Гендерная психология это: Гендерная психология — Википедия – Что такое Гендерная психология? Гендерная психология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Автор: | 10.07.2020

Содержание

Что такое Гендерная психология? Гендерная психология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и восприятие этого поведения другими людьми. Этот термин ввёл в использование сексолог Джон Мани в 1955 году, разграничив таким образом пол, как фенотип от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств.

В широком понимании гендер не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с паспортным полом. Обычно различают 2 гендера: мужской и женский. Однако их набор бывает гораздо шире. Например, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью. У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. При этом ношение одежды могло означать и выполнение соответствующих социальных функций.

Изучением закономерностей поведения человека в обществе, определённых его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением занимается гендерная психология, являющаяся разделом дифференциальной психологии.

Это новое развивающееся направление, позволяющее лучше понять:

  1. Психологию мужчины.
  2. Психологию женщины.
  3. Психологию сравнения мужчин и женщин.
  4. Гендерную социализацию.
  5. Психологию гендерных отношений.
  6. Гендерную психологию лидерства.

Уникальным является тот факт, что в данном разделе психологии ищутся не различия между мужчиной и женщиной, а их общность, сходство. Психологи склонны к тому, что единственным отличием является процесс производства потомства, потому что остальные факторы обладают схожими свойствами.

Так, среди мужчин можно часто встретить индивидуумов с ярко выраженными женскими качествами, внешностью и т.п. Среди женщин также встречаются очень высокие, мускулистые представительницы с ярко выраженным мужским характером и привычками.

Данный раздел психологии изучает продуктивные стратегии и тактики поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также анализ личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин в семейной

.

Психологи установили, что не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счёте, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные гендерные роли.

По образному выражению американского антрополога Кэтрин Марч, пол относится к гендеру как свет к цвету. Пол и свет — естественные физические явления, допускающие объективное измерение. Гендер и цвет — исторические, культурно обусловленные категории, с помощью которых люди группируют определённые свойства, придавая им символическое значение.

Гендер конструируется:

  1. Посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьёй, средствами массовой информации.
  2. Самими индивидами на уровне их сознания, принятия общественных норм.

Специалисты в области гендерной психологии утверждают, что мужчиной и женщиной не рождаются, ими становятся.

К. Юнг исходил из восточной философии изначального единства мужского и женского начала, выделяя 2 архетипа: «душа» (анима), персонифицирующая женское начало — смутные чувства и настроения, предчувствия, способность любить, чувство природы и т.д., и «дух» (анимус) — физическая сила, инициатива, рациональность и т.п. И для гармоничного развития личности мужчина должен проявлять также женские качества, а женщина мужские.

Для обретения целостности необходимо сочетать дух и душу.

В настоящее время данный раздел психологии только накапливает суммы фактов, чтобы в последствие их можно было обобщить и структурировать в новые модели и схемы. Однако уже сейчас полученные данные способствуют глубокому пониманию личности мужчины и женщины и построению гендерных отношений.

Гендерная психология — это… Что такое Гендерная психология?

— область психологического знания, изучающая характеристики гендерной идентичности, детерминирующие социальное поведение людей в зависимости от их половой принадлежности. Акцент в психологических исследованиях этой области знания сделан на сравнительном изучении личностных характеристик людей мужского и женского пола.

Гендерная психология — это область научного знания, которая сформировалась с опорой и на пересечении таких психологических дисциплин, как дифференциальная психология и психология развития. Основу гендерной психологии составили: раздел дифференциальной психологии — психология пола и раздел психологии развития — психосоциальное развитие личности (тот аспект, который обусловлен половой принадлежностью индивида). Данные разделы психологической науки определили основную структуру гендерной психологии, которая представлена двумя основными блоками информации: психология половых различий (основная тематика раздела психология пола) и гендерная социализация. В разделе психологии половых различий рассматривается весь спектр психологических различий представителей мужского и женского пола, это различия в когнитивной, мотивационной, эмоциональной, поведенческой и других сферах личности. При этом используется традиционный для психологии понятийный аппарат, используются те психологические понятия, при помощи которых раскрывается структура личности. Новыми являются такие понятия, как маскулинность, фемининность, андрогинность (см. Андрогиния), гендерные стереотипы. В разделе гендерной социализации преимущественно анализируется роль социальных институтов в полоролевом развитии мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Основными понятиями являются половые роли и адекватность их исполнения (см. также Полоролевая социализация).

Хотя данная область знания часто называется гендерной психологией, истинно гендерной она не является, так как большое число исследовательских работ, маркированных как гендерные, не опираются на гендерный подход.

Основная исследовательская методология такой гендерной психологии — полоролевой подход, в рамках которого женские и мужские роли признаются равнозначными, хотя и разными по содержанию. Исходным основанием является неявное признание биологического детерминизма ролей, опора на психоаналитическое представление о врожденности мужского или женского начала в человеке. При анализе детерминант половых различий рассматриваются как биологические, так и социокультурные факторы, причем все социокультурные влияния заданы условиями гендерной социализации.

Для основной массы исследований, относящихся к области гендерной психологии, характерен единый методический прием, заключающийся в выделении двух групп разнополых испытуемых и диагностике конкретных психологических характеристик с целью сравнения их между собой. При этом используются традиционные психологические методы и методики. Подавляющее число отечественных гендерно-ориентированных исследований могут быть отнесены к этой группе.

Большая часть научных работ не ориентирована на изучение проблем социального неравенства между полами, порождаемого процессом гендерной социализации. В работах психологов не находят отражения наиболее значимые для гендерной теории такие проблемы, как: природа половых различий, оценка психологических различий между полами и их динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненный путь человека и возможности личностной самореализации.

Перспективными исследованиями в рамках гендерной психологии следует признать исследования, направленные не на поиск различий в психологических характеристиках и особенностях поведения мужчин и женщин, а на поиск их психологического сходства; ориентированные на изучение продуктивных стратегий и тактик поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также на анализ личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин в семейной. Все это можно будет реализовать при условии переориентации на другие методологические основания развития данной области знания, то есть тогда, когда доминирующей для гендерной психологии станет не методология полоролевого подхода. Пока же развитие гендерной психологии будет характеризоваться лишь накоплением суммы фактов без возможности их обобщения и структурирования в новые концептуальные модели и схемы.

Gender psychology (англ.)

Литература:

Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. N 4.

Араканцева Т. А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии: Научно-методический журнал. 1999. N 3.

Арутюнян М. Ю. «Кто я?» Проблема самоопределения юношей и девушек подростков // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 1992.

Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. N 2.

Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. N 2.

Он же. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. 1989. N 3.

Он же. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. N 2.

Клецина И. C. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.

Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

Кудинов С. И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психологический журнал. Т. 19. 1998. N 1.

Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999.

Митина О. В. Женское гендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах // Общественные науки и современность. 1999. N 3.

Хасан Б. И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997. N 3.

Хорни К. Женская психология. СПб., 1993.

Maccoby E . E., Jacklin C. N. The psychology of sex differences. Oxford., 1975.

© И. С. Клецина

Тезаурус терминологии гендерных исследований. — М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты. А. А. Денисова. 2003.

ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 533-534

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: И. С. Клецина

ГЕ́НДЕРНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, об­ласть психо­ло­гии, изу­чаю­щая за­ко­но­мер­но­сти фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия ха­рак­те­ри­стик лич­но­сти как пред­ста­ви­те­ля оп­ре­де­лён­но­го по­ла, обу­слов­лен­ные яв­ле­ния­ми по­ло­вой диф­фе­рен­циа­ции, т. е. про­ти­во­пос­тав­ле­ни­ем муж­чин и жен­щин по лич­но­ст­ным ка­че­ст­вам, ро­лям со­ци­аль­ным и ста­ту­су. Г. п. вклю­ча­ет та­кие на­прав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний, как пси­хо­ло­гия ген­дер­ных раз­ли­чий, пси­хо­ло­гия жен­щин (или фе­ми­ни­ст­ская пси­хо­ло­гия), пси­хо­ло­гия муж­чин, ген­дер­ная со­циа­ли­за­ция, пси­хо­ло­гия ген­дер­ных от­но­ше­ний.

Пси­хо­ло­гия ген­дер­ных раз­ли­чий, сфор­ми­ро­вав­шая­ся на ба­зе об­щей и диф­фе­рен­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, со­сре­до­то­че­на на вы­яв­ле­нии пси­хо­ло­гич. раз­ли­чий ме­ж­ду по­ла­ми и по­ис­ком их при­чин. В пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­сти­ках муж­чин и жен­щин го­раз­до боль­ше сход­ст­ва, чем раз­ли­чий. В ког­ни­тив­ной сфе­ре у жен­щин луч­ше раз­ви­ты вер­баль­ные спо­соб­но­сти (раз­ли­чия сла­бо вы­ра­же­ны), а у муж­чин – зри­тель­но-про­стран­ст­вен­ные и ма­те­ма­ти­че­ские (раз­ли­чия вы­ра­же­ны в сред­ней сте­пе­ни). В со­ци­аль­ном по­ве­де­нии раз­ли­чия вы­ра­же­ны силь­нее: муж­чи­ны аг­рес­сив­нее, чем жен­щи­ны, для жен­щин бо­лее зна­чи­мы­ми яв­ля­ют­ся се­мей­ные ро­ли, а для муж­чин – про­фес­сио­наль­ные. Со­цио­био­ло­ги­че­ская мо­дель по­ло­вой де­тер­ми­на­ции (со­глас­но ко­то­рой по­ло­вая диф­фе­рен­циа­ция – уни­вер­саль­ный био­ло­гич. про­цесс) ус­ту­пи­ла ме­сто со­цио­куль­тур­ной мо­де­ли, в ко­то­рой по­ло­вая диф­фе­рен­циа­ция яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том со­циа­ли­за­ции и влия­ний куль­ту­ры в на­прав­ле­нии ос­вое­ния кон­крет­ных со­ци­аль­ных ро­лей.

Жен­ская, или фе­ми­ни­ст­ская, пси­хо­ло­гия воз­ник­ла в свя­зи с раз­ви­ти­ем меж­дис­ци­п­ли­нар­ной на­уч. сфе­ры «жен­ских ис­сле­до­ва­ний» (Women’s Studies). Од­ни пред­ста­ви­тель­ни­цы «жен­ских ис­сле­до­ва­ний» раз­де­ля­ют взгляд о су­ще­ст­во­ва­нии ми­ним. раз­ли­чий ме­ж­ду муж­ской и жен­ской пси­хи­кой, дру­гие пы­та­ют­ся мак­си­ми­зи­ро­вать пси­хо­ло­гич. раз­ли­чия, что­бы воз­вы­сить лич­но­ст­ные ка­че­ст­ва жен­щин, ко­то­рые при­ни­жа­лись «ан­д­ро­цен­трич­ной» куль­ту­рой. По­зи­ция сто­рон­ниц ми­ни­ми­за­ции раз­ли­чий на­шла от­ра­же­ние в кон­цеп­ции ан­д­ро­ги­нии, в ко­то­рой на­ли­чие фе­мин­ных ка­честв у муж­чин и мас­ку­лин­ных у жен­щин уже не рас­смат­ри­ва­лось как на­ру­ше­ния в раз­ви­тии лич­но­сти. Сто­рон­ни­цы идеи мак­си­ми­за­ции ген­дер­ных раз­ли­чий счи­та­ют, что жен­ский пси­хо­ло­гич. склад со­вер­шен­нее муж­ско­го бла­го­да­ря та­ким ка­че­ст­вам жен­щин, как: спо­соб­ность раз­ви­вать­ся и рас­ти в про­цес­се от­но­ше­ний, а не ис­кус­ст­вен­но про­ти­во­пос­тав­лять не­за­ви­си­мость и за­ви­си­мость; ви­де­ние ми­ра, объ­е­ди­нён­но­го че­ло­ве­че­ски­ми взаи­мо­от­но­ше­ния­ми, а не сис­те­мой пра­вил; един­ст­во фи­зич., ум­ст­вен­ной и эмо­цио­наль­ной сфер.

