Генетическая психология кратко: Генетические основы характера — психология – Генетическая психология

Автор: | 26.10.2020

Генетическая психология

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Жан Пиаже принадлежит к тем редким учёным, кому ещё в самом начале исследовательской работы удалось поставить центральную проблему и наметить основной путь её решения. Его необычайная работоспособность дала возможность построить теорию, охватившую множество проблем, связанных основной линией исследования общих закономерностей развития интеллекта. Его главной темой стало изучение истоков научного познания.

     Деятельность  Пиаже как психолога началась в 1920 году, в Париже в сотрудничестве с Г.Липпсом и Е.Блейером. В Париже он много работал, изучал логику, философию, психологию, проводил экспериментальные исследования на детях. Философские размышления привели его к мысли, что логика не врожденна изначально, а развивается постепенно и что именно психология открывает возможность изучения онтогенического развития логики. Уже первые факты из области психологии, полученные Пиаже в экспериментах с детьми по стандартизации так называемых «рассуждающих тестов» Берта, подтвердили эту его идею. Полученные факты показали возможность исследования психических процессов, лежащих в основе логических операций. С тех пор центральная задача Пиаже состояла в том, чтобы изучать психологические механизмы логических операций, установить постепенное возникновение стабильных логических структур интеллекта. 

 
 
 
 
 

 

     Объект  генетической психологии Пиаже –  изучение происхождения интеллекта. Она исследует, как формируются у ребёнка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Она изучает представления ребёнка о явлениях природы: почему солнце и луна не падают, почему облака движутся, почему реки текут, почему ветер дует, откуда берётся тень и т.д. Пиаже интересуют особенности детской логики и, главное, механизмы познавательной деятельности ребёнка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.

     Для выявления этих механизмов, скрытых, но всё определяющих, Пиаже разработал новый метод психологического исследования – метод клинической беседы, когда изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению. Этот метод даёт необходимые результаты только в руках опытного психолога.

     Эта наука изучает, как происходит переход  от одних форм мыслительной деятельности к другим, от простой структуры умственной деятельности к более сложной и каковы причины этих структурных преобразований. Она изучает сходство и различие между психической жизнью ребёнка и взрослого человека. Созданная Пиаже генетическая психология, как признают зарубежные исследователи, развивается по трём направлениям: определяются проблемы, которые составляют её предмет;

     разрабатывается техника исследования;

     происходят  накопление, организация и интерпретация фактов.

 

     Пиаже создал генетическую психологию для  того, чтобы на её основе можно было построить генетическую эпистемологию. По определению Пиаже, генетическая эпистемология пытается объяснить познание, и в особенности научное познание, на основе его истории, социогенеза и психологических истоков тех понятий и операций, на которые научное познание опирается. Пиаже был глубоко убеждён в том, что для изучения природы познания необходимо использовать психологические данные. Главная эпистемалогическая проблема – понять, с помощью каких средств человеческий ум переходит от состояния недостаточного знания к более высокому уровню познания. Нельзя реконструировать генезис человеческого мышления у доисторического человека, но можно обратиться к онтогенезу, ибо именно на детях лучше всего изучать развитие логического, математического и физического познания.

     Пиаже хотел выяснить, действует ли внешний  мир непосредственно на ум субъекта или его идеи – продукты собственной умственной активности. А если субъект активен в процессе познания, то каково взаимодействие между его мыслью и явлениями внешнего мира, каковы законы, которым это взаимодействие подчиняется, каковы происхождение и развитие основных научных понятий?

     При решении этих вопросов Пиаже исходил  из нескольких основных положений. Прежде всего, это положение о взаимоотношении целого и части. Всегда целое качественно отличается от части, изолированных элементов не существует. Всегда отношения между целым и частями варьируются в зависимости от структуры, в которую они включены, а в общей структуре их отношения уравновешены. Состояние равновесия меняется, переходит от менее устойчивого к более устойчивому.

 

     Идея  трансформации – это первая центральная  идея теории Пиаже. Из неё следует, что  граница между субъектом и объектом не установлена с самого начала и она не стабильна. Источник знания, считал Пиаже, лежит во взаимодействиях субъектов и объектов. Проблема познания сводится к анализу способности субъекта познавать объекты всё более адекватно, то есть того, каким образом он становится способным к объективности. Объективность не дана ребёнку с самого начала. Для её понимания, по Пиаже, необходима серия последовательных конструкций, всё более приближающихся к ней.

     Идея  конструкции – вторая центральная идея теории Пиаже. Объективное знание всегда подчинено определённым структурам действия. Эти структуры – результат конструкции – они не даны ни в объектах, поскольку зависят от действий, ни в субъекте, поскольку последний должен научиться координировать свои действия.

     Субъект, по Пиаже, это организм, наделённый функциональной активностью приспособления, которая наследственно закреплена и присуща любому живому организму. С помощью этой активности происходит структурирование окружения. Интеллект представляет собой частный случай структуры – структуру мыслительной деятельности. Характеризуя субъект деятельности, можно выделить его структурные и функциональные свойства.

     Функции – это биологически присущие организму  способы взаимодействия со средой. Субъекту свойственны две основные функции: организация и адаптация.

     В результате внешних воздействий  у субъекта происходит включение  нового объекта в уже существующие схемы действия. Этот процесс называется ассимиляцией. Если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, то происходит их перестройка, приспособление к новому объекту. Этот процесс прилаживания схем субъекта к объекту называется аккомодацией.

 

     Одно  из самых важных понятий в концепции  Пиаже – понятие схемы действия. В узком смысле слова схема – это сенсомоторный эквивалент понятия. Она позволяет ребёнку экономно и адекватно вступать во взаимодействия с различными объектами одного и того же класса или различными состояниями одного и того же объекта. С самого начала ребёнок приобретает свой опыт на основе действия: он следит глазами, поворачивает голову, исследует руками, тащит, ощупывает, схватывает, исследует ртом, двигает ногами и т.д. Весь приобретенный опыт оформляется в схемы действия. Схема действия по Пиаже – это то общее что сохраняется в действии при его неоднократном повторении при разных обстоятельствах. Схема действия – это структура на определённом уровне умственного развития. Структура, по определению Пиаже, — это умственная система или целостность, принципы активности которой отличны от принципов активности частей, составляющих эту структуру. Структура – саморегулирующая система. Новые умственные структуры формируются на основе действия.

     Пиаже считает, что в течение всего  онтогенетического развития основные функции (адаптация, ассимиляция, аккомодация) как динамические процессы неизменны, наследственно закреплены, не зависят от содержания и опыта. В отличие от функций структуры складываются в процессе жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития. Такое соотношение между функцией и структурой обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени.

     Пиаже ввёл в область детской психологии эпистемологическое различие между формой и содержанием познания. Содержание познания – всё то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению. Форма познания – та схема мыслительной деятельности субъекта, в которую внешние воздействия включаются. Влияние окружения никогда не может быть воспринято в «чистом виде», так как на каждый внешний стимул всегда имеется ответ, внутренняя реакция. Когда познание начинает развиваться, у субъекта уже готовы, сформированы определённые моторные схемы, которые по отношению к познанию играют роль формы. Как говорит Пиаже, человек усваивает то, что его окружает, но он усваивает это соответственно своей «умственной химии». Познание реальности всегда зависит от господствующих умственных структур. Это – непреложный закон. Одно и то же знание может быть разного достоинства в зависимости от того, на какие мыслительные структуры оно опирается. Это очень важно знать, чтобы различать простое натаскивание от подлинного развития и никогда не удовлетворяться первым. Важнейший исходный принцип исследования Пиаже состоит в том, чтобы рассматривать ребёнка как существо, которое ассимилирует вещи, отбирает и усваивает их согласно своей собственной умственной структуре. В познании, с точки зрения Пиаже, определяющую роль играет не сам объект, который выбирается субъектом, а прежде всего доминирующие умственные структуры. От них решающим образом зависит познание мира. Богатство опыта, которым человек может располагать, зависит от количества и качества интеллектуальных структур, имеющихся в его распоряжении. Саморазвитие – это смена господствующих умственных структур. Активность субъекта в процессе познания определяется не только наличием доминирующих умственных структур, но и тем, что они строятся на основе действия субъекта. Согласно Пиаже мысль есть сжатая форма действия.

 

     Основное  достижение Пиаже – открытие эгоцентризма ребёнка как центральной особенности  мышления, скрытой умственной позиции. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире является лишь следствием этой эгоцентрической умственной позиции.

     Дети  до определённого возраста не умеют  различать субъективный и внешний  мир. Ребёнок начинает с того, что  отождествляет свои представления с вещами объективного мира, и лишь постепенно приходит к их различению.

     «Реализм» бывает двух типов: интеллектуальный и  моральный. Например, ребёнок уверен, что ветви деревьев делают ветер. Это реализм интеллектуальный. Моральный реализм выражается в том, что ребёнок не учитывает в оценке поступка внутреннее намерение и судит о поступке только по внешнему эффекту, материальному результату.

     На  ранних ступенях развития каждое представление о мире для ребёнка истинно; мысль и вещь для него почти не различаются. Знаки начинают своё существование, будучи первоначально частью вещей. Постепенно, благодаря деятельности интеллекта они отделяются от них. Тогда ребёнок начинает рассматривать своё представление о вещах как относительное для данной точки зрения.

     Детские представления развиваются от реализма к объективности, проходя ряд этапов: партисипации (сопричастия), анимизма (всеобщего одушевления), артификализма (понимания природных явлений по аналогии с деятельностью человека), на которых эгоцентрические отношения между «Я» и миром постепенно редуцируются.

     Пиаже считает, что параллельно эволюции детских представлений о мире, направленной от реализма к объективности, идёт развитие детских идей от абсолютности («реализма»), к реципрокности (взаимности). Реципрокность появляется тогда, когда ребёнок открывает для себя точки зрения других людей, когда он приписывает им то же значение, что и своей собственной, когда между этими точками зрения устанавливается соответствие. С этого момента он начинает видеть реальность уже не только как непосредственно данную ему самому, но и как бы установленную благодаря координации всех точек зрения, взятых вместе. В этот период осуществляется важнейший шаг в развитии детского мышления, так как по мнению Пиаже, представления об объективной реальности – это то наиболее общее, что есть в разных точках зрения, в чём разные умы согласны друг с другом.

 

     Стадии  – это ступени, или уровни развития, последовательно сменяющие друг друга, причём на каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие. в ранних работах Пиаже развитие интеллекта рассматривалось как смена стадий аутизма, эгоцентризма и социализации.

     Процесс развития интеллекта, согласно Пиаже, состоит из трёх больших периодов, в течении которых происходит зарождение и становление трёх основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, то есть системы обратимых действий, выполняемых материально и последовательно, затем возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций – это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для формирования структуры формальных операций. Это период становления формальной логики, гипотетико-дедуктивного рассуждения.

Что такое генетическая детская психология?

Впервые о таком понятии, как генетическая психология заговорил ученый Жан Пиаже. Он провел целый ряд тестов у детей разного возраста и заметил, что дети приблизительно одного возраста совершают похожие или однотипные ошибки. Потому он выдвинул теорию, заключающуюся в том, что мышление у детей и взрослых кардинально отличается.

На сегодняшний день генетическая психология набрала обороты своего развития и активно изучает процесс мышления у детей разного возраста. Детские психологи и ученые, соединившись, изучают, каким образом построена логика у ребенка, как он размышляет, как видит мир и какие когнитивные процессы происходят в его голове.

Используемые методы

Взяв этот метод на вооружение, психологи-генетики разработали новый вид психологического исследования, получивший название клиническая беседа. Его целью стало изучение, прежде всего, не исключительно внешних симптомов, но и внутренних переживаний, приводящих, в итоге, к возникновению тех или иных внешних проявлений.

Применение этого психологического метода вывело детскую психологию на новый уровень, позволив выявить доминирующую черту мышления ребенка, определив ее, как эгоцентризм. Процесс правильного развития мыслительного процесса ребенка предполагает децентрацию — учит переходу от эгоцентричного к более объективному взгляду на мир и себя самого. 

Этот процесс перехода Жан Пиаже определил как необходимый и главный закон здорового психического развития.

Пиаже также определяет такие особенности мышления, как синкретизм (нерасчлененность детского мышления), трансдукция (переход от частного к частому), анимизм (одушевленность), артифициализм (искусственное восприятие мира).

Согласно генетической психологии существует психологическая закономерность: в зависимости от рода деятельности формируется своеобразная структура развития детского интеллекта. Простые действия постепенно соотносятся с более сложными, сокращаются и к возрасту около 7 лет преобразуются в операции, которые в генетической психологии мышления соотносят с основной единицей.

Весь процесс развития ребенка психологи разделяют на три основных периода с определенными внутренними стадиями. Внутренняя логика преобразования интеллекта — также является предметом изучения детской генетической психологии, которая учитывает и биологический аспект.

Память, воображение, эмоции, восприятие также являются предметом изучения психологов, которые рассматривают их как полностью подчиненными интеллекту.

Генетическая память в детской психологии

Психология долгое время изучала, как передается память на генном уровне. И на данный момент пришла к выводу, что генотип памяти способен передаваться по наследству. Кстати, оказывается, что повлиять каким-либо образом на такой вид памяти, не получится, ровно так же, как изменить ее. Генотип памяти человек получает еще во время зачатия и хранит на протяжении всей жизни. При этом связать между собой генетическую память и формирование личности у ученых не получается.

До сих пор точно не доказано, влияют ли гены на формирование человека или все же, большую роль играет воспитание, социум и окружающий мир. Хотя все больше ученых приходят к тому, что по генам передается только внешность и некоторый ряд заболеваний. А формирует ребенка уже среда, в которой он растет и социум, который его окружает. Но, генетическая психология не останавливается на достигнутом результате. Именно вопрос передачи генетики, как формирования личности не дает ей покоя и пока ученые не придут к правильному выводу, они не остановятся.

Все же генетическая психология настаивает на том, что память человека зависит от генов. Кстати, сам процесс мышления также передается по генам, возможно частично, но все же некая доля правды в этом есть, ведь дети не были бы так похожи на своих родителей, если бы не умели думать, как они. При этом способы воспитания ребенка, могут, как быть толчком к развитию генетически заложенным способностям, так и остановить их.

Скорее всего, можно говорить о том, что генетическая среда и социальная сфера влияют на формирование личности человека совокупно. Они объединяются в единое целое и дают результат. Именно поэтому каждый ребенок рождается и растет особенным по-своему, ведь все взрослые знают, что одинаковых детей не существует.

Нарушение психики

Если говорить о генетике и о формировании мышления, то сразу же возникает вопрос, почему у абсолютно здоровых родителей, рождаются дети с психологическими отклонениями. Здесь сразу же нужно отметить, что при учете генетики на формирование личности, обращают внимание на психологию не только родителей, но и дедушек и бабушек до 3- колена. Потому делать выводы, исходя только из личностей родителей достаточно сложно.

К тому же, ученые не могут до сих пор единогласно сказать, почему происходят некие сбои, ребенок рождается не здоровым, особенно в том случае, если женщина берегла себя до беременности и во время нее. Есть предположение, что большую роль играют клетки ДНК, которые по неизвестным причинам не правильно расставляются в процессе зачатия и развития эмбриона. Но подтвердить или опровергнуть этот факт на 100% нельзя ни в коем случае.

Генетическая психология – это не только интересная, но и полезная наука, которая объясняет молодым родителям, что мало просто зачать ребенка, нужно еще и правильно его воспитать. И тогда в мире появится еще одна гениальная и неповторимая личность.

Естественнонаучные основы психологии. Часть 4 (Немов)

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. – М.: Владос, 1999
Глава 2. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ (с.28-91)

Краткое содержание
Генетические корни психологии и поведения.
Проблемы генотипического и средового, биологического и социального в детерминации психического и поведенческого развития человека. Первые попытки ее решения на основе представления о механизмах наследственности. Социобиология и этология человека: за и против этой науки. Исследование генотипических влияний на психику и поведение человека методом близнецов. Монозиготные (МЗ) и дизиготные (ДЗ) близнецы. Основные психологические свойства, передаваемые человеку генетическим путем. Влияние генотипа на темперамент, эмоциональность, речь и интеллект человека. Взаимодействие генотипа и среды в развитии организма, формировании психики и поведения. Зависимость генотипических и средовых влияний от возраста ребенка. Наследственные варианты электроэнцефалограммы (ЭЭГ), их генетическая основа и связь с психикой и поведением.

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОРНИ ПСИХОЛОГИИ И ПОВЕДЕНИЯ

Проблема генетических источников психологии и поведения человека является одной из важнейших в психологической и педагогической науках, поскольку от ее правильного решения зависит принципиальное решение вопроса о возможностях обучения и воспитания детей, человека вообще. По современным данным напрямую воздействовать через обучение и воспитание на генетический аппарат практически невозможно, и, следовательно, то, что задано генетически, перевоспитанию не подлежит.

С другой стороны, обучение и воспитание сами по себе обладают огромными возможностями в плане психического развития индивида, даже если они не затрагивают собственно генотипа и не воздействуют на органические процессы. В целом поставленная проблема в психологии возникла давно и сформулирована как проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека.

Связанный с ней вопрос – о биологической и социальной детерминации психических явлений – касается зависимости функционирования и развития психических явлений от организма, не обязательно только от тех его свойств, которые обусловлены генотипически. Это могут быть органические особенности, которые сформировались у человека в процессе жизни в результате созревания, обучения и воспитания вместе взятых. Наконец, само по себе средовое не обязательно сводится только к социальному: ведь окружающая человека среда не ограничена обществом, это может быть и природная среда.

Социальные воздействия на человека связываются, как правило, с миром людей, с их материальной и духовной культурой, в то время как среда, понимаемая в широком смысле слова, включает все остальное, что с рождения и в течение всей жизни окружает человека. На рис. 29 показано соотношение двух обсуждаемых проблем и четырех связанных с ними понятий. Проблемы здесь представлены взаимно перпендикулярными пересекающимися линиями, определяемыми на своих концах словами: «генотип», «среда», «биологическое», «социальное». Фактически на пересечении этих линий и понятий возникает уже не две, а четыре частные проблемы:

I. Проблема генотипической и социальной обусловленности психики и поведения.

II. Проблема социальной и средовой обусловленности психики и поведения.

III. Проблема генотипической и биологической обусловленности психики и поведения.

IV. Проблема средовой и биологической обусловленности психики и поведения.

Рис. 29. Схематизированное представление четырех проблем, возникающих на стыке генотипических, средовых, биологических и социальных влияний на человека, его психологию, поведение:

В Действительности генотипическое и биологическое начала в человеке часто объединяют, называя их одним словом – «биологическое». Так же точно иногда соединяют средовое и социальное в понятии «социальное». Таким образом, «биологическое» оказывается интегрирующим в себе и наследственно закрепленные физические (конституциональные) и заданные с рождения физиологические (процессуальные) свойства человеческого организма. Биологическое, понимаемое в этом, расширительном, значении, может быть врожденным или приобретенным в пренатальный период развития организма ребенка или возникнуть после рождения в результате болезни. Именно так мы и будем далее рассматривать интересующую нас проблему, особо выделяя при ее обсуждении вопрос о генотипической и средовой обусловленности психики человека. Соответствующая область исследований, занимающая промежуточное положение между психологией и генетикой, в последние годы становится особенно популярной и получила двойное наименование: в США – «социобиология», в Европе – «этология человека».

Большинство концепций, представленных в социобиологии, и выводов, положенных в их основу, базируется на результатах сравнения человека с другими существами или на выявленном сходстве определенных поведенческих реакций, видов поведения различных популяций людей. Речь идет о таких научных данных, которые не зависят от имеющихся в разных группах людей специфических культурно-исторических традиций.

Отношение ученых к социобиологии в настоящее время неоднозначное: есть и ее сторонники, и ее противники. Самый существенный аргумент, выдвигаемый против социобиологии как науки, – это отсутствие прямых и достаточно убедительных доказательств непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм человеческого поведения. Неоправданным, в частности, представляется оппонентам предположение о том, что человек в своем поведении не зависит от среды, а работа его ц.н.с. не контролируется генетически. Обе точки зрения, выраженные в этом предложении, в настоящее время почти не имеют сторонников и ни одну из них нельзя признать доказательной. Остается только компромиссный вариант, но и он не решает проблемы. Этот вариант выражен в решении, которое сформулировано в утверждении: «частично от генотипа, частично от среды». Данный вариант в каждом конкретном случае требует определения, что же на самом деле зависит от среды и что от генотипа.

Поиски практического решения данного вопроса начались с появления работы английского ученого Ф.Гальтона «Наследование таланта и характера» (1865), где впервые был применен метод близнецов с соответствующими статистическими расчетами, с помощью которых определялись различия между группами близнецов в изучаемых признаках. В результате этого исследования возникла мысль о вероятной генетической обусловленности человеческого интеллекта, а также некоторых психологических и поведенческих признаков, свидетельствующих об умственной отсталости человека.

Исследования хромосом человека (их число равно 48), развернувшиеся в конце 50-х–начале 60-х гг. текущего века, положили начало второму важному этапу разработки проблемы генетической обусловленности психики и поведения. Область науки, занятая этой проблемой в настоящее время, называется генетикой поведения. Она касается определения наследственных факторов, влияющих на поведение людей, их познавательные процессы и способности. Генетика развития, дополняющая данную научную область, исследует генетические механизмы нормального и аномального психологического развития человека. В целом, однако, это направление в генетике пока что разработано слабо.

Следует признать, что практически все в организме человека: и его развитие, и анатомо-физиологическое строение, и основные жизненные функции – в конечном счете находится под определенным контролем со стороны генных структур, Мозг, как и любой другой орган, обнаруживает генетическую детерминированность и изменчивость, поэтому логично предположить, что должны существовать генетические факторы, которые по крайней мере в ранние годы определяют психологию и поведение человека. Однако на практике действие генотипа и влияние среды отделить друг от друга очень трудно.

Много научно полезной информации о генетической детерминации поведения и психологии человека дал близнецовый метод, предполагающий одновременное сравнительное исследование монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецов, первые из которых обладают идентичной, а вторые – различной наследственностью. Поскольку те и другие (МЗ и ДЗ), взятые попарно, живут и развиваются примерно в одинаковых условиях среды, то можно предположить, что межиндивидуальное сходство и различие внутри пар близнецов свидетельствует соответственно о значимости или генетического (сходство), или средового (различие) фактора.

Совокупность прирожденных признаков, определяемых исключительно генетически, называют генотипом, а признаки, характерные для уже ставшего взрослым организма, прошедшего длительный и сложный путь развития в определенных условиях среды, – фенотипом. Считается, что фенотип есть результат совместного влияния на организм и генотипа, и среды, в которой организм растет и развивается.

ДЗ-близнецы в отличие от МЗ-близнецов имеют примерно половину общих генов, т.е. такое их распределение, которое близко к распределению генов у детей, родившихся в разное время в одной и той же семье, в то время как у МЗ-близнецов все гены одинаковые. Фенотипические различия между МЗ-близнецами обычно объясняются влиянием среды, т.е. всем, что непосредственно не связано с генами. ДЗ-близнецов в этих случаях традиционно используют для сравнения в качестве контрольной группы.

В большинстве исследований, проводимых с использованием близнецового метода, ставится и решается следующий вопрос: отличаются ли близнецы от неблизнецов по изучаемому признаку? Сопоставление внутрипарного психологического и поведенческого сходства у МЗ- и ДЗ-близнецов должно показать относительную роль генотипа и среды в порождении и закреплении межиндивидуальных вариаций данного признака. В случае, если он в основном формируется под влиянием среды, внутрипарное сходство МЗ- и ДЗ-близнецов должно быть примерно одинаковым. Если же признак больше контролируется генотипическими факторами, то сходство у МЗ-близнецов должно быть значительно выше, чем у ДЗ-близнецов.

Рассмотрим факты, подтверждающие или, напротив, отрицающие генотипическую обусловленность психологии и поведения человека. Генетика поведения за последние несколько десятков лет дала обширный материал, экспериментально подтверждающий наследование форм пищевого и полового поведения, эмоциональности и агрессивности. Датский психогенетик Н.Жуел-Нильсон, исследовав 12 пар разлученных близнецов, показал, что существует высокое внутрипарное сходство в мимике, голосе, походке, но вместе с тем – и большие индивидуальные различия в высокоспециализированных психических процессах и формах поведения (стиле межличностного общения, познавательных интересах и т.п.).

Вопрос о том, наследственность или среда более важна для психологического и поведенческого развития человека, давно обсуждается в литературе, но до сих пор удовлетворительного решения не имеет. Очевидно, что развитие ребенка является результатом взаимодействия между врожденными биологическими особенностями организма и приобретенным жизненным опытом. Например, при нормальном процессе развития человеческий индивид довольно быстро усваивает речь. Но при любых обстоятельствах активная речь не может быть сформирована ранее одного года – полутора лет, т.е. того возраста, когда организм в силу генетических факторов достигнет определенного уровня биологической зрелости. Ни один ребенок, к примеру, не начал еще говорить целыми предложениями раньше годовалого возраста.

Дети растут в человеческой среде, где окружающие их люди являются носителями развитых речевых умений и навыков. Они сознательно и бессознательно стимулируют ускоренное развитие соответствующей речевой способности у детей. У разных народов она формируется и проявляет себя по-разному. В развитых странах Европы, например, ребенок овладевает речью и начинает говорить в годовалом возрасте. Дети, родившиеся и выросшие в Сан Маркосе, отдаленной деревушке Гватемалы, и имеющие малый опыт общения со взрослыми людьми, овладевают речью гораздо позднее, в возрасте около двух лет.

Ребенок всегда говорит на языке той страны, в которой он родился и вырос. Это, пожалуй, самое убедительное доказательство прямого влияния среды на психическое (речевое) развитие. Если же принять в расчет то обстоятельство, что именно речь составляет основу всех других видов психической деятельности, более сложных по уровню своего развития, то можно считать, что влияние среды на психическое развитие человеческого индивида в целом огромно. Вместе с тем – и для этого также имеются доказательства – оно существенно ограничено теми биологическими возможностями, которые предоставлены достигнутым уровнем зрелости организма.

Проблема влияния биологического и социального начал на психическое развитие человека отчасти может быть решена за счет введения понятия сензитивного периода развития. Он обозначает возраст, в рамках которого при формировании тех или иных психологических качеств человека можно добиться наилучших педагогических результатов. Для речи, например, таким периодом является возраст от одного года до трех лет.

Воздействие генетических факторов лучше всего просматривается в характере и динамике процесса созревания организма. Генотипически детерминированный процесс последовательных органических изменений, проходящих определенные стадии, относительно независим от событий, происходящих во внешней для организма среде. Мы говорим «относительно» потому, что такие изменения в определенной степени зависят от внешних условий, в которых происходит созревание организма. Такие условия могут замедлить или, напротив, ускорить процесс созревания, однако существенного влияния на последовательность стадий развития и его конечный результат не оказывают. Из-за неблагоприятных внешних условий развития человеческий организм может не достичь определенной стадии биологического созревания, но это не определяет его психического развития в будущем. Оно может идти ускоренно, если создать внешне благоприятные условия для дальнейшего созревания организма.

На начальном этапе развития человека, в первые месяцы его жизни, ведущим является генотип. От него зависит созревание фиксированных программ развития психики и поведения в их элементарных формах, связанных с деятельностью организма.

Определяющую роль в это время играют наиболее древние мозговые структуры (древняя и старая кора), управляющие созреванием общевидовых биологических структур, от которых зависят жизненно наиболее важные формы приспособительного поведения. Древние мозговые структуры поддерживают жизнедеятельность организма; способствуют накоплению информации, формированию умений и навыков, необходимых для перехода на следующий, более высокий уровень развития. Период жизни, о котором идет речь, охватывает первые два месяца и обычно характеризуется как новорожденность.

Второй этап развития начинается с двухмесячного возраста. Он связан с началом функционирования и включением в работу коры головного мозга, активным развитием и дифференциацией ее структур.

С возрастом количественно и качественно изменяется соотношение генотипических и средовых влияний, причем смена отношения генотипа и среды в детерминации психики и поведения сопровождается их качественной перестройкой, происходящей в ходе развития.

Начиная с дошкольного возраста стабильно связанными с генотипом становятся индивидуальные различия в общительности, а также управление такими свойствами темперамента, как динамика непроизвольно совершаемых и автоматически регулируемых движений. К числу врожденных и довольно рано появляющихся относятся некоторые экспрессивные реакции человека, например способность улыбаться. Даже дети, родившиеся слепыми или глухими, отвечают улыбкой на ласку. Люди, принадлежащие любой из человеческих культур, часто от удивления поднимают брови. Вполне возможно, что и эта поведенческая реакция является врожденной.

С возрастом, по-видимому, увеличивается вклад генотипа в индивидуальные интеллектуальные различия. Генетические влияния этого типа в детском и взрослом возрасте являются относительно устойчивыми. (Речь идет о формировании соответствующих индивидуальных различий, а не о тенденциях развития, рассматриваемых в качестве нормативных. Психологи же имеют обычно дело именно с последними.)

Хотя роль негенетических факторов в формировании психологических и поведенческих индивидуальных различий довольно велика, тем не менее сам генотип редко обусловливает больше половины всех индивидуальных вариаций по соответствующим признакам. Поэтому, «принимая во внимание явную недостаточность наших знаний о генетической детерминации поведения человека, всякие спекуляции относительно природы наследственных изменений, обусловивших последние этапы эволюции нашего вида (имеются в виду люди. – Р.Н.), представляются преждевременными»1. (1Фогелъ Ф., Мотулъски А. Генетика человека: В 3-х т. – Т. 3. Эволюция человека. Генетика поведения. Практические аспекты. – М., 1990. – С. 27.)

Установлено, что в организме человека функционирует специальный нейроэндокринный аппарат генетической регуляции программы развития. Любая психическая функция благодаря его работе реализуется в пределах некоторого диапазона, заданного уровнем зрелости организма. Однако конечная ее форма в пределах этого диапазона зависит не столько от генотипа, сколько от условий окружающей среды, в частности от обучения и воспитания. В большинстве случаев, имея дело с конкретными психологическими характеристиками человека и формами поведения, невозможно сказать, в какой степени на них повлияли гены, в какой – среда.

Сама по себе высокая наследуемость, установленная в исследованиях, проведенных на людях разных возрастов, не свидетельствует о возрастной преемственности именно генетических влияний. Наследственное воздействие на один и тот же психологический или поведенческий признак с возрастом человека может существенно измениться. Психологические и поведенческие характеристики, показывающие высокую устойчивость во времени, вовсе не обязательно связаны именно с генотипом. Наоборот, многие первоначально генетически обусловленные характеристики отнюдь не всегда являются неизменными в течение последующей жизни человека. Многие данные, которыми располагает психогенетика, указывают на следующее: когда в процессе развития обнаруживаются изменения в степени генетической обусловленности индивидуальных особенностей, они часто увеличиваются, а не уменьшаются.

«Согласно современной генетике, – считает И.В.Равич-Щер-бо, – наследуется не конкретное значение признака, а некоторая способность иметь данный признак, и уже на основе этой наследственно обусловленной нормы реакции, во взаимодействии генотипа и среды формируется определенное фенотипическое выражение признака»2. (Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982. — С. 107.)

Из всех человеческих свойств минимальную зависимость от генотипа обнаруживают черты личности, выражающие отношение человека к людям и обществу. В целом же можно определенно утверждать, что среда в детерминации психического развития человека играет гораздо более важную роль, чем генотип. Даже среди известных свойств нервной системы человека нет ни одного, которое было бы полностью независимым от воздействий среды. «Чем выше в деятельности человека роль специфически человеческой, речевой произвольной саморегуляции, тем меньшую роль играют факторы генотипа, и, наоборот, чем она ниже, тем отчетливее индивидуальные особенности этой деятельности определяются наследственностью».

Электрофизиологические исследования мозга человека, проведенные в последние годы, позволили установить важный факт о наследуемости электроэнцефалограммы (ЭЭГ) человека – картины электрической активности мозга в целом или отдельных его частей, а также выделить типы ЭЭГ и связать их с элементарными психическими и поведенческими явлениями. Соответствующие результаты в обобщенном виде представлены в табл. 4.

Здесь показаны данные о влиянии врожденных особенностей ЭЭГ человека на отдельные стороны его психологии и поведения. Их можно описать так:

1. Люди с мономорфными α-волнами в среднем проявляют себя активными, эмоционально устойчивыми и надежными. Индивиды с особо выраженными признаками такого рода в ЭЭГ с достаточно высокой вероятностью обнаруживают такие поведенческие характеристики, как настойчивость, точность в работе, особенно в условиях стресса. У них развита кратковременная память, однако переработка информации протекает не очень быстро.

2. Лица с низкоамплитудной ЭЭГ демонстрируют низкую спонтанную активность. Те из них, для кого особенно характерен этот признак, часто оказываются экстравертами и склонны в своих мнениях и поступках ориентироваться на окружающих людей. Особенно хорошо развита у них пространственная ориентация.

3. Лица, ЭЭГ которых отличается диффузными β-волнами, делают большое количество ошибок в текстах на внимание, в видах деятельности, требующей повышенной аккуратности несмотря на низкую скорость работы. Их устойчивость к стрессу является довольно низкой. В результате этого они могут показывать сравнительно невысокие, не соответствующие их возможностям результаты тестирования, особенно в заданиях на проверку интеллекта и связанных с пространственной ориентацией.

Таблица 4. Наследственные варианты энцефалограммы и их психологические следствия (по Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Проблемы и подходы: В 3 т. – Т. 3. – М., 1990)


В заключение остановимся еще на одном вопросе, имеющем принципиальное значение для понимания относительного влияния наследственности и среды на человека. Это – вопрос о динамике психического развития человечества в течение почти двух миллионов лет, прошедших с того времени, как человек выделился среди других живых существ.

В табл. 5 показаны основные этапы эволюции человека, сопровождающиеся совершенствованием его материальной и духовной культуры. В конечном счете это совершенствование привело к колоссальному ускорению психического и поведенческого развития человека. У современных людей оно уже почти никак не связано с перестройкой организма (генотипа), так как на протяжении нескольких последних десятков тысяч лет генотип остается неизменным.

Отметим в связи с этим два обстоятельства.

Во-первых, ускоренный прогресс человечества начался с изобретения и использования языка примерно 50 000 лет назад и в целом в биологической истории людей занимает мизерный период времени, равный примерно 0,03% всей человеческой истории.

Во-вторых, за последние 300 лет, составляющих около 0,0002% времени биологической эволюции человека, этот прогресс намного превзошел все то, что было достигнуто за весь предшествующий

психология генетическая — это… Что такое психология генетическая?


психология генетическая

— пытается понять, как происходит развитие психическое человека с первых часов жизни и до смерти.

До недавних времен основное внимание уделялось детству и отрочеству, кои казались основными этапами в развитии человека. Но постепенно центр тяжести все больше перемещается на аспекты жизни, связанные со зрелостью, старостью и» приближением смерти — с этапами, кои в неменьшей мере порождают кризисы и напряженность. Появился ряд исследований, показавших, что время внутриутробной жизни — весьма важный этап психологического развития, ибо значительная часть восприятий младенца и его связей с миром зарождается еще в это время.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

ПСИХОЛОГИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • психология восточная
  • психология глубинная

Смотреть что такое «психология генетическая» в других словарях:

  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …   Большая медицинская энциклопедия

  • генетическая карта патологий морбидальная карта — генетическая карта патологий, морбидальная карта * генетычная карта паталогій, марбідальная к. * morbid map диаграмма, на которой указаны локализации на хромосомах генов, являющихс ричиной наследственных заболеваний. Генетическая коадаптация *… …   Генетика. Энциклопедический словарь

  • генетическая эпистемология — Этимология. Происходит от греч. genesis происхождение и epistemоlоgia теория познания. Автор. Ж.Пиаже. Категория. Вариант биогенетической концепции. Специфика. В центре стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… …   Энциклопедия Кольера

  • Психология развития — Ганс Бальдунг. Три возраста и смерть. 1540 1543. Музей Прадо. Мадрид Психология развития (Возрастная психология)  отрасль психологии, изучающая психологические …   Википедия

  • Психология — (от Психо… и …Логия)         наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.          Предмет, основные проблемы и методы. В своей… …   Большая советская энциклопедия

  • ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Обычно этот термин употребляется как приблизительный синоним того, что называется психологией развития. Однако обратите внимание, что генетическая психология также включает в себя такую отрасль, как сравнительная психология, и имеет тенденцию… …   Толковый словарь по психологии

  • ПСИХОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ — (сравнительная психология, зоопсихология), отрасль психологии, изучающая психику животных. Исследования в этой области, проводимые как в лабораторных, так и в естественных условиях, направлены на изучение психологических факторов, влияющих на… …   Энциклопедия Кольера

  • Генетическая эпистемология — (греч. genetikos epistemologia теория познания) психология развития знания. Чаще всего при этом имеется в виду когнитивная психология, представленная в трудах Ж.Пиаже и его школы. Основные положения теории Ж.Пиаже таковы: 1. знание развивается… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Генетическая психология — изучает проблемы возникновения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как происходят процессы, результатом которых является мысль …   Психология человека: словарь терминов


Генетическая психология — это… Что такое Генетическая психология?


Генетическая психология
— изучает проблемы возникновения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как происходят процессы, результатом которых является мысль.

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.

  • Генерализованные движения
  • Генетический фактор

Смотреть что такое «Генетическая психология» в других словарях:

  • ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Обычно этот термин употребляется как приблизительный синоним того, что называется психологией развития. Однако обратите внимание, что генетическая психология также включает в себя такую отрасль, как сравнительная психология, и имеет тенденцию… …   Толковый словарь по психологии

  • генетическая карта патологий морбидальная карта — генетическая карта патологий, морбидальная карта * генетычная карта паталогій, марбідальная к. * morbid map диаграмма, на которой указаны локализации на хромосомах генов, являющихс ричиной наследственных заболеваний. Генетическая коадаптация *… …   Генетика. Энциклопедический словарь

  • Психология развития — Ганс Бальдунг. Три возраста и смерть. 1540 1543. Музей Прадо. Мадрид Психология развития (Возрастная психология)  отрасль психологии, изучающая психологические …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …   Большая медицинская энциклопедия

  • психология генетическая — пытается понять, как происходит развитие психическое человека с первых часов жизни и до смерти. До недавних времен основное внимание уделялось детству и отрочеству, кои казались основными этапами в развитии человека. Но постепенно центр тяжести… …   Большая психологическая энциклопедия

  • генетическая эпистемология — Этимология. Происходит от греч. genesis происхождение и epistemоlоgia теория познания. Автор. Ж.Пиаже. Категория. Вариант биогенетической концепции. Специфика. В центре стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… …   Энциклопедия Кольера

  • Психология — (от Психо… и …Логия)         наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.          Предмет, основные проблемы и методы. В своей… …   Большая советская энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ — (сравнительная психология, зоопсихология), отрасль психологии, изучающая психику животных. Исследования в этой области, проводимые как в лабораторных, так и в естественных условиях, направлены на изучение психологических факторов, влияющих на… …   Энциклопедия Кольера

  • Генетическая эпистемология — (греч. genetikos epistemologia теория познания) психология развития знания. Чаще всего при этом имеется в виду когнитивная психология, представленная в трудах Ж.Пиаже и его школы. Основные положения теории Ж.Пиаже таковы: 1. знание развивается… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПИАЖЕ — NovaUm.Ru

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПИАЖЕ

Психологические науки

Абдуллина Руфина Игоревна

Акимов Андрей Анатольевич (Кандидат физико-математических наук)

Вильдяева Анжелика Анатольевна


Ключевые слова: ПЕДАГОГИКА РАННЕГО ДЕТСТВА; ПИАЖЕ; ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ; EARLY CHILDHOOD PEDAGOGY; PIAGET; GENETIC PSYCHOLOGY.


Аннотация: В статье рассматривается одно из научных направлений исследования детской психологии, которым является генетическая психология. Создателем данного направления считается Жан Пиаже — швейцарский ученый и философ. Предметом исследования генетической психологии является развитие и происхождение интеллекта, формирование понятий: время, пространство, объект и др. Генетическая психология изучает детскую логику, особенности мышления ребенка, механизмы познавательной деятельности, переход форм мышления от простых к сложным.

Серьезная задача, которую поставил и постепенно решал Пиаже с 30-х годов прошлого века, — комплексное междисциплинарное изучение интеллекта, как сложной системы сразу нескольких составляющих: биологического, гносеологического, психологического, логического и социологического. Пиаже считал, что генетические методы в психологии и психологические исследования развития познавательных процессов в развитии ребенка, могут дать ответы на важные вопросы теории познания: каким образом осуществляется переход от незнаний к знаниям, от ложных к истинным знаниям; могут ли существовать таланты и взгляды с рождения, или они приходят только с опытом. Пиаже рассматривал интеллект в качестве одного из способов адаптации к окружающей среде. Все живые организмы испытывают необходимость в создании комфортной для себя среды обитания. Влияние окружающей среды приводит к сбою в организме. Чтобы заново достичь гармонии, организму нужно всегда находиться в движение, чтобы возместить разбалансировку. К примеру, внешнее повреждение, такое как порез на ноге, активирует процесс, который в итоге восстановит кожные покровы на ране. Пиаже выносит стремление к равновесию на верхнюю ступень, не только когнитивного, а развития в целом. Появление равновесия дает разобраться в аспектах развития психики и разума. Когнитивную адаптацию образуют два противоположных процесса – ассимиляция и аккомодация. Хотя эти два явления имеют разные направленности, они непосредственно связаны и взаимно дополняют аспекты поведения.

Ассимиляцию можно сравнить с усваиванием еды: каждая проблемная ситуация решается уже имеющимися действиями или когнитивными схемами. В процессе чтения можно пронаблюдать ассимиляцию информации. Дети могут «хватать» разные предметы, пользуясь схемой схватывания. С помощью ассимиляции обеспечивается устойчивость и сохранность когнитивной структуры. В случае аккомодации изменяется схема, применяемая к новой обстановке или цели; она дает возможность применить различные варианты. Дети учатся протягивать руки и пальцы для каждого предмета по-своему, будь то бумага или мяч (схема схватывания претерпела аккомодацию). Уравновесив аккомодацию и ассимиляцию, можно добиться улучшенной адаптации, но это явление неточно и временно, оно снова сменится нарушенным равновесием. Не всегда получается достигнуть равновесия и тогда, какое-либо из этих явлений становится преобладающим. Перевес чаши весов в сторону ассимиляции, можно проследить, наблюдая за игрой детей. Брусок дерева для ребенка может легко превратится в куклу, самолет или машину. Чаще всего аккомодацию можно наблюдать в подражании и сравнении своего поведения со свойствами внешнего воздействия. Детский разум построен на основе действий и опытов действия с различными предметами. Субъекту, для того, чтобы познать объект, необходимо работать с ним заодно: схватить, ощупать, приблизить, удалить, переместить и т. д. Накопленный опыт отложиться у ребенка в качестве схемы действий (одно из основополагающих понятий концепции Пиаже). Данное понятие, точно говоря, это те общие действия, которые сохраняются ввиду многократного их повторения. Иначе же, давая более общее понятие схемы действий, говорят, что это структурированная стадия на определенных уровнях умственного развития. На некоторой такой стадии развития схема действий становится операцией (операционной структурой), отсюда название концепции Пиаже — операционная. Операция – это интериоризированное (внутреннее) предметное действие, ставшее обратимым и образующее с другими систему.

Уже при жизни у нас складывается структура мыслительной деятельности, которая далее зависит от полученного опыта и на каждом этапе развития она меняется. Ассимиляция и аккомодация позволяют умственной деятельности непрерывно и преемственно развиваться, а своеобразная организация мыслительного акта помогает выделить стадии интеллекта. Согласно Пиаже, развитие психики – это изменение интеллектуальной структуры между доминирующими стадиями, которые настраиваются друг на друга по определенному порядку с разной скоростью (зависит от получения богатого или скудного опыта).

Пиаже выделил три стадии развития интеллекта: сенсомоторная, конкретно-операциональная (репрезентативная) и формально-операциональная. Все периоды характеризуются как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Изучение развивающегося мышления Пиаже начинает с первых двух лет жизни и заключается оно в практическом и предметном анализе деятельности ребенка. Здесь берет свое начало период сенсомоторного развития. Пиаже сам являлся воспитателем двух дочек Жаклин и Люсьен, а также сына Лорана и непосредственно наблюдал за их развитием, тем самым выделяя шесть этапов сенсомоторного развития. На каждом из них осуществляется переход врожденного механизма и сенсорного поведения (к примеру, сосательный рефлекс) к формам структурированного поведения. Период от рождения ребенка до полутора – двух лет можно охарактеризовать развивающимися чувствами и двигательным аппаратом: он начинает смотреть, слушать, трогать, нюхать ввиду проявления интереса к окружающему миру.

Выделяют подпериоды сенсомоторного интеллекта: от семи до девяти месяцев, когда малыш наблюдает за своим собственным телом; после девятого месяца, когда происходит становление объективации схемы интеллекта в пространстве. На данном этапе, интеллект проявляется, когда ребенок начинает использовать определенные действия в качестве средств для того, чтобы достигнуть цели. В конце первого подпериода детьми открывается множество связей между собственными действиями и результатами — если подтянуть пеленку, достанешь находящуюся там машинку. Начинает появляться видимость независимого и постоянного существования других объектов. Свойство «постоянности» предмета заключается в том, что далее этот объект для ребенка получает возможность на независимое существование. Некогда пропавший объект вроде «переставал существовать» для ребенка, теперь он активно ищет предмет перед своими глазами.

Другая значимая перемена – борьба с эгоцентризмом и бессознательностью. Младенец теперь отличает себя от остальных. Пиаже отводил важную роль процессам взросления, которые создают возможность для развития. Но для того, чтобы интеллект малыша развивался надо самому «общаться» с окружающим миром, управлять объектами, это дает преобразоваться и постепенно совершенствоваться интеллектуальным структурам.

На следующем периоде способность интеллекта ребенка выходит на новый уровень. На этом этапе впервые развивается символическое мышление, формируются семиотические функции, такие, как язык и умственные образы. Начинают складываться мыслительные процессы, наглядность представлений предметов; ребенок дает им названия.

Период конкретно-операционального развития выделяет следующие подпериоды: подготовка; становление конкретной операции; работа конкретной операции.

Сначала мыслительный процесс имеет субъективные нелогичные черты. То есть, этот тип мышления и его особенности изучались Пиаже на начальных этапах творческого пути и получили название — эгоцентрическое мышление.

Проследив, как складывалась в развитии организмов система логики, Пиаже давал детям, от четырех лет и далее, научные задачки, названые позднее «задачами Пиаже» (тесты на сохранность равенств).

В дошкольном возрасте объект оценивается как большое целое. Дети фокусируются на том, что происходит здесь и сейчас, не могут в этот же момент размышлять о том, как предмет выглядел раньше; не видят, что произведенные действия в принципе обратимы; концентрироваться на факте не могут принять к сведению несколько параметров одновременно.

Социум же может увеличить или ослабить быстроту прохода этапов развития в большей степени из-за того, представляют ли они ему подходящий материал для развития, задач для решения и т. д. Отдавая готовые знания, не получить нужного результата; движение вперед достигается путем собственной активности человека и использование познавательности. Также развитию мышления способствуют моменты обсуждений и споров своей возрастной группы.

Переходя к конкретно-репрезентативному этапу мышления, перестраиваются все особенности психики человека, нормы морали и сотрудничество с людьми.

И всё же каждая из этих логических операций конкретна и применяется только к реальному, осязаемому предмету и действию с ним, подчинена определенной обстановке, в которой комфортно ребенку.

Стадия формально-операциональной структуры проявляется в возможности ребенка размышлять на темы различной тематики без особых затруднений. Формальный мыслительный процесс — основной элемент логического мышления взрослого, на нем основываются элементарные научные знания, дедукция и гипотезы. Возможность человека приходить к умозаключениям по законам элементарной логики, способность к выдвижению гипотез и проверки их на экспериментах, делать вывод, носит название абстрактного мышления.

Часто можно заметить заслуги у детей подросткового возраста в экспериментальном выведении кое-каких простых законов физики. В таких ситуациях ребята на дооперационном уровне действуют беспорядочно, рассчитывая на счастливый случай; дети конкретной стадии развития более собраны, пробуя несколько вариантов. Ребенок последней стадии, сделав некоторые попытки, прекращает их и начинает задумываться над составлением различных правильных вариантов. Затем он приступает к их проверке, анализирует их, изучает ошибки и успехи. Такой порядок действий — непосредственная проба возможных вариантов исхода события – основан на новой логической структуре, которую Пиаже характеризовал с помощью пропозиционального языка.

Подростки проявляют способности понимания и строительства теорий, приобщаются к взгляду на мир взрослого человека, выходят за рамки полученного опыта. Рассуждая гипотетически, подросток входит в область возможных исходов; идеалы при этом чаще оказываются ошибочными. Только ощущая на себе новую социальную роль взрослого, подростки сталкиваются с трудностями, начинают рассматривать разные ситуации, в результате наступает завершающий этап интеллектуальной децентрации в новой обстановке.

Пиаже выявил некоторые затруднения, касающиеся развития интеллекта, которые происходят в период, когда подросток взрослеет. Во время становления жизненной схемы, в возрасте от пятнадцати до двадцати лет, появляется структура когнитивного мышления, которую каждый индивид применяет определенным образом, согласно требуемым задачам, а также складывается некоторая схема для различной деятельности.

Детская психология в наше время имеет разного рода трудности. Вопросы диагностирования, усовершенствования тестирований и методов их внедрения в дошкольном образовательном учреждении. Таким образом, материалы, полученные ведущими психологами в прошлом, дают возможность ученым решать серьезные проблемы современности в психологии.


Список литературы

  1. Б.Л. Вульфсон. Сравнительная педагогика История и современные проблемы. // — М: Изд-во УРАО, 2003. — 232 с.
  2. Френе С. Избранные педагогические сочинения // Пер. с фр. — М., 1990.
  3. Бине А. Измерение умственных способностей // Издание подгот. Вал. А. Луков, Вл. А. Луков. — СПб.: Союз, 1998. (Психология и социология: Страницы классики).

Вконтакте

Facebook

Twitter

Генетическая психология

генетическая психология

Создателем этого направления считается Жан Пиаже, именно он впервые заметил, что при проведении специальных тестов дети, примерно одного возраста, совершают одинаковые ошибки, что и способствовало тому, что он выдвинул гипотезу об отличиях мыслительного процесса у взрослых и детей. В настоящее время генетическая психология изучает когнитивные процессы у детей, механизмы познавательной деятельности, а также логические процессы детей.

Генетическая память в психологи

В основе этой области психологии лежит гипотеза о том, что существует определенный механизм, который и позволяет передавать память о генотипе по наследству, то есть, это единственный вид памяти, на который нельзя повлиять и который невозможно изменить. Эта информация о генотипе дается нам при рождении и именно она называется наследственной памятью. Генетические корни психологии и поведения при этом являются довольно сложной проблемой. Ведь ученые до сих пор не могут определить, что в большей степени оказывают влияние при формировании личности – социум, воспитание, средовые факторы или все-таки наследственность. Именно определение этого аспекта является одной из важнейших задач данной области науки.

Генетическим принципом в психологии называется гипотеза о том, что не только наследственная информация влияет на развитие и нашей памяти, и мышления. Считается, что культурная среда, личностные особенности, а также применяемые воспитательные методики могут, как ускорить процесс развития, так и затормозить его. генетическая память в психологииЭта гипотеза полностью подтверждается принципами социально генетической психологии, которые гласят, что развитие личности не может быть обусловлено только «врожденными» характеристиками или только социальной средой, эти два фактора всегда будут «работать в совокупности».

Генетические механизмы нарушения психики

Подобные изменения происходят в большей степени из-за различных хромосомных аномалий. Самой распространенной патологией подобного рода является слабоумие, а также синдром Дауна. Но, в некоторых случаях «сбой» может произойти из-за нарушения последовательности ДНК.

На сегодняшний день специалисты не могут сказать, какие факторы вызывают подобные нарушения, и как можно полностью избежать опасности рождения такого ребенка. Поэтому исследования этих нарушений в настоящее время ведутся весьма активно.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *