Научение в психологии это определение: Научение — Википедия – Научение — Психологос

Автор: | 07.06.2020

Научение — Психологос

Фильм «Думают ли животные»

​​​​​​​Научение — относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики — взаимодействия организма со средой. Благодаря практике могут обучаться как люди, так и животные.

Научение — приобретение (и результат) индивидуального опыта, приобретение знаний, умений и навыков, когда это происходит само собой, естественно, без постановки специальной цели научить или научиться. Результат научения — выученное поведение. Научение — одно из основных понятий этологии.

Инстинктивное поведение, научение, обучение

В филогенезе, до научения живым существам помогало выживать и приспосабливаться инстинктивное поведение. Следущей ступенью в эволюции стало научение (сначала облигатное, потом факультативное научение). Следующая ступень приобретения индивидуального опыта после научения — обучение, образование и воспитание.

Аналогичная последовательность и в онтогенезе: с рождения основной способ приобретения опыта у ребенка — инстинктивное поведение, однако оно очень быстро сменяется научением, а позже — обучением.

Научение в широком смысле (в таком смысле термин чаще используется зарубежными авторами) включает в себя и обучение, и тогда понимается просто как изменение поведение вследствие приобретения нового опыта.

Виды научения

Обычно к поведенческому научению относят такие процессы, как привыкание, импринтинг, запечатление, сенситизация, ассоциативное научение (якорение, образование простейших условных рефлексов), оперантное научение, включающее инструментальное научение (метод проб и ошибок) и творческое научение, последовательное научение

Отдельно следует выделить социальное научение — научение социальной жизни: как жить среди людей (или, в случае поведения животных, как жить среди других животных). Смотри Социальное научение

Что касается научения как приобретение знаний, то выделяют три вида научения: наращивание знаний, переструктурирование и настройка. Смотри Научение как приобретение знаний

Научение и обучение

Обычно к научению относят такие процессы, как привыкание, импринтинг, запечатление, сенситизация, ассоциативное научение (якорение, образование простейших условных рефлексов), поскольку эти процессы обычно происходят сами, естественно.

Многие другие процессы, такие как выработка привычки, игра, дрессировка, запоминание, подражание, метод проб и ошибок (инструментальное научение), инсайт, последовательное научение (формирование сложных двигательных и речевых навыков), реакций сенсорного различения и т. д., — когда-то происходят как естественное научение, а когда-то — как специальное обучение, с задачей научить или научиться. См.→

Полезные ссылки

  • Б. Д. Карвасарский.Психотерапевтическая энциклопедия. — Научение
  • Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г. Научение
  • Вводное занятие Университета

НАУЧЕНИЕ это что такое НАУЧЕНИЕ: определение — Педагогика.НЭС

Научение

процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Иногда научение понимается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, тем, что путем научения может приобретаться любой опыт (знания, умения, навыки) и уяснения материала, и его закрепление протекает неосознанно.

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Научение

процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Иногда понимается как результат учения. Но, в отличие от учения (как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами), путем Н. может приобретаться любой опыт (знания, умения и навыки), а уяснение материала и его закрепление протекает неосознанно.

Оцените определение:

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

НАУЧЕНИЕ

процесс и результат приобретения индивидуального опыта (овладение технологией оптимального выполнения задачи, процесс разрешения проблемы, достижения цели). Научение отличается от учения, которое характеризуется как приобретение опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами и усилиями. Путем научения может приобретаться любой опыт (знания, умения и навыки).

Оцените определение:

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

НАУЧЕНИЕ

процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие первоначально возникло в зоопсихологии в работах амер. психолога Э. Л. Торндайка и др. Иногда Н. понимается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, тем, что путем Н. может приобретаться любой опыт (знания, умения, навыки) и уяснение материала и его закрепление протекает неосознанно.

Оцените определение:

Научение — это… Что такое Научение?

Науче́ние — приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т. д.). Одно из основных понятий этологии.

Виды научения:

Привыкание (габитуация) наступает, когда организм — в результате изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации — «научается» игнорировать какой-то повторный или постоянный раздражитель, «убедившись», что он не имеет особого значения для той деятельности, которая в данный момент осуществляется. В отличие от этого при утомлении снижается внимание ко всем действующим раздражителям.

Сенсибилизация — это процесс, противоположный привыканию. При сенсибилизации повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний становится все более и более чувствительным к данному стимулу; в результате раздражитель, не вызывавший при однократном воздействии никакой реакции, повторяясь, начинает провоцировать то или иное поведение. Представим себе, например, что в комнате, где мы работаем, жужжит назойливая муха или же из плохо завернутого крана в раковину мерно падают капли воды. Эти раздражители становятся для нас постепенно все труднее переносимыми. Можно привести и другие примеры — царапину на музыкальной пластинке, вызывающую при каждом прослушивании треск, который мы уже заранее ожидаем, или слова-паразиты вроде «так сказать», «значит» и т.п. в лекциях некоторых преподавателей; иногда такие слова повторяются настолько часто, что могут полностью отвлекать внимание студентов от содержания лекции.

Теории научения

1) теория классического обусловливания И. П. Павлова

В начале 1900-х годов русский физиолог И.П.Павлов провел серию опытов на собаках, продемонстрировав механизм условного рефлекса. Теория описывает реактивное научение в большинстве случаев требующее практически одновременного воздействия условного и безусловного стимулов.

2) теория оперантного (инструментального) обусловливания Б. Ф. Скиннера

Когда поведение является инструментом изменения элементов внешнего окружения, и человек обнаруживает взаимосвязь между специфической реакцией и ее последствиями. Последствия поведения выступают в роли подкреплений. Человек учится делать то, что вызывает позитивные подкрепления и прекращает делать то, что влечет за собой нежелательные последствия.

3) теория социального научения А. Бандуры

Альберт Бандура доказал, что научение может происходить не только при воздействии на организм определённых стимулов, как при реактивном или оперантном научении, но также и при осознании и когнитивной оценке личностью внешних событий.

НАУЧЕНИЕ — это… Что такое НАУЧЕНИЕ?

  • научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие «Н.» первоначально возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Э.Л.Торндайка и др. Н. отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Научение — (автор Э.Л. Торндайк ) приобретение индивидуального опыта. Широкий класс психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций. Виды: привыкание, импринтинг , запечатление , образование рефлексов , формирование… …   Психологический словарь

  • научение — подучивание, подговаривание Словарь русских синонимов. научение сущ., кол во синонимов: 3 • обучение (42) • …   Словарь синонимов

  • НАУЧЕНИЕ, S-S — Научение, основанное на ассоциации между двумя сти иулами. Этот термин обычно используется в таком сокращенном виде и озна 1ает научение связи стимул – стимул …   Толковый словарь по психологии

  • НАУЧЕНИЕ — приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НАУЧЕНИЕ — НАУЧЕНИЕ, я, ср. 1. см. учить. 2. Формирование у индивида опыта поведения: привыкания, различных рефлексов, реакций и навыков (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • НАУЧЕНИЕ — англ. learning; нем. Lernen. ni/uc eni se. Приобретение знаний, умений, навыков, новых форм поведения. Н. охватывает как процесс формирования индивидуального опыта, так и процесс передачи,распространения и воспроизводства культуры. Antinazi.… …   Энциклопедия социологии

  • НАУЧЕНИЕ — обучение, процесс приобретения животными (в первую очередь молодью) необходимых навыков (“знаний”) от взрослых особей, а также в процессе общения между собой. В результате научения животное оказывается лучше приспособленным к окружающей среде.… …   Экологический словарь

  • НАУЧЕНИЕ — НАУЧЕНИЕ. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие «Н.» первоначально возникло в зоопсихологии (Э. Торндайк и др.). В отличие от педагогических понятий «обучение», «образование» и «воспитание» термин «Н.» применяется в… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • НАУЧЕНИЕ — изменение поведения, происходящее в результате приобретения опыта. В том частном случае, когда приобретение опыта знаний, навыков, умений определяется познавательными мотивами и целями, говорят об учении (и соответственно об обучении как процессе …   Энциклопедия Кольера

  • НАУЧЕНИЕ — это… Что такое НАУЧЕНИЕ?

  • научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие «Н.» первоначально возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Э.Л.Торндайка и др. Н. отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Научение — (автор Э.Л. Торндайк ) приобретение индивидуального опыта. Широкий класс психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций. Виды: привыкание, импринтинг , запечатление , образование рефлексов , формирование… …   Психологический словарь

  • научение — подучивание, подговаривание Словарь русских синонимов. научение сущ., кол во синонимов: 3 • обучение (42) • …   Словарь синонимов

  • НАУЧЕНИЕ, S-S — Научение, основанное на ассоциации между двумя сти иулами. Этот термин обычно используется в таком сокращенном виде и озна 1ает научение связи стимул – стимул …   Толковый словарь по психологии

  • НАУЧЕНИЕ — приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НАУЧЕНИЕ — НАУЧЕНИЕ, я, ср. 1. см. учить. 2. Формирование у индивида опыта поведения: привыкания, различных рефлексов, реакций и навыков (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • НАУЧЕНИЕ —         (англ. learning), приобретение знаний, умений и навыков. В отличие от педагогич. понятий обучения, образования и воспитания, термин «Н.» применяется преим. в психологии поведения и охватывает широкий круг процессов формирования… …   Философская энциклопедия

  • НАУЧЕНИЕ — англ. learning; нем. Lernen. ni/uc eni se. Приобретение знаний, умений, навыков, новых форм поведения. Н. охватывает как процесс формирования индивидуального опыта, так и процесс передачи,распространения и воспроизводства культуры. Antinazi.… …   Энциклопедия социологии

  • НАУЧЕНИЕ — обучение, процесс приобретения животными (в первую очередь молодью) необходимых навыков (“знаний”) от взрослых особей, а также в процессе общения между собой. В результате научения животное оказывается лучше приспособленным к окружающей среде.… …   Экологический словарь

  • НАУЧЕНИЕ — НАУЧЕНИЕ. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие «Н.» первоначально возникло в зоопсихологии (Э. Торндайк и др.). В отличие от педагогических понятий «обучение», «образование» и «воспитание» термин «Н.» применяется в… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Научение — Педагогический терминологический словарь

    Спонтанное приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания, охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т.д.).

    (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 162)

    первоначально понятие Н. возникло в зоопсихологии в работах амер. психолога Э.Л. Торндайка. Путем Н. может приобретаться любой опыт, и уяснение материала и его закрепление протекает неосознанно.

    (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — М., 2005. С. 91)

    Источник: Педагогический терминологический словарь на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. НАУЧЕНИЕ — НАУЧЕНИЕ — англ. learning; нем. Lernen. ni/uc eni se. Приобретение знаний, умений, навыков, новых форм поведения. Н. охватывает как процесс формирования индивидуального опыта, так и процесс передачи,распространения и воспроизводства культуры. Социологический словарь
    2. научение — научение ср. разг. 1. Процесс действия по гл. научать, научить 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой
    3. НАУЧЕНИЕ — НАУЧЕНИЕ — приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения… Большой энциклопедический словарь
    4. Научение — (англ. learning) приобретение знаний, умений и Навыков. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания, термин «Н.» применяется преимущественно в психологии поведения (См. Большая советская энциклопедия
    5. научение — орф. научение, -я Орфографический словарь Лопатина
    6. научение — См. наука Толковый словарь Даля
    7. научение — НАУЧЕНИЕ, я, ср. 1. см. учить. 2. Формирование у индивида опыта поведения: привыкания, различных рефлексов, реакций и навыков (спец.). Толковый словарь Ожегова
    8. НАУЧЕНИЕ — Процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний, умений и навыков, или Н., рассматривается как появление определенных способов поведения в условиях действия конкретных раздражителей; иными словами… Психотерапевтическая энциклопедия
    9. научение — сущ., кол-во синонимов: 3 обучение 42 подговаривание 16 подучивание 13 Словарь синонимов русского языка

    Оперантное научение в психологии

    Сущность понятия «оперантное научение»

    Определение 1

    Оперантное научение – это вид научения, которое происходит на основе подкрепления реакций, относящихся к типу оперантов.

    Данный вид научения описали американские ученые-психологи Б. Скиннер и Э. Торндайк. Они считали, что подкрепления результатов упражнений необходимо внести в схему научения.

    Основу оперантного научения составляет схема «ситуация-реакция-подкрепление». В качестве первого звена Э. Торндайк в схему научения вводит проблемную ситуацию. Выход из этой ситуации сопровождался пробами и ошибками, которые могли привести к случайному успеху.

    Закономерности решения проблемных ситуаций Торндайк первоначально изучал на животных, а позднее на маленьких детях. Анализируя сложное спонтанное поведение животных в поисках выхода, определить стимул на определенную реакцию было сложно. Постепенно у животных стали наблюдаться реакции, ведущие к цели. Торндайк вывел формулу для всех типов поведения, как животных, так и человека – «пробы, ошибки и случайный успех» и высказал предположение, что данный процесс определяют три закона поведения:

    • готовность, определяемая навыком в организме нужного состояния, которое будет толкать к активности, например, чувство голода;
    • упражнения (повторение) – часто совершаемое действие чаще выбирается в последствии;
    • эффект (подкрепление) дает чаще повторяемое действие.

    Что касается проблем школьного обучения, то Торндайк определяет их как искусство создавать и задерживать стимулы. Это необходимо для того, чтобы предотвратить или, наоборот, вызвать какие-либо реакции.

    Замечание 1

    Стимулами для ребенка могут быть слово, фраза, взгляд, обращенные к нему, а ответной реакцией будет состояние ученика, его действия, мысли и чувства.

    Активность организма при оперантном научении очень большая и контролируется результатами. В общем, получается, что если действия привели к положительному и позитивному результату и успех достигнут, то эти действия будут закрепляться и повторяться.

    На основании собственного опыта, ребенок имеет разнообразные интересы, и задача учителя заключается в том, чтобы среди них увидеть «хорошие» для дальнейшего их развития. Для того чтобы направить интересы ребенка в нужное русло учителю необходимо связать выполняемую работу с чем-то важным для ребенка, например, с его статусом в классе.

    Также можно использовать механизм подражания, когда учитель, влюбленный в свой предмет передает эту любовь своим ученикам, заинтересовывает их своим предметом.

    Ещё один путь учителя к ученику – это сообщать ему такую информацию, которая вызовет интерес к предмету.

    Если говорить в целом, то опыты Торндайка с лабиринтом являются упрощенной моделью окружающей среды. В какой-то мере лабиринтная методика действительно моделирует отношения организма и среды, но односторонне и очень ограниченно, поэтому переносить открытые закономерности на социальное поведение человека довольно трудно.

    Оперантное научение Б.Ф. Скиннера

    В психологии существует много интересных теорий и методик. Такие методики, как оперантное научение оказывают помощь семье, оказывают влияние на успеваемость детей, повышают самооценку и др.

    Замечание 2

    Суть оперантного научения заключается в установке ассоциативной связи между поведением и следствием этого поведения.

    Научение – это своеобразный метод обучения, требующий конкретного действия. Часто оперантное научение называют методом Скиннера, который был убежден, что любое поведение мыслями или мотивацией объяснить невозможно.

    Скиннер использовал термин оперантный для описания любого поведения, говоря другими словами, Скиннер объяснил на примере научения, как люди приобретают привычки и модель поведения в повседневной жизни.