По­яв­ле­ние «пси­хо­ло­гии муж­чин» на ос­но­ве «муж­ских ис­сле­до­ва­ний» (Men’s Studies) сти­му­ли­ро­ва­ло об­на­ру­же­ние ря­да важ­ных фак­то­ров муж­ской об­ществ. жиз­ни: муж­чи­ны поль­зу­ют­ся ин­сти­ту­цио­наль­ны­ми при­ви­ле­гия­ми за счёт жен­щин; за при­ня­тие сте­рео­ти­пов мас­ку­лин­но­сти (муж­ской иден­тич­но­сти), ра­ди вы­со­ко­го ста­ту­са и при­ви­ле­гий, муж­чи­ны рас­пла­чи­ва­ют­ся по­верх­но­ст­ны­ми меж­лич­но­ст­ны­ми от­но­ше­ния­ми, сла­бым здо­ровь­ем и преж­де­вре­мен­ной смер­тью; не­ра­вен­ст­во в об­ще­ст­ве пат­ри­ар­ха­та рас­про­стра­ня­ет­ся не толь­ко на жен­щин, но и на муж­чин (мас­ку­лин­ность бе­лых ге­те­ро­сек­су­аль­ных муж­чин сред­не­го и выс­ше­го клас­са кон­ст­руи­ру­ет­ся в про­ти­во­вес не толь­ко фе­мин­но­сти, но и иным фор­мам мас­ку­лин­но­сти, свя­зан­ным с ра­сой, со­ци­аль­ным по­ло­же­ни­ем, сек­су­аль­ной ори­ен­та­ци­ей). Изу­ча­ет­ся спе­ци­фи­ка муж­ской иден­тич­но­сти, её кон­стан­ты и стан­дар­ты, при­чи­ны и тен­ден­ции из­ме­не­ния, пси­хо­ло­гич. ас­пек­ты «кри­зи­са мас­ку­лин­но­сти».

«Ген­дер­ная со­циа­ли­за­ция» – на­прав­ле­ние, сфор­ми­ро­вав­шее­ся на ос­но­ве пси­хо­ло­гии раз­ви­тия и фо­ку­си­рую­щее­ся на ана­ли­зе про­цес­са фор­ми­ро­ва­ния ген­дер­ной иден­тич­но­сти лич­но­сти, т. е. на вы­яс­не­нии то­го, ка­ким об­ра­зом маль­чи­ки и де­воч­ки пре­вра­ща­ют­ся во взрос­лых лю­дей, де­мон­ст­ри­рую­щих ти­пич­ное для сво­его по­ла по­ве­де­ние. Ана­лиз влия­ния раз­ных ин­сти­ту­тов со­циа­ли­за­ции (се­мьи, шко­лы, об­ще­ст­ва свер­ст­ни­ков, СМИ) на фор­ми­ро­ва­ние ген­дер­ной иден­тич­но­сти лич­но­сти по­ка­зы­ва­ет, что ста­нов­ле­ние муж­чи­ны и жен­щи­ны про­ис­хо­дит в раз­ли­чаю­щих­ся пси­хо­ло­гич. кон­тек­стах, воз­мож­но, в ущерб пол­но­цен­но­му лич­но­ст­но­му раз­ви­тию (не­дос­та­точ­ность са­мо­реа­ли­за­ции жен­щин в проф. сфе­ре, а муж­чин – в се­мей­ной).

Пси­хо­ло­гия ген­дер­ных от­но­ше­ний, сфор­ми­ро­вав­шая­ся на ос­но­ве со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, ана­ли­зи­ру­ет мо­де­ли от­но­ше­ний ме­ж­ду по­ла­ми (бы­ли вы­де­ле­ны две ба­зо­вые мо­де­ли: до­ми­нант­но-за­ви­си­мая и парт­нёр­ская). На раз­ных уров­нях со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. де­тер­ми­нан­та­ми ген­дер­ных от­но­ше­ний яв­ля­ют­ся ген­дер­ные пред­став­ле­ния, ген­дер­ные сте­рео­ти­пы, ген­дер­ные ус­та­нов­ки, ген­дер­ные иден­тич­но­сти.

Дусказиев.indd

%PDF-1.3 % 1 0 obj >]/Pages 3 0 R/Type/Catalog/ViewerPreferences>>> endobj 2 0 obj >stream uuid:076f77ce-dc88-4f61-abef-603ad3a6f5a0adobe:docid:indd:ea7bf481-7d56-11dd-95df-ee053d047322adobe:docid:indd:ea7bf481-7d56-11dd-95df-ee053d047322proof:pdf1693774d1-7d56-11dd-a27b-e84dba969304adobe:docid:indd:caa88c9f-7d55-11dd-8abd-a0c8578ab66d

  • savedxmp.iid:D86A8BC0E869DF11891F99EBEBF07BC82010-05-28T07:37:02+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:D96A8BC0E869DF11891F99EBEBF07BC82010-05-28T07:37:02+08:00Adobe InDesign 6.0/metadata
  • savedxmp.iid:DA6A8BC0E869DF11891F99EBEBF07BC82010-05-28T07:46:36+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:DB6A8BC0E869DF11891F99EBEBF07BC82010-05-28T07:55:20+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:DC6A8BC0E869DF11891F99EBEBF07BC82010-05-28T08:00:05+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:DD6A8BC0E869DF11891F99EBEBF07BC82010-05-28T08:29:35+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:DE6A8BC0E869DF11891F99EBEBF07BC82010-05-28T08:32:45+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:DF6A8BC0E869DF11891F99EBEBF07BC82010-05-28T08:32:58+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:E06A8BC0E869DF11891F99EBEBF07BC82010-05-28T08:39:27+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:E16A8BC0E869DF11891F99EBEBF07BC82010-05-28T08:39:46+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:805B69D6F169DF11891F99EBEBF07BC82010-05-28T08:42:04+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:815B69D6F169DF11891F99EBEBF07BC82010-05-28T08:43:14+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:825B69D6F169DF11891F99EBEBF07BC82010-05-28T08:44:57+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:835B69D6F169DF11891F99EBEBF07BC82010-05-28T08:47:05+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:155A0378E974DF11A68789C446A5CA242010-06-11T07:39:53+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:165A0378E974DF11A68789C446A5CA242010-06-11T07:52:38+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:175A0378E974DF11A68789C446A5CA242010-06-11T07:53:17+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:185A0378E974DF11A68789C446A5CA242010-06-11T08:22:56+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:195A0378E974DF11A68789C446A5CA242010-06-11T08:35:50+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:1A5A0378E974DF11A68789C446A5CA242010-06-11T08:48:08+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:1B5A0378E974DF11A68789C446A5CA242010-06-11T08:52:13+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:1C5A0378E974DF11A68789C446A5CA242010-06-11T08:54:12+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:1D5A0378E974DF11A68789C446A5CA242010-06-11T08:56:35+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:1E5A0378E974DF11A68789C446A5CA242010-06-11T08:58:26+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:76E2D3A6F474DF11A68789C446A5CA242010-06-11T08:59:56+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:77E2D3A6F474DF11A68789C446A5CA242010-06-11T09:02:45+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:78E2D3A6F474DF11A68789C446A5CA242010-06-11T09:04+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:79E2D3A6F474DF11A68789C446A5CA242010-06-11T09:06:06+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:7AE2D3A6F474DF11A68789C446A5CA242010-06-11T09:06:52+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:7BE2D3A6F474DF11A68789C446A5CA242010-06-11T09:08:08+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:7CE2D3A6F474DF11A68789C446A5CA242010-06-11T09:08:24+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:7DE2D3A6F474DF11A68789C446A5CA242010-06-11T09:10:15+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:2F453F3A1379DF11900DEFC606BECFBD2010-06-16T14:48:53+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:30453F3A1379DF11900DEFC606BECFBD2010-06-16T14:49:40+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:31453F3A1379DF11900DEFC606BECFBD2010-06-16T14:50:42+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:32453F3A1379DF11900DEFC606BECFBD2010-06-16T14:51:39+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:33453F3A1379DF11900DEFC606BECFBD2010-06-16T14:59:35+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:34453F3A1379DF11900DEFC606BECFBD2010-06-16T15:00:37+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:35453F3A1379DF11900DEFC606BECFBD2010-06-16T15:01:50+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:36453F3A1379DF11900DEFC606BECFBD2010-06-16T15:11:38+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • savedxmp.iid:37453F3A1379DF11900DEFC606BECFBD2010-06-16T15:13:40+08:00Adobe InDesign 6.0/
  • 2011-09-12T11:08:34+08:002011-09-12T11:08:38+08:002011-09-12T11:08:38+08:00Adobe InDesign CS4 (6.0.6)
  • JPEG256256/9j/4AAQSkZJRgABAgEASABIAAD/7QAsUGhvdG9zaG9wIDMuMAA4QklNA+0AAAAAABAASAAAAAEA AQBIAAAAAQAB/+4AE0Fkb2JlAGSAAAAAAQUAArEj/9sAhAAMCAgICAgMCAgMEAsLCxAUDg0NDhQY EhMTExIYFBIUFBQUEhQUGx4eHhsUJCcnJyckMjU1NTI7Ozs7Ozs7Ozs7AQ0LCxAOECIYGCIyKCEo MjsyMjIyOzs7Ozs7Ozs7Ozs7Ozs7OztAQEBAQDtAQEBAQEBAQEBAQEBAQEBAQEBAQED/wAARCAD/ ALQDAREAAhEBAxEB/8QBQgAAAQUBAQEBAQEAAAAAAAAAAwABAgQFBgcICQoLAQABBQEBAQEBAQAA AAAAAAABAAIDBAUGBwgJCgsQAAEEAQMCBAIFBwYIBQMMMwEAAhEDBCESMQVBUWETInGBMgYUkaGx QiMkFVLBYjM0coLRQwclklPw4fFjczUWorKDJkSTVGRFwqN0NhfSVeJl8rOEw9N14/NGJ5SkhbSV xNTk9KW1xdXl9VZmdoaWprbG1ub2N0dXZ3eHl6e3x9fn9xEAAgIBAgQEAwQFBgcHBgI7AQACEQMh MRIEQVFhcSITBTKBkRShsUIjwVLR8DMkYuFygpJDUxVjczTxJQYWorKDByY1wtJEk1SjF2RFVTZ0 ZeLys4TD03Xj80aUpIW0lcTU5PSltcXV5fVWZnaGlqa2xtbm9ic3R1dnd4eXp7fh2+f3/9oADAMB AAIRAxEAPwDrfqx9WPq3kfVvpN9/ScG223Bxn2WPxqnOc51TC5znFkkkpKdL/mn9Vf8Aym6f/wCw tP8A6TSUr/mn9Vf/ACm6f/7C0/8ApNJSv+af1V/8pun/APsLT/6TSUr/AJp/VX/ym6f/AOwtP/pN JSv+af1V/wDKbp//ALC0/wDpNJSv+af1V/8AKbp//sLT/wCk0lK/5p/VX/ym6f8A+wtP/pNJSv8A mn9Vf/Kbp/8A7C0/+k0lK/5p/VX/AMpun/8AsLT/AOk0lK/5p/VX/wApun/+wtP/AKTSUr/mn9Vf /Kbp/wD7C0/+k0lK/wCaf1V/8pun/wDsLT/6TSUr/mn9Vf8Aym6f/wCwtP8A6TSUr/mn9Vf/ACm6 f/7C0/8ApNJSv+af1V/8pun/APsLT/6TSUr/AJp/VX/ym6f/AOwtP/pNJSv+af1V/wDKbp//ALC0 /wDpNJSv+af1V/8AKbp//sLT/wCk0lK/5p/VX/ym6f8A+wtP/pNJSv8Amn9Vf/Kbp/8A7C0/+k0l K/5p/VX/AMpun/8AsLT/AOk0lPNf83ugf+OT9h/ZmH9l/YfrfZ/s9fp+p9q2eps2bd23SUlPS/VP /wASvRv/AE34v/nmtJTrJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSn lP8A86f/ANT/AP7uJKdX6p/+JXo3/pvxf/PNaSnWSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJ SklKSUpJSklKSUpJSklPKf8A50//AKn/AP3cSU6v1T/8SvRv/Tfi/wDnmtJTrJKUkpoZnXOk9Pu+ z5mS2qyA7aQeDxwCkpB/zq+r/wD3NZ9zv/IpKa/UPrF0jJw7KMPqbMW523bcGudthwJ0gcgQkpxv ttn/AM9A/wC2SkpX22z/AOegf9slJSvttn/z0D/tkpKV9ts/+egf9slJSvttn/z0D/tkpKV9ts/+ egf9slJSvttn/wA9A/7ZKSlfbbP/AJ6B/wBslJSvttn/AM9A/wC2SkpX22z/AOegf9slJSTG6iKs iq276yC2tj2ufX6ThvaCCWz5hJTu/wDOr6v/APc1n3O/8ikpX/Or6v8A/c1n3O/8ikpv4ebi59Iy MOwW1EkBwmJHPMJKTpKUkp5T/wDOn/8AU/8A+7iSnV+qf/iV6N/6b8X/AM81pKdZJSklNa/pvTsq z1cnFpufEb7K2vdA7S4FJSP9idG/7gYv/bLP/IpKV+xOjf8AcDF/7ZZ/5FJSv2J0b/uBi/8AbLP/ ACKSnnv2R1//AMrOkf8AbLUlK/ZHX/8Ays6R/wBstSUr9kdf/wDKzpH/AGy1JS37I6//AOVnSP8A tlqSl/2R1/8A8rOkf9stSUr9kdej/kzpM/8AEthJSv2R1/8A8rOkf9stSUr9kdf/APKzpH/bLUlO h0joz3er+2undPb9H0fQpZ/K3bpB8klOj+xOjf8AcDF/7ZZ/5FJSv2J0b/uBi/8AbLP/ACKSlfsT o3/cDF/7ZZ/5FJTZox8fFrFWNUymsGQytoa2T5NhJSRJSklPKf8A50//AKn/AP3cSU6v1T/8SvRv /Tfi/wDnmtJTrJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSnlP/AM6f /wBT/wD7uJKdX6p/+JXo3/pvxf8AzzWkp1klKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSkl KSUpJSklKSUpJTyn/wCdP/6n/wD3cSU6v1T/APEr0b/034v/AJ5rSU6ySlJKUkpSSlJKUkpSSlJK UkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkp5T/8AOn/9T/8A7uJKdX6p/wDiV6N/6b8X/wA81pKd ZJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSU8p/+dP8A+p//AN3ElOr9 U/8AxK9G/wDTfi/+ea0lOskpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJ KeU//On/APU//wC7iSnV+qf/AIlejf8Apvxf/PNaSnWSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKS UpJSklKSUpJSklKSUpJSklPKf/nT/wDqf/8AdxJTq/VP/wASvRv/AE34v/nmtJTrJKUkpSSlJKUk pSSlJKeY6t0r615HULrun5oqxnEemz1HNgbQDoGnukpqfsT67/8AliP+3X/+QSUr9ifXf/yxH/br /wDyCSlfsT67/wDliP8At1//AJBJSv2J9d//ACxH/br/APyCSlfsT67/APliP+3X/wDkElO79X8P rGHRazrF/wBosc8FhDi+GxxqAkp1UlKSUpJSklKSUpJSklPKf/nT/wDqf/8AdxJTq/VP/wASvRv/ AE34v/nmtJTrJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSnlP8A86f/ ANT/AP7uJKdX6p/+JXo3/pvxf/PNaSnWSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJ SklKSUpJSklPKf8A50//AKn/AP3cSU6v1T/8SvRv/Tfi/wDnmtJTrJKUkpSSkGXmV4YrNjXONrxW wMAJLiCQNSPBJTVPW8QCwlloFR2uloGssbEbv+ECSl7Ot4bLLKoe91VvoO2gEb/S+0QDu/0eqSlv 23iGTtshtYuJgfRcw2j8791pSUtX17BsudjgWCxjh3Oa5saMbU86zB9tzPv+KSk9fU8Sy2ikOIsy qjfU0g6sEHWJE68eR8ElIqOuYWSy59QsiiluS/c2D6b9+0wTOvpu0OqSlN63hutNBbY23bW5lZaN z/VFhZsgmZFTj5ASUlLXdewcZt7skWU/ZaRkWh7CCGF1jBA7ya3flSUkd1fCY59b3OY+t22xhadz eIJHg4uAbHJOiSlHq2OHGrZZ6rSGuq2gPbua57TqQIIYdR4JKYVdcwLqGZVZeaXismzadrPWDXV7 /CWvafKdYSUqvreI91ILbGDIe6ut72gNJYLHu909hU5JTGvr2DcWCoWOFjmtadsD3udW36UclpSU 6SSlJKUkpSSnlP8A86f/ANT/AP7uJKdX6p/+JXo3/pvxf/PNaSnWSUpJSklNfKxG5Roc57mfZ7W3 DbGpaCIMg6e5JTRu+ruNcckutcPtb/UshtcnVjtpJYSW+waFJS3/ADeqZkW20Wmmq55tNLGMDWvd U3Hlvt09g/EpKWZ9XKgHF97i91LccvDGBwYxjqxBLCRo7VJSS36v4NzqnWAEU49mM1pYwt/S7C6y C36f6MJKYj6vY4sqvF93rY/pCq2RLW1MNe0N27fcHOmR+cUlM6+hY9TsxzLLAc6ltFpO2Tt9U+p9 H6RNrpSUr9hUfaRmerYLmMpZW4bfYaG2sDh7fzm3uBnxSUtmfV/GzvtD8i211mTjfZHv9ohk2nc1 obt3Ra4T4JKZX9Dxsmx191lhtsgPeCASGOD6hG2P0b2hzdOZ8SkpKOl1+ucp9j33Obtc8homA5rO Gj6Ie6P6xSUgxPq/i4eN9jrssdQ5tTba3bYsNLGVNcYbOra2gx4JKZt6Hi+liU2vfYMK597JIG5z xYCHbQJb+lOiSkbPq9jt9Euuse/GsFlTnBktG/1XMEM4c7nvokp1UlKSUpJSklPKf/nT/wDqf/8A dxJTq/VP/wASvRv/AE34v/nmtJTrJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSl JKUkpSSnlP8A86f/ANT/AP7uJKdX6p/+JXo3/pvxf/PNaSnWSUpJSklKSUpJSklKSU811T66U9Lz 7sB2K6w0kAvDwAZAdxt80lNX/wAcTH/7hP8A+3B/5FJSv/HEx/8AuE//ALcH/kUlK/8AHEx/+4T/ APtwf+RSUr/xxMf/ALhP/wC3B/5FJSv/ABxMf/uE/wD7cH/kUlPRdH6m3q+BXnsrNQsLhsJkjaS3 nTwSU3UlKSUpJSklKSUpJSklPKf/AJ0//qf/APdxJTq/VP8A8SvRv/Tfi/8AnmtJTrJKUkpSSlJK UkpSSlJKQWYOFa82W49T3u5c5jST8yElMf2b07/uLT/223+5JSv2b07/ALi0/wDbbf7klK/ZvTv+ 4tP/AG23+5JSv2b07/uLT/223+5JSv2b07/uLT/223+5JSauqqlgrpY2tg4awBo18gkpmkpSSlJK UkpSSlJKUkp5T/8AOn/9T/8A7uJKdX6p/wDiV6N/6b8X/wA81pKdZJSklKSUpJSklKSUpJSklKSU pJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSU8p/+dP8A+p//AN3ElOr9U/8AxK9G/wDTfi/+ea0lOskp SSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKeU//On/APU//wC7iSnV+qf/ AIlejf8Apvxf/PNaSnWSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklPK f/nT/wDqf/8AdxJTq/VP/wASvRv/AE34v/nmtJTrJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUk pSSlJKUkpSSlJKUkpSSnlP8A86f/ANT/AP7uJKdX6p/+JXo3/pvxf/PNaSnWSUpJSklKSUpJSklK SUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklPKf8A50//AKn/AP3cSU6v1T/8SvRv/Tfi/wDn mtJTrJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSnlP/AM6f/wBT/wD7 uJKdX6p/+JXo3/pvxf8AzzWkp1klKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSkl KSUpJTyn/wCdP/6n/wD3cSU6v1T/APEr0b/034v/AJ5rSU6ySlJKUkpSSlJKUkpSSlJKa2Z1HC6e GuzbmUB5IaXmJjlJTW/5ydC/7nU/5ySlf85Ohf8Ac6n/ADklK/5ydC/7nU/5ySkuL1rpWbcMfFyq 7bHAkMaZOmpSU3UlKSUpJSklKSUpJSklKSU8p/8AnT/+p/8A93ElOr9U/wDxK9G/9N+L/wCea0lO skpSSlJKUkpSSlJKUkpSSkGVg4ecGtzKK7wyS0WNDonwlJTW/YHRP+4OP/223+5JSv2B0T/uDj/9 tt/uSUr9gdE/7g4//bbf7klJcfpPTMS0XYuLVTYJAexgadedQkptpKUkpSSlJKUkpSSlJKUkp5T/ APOn/wDU/wD+7iSnV+qf/iV6N/6b8X/zzWkp1klKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJ SklKSUpJSklKSUpJTyn/AOdP/wCp/wD93ElOr9U//Er0b/034v8A55rSU6ySlJKUkpSSlJKUkpSS lJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkp5T/wDOn/8AU/8A+7iSnV+qf/iV6N/6b8X/AM81 pKdZJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSUpJSklKSU8p/8AnT/+p/8A93El Or9U/wDxK9G/9N+L/wCea0lOskpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpSSlJKUkpS SlJKeU//ADp//U//AO7iSn//2Q==
  • 2915application/pdf
  • Дусказиев.indd
  • Adobe PDF Library 9.0FalsePDF/X-1:2001PDF/X-1:2001PDF/X-1a:2001 endstream endobj 3 0 obj > endobj 6 0 obj > endobj 7 0 obj > endobj 8 0 obj > endobj 9 0 obj > endobj 25 0 obj > endobj 26 0 obj > endobj 27 0 obj > endobj 28 0 obj > endobj 29 0 obj > endobj 30 0 obj > endobj 56 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text]>>/TrimBox[0.0 0.0 419.528 595.276]/Type/Page>> endobj 57 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text]>>/TrimBox[0.0 0.0 419.528 595.276]/Type/Page>> endobj 58 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text]>>/TrimBox[0.0 0.0 419.528 595.276]/Type/Page>> endobj 59 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text]>>/TrimBox[0.0 0.0 419.528 595.276]/Type/Page>> endobj 60 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text]>>/TrimBox[0.0 0.0 419.528 595.276]/Type/Page>> endobj 61 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text]>>/TrimBox[0.0 0.0 419.528 595.276]/Type/Page>> endobj 62 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text]>>/TrimBox[0.0 0.0 419.528 595.276]/Type/Page>> endobj 63 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text]>>/TrimBox[0.0 0.0 419.528 595.276]/Type/Page>> endobj 78 0 obj >stream HVѪ6}WVwf4,X]PC&$ MB?#iPvٲf3#:)?4o^ytv@lOh\0lp@sbS^WGl%c֍#.\u\0&i4>yK1/o̧aZkLj1u5j;9Ɲg=5$:S

    Что такое гендерная психология и какие вопросы она изучает?

    Всем привет! Гендерная психология является достаточно новым направлением в социальной психологии, которое изучает поведение человека в социуме в зависимости от его пола. Только не биологического пола, а социального.

    Так как порой случается, что женщина более мужественна, решительна и активна, чем мужчина. Как и наоборот, представитель сильной половины человечества может проявлять больше нежности и ранимости, чем его супруга. И даже находиться в декрете по уходу за ребёнком. В то время, как его вторая половинка обеспечивает всю семью, с утра до ночи находясь на работе.

    И сегодня мы рассмотрим подробнее, чем именно эта наука занимается.

    Основные разделы

    Разделы, которые выделяет гендерная психология:

    Психология сравнения мужчин и женщин

    У этого раздела ранее было масса названий, например, половой дипсихизм, диморфизм или просто, различия. Но предмет изучения остался прежним. Цель сравнения – найти своеобразные особенности в поведении, общении и прочем у мужчин и женщин. Благодаря которым легко можно будет установить их принадлежность к полу.

    Причём берутся во внимание не только различия между ними, но и сходства. Специалисты этой науки придерживаются мнения, что мужчиной или женщиной не рождаются, ими становятся в течение жизни.

    Принадлежность приобретается вместе с характером, социальными ролями, приоритетами, вкусами, обязанностями, типом поведения и прочее.

    Психология женщины

    Специалисты занимаются исследованием тех особенностей психики представительниц слабого пола, которые напрочь отсутствуют у мужчин. Речь идёт о поведении и эмоциональном состоянии в период беременности, родов, даже дефлорации, то есть лишения девственности. Также во время менструации или наступления климакса.

    В принципе, изучаются все сферы жизни, начиная от материнства, профессионального становления и заканчивая психиатрическими отклонениями, зависимостями.

    Знак мужчины и женщиныЗнак мужчины и женщины

    Психология мужчин

    В принципе, как и предыдущий, этот раздел занимается тем же. Только предметом внимания является влияние тестостерона и прочих мужских гормонов на поведение, способность принимать решения, агрессивность.

    Изучаются заболевания, которые наблюдаются только у представителей сильного пола. Причины необходимости создавать и организовывать закрытые группы, клубы, куда вход женщинам категорически воспрещён, по крайней мере, на равных условиях и правах.

    Гендерная социализация

    То есть, рассматривается идентичность личности и процесс освоения ею различных социальных ролей.

    Гендерные отношения

    Исследуются отношения, как между представителями разных полов, так и одного или смешанных. Такое часто встречается в рабочих группах. Интерес представляет также сама форма отношений, то есть дружеские, интимные, семейные, профессиональные и прочие. Так как человек ведёт себя совершенно по-разному в зависимости от того, с кем общается.

    Внимание уделяется и проблеме насилия, проявления девиантности, делинквентности.

    Психология лидерства

    Исследуются темы подчинения, доминирования, лидерства, конкуренции и так далее.

    Завершение

    Несмотря на то, что эта отрасль социальной психологии возникла давно, по крайней мере, сам термин появился благодаря американскому психологу, сексологу Джону Уильяму Мани в 1955 году, в нашем обществе только начали использовать гендерный подход в практике.

    Современные исследования позволяют создать определённые условия труда и обучения, которые необходимы лицам в зависимости от их пола для успешной деятельности и развития.

    Также, рекомендуем почитать статью про гармоничные отношения между мужчиной и женщиной.

    Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

    Гендерная психология — Психологос

    Гендерная психология — раздел социальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением.

    ÷Отличия мужского и женского видны с детства: мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают.

    В гендерных исследованиях социальной психологии изучаются такие феномены, как: социализация, предрассудки, дискриминация, социальное восприятие и самовосприятие, самоуважение, возникновение социальных норм и ролей.

    Мужское и женское

    Мужское и женское — есть. Это не пол, это гендер. Есть мужской и женский стиль решения вопросов, есть мужской и женский стиль воспитания, есть мужские и женские развлечения. Мы — разные. Женщины имеют право быть Женщинами, а не мужчинами, и отличаться от мужчин. Женское начало не лучше и не хуже Мужского, это просто совершенно другой подход к жизни и взгляд на жизнь. См.→

    Гендерные особенности в восприятии — есть!

    Фил Зимбардо в рамках исследований гендерных различий провел показательный эксперимент. В нем принимали участие студенты, изучающие психологию, отличающиеся достаточно высоким интеллектом и уравновешенностью в суждениях. Эксперимент состоял в следующем.

    «Испытуемых попросили представить себя родителями ребенка, которого они «держат» на руках. Половине студентов было предложено выбрать ребенку имя из списка, содержащего три женских имени, а другой половине — выбрать имя из трех мужских. (Студенты в каждой группе находились в неведении относительно того, какой выбор был предложен их товарищам из другой группы.) Неожиданно в аудитории, где находились испытуемые, появился бородатый незнакомец с очень яркой и красивой музыкальной коробочкой, содержащей внутри забавного клоуна, который внезапно оттуда выпрыгивал. Ребенок на руках у студентов внимательно «наблюдал», как дядя заводит игрушку, и «слушал» ее успокаивающую мелодию. Но вот наступил момент, когда музыка резко прекратилась и клоун выпрыгнул из коробки.

    После случившегося каждому «родителю» был задан следующий вопрос: «Какова была реакция вашего ребенка на происходящее?»

    Из предложенного им списка вариантов ответов большинство выбрали «потрясен(а)», независимо от пола их ребенка. Но самое интересное произошло, когда эти «студенты-родители» указали последующую реакцию своего малыша. На порядок большее число девушек по сравнению с юношами отметили реакцию своего ребенка как «страх», тогда как больше юношей, чем девушек, увидели в глазах своего малыша «любопытство (Шон Бурн. Гендерная психология. Прайм-Еврознак, 2008. С.3.)»!» См.→

    Вводное занятие Университета

    это что такое и её исследования

    фото 1484В современной отрасли социальных наук ведущая роль отведена исследованиям, анализирующим взаимодействие мужчин и женщин, как представителей отдельных социальных групп. Изучая особенности полов, в первую очередь, необходимо ответить на вопрос: что такое гендерная психология, поскольку именно это понятие, рассматривают социологи, изучающие поло-ролевые особенности поведения.

