные идеи, он пишет: «Предположим, что ум есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей… Откуда он приобретает тот обширный их запас, который деятельное и беспредельное человеческое воображение нарисовало с почти бесконечным разнообразием? Откуда получает весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит» [5]. Стоит отметить, что за многие века до этого сходные мысли высказывал и Аристотель: ум человека при рождении представляет собой tabula rasa – чистый лист, на котором опыт оставляет свои отметки. По Локку, все наши идеи выводятся из двух источников: 1) ощущений и 2) «внутреннего чувства», или рефлексии – восприятия действия нашего собственного ума. Мы можем мыслить только посредством идей, а поскольку все идеи возникают из опыта, то никакие наши знания не могут предшествовать опыту. Рефлексия основывается на осмыслении своих собственных действий и состояний. Те идеи, которые происходят при непосредственном воздействии внешних объектов на органы чувств, представляют собой простые чувственные впечатления. Эти чувственные впечатления воздействуют на наш ум, а тот, в свою очередь, оперирует с чувственными впечатлениями, наблюдая за собственной деятельностью. На основе наблюдения за деятельностью ума и возникает опыт рефлексии. Этот внутренний, рефлекторный опыт вторичен по отношению к опыту внешнему, чувственному. Исходя из локковского понятия о рефлексии некоторые историки философии относят Локка не только к эмпирикам, но и к теоретикам сенсуализма: «Опыт рефлексии может возникнуть только после опыта ощущений. Потому что до и без ощущений не могут осуществляться никакие действия ума. Отсюда видно, что Локк не просто эмпирик, но также теоретик сенсуализма – учения о том, что все человеческое познание осуществляется на основе ощущений (чувств)» [3]. Локк выделяет простые и сложные идеи. Простые идеи возникают на основе как чувственного, так и рефлективного опыта и воспринимаются нашим умом пассивно. Простые идеи совершенно элементарны, они не содержат в себе никаких частей и потому не поддаются сведению к какимлибо более простым идеям. В процессе своей деятельности разум активно создает новые идеи путем сочетания различных простых идей. Эти новые производные идеи Локк называет сложными идеями. Они состоят из ряда простых идей, а потому поддаются анализу и могут быть разложены на компоненты. Вот как Локк пишет о простых и сложных идеях: «Эти простые идеи, материал всего нашего знания, предлагаются и доставляются душе только двумя вышеупомянутыми путями, а именно Локк утверждает, что первичные качества присущи объекту вне зависимости от нашего восприятия. К первичным качествам относятся, например, размер и форма предметов. А такие характеристики, как цвет предмета, зависимы от восприятия человеком. Разные люди видят те или иные цвета по-разному. Вторичные качества – цвет, запах, звук и вкус – существуют не сами по себе, а через наше восприятие. Свои представления Локк иллюстрирует знаменитым опытом с холодной и горячей водой: «…можно объяснить, каким образом одна и та же вода в одно и то же время может в одной руке вызывать идею холода, в другой – идею тепла. Если б эти идеи действительно находились в воде, то было бы невозможно, чтоб одна и та же вода в одно и то же время была и горячей и холодной. Наоборот, если мы вообразим себе, что теплота, как она чувствуется нашею рукою, есть только известный вид и степень движения в мельчайших частицах наших нервов, или жизненных духов, то мы можем понять, каким образом возможно, что одна и та же вода в одно и то же время в одной руке вызывает ощущение тепла, а в другой – ощущение холода» [5]. Хотя эти теоретические взгляды Локка были ошибочны и очень скоро были опровергнуты Беркли, на практике они долго оставались полезными. Б. Рассел отмечает: «Не только правильные взгляды Локка, но даже его ошибки на практике были полезны. Возьмем, например, его теорию о первичных и вторичных качествах… В пользу взглядов Локка относительно вторичных качеств имеются хорошие доказательства: желтуха, синие очки и т. д. Но Беркли указал, что такие же аргументы применимы и к первичным качествам. Со времени Беркли дуализм Локка в этом вопросе в философском отношении устарел. Несмотря на это, в практической физике он господствовал до возникновения квантовой теории наших дней. Он не только явно или молчаливо допускался физиками, но и доказал свою полезность как источник многих очень важных открытий. Теория, что физический мир состоит только из движущейся материи, была основанием для признанных теорий звука, теплоты, света и электричества. Прагматически теория была полезна, как бы ни была она ошибочна теоретически. А это типичная доктрина Локка» [8]. На примере «Опыта о человеческом разуме» мы видим, что философия Локка имеет определенные достоинства и недостатки. Но недостатки являются таковыми лишь с теоретической точки зрения и на практике порой оказываются полезными, как в случае с первичными и вторичными качествами. Локк всегда благоразумен, и он скорее пожертвует логикой, чем придет к парадоксальным выводам. Представляет интерес и взгляды Локка на педагогику. Его книга «Мысли о воспитании» имела глубокое и длительное влияние на образование в Западном мире. Взгляды Локка на образование согласовывались с его эмпирической философией. Он утверждал, что для развития характера опыт является намного более важным, чем врожденные способности. По Локку, воспитание должно осуществляться как дома, так и в школе. Он советовал родителям увеличивать устойчивость к стрессу у своих детей (этот процесс он называл закалкой), заставляя их спать на твердых, а не мягких постелях. Воздействие на детей умеренным количеством холода и влаги также должно было увеличить их устойчивость к неизбежным трудностям жизни. Отучить ребенка от плача можно при помощи физического наказания. Родителям необходимо обеспечить своих детей достаточным количеством сна, пищи, свежего воздуха и упражнениями, поскольку хорошее здоровье и эффективное обучение неразделимы. Относительно занятий в классе Локк рекомендовал умеренное физическое наказание, но не тяжелое. Учителя врожденных моральных принципах. Он считал, что в предположении о врожденных моральных принципах слишком много догматизма и что истина не может налагаться на людей извне, они сами должны искать истину. По этой и другим причинам эмпиризм считался радикальным движением, основанным на утверждении естественного закона и стремившимся заместить религию. Имея политическое влияние, Локк опротестовал священное право королей и предложил государство, созданное людьми и для людей. Его политические сочинения о свободе и общественном договоре читались с энтузиазмом и его идеи повлияли на составление Декларации независимости США. 28 октября 1704 года Джон Локк умер от астмы в загородном доме своей подруги леди Дэмерис Мэшем. Смерть его не была внезапной, он ясно сознавал приближение конца и успел отдать все необходимые распоряжения. Эпитафия, высеченная на надгробной плите Джона Локка, была составлена им самим: «Остановись, путник! Здесь лежит Джон Локк. На вопрос, каким он был, он ответил бы, что жил, довольствуясь своим скромным уделом. Познав науки, он достиг того, что надобно одной лишь истине. Ты узнаешь это из его сочинений, которые вернее сомнительных похвал эпитафии поведают, что еще, помимо этого, можно сказать о нем. Любые добродетели его были слишком малы, чтобы вдохновить тебя славным примером; а грехи пусть вместе с ним будут преданы земле. Если ищешь пример для подражания, то он в Евангелиях; если пороков, не ищи его нигде; а пример смертности (какая бы ни была в том польза) ты найдешь, будь уверен, и здесь, и повсюду. На сей плите, век коей тоже недолог, начертано, что он родился в год Господа нашего 1632, августа 29-го, а умер в год Господа нашего 1704, октября 28го». [14]. Такими скромными были последние слова Локка о своей жизни. Живя в век Ньютона и Бойля, революционных открытий в области естественных наук, Локк надеялся внести хотя бы небольшой вклад в развитие общества. И мне кажется, современным обществом, более-менее свободным от догматизма и уважающим права человека, свободу мнения мы обязаны, в том числе, и Джону Локку. Несмотря на то, что в его работах еще встречались остатки метафизики и теологии, он направил психологию в сторону науки, прочь от философии. Взгляды Локка дали мощный толчок для развития психологии, его идеи, развитые Юмом, положили начало психологическому направлению, непосредственно предшествовавшему научной психологии, – ассоцианизму. Подвести итог вкладу Джона Локка в психологию хочется словами российского психолога В. К. Шабельникова, автора книги «История психологии. Психология души»: «Таким образом, в теории Локка психология получила важный аргумент для изучения психического мира человека не как проявления загадочной души, а как результат жизненного опыта, по сути, простого восприятия вещей… Идеи Локка открыли дорогу для формирования такого классического направления психологии, как ассоцианизм» [12].

Джон Локк — Психологос

Джон Локк (29 августа 1632 — 28 октября 1704) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма.

Биография

1632, 29 августа — в небольшом городке Рингтон на западе Англии, близ Бристоля, в семье провинциального адвоката родился Джон Локк.

1646 — по рекомендации командира его отца (который во время гражданской войны был капитаном в парламентской армии Кромвеля) зачислен в Вестминстерскую школу.

1652 — один из лучших учеников школы, Локк поступает в Оксфордский университет. В 1656 г. получает степень бакалавра, а в 1658 г. — магистра этого университета.

1667 — Локк принимает предложение лорда Эшли (впоследствии графа Шефтсбери) занять место домашнего врача и воспитателя его сына, и затем активно приобщается к политической деятельности.

1668 — Локка избирают членом Королевского общества, а в 1669 г. — членом его Совета. Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести.

1667 — Локк приступает к созданию «Посланий о веротерпимости» (опубликованы: 1-е — в 1689 г., 2-е — 1692 г., 3-е — в 1692 г. (эти три — анонимно), 4-е — в 1706 г., уже после смерти Локка).

1671 — решает осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума. Это был замысел главного труда ученого — «Опыта о человеческом разумении», над которым он работал 16 лет.

1672 и 1679 — Локк получает различные видные должности в высших правительственных учреждениях Англии. Но карьера Локка напрямую зависела от взлетов и падений Шефтсбери. С конца 1675 г. до середины 1679 г. из-за ухудшения здоровья Локк находился во Франции.

1683 — Локк вслед за Шефтсбери эмигрирует в Голландию.

1688—1689 — наступила развязка, положившая конец скитаниям Локка. Совершилась Славная революция, Вильгельм III Оранский был провозглашен королем Англии. Локк участвовал в подготовке переворота 1688 г., находился в тесном контакте с Вильгельмом Оранским и оказывал на него большое идейное влияние; в начале 1689 г. он возвращается на родину.

1690-е — вновь наряду с правительственной службой, он ведет широкую научную и литературную деятельность. В 1690 г. издаются «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», в 1693 г. — «Мысли о воспитании», в 1695 г. — «Разумность христианства».

1704, 28 октября — в загородном доме своего друга леди Дэмерис Мэшем, Локк, силы которого были подточены астмой, умер.

Вводное занятие Университета

Джон Локк (1632–1704)

Джон Локк родился в семье мелкого чиновника — юриста, учился в университетах Лондона и Оксфорда. Степень бакалавра он получил в 1656 году, и вскоре после этого защитил диссертацию на звание магистра. В течение нескольких лет Локк преподавал в Оксфорде греческий язык. литературу и философию, а потом занялся еще и медицинской практикой. Впоследствии Локк увлекся политикой, переехал в Лондон и поступил на службу секретарем к графу Шефтсбери. Вскоре он стал доверенным лицом и другом этого политического деятеля, известного своим полемическим дарованием.

^Справедливости ради, следует отметить, что данное определение подходит только к материализму XVIII в. — Прим, перев.

Влияние Шефтсбери в правительстве, однако, падало, а в 1681 году, после участия в неудачном заговоре против Карла II он вынужден был бежать в Голландию. Хотя сам Локк непосредственно не был замешан в заговоре, дружба с Шефтсбери навлекла подозрения и на него, и ему так же пришлось скрыться в Голландии. Через несколько лет, когда можно было уже вернуться в Англию. Локк становится уполномоченным по апелляциям и пишет несколько книг по проблемам образования, религии и экономике. Он отстаивает право людей на свободу совести и право самим распоряжаться собственной жизнью. Эти работы приносят ему широкую известность по всей Европе. Локк становится одним из лидеров либеральной мысли. Некоторые его идеи легли в основание Декларации независимости Соединенных Штатов Америки.

В области психологии наиболее значительным произведением Локка является его «Опыт о человеческом разуме» (An Assay Concerning Human Understanding. 1690). В этой работе, которая явилась результатом напряженного двадцатилетнего труда, содержится наиболее полное изложение его взглядов. За период до 1700 года книга выдержала четыре издания, была переведена на французский язык и латынь. Именно с момента появления этой работы можно вести отсчет истории британского эмпиризма.

Как возникает знание?

В центре внимания локковской системы стояли вопросы теории познания. Каким образом происходит познание, как возникает новое знание? Локк, в противоположность Декарту, отрицает существование врожденных идей. От рождения человек не обладает никакими знаниями, все приходит с опытом. Локк признает, что некоторые идеи, например, идея Бога, могут показаться взрослому человеку врожденными. Но это происходит только потому, что мы усвоили эту идею в раннем детстве и просто не помним себя без нее. Таким образом, врожденный характер некоторых идей — не более чем иллюзия. Появление абсолютно всех идей можно объяснить через обучение и привычку.

Каким же образом появляется знание? По Локку, все знание исходит только из опыта. Он писал:

Предположим, что ум есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей… Откуда он приобретает тот обширный их запас, который деятельное и беспредельное человеческое воображение нарисовало с почти бесконечным разнообразием? Откуда получает весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит . (Локк Дж. Соч. М. 1985. Т. 1. С. 154.)

За многие века до этого сходные мысли высказывал Аристотель: ум человека при рождении представляет собой tabula rasa — чистую доску, на которой опыт запечатлевает свои отметки.

Ощущения и рефлексия

По Локку, существуют два различных вида опыта: внешний и внутренний. Один из них основывается на чувствах, другой — на осмыслении своих собственных действий и состояний — другими словами, рефлексии. Те идеи, которые происходят из чувств (то есть на основе непосредственного воздействия объектов внешнего мира на органы чувств), представляют собой простые чувственные впечатления. Эти чувственные впечатления воздействуют на наш ум, а тот, в свою очередь, оперирует с чувственными впечатлениями, наблюдая за собственной деятельностью. На основе наблюдения за деятельностью ума и возникает опыт рефлексии. Этот внутренний, рефлекторный опыт вторичен по отношению к опыту внешнему, чувственному.

В процессе развития индивида сначала появляется чувственный опыт, поскольку прежде надо иметь то, что может подвергаться рефлексии. Рефлексируя, мы вспоминаем прежние чувственные впечатления, комбинируем и обобщаем их, создавая тем самым абстракции и идеи более высокого порядка. Таким образом, все идеи возникают на основе чувственного опыта и опыта рефлексии, но конечным источником познания все же остается чувственный опыт.

Простые и сложные идеи

Локк различает простые и сложные идеи. Простые идеи 23появляются на основе как чувственного, так и рефлективного опыта, и пассивно воспринимаются нашим умом. Простые идеи совершенно элементарны, они не содержат в себе никаких частей и потому не поддаются анализу или сведению к каким — либо еще более простым идеям. В процессе своей деятельности разум активно создает новые идеи путем комбинирования и сочетания различных простых идей между собой. Эти новые производные идеи Локк называетсложными идеями 24. Они состоят из ряда простых идей, а потому поддаются анализу и могут быть разложены на компоненты.

Теория ассоциаций

Представление о сочетании или соединении идей и обратный процесс их анализа открывает эпоху так называемого психохимического подхода, развиваемого в теории ассоциаций 25. Согласно этой точке зрения, простые идеи могут взаимосвязываться и образовывать таким образом сложные идеи. Собственно, ассоциация — это тот самый процесс, который современные психологи называют научением. Представление о возможности редукции, сведения всей психической жизни человека к набору простых идей или элементов, а также объяснение сложных идей через ассоциацию простых лежит в основании всей современной научной психологии. Как и часовой механизм, который можно разобрать и собрать, создавая на этой основе новые, более сложные машины, идеи сознания так же можно анализировать и ассоциировать.

С точки зрения Локка, сознание человека работает в полном соответствии с законами физики. Элементами психики, своеобразными психическими атомами, являются простые идеи. Они представляют собой полный аналог материальных атомов в механистической галилеевско — ньютонианской системе Вселенной. Базовые элементы психики (простые идеи) неделимы, как и их материальные аналоги. Из их сочетаний и комбинаций образуется все многообразие знаний. Создание теории ассоциаций можно считать важным этапом на пути развития представлений о характере деятельности как психики, так и тела — по аналогии с работой машины.

Первичные и вторичные качества

Большое значение для ранней истории научной психологии имеет локковское различение первичных и вторичных качеств. Первичные качества 26существуют вне зависимости от нашего восприятия. Примером такого рода первичных качеств будут, скажем, размеры и форма здания. Цвет фасада — это пример вторичных качеств. Такие характеристики, как цвет предмета, зависимы от восприятия человеком. Разные люди видят те или иные цвета по — разному.Вторичные качества 27— такие как цвет, запах, звук и вкус — существуют не сами по себе, а через наше восприятие. Например, если пощекотать у человека перышком в носу, то возникающий при этом чих характеризует не перышко, а нашу реакцию, на прикосновение пера. Равным образом и боль, возникающая от пореза, говорит не о ноже, а о нашей реакции на рану.

Эти свои представления Локк иллюстрирует при помощи следующего простого опыта: возьмем три емкости, заполненные водой. В одну емкость нальем холодную воду, во вторую — теплую, а в третью — горячую. Далее, опускаем левую руку в сосуд с холодной водой, а правую — в горячую воду. Затем помещаем обе руки в сосуд с теплой водой. При этом одна рука будет ощущать эту воду как теплую, а другая — как холодную. Понятно, что теплая вода не меняет своей температуры ни в первом, ни во втором случае. Вторичные качества существуют лишь в нашем восприятии объекта, но не присущи объекту самому по себе (в данном случае, воде). Еще один пример: если не надкусить яблоко, то и не возникнет ощущения его вкуса. Первичные же качества того же самого объекта (яблока) существуют вне зависимости от того, воспринимаются они кем — нибудь или нет. Вторичные качества проявляются только при самом акте восприятия.

Конечно, Локк не был первым, кто обратил внимание на подобное различие первичных и вторичных качеств. В свое время Галилей высказывал нечто весьма сходное: «Я полагаю, что если бы мы каким — либо образом лишились ушей, языков и носов, то форма, число и движение предметов [первичные качества] все же остались бы в то время, как все запахи, звуки и вкус [вторичные качества] исчезли бы. По моему мнению, последние есть нс более, чем просто имена, если отделить их от живых существ» (цит. по: Boas. 1961. P. 262).

Подобные взгляды полностью согласуются с механистическим воззрением на мир, согласно которому он весь состоит лишь из движущейся материи. Если вся объективная реальность представляет собой материю, то любые восприятия — цвет, запах и вкус, есть не что иное, как реальность субъективная. А те характеристики предметов, которые присущи им независимо от какого бы то ни было восприятия, — это первичные качества.

Проводя разграничение первичных и вторичных качеств, Локк тем самым фактически признал субъективный характер большей части человеческих восприятий. Это обстоятельство заинтересовало его и побудило заняться исследованием процесса познания. Собственно, представление о вторичных качествах и появляется как попытка справиться с трудностями проведения строгого соответствия между физическим миром и значительной частью нашего его восприятия.

Однако, коль скоро мы допускаем — хотя бы теоретически — существование первичных и вторичных качеств, одни из которых обладают объективным существованием, а другие — только субъективным и не существуют вне восприятия, то рано или поздно должен был появиться кто — то, кто задался бы вопросом: а существуют ли подобные различия между первичными и вторичными качествами на самом деле? Не являются ли все восприятия вообще субъективными, зависящими от наблюдателя, и в этом смысле — вторичными? Философом, который поставил такой вопрос и попытался дать на него развернутый ответ, был Джордж Беркли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *