Наблюдение в психологии определение: Наблюдение — психология – Наблюдение — Википедия

Автор: | 12.05.2020

Содержание

Наблюдение (в психологии) | Наука

Наблюдение — восприятие и запоминание личностью окружающего мира; как описательный исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта широко используется в психологии; выделяют три фазы наблюдения:

Наблюдательность — способность наблюдать за большим количеством быстро меняющихся предметов, верно оценивать важность наблюдений и запоминать их на долгое время.


    Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

    Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

    Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый зна-ет, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпириче-ского исследования: эксперимент и измерение. [Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — Спб. 2000]

    Предмет наблюдения Править

    Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

    • Вербальное поведение
      • Содержание речи
      • Продолжительность речи
      • Интенсивность речи
      • И др.
    • Невербальное поведение
      • Экспрессия лица, глаз, тела,
      • Выразительные движения
      • И др.
    • Перемещения людей
    • Дистанция между людьми
    • Физические воздействия
      • Касания
      • Толчки
      • Удары
      • И др.

    И т. д.

    То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

    Средства наблюдения Править

    Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

    Классификация наблюдений Править

    Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируе-мое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описани-ем поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определенным параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

    По систематичности различают: Править

    • Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
    • Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

    Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопси-хологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщенной картины по-ведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Результат: регистрация особенно-стей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

    Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положени-ях: I Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность. II Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

    Править

    По фиксируемым объектам Править

    • Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
    • Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.

    По материалам: Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 40—43.

    По форме наблюдения Править

    • Осознанное наблюдение
    • Неосознанное внутреннее наблюдение
    • Неосознанное внешнее наблюдение
    • Наблюдение окружающей среды
    Осознанное наблюдение Править

    При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы, и п

    Наблюдение (психология) — Википедия. Что такое Наблюдение (психология)

    Наблюде́ние — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

    Общие сведения

    Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

    Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

    Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение

    [1].

    Предмет наблюдения

    • Вербальное поведение
      • Содержание речи
      • Продолжительность речи
      • Интенсивность речи
      • И др.
    • Невербальное поведение
      • Экспрессия лица, глаз, тела,
      • Выразительные движения
      • И др.
    • Перемещения людей
    • Дистанция между людьми
    • Физические воздействия
      • Касания
      • Толчки
      • Удары
      • побои
      • И др.

    И т. д.

    То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

    Средства наблюдения

    Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

    Классификация наблюдений

    Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

    По систематичности различают

    • Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
    • Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

    Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях. Систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

    Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

    • Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
    • Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

    По фиксируемым объектам

    • Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
    • Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения[2].

    По форме наблюдения

    • Осознанное наблюдение
    • Неосознанное внутреннее наблюдение
    • Неосознанное внешнее наблюдение
    • Наблюдение окружающей среды
    Осознанное наблюдение

    При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.

    Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

    Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.

    Особенности

    Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

    Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

    Неосознанное внутреннее наблюдение

    При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).

    Классический пример применения неосознанного внутреннего наблюдения

    Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США. Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., 1956), разработавшего теорию когнитивного диссонанса.

    Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-х годов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе, в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин, 2004)[3][4].

    Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

    Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

    Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

    Особенности

    Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

    Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).

    Неосознанное внешнее наблюдение

    При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

    Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

    Особенности

    При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

    Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

    Наблюдение окружающей среды

    При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на их поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов[5].

    Этический кодекс APA и наблюдения

    Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

    • Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
    • Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
    • Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
    • Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

    Этапы исследования методом наблюдения

    1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
    2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
    3. Создание плана наблюдения.
    4. Выбор метода обработки результатов.
    5. Собственно наблюдение.
    6. Обработка и интерпретация полученной информации.

    Плюсы и минусы

    Преимущества метода наблюдения

    • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
    • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
    • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
    • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
    • Оперативность получения информации
    • Относительная дешевизна метода

    Недостатки метода наблюдения

    • Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов, несоответствующих целям исследования)
    • Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения[6]

    См. также

    Примечания

    1. ↑ См.: Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — Спб.: Питер, 2002.
    2. ↑ Там же. С. 40—43.
    3. ↑ Festinger, L., Riecken, H. W., & Schachter, S. (1956). When prophecy fails. Minneapolis: University of Minnesota Press
    4. ↑ Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 422—423.
    5. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 45—48. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.
    6. ↑ Там же. С. 40—41.

    Ссылки

    Наблюдение (психология) — Традиция

    Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

    Общие сведения[править]

    Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

    Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

    Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый зна-ет, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпириче-ского исследования: эксперимент и измерение. [Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — Спб. 2000]

    Предмет наблюдения[править]

    Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

    • Вербальное поведение
      • Содержание речи
      • Продолжительность речи
      • Интенсивность речи
      • И др.
    • Невербальное поведение
      • Экспрессия лица, глаз, тела,
      • Выразительные движения
      • И др.
    • Перемещения людей
    • Дистанция между людьми
    • Физические воздействия
      • Касания
      • Толчки
      • Удары
      • И др.

    И т. д.

    То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

    Средства наблюдения[править]

    Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

    Классификация наблюдений[править]

    Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируе-мое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описани-ем поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определенным параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

    По систематичности различают:[править]

    • Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
    • Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

    Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопси-хологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщенной картины по-ведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Результат: регистрация особенно-стей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

    Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положени-ях: I Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность. II Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

    [править]

    По фиксируемым объектам[править]

    • Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
    • Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.

    По материалам: Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 40—43.

    По форме наблюдения[править]

    • Осознанное наблюдение
    • Неосознанное внутреннее наблюдение
    • Неосознанное внешнее наблюдение
    • Наблюдение окружающей среды
    Осознанное наблюдение[править]

    При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы, и после исследования, если это возможно, многие психологи стараются раскрыть истинные сведения касательно своих изысканий, в том числе и относительно сделанных выводов.

    Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

    Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений

    Особенности[править]

    Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

    Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

    Неосознанное внутреннее наблюдение[править]

    При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности). Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

    Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

    Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

    Особенности[править]

    Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

    Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).


    Классический пример применения неосознанного внутреннего наблюдения[править]

    Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США. Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., 1956), разработавшего теорию когнитивного диссонанса.

    Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-х годов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе, в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин, 2004).

    Источники:

    • Festinger, L., Riecken, H. W., & Schachter, S. (1956). When prophecy fails. Minneapolis: University of Minnesota Press.
    • Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 422—423.

    Неосознанное внешнее наблюдение[править]

    При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

    Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

    Особенности[править]

    При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

    Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

    Наблюдение окружающей среды[править]

    При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов.


    По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 45—48.

    Этический кодекс APA и наблюдения[править]

    Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

    • Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
    • Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
    • Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
    • Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

    Этапы исследования методом наблюдения[править]

    1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
    2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
    3. Создание плана наблюдения.
    4. Выбор метода обработки результатов.
    5. Собственно наблюдение.
    6. Обработка и интерпретация полученной информации.

    Преимущества метода наблюдения[править]

    • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
    • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
    • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
    • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.

    Недостатки метода наблюдения[править]

    • Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов.
    • На результаты наблюдения могут повлиять
      • настроение наблюдателя,
      • социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,
      • предубеждение наблюдателя,
      • комплексность наблюдаемых ситуаций,
      • эффект первого впечатления,
      • усталость наблюдателя и наблюдаемого,
      • ошибки в оценках,
      • «гало-эффект»,
      • «эффект снисходительности»,
      • ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),
      • ошибки моделирования,
      • ошибка контрастности.
    • Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
    • Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
    • Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).
    • Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
    • Сложность соблюдения операциональной валидности.

    По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 40—41.

    Раздел II. Метод наблюдения в психологии

    В данном разделе речь пойдет о наблюдении как методе психологического исследования. Необходимо отличать наблюдение как метод исследования от наблюдения как простого вида восприятия. Важной задачей является ознакомление с теоретическими вопросами, касающимися возможностей наблюдения. Основываясь на теории можно самостоятельно разрабатывать методики наблюдения. Особое внимание следует уделить особенностям составления программы наблюдения и способам регистрации результатов.

    Роль метода наблюдения в развитии психологии

    Наблюдение является одним из старейших метод изучения человека, его поведения. Однако, наблюдение это не только метод исследования, но и один из видов восприятия. Можно вести клиническое наблюдение, наблюдать за ребенком, но при этом не производить исследование. Наблюдение как метод психологического исследования призвано выявить новые факты, явления, претендуя на их достоверность, объективность. Можно предположить, что наблюдение возникло в процессе общения людей друг с другом, с целью познания и понимания другого человека, для эффективного взаимодействия и получения желаемого результата. Результаты наблюдений, где есть характеристика человеческой сущности можно найти в пословицах, поговорках, а также в обычаях и традициях народов. К донаучному периоду развития психологии можно отнести использование людьми наблюдения как передачу способов и приемов деятельности. В начале необходимо внимательно наблюдать, запоминая содержание и последовательность действий, сохранить их в памяти, а затем воспроизвести. Исследования М. Мид подтверждают это — дети племени манус не умеют говорить, но уже умеют управлять каноэ.

    С развитием психологии как науки в XIX веке и появлением объективного метода — эксперимента, метод наблюдения не потерял свою значимость.

    Наблюдение как научный эмпирический метод с конца XIX века получил широкое распространение в клинической, социальной, педагогической психологии, а с начала XX века — в психологии труда. Так, например, были изучены застенчивость, тревожность, саморегуляция и другие явления, возникли такие понятия как «стиль общения», «лидер», внесен существенный вклад в характеристику таких феноменов как эмпатия, ответственность, общительность. Получены данные о психическом развитии детей в младенческом и раннем дошкольном детстве. Большое значение имеют особенности поведения больного человека, характеристику которых можно дать при помощи наблюдения. Также необходимо подчеркнуть роль наблюдения в разработке и совершенствовании других методов психологии. Например, одним из первых этапов процесса создания опросников, анкет является наблюдение. Таким образом, наблюдение используется в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях.

    Благодаря наблюдению возможно открывать новые психические феномены, типизировать и обобщать эмпирические данные, давать характеристики категориям, типам людей или отношений. Наблюдение используется как один из этапов при разработке других методов и при объяснении данных, полученных с помощью эксперимента, тестов, анкет. Важную роль играет наблюдение в работе практических психологов.

    5.4. Наблюдение

    О

    Метод наблюдения — это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с це­лью его последующего анализа и объяснения.

    бъективное наблю­дение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; здесь внешняя сторо­на деятельности лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.

    Метод наблюдения – один из самых трудных методов исследования. Наблюдение как научный метод должно отвечать ряду тре­бований. Оно должно быть избирательным, т.е. исходить из чет­ко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучае­мой реальности. Наблюдение должно быть плановым и система­тическим, т.е. строиться на основе плана и проводиться на про­тяжении определенного периода времени. Важно как можно бо­лее подробно зафиксировать изучаемое поведение, т.е. необходи­ма полнота наблюдения.

    Достоинствами наблюдения является доступность, дешевизна средств и фиксация естественного протекания психических про­цессов, без их искажения. Недостатки наблюдения связаны с большими затратами времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания), трудностью предвидеть, когда проявится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы, невозможностью повторного наблюдения тождест­венных фактов, а также тем, что многие явления недоступны наблюдению.

    Для выполнения этих требований наблюдение должно строится поэтапно.

    Этапы организации метода наблюдения

    Этапы организации

    Содержание

    процедуры

    Цель

    1. Постановка цели

    Определение того психического явления, о котором необходимо сделать вывод.

    Для чего, с какой целью?

    1. Определение критериев

    Определение внешних параметров, в которых проявляется психическое явление (движений, действий, поступков, мимики, жестов, высказываний и т.д.)

    Что наблюдать?

    1. Выбор условий

    Определение, когда и в каких условиях осуществлять наблюдение.

    Как наблюдать?

    1. Выбор формы фиксации данных

    Видеозапись или письменная фиксация, сплошная, выборочная или табличная. Выбор схемы наблюдения.

    Как вести запись?

    1. Проведение наблюдения с фиксацией данных

    Регистрация внешних проявлений по заранее выбранной схеме.

    Что происходит?

    6.Обработка и интерпретация

    Вывод о внутренних психических процессах по внешним критериям.

    Каков результат?

    В педагогической практике метод внешнего наблюдения в чистом виде используется редко. Педагогическая деятель­ность исключает позицию извне, позицию беспристрастного объективного и незаинтересованного наблюдателя. Вместе с тем в процессе деятельности педагог подмечает те или иные особен­ности поведения детей, по внешним проявлениям судит о психологических причинах, об эмоциональном состоянии, осо­бенностях восприятия и понимания материала, затруднениях и т.п.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *