Культурно историческая психология: Культурно-историческая психология – Культурно-историческая психология — Психологос

Автор: | 30.11.2019

Культурно-историческая психология

«Культурно-историческая психология» — международное научное издание для психологов, историков и методологов науки, философов, дефектологов, антропологов — специалистов в смежных областях фундаментального и прикладного человекознания.

Интервью с главным редактором

Издатель: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Свидетельство регистрации СМИ: ПИ № ФС77-67757. Дата регистрации 17.11.2016.
ISSN (печатная версия): 1816-5435
ISSN (online): 2224-8935
Подписной индекс ОАО «Роспечать»: 18024
Периодичность: 4 раза в год
Издается с 2005 года
Полнотекстовая электронная версия журнала публикуется на https://psyjournals.ru

Электронная версия журнала находится в свободном доступе.

Условия лицензии:
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons С указанием авторства-Некоммерческая 4.0 Всемирная: допускается использовать, копировать, цитировать в некоммерческих целях с обязательным указанием имени автора произведения и источника заимствования.


Международный научный журнал «Культурно-историческая психология» совместно c Международным летним университетом для аспирантов и молодых учёных ISCAR (МГППУ) открывает возможность молодым исследователям в области культурно-исторической психологии пройти экспертизу дизайна своего исследования (research design review).

Журнал Культурно-историческая психология — рецензируемое научное периодическое издание, зарегистрировано в установленном законом порядке как средство массовой информации.

Основное содержание издания представляет собой оригинальные научные статьи, научные обзоры, научные рецензии, отзывы.

Рецензирование: Издание осуществляет рецензирование всех поступающих в редакцию статей, соответствующих тематике журнала, с целью их экспертной оценки. Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов. Рецензии на поступившие материалы хранятся в издательстве в течение 3 лет. Редакция издания направляет авторам рецензии на поступившие материалы в электронном виде.

Сайт издания: На сайте издания в открытом доступе на русском и английском языках размещаются аннотации, ключевые слова, информация об авторах для всех статей и обзоров, опубликованных изданием за все время существования издания, а также полнотекстовые версии всех статей издания. На сайте на русском и английском языках размещены информация об издательстве ФГБОУ ВО МГППУ (информация об Издателе), главном редакторе, редакционном совете и редакционной коллегии (cостав редколлегии), а также контактная информация с описанием тематики журнала.

Официальный адрес сайта издания в сети Интернет: https://psyjournals.ru/index.shtml

РИНЦ издания: Издание зарегистрировано в Российском индексе научного цитирования (страница издания в РИНЦ) и регулярно предоставляет информацию об опубликованных статьях в данный индекс. Двухлетний импакт-фактор издания в системе РИНЦ– 0.391 (дата обращения: 23.05.2017).

Редакционная коллегия/совет издания: В составе редакционной коллегии и редакционного совета 37 специалистов – кандидатов или докторов наук (либо обладателей иностранных научных степеней аналогичного уровня), по основному месту работы занятых проведением научных исследований и/или преподаванием в высших учебных заведениях. Состав редакционной коллегии и/или редакционного совета публикуется в каждом номере издания и на его официальном сайте на русском и английском языках, с указанием ученой степени, ученого звания всех членов.

Оформление статей: В публикуемых материалах указывается информация об авторах, их месте работы и необходимые контактные данные. При опубликовании научной статьи на русском языке обязательным является наличие ключевых слов и аннотации на русском и английском языках. У всех публикуемых научных статей должны быть пристатейные библиографические списки, оформленные в соответствии с правилами издания, на основании требований, предусмотренных действующими ГОСТами. На официальном сайте издания указаны правила направления, рецензирования и опубликования представленных рукописей авторов.


Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований. Дата включения: 01.02.2015. Группы научных специальностей: 19.00.00 – психологические науки.

Журнал включен в российские и международные базы данных:

В 2006 году журнал получил официальный статус аффилированного журнала Международного общества культурно-деятельностных исследований (ISCAR).

Тематика журнала (по перечню отраслей науки и групп специальностей научных работников  в соответствии с Номенклатурой специальностей):

  • 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)
  • 19.00.05 – Социальная психология (психологические науки)
  • 19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки)
  • 19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки)

Выпускается англоязычный дайджест, содержащий фрагменты опубликованных статей:

  • Избранные статьи за 2005 и 2006 год (Adobe PDF)

Научная значимость журнала «Культурно-историческая психология» заключается в развитии традиции культурно-исторической психологии в контексте  мировой психологической науки, консолидации интеллектуальных сил профессионального сообщества и содействию обсуждений философских, методологических, исследовательских, методических проблем современной культурно-исторической, деятельностной, социокультурной психологии.

Практическая значимость журнала состоит в обеспечении отечественных психологов, методологов и историков науки, философов разносторонней и всеохватывающей профессиональной информацией методического, теоретического характера в области культурно-исторической, деятельностной психологии как в России, так и зарубежом.

Главными целями журнала являются:

  • Консолидация научно-профессионального сообщества в России и за рубежом в решении задач изучения, сохранения и творческого развития наследия культурно-исторической психологии, среди основателей которой были выдающиеся психологи – Л.С. Выготский, Х. Вернер, Ж. Пиаже и др.

  • Обеспечение отечественных и зарубежных психологов актуальной и полной профессиональной информацией методического, теоретического и методологического характера в области культурно-исторической психологии.

  • Стимулирование вклада молодых ученых в развитие фундаментальной проблематики и практических приложений культурно-исторической психологии.

  • Обеспечение профессионального сообщества практикоориентированной информацией о возможностях применения идей и методов культурно-исторической психологии в различных областях психологии, педагогики и общественной жизни.

  • Активизация межотраслевого и международного сотрудничества и интеллектуального обмена в полидисциплинарной области культурно-исторической психологии.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации портала:


Название: Культурно-историческая психология
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-67757 от 17.11.2016

Адрес редакции: 127051, Москва, ул. Сретенка 29
Примерная тематика и (или) специализация: Образовательная, научная, информационная (в сфере психологии), реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе
Форма периодического распространения: периодичкское печатное издание, журнал
Языки: русский, английский
Территория распространения: Российская федерация, зарубежные страны
Учредитель: ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет Лицензия Creative CommonsЛицензия Creative Commons

Культурно-историческая психология — Психологос

Лев Семёнович Выготский

Лев Семёнович Выготский

Предмет: психика, преобразованная культурой

Представители: Э. Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль, Пьер Жане, Выготский, Лев Семенович

Давид Эмиль Дюркгейм

Давид Эмиль Дюркгейм

Впервые вопрос о социальности, как системообразующем факторе психики был поставлен французской социологической школой. Ее основатель Э. Дюркгейм (1858-1917) с помощью термина «социальный факт» или «коллективное представление» иллюстрировал такие понятия, как «брак», «детство», «самоубийство». Социальные факты отличны от своих индивидуальных воплощений (нет «семьи» вообще, но существует бесконечное количество конкретных семей) и носят идеальный характер, который оказывает воздействие на всех членов общества.

Люсьен Леви-Брюль, используя этнографический материал, развил тезис об особом типе «первобытного» мышления, которое отлично от мышления цивилизованного человека.

Пьер Жане еще более углубил принцип социальной детерминации, предположив, что внешние отношения между людьми постепенно превращаются в особенности строения индивидуальной психики. Так, им было показано, что феномен памяти заключается в присвоении внешних действий выполнения поручения и пересказа.

Люсьен Леви-Брюль

Люсьен Леви-Брюль

Наиболее полно принцип культурно-исторической детерминации психики был раскрыт в работах Л.С.Выготского, разработавшего учение о высших психических функциях. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики:

  • натуральной,
  • культурно опосредствованной.

В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.

Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память).

Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер. Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики. Представьте себе, что дикарю, не владеющему счетом, надо запоминать стадо коров на лугу. Как ему придется справляться с этой задачей? Ему необходимо создать точный зрительный образ того, что он увидел, и потом попытаться воскресить его перед глазами. Скорее всего, он потерпит неудачу, пропустит что-нибудь. Вам же нужно будет просто сосчитать коров и впоследствии сказать: «Я видел семь коров».

Пьер Жане

Пьер Жане

Многие факты свидетельствуют, что осваивание ребенком знаковых систем не происходит само собой. Здесь проявляется роль взрослого. Взрослый, общаясь с ребенком и обучая его, сначала сам «овладевает» его психикой. Например, взрослый показывает ему что-то, по его мнению, интересное, и ребенок по воле взрослого обращает внимание на тот или иной предмет. Потом ребенок начинает сам регулировать свои психические функции с помощью тех средств, которые раньше применял к нему взрослый. Так же, будучи взрослыми людьми, мы, устав, можем сказать себе: «Ну-ка, посмотри сюда!» и действительно «овладеть» своим ускользающим вниманием или активизируем процесс воображения. Перепетии важного для нас разговора мы создаем и анализируем заранее, как бы проигрывая в речевом плане акты своего мышления. Затем происходит так называемое вращивание, или «интериоризация» — превращение внешнего средства во внутреннее. В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковыми системами, социальными и произвольными.

Культурно-исторический подход в психологии продолжает плодотворно развиваться и сейчас, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно эффективным этот подход оказался при решении проблем педагогики и дефектологии.

Вводное занятие Университета

Культурно-историческая психология

Издательство ФГБОУ ВО МГППУ принимает к публикации оригинальные законченные научные и практико-ориентированные работы по актуальным направлениям в различных областях психологии и смежных дисциплин, выполненные в различных жанрах: теоретические и методологические статьи; статьи, описывающие результаты эмпирических исследований; короткие сообщения; обзоры отечественной и зарубежной литературы; комментарии к ранее опубликованным материалам; рецензии на книги; сообщения и отчеты о научных мероприятиях и другие информационные материалы.

Правила публикации рукописей издательства ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (далее – ФГБОУ ВО МГППУ) определяют требования к оформлению, научной экспертизе и подготовке к публикации, направляемых в издательство рукописей. Правила позволяют ориентироваться в структуре и содержании опубликованных материалов, а также в характере их использования.

Регламентация отношений «Автор – Редакция – Рецензент – Читатель – Издатель» построена на основе этических принципов, общих для членов психологического сообщества, и правил публикации в международных и отечественных научных периодических изданиях по психологии и смежным дисциплинам, правил подготовки рукописей издательства ФГБОУ ВО МГППУ, а также современных нормативов организации и проведения научных исследований.

 

Правила указания аффилиации автора и выходных данных журнала:

 

Для издательства ФГБОУ ВО МГППУ установлен следующий стандарт указания названия журнала «Культурно-историческая психология»:

Русский язык: Культурно-историческая психология

Английский язык: Cultural-Historical Psychology

Транслитерация: Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya

Для авторов журналов издательства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», являющимися  его сотрудниками, установлен следующий стандарт аффилиации при указании организации:

Русский язык
 Полное название: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
 Сокращенное название: ФГБОУ ВО МГППУ

Английский язык
 Полное название: Moscow State University of Psychology and Education
 Сокращенное название: MSUPE

Транслитерация: Federal’noe gosudarstvennoe biudzhetnoe obrazovatel’noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniia «Moskovskii gosudarstvennyi psikhologo-pedagogicheskii universitet»

Правила подачи рукописи в журнал:

Журналы издательства ФГБОУ ВО МГППУ принимают не опубликованые ранее в каких-либо печатных или электронных изданиях рукописи. Согласно требованиям автор не имеет права предлагать рукопись в другие издания до решения редакции о публикации.

Статьи подаются в редакцию в электронном виде.

В состав электронной версии статьи должны входить: файл, содержащий текстовую часть статей и табличный материал, и файлы, содержащие иллюстрации.

Если текст статьи вместе с иллюстрациями выполнены в виде одного файла, то необходимо дополнительно предоставить файлы с иллюстрациями. К комплекту файлов должна быть приложена опись в виде файла, в которой должны быть указаны: название журнала, название статьи, фамилия и инициалы автора(ов), список файлов.

Данный перечень документов носит обязательный характер. В случае отсутствия перечисленных ниже документов рукопись не будет рассмотрена редакцией: оригинал текста рукописи, приложения к рукописи, анкета автора, фотография автора, рекомендация рукописи, перевод (подробнее: Пункт 2.2. «Регламент подготовки и публикации рукописей научных периодических изданий.справочное пособие»).

Для подачи рукописи в редакцию можно воспользоваться одним из следующих вариантов:

  • выслать на адрес электронной почты редакции необходимого журнала полный пакет документов;

  • лично принести пакет документов в редакцию журнала ГБОУ ВПО МГППУ на электронном носителе (CD-диск, флэш-память).

Правила регистрации и рецензирования рукописи

  1. Проверка поданной автором рукописи на соответствие требованиям журнала.

  2. Регистрация рукописи в редакции.

  3. Проверка рукописи в системе «Антиплагиат».

  4. Рецензирование.

  5. Принятие решения относительно публикации рукописи.

  6. Заключение договора с автором.

  7. Предпечатная подготовка рукописи.

Рукопись должна включать в себя следующие разделы: название, фамилию и инициалы автора, сведения об авторе, аннотацию, ключевые слова, текст статьи, список литературы.

Объем публикации должен соответствовать объему, установленному редакцией журнала: до 40 000 знаков (с пробелами).

Подробнее обо всех вышеперечисленных правилах оформления и подготовки статьи смотрите в документе: «Перечень требований и условий для публикации рукописей».

Почтовый адрес редакции: 127051 Россия, Москва, ул.Сретенка, д.29, ком. 209
Секретарь редакции — Мешкова Наталья Владимировна
Телефон редакции: +7 (495) 608-16-27
E-mail: [email protected]; [email protected]

Культурно-историческая психология

Кулагина Н.В.

Символ и символическое сознание

Мещеряков Б.Г.

Фейс-символы как психологические орудия

Хозиев В.Б.

Опосредствование в теории и практике культурно-исторической концепции

● Все статьи рубрики (84)

Венгер А.Л.

Культуральный подход в психотерапии

Гаврилушкина О.П.

Использование знаково-символических средств до школьниками с интеллектуальной недостаточностью. Психокоррекционный аспект

Василюк Ф.Е.

Культурно-антропологические условия возможности психотерапевтического опыта

● Все статьи рубрики (15)

Кравцов Г.Г.

Проблема личности в культурно-исторической психологии

Поливанова К.Н.

Психологический анализ возрастной периодизации

Вересов Н.Н.

Ведущая деятельность в психологии развития: понятие и принцип

● Все статьи рубрики (95)

Мещеряков Б.Г., Ющенкова Д.В.

Глаза как предикторы воспринимаемой физической аттрактивности женских лиц

Мещеряков Б.Г.

Психометрический подход к детскому анимизму

Егорова А.А.

Моделирование как условие порождения подростками осмысленных гипотез (на примере гипотез о строении и функционировании живых существ)

● Все статьи рубрики (119)

Василюк Ф.Е.

Молитва – молчание – психотерапия

Зинченко В.П.

Принцип активного покоя в мышлении и действии

Гуружапов В.А.

О феноменологии постановки и решения учебной задачи в развивающем обучении: попытка интеграции идей В.В. Давыдова и Дж. Дьюи

● Все статьи рубрики (81)

Мелик-Пашаев А.А.

Память художника

Зинченко В.П.

Психологические аспекты влияния искусства на человека

Щедрина Т.Г.

Архив Густава Шпета как феномен культурно-исторической психологии

● Все статьи рубрики (20)

Варако Н.А.

О некоторых вопросах российской нейрореабилитации

Бодзяны М.

Столкновение культур и идентичности. Социологические аспекты мультикультурализма в эпоху общественных перемен

Коваль-Зайцев А.А., Зверева Н.В.

Уровень выполнения рисунков и состояние моторики у детей, больных шизофренией

● Все статьи рубрики (8)

Корсунская Э.А.

Благодарность

Сапогова Е.Е.

Событие в структуре биографического текста

● Все статьи рубрики (2)

Божович Л.И.

Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование)

Давыдов В.В., Божович Л.И., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.

История одной конференции, рассказанная В.В. Давыдовым Жаку Карпею 13.06.94

Божович Л.И.

Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование) (ч. 2, 3)

● Все статьи рубрики (30)

Рубцов В.В., Котляр И.А.

Краткий отчет о Первом международном конгрессе по теории деятельности и культурно-исторической психологии «Представления в изменяющихся обществах: обучение, взаимодействие и мышление в межкультурной деятельности»

Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г., Рубцов В.В., Марголис А.А.

К авторам и читателям журнала

Котляр И.А., Марголис А.А., Рубцов В.В., Сафронова М.А.

Культурно-историческая психология:современное состояние и перспективы развития (отчет о международной конференции)

● Все статьи рубрики (34)

Андреева Г.М.

Ученый и Школа

Гуружапов В.А.

Общепсихологическое введение в культурно-историческую психологию, психологическую теорию деятельности и проблемы образования. Размышления о лекциях по общей психологии В.В. Давыдова

Марцинковская Т.Д.

Эта известная неизвестная психология

● Все статьи рубрики (11)

Трифонова Е.В.

Проблема самодеятельной игры в контексте основных идей А.В. Запорожца

Сапогова Е.Е.

«Хронотоп Бахтина»: соблазн проникновения

Корепанова К.М.

Поздравление Гите Львовне Выгодской

● Все статьи рубрики (73)

Дэниелс Г., Лидбеттер Дж., Соарес А., МакНэб Н.

Содействие продвижению творчества в школах: возможности применения теории деятельности

Эрикссон И.

Перемены в шведской системе образования: изменение действий или возникновение новой деятельности?

Загвоздкин В.К.

Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания

● Все статьи рубрики (13)

Соколова Е.Е.

Линии разработки идей Л.С. Выготского в Харьковской психологической школе

Назаров А.И.

Ретроспектива и перспектива генетического метода

Толстых Н.Н.

Возможность свободы

● Все статьи рубрики (24)

Милош Ч.

Счастье

Беседы М. Мамардашвили и В. Иванова с В. Бондаревым об Эрнсте Неизвестном

● Все статьи рубрики (2)

Мещеряков Б.Г.

Л.С. Выготский и его имя

Зарецкий В.К.

Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский…

Котляр И.А., Пономарев И.В.

Рецензия на книгу » Кембриджский попутчик к Выготскому»

● Все статьи рубрики (15)

Гончаров О.А., Тяповкин Ю.Н.

Культурные и экологические факторы восприятия перспективы у коренных жителей тундры

Хухлаев О.Е., Руссита Т.Э.

Этническая идентичность и значимое социальное окружение индивида (исследование русскоязычного юношества Латвийской Республики)

Сырцова А., Митина О.В., Бойд Д., Давыдова И.С., Зимбардо Ф.Д., Непряхо Т.Л., Никитина Е.А., Семенова Н.С., Фьёлен Н., Ясная В.А.

Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам исследований с помощью методики ZTPI)

● Все статьи рубрики (38)

Фаликман М.В.

Наследие П.И.Зинченко и когнитивная психология с человеческим лицом

Гершкович В.А.

Эксплицитное игнорирование в мнемической деятельности

Фаликман М.В.

Исследование припоминания знаний о предметной области

● Все статьи рубрики (6)

Степанова М.А.

Нить Ариадны в лабиринте психической жизни (комментарии к выступлению П. Я. Гальперина)

Гальперин П.Я.

О формировании умственных действий и понятий

Предисловие к публикации

● Все статьи рубрики (6)

Пахальян В.Э.

Проблемы профессионального образования в сфере «помогающих профессий» в контексте идей Л. С. Выготского и К. Роджерса

Болотова А.К., Пурецкий М.М.

Развитие идей саморегуляции в исторической ретроспективе

Егоров И.А., Умняшова И.Б.

Проблема формирования правосознания обучающихся в условиях децентрализации нормативного регулирования деятельности образовательных организаций

● Все статьи рубрики (3)

Зинченко В.П.

Время благодарных воспоминаний

● Все статьи рубрики (1)

Одегор Э.Э., Котляр И.А.

Детский сад как пространство культурного развития

Скай Т.Б.

Жизнь в детском саду: дискурсы повседневности

Одегор Э.Э., Прамлинг Н.

Совместно конструируемый нарратив как языковой артефакт и культурное орудие обучения и смыслопорождения

● Все статьи рубрики (5)

Имедадзе И.В., Сакварелидзе Р.Т.

Д.Н. Узнадзе Философия. Психология. Педагогика: наука о психической жизни. Узнадзе: известный и неизвестный

Узнадзе Д.Н.

Теория развития ребенка (теория коинциденции)

Узнадзе Д.Н.

Периодизация детского возраста

● Все статьи рубрики (5)

Рубцов В.В., Мещеряков Б.Г.

Человек большого ума и большой души

Сайко Э.В., Фельдштейн Д.И., Лекторский В.А., Бакиров В.С., Крейдун Н.П., Иванова Е.Ф., Вереникина И., Попова А., Fleer M., Rey F.G.

Памяти Владимира Петровича Зинченко. Соболезнования коллег, друзей, соратников

Основные труды В.П. Зинченко (монографии и учебные пособия)

● Все статьи рубрики (4)

Гончаров О.А., Романов С.Г.

Развитие категориального восприятия цвета при речевых расстройствах

● Все статьи рубрики (1)

Тимашова Л.В.

Искусство слова как явление психической деятельности

● Все статьи рубрики (1)

Смирнова Е.О., Соколова М.В.

Психолого-педагогическая экспертиза мультфильмов для детей и подростков

Собкин В.С.

Опыт социально-психологического анализа понимания морально-нравственного конфликта мультфильма

Смирнова Е.О., Соколова М.В., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю.

Исследование возрастной адресации мультфильмов

● Все статьи рубрики (8)

Рубцов В.В., Эльконин Б.Д.

Новая модульная основная профессиональная образовательная программа исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: опыт разработки и апробации

Смирнова Е.О.

К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии

Эльконинова Л.И., Григорьев И.С.

Опыт и перспективы исследования детской игры в рамках культурно-исторической психологии

● Все статьи рубрики (5)

Д.И. Фельдштейн. 30.11.1929 — 02.09.2015

● Все статьи рубрики (1)

Анонс книги В. Собкина «Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского»

● Все статьи рубрики (1)

Вачков И.В., Вачкова С.Н.

Воспроизводимость психологических экспериментов как проблема постнеклассической науки

● Все статьи рубрики (1)

Рубцов В.В.

Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л.С. Выготский

Дэниелс Г.

Применение теории деятельности в условиях межведомственного взаимодействия

Дафермос М.

Критический анализ принятия теории Л.С. Выготского в международном академическом сообществе

● Все статьи рубрики (4)

Холмогорова А.Б.

Значение культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского для разработки современных моделей социального познания и методов психотерапии

Эльконин Б.Д.

Посредническое Действие и Развитие

Кудрявцев В.Т.

Культура как самоотношение

● Все статьи рубрики (7)

Обухова Л.Ф.

К 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского и Ж. Пиаже

Чуприкова Н.И.

Неизвестный Выготский: культурно-историческая теория в контексте павловской теории высшей нервной деятельности и дифференционной теории развития Х. Вернера

● Все статьи рубрики (2)

Эльконинова Л.И.

Единство аффекта и интеллекта в сюжетно-ролевой игре

Поливанова К.Н., Шакарова М.А.

Общественно-культурный образ детства (на материале анализа советских и российских художественных фильмов о детях)

Смирнова Е.О., Котляр И.А., Соколова М.В., Шеина Е.Г.

Детская площадка в контексте культурно-исторической психологии

● Все статьи рубрики (3)

Байковская Н.А., Рубцова О.В.

Международный симпозиум «Научная школа Л.С. Выготского: традиции и инновации» и летний университет ИСКАР (ISCAR) для молодых учёных

Резенде да Куньо Младший Ф., ван Урс Б., Контоподис М.

Сотрудничество на Фейсбуке: как учителя обмениваются опытом через социальные сети

Фрагкиадаки Г., Раванис К.

Экспериментально-генетический метод в контексте обучения естественным наукам в дошкольном возрасте: исследование развития научного мышления с позиции культурно-исторического подхода

● Все статьи рубрики (4)

Изотова Е.И., Марцинковская Т.Д.

Проблема переживания в концепциях Выготского и Теплова: современный контекст

Завершнева Е.Ю.

Выготский vs Фрейд: о переосмыслении психоанализа с точки зрения культурно-исторической психологии

Собкин В.С.

Заметки по поводу театральных рецензий Л.С. Выготского

● Все статьи рубрики (5)

Моргунов Е.Б.

В поисках единиц анализа исполнительной деятельности

Мазилов В.А.

КЛАССИК: несколько штрихов к портрету (К 85-летию Владимира Петровича Зинченко)

Назаров А.И.

В.П. Зинченко — на перекрестке путей в будущее психологии

● Все статьи рубрики (3)

Рид М.

Время собирать камни:Проблемы современных исследований в сфере культурологии и теории деятельности

Вересов Н.Н.

«Зона ближайшего развития» и «zone of proximaldevelopment»: есть ли разница?

Веджетти М.С.

Культурно-историческая психология и деятельностный подход в исследованиях проблем современного образования: комментарии

● Все статьи рубрики (10)

Сафуанов Ф.С., Русаковская О.А.

Категория воспитания в семейном праве: культурно-исторический анализ

Дозорцева Е.Г., Красавина А.Г.

Правила проведения допросов несовершеннолетних, потерпевших от преступлений: изменения в следственной практике

Делибалт В.В., Богданович Н.В.

Психосоциальная реабилитация несовершеннолетних, попавших в юридически значимые ситуации, как задача культурно-исторической психологии

● Все статьи рубрики (3)

От редакции рубрики «Дети в правовом пространстве»

От редакции

От редакции

● Все статьи рубрики (3)

Тихонова А.Д., Дворянчиков Н.В., Эрнст-Винтила А., Бовина И.Б.

Радикализация в подростково-молодежной среде: в поисках объяснительной схемы

Теплова А.Б., Чернушевич В.А.

Ресурсы народной игры как социокультурного средства профилактики девиантного поведения

● Все статьи рубрики (2)

Котова М.В.

Социально-психологические факторы принятия политики мультикультурализма в России: аналитический обзор

Болотова А.К., Чеврениди А.А.

Временной модус прокрастинации в ретроспективе: виды, предикторы и последствия

● Все статьи рубрики (2)

Григорян Л.К., Хапцова А.А., Полуэктова О.В.

Адаптация исследовательского инструментария к новым культурным контекстам (на примере исследования коллективных эмоций вины и стыда в России)

Золотарева А.А.

Краткий дифференциальный тест перфекционизма: проверка кросс-культурной устойчивости факторной структуры и психометрических характеристик

Токарская Л.В., Лаврова М.А.

Методики оценки раннего детско-родительского взаимодействия

● Все статьи рубрики (3)

Кулагина И.Ю., Апасова Е.В.

Развитие личности при обучении в вузе (сравнительное исследование)

Горлова Е.Л.

Представления о семье у подростков разного психологического возраста

● Все статьи рубрики (2)

Смирнова Е.О., Клопотова Е.Е.

Психологизация дошкольного образования в работах О.М. Дьяченко (к 70-летию со дня рождения)

● Все статьи рубрики (1)

Гуткина Н.И.

Концепция Л.И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход)

● Все статьи рубрики (1)

Рубцов В.В., Лекторский В.А., Эльконин Б.Д., Асмолов А.Г., Кудрявцев В.Т., Фрумин И.Д., Громыко Ю.В., Болотов В.А., Лазарев В.С., Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Цукерман Г.А., Уразалиева Г.К., Ковалева Т.М.

От совместного действия — к конструированиюновых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование. Школа (Круглый стол методологического семинарапод руководством В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина)

Лекторский В.А.

Естественное, искусственное и науки о человеке

Дэниелс Г.

Выготский: между социокультурным релятивизмом и историческим материализмом. От психологической перспективы — к педагогической

● Все статьи рубрики (11)

Рубцов В.В., Коул М., Верч Дж.В., Асмолов А.Г., Эльконин Б.Д., Лекторский В.А., Нечаев Н.Н., Кудрявцев В.Т., Ахутина Т.В., Глозман Ж.М., Фаликман М.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А.

Творческий потенциал культуры и человеческое развитие (круглый стол методологического семинара под руководством В.В.Рубцова и Б.Д. Эльконина)

Мещеряков Б.Г., Пономарев И.В.

Майкл Коул как медиатор и интегратор культурно-исторической психологии

● Все статьи рубрики (2)

Троицкий В.П.

Предисловие к публикации неизвестного текста А.Ф. Лосева «Предмет психологии»

Лосев А.Ф.

Предмет психологии

Тахо-Годи Е.А.

А.Ф. Лосев и психология

● Все статьи рубрики (3)

Шаповаленко И.В.

Людмила Филипповна Обухова: на перекрестье судеб

● Все статьи рубрики (1)

Зарецкий В.К., Карягина Т.Д., Холмогорова А.Б.

Творческий путь Ф.Е. Василюка как преодоление схизиса академической и практической психологии

● Все статьи рубрики (1)

Рубцов В.В.

Социогенез совместного действия: взаимопонимание людей как условие понимания вещей. Интервью (беседу вел В.Т. Кудрявцев)

● Все статьи рубрики (1)

Лонгарези А.М., Араужо Э.С., Пиотто Д.К., Марко Ф.Ф.

Жизнь и творчество Виталия Владимировича Рубцова — теоретика совместной деятельности

Перре-Клермон А.Н.

Ландшафт 1980-х: знакомство с Виталием Рубцовым в контексте эпохи

Веджетти М.С.

Сотрудничество и коммуникация в группах. В.В. Рубцов

● Все статьи рубрики (5)

Карягина Т.Д.

Научное наследие Ф.Е. Василюка: от психологического консультирования к консультативной психологии

Бусыгина Н.П.

Понимающая психотерапия Ф.Е. Василюка и поворот к языку в социальных науках, психологии и психотерапии

Леонтьев Д.А.

Человек и жизненный мир: от онтологии к феноменологии

● Все статьи рубрики (7)

Патяева Е.Ю.

Психотехническая теория как форма психологического знания

Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К., Клименкова Е.Н., Воложанина Н.С.

Модификация методики «Стратегии утешения» Ф.Е. Василюка и Е.В. Шерягиной

Архангельская В.В., Пук Н.М.

Стратегии сопереживания в профессиональной деятельности психологов и актеров

● Все статьи рубрики (4)

Акопов Г.В.

Проблема развития детского сознания в психологической системе Л.И. Божович

Ермолаева М.В., Лубовский Д.В.

Современное состояние и перспективы развития научной школы Л.И. Божович

Толстых Н.Н.

Теория Л.И. Божович: личность, психика, индивидуальность

● Все статьи рубрики (4)

Ермолаева М.В., Лубовский Д.В.

Виды катарсиса при восприятии произведений живописи

● Все статьи рубрики (1)

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — это… Что такое КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ?

(англ. cultural-historical psychology) — виртуальная (неинституционализированная) отрасль знаний и исследований, которую формально можно считать разделом столь же виртуальной культурной психологии — дисциплины, изучающей роль культуры в психической жизни (М. Коул). По поводу виртуальности К.-и. п. в научном фольклоре есть след. шутка (Chaiklin S., 2001):

Что старше 75, но все еще младенец?

Культурно-историческая психология.

Логично считать, что К.-и. п. сфокусирована на глобальной проблеме роли культуры в психическом развитии как в филогенезе (антропогенезе и последующей истории), так и в онтогенезе. В то же время Коул предпочитает использовать термин «К.-и. п.» для обозначения одного из вариантов культурной психологии, к которому он причисляет себя и ряд рос. психологов (г. о. Л. С. Выготского и его школу). Принципиально неверно отождествлять К.-и. п. с исторической психологией, изучающей общественную историю с психологической т. зр. и разрабатывающей проблему психологического (в т. ч. личностного) фактора в истории.

Коул, посвятивший свою книгу К.-и. п., назвал ее наукой будущего, но, как следует из истории культуры, в т. ч. и из истории психологии, К.-и. п. — это также наука прошлого. Более того, с нее начиналась практическая психология, решавшая задачи управления поведением и деятельностью людей и возникшая задолго до научной психологии. Подобное утверждение лишь кажется парадоксальным. Примером может служить мнемотехника, хорошо известная и практиковавшаяся как минимум с античности. Ее задачи вполне можно сформулировать в терминах К.-и. п. в версии Выготского, как разработку и овладение знаковыми средствами, которые превращают память из натуральной психической функции в культурную, в т. ч. высшую психическую функцию. При этом речь шла не о зарубке, бирке или «узелке на память», а о внутренних, идеальных средствах запоминания, которые вырабатывались в ходе упражнений памяти. В «Федре» платоновский Сократ рассказывает о встрече древнего божества Тевта с царем Египта Тамусом. Тевт показал царю многие свои изобретения, в т. ч. письмена, которые сделают египтян мудрыми и памятливыми, т. к. найдено средство для памяти и мудрости. На что царь сказал: «Ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо против. значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, т. к. будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых». Как мы видим, эта история вполне современна. За 2,5 тыс. лет люди (и психологи!) так и не решили, что лучше? Богатая память или средства припоминания? На этот вопрос не ответила и современная нам К.-и. п. для которой понятие опосредствования стало центральным. Но оно было таковым и для диалектики (Гегель). Без опосредствующей роли символа невозможно превращение вещи в идею и идеи в вещь (П. А. Флоренский). Не опосредствованные взаимно, изолированные или «чистые» психические функции (если таковые встречаются в жизни, а не в лаборатории) являются механическими и не имеют перспективы развития. Они, по словам Гегеля, остаются соединением, смесью, кучей. Нужно сказать, что это в полной мере относится и к взаимно не опосредствованным знаниям, представляющим собой функциональный орган индивида. Об этом недвусмысленно пишет Гегель: «Механический способ представления, механическая память, привычка, механический образ действия означают, что в том, что дух воспринимает или делает, недостает присущего ему проникновения и присутствия». Мертвым механизмом является процесс взаимодействия объектов, «которые непосредственно являли себя как самостоятельные, но именно поэтому на самом деле несамостоятельны и имеют свой центр вовне себя» (Гегель). Своеобразной реакцией на недостаточную объяснительную силу схем взаимодействия психических функций, предлагавшихся классической психологией, можно считать появление призывов к органическому мировоззрению, добавление к психическим функциям, состояниям, феноменам эпитета живой: «живой образ», «живое движение», «живое слово-понятие», «живое знание» (см. Знание живое), даже «живое чувство», «живая память».

В чем же состоит заслуга К.-и. п., если о включенности памяти в культурный контекст и ее средствах размышляли испокон веку?

К-и. п. сделала плодотворную попытку вернуть в культурный и жизненный контекст вырванные из него классической экспериментальной психологией психические функции. Ее можно считать новым и закономерным этапом развития психологии: если бы классическая психология не накопила материал, не изучила изолированные функции, не построила онтологию психики, нечего было бы окультуривать и одухотворять, возвращать в жизнь и культуру. Важно, что этот возврат происходит не умозрительно, а практически и экспериментально. Отсюда и концептуальный каркас К.-и. п. психологии, оперирующей понятиями психологических орудий, инструментов, средств, медиаторов, артефактов. Основными психологическими орудиями в учении Выготского являются знаки (особенно слово), проявляющие себя в знаково-символической деятельности, различные формы которой были предметом его внимания. Полный перечень медиаторов включает в себя знак (в более узком смысле), слово, символ (см. Кассирер Э., Флоренский П.), смысл, миф. Огромную роль в развитии играют персонифицированные медиаторы, к которому м. б. отнесены Боги, родители, учителя, вообще значимый другой. Этот «инструментальный набор» медиаторов наглядно демонстрирует принципиально междисциплинарный характер концептуального и методологического аппарата К.-и. п., с чем, собственно, как правило, и связываются хронические трудности на пути институционализации этой науки. Главной причиной затруднений в развитии К.-и. п. считается не отсутствие эвристичной теоретической платформы (таковой, по мнению, напр., Коула, вполне может служить концепция Выготского), а неподготовленность психологов к междисциплинарному сотрудничеству, что, в свою очередь, связано с глубокой раздробленностью научного человекознания. Как пишет Коул, психологам «трудно сохранять культуру в поле внимания потому, что, когда психология институционализировалась как социальная и поведенческая наука, процессы, играющие решающую роль в формировании психики, были поделены между несколькими дисциплинами: культура отошла к антропологии, общественная жизнь — к социологии, язык — к лингвистике, прошлое — к истории и т. д.» (Коул М., 1997). При этом Коул не ставит под сомнение междисциплинарный подход Выготского. На достоинства и плодотворность последнего указывали и др. авторы (напр., Асмолов А. Г., 1996; Верч Д., 1996). Выготский, действительно, показал массу впечатляющих примеров использования историко-культурных, этнографических, лингвистических, дефектологических, педагогических, неврологических и психиатрических источников для интерпретации и реконструкции психологических фактов. Не ставится под сомнение и способность концепции Выготского служить теоретическим и методологическим основанием для междисциплинарной К.-и. п. Тем не менее для развития К.-и. п. этого оказалось недостаточно. Кардинально должна быть перестроена сама рабочая структура человекознания, т. к., по мнению Коула, сложившееся в XIX в. разделение наук на социальные и гуманитарные, каковы бы ни были его достижения, исчерпало себя. Эта структура и соответствующее разделение труда препятствуют организации сотрудничества между разными ветвями «древа познания» человека. Эту позицию поддерживает и Д. Верч (1996): существующее «разделение труда приводит к созданию слишком сложной головоломки с огромным количеством деталей, собрать которые вместе не получается: параметры явления определены так, что принципы и единицы анализа каждого параметра препятствуют их рекомбинации в более общую картину». Однако несмотря на все трудности в становлении К.-и. п., отношение к ней должно быть пролептичным (см. Пролепсис), по аналогии с нормальным человеческим отношением к младенцам: их будущее состояние должно быть гипостазировано в настоящем и прошлом, т. е. к ним надо относиться так, как если бы они уже были тем, чем должны стать. К.-и. п. есть возвращение психологии к культурным истокам. В гегелевской терминологии, К.-и. п. — это поиск пути от абстрактного к конкретному, воспроизведение конкретного посредством мышления. Внутри К.-и. п. зародился деятельностный подход в психологии, в котором получили развитие многие идеи К.-и. п. В перспективе намечаются контакты между К.-и. п. и когнитивной психологией, продолжающей аналитическую работу, начатую в классической психологии и ищущей свои пути к целостному пониманию человека и его психики. (В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Культурно-историческая психология (журнал) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Культурно-историческая психология
Специализация культурно-историческая, деятельностная, социокультурная психология
Периодичность 4 раза в год
Язык русский
Адрес редакции 127051, Россия, г. Москва, улица Сретенка, д. 29
Главный редактор Б. Д. Эльконин
Страна Обложка журнала Культурно-историческая психология.jpg Россия
Издатель МГППУ
История издания издаётся с 2005 года
Объём 128 страниц
Тираж 1000 экземпляров
ISSN печатной версии 1816-5435
Индекс по каталогу «Роспечати» 20032
Веб-сайт psyjournals.ru/kip/

Культу́рно-истори́ческая психоло́гия — международное научное издание для психологов, историков и методологов науки, философов, дефектологов, антропологов — специалистов в смежных областях фундаментального и прикладного человекознания.

Международные и российские базы данных[править | править код]

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований. Он также включен в российские и международные базы данных:

  • Реферативный журнал и база данных ВИНИТИ
  • Российский Индекс научной цитирования (РИНЦ)
  • EBSCO publishing
  • PsycINFO Journals Coverage
  • Ulrich’s Periodicals Directory

В 2006 году журнал получил официальный статус аффилированного журнала Международного общества культурно-деятельностных исследований (ISCAR). Выпускается англоязычный дайджест, содержащий фрагменты опубликованных статей.

Посмотреть состав редколлегии

Главный редактор — Эльконин Борис Даниилович[п 1], доктор психологических наук, действительный член РАО, профессор Института общего среднего образования РАО, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии ГУ-ВШЭ (Россия)

Заместитель главного редактора — Мещеряков Борис Гурьевич[п 2], доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна», главный редактор Психологического журнала университета «Дубна» (Россия)

Ответственный секретарь — Шведовская Анна Александровна[п 3], кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ (Россия)

  • Ахутина Татьяна Васильевна[п 4] — доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и лабораторией трудностей обучения и синдрома дефицита внимания и гиперактивности МГППУ (Россия)
  • Венгер Александр Леонидович[п 5] — доктор психологических наук, детский психолог, профессор Международного университета «Дубна», доцент Российской медицинской академии последипломного образования[п 6] (Россия)
  • Гуружапов Виктор Александрович[п 7] — доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ (Россия)
  • Леонтьев Дмитрий Алексеевич[п 8] — доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующий лабораторией проблем развития личности лиц с ограниченными возможностями здоровья МГППУ, директор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества[п 9], член Совета Международного общества экзистенциальной психологии и психотерапии (ISEPP) (Россия)
  • Марцинковская Татьяна Давыдовна — доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией психологии личности Психологического института РАО (Россия)
  • Обухова Людмила Филипповна[п 10] — доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующая кафедрой возрастной психологии МГППУ, действительный член РАЕН (Россия)
  • Салмина Нина Гавриловна[п 11] — доктор психологических наук, профессор кафедры «Психологии образования и педагогики» факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор кафедры возрастной психологии МГППУ (Россия)
  • Сапогова Елена Евгеньевна[п 12] — доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии Тульского государственного университета (Россия)
  • Цукерман Галина Анатольевна[п 13] — доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО (Россия)
  • Холмогорова Алла Борисовна[п 14] — доктор психологических наук, профессор, ; и.о.декана факультета консультативной и клинической психологии МГППУ, зав. кафедрой клинической психологии и психотерапии МГППУ, Московскогий НИИ психиатрии Минздрава РФ, заведуюющая лабораторией клинической психологии и психотерапии(Россия)
  • Вересов Николай Николаевич[п 15] — Ph.D., Associate Professor in Early Childhood, Faculty of Education, Monash University (Австралия)
  • Петровский Вадим Артурович[п 16] — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры психологии личности , НИУ Высшая школа экономики, факультет психологии(Россия)
  • Завершнева Екатерина Юрьевна[п 17] — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии факультета клинической психологии, Московский Государственный Медико-Стоматологический Университет им. А.И. Евдокимова (Россия)
  • Фаликман Мария Вячеславовна[п 18] — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований Научного исследовательского университета «Высшая школа экономики», старший научный сотрудник филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова(Россия)
Примечания

Посмотреть состав редакционного совета

Председатель — Рубцов Виталий Владимирович[п 1], доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, ректор МГППУ, директор Психологического института РАО (Россия)

Заместитель председателя — Марголис Аркадий Аронович[п 2], кандидат психологических наук, первый проректор МГППУ (Россия)

  • Асмолов Александр Григорьевич — доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (Россия)
  • Василюк Федор Ефимович[п 3] — доктор психологических наук, декан факультета «Психологическое консультирование» МГППУ, заведующий лабораторией научных основ психотерапии Психологического института РАО, председатель редакционного совета МПЖ[п 4], главный научный сотрудник лаборатории научных основ психологического консультирования и психотерапии Психологического института РАО (Россия)
  • Кравцова Елена Евгеньевна[п 5] — доктор психологических наук, профессор кафедры проектирующей психологии, директор Института психологии им. Л. С. Выготского[п 6], заведующая кафедрой проектирующей психологии ИП РГГУ (Россия)
  • Лекторский Владислав Александрович[п 7] — доктор философских наук, профессор (Россия)
  • Лубовский Владимир Иванович[п 8] — доктор психологических наук, зав. лабораторией МПГУ, профессор кафедры специальной психологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ (Россия)
  • Мусхелишвили Николай Львович — доктор психологических наук, профессор (Россия)
  • Эльконин Борис Даниилович[п 9] — доктор психологических наук, заведующий лабораторией Психологического института РАО (Россия)
  • Гиллермо Ариас Беатон[п 10] — профессор кафедры Л. С. Выготского факультета психологии Гаванского университета[п 11] (Куба)
  • Вальсинер Яан[п 12] — профессор факультета психологии университета Кларк[п 13], Ворчестер (США)
  • Веджетти Мария Серена[п 14] — профессор общей психологии факультета психиатрии и медицинской психологии Первого Римского университета «La Sapienza»[п 15] (Италия)
  • Верч Джеймс[п 16] — профессор факультета образования Вашингтонского университета в Сан Лоисе (США)
  • Дениелс Гарри[п 17] — профессор, руководитель Центра социокультурных и деятельностных исследований, руководитель исследовательской программы «Обучение как культурная и социальная практика» университета г. Бат[п 18] (Великобритания)
  • Иванова Елена Феликсовна[п 19] — доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина (Украина)
  • Козулин Алекс[п 20] — доктор психологии, профессор Международного центра по повышению потенциала обучаемости, Иерусалим (Израиль)
  • Коул Майкл[п 21] — профессор Калифорнийского университета Сан-Диего, специалист по коммуникации, психологии и развитию человека, заведующий лабораторией сравнительного изучения человека (США)
  • Перре-Клермон Анна-Нелли[п 22] — доктор психологических наук, директор института психологии и образования университета г. Ньюшатель[п 23] (Швейцария)
  • Прайс Гэри Глен[п 24] — профессор, зав. кафедрой магистерских программ, факультет методики и методологии преподавания университета Висконсин-Мэдисон[п 25] (США)
  • Робинс Дороти[п 26] — профессор факультета современных языков Центрального университета штата Миссури[п 27] (США)
  • Хаккарайнен Пентти[п 28] — профессор Центра развивающего обучения Университета Оулу (Финляндия)
  • Чаклин Сэт[п 29] — профессор Института педагогической психологии Датского университета образования г. Копенгаген[п 30], директор ISCAR (Дания)
Примечания
  1. Подписка на печатную версию журнала для России, СНГ и Балтии: http://psyjournals.ru/subscribe/print.shtml
  2. Подписка на электронный архив и текущие выпуски журнала: http://psyjournals.ru/subscribe/person.shtml

Культурно-историческая психология — это… Что такое Культурно-историческая психология?


Культурно-историческая психология

Культурно-историческая психология (КИ-психология) — направление в психологических исследованиях, заложенное Львом Выготским в конце 1920-х годов и развиваемое его учениками и последователями как в России, так и во всём мире.

Преодолевая дуализм между психикой, понимаемой сугубо индивидуалистически, и внешним миром, представители школы Выготского постулируют принципиально неадаптивный характер и механизмы развития психических процессов. Полагая изучение сознания человека основной проблемой психологического исследования, изучают роль опосредования (опосредствование, mediation) и культурных медиаторов, таких как слово, знак (Выготский), а также символ и миф (В. Зинченко) в развитии высших психических функций человека, личности в её «вершинных» (Выготский) проявлениях.

См. также

Ссылки

Категория:
  • Культурно-исторический подход в психологии

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Subaru Impreza WRX
  • Ют (значения)

Смотреть что такое «Культурно-историческая психология» в других словарях:

  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (англ. cultural historical psychology) виртуальная (неинституционализированная) отрасль знаний и исследований, которую формально можно считать разделом столь же виртуальной культурной психологии дисциплины, изучающей роль культуры в психической… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Культурно-историческая психология (журнал) — Культурно историческая психология Специализация: культурно историческая, деятельностная,социокультурная психоло …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ — см. Культурно историческая психология. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • культурно-историческая теория — концепция психического развития человека, разработанная в 20–30 е гг. Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. При формировании К. и. т. ими был критически осмыслен опыт гештальтпсихологии, французской… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Культурно-историческая школа — в лит ведении, возникла в сер. 19 в. Филос. основой К. И. Ш. был позитивизм и, в первую очередь, тр. И. Тэна. История, по Тэну, прикладная психология, и, объясняя общие психолог. черты к. л. группы человеч. душ (обществ. психологию), ученый… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Юридико-историческая психология — Направление ЮП, предметом которого является восстановление особенностей различных проявлений юридико психической жизни людей конкретной эпохи и закономерностей их исторического изменения. Психологическая реконструкция исторических форм… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Психология родительства — область психологии, направленная на изучение родительства как психологического явления. С психологической точки зрения родительство рассматривается как часть личности отца и матери. Изучаются особенности его развития в течение жизни (как ценности …   Википедия

  • Психология мира — (англ. peace psychology)  область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание …   Википедия

  • Психология труда — Психология труда  раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком… …   Википедия

  • Психология спорта — – это область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления самых различных психологических механизмов в спортивной деятельности. Содержание 1 История возникновения 2 Задачи сп …   Википедия

Книги

  • Общая культурно-историческая психология, Шевцов А.. Данное исследование посвящено самому общему устройству Культурно-исторической психологии, но при этом является, как и все книги Александра Шевцова, прикладным исследованием, выполненным в… Подробнее  Купить за 627 руб
  • Прикладная культурно-историческая психология, Шевцов А.. Книга продолжает серию, посвященную Культурно-исторической психологии. Том посвящен прикладной работе над собой. «История Культурно-исторической психологии — этоне история моего государства,… Подробнее  Купить за 545 руб
  • Учебник самопознания, Шевцов А.. Учебник самопознания — это прикладной учебник для желающих познать себя. Может быть, это покажется вам неожиданным, но ничего эзотеричного и мистичного в этом учебнике вы не найдете, только… Подробнее  Купить за 528 руб
Другие книги по запросу «Культурно-историческая психология» >>

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о