Вопросы интервью: Psychology OnLine.Net
Вопросы интервьюДобавлено Psychology OnLine.Net
05.10.2006 (Правка 19.02.2010)
Исследовательское интервью протекает скорее как обычный разговор, но имеет специфические цели и структуру: для него характерна определенная систематизированная форма постановки вопросов. Вопросы интервьюера должны быть короткими и простыми. В рассматриваемом здесь типе интервью, направленном на описание жизненного мира, можно задать первый вопрос о конкретной ситуации, а затем уделить внимание различным аспектам явления, затронутым в ответе. Решающим фактором является способность интервьюера ощутить непосредственный смысл ответа и диапазон возможных смыслов, которые раскрываются за ним. А это требует знаний и интереса как к обсуждаемой теме, так и к самому взаимодействию в ходе интервью. Решение о том, который из множества аспектов, затронутых в ответе собеседника, нужно развивать, зависит как от цели и содержания интервью, так и от социального взаимодействия в ситуации интервью.
Ситуация интервью
Типы вопросов интервью
А. Вводный вопрос: «Не могли бы вы мне рассказать о …?»; «Не припомните ли случая, когда …?»; «Что произошло в том эпизоде, о котором вы упомянули?»; «Не могли бы вы описать, как можно более подробно, ситуацию, в которой вы чему-то научились?», — такие вводные вопросы могут породить спонтанные, подробные описания, когда сам собеседник говорит о своих переживаниях как об основном содержании исследуемого феномена. Остальная часть интервью может представлять собой развитие аспектов, которые были затронуты в истории, рассказанной в ответ на первый вопрос.
Б. Отслеживающие вопросы. Ответы собеседника могут быть расширены благодаря любознательности, настойчивости и критичности интервьюера. Это можно сделать с помощью прямых вопросов, относящихся к тому, что только что было сказано. Можно использовать с этой целью и кивки, и «м-м-м», и просто паузы, приглашающие собеседника продолжить его описание. Повторение интервьюером особенно важных слов ответа может способствовать дальнейшему развитию высказывания. Интервьюер должен тренировать в себе способность замечать «сигнальные лампочки» в ответе — такие, как необычные слова, усиленные интонации и тому подобное, которые могут сигнализировать о целом комплексе важных для собеседника тем. Ключевой проблемой в данном случае является способность интервьюера слушать собеседника, когда он говорит о том, что важно для него, и в то же время не забывать об исследовательских целях проекта.
В. Проясняющие вопросы. «Не могли бы вы еще что-нибудь рассказать об этом?»; «Нельзя ли более подробно описать то, что случилось?»; «А случалось ли еще что-нибудь подобное?», — в данном случае интервьюер следует за ответом собеседника, проясняя содержание, но не акцентируя конкретные аспекты высказывания.
Г. Конкретизирующие вопросы. Реагируя на ответы собеседника, интервьюер может задавать и более конкретные вопросы, например: «Что вы тогда подумали?»; «Что вы предприняли, когда почувствовали, что у вас растет тревога?»; «Как реагировало ваше тело?». Когда интервью содержит множество общих высказываний, интервьюер может попытаться получить более точные описания, спросив: «Вы сами это тоже испытали?».
Д. Прямые вопросы. В данном случае интервьюер прямо задает темы и аспекты их рассмотрения, например: «Вы когда-нибудь получали деньги за оценки?»; «Когда вы упомянули о соревнованиях, вы имели в виду состязания вроде спортивных или деструктивную конкуренцию?». Такие прямые вопросы желательно отложить и не задавать в первые моменты интервью. Их следует задать после того, как собеседник уже высказал свой собственный спонтанный взгляд и показал, таким образом, какие аспекты данного явления имеют для него важное значение.
Е. Косвенные вопросы. В данном случае имеются в виду проективные вопросы, типа: «Как, вам кажется, воспринимают другие ученики соревнование за получение оценок?». Ответ может содержать мнение об отношении других учеников, но может быть и косвенным выражением собственного отношения респондента, которое он прямо не высказывал. Для того, чтобы проинтерпретировать ответ, потребуется очень аккуратно расспросить его дополнительно.
Ж. Структурирующие вопросы. Интервьюер отвечает за ход интервью и должен отметить момент, когда тема исчерпана. Интервьюер может вежливо прямо пресечь многословный ответ, который не соответствует теме исследования, сказав, например: «Сейчас я бы хотел перейти к другой теме…».
3. Молчание. Вместо того, чтобы превращать интервью в перекрестный допрос, непрерывно обстреливая собеседника градом вопросов, интервьюер-исследователь должен брать пример с психотерапевтов, используя молчание, чтобы побудить собеседника продолжить интервью. Допуская паузы в разговоре, мы даем собеседнику достаточно времени, чтобы все припомнить и обдумать, и затем он сам нарушает молчание, чтобы сказать нечто важное.
И. Вопросы-интерпретации. Интерпретация в ходе интервью может использоваться в виде простого перефразирования ответа, например: «То есть вы считаете, что…?», или же попыток прояснить высказывание: «Если я правильно понял, вы почувствовали, что…?», «Можно ли то, о чем вы сейчас говорили, описать такими словами: …?». Возможна и более непосредственная интерпретация сказанного учеником: «Правильно ли я понял, что в основном ты тревожишься об оценках из-за возможной реакции твоих родителей?». Более абстрактный вопрос можно задать, например, таким образом: «Не кажется ли
Пример интервью в процессе консультирования
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
(ФГБОУ ВО «МГТУ»)
Институт заочного обучения
Кафедра психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Психологическое консультирование в образовании
Выполнил: Авдонина Виктория Ивановна, студентка 2 курса.
группа: зИППм-16-2
Проверил: Разумова Елена Михайловна, кандидат психологических наук.
Регистрационный № ____
Специальность (направление): Психолого-педагогическое образование / Психология здоровья в образовании.
Рецензент ______________________________________________________________________
Дата получения контрольной работы «____»_________________ 2018 г.
Дата возвращения контрольной работы «____»_________________ 2018 г.
РЕЦЕНЗИЯ
Контрольная работа выполнена в ______________________________________ объеме в
соответствии с заданием
Замечания: ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Оценка ____________ Подпись руководителя
Психолог: добрый день, садитесь, пожалуйста, давайте с вами познакомимся. Меня зовут Виктория, а вас?
Клиент: здравствуйте, меня зовут София.
Психолог:
Клиент
Подскажите, пожалуйста, что делать с 13-летним подростком, который постоянно играет в компьютерную игру-стрелялку. Уже зависимость!
Психолог
Я правильно Вас поняла — 13-и летний подросток видится Вам зависимым от компьютерной игры, и Вы хотите понять, как избавить его от этой зависимости?
Клиент
да, он постоянно играет. И оторвать его от компьютера невозможно. Ни запреты, ни уговоры не помогают
Психолог
И от этой зависимости страдает его учебная деятельность? Или это как-то мешает ему в других сферах?
Клиент
нет, в учебной деятельности все хорошо. Но он после этой игры становится агрессивным
Клиент
плюс портит зрение.
Психолог
То есть, поиграв, он становится агрессивным по отношению ко всем окружающим?
Клиент
ну да… возбужденный какой-то.. нервный
Психолог
А в чем именно выражается его возбуждение и нервозность?
Клиент
огрызается.. и вид у него какой то нервный..
Психолог
Я правильно понял, что он огрызается на Вас в тот момент, когда Вы просите его прекратить тратить время за компьютером?
Клиент
нет, после того, как он выходит из за компьютера, поведение у него какое-то нервное
Клиент
да и вообще беспокоит, что он в стрелялки играет в таком количестве. психика-то страдает
Психолог
Вас беспокоит, что компьютерные игры разрушают психику ребенка?
Клиент
дааа
Вы говорили ему об этом?
Клиент
да
Клиент
он не принимает это всерьез
Психолог
А как Вы сами для себя отслеживаете степень влияния игр на психику? У Вас, возможно, есть критерии, по которым Вы определяете, что психика ребенка страдает.
Клиент
ну… пока у него только некоторая нервозность и агрессия. Но влияние сетевых стрелялок на подростков можно оценить просматривая новости, особенно из Америки
Психолог
Как Вы думаете, что он находит в этих играх?
Клиент
не знаю..
а что они все в них находят??
Психолог
возможно, я бы мог сейчас «как психолог» предложить Вам возможные варианты того, что некий средний подросток находит в компьютерных играх, но будет ли это полезно для Вас? Мы с Вами пытаемся разобраться в том, что мог бы находить в играх именно этот подросток. А я уверен, что Вы знаете его лучше чем я.
Психолог
Если бы Вы спросили его об этом, как Вы думаете, что бы он Вам ответил?
Клиент
мне нравится
ну… думаю, ему нравится, что она сетевая, т.е. он параллельно общается. И еще… может позиция силы..
Психолог
Позиция силы?
Клиент
ну… в игре он сильный.. плюс мальчиков всегда привлекает войнушка
Психолог
Можно ли сказать, что он находит себе «друзей» — партнеров по игре и при этом в виртуальном мире может быть таким, каким, возможно, ему хотелось бы быть в мире реальном?
Клиент
возможно..
Психолог
Мне кажется, мы в ходе этой беседы немного продвинулись по пути решения ситуации- я думаю, Вы, конечно же, всегда стремитесь понять и принять его желания — в то же время ситуация иногда путается в силу накопленных невыраженных чувств.
Я не могу дать Вам конкретный совет, и мне кажется, что мы совершили сейчас небольшой шаг к пониманию, а потому, если у Вас нет каких-нибудь вопросов, которые мы не затронули, я попробую предположить некоторые шаги, которые Вы могли бы предпринять.
Вы понимаете, что запрет скорее всего уже не окажет сильного влияния на 13 летнего подростка — он уже почти взрослый человек и как каждый взрослый может испытывать массу трудностей, о которых не решается сказать Вам. Решить их он может только сам и, конечно же, с Вашей помощью. Говоря о себе, о своих чувствах, донести информацию получится вернее, чем в форме просьб или запретов. Постарайтесь понять, зачем ему игры и возможно, искренне выразить беспокойство — то, о чем Вы говорили мне. Возможно, вы вместе сможете выработать компромисс.
Попробуйте сделать эти маленькие шаги и, если возникнет необходимость, Вы всегда можете снова обратиться за помощью психолога.
Клиент
конечно, запреты не помогут, а вызовут в ответ еще большую агрессию.
спасибо Вам огромное!!!!
Я попробую. До свидания.
Психолог: до свидания
Жалоба. Она сформулирована таким образом, что сам клиент в ней не участвует. Из нее необходимо сделать запрос для полноценной работы.
Ввожу активность самого клиента. В реплике отражаю ситуацию, используя оператор понимания, показываю клиенту, что он услышан. Сделан заход на установление запроса – чего хочет клиент.
Клиент описывает актуальную ситуацию, тем не менее, уйдя из активной позиции переживающего в позицию наблюдающего за поведением подростка.
От жалобы на зависимость ребенка перешли к его агрессивности – более конкретная черта для рассмотрения.
Клиент дает общую информацию, неудобную для работы.
Прошу уточнить, что клиент имеет в виду предметно.
Понимающая реплика, направленная на объединение начальной информации с вновь полученной.
Клиент возвращается к жалобе.
В речи клиента много фраз без конкретного смыслового основания – я стремлюсь выяснить эти основания.
Директивный ход с приписыванием мыслей клиенту – спорный, но в то жен время нацеленный на принятие клиентом неэффективности подобного рода абстрактных размышлений. Эффект заглаживаю эмпатической репликой с целью отражения чувств клиента. Актуализировав их, перехожу к ее видению смыслов ребенка.
«Наивная реплика» отнесенная к спасительному «первому регистру» здесь и сейчас. Я пытаюсь исправить положение, перейти от совершенной ошибки к конструктивному решению трудности. Опять придаю активности клиенту.
Намеренно прошу клиента «читать мысли» подростка – чувствую нужность рефлексии модели клиента.
Ход оказывается успешен – клиент приходит в рефлексивную позицию и сам ищет ответ на вопрос о том, что для ребенка игры в компьютер.
Пересказ и расширение гипотезы самого клиента – в отличие от навязывания своего видения это исключительно понимание самого клиента, его работа и потому именно она для него окажется ценна.
В этой реплике у меня стоит задача создания некоего психотерапевтического аккорда – нужно учесть затронутые темы, обозначить и укрепить микросдвиги в понимании всей ситуации самим клиентом, отразить его состояние.
Здесь интересное противоречие – некоторая степень гипнотического внушения – это неявное противоречие «сам но с вашей помощью» позволяет на нелогическом уровне интерпретировать посыл как сохранение активной позиции помощника в процессе развития подростка.
Метод интервью — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 декабря 2013; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 декабря 2013; проверки требуют 2 правки.Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.
Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.
В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.
По степени формализации[править | править код]
- Стандартизированное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.
- Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.
- Полустандартизированное или фокусированное интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.
По стадии исследования[править | править код]
- Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.
- Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.
- Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.
По количеству участников[править | править код]
- Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).
- Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.
- Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.
По материалам: Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.
Структура интервью
Начальный этап интервью и его особенности
Несмотря на существование различных методов и методик проведения бесед (собеседований, интервьюирования, анкеты) и возможных их вариантов, структура любого интервью должна включать несколько основных этапов, то есть должна присутствовать определенная структура интервью.
На первоначальной стадии беседы интервьюер и респондент знакомятся, здесь происходит установление первого контакта. Интервьюер представляется, благодаря респондента за то, что тот согласился принять участие в исследовании. Также он должен рассказать, от имени какой организации проводится исследование.
Замечание 1Вся начальная часть беседы выстраивается таким образом, чтобы у респондента появилась мотивация и расположенность к искреннему взаимодействию с интервьюером.
Респондент должен обладать настолько подробной информацией об исследовании, насколько это необходимо, даже если это занимает много времени. Ему важно объяснить состав исследования, его цель и способы обработки результатов. Цели исследования раскрываются более или менее подробно в соответствии со спецификой. Это обусловлено тем, что в определенных ситуациях полное изложение целей искажает последующие ответы респондента. Исследователь объясняет, по какой причине важно участие именно выбранного респондента в случае научного исследования (пациента в случае клинического исследования) с акцентом на особенностях его прошлого опыта, определенных индивидуально-психологических особенностях и т.п.
Может быть дано краткое описание построения самой беседы, материалы обсуждения и др. Описывается, каким образом будут фиксироваться ответов, берется согласие на использование записи и использование звукозаписывающей аппаратуры. По необходимости важно подробно объяснить, зачем именно это нужно.
Респонденту в деталях разъясняются и все этические моменты осуществления интервью, в первую очередь это касается конфиденциальной информации. Важно понимать, что для респондентов беседа не является ни нейтральной, ни анонимной. Они изначально понимают, каким образом впоследствии будут использоваться сказанные слова, которые при раскрытии без соблюдения конфиденциальности, способны повредить репутацию. По этой причине необходимо объяснение, как именно обеспечивается конфиденциальность, что имена или содержание, по которым личность опрашиваемого может быть идентифицирована, не будут отражены в отчетах и по необходимости даже в расшифровках. Здесь важно отметить, как и зачем будет сохраняться аудиозапись интервью, как будут анализироваться ответы и т.д. Подробное освещение подобных вопросов повышает доверие респондента, обеспечивая максимально открытое и честное общение.
Респонденту также объясняется, что он вправе в любое время закончить интервью без объяснения причин, по которым он хочет это сделать. Подобное желание часто возникает у респондента при обсуждении интимных или болезненных тем. Респондент должен понимать, что не должен участвовать в беседе, если больше не желает делать этого. Обсуждая сложные вопросы на более поздних стадиях беседы, интервьюер может напомнить о подобной возможности. Помимо этого, инициатору интервью необходимо отслеживать возможные невербальные проявления желаний собес
Интервью как основной метод психологического консультирования (стр. 1 из 3)
Введение
Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово “консультирование” уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое. Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта та часть, которая включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.
Психологическое консультирование, как область практической психологии, цель которой заключается в оказании консультационной психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения. Главной идеей, лежащей в основе психологического консультирования, является мысль о том, что практически любой психически здоровый человек в состоянии справится с большинством возникающих в его жизни психологических проблем. Таким образом, психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи тем, что клиенту отводится более активная роль.
2. Интервью как основной метод психологического консультирования
Интервью – способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные
(по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами). Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов, складывающейся эмоциональной атмосферой; уровень получаемой информации – богатством и сложностью ответов.
Описывая интервью как основной метод психологического консультирования, мы исходим из следующих предварительных соображений: психолог-консультант работает с заказом клиента. Если этот заказ предполагает диалогическую работу, то она проводится в специально назначенное время или другим специалистом-психодиагностом. Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует ситуацию клиента как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.
Интервью и является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, то есть с целью создания большей мобильности его внутреннего мира.
Что отличает интервью от других методов работы практического психолога? Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает построение предмета взаимодействия психологом и клиентом. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан, составят тему взаимодействия психолога и клиента.
Например, темой могут стать переживания клиента или отдельной могут стать действия клиента.
Но существенно важным, для проведения интервью является то, что предметом взаимодействия, определяющим отношения клиента и психолога, будет внутренний мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отношение клиента к его внутреннему миру — сделать его более динамичным.
Тема интервью задается клиентом в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте, одна и та же тема, например переживание своей родительской некомпетентности, может быть задана в разном контексте; например, неполной семьи, повторного брака или у человека с правами попечителя, а не родителя.
Восстановление контекста появления темы отличает интервью от других методов психологической помощи тем, что не только объективные данные о контексте, но отношение к ним клиента, его роль в этом контексте являются важной составной частью заявленной темы.
Психолог, работающий с темой заказа и ее контекстом, должен постоянно контролировать в ходе интервью собственные личные проекции на содержание темы, их мы обозначим так — подтекст интервью. Этот подтекст может быть привнесен в интервью самим психологом, если он не вычленяет содержание своих личностных проекций в ходе интервью.
Это ситуации, когда во взаимодействии с клиентом в ходе интервью психолог решает свои личные проблемы через проекцию, перенос, сублимацию и другие варианты защитных механизмов своей личности и не осознает их (см. примеры в заданиях для самостоятельной работы).
Итак, в ситуации интервью психолог должен рефлексировать на тему заказа клиента, контекст ее появления и на подтекст своих действий, для построения предмета взаимодействия с клиентом.
3. Пятишаговая модель процесса интервью
Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий:
раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента. Вопросы — основной способ воздействия психолога на клиента в ходе интервью.
В литературе обычно описывается пятишаговая модель процесса интервью. Остановимся на ней подробнее.
Первая стадия интервью — структурирование, достижение взаимопонимания или как ее часто маркируют — «Привет!».
Психолог структурирует ситуацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возможностях. При этом психолог решает проблемы установления контакта, соответствия, раппорта с клиентом. Конкретные варианты решения этих проблем зависят от» индивидуальных и культурных особенностей клиента.
Клиент на этой стадии интервью решает задачи достижения психологического комфорта, то есть задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.
Эта стадия интервью заканчивается, когда достигнуто соответствие психолога и клиента, которое может быть выражено ими примерно в следующей формулировке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (клиент).
Вторая стадия интервью обычно начинается ее сбора информации о контексте темы: происходит выделение проблемы; решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента. Маркировка этой стадии интервью: «В чем проблема?»
Психолог решает следующие вопросы: зачем клиент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материале заявленной темы психолог уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы.
Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.
После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить так — желаемый результат. Маркировка этой стадии интервью — «Чего вы хотите добиться ? »
Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуждается также вопрос о том, что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут.
Некоторые клиенты начинают именно с этого этапа. Если психологу уже ясны цели клиента, то рекомендации должны быть даны немедленно.
Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии — «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»
Психолог и клиент работают с различными вариантами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществляется с целью избежания ригидности и выбора среди альтернатив. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным.
Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным для клиента, в то же время для некоторых клиентов нужны четкие директивные рекомендации.
Пятая стадия интервью — обобщение предыдущих этапов, переход от обучения к действию. Маркировка этого этапа — «Вы будете делать это?». Психолог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью. Из практики консультирования известно, что многие клиенты ничего не делают для изменения.
Обобщение, которое делает психолог, учитывает индивидуальные и культурные особенности клиента, выявленные на первых стадиях интервью. Остановимся поподробнее на каждой стадии интервью. Первая стадия «Привет!» — это установление контакта и ориентирование клиента на работу. Если в течение 5 минут отношения не сложились, то ситуацию консультирования, как показывает практика, исправить трудно.
На этой стадии психолог показывает клиенту свою позицию во взаимодействии. Она может быть, как любая позиция в общении, описана в понятиях равенства и неравенства. Варианты здесь могут быть следующие:
1) психолог занимает позицию над клиентом;
2) психолог занимает позицию равенства с клиентом;
3) психолог предлагает клиенту занять позицию над ним, то есть он готов следовать за клиентом.
В ходе интервью может осуществляться изменение позиций, но это будет ситуация профессионального интервью, если психолог рефлексирует на тему взаимодействия с клиентом и дает ему возможность отслеживать логику интервью.
Обычно к признакам хорошего интервью относятся следующие: клиент понимает логику беседы, это повышает его активность. Клиенту интересно в ситуации интервью.
Интервью — Психологос
Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану.
Общие сведения
Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.
В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.
Виды интервью
По степени формализации
- Стандартизированное, или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.
- Нестандартизированное, или свободное, интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.
- Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.
По стадии исследования
- Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.
- Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.
- Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.
По количеству участников
- Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).
- Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.
- Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.
виды интервьюирования, как брать и писать
Вы узнаете, что такое интервью и каких видов бывает. Также я дам ценные советы в подготовке и проведении беседы с респондентом. Раскрою много секретных методик, которые помогут вам не облажаться перед всеми.
Что такое интервью
Интервью — это жанр публицистики, в котором проходит беседа журналиста с одним или несколькими лицами по актуальным вопросам.
Интервьюер — это человек, который опрашивает респондентов или берет интервью у других людей. Его главной задачей является разговорить респондента (героя беседы) на актуальные темы.
Респондент (кандидат или спикер) — это тот, кто берет интервью. То есть отвечает на поставленные вопросы.
Обратите внимание, беседа может строиться не только с одним человеком. Она может проходить с несколькими людьми. Причем как одновременно, так и последовательно в одном материале.
И второе здесь замечание — это «по актуальным вопросам».
Как вы видите, вопросы не просто задаются обо всем. Интервью не сводится к обычной беседе, которую вы переложили в текст.
Также неверно утверждать, что любой интересный разговор приводят к публикации. Даже если вы очень общительный человек, то результат вашей беседы с респондентом не всегда может быть пригодным для публикации.
Когда ведете интервью, ваша задача — это продемонстрировать партнера.
То есть помочь ему раскрыться. Помочь с помощью ваших вопросов и замечаний продемонстрировать миру его позицию по какому-либо вопросу. То есть показать личность человека, его мировоззрение, кругозор и позицию.
Интервью — это не просто информация в виде ответов на вопросы. Это именно демонстрация личности. Что человек чувствует, о чем думает, какую позицию занимает. ТвитнутьМастера интервью:
- Познер
- Соловьев
- Авдотья Смирнова
- Дмитрий Гордон
Обратите внимание на такие передачи, как «Школа злословия» и «Временно доступен». Вот в них интервью построено именно с желанием раскрыть персонажа.
Посмотрите насколько они пытаются раскрыть своих персонажей. Они задают им наводящие вопросы и даже провоцируют иногда. Посмотрите и сравните насколько это разительно отличается от передачи «Пока все дома».
Передача эта милая и давно существует. Однако вопросы там как правило, не раскрывают персонажей. В основном люди просто рассказывают свою биографию. Это то, что публиковалось миллион раз на других каналах.
Вопросы там поверхностные: «кто вы?», «как начали свою карьеру?», «кто живет в доме?», «каких животных любите?», «в какую школу ходят ваши дети?» и так далее.
Все это не демонстрирует человека!
В общем, интервьюирование — это целая наука и одновременно, искусство, которое не изучишь за один день. Ключевым фактором здесь является ваша практика и мои советы, которые будут даны ниже.
Виды интервью
Здесь рассмотрим основные виды интервью. Стоит сказать, что их достаточно много. Поэтому многие люди их могут классифицировать по-разному.
Информационное — сбор данных по новостям. В этом жанре журналистики всегда заложен информационный повод. Тут важна динамичность и короткие вопросы. Например, что, где и когда происходит. Почему нам это интересно и зачем мы журналисты об этом рассказываем.
Аналитическое — выявляет важную социальную проблему с последующим анализом фактов. Тут важно мнение эксперта по данным вопросам. Например, «почему?», «каким образом?», «что это значит?» и так далее.
Блиц интервью — очень короткое интервью (2 — 3 минуты), которое проводится сразу после какого-то события. Часто используется на телевидении после каких-то политических собраний. Например, могут спросить у депутата, о чем было собрание, какие изменения планируют ввести и так далее. Также часто встречается в культуре и спорте.
Блиц интервью лыжника Алексея Полторанина после соревнованийОперативное — это подвид информационного, где осуществляется сбор мнений по узкой теме. Вопросы тут для разных спикеров одинаковые. Проводится в виде опроса для одной или разных социальных групп.
Портрет — персональное интервью с одним известным героем для раскрытия его качеств. Человек как-то проявил себя в общественной жизни. Поэтому нам при помощи вопросов и ответов нужно раскрыть детали, которые сформируют индивидуальность героя.
Беседа (диалог) — тут респондент и журналист на равных поскольку последний имеет опыт работы в той или иной сфере. Поэтому, как и спикер, журналист тоже имеет право высказывать свою позицию по данному вопросу. Это довольно интересный жанр журналистики. Ведь словесный баттл всегда нравится людям.
Интервью-расследование — это более подробное изучение проблемы или события. Требует настоятельной подготовки интервьюера.
Бизнес-интервью — это интервьюирование в сфере бизнеса и делового общения. В большинстве случаев проводится в закрытой обстановке и не поддается огласке. Осуществляется такая беседа как правило, с коллегами и партнерами по бизнесу. Также часто применяется и при подборе персонала на работу.
Подвиды бизнес-интервью:
- Биографическое — человек рассказывает о себе и своей профессиональной деятельности.
- Интервью по компетенциям — проводится в виде собеседования для выявления личностных и деловых способностей кандидата.
- Структурированное — это интервью по компетенциям, но уже в более сжатой форме. Это небольшое собеседование с четко поставленными вопросами. Оно проводится при подборе среди большого числа кандидатов. Также может использоваться для получения дополнительной уточняющей информации, которая не была извлечена при первоначальном анкетировании или собеседовании.
- Мотивационное — это особая техника консультирования клиента или сотрудника для дальнейшей мотивации. Часто используется для побуждения человека к самосовершенствованию, настрою на работу и отказе от вредных привычек.
- Проективное — выявляет проекции личности на отвлеченные ситуации. То есть кандидата просят объяснить поступки других людей. Например, почему люди врут. Интерпретируя поведения других людей, мы проецируем на них свои представления о жизни. Таким образом, ответы на такие нестандартные вопросы помогут оценить кандидата по скрытым факторам. Например, честность, лояльность или конфликтность.
- Кейс-интервью (или ситуационное) — соискателю предлагают описать модель поведения в конкретной ситуации. А дальше уже можно оценить насколько ценности и представления кандидата соответствуют компании.
По количеству участников интервью подразделяют на:
- Тет-а-тет
- Групповое — экономит время при собеседовании, а также выделяет из толпы наиболее ярких участников
- Коллегиальное — кандидат предстает перед комитетом или группой интервьюеров. Собираются специальные коллегии из нескольких человек для оценки кандидата.
- Многоэтапное — кандидат встречается с каждым интервьюером по отдельности. Затем принимается общее решение и оценка кандидата.
По форме проведения:
- Видео интервью — часто проводится на телевидении или по онлайн трансляции в интернете.
- По телефону
- Личная встреча — часто используется в деловых переговорах. Во время беседы участники могут становиться то источником, то реципиентом информации.
- Экстремальное интервью — проводится в опасных для жизни условиях. Например, при военных действиях в какой-нибудь стране.
- Анкетирование — письменные ответы на вопросы. Если в присутствии анкетера, то это очное анкетирование. Если без него, то заочное. В большинстве случаев используется заочное. Оно проще в проведении и экономит время.
Зачем нужно готовиться
Сразу скажу, что от вас потребуется хорошая подготовка к интервью. Вы просто не сможете нормально провести беседу если не подготовитесь.
Общие вопросы можно задать и без подготовки. На такие темы можно говорить с кем угодно. Но если вы хотите провести именно интересное интервью, то нужно готовиться.
Обратите внимание, есть два типа интервью и две разные задачи, которые перед вами стоят. Иногда, это задача — получить от человека информацию для своего издания. Это достаточно простое задание.
К примеру, у вас издание про продвижение в интернете. Вам нужно подготовить материал о выходе нового поискового алгоритма Яндекса.
Если необходимо интервью по конкретной теме, то вам нужен будет герой. В нашем примере, это будет один из разработчиков или кто-то из ведущих seo специалистов. То есть вы отталкиваетесь от темы.
Конечно же, когда будете брать интервью с таким героем, то вы вряд ли спросите о его детстве, увлечениях и так далее.
У вас конкретная тема. Как работает новый алгоритм. В чем его особенности, как обойти и так далее.
Конечно же, на общем фоне может прозвучать несколько вопросов о биографии и заслугах человека касательно seo продвижения. Однако это совершенно не обязательно!
Может быть элемент какой-то аналитики и позиции респондента. К примеру, вы можете спросить — «Как вы считаете, измениться интернет с появлением нового алгоритма или нет?»
Это уже будет его позиция.
Но все равно, вы остаетесь в рамках темы и информации для своего издания. То есть вы помните о своих читателях, которым интересно узнать, как работает новый алгоритм из первых рук.
Это будет ваша первая задача.
Но есть и вторая задача, когда вы показываете психологический портрет собеседника. Тогда нужно раскрыть читателям интересную личность.
Опять же, это может быть какой-то очень известный человек. Именно с ним чаще всего делают интервью. Однако это может быть и обычный герой, который отражает эпоху, город, место и время.
К примеру, интервью с бабушкой поселка Красносельск Астраханской области. Она когда-то была лучшей дояркой, а сейчас возглавляет кружок художественной самодеятельности.
То есть это старейшина села. Показана ее честь, совесть и так далее.
Да, человек не очень известный. Но он может отображать эпоху и поколение. Тогда ваша задача показать этот портрет собеседника иногда на фоне времени, его психологии, его отношения к людям и событиям. Что этот человек думает и что чувствует.
Это сделать гораздо сложнее чем оставаться в рамках какой-то узкой специализированной темы. В такой беседе ваша тема — это сам человек. Но опять же, мы не уходим только в его биографию.
Если вы задаете вопросы о биографии, то старайтесь спрашивать не о том, как он участвовал в строительстве БАМа, а что чувствовал, когда его строил. Какие эмоции он испытывал. Как он к этому относится. То есть это уже совсем другой вопрос.
Пример интервью
Для большей наглядности давайте разберем плохой пример интервью. Сразу скажу, что здесь отсутствует тема разговора и идет беспорядочная «стрельба по мишеням». Изображение кликабельно для увеличения.
Пример интервью из газеты Московская правда 1992 годаТемой разговора был юбилей певца. В 1992 году ему исполнилось 50 лет. У нас есть герой и тема. Здесь не было попыток даже показать портрет на фоне времени. Было просто событие. Вот о нем они хотели поговорить с человеком.
Первое, что бросается в глаза, это отсутствие введения. Первый абзац, который рассказывает, о чем будет интервью вообще, отсутствует.
Интервью начинается не с вопроса, а с первой фразы самого респондента. Первый этот абзац вроде должен говорить нам, о чем будет разговор. Но в данном случае была попытка сделать это оригинально. То есть не от лица журналиста, а от героя.
По третьему предложению можно понять, что интервью не редактировалось. Дается прямая речь. То есть, как было сказано, так это и записали.
Вот такого старайтесь не делать! Дословно передавать речь можно только в двух случаях:
- Собеседник обладает исключительным литературным построением фраз. Он очень интеллигентен. Когда вы все это записываете, то видите, что особо редактировать нечего.
- Когда речь человека очень характерная. Если вы начнете ее причесывать, то сильно испортите. К примеру, вспомните монологи Михаила Евдокимова. Его герои очень характерно говорят. То построение фраз, которые они используют было очень характерно для определенного народа и жителей деревень. Вот в таком случае не нужно редактировать. Вам нужно именно показать портрет героя его деревенской речью.
Давайте теперь посмотрим, что сказал журналист после первого абзаца. А там опять нет вопроса. Есть только комментарий журналиста.
Ну, а после концерта, как водиться…
То есть идет такой намек, мол давайте рассказывайте про пьянку. Человек спокойно ведется на это.
Доходим до:
И вы все это в одиночку потянули?
Видно, что мы остаемся пока в теме юбилея. Но как-то концерт перешел в пьянку. Читаем дальше следующий абзац и видим, что мы пытаемся все же втянуться в тему концерта. Но журналист не дает этого сделать и спрашивает:
Долго продолжалось гуляние?
Дальше он задает еще вопрос:
И в каком состоянии вы проснулись 2 февраля?
Нужно понимать, что это не портрет на фоне времени и события.
Далее идет ответ человека. После него журналист увидел, что разговор ушел на физическое состояние. Видно, человек явно не готовился к интервью. Вопросы идут беспорядочно.
То есть была тема юбилея. Но про юбилей, который журналист не видел, ничего спросить не может. Поэтому все это уходит в тему банкета. И дальше идет разговор о физическом состоянии, который вызвал наводящий вопрос.
Чтобы выдерживать такой ритм, надо, наверное, иметь хорошую спортивную форму?
Респондент отвечает. После этого тема спорта вроде бы исчерпана, но для интервью как-то маловато. В итоге задается вопрос вообще, ни откуда.
Развейте сомнения. Вы с Валентиной Толкуновой в родственных отношениях когда-нибудь состояли?
Непонятно, откуда взялась Валентина Толкунова. Никаких наводок к этому не было. В итоге у читателя сложилось какое-то недоумение. О чем он читал? Про юбилей, пьянку или про Толкунову.
И последний вопрос. Видимо, решили вернуться к биографии певца.
Какие из ваших многочисленных наград вам наиболее дороги?
Дальше идет надпись:
С ветеранами эстрадами общался Андрей Ванденко
Заметьте «с ветеранами». То есть это не кусочек из интервью. Это полная информация. Куда подевались остальные ветераны не известно.
В общем это пример того, как нельзя брать интервью.
Здесь отсутствует тема и подготовка материала. Вопросы идут хаотично и не передают суть беседы. То есть обычному читателю этот материал ничего не дает.
Интервьюер не раскрыл певца и событие. Нет ответов на вопросы. Возможно, поклонникам и пригодиться. То есть информация о том, что был банкет и после него все остались живы. Однако обычному человеку это будет не интересно.
Еще примеры интервью
Как брать интервью
Ниже даю советы о том, как брать интервью правильно. Обязательно все их запомните. Ведь тут есть много подводных камней, которые с легкостью могут испортить вашу работу.
Выбираем героя
В первую очередь мы выбираем гостя. В идеале важна золотая середина. Интервью у человека, который с радостью общается со всеми — это не самый лучший ход. Особенно для начинающих.
Успех тут не гарантирован. Ведь одни и те же вопросы будут никому не интересны.
Представьте себе режиссера, который снял фильм. А теперь каждый журналист спрашивает у него, о чем фильм, почему взяли этих актеров и стоит ли ждать продолжения.
Представьте себя на его месте. Вам это тоже не понравится.
Поэтому придумать что-то новое в таких ситуациях бывает действительно, очень непросто. Но это очень важно.
При этом бывают очень известные люди, которые редко соглашаются на интервью. Если удастся договориться с таким спикером, то это ваш шанс.
Копаем информацию
Если работаете в жанре интервью, то нужно не просто читать энциклопедию. Нужно тщательно копать всю информацию.
Если герой написал книгу, то вы должны если не прочитать, то хотя бы поверхностно изучить ее. Посмотреть или почитать старые и новые интервью.
Нужно изучить высказывания человека и взять их на заметку. Особенно если сейчас он противоречит своим словам или поменял точку зрения.
Изучите, где ваш герой был в последнее время. С кем он общался и с кем знаком лично.
Все это важно! Ведь в процессе интервью возникают факты, о которых вы либо не знали, либо не планировали спрашивать. Но как оказалось, это очень важная тема для интервьюируемого.
Вопросы для интервью
Еще один важный шаг, это вопросы для интервью. Ниже я не даю вам готовый список. Ведь у каждого он будет уникальным. Вместо этого, я дам хорошие советы, которые помогут вам правильно сформировать вопросы.
Итак, при составлении списка всегда помните про свою цель. То есть «собрать информацию по конкретной теме» или «показать портрет героя».
Но в любом случае мы собираем информацию об этом человеке. Это нужно чтобы не задавать банальных вопросов. То есть если из интервью в интервью кочуют одни и те же вопросы, то их задавать не нужно.
Также это необходимо чтобы получить информацию. Например, чем живет человек и чем занимается. Вы можете натолкнуться на какие-то события из жизни героя, которые могут послужить поводом для вопросов.
К примеру, вы хотите взять интервью у звезды.
Сначала начинаете смотреть биографию человека. К примеру, видите, что он был в Афганистане во время боевых действий. Также побывал и в Чечне после первой кампании. Это факт биографии.
Допустим, вы готовите портрет на фоне времени. Поэтому это будет то событие, которое имело большое значение в истории страны и биографии героя.
Это повод не задавать тупой вопрос — «А были ли вы в Афганистане?» Вместо этого задаем — «Почему вы поехали именно в Афганистан? Как относитесь к этой войне?»Человек начнет рассказывать и это вызовет еще больше вопросов. Например, «что там происходило?» и «что вы там видели?»
Все это будет характеризовать героя.
То есть вы уже не просто разговариваете о каком-то прошедшем концерте. Вы начинаете показывать время. Вот для этого и нужно читать биографию. И не забываем, что мы спрашиваем о чувствах.
При этом все вопросы, которые вы заготовили, не означают, что именно по ним нужно идти. Если человек повел в интересную сферу и возникают уточняющие вопросы — пожалуйста, используйте это. Не обязательно если у вас заготовлено 20 вопросов, то их все нужно задавать.
Совет для тех, кто берет интервью у музыканта, актера, художника, режиссера и другой творческой личности. Никогда и ни при каких обстоятельствах не спрашивайте — «Какие у вас творческие планы?»
В мире журналистики, это самый бездарный вопрос. Поэтому если вы его зададите, то это будет первым признаком безграмотности, дурного вкуса и того, что интервью наверняка провалится.
Если нужно получить развернутый ответ, то не стоит задавать вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Не перебивайте спикера. Давайте ему высказаться. Но только в том случае, если он рассказывает что-то интересное или отвечает на вопрос.
Можно остановить своего гостя, но в том случае, если он ушел от темы. И всегда помните, что если вы специалист, то сможете позволить себе нарушать перечисленные правила.
Порядок вопросов — это огромная и сложная тема.
Спросите себя, зачем нужно это интервью. Подумайте, на чем вы хотите акцентировать внимание. И помните про классическую схему построения любого повествования.
Оно работает по пирамиде Фрейтага:
- Завязка
- Осложнение
- Кульминация
- Развязка
- Решение
План интервью работает по такому же принципу. Поэтому самые острые вопросы приберегите на середину беседы. Иначе разговор просто не получится.
Но в конце можно поговорить о каких-нибудь приятных мелочах. Или о том, о чем спикеру будет интересно рассказывать.
Типы собеседников
Конечно же встречаются и трудные собеседники. Некоторые люди могут прекрасно вести интервью и без вас. Вы только направляете тему, а он уже сам прекрасно все расскажет.
Но таких мало!
Профессиональный интервьюер разговорит даже опоссумаБудут люди, которые легко уходят от темы. То есть они увлеклись одним вопросом. Больше ничего вы им задать не сможете, так как они с вами будут солировать.
В таком случае помните всегда о цели беседы. Если человек ее не выполняет, то прерывайте и говорите — «Да, это очень интересно, но у меня еще такой вопрос.»
Бывает и наоборот.
Собеседник может быть малоразговорчив. То есть односложно отвечает на ваши вопросы (пример интервью выше).
Но здесь зная героя, мы понимаем, что он многословный. Если заинтересовать, то он расскажет очень многое. В данном случае журналист просто его не заинтересовал. Он задавал банальные вопросы с попыткой провокации.
Конечно же, человек не собирался рассказывать, как они пили и во сколько ему это обошлось. Поэтому он отвечает односложно. Такое обычно происходит, когда идут банальные вопросы. Например, где вы родились, где ваша семья и так далее.
Поэтому если человек вам отвечает односложно, то возможно, вы его просто не заинтересовали своими вопросами.
Но бывает, что человек обычный молчун. В таком случае задавайте уточняющие вопросы: «Как?», «Почему?», «Зачем?», «Какой?» Они вам помогут его расшевелить.
Не бойтесь спикера даже если это президент. Он тоже обычный человек. Поэтому будьте вежливы и не наглейте. Но при этом не позволяйте себя топтать и водить за нос.
Если респондент не отвечает на вопрос, увиливает или пытается сбить вас с толку, то будьте внимательны и упрямы. И даже если человек так и не ответит на вопрос, то вы можете всем показать, как гость увиливает.
Внимательно слушайте. В случае интересных моментов задавайте на ходу наводящие вопросы. Иначе потом будет уже поздно или не актуально.
Помните, что вас должно быть мало. Вы берете интервью. А значит в первую очередь важно то, что скажет ваш герой. И если вдруг захотите выразить ему респект, то сделайте это коротко, а не в виде дифирамб.
Визирование
Обязательно любое интервью старайтесь завершать визированием со стороны своего респондента.
То есть, сначала вы взяли интервью. Потом дома или на работе вы его расшифровали, отредактировали, выстроили каким-то образом. Просто иногда нужно поменять вопросы местами не так как они шли в беседе.
В общем, когда вы все это сделали, то старайтесь отдать материал своему респонденту на визирование. Нужно чтобы он прочитал и дал добро.
Здесь бывает две проблемы.
Первая, это фактическая информация.
Если разговаривали о каких-то технически сложных вещах, в которых вы не специалист, то можете где-то допустить ошибку при редактировании. Например, ошибиться в каких-то названиях или терминах.
И вторая проблема в том, что не все понимают, что устная и письменная речь сильно отличаются. Человеку кажется, что он при вас заливается соловьем. Но когда он читает, то понимает, что выглядит глупо.
Это будет поводом доработать интервью и возможно, встретиться второй раз. Поэтому чтобы не было конфликтов, лучше чтобы ваш респондент заверял текст интервью.
Еще советы по интервьюированию
Вот еще немного советов о методе интервью в журналистике. Не нужно неподъемных вопросов с предысторией на несколько томов. Подбирайте простые слова и емкие формулировки.
За это гости и зрители скажут вам только спасибо!
Когда интервьюирование закончилось, внимательно отсматривайте и вырезайте всю лишнюю воду с нераскрытыми вопросами. Не тратьте время своих читателей и зрителей.
Помните, что все ровно не бывает!
Не пытайтесь сделать тихое и размеренное интервью. Такие выпуски быстро забываются. Но при этом не нарывайтесь на конфликт. Это тоже важное правило, которое следует запомнить.
Вот некоторые фото интервью.
Заключение
Героем интервью может стать блогер или инфобизнесмен. Это может быть ваш коллега и специалист в какой-то теме. Еще это может быть знакомый если вы собираетесь делать портрет на фоне времени.
И не обязательно искать какую-то звезду!
Героем интервью может стать молодая мама, с которой вы вместе выгуливаете детей. Допустим, она использует какие-то методики раннего развития ребенка. С их помощью она добилась удивительных результатов в масштабах вашего двора.
Поэтому не обязательно человек должен быть супер известным.
Выберите вариант. Темой вашего разговора будет какое-то событие. Будет герой, который даст комментарий по событию, либо вы делаете портрет на фоне времени.
И всегда помните о теме. По объему где-то рассчитывайте на 10 вопросов.
Помните, что самые успешные ведущие не могут гарантировать удачное интервью. Этого никогда нельзя заранее предсказать. Поэтому не стоит расстраиваться если не получается. Просто продолжайте. Будьте смелыми и упертыми одновременно. Тогда все получится!