Категории социальной психологии: § 1. Основные категории социальной психологии – 🕮 § 1. Основные категории социальной психологии, Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология). Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Еникеев М. И. Страница 49. Читать онлайн, Скачать

Автор: | 08.05.2020

§ 1. Основные категории социальной психологии

§ 1. Основные категории социальной психологии

Человек — существо социальное. Разделение общей и социальной психологии условно. Социальная психология изучает психологию человека в условиях его социального взаимодействия.

Основные системообразующие категории социальной психологии:

1) понятие социальной общности;

2) особенности поведения человека в социально неорганизованной и в социально организованной общности;

3) понятие социальной группы, классификация социальных групп;

4) социально-психологическая организация малых групп;

5) общение как средство социального взаимодействия;

6) психология человека в напряженных и конфликтных межличностных ситуациях;

7) психология больших социальных групп и массовых социальных явлений:

8) психология массовой социальной коммуникации.

Социальная общность — совокупность индивидов, приобретающая целостность как субъект определенного социального действия (политического, производственного, культурного, этнического и т. п.).

Все социальные общности интегрированы в социум. Социум — устойчивая социальная общность, отличающаяся общностью культуры и единством условий жизнедеятельности; социальная среда, с которой контактирует личность.

Каждая эпоха формирует свой культурно-исторический социум, свой этнос — культурный климат, стиль мироощущения, особенности социальной самоорганизации, определенные образцы поведения. В пределах данного социума деятельность входящих в него социальных общностей, групп и отдельных индивидов регулируется общими традициями, обычаями, моральными нормами и законами.

Различаются групповые и массовые социальные общности. Групповые общности характеризуются гомогенностью (однородностью) состава, структурно-дифференциальной организацией, деятельностной направленностью. Различаются большие и малые социальные группы.

Социальные группы, в которые входит формирующаяся личность, выступают в качестве одного из решающих условий формирования социального типа личности. Требования среды становятся требованиями личности к себе.

У социализированной личности происходит интериоризация (от лат. interior — внутренний; переход извне внутрь) социального контроля. И если социальные нормы добровольно принимаются человеком, то они не противостоят ему как ограничители свободы. Подлинно свободен лишь тот, кто охотно исполняет свои социальные обязанности, получает удовлетворение от своей социальной самореализации. Однако только социально упорядоченная среда организует человеческое поведение. В неорганизованной же социальной общности поведение индивида резко дезорганизуется.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Социальная психология. Основные категории социальной психологии. Социальная роль психологии

Глава V. Социальная психология.

Человек постоянно принадлежит к определенным социальным группам, коллективам, следовательно, перед ним всегда возникает необходимость правильно строить свои взаимоотношения с другими людьми. Кроме того, крайне усложнился современный мир, который невозможно объяснить с точки зрения какой-то одной области знания. Здесь необходим комплексный, междисциплинарный подход. Именно такой междисциплинарной наукой является социальная психология.

§ 1. Введение в социальную психологию

Наши жизни связаны тысячей незримых нитей.

Герман Мелвилл

Предмет социальной психологии. Характеристика основных категорий: группа, общение, социальная роль, социализация, социальная установка; основные социальные процессы: социальная фасилитация, социальное научение, социальный контроль.

Современные представления о предмете социальной психологии весьма неоднородны, что весьма характерно для большинства пограничных отраслей науки, к которым относится и социальная психология.

Социальная психология – это отрасль психологической науки, изучающая внутренние психологические причины, механизмы и закономерности социального поведения людей в группах.

Она изучает следующие явления:

1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы и в целом в систему социальных отношений. Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность и конфликтогенность.

2. Феномен взаимодействия между людьми (общение). Например, взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, между личностью и группой, а также межгрупповое общение.

3. Психические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований. К ним относятся: социально-психологический климат, лидерство и т. д.

4. Массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, апатия, страхи и т. д.

К основным категориям социальной психологии относятся: группа, общение, социальная роль, социализация, социальная установка, конфликт.

Группа – это относительно устойчивая совокупность людей, объединенных общими интересами, ценностями, нормами и правилами поведения.

Общение – установление и развитие контактов между людьми, порожденное необходимостью в совместной деятельности. Характеристики общения определяют качество психологической жизни человека.

Социальная роль — это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах.

Социальная роль в какой-то мере напоминает театральную. Прежде всего тем, что, приняв на себя определенную функцию, человек начинает действовать по заданной программе. Эта «заданность», может быть более или менее жесткой, зафиксированной в официальных документах или закрепленной только обычаем, но она всегда существует и окружающие четко контролируют точность выполнения программы.

Роль может быть полноценной только тогда, когда есть с кем, перед кем и для кого ее исполнять.

Например, невозможно быть сыном без матери, племянником без дяди

Социальная категоризация — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Социальная категоризация — отнесение человеком окружающих его людей к определённым социальным группам, классам. Процесс социальной категоризации является достаточно сложным, так как существует огромное множество социальных групп, некоторые из которых входят одна в другую[1].

Теория социальной категоризации, которая является продолжением теории социальной идентичности была предложена Дж. Тернером[en][2] во второй половине 1980-х годов.

Также Дж. Тернером была разработана теория самокатегоризации. В случае социальной самокатегоризации все группы человек делит на ингруппы (то есть те, к которым он сам себя причисляет) и аутгруппы (те, к которым он не относится). В теории самокатегоризации происходит рассмотрение людей во время взаимодействия и общения не как личности, а как, в первую очередь, члена той или иной социальной группы. В данной теории выделены основные положения, некоторые из которых заимствованы из теории социальной идентичности:

  1. Структура социальной идентичности включает в себя когнитивный и аффективный компоненты
  2. Группа представляется, как социальная категория, не предусматривающая непосредственного взаимодействия членов группы.
  3. Признается роль ситуации взаимодействия в актуализации социальных категорий. Наличие социальных категорий делает процесс познания мира и взаимодействия людей проще, так как помогает человеку структурировать информацию, получаемую из внешнего мира.

Функции процесса социальной категоризации[править | править код]

  • Основной функцией процесса социальной категоризации является упрощение социального мира. Социальная категоризация является упрощающим механизмом, позволяющим выносить суждения более экономно, даже в условиях неопределенности. Длительность вынесения данного суждения об объекте категоризации зависит от установок и субъекта, его заинтересованности в объекте.
  • Экономия когнитивных ресурсов. При использовании механизма социальной категоризации происходит сокращение количества социальной информации, необходимой для запоминания. Согласно «гипотезе перегрузки», предложенной Р. Спирсом
    [3]
    , чем больше информации необходимо запомнить, тем чаще человек будет прибегать к социальной категоризации.
  • Дополнение информации. Социальная категоризация служит неким руководством к действию, инструкцией к объекту, тем самым помогает определить наиболее удачные способы взаимодействия с объектом.

Проблема социальной категоризации в теориях социального познания[править | править код]

Проблематика социальной категоризации разрабатывалась в различимых теориях социального познания. Особое внимание данной проблематике уделяется в теории социальной идентичности А. Тэшфела и теории самокатегоризации Дж. Тернера[4].

В данных теориях механизм социальной категоризации рассматривался на групповом уровне. То есть выявлялась принадлежность человека к той или иной группе, тем самым происходило разделение окружающих на ингруппу и аутгруппу.

  • Социальная категоризация в теории социальной идентичности А. Тэшфела. В данной теории механизм социальной категоризации рассматривается как одно из необходимых условий социальной идентичности.
  • Социальная категоризация в теории социальных представлений С. Московичи. В теории Московичи описывается процесс закрепления социального представления, то есть отнесение объекта к определённой социальной категории. После данной категории дается название и объект обретает ряд свойств, которые свойственны данной социальной категории.
  • Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2005.
  • Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
  • Герген К. Социальный конструкционизм: знание и практика. Минск, 2003. Донцов А. И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987.
  • Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М., 2006.
  • Лейенс Ж. Ф., Дарден Б. Основные концепции и подходы в социальном познании // Перспективы социальной психологии / Под ред. М. Хьюстона, В. Штребе, Дж. Стефенсона. М., 2001.
  • Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. СПб., 2004.
  • Тернер Дж. Социальное влияние. СПб., 2003.
  • Фидлер К. Переработка социальной информации для суждений и решений //
  • Перспективы социальной психологии / Под ред. М. Хьюстона, В. Штребе, Дж. Стефенсона. М., 2001.
  • Фидлер К., Блесс Г. Социальное познание // Введение в социальную психологию / Под ред. М. Хьюстона, В. Штребе. М., 2004.
  • Якимова Е.В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80-х — 90-х годов. М., 1996.
  • Allport G.W. The nature of prejudice. N.Y., 1954.
  • Crisp R.J., Ensari N., Hewstone M., Miller N. A dual-route model of crossed categorization effects // Europ. Rev. of Soc. Psychol. 2002. Vol. 13.
  • Fiske S.T., Neuberg S.L. A continuum of impression formation, from category based to individuating processes: Influences of information and motivation on attention and interpretation // Advances in experimental social psychology / Ed. by M.P. Zanna. 1990. Vol. 23.
  • Fiske S., Taylor S. Social cognition. N.Y., 1991.
  • Macrae C.N., Bodenhausen V.G. Social cognition: categorical person perception // Brit. J. of Psychol. 2001. Vol. 92.
  • Spears R., Haslam S.A., Jansen R. The effect of cognitive load on social categorization in the category confusion paradigm // Europ. J. of Soc. Psychol. 1999. Vol. Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Social psychology of intergroup relations/ Ed. by S. Worchel, W.G. Austin. Chicago, 1986. Tversky A., Kahneman D. Availability: a heuristic for judging frequency and probability // Cogn. Psychol. 1973. Vol. 5.
  • Twuyver M., Knippenberg D. van. Social categorization as a function of priming // Europ. J. of Soc. Psychol. 1995. Vol. 25.

70. Психология классов. Шпаргалка по социальной психологии

70. Психология классов

Класс – это одна из разновидностей больших социальных групп, отличающийся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Классовая структура общества – явление не статичное. Она зависит от типа государства, экономики и общества.

Так, в структуре капиталистического общества выделяют:

1) класс буржуа;

2) средний класс;

3) люмпены.

А в структуре социалистического общества выделяли:

1) класс рабочих;

2) класс крестьян;

3) класс интеллигенции.

Классообразующие признаки:

1) наличие (отсутствие) собственности на средства производства;

2) работа на себя и других;

3) доля общественного продукта, которая достается людям, относимым к тому или другому классу.

Социально-психологические признаки классов:

1) определенный образ, качество и стиль жизни;

2) социальная этика, сленг, жаргон;

3) социальный статус, означающий положение в социальной иерархии;

4) традиции, установки, картины мира, стереотипы, привычки, круг общения;

5) шкала ценностей, система потребностей и интересов.

Социальная психология изучает:

1) психологические особенности различных исторических и современных классов;

2) психологический облик разных классов определенной эпохи и взаимосвязь психологических черт разных классов;

3) особенности личностно-групповых и межгрупповых отношений в классовом аспекте.

В структуре общественной психологии классов выделяют:

1) классовые потребности – классовое положение индивида и наличие некоторого определенного объема и состава материальных и духовных благ, задает определенную структуру потребностей, относительное психологическое значение и удельный вес каждой из них. Выделяют два вида групповых потребностей:

а) потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования;

б) потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. типичные для группы потребности;

2) классовые интересы – также задаются всей системой отношений, в которую входит данный класс. Интересы отражают потребности класса в целом и его отдельных социальных групп, экономические отношения данного класса, они стимулируют разные формы деятельности. Интерес в общественной деятельности, как правило, осознается, и его удовлетворение выступает как цель теоретической и практической деятельности людей. Различают:

а) экономические;

б) политические;

в) духовные интересы.

3) классовые чувства – это особые эмоциональные состояния, свойственные классу и относящиеся к мотивационной сфере. В отечественной психологии особую известность получило изучение классовой ненависти и классовой солидарности;

4) классовые настроения также относятся к мотивационной сфере. Они в яркой форме отражают отношения и оценки людьми состояния объективных процессов и психических феноменов, господствующих в определенные периоды общественного развития. Они не является суммой настроений, входящих в группу людей, а обладают способностью к многократному увеличению энергии составляющих группу индивидов;

5) классовый характер – это мало разработанное понятие, понимание которого проявляется в типичном устоявшемся образе действий представителей разных классов в разных ситуациях и отличает представителей одного класса от представителей других классов;

6) классовые представления – обусловлены выполняемыми и усвоенными личностью социальными ролями, социальными ожиданиями, формирующимися на основе межгруппового сравнения;

7) ценностные ориентации и нормы поведения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

7. Социальная психология в системе наук, её основные направления

7. Социальная психология в системе наук, её основные направления

Социальная психология находится на стыке социологии и психологии. Социологию и социальную психологию связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако, в отличие от социологии, которая изучает различные по численности группы в деятельностном, операционально-статистическом аспекте, социальная психология изучает личностей, индивидуумов, их поведение и то, как они влияют, взаимодействуют, относятся друг к другу. При этом изучается влияние как группы на индивидуума, так и индивидуума на группу.

Методы социологии и социальной психологии часто совпадают, однако социальная психология больше опирается на эксперименты, в которых возможна манипуляция каким-либо фактором.

В отличие от психологии личности социальная психология имеет социальный характер. Психология личности изучает внутренний мир индивида, его сходство с другими людьми и индивидуальные отличия. Социальная психология занимается исследованием тех особенностей, которые свойственны всем людям, тем, как они воспринимают друг друга и влияют друг на друга. Социальная психология изучает социально-психологические явления, такие как: социально-психологические факты, закономерности и механизмы их развития.

Кроме социологии и психологии социальная психология тесно взаимодействует с биологией, которая изучает природу человека, животных, растений. Так, как человек тесно связан с животным миром и, как утверждают

эволюционные психологи, произошел из него, социальная психология имеет общие точки соприкосновения с биологией, физиологией, анатомией.

Социальная составляющая роднит социальную психологию с философией, теологией, экономикой, политикой, образованием, психологическая – с биологией, химией, физикой, занимающихся изучением человека, каждая в своем русле.

Основные направления социальной психологии. Социальная психология разделяется на теоретическую и прикладную социальную психологию.

Теоретическая психология включает:

1) социальную психологию личности и малых групп, которая изучает процессы социализации, социально-психологические механизмы, взаимоотношения, общение и взаимодействие, массовые социально-психологические явления, психологию малых групп, психологию личности в группе, психологию различных видов групп и др.;

2) социальную психологию больших общностей (групп), которая изучает социально-психологические особенности больших групп, социально-гендерную психологию, социально-политическую психологию, психологию общественных движений, этнопсихологию, социально-возрастную психологию, психологию религии и др.;

3) социальную психологию общества, которая изучает психологию социально-экономических систем, власти и общества, правового общества, психологию общественных кризисов и др.

Прикладная психология включает:

1) профессиональную социальную психологию, которая включает социально-психологическую профессиографию, социальную психологию профессиональной деятельности, трудового коллектива, инноваций, социально-психологические особенности деятельности разных специалистов и др.;

2) отраслевую социальную психологию, которая изучает социальную психологию управления, экономики и предпринимательства, международных отношений, законности и правопорядка, образования, культуры, торговли, рекламы, конкуренции, соперничества, конфликтологию и др.;

3) практическую психологию, которая включает систему социально-психологического обеспечения практики, личность и деятельность социального психолога, социально-психологическую диагностику, экспертизу, анализ, консультирование, технологию службы доверия, семьи и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

7.1. Основные понятия социальной психологии. Секс в семье и на работе

7.1. Основные понятия социальной психологии

Социальная психология — это наука, изучающая поведение человека в группе. Почему мы собираемся в группы? Дело в том, что без других людей мы жить не можем, так как не в состоянии сами удовлетворить свои биологические потребности, как и социальные. Человек идет в группу для удовлетворения своих потребностей. Опытный руководитель знает, что человек приходит укреплять не могущество фирмы, а свое благополучие. Но если работник будет уверен, что укрепление фирмы приведет к улучшению его благосостояния, то он все будет делать для укрепления фирмы. Группа, где не удовлетворяются потребности ее членов, лишена здравого смысла! Поэтому опытный руководитель будет создавать на производстве такие условия, чтобы человек смог удовлетворить и свои сексуальные потребности. Вот почему я охотно принял заявку на освещение темы «Секс на производстве». Но для дальнейшего изложения нам необходимо конспективно изложить основные положения социальной психологии, ибо вся деятельность человек проходит в группах. Мы не можем жить друг без друга.

Итак, что такое группа?

Группа — это люди, объединенные реальными отношениями. Класс, семья, производственный коллектив, очередь, если она существует достаточно долго, — все это виды групп. О группе в собственном смысле слова можно говорить тогда, когда четко определена общая цель, которая объединяет всех без исключения ее членов, т. е. имеется общий интерес. Вот поэтому задача руководителя — организовать производственный процесс так, чтобы добиться поставленной цели.

Группы бывают формальными и неформальными. Формальная группа сформирована на основании каких-либо документов (штатное расписание, свидетельство о браке, список приглашенных на свадьбу), неформальная — на основании личных привязанностей, симпатий, общих потребностей, которые невозможно удовлетворить в формальной группе. Формальной группой управляет руководитель, неформальной — лидер. Власть руководителя определяется служебными инструкциями, предварительной устной договоренностью и т. п. Власть лидера абсолютна, что вытекает из добровольности участия.

Сколько групп человеку нужно?

Столько, чтобы удовлетворить свои потребности. Если он все свои потребности удовлетворит в семье, то больше ему групп не нужно. Это возможно только в таких семьях, где вся семья организует свое производство, все члены семьи на этом производстве работают, а между членами семьи совет да любовь. Поскольку таких семей немного, то в большинстве случаев каждый человек входит в состав минимум двух групп: семейной и производственной. Этого при правильной организации семьи и работы на производстве человеку бывает достаточно для удовлетворения своих потребностей. Но если у человека имеется третья, четвертая и т. д. группы, это свидетельствует о неблагополучии его в двух основных.

Если человек удовлетворяет свои сексуальные потребности где-нибудь в третьем месте, он может уйти с работы и из семьи. При самом большой любви к производству и к семье я буду подрабатывать и удовлетворять сексуальную потребность в другом месте, если мне это не удается сделать на месте основной работы и в семье. А это чревато многим. Вот почему опытный руководитель следит за тем и делает все для того, чтобы его сотрудник зарабатывал, а также решал сексуальные проблемы только на его производстве. А ценящие свою семью люди беспокоятся больше о том, чтобы их супруг был удовлетворен сексуально, а не материально.

Выделяют в социальной психологии понятие референтной группы, т. е. группы, которая для личности является эталоном. Так, для мелкопоместного дворянина референтной группой был высший свет, куда он мечтал попасть. Если человек ту группу, в которой он пребывает, референтной не считает, то, естественно, он будет мечтать уйти оттуда, и не имеет значения, семья это или производство. Будет ли тогда он что-то делать для укрепления этой группы? Естественно, нет! А что он будет делать? Попытается урвать «кусок», с которым есть шанс попасть в референтную группу.

Поведение человека в группе определяется той ролью, которую он здесь играет.

Что же такое роль? Роль — это то поведение, которого ожидает группа от личности в процессе выполнения социальных функций. Если мое поведение соответствует их ожиданию (экспектации), они будут довольны. Если я не буду соответствовать их экспектациям, они наложат на меня санкции (жена может устроить скандал, а начальник — уволить). Кроме роли, временами я надеваю на себя маску — это поведение, которое использует личность для безопасного общения. Происходит контакт масок. Примеров, когда контакт масок даже целесообразен, много. У нас много масок, и надеваем мы их автоматически: маска радости на свадьбе, маска скорби на похоронах, маска благовоспитанности на званых обедах. Иногда маска так «прилипает» к человеку, что мы не знаем, каков он на самом деле, да он и сам не знает, в чем его сущность. И вот с набором ролей и комплектом масок, не зная себя и партнеров по общению и не зная законов групп, мы входим в другие группы или организуем новые, т. е. устраиваемся на работу или устраиваем сексуальную жизнь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

4. Развитие отечественной социальной психологии. Шпаргалка по социальной психологии

4. Развитие отечественной социальной психологии

Основоположником отечественной социально-психологической мысли был Н.К. Михайловский, который впервые обобщил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, накопившийся в русской социологии, художественной литературе и публицистике. Он рассматривал толпу как «самостоятельное общественно-психологическое явление», считая, что герои являются порождением толпы, которая выдвигает их в определенные моменты истории. Толпа неосознанно подражает герою, что объясняется легкой внушаемостью масс, их податливостью силе личности героя.

На развитие социальной психологии в России сильное влияние оказывал марксизм. Г.В. Плеханов рассматривал «общественную психологию» как конкретно-историческое и классовое явление.

Экспериментальная социальная психология. В.М. Бехтерев, считая объективные методы единственно возможными при изучении психики, способствовал использованию экспериментальных методов к явлениям социальной психологии. Он рассматривал групповую психику как совокупность условных рефлексов. Бехтерев дал характеристику различных социальных групп, создал оригинальную классификацию коллективов. Законы психологии масс он сводил к физическим законам. Эксперименты, проведенные Бехтеревым совместно с М.В. Ланге, показали существенное влияние группы на особенности психической деятельности ее членов, выявили половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой работы. Было установлено, что группа может стимулировать психическую деятельность одних своих членов и в то же самое время тормозящим образом влиять на других.

В 20-е гг. большое внимание уделялось социально-психологическим проблемам детских, ученических коллективов (Е.А. Аркин, Б.В. Беляев, и др.), социальной психологии труда, управления организациями (Н.А. Витке и др.).

Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского придерживалась мнения, что «в процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения – специфически культурные». Эта теория оказала большое влияние на исследования развития поведения ребенка.

С 30 по 50-е гг. социально-психологических работы практически не проводились по идеологическим соображениям, если не считать работ А.С. Макаренко, который считал главной целью воспитания формирование коллективиста, провозглашая приоритет коллектива над личностью. При этом одной из важных задач является воспитание потребностей «коллективиста».

Возрождение социальной психологии как науки в конце 50-х гг. началось с обсуждения вопроса о предмете социальной психологии. В 1962 г. была создана первая в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском государственном университете (под руководством Е.С. Кузьмина). Проводились работы по эмпирическому исследованию фольклора, взаимоотношений в производственных бригадах, школьных классах.

Б.Ф. Поршнев впервые у нас в стране ставит вопрос о таких социально-психологических категориях, как «мы» и «они».

В 1968 г. в Ленинградском университете (под руководством Е.С. Кузьмина), а в 1972 г. в Московском университете (под руководством Г.М. Андреевой) были открыты первые кафедры социальной психологии. Выходят в свет первые учебные пособия по социальной психологии, проводятся социально-психологические исследования на промышленных предприятиях, в учреждениях государственного управления, школах, вузах, спортивных коллективах, центрах искусства и культуры, организациях системы здравоохранения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *