Интроекция (психология) — это… Что такое Интроекция (психология)?
Интрое́кция (от лат. intro — внутрь и лат. jacio — бросаю, кладу) — бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интрое́ктов). Термин был предложен в 1909 году венгерским психоаналитиком Шандором Ференци.
Описание
В результате этого процесса нечто, приходящее извне, воспринимается человеком как происходящее из него самого. Интроекция является примитивной формой идентификации, но в отличие от идентификации интроекция не осознаётся. Интроекция так же тесно связана с психологическими механизмами проекции и проективной идентификации.[1]
Адаптивная роль
Интроекция играет важную роль в процессе формирования «Сверх-Я», совести, привязанностей, особенно в детстве. Маленькие дети вбирают в себя взгляды, мотивы, особенности поведения и эмоциональных реакций значимых для них людей задолго до того, как сознательно решают «стать (или не становиться) похожими» на них.
Защитная функция
Интроекция позволяет маленькому ребёнку осознавать себя как всемогущего (несмотря на его фактическую беспомощность) за счёт «присвоения» себе возможностей и качеств значимых взрослых. Когда человек вырастает, эта защита может сохраняться, защищая его потери самоуважения в ситуациях зависимости от других людей (у меня есть защитник/помощник, и поэтому Я не беззащитный и не беспомощный), хотя обычно у взрослых людей интроекция начинает осознаваться и превращается в идентификацию.[1]
Деструктивная роль
Как и любая психологическая защита, интроекция искажает восприятие реальности человеком, а конкретно — заставляя его ощущать нечто внешнее как нечто внутреннее. Как следствие, исчезновение этого внешнего может быть воспринято как исчезновение чего-то внутреннего, что имеет непосредственное отношение к природе депрессии и процессу горевания — пытаясь сохранить внутреннюю целостность, человек может предаться бессознательной фантазии о том, что это он виноват в потере, и что он может как-то загладить свою вину, вернув таким образом то, чего ему не хватает.
Идентификация с агрессором
- Смотрите также: Стокгольмский синдром
Зигмунд Фрейд был первым, кто обратил внимание на защитные функции процесса, выделив как самостоятельный процесс «идентификацию с агрессором
Фрейд не проводил различия между интроекцией и идентификацией (это разграничение появилось в психоанализе несколько позже) и понимал их как основу эдипова комплекса — не способный противостоять власти отца, «отбирающего» у него права на безраздельное владение матерью, сын идентифицируется с отцом, желая стать как отец и найти себе жену как мать.[4]
Литература
Примечания
Интроекция — это в психологии…
В статье расскажем об интроекции как защитном механизме психики человека. Мы познакомимся с этим психологическим термином, а также постараемся разобраться в его основополагающих базисах и влиянии на жизнь каждого индивидуума. Это явление встречается довольно часто, и последствия его могут быть не такими уж радужными.
О чем идет речь?
Итак, интроекция — это способ психологической защиты человека, который активируется на бессознательном уровне. Само слово произошло от двух латинских корней, которые означают «внутрь» и «кладу». Другими словами, мы можем говорить о том, что интроекция — это процесс, во время которого человек переносит различные образы субъективного пространства в свое бессознательное. Он впитывает различные паттерны, суждения, оценки и т. д., которые полностью лишены какой-то объективности, ведь принадлежат тем или иным людям.
Интересно, что этот термин был введен в психоанализ в 1909 году. Сделал это один из малоизвестных, но талантливых последователей великого Зигмунда Фрейда Шандор Ференци — психоаналитик венгерского происхождения.
Исследования в этой области
Сам Фрейд не считал нужным различать такие понятия, как идентификация и интроекция. Большое значение он придавал именно второму механизму, ведь считал его очень важным. Его концепция идентификации позже стала основой для понимания исследования стокгольмского синдрома.
Уже через некоторое время исследователи думали, что интроекция — это очень старая архаичная модель бессознательного поведения человека. В то же время Фрейд считал это явление основой для формирования эдипова комплекса, который заключается в желании мальчика владеть своей мамой и избавиться от конкурента — отца. Фрейд связывал это с идентифицированием ребенка со своей матерью и переносом ее образа в свое бессознательное.
Давайте разберемся подробнее
Итак, интроекция в психологии – это сценарий поведенческой защиты. Это явление очень тесно переплетается со взаимоотношениями между индивидуумами. Как мы знаем, для роста личности необходимо воздвигнуть границы между собой и другими в разумных пределах.
Все, принимаемое личностью из внешней среды, будет эффективно для нее только в том случае, если она это переживет, как-то проработает и обдумает. Если же внешний мир принимать без разбора, то он останется незамеченным сознанием, тем не менее будет психологическим паразитом.
На сегодняшний момент считается, что интроекция — это самая простая форма идентификации, но, в отличие от последнего процесса, она человеком не сознается. А если говорить более кратко и понятно, то на сегодняшний день считается, что этот процесс заключается в том, что человек какие-то внешние явления и события воспринимает как свои внутренние.
Адаптивная функция
Процесс, о котором идет речь, оказывает большое влияние на формирование личности человека, его понятий морали, привязанности и т. д. Особенно ярко зависимость прослеживается в детстве. В этом возрасте дети напоминают губки, потому что они впитывают в себя какие-то нормы, предрассудки, сценарии поведения, реакции и т. д. Перенимают их от людей, которые для них важны и значимы. Самое интересное, что такая реакция происходит еще до того, когда человек решает сознательно быть похожим или не быть похожим на своих близких.
Защитная роль
Психологическая защита человека и механизмы психологической защиты представить без интроекции невозможно. Дело том, что именно благодаря интроекции совершенно маленький ребенок может считать себя сильным и могущественным, несмотря на то, что по факту он является слабым физически.
Это становится возможным в результате того, что он переносит на себя какие-то качества черты характера важных для него взрослых. Иногда такой способ защиты человека может сохраняться, даже когда он вырастает. В таком случае в сложных ситуациях или ситуациях зависимостей и конфликтов такой человек чувствует, что у него есть защитник. Однако у большинства людей интроекция превращается в идентификацию.
Деструктивное влияние
Дело в том, что интроекция в психологии — это не только позитивный опыт, но и негативный. Любая психологическая защита несколько коверкает восприятие реальности. Дело в том, что человек начинает внешнее чувствовать как что-то внутреннее.
Опасно это тем, что когда изменяется что-то во внешней среде, то человек может это воспринимать как потерю чего-то внутреннего, каких-то качеств, ценностей, точек опоры. В результате именно это может приводить к депрессии. Человек пытается остаться целостным внутри, при этом он считает, что действительно что-то потерял, пытается либо винить себя в этом, либо искать причины. В любом случае это очень усложняет ему жизнь и иногда вынуждает обращаться к профессионалам.
Интроекция: примеры
Расскажем о случаях, когда можно в реальной жизни увидеть проявление данного процесса. Очень яркий пример – это случай, когда мы говорим, что мужчина должен или женщина должна. Такие идеи в какой-то мере присущи каждому человеку, но они очень сильно ограничивают отношения.
Чаще всего именно подобного рода установки мешают начать отношения, нормально их строить, решать сложности и конфликты и т. д. Дело в том, что, вступая в отношения, человек на каком-то этапе просто расслабляется и начинает действовать автоматически. Он настолько доверяет близкому, что считает, что может быть с ним полностью открытым. Именно тогда начинают проявляться реакции интроекции. Ни с того ни с сего партнер может начать странно реагировать на какие-то обыденные вещи. Если в паре хорошие отношения, то это можно обсудить и выявить, что человек сам не знает, почему он сделал так или иначе. Если же копнуть еще глубже, то окажется, что у него есть какие-то убеждения, исходя из которых он действует, даже не осознавая этого.
Это интересно
Интроекция – это понятие, которое лучше всего рассматривать на примерах, что мы сделали выше. Теперь, когда мы понимаем природу этого процесса, необходимо рассказать о том, насколько он опасен. Дело в том, что этот процесс — пример того, как какая-то информация входит в нас совершенно бессознательно и бесконтрольно. А после этого мы действуем согласно полученным данным и только после этого пытаемся найти логику в своих решениях.
Интересно, что интроекция одинаково присуща невротикам и здоровым людям, поэтому абсолютно каждый сталкивается с таким явлением от рождения. Создатель термина «интроекция» считал, что этот механизм вызывает невротические конфликты и другие психологические процессы.
В результате это может привести к неврозу, который довольно часто случается в обычной жизни человека. Дело в том, что для невротиков как раз характерны такие смытые границы между собственным «я» и окружающим миром. Они очень часто ищут какой-то внешний объект для того, чтобы поглотить его своим внутренним миром и таким образом расширить границы, приравнять себя к этому объекту.
В гештальте такие реакции подразумевают процесс, когда какие-то результаты мышления или оценки принимаются человеком как бы без цензуры. Ученые выделили три фазы интроекции:
- Полную.
- Частичную.
- Ассимиляционную.
Полная интроекция у младенца. Частичная формируется у ребенка, который уже наблюдает и частично понимает внешней мир. Ассимиляционная фаза может начинаться как в детском возрасте, так и во взрослом. Она характеризуется тем, что у человека размываются границы между ним и чужим.
Жертвы
Бессознательный психологический процесс может приводить к тому, что человек оказывается в позиции жертвы. На самом деле интроекция присуща нам в любом возрасте, поэтому даже взрослый человек должен уделять этому больше внимания.
Проявляется она в том, что мы сливаемся с различными образами, которые появляются в нашей психике. Считается, что все образы помещены в супер-эго человека, то есть в его бессознательную структуру. Эта структура образов пополняется примерно в возрасте от 2 до 12 лет, когда человек начинает понимать, что такое хорошо, что такое плохо, что можно, что нельзя, начинает разграничивать свою фигуру и фигуру родителей.
Если в детском возрасте был сформирован какой-то интроект в супер-эго, то избавиться от него непросто. А чем ранее появилась установка, тем сложнее ее от себя отделить. Притом от негативных эффектов данного явления страдают обе стороны. Один человек предъявляет другому требования и испытывает разочарование, а второй чувствует злость и обиду, потому что не может соответствовать этим характеристикам. Собственно говоря, он и не должен им соответствовать.
В обществе
Люди, склонные к интроекции, выделяются тем, что они сразу хотят вступить во взаимодействие, открыть душу, всем поделиться. На самом же деле все их контакты довольно поверхностны, потому что истинная близость им непонятна и неведома. Они редко доходят до этого этапа, если не разберутся со своими внутренними проблемами.
Также бывает, что люди, не умеющие ставить границы между собой и другими, страдают от половой неразборчивости. У них слишком много партнеров, они не могут остановиться. Они стараются быстро взаимодействовать с человеком и после слияния сразу начинают искать другой образ, дабы не узнавать человека и не разочаровываться.
Некоторые люди привыкли к такой особенности своей психики и даже не хотят разбираться, ведь она помогает избегать ответственности. Другими словами, можно во всем винить какие-то внешние обстоятельства, других людей. Такой человек постоянно утверждает, что во всем виноваты традиции, страна, другие люди, его друзья, родители и т. д. Самое плохое — он даже не осознает, что такое его поведение – это просто работа определенного механизма, а не его личности. А механизм при желании можно настроить. Для этого достаточно просто слушать свое сердце, каким бы удивительно простым ни казался этот совет.
Интроекция это (в психологии)
Интроекция — это заимствованное слово, которое образовано от двух латинских корней: intro — «внутрь» и jacio — «бросаю, кладу». Означает данное слово, соответственно, бессознательную защитную реакцию организма.
Эта реакция основана на том, что чужие поступки, мысли, идеи и установки («интроекты») человек воспринимает, словно свои собственные. Получается, что данное психологическое явление оказывается, по сути своей, простейшей и доступной даже маленькому ребёнку формой самоидентификации.
На чём основана интроекция
Интроекция в психологии – это явление, которое впервые было широко исследовано в начале двадцатого века, а сам термин был предложен знаменитым психотерапевтом и психоаналитиком из Швейцарии Шандором Ференци.
Данный процесс можно объяснить активностью в подсознании человека различных центров, которые подробно описывали Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. Одним из этих центров выступает «Сверх-Я» («Супер-Эго»), наряду с «Я» и «Оно». Супер-Эго отвечает за моральные, а также религиозные установки индивида, создаёт критерии, по которым можно отличить добро от зла, и формирует моральные запреты.
Интроекция — не болезнь и не диагноз, тем не менее у связанных с ней психологических проблем бывают самые настоящие симптомы, о которых речь пойдёт позже.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Интроекция помогает человеку не чувствовать себя беззащитным и ничтожным, каким он, в сущности, является перед лицом вечности.
Интроекты – чужие установки, принятые человеком на себя, можно сказать, впитанные с молоком матери, — проявляют себя в речи следующим образом:
- «Настоящий мужчина должен…»
- «Приличной девочке следует…»
- «Говорить плохие слова нельзя, потому что нельзя…»
Этот список далеко не полон, и всегда можно назвать два-три других примера, подчас ещё более забавных. Впрочем, при ближайшем рассмотрении они сразу перестают казаться смешными, поскольку нередко приводят к трагическим для человека последствиям или просто к тотальному недовольству собой и отсутствию успеха в жизни.
Получается, что интроекты — это стереотипные суждения, которые индивид примеряет на себя в полной уверенности, что эти мысли и установки являются, несомненно, его собственными. Человек обычно не осознаёт, что находится в плену шаблонных, зачастую устаревших правил. Отсутствие критического мышления выступает важным признаком прогрессирующего психического недуга.
Как правило, интроекты неконтролируемы и в силу этого своего свойства могут значительно осложнять жизнь человека. Впрочем, порой они даже действительно оказываются достаточно полезными, защищая человека от потенциально опасных, неловких или социально неприемлемых ситуаций или поступков.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Что такое стереотип?
В таких случаях интроекцию можно сравнить с внутренним кодексом чести, с совестью или с обострённым чувством справедливости, которое кажется человеку врождённым, хотя таковым не является.
Зигмунд Фрейд не делал различия между интроекцией и идентификацией (сознательным уподоблением себя группе людей по какому-либо признаку). По мнению великого психиатра, интроекция является одной из главнейших первопричин «эдипова комплекса» (глубокой влюблённости маленького мальчика в собственную мать).
Если кратко, то суть этого комплекса заключается в том, что двух-трёхлетний ребёнок, фактически беззащитный перед волей сильного и страшного отца, начинает себя с ним отождествлять. Поэтому маленький мальчик и мечтает поскорее вырасти и «стать, как папа», а жениться, разумеется, на своей матери (на практике — на молодой женщине, максимально его мать напоминающей внешне и психологически).
Это интроекция в чистом виде — защитная психологическая реакция детской психики на нечто непонятное, даже, возможно, страшное, потенциально угрожающее комфортному существованию.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Именно Зигмунд Фрейд был первым, кто выделил интроекцию в отдельный психологический процесс. Психотерапевт назвал данный бессознательный механизм «идентификацией с агрессором».
Рекомендуем: Рефлексия — это
Часто у людей, которые попали в тяжёлую жизненную ситуацию, на интроекцию накладывается «стокгольмский синдром». Увы, этот синдром не помогает решить, а только ещё больше усугубляет ситуацию, приближая её к трагической развязке.
Тем не менее интроекция является неотъемлемым этапом взросления подрастающего человека.
Плюсы и минусы интроекции
Как, в общем-то, и любое другое психологическое явление, интроекция сопряжена и с негативными, и с положительными последствиями и аспектами.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Среди положительных аспектов интроекции можно назвать, в конечном итоге, формирование собственного мнения человека, идентификацию личностью самой себя как члена общества. Благодаря интроекции в человеке закладываются такие важные личностные качества, как:
- Совесть.
- Честь.
- Привязанности.
Именно интроекция в конечном итоге сделала из человека биосоциальное существо. Но! Проанализируйте внимательно свои убеждения. Какая часть из них — именно ваши убеждения, а какие появились под давлением или под влиянием общества?
Ответ приходит сам собой, и он неутешителен. Неужели не обидно состоять на 99,9 процента из мнения окружающих, из чужих идей и установок?
Поэтому следует понять, что однозначного ответа, хороша или плоха интроекция как психологическое явление, нет и быть не может.
Рекомендуем: Что значит: интроспекция?
Как уже было упомянуто, присутствуют у этого психологического явления и деструктивные (то есть негативные, разрушительные) черты. Интроекция разрушает целостное восприятие реальности человеком, из-за чего она является одной из косвенных причин психологического дискомфорта и даже таких психических недугов, как:
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
- Шизофрения.
- Раздвоение личности.
- Эдипов комплекс и комплекс Электры.
Интроекции сопутствует также целый ряд других психологических проблем, вроде неуверенности в себе из-за невозможности следовать идеалу, неудовлетворённости в себе, неприятия своей гендерной роли, а также многих других.
Известно, что интроекция часто становится причиной суицида — у человека порой нет возможности осуществить то, что ему предписывают интроекты. Тогда он ощущает себя глубоко несчастным и может даже покончить с собой.
Интроекция также провоцирует механизмы горевания и рефлексии, а также состояние депрессии. Находясь во власти данных процессов, человек может строить подсознательные фантазии, разрушительно сказывающиеся на его личности.
Не единожды в человеческой истории идеалы, свои или заимствованные (что, в принципе, одно и то же, ибо человека формирует общество), становились причинами гибели людей. Но стоит ли в этом винить интроекцию?
Будет огромной ошибкой утверждать, что интроекция однозначно вредна и несёт лишь деструктивное начало. Напротив, мы являемся теми, кто мы есть, лишь благодаря вышеуказанному психологическому феномену. С другой стороны, не имей мы подобных чётких и строгих предписаний, негласно регламентирующих нашу жизнь, существовать в социуме было бы намного более комфортно.
Для удобного и спокойного существования человеку необходимо осознать свои поведенческие стереотипы, паттерны и интроекты. Это поможет сделать квалифицированный психолог.
Только осознав и прочувствовав свои ценностные установки и интроекты, человек сможет жить счастливой полной жизнью и спокойно наслаждаться красотой окружающего мира. Автор: Ирина Шумилова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
ИНТРОЕКЦИЯ — это… Что такое ИНТРОЕКЦИЯ?
[от лат. intro – внутрь и (in) iectio – вбрасывание] – введенное Авенариусом понятие о недопустимом, с его т. зр., «вкладывании» чего бы то ни было воспринимаемого в сознание индивида, а равно чего бы то ни было идеального в познающее мышление субъекта. Подставляя индивидуальное сознание на место познающего мышления (психологизм), Авенариус объявляет неправомерной И. вообще признание идеального за отражение объекта субъектом. Концепция И. есть такое истолкование метафизич. и антропологич. материализма и идеализма, к-рое делало удобным нападение на материализм (особенно естественнонаучный), как на будто бы всегда впадающий в И. При этом Авенариус думал, будто ему удалось опровергнуть всякий материализм. Выступая против И., Авенариус жалуется, что «путем интроекции естественное единство эмпирически данного мира распалось… на внешний мир и внутренний мир, на объект и субъект» («Человеческое понятие о мире», М., 1909, с. 27). С его т. зр., именно в И., прошедшей ряд историч. ступеней – от первобытного анимизма до совр. филос. идеализма, – всегда лежали истоки заблуждений. Изображая себя истолкователем и защитником «наивного реализма», Авенариус рекомендует принять такое понятие о мире, «которое имеет своим содержанием «общие признаки» всего находимого данным…» (там же, с. 100), и отбросить естественнонаучное понятие о мире, как страдающее И. и дуализмом. Концепция И. обрекает, конечно, всякого разделяющего ее на поиски механизма обратного процесса – «проекции»; а поскольку совпадение источника И. и результата «проекции» оказывается недоказуемым, это ведет к безнадежному разрыву субъекта и объекта. Ухватившись за то, что нек-рые материалисты, гл. обр. натуралистические, действительно пытались решать проблему познавательного отношения субъекта к объекту, основываясь на предварит. решении психофизич. проблемы, Авенариус использует нелепости, вытекающие из подстановки второй проблемы на место первой, чтобы устранить (что типично для позитивизма) самую возможность их постановки, устранить самый предмет гносеологии; он ищет обоснование принципиальной координации и вообще эмпириокритицизма на пути отрицания связи мысли с мозгом. Отказ от категорий субъекта и объекта, мышления и бытия и переход на идеалистич. т. зр. «нейтрального» опыта он выдает за путь избавления от И., причем за единственно возможный путь. Это антиматериалистич., субъективно-идеалистич. содержание своей концепции интроекции Авенариус преподносит под флагом борьбы против идеализма, против солипсизма, к к-рому, с его т. зр., ведет И. На деле к солипсизму ведет неприменение вообще категорий субъекта, объекта, идеального и т.п., якобы неотделимое от И., а лишь применение их с точки зрения изолированного натуралистич. индивида, к-рую Авенариус считает само собой разумеющейся, но к-рая действительно не позволяет выработать категории субъекта и объекта, не впадая в дуализм или солипсизм. Концепция И. свидетельствует о том, что бурж. философия оказалась неспособной преодолеть разрыв субъекта и объекта, совлечь с объекта ту форму отчуждения и трансцендентности, в к-рой он неизбежно ей представлялся, и потому стала искать пути отказа от этих категорий вообще. Последователи концепции И. – Иерузалем, Уорд, Стаут. Концепция И., ее скрытая антиматериалистич. направленность была подвергнута резкой критике Лениным в кн. «Материализм и эмпириокритицизм». Показав, что А. Богданов и др. рус. эмпириокритики «попались на удочку» И., Ленин подчеркнул необходимость при анализе филос. теорий сугубо критически относиться к тому, как оценивают значение своих теорий сами их создатели.Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Авенариус Р., О предмете психологии, М., 1911; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960.
Г. Батищев. Москва.
Интроекция как защитный механизм психики.
Интроекция.
Интроекция – это механизм психологической защиты полностью противоположность проекции. Интроекция это приписывание себе внешних каких либо ценностей либо стандартов, для того чтобы они перестали быть внешней угрозой. Индивид наделяет себя чертами характера которые свойственны другим людям совершенно противоположным ему. К примеру, человек принимает на себя роль и функции неприятного ему человека, из-за того что данные черты других людей достаточно сильно раздражают или травмирует его. Для того чтобы убрать конфликт внутри себя и избежать психологического дискомфорта, некоторые люди начинают присваивать убеждения, ценности и установки других людей. Интроекция это тенденция приписывать себе убеждения и установки другого человека не пытаясь даже слегка изменить их для того чтобы превратить в свои личные.
Интроекты это отдельные конкретные убеждения, ценности, мысли, которые принимаются человеком без малейшего изменения либо анализа. По мнению З.Фрейда интроекты это вполне нормальное образование (например, образцы поведения, при помощи которых начинает формироваться личность ребенка). Другими словами интроекцию можно рассмотреть не только как механизм психологической защиты, но также можно рассмотреть как механизм психического развития личности. Ведь принимая, какие либо определенные модели поведения, ценности и установки, индивид развивается как личность.
Интроекция выполняет достаточно важную роль в раннем развитие личности, так как на ее основе усваиваются определенные родительские ценности и идеалы. Маленькие дети впитывают как губка в себя различные позиции и формы поведения, значимых для их жизни людей. Ценности, которые исходят от родителей, ребенок принимает и усваивает. Механизм психологической защиты интроекция начинает актуализироваться во время траура, при утрате близкого человека.
Данный механизм психологической защиты убирает различия между объектом любви и собственной личностью. Очень часто во время депрессии интроекция может проявляться в том что вместо агрессии к другому индивиду, который сделал какой-то достаточно неприятный поступок, человек склонен к самокритике, рефлексии, самообесценивание это случается из-за того что происходит интроекция обвиняемого.
Интроекция оказывает некое влияние на формирование и смену, каких либо социальных установок можно сказать, что по своей сущности интроекция является социально-психологическим механизмом функционирования личности и установления каких либо взаимоотношений с другими людьми. После работы интроекции как механизма психологической защиты, появляются новые, какие либо внутренние конфликты и фрустрации.
ИНТРОЕКЦИЯ это что такое ИНТРОЕКЦИЯ: определение — Психология.НЭС
Нем.: Introjektion. — Франц.: mtrojection. -Англ.: introjec?on. — Исп.: introy-ecci?n. — Итал.: introezione. — Португ.: intrqje??o.
o Процесс, выявляемый в ходе психоаналитического исследования: субъект в процессе фантазирования переходит «извне» «внутрь» объектов и качеств, присущих этим объектам.
Интроекция близка поглощению, инкорпорации, как своему телесному прообразу, однако в отличие от инкорпорации она не всегда соблюдает телесные границы субъекта (интроекция в Я, в идеальное Я и т.д.).
Интроекция связана с (само)отождествлением.
o Термин «интроекция» был введен Ш. Ференци по контрасту с «проекцией». В «Интроекции и трансфере» (Introjektion und ?bertragung, 1909) он писал: «Если параноик выносит неприятные побуждения за пределы своего Я, то невротик, напротив, включает в Я как можно большую часть внешнего мира, превращая его в объект бессознательного фантазирования. По контрасту с проекцией этот процесс можно назвать интроекцией» (la). Из этой статьи, однако, нелегко извлечь строгое определение понятия интроекции, так как Ференци понимает его в широком смысле — как «страсть к трансферу», приводящую невротика к «ослаблению его свободно парящих аффектов путем расширения круга интересов» (1b). Он называет интроекцией тип поведения (главным образом у истериков), который вполне можно было бы назвать и проекцией.
Фрейд использует понятие интроекции, четко противопоставляя его проекции. Наиболее ясен в этом смысле текст «Влечения и судьбы влечений» (Triebe und Triebschicksale, 1915), где рассматривается происхождение противопоставления субъекта (Я) объекту (внешнему миру) в связи с противопоставлением удовольствия неудовольствию: » Я -удовольствие в чистом виде строится посредством интроекции всего того, что порождает удовольствие, и проекции вовне всего того, что приносит неудовольствие» (см.: Я-удовольствие, Я -реальность). Это противопоставление мы находим в «Отрицании» (Die Verneinung, 1925): «… изначальное Я -удовольствие стремится… интроецировать все хорошее и исторгнуть из себя все дурное» (2а).
Интроекция связана с оральной инкорпорацией. Эти два термина часто использовались Фрейдом и другими авторами как синонимичные. Фрейд считал, что противопоставление интроекция — проекция поначалу возникло на оральном уровне и лишь позднее приобрело более общее значение. Этот процесс «…находит свое выражение на уровне самых древних оральных влечений: я хочу это съесть или я хочу это выплюнуть, или в более обобщенной форме: я хочу ввести в себя одно и исторгнуть из себя — другое» (2b).
Необходимо сохранить различие между поглощением и интроекцией, подразумеваемое в приведенном отрывке. В психоанализе прообраз всякого разграничения между внутренним и внешним — это граница тела; именно с этой телесной оболочкой явным образом связан процесс инкорпорации. Понятие интроекции имеет более широкий смысл: речь идет не только о том, что находитс
ИНТРОЕКЦИЯ — это… Что такое ИНТРОЕКЦИЯ?
интроекция — интроекция … Орфографический словарь-справочник
ИНТРОЕКЦИЯ — (от лат. intro внутрь, jacio бросаю, кладу) эпистемологическая концепция, согласно которой индивидуальное сознание ограничено кругом собственных идей и способно постигать внешний мир и др. сознания лишь благодаря проецированию вовне своего… … Философская энциклопедия
интроекция — Один из классических видов сопротивления, состоящий в том, что мысли или принципы других людей заглатываются целиком , без самостоятельного пережевывания и усвоения, без собственной переработки этих мыслей, принципов, высказываний других людей.… … Большая психологическая энциклопедия
Интроекция — (от лат. intrо внутри) психоаналитическое понятие, автор Ш. Ференци . Включение через идентификацию в структуру Я элементов внешнего мира для перенесения на них эмоциональных переживаний. Литература. Ferenczi S. Introjektion und Ubertragung //… … Психологический словарь
ИНТРОЕКЦИЯ — (от лат. intro внутрь и jacio бросаю кладу), в психологии включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей; основа идентификации … Большой Энциклопедический словарь
ИНТРОЕКЦИЯ — (лат. intro движение внутрь и jacio бросать) в психоанализе процесс и результат столь полного введения и включения индивидом в свой внутренний мир (психику) воспринимаемых им фрагментов внешнего мира (образов, взглядов, мотивов, установок других… … Новейший философский словарь
ИНТРОЕКЦИЯ — [Словарь иностранных слов русского языка
ИНТРОЕКЦИЯ — (от лат. intro внутрь и jacio бросаю) англ. introjection; нем. Introjektion. 1. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей, что является основой идентификации. 2. В глубинной психологии… … Энциклопедия социологии
интроекция — Нем.: Introjektion. Франц.: mtrojection. Англ.: introjecьon. Исп.: introy ecciфn. Итал.: introezione. Португ.: intrqjeзаo. • Процесс, выявляемый в ходе психоаналитического исследования: субъект в процессе фантазирования переходит «извне» «внутрь» … Словарь по психоанализу
интроекция — (от лат. intro внутрь и jacio бросаю, кладу) (психол.), включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей; основа идентификации. * * * ИНТРОЕКЦИЯ ИНТРОЕКЦИЯ (от лат. intro внутрь и jacio… … Энциклопедический словарь