КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДЫ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ НАРКОТИКАМИ
«Утверждаю»
Директор ГБУ РЦППР и КНЗН
____________Баймухаметова Г.М.
«___» ________________ 2018г
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДЫ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ»
Автор-составитель программы:
Янышева Н.Ю.
педагог-психолог
ГБУ РЦППР и КНЗН
2018 год
Тема 1. Психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения
Цель: дать характеристику тренинга как метода активного социально-психологического обучения.
Задачи:
Раскрыть социально-психологические аспекты групповых методов.
Раскрыть предпосылки развития групповых методов отраженные в психологических теориях.
Вопросы:
1. Историко-философские предпосылки развития групповых методов.
2. Социально-психологические аспекты групповых методов.
3. Предпосылки развития групповых методов, отраженные в психологических теориях.
Тот факт, что воздействовать на группу – в целях лечения, в частности – бывает иногда эффективнее, чем на одного человека, знали, пожалуй, даже наши пещерные предки. Шаманская практика также показала успешность публичного применения обрядовых и ритуальных процедур для излечения больных. Разнообразного толка целители и знахари на протяжении всей человеческой истории использовали эффект эмоционального возбуждения и заражения, проявляющийся в группе. Семья, племя, род, совместно участвовавшие в лечебных (колдовских, шаманских) мероприятиях, обнаруживали большую податливость к воздействию первобытного психолога. Резко усиливалась вера в необычайные возможности и умения целителя – особенно в результате внушения, когда воздействие было направлено на аффективную сферу. Некритическое восприятие информации и эмоциональная реакция на непонятные манипуляции, помноженные на безусловную уверенность в себе самого целителя, приводили к положительным результатам и еще более усиливали эффективность последующих воздействий.
В одном из залов дворца располагался знаменитый месмеровский чан, наполненный водой, в котором находились камни, осколки стекла и прочее. Из воды выступали прутья. Больные (чаще всего женщины) держались за эти прутья. Между собой они были соединены веревками. Месмер, закутанный в мантию, как средневековый алхимик, совершал пассы, прикасался специальной стеклянной палочкой к больным, совершал другие манипуляции, с помощью которых, по его мнению, передавались флюиды, циркулирующие посредством чана в организмах больных. Следует заметить, что мистическая атмосфера происходящего, сила внушения Месмера способствовали тому, что многие больные исцелялись. Однако учрежденные Людовиком XVI для оценки деятельности Месмера две комиссии Академии наук осудили теорию «животного магнетизма» и полностью отвергли идею существования каких-либо флюидов. Никто из ученых в то время не обратил внимание на обнаружившиеся в работе Месмера социально-психологические эффекты, связанные с межличностным взаимодействием врача и больного, с целебным влиянием группы (по Л. Шертоку и Р. де Соссюру, 1991).
Групповая психотерапия и гипноз. Фактически до середины XIX века эти эффекты не изучались исследователями. Шотландский врач Дж. Брейд (1843) предложил вместо термина «животный магнетизм», вызывавшего так много жарких словесных баталий, термин «гипнотизм», увязывая психологический механизм месмеровского излечения со сном (по-гречески hypnos – сон). Гипнотические явления в этот период вызывали огромнейший интерес психиатров, интерпретировавших происходящие при гипнозе процессы порой совершенно по-разному. Хорошо известна дискуссия между Сальпетриерской и Нансийской психиатрическими школами о значении и психологических механизмах гипноза (1880-1890 годы). В этой дискуссии победа осталась за точкой зрения И. Бернгейма, утверждавшим, что гипнотическое состояние – это сужение сознания в результате концентрации внимания под воздействием внушения. Причем внушение является общим психологическим феноменом, проявляющимся в межличностных отношениях; в форме гетеро- и аутосуггестии внушение приводит к некритическому усвоению определенных убеждений, суждений, чувств (Т. Высокиньска-Гонсер, 1990). Хотя в официальной медицинской науке отношение к гипнозу оставалось довольно скептическим, практики активно применяли его. Примером может служить О. Веттерстранд, использовавший гипноз при групповом лечении алкоголиков. Среди отечественных специалистов, применявших гипноз для психотерапевтической работы с неврозами, умственным недоразвитием, некоторыми соматическими заболеваниями, следует назвать В. М. Бехтерева.
Во время первой мировой войны в немецкой армии гипноз применялся для лечения солдат с симптомами «военного невроза», вызванного истерией.
Сказанное выше указывает нам один из важнейших факторов, оказавших влияние на возникновение групповых форм психологической работы, – психотерапию, базирующуюся на использовании гипнотических воздействий. Однако существуют и другие источники групповых психологических методов исследования социологов и социальных психологов.
Социально-психологические аспекты групповых методов. Первыми социологами, предпринявшими изучение групповых методов, их функций и механизмов на рубеже XIX и XX веков были Э. Дюркгейм и Г. Зиммель. Результаты их исследований в той или иной форме использовались в групповой психотерапии, впрочем, до сих пор нельзя сказать абсолютно уверенно, что психологические механизмы и особенности функционирования групп здоровых людей и психотерапевтических групп идентичны. Что же касается тренинговых групп развития самосознания, являющихся предметом рассмотрения в этой книге, то, по-видимому, психологические особенности малой группы, изучаемые в социальной психологии, вполне приложимы к ним. Собственно термин «тренинг» возник все же не в клинической психотерапии, а в практической работе со здоровыми людьми и вплоть до настоящего времени использовался (и используется) многими психологами в сочетании с прилагательным «социально-психологический».
Тем не менее современное понимание тренинга включает в себя многие традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждает искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах.
Групповые методы в психоанализе других психологических школах Запада. Хотя сам Зигмунд Фрейд никогда даже не пытался проводить групповую психотерапию, целый ряд его последователей активно использовали психоаналитическое лечение в группах. В первую очередь нужно назвать Альфреда Адлера, ближайшего ученика Фрейда, который в отличие от своего учителя придавал большое значение социальному контексту развития личности и формирования ее ценностей и жизненных целей: именно группа, по его мнению, оказывает воздействие на цели и ценности и помогает их модифицировать. Адлер, возможно, под влиянием собственных левых убеждений создает центры групповых занятий, ориентированные не на элитарную психоаналитическую работу (как это было распространено в Европе), а на лечение представителей пролетариата – больных алкоголизмом, неврозами, людей с сексуальными нарушениями. Он организовал детские терапевтические группы, в которых применялись методы общей дискуссии и обсуждения проблем с участием родителей.
Психотерапевтами, использовавшими психоанализ в группе, были Л. Уэндер, П. Шильдер, Т. Барроу (он, кстати, первым предложил термин «групповой анализ»), А. Вольф (в пику Барроу считал более верным термин «анализ в группе», он же ввел альтернативное собрание группы, проводившееся без психотерапевта) и другие. В американской психотерапии психоаналитики активно применяли групповые методы в частной медицинской практике в отличие от своих европейских коллег, вынужденных обратиться к групповой психотерапии только во время второй мировой войны ввиду необходимости лечения большого количества пациентов с психическими нарушениями. Стали активно применяться методы эмоционального отреагирования в группе, кроме того, проявилась тенденция к демократизации отношений пациентов и персонала, приведшая к концепции «терапевтического сообщества».
Активными апологетами групп-анализа выступили З. Фоулкс, В. Бион, Т. Майн. Известный практик – групповой психотерапевт С. Славсон организовал психоаналитические группы для детей и подростков; важной идеей, определявшей их функционирование, было положение о «групповой психотерапии через активность» – лечении через участие во взаимодействии (С. Ледер, Т. Высокиньска-Гонсер, 1990).
Большое значение для групповой психотерапии и групп тренинга имели идеи школы Курта Левина: именно они лежали в основе концепции лабораторного тренинга в США, именно «теория поля» определила развитие представлений о групповой динамике и других групповых феноменах, именно Левину принадлежат знаменательные слова о том, что «обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности» (цит. по К. Рудестам, 1993, с. 22).
Из недр бихевиоризма родились группы тренинга умений, ориентированные на поведенческие модели обучения. Ведущие этих групп, как правило, демонстрируют большую директивность и стремление жестко алгоритмизировать групповые процессы.
Говоря об истории групповых методов в психотерапии и психологии, нельзя не вспомнить о Джекобе Морено, легендарном человеке, создавшем психодраму, организовавшем первую профессиональную ассоциацию групповых психотерапевтов, основавшем первый профессиональный журнал по групповой психотерапии. Неспроста последователи Морено считают его отцом групповой психотерапии (что, впрочем, не совсем справедливо, как мы могли убедиться выше – групповые методы лечения психических расстройств возникли задолго до него).
Заметим, что большинство школ групповой психотерапии и тренингов возникли в русле основных направлений мировой психологической науки – психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии – или в результате причудливого сочетания различных теоретических подходов (так, например, гештальттерапию Ф. Перлза можно считать гармоничным соединением и развитием идей психоанализа, гештальтпсихологии и феноменологического подхода). Телесно-ориентированная терапия В. Райха имеет свои корни в классическом психоанализе, нейролингвистические программисты – плоть от плоти современного необихевиоризма, клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса совершенно очевидно базируется на гуманистических идеях экзистенциальной философии. Однако академическая наука долго не воспринимала групповые формы психологической работы всерьез, считая более важными фундаментальные исследования.
Рассмотрение именно зарубежных подходов к тренинговым группам, предлагаемое в нашей книге далее, связано с тем фактом, что групповое движение стало развиваться в нашей стране только в последние двадцать лет (особенно активно в 90-е годы). Почти все отечественные школы тренинга опираются на теоретические концепции, пришедшие к нам с Запада, да и сами формы групповой психологической работы в большинстве случаев до сих пор являются модификациями зарубежных моделей. Справедливости ради отметим, что в последнее время и в нашей стране появились специалисты-практики мирового уровня, уже начавшие учить собственных западных учителей.
Групповые методы работы психологов и психотерапевтов в России. Несмотря на то что в развитии конкретных тренинговых методов российские психологи-практики шли по стопам своих западных коллег, нельзя не заметить: групповая психологическая работа имеет в России собственные глубокие традиции. Можно, пожалуй, утверждать, что элементы методов, получивших впоследствии наименование тренинговых, активно использовались в нашей стране еще в двадцатые-тридцатые годы. Речь идет прежде всего о своеобразном «психотехническом буме» первых послереволюционных десятилетий, когда изучались и внедрялись в практику методы профотбора и профконсультаций, психологической рационализации профессионального образования, создавались специальные тренажеры и разрабатывались приемы психологического воздействия на группу. Были созданы первые деловые игры, ставшие гораздо позже составными элементами многих тренингов.
Другим направлением, реализовывавшим групповые методы в социальной практике, выступила педология, претендовавшая на роль «метапсихологии». Педологические лаборатории и секции вполне в духе времени пытались разрабатывать методы и приемы развития школьных коллективов в соответствии с целями коммунистического воспитания.
Многие воспитательные системы тех лет буквально пестрят примерами психотехнологий, оказавшихся впоследствии востребованными (правда, в несколько иной форме) в психологических тренингах. Яркой иллюстрацией сказанного служит целый ряд методик, применявшихся в групповой работе с беспризорниками А. С. Макаренко. (Анализ разработанной значительно позже «коммунарской методики» позволяет легко вычленить и в ней элементы группового тренинга.)
Советская психология на ранних этапах своего развития оказалась очень восприимчивой к идеям зарубежных исследователей. Одной из наиболее привлекательных концепций в то время безусловно являлся фрейдизм. Отечественные психологи пытались применять групповые методы, творчески используя психоаналитические идеи в работе с детьми (Вульф, Ермаков). Однако и педология, и работа в рамках концепции Фрейда не сумели получить своего развития в отечественной науке в связи с фактическим запретом властей и гонениями на ученых и практиков. Долгие годы психология в России была лишена возможности изучать и развивать методы групповой работы с целью психологической помощи и знакомиться с опытом зарубежных коллег. Впрочем, в советской педагогике разрабатывались формы группового воздействия (например, В. А. Сухомлинский и другие педагоги).
Групповые методы нашли свое применение в психотерапии. У нас в стране наиболее разработанной является патогенетическая психотерапия неврозов, в основе которой лежат принципы психологии отношений В. Н. Мясищева (С. С. Либих, Г. Л. Исурина, Б. Д. Карвасарский, А. М. Свядощ, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий и др.).
Суть патогенетической психотерапии заключается в изменении нарушенной системы отношений больного, в коррекции неадекватных эмоциональных реакций и форм поведения, необходимой предпосылкой которых является достижение больным понимания причинно-следственных связей между особенностями его системы отношений и заболеванием. Следствием искажений в области социального восприятия, возникающих в результате конфликтности самооценки, является тот факт, что больной неверно истолковывает мотивацию партнеров по общению, недостаточно адекватно реагирует на возникающие межличностные ситуации, все его внимание сосредотачивается не на разрешении реальных проблем, а на сохранении представления о значимости своего Я как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. Понимание этого аспекта невротических нарушений позволяет широко использовать патогенетический метод не только в индивидуальной психотерапии, но и в групповой форме.
Современные групповые методы и развитие самосознания. Начиная с тридцатых годов нашего века групповое движение в психотерапии и практической психологии стало приобретать такой размах, что не обращать на этот факт внимания академическая наука больше не могла. Метод психологической помощи людям, реализуемый через малую группу (психотерапевтическую или психокоррекционную), оказался чрезвычайно эффективен и потому приобрел статус одного из самых популярных.
К настоящему времени этот метод представлен удивительным многообразием конкретных методических подходов, обусловленных различными теоретическими ориентациями. Принципы, выдвигаемые в качестве краеугольного камня представителями различных направлений группового движения, порой в корне противоречат друг другу. Некоторые «групповоды» грешат откровенным эклектизмом, провозглашая практическую эффективность единственным своим принципом. Разобраться в пестроте имеющихся видов и подвидов психотерапевтических групп и каким-то единственным образом классифицировать их все представляется занятием бесперспективным.
Тем не менее бесспорно можно говорить о наличии ключевой и ведущей идеи, объединяющей почти все имеющиеся в практической психологии подходы: стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, освобождения ее потенциала; это идея изменения, трансформации человеческого Я в изменяющемся мире. По этому поводу А. Ф. Бондаренко замечает: «Выраженная в различных терминах, составляющих синонимический ряд лексем: «развитие», «рост», идея изменения, связанная с развитием и актуализацией личностного потенциала, соотносится с идеей и понятием индивидуации К. Юнга, самоактуализации А. Маслоу и С. Джурарда, личностного роста К. Роджерса и, в целом, выражает некий общепризнанный ценностный конструкт, отражающий реинтеграцию личностного Я на основе нового опыта и готовности к восприятию нового опыта» (А. Ф. Бондаренко, 1991, с. 111).
Иными словами, речь идет о фактическом воздействии на те или иные составляющие самосознания, которое осуществляется во всех типах медицинской психотерапии и во всех видах групповой психокоррекционной работы, даже в тех, где подобная задача является второстепенной или совсем не ставится и не осознается. Об этом однозначно сказал В. В. Столин: «Терапевтический эффект будет проявляться в той мере, в какой психотерапевтический процесс укрепляет или достраивает структуры самосознания и тем самым активизирует и оптимизирует его работу» (1983, с. 255). Поэтому, разрабатывая оптимальный метод развития самосознания, мы должны рассмотреть и проанализировать возможно более широкий спектр тренинговые групп, представленных в западной практической психологии.
Список литература:
Емельянов Ю.М. Активное социально-психологического обучение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 2013
Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. – Спб.: Речь; М.: Смысл, 2014.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. – М.: Аспект- Пресс, 2001.
Ковалев Г.А. Основные направления использования активного социального обучения в странах запада. // Психологический журнал. – 1989. –Т.10. — №1. – С. 127-136.
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. – М.: Академический проект, 2013.
Ледер С., Высоконьска-Гонсер Т. Исторический очерк развития групповой психотерапии и основные теоретические направления. // групповая психотерапия / Под. Ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера. – М.: Медицина, 1990. – С. 12-45.
Петровская Л.А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. – М.: Изд-во МГУ, 1982.
Псих гимнастика в тренинге / Пд. Ред. Н.Ю.Хрящевой. – Спб.: Речь, 2016.
Рудистам К. Групповая психотерапия. Спб.: Питер, 1999.
Саут С. Управленческий тренинг. Спб.: Питер, 1999.
Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – Спб.: Евразия, 2014.
Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. – Спб.: Питер, 2001.
Методы активного социально-психологического обучения: понятие и классификация
Долгие годы, обучая взрослых, специалисты не могли получить высоких результатов. Целью профессионального обучения было повысить эффективность деятельности слушателей на производстве. Да и сами обучаемые не проявляли особого интереса к предлагаемому материалу. Для повышения интереса людей к науке были разработаны методы, о которых будем говорить в этой статье.
Общая характеристика
Для начала разберем понятие активного социально-психологического обучения. Это особая психолого-педагогическая форма, которая способствует совершенствованию и выработке различных знаний, умений и навыков, осуществляется при работе в группе. Активное обучение применяется в разных направлениях. Это может быть целенаправленное формирование различных коммуникативных умений у представителей некоторых профессий, а также для повышения уровня психологической компетентности или для того, чтобы упорядочить культуру психической деятельности определенной организации.
Есть три основных блока в методах активного социально-психологического обучения:
- Методы, реализация которых возможна в ходе дискуссий.
- Методы, предусматривающие проведение различных игр.
- Различные социально-психологические тренинги, которые также имеют свою классификацию.
Эта классификация методов активного социально-психологического обучения наиболее распространена. Но существует еще множество подобных, которые также считаются правильными и рассматриваются современными учеными. Далее более подробно остановимся на каждом разделе из этого перечня.
Принципы взаимодействия с группой
Кроме методов воздействия, существуют определенные принципы активного социально-психологического обучения, которых следует придерживаться при работе с группой:
- принцип добровольности;
- принцип персонификации высказываний;
- принцип общения на равных;
- принцип «здесь и теперь»;
- принцип активности;
- принцип открытости и искренности;
- принцип соблюдения конфиденциальности.
Важно помнить, что во время работы не только педагог воздействует на группу, но и сами обучаемые имеют влияние на специалиста.
Механизмы
Еще, кроме основных методов социально-психологического обучения, следует выделить и его механизмы, которые также имеют немаловажную роль. Они имеют свою классификацию и определения.
Заражение — это процесс, во время которого один индивид посредством психофизического контакта передает свое эмоциональное состояние другому. Этот обмен может происходить как самостоятельный или же в «сотрудничестве» со смысловым воздействием. Заражение происходит в виде сопереживания, которое возможно между людьми, находящимися в одном психическом состоянии. Причем эмоции в этот момент усиливаются во много раз.
Внушение — это процесс воздействия одного или нескольких человек на других индивидов. Во время применения этого механизма индивид, на которого оказывают воздействие, просто принимает информацию как факт. Психолог никак не аргументирует информацию, не объясняет ее значимости и направленности.
Подражание — индивид осознанно или нет копирует действия других людей. Группе лиц предлагают эталон, за которым они должны следовать. Причем в данном случае они копируют не только манеру поведения, но и внешние особенности идеала. К воспроизведению такого механизма чаще всего прибегают при работе с группой людей. Поскольку здесь легче создать определенные правила, которых должен придерживаться каждый участник.
Убеждение — это еще один способ воздействия на сознание человека или отдельной группы людей. Во время применения этого метода психологи ставят себе цель — изменить мнения, взгляды. Убеждающий должен сделать так, чтобы индивид принял его позицию и придерживался ее в любой своей деятельности. Метод убеждения можно применять только в том случае, если вы владеете достаточной аргументацией, сможете привести доказательства того, что ваша точка зрения единственно верная, а также выстроить логическую цепочку.
В перечисленных методах кроется сущность и содержание активного социально-психологического обучения. Далее более подробно рассмотрим процесс работы с группами людей и особенности его проведения.
Дискуссионные методы
К методам активного социально-психологического обучения относится дискуссия. Такой метод применяется во время процесса решения различных задач. Во время применения подобного метода группа людей обсуждает мнения других, каждый участник может приводить свои доводы, высказывать собственное мнение, доказывать другим, что именно их позиция является верной.
Групповая дискуссия — это метод, который позволяет воздействовать на мнения, взгляды и установки индивидов через общение и обмен информацией между участниками.
Впервые о дискуссиях заговорил психолог Жан Пиаже в двадцатом веке. В своих работах он показал, что даже обычный школьник через дискуссию покидает свои эгоцентричные мысли и принимает позицию людей, в группе с которыми он работает. Хотя всем известно, что переубедить подростка не так просто. Многие психологи выделили ряд преимуществ в применении такого метода:
- Во время дискуссии можно рассматривать проблему с нескольких сторон и выбирать наиболее верное решение для некоторых серьезных проблем.
- Если во время лекции человек просто слушает предлагаемую информацию, то в дискуссии он может принимать активное участие, высказывать свое мнение, а также выслушивать мнение других участников. Таким образом в голове индивида откладывается намного больше знаний, он учится самостоятельно анализировать, задумываться над тем, что, возможно, ему следует изменить свои взгляды.
- Во время дискуссии индивиды учатся работать в группе. Здесь они не только могут выражать свои собственные мысли, но и выслушивать других. Участники анализируют услышанное и сопоставляют со своими мыслями, а также могут научиться отстаивать свою собственную позицию, объяснять, почему именно к их мнению стоит прислушаться.
- В ходе дискуссии группа людей может прийти к одному общему решению, рассмотрев и проанализировав мнения каждого. Здесь учащиеся могут самореализоваться и самоутвердиться.
- При реализации этого метода можно четко увидеть, насколько точно люди понимают, о чем говорят, и готовы ли они прийти к единому решению проблемы.
Виды дискуссий
Если рассмотреть теорию Панина, то он выделяет несколько основных видов групповых дискуссий, которые являются наиболее результативными.
- Панельная дискуссия, которая проводится только при наличии большой группы, когда в обсуждении принимают участие более сорока человек.
- «Снежный ком» — в обсуждении проблемы должен принимать участие каждый, кто входит в состав группы. Целью этого обсуждения является выявление и согласование всех имеющихся мнений, а также принятие единого решения.
- «Квадро» — во время такого обсуждения нужно установить обратную связь с группой. Преподаватель или любой участник может высказать свое мнение и привести аргументацию, а перед каждым участником стоит задача выразить собственное видение и проанализировать позицию другого.
- «Приоритеты» — здесь снова будет происходить сопоставление всех имеющихся мнений, а также рассмотрено их разнообразие. Ведь каждый член обсуждения будет иметь свои взгляды, которые могут быть верными или нет.
- «Мозговой штурм» — это наиболее простой способ проведения дискуссии. Здесь каждый может в любой момент включиться в обсуждение или покинуть его. Любой член группы абсолютно свободно выражает свои мысли, высказывает собственное мнение и критикует чужое. Мозговой штурм используют в тех случаях, когда необходимо принять коллективное решение, когда группа людей рассматривает каждое отдельное мнение и берет из него что-то.
Игровой метод
К активным методам социально-психологического обучения можно смело отнести игры. Этот вид человеческой деятельности имеет место во многих сферах и науках. Сейчас существует множество видов игр, которые имеют не только детское направление. В этом разделе мы подробно ознакомимся с их ролью в психологии. В этой науке под игрой подразумевают создание ситуации для получения определенного психологического результата. Таким результатом могут быть:
- Эмоции.
- Знания, умения, навыки.
- Достижения побед.
- Налаживание отношений с окружающими.
- Развитие определенных качеств личности.
Многие задаются вопросом, почему же игра — такой популярный метод? Это связано с тем, что за время проигрывания ситуации ее можно повторять не один раз, чтобы достичь того результата, которого ожидает группа. Кроме этого, в процессе игры можно осуществлять работу вместе с людьми, а не над ними, тем самым добиться положительного результата. Для проведения этого метода вам понадобится:
- Технология будущей игры.
- Специальный игровой набор.
- А также игровое взаимодействие, за которое несет ответственность не только группа, но и организатор.
Основные виды игр
Деловая. В ее основу закладывается социальное или предметное содержание какого-либо вида деятельности, который близок участникам. В ходе игры необходимо постараться максимально точно смоделировать отношения, которые характерны для этого вида практики. Создается имитация деятельности, и группа должна воссоздать ту динамику и условия, которые должны быть в реальных условиях.
Можно выделить основные признаки такого вида игры, чтобы отличить ее от любых других:
- Система отношений, которая присуща тому или иному виду практической деятельности, а также воссоздание социального и предметного содержания, которое характерно для определенной профессии.
- Во время деловой игры моделируется определенная проблема, и каждый участник предлагает свое решение, которое затем необходимо реализовать.
- Обязательно определяются роли, которые должны быть распределены между участниками.
- При поиске решений участник, у которого есть своя роль, должен думать только со своей позиции.
- Вся группа должна взаимодействовать друг с другом.
- Перед коллективом ставится общая цель, которой они могут достичь только путем взаимодействия и подчинения своих второстепенных целей и задач одной.
- Группа вырабатывает коллективное решение проблемы.
- Имеется множество альтернатив для принятия решения.
- Эмоциональное напряжение в группе присутствует, однако преподаватель может легко им управлять.
- Существует определенная система оценивания деятельности группы.
Ролевая. Во время ролевой игры каждый участник группы получает определенную роль, которая имеет для него большое значение в повседневной жизни. Самым главным атрибутом для такого вида игры считается сама роль, а отношения между людьми – это связи, в которые закладывается цель и некоторые предписания.
Цель ролевой игры – подготовить каждого участника к некоторым ситуациям, с которыми они могут столкнуться. А также подготовить людей решать проблемы и разбирать трудные ситуации, научить их рационально мыслить во время непредвиденных происшествий, решать различные психолого-педагогические проблемы.
При проведении ролевых игры участники сталкиваются с определенными ситуациями, которые встречались в их реальной жизни. А от самих участников требуется, чтобы они нашли действительно верные решения, изменили модель поведения, которая не приводит к устранению проблем. Психолог Платов выделил некоторые признаки, по которым можно легко отличить этот вид игры от любого другого:
- В структуру игры включена определенная коммуникация, которая встречается в социально-экономических системах.
- Между участниками распределены роли.
- Каждая роль имеет цель, которая отличается от остальных.
- Работа осуществляется только при полном взаимодействии.
- Имеется множество альтернатив для принятия единого решения.
- Есть система, по которой проводится групповая и индивидуальная оценка всего, что происходит во время игры.
- Эмоциональное напряжение в коллективе находится под контролем.
Имитационная. Исходя из названия, можно сделать вывод, что во время проведения этой игры происходит некоторая имитация действий. Здесь существуют правила и соревнование между участниками и не предусматривается проигрывание ролей, как это было в предыдущем разделе. При проведении такой игры ни один из участников не получает роли, жизненные ситуации не воссоздаются, есть лишь немного приближенные к реальности условия. Наиболее эффективна имитация будет в том случае, если вам нужно определить уровень межличностных отношений, способность людей работать в коллективе, принимать общие решения.
Признаки:
- Создается модель определенных условий.
- Руководитель оглашает правила.
- В большинстве случаев имеется несколько периодов проведения.
- Полученный результат поддается количественной оценке.
- Оттачивается мастерство по принятию общих и индивидуальных решений.
Социально-психологический тренинг
Социально-психологический тренинг как комплексная форма активного социально-психологического обучения может иметь несколько значений, и самые распространенные из них — подготовка, обучение, воспитание, тренировка. Тренинг направлен на то, чтобы преднамеренно изменить психологические феномены одного человека или целой группы. А вот его целью является создать гармонию между профессиональным и личностным бытием человека. Для проведения этой формы социально-психологического обучения создается тренинговая группа, в которой осуществляется взаимодействие между психологом и участниками.
Первые тренинги были проведены в 1946 году, и их целью было исследовать межличностные отношения и повысить уровень общения. А тренинг как отдельный психологический метод был определен Форвергом в 1950 году. Сейчас психологи активно используют этот метод при работе с детьми, родителями, трудными подростками, работниками и сотрудниками различных предприятий.
Преимущества работы в группе
- Работая в группе, человек учится решать межличностные проблемы, которые могут встретиться в жизни.
- Группа – это своего рода общество, только в миниатюре.
- В группе можно установить обратную связь, а участники получают поддержку от тех, кто сталкивался с подобными проблемами.
- Участник группы может получить совершенно новые знания и умения, а также попробовать осуществить эксперименты в отношениях с партнерами.
- Возможна идентификация участников друг с другом.
- При работе в группе нарастает напряжение, а значит, психолог может определить, какие психологические проблемы есть у каждого члена коллектива.
- В коллективе человеку легче осуществлять процесс самопознания, самораскрытия и самоисследования.
- Даже в экономическом аспекте групповая работа намного выгоднее.
Этапы проведения тренинга
Такой последовательности придерживается Н. В. Матяш.
На первом месте стоит разминка или разогрев, когда участники начинают включаться в работу, знакомятся друг с другом и с правилами тренинга. Хорошо, если психолог проведет специальные упражнения, которые помогут людям познакомиться, сплотиться, стать единой группой.
Далее следует основная часть. Здесь коллектив знакомится с поставленной проблемой, проводится работа по отработке коммуникативных умений, которые прописаны в программе, созданной специально для проведения тренинга. Здесь психолог работает с заданиями и техниками, которые он разработал заранее, проработал самостоятельно и теперь может смело применять на практике.
Третий этап, заключительный. Здесь проводится анализ всей работы, которая была проделана на протяжении занятия. Участники обмениваются мнениями и получают домашнее задание. Психолог проводит так называемый ритуал прощания под названием «Умирание группы».
Подготовка к занятию
Существует специальная модель для подготовки к тренинговому занятию:
- Психолог должен четко определить тему и идею будущего занятия.
- Заранее нужно определиться с тем, кто будет входить в состав группы.
- Нужно знать, как долго будет длиться занятие и сколько раз его необходимо провести.
- Сформулировать психолого-педагогическую проблему, которая будет решаться в ходе занятия. Она должна быть четко и ясно прописана.
- Кроме этого, должны существовать задачи, которые нужно поставить перед собранной группой.
- Обязательно подобрать психотехники, по которым можно работать именно с этой группой.
- Вся тренинговая программа должна быть разделена на блоки, а в каждом блоке должны быть прописаны определенные занятия.
- Должен существовать план, по которому будет работать психолог.
- Для каждого занятия должен иметься свой краткий план, в котором нужно указать все занятия.
По окончании тренинга психолог должен провести анализ проведенного занятия, определить, чего удалось добиться, решены ли все задачи и достигнута ли оставленная цель. После этого можно приступать к подготовке к следующему тренингу. Практический психолог может пользоваться по методам активного социально-психологического обучения учебным пособием, которое может помочь в организации работы.
Методы активного социально-психологического обучения
Шпаргалки по дисциплине педагогическая психология
Активные методы обучения (от лат. aktivus – деятельный) – методы, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи, формирование у них эффективных моделей социального поведения. Целью обучения в данном случае выступает личность студента, развитие его коммуникативной компетентности, умения мыслить, «просчитывать» ситуацию, осмысливать свои действия, задействовать интуицию и возможности подсознания. При таком обучении личность становится более адаптивной, с большим числом «степеней свободы» в различных социальных ситуациях.
Важным отличием активного социально-психологического обучения от перечисленных форм групповой психологической работы является способ активизации учебной деятельности
В традиционных формах обучения это – целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности обучаемого в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике.
В активных формах обучения потенциал активности заложен в принципах организации занятий и в самой форме приобретения знаний и личностного развития (специальным образом организованное обучающее взаимодействие).
Активные формы обучения и, прежде всего, социально-психологический тренинг, имеют большое практическое значение как для исследования психологических аспектов динамики развития воинских подразделений, так и для решения задач психологического развития личности отдельного студента.
В активном социально-психологическом обучении используются четыре группы методов: 1) дискуссионные, 2) игровые, 3) смешанные и 4) комплексные. Рассмотрим их подробнее.
Дискуссионные методы
Групповая дискуссия – метод организации совместной коммуникации в интересах интенсивного и продуктивного решения групповой задачи. При дискуссии достаточно легкого изменения позиции одного из членов группы, чтобы другие убедились в возможности изменения своей позиции. К. Левин назвал этот феномен «оттаиванием». По его мнению, первоначально «замороженная» точка зрения участника дискуссии «оттаивает», затем происходит ее изменение и последующее «замораживание». Участник дискуссии уже не опасается, что окажется в одиночестве, если изменит свою точку зрения. Более того, он начинает чувствовать, что останется в одиночестве, если не последует за общей тенденцией изменения мнения. Дискуссия дает эмоциональный импульс к последующей поисковой активности. В процессе дискуссии возникает немедленная обратная связь, дающая участникам возможность увидеть себя как бы со стороны, испытать себя в новой позиции, изменить свое поведение по ному образцу, появляющемуся непосредственно в ходе дискуссии. Этот момент трудно переоценить. Для того, чтобы воспитывать человека с определенными убеждениями, его не надо принуждать к присвоению этих убеждений, так как любое давление ведет к возникновению сопротивления. Примером эффективного применения дискуссии может служить работа так называемых балинтовских групп по обмену терапевтическим опытом.
Активное социально-психологическое обучение
Острая потребность общества в практическом обучении навыкам реализации коммуникативного взаимодействия, изучению закономерностей и механизмов межличностных отношений приводит к развитию методов активного социально-психологического обучения.
Подходы к пониманию сущности активного социально-психологического обучения
Определение 1
В наиболее общем виде под АСПО понимают перспективное направление в педагогике, направленное на обеспечение интеграции различных прикладных аспектов научной организации умственного труда, психологии, педагогики, психотерапии; организационные формы педагогического воздействия, обеспечивающие высокую познавательную активность обучающихся в процессе овладения коммуникативными умениями, практическими социально-психологическими знаниями.
Цели и задачи АСПО
Определение 2
Главной целью АСПО является формирование умений, навыков коммуникации, повышение уровня сформированности коммуникативной компетенции в искусственно созданной социально-психологической среде, формирование фундамента для овладения социально-психологическими технологиями коммуникативного взаимодействия.
В качестве основных задач АСПО можно назвать следующие:
- развитие умений активного взаимодействия с окружающими;
- преодоление стереотипов, порожденных возрастными, профессиональным, социальными факторами, в процессе восприятия других;
- овладение системой психолого-педагогических, социально-психологических знаний, формирование умений практического их применения;
- развитие навыков адекватной оценки, самооценки;
- поиск путей самоактуализации.
Классификация медов АСПО
В наиболее общем виде все методы АСПО могут быть представлены следующими группами:
- социально-психологические тренинги;
- групповые дискуссии;
- игровые методы.
Следует отметить, что приведенная классификация выступает условной по причине взаимопроникновения методов педагогического взаимодействия, размытости границ между ними.
Определение 3
Социально-психологический тренинг представляет собой практику психологического воздействия, основанную на методах активного социально-психологического обучения, в процессе которой осуществляется овладение социально-психологическими знаниями, коррекция поведенческих паттернов, формируются навыки коммуникативного межличностного взаимодействия, рефлексии и саморефлексии.
Определение 4
Групповая дискуссия представляет собой метод АСПО, позволяющий воздействовать на идеологические позиции и установки участников в процессе непосредственного коммуникативного взаимодействия.
Определение 5
Имитационные игры – метод, в основе которого лежит моделирование определенной системы межличностных отношений в процессе группового взаимодействия.
Данный метод включает в себя ролевые, деловые и др. виды игровых ситуаций.
Все вышеперечисленные технологии практической работы являются методами АСПО, направленными на усвоение системы знаний, умений и навыков.
Специфика методов АСПО
От других педагогических технологий методы активного социально-психологического обучения отличает ряд особенностей, включая следующие:
- все указанные методы основываются на групповом взаимодействии, которое носит постоянный характер. Сама группа при таком подходе представляет собой модель, в структуре которой формируются социально-психологические феномены, осуществляется развитие коммуникативных умений;
- задания даются участникам не в готовом виде, но формируются в процессе взаимодействия участников.
Таким образом, АСПО представляет собой новое перспективное направление развития психологических наук, направленное на повышение эффективности формирования коммуникативной компетенции, личностное развитие, формирование адекватных навыков рефлексии и саморефлекии всех участников взаимодействия.
Цели и задачи изучения методов активного социально-психологического обучения.
Основной целью применения методов АСПО можно считать формирование умений и навыков общения, достижение коммуникативной компетентности в искусственно созданной социально-психологической среде, в качестве которой выступает группа психологического тренинга.
Соответственно, основной целью преподавания методов АСПО студентам будет ознакомление их с теоретическими направлениями, в которых разрабатывались Методы АСПО, и с подходами к их использованию в деятельности практического психолога. Т. о., в качестве ключевых целей и задач можно назвать следующие.
1. Цели, связанные с совершенствованием коммуникативных умений:
—развитие у участников группы способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми;
— преодоление стереотипов в восприятии людей и в общении с ними, порождаемых профессиональными, социальными и возрастными факторами;
— овладение социально-психологическими и психолого-педагогическими знаниями в сфере общения и формирование навыков их практического применения.
2. Цели, связанные с развитием личности:
— выработка способности к адекватному познанию себя и других людей;
— преодоление неверия в свои силы, заниженной самооценки;
— поиск путей самоактуализации через усвоение подходящих средств самовыражения в сфере общения.
Классификация базовых методов активного социально-психологического обучения.
Несмотря на многообразие подходов, выделяются три основных типа методов АСПО:
— социально-психологический тренинг;
— групповая дискуссия;
— игровые методы.
Трудно определить границы разделения этих методов, поэтому в классификации методов активного социально-психологического обучения можно выделить два основных подхода.
Согласно первому, групповое активное социально-психологическое обучение использует в качестве базовых средств социально-психологический тренинг, групповую дискуссию и имитационные игры как отдельные самостоятельные методы, имеющие собственные качественные особенности и правила применения. Причем на практике все указанные методы могут задействоваться как порознь, так и одновременно.
Во втором подходе социально-психологический тренинг акцентируется в качестве базового метода, а групповая дискуссия и имитационные игры рассматриваются как его методические приемы, не имеющие самостоятельной значимости; их независимое применение ограниченно.
Под социально-психологическим тренингом понимается «практика психологического воздействия, основанная на методах активного социально-психологического обучения. В ходе социально-психологического тренинга происходит овладение определенными социально-психологическими знаниями и коррекция поведения личности, формируются навыки межличностного воздействия, развиваются рефлексивные способности» [10, с. 52].
Развитие основных форм тренинга связано с ведущими теоретическими направлениями современной психологии, такими, как необихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология, экзистенциализм, гуманистическая психология, трансактный анализ, гештальтпсихология и др.
Групповая дискуссия как способ организации совместной деятельности для решения определенной групповой задачи является методом, позволяющим воздействовать на мнения, позиции и установки участников в процессе непосредственного общения и обмена информацией.
Имитационные игры представляют собой форму моделирования какой-либо системы отношений личности в групповом взаимодействии. Они включают в себя деловые, ролевые и другие игры.
Все указанные техники практической работы психолога относятся к методам АСПО, поскольку они направлены на усвоение набора сходных знаний, умений и навыков, хотя и имеющих свою специфику для каждого из перечисленных базовых методов.
История и предыстория становления активных методов обучения.
Идеи активизации обучения мы можем увидеть в рассуждениях и работах древних философов. Сторонники активной позиции ученика, считали его равноправным участником процесса обучения и отдавали его активности главенствующую роль в обучении. Вот некоторые взгляды сторонников активности ученика. Сократ (470/469 − 399 до н. э.) видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании. Главным его достижением считается «майевтика» («повивальное искусство») — диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов (так называемый сократовский метод). Платон (427−347 до н. э.) подчёркивал особую важность эстетического развития ребёнка средствами музыки, поэзии, танцев, игр, дающих простор творчеству. Среди древнеримских мыслителей выделяются взгляды Сенеки (4 до н. э. — 65 н. э.), который считал, что образование должно формировать в первую очередь самостоятельную личность, считал, что должен говорить сам ученик, а не его память. Квинтилиан (42 — ок. 118) отдавал предпочтение организованному школьному обучению, утверждая, что дух соревнования, честолюбия в процессе обучения «бывает причиной добродетелей». На занятиях по риторике рекомендовал преподавателю читать сочинения с заведомыми просчетами в стиле, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся. На средневековом востоке мудрецы обращали особое внимание на саморазвитие личности. Ибн-Сина (Авиценна в латинской транскрипции) (980—1037) мечтал о всестороннем развитии и обучении и такой путь ему виделся в организации совместной учебы воспитанников, внесении духа соперничества. Так или иначе, данные видения ученых находят отражение в АСПО и теперь.
Особую роль в современном становлении активного обучения сыграло стихийное развитие игротехнического движения, которое возникло после зарождения деловых игр. Приоритет в создании деловых игр принадлежит нашей стране. Первая деловая игра в СССР, а как позже выяснилось, — и в мире, была разработана под руководством М.М.Бирштейн в Ленинградском инженерно-экономическом институте в конце 1931 года и проведена 23 июня 1932 года. Тема игры: «Развертывание производства сборочного цеха новопостроенного завода пишущих машин в пусковом периоде», — сокращенно — «Пуск цеха». Игра продолжалась два дня и участвовало в ней 24 человека.
В 1933-1934 гг. были разработаны и проводились игры, связанные с внедрением диспетчерских служб в промышленности. Было внедрено около 40 игр различного назначения, характера и тематики. Заметным этапом стала игра по перестройке производства «Красный ткач», разработанная в Ленинградской промышленной академии имени С.М.Кирова по заданию наркомата легкой промышленности. Она называлась «Срочный перевод ткацкой фабрики «Красный ткач» на другой ассортимент» и была проведена в выходные дни декабря 1936 г. Игра продолжалась 5 дней и длилась около 30 часов. В 1938 году деловые игры в СССР были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие). Заметный толчок к расширению дидактического использования методов положили исследования и изучение деловых и имитационных игр таких специалистов в области активного обучения, как И. Г. Абрамова, Ю. С. Арутюнов, М. М. Бирштейн, Н. В. Борисова, А. А. Вербицкий, С. Р. Гидрович, С. С. Егоров, В. М. Ефимов, Р. Ф. Жуков, С. Г. Колесниченко, В. Ф. Комаров, В. Н. Кругликов, В. Я. Платов, В. В. Подиновский, В. Н. Рыбальский, А. М. Смолкин, И. М. Сыроежин, Т. П. Тимофеевский, Г. П. Щедровицкий и другие.
Однако чаще всего историю зарождения активного социально-психологического обучения связывают с историей так называемых Т-групп. Движение Т-групп началось с исследований выдающегося социального психолога Курта Левина (1890-1947). Левин доказал, что для того, чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учится видеть себя такими, какими их видят другие. Однако, несмотря на высокий интерес Левина к исследованию психологии групп и их влияния на психику и поведения своих членов, первая Т-группа возникла случайно. В 1946 году группа психологов при участии Левина возглавляла работу мастерской межгрупповых отношений, названной Коннектикутским проектом и призванной помочь бизнесменам и политикам эффективно применять на практике новый Закон о справедливом найме на работу. По окончании одного из занятий специалисты собрались для обсуждения его результатов. На обсуждении пожелали присутствовать несколько лиц из числа обучаемых. В ходе обсуждения обнаружился интересный феномен. Оказалось, что обучающие и обучаемые по-разному оценивают ход и результаты групповой работы. Эти встречи оказались столь привлекательными и полезными для специалистов и участников, что превратились в эффективный метод обучения. Это был первый пример анализа участниками группы (специалистов-психологов) своего опыта с помощь получаемой от других обратной связи.
Успех первой Т-группы был так высок, что уже в 1947 году в США была создана Национальная лаборатория тренинга и группа тренинга базовых умений.
Однако многие считают, что история группового психологического тренинга начинается в 50-е годы, когда немецкий психолог М. Форверг разработал новый метод, основой которого были ролевые игры с элементами драматизации и который был назван социально-психологическим тренингом.
В России психологический тренинг начал активно исследоваться и применяться как средство развития личности в середине 80-х годов благодаря работам Ю.Н. Емельянова и Л.А. Петровской.
В настоящее время социально-психологический тренинг является одним из самых популярных и эффективных методов групповой развивающей работы, с которым по существу ассоциируется активное социально-психологическое обучение, а учебная дисциплина «Активные методы социально-психологического обучения» изучается во всех вузах психологического профиля [11].
Тренинг как метод активного социально-психологического обучения
Появление тренинга как метода группового обучения взрослых связано с именами К.Левина и К.Роджерса. Разработанные теория групповой динамики (К.Левин) и терапия центрированная на клиенте (К.Роджерс) явились непосредственными источниками практики группового тренинга.
Принято считать, что первые тренинговые занятия были проведены в середине 40-х годов ХХ века в г. Бетель (США) учениками К.Левина для бизнесменов, менеджеров, политических лидеров. Тренинги были направлены на обучение эффективному взаимодействию, разрешению конфликтов, повышению управленческой компетентности и др. Данная практика получила название Т-групп.
Т-группы определяют как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследования межличностных отношений и групповой динамики, которую они порождают своим взаимодействием. Главная особенность Т-групп — стремление к самостоятельности участников в ходе тренинга, поэтому научение происходит в результате проб и ошибок, совершаемых в процессе развития группы.
В
Роджерс Карл Рэнсом — (1902-1987) — американский психолог, один из создателей гуманистической психологии. Автор фундаментального психотерапевтического метода недирективной или личностно-центрированной терапии. Динамические принципы, предложенные в терапии, использовал в различных областях психологической практики. Разработал теорию развития и роста личности. В 1946-47 гг. избирался президентом Американской психологической ассоциации. В 1956 г. первым получил награду Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в науку.
60-е годы ХХ века с опорой на идеи гуманистической психологии К.Роджерса возникло направление тренинга социальных и жизненных умений, которое применялось для психологической поддержки и развития менеджеров. Тренинг имел различные модели, которые позволяли приобрести навыки общения, уверенности в себе, поддержания здоровья, эмоционального самоконтроля, принятия решений и др.На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «тренинг», что приводит к обозначению этим термином самых
р
Тренинг — это многофункциональный
метод преднамеренного изменения психологических феноменов человека, группы и организации, направленный на гармонизацию личного и профессионального бытия человека.
(С.И. Макшанов).
азнообразных форм, приемов,методов работы, используемых в
психологической практике.
В настоящее время для
определения тренинга наиболее часто
используется термин «психологическое воздействие».
Ю.Н. Емельянов в книге «Активное социально-психологическое обучение», вышедшей в 1985 году, определял тренинг как метод развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением.
В исследовании посвященном психологии тренинга С.И.Макшанов предлагает другое определение. Тренинг — это «многофункциональный метод преднамеренного изменения психологических феноменов человека, группы и организации, направленный на гармонизацию личного и профессионального бытия человека».
В работе И.В.Вачкова «Основы технологии группового тренинга. Психотехники» приводится такое определение тренинга: «совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и самораскрытия».
А.С.Прутченков указывает, что понятие «тренинг», не означает ничего иного, кроме известного понятия «тренировка».
Этот метод помогает в короткие сроки наработать необходимый для человека опыт, повысить свою компетентность, приобрести навык действия в той или иной ситуации. В ходе тренинга учебный материал усваивается как через короткие лекции — «информационные блоки», так и через процедуры активной работы в ходе игровых ситуаций, выполнения специальных упражнений. В тренинге широко используются и другие методы и техники активного обучения: ролевые игры, групповые дискуссии, разбор конкретных ситуаций.
Групповая дискуссия (обсуждение) как метод