    Гендер — социальный пол, создаваемый человеком на основе стереотипов: форм поведения, приписываемых людям в соответствии с их биологическим полом. Ориентирование личности на соответствие стереотипам часто приводит к ограничению и подавлению личностных качеств.

    Особенности психологии гендера

    Гендерная психология — отрасль науки, занимающаяся изучением социальных ролей. Изначально феминные и маскулинные  черты приписывались людям на основании пола. Различия обуславливались анатомическими особенностями и воспринимались как неизменная данность. Мужской и женский образ противопоставлялись друг другу, как два независимых, не соприкасающихся конструкта. Но полноценные исследования привели к формированию нового определения традиционных форм поведения как социального конструкта.

    Психология пола изучает различия полов. Гендера — особенности личности, сформированные под влиянием дифференциация пола, принадлежности индивида к одному из полов и прохождения идентификации. Комплексный подход в изучении позволяет проанализировать процессы развития и самореализации, переоценить модели поведения, иерархию, статус мужчин и женщин. Задача современных социологов — рассмотрение вопросов неравенства, дискриминации, сексизма, основанных на стереотипах.

    Разница восприятия полов

    Гендерная психология расширяет понятие, вводя три категории, влияющие на определение пола человека:фото 1483

    1. Биологический (врожденный) пол. Означает совокупность биологических признаков, на основании которых новорожденного младенца относят к мужской или женской биологической группе.
    2. Определение пола. Подразумевает присвоение половой идентичности индивиду. Оно является категоричным и не подвергается сомнению, но в некоторых случаях может быть ошибочным. Так, если у младенца одновременно присутствуют половые органы мужчины и женщины, врач приписывает ему одну категорию пола. В дальнейшем может обнаружиться психологическое несоответствие приписанного пола и идентичности. В этом случае речь идет о трансгендерности — сознательном преодолении стереотипов поведения.
    3. Гендерная идентичность. Под ней понимают социальный конструкт, созданный на основе представления о половых ролях. В отличие от пола, гендерная идентичность многогранна и требует постоянного подкрепления внешним видом, поступками, особенностями поведения и взаимодействия.

    Категории пола и гендера рассматриваются как отдельные дисциплины. Гендеру отдается ведущая роль в формировании личностных установок и особенностей самовосприятия.

    Научные исследования

    Социальные науки изучают личность структурно, рассматривая различные аспекты. Среди основных разделов гендерной психологии выделяют:фото 1483

    1. Различия — динамику развития личности, оценку природы возникающих различий, влияние различий на перспективы и возможности самореализации.
    2. Социализацию — соответствие развития людей разных полов в контексте социальных, исторических, культурных особенностей.
    3. Характеристики личности — личностные идентичности, связанные с соответствием тактикам поведения, направленных на соответствие или преодоление стереотипов, анализ развития, закрепления и влияния стереотипов на индивида и социальные группы.
    4. Отношения — изучение взаимоотношений представителей разных полов, формирование моделей поведения, возможность формирования иных видов взаимодействия.

    Основная задача исследований — изучение развития личности и методов взаимодействия мужчин и женщин, формирование принципиально новых методов развития личности и моделей поведения индивида в социуме, дающих возможность для полноценной самореализации.

    Ограничения женской ролевой модели

    Традиционная феминная модель предписывает женщинам:Фото 1605

    • подавлять негативные эмоции, культивировать эмпатию, покорность, желание соответствовать ожиданиям;
    • реализоваться через роль жены и матери, брать на себя обязанность по воспитанию детей;
    • выражать себя через тело, стремясь подгонять себя под принятые стандарты красоты.

    Рамки гендера вгоняют женщин в парадигму матери-карьеристки. В обществе женщина зачастую воспринимается только в роли матери и домохозяйки, и стремление создать карьеру или соединить обе роли получает негативную реакцию вплоть до отказа в идентичности.

    Ограничения мужской ролевой модели

    Мужская модель включает ряд ограничений, направленных на формирование личности, сочетающей качества, противоположные темы, которые общество определяет как феминные. Предполагается, что мужчина должен:фото 1535

    • обеспечивать семью;
    • сдерживать эмоции;
    • стремиться к лидерству.

    В патриархальном обществе мужчина занимает активную социальную роль, а женщина — пассивную. Получая экономические и социальные преимущества, он в то же время вынужден постоянно утверждать свой статус, сознательно отказываясь от проявления мягких черт характера. Это приводит к развитию различных личностных нарушений, подавлению эмпатии, невозможности создать полноценные отношения.

    Традиционная семья и половые роли

    Большинство современных семей придерживаются традиционной модели, в которой мужчина занимается финансовым обеспечением семьи, а женщина — воспитанием детей. Такая модель семьи приводит к социальной изоляции женщин, невозможности нормальной самореализации, дискриминации, созданию предпосылок для семейного насилия.

    Современные психологи полагают, что традиционная модель семьи является устаревшей и в скором времени будет преобразована в более актуальную. Они представляют различные модели семьи, в которых обязанности «добытчика» и «домохозяйки» делятся поровну, становятся сменными, полностью исключаются. Это позволит эффективнее распределять личное время мужа и жены, позволить им реализоваться как профессионалам и родителям.

    В чем вред гендерных стереотипов?

    фото 1483Стремление полностью соответствовать стереотипам приводит к деструктивному развитию личности. Люди, чьи личностные качества не соответствуют ожидаемым, сталкиваются с непониманием, вынужденной социальной изоляцией, вербальной и физической агрессией.

    Гендерная психология предполагает, что половые роли должны быть пересмотрены. Это позволит создать гармоничное общество, в котором человек, независимо от пола, может реализовать себя наиболее эффективным способом.

    Полезное видео

    Ниже Вы можете ознакомиться с видео, в котором подробно раскрывается тема гендерной психологии:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *