Введение в психологию
В философских учениях затрагивались некоторые психические аспекты, которые решались либо в плане материализма, либо в плане идеализма.
Материалисты – Лукреций, Эпикур рассматривали душу человека как разновидность материи, т.е. как тесное образование, состоящее из шаровидных и наиболее подвижных атомов.
Идеалисты — рассматривали душу человека как что – то божественное, идеальное и бессмертное, существующее независимо от тела.
Аристотель выделил психологию, как своеобразную область знаний и выделил идею о существовании души находящиеся в единстве с телом и контролирующей чувства и мысли человека. Данная идея стала развитием для психологии.
Психология – образована от двух греческих слов psihe — душа lobos – наука или учение
Основные этапы развития психологии как науки.
психология как наука о сознании (17 век)
психология как наука о душе (200 лет назад)
Сознанием называли – думать, чувствовать и желать. Основной метод изучения – это наблюдение человека за самим собой, написание фактов
психология как наука о поведении человека (20 век)
Задачи психологии ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть (поступки, поведение)
Психология изучает внутренний мир (душевных) субъективных явлений в процессах и состоящей осознаваемых или неосознаваемый человеком, а также его поведение.
Методы психологии:
Наблюдение – это древнейший метод познавания, который требует соблюдения ряда требований:
Наличие плана наблюдения
Фиксация результатов наблюдения
Построение гипотезы
Объясняющее наблюдаемое явление
Проверка правильности гипотезы последующих наблюдений:
Срез – это кратковременное лабмодения
Лонгитюдинальное наблюдение – это длительное наблюдение (до 2 лет)
Выборочное наблюдение — это определенный факт
Сплошное наблюдение
Включенное – это когда наблюдатель становится членом последующей группы
Беседа – предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемое сведения о его деятельности
Виды бесед:
Непринужденная
Интервью
Вопросники
Психологические аспекты
Эксперимент – это главный метод психологического исследования. Это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется определенный …факт
Виды экспериментов:
Лабораторный – проводится в специальных условиях, также используется специальная аппаратура и действия испытуемых выявлений, он знает, что он участвует в эксперименте, но истинного смысла эксперимента может и не знать
Естественный — проводится в естественных условиях для человека, причем люди и не подозревают, что участвуют в эксперименте. Но реакция и результаты эксперимента обязательно должны быть зафиксировать
Основные разделы практической психологии
Психодиагностика (с греческого распознавания души) – это область психологической науки и одновременно важнейший практики, которая связана с разработкой использования методов распознания индивидуальный психологических особенностей человека.
Задача 1: установление у человека наличия определенного психологического свойства или особенности поведения
Задача 2: Определение степени развитости данного свойства, ее выражения начисленных количественных показателей.
Задача 3: Описание диагностируемых психологических поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо
Задача 4: сравнение степени развитости изучаемых свойству разных людей
Задача 5: Консультирование – особая область практической психологии, которая связана с оказанием со стороны специалиста психолога непосредственной психологической помощи тем людям, в которых они нуждаются (в виде советов и рекомендаций)
Виды:
Интимно – личностные
Недовольство собой, комплексы, неудачу
Семейное консультирование
Психолого — педагогическое консультирование
Деловое консультирование
Психологическая коррекция
— это организованное воздействие на клиента с целью изменения показателя его в соответствии с возрастной формой психологического развития.
1. «Что есть?» первый приход клиента к психотерапии его рассказ о себе, о его проблеме. Психотерапия диагностики не более 3 в день
2. «Что должно быть?» — обработка собранной информации и сопоставление получение с возрастными нормами
3. «Что нужно делать?» — для того чтобы стало как должно быть? Составление индивидуальной программы обсуждение ее с клиентом, систем. занятия, контрольного занятия, постоянная обратная связь
Виды коррекции:
Групповая
Индивидуальная
Формы коррекционного воздействия: убеждения, внушение, подражание, подкрепление, психологические упражнения, игры, задания
Ответственность за коррекционную работу несет перед клиентом и коллегами, с которыми он обязан совместно работать
Психологическая гигиена – это представление специальной помощи здоровым людям с целью предотвращения нервно – психологических и психо – соматических заболеваний, а также облегчение острых психо – травмирующих реакций
Отрасли психологии
Возрастная психология – изучает закономерности развития психики здорового человека, а также психические особенности и закономерности присущей каждому возрастному периоду:
Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания
Инженерная психология изучает закономерности взаимодействия человека и современной техники
Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека и закономерности развития трудовых навыков
Медицинская психология изучает психические особенности деятельности врача, а поведение больного, а также разрабатывает методы лечения и психические методы лечения.
Патопсихология – изучает отклонение в развитии психики
Юридическая психология – изучает психические особенности поведения участников уголовного процесса, а также психические проблемы поведения и формирование личности преступника
Военная психология – изучает поведение человека в условиях боевых действий
Психология рекламы – изучает желание потребителей, а также разработкой психических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий быт бытия
Экологическая психика – изучает внешнюю природу и человека
Зоопсихика – техника животных
Мито психика среди других наук
Наука психологии занимает промежуточное положение между техническими и социальными науками объясняется это то, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и другие науки
Задачи психологии:
Научится понимать сущность психических явлений и их закономерности
Научится управлять
Использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья людей.
Быть теоретической основой для психических служб
Психика понятие
Психика – свойство головного мозга, которое формируется только прижизненного в процессе усвоения культуры созданной предшествующими поколениями
Основные функции психики:
Отражение окружающего мира на основе которой достигаются ориентировка живого существа в мире, а на уровне человека достигается познание мира и выделение в него существенных закономерностей
Управления и регуляции поведения
Процессы | Состояние | Свойства | |||
познавание | Память, воображение, речь, ощущение, мышление, восприятие | Радость, гнев, грубость, усталость, грусть | Темперамент, характер, способности, направленность | ||
Эмоционально – волевые | Радость, гнев |
Основные разделы практической психологии
Практическая психология — психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.
С этой точки зрения, практическая психология — это образование, просвещение, сфера услуг плюс бизнес.
Популярная психология
Психология развития
Психология управления
Психосоматика
Психотерапия
По другой классификации, основными отраслями практической психологии являются:
психологические тренинги
психологическое консультирование
Общая психологияизучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными научными понятиями. В свою очередь, эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у верховья современной экспериментальной психологии.
Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.
Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.
Педагогическая психологияимеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).
Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п.
Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика.
Медицинская психологияисследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология.
Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.
Дифференциальная психологияисследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология.
Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.
Психофизиологияизучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.
В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления, связанные с разработкой особенно важных проблем:
1) психофизиология сенсорная — психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий;
2) психофизиология организации движений;
3) психофизиология активности;
4) психофизиология действий произвольных;
5) психофизиология внимания, памяти и обучения;
6) психофизиология речи и мышления;
7) психофизиология мотивации и эмоций;
8) психофизиология сна, психофизиология стресса;
9) психофизиология состояний функциональных, и пр.
Формирование психологии в рамках других дисциплин
Допарадигмальный этап
С позиций методологии психология может быть описана, как последовательность этапов становления представлений о предмете, методе, объяснительных принципов в рамках научных парадигм, в последовательности их возникновения, сосуществования, конкуренции и смены на разных стадиях формирования психологии, как единой, самостоятельной дисциплины.
Можно определить этап существования психологии в рамках других дисциплин, выделения ее в самостоятельную отрасль и этап существования ее в современном виде в состоянии развития и прогресса психологического знания.
Наиболее характерными чертами формирования психологического знания в рамках других дисциплин являются:
1. несамостоятельность психологического знания, представленность его как составной части философских и медицинских учений,
2. отсутствие сообщества, которое разделяло бы общие взгляды на предмет и метод изучения,
3. умозрительный характер исследований, несформированность опытного, экспериментального подхода к исследованиям.
Этому периоду предшествовало возникновение и развитие представлений о душе в рамках религиозных систем и ритуалов, обеспечивающих единство и существование первобытных обществ. Общая черта первичных взглядов на психические явления заключалась в придании им таинственности и сакральности.
Другая важнейшая характеристика этих взглядов — анимизм — вера в то, что каждый объект обладает душой, способной существовать независимо от него и представляет собой особое существо.
Развитие учения о душе
Учение о душе возникло в Vв. до н.э. — XVII в н.э. Оно складывалось в рамках древнегреческой философии и медицины. Зарождение науки в Древней Греции связывают с двумя обстоятельствами:
1. учение образовалось как внешнее, по отношению к религии и отделилось от нее.
2. упорядоченность космоса (всего сущего) была признана не по власти сверхсущества, а основанной на законе.
Новые представления о душе были не религиозными, а светскими, открытыми для всех, доступными для критики. Цель построения усения о душе состояла в выявлении ее свойств и изучении закономерностей ее существования. Вторым событием, определившим ход развития учения о душе был переход от анамизма к гилозизму — учению о материальности бытия и неотделимости жизни от материи, о всеобщих свойствах материи. Это учение ввело положение о целостности наблюдаемого мира, а также сделало душу предметом, открытым для изучения.
Важнейшие направления развития учения о душе связаны с именем Платона (347-427 г.г. до н.э.) и Аристотеля (322-384 г.г. до н.э.). Платон провел границу между материальным вещественным телом и невещественной, нематериальной душой, между «смертным» и бессмертным». Принципиально иное представление было дано Аристотелем в его трактате «О душе». Согласно Аристотелю — душа — форма живого органического тела, обеспечивающая его предназначение. Душа есть основа всех жизненных проявлений, она неотделима от тела. Это положение противоречит Платону, но оба они едины в том, что душа — есть цель активности живого тела. Души организмов разных типов, согласно Аристотелю, представляют разные способности и силы души, есть три типа души — растительная, животная и разумная, т.е. человеческая.
Таким образом, Аристотель дал одну из наиболее ранних формулировок объяснительного принципа психологии.
Ученик Платона, последователь Аристотеля Теофраст (287-372 г.г. до н.э.) в трактате «Характеры» дал описание 30 различных характеров, развивая представления Аристотеля о свойствах человека мыслить, запоминать, делать умозаключения.
Учение о душе широко использовалось в античной медицине. Гиппократ (ок.337 -460 в. До н.э.) сформулировал положение о том, что органом мышления является мозг.. Он разработал учение о темпераментах, предполагающее ведущую роль в определении темперамента четырех основных жидкостей организма (кровь, флегма, желтая желчь, черная желчь). Римский врач Клавдий Гален (130-200 г.г. до н.э.) продолжил эту линию и выявил двигательную и чувствительную функции спинного мозга.
Успехи, достигнутые античными философами остаются фундаментальными и по сей день.
С пятого по семнадцатый век до н.э. в работах Боэция, Фомы Аквинского, Аврелия Августина, Дунса Скотта складывается представление о личности. Важно заметить, что работы эти подвержены влиянию христианской теории и философии. Вершиной и завершением формирования психологии в рамках учения о душе стала система взглядов Френсиса Бэкона. Исследования души предполагались как часть единой науки о человеке, построение которой планировал Бэкон. Новизна подхода состояла в том, что Бэкон предлагал отказ от умозрительного исследования души и переход к эмпирическому.
Введение в психологию
В философских учениях затрагивались некоторые психические аспекты, которые решались либо в плане материализма, либо в плане идеализма.
Материалисты – Лукреций, Эпикур рассматривали душу человека как разновидность материи, т.е. как тесное образование, состоящее из шаровидных и наиболее подвижных атомов.
Идеалисты — рассматривали душу человека как что – то божественное, идеальное и бессмертное, существующее независимо от тела.
Аристотель выделил психологию, как своеобразную область знаний и выделил идею о существовании души находящиеся в единстве с телом и контролирующей чувства и мысли человека. Данная идея стала развитием для психологии.
Психология – образована от двух греческих слов psihe — душа lobos – наука или учение
Основные этапы развития психологии как науки.
психология как наука о сознании (17 век)
психология как наука о душе (200 лет назад)
Сознанием называли – думать, чувствовать и желать. Основной метод изучения – это наблюдение человека за самим собой, написание фактов
психология как наука о поведении человека (20 век)
Задачи психологии ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть (поступки, поведение)
Психология изучает внутренний мир (душевных) субъективных явлений в процессах и состоящей осознаваемых или неосознаваемый человеком, а также его поведение.
Методы психологии:
Наблюдение – это древнейший метод познавания, который требует соблюдения ряда требований:
Наличие плана наблюдения
Фиксация результатов наблюдения
Построение гипотезы
Объясняющее наблюдаемое явление
Проверка правильности гипотезы последующих наблюдений:
Срез – это кратковременное лабмодения
Лонгитюдинальное наблюдение – это длительное наблюдение (до 2 лет)
Выборочное наблюдение — это определенный факт
Сплошное наблюдение
Включенное – это когда наблюдатель становится членом последующей группы
Беседа – предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемое сведения о его деятельности
Виды бесед:
Непринужденная
Интервью
Вопросники
Психологические аспекты
Эксперимент – это главный метод психологического исследования. Это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется определенный …факт
Виды экспериментов:
Лабораторный – проводится в специальных условиях, также используется специальная аппаратура и действия испытуемых выявлений, он знает, что он участвует в эксперименте, но истинного смысла эксперимента может и не знать
Естественный — проводится в естественных условиях для человека, причем люди и не подозревают, что участвуют в эксперименте. Но реакция и результаты эксперимента обязательно должны быть зафиксировать
Основные разделы практической психологии
Психодиагностика (с греческого распознавания души) – это область психологической науки и одновременно важнейший практики, которая связана с разработкой использования методов распознания индивидуальный психологических особенностей человека.
Задача 1: установление у человека наличия определенного психологического свойства или особенности поведения
Задача 2: Определение степени развитости данного свойства, ее выражения начисленных количественных показателей.
Задача 3: Описание диагностируемых психологических поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо
Задача 4: сравнение степени развитости изучаемых свойству разных людей
Задача 5: Консультирование – особая область практической психологии, которая связана с оказанием со стороны специалиста психолога непосредственной психологической помощи тем людям, в которых они нуждаются (в виде советов и рекомендаций)
Виды:
Интимно – личностные
Недовольство собой, комплексы, неудачу
Семейное консультирование
Психолого — педагогическое консультирование
Деловое консультирование
Психологическая коррекция
— это организованное воздействие на клиента с целью изменения показателя его в соответствии с возрастной формой психологического развития.
1. «Что есть?» первый приход клиента к психотерапии его рассказ о себе, о его проблеме. Психотерапия диагностики не более 3 в день
2. «Что должно быть?» — обработка собранной информации и сопоставление получение с возрастными нормами
3. «Что нужно делать?» — для того чтобы стало как должно быть? Составление индивидуальной программы обсуждение ее с клиентом, систем. занятия, контрольного занятия, постоянная обратная связь
Виды коррекции:
Групповая
Индивидуальная
Формы коррекционного воздействия: убеждения, внушение, подражание, подкрепление, психологические упражнения, игры, задания
Ответственность за коррекционную работу несет перед клиентом и коллегами, с которыми он обязан совместно работать
Психологическая гигиена – это представление специальной помощи здоровым людям с целью предотвращения нервно – психологических и психо – соматических заболеваний, а также облегчение острых психо – травмирующих реакций
Отрасли психологии – социально – психологическое взаимодействие людьми, совместимость людей, действий телевидения, прессы и моды на различные группы людей
Возрастная психология – изучает закономерности развития психики здорового человека, а также психические особенности и закономерности присущей каждому возрастному периоду:
Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания
Инженерная психология изучает закономерности взаимодействия человека и современной техники
Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека и закономерности развития трудовых навыков
Медицинская психология изучает психические особенности деятельности врача, а поведение больного, а также разрабатывает методы лечения и психические методы лечения.
Патопсихология – изучает отклонение в развитии психики
Юридическая психология – изучает психические особенности поведения участников уголовного процесса, а также психические проблемы поведения и формирование личности преступника
Военная психология – изучает поведение человека в условиях боевых действий
Психология рекламы – изучает желание потребителей, а также разработкой психических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий быт бытия
Экологическая психика – изучает внешнюю природу и человека
Зоопсихика – техника животных
Мито психика среди других наук
Наука психологии занимает промежуточное положение между техническими и социальными науками объясняется это то, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и другие науки
Задачи психологии:
Научится понимать сущность психических явлений и их закономерности
Научится управлять
Использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья людей.
Быть теоретической основой для психических служб
Психика понятие
Психика – свойство головного мозга, которое формируется только прижизненного в процессе усвоения культуры созданной предшествующими поколениями
Основные функции психики:
Отражение окружающего мира на основе которой достигаются ориентировка живого существа в мире, а на уровне человека достигается познание мира и выделение в него существенных закономерностей
Управления и регуляции поведения
Процессы | Состояние | Свойства | |||
познавание | Память, воображение, речь, ощущение, мышление, восприятие | Радость, гнев, грубость, усталость, грусть | Темперамент, характер, способности, направленность | ||
Эмоционально – волевые | Радость, гнев |
Практическая психология | Блог 4brain
Практическая психология – раздел психологии, занимающийся практическим применением ее знаний. Она применяется во всех сферах человеческой деятельности: спорте, здравоохранении, образовании, производстве, праве. Широкую популярность приобрела благодаря развитию Интернета и интересу многих людей к самой науке. Это имело следствием появление многочисленных работ по практической психологии, которые на самом деле отношение к ней имели весьма отдаленное.
Задачи практической психологии
Областями практической психологии являются:
- Психологическая коррекция: целенаправленное воздействие на психику человека, благодаря которым она приводится в соответствие с возрастной группой или иной нормой.
- Психодиагностика: получение психологической информации о человеке или группе.
- Психотерапия: оказание помощи в продуктивном изменении личности в случае серьезных психологических проблем.
- Психологическое консультирование: создание условий для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах.
Основой является то, что человек предстает целостно, в единстве своих специфических способностей, качеств, процессов, психолог-практик должен использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики.
Практическая психология объединяет все области психологии, которые нацелены на практику. Ее главной задачей является помощь людям, переживающим сложности. К примеру, в психологической помощи могут нуждаться:
- Супруги, чей брак распадается из-за постоянных конфликтов.
- Больной человек, который испытывает психологические проблемы.
- Школьник, стоящий на пороге выбора профессионального пути.
- Человек в ситуации внутреннего конфликта и кризиса.
- Подростки с нарушением поведения.
- Группы людей и коллективы, связанные родственными или профессиональными связями.
- Лидеры, которые управляют другими людьми и хотят это делать эффективно.
Помимо этого, практическая психология решает три уровня задач:
- Прикладные задачи: разработка методических материалов по практической психологии, специальных обучающих программ, создание проектов нормативных документов такой деятельности.
- Научно-исследовательские задачи: изучение закономерностей формирования и развития личности с целью разработки методов, технологий и способов применения психологических знаний.
- Практические задачи: определяются непосредственно по месту профессиональной деятельности психолога-практика.
Если вы решили самостоятельно изучать практическую психологию, то для вас начало ее изучения должно сводится к решению следующих трех задач:
Первая задача: научиться понимать сущность своих психических явлений и их закономерности.
Вторая задача: научиться управлять своими психическими явлениями.
Третья задача: использовать полученные знания для решения психологических проблем.
С чего начать изучение практической психологии?
Если не принимать во внимание очевидный совет «поступите в ВУЗ», то окажется, что это достаточно сложный вопрос.
Профессиональные психологи-практики очень критично относятся к популярной психологической литературе, называя ее «поп-психологией», что звучит довольно уничижительно. И достается не только заправским знатокам истинного предназначения женщин или специалистам по психологии отношений, но и известным авторам, таким как Дейл Карнеги, Эрик Берн, Джон Грэй.
Но если у вас нет 5-6 лет на то, чтобы получить высшее образование в этой области, а изучить практическую психологию с целью самопомощи хочется, то нужно много читать, причем не только академические учебники. Зачем?
Тони Роббинс в книге «Разбуди в себе исполина» писал, что до того, как начать помогать людям, он прочел около 500 книг по психологии. Он читал и тут же применял теорию на практике. Роббинс советует НЛП, потому что эта область дает огромное количество методик для коррекции. Верить этому или нет? Дело ваше, но у Роббинса огромное количество почитателей по миру, которым он по их же словам помог, так что как минимум интерес его работы вызывают.
Поэтому главный совет один – читайте как можно больше, но при этом всегда проверяйте все рекомендации, которые находите в книгах, поддавайте информацию критическому анализу, сопоставляйте.
Вы можете найти свой собственный путь. Учтите, что многие великие мотиваторы, люди, которые влияют на жизни тысяч других, на самом деле самоучки. Они выбрали свою дорогу, читали и учились хаотично, и это в итоге создало их уникальные личности с оригинальными идеями. Так, конечно, вы не получите академических знаний, но все зависит от изначальных целей, с которыми вы принимаетесь за изучение.
Это же касается и тех, кто хочет получить высшее образование – не ограничивайтесь учебниками по программе, изучайте новое, потому что это очень динамичная область, в которой едва ли не каждый день совершаются удивительные открытия.
При этом раз в неделю задавайте себе следующие вопросы, чтобы не сбиться с курса:
- Чего я в действительности хочу добиться, изучая психологию?
- Как повлияет ее изучение на меня и мое окружение?
- Как изменится моя жизнь, когда я буду обладать необходимыми знаниями?
- Действительно ли это та цель, на которую я готов потратить часть драгоценной жизни?
Не становитесь теоретиком в худшем понимании этого слова. Бросайте в бой изученные методики, проверяя их эффективность. Но с этим связано еще одно предостережение: некоторые техники являются слишком сложными для человека неподготовленного. Поэтому прежде чем что-то сделать, хорошо подумайте о том, готовы ли, о последствиях и рисках. Не бросайтесь с головой в омут, следуя первому и самому популярному совету выходить за рамки зоны комфорта.
Психология личности
Психология личности – это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности с психологической точки зрения. Она тесно связана с практической психологией, поэтому интересоваться одним направлением невозможно не затронув другое.
Например, чтобы лучше понимать людей, вам понадобится ознакомиться со свойствами личности:
Характер. Это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Однако целостность характера не абсолютна и может меняться со временем. Очень сильно зависит от темперамента.
Темперамент. Без понимания темперамента вы не сможете составить полную карту личности человека. Он составляет основу формирования и развития характера, а также обусловлен типом высшей нервной деятельности человека. Если какой-то человек медлителен, а его эмоции вяло перетекают из одной в другую, можете быть уверены, что это либо флегматик, либо меланхолик. Разумеется, в каждом человеке есть что-то от каждого типа темперамента, однако один из них всегда преобладает.
Способности. Это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к навыкам, умениям и знаниям, а обнаруживаются в глубине, быстроте и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности. Существуют физические, литературные, музыкальные, конструктивно-технические, математические, учебные и умственные способности.
Мотивация. Это психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость. Если вы не научитесь мотивировать других или хотя бы себя, это может убить всякое желание развиваться как личность, работать, менять мир, влиять на окружающих.
Все эти черты личности тесно связаны друг с другом. Психология – очень сложная и развивающаяся наука, поэтому ее изучение – это процесс длиною в жизнь. Если вы полюбите учиться, то сможете сделать ее частью своей жизни или даже профессией.
Книги по практической психологии
Тема практической психологии чрезвычайно обширна, поэтому если вы хотите изучить ее глубже, ознакомьтесь с книгами из этого списка.
- «Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день» Николай Козлов.
- «Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом» Джанетт Рейнуотер.
- «Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста» Николай Козлов.
- «На пределе. Неделя без жалости к себе» Эрик Бертран Ларссен.
- «Психология о личности» Алексей Бодалев.
- «Игры, в которые не играют успешные люди. Мастер-класс практической психологии» Пия Билунд, Коре Кристиансен.
- «Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом» Алексей Бодалев.
- «Практическое консультирование» Галина Колесникова.
- «Дар психотерапии» Ирвин Ялом.
- «Учебник по системной терапии и консультированию» Арист фон Шлиппе.
- «Книга о власти над собой» Тони Роббинс.
- «Из лягушек – в принцы» Ричард Бэндлер и Джон Гриндер.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Отрасли психологии — Психологос
Можно говорить об отраслях, можно говорить о разделах психологии, но действительно современная психология представляет из себя сильно разветвленную науку. В академических учебных заведениях обычно изучают общую и социальную психологию, психологию личности и психологию семьи, возрастную и патопсихологию. В учебных заведениях, ориентированных на практику, чаще встречаются такие направления, как психотерапия, консультирование, коучинг, психология развития, психология тренинговой деятельности. См.→
Отрасли и разделы академической психологии
Большинство отраслей и разделов академической психологии создано в связи с задачами практики. Неверно думать, что академическая психология занимается только теорией — нет, академическая психология проводит и вполне прикладные исследования. Итак, наиболее известные отрасли и разделы академической психологии: Геронтопсихология, Детская психология, Дифференциальная психология, Зоопсихология, Инженерная психология, Клиническая психология, Когнитивная психология, Общая психология, Педагогическая психология, Психогенетика, Психология труда, Психология спорта, Психолингвистика, Социальная психология, Юридическая психология, Экспериментальная психология.
Основные разделы практической психологии
Практическая психология — психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.
С этой точки зрения, практическая психология — это образование, просвещение, сфера услуг плюс бизнес.
По оси «проблемы — развитие» основные разделы практической психологии — это психотерапия, здоровая психология и психология развития. Внутри этих разделов множество своих делений, где внутри психотерапии можно выделять работу с зависимостями, страхами и психосоматику, выделять работу с детьми от работы со взрослым контингентом, а внутри здоровой психологии и психологии развития выделять работу в личной и деловой сфере, где появится тайм-менеджмент, психология лидерства и психология управления. По другой классификации, основными отраслями практической психологии являются психологические тренинги и психологическое консультирование.
9.Задачи практической психологии
Практическая психология объединяет все области психологии, которые обслуживают практику. Ее самая общая цель — помощь людям, переживающим сложности.
В оказании практической психологической помощи нуждаются:
— личность в ситуации кризиса или конфликта;
— личность, выбирающая свой профессиональный путь;
— больной человек, испытывающий психологические проблемы;
— подростки с нарушениями поведения и его родители;
— супруги;
— руководители, которым необходимо управлять людьми и суметь организовать деятельность коллектива;
— сами коллективы, группы людей, связанных профессионально или родственными, межличностными отношениями.
Практическая психология решает три уровня задач:
1. Научно-исследовательские — изучение закономерностей развития и формирования личности с целью разработки технологий, способов и методов применения психологических знаний в условиях различных социальных систем.
2. Прикладные задачи — разработка специальных обучающих программ, методических материалов по практической психологии, создание проектов нормативных документов такой деятельности.
3. Практические задачи определяются непосредственно по месту профессиональной деятельности психолога-практика [5, c-94].
Психолог-практик проводит психодиагностику; проводит психологическое консультирование — индивидуальное и семейное; осуществляет психологическую коррекцию отдельной личности, групп (в том числе и семьи), коллективов; оказывает психологическую помощь конкретным людям; проводит психопрофилактические мероприятия; осуществляет подбор и отбор персонала на основании психодиагностических данных; знает основы психологии управления персоналом и оказывает помощь руководству организации, учреждения, фирмы.
Существует пять направлений деятельности, по которым решаются задачи практического психолога:
— психопрофилактика, подразумевающая работу по предупреждению дезадаптации персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей.
— психодиагностика, важнейшей целью, которой является добывание психологической информации о человеке или группе, «конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории».
— психологическая коррекция, понимаемая как целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение её показателей в соответствие с возрастной или иной формой;
— психологическое консультирование, целью которого является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий – в результате общения с психологом – для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах;
— психотерапия в рамках психологической модели, направленная на оказание помощи клиенту в продуктивном изменении личности в случаях серьёзных психологических проблем, не являющихся проявлениями психологических заболеваний [3, c-103].
Перечисленные направления практической психологии расположены по возрастанию степени ответственности психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы. Отличия между направлениями можно увидеть и в степени стандартизации применяемых психологом средств. Наиболее стандартизированной можно считать психодиагностику, наименее стандартизированными являются психологическое консультирование и психотерапия, поскольку они предполагают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае.
В самом широком смысле задачи практической психологии сводятся к следующим:
— научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
— научиться управлять ими;
— использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли.
Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека [2, c-191].
Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.
Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.
Широкий спектр задач, решением которых заняты практические психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.
1.3. Практическая психология
Другим важнейшим типом психологических знаний, на который опирается преподавание психологии как учебной дисциплины, является практическая психология. Главная цель практической психологии – разработка способов психологической помощи людям. Следует отметить, что практическая психология отличается от прикладной. Прикладная психология ориентирована на изучение возможностей применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач. При этом ученые пользуются научными методами исследования.
Практическая психология отчасти остается искусством, отчасти опирается на прикладную психологию как систему практически ориентированных научных знаний.
Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. Методы практической психологии направлены не на изучение, а именно на психологическую помощь. В этом ее принципиальное отличие от научной психологии (фундаментальной или прикладной). К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу.
Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психологии). В этом состоит одно из ее достоинств.
Критерием достоверности знаний этого типа является опыт и эффективность работы специалистов (Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А.., 1996). Поэтому некоторые разделы психологии гораздо успешнее ведут психологи, имеющие большой опыт практической психологической работы. Однако обобщенность знаний в практической психологии также имеет значение. Чем больше специалистов убеждается на практике в эффективности тех или иных методов работы, тем в большей мере эти методы и становятся признанными в области практической психологии. В области практической психологии используются такие методы как психотерапия, психологическое консультирование, психокоррекция, психотренинг.
Особенностями знаний в практической психологии являются конкретность и практичность. Практические психологи работают с конкретными случаями, на которые опираются при формировании и изложении своего профессионального опыта и соответствующих психологических знаний и умений. Результаты их работы всегда составляют определенную практическую ценность. Однако практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных психологических идей. В этом слабость способов доказательства, используемых в практической психологии в отличие от научной.
Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, что является основой для формирования соответствующей концепции практической психологической работы. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им.
Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-либо концепцию, разработанную систему умений и приемов работы с определенным типом проблем. При этом он применяет ее с учетом конкретной ситуации данного человека.
Еще одной особенностью практической психологии является целостность в описании человека. Поэтому психолог-практик использует совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях практической психологии. Как пишет Л.А. Петровская: “Если же обратиться к ситуации оказания психологической помощи, то здесь человек предстает перед психологом целостно, в единстве своего поведения, когниций, мотивации и т.д. Это предъявляет особые требования к психологической компетентности практика. Он порой не может ограничиться строгими рамками одного подхода… Психолог здесь объективно нуждается в задействовании комплекса подходов и средств” (цит. по Слободчиков, Исев, 1995, с.114-115).
Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, то есть использованием терминов, имеющих переносный образный смысл. Примером этому является использование мифологических персонажей в работах З. Фрейда (“Эдипов комплекс” и др.), Э. Фромма (“бегство от свободы”). Метафоричность придает наглядность, доступность и убедительность изложению идей и рекомендаций практической психологии.
В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы. Поэтому нередко обнаруживается, что метод, используемый психологом-практиком, не приносит результатов, когда его используют другие его коллеги. В практической психологии личность психолога есть неотъемлемая часть метода (Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А., 1996, с.16-17). Поэтому при обучении студентов имеют значение не только знания и методы практической работы, но и личность преподавателя. Преподавателю же, в свою очередь, важно обращать внимание также на личность и профессиональные качества автора той или иной методики практической психологии, поскольку есть значительная доля истины в шутке типа: «Чтобы овладеть тестом Роршаха нужно стать Роршахом».
В отличие от ученых практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно их описать на основе примеров из своего профессионального опыта. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапевтами. Обилие рекомендаций, конкретных примеров, отдельных случаев из профессиональной практики делает их особенно привлекательными.
Вывод: особенности знаний практической психологии
Индивидуальный человек и конкретные обстоятельства жизни как предмет изучения |
Опыт и эффективность работы специалистов как критерий достоверности знаний |
Конкретность |
Практичность |
Обобщенность |
Целостность в описании |
Метафоричность |
Влияние личности психолога на процесс и результаты работы |
Стремление к популяризации знаний |