К основным разделам практической психологии относят: Структура и основные разделы практической психологии – 13.Структура и основные разделы практической психологии

Автор: | 29.12.2018

Введение в психологию

В философских учениях затрагивались некоторые психические аспекты, которые решались либо в плане материализма, либо в плане идеализма.

Материалисты – Лукреций, Эпикур рассматривали душу человека как разновидность материи, т.е. как тесное образование, состоящее из шаровидных и наиболее подвижных атомов.

Идеалисты — рассматривали душу человека как что – то божественное, идеальное и бессмертное, существующее независимо от тела.

Аристотель выделил психологию, как своеобразную область знаний и выделил идею о существовании души находящиеся в единстве с телом и контролирующей чувства и мысли человека. Данная идея стала развитием для психологии.

Психология – образована от двух греческих слов psihe — душа lobos – наука или учение

Основные этапы развития психологии как науки.

  1. психология как наука о сознании (17 век)

  2. психология как наука о душе (200 лет назад)

Сознанием называли – думать, чувствовать и желать.

Основной метод изучения – это наблюдение человека за самим собой, написание фактов

  1. психология как наука о поведении человека (20 век)

Задачи психологии ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть (поступки, поведение)

  1. Психология изучает внутренний мир (душевных) субъективных явлений в процессах и состоящей осознаваемых или неосознаваемый человеком, а также его поведение.

Методы психологии:

  1. Наблюдение – это древнейший метод познавания, который требует соблюдения ряда требований:

  • Наличие плана наблюдения

  • Фиксация результатов наблюдения

  • Построение гипотезы

  • Объясняющее наблюдаемое явление

  • Проверка правильности гипотезы последующих наблюдений:

  1. Срез – это кратковременное лабмодения

  2. Лонгитюдинальное наблюдение – это длительное наблюдение (до 2 лет)

  3. Выборочное наблюдение — это определенный факт

  4. Сплошное наблюдение

  5. Включенное – это когда наблюдатель становится членом последующей группы

  1. Беседа – предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемое сведения о его деятельности

Виды бесед:

  1. Непринужденная

  2. Интервью

  3. Вопросники

  4. Психологические аспекты

  1. Эксперимент – это главный метод психологического исследования. Это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется определенный …факт

Виды экспериментов:

  1. Лабораторный – проводится в специальных условиях, также используется специальная аппаратура и действия испытуемых выявлений, он знает, что он участвует в эксперименте, но истинного смысла эксперимента может и не знать

  2. Естественный — проводится в естественных условиях для человека, причем люди и не подозревают, что участвуют в эксперименте. Но реакция и результаты эксперимента обязательно должны быть зафиксировать

Основные разделы практической психологии

Психодиагностика (с греческого распознавания души) – это область психологической науки и одновременно важнейший практики, которая связана с разработкой использования методов распознания индивидуальный психологических особенностей человека.

Задача 1: установление у человека наличия определенного психологического свойства или особенности поведения

Задача 2: Определение степени развитости данного свойства, ее выражения начисленных количественных показателей.

Задача 3: Описание диагностируемых психологических поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо

Задача 4: сравнение степени развитости изучаемых свойству разных людей

Задача 5: Консультирование – особая область практической психологии, которая связана с оказанием со стороны специалиста психолога непосредственной психологической помощи тем людям, в которых они нуждаются (в виде советов и рекомендаций)

Виды:

  • Интимно – личностные

  • Недовольство собой, комплексы, неудачу

  • Семейное консультирование

  • Психолого — педагогическое консультирование

  • Деловое консультирование

Психологическая коррекция

— это организованное воздействие на клиента с целью изменения показателя его в соответствии с возрастной формой психологического развития.

1. «Что есть?» первый приход клиента к психотерапии его рассказ о себе, о его проблеме. Психотерапия диагностики не более 3 в день

2. «Что должно быть?» — обработка собранной информации и сопоставление получение с возрастными нормами

3. «Что нужно делать?» — для того чтобы стало как должно быть? Составление индивидуальной программы обсуждение ее с клиентом, систем. занятия, контрольного занятия, постоянная обратная связь

Виды коррекции:

  1. Групповая

  2. Индивидуальная

Формы коррекционного воздействия: убеждения, внушение, подражание, подкрепление, психологические упражнения, игры, задания

Ответственность за коррекционную ра

боту несет перед клиентом и коллегами, с которыми он обязан совместно работать

Психологическая гигиена – это представление специальной помощи здоровым людям с целью предотвращения нервно – психологических и психо – соматических заболеваний, а также облегчение острых психо – травмирующих реакций

  1. Отрасли психологии – социально – психологическое взаимодействие людьми, совместимость людей, действий телевидения, прессы и моды на различные группы людей

  2. Возрастная психология – изучает закономерности развития психики здорового человека, а также психические особенности и закономерности присущей каждому возрастному периоду:

  1. Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания

  2. Инженерная психология изучает закономерности взаимодействия человека и современной техники

  3. Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека и закономерности развития трудовых навыков

  4. Медицинская психология изучает психические особенности деятельности врача, а поведение больного, а также разрабатывает методы лечения и психические методы лечения.

  5. Патопсихология – изучает отклонение в развитии психики

  6. Юридическая психология – изучает психические особенности поведения участников уголовного процесса, а также психические проблемы поведения и формирование личности преступника

  7. Военная психология – изучает поведение человека в условиях боевых действий

  8. Психология рекламы – изучает желание потребителей, а также разработкой психических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий быт бытия

  9. Экологическая психика – изучает внешнюю природу и человека

  10. Зоопсихика – техника животных

Мито психика среди других наук

Наука психологии занимает промежуточное положение между техническими и социальными науками объясняется это то, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и другие науки

Задачи психологии:

  1. Научится понимать сущность психических явлений и их закономерности

  2. Научится управлять

  3. Использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья людей.

  4. Быть теоретической основой для психических служб

Психика понятие

Психика

– свойство головного мозга, которое формируется только прижизненного в процессе усвоения культуры созданной предшествующими поколениями

Основные функции психики:

  • Отражение окружающего мира на основе которой достигаются ориентировка живого существа в мире, а на уровне человека достигается познание мира и выделение в него существенных закономерностей

  • Управления и регуляции поведения

Процессы

Состояние

Свойства

познавание

Память, воображение, речь, ощущение, мышление, восприятие

Радость, гнев, грубость, усталость, грусть

Темперамент, характер, способности, направленность

Эмоционально – волевые

Радость, гнев

Основные разделы практической психологии

Практическая психология — психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.

С этой точки зрения, практическая психология — это образование, просвещение, сфера услуг плюс бизнес.

Популярная психология

Психология развития

Психология управления

Психосоматика

Психотерапия

По другой классификации, основными отраслями практической психологии являются:

психологические тренинги

психологическое консультирование

Общая психологияизучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными научными понятиями. В свою очередь, эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у верховья современной экспериментальной психологии.

Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.

Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.

Педагогическая психологияимеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п.

Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика.

Медицинская психологияисследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология.

Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

Дифференциальная психологияисследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология.

Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

Психофизиологияизучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.

В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления, связанные с разработкой особенно важных проблем:

1) психофизиология сенсорная — психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий;

2) психофизиология организации движений;

3) психофизиология активности;

4) психофизиология действий произвольных;

5) психофизиология внимания, памяти и обучения;

6) психофизиология речи и мышления;

7) психофизиология мотивации и эмоций;

8) психофизиология сна, психофизиология стресса;

9) психофизиология состояний функциональных, и пр.

Формирование психологии в рамках других дисциплин

Допарадигмальный этап

С позиций методологии психология может быть описана, как последовательность этапов становления представлений о предмете, методе, объяснительных принципов в рамках научных парадигм, в последовательности их возникновения, сосуществования, конкуренции и смены на разных стадиях формирования психологии, как единой, самостоятельной дисциплины.

Можно определить этап существования психологии в рамках других дисциплин, выделения ее в самостоятельную отрасль и этап существования ее в современном виде в состоянии развития и прогресса психологического знания.

Наиболее характерными чертами формирования психологического знания в рамках других дисциплин являются:

1. несамостоятельность психологического знания, представленность его как составной части философских и медицинских учений,

2. отсутствие сообщества, которое разделяло бы общие взгляды на предмет и метод изучения,

3. умозрительный характер исследований, несформированность опытного, экспериментального подхода к исследованиям.

Этому периоду предшествовало возникновение и развитие представлений о душе в рамках религиозных систем и ритуалов, обеспечивающих единство и существование первобытных обществ. Общая черта первичных взглядов на психические явления заключалась в придании им таинственности и сакральности.

Другая важнейшая характеристика этих взглядов — анимизм — вера в то, что каждый объект обладает душой, способной существовать независимо от него и представляет собой особое существо.

Развитие учения о душе

Учение о душе возникло в Vв. до н.э. — XVII в н.э. Оно складывалось в рамках древнегреческой философии и медицины. Зарождение науки в Древней Греции связывают с двумя обстоятельствами:

1. учение образовалось как внешнее, по отношению к религии и отделилось от нее.

2. упорядоченность космоса (всего сущего) была признана не по власти сверхсущества, а основанной на законе.

Новые представления о душе были не религиозными, а светскими, открытыми для всех, доступными для критики. Цель построения усения о душе состояла в выявлении ее свойств и изучении закономерностей ее существования. Вторым событием, определившим ход развития учения о душе был переход от анамизма к гилозизму — учению о материальности бытия и неотделимости жизни от материи, о всеобщих свойствах материи. Это учение ввело положение о целостности наблюдаемого мира, а также сделало душу предметом, открытым для изучения.

Важнейшие направления развития учения о душе связаны с именем Платона (347-427 г.г. до н.э.) и Аристотеля (322-384 г.г. до н.э.). Платон провел границу между материальным вещественным телом и невещественной, нематериальной душой, между «смертным» и бессмертным». Принципиально иное представление было дано Аристотелем в его трактате «О душе». Согласно Аристотелю — душа — форма живого органического тела, обеспечивающая его предназначение. Душа есть основа всех жизненных проявлений, она неотделима от тела. Это положение противоречит Платону, но оба они едины в том, что душа — есть цель активности живого тела. Души организмов разных типов, согласно Аристотелю, представляют разные способности и силы души, есть три типа души — растительная, животная и разумная, т.е. человеческая.

Таким образом, Аристотель дал одну из наиболее ранних формулировок объяснительного принципа психологии.

Ученик Платона, последователь Аристотеля Теофраст (287-372 г.г. до н.э.) в трактате «Характеры» дал описание 30 различных характеров, развивая представления Аристотеля о свойствах человека мыслить, запоминать, делать умозаключения.

Учение о душе широко использовалось в античной медицине. Гиппократ (ок.337 -460 в. До н.э.) сформулировал положение о том, что органом мышления является мозг.. Он разработал учение о темпераментах, предполагающее ведущую роль в определении темперамента четырех основных жидкостей организма (кровь, флегма, желтая желчь, черная желчь). Римский врач Клавдий Гален (130-200 г.г. до н.э.) продолжил эту линию и выявил двигательную и чувствительную функции спинного мозга.

Успехи, достигнутые античными философами остаются фундаментальными и по сей день.

С пятого по семнадцатый век до н.э. в работах Боэция, Фомы Аквинского, Аврелия Августина, Дунса Скотта складывается представление о личности. Важно заметить, что работы эти подвержены влиянию христианской теории и философии. Вершиной и завершением формирования психологии в рамках учения о душе стала система взглядов Френсиса Бэкона. Исследования души предполагались как часть единой науки о человеке, построение которой планировал Бэкон. Новизна подхода состояла в том, что Бэкон предлагал отказ от умозрительного исследования души и переход к эмпирическому.




Введение в психологию

В философских учениях затрагивались некоторые психические аспекты, которые решались либо в плане материализма, либо в плане идеализма.

Материалисты – Лукреций, Эпикур рассматривали душу человека как разновидность материи, т.е. как тесное образование, состоящее из шаровидных и наиболее подвижных атомов.

Идеалисты — рассматривали душу человека как что – то божественное, идеальное и бессмертное, существующее независимо от тела.

Аристотель выделил психологию, как своеобразную область знаний и выделил идею о существовании души находящиеся в единстве с телом и контролирующей чувства и мысли человека. Данная идея стала развитием для психологии.

Психология – образована от двух греческих слов psihe — душа lobos – наука или учение

Основные этапы развития психологии как науки.

  1. психология как наука о сознании (17 век)

  2. психология как наука о душе (200 лет назад)

Сознанием называли – думать, чувствовать и желать. Основной метод изучения – это наблюдение человека за самим собой, написание фактов

  1. психология как наука о поведении человека (20 век)

Задачи психологии ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть (поступки, поведение)

  1. Психология изучает внутренний мир (душевных) субъективных явлений в процессах и состоящей осознаваемых или неосознаваемый человеком, а также его поведение.

Методы психологии:

  1. Наблюдение – это древнейший метод познавания, который требует соблюдения ряда требований:

  • Наличие плана наблюдения

  • Фиксация результатов наблюдения

  • Построение гипотезы

  • Объясняющее наблюдаемое явление

  • Проверка правильности гипотезы последующих наблюдений:

  1. Срез – это кратковременное лабмодения

  2. Лонгитюдинальное наблюдение – это длительное наблюдение (до 2 лет)

  3. Выборочное наблюдение — это определенный факт

  4. Сплошное наблюдение

  5. Включенное – это когда наблюдатель становится членом последующей группы

  1. Беседа – предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемое сведения о его деятельности

Виды бесед:

  1. Непринужденная

  2. Интервью

  3. Вопросники

  4. Психологические аспекты

  1. Эксперимент – это главный метод психологического исследования. Это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется определенный …факт

Виды экспериментов:

  1. Лабораторный – проводится в специальных условиях, также используется специальная аппаратура и действия испытуемых выявлений, он знает, что он участвует в эксперименте, но истинного смысла эксперимента может и не знать

  2. Естественный — проводится в естественных условиях для человека, причем люди и не подозревают, что участвуют в эксперименте. Но реакция и результаты эксперимента обязательно должны быть зафиксировать

Основные разделы практической психологии

Психодиагностика (с греческого распознавания души) – это область психологической науки и одновременно важнейший практики, которая связана с разработкой использования методов распознания индивидуальный психологических особенностей человека.

Задача 1: установление у человека наличия определенного психологического свойства или особенности поведения

Задача 2: Определение степени развитости данного свойства, ее выражения начисленных количественных показателей.

Задача 3: Описание диагностируемых психологических поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо

Задача 4: сравнение степени развитости изучаемых свойству разных людей

Задача 5: Консультирование – особая область практической психологии, которая связана с оказанием со стороны специалиста психолога непосредственной психологической помощи тем людям, в которых они нуждаются (в виде советов и рекомендаций)

Виды:

  • Интимно – личностные

  • Недовольство собой, комплексы, неудачу

  • Семейное консультирование

  • Психолого — педагогическое консультирование

  • Деловое консультирование

Психологическая коррекция

— это организованное воздействие на клиента с целью изменения показателя его в соответствии с возрастной формой психологического развития.

1. «Что есть?» первый приход клиента к психотерапии его рассказ о себе, о его проблеме. Психотерапия диагностики не более 3 в день

2. «Что должно быть?» — обработка собранной информации и сопоставление получение с возрастными нормами

3. «Что нужно делать?» — для того чтобы стало как должно быть? Составление индивидуальной программы обсуждение ее с клиентом, систем. занятия, контрольного занятия, постоянная обратная связь

Виды коррекции:

  1. Групповая

  2. Индивидуальная

Формы коррекционного воздействия: убеждения, внушение, подражание, подкрепление, психологические упражнения, игры, задания

Ответственность за коррекционную работу несет перед клиентом и коллегами, с которыми он обязан совместно работать

Психологическая гигиена – это представление специальной помощи здоровым людям с целью предотвращения нервно – психологических и психо – соматических заболеваний, а также облегчение острых психо – травмирующих реакций

  1. Отрасли психологии – социально – психологическое взаимодействие людьми, совместимость людей, действий телевидения, прессы и моды на различные группы людей

  2. Возрастная психология – изучает закономерности развития психики здорового человека, а также психические особенности и закономерности присущей каждому возрастному периоду:

  1. Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания

  2. Инженерная психология изучает закономерности взаимодействия человека и современной техники

  3. Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека и закономерности развития трудовых навыков

  4. Медицинская психология изучает психические особенности деятельности врача, а поведение больного, а также разрабатывает методы лечения и психические методы лечения.

  5. Патопсихология – изучает отклонение в развитии психики

  6. Юридическая психология – изучает психические особенности поведения участников уголовного процесса, а также психические проблемы поведения и формирование личности преступника

  7. Военная психология – изучает поведение человека в условиях боевых действий

  8. Психология рекламы – изучает желание потребителей, а также разработкой психических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий быт бытия

  9. Экологическая психика – изучает внешнюю природу и человека

  10. Зоопсихика – техника животных

Мито психика среди других наук

Наука психологии занимает промежуточное положение между техническими и социальными науками объясняется это то, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и другие науки

Задачи психологии:

  1. Научится понимать сущность психических явлений и их закономерности

  2. Научится управлять

  3. Использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья людей.

  4. Быть теоретической основой для психических служб

Психика понятие

Психика – свойство головного мозга, которое формируется только прижизненного в процессе усвоения культуры созданной предшествующими поколениями

Основные функции психики:

  • Отражение окружающего мира на основе которой достигаются ориентировка живого существа в мире, а на уровне человека достигается познание мира и выделение в него существенных закономерностей

  • Управления и регуляции поведения

Процессы

Состояние

Свойства

познавание

Память, воображение, речь, ощущение, мышление, восприятие

Радость, гнев, грубость, усталость, грусть

Темперамент, характер, способности, направленность

Эмоционально – волевые

Радость, гнев

Практическая психология | Блог 4brain

практическая психология

Практическая психология – раздел психологии, занимающийся практическим применением ее знаний. Она применяется во всех сферах человеческой деятельности: спорте, здравоохранении, образовании, производстве, праве. Широкую популярность приобрела благодаря развитию Интернета и интересу многих людей к самой науке. Это имело следствием появление многочисленных работ по практической психологии, которые на самом деле отношение к ней имели весьма отдаленное.

Задачи практической психологии

Областями практической психологии являются:

  • Психологическая коррекция: целенаправленное воздействие на психику человека, благодаря которым она приводится в соответствие с возрастной группой или иной нормой.
  • Психодиагностика: получение психологической информации о человеке или группе.
  • Психотерапия: оказание помощи в продуктивном изменении личности в случае серьезных психологических проблем.
  • Психологическое консультирование: создание условий для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах.

Основой является то, что человек предстает целостно, в единстве своих специфических способностей, качеств, процессов, психолог-практик должен использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики.

Практическая психология объединяет все области психологии, которые нацелены на практику. Ее главной задачей является помощь людям, переживающим сложности. К примеру, в психологической помощи могут нуждаться:

  • Супруги, чей брак распадается из-за постоянных конфликтов.
  • Больной человек, который испытывает психологические проблемы.
  • Школьник, стоящий на пороге выбора профессионального пути.
  • Человек в ситуации внутреннего конфликта и кризиса.
  • Подростки с нарушением поведения.
  • Группы людей и коллективы, связанные родственными или профессиональными связями.
  • Лидеры, которые управляют другими людьми и хотят это делать эффективно.

Помимо этого, практическая психология решает три уровня задач:

  1. Прикладные задачи: разработка методических материалов по практической психологии, специальных обучающих программ, создание проектов нормативных документов такой деятельности.
  2. Научно-исследовательские задачи: изучение закономерностей формирования и развития личности с целью разработки методов, технологий и способов применения психологических знаний.
  3. Практические задачи: определяются непосредственно по месту профессиональной деятельности психолога-практика.

Если вы решили самостоятельно изучать практическую психологию, то для вас начало ее изучения должно сводится к решению следующих трех задач:

Первая задача: научиться понимать сущность своих психических явлений и их закономерности.

Вторая задача: научиться управлять своими психическими явлениями.

Третья задача: использовать полученные знания для решения психологических проблем.

С чего начать изучение практической психологии?

Если не принимать во внимание очевидный совет «поступите в ВУЗ», то окажется, что это достаточно сложный вопрос.

Профессиональные психологи-практики очень критично относятся к популярной психологической литературе, называя ее «поп-психологией», что звучит довольно уничижительно. И достается не только заправским знатокам истинного предназначения женщин или специалистам по психологии отношений, но и известным авторам, таким как Дейл Карнеги, Эрик Берн, Джон Грэй.

Но если у вас нет 5-6 лет на то, чтобы получить высшее образование в этой области, а изучить практическую психологию с целью самопомощи хочется, то нужно много читать, причем не только академические учебники. Зачем?

Тони Роббинс в книге «Разбуди в себе исполина» писал, что до того, как начать помогать людям, он прочел около 500 книг по психологии. Он читал и тут же применял теорию на практике. Роббинс советует НЛП, потому что эта область дает огромное количество методик для коррекции. Верить этому или нет? Дело ваше, но у Роббинса огромное количество почитателей по миру, которым он по их же словам помог, так что как минимум интерес его работы вызывают.

Поэтому главный совет один – читайте как можно больше, но при этом всегда проверяйте все рекомендации, которые находите в книгах, поддавайте информацию критическому анализу, сопоставляйте.

Вы можете найти свой собственный путь. Учтите, что многие великие мотиваторы, люди, которые влияют на жизни тысяч других, на самом деле самоучки. Они выбрали свою дорогу, читали и учились хаотично, и это в итоге создало их уникальные личности с оригинальными идеями. Так, конечно, вы не получите академических знаний, но все зависит от изначальных целей, с которыми вы принимаетесь за изучение.

Это же касается и тех, кто хочет получить высшее образование – не ограничивайтесь учебниками по программе, изучайте новое, потому что это очень динамичная область, в которой едва ли не каждый день совершаются удивительные открытия.

При этом раз в неделю задавайте себе следующие вопросы, чтобы не сбиться с курса:

  • Чего я в действительности хочу добиться, изучая психологию?
  • Как повлияет ее изучение на меня и мое окружение?
  • Как изменится моя жизнь, когда я буду обладать необходимыми знаниями?
  • Действительно ли это та цель, на которую я готов потратить часть драгоценной жизни?

Не становитесь теоретиком в худшем понимании этого слова. Бросайте в бой изученные методики, проверяя их эффективность. Но с этим связано еще одно предостережение: некоторые техники являются слишком сложными для человека неподготовленного. Поэтому прежде чем что-то сделать, хорошо подумайте о том, готовы ли, о последствиях и рисках. Не бросайтесь с головой в омут, следуя первому и самому популярному совету выходить за рамки зоны комфорта.

Психология личности

Психология личности – это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности с психологической точки зрения. Она тесно связана с практической психологией, поэтому интересоваться одним направлением невозможно не затронув другое.

Например, чтобы лучше понимать людей, вам понадобится ознакомиться со свойствами личности:

Характер. Это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Однако целостность характера не абсолютна и может меняться со временем. Очень сильно зависит от темперамента.

Темперамент. Без понимания темперамента вы не сможете составить полную карту личности человека. Он составляет основу формирования и развития характера, а также обусловлен типом высшей нервной деятельности человека. Если какой-то человек медлителен, а его эмоции вяло перетекают из одной в другую, можете быть уверены, что это либо флегматик, либо меланхолик. Разумеется, в каждом человеке есть что-то от каждого типа темперамента, однако один из них всегда преобладает.

Способности. Это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к навыкам, умениям и знаниям, а обнаруживаются в глубине, быстроте и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности. Существуют физические, литературные, музыкальные, конструктивно-технические, математические, учебные и умственные способности.

Мотивация. Это психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость. Если вы не научитесь мотивировать других или хотя бы себя, это может убить всякое желание развиваться как личность, работать, менять мир, влиять на окружающих.

Все эти черты личности тесно связаны друг с другом. Психология – очень сложная и развивающаяся наука, поэтому ее изучение – это процесс длиною в жизнь. Если вы полюбите учиться, то сможете сделать ее частью своей жизни или даже профессией.

Книги по практической психологии

Тема практической психологии чрезвычайно обширна, поэтому если вы хотите изучить ее глубже, ознакомьтесь с книгами из этого списка.

  • «Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день» Николай Козлов.
  • «Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом» Джанетт Рейнуотер.
  • «Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста» Николай Козлов.
  • «На пределе. Неделя без жалости к себе» Эрик Бертран Ларссен.
  • «Психология о личности» Алексей Бодалев.
  • «Игры, в которые не играют успешные люди. Мастер-класс практической психологии» Пия Билунд, Коре Кристиансен.
  • «Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом» Алексей Бодалев.
  • «Практическое консультирование» Галина Колесникова.
  • «Дар психотерапии» Ирвин Ялом.
  • «Учебник по системной терапии и консультированию» Арист фон Шлиппе.
  • «Книга о власти над собой» Тони Роббинс.
  • «Из лягушек – в принцы» Ричард Бэндлер и Джон Гриндер.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: