Метод анкетирование психологии: Анкетирование — психология

Автор: | 26.12.2020
Методы психологии: анкетирование, изучение продуктов деятельности

 

 

 

Содержание:

 

 

 

  1. Введение……………………………………………стр.3
  2. Методы психологии: анкетирование, изучение продуктов деятельности………………………………………стр.4 — 9
  3. Понятие о воле. Виды волевых действий. Волевые качества личности……………………………………………стр.10-14
  4. Литература…………………………………………стр.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды, что в психологии и поведении человека является врожденным, органически обусловленным и что — приобретенным, социально обусловленным. Такое знание предполагает проведение психодиагностики, выполнение психолого-педагогического эксперимента по формированию соответствующих качеств и свойств человека. Если в ходе эксперимента будет доказано, что интересующие исследователя качества в обучении и воспитании сформировать нельзя, а также будет установлено, что они появляются и развиваются по мере биологического созревания организма, то эти качества можно считать биологически обусловленными — задатками.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности — одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии нельзя. В структуру задатков и способностей входят многие процессы, свойства и состояния человека. По мере их развития совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры развитых способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора методов обучения и воспитания.

 

  1. Методы психологии: анкетирование, изучение продуктов деятельности.

Методы психологии — это те приемы и средства, с помощью которых исследователи-психологи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Хороший метод не заменит талантливого исследователя, но является ему важным подспорьем.

Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении.

Изучаются развитие и изменение психики в истории животного мира, в истории человечества, при возрастных особенностях, под влиянием упражнения, обучения и воспитания, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды, вследствие заболеваний.

Методы психологического исследования изучают не только особенного самого человека, но и влияющие на него условия.

Нельзя, например, понять свойства личности ребенка, не учтя обстановку вокруг него в семье и в школе.

Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными — самонаблюдение, беседа, опро

с и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование.

При изучении психических явлений обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга.

Методы психологии нужно использовать системно, в комплексе — и обязательно целенаправленно, под каждую задачу конкретно.

Анкетирование.

Метод анкетирования — психологический метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Виды анкетирования:

— Индивидуальное анкетирование (один респондент)

— Групповое анкетирование (несколько респондентов)

— Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

 

В своем роде метод анкетирования представляет собой форму опроса, осуществляющегося, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время или респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, как правило, не оправдано.

Изучение продуктов деятельности.

Метод изучения продуктов деятельности – это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, развитие у него различных психологических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов его деятельности.

Предметом анализа являются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной (выполнение и творчество в песни, танцы, игре на музыкальных инструментах), рассказы, сказки, предания литературных произведений. Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя.  

Метод изучения продуктов деятельности позволяет собрать факты, опираясь на анализ материализованных продуктов психической деятельности. Исследователь, используя данный метод, имеет дело не с самим человеком, а с материальными продуктами его деятельности: учебной (сочинение, решенная задача), игровой (сюжет придуманной ребенком игры, построенный из кубиков дом), творческой (стихи, рассказы, сказки). При осуществлении этого метода важно попытаться воспроизвести процесс изготовления продукта и тем самым обнаружить особенности личности.

Требования к методу: 1) анализируя продукты деятельности, следует установить, являются ли они результатом типичной, характерной для данного человека деятельности или созданы случайно; 2) необходимо знать, в каких условиях протекала деятельность; 3) анализировать не единичные, а многие продукты деятельности.

Анализ продуктов деятельности ребенка — метод получения информации о внутреннем мире ребенка, его психологическое состояние на основе исследования результатов ее деятельности и творчества (рисунков, сочинений, аппликаций и т.д.). 
Особенно важным диагностическим показателем является цвет, который ребенок использует не столько как изобразительный средство, сколько как способ выражения своего отношения к изображаемому.  
 Положительное отношение выражается, как правило, в чистых ярких красках – желтой, оранжевой, красной, голубой, зеленой. По содержанию «хорошее» в изображении детей – орнаменты, явления природы, приятные животные и т.д.

Неприятное  всегда рисуется темными красками. Таковы отрицательные персонажи сказок, клеветники социальные типы (грязнули, лентяи, плаксы) и т.д.

Использование метода анализа продуктов детской деятельности поистине требует настоящего искусства. По объективным результатам исследователь должен восстановить не только сам процесс протекания деятельности (часто она недоступно наблюдению), но и динамику мотивов, субъективного ее компонента. Сравнительный анализ позволяет более конкретно выявить условия и предпосылки повышения ее эффективности. Для исследователя всегда важен не только продукт детской деятельности, но и соотнесение его с мотивами, условиями этой деятельности, с поведением ребенка, группы.

Сочетание метода изучения продуктов деятельности с наблюдением, беседой, педагогическим экспериментом и т. д. дают возможность исследователю изучать особенности и последовательность выполнения различных видов действий непосредственно в процессе деятельности. Это позволяет получить представление не только о механизмах выполнения отдельных действий, но и об условиях реализации деятельности в целом. Поскольку единичный продукт деятельности может быть получен случайно, желательно проведение анализа разных продуктов деятельности одного и того же ребенка.

Способность ребенка свободно чувствовать себя во время беседы возрастает, если беседа проводится в игровой форме с использованием игровых моментов, которые стимулируют интерес ребенка к теме разговора. Кроме игрушек, беседы могут проводиться с использованием рисунков, картинок, книжек строительного материала и т.д. Особенно важно использовать наглядный материал в беседах с младшими дошкольниками. 
Беседа с дошкольником не всегда дает желаемые результаты вследствие недостаточного развития самосознания ребенка, его вещания. 
Активное овладение дошкольником различными видами деятельности позволяет исследовать его психику, опираясь на метод анализа продуктов детской деятельности: сказок, стихов, рассказов, рисунков, конструкций и т.д.

Целый ряд работ дошкольника носит отчетливо творческий характер, в них раскрывается его внутренний мир, мысли, переживания, представления. Продукты деятельности отражают умения и навыки малыша, свойства его личности, обеспечивающих выполнение деятельности: произвольность, настойчивость, работоспособность, аккуратность, организованность, самостоятельность и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие о воле. Виды волевых действий. Волевые качества личности.

 

Воля — психическая деятельность человека, проявляющаяся в активных преднамеренных действиях, направленных на достижение сознательно поставленных целей. 
Действия являются составной частью всякой деятельности человека. Волевая же деятельность всегда осуществляется как система целенаправленных, внутренне связанных между собой действий. 

Основой формирования волевых действий являются преднамеренные, т. е. произвольные движения. Произвольные движения характеризуются следующими признаками: во-первых, они всегда осознанны и направлены на достижение цели, во-вторых, они являются умениями, приобретенными человеком в процессе упражнения и обучения.

Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением.

Волевые действия бывают простые и сложные. Простое волевое действие характеризуется тем, что человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, то есть побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

Сложное волевое действие включает следующие этапы:

— осознание цели и стремление ее достичь;

— осознание ряда возможностей достижения цели;

— появление мотивов, утверждающих или отвергающих эти возможности;

— борьба и выбор мотивов;

— принятие одной из возможностей в качестве решения;

— осуществление принятого решения;

— преодоление внешних препятствий, объективных трудностей, возможных помех до тех пор, пока поставленная цель не будет достигнута.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, осуществлении действия, преодолении препятствий. Все перечисленные действия требуют волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля, волевые качества могут у человека и не сформироваться, если условия жизни и воспитания были неблагоприятными.

Волевые качества личности — это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.

Целеустремленность — это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности.

Инициативность — это активная направленность личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. Самостоятельность — это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

Выдержка — это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле.

Решительность — свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Смелость — это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Смелость является предпосылкой для формирования решительности.

Качествами, противоположными решительности, с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны, выступают импульсивность, понимаемая как торопливость в принятии и осуществлении решений, когда человек действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку средство или цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность, проявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения, так и в непоследовательности при претворении их в жизнь.

Содержание

Метод опроса в психологии — Студопедия

Вопрос

Опрос — метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Методы опроса могут применяться во многих случаях: когда фактор который нужно учесть, плохо поддается внешнему контролю; когда изучаемый фактор легко выделяют операторы, но для его тщательного учета в наблюдении или эксперименте требуется очень длительное или сложное исследование; когда другие методы не дают достаточно исчерпывающей информации.

Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.


Опрос может проводиться в различной форме: анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос.

Анкета представляет собой стандартный набор вопросов, подобранных таким образом, чтобы выявить искомый фактор и его особенности с помощью прямых и косвенных вопросов, на которые опрашиваемые дают письменные ответы.

Интервью представляет собой набор вопросов по анкетному типу, но проводиться в форме живой беседы, содержание которой может быть запрограммировано.

Беседа — предусматривает прямое или косвенное, устное или письминное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная, интервью, вопросники, психологические анкеты.


Методы социометрии и полярных балов — это тоже методы вопросного типа, но с их помощью решается ограниченный круг задач, характеризующих особенности групповой деятельности. Результаты опроса обрабатываются обычно статистическими методами.

Для успешного проведения опроса необходимо выполнение ряда правил: опрос не должен быть слишком трудоемким; вопросы должны быть понятны испытуемому; не следует задавать наводящих вопросов, поскольку они могут предопределить характер ответов и сделать их недостоверными; отвечающий на вопросы должен быть уверен в целесообразности опроса и не бояться отрицательных последствий ответов. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.

Устный опрос применяется когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса дает много инфо, но требует спец.подготовки, обучения, больших затрат по времени для проведения. Письменный опрос позволяет охватить большое число людей. Анкета. Нельзя учесть реакции на содержание вопросов. Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определленными рамками. Тесты – специализированный метод психодиагност.обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Отличаются четкой процедурой сбора и обработки первичных данных, а также своеобразием и последующей итепретацией. Бывают тест-опросники и тест-задания. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Проективные тесты в них лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

Вопрос

Тесты

Тесты (в переводе с английского — «испытание», «проверка», «проба») — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ. В опросниках, в проективных и психофизиологических методиках правильных ответов не существует.

Тесты можно расклассифицировать, выделить несколько подклассов в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются классификации тестов по форме и по содержанию.

Опрос в психологии: методы, виды, требования, особенности

Фото 2176Существуют разные способы сбора информации о человеке. Опрос в психологии — результативный метод исследования. С помощью опросников можно изучить интересующую область углубленно или затронуть несколько тем одновременно. Методика имеет ряд преимуществ и недостатков, которые нужно изучить перед ее применением.

Сущность

Опросные методы в психологии — популярный способ получения интересующей информации. Специалист изучает данные, которые человек предоставляет при ответе на письменные вопросы.

Задачи и сферы применения

Главная задача — получить информацию о человеке, его интересах, отношении к работе, особенностях характера. Сферы применения методики:

  1. Маркетинг. Необходима для выявления тенденций по развитию, отсеиванию некачественной продукции.
  2. Управление персоналом. Чтобы набрать подходящих сотрудников, нужно получить информацию о кандидатах на должность.
  3. Медицина. Применяется для получения данных о самочувствии пациента.
  4. Педагогика. Преподаватели опрашивают детей для определения уровня знаний учащихся, выявления их интересов, сильных сторон.
  5. Журналистика. Применяется для получения информации о знаменитостях, ученых.

Фото 2177Опрос активно применяется в психологии. Он позволяет узнать особенности психики человека, выявить скрытые страхи, психологические барьеры.

Виды

Виды:

  1. Экспертный. Применяется для определения мнения специалистов.
  2. Проблемный. Изучается конкретная ситуация или проблема, происходит поиск решений.
  3. Ситуационный. Исследование нужно для выявления мнения большой аудитории в конкретный промежуток времени или отдельный момент.
  4. Панельный. Специалисты обращаются к одной аудитории несколько раз. Первый раз задаются общие вопросы, второй раз — углубленные.

Зависимо от способа взаимодействия, опросы делятся на две группы — дистанционные и личные. Личные проводятся напрямую с респондентом, дистанционные через видеосвязь, социальные сети или письма.

Требования

Чтобы при проведения опроса получить точную информацию, нужно соблюдать определенные требования. Они касаются проведения процедуры, составления вопросов, анализа полученных данных.

К процедуре

Фото 2178Исследование нужно проводить в спокойных условиях. Опрашиваемому должно быть удобно, его не должен никто отвлекать, сбивать с мысли, внушать собственное мнение, которое может повлиять на ответы.

Также нужно уделить внимание самочувствию опрашиваемого. Человек должен быть здоров. В день проведения исследования индивид не должен нервничать, ссориться. Если в ближайшие дни предстоит важное событие, лучше перенести процедуру на другую неделю.

К вопросам

От составления опросника зависит качество полученной информации. Вопросы должны быть:

  1. Отдельными, логичными.
  2. Простыми. Не допускается использование узкоспециализированных терминов.
  3. Без подсказок, двусмысленности.
  4. Конкретными.
  5. На языке, которым владеет опрашиваемый.

Должны присутствовать адекватные варианты ответа.

Фото 2179Нет смысла спрашивать человека о неизвестных ему темах. Психологи советуют заранее провести беседу с опрашиваемыми людьми, изучить их биографию. Так будет проще подготовить ряд интересующих вопросов.

Виды:

  1. Субъективные. При их выборе учитывается мнение респондента.
  2. Открытые. Применяются для выявления личного мнения респондента. При их обработке могут возникать некоторые сложности.
  3. Закрытые. Это могут быть односложные или многосложные вопросы с несколькими вариантами ответа. Ответы легко обрабатываются, но часто полученная информация является неточной.

Отдельная группа — проективные вопросы. В них спрашивается о третьем лице.

К анализу полученных данных

Анализ данных должен выполняться непредвзято. Лучше, чтобы его проводил человек, который не общался с респондентами.

Для создания статистики, сравнительного анализа можно использовать только достоверные данные из проводимых раньше исследований.

Методы

Методы:

  • анкетирование;
  • интервью;
  • тесты.

Фото 2180Анкета — составленный заранее список вопросов, которые могут быть односложными или многосложными. Виды анкетирования:

  • аудиторное;
  • групповое;
  • индивидуальное;
  • массовое.

Зависимо от типа контакта специалиста и респондента анкетирование может быть очным или заочным.

Интервью — опрос, объединенный с беседой. Главное отличие от анкетирования — вопросы задаются устно, без заполнения письменных бланков. Виды:

  1. Стандартизированное. Вопросы и их последовательность выбирается заранее.
  2. Ненаправленное. Психолог заранее составляет план проведения интервью, но действует зависимо от ситуации.
  3. Полустандартизированное. Комбинация ненаправленного и стандартизированного интервью.

Тест — исследование, которое проводится для получения точной характеристики об объекте исследования. Виды:

  1. Ситуационные. Нужны для оценки поведения личности.
  2. Объективные. Проводятся для оценки действий, поведения в определенной ситуации.
  3. Личностные. Необходимы для определения личности человека.
  4. Проективные. С их помощью можно оценить реакцию человека на раздражители.

Преимущества и недостатки

Положительные стороны:

  1. Полученные данные можно обрабатывать с помощью компьютерных программ, сравнивать их со статистической информацией, чтобы делать соответствующие выводы.
  2. Допустимо проводить углубленный анализ данных.
  3. Готовый опросник можно отправить человеку по почте, чтобы он заполнил его дистанционно.
  4. Фото 2181Если опрос проводится среди группы людей, темы одинаковые.
  5. Можно получать информацию на выбор. Можно углубиться только в одну тему или охватить несколько.
  6. Одновременный опрос нескольких людей.

При проведении дистанционного исследования психолог не может задавать уточняющие вопросы, что делает невозможным получение раскрытого ответа.

Подготовка

Подготовка:

  1. Концептуализация. Исследователи должны назначить цель для проведения процедуры, уточнить понятия, выдвинуть гипотезы.
  2. Схематизация. Поиск побочных методик, которые будут дополнять опрос, выбор подходящих практик.
  3. Подготовка инструментария. Специалисты должны подготовить бланки.
  4. Планирование. На этом этапе исследователи должны решить материально-технические, организационные, финансовые и административные проблемы.
  5. Выбор респондентов для одной группы.

Проведение процедуры

Процедура проведения опроса состоит из нескольких этапов:

  1. Проведение инструктажа между респондентами. Психолог должен объяснить, как будет проходить процедура, ответить на интересующие моменты. Инструктор выдает респондентам инструменты для проведения опроса.
  2. Фото 2182Предварительное тестирование. Необязательный этап, который позволяет сократить количество ошибок при работе с опросником. Психолог объясняет, как правильно заполнять опросник. Может показать выполнение теста на примере.
  3. Начало опроса. При проведении процедуры специалисты должны отслеживать, как она продвигается, помогать в спорных ситуациях, следить, чтобы участники не переговаривались.
  4. Контрольная проверка. Психолог разговаривает с каждым участником опроса по отдельности, собирает анкеты.

Когда процедура подойдет к концу, психологи собирают информацию, отправляют ее на анализ.

Анализ данных

После окончания опроса, нужно собрать полученные данные, приступить к их анализу. С помощью опросников получить точную информацию получается не всегда. Причины:

  1. Неправильно сформулированные вопросы.
  2. Предвзятое отношение к опрашиваемому.
  3. Неправильный выбор людей для группы.

Психологический опрос — метод получения интересующей информации. Может проводиться как отдельное исследование, но лучше использовать их в комплексе с другими методами. Это поможет получить точные данные, исключить недостатки опросников.

6. Метод анкетирования в педагогической психологии

Метод анкетирования является одним из методов педагогической психологии. Это эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету.

АНКЕТА (от фр. enqukte — расследование, дознание, анкета; англ, questionnare) — разрабатываемый исследователем инструментарий анкетного опроса, включающий: а) указание организации, проводящей опрос, и его цели; б) инструкцию по заполнению анкеты; в) формулировки вопросов и (часто, но необязательно) возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящий. Содержание вопросов, их число, способ ответа (свободные ответы, ограниченный или неограниченный выбор из предлагаемого списка) зависят от цели опроса и его адресата. Объем анкеты варьирует от 2-3 до нескольких десятков и даже сотен вопросов. Анкеты малого объема чаще линейны по структуре: респондент последовательно переходит от одного вопроса к другому. Большие анкеты нередко имеют разветвленную структуру: специальные вопросы-фильтры позволяют респонденту пропускать те группы вопросов, которые к нему не относятся, что экономит время и повышает качество получаемой информации. Синонимами слова «анкета» являются слова «вопросник», «опросник», «опросный лист».

Анкета это метод получения экспресс-информации. Быстро, но поверхностно. Можно проводить многократно. Порядок следования вопросов чаще всего случайный. Подвергается качественной и количественной обработке.

Анкетер — лицо, непосредственно проводящее анкетный опрос.

Существенная особенность анкетирования — опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым (респондентом, т. е. «отвечающим» от лат. responsare — отвечать), которые общаются при помощи анкеты, причем рес­пондент (по возможности) сам читает предлагае­мые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.

В зависимости от числа одновременно опрашиваемых анкетирование может быть групповым или индивиду­альным.

По процедуре анкетирование может быть очным (анкетер сам раздает и собирает анкеты; может присутство­вать при заполнении) или заочным. Из заочных форм чаще прибегают к почтовому анкетированию (рассылка и возвращение анкет по почте) и прессовому анкетированию (респонденты вырезают опубликованную в перио­дическом издании анкету, заполняют и отсылают исследователю).

Анкетирование может быть аноним­ным или персонифицированным (обычно 1-й по­буждает респондента к большей откровенности). А так же устным или письменным.

Типы анкет: 1. Открытые. 2. Закрытые (альтернативные или развернутые) 3. Смешанные 4.Утверждения с ответом.

Требования: краткость вопроса, ясность формулировки, желательна шкала лжи.

Надежность анкетных опросников зависит от:

-Распространенность их в обществе.

-Правильный выбор адресата.

-Умение мотивировать респондента.

-Соответствие вопросов цели и задачи.

-Должны быть соблюдены правила построения опросника.

-Понятность инструкций и вопросов.

-Полнота и сбалансированность списка ответов.

-Использование разных типов вопросов.

-Отсутствие намеков на желаемый результат.

Достоинства. Сравнительная экономичность. Возможность охвата больших групп исследуемых. Применимость к самым различным сторонам жизни людей. Хорошая формализуемость результатов. Минимум влияния Э на И.

Недостатки. Невозможность контролировать процесс заполнения анкет, двухсмысленность вопросов, сложный процесс сбора при заочных анкетах, сложность интерпретаций.

О составлении анкеты. Ан­кеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путем опроса какой-то части их, составляющих выборку представитель­ную. Достоверные результаты получаются лишь при тщатель­ной разработке вопросов анкеты и при условии, что выборка достаточно точно отражает популяцию в целом. Можно получить результаты, откло­няющиеся от результатов опроса всей группы не более, чем на 3-4% в обе стороны. Ан­кета должна обеспечить получение содержания, правдивого по отноше­нию к опрашиваемому и значимого по отношению к проблеме. Составле­ние научно ценной анкеты – как правило, коллективная работа. Первый этап в разработке – определение содержания анкеты. Это может быть набор вопросов о фактах жизнедеятельности опрашиваемого (его знани­ях, гражданском состоянии, его действиях в прошлом и настоящем и пр.) или же о его мотивах, оценках, отношениях. Если нужно знать также ин­тенсивность мнения, то в формулировку вопроса включается соответствен­ная шкала оценок. Второй этап в разработке анкеты – выбор нужного типа вопросов. Вопросы могут быть открытыми – позволяющими стро­ить ответ согласно желаниям опрашиваемого как по содержанию, так и по форме, и закрытыми – допускающими обычно лишь ответы «да» или «нет». По функции вопросы могут быть основными или наводящими, кон­трольными или уточняющими и пр.

Анкетирование проводится в виде письменного и устного опроса и как средства психодиагностики детей имеют свои особенности. Главная из них состоит в том, что ответы детей на предлагаемые вопросы изменчивы и зависят от многих обстоятельств. Сильное влияние на них оказывает понимание детьми обращенных к ним вопросов, мера осознания изучаемых качеств. Применяя метод анкетирования на практике необходимо добиваться того, чтобы дети правильно и однозначно их понимали. Это особенно важно тогда, когда с помощью опросов изучаются психология и поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста. Психолог или педагог, проводящий опрос, предварительно должен выяснить, правильно ли дети понимают обращенные к ним вопросы, и дать необходимые разъяснения прежде, чем дети начнут сами отвечать на его вопросы.

Применение метода анкетирования в психодиагностических целях нередко затруднено или вообще невозможно из-за недостаточного уровня развития самосознания детей. Так, например, большинство детей вплоть до старшего школьного возраста не в состоянии правильно оценивать мотивы своих поступков. Дети дошкольного и младшего школьного возраста не осознают у себя многие черты характера, и зачастую бессмысленно напрямую спрашивать их о том, какие качества личности им присущи. Для изучения психологических свойств и особенностей, недостаточно осознаваемых самими детьми, необходимо применять не опрос, а иные, более надежные средства исследования: тесты, анализ документов, изучение продуктов деятельности, эксперимент.

Метод опроса — Википедия

Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами (людьми, участвующими в опросе), посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Общие сведения

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Виды опросов

Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.

Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:

  • Личные опросы. Проведение таких опросов проходит при прямом контакте исследователя с респондентом.
  • Дистанционные опросы. Проведение таких опросов возможно при опосредованном участии исследователя, либо же вовсе без его участия.

Одними из наиболее активно используемых в современном мире дистанционных методов являются телефонный[1] или интернет-опрос.

Вопросы

Правила составления вопросов

  • Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.
  • Запрещено употребление малораспространённых, малопонятных слов и специальных терминов.
  • Вопросы должны быть краткими.
  • При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной.
  • Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными.
  • Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нём упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным.
  • Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
  • Вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам.
  • Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
  • Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами

  • Закрытые — открытые
    • Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.
    • Открытые (неструктурированные) вопросы оправданы на стадии проб, пилотажа, определения области исследования и в качестве контроля. Ответы на открытый вопрос позволяют выявить динамику мнений, оценок, настроений, ценностных ориентаций и пр. Например: «Что Вы включаете в понятие „хороший сервис“»?

При обработке открытых вопросов можно столкнуться с определенными трудностями: проблемы с кодированием и занесением в таблицы; проблемы с отсутствием ответов, высказанные мнения и оценки респондента могут быть связаны с какими-то неизвестными исследователям рамками сравнений.

  • Субъективные — проективные
    • Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.
    • Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.

По материалам: Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

Ошибки и Неточности

Неполучение ответов

Многие люди не отвечают на звонки незнакомцев или отказываются отвечать на вопросы, и из-за этого опросы населения могут быть не репрезентативными, появляется так называемая погрешность неполучения ответов (non-response bias). Из-за ошибки отбора характеристики тех, кто согласился пройти опрос и тех, кто отказался могут значительно отличатся. То есть, фактически выборка является предвзятой. В этих случаях, предвзятость вводит новые ошибки, в дополнение к ошибкам, вызванным размером выборки. Ошибка из-за смещения не становится меньше с большими размерами образца, так как принимая больший размер выборки, интервьюер просто повторяет ту же ошибку, только в более широком масштабе . Если люди, которые отказываются отвечать, имеют те же характеристики, что и люди, которые делают ответ, то окончательные результаты должны быть беспристрастными. Если люди, которые не отвечают, имеют разные мнения, то это есть смещение в результатах.

Ошибки в ответах (Response bias)

На результаты исследования путём опроса могут значительно повлиять ответы, которые не отражают истинных убеждений респондентов. Это может быть спровоцировано неправильной формулировкой вопросов, вопросами некорректного или личного характера, что не позволяет респондентам дать хороший репрезентативный ответ. К тому же респонденты могут специально делать какие-либо ошибки, пытаясь намеренно манипулировать результатами опроса. Так же респондент может чувствовать себя под социальным давлением, которое не позволяет ему дать непопулярный ответ, и он отвечает так, как этого требует социум, что так же ведет к неэффективным результатам.

Неправильные формулировки вопросов

Хорошо известно, что формулировки вопросов, порядок, в котором они задаются, число и формы альтернативных ответов могут оказать значительное влияние на результаты опроса. Распространенный метод для контроля этой погрешности заключается в том, чтобы использовать в опросном листе несколько вариантов одного и того же вопроса или создавать столько вопросов, сколько необходимо, чтобы охватить все аспекты проблемы и покрыть неточности.

Неправильный охват зоны наблюдения

Повлиять на результат опроса также может неправильная выборка. Здесь идет речь о том, что выбирая людей для своего опроса, нужно пытаться охватить как можно больше разных людей по качественным признакам, таких как пол, возраст, уровень дохода и так далее. В ином случае говорят, что выборка нерепрезентативна.

См. также

Примечания

Литература

  • Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. — СПб.: Речь, 2002. — ISBN 5-9268-0140-0.
  • Ильясов Ф. Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании // Социологические исследования. — 2011. — № 3. — С. 112-116.
  • Шапиро М. Г. Классификация методов опроса в социологии // Социальные исследования. 2017. №2. С. 51-59.

Top 15 опросов по психологии для анкет

Что такое вопросы психологических исследований?

Вопросы опроса по психологии — это вопросы опроса, которые задают для сбора информации о человеке для оценки психического состояния респондента. Такие вопросы позволяют исследователю классифицировать различные виды поведения, черты и условия. Такие вопросы опроса используются рядом отраслей промышленности, таких как здравоохранение, корпорации, рекрутинговые фирмы, оборонные службы и многие другие.Вопросы опроса по психологии создаются и анализируются психологами, специалистами по психическому здоровью, психиатрами, представителями судебной системы и другими экспертами по психологии. Некоторыми примерами психологических опросов являются опросы тревожности, опросники депрессии, опросы счастья, опросы личности, опрос качества жизни, опрос о жизненных отношениях и многое другое.

Например, психолог хочет понять факторы, которые могут быть причиной проблемы депрессии студента. В такой ситуации специалист по психическому здоровью может попросить пациента ответить на опрос депрессии для студентов, который включает вопросы психологии, которые позволят им понять психику пациента и оценить свое поведение, черты характера, образ жизни и другие параметры, которые могли повлиять психическое состояние студента.Такие вопросы могут быть очень полезными, поскольку иногда они могут пролить свет на пациентов, которые могут даже иметь склонность к самоубийству. Использование ответов на такие вопросы может помочь психологу разработать корректирующие действия для своих пациентов.

Другой случай, когда психологические опросы могут быть использованы при проведении психологических исследований. Эти опросы могут помочь исследователю собирать данные о поведении, чертах характера, отношениях и образе жизни человека. Использование этих данных позволит исследователю доказать психологическое исследование, основанное на психике человека.Например, известно, что красный и желтый цвет усиливают чувство голода у человека. В таком случае психологический опрос поможет исследователю собрать правильную информацию, необходимую для их исследования, и доказать гипотезу.

Вопросы психологии для анкетирования

Ниже приведены несколько вопросов по психологическому опросу, которые могут помочь вам оценить поведение, черты и отношение вашего респондента. При проведении опросов по психологии важно помнить, что правильная формулировка вопросов для создания эффективного дизайна исследования поможет вам получить хорошие показатели ответов.Кроме того, демографические вопросы важны в таких опросах, поскольку они играют жизненно важную роль в формировании психики человека.

Демографические вопросы для психологического вопросника
  1. Пожалуйста, укажите свой пол?
    1. мужской
    2. женщина
    3. Другое (просьба указать)
  2. Сколько тебе лет?
  3. Пожалуйста, укажите свою этническую принадлежность?
  4. В какой стране ты провел большую часть своей жизни?
  5. Какое высшее образование вы получили?
    1. Средняя школа
    2. колледж
    3. доцент
    4. Степень бакалавра
    5. Степень магистра
    6. Докторантура
    7. Другое (просьба указать)
  6. Каков ваш текущий статус занятости?
    1. Постоянная занятость
    2. Непостоянная полная занятость
    3. Постоянная занятость
    4. Непостоянная частичная занятость
    5. безработных
    6. пенсионер
    7. Дневное отделение
    8. заочное обучение
    9. Другое (просьба указать)
  7. Какой у тебя статус отношений?
    1. Одноместный
    2. В случайных отношениях
    3. В серьезных, преданных отношениях
    4. не замужем, но сожительствует
    5. женат
    6. Вдовец
    7. разведены / отделены
    8. Другое (просьба указать)
  8. сколько у тебя детей
    1. нет
    2. 1
    3. 2
    4. 3
    5. 3+
Общие вопросы психологии обследования для анкет
  1. По шкале от 1 до 7, 7 — наивысшая, как вы считаете себя счастливым?
  2. Сравните со своими коллегами или друзьями, считаете ли вы себя счастливее большинства из них?
    1. Да
  3. Как часто вы чувствуете себя одиноким?
    1. Всегда
    2. Очень часто
    3. Иногда
    4. Редко
    5. Никогда
  4. Как часто вы чувствуете себя подавленным?
    1. Всегда
    2. Очень часто
    3. Иногда
    4. Редко
    5. Никогда
  5. Пожалуйста, укажите свой уровень согласия для следующих утверждений: (Полностью согласен, согласен, нейтрален, не согласен, полностью не согласен)
    1. Я доволен текущим состоянием моей жизни
    2. В настоящее время мне не нужно беспокоиться о финансах в моей жизни.
    3. я доволен своей жизнью
    4. Я доволен отношениями в моей жизни
    5. Я доволен своей профессиональной жизнью
  6. Как часто вы откладываете на тот статус ваших личных целей в жизни?
    1. Всегда
    2. Очень часто
    3. Иногда
    4. Редко
    5. Никогда
  7. У вас есть другие проблемы, о которых вы хотели бы упомянуть?
,
Психологические и поведенческие науки | Бакалавриат

Наш курс

Психология очень разнообразна — пересекается со многими другими дисциплинами, такими как антропология, археология, лингвистика, нейробиология, философия и социология, и способствует их развитию.

Психологические и поведенческие науки (PBS) в Кембридже дает вам возможность изучать когнитивную, социальную, развивающую и биологическую психологию в более широком контексте поведенческих наук.

Курс охватывает, например, когнитивную психологию, психопатологию, язык, механизмы мозга, пол, семейные отношения и влияния, личность и групповое социальное поведение. Широкий спектр вариантов позволяет вам изучить темы, которые вас интересуют более глубоко.

Учебные заведения и сооружения

На факультете психологии вас обучают лекторы и исследователи международного уровня. Тематические общества и программы семинаров также предлагают регулярные беседы от приглашенных докладчиков.

В дополнение к этому академическому опыту у вас есть доступ к библиотеке Департамента и коллекциям специалистов, хранящимся в библиотеках смежных департаментов (насчитывающих около 50 000 книг и более 150 периодических изданий), а также к другим ресурсам и вычислительным средствам.

Стоимость курса

Стоимость обучения

Информация о стоимости обучения в PBS доступна на странице оплаты за обучение.

Стоимость дополнительного курса

Все студенты должны иметь утвержденный университет калькулятор (c £ 23).

Пеленальный курс

Можно перейти с другого курса в PBS Tripos. Обычно перевод осуществляется на второй курс, когда учащиеся в общей сложности принимают четыре документа — две статьи части 1А («Введение в психологию и психологические исследования и методы») и две статьи части 1В («Социальная психология и психология развития» и «Экспериментальная психология»). третий год. Студенты, желающие перевестись в PBS, проконсультируются со своими колледжами и департаментом, а в некоторых случаях проводят краткую оценку.

Профессиональная аккредитация и карьера

Преподавание психологии в университете аккредитовано Британским психологическим обществом (BPS). Это означает, что студенты, которые успешно заканчивают обучение (с отличием как минимум второго класса), получают «признание выпускника», необходимое для продолжения карьеры в области психологии.

Многие студенты продолжают дальнейшее обучение и исследования, и выпускники имеют право на поступление на профессиональные курсы по клинической, образовательной, судебной или прикладной психологии.Недавние выпускники факультета психологии в Кембридже перешли на должности в области психологии и смежных областях, а также карьеру в социальной, общественной и благотворительной деятельности, исследованиях и преподавании.

Наш курс также дает вам навыки и знания, применимые в ряде профессиональных секторов, включая СМИ, менеджмент, государственную службу, финансы, юриспруденцию и бизнес.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *