Что такое Гендерная психология? Гендерная психология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру
Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и восприятие этого поведения другими людьми. Этот термин ввёл в использование сексолог Джон Мани в 1955 году, разграничив таким образом пол, как фенотип от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств.
В широком понимании гендер не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с паспортным полом. Обычно различают 2 гендера: мужской и женский. Однако их набор бывает гораздо шире. Например, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью. У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. При этом ношение одежды могло означать и выполнение соответствующих социальных функций.
Изучением закономерностей поведения человека в обществе, определённых его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением занимается гендерная психология, являющаяся разделом дифференциальной психологии.
Это новое развивающееся направление, позволяющее лучше понять:
- Психологию мужчины.
- Психологию женщины.
- Психологию сравнения мужчин и женщин.
- Гендерную социализацию.
- Психологию гендерных отношений.
- Гендерную психологию лидерства.
Уникальным является тот факт, что в данном разделе психологии ищутся не различия между мужчиной и женщиной, а их общность, сходство. Психологи склонны к тому, что единственным отличием является процесс производства потомства, потому что остальные факторы обладают схожими свойствами.
Так, среди мужчин можно часто встретить индивидуумов с ярко выраженными женскими качествами, внешностью и т.п. Среди женщин также встречаются очень высокие, мускулистые представительницы с ярко выраженным мужским характером и привычками.
Данный раздел психологии изучает продуктивные стратегии и тактики поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также анализ личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин в семейной
Психологи установили, что не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счёте, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные гендерные роли.
По образному выражению американского антрополога Кэтрин Марч, пол относится к гендеру как свет к цвету. Пол и свет — естественные физические явления, допускающие объективное измерение. Гендер и цвет — исторические, культурно обусловленные категории, с помощью которых люди группируют определённые свойства, придавая им символическое значение.
Гендер конструируется:
- Посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьёй, средствами массовой информации.
- Самими индивидами на уровне их сознания, принятия общественных норм.
Специалисты в области гендерной психологии утверждают, что мужчиной и женщиной не рождаются, ими становятся.
К. Юнг исходил из восточной философии изначального единства мужского и женского начала, выделяя 2 архетипа: «душа» (анима), персонифицирующая женское начало — смутные чувства и настроения, предчувствия, способность любить, чувство природы и т.д., и «дух» (анимус) — физическая сила, инициатива, рациональность и т.п. И для гармоничного развития личности мужчина должен проявлять также женские качества, а женщина мужские.
В настоящее время данный раздел психологии только накапливает суммы фактов, чтобы в последствие их можно было обобщить и структурировать в новые модели и схемы. Однако уже сейчас полученные данные способствуют глубокому пониманию личности мужчины и женщины и построению гендерных отношений.
Гендерная психология — это… Что такое Гендерная психология?
— область психологического знания, изучающая характеристики гендерной идентичности, детерминирующие социальное поведение людей в зависимости от их половой принадлежности. Акцент в психологических исследованиях этой области знания сделан на сравнительном изучении личностных характеристик людей мужского и женского пола.
Основная исследовательская методология такой гендерной психологии — полоролевой подход, в рамках которого женские и мужские роли признаются равнозначными, хотя и разными по содержанию. Исходным основанием является неявное признание биологического детерминизма ролей, опора на психоаналитическое представление о врожденности мужского или женского начала в человеке. При анализе детерминант половых различий рассматриваются как биологические, так и социокультурные факторы, причем все социокультурные влияния заданы условиями гендерной социализации.
Для основной массы исследований, относящихся к области гендерной психологии, характерен единый методический прием, заключающийся в выделении двух групп разнополых испытуемых и диагностике конкретных психологических характеристик с целью сравнения их между собой. При этом используются традиционные психологические методы и методики. Подавляющее число отечественных гендерно-ориентированных исследований могут быть отнесены к этой группе.
Большая часть научных работ не ориентирована на изучение проблем социального неравенства между полами, порождаемого процессом гендерной социализации. В работах психологов не находят отражения наиболее значимые для гендерной теории такие проблемы, как: природа половых различий, оценка психологических различий между полами и их динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненный путь человека и возможности личностной самореализации.
Перспективными исследованиями в рамках гендерной психологии следует признать исследования, направленные не на поиск различий в психологических характеристиках и особенностях поведения мужчин и женщин, а на поиск их психологического сходства; ориентированные на изучение продуктивных стратегий и тактик поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также на анализ личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин в семейной. Все это можно будет реализовать при условии переориентации на другие методологические основания развития данной области знания, то есть тогда, когда доминирующей для гендерной психологии станет не методология полоролевого подхода. Пока же развитие гендерной психологии будет характеризоваться лишь накоплением суммы фактов без возможности их обобщения и структурирования в новые концептуальные модели и схемы.
Gender psychology (англ.)
Литература:
Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. N 4.
Араканцева Т. А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии: Научно-методический журнал. 1999. N 3.
Арутюнян М. Ю. «Кто я?» Проблема самоопределения юношей и девушек подростков // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 1992.
Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. N 2.
Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. N 2.
Он же. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. 1989. N 3.
Он же. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. N 2.
Клецина И. C. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.
Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
Кудинов С. И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психологический журнал. Т. 19. 1998. N 1.
Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999.
Митина О. В. Женское гендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах // Общественные науки и современность. 1999. N 3.
Хасан Б. И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997. N 3.
Хорни К. Женская психология. СПб., 1993.
Maccoby E . E., Jacklin C. N. The psychology of sex differences. Oxford., 1975.
© И. С. Клецина
Тезаурус терминологии гендерных исследований. — М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты. А. А. Денисова. 2003.
ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия
-
В книжной версии
Том 6. Москва, 2006, стр. 533-534
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Авторы: И. С. Клецина
ГЕ́НДЕРНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, область психологии, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определённого пола, обусловленные явлениями половой дифференциации, т. е. противопоставлением мужчин и женщин по личностным качествам, ролям социальным и статусу. Г. п. включает такие направления исследований, как психология гендерных различий, психология женщин (или феминистская психология), психология мужчин, гендерная социализация, психология гендерных отношений.
Психология гендерных различий, сформировавшаяся на базе общей и дифференциальной психологии, сосредоточена на выявлении психологич. различий между полами и поиском их причин. В психологич. характеристиках мужчин и женщин гораздо больше сходства, чем различий. В когнитивной сфере у женщин лучше развиты вербальные способности (различия слабо выражены), а у мужчин – зрительно-пространственные и математические (различия выражены в средней степени). В социальном поведении различия выражены сильнее: мужчины агрессивнее, чем женщины, для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин – профессиональные. Социобиологическая модель половой детерминации (согласно которой половая дифференциация – универсальный биологич. процесс) уступила место социокультурной модели, в которой половая дифференциация является результатом социализации и влияний культуры в направлении освоения конкретных социальных ролей.
Женская, или феминистская, психология возникла в связи с развитием междисциплинарной науч. сферы «женских исследований» (Women’s Studies). Одни представительницы «женских исследований» разделяют взгляд о существовании миним. различий между мужской и женской психикой, другие пытаются максимизировать психологич. различия, чтобы возвысить личностные качества женщин, которые принижались «андроцентричной» культурой. Позиция сторонниц минимизации различий нашла отражение в концепции андрогинии, в которой наличие феминных качеств у мужчин и маскулинных у женщин уже не рассматривалось как нарушения в развитии личности. Сторонницы идеи максимизации гендерных различий считают, что женский психологич. склад совершеннее мужского благодаря таким качествам женщин, как: способность развиваться и расти в процессе отношений, а не искусственно противопоставлять независимость и зависимость; видение мира, объединённого человеческими взаимоотношениями, а не системой правил; единство физич., умственной и эмоциональной сфер.
Появление «психологии мужчин» на основе «мужских исследований» (Men’s Studies) стимулировало обнаружение ряда важных факторов мужской обществ. жизни: мужчины пользуются институциональными привилегиями за счёт женщин; за принятие стереотипов маскулинности (мужской идентичности), ради высокого статуса и привилегий, мужчины расплачиваются поверхностными межличностными отношениями, слабым здоровьем и преждевременной смертью; неравенство в обществе патриархата распространяется не только на женщин, но и на мужчин (маскулинность белых гетеросексуальных мужчин среднего и высшего класса конструируется в противовес не только феминности, но и иным формам маскулинности, связанным с расой, социальным положением, сексуальной ориентацией). Изучается специфика мужской идентичности, её константы и стандарты, причины и тенденции изменения, психологич. аспекты «кризиса маскулинности».
«Гендерная социализация» – направление, сформировавшееся на основе психологии развития и фокусирующееся на анализе процесса формирования гендерной идентичности личности, т. е. на выяснении того, каким образом мальчики и девочки превращаются во взрослых людей, демонстрирующих типичное для своего пола поведение. Анализ влияния разных институтов социализации (семьи, школы, общества сверстников, СМИ) на формирование гендерной идентичности личности показывает, что становление мужчины и женщины происходит в различающихся психологич. контекстах, возможно, в ущерб полноценному личностному развитию (недостаточность самореализации женщин в проф. сфере, а мужчин – в семейной).
Психология гендерных отношений, сформировавшаяся на основе социальной психологии, анализирует модели отношений между полами (были выделены две базовые модели: доминантно-зависимая и партнёрская). На разных уровнях социально-психологич. детерминантами гендерных отношений являются гендерные представления, гендерные стереотипы, гендерные установки, гендерные идентичности.
Дусказиев.indd
%PDF-1.3 % 1 0 obj >]/Pages 3 0 R/Type/Catalog/ViewerPreferences>>> endobj 2 0 obj >stream uuid:076f77ce-dc88-4f61-abef-603ad3a6f5a0adobe:docid:indd:ea7bf481-7d56-11dd-95df-ee053d047322adobe:docid:indd:ea7bf481-7d56-11dd-95df-ee053d047322proof:pdf1693774d1-7d56-11dd-a27b-e84dba969304adobe:docid:indd:caa88c9f-7d55-11dd-8abd-a0c8578ab66d
Что такое гендерная психология и какие вопросы она изучает?
Всем привет! Гендерная психология является достаточно новым направлением в социальной психологии, которое изучает поведение человека в социуме в зависимости от его пола. Только не биологического пола, а социального.
Так как порой случается, что женщина более мужественна, решительна и активна, чем мужчина. Как и наоборот, представитель сильной половины человечества может проявлять больше нежности и ранимости, чем его супруга. И даже находиться в декрете по уходу за ребёнком. В то время, как его вторая половинка обеспечивает всю семью, с утра до ночи находясь на работе.
И сегодня мы рассмотрим подробнее, чем именно эта наука занимается.
Основные разделы
Разделы, которые выделяет гендерная психология:
Психология сравнения мужчин и женщин
У этого раздела ранее было масса названий, например, половой дипсихизм, диморфизм или просто, различия. Но предмет изучения остался прежним. Цель сравнения – найти своеобразные особенности в поведении, общении и прочем у мужчин и женщин. Благодаря которым легко можно будет установить их принадлежность к полу.
Причём берутся во внимание не только различия между ними, но и сходства. Специалисты этой науки придерживаются мнения, что мужчиной или женщиной не рождаются, ими становятся в течение жизни.
Принадлежность приобретается вместе с характером, социальными ролями, приоритетами, вкусами, обязанностями, типом поведения и прочее.
Психология женщины
Специалисты занимаются исследованием тех особенностей психики представительниц слабого пола, которые напрочь отсутствуют у мужчин. Речь идёт о поведении и эмоциональном состоянии в период беременности, родов, даже дефлорации, то есть лишения девственности. Также во время менструации или наступления климакса.
В принципе, изучаются все сферы жизни, начиная от материнства, профессионального становления и заканчивая психиатрическими отклонениями, зависимостями.
Психология мужчин
В принципе, как и предыдущий, этот раздел занимается тем же. Только предметом внимания является влияние тестостерона и прочих мужских гормонов на поведение, способность принимать решения, агрессивность.
Изучаются заболевания, которые наблюдаются только у представителей сильного пола. Причины необходимости создавать и организовывать закрытые группы, клубы, куда вход женщинам категорически воспрещён, по крайней мере, на равных условиях и правах.
Гендерная социализация
То есть, рассматривается идентичность личности и процесс освоения ею различных социальных ролей.
Гендерные отношения
Исследуются отношения, как между представителями разных полов, так и одного или смешанных. Такое часто встречается в рабочих группах. Интерес представляет также сама форма отношений, то есть дружеские, интимные, семейные, профессиональные и прочие. Так как человек ведёт себя совершенно по-разному в зависимости от того, с кем общается.
Внимание уделяется и проблеме насилия, проявления девиантности, делинквентности.
Психология лидерства
Исследуются темы подчинения, доминирования, лидерства, конкуренции и так далее.
Завершение
Несмотря на то, что эта отрасль социальной психологии возникла давно, по крайней мере, сам термин появился благодаря американскому психологу, сексологу Джону Уильяму Мани в 1955 году, в нашем обществе только начали использовать гендерный подход в практике.
Современные исследования позволяют создать определённые условия труда и обучения, которые необходимы лицам в зависимости от их пола для успешной деятельности и развития.
Также, рекомендуем почитать статью про гармоничные отношения между мужчиной и женщиной.
Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина
Гендерная психология — Психологос
Гендерная психология — раздел социальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением.
÷Отличия мужского и женского видны с детства: мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают.
В гендерных исследованиях социальной психологии изучаются такие феномены, как: социализация, предрассудки, дискриминация, социальное восприятие и самовосприятие, самоуважение, возникновение социальных норм и ролей.
Мужское и женское
Мужское и женское — есть. Это не пол, это гендер. Есть мужской и женский стиль решения вопросов, есть мужской и женский стиль воспитания, есть мужские и женские развлечения. Мы — разные. Женщины имеют право быть Женщинами, а не мужчинами, и отличаться от мужчин. Женское начало не лучше и не хуже Мужского, это просто совершенно другой подход к жизни и взгляд на жизнь. См.→
Гендерные особенности в восприятии — есть!
Фил Зимбардо в рамках исследований гендерных различий провел показательный эксперимент. В нем принимали участие студенты, изучающие психологию, отличающиеся достаточно высоким интеллектом и уравновешенностью в суждениях. Эксперимент состоял в следующем.
«Испытуемых попросили представить себя родителями ребенка, которого они «держат» на руках. Половине студентов было предложено выбрать ребенку имя из списка, содержащего три женских имени, а другой половине — выбрать имя из трех мужских. (Студенты в каждой группе находились в неведении относительно того, какой выбор был предложен их товарищам из другой группы.) Неожиданно в аудитории, где находились испытуемые, появился бородатый незнакомец с очень яркой и красивой музыкальной коробочкой, содержащей внутри забавного клоуна, который внезапно оттуда выпрыгивал. Ребенок на руках у студентов внимательно «наблюдал», как дядя заводит игрушку, и «слушал» ее успокаивающую мелодию. Но вот наступил момент, когда музыка резко прекратилась и клоун выпрыгнул из коробки.
После случившегося каждому «родителю» был задан следующий вопрос: «Какова была реакция вашего ребенка на происходящее?»
Из предложенного им списка вариантов ответов большинство выбрали «потрясен(а)», независимо от пола их ребенка. Но самое интересное произошло, когда эти «студенты-родители» указали последующую реакцию своего малыша. На порядок большее число девушек по сравнению с юношами отметили реакцию своего ребенка как «страх», тогда как больше юношей, чем девушек, увидели в глазах своего малыша «любопытство (Шон Бурн. Гендерная психология. Прайм-Еврознак, 2008. С.3.)»!» См.→
это что такое и её исследования
В современной отрасли социальных наук ведущая роль отведена исследованиям, анализирующим взаимодействие мужчин и женщин, как представителей отдельных социальных групп. Изучая особенности полов, в первую очередь, необходимо ответить на вопрос: что такое гендерная психология, поскольку именно это понятие, рассматривают социологи, изучающие поло-ролевые особенности поведения.
Гендер — социальный пол, создаваемый человеком на основе стереотипов: форм поведения, приписываемых людям в соответствии с их биологическим полом. Ориентирование личности на соответствие стереотипам часто приводит к ограничению и подавлению личностных качеств.
Особенности психологии гендера
Гендерная психология — отрасль науки, занимающаяся изучением социальных ролей. Изначально феминные и маскулинные черты приписывались людям на основании пола. Различия обуславливались анатомическими особенностями и воспринимались как неизменная данность. Мужской и женский образ противопоставлялись друг другу, как два независимых, не соприкасающихся конструкта. Но полноценные исследования привели к формированию нового определения традиционных форм поведения как социального конструкта.
Психология пола изучает различия полов. Гендера — особенности личности, сформированные под влиянием дифференциация пола, принадлежности индивида к одному из полов и прохождения идентификации. Комплексный подход в изучении позволяет проанализировать процессы развития и самореализации, переоценить модели поведения, иерархию, статус мужчин и женщин. Задача современных социологов — рассмотрение вопросов неравенства, дискриминации, сексизма, основанных на стереотипах.
Разница восприятия полов
Гендерная психология расширяет понятие, вводя три категории, влияющие на определение пола человека:
- Биологический (врожденный) пол. Означает совокупность биологических признаков, на основании которых новорожденного младенца относят к мужской или женской биологической группе.
- Определение пола. Подразумевает присвоение половой идентичности индивиду. Оно является категоричным и не подвергается сомнению, но в некоторых случаях может быть ошибочным. Так, если у младенца одновременно присутствуют половые органы мужчины и женщины, врач приписывает ему одну категорию пола. В дальнейшем может обнаружиться психологическое несоответствие приписанного пола и идентичности. В этом случае речь идет о трансгендерности — сознательном преодолении стереотипов поведения.
- Гендерная идентичность. Под ней понимают социальный конструкт, созданный на основе представления о половых ролях. В отличие от пола, гендерная идентичность многогранна и требует постоянного подкрепления внешним видом, поступками, особенностями поведения и взаимодействия.
Категории пола и гендера рассматриваются как отдельные дисциплины. Гендеру отдается ведущая роль в формировании личностных установок и особенностей самовосприятия.
Научные исследования
Социальные науки изучают личность структурно, рассматривая различные аспекты. Среди основных разделов гендерной психологии выделяют:
- Различия — динамику развития личности, оценку природы возникающих различий, влияние различий на перспективы и возможности самореализации.
- Социализацию — соответствие развития людей разных полов в контексте социальных, исторических, культурных особенностей.
- Характеристики личности — личностные идентичности, связанные с соответствием тактикам поведения, направленных на соответствие или преодоление стереотипов, анализ развития, закрепления и влияния стереотипов на индивида и социальные группы.
- Отношения — изучение взаимоотношений представителей разных полов, формирование моделей поведения, возможность формирования иных видов взаимодействия.
Основная задача исследований — изучение развития личности и методов взаимодействия мужчин и женщин, формирование принципиально новых методов развития личности и моделей поведения индивида в социуме, дающих возможность для полноценной самореализации.
Ограничения женской ролевой модели
Традиционная феминная модель предписывает женщинам:
- подавлять негативные эмоции, культивировать эмпатию, покорность, желание соответствовать ожиданиям;
- реализоваться через роль жены и матери, брать на себя обязанность по воспитанию детей;
- выражать себя через тело, стремясь подгонять себя под принятые стандарты красоты.
Рамки гендера вгоняют женщин в парадигму матери-карьеристки. В обществе женщина зачастую воспринимается только в роли матери и домохозяйки, и стремление создать карьеру или соединить обе роли получает негативную реакцию вплоть до отказа в идентичности.
Ограничения мужской ролевой модели
Мужская модель включает ряд ограничений, направленных на формирование личности, сочетающей качества, противоположные темы, которые общество определяет как феминные. Предполагается, что мужчина должен:
- обеспечивать семью;
- сдерживать эмоции;
- стремиться к лидерству.
В патриархальном обществе мужчина занимает активную социальную роль, а женщина — пассивную. Получая экономические и социальные преимущества, он в то же время вынужден постоянно утверждать свой статус, сознательно отказываясь от проявления мягких черт характера. Это приводит к развитию различных личностных нарушений, подавлению эмпатии, невозможности создать полноценные отношения.
Традиционная семья и половые роли
Большинство современных семей придерживаются традиционной модели, в которой мужчина занимается финансовым обеспечением семьи, а женщина — воспитанием детей. Такая модель семьи приводит к социальной изоляции женщин, невозможности нормальной самореализации, дискриминации, созданию предпосылок для семейного насилия.
Современные психологи полагают, что традиционная модель семьи является устаревшей и в скором времени будет преобразована в более актуальную. Они представляют различные модели семьи, в которых обязанности «добытчика» и «домохозяйки» делятся поровну, становятся сменными, полностью исключаются. Это позволит эффективнее распределять личное время мужа и жены, позволить им реализоваться как профессионалам и родителям.
В чем вред гендерных стереотипов?
Стремление полностью соответствовать стереотипам приводит к деструктивному развитию личности. Люди, чьи личностные качества не соответствуют ожидаемым, сталкиваются с непониманием, вынужденной социальной изоляцией, вербальной и физической агрессией.
Гендерная психология предполагает, что половые роли должны быть пересмотрены. Это позволит создать гармоничное общество, в котором человек, независимо от пола, может реализовать себя наиболее эффективным способом.
Полезное видео
Ниже Вы можете ознакомиться с видео, в котором подробно раскрывается тема гендерной психологии: