Функции воли в психологии: 9.4. Понятие и функции воли.

Автор: | 13.10.1972

Содержание

Функции воли

В целом волевые процессы выполняют три основные функции.

Перваяинициирующая (непосредственно связанная с мотивационными факторами) заключается в том, чтобы заставить начать то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия.

Вторая  — стабилизирующая, связанная с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода.

Третьяингибирующая состоит в оттормаживании других, часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения, несогласующихся с главными целями деятельности (и поведения) в тот или иной момент времени.

Воля как процесс — это не только одна из высших форм организации всех других психических процессов. В волевых процессах личность и ее психические процессы не только проявляются, но и формируются, развиваются.

В связи с этим выделяют еще одну функцию воли

генетическую, генеративную, продуктивную. В результате ее действия повышается уровень осознаваемости и организованности иных психических процессов, а также формируются так называемые волевые свойства личности — самостоятельность, решительность, настойчивость, самообладание, целеустремленность и др.

Формирование побуждения к волевому действию достигается через изменение или создание дополнительного смысла действия, когда действие выполняется уже не только ради мотива, по которому было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию.

Изменения смысла действия, которое необходимо осуществить, можно достичь,

·  во-первых, через переоценку значимости мотива или предмета потребности (например, в экспериментах А.В. Запорожца испытуемые показывали наивысший результат, поднимая груз весом 3,4 кг, в пробах, когда воображали, что вырабатывают электроэнергию для города, по сравнению с пробами, когда просто поднимали груз).

·  В о — вторых, через изменение роли, позиции человека (в экспериментах Выготского ребенок рисовал черточки, через некоторое время уставал и отказывался, а после придания нового смысла выполняемому действию — научить других детей это делать — продолжал рисовать с еще большим энтузиазмом).

·  В-третьих, через предвидение и переживание последствий действий или, напротив, отказ от них (в современных психотехниках такой прием — представления полимодального, образа желаемого результата, дополненного яркими эмоциональными переживаниями, предпочтительно позитивного характера — носит название «визуализации», позволяющей удерживать достаточно стойкое и интенсивное побуждение к достижению результата).

Воля и её функции

Введение

Воля есть отличительный признак человеческого рода, а сам разум — только вечное правило для руководства волею.

Шиллер Ф.

Актуальность проблемы, выбранной мной темой, определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества. Семья, школа, общество с каждым годом предъявляют к подрастающему поколению все более высокие морально-этические, социально-политические, идеологические требования.

Трудно представить себе, то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками.

Многие ученые, исследующие психологию подросткового возраста, обращают внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волей, что проявляется, например, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности. Поскольку жизненный опыт подростков недостаточен, то им свойственно стремление к самоутверждению, к показу своей самостоятельности. В кругу своих сверстников они часто стремятся утвердить свое положение, показать себя людьми, знающими жизнь. Такое утверждение связано зачастую с подражанием асоциальным формам поведения (неприятие воспитательных мероприятий).

Для подростка воля как черта характера стоит на одном из первых мест. Волевые люди становятся для него идеалом, на которых он хотел бы походить. Однако как раз про подростков принято говорить, что воля у них слабая.

Педагогу, работающему со школьниками, подросткового и раннего юношеского возраста, не приходится доказывать им значимость волевых качеств, наличие сильной воли, опасность слабоволия. Для них это аксиома. Кинофильмы и книги, повествующие о героях революции, гражданской и Великой Отечественной войн, о трудовых подвигах людей, содержат эталоны смелости, мужества, решительности. Однако в художественной литературе и особенно в кинофильмах отображен скорее результат формирования воли, чем сам процесс. Задача педагога – не только очертить круг волевых качеств, раскрыть их внутреннюю связь с важнейшими моральными принципами, но помочь школьнику, стремящемуся к самовоспитанию воли, показав, какие приемы развития волевых качеств наиболее эффективны, а какие не приносят существенной пользы.

Целью моей работы является изучить понятие воли и волевые качества человека и их развитие.

  1. Понятие о воле

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности.

В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие — активизирующую и тормозящую. Активизирующая (побудительная, стимулирующая) – это сознательное направление умственных и физических усилий на преодоление трудностей и достижение целей. Тормозная – это сдерживание нежелательного проявления активности (отказ от чего-либо).

Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе

цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Осуществляя задуманное действие, мы сталкиваемся со многими трудностями. Например, могут измениться условия выполнения действия или может возникнуть необходимость изменить средства достижения поставленной цели. Поэтому для того, чтобы достичь поставленной цели, человек должен постоянно сличать цели действия, условия и средства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями.

С.Л. Рубинштейн пишет: «Волевое действие – это в итоге сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Волевое действие – это специфически человеческое действие, которым человек сознательно изменяет мир».

2. Структура волевого действия

В волевом действии выделяются 3 основные фазы

1. Подготовительная фаза включает:

-возникновение побуждения

-борьбу мотивов и осмысление цели действия

-процесс принятия решения

-планирование, изыскание способов и средств достижения цели.

2. Основная фаза волевого акта – исполнение принятого решения:

— объективные (внешние) трудности;

-субъективные (внутренние) трудности.

3. Заключительная фаза характеризуется подведением итогов сделанного.

С чего начинается волевое действие? Конечно, с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть .

В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания.

Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает. Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность. Поэтому влечение часто рассматривают как переходное состояние.

Следует отметить, что далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не сдержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком.

При формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение.

Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.

Желание не всегда сразу претворяется в жизнь. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Значимость борьбы мотивов и внутренней работы сознания, психологи видят сущность воли в исполнении принятого решения. Именно исполнение решения составляет основной момент волевой деятельности человека.

Заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).

3.Волевые качества человека

3.1. Что такое волевые качества человека

Проявление воли (точнее было бы — силы воли, волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности.

Среди психологов имеются существенные разногласия по поводу сущности, содержания, количества и классификации волевых качеств.

Найдено только два описательных, объяснительных и одно прямое определение понятия «волевые качества». По мнению В. А. Крутецкого, волевые черты характера (так автор называл волевые качества личности) выражаются в готовности, умении и привычке сознательно направлять свое поведение, свою деятельность в соответствии с конкретными принципами, преодолевая препятствия на пути к поставленным целям. При таком определении волевых черт характера они могут относиться как к воле в широком смысле (произвольности), так и к воле в узком смысле (волевой регуляции, силе воли). Специфика волевых качеств в этой формулировке не отражена.

В учебнике «Общая психология» [1986] волевые свойства личности трактуются как определенность и устойчивость типичных для личности способов осуществления волевых актов. Такая характеристика скорее подходит для стиля волевого поведения, чем для волевого качества.

Б. Н. Смирнов дал следующее определение: «Волевыми качествами личности называются конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий».

Ильин Е.П. скорректировал определение следующим образом: волевые качества — это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

В учебниках по разному определяется сущность волевых качеств. В одних говорится, что это проявление воли, в других — что это способность человека, в третьих — что это умение преодолевать различные трудности, управлять собой и т. д. Но если, например, волевые качества — это умения, тогда стоит только научить человека этим умениям — и он начнет успешно преодолевать все трудности. Практика, однако, показывает, что это далеко не так. А. Ц. Пуни полагал, что структура волевого качества соответствует структуре воли и включает интеллектуальные и моральные компоненты, а также умения преодолевать препятствия. О волевых качествах как способностях он предпочита не говорить.

Ильин Е.П. рассматривает любое качество, в том числе и волевое как фенотипическую характеристику наличных возможностей человека, как сплав врожденного и приобретенного. В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками (в частности — типологическими особенностями свойств нервной системы), а в качестве приобретенного в онтогенезе компонента — опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при их неоднократном успешном преодолении. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, то есть это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять.

3.2. Характеристика волевых качеств

В соответствии со сложностью волевой деятельности сложны и многообразны волевые качества личности. Коснёмся характеристики наиболее важных и существенных волевых качеств личности.

Сила воли

На первом месте среди отдельных качеств воли стоит ее сила. Сила воли — обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое преодолел человек, тем с большей степенью уверенности можно говорить о том, что человек обладает сильной волей. Именно препятствия, объективные и значительные, преодолеваемые с помощью волевых усилий человека, являются значимым показателем проявления силы воли.

Выдержка и самообладание

Выдержка и самообладание проявляется в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

Целеустремленность и настойчивость

Целеустремленностью обозначают сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности. С целеустремленностью часто связывают такое качество, как настойчивость. В общем, можно сказать, что первое понятие включает в себя второе, потому что целеустремленный человек всегда настойчивый. При этом настойчивый человек не всегда целеустремленен, потому что он может не обладать ясным видением конечной цели своих усилий, и усилия эти могут носить необоснованный характер (усилия ради усилий).

Целеустремленность разделяют на стратегическую и тактическую (или оперативную). Эти два вида касаются целей разного масштаба. В первом случает целеустремленность обозначает ясное понимание цели жизнедеятельности в значительном промежутке времени (месяцы, годы и даже десятилетия). Тактическая (оперативная) целеустремленность заключается в умении настраиваться на достижение краткосрочных целей (от нескольких часов до дней). Если для стратегической целеустремленности чуть ли не решающим фактором является последовательность и самодисциплина, принципиальность, то для тактической целеустремленности значительно важнее сила воли, проявляющаяся в первую очередь в способности мобилизовать физические и умственные способности, пройти через череду неприятных ощущений, мелких неудач.

Упрямство

Упрямство является как раз тем частным случаем настойчивости, когда важна не столько цель, сколько сами усилия, процесс деятельности, мнения окружающих. Упрямство часто выступает как отрицательное качество человека. Часто наблюдается упрямство у детей. Ребенок, например, решил выкопать яму размером с дом. Окружающие объясняют ему, что этого сделать у него не получится, уговаривают его прекратить бесполезные действия. Ребенок уже понимает, что у него ничего не выйдет, но все равно продолжает копать, руководствуясь теми или иными соображениями. У него могут быть демонстративные мотивы (показать другим, что он упорный или трудолюбивый), экспериментальные (проверить все же, сколько может уйти времени на копку такой большой ямы), какие-то иные (например, он решил для себя, что закончит копать яму только после того, как от него все отстанут). В любом случае при упрямстве цель не носит какого-то знакового смысла, человек одержим не целью, а самим процессом. Цель выступает как нечто несерьезное, игровое, условное.

Инициативность и самостоятельность

Важной характеристикой воли является инициативность. Инициативность — способность, внутренняя готовность предпринимать попытки к реализации возникших идей. Для многих людей преодоление собственной инертности и несамостоятельности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный и инициативный человек. Если человек с детства привыкает, что причина каждого его поступка должна лежать извне (потому что так велят родители или другие, более активные сверстники, так предписано правилами или традициями), то потом ему очень сложно дается достижение любой, стратегической или тактической, цели. Потому что путь к цели состоит из множества отдельных поступков, а если на каждый поступок ждать одобрения со стороны, то на достижение цели может уйти на порядок больше времени, если только человек не «перегорит» на полпути.

Самостоятельность проявляется не только в способности осознанно принимать решения, но и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен и критически оценить советы и предложения других людей, и действовать на основе своих взглядов и убеждений, и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов, руководствуясь здравым смыслом.

Решительность

Решительность проявляется в отсутствии излишних колебаний, сомнений в борьбе мотивов, умении преодолевать внутренние конфликты. Но главное — эффективность проявляется в своевременном и быстром принятии решений. У любого действия, поступка есть промежуток времени, как бы предназначенный для этого действия или поступка, то есть это — наиболее оптимальное время. Решительность — это способность действовать тогда, когда надо, а не тогда, когда хочется. Кроме объективной пользы решительность имеет огромное субъективное значение. Действуя решительно, человек — можно сказать — предметно, наглядно ощущает свои возможности, свою готовность к оперативным, эффективным действиям. В дальнейшем он сможет планировать свои действия, подстраивая под ситуацию, будучи при этом уверенным, что в нужный момент он не отступит назад, не смутится. Решительность, таким образом, является очень важным компонентом предприимчивости — в самом широком смысле этого слова.

Слишком выраженная решительность, однако, имеет возможность выродиться в импульсивность, проявляющуюся в торопливости, нерациональном принятии решений, необдуманности поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил.

Решительность и импульсивность различаются следующим. В первом случае человек склонен действовать рационально в любой ситуации, даже в самой бурной. Он не просто быстро принимает решения, он к этим решениям долго готовится, загодя тщательно анализируя возможное развитие событий. Можно сказать, что он руководствуется принципом Суворова «Тяжело в учении — легко в бою». В самом «бою» (в переносном или буквальном смысле) решительный человек руководствуется строгой логикой, четкими алгоритмами. Импульсивный же человек всей этой рациональности лишен. Он надеется на «авось» или свою интуицию.

Качество самоконтроля

Поставленные задачи будут тогда решены, когда человек контролирует свою деятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. Стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать, и спланированное уже никогда не будет выполнено. Высокая самооценка часто приводит к переоценке своих возможностей. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется, и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике, в силу несбыточности задач.

Селиванов В.И. писал: «Положительные свойства личности обозначаются такими терминами, как целеустремленность, инициативность (инициатива), самообладание, самостоятельность, принципиальность, энергичность, настойчивость, уверенность, мужество, выносливость, терпеливость (терпение), критичность (самокритичность), деловитость, прилежность, исполнительность, храбрость и др.

Отрицательные волевые свойства обозначаются этими же терминами, но с частицей «не» или «без» (нерешительность, недисциплинированность, невыдержанность, безынициативность, беспринципность, бесплановость и др.), а также специальными терминами, среди которых наиболее распространенными являются лень, упрямство, трусость, мнительность, малодушие, импульсивность, пассивность».

Вывод

Анализируя учебные пособия по данной мне теме, я более глубже познала значение и развитие воли и волевых качеств в развитии личности человека. Я согласна с тем, что пишет А.Г. Маклаков: Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Школа предъявляет к ребенку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осуществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирование определенного уровня дисциплинированности. Учитель, с которым общается ребенок в школе, оказывает непосредственное влияние на формирование у него определенных личностных характеристик и, обладая яркой личностью, оставляет в жизни ребенка неизгладимый след. Опираясь на собственный опыт, я, работая в школе, всегда вспоминаю своего преподавателя из педагогического колледжа и пытаюсь быть где-то похожей на неё и внутренне и внешне. На её занятиях было очень интересно, потому что она умела расположить группу к себе, привлечь внимание, заинтересовать, именно благодаря своей яркой сильной личностью. Формирование волевых характеристик не прекращается и в более старшем возрасте, когда молодой человек приступает к самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития. Таким образом, весь процесс воспитания ребенка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности.

Заключение

Воля — это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Волевое поведение в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением.

Волевое действие имеет свою структуру, состоящую из 3 фаз. Каждое волевое качество имеет свою психофизиологическую структуру, которая в одних компонентах может совпадать у разных волевых качеств, а в других — расходиться.

Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях. Соотношение этих свойств у разных людей может быть разным.

В моей работе поставленная мной цель была достигнута, но мне бы хотелось ещё подробнее разобрать волевые качества личности, так как я в данной работе написала характеристики только основных, наиболее важных и существенных волевых качеств. Данная тема для меня стала интересной как для мамы своих детей и как педагогу, работающему в школе. Изучая учебные пособия, я иногда «примеряла» на себе волевые качества, на своих детей, как мы вели себя в данных ситуациях. Когда я изучала учебные пособия по теме, мне были не понятны термины, такие как апроксия[2] и абулия[1]. Затем в поисках я нашла определения этих терминов. Для меня это было трудным и новым, как в понимании и в описании.

Сложным для меня было осознание учебного пособия С.Л. Рубинштейна, так как данный автор пишет научным и малодоступным языком. Я думаю, что понять этого автора смог бы человек, разбирающийся в материале С.Л. Рубинштейна на его уровне.

Абулия(а + греч. bule – воля). Нарушение воли, частичное или полное отсутствие желаний и побуждений к деятельности. А. может быть врожденной (при глубоких степенях олигофрении) или вследствие волевого снижения при некоторых психических заболеваниях (при депрессиях, ступорозных состояниях, органических поражениях головного мозга, особенно конвекситатно-лобной локализации, при шизофрении, некоторых формах наркомании). При сочетании А. с апатией говорят об апатико-абулическом синдроме, с обездвиженностью – об абулически-акинетическом синдроме. [1]

Апраксия (от греч. a отрицат. частица и praxis действие) нарушение произвольных действий , возникающее при поражении коры головного мозга. Причиной может стать расстройства движений (парезы, параличи) или чувствительности. [2]

Список литературы:

  1. Маклаков, Общая психология: Учебник для вузов./А.Г.Маклаков. — СПб: Питер, 2008. — 583 с.
  2. Ильин, Е. П. Психология воли. 2-е изд./Е.П.Ильин. — СПб: Питер, 2009. — 368 с.
  3. Рубинштейн,С.Л. Основы общей психологии./С.Л.Рубинштейн. — СПб: Питер, 1999.
  4. Выготский, Л. С.Психология./Л.С. Выготский. — М: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
  5. Селиванов, В. И. Избранные психологические труды./В.И.Селиванов — Рязань, 1992.132с.
  6. Петровский, А.В. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов./А.В.Петровский, А.В.Брушлинский, В.П.Зинченко и др. – М: Просвещение, 1986. – 464с.

Электронные источники:

  1. http://www.wisdoms.ru/18.html

Регулятивная функция и физиологическая основа воли Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

УДК159

РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВОЛИ13

Г. И. Саттарова, Карши государственный университет (Карши, Узбекистан), e-mail: [email protected]

Резюме. В данной статье мы высказываем свое отношение к проблеме воли, основываясь на ряде учений и классификаций ученых по отношению к физиологической основе регулятивной функции и воли, и волевых действий, а также стремимся к их всестороннему анализу.

Ключевые слова: воля, сила воли, волевые качества, волевая регуляция, волевое напряжение, самоуправление, осознание цели, трудность, активность.

Заключения и предположения о регулятивной способности в отношении психических профессов и событий встречаются даже в произведениях Аристотеля. Вопросы внутренней направленности воли не только на внешние действия, но и на внимание, лишь описаны в работах А.Бэна и Т.Рибо. Но авторы не ставили её в качестве отдельной проблемы исследования. Следует отметить, что для Ч.Шеррингтона и И.М.Сеченова, которым удалось творчески развить учение о саморегуляции К.Бернера, появилась возможность четко определить идею регуляции поведения, как самостоятельный процесс. Как категорично интерпретировали Ч.Шеррингтон и И.М.Сеченов, саморегуляция, будучи в связи с сознанием человека, не нуждается в наличии отдельной психической ткани, именующейся волей, но воплощается посредством деятельности определенных нервных центров, связанных с осознанным отображением.

Как писал Ч.Шеррингтон: «Иными словами, реакции рефлекторных дуг управляются механизмами, деятельность которых связана с

13Статья рекомендована Бафаевым М.М. (Бухара, Узбекистан), рецензент Чу-пров Л. Ф, канд. психол. наук, гл. редактором научного журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия).

сознанием. Этими высшими центрами тот или иной рефлекс может быть остановлен, запущен или модифицирован в его реакции с таким разнообразием и с очевидной независимостью от внешних раздражителей, что будет наивным прийти к заключению о существовании самопроизвольного внутреннего процесса…» [6].

И.М.Сеченов выступает против признания воли самостоятельной силой, способной побуждать действия или тормозить их, модифицировать их в процессе осуществления, выступал И. М. Сеченов. Признавая реальность произвольного (волевого) поведения и его произвольной регуляции, И. М. Сеченов искал конкретные механизмы (физиологические и психические), которые управляют таким поведением. Причину действий человека автор видит в чувственных возбуждениях, мыслях и моральных чувствах, придающих действию определенный смысл, и считает, что «безличной холодной воли мы не знаем; то же, что считается продуктом ее совместной деятельности с чувством и разумом, может быть прямо выводимо из последних» [7].

М.Я.Басов превратил регулятивную функцию воли в предмет своего научного анализа. По его мнению, воля психический механизм, с его помощью человек регулирует свои психические функции, перемещает их в соответствии с решением задачи, согласовывает их. Человек может установить контроль над своими психическими состояниями, если в составе его душевного единства есть регулятивный фактор. Здоровый человек всегда занимает такой фактор во вселенной. Его название воля [1; 4]. Как он утверждает, в «регуляции акта» всегда возникает регулятивная функция воли. Автор рассматривает волевое усилие как субъективное выражение регуляции волевой функции или явление, одинаковое с вниманием, которое именуется различными терминами. По предположениям Басова, разум регулируется абстрактностью мышления, эмоции, действий, сознания. Воля не обладает способностью произвести мысль или действие, потому как она их только регулирует.

Признавая за волей функции побуждения и выбора действий, Л. С. Выготский главным в проблеме воли считал произвольную регуляцию поведения и психических процессов. Отсюда меняется и контекст, в котором ставится вопрос о воле. Первичной проблемой становится не порождение действия, а «овладение собой». В рамках этой проблемы воля

есть одна из стадий «овладения собственным поведением». Волю Л. С. Выготский рассматривает как высшую психическую функцию, как «продукт исторического развития», поэтому «всякий волевой процесс первоначально процесс социальный, коллективный, интерпсихологический» [2; 7]. Поскольку всякая высшая психическая функция в ее первоначальных формах есть, по мнению Л. С. Выготского, процесс внешний и часто разделенный между двумя людьми, то первые формы овладения собственными процессами видятся им в использовании внешних стимулов, в намеренной организации среды, вызывающей определенное поведение.

По Э.Г.Гозиеву, воля — это господство человека над собой, своими чувствами, мыслями, действиями. Говоря другими словами, воля -сознательное управление человеком своим поведением, умение достигать поставленных целей, несмотря ни на что [3]. Воля дает возможность предотвращать внутренние барьеры, а также преодолевать внешние барьеры. Он добивается воплощения в себе всех волевых качеств, необходимых для ликвидации трудностей. Поэтому волевые действия -комплекс осознанных действий, непосредственно связанных с внутренними и внешними препятствиями на пути достижения цели.

По-нашему, волевые действия человека и способность к таким действиям возникает в трудовой и социальной деятельности, в образовательном процессе. Условия социального быта, различные потребности требуют от людей их удовлетворять, осваивать и предполагают действия, направленные на их перестройку. В коллективном труде развивается нервная система человека, в частности его высшее проявление — головной мозг, совершенствуется, и именно поэтому психическую жизнь личности можно назвать плодом или свойством мозга. Поэтому в результате нарушений мозговой деятельности возникают изменения и в психике. Пропорциональная работа всех разделов коры головного мозга обеспечивает нормальную психологическую деятельность человека.

Воздействие на природу человека входит в обдуманный, запланированный вид деятельности, направленный на определенные цели. Поэтому в процессе коллективного труда в людях пробуждается осознание цели и планирование дела перед его выполнением, активно

приступать к нему и воздерживать себя от ненужных действий, одолевать трудности на пути достижения цели, способность осознанного управления своих действий, умения и сообразительность. В результате внешних воздействий во Вселенной, окружающей среде в человеке совершенствуются волевые качества, в результате появляется воля.

По мнению великих ученых, впечатления, возникающие у человека во внешнем мире, выражаются в его мозге, отображаются в нем в виде эмоций, мыслей, склонностей, волевых действий, «идеальных устремлений».

Таким образом, волевые действия определяются социально-историческими условиями места жительства человека. После изменения в обществе общественных отношений, межличностного общения изменяются и цели, поставленные человеком перед собой, мотивы, побуждающие человека к деятельности.

Значит, воля совершенствуется в непосредственной связи с такими психологическими категориями, как знания, эмоции, в результате взаимовоздействия формируется и совершенствуется в общественном быту и индивидуальной жизни человека. Именно поэтому целесообразно разработать стилевые позиции экспериментального исследования воли и диагностировать показатели развития ее регуляции.

Воля отображается не только во внешних действиях, но и отчетливо бросается в глаза, когда человек не делает лишних движений, не осуществляет ненужные действия. Воля человека проявляется в осознанном управлении своих действий, выполнении первичной, необходимой работы, принуждении себя к управлению своими потребностями, отказа при этом от всех желаний, побуждающих к ним, а также в преодолении всех трудностей. Препятствия, которые мешают человеку в преодолении своих целей подразделяются на внутренние и внешние. Преодоление внутренних и внешних препятствий для достижения намеченных целей осуществляется с помощью осознанных действий.

Волевые действия связаны как с побуждающими, так и с тормозящими процессами, эти процессы взаимодействую между собой. Слова И.П.Павлова о том, что мы, норамльные люди востоянно воздерживаем себя от определенных действий и слов, не означает ли это

направление тормозных импульсов на определенные пункты больших полушарий, не потеряли своей актуальности и по сей день [5; 6]. Не утратили своей важности также и опыты И.П. Павлова.

Опыты И. П. Павлова, проведенные на животных, не затрагивали существа произвольности и волевого регулирования поведения, тем более что у человека управление своим поведением намного сложнее и касается не только произвольных движений, но и познавательных процессов — внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения. В настоящее время нельзя ограничиться простой констатацией условно-рефлекторной природы произвольных актов, надо искать конкретные физиологические особенности тех реакций, которые относят к разряду произвольных.

Близкое к павловскому понимание воли имелось и у ряда западных физиологов и психологов, а также у отечественного психолога Н. Н. Ланге. Суть их представлений сводилась к тому, что волевые движения — это приобретенные в онтогенезе, выученные реакции. Волевые движения определялись как влияние приобретенных индивидом в его личном опыте представлений и ассоциаций на врожденный нервный механизм рефлексов. Над низшей нервной системой рефлекторных механизмов образовалась в ходе эволюции видов особая система высших нервных регуляторов, составляющих передний мозг (мозговые полушария) которые, отражая раздражения чувствительных центров, организуют их в определенные системы ассоциационных комплексов (т. е. системы воспоминаний личного прошлого опыта индивида), а затем оказывают возбуждающее и регулирующее влияние на двигательные центры низшей системы, производя то, что называют волевыми, сознательными действиями.

Таким образом, как отмечал Н. Н. Ланге, волевая деятельность отличается тем, что «в рефлексивный, или инстинктивный сенсомоторный процесс вставляется сложный опосредующий член, изменяющий как сенсорную, так и моторную его половину, именно в смысле особой «центральной» переработки этих по существу»периферических процессов». Сенсорные

впечатления при этой «центральной» переработке выступают уже не в виде простых ощущений, но в систематизированных рядах сложных перцепций, воспоминаний, ассоциаций и понятий, чувства в виде различных форм, разнообразных эмоций личности и, наконец, движения в различных видах индивидуализированных волевых навыков»

Следуя учению И. П. Павлова, В. И. Селиванов [1992] пишет, что «воля — не врожденное явление. Она формируется в процессе всей жизни человека и прежде всего в процессе целенаправленного воспитания» [с. 182]. С этим можно согласиться, но при этом не следует сводить волю к павловским условным рефлексам и в то же время отрицать наличие в волевых проявлениях (особенно когда речь идет о так называемой «силе воли») врожденных механизмов и задатков.

С. Л. Рубинштейн писал, что «свобода волевого акта, выражающаяся в его независимости от импульсов непосредственной ситуации, не означает, что поведение человека недетерминировано его непосредственным окружением, что оно вообще не детерминировано. Волевые действия не менее детерминированы и закономерны, чем непроизвольные — импульсивные, инстинктивные, рефлекторные — движения, но только закономерность и детерминированность их иная. Из непосредственной она становится опосредованной. Волевое действие опосредуется через сознание личности» [там же, с. 590]. Функция воли, отмечал В. И. Селиванов, состоит в сознательном регулировании человеком деятельности и поведения. Этот автор писал: «Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков» [1986, с. 112].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в физиологической основе каждого волевого действия лежит сложная динамика процессов движения и торможения в головном мозге. Если процесс движения слабый, у человека ослабевает волевая активность, иногда даже возникает состояние апатии. В результате ослабевания

процессов торможения становятся слабыми такие процессы, как самоконтроль, выносливость, умение держаться, упорядочение своих действий. Здоровое состояние и нормальная деятельность больших полушаров, регулирующих работу членов организма и его взаимосвязь с внешней средой, дают возможность человеку осознанно управлять себя, свои действия и поведение.

В человеке растут способности в осознании цели и умении ставить их перед собой, планирования, активного вовлечения в деятельность и воздержание от лишних действий, преодолении трудностей на пути достижения цели, осознанного управления своими действиями. Согласно законам психологии, в результате воздействия внешних факторов, окружающей среды разиваются волевые качества и появляется воля. Но образцы некоторых психологических направлений пропагандируют мысль, что действия человека не связаны с внешними факторами и они не подчиняются никаким законам. Но большинство психологов мира, преследующие позицию, противоречащую данной теории, считают, что впечатления, возникающие у человека вследствие внешнего мира отображаются в его мозге в качестве эмоций, мыслей, желаний, волевых действий. Говоря другими словами, стремления и пожелания человека, его цели созданы в объективном мире.

Мы думаем, что волевые действия определяются социально-историческими условиями бытия человека. Существует мнение, что вследствие изменения межличностных и межгрупповых отношений изменяются и цели человека, мотивы, побуждающие его к деятельности, качества волевых действий, стремления и желания, свои цели созданы миром.

В основе волевых действий лежит сложный психологический механизм. Данный механизм включает в себя своеобразными и общими, т.е. охватывает состав деятельности, направленной на любую задачу. В отличие от импульсивных и ситуативных обстоятельств, выполняющих функцию осознанного управления деятельность общего механизма считается посредником по внутреннему интеллектуальному плану. При этом для достижения поставленной цели в данном конкретном случае для поиска искуссного действия и средств направлен план внутреннего интеллекта. Но управление такой формы (регуляция) не означает, что оно

обладает характеристикой сущности волевого действия. Своеобразие заключается в том, что осознанная цель, поставленная в качестве ведущего мотива воплощается самостоятельно, наличие внутреннего интеллектуального плана является исключительным раздражителем при его организации.

Существует феномены воли, основные из них выражаются в терминах абулия и апраксия. В частности, абулия — это состояние безволия, отсутствие побуждения к деятельности. Апраксия -затрудненность конструирования целого из отдельных элементов. Как показывают материалы патопсихологической сети, если повреждение нервных тканей происходит в лобной части мозга, в таком случае в свободном исправлении действий проявятся нарушения.

И абулия, и апраксия свойственна тяжелобольным людям с тяжелой психикой, они из относительно редкостных, феноменальных психопатологических явлений. По нашим личным наблюдениям, слабость воли, встречающаяся в процессе образования в отношениях «учитель-учитель», «ученик-ученик», «педагогический коллектив-индивидуальная личность» не связана с патологией мозга, а является продуктом эмоционально-чувственного, волевого, когнитивного и регулятивного воздействия в формировании личности ученика в учебной, образовательной деятельности, применения неправильных средств при построении хода обшения. Нехватка смелости у учеников, слабость свободы, немощь выдержки,, нарушение поведения, отсутствие непоколебимости в итоге приводит к психопатологии воли.

Литература:

1. Басов М. Я. Воля как предмет функциональной психологии. Пг.,

1922

2. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3, 5.

3. Гозиев Э. Общая психология. Издание национального общества философов Узбекистана. Т., 2010. — 278 с.

4. Ильин Е. П. Дифференциально-психофизиологические аспекты эмоциональноволевой регуляции // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конференции.

Симферополь, 1986 с.89.

5. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд.- СПб.: Питер,2009. — 368 с.

6. Иванников В. А.Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие.М.,2006

7. Сеченов И. М., Павлов И. П., Введенский Н. Е. Физиология нервной системы. М.,1952. Вып. 1.

Sattarova G. I. Regiljativnaja funkcija i fiziologicheskaja osnova voli / G. I. Sattarova // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. — № 4,

— • —

Abstract. In this article we define the position to a will problem, based on a number of doctrines and classifications of scientists in relation to a physiological basis of regulatory function and will, and strong-willed actions, and also we strive for their comprehensive analysis.

Keywords: will, will power, strong-willed qualities, strong-willed regulation, strong-willed tension, self-government, understanding of the purpose, difficulty, activity.

Сведения об авторе

Гулнора Икромовна Саттарова. Старший научный сотрудник-соискатель Карши ГУ (Карши, Узбекистан).

© Г. И. Саттарова, 2015.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015. — • —

Подписано в печать 20.01.2016.

Определение воли. Функции воли. Строение волевого процесса. Специфика волевой регуляции в типовых жизненных ситуациях.

Воля как ВПФ:

— системна: задействованы эмоции, мотивация, мышление, воображение, внимание, память (именно поэтому в истории психологии очень часты попытки сведения воли то к мотивации, то ко вниманию и т.д.).

— социальна по происхождению.

— осознана по способу функционирования.

Воля – средство/механизм личности отстаивать свои ценности, выступая при необходимости против потребностей организма и субъекта природной деятельности, а также потребностей социальной выгоды.

Волевая регуляция – произвольная.

Воля  — сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо. Воля направляет или сдерживает человека, а также организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований. Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществление действия, при преодоление препятствий. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который человек считает сам целесообразным.

Иванников: воля – сознательная активная регуляция человеком своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении поставленной цели.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Кравцов: воля – это осознанная инициатива.

Волевые качества могут не   сформироваться если :

1) ребенок избалован.

2)                                                                                                                                                                                                                                               Ребенок подавлен жесткой воли и указаниями  взрослых.

Проблема свободы воли

Есть 2 точки зрения в философии:

1.                      Все предопределено и не зависит от решений человека.

2.                      Человек свободен в своем выборе.

Вундт рассматривает волевой процесс, который доступен изучению. Волевые действия – действия по управлению аффективным процессом. Психическая причинность получает высшее выражение в волевом акте (апперцепция не нуждается в объяснении, она является законом, по которому происходит организация сознания).

Волевой процесс:

  • Объективный аспект – волевой мотив
  • Субъективный процесс – сила волевого мотива

Простые и сложные волевые мотивы:

1 мотив – простой

2 или больше – сложный. Тогда производится борьба мотивов, которая завершается актом выбора.

У. Джеймс считал, все неавтоматические поступки связаны с переживанием идеи поступка («как я должен поступить»), когда действию что-то мешает.  Волевое действие – результат волевого решения, духовного акта. У.Джеймс: «Пусть моим первым актом свободной воли будет моя вера в свободную волю». Свобода воли позволяет человеку верить в собственные силы, не ссылаясь на обстоятельства. Принимать на себя ответственность за свою жизнь – она зависит от него.  Личность по Джеймсу – человек с развитой волей. Воля – основное понятие психологии личности у Джеймса. Внимание – в психологии познания.  Воля связана с вниманием. Воля есть сосредоточение внимания на идее, усилие по преодолению отвлекающих факторов.

Критерии воли:

1.                      Феноменальный. Для человека наличие у него воли – феноменально. Он сам его переживает.

2.                      Продуктивный – позволяет оценить наличие воли с точки зрения результата поступка.

3.                      Внешний – внешнее проявление воли.

Отдельные проявления воли не определяют ее наличия.

Функции воли

По Василюку: в зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира можно выделить 4 варианта проявления воли:

1)                                                                                                                                                                                                                                               в легком мире, (инфантильном) где любое желание выполнимо воля практически не требуется

2)                                                                                                                                                                                                                                               в трудном мире требуется мах воли по преодолению препятствий , но человек сам внутренне спокоен, так как его внутренний мир прост.

3)                                                                                                                                                                                                                                               В легком внешнем и сложном внутреннем мире., требуются усилия воли по преодолению внутренних разногласий, противоречий , сомнений, идет борьба мотивов и целей,  человек мучается при принятие решений.

4)                                                                                                                                                                                                                                               В трудном внутреннем и внешнем мире, требуется интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений, в условиях объективных помех и трудностей, переосмысления и т.п. Здесь воля – личностная характеристика.

Основными функциями воли выделяют: 1) выбор мотивов и целей. 2) регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, 3) организация психических процессов в адекватную  выполняемой человеком деятельности систему. 4) мобилизация физических и психических возможностей  при преодоление препятствий  в достижение поставленных целей. Наличием  воли объясняется проявление таких качеств  в человеке: настойчивости, решительности, выдержки, смелости.

Волевое действие.

(Рубинштейн) Волевое действие —  это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю, и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Еще один признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей,—это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым.

Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе .и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых. Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

Волевое действие бывает:

А) простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, что и каким путем он будет добиваться.

Б) сложное волевое действие. Оно состоит из 7 этапов: 1. осознание цели и стремление достичь ее. 2. осознание ряда возможностей достижения цели. 3. проявление мотивов утверждающих или опровергающих достижение цели. Этот этап связан с обсуждением конкретного пути   в соответствии с системой ценностей. 4. борьба мотивов и целей. 5. принятие одной из возможностей в качестве решения. 6. осуществление принятого решения. 7. преодоление внешних препятствий.  При осуществление принятого решения.

Структура волевого действия.

— влечение( неосозн. Желания)

 — желания ( осозн. стремление к объекту)

 — стремление (осознание цели и способов поведения)

 — борьба мотивов

 — принятие решения

 -выполнение действия (реализация решения, преодоление объективных и субъективных препятствий).

Основные механизмы волевой регуляции:

1.                      Намеренное изменение смысла действия

2.                      Развития сфера личностных потребностей (долг, честь, ответственность), см. ниже.

Условия реализации волевого действия:

Функции воли:

§   Селективная – выбор мотивов и целей при их конфликте;

§   Инициирующая – восполнение дефицита побуждения к действию при отсутствии достаточной мотивации;

§   Стабилизирующая – поддержание выбранного уровня выполнения действия при помехах.

§   Произвольная регуляция действий и психических процессов.

   Волевая регуляция.

Для возникновения волевой регуляции необходимо определенные условия – наличия преград и препятствий. Воля тогда и появляется когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние: время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей, препятствия внутренние: отношения и установки и.т.д. Многообразие ситуаций, требующих срочной волевой регуляции – преодоление препятствий, конфликт мотивов, направленность действия в будущее, и пр. – все это сводимо к 3 –м реальностям. 1) выполнение дефицита побуждение к действиям при отсутствии достаточной мотивации. 2) выбор мотивов. 3) произвольная регуляция внешних и внутренних действий и психических процессов. Волевая регуляция поведения и действий  — это произвольная регуляция активности человека. Она развивается и формируется под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем самоконтроля личности. Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о ней  исходит от личности. Одно из таких средств личностной регуляции  — изменение смысла действий. Намеренное изменение смысла действия может достигаться: 1) переоценкой  значимости мотива 2) привлечением дополнительных мотивов 3) предвиденьем  и переживанием последствий деятельности 4) актуализацией мотивов посредством воображаемой ситуации.  Развитие волевой регуляции прежде всего связанно с формированием: 1) богатой сферы мотивационно  — смысловой. 2) стойкого мировоззрения и убеждения 3) способности к волевым усилиям. Оно также связано с переходом от внешних способов изменения смысла  действия к внутренним.

Основные качества воли.

—  целенаправленность

 — самостоятельность

 — инициативность

 — выдержка

 — самообладание

 — настойчивость

 — решительность

Воля как активность (Узнадзе)

Три характеристики волевого акта: 1) в акте воли происходит объективация индивидуального Я и индивидуального поведения. В волевом акте субъект как бы «выпадает» из потока бытия и оценивает себя самого и мотивы своей деятельности извне (пример, признать свои взгляды не верными. Для этого нужно субъективно противопоставить себя самого и свою деятельность.). 2) воля всегда перспективна по своей сути, она направлена в будущее. 3) воля переживается как активность Я. Волевое поведение никогда не бывает реализацией актуального импульса (например, жажда), и необходимую энергию заимствует из другого источника, а именно из личности человека.

(Леонтьев) Волевое действие – процесс победы открыто социальных и идеальных мотивов в индивидуальной системе иерархии мотивов над объективно-предметными и наглядными.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Виды психических процессов: воля

Общее понятие воли

Определение 1

Воля — представляет собой процесс сознательного регулирования человеком проявлений своего поведения и деятельности, которое выражается в способности человека преодолевать возникающие внутренние и внешние трудности, совершая при этом целенаправленные действия и поступки.

Процессы регуляции поведения и деятельности человека могут проходить на трех уровнях:

  • сенсорно перцептивном уровне;
  • произвольном уровне;
  • волевом уровне.

Характеристика уровней регуляции поведения человека

Для сенсорно перцептивного уровня характерна ситуация, в которой образы, которые регулируют движения и действия, управляют поведением человека не зависимо от его желаний и являются непроизвольными.

Произвольный уровень характеризуется осуществлением действий, которые регулируются сознательно, предполагают осознанное намерение, планомерность осуществления и контроль за результатами действия. На данном уровне действия осуществляются самим объектом по определенному им мотиву, не нуждаются в осуществлении волевой регуляции в связи с тем, что компоненты личности остаются не включенными в процесс осуществления действия.

Процесс волевой регуляции начинается в том момент, когда человек встречает на пути осуществления своей деятельности препятствия, внешние трудности (время, пространство, физические свойства вещей) или внутренние трудности (отрицательное отношение, усталость, стресс)

Таким образом можно сделать вывод о том, что волевая регуляция — это подключение к существующим непосредственным мотивам личностно значимых ля личности. Чаще всего это нравственные мотивы. Чем более у человека преобладают нравственные мотивы, тем легче ему осуществлять определенные волевые действия.

Основные функции воли

Готовые работы на аналогичную тему

Воля как психический процесс выполняет четыре основные функции. Рассмотрим их более подробно:

  • Первой функцией является побудительная и направляющая функция, которая направлена на достижение поставленной человеком цели в процессе преодоления трудностей. Для волевой активности в процессе осуществления данной функции характерна надситуативность, которая выражается выходом за пределы исходных целей и требований сложившейся ситуации.
  • Вторая функция — которая находит свое проявление в сдерживании человеком какой – либо нежелательной активности, мотивов и действий, которые не соответствуют имеющимся у личности мировоззрению, идеалам и убеждениям.
  • Третьей функцией воли является регулирующая функция, которая находит свое выражение в осознанной и преднамеренной регуляции осуществляемых действий, психических процессов и поведенческих реакций.
  • Четвертая функция – развивающая, характеризуется тем, что процесс волевой регуляции направлен на совершенствование личностью своего поведения, деятельности, на изменение и развитие собственной личности.

Свойства и закономерности волевых процессов

Воля, как психический процесс обладает определенными качествами:

  • силой;
  • устойчивостью;
  • широтой.

Рассмотрим их более подробно:

Сила воли – это степень возбуждения волевого усилия.

Устойчивость воли — это устойчивость и постоянство проявления в определенных повторяющихся ситуациях.

Широта воли — это имеющееся у человека определенное количество видов деятельности, осуществление которых требует проявления волевых усилий.

Процесс осуществления волевых усилий неразрывно связан с процессом развития личности и находит свое проявление в ее качествах и свойствах. Выделяют три блока волевых качеств личности:

  1. морально-волевые качества, которые включают в себя такие качества как ответственность, обязательность, инициативность, дисциплинированность;
  2. эмоционально-волевые качества, включающие в себя целеустремленность, выдержку, терпение, спокойствие;
  3. собственно волевые качества, среди которых необходимо отметить смелость, мужество, решительность и настойчивость.

Структура волевого действия

Каждое волевое действие, совершаемое человеком имеет определенную структуру:

Для простого волевого действия характерна следующая структура:

  • осознание цели и стремление к ее достижению;
  • осознание имеющихся у человека возможностей для достижения поставленных целей;
  • процесс принятие решения;
  • исполнение принятого решения.

Для сложного волевого действия характерен следующий план действий:

  • осознание цели и стремление к ее достижению;
  • осознание имеющихся возможностей для достижения целей;
  • появление мотивов, которые утверждают или отрицают возможности достижения поставленных целей;
  • процесс борьбы мотивов и выбор наиболее осознанных и правильных по мнению человека;
  • принятие одной из возможностей в качестве окончательного решения;
  • осуществление принятого решения.

Психическая активность человека всегда носит какой-либо характер, это может быть, как непреднамеренная активность, так и целенаправленная деятельность, имеющая произвольный характер. Непреднамеренная активность не предполагает усилий и спланированности предстоящих действий, носит импульсивный характер и не имеет четкого осознания мотивов и целей действий. Примером осуществления могут выступать состояния аффекта, транса и других измененных состояний сознания человека.

В ситуации, когда возникает необходимость проявления активности для того, чтобы достичь определенной поставленной цели подключаются волевые действия, которые способствуют решению необходимых задач.

Замечание 1

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воля – это имеющаяся у человека способность к сознательному и активному управлению собственной деятельностью, в процессе преодоления возникающих препятствий на пути к достижению поставленных целей.

При этом создается дополнительная мотивация к осуществлению действий, когда имеющаяся мотивация уже не является достаточной для эффективного осуществления необходимых действий. Величина усилий, которые прикладывает человек к преодолению возникшего препятствия, характеризует степень развития его волевой сферы.

Воля – что это в психологии

Одним из важнейших качеств личности является способность к сознательной регуляции поведения, то есть воля. Именно она дает нам возможность идти к намеченной цели, преодолевая, казалось бы, непреодолимые препятствия. Она же заставляет нас сдерживать яростные, необузданные порывы и загонять глубоко в подсознание дикие первобытные инстинкты. Воля – это то, что делает человека хозяином своей судьбы, и в то же время воля – это одно из самых сложных психических явлений, прошедших длительный путь эволюции.

Что такое воля

Это человеческое качество привлекает к себе внимание философов и психологов не одну сотню лет, о нем спорят, пытаются доказать независимость воли человека от высших сил и найти способы, которые помогли бы управлять волевыми процессами. Но до сих пор волевая сфера значительно меньше изучена, чем познавательная и эмоциональная.

Любая активность человека – как внешняя, так и внутренняя – имеет два вида: непроизвольный и произвольный.

  1. Непроизвольный, спонтанный, импульсивный вид активности управляется преимущественно рефлексами – психическими реакциями нашего организма на внешние воздействия или внутренние изменения. К такому виду активности относится, например, непроизвольное внимание, когда человек оборачивается на звук хлопнувшей двери или на вспышку света. К непроизвольному или импульсивному поведению относятся также резкое отдергивание руки от горячей сковородки или плач обиженного ребенка.
  2. Второй вид, или высший уровень активности, которую в этом случае называют деятельностью, носит произвольный характер. Это означает, что совершение действий требует волевых усилий, то есть осознанного напряжения для преодоления внешних препятствий или внутреннего сопротивления: слабости, сомнений, нерешительности, трусости, лени и т. д. Иногда эти усилия могут быть незначительными и даже незаметными для самого человека. Например, для того чтобы прилечь на диван отдохнуть, серьезных волевых усилий не требуется. А если для этого надо оторваться от интересного дела, прервать общение в Сети, потому что уже поздно и пора спать? Тогда, видимо, потребуются определенные усилия. А в иных случаях приходится преодолевать серьезное внутреннее сопротивление, принимая непростое решение в ситуации сложного выбора.

Произвольное или волевое поведение, так же как и сама воля, не является врожденной способностью человека. До 5-6-летнего возраста у ребенка преобладает непроизвольная активность, но постепенно его способность к сознательному регулированию своего поведения развивается, и воля становится важной частью жизни.

Волевые действия, их виды и структура

Воля связана с потребностями личности. По сути, именно потребности побуждают человека прилагать усилия для их удовлетворения, то есть совершать волевые действия. В данном случае в понятие «действие» включается и отказ от совершения поступка, так как он требует подчас даже более значительных волевых усилий, чем его совершение.

Виды волевых действий

Все волевые действия делятся:

  • на простые;
  • сложные.

Простые волевые действия предполагают целенаправленную активность человека, четко понимающего и свою цель, и способ ее достижения. Главное отличие простого волевого действие – отсутствие сомнений, раздумий, отсутствие противоречивых желаний и борьбы мотивов. С точки зрения волевых усилий, совершение подобного действия может быть совсем непростым, но колебания и нерешительность в нем все равно отсутствуют. Например, когда человек, не раздумывая, бросается в воду, чтобы спасти тонущего ребенка.

В сложном волевом действии мы видим некий конфликт человека с самим собой, для разрешения которого тоже требуются усилия. Основной причиной этого внутреннего конфликта является столкновение понимания необходимости достижения цели и нежелания прилагать усилия для этого.

Возникает одна из самых тяжелых психологических ситуаций – ситуация борьбы мотивов, когда одни желания толкают индивида к достижению цели, а другие препятствуют этому. Например, человека не устраивает его работа: платят мало, спрашивают много, начальник придирается. То есть логично поменять сферу деятельности, но человек не решается это сделать, так как нужно прилагать усилия и искать новую работу, расставаться с нелюбимым, но привычным делом и т. д.

А еще сложные волевые действия возникают в ситуации выбора путей достижения цели. Например, когда есть легкий, но не слишком честный путь и вполне честный, но значительно более трудный.

Структура волевого действия

Сложные волевые действия имеют свою структуру и состоят из нескольких этапов:

  • Принятие цели и осознание необходимости ее достижения. У человека одновременно имеется множество различных желаний и потребностей. Удовлетворить их все нереально, вот выбор одного, наиболее важного в данный момент желания и есть принятие цели. И даже на первом этапе может возникнуть борьба мотивов, не только связанная с проблемой выбора, но и с оценкой значимости цели. В этом случае мы часто задаем себе вопрос: «А мне это точно нужно?»
  • Размышление над возможностью достижения цели и осознание различных путей и способов. На этом этапе происходит оценка собственных ресурсов и возможностей, а также анализ соответствия выбранных средств убеждениям и ценностям.
  • Совершение окончательного выбора в ситуации борьбы мотивов. Это ключевой этап сложного волевого действия, требующий максимального напряжения. На этом этапе отчетливо проявляется сила воли человека, ведь легкий путь не всегда бывает нравственным. И на данном этапе еще не поздно отказаться от поступка вообще.
  • Принятие решения. Человек, сделав окончательный выбор, испытывает облегчение, напряжение спадает. Ощущение освобождения от тяжкого груза принятия непростого решения дает личности возможность заняться планированием достижения цели.
  • Выполнение решения. Последний этап волевого действия тоже требует нередко весьма значительных усилий. Бывает, что человек, столкнувшись с трудностями, начинает сожалеть о принятом решении. И в этом случае тоже спасает только воля, которая поддерживает активность.

Особенностью волевых действий является то, что они имеют двойной результат. Во-первых, собственно, достижение цели, успеха. Во-вторых, осознание человеком своих сил, возможностей, извлечение уроков на будущее. Успешные волевые действия, особенно требующие серьезных усилий, повышают самооценку человека и придают ему сил для будущих свершений.

Функции воли

Проявляясь во всех сферах жизни человека, воля выполняет 3 основные функции: побудительную, стабилизирующую и тормозную или сдерживающую.

  • Побудительная функция проявляется в активизации деятельности человека. Воля побуждает личность преодолевать препятствия, в том числе внутренние конфликты, слабости, нерешительность, и идти к поставленной цели, добиваясь успеха. Волевые усилия требуют серьезного напряжения всех сил, но они лишь вершина айсберга. Принятие решения зачастую дается значительно труднее.
  • Стабилизирующая функция – это поддержание активности человека. Даже приняв решение и начав двигаться к цели, можно остановиться на полпути, повернуть назад, испугавшись трудностей и требуемых жертв. Воля помогает сохранить высокий уровень активности, невзирая на усталость, страх, боль и банальную лень.
  • Сдерживающая функция не менее важна, чем побудительная. В ряде случаев сдержать себя от совершения поступка гораздо сложнее, чем заставить что-то сделать.

Наряду с основными тремя функциями, думаю, можно выделить еще одну – воспитательную. Воля играет важную роль в развитии личности и в формировании характера, таких качеств, как самоуважение, высокая самооценка, целеустремленность.

Воля — общая психология

Воля — одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака:

Функции воли

    Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:

    • инициирующую, или побудительную, обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;
    • стабилизирующую, связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;
    • тормозную, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.
    Волевой акт

    Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие «волевой акт». Каждый волевой акт имеет определенное содержание, важнейшими из компонентов которого являются принятие решения и его исполнение. Эти элементы волевого акта часто вызывают значительное психическое напряжение, сходное по своему характеру с состоянием стресса.

    В структуре волевого акта выделяются следующие основные составляющие:

    • побуждение к совершению волевого действия, вызываемое той или иной потребностью. Причем степень осознания этой потребности может быть разной: от смутно осознаваемого влечения и до четко осознанной цели;
    • наличие одного или нескольких мотивов и установление очередности их выполнения:
    • «борьба мотивов» в процессе выбора того или иного из противоречивых побуждений;
    • принятие решения в процессе выбора того или иного варианта поведения. На данном этапе может возникнуть или чувство облегчения, или состояние беспокойства, связанное с неуверенностью в правильности принятого решения;
    • реализация принятого решения, осуществление того или иного варианта действий.

    На каждом из этих этапов волевого акта человек проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия В каждый из этих моментов он сличает полученный результат с идеальным образом цели, который был создан заранее.

    В волевых действиях ярко проявляется личность человека, ее главные черты.

    Воля проявляется в таких свойствах личности, как:

    • целеустремленность;
    • самостоятельность;
    • решительность;
    • настойчивость;
    • выдержка;
    • самообладание;

    Каждому из этих свойств противостоят противоположные черты характера, в которых выражено безволие, т.е. отсутствие своей воли и подчинение чужой воле.

    Важнейшим волевым свойством личности выступает целеустремленность как способность человека осуществлять свои жизненные цели.

    Самостоятельность проявляется в умении совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умения и навыков. Несамостоятельный человек ориентирован на подчинение другому, на перекладывание ответственности на него за совершаемые действия.

    Решительность выражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенностью в своих поступках. Противоположной чертой решительности является нерешительность. Человек, отличающийся нерешительностью, постоянно сомневается, колеблется в принятии решений и использовании выбранных методов решения. Нерешительный человек, даже приняв решение, начинает вновь сомневаться, выжидает, как поступят другие.

    Выдержка и самообладание есть умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах и больших неудачах. Противоположностью выдержке является неумение сдерживать себя, что вызвано отсутствием специального воспитания и самовоспитания.

    Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению. Настойчивый человек не отступает от принятого решения, а при неудачах действует с удвоенной энергией. Человек, лишенный настойчивости, при первой неудаче отступает от принятого решения.

    Дисциплинированность означает осознанное подчинение своего поведения определенным нормам и требованиям. Дисциплинированность проявляется в разных формах как в поведении, так и в мышлении, и противоположна недисциплинированности.

    Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в готовности отстаивать свою жизненную позицию. Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызываемая обычно страхом.

    Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием воли, что должно быть неотделимо от воспитания чувств.

    Видео YouTube

    Воля в современной психологии

    В современной психологии теория Воли прагматична. Воля не рассматривается как отдельная психическая способность; это считается качеством или аспектом поведения. Интернет-энциклопедия Microsoft® Encarta® суммирует волевой акт в четырех пунктах:

    1. фиксация внимания на относительно далеких целях и относительно абстрактных стандартах и ​​принципах поведения;
    2. взвешивание альтернативных вариантов действий и принятие осознанных действий, которые, по-видимому, лучше всего рассчитаны на служение конкретным целям и принципам;
    3. подавление импульсов и привычек, которые могут отвлекать внимание или иным образом вступать в конфликт с целью или принципом;
    4. упорство против препятствий и разочарований в достижении целей или соблюдение принципов.

    Современные психологи предполагают, что слабость воли может быть вызвана одной или несколькими из следующих причин:

    • Отсутствие подходящих голов
    • Отсутствие подходящих идеалов и стандартов
    • Нерешительность, вызванная переключением внимания с одного мнения или образа действий на другое
    • Невозможность выбора между альтернативными вариантами действий
    • Неспособность остаться при принятии решения сделана
    • Неспособность избавиться от привычек
    • Неспособность противостоять желаниям, порывам и побуждениям

    Современные психологи часто предпочитают слово «воля» слову «Воля».Воля — это когнитивный процесс, с помощью которого человек принимает решение и обязуется выполнять определенный образ действий. Оно определяется как целенаправленное стремление и является одной из основных психологических функций человека (другими являются привязанность [аффект или чувство], мотивация [цели и ожидания] и познание [мышление]). Волевые процессы можно применять осознанно, а со временем они могут быть автоматизированы как привычки. Большинство современных концепций воли рассматривают ее как автоматизированный процесс управления действиями (см.g., Heckhausen and Kuhl; Голлвитцер; Боекаертс и Корно).

    Сила воли — это разговорный термин, а воля — научный термин, обозначающий одно и то же состояние воли; а именно, «выборное предпочтение». Когда мы «приняли решение» (как мы говорим) о какой-либо вещи, т. Е. Имеем устойчивое состояние выбора в отношении нее, это состояние называется имманентной волей; когда мы выдвигаем какой-либо конкретный акт выбора, это действие называется эманантной, исполнительной или императивной волей. Когда имманентное или устойчивое состояние выбора — это состояние, которое контролирует или управляет серией действий, мы называем это состояние преобладающей волей; в то время как мы даем название подчиненным волеизъявлению тем конкретным актам выбора, которые приводят в действие объект, к которому стремится управляющая или «преобладающая воля».

    Сила воли — это концепция, которая предполагает, что мы находимся под рациональным контролем, и уменьшение того же приводит к недостатку силы воли. Дело в том, что мы обращаем свою рациональность на службу своим импульсам или желаниям и иногда обладаем большой силой воли для их достижения. Таким образом, алкоголик может проявить большую хитрость в достижении своей решимости пить и проявить большую силу воли в достижении этой цели.

    В другие моменты он может рационально знать, что такое поведение разрушает его жизнь и стоит ему всего, что ему дорого, и может на мгновение решить отказаться от этого.Именно тогда наблюдатель приходит к выводу, что сила воли является ключом к успеху, и при достаточной воле он останется с этим обещанием. Однако в другой момент может стать важным другое побуждение, и он посвящает свою волю и свой разум удовлетворению этого побуждения.

    Ошибка наблюдателя состоит в том, чтобы предположить, что человек — разумное существо, и эта воля должна служить этой рациональности. Фактически, мы рациональны лишь отчасти, и часто наша рациональность и решимость служат различным мотивам, возникающим по причинам, отличным от причины.

    В «Модели занятия человека» Гэри Кильхофнера воля является одной из трех подсистем, влияющих на поведение человека. В рамках этой модели волеизъявление учитывает ценности, интересы и убеждения человека в отношении самоэффективности и личных способностей.

    Экспериментальная психология

    Социальный психолог Даниэль Вегнер известен своими работами о ментальном контроле и сознательной воле. Его книга 0262232227 рассматривает давно обсуждаемое понятие свободы воли в рамках экспериментальной психологии.

    Предложение по развитию статьи

    Нижеследующее основано на работе, проделанной совместной творческой группой над проектом Will во время Международного конгресса психосинтеза в Канаде с 11 по 15 сентября 1998 года. Первоначально это предназначено для придания некоторой формы страницам. Пожалуйста, редактируйте свободно.

    1. Изучить способы, которыми популярная литература (популярная психология, литература по самопомощи) обращается к воле (возможно, на разных языках, но в соответствии с волей)
    2. Изучите и напишите о ссылках на волю в основной, гуманистической и экзистенциальной психологии (включая Ролло Мэя, Отто Ранка, Сильвано Ариети и Уильяма Джеймса)
    3. Разработайте курс колледжа: сравнительная психология воли сегодня
    4. Изучить влияние культуры на волю и влияние воли на культуру
    5. Провести «экуменический» круглый стол по волеизъявлению (с участием представителей различных психологических школ)
    Список литературы
    • «Воля (философия и психология)», Интернет-энциклопедия Microsoft® Encarta®, 2009 г. (больше не в сети)
    • Volition_ (психология)

    Последнее изменение: 31 декабря 2011 г.

    Связанные

    Психологическая наука о самоконтроле

    В последние годы было проведено большое количество исследований для объяснения многих аспектов силы воли.Большинство исследователей, изучающих самоконтроль, делают это с очевидной целью: как можно укрепить силу воли? Если сила воли действительно является ограниченным ресурсом, как показывают исследования, что можно сделать для ее сохранения?

    Избегать искушения — одна из эффективных тактик сохранения самоконтроля. В исследовании Уолтера Мишела (Walter Mischel) (в котором у детей дошкольного возраста был выбор между съедением одного зефира сразу или ожиданием неуказанного количества времени, чтобы выпить два зефира) дети, которые смотрели прямо на угощение, с меньшей вероятностью сопротивлялись ему, чем дети, которые закрывали свои глаза, отворачивались или отвлекались иным образом.

    Принцип «с глаз долой, с ума» распространяется и на взрослых. Одно недавнее исследование, например, показало, что офисные работники, которые хранят конфеты в ящике стола, меньше балуются, чем когда они кладут конфеты на стол, на виду.

    Еще одна полезная тактика для улучшения самоконтроля — это метод, который психологи называют «намерением реализации». Обычно эти намерения принимают форму утверждений «если — то», которые помогают людям спланировать ситуации, которые могут помешать их решению.Например, кто-то, кто наблюдает за тем, как она принимает алкоголь, может сказать себе перед вечеринкой: «Если кто-нибудь предложит мне выпить, я попрошу содовой с лаймом».

    Исследования среди подростков и взрослых показали, что намерения реализации улучшают самоконтроль даже среди людей, чья сила воли истощена лабораторными задачами. Если заранее составить план, вы сможете принимать решения прямо сейчас, не прибегая к силе воли.

    Исследование, предполагающее, что мы обладаем ограниченным запасом самоконтроля, поднимает тревожный вопрос.Когда мы сталкиваемся со слишком большим количеством искушений, обречены ли мы на провал? Не обязательно. Исследователи не верят, что сила воли когда-либо полностью истощается. Скорее, кажется, что у людей есть некоторая сила воли в запасе, сохраненная для будущих требований. Правильная мотивация позволяет нам задействовать эти резервы, позволяя сохранять упорство даже тогда, когда наша сила самоконтроля исчерпана.

    Демонстрируя эту идею, Марк Муравен обнаружил, что люди с истощенной силой воли настойчиво выполняют задачу самоконтроля, когда им говорят, что им заплатят за их усилия или что их усилия принесут пользу другим (например, помощь в поиске способностей). лекарство от болезни Альцгеймера).Он заключает, что высокая мотивация может помочь преодолеть ослабленную силу воли — по крайней мере, до определенной степени.

    Сила воли также может быть в первую очередь сделана менее уязвимой для истощения. Исследователи, изучающие самоконтроль, часто описывают его как мышцу, утомляющуюся при интенсивном использовании. Но, говорят они, у мышечной аналогии есть еще один аспект. В то время как мышцы истощаются от упражнений в краткосрочной перспективе, они укрепляются регулярными упражнениями в долгосрочной перспективе. Точно так же регулярное проявление самоконтроля может улучшить силу воли.

    В одной из первых демонстраций этой идеи Муравен и его коллеги попросили добровольцев придерживаться двухнедельного режима, чтобы следить за приемом пищи, улучшать настроение или улучшать осанку. По сравнению с контрольной группой участники, которые проявили самоконтроль, выполняя назначенные упражнения, были менее уязвимы к истощению силы воли в последующих лабораторных тестах.

    В другом исследовании он обнаружил, что курильщики, которые практиковали самоконтроль в течение двух недель, избегая сладкого или регулярно сжимая рукоятку, более успешно бросали курить, чем контрольные субъекты, которые выполняли две недели регулярных задач, не требующих самоконтроля, таких как запись в дневнике.

    Другие также обнаружили, что разгибание мускулов силы воли может со временем укрепить самоконтроль. Австралийские ученые Меган Оатен, доктор философии, и Кен Ченг, доктор философии, из Университета Маккуори в Сиднее, Австралия, назначили добровольцев на двухмесячную программу физических упражнений — распорядок, требующий силы воли. По прошествии двух месяцев участники, которые придерживались программы, показали лучшие результаты по лабораторным измерениям самоконтроля, чем участники, которым не был назначен режим упражнений. Это не все.Субъекты также сообщили, что меньше курят и употребляют меньше алкоголя, ели более здоровую пищу, более тщательно отслеживают свои расходы и улучшают свои учебные привычки. Казалось, что регулярное упражнение силы воли с помощью физических упражнений привело к улучшению силы воли почти во всех сферах их жизни.

    Выводы о том, что истощение силы воли связано с уровнем глюкозы, также предлагают возможное лекарство. Регулярное питание для поддержания уровня сахара в крови в мозге может помочь восполнить истощенные запасы силы воли.(Но не позволяйте термину «сахар» вводить вас в заблуждение. Здоровая пища без рафинированного сахара на самом деле лучше, чем сладости в поддержании уровня сахара в крови на ровном уровне, говорят эксперты.) Люди, сидящие на диете, которые стремятся сохранить силу воли при одновременном сокращении калорий. , возможно, лучше будет есть часто и небольшими порциями, а не пропускать завтрак или обед.

    Данные исследований истощения силы воли также предполагают, что составление списка решений в канун Нового года — наихудший из возможных подходов. Истощение в одной области может уменьшить силу воли в других сферах, поэтому имеет смысл сосредоточиться на одной цели за раз.Другими словами, не пытайтесь одновременно бросить курить, перейти на здоровую диету и начать новый план упражнений. Лучше ставить цели одну за другой.

    Как только у вас появится хорошая привычка, говорит Баумейстер, вам больше не нужно будет использовать силу воли, чтобы поддерживать такое поведение. Со временем здоровые привычки станут рутиной и вообще не потребуют принятия решений.

    На многие вопросы о природе самоконтроля еще предстоит ответить в ходе дальнейших исследований. Тем не менее кажется вероятным, что с четкими целями, хорошим самоконтролем и небольшой практикой вы сможете тренировать свою силу воли, чтобы оставаться сильным перед лицом искушения.

    Загрузите версию для печати «Укрепление самоконтроля» (PDF, 233 КБ)