Наблюдение в психологии виды преимущества недостатки: Плюсы и минусы метода наблюдения

Автор: | 31.08.2020

Содержание

Наблюдение как основной метод психологического исследования: плюсы и минусы


Определение понятия

В социальной, клинической и педагогической психологии наблюдение как метод исследования используется с конца XIX века, а в прошлом столетии его стали применять в трудовой науке. Это наиболее древний метод познания окружающих предметов и явлений. В повседневной жизни человек сам не замечает, как начинает наблюдать за кем-то или чем-либо.

Наблюдением нельзя назвать процесс, при котором вмешательство экспериментатора изменит условия его проведения. Но оно поможет в том случае, когда необходимо получить целостную картину происходящих событий и отразить ее в записях и таблицах. Главные особенности процедуры:

  • связь между наблюдателем и субъектом;
  • пристрастность — эмоциональная составляющая;
  • сложность, а иногда и невозможность повторного проведения.

Если наблюдение осуществляется в естественных условиях, то человек никак на него не повлияет. Но когда субъект знает, что его исследуют, то он меняет свои повадки.

Первыми экспериментаторами стали В. Прайер, В. Штерн и А. Гвоздиков. Они наблюдали за развитием ребенка в семье и записывали полученную информацию в свои дневники.

Объект и средства наблюдения

Объектом наблюдения может выступать любой предмет, живое существо, явление, которых можно зарегистрировать. Их делят на несколько групп:

  • вербальное и невербальное поведение;
  • дистанция между людьми;
  • их перемещение;
  • физические взаимодействия.

Под вербальным общением понимают все явления, связанные с речью — интенсивность, продолжительность, содержание. Невербальное — это мимика, жесты тела, выражение глаз, особенности походки. К физическим воздействиям относят объятия, удары, рукопожатия, побои, толчки и другие прикосновения.

Во время эксперимента наблюдатель не может узнать свойства психики, он видит только те явления, которые можно зафиксировать. Исследователь лишь строит предположения о состоянии психологического здоровья испытуемого, за основу он берет данные, полученные в ходе процедуры.

Для изучения объекта используют специальные приборы: фотоаппараты, видеокамеры, диктофоны, специальные карты наблюдения. Но исследователь может наблюдать самостоятельно, без каких-либо средств.

Принятая классификация

Наблюдение обычно используется в том случае, когда непозволительно или просто невозможно вмешаться в естественное течение события. Его разделяют на несколько видов:

  • внешнее и внутреннее;
  • непосредственное и опосредованное;
  • прямое и косвенное;
  • включенное и невключенное;
  • полевое и лабораторное;
  • сплошное и выборочное.

А также есть разные виды наблюдения в зависимости от систематичности, форме, фиксируемым объектам, осознанности. В первом случае бывают несистематические и систематические исследования. Последние проводятся по определенному плану, а во время эксперимента человек фиксирует особенности поведения субъекта и создает классификацию условий окружающей среды. Несистематические позволяют создать общую картину явления в определенных условиях. Обычно такие исследования являются полевыми.

Наблюдение противопоставляются экспериментам по двум критериям: непосредственность и пассивность исследователя. Он не может вмешиваться в ход процесса, но обязательно записывает увиденное в протоколе.

По фиксируемым объектам разделяют сплошные и выборочные наблюдения. При первом человек старается законспектировать все особенности поведения. А при втором он записывает только определенные акты или параметры. В зависимости от форм поведения выделяют несколько исследований: осознанное, неосознанное внешнее и внутреннее, окружающего мира.

При осознанном субъект знает о том, что за ним наблюдают. То есть исследователь контактирует с ним, заранее рассказывает ему о задаче эксперимента и своем социальном статусе. Но иногда ему сообщают неверную информацию, чтобы проследить за поведением в определенной ситуации. Хотя подобные действия приводят к этическим проблемам и отрицательным результатам.

Такой способ используется только в том случае, если это обусловлено требованиями наблюдения. Необходимо провести несколько исследований, так как действия субъекта зависят от влияния ученого, и при некорректной постановке задания результаты не оправдают ожиданий. Ситуация наблюдения может стать стрессом для испытуемого, и итоги негативно повлияют на его жизнь.

Неосознанное внутреннее

Отличается неосознанное внутреннее наблюдение, ведь при нем субъект не знает ничего об исследовании. Тот, кто проводит оценивание, становится частью системы. К примеру, психолог может внедриться в компанию представителей какой-либо субкультуры для детального изучения поведения. Наблюдатель тесно контактирует с испытуемыми, но они не догадываются о его цели.

Этот метод используется для исследования социальных особенностей малых групп. Наблюдатель должен вести себя естественно, тогда его работа не сможет повлиять на их действия и заключения протокола. Но проблемой могут стать этические вопросы: исследователю придется обманывать группу. А также у него возникнут трудности с записями — фиксировать результаты нужно тайно, чтобы этого никто не заметил.

Факт того, что ведется наблюдение, никак не повлияет на поведение субъекта. А при непосредственном контакте исследователь получит больше информации. Но это может вызвать и некоторые проблемы: иногда психологи перенимают систему ценностей изучаемой группы, возникают моральные конфликты.

Внешний тип

Определение внешнего неосознанного наблюдения заключается в том, что субъекту неизвестно об эксперименте. Исследователь при этом не контактирует с группой, он фиксирует информацию со стороны. К примеру, в психиатрических больницах доктор следит за пациентом через специальное окно. Со стороны врача оно прозрачное, а больной видит его, как зеркало.

Такая организация наблюдения позволяет не стеснять субъектов, не провоцировать их на определенные действия. Благодаря этому исследователь может собрать объективную информацию о поведении или явлении. Еще один плюс — если на каком-либо этапе наблюдатель устал, его незаметно сменит другой.

Естественность действий не нарушается из-за давления исследователя, появляется возможность использования технических средств записи информации. Но из-за ограниченности придется изучать ситуацию только с одной стороны, более подробно узнать о поведении субъектов не получится.

При наблюдении окружающей среды удается узнать больше об условиях, от которых зависят действия людей. Моделирование определенных ситуаций поможет изучить все факторы, влияющие на исследуемых.

Этапы исследования

Подавляющая часть научных испытаний построена по определенной схеме. Наблюдение также имеет свою систему. Оно включает:

  1. Выделение цели исследования. На этом этапе специалист формулирует основное назначение этого описательного процесса.
  2. Обозначение задач. Задачи представляют собой более подробные пункты основной цели и включены в план работы. Его составляют заранее, формируя основные способы и методы проведения.
  3. Подбор исследуемых объектов наблюдения. Выделяют группу или одного человека, который будут составлять целевую аудиторию наблюдательного процесса.
  4. Определение предмета наблюдательного эксперимента. Этот пункт зависит от цели и исследуемой аудитории и определяет необходимые для описания психологические пункты (особенности характера или реакции человека или группы).
  5. Выявление основных факторов воздействия, составление плана наблюдения. На этом этапе подбирается информация об условиях наблюдения и возможных погрешностях и ошибках. Также определяется длительность процесса.
  6. Предварительная проверка выбранного метода на предмет уточнения возможных сложностей и ошибок.
  7. Непосредственный процесс регистрации. Применение всех выбранных методик.
  8. Получение результатов и их статистическая обработка.
  9. Формулирование выводов и ответов на поставленные вопросы.

Этический кодекс

Для правильного использования и характеристики метода наблюдения нужно соблюдать основные правила психологии, установленные Этическим кодексом Американской психологической ассоциацией. Исследователь должен придерживаться мер предосторожности.

Если испытание проводится в общественном месте, то получать согласие участников необязательно. А при индивидуальном исследовании нужно получить разрешение субъекта. Психологи должны вести себя аккуратно и стараться не причинить вред окружающим. Если избежать этого не получается, то рекомендуется снизить ущерб.

Вторжение в личную жизнь участников также должно быть минимальным. Но при наблюдениях за поведением членов семьи нужно получить их согласие и объяснить цель задачи. Если человек занимается самонаблюдением, то он может изучать любую сферу своей жизни. Все данные о субъектах остаются конфиденциальными, психологи не имеют права их разглашать. Публиковать можно только полученные результаты без указания имен, адресов и другой личной информации.

Этапы наблюдения:

  • выбор объекта;
  • регистрация данных;
  • создание плана;
  • подбор метода обработки информации;
  • проведение самой процедуры;
  • интерпретация данных.

На первом этапе психолог выбирает объект и субъект, время и место проведения наблюдения. Затем он подбирает наиболее подходящий способ исследования и регистрирует все данные. После плана и выбора методов обработки он приступает непосредственно к самому наблюдению. Полученные результаты интерпретируются для составления отчета.

Где применяется?

Наблюдательный метод имеет самое широкое применение в научной и повседневной деятельности. Его используют для:

  • описания текущей психологической обстановки в коллективе;
  • анализа основных характеристик личности;
  • проведения эксперимента для получения описательных данных;
  • самостоятельного использования в рамках самонаблюдения;
  • контроля за поведением;
  • контроля за эффективностью терапии или методики коррекции;
  • получения базы данных для составления научной или ной гипотезы;
  • обработки результатов психологических исследований.

Многообразие возможных вариантов использования унифицирует этот метод, который применяется во всех разделах: от психологии труда до гештальт-терапии.

Преимущества и недостатки

Есть у любого вида метода наблюдения в психологии достоинства и недостатки. К плюсам относится возможность охватить и записать интересующие акты поведения, включить их в отчетный протокол. Психолог одновременно исследует отношения субъектов друг с другом и к иным предметам, явлениям. В некоторых случаях не понадобится даже их согласие или подготовка.

Фиксировать можно сразу несколько параметров — перемещения и физическое взаимодействие, вербальное и невербальное общение. Информацию психологи получают быстро, а сам метод довольно дешевый. Если не использовать специальной записывающей аппаратуры, то не потребуется никаких затрат.

Но есть у наблюдения и свои минусы. Существует слишком много отвлекающих и мешающих исследованию факторов. Обстоятельства редко повторяются, поэтому при упущении одного явления не получится сделать верный обобщающий вывод. Все результаты нужно классифицировать по конкретным параметрам. При разных видах наблюдения потребуется затратить много времени и усилий.

Психологические методы исследования позволяют не предполагать, а точно узнать некоторую информацию из жизни субъектов. С помощью наблюдения можно понять сущность поведения индивидуума, его отношения к окружающим и самому себе.

Общая информация

Основным предметом изучения науки психологии является нематериальная составляющая — психика человека.

Она представляет собой сложную систему с множеством уровней, связей и взаимно влияющих компонентов.

Эта система постоянно находится в активном состоянии и подвергается внешнему воздействию, таким образом предсказать развитие тех или иных психологических изменений бывает очень сложно.

Поэтому ведущими методами в психологии и является наблюдение и эксперимент.

Наблюдение представляет собой комплекс описательных приемов, которые регистрируют состояние объекта в течение определенного времени.

Для этого описания формируются определенные наборы характеристик: качества характера, типы темперамента, характер психологической реакции и тому подобное.

Для более всеобъемлющего подхода актуально применение эксперимента. Этот метод представляет собой психологический «опыт», который также основан на использовании данного инструмента в процессе построения этого опыта.

Эксперимент чаще всего используется вместе с наблюдательным способом, что обеспечивает наиболее полное получение информации.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ.

Нужна помощь в написании работы?

Наблюдение   в   социологии-   метод   сбора    информации    путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.

       Существует ряд особенностей этого метода:

    1. Связь наблюдателя с объектом наблюдения.

    2. Наблюдатель не лишён человеческой черты- эмоциональности восприятия.

    3. Сложность повторного наблюдения.

      Достоинства  и  недостатки  метода  наблюдения.  Главное   достоинство состоит в том, что он даёт возможность уловить детали данного  явления,  его

многогранность.     Гибкость метода- ещё одно качество, имеющее немаловажное значение  при изучении социальных явлений.    И, наконец, дешевизна- обычный атрибут, присущий этому методу.

      Среди недостатков прежде всего следует отметить качественный  характер выводов, которые можно получить в результате наблюдения. Метод  редко  может быть применён к наблюдению больших совокупностей.  Однако  наиболее  крупный недостаток   связан   с   возможностью   привнесения    определённой    доли субъективности  в  существо  метода  и  меньшими,  чем  в  других   случаях, возможностями широкого обобщения результатов исследования.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам.

Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

 

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость Поделись с друзьями

достоинства и недостатки. Виды — Студопедия

В зависимости от элементов контроля:

Неконтролируемое наблюдение – наблюдение, которое проводят в условиях реальных жизненных ситуаций. В ходе данного вида наблюдения осуществляется лишь общее описание социальной атмосферы, в которой происходит наблюдаемое явление или событие. Применяется при необходимости проведения оперативного наблюдения. Основными особенностями данного вида являются: отсутствие строгого плана и заранее подготовленной документации; опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата.

Контролируемое наблюдение – целенаправленный сбор первичной информации по заранее подготовленной программе, с применением стандартизированных планов и документации для получения достоверных сведений об изучаемом объекте и проверки гипотез. Основной особенностью является контроль, который, как правило, осуществляется путем увеличения числа наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений, а также через интенсификацию наблюдений – проведение серий наблюдений за одним и тем же объектом.

2. В зависимости от регламентированности времени:


Систематическое наблюдение – наблюдение, которое характеризуется регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени. Особенностями данного вида наблюдения является то, что он позволяет выявить динамику процессов, повысить достоверность экстраполяции их развития; регламентирует выбор времени наблюдения (каждый день, каждую неделю, раз в месяц и т.д.)

Эпизодическое наблюдение – наблюдение, которое характеризуется отсутствием заданной регулярности в течение определенного периода времени. Особенностью данного вида является наблюдение за событиями и процессами, возникающими во времени нерегулярно, т.е. по мере возникновения события или процесса.

Случайное наблюдение – это наблюдение за заранее не запланированным явлением, деятельностью, ситуацией. Например, проводя наблюдение за учебной деятельностью класса, можно столкнуться с обострением социально-психологических отношений в коллективе.

3. По условиям организации наблюдения:

Полевое наблюдение – наблюдение, которое проводится в реальной жизненной ситуации, непосредственной, естественной для группы среде.

Лабораторное (клиническое) наблюдение – вид наблюдения, при котором условия окружающей среды определяются самим исследователем.

Чаще всего оно проводится в исследованиях экспериментального плана и, как правило, сводится к фиксации изменений, которые происходят в результате действия экспериментальных факторов.

Лабораторно-полевое – это вид наблюдения, когда в рамках полевого исследования включаются элементы лабораторного.


4. В зависимости от положения наблюдателя относительно объекта:

Невключенное наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь находится как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, не принимает участия в деятельности наблюдаемых людей. Особенностью данного вида является более объективное описание ситуации (чем во включенном наблюдении), но меньшие возможности интерпретации причинно-следственных связей.

Невключенное наблюдение часто применяется в монографическом исследовании, на «разведывательном» его этапе, а также в исследовании экспериментального плана.

Включенное наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности.

Применяется в основном в монографических исследованиях, т.к. такая методика исключает массовость, а результаты наблюдения почти не поддаются количественному выражению.

Особенностью данного вида является опасность того, что наблюдатель настолько войдет в роль участника событий, что это скажется на объективности собранной информации и ее интерпретации.

Включенное и невключенное наблюдение бывают следующих видов:

· Открытое – вид наблюдения, в ходе которого наблюдаемым сообщается, что за ними ведется наблюдение. Особенностью данного вида является то, что зная о том, что за ними ведется наблюдение, испытуемые могут менять свое поведение.

· Закрытое («инкогнито») – вид наблюдения, в ходе которого наблюдаемым не сообщается, что за ними ведется наблюдение. Особенностью данного вида является то, что он предъявляет высокие морально-этические требования к деятельности исследователя, заставляет более корректно интерпретировать и представлять данные в отчете.

· Самонаблюдение – особый вид наблюдения, при котором наблюдаемый сам регистрирует собственные действия, состояния. Особенностью данного вида является то, что исследователь пользуется не только данными о поведении наблюдаемого, но и его суждениями и оценками тех или иных фактов.

Особенности метода наблюдения за психологическим состоянием детей дошкольного возраста



В данном материале даны некоторые рассуждения, касающиеся метода наблюдения в детской психологии.

Ключевые слова: исследование, психология, наблюдение, интерпретация, навыки, общение.

Дети дошкольного возраста — самые уязвимые в плане воздействия на психику. Путем многочисленных исследований было установлено, что в сознании детей до шести лет прочно отпечатывается всё то, что происходит вокруг них, весь его позитив, и, наоборот, негатив. Это возраст, когда ребёнок начинает осознавать в себе первые признаки будущей личности, когда начинается проглядывать сущность, из которой складывается в будущем тип его характера. Так как это ещё ранний возраст, имеется возможность для того, чтобы помочь ребёнку перебороть в себе негативные наклонности, которые в будущем могут создавать определённые трудности для становления его характера, в свете которой ребёнок мог бы вырасти во всесторонне развитую личность. Как известно, в современном обществе ребёнок имеет возможность посещать детские дошкольные учреждения, общаться со сверстниками и через игры с ними самовыражаться. Ребёнок в таких учреждениях чему-то учится у своих друзей и в свою очередь делится с ними своими сокровенными желаниями и мыслями.

В современных детских садах последнего поколения, в штате сотрудников обязательно присутствие детского психолога. Какие задачи перед собой ставит, работая с различными детьми, входящими в разные группы данного учреждения? Детский психолог ставит целью наблюдение за психологическим состоянием детей и замечать малейшие изменения или отклонения в его развитии. Для этого в его арсенале имеются много различных методов и подходов.

Одним из таких методов является метод наблюдения. Он имеет некоторые преимущества. Психика ребёнка, его изучение- всё это является сложной задачей для учёных, а также воспитателей. Средствами такого исследования выступают определённые пути отбора научных фактов, которые потом служат предметом теоретического анализа. Исследователь, который выбрал для своей деятельности метод наблюдения, должен меть охватывать своим изучением весь психический факт, раскрывая внутреннее «Я» наблюдаемого объекта. Наблюдатель может отметит вербальные и невербальные проявления поведения, действия, движения, мимические реакции ребёнка, в которых преимущественно и выявляются (уточняются) психические явления (процессы, состояния, свойства). Эти внешние проявления являются как бы показателями внутренних процессов, влияющих на психологическую составляющую наблюдаемого объекта, в данном случае воспитанника детского дошкольного учреждения.

Надо особо отметить, что метод наблюдения является ведущим в дошкольной психологии, он предусматривает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов.

Наблюдатель должен уметь тщательно планировать своё исследование: определяется его цель, гипотеза, схема проведения, критерии отбора фактов. Как показывают исследования, дети в возрасте с трёх до семи лет наиболее удобны в плане наблюдения, потому что они в это время доверчивы и открыты по отношению к исследователю, они не осознают своей роли как испытуемых. Они воспринимают исследование как обычное общение, беседы не обременительные для детского восприятия. Кроме всего этого, пока ещё не совершенное самосознание и жизненный опыт ребёнка отмечаются ограниченными возможностями, которые не позволяют полностью понять свою роль испытуемых.

Наблюдение может иметь несколько видов:

– полное и частичное;

– включенное и выключенное.

Полное наблюдение предполагает исследование всех психических проявлений характера испытуемого ребёнка. При полном наблюдении характер детей изучается всесторонне, и выводы делаются на основе обобщения всех полученных результатов. Частичное же наблюдение предполагает под собой исследование одного из психических проявлений, это может быть речь ребенка или его поведение во время игры. Наблюдатель может стать членом группы детей и взаимодействовать с ними, одновременно наблюдая, или находиться вне детской деятельности, наблюдая за ними извне. Исследователь фиксирует внешние проявления детской психики. Эти проявления отмечаются своим богатством и рискованностью. Важно, чтобы во время наблюдения ребёнок вёл себя свободно и непринужденно, занимался привычными для него делами, что облегчает для исследователя вопрос получения разносторонних и достоверных фактов для создания целостного представления о психологическом состоянии конкретного ребёнка или детской группы. Вместе с этим важно отметить, что на результаты и выводы исследования, на его объективность значительно влияет позиция самого исследования. Важно понять, что первое попавшее проявление не может быть интерпретировано как закономерное и устойчивое. Для того, чтобы не допускать такой ошибки, наблюдения нужно проводить систематически. Потому что в данном процессе перед наблюдателем встает много разнообразных фактов, в этом случае исследователь должен владеть навыками отделения характерного и существенного от случайного или второстепенного.

Систематичность наблюдения позволяет раскрыть истинные причины поведения испытуемого ребёнка. Важно отметить то условие, что для получения объективных результатов наблюдения важно, чтобы исследователь занимал непредвзятую позицию по отношению к испытуемому. Он должен по возможности максимально освободиться от социальных стереотипов, которые могут помешать ему правильно воспринимать и интерпретировать полученные психологические факты и положения. Очень важно также избавиться от лишнего эмоционального отношения к ребенку: положительного, или наоборот, отрицательного. Потому что, общеизвестен тот факт, что ребенок, который вызывает у взрослого в данном случае исследователя, симпатию, оценивается им более снисходительно, чем те дети, которые таким качеством не обладают. Чтобы избежать субъективизма, необходимо свои впечатления чётко разделять с фактами, выводы всегда подтверждать доказательствами. Объективность исследования можно повысить, применив приём, который называется «Стереоскопичностью взгляда» на ребенка, который предусматривает обращение к мнению родителей и других взрослых, работающих с детьми.

Процесс наблюдения за поведением дошкольника требует от исследователя достаточно сложных навыков, в частности, при выполнении задании фиксации проявлении детского поведения в различного вида протоколах. Одной из возможных форм ведения протокола является «Фотог8рафическая запись», которая дает возможность подробно описывать мимические, пантомимические проявления эмоции со стороны наблюдаемых детей; оно имеет возможность довольно, без изменений передавать речь ребенка в прямой форме, отличать паузы, интонации, силу голоса и его темп. Запись детально отражает все операции, из которых состоят действия ребенка. Данный метод раскрывает перед исследователем целостную картину ситуации, поэтому в данном случае возникает необходимость отмечать в протоколе реплики и действия взрослых, сверстников, направленных на наблюдаемого ребенка. Специальные навыки требуются и для обработки полученных сведений, отмеченных в протоколе наблюдения. При этом необходимо широко использовать математическую оставляющую обработки полученных результатов. Как видим, метод наблюдения имеет ряд преимуществ при изучении психического состояния ребенка. Известно очень много случаев, когда при использовании данного метода были обнаружены много психологических проблем, влияющих угнетающе на неокрепшую еще психику ребенка дошкольного возраста. Например, наблюдая за поведением ребенка в процессе общения с другими детьми можно многое узнать о психологическом климате, который царит у него дома, о нравственном или культурном воспитании людей его семьи, и прежде всего, его родителей. Ребенок старается копировать не только их привычки, движения, но даже его своеобразную технику речи и речевые обороты, применение которых в данной семье уже давно является чем то объединенным. Также наблюдатель может судить об насилии агрессии, которая была применима по отношению к наблюдаемому ребенку. Это, конечно же, вовремя выявленное явление, может существенно облегчить жизнь ребенку. Важно при этом помнить, что дети в таких случаях предпочитают, чтобы о проблемах, имеющих место быть в его семье, не знали другие. Значит, исследователь должен быть максимально осторожен в своих действиях, создать вокруг проблемы ребенку такую ситуацию, при которой ребенок не стал бы чувствовать себя виноватым в том негативном положении, в котором окажут все его близкие и родные люди после обнаружения и предания огласки семейных проблем.

Как было отмечено выше, метод наблюдения за детьми подразумевает проведение исследования в привычной для ребенка среде, когда ни что не может заставить покинуть зону душевного комфорта. Но, данный метод допускает создание искусственной ситуации, которая необходима для получения целостной картины характера испытуемого ребенка. Потому что, некоторые жизненные ситуации в жизни повторяются очень редко, и если его воспроизведение важно для исследования, то оно обязательно повторяется.

Конечно, метод наблюдения может иметь и некоторые недостатки. Он может замедлять отбор значительного по объему фактического материала, поскольку одновременно удается наблюдать только за одним ребенком или небольшой их группой (2–5 человек). При наблюдении исследователь занимает пассивную и выжидательную позицию, потому что данный метод не подразумевает вмешательство в детскую деятельность, не может вызвать нужное ему психическое явление, это также может замедлять динамику исследования. Именно в детской психологии наряду с методом наблюдения широко применяются и другие различные методы исследования. Все они направлены на то, чтобы максимально точно изучить детскую психику во всех его проявлениях с тем, чтобы в нужный момент помочь ребенку правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, которые могут возникнуть на заре его жизни.

Основные термины (генерируются автоматически): метод наблюдения, ребенок, испытуемый ребенок, детская деятельность, детская психология, детский психолог, дошкольный возраст, наблюдаемый ребенок, полное наблюдение, речь ребенка.

Наблюдение Метод сбора данных: преимущества, недостатки, методы, типы

Наблюдение — это метод, который включает систематический выбор, наблюдение, слушание, чтение, прикосновение и запись поведения и характеристик живых существ, объектов или явлений.

Исследователи, применяющие этот метод, пытаются понять поведение и общества, узнавая вовлеченных лиц и их ценности, ритуалы, символы, верования и эмоции.

Этот метод квалифицируется как научный метод сбора данных, если он специально разработан для ответа на исследовательский вопрос и систематически планируется и выполняется с надлежащим контролем.

Универсальность метода делает его незаменимым основным источником данных и дополнением к другим методам.

Преимущества метода наблюдения

Прямолинейность

Основным преимуществом наблюдения является его непосредственность. Мы можем собирать данные в момент их появления. Наблюдателю не нужно спрашивать людей об их поведении и сообщениях других.

Он или она может просто наблюдать, как люди действуют и говорят. В то время как респонденты опроса могут иметь смутные воспоминания о событиях, произошедших в далеком прошлом, наблюдатель изучает события по мере их возникновения.

Природная среда

В то время как другие методы сбора данных привносят искусственность в исследовательскую среду, данные, собранные в ходе наблюдательного исследования, описывают наблюдаемые явления в том виде, в каком они происходят в их естественных условиях.

Наблюдение не является ни таким ограничительным, ни таким искусственным, как обследование или эксперимент.

Продольный анализ

Поскольку наблюдение можно проводить в естественной обстановке, наблюдатель может проводить свое исследование в течение гораздо более длительного периода, чем при опросе или эксперименте.

Невербальное поведение

Наблюдение явно превосходит обзорное исследование, экспериментирование или изучение документации для сбора данных о невербальном поведении. Некоторые исследования сосредоточены на людях, которые не могут делать устные отчеты или осмысленно формулировать свои мысли.

Для этих субъектов метод наблюдения незаменим. К ним относятся дети, инвалиды, умственно и физически ремесленники.

Недостатки метода наблюдения

Отсутствие контроля

Несмотря на преимущество, достигаемое за счет естественной среды, исследование наблюдения, однако, мало контролирует посторонние переменные, которые могут повлиять на данные.

Присутствие постороннего (наблюдателя) и ошибка, связанная с человеческим наблюдением и записью данных, которые могут оставаться вне контроля наблюдателя, вероятно, в значительной степени повлияют на результаты наблюдений.

Трудности с количественной оценкой

Измерения в наблюдательных исследованиях обычно принимают форму не поддающихся количественной оценке восприятий наблюдателя, а не количественных мер, часто используемых в опросах и экспериментальных исследованиях.

Малый размер выборки

Поскольку обсервационные исследования, как правило, проводятся всесторонне, с данными, которые часто являются субъективными и трудно поддаются количественной оценке, размер выборки обычно сводится к минимуму.

Кроме того, углубленный характер исследований наблюдений обычно требует, чтобы они проводились в течение длительного периода, а затем метода обследования или экспериментов. Эта функция имеет тенденцию ограничивать размер выборки.

Нет возможности узнать прошлое

В наблюдательном исследовании нет возможности узнать прошлое. Также сложно собрать информацию по таким темам, как намерения, мнения, отношения или предпочтения.

Этот метод может генерировать как количественные, так и качественные данные, но, как правило, используется больше для небольших поисковых исследований, чем для крупномасштабных количественных исследований.Это потому, что обычно требуется

  • относительно высококвалифицированных наблюдателей и аналитиков
  • Длительные периоды наблюдения
  • Высокая стоимость единицы наблюдения.

Методы наблюдения

Этот метод особенно хорошо подходит для наблюдения за реакцией сообщества на усилия программы.

Это главный метод этнографов, специализирующихся на общинных исследованиях. Это также полезно для организационных исследований, таких как наблюдение за работой клиники, деятельностью полевых работников и административными процедурами.

Наблюдательное исследование обычно начинается с трех разных точек зрения, как указано ниже:

  • Независимо от того, является ли наблюдение прямым или косвенным,
  • Независимо от того, известно ли присутствие наблюдателя или неизвестно, и
  • ‘Какую роль наблюдатель играет во время наблюдения .

Когда исследование наблюдения проводится с использованием первых двух подходов, мы называем его исследованием наблюдения без участия.

Третий подход приводит к исследованию, которое мы называем исследованием включенного наблюдения.

  • Участник наблюдения: Наблюдатель принимает участие в наблюдаемой им ситуации.
  • Наблюдение без участия: Наблюдатель наблюдает за ситуацией открыто, но не наблюдает.

Прямое наблюдение

Прямое наблюдение относится к ситуации, когда наблюдатель остается физически присутствующим и лично наблюдает за происходящим.

Этот подход очень гибкий, потому что он позволяет наблюдателю реагировать и сообщать о тонких аспектах событий по мере их возникновения.

Во время акта наблюдения наблюдатель может изменить фокус наблюдения, сосредоточиться на неожиданных событиях или даже изменить место наблюдения, если того требует ситуация.

Косвенное наблюдение

Косвенное наблюдение происходит, когда запись осуществляется с помощью механических, фотографических, видеозаписей, фотоаппаратов или других электронных средств.

Например, в универмаге может быть установлена ​​специальная камера для изучения движений клиентов или сотрудников.

Камера также может быть установлена ​​в пассажирском поезде или самолете, чтобы определять комфорт пассажиров, наблюдая за тем, как пассажиры сидят и двигаются на своих местах. Такое наблюдение можно также проводить при планировании управления движением и перепланировке периферийных улиц.

Второй подход наблюдения касается того, известно ли присутствие наблюдателя (явное) или неизвестное (скрытое) для субъектов. В открытом исследовании наблюдатель остается видимым для наблюдателя, и субъекты осознают, что за ними наблюдают.

В скрытом исследовании, с другой стороны, субъекты не подозревают, что за ними наблюдают.

Основная проблема открытого исследования заключается в том, что оно может быть реактивным. То есть это может вызвать у испытуемых дискомфорт и заставить их действовать иначе, чем если бы за ними не наблюдали.

Тайное исследование использует метод сокрытия, когда наблюдатели укрываются от объекта своих наблюдений.

Часто используются технические средства, такие как односторонние зеркала, скрытые камеры или микрофоны.

Этот метод снижает риск предвзятости наблюдателя, но поднимает вопрос этического характера в том смысле, что скрытое наблюдение является формой шпионажа.

Третий подход к сбору данных в естественных условиях — это участвующих наблюдений, — наблюдение, при котором наблюдатель получает знания из первых рук, находясь в исследуемой социальной среде и вокруг нее.

С помощью этого метода наблюдатель присоединяется к повседневной жизни группы или организации, которую он изучает.

Он наблюдает, что происходит с членами сообщества и как они себя ведут, а также беседует с ними, чтобы узнать их реакцию и интерпретацию произошедших событий.

Длительное личное взаимодействие с субъектами исследования — главное преимущество включенного наблюдения.

Продолжительный контакт с испытуемыми помогает им чувствовать себя комфортно в присутствии участника-наблюдателя. Задача наблюдателя — занять наилучшее положение для получения полной и объективной картины жизни сообщества, за которым он наблюдает.

Для этого наблюдателю необходимо выучить язык, привычки, режим работы, досуг и другие аспекты своей повседневной жизни. В совместном исследовании исследователь принимает на себя либо роль полноценного участника, либо роль участника-наблюдателя.

В роли полного участника наблюдатель полностью скрыт; исследовательская деятельность неизвестна испытуемым, и исследователь пытается стать членом наблюдаемой группы.

Полный участник взаимодействует с испытуемыми настолько естественно, насколько это возможно.

Полное участие было оправдано, потому что оно делает возможным изучение недоступных групп или групп, которые не раскрывают посторонним некоторые аспекты их жизни.

Предположительно, наблюдатель рассматривается как просто еще один член наблюдаемой группы.

Несмотря на это преимущество, некоторые исследователи подвергли резкой критике подход полного участия по методологическим и этическим соображениям. Они утверждают, что такие подходы представляют собой вторжение в частную жизнь и могут нанести вред субъектам.

Учитывая вышеупомянутые ограничения, современные исследователи чаще всего отстаивают роль участника как наблюдателя . Когда исследователи берут на себя этот тип роли, они информируют изучаемую группу о наличии исследовательской программы.

Исследователи берут на себя долгосрочные обязательства стать активными членами группы и пытаются установить тесные отношения с ее членами, которые впоследствии служат как информаторами, так и респондентами.

С помощью этого метода наблюдатель получает более глубокое представление о группе и ее образе жизни, а также может получить различные уровни понимания, фактически участвуя, а не только наблюдая.

Типы наблюдений

В отличие от обзорных исследований, в которых вопросы стандартизированы и построены заранее для получения количественных данных, наблюдательные исследования гораздо менее структурированы и, в то же время, систематичны во времени.

Тем не менее, обсервационное исследование должно быть спланировано таким образом, чтобы оно, по крайней мере, отражало научные процедуры других процедур сбора первичных данных.

Бейли (1987) классифицирует наблюдательные исследования по степени структурированности окружающей среды и количеству структуры, наложенной на окружающую среду исследователями.

Следуя автору, различают два типа структуры. Во-первых, это степень структурированности окружающей среды, которую можно дихотомизировать как естественную среду , искусственную среду или лабораторную среду.

Другой — это степень структурированности, налагаемой исследователем на среду наблюдения, которую снова можно разделить на структурированную (например, подсчет частоты, с которой происходят определенные поведения) и неструктурированную, в которой исследователь не ищет никаких определенное поведение, но просто наблюдает и записывает все, что происходит.

Результирующая типология может быть представлена ​​в табличной форме следующим образом:

Тип исследования Окружающая среда
Тип 1: Полностью неструктурированный Естественное окружение
Тип 2: Неструктурированный Лаборатория
Тип 3: Структурированная Естественная среда
Тип 4: Полностью структурированная Лаборатория

В исследовании типа 1, проводимом в естественной обстановке, исследователь в качестве участника-наблюдателя , становится частью культуры и очень подробно описывает все, что связано с интересующим событием или деятельностью.

При типе 2 исследователь использует лабораторное оборудование, такое как видеокассеты, двусторонние зеркала и т. Д.

В отличие от этого, исследование типа 3 использует преимущества структурированного инструмента наблюдения в естественной обстановке и обычно имеет тенденцию быть исследование без участия.

Исследование типа 4, являющееся полностью структурированным исследованием, требует измерительного прибора, называемого контрольным списком наблюдений , , аналогичным вопроснику, который должен обладать высокой степенью точности при определении соответствующего поведения или действий и иметь взаимоисключающие и взаимоисключающие свойства. исчерпывающие категории.

Кодировка часто закрытая. Это исследование, как правило, представляет собой исследование с наблюдением без участия.

Основными этапами наблюдательного исследования, перечисленными Бейли (1987: 247), являются:

  1. Определите цели исследования;
  2. Определите группу объектов для наблюдения;
  3. Пополнить вход в группу;
  4. Добиться взаимопонимания с изучаемыми предметами;
  5. Проведите исследование, наблюдая и записывая полевые записи в течение недель, месяцев или даже лет;
  6. Справляйтесь с возникающими кризисами, например, столкновениями с субъектами, которые думают, что вы своего рода шпион;
  7. Выход из наблюдательного пункта;
  8. Проанализировать данные;
  9. Напишите отчет с изложением результатов.

Преимущества и недостатки сбора данных

Наблюдательные исследования — иногда называемые полевыми исследованиями — это форма неэкспериментальных исследований, предназначенных для наблюдения (то есть наблюдения) за поведением, которое органично и спонтанно разворачивается в естественной среде.

Хотя наблюдательные исследования десятилетиями использовались в различных дисциплинах, таких как социология, психология, культурология и др., В контексте исследования рынка оно используется, чтобы помочь предприятиям собрать ценную информацию о своих клиентах и ​​рынке.Например, компания может незаметно наблюдать за поведением клиентов в автосалоне, уделяя особое внимание таким аспектам, как то, куда они идут и какие маршруты выбирают, сколько времени они вкладывают, язык тела и т. Д.

Преимущества наблюдательных исследований

Уже отмечалось самое большое преимущество наблюдательных исследований: они позволяют предприятиям наблюдать за потенциальными клиентами в естественной обстановке, что может выявить проницательные идеи, недоступные с помощью других методов, таких как фокус-группы и опросы. Это особенно актуально, когда участники исследования сознательно или неосознанно склоняются к тому, чтобы представить исследователю свое «лучшее я».

Например, участники фокус-группы могут заявить (и даже поверить в это утверждение, когда они это делают), что, когда они посещают автосалон, они «невосприимчивы» к любой форме давления со стороны продавцов, и начинают просматривать напольные модели, не обращая на это никакого внимания. продавцам. Тем не менее, обсервационное исследование может выявить, что большинство клиентов — даже те, кто планирует оставаться «невосприимчивыми», тем не менее откликнутся на приглашение продавца к участию (т.е. клиенты могут действительно хотеть, чтобы их оставили в покое, но они не будут настаивать на этом, если это означает нарушение основных норм социального этикета). Основываясь на этом понимании, дилерские центры, которые хотят минимизировать количество клиентов, которые входят / выходят без привлечения продавца, могут разместить напольные модели подальше от входа или разместить персонал рядом с входом.

Еще одно ключевое преимущество наблюдательных исследований состоит в том, что исследователи могут изменять свою точку обзора на основе переменных в реальном времени.Например, если их обзор затруднен толпой или другими препятствиями, они могут просто переместиться в лучшее место.

Недостатки наблюдательных исследований

В отличие от структурированных фокус-групп (т. Е. Даже «спонтанные и неформальные» фокус-группы структурированы, только по-другому!), Органический характер наблюдательных исследований означает, что исследователи мало контролируют окружающую среду. Таким образом, выводы, которые в конечном итоге получены, могут не быть оправданы затратами времени и средств.

Кроме того, если исследование не разработано и не проводится экспертами, существует высокая вероятность субъективной предвзятости. Например, исследователь может подсознательно «хотеть» видеть, что покупатели открыты и согласны с привлечением персонала розничной торговли во время совершения покупок, и поэтому может неверно интерпретировать вежливые улыбки (или даже нервозность) как признаки одобрения. Таким образом, использование других методов сбора качественных данных для контроля и устранения предвзятости имеет важное значение.

Ознакомьтесь с этой статьей наших коллег из Remesh, в которой сравниваются онлайн-фокус-группы с традиционными для получения дополнительной информации!

Чтобы узнать больше о наблюдательных исследованиях и о том, как они могут помочь вам получить прибыльную информацию о ваших клиентах и ​​рынке, свяжитесь с группой коммуникаций для исследований сегодня.Наш генеральный директор Колсон Стебер может помочь вам определить, является ли исследование методом наблюдений правильной методологией для достижения ваших бизнес-целей.

Натуралистическое наблюдение в психологии

Натуралистическое наблюдение — это метод исследования, который используют психологи и другие социологи. Техника предполагает наблюдение за объектами в их естественной среде обитания. Его можно использовать, если проведение лабораторных исследований будет нереалистичным, дорогостоящим или чрезмерно повлияет на поведение субъекта.

Как работает натуралистическое наблюдение?

Люди не обязательно ведут себя в лабораторных условиях так, как в естественной среде. Иногда исследователи хотят понаблюдать за поведением своего объекта, как это происходит (так сказать, «в дикой природе»). Психологи могут лучше понять, как и почему люди так реагируют, наблюдая, как они реагируют на ситуации и стимулы в реальной жизни.

Натуралистическое наблюдение отличается от структурированного наблюдения, поскольку оно включает рассмотрение поведения субъекта в естественной обстановке без попыток вмешательства со стороны исследователя.

Например, исследователь, интересующийся аспектами поведения в классе (такими как взаимодействие между учениками или динамика учитель-ученик), может использовать натуралистическое наблюдение как часть своего исследования.

Провести эти наблюдения в лаборатории было бы сложно, потому что это потребовало бы воссоздания обстановки в классе. Это, вероятно, повлияет на поведение участников, затрудняя обобщение сделанных наблюдений. Наблюдая за испытуемыми в их естественной обстановке (в классе, где они работают и учатся), исследователи могут более полно наблюдать интересующее поведение, как оно происходит в реальном мире.Взаимодействие с другими людьми

Преимущества и недостатки

Преимущество натуралистического наблюдения заключается в том, что оно позволяет исследователям непосредственно наблюдать за объектом в естественных условиях. Метод дает ученым возможность из первых рук взглянуть на социальное поведение и может помочь им заметить вещи, с которыми они, возможно, никогда не сталкивались в лаборатории. параметр.

Наблюдения также могут служить источником вдохновения для дальнейших исследований, а информация, полученная в результате естественных наблюдений, может привести к пониманию, которое может быть использовано, чтобы помочь людям преодолеть проблемы и привести к более здоровой и счастливой жизни.

К другим преимуществам натуралистического наблюдения относятся:

  • Позволяет исследователям изучать вещи, которыми нельзя манипулировать в лаборатории по этическим соображениям. . Например, хотя было бы неэтично изучать последствия тюремного заключения, фактически ограничивая субъектов, исследователи могут собирать информацию, используя естественные наблюдения в реальных условиях тюрьмы.
  • Может подтвердить внешнюю достоверность исследования . Исследователи могут сказать, что результаты лабораторного исследования могут быть обобщены на более широкую популяцию, но это не значит, что они на самом деле будут наблюдать этих результатов, происходящих в естественных условиях.

Натуралистическое наблюдение может быть полезно во многих случаях, но у этого метода есть и некоторые потенциальные недостатки.

Недостатком натуралистического наблюдения является то, что может быть трудно определить точную причину поведения объекта. Экспериментатор также не может контролировать внешние переменные.

К другим недостаткам натуралистического наблюдения относятся:

  • Люди могут вести себя иначе, зная, что за ними наблюдают . Субъекты могут пытаться вести себя лучше, чем обычно, чтобы казаться более социально желательными или приемлемыми для тех, кто их наблюдает. Исследователи могут приложить усилия, чтобы избежать этой проблемы, но устранить ее бывает сложно.
  • Люди могут изменить свое поведение, чтобы соответствовать тому, что, по их мнению, ожидают увидеть исследователи . В психологии термин «характеристики спроса» относится к тонким подсказкам, которые позволяют участникам узнать, о чем идет речь или что исследователи надеются найти.Участники могут изменить свое поведение, чтобы согласиться с тем, что, по их мнению, хотят исследователи.
  • Различные наблюдатели могут сделать разные выводы из одного и того же наблюдаемого поведения . Два исследователя могут видеть одни и те же действия, но приписывать их разным причинам.

Методы сбора данных

Исследователи используют разные методы для сбора и записи данных натуралистических наблюдений. Например, они могут записать, сколько раз определенное поведение происходило за определенный период времени, или сделать видеозапись субъектов.

  • Аудио или видеозаписи. В зависимости от типа наблюдаемого поведения исследователи могут также решить делать аудио- или видеозаписи каждого сеанса наблюдения
  • Рассказ наблюдателя. Наблюдатель может делать записи во время сеанса, к которым он может вернуться. Они могут собирать данные и различать модели поведения из этих заметок.
  • Подсчет подсчетов. Наблюдатель записывает, когда и сколько раз имело место определенное поведение.

Как часто собираются данные?

Редко бывает практично — или даже возможно — наблюдать каждые моментов жизни объекта. Поэтому исследователи часто используют выборку для сбора информации путем натуралистических наблюдений. Цель состоит в том, чтобы убедиться, что выборка данных репрезентативна для общего поведения субъекта.

Репрезентативный образец можно получить:

  • Выборка времени. Отбор проб через разные промежутки времени (случайный или систематический).
  • Выборка ситуации. Наблюдение за поведением в различных ситуациях и условиях.

Примеры

Представьте, что вы хотите изучить рискованное поведение подростков. Вы можете наблюдать за поведением в различных условиях, например, на горке для катания на санях, стене для скалолазания, катке или поездке на бамперной машине. После того, как вы оперативно определите «рискованное поведение», вы должны наблюдать за своими подростками в этих условиях и записывать каждый случай того, что вы определили как рискованное поведение.

Известные примеры натуралистических наблюдений включают путешествие Чарльза Дарвина на борту HMS Beagle , которая послужила основой его теории естественного отбора, а также работу Джейн Гудолл по изучению поведения шимпанзе.

Преимущества и недостатки методов наблюдений

Преимущества

  • Натуралистический — участники находятся в нормальной среде, поэтому с большей вероятностью отреагируют реалистично / искренне.
  • Натуралистический — полезен для проведения исследований в ситуациях, когда вмешательство было бы неэтичным или когда сотрудничество участников было бы маловероятным.
  • Контролируемые — посторонние переменные можно легко контролировать, поэтому достоверность выше, чем естественные наблюдения.
  • Контролируемый — при сравнении с экспериментом может быть выражен более широкий диапазон поведения.
  • Участник — Причастность к социальной группе может дать наблюдателю понимание эмоций и мотивов поведения участников.
  • Участник — Если участники не осознают двойную роль наблюдателей, они могут раскрыть больше, чем в противном случае.
  • Неучастник — Наблюдатель может оставаться более объективным в отношении ситуации, поскольку он не участвует.
  • Неучастник — Если наблюдатели скрыты, например, спрятаны за односторонним экраном, будет использоваться оборудование для записи данных, что означает, что исследование может быть более точным.
  • Открытый — участники осведомлены о присутствии наблюдателей, это более этичный способ проведения исследования.
  • Скрытно — Участники с меньшей вероятностью будут осознавать, что за ними наблюдают, а это означает, что они будут реагировать более искренне.
  • Оборудование для скрытой записи данных можно использовать, если участники не участвуют и спрятаны за односторонним экраном, например, это делает исследование более точным и подробным.
  • Структурированный — Практика использования методов сбора данных еще больше повысила межэкспертную надежность.
  • Структурированный — Операционные определения могут быть разработаны в пилотном исследовании, что означает, что при реальном наблюдении все ключевые действия могут быть записаны, что повышает достоверность.
  • Неструктурированный — Нет конкретных категорий, что означает, что любое поведение может быть записано, чтобы данные были шире и богаче.
  • Неструктурированный — может давать подробные описания поведения, а не простые итоговые данные по категориям, что означает, что они дают более полную картину ситуации.

Недостатки

  • Натуралистический — Если участники идентифицируют или подозревают наблюдателей, действительность нарушается.
  • Натуралистический. Посторонние переменные сложнее контролировать, что означает, что исследование может быть недостоверным или иметь высокий уровень достоверности.
  • Контролируемые ответы могут быть нереалистичными или неподдельными, поскольку участники находятся в искусственной среде, поэтому они будут реагировать иначе, чем обычно.
  • Контролируемый — Социальная ситуация ограничена, поэтому не может полностью отражать реальность сложной социальной среды
  • Участник. Причастность к социальной группе может означать, что наблюдатель является субъективным.
  • Участник. Если участника-наблюдателя нужно спрятать, возникают этические вопросы, поскольку участники не могут дать информированное согласие на исследование.
  • Неучастник — если участники не знают, что за ними наблюдают, возникают этические вопросы, поскольку они не дали информированного согласия и не знают о праве на отказ.
  • Неучастник — Если участники знают о неучаствующем наблюдателе, это может повлиять на поведение так, что оно не будет подлинным или реалистичным.
  • Открытый — участники будут знать, что за ними наблюдают, а это значит, что их ответы не будут отражать то, что они обычно делают.
  • Скрытно — если обнаружены наблюдатели или подозреваемая достоверность данных нарушена.
  • Скрытно — участники не знают, что за ними наблюдают, это поднимает этические вопросы, поскольку они не дали информированного согласия.
  • Структурированный — Наличие заранее определенных категорий поведения может означать, что новое или другое поведение не может быть записано.
  • Структурированный — снижает валидность, поскольку общее количество поведений в категории может быть относительно бессмысленным без контекста того, как они возникли.
  • Неструктурированный — при попытке записать все, наблюдатели могут пропустить или игнорировать важные аспекты поведения.
  • Неструктурированный — Некоторые данные, которые будут собраны, не будут полезны для цели исследования.

Преимущества и недостатки методов наблюдения в маркетинговых исследованиях — Исследование рынка

Наблюдение — это качественный метод сбора и анализа информации путем наблюдения за объектами в естественной или искусственной среде.Наблюдение играет решающую роль в маркетинговых исследованиях, поскольку позволяет наблюдать за поведением потребителей в естественной среде обитания. Есть несколько способов наблюдения за любыми потребителями / группами потребителей и, следовательно, сбора первичных данных. Этот метод используется в области маркетинговых исследований для анализа и улучшения продаж. Наблюдение осуществляется на основании таких характеристик, как:

  • Демографические признаки
  • Отношение, убеждения и мнения
  • Знакомство с продуктом
  • Психологические персонажи
  • Поведенческий образец

  • Преимущества:
    • Благодаря замаскированной форме наблюдения поведение изучается естественным образом, и данные не искажаются.
    • Испытуемые ведут себя желаемым естественным образом, и на них не влияет то, что наблюдатель хочет слушать.
    • Методы наблюдений экономичны и дают достоверные результаты.
    • За людьми наблюдают, и их готовность участвовать не принимается во внимание, как в случае обсуждения в фокус-группах или личных интервью.

    Недостатки:

    • Отнимает много времени и может включать большое количество бездействия.
    • Наблюдениям может не хватать глубины и качественного богатства.
    • Если этические нормы не соблюдаются должным образом, может быть возбужден судебный иск.

      Пример : Транспортные департаменты используют методы наблюдения для подсчета трафика. Розничные маркетологи используют их, когда регистрируют покупательское поведение посредством транзакций со штрих-кодом и т. Д.

      Используемые методы:

      • Замаскированное и несказанное наблюдение: В первом случае субъект не знает, что за ним наблюдают.Преимущество в том, что можно наблюдать естественное поведение испытуемого. Это должно проводиться публично, чтобы зафиксировать публичное поведение. Последнее делается, когда испытуемый знает о процессе наблюдения. Это этично, но результаты могут быть искажены. Последующее наблюдение за субъектами может быть выполнено позже, если исследование наблюдения будет проанализировано для получения дополнительных сведений в случае незаметного наблюдения.
      • Человек и механическое наблюдение: Человек используется для записи наблюдения в первом случае, тогда как во втором случае используется механическое устройство, такое как камера. Механический метод более точен, и записи можно просмотреть позже для дальнейшего подробного изучения.
      • Прямое и косвенное наблюдение: Первое включает прямое наблюдение за событием. Косвенное наблюдение осуществляется путем записи последствий / оставшихся эффектов / воздействия события. Пример: если бы кто-то должен был наблюдать за потреблением чая из кафетерия банка, то прямое наблюдение — это подсчет количества чашек чая, купленных для потребления. Косвенным методом наблюдения будет подсчет количества чайных чашек в мусорном ведре.
      • Структурированное и неструктурированное наблюдение: Структурированные наблюдения выполняются по отдельным категориям или по определенным причинам. В то время как неструктурированная форма наблюдения проводится для неопределенных категорий или сбора каждого происходящего события.
      • Наблюдение за естественной и искусственной обстановкой: В случае естественной обстановки наблюдение проводится в естественной или реальной среде. Результаты самые лучшие. Но в случае наблюдения в надуманной обстановке, субъекты наблюдаются в надуманной обстановке.Результаты могут быть быстрее, но ответы снова могут быть искажены.
      • Источник:
    • http://smallbusiness.chron.com/observational-techniques-marketing-research-44563.html
    • http://observation360.blogspot.in/

Группа № 3: Дикша Чхетри

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

Преимущества и ограничения «Наблюдательный» метод сбора данных

Преимущества и ограничения «Наблюдательный» метод сбора данных!

Преимущества наблюдения:

(1) Simplest M метод:

Наблюдение, вероятно, является наиболее распространенным и простым методом сбора данных.Это не требует особых технических знаний. Хотя научное контролируемое наблюдение требует от исследователя определенных технических навыков, это все же проще, чем другие методы. Каждый в этом мире замечает множество вещей в своей повседневной жизни. Небольшая тренировка может сделать человека идеальным для наблюдения за своим окружением.

(2) Полезно для обоснования гипотезы :

Наблюдение — одна из основных основ формулирования гипотезы. Постоянно наблюдая за явлением, исследователь может хорошо познакомиться с наблюдаемым.Он узнал об их привычках, симпатиях и антипатиях, проблемах, восприятии, различных занятиях и многом другом. Все это очень помогает ему сформировать гипотезу о них. Следовательно, любой исследователь должен быть хорошим наблюдателем.

(3) Большой A ccuracy:

В других методах, таких как интервью, анкетирование и т. Д., Исследователь должен полагаться на информацию, предоставленную респондентами. Итак, это косвенные методы, и здесь у исследователя нет никаких средств для проверки точности предоставленных ими данных.Но при наблюдении наблюдатель может непосредственно проверить точность наблюдения. Он может применять различные устройства, чтобы проверить надежность их поведения. Поэтому очень часто данные, собранные посредством наблюдения, более надежны, чем данные, собранные посредством интервью или анкетирования.

(4) Универсальный метод:

Наблюдение — это общий метод, используемый во всех науках, физических или социальных. Так что у него большая универсальность практики. Это распространенный метод, которому очень легко следовать и принимать.

(5) Наблюдение — единственный подходящий инструмент для определенных случаев:

Наблюдение может иметь дело с явлениями, которые не способны дать вербальную информацию об их поведении, чувствах и действиях просто по той причине, что они не могут говорить, например. младенцы или животные. Наблюдение необходимо для исследований на младенцах, которые не могут ни понять цели исследователя, ни ясно выразить свои мысли. В случае с животными наблюдение — единственный выход.Для глухонемых, в серьезных случаях отклонений от нормы или сумасшедших, для лиц, отказывающихся сотрудничать, для слишком застенчивых людей и для лиц, не понимающих языка исследователя, наблюдение будет единственным подходящим инструментом.

(6) Независимо от желания людей сообщать:

Наблюдение не требует готовности людей предоставлять о себе различную информацию. Часто некоторые респонденты не любят рассказывать о себе постороннему.У некоторых людей нет времени или необходимых навыков, чтобы предоставить исследователю важную информацию. Хотя наблюдение не всегда может преодолеть такие проблемы, относительно говоря, оно требует менее активного сотрудничества и желания респондентов. Наблюдение возможно без ведома респондентов.

Ограничения наблюдения:
(1) Некоторые события могут быть закрыты для наблюдения:

Есть много видов личного поведения или секретных действий, которые не подлежат наблюдению.Например, ни одна пара не позволит исследователю наблюдать за их сексуальной активностью. В большинстве случаев люди не позволяют постороннему изучать свою деятельность.

(2) Не все явления, открытые для наблюдения, можно наблюдать, когда наблюдатель находится под рукой:

Такие проблемы возникают из-за неопределенности события. Многие общественные мероприятия носят очень неопределенный характер. Со стороны исследователя сложно определить их время и место.Мероприятие может проходить в отсутствие наблюдателя. С другой стороны, это может не происходить в постоянном присутствии наблюдателя. Например, никогда нельзя быть уверенным в ссоре и драке между двумя людьми или группами. Никто не знает, когда состоится такое мероприятие.

(3) Не все случаи поддаются наблюдательному исследованию:

Большинство социальных явлений носит абстрактный характер. Например, любовь, привязанность, чувства и эмоции родителей по отношению к своим детям не доступны нашим органам чувств и также не могут быть определены количественно с помощью методов наблюдения.Исследователь может использовать другие методы, например, изучение конкретного случая; интервью и т. д. для изучения таких явлений.

(4) Недостаточная надежность:

Поскольку социальные явления нельзя контролировать или использовать для лабораторных экспериментов, обобщения, сделанные методом наблюдения, не очень надежны. Относительность социальных явлений и личная предвзятость наблюдателя снова создают трудности для обоснованного обобщения наблюдения. П.В. Янг отмечает, что при наблюдении не делается попыток использовать точные инструменты для проверки точности явления.

(5) Ошибочное восприятие:

Наблюдение — это высокотехнологичная работа. Никогда не бывает уверенности в том, что то, что он наблюдает, такое же, как кажется его глазам. Два человека могут по-разному судить об одном и том же явлении. Один человек может найти в ситуации что-то значимое и полезное, а другой может ничего не найти. Только те наблюдатели, которые обладают техническими знаниями о наблюдении, могут проводить научное наблюдение.

(6) Личное предубеждение наблюдателя:

Личное пристрастие, личное мнение или особый взгляд на вещи часто создают препятствия для обоснованного обобщения.Наблюдатель может иметь свои собственные представления о правильном и неправильном, или у него могут быть разные предубеждения относительно события, которое убивает объективность в социальных исследованиях.

(7) Медленное расследование:

Наблюдение — это длительный процесс. П.В. Янг справедливо замечает, что нельзя торопиться с достоверным наблюдением; мы не можем завершить наше расследование за короткий период посредством наблюдения. Иногда это снижает интерес как наблюдателя, так и наблюдаемого, чтобы продолжить процесс наблюдения.

(8) Дорого:

Наблюдение — дело дорогостоящее. Это требует больших затрат, большого количества времени и больших усилий. Наблюдение предполагает путешествие, пребывание на месте явлений и приобретение сложной техники. Из-за этого его называют одним из самых дорогих методов сбора данных.

(9) Несоответствующий M этод:

По данным П.В. Янга, «полные ответы нельзя собрать только наблюдением».Поэтому многие предлагали дополнить наблюдение и другими методами.

(10) Трудности проверки V alidity:

Проверить правильность наблюдения всегда сложно. Многие явления наблюдения не могут быть определены с достаточной точностью и не помогают сделать правильное обобщение. Недостаток компетентности наблюдателя может затруднить обоснованность и надежность наблюдения.

16 Преимущества и недостатки естественных наблюдений в психологии — Green Garage

Натуралистическое наблюдение — это метод исследования, который часто используется социологами и психологами.Он использует технику, которая предполагает наблюдение за объектами, пока они остаются в своей естественной среде. Этот процесс позволяет проводить исследования в ситуациях, когда пребывание в лаборатории либо дорого обходится, либо нереально, либо может повлиять на поведение людей, участвующих в исследовании.

Люди не всегда ведут себя в лабораторных условиях так же, как в естественных условиях. Когда конкретное поведение требует отслеживания, тогда единственный способ наблюдать за ним — это наблюдать за тем, как принимаются решения в конкретных ситуациях и стимулах в реальных условиях. Этот процесс позволяет социологам понять, как люди реагируют.

Он отличается от структурированного наблюдения, потому что он смотрит на поведение, как оно происходит в естественной обстановке, без попытки вмешательства со стороны исследователя.

Есть несколько причин, по которым психологи будут использовать этот метод, а также есть несколько ситуаций, в которых он неуместен. Вот почему каждый раз повторение плюсов и минусов натуралистических наблюдений имеет важное значение для всего исследовательского процесса.

Список плюсов натуралистических наблюдений

1. Это позволяет исследователям непосредственно наблюдать за людьми в их естественной среде обитания.
Люди по-разному реагируют, когда оказываются в ситуации, которая выводит их из зоны комфорта. Люди в лабораторных условиях могут даже попытаться предоставить конкретные результаты, которые хотят исследователи, или сделать наоборот и попытаться саботировать проект. Применяя подход натуралистического наблюдения, исследователи получают возможность наблюдать непосредственно при оценке объектов, не изменяя уровень их комфорта.

2. Это дает ученым возможность из первых рук взглянуть на социальное поведение.
Люди будут реагировать по-разному в естественных социальных ситуациях по сравнению с тем, как они реагируют в условиях, когда они знают, что их взаимодействия находятся под наблюдением. Социальные исследователи могут наблюдать за выбором в естественных условиях, что может даже позволить им увидеть вещи, которые могут никогда не происходить в лабораторных условиях. Эти уникальные наблюдения могут затем вдохновить на дальнейшее изучение конкретных форм поведения. Затем этот процесс может привести к пониманию, которое может помочь людям преодолеть проблемы и в конечном итоге привести к более счастливой и здоровой жизни, чем это было раньше.

3. Это позволяет исследователям изучать идеи, которыми нельзя манипулировать иным способом.
Натуралистическое наблюдение позволяет исследователям изучать концепции, которыми нельзя было бы манипулировать, если бы они находились в лабораторных условиях, из-за вовлеченной этики. В качестве примера возьмем исследование поведения заключенных. Было бы неэтично ограничивать предметы исследования, чтобы создать возможности для сбора информации, но этот процесс может собирать данные, используя принципы этого метода в реальной тюрьме или тюрьме.

4. Это помогает поддерживать внешнюю валидность исследовательских усилий.
Когда социологи наблюдают за поведением, выбор, сделанный в лабораторных условиях, не всегда приводит к обобщению, обнаруживаемому в большей популяции или демографической группе изучаемого. Если первоначальные результаты лабораторной работы можно увидеть в естественной обстановке в аналогичных условиях, то данные, полученные в ходе первоначальной работы, проходят проверку. Это делает результаты работы более правдоподобными и пригодными для использования в будущем.

5. Он позволяет использовать несколько методов сбора данных.
У исследователей есть множество доступных методов, когда им нужно собрать данные с помощью натуралистических методов наблюдения. Они могут записать, сколько раз они видели конкретный выбор или действие в течение определенного времени, сделать видеозапись вовлеченных лиц или создать рассказ наблюдателя, описывающий сеанс. Аудиозаписи также подходят в некоторых ситуациях. Эта структура позволяет исследователям вернуться к наблюдаемым сценариям, чтобы определить, есть ли дополнительная информация, чтобы сделать другой вывод.

6. Он предлагает различные окна для сбора данных, не влияя на результаты.
Для исследователей непрактично наблюдать и собирать информацию о каждом моменте жизни человека. Для некоторых людей этот процесс нереалистичен даже при попытке своевременно собрать данные о конкретных снимках. Натуралистическое наблюдение решает эту проблему, позволяя использовать временную выборку и выборку ситуаций как часть усилий по сбору.

Первый вариант позволяет собирать образцы в разное время, случайным образом или систематически (или и то, и другое) для сбора информации, которая делает возможным заключение. Исследователи использовали бы второй вариант, чтобы наблюдать за выбором или поведением, когда они проявляются в различных условиях.

7. Это создает возможность для более искренней реакции.
Социологи, которые используют подход натуралистического наблюдения в своих исследованиях, могут получать реалистичные и точные реакции от людей, которых они отслеживают, по сравнению с другими методами сбора данных. Этот процесс подходит даже для нечеловеческих субъектов. Люди могут забыть о том, что за ними наблюдают, когда они сталкиваются со стрессовыми или эмоциональными ситуациями, что позволяет исследователям увидеть процесс накопления, который в конечном итоге приводит к выбору или поведению.

8. Это может быть безопаснее для исследователей по сравнению с другими методами.
Социологи, использующие метод натуралистического наблюдения, не имеют таких же требований к взаимодействию с людьми или объектами, не относящимися к людям, вовлеченными в их исследовательский проект. Эти исследователи могут наблюдать за естественной средой обитания или окружающей обстановкой из защищенного помещения без ущерба для качества собираемых данных. Поведение непредсказуемо даже в обстановке, которая кажется спокойной, поэтому это преимущество часто является главным приоритетом при создании основы для нового исследования.

Список недостатков натуралистических наблюдений

1. Контроль внешних переменных может оказаться сложной задачей.
Возможно, наиболее значительным недостатком натуралистических наблюдений является то, что исследователи иногда не могут определить точную причину поведения или выбора из-за наличия внешних переменных. Когда вы действуете в естественной обстановке, существует множество факторов давления, которые могут заставить людей реагировать определенным образом, что может не наблюдаться.Тот, кто поссорился дома перед посещением урока, может отреагировать иначе с точки зрения социализации, чем тот, кто получил новости, которые сделали его счастливым.

2. Он не всегда дает точные данные.
Люди по-прежнему будут реагировать по-разному, если будут знать, что находятся под наблюдением, даже если они находятся в естественной обстановке. Есть фактор подотчетности, к которому люди чувствительны, когда имеют дело с личным выбором, этикой и моралью.Если кто-то знает, что его выбор записывается, он попытается вести себя наиболее «правильным» из возможных способов. Для социологов это означает, что люди, участвующие в моей работе, стараются казаться приемлемыми или желанными с социальной точки зрения.

Даже когда исследователи прилагают усилия, чтобы избежать этого недостатка, полностью устранить проблему может оказаться сложной задачей.

3. Это может вызвать сомнения в соответствии собранных данных.
Некоторые люди также будут пытаться вести себя определенным образом или предлагать варианты, которые, по их мнению, будут соответствовать их ожиданиям для целей исследования. В окружающей среде могут быть тонкие подсказки, которые некоторые участники могут видеть, сознательно или нет, которые сообщают им то, что ученые надеются найти в своей работе. Когда эта проблема возникает в условиях естественного наблюдения, некоторые люди могут изменить свое поведение, чтобы «согласиться» с тем, что, по их мнению, исследователи хотят от них видеть.

4. Создает информацию, которая иногда может быть субъективной.
Когда в исследовательском продукте участвует несколько наблюдателей за поведением или выбором, каждый человек может сделать свой вывод из того же поведения, свидетелем которого был каждый.Нередко два исследователя видят одни и те же действия, но затем связывают их с разными причинами.

5. Для завершения натуралистических наблюдений требуется больше времени.
Этот метод исследования требует больше времени по сравнению с другими вариантами, доступными социологам. Для появления определенного выбора или поведения требуется больше времени, особенно когда кто-то может вспомнить, что за ним наблюдают. Даже при всех преимуществах, которые дает естественная реакция при сборе данных, могут потребоваться значительные вложения в количество времени, необходимое для получения результатов.Некоторые проекты длятся несколько лет, прежде чем у них будет достаточно информации для завершения исследовательского процесса.

6. Он не может учитывать потенциальные отвлекающие факторы в окружающей среде.
Исследователи могут контролировать некоторые переменные во время естественного наблюдения, но они не могут контролировать все. Отвлекающие факторы могут изменить способ взаимодействия людей друг с другом. Представьте себе классную комнату, в которой социологи пытаются увидеть, как учатся студенты.Если бы за пределами этой контролируемой среды постоянно раздавался громкий рожок, это могло бы изменить взаимодействие вовлеченных людей. Вместо того, чтобы сосредоточиться на учителе, их внимание будет сосредоточено на внешнем шуме. Любые данные, собранные в этот период, будут бесполезны.

7. Он предлагает информацию, которая может иметь ограниченную полезность.
Данные, которые социологи собирают в процессе натуралистических наблюдений, часто полезны на первых этапах исследовательской программы.Это может помочь исследователям начать формирование основы мнения или создать возможность, которая приведет к подтвержденным результатам. Как только проект выходит за рамки этого первого этапа, ценность данных становится «удачной или пропущенной» с точки зрения ценности. Вот почему проект может начинаться с этого метода, а в будущем перейти к чему-то другому.

8. Он не может объяснить предвзятость наблюдателя.
Нет никаких твердых выводов, доступных в процессе натуралистических наблюдений, потому что нет способа учесть погрешность наблюдений.Хотя этот недостаток относится практически к любому методу исследования, этот вариант основан на прямом наблюдении за поведением для сбора информации. Даже бессознательная предвзятость может повлиять на окончательные данные, при этом исследователи не знают, что они каким-то образом повлияли на информацию. Это означает, что социологи практически не контролируют ситуацию или результаты, которые они в конечном итоге получают от своих усилий.

Плюсы и минусы натуралистического метода наблюдения доказывают, что он может быть эффективным для наблюдения за людьми в их естественной среде, а не в лабораторных условиях.Это также может привести к ряду недостатков, которые исследователи не могут полностью контролировать. Вот почему к данным, собранным в ходе этого процесса, даже если обобщения могут быть доступны широкой публике, необходимо подходить осторожно.

Об авторе
Брэндон Миллер имеет степень бакалавра искусств. из Техасского университета в Остине. Он опытный писатель, написавший более ста статей, которые прочитали более 500 000 человек. Если у вас есть какие-либо комментарии или сомнения по поводу этого сообщения в блоге, свяжитесь с командой Green Garage здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *