Кинестетика это в психологии: что это в психологии, как определить, особенности людей кинестетиков – Кинестетика — психология

Автор: | 25.03.2020

Кинестетический тип. Самоучитель по психологии

Кинестетический тип

Если визуалы «слушают» глазами, то кинестетики – всем телом. Ведущим ощущением у них является осязание. Визуалам важно, чтобы окружающее пространство было красивым, аудиалы ценят гармонию (то есть отсутствие резких раздражителей, диссонанса), а для кинестетика главное – чтобы было удобно. В том хаосе, который творится в их вещах, разобраться могут только они сами; любого визуала такое зрелище приводит в ужас, а кинестетику важно лишь одно – чтобы все было под рукой. В любом углу квартиры он будет «вить себе гнездо»: облюбовав какое-нибудь из кресел, он постепенно и незаметно организует вокруг себя уют и комфорт, подтягивая к себе журнальный столик, пепельницу, телефон, одеяло, холодильник…

Речь кинестетика иногда может напоминать мурлыканье: правда, кошки мурлычут горлом, а у него просто низкий тембр голоса, довольно медленный темп речи (и нижнее брюшное дыхание). Кинестетики могут жестикулировать во время разговора, но эти жесты (прикосновения к собеседнику или к самому себе, всевозможные ощупывания, поглаживания, манипуляции с какими-нибудь предметами) никак не связаны с речью.

Очень важно иметь в виду следующее: кинестетик переводит слова не в образы («картинки»), а в чувства, то есть буквально всем телом переживает все, что слышит или собирается сказать (здесь, понятно, от него требуется обратный «перевод» чувств в слова, понятные собеседнику), поэтому реакции его могут быть несколько замедленными (с точки зрения представителя другого типа!).

Любимые слова кинестетиков: чувствовать, трогать, теплый, мягкий, гладкий, удобный, схватить, зажатый, грубый, тупой и т. п.

Помимо этих, наиболее распространенных, типов, встречаются еще и вкусовой, и обонятельный, но таких людей сравнительно мало. Есть еще один вариант, который специалисты «придумали» специально для тех случаев, когда ни один из вышеуказанных типов определить невозможно. Это

дискретный тип восприятия; он формируется вследствие каких-то серьезных искажений в развитии ребенка, обычно является следствием душевной или физической травмы. Его можно рассматривать как своеобразную защитную реакцию психики, заслон, который человек бессознательно выставляет перед потоком впечатлений из внешнего мира, которые он не может воспринять искренне и непосредственно.

Люди такого склада вам наверняка хорошо известны. Они полагают, что в общении важен лишь ментальный план, то есть уровень «чистого разума». У этих людей очень скованные движения, выраженное напряжение мышц (своеобразная «деревянность») и характерный «телефонный» голос. Чаще всего такие «живые компьютеры» получаются из детишек с ярко выраженной кинестетической «ориентацией» в результате очень жесткого родительского воспитания.

Ведь ребенок-кинестетик – существо своеобразное: он любит есть руками (даже в том возрасте, в котором все другие дети уже оставляют эту привычку), играть с водой, глиной, песком, грязью, он никогда не отвечает на вопрос и не выполняет приказов немедленно. Все это нередко делает кинестетиков не слишком «удобными» детьми, и они постоянно подвергаются ограничениям, наказаниям, требованиям вести себя иначе. В результате ребенок может утратить способность адекватно реагировать на окружающий мир и доверять собственным ощущениям.

По большому счету, каждый представитель дискретного (то есть, дословно, «разорванного») типа восприятия нуждается в психотерапевтической помощи для того, чтобы его нарушенная психическая целостность была восстановлена.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Кинестетика — это… Что такое Кинестетика?

  • кинестетика — сущ., кол во синонимов: 2 • обаяние (21) • тактильное чувство (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Кинестетика — Различные ощущения на поверхности кожи, проприоцептивные ощущения в теле; включают вестибулярную систему или ощущение равновесия. (Смотри также: Репрезентативная система). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Кинестетика — Различные ощущения на поверхности кожи, проприоцептивные ощущения в теле; включают вестибулярную систему или ощущение равновесия. (Смотри также: Репрезентативная система) …   Словарь нейролингвистического программирования

  • Кинестетика — нлп Различные ощущения на поверхности кожи, проприоцептивные ощущения в теле; включают вестибулярную систему или ощущение равновесия. (Смотри также:Репрезентативная система) …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • Кинестетика — (греч. kinesis aesthesis – ощущение, чувство) – ощущение движения собственного тела, его частей, берущее начало в чувствительных рецепторах мышц, суставов, сухожилий и связок …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • КИНЕСТЕТИКА — Термин буквально означает чувство движения. Он употребляется как общий термин, охватывающий ощущения, возникающие в мышцах, сухожилиях и суставах. Наряду с проприоцепцией и ощущением равновесия (2), это составляет сенсорную систему, получающую… …   Толковый словарь по психологии

  • Язык тела — У этого термина существуют и другие значения, см. Язык тела (значения). Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии …   Википедия

  • Пикап (соблазнение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пикап. Ари Шеффер  «Фауст, соблазняющий Маргариту» Пика …   Википедия

  • обаяние — См …   Словарь синонимов

  • тактильное чувство — сущ., кол во синонимов: 2 • кинестетика (2) • осязание (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Кинестетика — это… Что такое Кинестетика?

  • кинестетика — сущ., кол во синонимов: 2 • обаяние (21) • тактильное чувство (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Кинестетика — Различные ощущения на поверхности кожи, проприоцептивные ощущения в теле; включают вестибулярную систему или ощущение равновесия. (Смотри также: Репрезентативная система). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Кинестетика — Кинестезия (греч. κινέω, «двигать, прикасаться» + греч. αίσθησις, «чувство, ощущение») так называемое «мышечное чувство», чувство положения и перемещения как отдельных членов так и всего человеческого тела. Это способность головного мозга… …   Википедия

  • Кинестетика — Различные ощущения на поверхности кожи, проприоцептивные ощущения в теле; включают вестибулярную систему или ощущение равновесия. (Смотри также: Репрезентативная система) …   Словарь нейролингвистического программирования

  • Кинестетика — нлп Различные ощущения на поверхности кожи, проприоцептивные ощущения в теле; включают вестибулярную систему или ощущение равновесия. (Смотри также:Репрезентативная система) …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • КИНЕСТЕТИКА — Термин буквально означает чувство движения. Он употребляется как общий термин, охватывающий ощущения, возникающие в мышцах, сухожилиях и суставах. Наряду с проприоцепцией и ощущением равновесия (2), это составляет сенсорную систему, получающую… …   Толковый словарь по психологии

  • Язык тела — У этого термина существуют и другие значения, см. Язык тела (значения). Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии …   Википедия

  • Пикап (соблазнение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пикап. Ари Шеффер  «Фауст, соблазняющий Маргариту» Пика …   Википедия

  • обаяние — См …   Словарь синонимов

  • тактильное чувство — сущ., кол во синонимов: 2 • кинестетика (2) • осязание (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Заставьте чувствовать кинестетика. Овладейте силой внушения! Добивайтесь всего, чего хотите!

    Заставьте чувствовать кинестетика

    Кинестетик должен не просто услышать вашу речь. Он должен почувствовать, ощутить, пережить ее. Общение для него – прежде всего ощущения. Поэтому с кинестетиком не бойтесь быть эмоциональным и открытым. Если позволяют отношения, не забывайте о рукопожатиях, похлопывании по плечу, других принятых в обществе прикосновениях.

    Рассказывая кинестетику что-либо, подавайте это так, чтобы он прочувствовал ваши слова. С кинестетиком говорить очень легко, потому что слов, описывающих ощущения, очень много. Твердый, шершавый, мокрый, кислый, колющий, боль, наслаждение, спокойствие – чем больше подобных слов вы будете использовать в общении с кинестетиком, тем выше ваши шансы ввести его в транс.

    Упражнение

    «Темп речи для установления мгновенного раппорта»

    Начинать лучше с самого простого. Попробуйте установить мгновенный раппорт только с помощью темпа речи. Подходите на улице к незнакомым людям и узнавайте у них, к примеру, о времени.

    Научитесь сразу «считывать» состояние человека:

    Если он погружен в свои мысли, не нужно его пугать, лучше задавать вопрос медленно и поэтапно: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать мне, который сейчас час?»

    Если он открыт миру и мыслит стремительно, вы не добьетесь ответа, проговаривая длинную фразу. Вместо этого крикните ему на ходу: «Который час?»

    Убедиться в том, что вам удалось мгновенно установить раппорт, вы можете легко: если в ответ на ваш вопрос человек остановился и хотя бы попытался ответить на него (не у всех есть при себе часы) – значит, ваш раппорт установлен блестяще. Благодарно улыбнитесь, кивните ему… и отпустите (бывает, что при хорошем мгновенном раппорте человек проникается к вам такой симпатией, что от него бывает сложно отделаться, особенно если у него сейчас есть свободное время).

    Если человек среагировал на вас положительно (например, замедлил шаг, улыбнулся и извинительно развел руки, сожалея, что не может вам помочь), значит, вам удалось установить раппорт хотя бы на мгновенье – это совсем неплохо.

    Если же в ответ на ваш вопрос человек испугался (отшатнулся, ускорил шаги, отвел глаза в сторону) или попросту не обратил на вас внимания, значит, ваша попытка установить раппорт не удалась – но не переживайте! Просто попытайтесь сразу припомнить, в каком состоянии был человек (взгляд, походка), и подумайте, какой темп вашего вопроса был бы более адекватен ситуации.

    Научиться «отпустить» человека после установления мгновенного раппорта очень важно. Улыбнувшись и кивнув ему с благодарностью, постарайтесь медленно перевести свой взгляд в сторону (например, на дорогу или дерево) – скорее всего, ваш визави сделает то же самое. А затем резко отведите взгляд в другую сторону, разорвав раппорт, и тут же обогните собеседника (не глядя на него) и решительно направьтесь в том направлении, куда шли до этого. Пока он будет думать, куда же вы делись, вы будете уже далеко.

    Упражнение

    «Подстройка под темп речи»

    В случаях, когда вы ведете беседу и раппорт уже установлен тем или иным способом, постарайтесь подстроиться под скорость речи вашего собеседника. Делать это нужно плавно. Вначале прислушайтесь к темпу его речи, а потом постепенно изменяйте свой темп, чтобы подстроиться под него.

    Темп речи зависит от многих факторов. Это и региональный фактор (например, скорострельный темп ньюйоркца очень отличается от тягучей речи жителя южных штатов), и настрой человека в данный момент времени (расслабленный на пляже отдыхающий будет говорить иначе, чем он же после успешного спуска на горных лыжах), и ситуация, в которой находится человек (на отдыхе и на работе мы можем говорить с разной скоростью). Кроме того, темп речи может показать, какой модели ВАК придерживается ваш собеседник:

    Визуалы обычно говорят быстро. В их голове постоянно сменяются картинки, и они пытаются успеть за быстро меняющимися образами. Если вы не поспеваете за ними, они быстро потеряют к вам интерес.

    Аудиалы чаще всего говорят звонко, темп речи у них средний. Им важна гармония звуков, поэтому резкая смена темпа или громкости голоса у них свидетельствует о крайней степени волнения (радости, гнева). Постарайтесь не нарушать гармонию, это мгновенно оттолкнет аудиала от вас. Для общения с ними важна максимально полная подстройка под речь (темп, тон, громкость), однако будьте осторожны: аудиал сразу услышит фальшь!

    Кинестетики, как правило, говорят медленно. Прислушиваясь к своим ощущениям, они собираются с мыслями, прежде чем что-то сказать. Их не волнуют эфемерные темы, зато они ценят идеи, имеющие «солидную текстуру», вокруг которой они могут «обернуть» свои мысли и ощущения. Их увлечет ваша речь, если они смогут «наблюдать» за тем, как что-то начинает приобретать форму, пополняется эпитетами ощущений (теплое, гладкое, мягкое, тяжелое).

    Следует понимать, что «чистых» визуалов, аудиалов и кинестетиков в природе не существует. Хотя бы потому, что все мы общаемся друг с другом и перенимаем привычные в нашем кругу фразы, жесты, шаблоны поведения. Однако в каждом из нас доминирует один из способов мышления. Не стоит пытаться изменить свое сознание, но вот расширить свои возможности получения информации разными способами вполне возможно. А для оказания гипнотического воздействия – просто необходимо научиться понимать людей, мыслящих не так, как вы.

    Упражнение

    «Распознай ВАК»

    Ежедневно вы слышите множество фраз, которые характеризуют людей, принадлежащих к одной из моделей ВАК. Постарайтесь научиться обращать внимание и запоминать их.

    Нарисуйте таблицу с тремя столбцами и вписывайте в нее слова и фразы, подходящие к каждой из моделей. Например, такую:

    Далее пополняйте таблицу по мере того, как вы замечаете новые слова, характеризующие одну из моделей ВАК. Чем полнее будет ваш список и чем чаще вы будете его просматривать, тем легче вам будет определить, кто находится перед вами: визуал, аудиал или кинестетик. И тем легче вам самим будет освоить использование «чужих» слов – без этого добиться гипнотического воздействия вам будет если не невозможно, то уж точно очень сложно.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Читать книгу целиком

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    Кинестетика — это… Что такое Кинестетика?

  • кинестетика — сущ., кол во синонимов: 2 • обаяние (21) • тактильное чувство (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Кинестетика — Кинестезия (греч. κινέω, «двигать, прикасаться» + греч. αίσθησις, «чувство, ощущение») так называемое «мышечное чувство», чувство положения и перемещения как отдельных членов так и всего человеческого тела. Это способность головного мозга… …   Википедия

  • Кинестетика — Различные ощущения на поверхности кожи, проприоцептивные ощущения в теле; включают вестибулярную систему или ощущение равновесия. (Смотри также: Репрезентативная система) …   Словарь нейролингвистического программирования

  • Кинестетика — нлп Различные ощущения на поверхности кожи, проприоцептивные ощущения в теле; включают вестибулярную систему или ощущение равновесия. (Смотри также:Репрезентативная система) …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • Кинестетика — (греч. kinesis aesthesis – ощущение, чувство) – ощущение движения собственного тела, его частей, берущее начало в чувствительных рецепторах мышц, суставов, сухожилий и связок …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • КИНЕСТЕТИКА — Термин буквально означает чувство движения. Он употребляется как общий термин, охватывающий ощущения, возникающие в мышцах, сухожилиях и суставах. Наряду с проприоцепцией и ощущением равновесия (2), это составляет сенсорную систему, получающую… …   Толковый словарь по психологии

  • Язык тела — У этого термина существуют и другие значения, см. Язык тела (значения). Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии …   Википедия

  • Пикап (соблазнение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пикап. Ари Шеффер  «Фауст, соблазняющий Маргариту» Пика …   Википедия

  • обаяние — См …   Словарь синонимов

  • тактильное чувство — сущ., кол во синонимов: 2 • кинестетика (2) • осязание (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Визуалы, аудиалы, кинестетики | Статья в журнале «Молодой ученый»

    

    В статье собраны основные теоретические данные по восприятию и трем основным типам восприятия: визуальный тип, аудиальный и кинестетический.

    Ключевые слова: восприятие, органы чувств, визуалы, аудиалы, кинестетики.

    Индивидуальные особенности восприятия и обработки информации последнее время вызывают повышенный интерес у разных людей.

    Известно, что с рождения, почти все люди обладают пятью основными органами чувств: слухом, зрением, осязаниям, обонянием, вкусом.

    Среди этих пяти, выделяют три самых важных:

    ‒ слух,

    ‒ зрение,

    ‒ осязание.

    Данным органам чувств дали названия, слух — это аудиальный способ восприятия, зрение — визуальный, а осязание — кинестетический.

    Прежде, чем перейти к описанию визуалов, аудиалов и кинестетиков, стоит ознакомиться с некоторыми моментами из истории развития знания о восприятии, в общем.

    О различных способах восприятия мира, стали говорить с давних времен. Считается, что все началось с философов у которых появились мысли об особенностях восприятия того или иного человека, произошло это примерно с 6го века до н. э.

    В будущем тема восприятия все больше заинтересовывала философов, ученых, психологов, социологов и т. д. Различными видами восприятия, занимались такие известные личности, как: Выготский Л. С., Кравков С. В., Люшер М., Вертгеймер М, Осгуд Ч., Лурия А. Р., Дружинина В. Н., Рубинштейн С. П., Майерс Д. Э. и многие другие.

    Расцвет изучения восприятия пришелся на 19–20 век и неспроста, в данный период активно стала развиваться социальная психология, исследователи стали проводить различные эксперименты, стали создавать тесты, цель которых заключалась в выявлении различий в восприятии у людей.

    Что же такое восприятие?

    Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на их органы чувств.

    Существует не один подход к изучению восприятия. В развитие восприятия свой вклад вложили, например, следующие подходы:

    Структуралистский — сторонники данного подхода воспринимали восприятие, как комбинацию отдельных ощущений, которые можно разложить на простейшие, индивидуальные элементы.

    Гештальт-психология выступала за то, что восприятие — это только целостный механизм.

    Конструктивистский подход, обращал внимание на активную роль наблюдателя в процессе восприятия. Восприятие, это не просто констатация самого факта воздействия раздражителя. Идея была основана на том, что воспринимаемое в любой момент представляет собой ментальную конструкцию, основанную на наших познавательных стратегиях, нашем прошлом опыте, пристрастиях, ожиданиях, мотивации, внимании.

    Экологический подход, данный подход был разработан Джеймсом Дж. Гибсоном и относится к зрительному восприятию. Он сделал предположение о том, что внутренние мыслительные процессы играют в зрительном восприятии небольшую роль, либо вовсе в нем не участвуют. Зрительный образ, который видит человек, содержит в себе всю необходимую информацию, поэтому нет необходимости ни в каком-либо посредничестве, ни в его дополнительной обработке.

    Информационный подход — основан на точном анализе визуального восприятия, ориентированном на применение математики и базирующемся преимущественно на компьютерных имитациях и искусственном интеллекте. Окружающая среда снабжает всей информацией, необходимой для восприятия, но также предполагается, что есть характеристики, например, как форма или очертания которые требуют дополнительной обработки получаемой информации.

    Нейрофизиологический подход — восприятие может восприниматься только с позиций нейрофизиологии.

    Остановимся на этих подходах, они являются самыми основными.

    Вернемся к визуалам, аудиалам и кенестетикам. У каждого человека преобладает, какой-то один из этих способов восприятия, конечно, может идти и совмещение, но даже в таком случае, обычно человек говорит, что таким-то способом мне легче воспринимать внешний мир. Идеально, когда сам человек может переключаться с одного способа на другой, на лекции использует аудиальный тип восприятия, при рисовании визуальный, а при подборе ниток для вязания мягкого пледа, кинестетический.

    Разберем подробнее в чем особенности, того или иного типа.

    ‒ Визуальный тип восприятия

    Эти люди воспринимают мир чаще всего через глаза. Конечно, это не значит, что они не воспринимают информацию через другие органы восприятия, просто для них зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются. Они легко составляют рассказ по картинке или описывают, что увидели. Обычно они прекрасно умеют всё систематизировать. Для работы им нужны отработанные схемы и алгоритмы, без этого им сложно включиться в рабочий процесс. Наглядность для них это все.

    ‒ Аудиальный тип восприятия

    Придают большое значение словам, музыке и вообще любым звукам, которые несут для них положительное или отрицательное. Чаще всего они обладают красноречивостью, хорошей памятью и острым слухом. Для разговора им не нужно видеть человека, главное ля них это слышать. Такие люди любят поговорить. Им сложно сосредоточиться в шумных местах.

    ‒ Кинестетический тип восприятия

    Люди с таким типом восприятия познают мир на ощупь, например им не важно, как выглядит, какая-либо вещь, им важно, чтобы она была удобной и приятной на ощупь. Они ценят прикосновения и дружеские объятия. Такие люди достаточно чувствительны, но не каждому они откроют свой внутренний мир. Им легко все воспринимать на ощупь, вкус и даже запах. Им так же важна практика, если они хотят, что-то понять. Если аудиал может прослушать лекцию и все понять, а визуал прочитать или посмотреть схемы и разобраться во всем, то кинестетикам важно все опробовать на практике.

    Тип восприятия можно выявить не одним способом, для этого созданы различные тесты, но даже без тестов можно определить с каким типом восприятия тот или иной человек.

    Частенько люди употребляют определенные слова и фразы, которые стали относить к тому или иному типу восприятия, например:

    Визуал: Я вижу, что; видите ли; а давайте рассмотрим; видно, что и другие фразы, которые связаны со зрительным восприятием.

    Аудиал: Я вас слушаю; звучит заманчиво; я хочу вам сказать; это звучит как; давайте обсудим это и многие другие фразы, связанные со слуховой деятельностью

    Кинестетик: Я чувствую что; не давите на меня; дело движется; холодает и другие, главное, что фразы связаны с чувствами и телесными ощущениями

    Невербальные признаки, так же могут выдать человека с тем или иным типом восприятия, например:

    Взгляд у визуалов при общении направлен вверх, они смотрят на собеседника, отмечая детали лица и положение тела, для этого они становятся подальше, чтобы иметь хороший обзор. Почти всегда свои речи сопровождают активной жестикуляцией.

    Аудиалы смотрят перед собой, при разговоре любят наклонить голову вбок, чтобы лучше слышать.

    Кинестетики любят поближе подходить к человеку, прикоснуться к своему собеседнику, чаще всего при разговоре они смотрят вниз.Нет никакой активной жестикуляции, только плавные и размеренные движения.

    В последнее время стали выделять еще одну группу людей с типом восприятия, который основан на логике, это дигиталы или дискреты. Такие люди воспринимают, прежде всего, логику. Им важно все систематизировать, добраться до самой сути, разобрать все на молекулы, а потом на атомы. Им не важна картинка, а также звук, им не важно, как это на ощупь. Для них важнее, получить отчего-либо информацию, такую, как: что это может дать или в чем цель существования того или этого. Частенько они произносят такие фразы, как: следовательно; логично; интересно, а что если…; правильно ли я понимаю, что…; насколько это обоснованно; зачем мы это делаем; а почему именно так.

    Еще раз стоит повторить, что люди не обладают только одним типом восприятия, в человеке всегда есть все, просто, какими-то ему легко пользоваться, а какими-то нет. Существуют различные способы, которые помогают развить все три основных вида восприятия, чтобы в будущем человек мог легко переключаться с одного на другой.

    Считается, что легче всего развить все три канала восприятия через творчество, например:

    ‒ Визуалу, изначально можно вспомнить, какой-нибудь предмет, например картину Пабло Пикассо «Натюрморт с фруктами», далее хорошо представить и попробовать рассказать о ней, как расположены предметы, какие цвета и оттенки использует художник, говорить сначала медленно, потом быстро, менять интонацию, тем самым развивается аудиальный канал. Для развития кинестетического типа восприятия, нужно не просто рассказать, а представить, какие фрукты на ощупь, на вкус, какая поверхность у графина гладкая или шероховатая.

    ‒ Аудиулу, лучше сначала рассказать о картине, рассказать, какие предметы, какие они на ощупь, вкус, а потом все это изобразить.

    ‒ Кинестетику будет легче начать с развития визуального канала восприятия, например, нарисовать картину, а потом рассказать о ней.

    Основные термины (генерируются автоматически): тип восприятия, восприятие, зрительное восприятие, способ восприятия, подход, ощупь, орган чувств, кинестетический тип восприятия, дополнительная обработка, фраза.

    Кинестетика Википедия

    Проприоце́пция, проприореце́пция (от лат. proprius — «собственный, особенный» и receptor — «принимающий»; от лат. capio, cepi — «принимать, воспринимать»), также известная как кинестези́я (от др.-греч. κοινός «общий» +  — «чувство, ощущение»; фр. cénesthésie), — мышечное чувство — ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве.

    Описание

    Проприоцепция — это ощущение относительного положения частей тела и их движения у животных и человекa, иными словами — ощущение своего тела. Обеспечивается различными органами-проприорецепторами (в частности мышцами), информация с которых по крупным (поэтому быстропроводящим) нервным волокнам в составе периферических нервов и задних столбов спинного мозга поступает к ядрам центральной нервной системы и далее через таламус в теменную долю головного мозга, где формируется схема тела.

    Здоровый человек в сознательном состоянии может чувствовать положение и движение своих конечностей. При этом способность ощущать собственное (мышечное) и внешнее (пассивное) движение примерно равны (например, плечо улавливает изменение угла в 0,5°). Человек может также достаточно точно определять сопротивление своему движению, в частности вес вещей (погрешность не больше 10 % при сравнении).

    При расстройствах проприоцепции возникают сенситивная атаксия и псевдоатетоз. Так, описан (Виттгенштейн, упоминается в книге Оливера Сакса) пример потери проприоцепции вследствие полиневрита, что привело к тому, что пациентка постепенно разучилась двигаться, есть и даже переставала дышать. Возвратить к жизни её удалось путём замены проприоцепции другими чувствами, в первую очередь — для движения — зрением.[1]

    Упражнения на проприоцепцию (балансовые упражнения) занимают важное место в подготовке спортсменов и при реабилитации после травм.[2]

    Типы мышечных чувств

    Благодаря проприоцепции человек может чувствовать положение, движение и силу:

    • Чувство положения — способность ощутить, под каким углом находится каждый сустав, и в сумме — положение и позу всего тела. Чувство положения почти не подвержено адаптации.
    • Чувство движения — это информация о направлении и скорости движения суставов. Человек воспринимает как активное движение сустава при мышечном сокращении, так и пассивное, вызванное внешними причинами. Порог восприятия движения зависит от амплитуды и от скорости изменения угла сгибания суставов.
    • Чувство силы — это способность оценить мышечное усилие, прилагаемое для движения или для удержания сустава в определённом положении.

    Кинестезия

    В узком смысле слова термины «кинестезия» и «проприоцепция» совпадают, это способность ощущать своё тело в пространстве. Проприоцепция — это ощущение, возникающее в результате обработки информации от специализированного вида рецепторов — проприоцепторов. Сигналы от проприоцепторов приходят в головной мозг и дают информацию о положении мышц, суставов и сухожилий. Без такой способности человек не мог бы выполнять координированных движений с закрытыми глазами. В широком смысле слова термин «кинестезия» включает в себя также способность осознавать положение и движение тела за счёт как проприоцепции, так и сигналов от вестибулярного аппарата и зрения, которые интегрируются в мозге для получения полной информации о положении тела в пространстве с учётом окружающих предметов. Оба термина, «кинестезия» и «проприоцепция», вошли в научный обиход, хотя авторы не всегда последовательно их различают[3]. В настоящее время нейрофизиологические исследования в этом направлении ведутся в более общем контексте так называемой многомодальной интеграции[en] каналов восприятия собственного тела.

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Шмидт, Роберт Ф. (Robert F. Schmidt). Соматовисцеральная чувствительность // Основы сенсорной физиологии = Fundamentals of Sensory Physiology / Под ред. чл.-корр. АН СССР А. Л. Бызова. — М.: Мир, 1984. — С. 108—115. — 287 с.
    • Шмидт Р., Тевс Г. (Ред.) (Robert F. Schmidt, G. Thews). Соматовисцеральная сенсорная чувствительность // Физиология человека = Human Physiology / Под ред. академика П. Г. Костюка. — 3-е изд. — М.: Мир, 2005. — Т. 1. — С. 206—208. — 864 с. — ISBN 978-5-03-003574-1.

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о