Понятие интеллекта в психологии
Определение интеллекта
Интеллект (от лат. – разумение, понимание, постижение) в психологии понимают в качестве общей способности к познанию и решению проблем, которая оказывает влияние на достижение успеха в любом виде деятельности и является основанием для других способностей.
Интеллект не является синонимом мышлению, хоть, конечно, мыслительные способности и выступают в качестве его основы. Интеллект выступает системой всех познавательных возможностей человека: ощущений, восприятия, памяти, представлений, воображения и мышления. Понятие интеллекта в качестве умственной способности используется как обобщение поведенческих характеристик, которые связаны с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
Измерения интеллекта
В XIX в. наиболее важным вопросом в психологии стал вопрос о способах оценки и измерения интеллекта. В 1905 г. французскими учеными А. Бине и Т. Симоном была создана первая тестовая батарея для оценки интеллектуального развития детей от 3 до 13 лет. Создателями теста интеллект рассматривался как полученный к определенному возрасту уровень психического развития, проявляющийся в сформированности познавательных функций и в уровне усвоения умственных навыков и знаний. Количество правильно выполненных заданий теста является характеристикой умственного возраста ребенка.
В 1912 г. немецким психологом В. Штерном было предложено оценивать уровень интеллектуального развития при помощи вычисления коэффициента интеллекта, выражающегося отношением умственного возраста к хронологическому возрасту ребенка.
Л. Термен был взят за основу выдвинутый В. Штерном коэффициент интеллекта и адаптированная в США шкалы Бине-Симона, которая была модифицирована. Разработкой новой версии теста в Стэнфордском университете руководил Л. Термен. Новая шкала интеллекта была названа шкалой Стэнфорд-Бине. На сегодняшний день она является наиболее широко используемой методикой для оценки интеллектуального развития детей.
Первый вариант теста для измерения интеллекта в 1937 г. предложил Д. Векслер. Им была создана шкала для оценки интеллекта не только у детей, но и у взрослых. Шкалу интеллекта Векслера для детей перевели на русский язык, адаптировалии широко используют в нашей стране. Она имеет существенные отличия от шкалы Стэнфорд-Бине, и прежде всего это то, что задания, предлагаемые испытуемым, одинаковые для всех возрастов. Оценка складывается из числа правильных ответов, которое даёт испытуемый. После этого оно сравнивается со средним числом ответов для испытуемых конкретной возрастной группы. Такая процедура значимо упрощает подсчёт.
Д. Векслер предложил качественную классификацию уровней развития интеллекта, которая основана на частоте встречаемости показателя.
- 69 и ниже – интеллектуальное снижение;
- 70-79 – пограничный уровень интеллекта;
- 80-89 – низкая норма интеллекта;
- 90-109 – средний уровень интеллекта;
- 110-119 – хорошая норма;
- 120-129 – высокий интеллект;
- 130 и выше – очень высокий интеллект.
Проблемы измерения интеллекта
В наше время ст
Эмоциональный интеллект: почему он определяет нашу жизнь и как над ним работать :: Жизнь :: РБК Стиль
В середине 1990-х западный мир взорвал психологический бестселлер журналиста Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект: Почему он значит больше, чем IQ». Через факты о человеческом мозге, историю эмоций и антропологию Гоулман попытался дать свою версию преуспевающего человека, используя исследования американских ученых. В тот момент они активно искали ингредиент успешности, анализируя достижения разных людей в детском и взрослом возрасте, их когнитивные и социальные навыки. Безусловно, происхождение, наследственность и вложенные в образование силы влияют на состоятельность человека во взрослом возрасте, но на преуспевании в жизни — особенно если это касается людей без врожденных привилегий — сказывается уникальное сочетание интеллектуальных способностей и эмоциональной чувствительности, когда собственные чувства и желания человек использует не деструктивно, а для достижения долгосрочных целей. Какими бы ни были университетский диплом, родительская семья и первые годы счастливой жизни, именно умение человека управлять своими чувствами и замечать чувства других скажется на его способности заводить долгосрочные отношения в личной жизни и бизнесе, приобретать влияние, обращать на себя внимание, возглавлять коллектив, дружить и заводить семью.
Эмоциональный интеллект в широком понимании — это признание за собой и другими как позитивных, так и негативных чувств, умение отделять личные ощущения от голых фактов, а также навык чувствовать настроение, темперамент, интонации и намерения в общении с другими людьми, независимо от того давние они знакомые или вы видите их в первый раз в жизни. Важная часть эмоционального интеллекта — умение распознавать и честно описывать собственные эмоции, способность не поддаваться панике и отринуть «плохие эмоции» (гнев, ревность, раздражение, зависть, злость) и широкое распространение эмоционально окрашенного языка с Я-сообщениями. Люди, способные артикулировать свои чувства («Мне обидно, что наш отпуск проходит так буднично» вместо «Почему ты снова ничего не придумаешь?» — первый осязаемый признак), осознать их источник и спокойно обсудить дальнейшие действия, не переходя на личности, встречаются не очень часто. И время, проведенное с ними, для большинства оказывается очень качественным общением.
Обычно психологи подразделяют эмоциональный интеллект на навыки четырех категорий. Первый — умение ясно и внятно общаться с другими, объяснить ожидания, активно слушать, влиять и вдохновлять, работать в команде или возглавлять ее и улаживать конфликты. Второй — общая эмпатия и комфортное самоощущение в большой группе людей: независимо от того, экстраверт вы или интроверт, вы чувствуете эмоциональные сигналы других и редко сталкиваетесь с недопониманием. Третий признак — знание своих слабых и сильных сторон и спокойное сосуществование с ними, а также хорошее знание личных эмоций и их влияния на вашу жизнь. И
Сам по себе эмоциональный интеллект способен держать человека на плаву, но лучшие результаты в карьере приносит в сочетании с глубокими знаниями и сильной мотивацией. Действительно, высокий коэффициент интеллекта помогает поступить в университет или попасть на долгожданную работу, но именно развитый эмоциональный интеллект влияет на подверженность стрессу, помогает завести отношения на новом месте или приспособиться к турбулентной рабочей ситуации. Саморегуляция, умение слышать и ставить себя на место другого, способность управлять настроением дополняет практические навыки и умения во всех сферах, где требуется общение. Очевидно, что в век, когда большинство неприятных задач уже поручено или будет в ближайшее время передано машинам, таких сфер подавляющее большинство.
© JakeOlimb; erhui1979 / istockphoto.com
На что влияет эмоциональный интеллект и почему без него не обойтись
Как часто вы сталкивались с невероятно талантливым и при этом необязательным человеком, который не соблюдает договоренности? Приходилось ли вам бывать на его месте? Вас перебивали неуместными замечаниями или своим вмешательством только усложняли конфликт? Случалось ли, что из-за неозвученных ожиданий ваши отношения становились только хуже и никто не мог определить, в чем причина? Все эти ситуации отражают проблемы с эмоциональным интеллектом: когда непонимание намерений и настроения, эмоционального состояния и мотивации делает простое общение напряженным, негативным или даже грубым. На что в первую очередь влияет эмоциональный интеллект?
— Осознание себя —
Чувствуя эйфорию или подавленность, беспричинное беспокойство или вполне конкретную озабоченность, человек с высоким EQ понимает, что происходит с ним и как это называется. Он в состоянии отличить тревогу от злости или паники, а спонтанную нежную радость — от сильной эмоциональной близости. Давая себе отчет в своих чувствах, он способен отстраниться от них и не углубляться в разрушительные и бесплотные мысли. Например, не примет легкое увлечение за большую любовь, а любопытную перспективу — за главную цель жизни. Исходя из эмоций он будет строить долгосрочные планы, где перепады настроения или новые события в жизни в целом не сильно изменят вектор его развития. Это совершенно не означает унылую жизнь, без впечатлений, в которой нельзя подвергнуться порыву. Скорее, это глубокое знание, как реагировать на конкретные эмоции. Например, не продолжать бесплодный спор, когда все участники конфликта находятся на взводе. Не взваливать на себя слишком много обязанностей в состоянии эйфории. Не бояться признаться себе в неприглядных чувствах и взять за них ответственность. Не причинять другим добро без их запроса. Такие «не» берутся из личного негативного опыта и часто автоматически настраиваются после нескольких промахов — просто требуется время, чтобы уловить связь между нашими чувствами и последующими действиями.
— Саморегуляция —
Понимая свои чувства, легко собой управлять — от осознанного питания до рабочего графика и планирования рабочего времени. Высокий EQ сказывается на том, что мы берем ответственность за нашу жизнь и итоговый результат всех отношений — рабочих и личных — и не ищем виноватых. Вместо перекладывания вины на коллег, которые подвели, или вторую половину, которая не поняла нас правильно, люди с высоким EQ склонны задавать себе вопросы, на каком этапе недопонимание усугубилось, что именно они могли бы сделать лучше, — и используют эти знания в следующей аналогичной ситуации. Самоконтроль способствует тому, что мы не позволяем негативным эмоциям — гневу, тревоге, усталости — сказаться на окружающих и следим за собственной репутацией: данное слово, обещание и договоренности соблюдаются нами на постоянной основе вне форс-мажоров. Результаты оцениваются по усилиям и собственным действиям, а не через анализ ошибок других. А новые условия и жизненные ситуации не повергают в тревожное состояние: человек с высоким EQ будет искать в трудностях возможность их решения и личного роста или перехода на другую работу и к другим отношениям. Конечно, это не значит, что нужно превращаться в робота, у которого упорядочены все импульсы и реакции. Скорее, эмоциональный интеллект означает здравую оценку своих возможностей и достоинств, признание за людьми права вести себя как им хочется и умение решать конфликтные ситуации при столкновении интересов, не становясь их заложниками на многие месяцы.
— Мотивация —
Эмоциональный интеллект тесно связан с мотивацией и проактивным поведением — умением адекватно реагировать на перемены, объединять (а не разобщать) людей, представлять чужие интересы, делегировать власть и внушать людям веру в лучшее. Человек с высоким EQ легко обучаем и относится к временным трудностям без упаднического настроя, руководствуясь принципом «не попробуем — не узнаем». Он хорошо анализирует свои и чужие ошибки, не самонадеян и потому умеет влиять на настроение группы, не запугивая и не давая легковесных обещаний.
Во-первых, эмоциональный интеллект влияет на желание оправдать свои и чужие ожидания и более ответственно относиться к данным гарантиям. Во-вторых, потребность обсуждать взаимные ожидания на работе или в семье дает возможность высказать опасения, отчего «серых зон» в большой задаче со временем становится меньше. В-третьих, эмоциональный интеллект почти всегда связан с рациональным распределением ресурсов и инициативностью: вместо прокрастинации проактивный человек выберет обучение или помощь другому, обустройство общего пространства, дополнительные навыки или свободное время. Вы наверняка замечали, что в любом коллективе есть человек, которому нужно немного больше, чем другим, и он охотно делится этим — у него есть идеи, как провести вечер, он растит цветы в офисе или приносит угощения, без жалоб помогает другим и берет на воспитание стажеров. Всё это так или иначе пример мотивации на рабочем месте. В личной жизни все работает примерно так же. Мы знаем людей, которые всегда позвонят первыми, выберут новое место для общего ужина, закажут групповую поездку, пригласят на свидание, никогда не забудут о дне рождения, — все это тоже признаки эмоционального интеллекта.
— Эмпатия —
В широком смысле эмоциональный интеллект влияет на способность понимать, что чувствуют и думают другие. Это может включать в себя много информации разного рода: как знания по социальной психологии о групповом поведении или отношениях в паре, так и конкретные умения успокоить и вывести из ступора паникующего человека, знания правильных формулировок и способов отвлечь внимание. В целом эмпатия — это настроенность на других в любом их состоянии, принятие их настроения, понимание языка и считывание невербальных знаков. Первое, на что влияет эмоциональный интеллект, — на умение опознавать эмоции других и делать из этого выводы. Правило не кричать на плачущего ребенка или не вести долгие споры с агрессивно настроенными людьми — базовое правило эмпатии, которое помогает сократить напрасно потраченные усилия. Менеджер, который слышит подчиненных и дает им инструменты для роста и развития, проявляет себя как эмпатичный лидер, потому что чувствует запросы других и помогает им реализовать свой потенциал. С эмпатией связано и ощущение справедливости — отсутствие предубеждений и предпочтений, умение использовать навыки всех участников процесса для общего блага. И, конечно, человек с развитым эмоциональным интеллектом обычно хорошо понимает то, о чем не говорят: уважает слабые места, помнит о травмах, не сталкивает конфликтующие стороны, видит иерархию и умеет с ней считаться.
— Социальные навыки —
Все вышеперечисленные зоны влияния эмоционального интеллекта подводят к главному: совокупность этих качеств помогает нам лучше понимать людей, не питать по отношению к ним неоправданных ожиданий, не требовать от себя и других больше, чем в наших силах, не становиться заложниками эмоций, не поддаваться групповому влиянию. Люди с высоким EQ чаще всего работают над риторическими приемами или уже хорошо владеют техникой убеждения. Они умеют вербально обозначить приоритеты, не ждут, что их эмоции будут угаданы, и редко скатываются в пассивно-агрессивное поведение.
Эмоциональный интеллект помогает объединять людей и инициировать перемены в семье или группе, не вызывая ни у кого негативных чувств, видеть плюсы всех по отдельности, когда требуется достижение общих целей, обмениваться опытом и обучать друг друга. Коллективы с такими людьми — это почти всегда питательная среда, где легко вырасти и получить много смежных навыков, а заодно закрепить уверенность в себе. И, конечно, эмоциональный интеллект необходим, если требуется подойти к конфликту осознанно, разрешить его без взаимного обвинения и невыгодного компромисса. Вместо тревоги и страха сдать позиции. Человек с высоким EQ выберет искренний разговор между конфликтующими сторонами, не будет избегать роли посредника, а поможет высказать взаимные претензии и выработать стратегию дальнейших действий.
Как улучшить эмоциональный интеллект: 5 действенных шагов
В отличие от многих врожденных талантов — вроде математических способностей или музыкального слуха, — эмоциональный интеллект как навык социальный можно совершенствовать всю жизнь. В рабочем коллективе, паре, в отношениях с родителями, друзьями и детьми мы можем постоянно работать над эмпатией и навыками коммуникации, что обязательно скажется на качестве наших отношений, настроении и образе жизни.
© Vijay Patel; erhui1979 / istockphoto.com
— Шаг первый —
Ставить себя на место другого человека
Для начала неплохо бы изучить человека, на место которого мы хотим себя поставить. Плачущий маленький ребенок чаще всего устал или голоден. Раздраженная соседка могла не выспаться из-за стройки под окном. Недовольный коллега переживает трудное расставание. На маму свалилось слишком много новой работы. Жена устала, разрываясь между домом и работой. У босса похмелье, он хмурый и дает резкие комментарии. У лучшего друга депрессия больше года. Подвыпивший незнакомец на улице хочет пообщаться. Подчиненный в панике провалил третий проект подряд. Анализируя, с кем и в каком состоянии мы говорим, мы лучше понимаем, что они сейчас чувствуют и почему поступают именно так. Совершенно не нужно оставлять людям возможность ошибаться без последствий — в некоторых ситуациях просто необходимо обрисовать грани допустимого. Но знать, что происходит в жизни тех, с кем мы сталкиваемся каждый день, обязательно нужно, чтобы наши взаимные ожидания и требования были справедливыми. Поставьте себя на место женщины, которой нужно проехать полгорода с детской коляской, или мужчины, который не был в отпуске два с лишним года, или ребенка, которому никогда не отказывают. И вам будет гораздо проще понять, что они чувствуют в настоящий момент.
— Шаг второй —
Называть эмоции: свои и чужие
Большинство людей не умеют называть свои эмоции и считают это лишним навыком. Тем временем гнев сильно отличается от обиды и разочарования, и анализировать свои и чужие эмоции необходимо, чтобы знать собственные слабые места. Один из лучших способов — пополнить эмоциональный словарь новыми описаниями эмоций: отделить тревогу от раздражения, усталость — от апатии. Лучше всего это делать в сочетании с дневником настроения: вести ежедневно дневник меняющегося настроения и записывать эмоции во время и после событий — встреч, разговоров, культурных мероприятий и новых знакомств. Так вы, во-первых, увидите, какие события дня и каким образом на вас влияют (положительно или отрицательно), во-вторых, разберетесь в клубке противоречивых чувств, которые у вас вызывают разные ситуации и люди. Когда вы поймете, какие негативные эмоции доминируют в жизни, будет проще найти им выход: неслучайно от гнева советуют активные виды спорта и пробежки, а тревогу не советуют заедать сладким. Когда вы научитесь называть и определять свои эмоции, будет гораздо проще определять чужие — по вербальным и невербальным сигналам. И навсегда отделите эмоции, имеющие отношение к вам, от случайных: не нужно осмысливать поведение раздраженного в общественном транспорте человека, а вот постоянные претензии партнера стоит принять во внимание.
— Шаг третий —
Расширять кругозор
Часто проблемы с эмоциональным интеллектом связаны с тем, что мы потонули в своем информационном пузыре. Уже сейчас доказано, что знание нескольких иностранных языков помогает человеку лучше усваивать информацию о многообразии мира. Необходимо расширять кругозор — читать художественные книги и мемуары, смотреть игровое и документальное кино, интересоваться наукой, путешествовать, заниматься самообразованием, — чтобы понимать, насколько люди разнятся талантами и устремлениями и как проблематично для жизни и карьеры мерить всех одной мерой. В мировой литературе и кино обнаружатся скромники и карьеристы, аферисты и идеалисты, и у каждого из них будет своя захватывающая история. Понимать сложный и неупорядоченный мир, в котором каждый может найти то, что ему нужно, — важный шаг для урегулирования конфликтов, выстраивания гармоничных отношений и управленческого роста. Книги, фильмы, выставки, поездки и новые навыки — не просто эрудиция, но и способ лучше понимать других.
— Шаг четвертый —
Думать на два шага вперед
Эмоциональный интеллект имеет отношение к долгосрочному планированию: выстраиванию приоритетов и целей, стратегическому распределению ресурсов и тактике ближайших действий. В построении отношений с окружающими всегда стоит разделять людей на тех, с кем мы проводим большую часть времени, и тех, кто не имеет на нашу жизнь влияния. Все силы эмоционального интеллекта стоит употребить на то, чтобы общение с ближним кругом было наполненным и интересным. Тратьте свое время на тех, у кого вы многому учитесь, кто превосходит вас в личных и профессиональных качествах, окружайте себя неравнодушными и гармоничными людьми, и общение с ними принесет плоды. Подумайте, как попасть в такой коллектив или собрать такой, если вы за него отвечаете. Подумайте, какая жизнь вам важна и комфортна и какие действия вас к ней приведут. Адаптируйте бюджет под свои цели и учитесь экономить. Откладывайте деньги на продуманную покупку. Помогайте другим, обсудив это и придя к договоренности. Смотрите на конфликт и препятствия как на промежуточный этап, преодолев который перед вами откроются новые возможности. Тщательно проговаривайте все рабочие и личные обязательства заранее и не давайте напрасных обещаний, равно как не формируйте необоснованных ожиданий. Эмоциональный интеллект помогает соизмерить душевные силы и уловить настроение того, кто может и хочет вам помочь продвинуться дальше в ваших планах. Если окружение и намеченные цели не соответствуют вашему нынешнему состоянию, никогда не поздно переиграть и получить то, к чему вы стремитесь.
— Шаг пятый —
Пройти тренинг или психотерапию
Очень часто для глубоких изменений трудно найти ресурсы и знания, чтобы совершить резкий качественный скачок в понимании себя и других. В таком случае психологический тренинг или психотерапия могут быть очень полезным инструментом на пути познания себя. Тренинг рекомендуется психологически здоровым людям, без проблем с аппетитом и сном, в устойчивом позитивном состоянии для достижения карьерных и личных целей с персональным коучем по мотивации. Тренинги показаны тому, кто устал от рабочей рутины или неблагополучной личной ситуации и у кого достаточно внутренних сил на значительную работу над собой.
Психотерапия — более глубокое и долгосрочное предприятие, требующее переоценки себя, своих достижений, окружения и образа жизни. Часто она сопровождается приобретением новых привычек, расставанием с токсичным окружением, сменой работы и даже места жительства, и ни один хороший терапевт не подскажет, в какой пункт назначения терапия вас приведет. И тренинги, и терапия направлены на расширение эмоционального интеллекта, развитие способности определять и контролировать эмоции, работать со страхами и негативными установками и преодолевать негативные паттерны через принципиально новый набор действий. Не ссориться, когда хочется. Выслушать, когда тянет поговорить. Прийти на помощь, когда попросили об этом. Видеть большую картину за рамками привычного. Всему этому учат хорошие тренинги и психотерапия, когда попадают на благодатную почву — человека, готового работать над собой.
Эмоциональный интеллект и способы его развития
«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».
Дэниел Гоулман писатель, психолог, научный журналист (США)
Что такое эмоция?
Эмо́ция (от лат. emoveo — «потрясаю», «волную») — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.Как зарождается эмоция?
- Сначала приходит стимул из окружающего мира.
- Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.
Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
- Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
- Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.
Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.
Эмоции |
Чувства |
---|---|
Эмоции кратковременны. Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет. |
Чувства длительны и устойчивы. Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри. |
Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада? |
Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость. |
Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха. |
Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время. |
Теория базовых эмоций
Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:
- Нейрофизиологический
- Экспрессивный
- Субъективный
Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.
Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:
- радость
- печаль
- страх
- гнев
Дэниел Гоулман: Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ
Американский психолог Дэниел Гоулман утверждает, что наши эмоции играют в достижении успеха в семье и на работе гораздо большую роль, чем это принято считать. Но что же такое «эмоциональный интеллект»? Можно ли его измерить? Чем отличается «обычный» интеллект от «эмоционального»?
КупитьЧто такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.
Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.
Краткая история
В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.
Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.
Модель Майера-Саловея
Модель Рувена Бар-Она
Модель Гоулмана
Все модели перекликаются друг с другом, содержат в своей основе одни и те же компоненты, но каждый из психологов привнес что-то свое.
Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
EQ основан на четырех факторах:
- Самосознание
- Самоконтроль
- Эмпатия
- Управление отношениями
Важность коэффициента эмоционального интеллекта
Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
- понимает свои эмоции;
- знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
- умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
- стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
- умеет регулировать свои эмоции;
- умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
- конфликтен;
- раздражителен;
- нерешителен;
- стремится держать все под контролем;
- подвластен сильному чувству гнева.
«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».Дэвид Р. Карузо психолог, профессор кафедры психологии Йельского университета (США), специалист в области менеджмента и соавтор концепции эмоционального интеллекта.
Не бывает плохих и хороших эмоций. Все эмоции нам нужны. Даже страх, печаль и гнев.
Фазы управления эмоциями:
- Идентификация. Распознавание эмоции.
- Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
- Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
- Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.
Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
- Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
- Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
- Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.
Сергей Шабанов, Алена Алешина: Эмоциональный интеллект. Российская практика
Понятие эмоционального интеллекта вошло в обиход недавно, в 1990 году, но за это время оно стало неотъемлемой частью психологии Запада. Книга показывает, как приложить накопленные знания к российской действительности. Мы часто говорим о загадочной русской душе. Возможно, это эмоциональный интеллект, который руководит нами в большей степени, чем коэффициент интеллекта?
КупитьКак развить эмоциональный интеллект?
Шаг первый
Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.
Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:
Факт (ситуация, человек) |
Мысли |
Физические ощущения |
Эмоции |
---|---|---|---|
|
|
|
|
Шаг второй
Улучшаем навыки осознания эмоций других людей. Для этого можно обращать внимание на невербальное поведение другого человека и развивать навыки эмпатии. Если общение происходит с близким человеком, можно проверить правильность своих догадок, спросив: «Как ты себя чувствуешь?» или выдвинув предположение: «Мне кажется, ты сейчас чем-то расстроен».
Практика «Немой телевизор»
Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.
Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.
Практика «Общественный транспорт»
Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. А когда вы находитесь в общественном транспорте, у вас есть свободное время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, эта история веселая или грустная?
Шаг третий
Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.
Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.
Практика «Телесные методы»
Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час.
Практика «Проблемы»
Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.
Шаг четвертый
Управление эмоциями других людей. Сюда входит целый комплекс навыков, связанный с умением успокоить другого человека, если тот сильно разозлен, боится или расстроен, а также умение, наоборот, «заразить» позитивной эмоцией других людей.
Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Задумайтесь и пропишите, что вы можете сделать, чтобы поддерживать в вашей компании постоянную атмосферу драйва, азарта и задора.Практика «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.
Совет-бонус
Обязательно посмотрите мультфильм «Головоломка», если еще не видели его. Получите много впечатлений, узнаете, как зарождаются эмоции.
Существуют 9 типов интеллекта, которые определяют наше будущее
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Психолог Говард Гарднер (Howard Gardener) считает, что способность легко решать головоломки не говорит о высоком интеллекте. Это лишь один из типов мышления, который лучше всего проявляется в решении математических задач.
Мы в AdMe.ru выяснили, чем же тогда различаются типы интеллекта, которые Гарднер описал в своей «Теории множественного интеллекта».
Как определить свой тип интеллекта?
Тип мышления легко узнать по врожденным способностям. Например, вы не интересуетесь цифрами, но обожаете музыку. Вот где зарыт талант. Вспомните о своих интересах и привычках, чтобы узнать, где вы можете стать настоящим гением.
Подходящие профессии: биолог, ботаник, ландшафтный дизайнер, парфюмер, фермер, археолог, ветеринар, химик, медицинский работник или повар.
Подходящие профессии: музыкант, диджей, музыкальный продюсер, дирижер, композитор, режиссер.
Подходящие профессии: математик, детектив, экономист, финансист, программист, композитор, дирижер, инженер, разработчик, физик, аналитик.
Подходящие профессии: журналист, писатель, лингвист, переводчик, копирайтер, сценарист, преподаватель, ведущий, историк, политик, аналитик.
Подходящие профессии: психолог и психоаналитик, историк, археолог, религиозный деятель, писатель, художник, артист.
Что такое интеллект — определение интеллекта, виды, суть, как его развить
О таком понятии, как интеллект, слышал, пожалуй, каждый. Но способны ли вы сформулировать, что это такое? Впрочем, сразу небольшой спойлер – единого определения нет даже у ученых. В предыдущих статьях мы рассматривали социальный и эмоциональный интеллект, который можно назвать либо продолжением «традиционного», либо его противоположностью. В данном материале мы поговорим о том, что скрывается за термином «человеческий интеллект», что его составляет и можно ли его развить.
Что такое интеллект?
У интеллекта довольно много определений, и сложно дать одно – четкое и всеобъемлющее. Постараемся объединить, выделить самое важное и передать саму суть интеллекта.
- Так, многие дефиниции подчеркивают, что это способность к абстрактному мышлению, логическим операциям, анализу и рассуждениям, поиску связей и закономерностей, обучаемости, быстрому восприятию информации и, самое главное, к решению задач с помощью всего, перечисленного выше и не только. Под задачами в данном случае понимается абсолютно все, что встречается в жизни и решение чего надо найти.
- С интеллектом также связаны понятия «ум» и «разум», а кроме того – когнитивные способности, память, речь, способность мыслить, приспосабливаться к окружающей среде, изменять ее и многое другое.
- Он позволяет нам решать задачи в долгосрочной перспективе – то есть планировать и двигаться к цели, а также просчитывать последствия предпринимаемых действий.
Считается, что наличие развитого интеллекта – одна из качественных черт, отличающих нас от животных.
Попытки определить его, изучить и измерить предпринимались и предпринимаются весьма активно. С другой стороны, научное сообщество до сих пор не может прийти к согласию относительно различных теорий и составляющих данного феномена. Это также не позволяет дать ему четкое определение и точно его измерить. Встречаются даже призывы отказаться от столь размытого термина и заменить его более конкретными и точными (чего пока так и не произошло).
Две теории по структуре интеллекта
Существует много теорий по структуре, составляющим интеллекта и т.д. Предлагаем остановиться на двух, самых известных: Чарльза Спирмена и Реймонда Кеттелла (того самого, кто является автором одноименного 16-факторного теста). Рассмотрим обе теории.
Два фактора Чарльза Спирмена
Психолог Чарльз Спирмен еще в начале прошлого века выделил два главных, на его взгляд, фактора: G-фактор (от general – общий) и S-фактор (от special – специфический). Первый характеризует общий уровень интеллекта, второй – конкретные способности человека, особенности его мышления, восприятия и т.д., которые задействуются при решении конкретных задач.
Два интеллекта Реймонда Кеттелла
В свою очередь, Реймонд Кеттелл рассматривал следующие два вида интеллекта:
- Подвижный – включает такие характеристики, как способность задействовать логическое и абстрактное мышление, скорость восприятия, способность к обучению и т.д. Подвижный интеллект позволяет нам, используя накопленные знания и опыт, выходить за пределы того, что мы уже знаем/умеем, и решать качественно иные, новые для нас задачи. Данный интеллект достигает пика в среднем возрасте и потом начинает снижаться.
- Кристаллический или кристаллизовавшийся – это общая система накопленного опыта, знаний и т.д. и способность использовать данную систему для решения задач в соответствующей области. Такая «база» пополняется человеком на протяжении жизни, но обычно снижается с наступлением старости.
Иными словами, если перед нами встает некая задача и мы понимаем, что когда-то с подобной уже сталкивались, то мы задействуем кристаллизовавшийся интеллект. Если же непосредственно такого опыта у нас нет – то подвижный.
Можно ли развить интеллект?
На уровень интеллекта влияет множество факторов: генетика, уровень жизни и культура семьи, воспитание и развитие ребенка в раннем возрасте и даже состояние здоровья матери во время беременности и то, соблюдала ли она рекомендации по здоровому образу жизни. Но все это не значит, что интеллект формируется только в утробе матери и детском возрасте. Да, в раннем детстве и в школьные годы многое закладывается, но интеллект вобрал в себя много различных составляющих, и, конечно, он поддается развитию.
Вопрос, скорее не в том, можно ли его
развить, а как это сделать и сколько усилий нужно приложить, чтобы дойти до желаемого уровня. Скажем, человеку с развитым абстрактным мышлением и отличной памятью придется приложить меньше усилий, чтобы повысить ай-кью, чем тому, у кого эти способности не столь высоки.Чтобы развить интеллект, нужно вести качественную работу по самым различным направлениям: внимательность и логическое мышление, умение анализировать, тренировка памяти и многое другое. Иными словами, если вы хотите повысить IQ, вам стоит найти те области, которые вы хотите подтянуть, и работать над ними. Самое важное – держать мозг в тонусе и давать ему разнообразную работу. Изучение иностранных языков, упражнения нейробики, игра в шахматы, освоение новых интеллектуальных навыков, решение математических задач – все это и многое другое поможет повысить уровень IQ.
Одновременно важно понимать, что высокий коэффициент интеллекта – не самоцель. В большинстве случаев и в работе, и в быту важнее не уровень ай-кью как таковой, а отдельные его составляющие: умение анализировать и сопоставлять данные, находить необычные решения, делать прогнозы и справляться с другими задачами. Иными словами, если вы хотите иметь более высокий IQ, подумайте, зачем вам это: просто чтобы хвастаться высокой цифрой или вас интересуют конкретные способности/возможности/умения. Если второе, то лучше развивайте непосредственно то, чем вам, на ваш взгляд, не хватает.
Изменить свой IQ с помощью нашего теста можно здесь.
Эмоциональный интеллект — Википедия
Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач[1]. Относится к гибким навыкам.
Понятие эмоционального (социального) интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности[2].
По менее научному определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным»[3].
Предполагается, что именно эмоциональный интеллект в современном его понимании был ключевым для выживания человека в доисторические времена, поскольку он проявляется в способности адаптироваться в окружающей среде, уживаться и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами.[4] Этого аспекта в 1872 году коснулся Чарльз Дарвин в своём труде «Выражение эмоций у людей и животных», где он писал о роли внешних проявлений эмоций для выживания и адаптации.[5]
Проблемой эмоций и контроля над эмоциями много занимался основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Он, в частности, считал, что первые законы и предписания этики, такие как «Свод законов Хаммурапи» (XVIII век до н. э., Вавилон) или эдикт императора Ашоки, можно расценивать именно как первые попытки обуздать и цивилизовать проявления эмоций.[6]
Первые публикации, рассматривавшие социальное взаимодействие людей как вид интеллекта, появились в 1920-х годах. В 1920 году профессор Эдвард Торндайк впервые ввёл понятие социального интеллекта, который он описал как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми».[2]. В 1926 году был создан первый получивший широкое распространение тест (тест-анкета) для измерения социального интеллекта — George Washington Social Intelligence Test. Попытки измерения социального интеллекта продолжились в следующие десять лет, хотя, по заключению Роберта Торндайка (англ. Robert Thorndike) и Сола Стерна (Saul Stern), написавших обзор методов измерения социального интеллекта в 1937 году, эти попытки не увенчались успехом.[2]
Важный вклад в исследование интеллекта внёс Дэвид Вэкслер (David Wechsler), который рассматривал интеллект как «совокупную способность индивидуума действовать целенаправленно, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать с окружающим миром». В 1940 году он написал публикацию, в которой разделил способности человека на «интеллектуальные» и «неинтеллектуальные», к числу последних он отнёс аффективные, личностные и социальные, и заключил, что именно «неинтеллектуальные» способности являются ключевыми при предсказании жизненного успеха человека.[7] Влияние Дэвида Вэкслера, много занимавшегося разработкой тестов интеллекта, сохранялось и в начале второй половины XX века, когда доминирующей в психологии стала теория бихевиоризма.[2]
В 1960-х впервые стало фигурировать понятие именно эмоционального интеллекта. В 1964 году оно появилось в работе Майкла Белдока (Michael Beldoch) Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication, а в 1966 году в работе Ханскарла Лёйнера Emotional intelligence and emancipation.
В 1975 году Клод Штайнер (англ. Claude Steiner), один из основателей транзактного анализа, разработал концепцию эмоциональной грамотности и запустил программу тренинга эмоциональной грамотности, представленную в его книге Achieving Emotional Literacy (изд. Avon Books, Нью-Йорк, 1997).
Расцвет теории эмоционального интеллекта пришёлся на 1980-е и 1990-е. В 1983 году Говард Гарднер (Howard Gardner) опубликовал свою известную модель интеллекта, в которой разделил интеллект на внутриличностный и межличностный. В 1985 году Уэйн Пэйн (Payne, Wayne Leon) опубликовал работу A Study of Emotion: Developing Emotional Intelligence, посвящённую развитию эмоционального интеллекта. В 1988 году Рувен Бар-Он в своей докторской диссертации ввёл понятие эмоционального коэффициента EQ (англ. Emotional Quotient, по аналогии с англ. Intelligence Quotient, IQ). Наконец, в 1990 году вышла влиятельнейшая статья Питера Саловея и Джона Майера[en] «Эмоциональный интеллект» (англ. Emotional Intelligence), фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта.[2] После выхода этой статьи теория эмоционального интеллекта привлекла большое внимание, последовала масса публикаций на тему эмоционального интеллекта.
В 1995 году научный журналист Дэниел Гоулман (Daniel Goleman) опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence, в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта, дал обзор современных научных представлений об эмоциональном интеллекте и даже представил собственную модель эмоционального интеллекта, получившую впоследствии название смешанной модели. В 1996 году Рувен Бар-Он на собрании американской ассоциации психологов в Торонто представил свой новый тест EQ-i (Emotional Quotient Inventory), содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».
В начале XXI века разработка концепции эмоционального интеллекта продолжилась, многие новые публикации по этой теме сделали Петр Соловей (Петер Саловей), Джон Майер, Говард Гарднер, Константин Васили Петридис. Начинают накапливаться данные о мозговом обеспечении эмоционального интеллекта[8][9]
Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо (модель способностей)[править | править код]
Данная модель считается в психологии основной на данный момент, именно её, как правило, используют для описания понятия эмоционального интеллекта, хотя также большой популярностью пользуется основанная на этой модели смешанная модель Дэниэла Гоулмана (см. ниже). Модель способностей критиковалась некоторыми учёными, в частности Говардом Гарднером, за излишний психометрический уклон.
Майер, Саловей и Карузо выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта[10]:
- Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции.
- Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека (главным образом неосознанно) активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность, используя эмоции как фактор мотивации.
- Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные (амбивалентные, неоднозначные) чувства.
- Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения.
Модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниэлом Гоулманом, приобрела большую популярность благодаря его книге, разошедшейся рекордными тиражами. В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели.[11] Смешанная модель предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов[12]:
- Самопознание — способность идентифицировать свои эмоции, свою мотивацию при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности.
- Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы.
- Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения.
- Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям.
- Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении.
Три теста-опросника было создано на основе модели Гоулмана: Emotional Competency Inventory (ECI), Emotional and Social Competency Inventory (ESCI), Emotional and Social Competency — University Edition (ESCI-U).
Модель социального и эмоционального интеллекта (ESI) Рувена Бар-Она[править | править код]
Модель Рувена Бар-Она (англ. Reuven Bar-On) была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто (Канада). Модель состоит из 15 способностей:[13][14]
- Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами.
- Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения.
- Ассертивность / Самовыражение — способность ясно и конструктивно выражать свои чувства и мысли, а также способность мобилизовывать свою эмоциональную энергию, проявлять при необходимости твёрдость убеждений, стоять на своём.
- Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других.
- Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей.
- Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей.
- Межличностные отношения — способность конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах.
- Стрессоустойчивость — способность эффективно управлять своими эмоциями, быстро находить выход из ситуации.
- Контролирование импульсов — способность сдерживать свои эмоции, воздерживаться перед соблазном.
- Оценка действительности — способность сверять свои мысли и чувства с объективной внешней реальностью.
- Гибкость — способность быстро корректировать свои чувства, мысли, представления и поведение соответственно меняющимися обстоятельствами.
- Решение проблем — способность устанавливать и формулировать проблему, а также находить для неё потенциально эффективное решение.
- Самоактуализация — способность устанавливать цели и стремиться к их достижению, реализовывать свой потенциал.
- Оптимизм — способность сохранять надежду и позитивное отношение даже в сложных обстоятельствах.
- Счастье / Благополучие — способность чувствовать удовлетворённость собой, другими и жизнью в целом.
Термин эмоциональная грамотность часто используется параллельно, а иногда и взаимозаменяемо, с термином эмоциональный интеллект . Однако между ними существуют важные различия. Эмоциональная грамотность была отмечена как часть проекта, пропагандирующего гуманистическое образование в начале 1970-х годов.[15]
Этот термин был впервые использован Клодом Штайнером[16], который говорит, что:
эмоциональная грамотность состоит из «способности понимать ваши эмоции, умения слушать других и сопереживать их эмоциям, а также умения эффективно выражать эмоции. Чтобы быть эмоционально грамотным, нужно уметь обрабатывать эмоции таким образом, чтобы улучшить вашу личную силу и улучшить качество жизни вокруг вас. Эмоциональная грамотность улучшает отношения, создает возможность возникновения любви между людьми, делает возможной совместную работу и облегчает возникновение чувства общности».
[16]
Штайнер разбивает эмоциональную грамотность на 5 частей:
- Осознание своих чувств.
- Обладание чувством сопереживания.
- Умение управлять своими эмоциями.
- Победа над эмоциональными проблемами.
- В целом: эмоциональная интерактивность.
Согласно Штайнеру, эмоциональная грамотность заключается в понимании собственных чувств и чувств других людей для облегчения межличностных отношений, в том числе с помощью диалога и самоконтроля. Способность осознавать и воспринимать чужие чувства позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми, в результате чего возникает навык рационального поведения в ситуациях, сопровождающихся сильными эмоциями. Штайнер называет эту способность «эмоциональной интерактивностью». Поэтому модель эмоциональной грамотности Штайнера заключается прежде всего в конструктивном решении эмоциональных трудностей, с которыми мы сталкиваемся, чтобы построить надежное будущее. Он считает, что личная власть может быть увеличена, а отношения трансформированы. Акцент делается на индивидууме, и как таковой побуждает человека смотреть вовнутрь, а не на социальную среду, в которой действует индивид.
Критика теории эмоционального интеллекта[править | править код]
Эмоциональный интеллект часто преподносится как абсолютный ключ к успеху во всех сферах жизни: в школе, на работе, во взаимоотношениях. Однако, по мнению Дж. Майера, EQ, возможно, является причиной всего лишь 1-10 % (согласно другим данным — 2-25 %) важнейших жизненных паттернов и результатов. Единственная позиция, по которой популярная и научная концепции эмоционального интеллекта пришли к согласию: эмоциональный интеллект расширяет представления о том, что означает быть умным.[17].
С другой стороны все модели эмоционального интеллекта критикуют за достаточно произвольное добавление в них компонентов. И хотя нет сомнений, что все эти компоненты действительно влияют на успех человека в жизни и особенно в карьере, но для подачи этого как научной теории требуется установить некий чёткий принцип, на основе которого можно было бы структурировать понятие эмоционального интеллекта, а в отсутствии этого принципа понятие эмоционального интеллекта превращается лишь в произвольный набор факторов, влияющих на жизнь человека.[18]
Большого объёма персональной критики удостоился Дэниэл Гоулман, которого с момента выхода его первой книги обвиняют в нехватке системного научного подхода, недостатке ссылок на источники при заимствованиях и в чрезмерной коммерциализации понятия эмоционального интеллекта.[19]
- ↑ Smith, M.K. (2002) «Howard Gardner and multiple intelligences», The Encyclopedia of Informal Education, downloaded from http://www.infed.org/thinkers/gardner.htm on October 31, 2005.
- ↑ 1 2 3 4 5 Emotional Intelligence: Issues in Paradigm Building
- ↑ Стивен Дж. Стейн, Говард И. Бук Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи. — Баланс Бизнес Букс, 2007 г. — 384 с.
- ↑ Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: АСТ, 2008.
- ↑ Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. — СПб.: Питер, 2001. — 384 с: ил.
- ↑ Фрейд З. Недовольство культурой. Психоаналитические этюды. — М.: «Издательство АСТ», 2004. — 107—220 с.
- ↑ Emotional Intelligence: What it is and Why it Matters
- ↑ Vladimir Kosonogov, Elena Vorobyeva, Ekaterina Kovsh, Pavel Ermakov. A review of neurophysiological and genetic correlates of emotional intelligence (англ.) // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. — 2019. — Vol. 7, iss. 1. — P. 137–142. — ISSN 2334-8496 2334-847X, 2334-8496. — doi:10.5937/IJCRSEE1901137K.
- ↑ Косоногов, В. В., Воробьева Е. В., Ковш Е. М., Ермаков П. Н. Мозговая организация и генетические корреляты эмоционального интеллекта // Мир науки. — 2018. — № 2. — ISSN 2309-4265.
- ↑ The Four Branch Model of Emotional Intelligence (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 26 июня 2015. Архивировано 9 июля 2015 года.
- ↑ (Mayer, Roberts, & Barsade, 2008).
- ↑ Goleman, D. (1998). Working with emotional intelligence. New York: Bantam Books
- ↑ The 15 factors of the Bar-On model
- ↑ The BarOn Model of Social and Emotional Intelligence (ESI)
- ↑ Lotecka L. A project advocating humanistic education: An evaluation of its effect on public school teachers. Journal of Drug Education, 4(2), 141-149 (неопр.).
- ↑ 1 2 Steiner C. with Perry P. (1997). Achieving Emotional Literacy. — London: Bloomsbury.
- ↑ Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R., & Sitarenios, G. Emotional Intelligence As a Standard Intelligence. — Emotion, 2001
- ↑ Emotional Intelligence: What Does the Research Really Indicate? (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 26 июня 2015. Архивировано 9 мая 2016 года.
- ↑ Critical Review of Daniel Goleman
- Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Москва, Манн-Иванов-Фербер, 2014
- Алешина А., Шабанов С. Ничего личного — только бизнес. Эмоциональный интеллект для достижения успеха. СПб.: Питер, 2012. ISBN 978-5-459-01580-5
- Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78—86.
- Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57—65.
- Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. — Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011. — С. 388. — 100 экз. — ISBN 978-985-531-260-5.
- Кабаченко Т. С. Психология управления. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент. — М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005.
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — С. 560. — ISBN 978-5-91657-684-9
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — С. 512. — ISBN 978-5-91657-729-7
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект М.: АСТ, 2008. ISBN 978-5-17-039134-9
- Манфред Кэ де Ври. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта = The Leadership Mystique: A User’s Manual for the Human Enterprise. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — С. 276. — ISBN 978-5-9614-1483-7.
- Стивен Дж. Стейн. Преимущества EQ. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. — С. 384. — ISBN 978-966-415-016-0.
это что такое: определение понятия в психологии, виды и уровни человеческих способностей, классификация интеллектуально развитого человека
Люди часто задумываются над вопросом, что такое интеллект человека, и как он связан с психологией. Поэтому в этой статье я подробно объясню, что понимается под этим термином.
Это комплекс способностей учиться, понимать, решать сложные вопросы и находить выход из затруднительных ситуаций, а также умение мыслить. Общество очень уважает это качество и признает его ценность, но не всегда дает ему правильную характеристику. Чертами интеллектуала для многих являются энциклопедические знания и отменная память. На самом деле, они связаны с эрудицией.
Определение интеллекта
Он представляет собой нечто вроде вкуса к идеям. Цепочка такова: мышление перерабатывает приобретаемый нами жизненный опыт и накапливает знания, с их помощью рождаются новые идеи, открытия, изобретения, инновации. Это мыслительный процесс, который невозможен без способностей. Кому-то их дано больше, у кого-то их меньше. Это и есть человеческий интеллект. Если его уровень низкий, пользы от знаний будет немного. Начитанность и осведомленность – это лишь инструменты, которые помогают ему проявляться. Иметь большой багаж знаний без умения их использовать то же самое, что играть на скрипке, не имея таланта.
Что характеризуют интеллектуальные навыки:
- объем памяти;
- навыки анализа, структурирования информации и прогноза;
- логику;
- внимательность;
- усердие;
- воспроизведение;
- гибкость, глубину, пытливость ума;
- любопытство.
Типы
До сих пор единой классификации интеллекта не существует. Только один ученый, Говард Гарднер, выдвинул теорию 8 разновидностей:
- Пространственный, наиболее развит у водителей, конструкторов. Характеризует умение ориентироваться на местности. Если вы испытываете сложности с тем, чтобы построить маршрут, именно его нужно развивать. Сделать это можно, решая задачи с поиском выхода, занимаясь живописью и лепкой, отслеживая движение объектов.
- Кинестетический, отвечает за навыки пользоваться собственным телом, ловкость, координацию. Те, у кого он развит, отлично танцуют и работают. Помощниками в его развитии будут спорт, йога, физические нагрузки.
- Музыкальный, дает своим обладателям чувство ритма, слуха и понимания. Чем больше человек окунается в музыку, танцуя, слушая, занимаясь пением, тем больше он будет совершенствовать эту разновидность интеллекта.
- Лингвистический, отвечает за письменную и устную речь, развивается при изучении иностранных языков, чтении, общении с людьми.
- Логический, позволяет чувствовать себя как рыба в воде среди символов, знаков и схем. Будет отличным спутником ученого и изобретателя. Чтобы совершенствовать логику, нужно решать задачи, головоломки и ребусы, строить цепочки.
- Межличностный, он же социальный, близок к эмпатии. Это умение чувствовать и понимать людей, легкость в построение взаимоотношений, общительность и коммуникативность. Он важен для создания семьи, формирования дружеских связей. Его тренируют на семинарах, тренингах, групповых играх.
- Эмоциональный нужен, чтобы понять себя, жить в гармонии со своим внутренним миром. Особенно сложен для развития, поэтому требует применения духовных практик: медитации, очищения, осмысления.
- Натуралистический связан с мировосприятием, явлениями окружающей природы, физическими законами.
Любой из видов интеллекта в психологии основан на развитии свойств личности и определяет ее индивидуальность.
Структура
Процессы в нашей голове настолько сложны и многообразны, что не подвергаются структурированию по нескольким критериям. Сравнивать талантливого математика с гениальным композитором сложно и непродуктивно.
Психолог Дарья Милай
Дж. П. Гилфорд представил трехмерную кубическую модель, в которой выделил 120 умственных способностей (память, анализ, оценка, выражение мыслей и пр.) и структурировал их по трем составляющим:
- Содержание (о чем мы думаем).
- Операция (как мы мыслим).
- Результат (к чему приводит процесс).
Некоторые люди умеют быстро делать выводы и принимать решения, другим близки вспышки озарений с моментальным пониманием сути (помните Архимеда с его «эврикой»), третьи зацикливаются на пришедшем первым предположении. Интеллектуально развитый человек может всю жизнь прожить счастливо, при этом мыслить бессистемно и импульсивно, не выходить за рамки стандартов и стереотипов.
Основная функция
Ценность умственных способностей в том, что они помогают продуктивно мыслить. Благодаря им люди:
- самореализуются и самоутверждаются;
- достигают успеха и проявляют таланты;
- осваивают новые умения и получают знания;
- занимают положение в обществе.
Список может быть продолжен тем, что разум и прозорливость с давних времен до сегодняшних дней помогают выжить, устроиться, создать семью и воспитать детей. Поэтому главное из того, за что они отвечают – это умение встроиться в общество, адаптироваться и найти свое место, причем сделать это выгодно и быстро. Разум защищает нас от опасностей. Уровни интеллекта в психологии делят на:
- Низкий. Люди, находящиеся в этой категории слабые и зависимые, пассивные и покорные. Им обязательно нужна опека и поддержка, окружающий мир кажется им сложным и агрессивным, а проявление инициативы и собственных талантов бессмысленным и трудоемким делом.
- Средний. Свойственен тем, кто обладает хорошими умственными способностями, самостоятельностью и активностью. Они легко адаптируются в обществе, не боятся житейских проблем, применяют свои знания и навыки, находят круг общения и возможность самовыражения.
- Высокий. Особенная каста «революционеров и волшебников», которая выше того, чтобы приспосабливаться к миру. Для них проще и понятнее изменить среду обитания под себя, чем поменять собственные ценности. Безусловно, их меньшинство.
Индивидуальные особенности
Традиционная концепция в психологии выделяет классификацию по трем видам интеллекта:
- Врожденный, который нельзя заучить и привить.
- Социально-поведенческий, который прослеживается в поступках и высказываниях
- Оцениваемый, он поддается измерению с помощью психологических тестов.
Люди отличаются не только по наличию способностей, но и по их качественным характеристикам, набору, который свойственен личности. Однозначно сказать, что талантливый художник будет таким же в танцах, нельзя. А вот то, что различия в уровне мыслительной деятельности заметны почти с рождения – можно.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Если ребенок проявляет любопытство к окружающему миру, доставляет массу хлопот, разматывая туалетную бумагу, опрокидывая еду, таская за хвост домашнюю кошку – будьте уверены, это признак высокого интеллекта. А вот тихоня, с которым, по мнению родителей, им повезло, вряд ли будет выделяться высоким уровнем IQ. Чтобы правильно его оценить используют техники оценки в виде тестов с отличающимися заданиями для разных возрастных категорий.
От чего зависит интеллектуальный уровень
Определенный набор качеств мы получаем с рождения, по наследству. На них невозможно влиять. Но речь идет только о половине навыков. Другая – приобретается в течение взросления и зависит не только от природных данных: подвижность нейронов, быстрота реакции, характер нервной системы, но и от социального окружения, в котором развивается личность.
Особое значение для становления умственных способностей имеет эмоциональная связь ребенка и матери. Дети, которые окружены любовью, лаской и заботой показывают лучшие результаты по оценочным intellectus тестам.
Возрастные различия
Измерение интеллекта у одного и того же человека в разном возрасте даст взаимосвязанные результаты. То есть, если малыш в 5 лет отличался умом и сообразительностью, показатели мозговой активности. скорее всего, останутся высокими и в 20, и в 40 лет. Однако, 100% гарантии дать нельзя.
Например, Паскаль, будучи 13-летним, участвовал в заседаниях ученого совета по математике, а Эйнштейн в 15 лет был исключен из школы за неуспеваемость.
Сравнивая показатели разных возрастных групп, мы увидим определенные закономерности:
- коэффициент растет до 17-18 лет, замедляя движение в переходные периоды, когда мозг «занят» решением других вопросов;
- после 20 лет развитие значительно замедляется;
- логический, аналитический и арифметический потенциал раскрываются к 30 годам;
- медицина проще дается к 40 -45 годам, психология – после 50;
- искусству покорны все годы, ограничения исследователями не установлены.
Интересен тот факт, что обязательного регресса интеллектуальной активности не происходит. Конечно, у пожилых людей нарушаются физиологические процессы, влияющие на кору головного мозга, зато человек приобретает важный жизненный опыт, который помогает ему применять те знания, которые он накопил.
Гендерные различия
Хотя стереотип об огромной разнице умственных способностей сильного и слабого пола постоянно обсуждается в обществе, научно обосновать наличие «интеллектуальной пропасти» никто пока не смог. Действительно, средний уровень интеллекта примерно одинаков у мужчин и женщин. Разница наблюдается в следующих аспектах:
- девочки до 15 лет развиваются намного быстрее мальчиков;
- математическими талантами лучше удается блистать представителям мужского пола, а женщины отличаются развитием речи, эмоциональной активности и творческих навыков;
- приоритетом прекрасной половины является нестандартное мышление.
Понятие коэффициента интеллекта в психологии
Количественный показатель введен в практику в начале 20 века В. Штерном. Чтобы определить свой интеллектуальный уровень, нужно пройти тестирование. Средний результат большинства землян колеблется в диапазоне 80-120, есть представители с IQ около 200. Умственной отсталостью считаются показания менее 70.
Формула для расчета простая:
IQ= Умственный возраст/физический х 100p
Диагностика
Исследования интеллектуальности проводятся на основе разных методик и техник. Все они основаны на двух принципах: тестирование и эксперимент.Например, логическое мышление и навыки определения закономерностей выявляются с помощью прогрессивных матриц Равена. Тесты по Амтхауэру специализируются на ориентации в профессиональной деятельности. И первая, и вторая технологии разработаны для людей разных лет. Чтобы оценить ребенка, подойдет метод Гудинаф-Харриса, который дает оценку по детскому рисунку. Всем этим разработкам исполнился не один десяток лет, они унифицированы и дают усредненные показания.
Задайте вопрос
Мышление и интеллект
Механизм, с помощью которого мы получаем новые знания и делаем выводы, познаем себя и окружающий мир – это мыслительная активность. Она является высшей ступенью развития, потому что дает возможность постичь те явления и объекты, которые невозможно воспринять на уровне других чувств.
Интеллект – это способность пользоваться мышлением в полной мере. Чем лучше он развит, тем больше мы способны понять и постичь.
Можно ли совершенствовать интеллектуальные навыки
Влиять на умение управлять процессами головного мозга и использовать потенциал по максимуму учиться надо с раннего детства. Будучи взрослыми, существенно улучшать свои умственные способности будет непросто, но возможно. Они зависят от пластичности психики, скорости реакций и количества нейронных связей. Тренажерами для их развития являются анализ, обработка и структурирование информации. Другими словами, чем больше вы будете думать, тем умнее станете.
Рекомендации для повышения коэффициента
5 практических советов для тренировки мозговой активности и увеличения IQ, которыми можно пользоваться ежедневно:
- Бросайте мозгу вызов, решайте математические задачи, изучайте иностранные языки, научитесь играть на музыкальном инструменте.
- Общайтесь с образованными людьми. Ведя беседу и понимая ход мыслей умных, вы извлечете пользу для себя.
- Играйте в компьютерные игры, которые требуют разработки стратегии, тренируют реакцию.
- Читайте книги, это развивает словарный запас и эрудицию.
- Занимайтесь спортом, ведите здоровый образ жизни.
Эмоциональный интеллект
Понятие IQ включает умение различать эмоции, понимать, что движет другими людьми, чего они хотят, к чему стремятся и чего добиваются. Именно он помогает управлять своими и чужими чувствами для достижения целей.
Наш ум можно условно разделить на две половины: рациональную, которая отвечает за познание, мысли, умозаключения и импульсивную, лишенную логики, но не менее влиятельную. В идеале мы должны уравновесить и подружить эти части.
Составляющая IQ – это характер. Эмоциональный вид включает в себя навыки:
- верить в себя;
- сочувствовать;
- контролировать эмоции;
- уметь отвлекаться от неприятных переживаний;
- стремиться к цели;
- находить мотивацию.
Социальный интеллект
Он помогает правильно трактовать поведение окружающих, выстраивать отношения между людьми. Чем лучше он развит, тем более вы приспособлены к жизни в обществе. Если эта часть мыслительной деятельности высоко развита, вам не составит труда спрогнозировать реакцию собеседника или молниеносно выдать суждение о ком-либо, не задумываясь ни на минуту. Это скорее дар приспособления, чем глубокого и вдумчивого понимания.
Интеллект ребенка
У малыша в 10-месячном возрасте количество нейронных связей, отвечающих за обработку информации, в разы превышает ресурс взрослого человека. Если к 5 годам интеллектуальные способности целенаправленно развивать, вы добьетесь уникальных результатов.
Детям необходимо тренировать:
- осознанность процесса обучения;
- память;
- внимание.
Заключение
В психологии определение интеллекта – это прежде всего комплексные способности использовать свой потенциал и адаптироваться в нашем мире. Творите, увлекайтесь, рисуйте, делайте свою реальность ярче и не зацикливайтесь на чем-то одном. Записывайтесь на мою личную консультацию, и мы вместе выявим четкую картину ваших сильных и слабых сторон.
В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.
Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.
Записаться на консультацию
Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.
Skype, Viber.
Записаться на консультацию