    Рисунок 1. Оперантное научение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Теория оперантного научения Скиннера включает следующие положения:

    • На основе реакций вырабатываются классические условные рефлексы, а на основе оперантов вырабатываются инструментальные рефлексы. Условный рефлекс вырабатывается в результате образования ассоциации между безусловным и нейтральным раздражителями. Инструментальный рефлекс образуется между определенным поведением и его последствиями;
    • Только при наличии подкрепления возможно любое научение. Скиннер, исходя из закона эффекта Торндайка, определил подкрепление, убрав из него субъективное понятие, связанное с состоянием удовлетворения. Любое событие, сочетающееся с каким-либо видом поведения, Скиннер понимает как подкрепление. Например, для голодного животного в его ящике подача пищи будет подкреплением;
    • Любое поведение можно создать подкреплением – на основании этого положения ученый разработал способ формирования поведения через последовательные приближения. Суть его заключается в том, что путь от исходного поведения до конечной реакции, разбивается на несколько этапов. Каждый из этапов необходимо систематически подкреплять, приближаясь к нужной форме поведения;
    • Поведение человека и животного зависит от внешней среды и системы внешних подкрепляющих факторов. Человек только думает, что свободен в выборе поведения и что сам решает свою судьбу, но, на самом деле он похож на животное, помещенное в ящик Скиннера. В повседневной жизни можно увидеть множество примеров оперантного научения с перспективой награды и использование этого научения с целью отучить человека от нежелательной привычки наказанием или лишением желаемого.

    Выделяется два вида подпитки:

    1. позитивное подкрепление используется для поощрения нужной модели поведения;
    2. негативное подкрепление – это действия, не несущие в себе удовольствие.

    Наказание используется при необходимости прекратить нежелательную модель поведения. Выделяется два вида наказаний – позитивное и негативное.

    Примеры и формы оперантного научения

    Примерами оперантного научения являются катание на доске, игра на музыкальном инструменте, метание дротиков – это образцы оперантной реакции. Эти реакции самостоятельно приобретены, поэтому для них стимул, который можно было бы распознать, существовать не может.

    Рассуждать о возникновении оперантного метода поведения бессмысленно, и Скиннер этого не отрицал.

    Стимулы или внутренне причины, ответственные за их появление не могут быть известны, а это значит, что возникают они спонтанно.

    В случае благоприятного отражения последствий на организме, вероятность их повторения будет сильнее, это значит, что последствия подпитываются, благодаря которому происходит оперантное обусловливание.

    Величина стимула позитивного подкрепления воздействует на последующую частоту реакции соответственно.

    Теория, таким образом, действует и в обратном направлении – если реакция неблагоприятная и отсутствует подкрепление, то значительно уменьшается вероятность получения операнта.

    Являясь следствием, оперантное обусловливание, считал Скиннер, может контролироваться неприятными последствиями. Агрессивное или негативное последствие может ослабить поведение, и оно же усиливает поведение, которое их устраняет.

    Научение можно рассматривать как форму обучения.

    Встречается оперантный метод поведения в каждой семье и с самого раннего детства – это плач. Когда маленький ребенок плачет, возникает моментальная реакция родителей, что является выражением внимания и других подкреплений.

    Подкрепляющим фактором для плачущего ребенка будет внимание родителей. Однако учитывать надо и то, что плач может быть не всегда следствием боли, а просто желанием внимания.

    Интересным примером являются дрессировки животных в цирке, когда их побуждают совершать какие-либо действия и затем угощают небольшим кусочком пищи, чаще всего кусочком сахара.

    Когда животное освоило действие, его побуждают совершить новое и, если это новое действие животное не осваивает, то остается без лакомства.

    Поэтому каждая новая попытка будет продолжаться до достижения цели. Поведение, при необходимом порядке подпитки, поддается контролю и управлению.

    Замечание 3

    Проведя многочисленные эксперименты, Скиннер утверждал, что научения одинаково закономерны и для людей, и для животных.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *