Факторы это в психологии: фактор (в психологии) — это… Что такое фактор (в психологии)? – Понятие и классификация психологических факторов — Студопедия.Нет

Автор: | 30.06.2020

Содержание

фактор (в психологии) — это… Что такое фактор (в психологии)?


фактор (в психологии)

(от лат. factor – делающий, производящий) – причина, движущая сила какого-либо психического изменения, явления. Связь между действием ф. и его психического следствия близка к функциональной зависимости; связь же между условием и психическим явлением, на которое оно влияет, близка к вероятностной зависимости. Например, ф. развития личности можно считать социальную среду, деятельность, общение, воспитание, обучение, активность самосознания – самовоспитание и самообразование.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Фактор генеральный (G илиG)
  • Фактор наследственный

Смотреть что такое «фактор (в психологии)» в других словарях:

  • Фактор общего интеллекта — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Фактор общего интеллекта (англ. general factor, g factor) является широко используемым, но противоречивым конструктом, используемым в психологии (см.… …   Википедия

  • Фактор униформной связанности — Недавно сформулированный гештальтистский фактор группирования, согласующийся с основными идеями гештальт психологии. В соответствии с этим фактором приоритет в перцептивном группировании принадлежит элементам, воспринимаемым как физически… …   Психология ощущений: глоссарий

  • Я в философии и психологии — (ego) обозначает сознаваемое каждым человеком единство собственного индивидуального существования. Так как в этом единстве соединяется в одно целое все нами переживаемое, то обыкновенно слово Я служит для обозначения неопределенной совокупности… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Я, в философии и психологии — (ego) обозначает сознаваемое каждым человеком единство собственного индивидуального существования. Так как в этом единстве соединяется в одно целое все нами переживаемое, то обыкновенно слово Я служит для обозначения неопределенной совокупности… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Недостатки правовой социализации молодежи как криминогенный и профилактируемый фактор — Правовая социализация – процесс и результат усвоения человеком в прижизненном развития правовых ценностей общества превращение их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии. «. Чтобы жить в праве, писал русский… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Человеческий фактор — У этого термина существуют и другие значения, см. Человеческий фактор (значения). Человеческий фактор  многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях[1]. Конструкторы… …   Википедия

  • СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ — (от англ. standard образец…) процесс установления и применения стандартов в области инженерной психологии. На необходимость этого одним из первых в нашей стране указал Б. Ф. Ломов, который еще в 1967 г. отмечал, что «наступило время серьезно… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Комплекс (в психологии) — Комплекс, в психологии, в самом общем смысле определенное соединение отдельных психических процессов в некое целое.═ В более узком смысле под К. понимают группу разнородных психических элементов, связанных единым аффектом. Понятие К. в этом… …   Большая советская энциклопедия

  • концепция кумулятивно-факторной причины (в психологии) — система теоретических взглядов, исходящая из признания концепции кумулятивной причины в психологии и дополняющую ее положением о том, что наряду с суммированием различных влияний причиной психического акта может выступать и какой то достаточно… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Рекламная коммуникация: гендерный фактор — СМИ играют важнейшую роль в гендерно ролевой социализации. Рекламная коммуникация (Р. к.) давно преодолела гос., культурные, этнич. границы и стала одной из осн. форм коммуникации так называемого глобального информационного общества. Как правило …   Психология общения. Энциклопедический словарь


Понятие и классификация психологических факторов — Студопедия.Нет

Существует два вида психологических факторов при поиске новых решений – те, которые способствуют поиску, и те, которые ему препятствуют. Рассмотрим значение и проявление психологических факторов при поиске новых решений.

Психологические факторы проявляются в эмоциях и чувствах человека, которые были вызваны полученной информацией. Факторы зависят от формы подачи информации, которая имеет немаловажное значение с точки зрения эффективности влияния информации на человека. Главной особенностью психологических факторов является то, что они должны постоянно находиться в поле зрения и внимания руководителей — только при таком условии можно осуществлять более совершенное и качественное руководство коллективом без серьёзных психологических ошибок и затруднений.

Существуют руководители, которые могут чётко и быстро принимать верные и точные решения, тем временем, как люди, которые только начинают бизнес, в некоторых трудных или неизведанных ситуациях испытывают сложности. Это может быть связано не только с тем, что у новичков ещё недостаточно опыта в принятие решений, но и с личными особенностями руководителя. Считается, что на принятие принципиально новых решений в большей степени влияют такие психологические факторы, как:

1) Особенности мышления.Мышление – это процесс, с помощью которого человек мысленно проникает за пределы того, что ему дано в ощущениях и восприятии. Иными словами, с помощью мышления можно получить знания, недоступные органам чувств. К особенностям мышления руководителя при принятие решения относят:

— логику;

— скорость мышления определяется скоростью, при которой была выполнена обработка информации;

— творческие особенности-стремление личности к оригинальности, неповторимости, способность видеть объекта под новым углом зрения.

2) Мотивация- это побуждение себя или других людей к определённой деятельности через удовлетворение потребностей для достижения целей организации. Существует степень заинтересованности в принятие тех или иных решений.

3) Личностные особенности- это особенности, которые находятся внутри человека, где-то в глубине. Именно они и делают каждого из нас индивидуальным и неповторимым. К личным особенностям можно отнести темперамент, мотивы поведения, психологический характер, стремления, тревожность, уровень самооценки.

4) Деловые качества делятся на два вида: профессиональные (приобретённые) и личностные (врождённые).

К таким качествам относят:

— стрессоустойчивость – проявляется в адекватной реакции руководителя на внезапно возникшую ситуацию;

— уверенность в себе играет очень большую роль при общении;

— креативность – способность привносить, что-то новое в трудовой процесс для его облегчения или для мотивирования;

-эмоциональная уравновешенность –способность сохранять спокойствие в напряженных ситуациях;

— ответственность-обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

— коммуникабельность- способность находить в короткий срок общий язык с людьми и налаживать контакты.

5) Ценности и установки. Ценность -это набор стандартов и критериев, которым человек следует. Это то, что обладает особой важностью для человека. Установка- постоянная готовность личности чувствовать и вести себя определённым образом по отношению к чему-либо или к кому-либо.

6) Этические принципы-это принципы, которых руководитель старается придерживаться. К примеру:

— принцип справедливости — это готовность пожертвовать личным для достижения общественного блага;

— принцип способствования- руководитель должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению коллег;

-принцип уважения права самостоятельности других людей

— принцип честности и надёжности. Честность –выражение истинного мнения, надёжность-уверенность в чём-либо или в ком-либо.

Но существует и ряд препятствий, которые стоят на пути при получении принципиально нового решения. К одним из таких препятствий будет относиться психологическая инерция.

Психологическая инерция-это стремление человека при решении новой задачи пойти по уже проверенному и известному пути, вместо того, чтобы отойти от привычки и поразмыслить над проблемой не стандартно. В одних ситуациях она имеет достоинства. К примеру, руководитель может выполнять привычные ему действия, при этом не тратя на это много времени, так как это происходит уже автоматически. В других же случаях психологическая инерция носит отрицательный характер. Если руководитель будет придерживаться шаблону в нестандартных ситуациях на протяжении долгого периода времени, то изменения, которые происходят в среде, скажутся на результате поиска. Инерция препятствует разработке чего-то нового, сводит к минимуму поиск и ограничивает эффективность. Привычкапри принятии новых решений-это не есть хорошо, как правило, она проявляется чаще и в большем объёме, если руководитель обладает большим багажом знаний и колоссальным опытом, а также при отсутствии терпения, при волнении и состоянии напряжённости.[3]

Таким образом, можно сделать вывод, чтопсихологические факторыоказывают воздействие на процесс принятия решения. Эти факторы проявляются как на уровне индивидуального, так и на уровне группового принятия решений. Классифицируются они по следующим признакам: особенность мышления; мотивация; личностные особенности; деловые качества; ценности и установки; этические принципы.

Методы поиска новых решений

Существуют как минимум четыре метода поиска новых решений:

— мозговой штурм-метод быстрого принятия решений. За короткий промежуток времени происходит выдвижение различных идей для поиска нетрадиционного решения очень   разнообразных задач. Критика идей запрещена;

— морфологический анализ основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи;

— метод фокальных объектов — метод поиска новых идей путём присоединения к начальному объекту свойств или признаков абсолютно случайных объектов;

-тренинги — групповая работа людей. В ходе которойдаются необходимые навыки и предоставляется возможность их отработать и закрепить.Тренинги могут использоваться с целью ускоренного решения некоторых срочных проблем, вопросов и задач на производстве.[4]

А вот инверсия является так называемым помощником в поиске новых решений. Инверсия (метод обращения) –это изменение направления поиска в совершенно противоположную сторону для того, чтобы получить новое парадоксальное решение. Данный метод заключается в том, что нужно отказаться от прошлой позиции на интересующий нас объект, посмотрев на него с другой стороны.

Метод позволяет:

— развивать диалектику мышления;

— находить выход из безвыходных ситуаций;

— отыскивать оригинальные решения различного уровня трудности.

Инверсия, как и любой другой метод, имеет не только достоинства, но и недостатки. К недостаткам относится то, что для проведения метода требуется специальные знания, которые есть не у каждого руководителя.[5]

При поиске новых решений будет целесообразно использовать метод аналогии. Цель данного метода состоит в том, чтобы найти как можно больше новых, нестандартных идей, отходя от психологической инерции. Метод синектики делает незнакомые вещи знакомыми и с помощью увиденного сходства позволяет решить проблему уже известным способом, и наоборот: делает знакомые вещи незнакомыми, давая возможность посмотреть на проблему с новой стороны, что часто наталкивает на новые и оригинальные решения.

Различают четыре вида аналогий:

-Прямые – реальные. Для работы с этим видом синектики необходимо найти похожие решения задачи в иных областях жизнедеятельности человека: быт, промышленность, природа, наука, бизнес и т.д.

-Символические – абстрактные. Метод символической аналогии подразумевает сведение всей вашей креативной задачи к короткому символу или выражению, которое отразит суть вашей проблемы. Это может быть некой метафорой, образом, знаком. Самое главное – максимально четко и лаконично выразить суть задачи, нуждающейся в решении.

-Субъективные – телесные. При применении метода субъективной или личной аналогии необходимо представить себя предметом (или его частью) или же элементом решаемой творческой задачи. Суть данного способа поиска новой идеи заключается в том, чтобы почувствовать, как выбранный объект влияет на окружающую среду, а окружающая среда – на объект.

-Фантастические – нереальные.Для применения фантастической аналогии с целью решения творческой задачи необходимо поместить ее в несуществующую, нереальную среду. Можно при этом использовать фантастическую технику, антигероев или героев.

Достоинства метода аналогия: эффективность, всесторонность. Без всяких сомнений, преимущество метода заключается в совершенствовании особых и неповторимых качеств характера (воображение и интуиция).

Главным недостатком синектикиявляется сложность. Хотя механизмы и инструменты этой техники, на первый взгляд, кажутся достаточно простыми, организация должна проходить на уровне профессионала.[6]

Метод проб и ошибок.

Метод проб и ошибок (перебор вариантов) является врождённым методом мышления. Выдвигаются различные варианты решения проблемы, а затем все эти решения подвергаются проверке. Проверка может осуществляться на основе личного опыты, по научно-технической литературе, на практике. Если идея является неподходящей, то приступаем к рассмотрению другой идеи

Достоинства метода:

-не требует обучения;

-хорошо решаются несложные задачи.

Недостатки:

-не существует приёмов решения;

-осуществляется перебор вариантов, если проб и ошибок более 20, то решения плохо искать;

-если количество проб и ошибок более 1000, то практически не возможно решить задачи;

-неизвестно точное время решения и будет ли решение;

-не существует критерия оценки силы решения;

-затраты времени, если задачи трудные;[7]

Метод мозгового штурма.

Для коллективного поиска новых решений уместно воспользоваться методом мозгового штурма (атаки). Метод заключается в том, что группе, состоящей как из мужчин, так и из женщин, даётся задание найти решение к задаче, которая вызвала сложность. Каждый член группы должен выдвинуть любые идеи, направленные на решение задачи. Идеи могут быть фантастическими, совершенно нелепыми, сумбурными. Участники могут дополнять друг друга, развивать мысль, но главная задача заключается в том, что идеи должны высказываться одна за другой без пауз. Идеи, выдвигаемые и принимаемые в коллективе, гораздо интереснее, чем в одиночку, но группа должна составлять около 6-8 человек (не более). Ещё одним важным условием является то, что участники должны иметь образование одного уровня и в составе коллектива не должно быть лидера и человека, который занимает руководящую должность (т.е. является начальником).

Первый этап-выдвижение группой идей в течение часа. Второй этап- критика и анализ предложенных и зафиксированных ранее идей. Возражения допускаются, но доказывать справедливость и спорить запрещено.

Достоинства: доступность при изучение, простота, высокие результаты полученных идей и разработка новых идей.

Недостатки: нет гарантий качества решений, может отсутствовать конкретика решений.[8]

Принятие решения индивидуально.

Такие решения принимаются, как правило,руководителем без непосредственного взаимодействия с другими членами организации. Эффективнее всего удаётся вести поиск и принимать решения людям, которые имеют склонность к рискам, сочетающуюся с осторожностью и внимательностью. Возраст и влияние руководителя играют важную роль при принятие решения. Руководитель в более молодом возрасте обладает большей решительностью (не боится идти на риск, сменить место жительства, работу, готов отправиться в путешествие, стремится совершенствовать свои знания, познавать мир, открывать для себя новые границы). С возрастом руководители придерживаются уже консервативных взглядов на жизнь. Это связно с тем, что появляется апатия, приверженность к стабильности на работе, дома. Чаще всего, в таком возрасте уже не возникает желания принимать решения, даже те,которые могут улучшить состояние.

Большинство руководителей выносят урок на долгие годы в том случае, если сами попадают в ситуацию, которая является в последующем ошибкой. Неудача в молодом возрасте восприниматься будет легче, чем в зрелом или пожилом возрасте, так как в юном возрасте при принятие решений вверх берут эмоции. С годами управленцы становятся более рассудительнее и мудрее. [9]

Таким образом, к методам поиска новых решений относят: мозговой штурм, морфологический анализ, метод фокальных объектов, тренинги, инверсию, метод аналогии, метод проб и ошибок, коллективный поиск новых решений.

Вывод по главе: таким образом, следует отметить, что психологические факторы играют значимую роль при поиске новых решений. Только зная особенности каждого сотрудника и их психологические факторы можно разработать эффективное и новое решение. В соответствии с этим аспектом нами были рассмотрены методы поиска новых решений. Данные методы внесут креативность в поиск решений. Мы выяснили, что существуют два вида психологических факторов, которые должны находиться на виду у руководителя. В связи с эти, можно сделать вывод, что во избежание психологических ошибок руководитель должен постоянно отслеживать психологические факторы в коллективе.

 

Социально-психологические факторы

Здоровье личности, ее трудоспособность, внутреннее эмоциональное состояние во многом определяется совокупностью социально-психологических факторов, обуславливающих особенности протекания всех аспектов жизнедеятельности индивидуума, социальной группы, общества.

Подходы к пониманию социально-психологических факторов

Определение 1

В наиболее общем виде под социально-психологическими факторами понимают источники формирования культуры поведения личности, латентные культурные, социальные переменные, детерминирующие психический склад личности в социуме на конкретном этапе его исторического развития.

В современной научной литературе к социально-психологическим факторам относят множественные личностные и социальные характеристики, включая пол, возраст, семейный статус, психологические, эмоциально-волевые, средовые и пр. особенности.

Подходы к классификации социально-психологических факторов

Вся совокупность социально-психологических факторов представлена несколькими группами условий, включая следующие:

  1. Внешние факторы – формируют социальную ситуацию в обществе, в конкретной профессионально отрасли, учреждении или организации.
  2. Внутренние, личностные факторы. К данной группе относят особенности личности, характер ее взаимодействия с окружающей социально-природной средой, особенности поведения, эмоционально-волевой, мотивационной сфер и пр.

В свою очередь, внешние факторы представлены следующими группами:

  • факторы общегосударственного уровня – оказывают огромное влияние на жизнедеятельность личности. Отдельный индивидуум практически не оказывает воздействия на указанную группу факторов;
  • отраслевые факторы – на данном уровне личность приобретает больше возможностей снижения негативного влияния отрицательных факторов, управления ими;
  • организационные факторы – условия функционирования отдельного социального института, организации.

Зрелость личности как личностный социально-психологический фактор

Одним из важнейших социально-психологических факторов, обуславливающих особенности реализации академической, социальной, профессиональной деятельности выступает критерий зрелости. Достижение эмоциональной, профессиональной, социальной зрелости личности требует не только длительного времени, но и работы личности над собой.

В основе понимания зрелости как социально-психологического фактора лежит осознание и восприятие личностью системы ценностей, принятых в обществе стереотипов, а также сознательное следование им, полноценное функционирование в обществе.

Социальная зрелость находит свое отражение в осознании своей ролевой нагрузки, способности и потребности проявления собственной социальной активности в ипостасях «Я и общество», «Я в обществе».

Под профессиональной зрелостью в современной научной литературе понимается осознанность выбора сферы профессиональной деятельности, умения планирования собственной профессиональной жизни, умения принимать ответственные решения.

Эмоциональная зрелость как социально-психологический фактор находит свое отражение в жизненном оптимизме, положительном эмоциональном настроении, переносимости неудач, уравновешенности, стабильности эмоциональной сферы.

Решающим признаком всех видов зрелости выступает эстетическое, нравственное, интеллектуальное, осознанное отношение личности к жизни, к самой себе, способность отвечать за содержание собственной жизни перед собой и окружающими.

Замечание 1

Таким образом, особенности жизнедеятельности личности, социальной группы, общества в целом во многом зависят от совокупности позитивных и негативных социально-психологических факторов.

Описание основных факторов влияющих на развитие личности: что формирует людей

Развитый человек всегда выделяется из общей массы уровнем своего интеллекта и воспитанием. Все люди рождаются с равными возможностями, но одни вырастают и становятся более успешными, другие живут посредственно. Почему так происходит, и какие факторы формирования личности на это влияют?

Мужчина рисует маркером

Что такое факторы развития личности в психологии

Развитие личности – длительный процесс, во время которого происходят становление физических и духовных сил, реализация человека в социуме. Духовность, приоритеты и взгляды на жизнь зависят от условий, в которых протекают детство и юношество.

Факторы развития личности – это силы, которые продвигают процесс формирования индивида, помогают развиваться во всех жизненных сферах. С раннего детства и в течение всей жизни они влияют на человека посредством семейного воспитания и через образовательную систему.

Ведущие факторы, влияющие на личность человека

В социологии личность – это совокупность важных социальных качеств, которые характеризуют человека как часть общества. Развитый человек – противоположность массовой личности, он отличается стремлением двигаться вперед, желанием добиваться результатов.

Личность среди толпы

Факторы делятся на внешние и внутренние. Внешние – это условия жизни и отношения в обществе, внутренние – личная активность человека.

Среди всех факторов выделяют основные:

  1. Наследственность – комплекс умений и навыков, которые передаются новорожденному от родителей. У каждого человека есть свой генотип, который определяет наследственную предрасположенность;
  2. Воспитание – система искусственно привитых навыков и умений. От родителей зависят воспитание ребенка в детстве и его желание самостоятельно продолжать развитие в осознанном возрасте. Также сюда относится педагогическое воспитание в школе, формирование безопасного поведения личности;
  3. Среда – это комплекс условий и обстоятельств, при которых человек растет, учится и взаимодействует с окружением. Среда может быть географической – пределы страны проживания, её климат и традиции. Домашняя среда означает условия жизни отдельной семьи, социальная – окружение человека.

Обратите внимание! Наследственный фактор влияет на жизнь, но желание человека преуспеть в какой-либо сфере может быть сильнее генетики. Например, наследственная предрасположенность к точным наукам не означает, что человек не сможет добиться успеха в творчестве.

Роль воспитания родителями

Личность всегда формируется под воздействием множества факторов, но главную роль среди них играет воспитание. От родителей зависят, будет ли ребенок тянуться к знаниям, его сосредоточенность и желание познавать мир. В раннем детстве дети начинают усваивать правила и нормы поведения в обществе.

Семья читает книгу

Воспитание бывает стихийным (хаотичным) и целенаправленным. Стихийное воспитание находится во взаимосвязи с повседневной жизнью, знания ребенок получает методом проб и ошибок. Целенаправленное воспитание – упорядоченный процесс обучения родителями и педагогами с целью привить ребенку хорошие манеры, правила поведения и жизненные ценности.

Что влияет на успешность воспитательного процесса в семье:

  • Осознанность родителей является главным критерием успешного процесса. Супруги должны понимать цели и задачи воспитания своего ребенка;
  • Соответствие семейного воспитания с программой детского сада и школы. Зачастую желание родителей привить ребенку положительные качества совпадает с общепринятыми системами обучения, но их действия должны быть параллельными. Например, если в школе учат правилам этикета, дома они должны практически подкрепляться;
  • Семейный уклад и равенство. Супруги должны действовать сообща, воспитывать ребенка по одним правилам. Например, если мама запрещает есть сладкое, а папа – нет, ребенок не будет разбираться, каково правильное решение, а кто не прав. Мама для него будет строгой, а папа добрым;
  • Умение родителей сочетать в своем отношении любовь, уважение и строгость. Воспитание в строгости формирует в ребенке комплексы, а постоянная ласка и потакание всем желаниям делают из него эгоиста;
  • Наличие родительского авторитета в глазах ребенка. Дети должны уважать своих родителей, для этого мама и папа обязаны показывать хороший пример. Авторитет формируется, когда дети видят, как родители успешно совмещают работу и общественную деятельность. Супруги должны интересоваться жизнью ребенка, они могут указать на его ошибки и помочь их исправить;
  • Взаимоотношения родителей. Дети должны расти в семье, где супруги уважают мнение друг друга. В противном случае ребенок будет проявлять неуважение к сверстникам и учителям.

Обратите внимание! Если ребенок подвергался насилию со стороны отца или матери, в будущем он может также поступать с окружающими и стать преступником.

Как влияют социализация и окружение

Социализация – процесс развития человеческой личности в соответствии с правилами поведения в обществе. Процесс социального становления начинается с раннего детства и приостанавливается, когда человек в состоянии нести ответственность за свои действия. Этот процесс не заканчивается – в течение всей жизни индивид дополняет и закрепляет свои знания.

Человек в коллективе

Общество формирует социальные стандарты и стереотипы поведения (в школе, в институте, на работе), чтобы не остаться в стороне, личность обязана усвоить эти правила. Сначала индивид приобретает общие черты поведения социальной группы, в которой он находится. Со временем вырабатываются индивидуальные черты, которые позволяют реализовать задатки и возможности, заложенные в его генотипе.

Этапы социализации на примере обучения в университете:

  1. Адаптация. Подросток попал в новую среду и изучает правила поведения;
  2. Интеграция. Поняв принципы работы, студент вливается в новый коллектив, обязуется соблюдать принятые правила;
  3. Саморазвитие. Привыкнув к новым правилам, студент начинает получать знания, развиваться;
  4. Саморегулирование. Студент самостоятельно контролирует свои действия и успеваемость.

Окружение может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на индивида. Например, если ребенок со средней успеваемостью попадает в класс с более развитыми детьми, его успеваемость вырастет в краткие сроки. В обратной ситуации, попадая в коллектив троечников, школьник перестанет учиться, и его успеваемость падает.

С возрастом человек в состоянии самостоятельно выбирать окружение, если прежняя среда его не устраивает. Какие характеристики окружения помогают развитию личности:

  • Успех. Доказанный факт – люди, которые добиваются значительных успехов, вдохновляют и заставляют развиваться остальных;
  • Уважение. Невозможно развиваться, если со стороны общества поступают оскорбления. Это правило работает для школы, работы и семьи;
  • Высокий интеллект и уровень культуры. Окружив себя умными и рассудительными людьми, человек начинает на них равняться и заниматься своим развитием;
  • Здоровье. Окружая себя спортивными и здоровыми людьми, индивид стремиться поддерживать свою физическую форму. Курильщик в компании здоровых людей со временем начинает думать о том, чтобы избавиться от вредной привычки.

Обратите внимание! Факторы, влияющие на формирование и развитие личности ребенка, во многом зависят от родителей. У детей нет возможности выбирать своё окружение самостоятельно. Они могут выбрать, с кем общаться в классе, но в какой школе они будут учиться, выбирают родители. Следует обращать внимание на то, как к ребенку относятся его одноклассники и учителя.

Можно ли повлиять на процесс формирования

Развитие личности ребенка – задача родителей, они могут оказывать влияние на процесс формирования. На характер ребенка и его личностное развитие влияет поведение родителей, то, как с ним разговаривают, ругают его или нет.

С 2 до 7 лет дети начинают взаимодействовать со сверстниками и воспитателями. С 7 до 18 лет родители продолжают воспитание ребенка, контролируют его окружение, чтобы он вырос полноценной и воспитанной личностью.

Малыш поднимается по книжкам

В осознанном возрасте человек может самостоятельно влиять на своё развитие при условии, если у него было правильное воспитание. Наследственность поменять не получится, но с её негативными проявлениями можно бороться, положительные – использовать в свою пользу. От человека полностью зависят его благосостояние, здоровье и уровень интеллекта.

Обратите внимание! Дети с врожденными отклонениями и нарушениями головного мозга развиваются индивидуально. Проблемы со здоровьем могут тормозить развитие ребенка, даже если он растет в благоприятной среде.

В каком возрасте происходит развитие личности

Психологи утверждают, что в разные периоды жизни человек развивается неравномерно. До определенного возраста дети активно учатся новому, после чего их развитие замедляет темп.

Как меняется развитие в разном возрасте:

  • В дошкольном возрасте ребенок усваивает от родителей и воспитателей общие знания, которые послужат основой для дальнейшего развития;
  • В возрасте 6-16 лет на ребенка влияют все факторы становления полноценной личности, главную роль играют воспитание и социализация. Формируются убеждения, собственное мнение и взгляды на жизнь;
  • С 17 до 26 лет наблюдаются максимальная восприимчивость к обучению, способность анализировать и делать выводы. Именно в этом возрасте человек получает высшее образование в выбранной сфере деятельности;
  • В промежутке между 26 и 30 годами процессы замедляются, наблюдаются упадок внимания, снижение памяти;
  • К 30-34 годам может произойти новый скачек в развитии, когда человек начинает осваивать выбранную профессию на практике, его мозг активно работает;
  • В 35-40 лет индивид продолжает развиваться по прежней схеме, но в замедленном темпе;
  • После 40 лет происходит снижение уровня мышления, памяти и внимания.

Обратите внимание! Возраст не может ограничить личное желание. Кто-то с 18 до 25 лет активно развивается, после чего идет на спад. Некоторые к 30 годам находят своё место в жизни, меняют работу и круг общения.

В течение всей жизни люди растут, получают новые знания и умения. В педагогике факторы развития полноценной личности – это движущие силы, способствующие реализации человека. Успешный тип личности не передается по наследству, на развитие человека в большей степени влияют воспитание и окружающая среда.

Видео

Психологические факторы

Существенное влияние на поведение потребителя оказывают психологические факторы, к наиболее важ­ным из которых относятся мотивация, восприятие, убеждения, установки, Я-концепция, психологическое состояние, познавательные процессы, ведущий род дея­тельности.

1. Мотивация— в любой момент жизни человек испы­тывает множество потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, возникают при опреде­ленном физиологическом состоянии человеческого организма — голоде, жажде, температурном диском­форте и пр.
Размещено на реф.рф
Природа других, скорее, психогенна, ре­зультат таких состояний психологического напряже­ния, как потребность индивида в признании, уважении или духовной близости. Большая часть челове­ческих потребностей не требует немедленного удов­летворения. Потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет индивида действовать, а ее удовлетворение снижает уровень психологическо­го напряжения. Психологами разработано несколько базовых концепций мотивации человека. Самые из­вестные из них (3. Фрейд, А. Маслоу) рассмотрены выше. В контексте психологических влияний имеет значение также модель Ф. Герцберга. Он автор двухфакторной теории мотивации, в соответствии с кото­рой недовольство человека и его удовлетворение оп­ределяются двумя группами различных факторов. Для того чтобы покупка состоялась, недостаточно от­сутствие фактора недовольства, крайне важно активное присутствие фактора удовлетворения. К примеру, от­сутствие гарантии у компьютера может стать факто­ром недовольства. Но наличие обязательств по ре­монту приобретенной техники не является фактором удовлетворения или мотивом, который подтолкнет к покупке, так как гарантия не послужит основным ис­точником удовлетворения. На практике теория двух факторов применяется двояким образом.

В первую очередь, продавец должен избегать появления факторов недовольства (к примеру, непонятная инструкция к компьютеру или же плохое обслу­живание). Такие упущения не только не способ­ствуют росту продаж, но и могут сорвать покупку.

Во-вторых, производитель должен определить ос­новные факторы удовлетворения или мотивацию к покупке товара и проследить, чтобы их наличие у товара не осталось незамеченным потребителœем. Данные факторы согласно этой модели и опреде­лят выбор покупателœем какой-либо торговой марки.

За каждым решением о совершении покупки стоит какой-то мотив. Под мотивом совершения покупки можно понимать возникшую потребность, желание, стимул. Такой мотив дей­ствует как фактор, порождающий соответствующее поведение, направленное на удовлетворение появившегося желания. Рас­познавание мотивов совершения покупки раскрывает перед продавцом причины, по которым покупатель принимает реше­ние о покупке. Некоторые решения о совершении покупки мо­гут быть обусловлены более чем одним мотивом. В таком случае мотив, оказывающий основное влияние на принятие решения о покупке, принято называть доминантный мотив покупки.

Выделяют ряд мотивов.

Эмоциональные— это те, которые побуждают потен­циального покупателя к действию по зову настроения или страсти. Эмоции бывают огромной силой, и нередко именно они образуют фундамент доминант­ного мотива покупки.

Рациональные— это мотивы совершения покупки, об­ращенные к разуму и рассудительности покупателя, основанные на процессе объективного осмысления. Рациональные мотивы совершения покупки включа­ют в себя потенциальную прибыль, качество обслужи­вания, возможности технической поддержки.

Но продавцам следует знать, что их бизнес не должна быть в полной мере логичным процессом. Чтобы вдохновить людей и направить их в нужном направлении, крайне важно затронуть их эмоции. Причем продавец, способный наладить личный кон­такт, получает преимущество. Продавцам следует постоянно прилагать усилия, чтобы вызвать те эмоции, которые влияют на принятие решения о покупке.

Покупка же, основанная на рациональных мотивах, — это, как правило, результат объективного просмотра всœей доступной информации без проявления эмоциональных чувств и чаще всœего руководство такими мотивами, как своевременная дос­тавка, финансовая прибыль, компетентная установка, экономия времени, увеличение выгоды или продолжительности сро­ка службы.

Мотивы, обусловленные приверженностью потребите­ля.Эти мотивы побуждают потенциального покупа­теля приобретать товары в одной фирме. Причем на поведение потребителя влияют превосходное обслу­живание, обширный ассортимент товаров, компетен­тность торговых работников.

Мотивы, обусловленные характерными особенностями товара.При этом имеют значение качество товара, тор­говая марка, цена, дизайн или инженерное решение.

Читайте также


  • — Личностные и психологические факторы

    Существует четыре группы факторов, которые оказывают прямое воздействие на покупательское поведение: личностные, психологические, социальные и культурные. Остановимся на подробном рассмотрении первых двух. К личностным факторам относятся:возраст, пол, доход человека,… [читать подробнее].


  • — Личностные и психологические факторы

    Существует четыре группы факторов, которые оказывают прямое воздействие на покупательское поведение: личностные, психологические, социальные и культурные. Остановимся на подробном рассмотрении первых двух. К личностным факторам относятся:возраст, пол, доход человека,… [читать подробнее].


  • — Психологические факторы

    В последнее время отмечается возрастающая роль психологических факторов в развитии сердечно-сосудистых и иных заболеваний. Доказана роль стрессов, усталости на работе, чувства страха, враждебности, социальной незащищенности в развитии сердечнососудистых заболеваний. … [читать подробнее].


  • — ВИДЫ НАУЧЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ НАУЧЕНИЯ

    Процесс развития организма и психики не во всех случаях связан с научением: в него, например, не входят процессы и результаты, которые характеризуют биологическое созревание организма, разворачиваются и протекают по биологическим, в том числе генетическим, законам. У… [читать подробнее].


  • — Социально-психологические факторы эффективности совместной деятельности воинского коллектива

    Морально-психологическое состояние и человеческий фактор. Потенциал.                           Совместная воинская деятельность, коллективным субъектом которой выступает подразделение (экипаж, расчет, личный состав караула и т.п.),… [читать подробнее].


  • — Социально-психологические факторы семейного насилия

    Дети в силу своей беззащитности, как психической, так и физической, довольно часто становятся жертвами жестокого обращения родителей и различных видов насилия со стороны семьи. Слово семья имеет определенное ценностное значение и несет огромную смысловую нагрузку…. [читать подробнее].


  • — Личностная подсистема: психологические факторы.

    Личностные факторы. Мотивы, потребности, ценности, смыслы, установки, убеждения, личностные черты. Когнитивные факторы. Переработка информации, селектирование информации, ошибки мышления, внимания, искажения восприятия. Эмоциональные факторы. Осознание эмоций,… [читать подробнее].


  • — Глава 8. Психологические факторы и физические болезни.

    Это была среда. Великий день. Совмещенные промежуточные экзамены по истории и физике начинаются в 11.30, а на 3.30 назначен устный отчет по психологии. Джерри несколько недель готовился к этому дню и боялся его, называя в кругу друзей «днем D». Предыдущую ночь он не спал до 3.30… [читать подробнее].


  • — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

    Психологическую форму успешного обучения можно охарактеризовать в виде формулы: УС= М + 4П +С, где М — мотивация,1П — прием (либо поиск) информации, 2П — понять информацию,ЗП — помнить, 4П — применять информацию. Мотивация — побудительные силы, движущие ученика к цели… [читать подробнее].


  • — Психологические факторы внушения

    Гитлер призывал: необходимо учиться даже у враждебной католической церкви влиять на людей; имеют значение и обстановка, и ритуал, «даже время дня, в которое произносится речь». Предпочтительнее вечер, поскольку утром человек бодрее, энергичнее, а «речь идет об… [читать подробнее].


  • Психологические факторы — Мегаобучалка

     

    На выбор, который человек делает во время покупки, также оказывают свое влияние четыре главных психологических фактора: мотивация, восприятие, усвоение, а также убеждения и отношения.

     

    Мотивация

     

    Всякий человек в любое мгновение своей жизни ощущает самые разнообразные потребности. Некоторые из них — биологические, возникающие, когда человек испытывает голод, жажду или какой-либо дискомфорт. Другие потребности — психологического характера, возникающие, когда человек испытывает состояние напряженности нервной системы, порожденное тем, что окружающие не хотят признавать его заслуг, его талантов или его прав как члена коллектива. Большинство этих потребностей обычно недостаточно сильные, чтобы побудить человека к совершению немедленного действия. Потребность становится мотивом поведения, когда достигает достаточного уровня интенсивности. Это напряженное состояние заставляет человека действовать с целью снятия его. Психологи разработали несколько теорий, объясняющих мотивы деятельности человека. Две из них, являющиеся наиболее популярными — теории Зигмунда Фрейда и Абрахама Маслоу, — дают два различных подхода к поведению потребителя, и обе могут быть использованы при маркетинговом анализе.

    Теория мотивации по Фрейду.Фрейд полагал, что люди в основном не осознают истинных психологических сил, формирующих их поведение. Он рассматривал человеческое поведение как процесс роста, во время которого человек подавляет множество побуждений. Эти побуждения ему так и не удается ни полностью изгнать, ни взять под полный контроль: они проявляются в его снах, в различных многозначительных оговорках, а также в навязчивых неврозах и психозах.

    Исследователи мотивации даже из небольшого количества примеров, собранных во время наблюдения за покупателями, могут получить массу интересной скрытой информации, проливающей свет на мотивы, которыми те руководствуются, делая свой выбор при покупке. Часто используются так называемые «ненаправляющие интервью» (т. е. когда респондент сам говорит о том, что его интересует) и различные проективные методики, назначение которых состоит в том, чтобы застать средства защиты скрытого Я врасплох: ассоциативные эксперименты, интерпретация картинки, ролевая игра и т. д. Изучение мотивации потребителей выявило интереснейшие и подчас забавные вещи насчет скрытых мотивов, которыми они руководствуются при выборе того или иного товара. Например, одно классическое исследование этого рода показало, что многим покупателям не нравится чернослив, потому что он сморщенный и напоминает им о болезнях и старости. Несмотря на то, что исследование мотивации потребителей порой приводит к таким неожиданным выводам, даже они могут пригодиться для специалиста по маркетингу, пытающемуся разобраться в особенностях поведения клиентуры.



    Теория мотивации по Маслоу. Абрахам Маслоу тоже пытался объяснить, почему определенные потребности заставляют человека действовать в определенное время. Почему один человек тратит уйму времени и энергии, чтобы обеспечить себе личный покой, а другой лезет из кожи вен, чтобы добиться известности? Ответ Маслоу сводится к тому, что человеческие потребности организованы в некую иерархическую систему: от наиболее значимых до наименее значимых. Наиболее важными Маслоу считает физиологические потребности, за ними следуют в порядке убывания их значимости для человека потребность самосохранения, социальные потребности, потребность в признании и уважении и потребность в самоутверждении и самовыражении. Человек пытается удовлетворить прежде всего самую насущную из потребностей. После своего удовлетворения потребность перестает быть мотивом, и тогда человек может заняться удовлетворением следующей наиболее насущной потребности. Например, голодающий человек (потребность 1) не очень обеспокоен вопросом, насколько чист воздух, которым он дышит (потребность 2), да и мнение других о нем (потребность 3), равно как и желание прославиться (потребность 4) тоже отступят на задний план, не говоря уж о том, что человек, у которого пусто в желудке, вряд ли заинтересуется последними новинками в мире искусства (потребность 5). Но по мере того как каждая из этих потребностей удовлетворяется, наступает черед для следующей по ранжиру.

    Так что обычно для наших потребностей существует система приоритетов. Например, студент университета, у которого остается после всех вычетов на обучение, питание, книги и т. д. около $500 в год на развлечения, вряд ли потратит $400 на путешествие во Флориду в весенние каникулы. Скорее всего, он будет тратить понемногу на «небольшие радости» в течение всего года. Вот если на него вдруг неожиданно свалится $2000, то тогда появится возможность поддаться искушению и удовлетворить эту давно ощущаемую потребность высшего порядка.

     

    Восприятие

     

    Мотивированный человек готов действовать. Каковы будут действия, зависит от его восприятия ситуации. В одной и той же ситуации два человека, имеющие одну и ту же мотивацию, будут действовать по-разному, в зависимости от того, как они воспринимают данную ситуацию. Одному официанты в ресторане «Friday’s» кажутся заурядными увальнями, а другому — веселыми оригиналами.

    Почему люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию? Все мы получаем от нее определенные стимулы, воздействующие на наши органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Тем не менее каждый из нас получает, перерабатывает и понимает полученную информацию по-своему. Восприятие — это процесс, посредством которого индивидуум собирает, организует и интерпретирует информацию, создавая свою собственную, осмысленную картину мира.

    Люди по-разному воспринимают одинаковые стимулы благодаря трем перцептивным процессам, из которых складывается восприятие: выборочная экспозиция, выборочное искажение и выборочное сохранение в памяти.

    Избирательная экспозиция. Люди ежедневно подвергаются воздействию огромного количества стимулов, из которых реклама занимает не последнее место. В среднем за день человек видит более 1500 рекламных объявлений. Поскольку невозможно обратить внимание на все эти стимулы, большинство из них наше сознание просто не фиксирует. Оно может быть уподоблено экспонированной фотопленке: только проявив ее, мы можем увидеть, что на ней запечатлелось благодаря правильно или неправильно выбранной экспозиции. Другими словами, восприятие наше действует, выборочно отбирая определенные стимулы. Поэтому отделам маркетинга приходится здорово поработать, чтобы привлечь внимание потребителя. Их реклама пройдет незамеченной для большинства людей, не интересующихся рекламируемым това­ром, но даже те, кто интересуется, могут не заметить ее, если она не выделя­ется хоть чем-то среди океана других реклам.

    Один из способов сделать это — позиционирование. Так специалисты по маркетингу называют определение отличительных особенностей данного товара в ряду ему подобных и обеспечение его запоминаемости и узнаваемости. Обычно потребители могут вспомнить от четырех до семи фирменных названий одного класса товаров. Чтобы проверить это, попросите вашего друга назвать за 30 секунд все фирмы, специализирующиеся в каком-нибудь виде услуг, например, аренде автомашин. Скорее всего, первыми будут названы Avis, Hertz и Budget, а других за отведенное ему время ваш друг навряд ли сможет вспомнить. Как такое может быть, если существуют десятки агентств по аренде автомашин? Все дело в том, что эти фирмы очень умело, провели свое позиционирование, и именно поэтому мы можем мгновенно вспомнить их названия. Позиционирование производится благодаря качеству, количеству и содержанию рекламы, а также средствам массовой информации, каналами которых фирма воспользовалась.

    Избирательное искажение. Не обязательно каждый стимул, замечаемый потребителем, будет воспринят так, как этого хотелось рекламодателям. Получая какую-либо информацию, люди пытаются втиснуть ее в уже сформированную картину мира, существующую в их сознании. Процесс приспособления новой информации к уже имеющейся психологи называют выборочным искажением. Например, если кто-то прочтет плохой отзыв о его любимом ресторане Thai, то он, скорее всего, попытается исказить эту информацию, чтобы не менять сложившейся позитивной оценки этого ресторана. Он может решить, что автору статьи не понравились приправы к таиладским блюдам, потому что тот привык к американизированной тайской кухне и не может оценить кушанья, приготовленные настоящими таиландцами. Вообще люди обычно интерпретируют всякую новую информацию так, чтобы она не противоречила сложившимся суждениям.

    Избирательное запоминание. Люди забывают очень многое из того, что узнают. Они имеют тенденцию запоминать лишь ту информацию, которая подкрепляет их сложившиеся установки и убеждения. Так что процесс сохранения в памяти является тоже выборочным, как и остальные компоненты процесса восприятия. Благодаря избирательности сохранения в памяти любой новой информации человек, который всегда предпочитает останавливаться в отеле Sheraton, обратит внимание на заметку в журнале, в которой об этом отеле отзываются с похвалою. Тот, кто предпочитает останавливаться в отеле Hilton, вряд ли запомнит эту заметку. Люди обычно запоминают информацию, которая поддерживает их убеждения.

     

    Усвоение

     

    Когда люди действуют, они узнают много нового, они учатся. Усвоение— это психологический термин, описывающий изменения в поведении индивидуума под влиянием накопленного опыта. Большинство поведенческих особенностей человек — благоприобретенные. Теоретики утверждают, что психологической основой усвоения является сложное переплетение побуждений, стимулов, раздражителей, реакций и подкрепления.

    Когда потребитель знакомится с товаром, он учится им пользоваться и узнает что-то новое. Члены комитета, уполномоченные выбрать место для проведения конференции, прежде чем принять решение, испытывают на себе услуги конкурирующих друг с другом отелей. Они едят в их ресторанах, отмечая для себя уровень профессионализма обслуживающего персонала, изучают особенности номеров отелей. На основе этих наблюдений они делают свой выбор. Во время проведения самой конференции они продолжают знакомиться с отелем, узнавая все новые и новые черты. На основе своих впечатлений и впечатлений других участников конференции они делают вывод, удачен ли был их выбор. Если удачен, то это их успех. Если нет, что ж, и на ошибках учатся.

    Гостиницы должны помогать гостям лучше узнавать о качестве их оборудования и услуг. Отели высшего класса предоставляют туры для постояльцев, останавливающихся впервые, и знакомят со всеми условиями проживания. Постояльцы, заезжающие не в первый раз, получают повышенный сервис у обслуживающего персонала, а также письма и литературу.

     

    Убеждения и отношения

     

    В процессе своих действий и усвоения люди приобретают убеждения и установки, которые в свою очередь оказывают влияние на их поведение.

    Убеждение — это не подвергаемое сомнению мнение, которое человек имеет по поводу чего-либо. Например, потребитель может быть убежден в том, что гостиницы фирмы Adam’s Mark Hotel предлагают лучшие в своей категории жилищные условия и имеют лучший обслуживающий персонал. Это убеждение может базироваться на его собственном опыте или же на мнениях других людей. В этом убеждении может присутствовать эмоциональный компонент, но его может и не быть.

    Для занимающихся маркетингом очень важно знать, какие у людей есть убеждения по поводу их товаров и услуг. Убеждения положительного характера укрепляют престиж фирмы. Люди действуют исходя из своих убеждений. Если становится ясно, что какое-то необоснованное негативное убеждение подрывает сбыт, отдел маркетинга должен незамедлительно начать кампанию, направленную на изменение этого убеждения.

    Необоснованные убеждения потребителя могут серьезно повлиять на доходы предприятия и даже поставить под угрозу само его существование. Среди таких убеждений могут быть следующие:

    · В этом ресторане подают гамбургеры из мяса кенгуру

    · Этот отель служит для мафии штаб-квартирой

    · Этот дом отдыха — только для гомосексуалистов

    · Этот мотель правильнее было бы называть «клоповником»

    · На этих авиалиниях не гарантируется безопасность

    · В этой стране стандарт не обеспечивает здоровую пищу

    Такого рода категорические суждения часто можно услышать о чем угодно: о религии, о политике, о музыке, о продуктах питания. Через них люди выражают свое отношение к этим вещам. Отношением называются относительно устойчивая оценка и определенные чувства, связанные с каким-либо объектом или идеей. Отношениями определяются наша симпатия или антипатия к ним. Отношения часто называются также установками. Благодаря своей установке на здоровую пищу многие люди видят в курятине здоровую альтернативу говядине и свинине. В результате этого потребление мяса цыпленка на душу населения настолько возросло в США, что Национальный совет производителей свинины попытался изменить отношение потребителей к свинине как к вредной для здоровья пище. В своей рекламе они стали называть свинину «альтернативным белым мясом», пытаясь внедрить в сознание потребителей идею, что между свининой и грудкой цыпленка особой разницы нет. Понять, в чем состоит установка человека относительно чего-либо, — это первый шаг на пути изменения ее или подкрепления.

    Отношения и установки очень трудно изменять, потому что все они взаимосвязаны в сознании человека. Изменение одной из установок может повлечь за собой необходимость других, и порой трудных, подвижек. Для фирмы гораздо легче произвести товар, на который распространяется положительное отношение потребителя, чем изменить его негативное отношение к выпускаемым ею товарам. Конечно, бывают и исключения из этого правила, когда высокая цена, заплаченная за изменение отношения потребителей, окупается.

    Среди рестораторов бытует поговорка, согласно которой качество ресторана определяется последним блюдом, которым тебя в нем угостили. В этой поговорке отразилась одна из черт отношений — их изменчивость. Посетитель, который много раз обедал в одном ресторане и всегда оставался доволен, на этот раз съел что-то, ему не понравившееся. Его позитивное отношение к ресторану начинает меняться. Он покидает его с чувством, что его подвели — формируется негативное отношение. Если и в следующий раз такое повторится, он больше никогда в жизни в этот ресторан не придет: негативное отношение зафиксируется, а негативные отношения изменяются еще труднее, чем позитивные. Тем более опасно не угодить посетителю, когда он приходит в первый раз: у него немедленно вырабатывается негативное отношение, которое не позволит ему придти к вам еще раз.

    Отношения, выработанные в детстве, часто оказывают влияние на то, что мы покупаем, будучи уже взрослыми. У детей иногда по непонятной причине появляется антипатия к определенным местам, людям, овощам. Но не меньше мест, людей и овощей, к которым у них формируется положительное отношение. Первое посещение Disneyland или ресторана McDonald’s часто оставляет неизгладимое и полностью положительное впечатление. Со многими фирмами индустрии гостеприимства у посетителей связаны стойкие позитивные или негативные установки, уходящие корнями в детские воспоминания. Резкое слово, сказанное управляющим гольф-клуба, воздушная болезнь на борту самолета коммерческой авиакомпании и недостаток симпатии со стороны стюардессы — все это способствует выработке отрицательного отношения, которое порой сохраняется на всю жизнь.

    Disneyland и McDonald’s рассматривают детей как своих пожизненных посетителей. Они хотят, чтобы дети возвращались к ним и в подростковом возрасте, и когда сами станут родителями, а потом дедушками и бабушками. Многим предприятиям индустрии гостеприимства и туризма не мешало бы научиться этому у таких маяков маркетинга.

    Горнолыжные и морские курорты и гольф-клубы разрабатывают для детей специальные программы развлечений и специальные меню, видя в этом дополнительный источник доходов и сейчас, и в будущем, когда дети вырастут. Steamboat Springs Ski Resort предлагает программу для детей от шестимесячного возраста до 15 лет. Акцент делается на том, что отдыхать в Стимбоат интересно и безопасно. Успешно работают с детьми Smuggler’s Notch в Вермонте и Omni Segamore в Нью-Йорке. Лидером в этом деле следует признать Hyatt Hotels, уже давно организовавшей Camp Hyatt. Эта фирма доказала, что отель может заботиться о детях, оставаясь при этом фешенебельным.

    Негативные отношения очень трудно изменить, стоит им только появиться. Владельцы новых ресторанов часто хотят, чтобы деньги к ним текли рекой, и в дальнейшем они забывают, что хорошее начало — это уже полдела. Один из них жаловался на непостоянство посетителей. В первые дни у него отбоя не было от посетителей, они стояли в длинной очереди, чтобы попасть к нему. И вот, всего несколько месяцев спустя, даже по вечерам зал остается полупустым. А он так старается!.. Очевидно, он не смог обслужить как надо своих первых посетителей. И хотя потом и исправил многие из ошибок, совершенных вначале, его первые посетители не только сами не пришли к нему во второй раз, но и постарались распространить худую молву про его заведение.

    Подводя итоги, мы можем еще раз повторить, что существует множество сил, влияющих на поведение потребителя. Его выбор — это результат сложного переплетания множества факторов: культурных, социальных, личностных и психологических. Многие из них не поддаются контролю со стороны отдела по маркетингу, однако, зная их, можно лучше понять поведение потребителя и его реакции, порой кажущиеся странными.

     

    Фактор социальный — это… Что такое Фактор социальный?

    
    Фактор социальный
    движущая сила развития общества; явление или процесс, обусловливающий те или иные социальные изменения. В основе выделения Ф. с. лежит такая связь социальных объектов, при которой одни из них (причины) при определенных условиях с необходимостью порождают другие социальные объекты или их свойства (следствия). В качестве Ф. с. выступает прежде всего деятельность людей, обусловливающая в конечном итоге все многообразие социальной жизни общества. Кроме того, роль Ф. с. выполняют различные материальные и духовные образования: производство, социальные институты, организации, вещная среда, потребности, интересы, ценности, мнения, ориентации, установки людей и т. д. В качестве Ф. с. выступает также взаимодействие сфер жизни общества, когда одна из них оказывает определяющее влияние на другие. Например, экономическая сфера в значительной степени определяет развитие социальной, политической и духовной сфер, она фактор для них, а эти последние, в свою очередь воздействуя на нее, тоже выступают ее факторами, хотя и не определяющими. Поэтому в совокупности Ф. с. следует различать те, которые движут глубинными изменениями в обществе, определяя его существенные характеристики, направление и уровень развития, и те, которые обусловливают лишь отдельные изменения в обществе или в явлениях и процессах.

    Следует также распознавать Ф. с., постоянно действующие и случайные, непосредственно и опосредствованно влияющие на объект. Так, к общим Ф. с. относят социально-экономические и другие условия функционирования социальной жизни общества: например, отношения собственности, уровень общественного разделения труда, социальные институты и организации и т. д. Они являются также и постоянно действующими причинами. К специфическим Ф. с. можно отнести определенные особенности тех или иных объектов, от которых зависят такие же характеристики других объектов. Действие прямых Ф. с. может непосредственно фиксироваться и подвергаться контролю в процессе исследования, влияние же косвенных Ф. с. на изучаемый объект прямому контролю не поддается. Его надо специально устанавливать. Познание Ф. с. в социологии связано с разработкой содержательных теорий для объяснения изменений, происходящих в обществе и отдельных его подсистемах, с позиции действия определенных причин. Социологические исследования всегда опираются на определенные методологические и методические подходы к изучению обусловленности одних процессов социальной действительности другими. Цель этих исследований определять и прогнозировать следствия из действия тех или иных факторов на основе предварительного эмпирического анализа взаимоотношения между ними (т. е. действия фактора и следствия). Как известно, проявление причинно-следственных связей в социальных процессах многофакторно и многомерно. Однако в зависимости от целей исследования задача может сводиться к выявлению влияния одного или совокупности факторов, вызывающих соответствующие изменения в социальных объектах. За совокупным действием различных факторов, в том числе и случайного характера, исследование вскрывает нечто устойчивое, необходимое и повторяющееся. И все же, поскольку социальное изменение многофакторное, то прогнозы и выводы из полученных данных носят вероятностный характер. Установление меры проявления причинных связей в социологии осуществляется посредством методов многомерного статистического анализа корреляционного, регрессионного, факторного и др.

    Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. Под ред. В. И. Воловича. 1990.

    • Факт социальный
    • Функционализм в социологии

    Смотреть что такое «Фактор социальный» в других словарях:

    • ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫЙ — англ. factor, social; нем. Faktor, sozialer. Движущая сила развития общества, явление или процесс, обусловливающий те или иные соц. изменения. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

    • Фактор социальный — движущая сила развития общества; явление или процесс, устанавливающий те или иные социальные изменения. В основе выделения фактора социального лежит такая связь социальных объектов, при которой одни из них (причины) при определенных условиях с… …   Экология человека

    • ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫЙ — англ. factor, social; нем. Faktor, sozialer. Движущая сила развития общества, явление или процесс, обусловливающий те или иные соц. изменения …   Толковый словарь по социологии

    • Социальный  фактор — (см.  Фактор социальный) …   Экология человека

    • Социальный анархизм — Социальный анархизм, социалистический анархизм[1], анархо социализм, анархистский социализм или коммунитаристский анархизм[2] (эти понятия взаимозаменямы относительно либертарного социализма[1], левого либертарианства[3] или же левого… …   Википедия

    • Социальный дарвинизм — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм …   Википедия

    • Социальный класс — (social class), страта, или слой об ва. Мн. исследователи указывали на разницу, существующую между системами социальной стратификации в доиндустриальных об вах (где социальные различия зависят преимущ. от обществ, положения и основаны на… …   Народы и культуры

    • СОЦИАЛЬНЫЙ АКТОР — человек, занимающийся социальной деятельностью (ср. человеческий фактор в марксизме) …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    • Социальный фактор — – любая переменная в социальном окружении, которая оказывает значительное влияние на поведение, самочувствие и состояние здоровья индивида …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР — Широкое значение – любая переменная, оказывающая влияние на поведение в социальных условиях …   Толковый словарь по психологии


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *