14. Гуманистическое направление в психологии (а. Маслоу, к. Роджерс). Основные понятия и идеи. Практическое применение идей гуманистической психологии.
Гуманистическая психология— направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности,самоактуализацияличности,творчество,любовь,свобода,ответственность, автономия,психическое здоровье, межличностное общение.
Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-хгодовXX века, как протест против доминированиябихевиоризмаипсихоанализав США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесеныА. Маслоу,К. Роджерс,В. Франкли другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается наэкзистенциализм.
Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихсяличностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особеннопсихоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и реализованных людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.[4]
Бихевиоризмипсихоанализ,
или дефицитарные психологии, как называл
их Маслоу, избегали многих культурных,
социальных и индивидуальных аспектов
проявления человека, таких как
креативность, любовь, альтруизм и так
далее. Для бытийной психологии, которую
предложил Маслоу, именно эти проявления
человека и были наиболее интересны.
Карл Рэ́нсом Ро́джерс.Фундаментальным компонентом структурыличностиРоджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающейсоциальнойсредой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе «я» — концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой.
Традиционно выделяют когнитивную, оценочную иповеденческуюсоставляющие «я»-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает
В 1963г. первый президентАссоциации гуманистической психологии,Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:
Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).
На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.
Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов.
Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.
Гуманистическая психология |
- Предпосылки.
- 5 принципов гуманистического направления.
Предпосылки гуманистической психологии.
В середине 20 века в Америке возникло новое направление психологии, в основу которого легли идеи экзистенциализма провозглашающего изначальную иррациональность человеческого сознания, а также отрицание принципа лежащего в основе познания, а именно рационального мышления, как единственно возможного.
Поскольку такая система базировалась на понимании единства объекта и субъекта, как априори присущего любому сознанию, из нее естественным образом вытекала идея о первостепенном значении именно субъективного опыта личности. А это автоматически означало совершенно другой поход к изучению личности и пониманию основ ее существования.
Чтобы понять насколько существенной, если не революционной, эта идея была в психологии того времени достаточно вспомнить, что в 30 — 40 годах 20 века в мире торжествовали психоаналитическое направление и бихевеоризм, которые базировались на принципах априорно считавшихся научными, а именно, на естественнонаучном подходе, рассматривающим человека в основном с точки зрения природного животного механизма, поведение и мотивы которого во многом базировались на рефлексах и порывах по удовлетворению базовых природных потребностей.
Поскольку появление нового направления совпало также и с пиком общественных движений того времени за защиту прав и гражданских свобод личности, массовыми акциями протеста, новыми молодежными веяниями и возникновением на их базе уникальных и совершенно новых субкультур, то становится понятным и круг основных идей гуманистической психологии, которые очевидно испытали влияние этого времени.
Базовые принципы гуманистической психологии.
Итак, вот пять основных принципов на которых было основано новое направление.
— Концепция становления личности.
Человеческая личность всегда находится в движении и меняется в каждый момент времени в соответствии с также меняющимися обстоятельствами. При этом, каждая личность полностью ответственна за качество этих перемен и по настоящему полной ее жизнь может стать только при наличии у индивида намерения в дальнейшем движении, что означает появление все новых и новых целей и вызовов. Возможностями по реализации данного принципа изначально обладает любая личность, а способности к реализации этих перемен с рождения присущи каждому человеку. Концепция становления также означает, что для достижения по настоящему высокого качества бытия человеку не достаточно руководствоваться лишь принципом удовлетворения базовых потребностей.
— Уникальность каждого человека.
Каждый индивид обладает только ему присущими чертами и особенностями характера, но самое главное, это уникальность его личного опыта переживания своей собственной жизни, мыслей, эмоций. Это означает, что личный опыт человека является первостепенно важным в вопросе изучения психической реальности, а вовсе не данные, полученные экспериментальным путем, и на основании этого объясняющие поведенческие особенности личности. Этот пункт открыто бросал вызов бихевиоризму и его фактическому отрицанию метода самонаблюдения (интроспекции), как научного и достоверного.
— Холизм.
Третий принцип (принцип холизма) является развитием второго и провозглашает подход к личности не как к сумме отдельных биологических компонентов, таких как поведенческие факторы, мысли, эмоции, части организма и т.п., а как к целостному созданию, где все перечисленные факторы присутствуют, но при этом представляют из себя лишь часть более важной и единой системы. Согласно этой логики экспериментальное изучение каждого компонента в отдельности не дает основания для выводов о том, как работает система в целом. Это означает, что целое не сводится к простой сумме его частей, и также представляет из себя нечто большее не только количественно, но и качественно.
— Гуманизм.
Четвертый принцип, провозглашает примат гуманизма в человеческой природе. Имелось ввиду, что природа личности сама по себе добродетельна или по крайней мере нейтральна, а негативные проявления обусловлены неудовлетворенными базовыми потребностями, а вовсе не врожденными инстинктами и происходящими из них разрушительными импульсами, как утверждал Фрейд.
— По мнению Маслоу, все ранее имеющиеся подходы по изучению поведения человека базировались в основном на наблюдениях за людьми с теми или иными психическими проблемами и патологиями. Это послужило причиной осуждения такой практики и вывода о том, что результаты таких исследований и их перенос на всех людей в целом дают, мягко говоря, однобокие представления о личности. Считая изучение психически здоровых и стремящихся к самоактуализации людей куда более важным, Маслоу делает вывод о том, что именно на этом материале можно сделать более правильные выводы, как на самом деле функционирует человеческая психика.
Вот такие пять положений легли в основу нового направления. Естественно, первоначально эти идеи были подвергнуты критике со стороны ученых, придерживающихся сугубо научных рациональных принципов бихевиоризма и психоанализа. Гуманистическое направление обвиняли в размытости и абстрактности понятий, а также отдельно, за чрезмерный идеализм, особенно, когда дело касалось манифеста человеку, как изначально обладающим априорным гуманизмом. Несомненно, вся эта критика имела серьезные основания. И конечно же основатели новой теории, будучи учеными, прекрасно понимали все проблемы с которыми им предстояло столкнуться, чтобы провести в жизнь идеи и принципы, которым они были привержены. По этой причине Маслоу была разработана целая концепция потребностей человека и именно из этих потребностей и вытекали все те свойства личности, которые противоречили ранее существующим теориям.
В гуманистическое направление внесли свой вклад довольно много известных ученых того времени, но, пожалуй, наиболее часто упоминается особый вклад трех из них, это Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и Гордон Олпорт.
На базе идей гуманистической психологии было разработано и немало революционных психотерапевтических методов, в основе которых лежали в первую очередь принципы совершенного принятия клиента, такого как он есть, безусловная эмпатия, внимание к его переживаниям и их осознанию самим клиентом, поддержка в осуществлении выбора и принятию решений.
Теориям и практикам, разработанным ими будут посвящены последующие статьи раздела…
Комментировать через Facebook
Comment
Основные положения гуманистической психологии
Гуманистическая психология — направление современной психологии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации).
Гуманистическая психология возникла в 50-е годы нашего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов. В 1961 году была создана Ассоциация за гуманистическую психологию и основан «Журнал гуманистической психологии». В 1964 году состоялась первая конференция гуманистической психологии.
Основные представители гуманистической психологии: Шарлотта Бюлер, К. Гольдштейн, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт, Карл Роджерс (1902-1987), Ролло Мей (род. в 1909) и другие.
Основные филосовские положения гуманистической психологии связаны с экзистенциализмом (или философией существования), т.е. с учениями Мартина Хайдеггерра (1889-1976), Жана Поль Сартра (19051980), Карла Ясперса (1883-1969), Альбера Камю (1913-1960) и других.
С точки зрения М. Хайдеггера необходимо различать сущее и бытие. Сущее — это предмет науки, а бытие — предмет философии. Бытие постигается не с помощью мышления, т.е. опосредованно, а через личное существование, т.е. экзистенцию. Человек, осознав свою экзистенцию, становится свободным, т.е. ответственным за свое существование.
По мнению Ш. Бюлер, гуманизм с психологической точки зрения предполагает изучение человека как целостности, а не как совокупности его качеств и поступков. С этической же точки зрения гуманизм — это установление таких правил жизнедеятельности, которые основаны на потребностях человека, а не на потребностях низших животных, заветах Бога или законах неживой природы. Гуманистическая психология противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Объектом ее изучения стали любовь, творчество, «Я», развитие и реализация человеком своих возможностей, высшие ценности бытия, психическое здоровье, опыт и др.
Основные положения:
- Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью.
- Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт.
- Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию.
- Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
- Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.
- Самореализация — это неотъемлемая часть природы человека.
- Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо.
Из этих положений гуманистической психологии вытекают нравственные жизненные принципы:
- ответственность человека за свои поступки. Он не орудие бессознательного, не раб сформировавшихся привычек;
- отношение между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга;
- каждый человек должен ощущать себя в настоящем, «здесь и теперь».
Содержание
Введение
Основные принципы гуманистической психологии
Методологическая платформа гуманистического направления в психологическом консультировании
Практическое применение Гуманистической психологии
Общая характеристика концепций психоконсультирования, основанных на гуманистическом направлении в психологии
Заключение
Введение
Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. Среди существующих в настоящее время психологических школ и направлений гуманистическая психология представляет особый интерес, во-первых, потому, что возникнув сравнительно недавно (в середине XX века), когда большинство психологических школ исчерпало свой исследовательский потенциал, она, вызревая в полемике с бихевиоризмом и психоанализом как «третья сила» в психологии, аккумулировала в себе опыт исследования личности в предшествующих и современных ей психологических направлениях и школах. В настоящее время она является влиятельным научным направлением, сформировавшим новую исследовательскую программу в общей, социальной, педагогической психологии, оказавшим влияние на теорию и практику воспитания, психологию производственных отношений и в последние годы — на проблемы разрешения групповых политических конфликтов.
Понимание личностных проблем клиента и его проблем во взаимоотношениях существенным образом зависит от того, каких теоретических позиций придерживается консультант. Особенно это сказывается на характере терапевтических отношений, применяемых методах и техниках. Мы подробно рассмотрим гуманистическое направление в психологическом консультировании.
Основные принципы гуманистической психологии
Гуманистическая психология, которая является теоретической основой гуманистического направления в психологическом консультировании, -это особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя.
Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов.
Такими принципами являются:
Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей — стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.
Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.
Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.
Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.
Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.
Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.
Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.
Общая характеристика гуманистической психологии
Гуманистическая психология — психологическая концепция, особое внимание уделяющая изучению сознательного опыта человека, а также целостного характера природы и поведения человека.
В 60-е годы XX в. в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической психологии, или «третьей силы». Это направление, в отличие от неофрейдизма или необихевиоризма, не было попыткой ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из существующих школ. Напротив, гуманистическая психология намеревалась выйти за пределы дилеммы бихевиоризм — психоанализ, открыть новый взгляд на природу психики человека.
Основные принципы гуманистической психологии:
- Подчеркивание роли сознательного опыта.
- Убеждение в целостном характере природы человека.
- Акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида.
- Изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.
Лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так появилась новая детерминация — психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей
Основные теории гуманистической психологии:
- Гордон Олпорт. Основные и инструментальные черты, набор которых уникален и автономен. Открытость системы человек — общество, опросники.
- Абрахам Маслоу. Иерархия потребностей, приоритет бытийных или дефициентных потребностей. Потребность в самоактуализации, механизмы идентификации и отчуждения.
- Карл Роджерс. «Я — концепция», в центре которой гибкая и адекватная самооценка. Конгруэнтность, личностно-ориентированная терапия.
Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:
- человек целостен;
- ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
- главной психологической реальностью являются переживания человека;
- человеческая жизнь — единый процесс;
- человек открыт к самореализации;
- человек не детерминирован только внешними ситуациями.
Экзистенциально-гуманистическая психология
Четвертая волна психологии — экзистенциально-гуманистическое психология — связана с еще одним расширением предмета психологии — нравственностью и экзистенциальными проблемами бытия в мире.
Вторая мировая война преподала нам главный урок — недостаточно знать физиологию, личность, эффективно моделировать человеческое поведение — необходимо возрождение высших ценностей, без которых человек превращается в сверхзверя, способного бессмысленно уничтожать миллионы людей и массу социальных и культурных ценностей.
Психология наконец сфокусировала свое внимание на тех проблемах, которые были естественно вплетены в общинный стиль жизни и ответы на которые были приоритетными для этико-нравственного компонента религии и духовных традиций. Психология выбрала в качестве предмета исследования проблемы времени, жизни и смерти, свободы, ответственности и выбора, общения, любви и одиночества, смысла и бессмысленности существования, поиска этого смысла, нравственные нормы и ценностные системы личности, сострадание, содействие, соучастие, помощь и поддержку, гуманизм.
Л. Бинсвангер, М. Босс, Дж. Бугенталь, Ф. Бэррон, К. Бюлер, С. Джурард, А. Маслоу, Р. Мэй, Е. Минковски, К. Роджерс, В. Франкл и др. опредметили новое смысловое поле психологии, связанное с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением так называемого помогающего поведения и сняли противопоставление альтруизма и эгоизма, предполагающее либо унижающую жертвенность, либо корыстное себялюбие.
Вслед за этическими ценностями мировых религий и духовных традиций Востока, мистических учений философии и эзотерики Европы, в 50-е годы психология возвратила человека как главную ценность и мерило всех вещей и признало главным предметом личность — как сложную уникальную целостную систему, представляющую собой не нечто заранее данное, но открытую возможность самоактуализации.
Тезис «Бог внутри тебя» трансформировался в веру в расцвет каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать и направлять свою судьбу, а этический принцип «любви к ближнему» (христианство), Любящей Доброты (буддизм) — в оптимистический взгляд «мира и любви».
Таким образом, в экзистенционально-гуманистической психологии мы можем увидеть новую нравственную психологию, которая противопоставила себя бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, считая, что главное в ней — устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (особенно творческих), к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я».
В некотором смысле экзистенционально-гуманистическая психология далеко ушла от некоторых религиозно-этических учений, разработав представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье, и выделив в качестве предмета психологии высшие ценности, самоактуализацию личности, творчество, любовь, свободу, ответственность, автономию, психическое здоровье, этику межличностной коммуникации.
В этом направлении мы можем обнаружить новую позицию психолога по отношению к клиенту.
Главным является клиент со своими мотивами и целями, который не приспособляется к среде, не стремится к конформному поведению, но взращивает свое конструктивное начало.
Психолог при этом больше является мудрым наставником, полностью вошедшим в «ахимсу-гуру», в круг священных обязанностей учителя перед своим учеником, основная функция которого в создании теплой эмоциональной атмосферы, эффективной поддерживающей среды, где ему легче организовать свой внутренний, «феноменальный» мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл своего существования, разрешить свой коан жизни и распаковать базовые экзистенции.
Основные принципы гуманистической психологии. Теории личности
Основные принципы гуманистической психологии
Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960–х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии — психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой — лучше рассматривать ее как движение (то есть особую группу теоретических подходов к личности и клинической психологии). Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все — таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западного философского мышления (Durant, 1977). Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор (1813–1855), Карл Ясперс (1883–1969), Мартин Хайдеггер (1889–1976) и Жан — Поль Сартр (1905–1980). Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мей.
Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как «сущий — в–мире», осознанно и болезненно постигая наше существование и конечное несуществование (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. Как сказал Сартр: «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. Таков первый принцип экзистенциализма» (Sartre, 1957, р. 15). Следовательно, экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов — мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Тогда «жизнь есть то, что мы из нее делаем». Разумеется, уникальный человеческий опыт свободы и ответственности за придание своей жизни смысла не дается даром. Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелой и даже пугающей ношей. С точки зрения экзистенциалистов, люди осознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу.
Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния, отчуждения, тревоги, скуки, вины и множества других навязываемых себе неприятных чувств. Для экзистенциалистов вопрос заключается в том, может или нет человек жить подлинной (честной и искренней) жизнью в осознанной последовательности ее случайностей и неопределенностей. Так как экзистенциальная философия полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она апеллирует к гуманистической психологии; теоретики — гуманисты также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди — мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей. Как заметил Сартр — «Я есть мой выбор».
Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, — это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Студент старших курсов колледжа решительно отличается от меняющего одежду, хихикающего подростка, каким он был четыре года назад. А еще через четыре года он может стать совершенно другим из — за того, что освоит новые пути в жизни, например, станет родителем или сделает профессиональную карьеру. Таким образом, как свободное существо человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей, он живет по — настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, с экзистенциально — гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего — то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений. Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой взгляд является трагедией и извращением того, чем может быть человек, так как он ограничивает его жизненные возможности. Проще говоря, будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделать каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом выявить свои способности. Тот, кто отказывается принять вызов и создать достойную жизнь, полную смысла, совершает то, что экзистенциалисты называют предательством. Тот, кто предал свою человеческую сущность, не в состоянии решить основные вопросы своего существования. Кто я? Моя жизнь имеет смысл или она абсурдна? Как я могу реализовать мою человеческую природу, даже если я навеки один в этом мире? Вместо этого он видит смысл жизни в слепом подчинении ожиданиям общества, и о нем говорят, что он живет неподлинной жизнью (он неаутентичен).
Несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла существования человека. В бюрократическом обществе индивид стремится к деперсонализации и исчезновению в группе. Так, многие люди становятся отчужденными и отстраненными — чуждыми себе и окружающим. Другим не хватает «мужества быть» — уйти от старых шаблонов, настоять на своем и искать новые и эффективные пути для лучшей самоактуализации. Они предпочитают полагаться на то, что одобряется и ценится друзьями, семьей, учителями, религией, социальными установками или обществом в целом. Но свобода строить свое существование может быть как проклятьем, так и благословением: гуманистические психологи утверждают, что преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что — то стоящее в жизни. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь — свою собственную. Избегать свободы и ответственности — значит быть не подлинным (неаутентичным), вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности.
Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная «реальность», известная кому — либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое, или «здесь — и–сейчас» направление. И экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Так, Маслоу напоминал нам: «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто» (Maslow, 1966, р. 45).
В различных теоретических трудах Маслоу выдвигал свою интерпретацию того, что составляет гуманистическую теорию личности. Как вскоре станет совершенно очевидно, его персонологическое направление резко отличается от теорий, доминирующих в последние 50 лет, особенно от психоанализа и бихевиоризма. Но прежде чем подробно разбирать, что представляет собой данный подход к личности, давайте рассмотрим ключевые элементы гуманистической психологии Маслоу.
Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредоточивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человеком в целом. Пользуясь избитой метафорой, психологи изучали деревья, а не лес. Фактически теория Маслоу изначально развивалась как протест против таких теорий (особенно бихевиоризма), которые имели дело с отдельными проявлениями поведения, игнорируя индивидуальность человека. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой — то части, влияет на весь организм. Эта холистическая точка зрения, сформулированная в часто цитируемом метком выражении гештальт — психологии: «Целое — больше чем и отлично от суммы его частей», с очевидностью проявляется во всех теоретических трудах Маслоу.
В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма.
«В хорошей теории нет такой реальности, как потребность желудка или рта, или гениталий. Есть только потребность индивидуума. Именно Джон Смит хочет есть, не желудок Джона Смита. Далее, удовлетворение приходит ко всему индивидууму, а не к отдельным его частям. Пища удовлетворяет голод Джона Смита, а не голод его желудка… когда Джон Смит голоден, он голоден весь» (Maslow, 1987, р. 3).
Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременное единство и общность.
Неуместность экспериментов на животных. Сторонники гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных. Для них человек — нечто большее, чем просто животное; это совершенно особый вид живых существ. Такое суждение резко отличается от радикального бихевиоризма, который в большой степени полагается на исследование поведения животных (например, крыс и голубей) в разработке объяснения поведения человека. В отличие от бихевиористов, которые подчеркивают принадлежность людей к животному миру, Маслоу рассматривал человека как нечто отличное от других животных. Он полагал, что бихевиоризм и соответствующая ему философия «дегуманизировали» человека, трактуя его без малого как машину, составленную из цепочек условных и безусловных рефлексов. Поэтому изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые присущи только человеку (например, идеалы, ценности, мужество, любовь, юмор, зависть, вина), а также, что в равной степени важно, те, которые он использует, чтобы создавать поэзию, музыку, науку и другие творения разума.
Внутренняя природа человечества. Теория Фрейда недвусмысленно допускала, что люди находятся во власти бессознательных и иррациональных сил. Более того, Фрейд утверждал, что если не контролировать инстинктивные импульсы, то результатом будет уничтожение людьми других или себя. Справедлива или нет эта точка зрения, но Фрейд мало верил в добродетель человека и с пессимизмом размышлял о его судьбе. Те, кто придерживается гуманистических взглядов, утверждают, что природа человека в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна. Возможно, вы захотите оспорить эту точку зрения, если во время вечерней прогулки в парке на вас нападут грабители. Однако, по Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких — то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Именно такого оптимистичного и возвышенного взгляда на человечество Маслоу придерживался всю жизнь.
Творческий потенциал человека. Признание приоритета творческой стороны в человеке является, возможно, самой значительной концепцией гуманистической психологии. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, которых он изучал или наблюдал (Maslow, 1950). Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, Маслоу (Maslow, 1987) рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. Это естественно: деревья дают листья, птицы летают, люди творят. Однако он также признавал, что большинство людей теряет это качество в результате «окультуривания» (чему во многом способствует официальное образование). К счастью, некоторые люди сохраняют свою свежую, наивную и непосредственную манеру смотреть на вещи или, если они находятся среди тех, кто потерял это качество, способны со временем восстановить его. По мнению Маслоу, так как способность к творчеству заложена в каждом из нас, оно не требует специальных талантов или способностей. Чтобы быть творческими, нам не нужно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Сравнительно немногие люди делают это. Творчество — универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. Следовательно, например, могут быть творческие диск — жокеи, программисты, бизнесмены, продавцы, клерки и даже профессора колледжа!
Акцент на психическом здоровье. Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям. В частности, он решительно критиковал поглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации. Маслоу считал, что психоаналитическая теория является однобокой, ей не хватает разносторонности, так как она основана на абнормальных или «больных» аспектах природы человека (то есть ее недостатках и несовершенствах) и игнорирует силу и добродетель человечества.
Чтобы исправить этот недостаток, Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение его с психически больным. Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Маслоу прямо заявлял, что изучение увечных, недоразвитых и нездоровых людей может дать в результате только «увечную» психологию. Он решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии. Следовательно, гуманистическая психология считает, что самоусовершенствование является основной темой жизни человека — темой, которую нельзя выявить, изучая только людей с психическими нарушениями.
Гуманистически ориентированные труды Маслоу нашли понимание среди психологов в 1960–е и 1970–е годы. Для многих его подход, подчеркивающий изучение радости, любви, творчества, выбора и самореализации, оказался оптимистической альтернативой тому, что они рассматривали как механистические и дегуманизированные модели поведения человека. Хотя с тех пор популярность гуманистического направления несколько снизилась, его влияние на основные тенденции развития психологии и теории личности все еще очевидно. Такие области, как консультирование, социальная работа, образование, уход за больными, управление в бизнесе и маркетинг, также подверглись влиянию идей Маслоу (Leonard, 1983).
Поделитесь на страничкеСледующая глава >