Общая характеристика воображения в психологии: Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности

Автор: | 17.04.2021

Содержание

Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности

Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

Следует отметить, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от животного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук совершает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы постройкой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей. Однако любой самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного паука тем, что он действует по заранее намеченному плану. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом — его воплощение на практике.

Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс — процесс создания новых психических образов — и получил название воображения.

Итак, воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами —

  • памятью,
  • мышлением.

Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымышленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т. д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т. е. были трансформированы воображением писателя из реальной действительности.

Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.

В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.

Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамолимбическая система.

Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.

Другим примером влияния воображения на органические процессы может быть изменение газообмена в то время, когда мы представляем себе выполнение какой-либо физической работы. Например, мы представляем, что поднимаем тяжелую штангу на соревновании. В этом случае приборы будут регистрировать увеличение интенсивности газообмена. Это же явление будет обнаружено и в тех случаях, когда мы будем видеть лицо человека, поднимающего штангу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

Шпаргалка 100 ответов по психологии

Страница 32 из 100

32. Общая характеристика воображения

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи

.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми о» раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность.

Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого.

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.

В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе Целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отреферированной поисковой доминанты, второе – в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т.д.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ — Лекции. Курс «Общая психология»

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение — это психический процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Воображение тесно связано с мышлением. Оно также характеризуется неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека резко отличает его деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средствомих удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность.

Воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта.

В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Произвольное проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе — в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и др.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

2.4.Общая характеристика воображения. Виды и функции воображения

Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в лбом случае источник воображе­ния — объективная реальность.

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные — пассивное и активное. Пассивное в сво очередь де­лится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние). Активное воображение вклчает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздащее и антиципи­рущее.

Активное воображение всегда направлено на решение творче­ской или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами кон­кретной информацией в определенной области. В активном вообра­жении мало мечтательности и фантазии. Активное воображение больше направлено вовне, когда человек занят общественной дея­тельность, а не субъективными проблемами.

Воссоздающее воображение позволяет конструировать новые образы, в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений и т.д. Несмот­ря на то, что продуктами воссоздающего воображения являтся но­вые образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. Главным образом, воссоздащее воображение — это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних воспри­ятий в новой их комбинации.

Антиципирующее воображение позволяет предвосхищать бу­дущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этому виду воображения человек может «мысленным Взором» уви­деть, что произойдет с ним в будущем.

Творческое воображение — это вид воображения, в ходе кото­рого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Творче­ское воображение является необходимым компонентом и основной всех видов творческой деятельности человека.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслят­ся в процессе фантазирования осуществленными. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовле­творение какой-либо потребности или желания. Материалами пас­сивного воображения являтся образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощь   опыта.

Воображение. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности

1. 1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности. 2. Виды воображения. 3. Механизмы переработки представлений в воо

Лекция 5. Воображение
1. Общая характеристика воображения и его роль в
психической деятельности.
2. Виды воображения.
3. Механизмы переработки представлений в
воображаемые образы.
4. Индивидуальные особенности воображения и его
развитие.

2. 1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности.

Воображение – это процесс преобразования представлений, отража 1. Общая характеристика воображения и его роль в
психической деятельности.
Воображение – это процесс преобразования
представлений, отражающих реальную
действительность, и создание на этой
основе новых представлений.
Воображение – это психический процесс
создания новых образов на основе ранее
воспринятых для обеспечения
жизнедеятельности и самореализации
творческого потенциала индивида.

3. Продуктом воображения могут быть: — образ конечного результата реальной предметной деятельности; — картина собственного поведения в услов

Продуктом воображения могут быть:
— образ конечного результата реальной
предметной деятельности;
— картина собственного поведения в условиях
полной информационной неопределенности;
— образ ситуации, разрешающей актуальные
для данного человека проблемы, реальное
преодоление которых не представляется
возможным в ближайшем будущем.

4. Воображение и память Формирование образа воображения всегда происходит с опорой на образы памяти. Закон Вундта гласит: впечатление, или мы

Воображение и память
Формирование образа воображения всегда происходит с
опорой на образы памяти. Закон Вундта гласит: впечатление,
или мысль, или живое созерцание свадьбы может привести к
противоположному представлению, например к
представлению о вечной разлуке, о гробе; определенное
представление может напомнить людям противоположное, но
не постороннее положение. Иначе говоря, воображение
крепко-накрепко коренится в содержании нашей памяти.
Творческое воображение, хоть оно и является в известной
мере воспроизводящим воображением, как форма
деятельности не сливается с памятью. Оно рассматривается
как особая деятельность, представляющая своеобразный вид
деятельности памяти.

5. Разница между памятью и воображением заключается не в самой деятельности воображения, а в тех поводах, которые вызывают эту деятельность.

Разница между памятью и воображением
заключается не в самой деятельности воображения,
а в тех поводах, которые вызывают эту
деятельность. Специфика воображения состоит в
переработки прошлого. В этом отношении оно
неразрывно связано с процессом памяти, так как
преобразует все то, что есть в ней. Иногда
воображение представляют лишь одним из видов
памяти. Основное отличие собственно воображения
от образной памяти связано с иным отношением к
действительности. Образы памяти — это
воспроизведение прошлого опыта, так как основная
функция памяти сохранить как можно точнее
результаты прошлого опыта.
Воображение и мышление
Манипулируя образами, хранящимися в памяти, то есть
представлениями, человек может мысленно их расчленять,
изменять их пропорции, перемещать в пространстве,
окрашивать в различные цвета, заменять одни элементы
другими… такая способность к мысленному преобразованию
чувственных образов памяти и есть воображение.
Представления, полученные в результате деятельности
воображения, дают человеку возможность в наглядной форме
представить себе образ конечного результата в форме
предмета или ситуации. На достижение этого образа и будут
направлены действия, с ним будет сверяться полученный
результат. Именно эта особенность отличает разумную
продуктивную деятельность человека от рассудочной
деятельности животных.
Полученные новые образы могут анализироваться с помощью
мышления, и на основе этого анализа в них могут вноситься
соответствующие изменения соответствующей их проверкой.
Активное продуктивное воображение является основой
творческой деятельности человека. Практическим выводом из
сказанного является следующее: успех любой деятельности
человека связан со степенью четкости полученного с
помощью воображения представления о конечном продукте
этой деятельности.

9. 3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.

4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие
Степень яркости и глубины образов. Яркость воображения зависит от
эмоциональной сферы человека и уровня чувствительности. На высоком
уровне развитости воображение у творческих людей музыкантов, художников,
писателей.
Живость и сила воображения. Создание неправдоподобного и не
естественного свойственное сказочникам и писателям-фантастам.
Степень правдивости и реалистичности. Фантазии в области не реальных
представлений или обыденное фантазирование.
Широта воображения. Богатость содержания воображения, одновременное
использование представлений с различных сфер, с будущего настоящего и
прошлого.
Произвольность
воображения.
Использование
воображения
для
достижения поставленного результата.
Тип сенсорности. Преобладание слуховых, зрительных или двигательных
образов воображения. Принадлежность к какому либо типу воображения
существенно отражается на индивидуальных и психологических особенностях
личности.
Профессиональная деятельность человека. Доминирующие потребности
человека и область деятельности непосредственно зависят то воображения.
• Упражнения по развитию воображения
• Рисование по точкам. Возьмите чистый
лист бумаги и карандаш. В течение 20
секунд ставьте на бумаге точки хаотично, в
случайном порядке.
Разрешение противоречий.
•Мышь съела волшебную таблетку и стала
невидимкой. Как сделать так, чтобы кот увидел и
•поймал мышь?
•Ученые разработали формулу абсолютного
растворителя. Он может растворить все. Как его
•хранить?
•Придумайте животное, которое никого и ничего не
боится.
•Предложите способы крепления частей одежды
без ниток и клея.

Развитие воображения у детей дошкольного возраста и его значение в жизни человека

Внутренняя жизнь ребенка проходит в фантазиях, мечтах и играх. Можно даже сказать, что дети живут в двух мирах. Воображаемый мир ребенка – это мир сказок, грез, собственных образов и историй; в нем живут разные персонажи, разыгрываются необыкновенные события, где сам «автор» нередко выступает в роли героя [3, с. 139].

Через фантазию и игру ребенок осваивает мир взрослых, со всей сложностью его устройства, порядка, социальных ролей и человеческих взаимоотношений. Воображая себя солдатом летчиком, полководцем он «проживает» в действии (пусть пока в фантазии) своих героев – их характеры, поступки, их героизм и благородство [3, с. 142].

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением [1, с. 180].

Функции воображения:

  • Образное представление действительности;
  • Регулирование эмоциональных состояний;
  • Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  • Формирование внутреннего плана действий.

Воображение может быть:

  • Воссоздающее – т.е. образы воссоздаются, возникают на основе прочитанных книг или услышанных историй. Иначе говоря, ребёнок воображает и представляет то, о чём ему читали или что он услышал.
  • Творческое – т.е. образы возникают в воображении без опоры на прочитанное, услышанное, увиденное. Иначе говоря, ребёнок самостоятельно создаёт истории и образы с помощью своего мышления. Именно этот вид воображения нуждается в дальнейшем развитии.
  • Неуправляемое, его ещё называют «буйным воображением», «безудержная фантазия». Это когда ребёнок создаёт истории, не связанные какой-либо последовательностью и логикой. Иначе говоря, ребёнок с таким видом воображения постоянно что-то фантазирует и говорит, что именно так оно и было.

Существуют следующие этапы развития воображения:

Первый этап (от 0 до 3 лет) – предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображенное на картинке. Воспринять изобразительный знак помогает воображение. При узнавании ребёнок не создаёт ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс.

Развитие начальных форм воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действий и игровых предметов, а также с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения.

Складывается новый способ действия с предметами заместителями – полноценное использование замещений. Выбор предметов заместителей становится осознанным и сопровождается развёрнутыми высказываниями.

Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы.

Второй этап (то 3 до 4 лет) – происходит становление словесных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным поддержанием игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё с опорой на реальные объекты. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются: разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.

Появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.

Третий этап (от 4 до 5 лет) – в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа служат не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным.

Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.

Четвёртый этап (от 6 до 7лет) – в этом возрасте воображение носит активный характер. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Происходит рост производительности воображения, это проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение [1, с. 186].

В дошкольном возрасте у ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным процессом. Принимая во внимание тот факт, что воображение развивается в разных видах деятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование [2, с. 22].

Способы развития воображения у детей дошкольного возраста:

  • Все виды творческих занятий (рисование, лепка, конструирование и т.д.). Для этого предложите придумать и нарисовать несуществующий вид транспорта или необычный дом и дополнить рисунок дополнительными деталями из пластилина, которых не хватает в рисунке.
  • Сказки являются великолепным средством для развития фантазии малыша. Можно прочитать сказку до определённого эпизода, а затем предложить ребёнку придумать её окончание. Попробуйте для ребёнка сочинить сказку и нарисовать иллюстрацию к ней [4, с. 142].
  • Дидактические игры. Примеры игр: «Ассоциации» – ребёнок ассоциирует себя с любым живым существом и объясняет, почему именно выбранное животное или птица заинтересовало его; «Несуществующее животное» – нарисовать то, что не существует, например, несуществующее животное, растение. Пусть малыш придумает ему имя и расскажет о нем историю; «Волшебная история» – сочинение истории о трёх предметах, которые не связаны между собой, например: кукла, дом, лес; «Дорисованные фигуры» – дорисовать, например, круг, квадрат, треугольник. После того, как малыш дорисует, можно его спросить, что у него получилось. На листе бумаге капните краской кляксу и предложить ребёнку придумать образ кляксы.
  • Чтение книг. Предлагать подумать, что бы сделал ребенок, если бы он попал в заколдованный лес или на необитаемый остров. Каких животных он мог бы там встретить, какие фрукты и овощи там могли расти.
  • Игры с песком помогают развитию творческого воображения и заключаются в самостоятельном создании новых образов.
  • Игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизинера.

Включаясь в фантазии ребенка, можно не только лучше понять его, но и помочь справиться со страхами и другими эмоциональными проблемами [3, с. 144].

Развитое воображение – это залог успешности ребёнка в будущем. Именно это качество помогает легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, находить решение в сложных ситуациях. Богатое воображение формирует личность ребёнка, приобщает его к миру искусства и техники.

Понятие о воображении и его физиологический механизм. Виды воображения и способы создания новых об-разов. Особенности развития воображения

Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что никогда не имело место в индивидуальном опыте человека (картины далекого прошлого или будущего, места, в которых он никогда не бывал и т. д.). Образы позволяют человеку выйти за преде-лы реального мира во времени и пространстве и являются основной характеристикой воображе-ния. Благодаря воображению человек имеет воз-можность до начала работы представить готовый результат труда.
Подобно мышлению воображение возникает в проблемной ситуации, однако в отличие от мыш-ления, основным содержанием которого являются понятия, воображение протекает в конкретной форме, в виде ярких представлений. Основное от-личие образов воображения от образов памяти за-ключается в том, что образы памяти — это сохра-нение прошлого опыта, а образы воображения преобразуют ранее воспринятое и сохраненное в памяти.
Воображение — это психический познавательный процесс отражения реальности в новых, необыч-ных, оригинальных связях и сочетаниях.
Источником создания образов воображения слу-жат сама окружающая действительность, а также знания и впечатления. Чем богаче опыт человека, тем больше возможностей для создания новых образов.
Физиологическая основа воображения — меха-низм диссоциаций, заключающийся в актуализа-ции нервных связей, их распаде, перегруппировке и создании на этой основе новых временных свя-зей. Именно таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но в то же время связанные с ним.
2. По степени активности и участия воли разли-чают воображение:
■ пассивное, в котором происходит нереаль-ное, мнимое удовлетворение какой-либо потреб-ности или желания. Обра зы пассивного вообра-жения направлены на усиление и сохра нение по-ложительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. В свою очередь пассивное воображение подразделя-ется на непреднамеренное — возникновение обра-зов (галлюцинаций) при расстройствах со знания, в состояниях алкогольного и наркотического опь-янения и преднамеренное — создание образов, нереализуемых в дей ствительность (грезы). Такое воображение выступает как сур рогат или замена деятельности.
■ активное воображение — преднамеренное построение образов в связи с поставленной зада-чей в той или иной дея тельности и определяемое волевыми усилиями. В свою оче редь активное воображение делится на воссоздающее — созда ние образов, соответствующих описанию. Это не-пременный атрибут любой учебной деятельности (н-р, ученик никогда не видел моря, но по описа-нию может его представить). Творчес кое — соз-дание нового оригинального образа, идеи, реали-зуе мых в действительность. Образы предметов могут быть как объективно новые, т. е. ранее не существующие в природе, и субъективно новые, т. е. приобретенные в индивидуальном опыте че-ловека.
Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осу-ществляется в соответствии с определенными способами и приемами создания новых образов.
Способы создания новых образов:
■ агглютинация (склеивание) — комбинация, склеивание отдельных элементов или частей не-скольких предметов в еди ный образ (русалка, кентавр, избушка на курих ножках, трол лейбус, аккордной и др.).
■ акцентирование — в создаваемом образе ка-кая-либо часть, деталь особо подчеркивается, кон-тур изменяется по величине и делает объект не-пропорциональным (например, карикату ры, дру-жеские шаржи) «болтун — большой язык и т.д.». При емами акцентирования выступают гипербо-лизация как преуве личение объекта (великан) и литола, как преуменьшение объек та (мальчик с пальчик).
■ схематизация — слияние представлений об объекте, в ходе которого различия сглаживаются, а черты сходства выступа ют на первый план (на-циональный орнамент).
— типизация — процесс соединения в одно целое наиболее характерных признаков объектов опре-деленного класса.
Особым видом воображения является мечта — образ желаемого будущего. Мечта занимает осо-бое место в структуре воображения. В отличие от грез мечта всегда активно выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности.
3. Уровень развития представлений различной модальности может быть неодинаков у одного и того же человека. Например, при ярких и отчет-ливых зрительных представлениях школьник не может представить себе звучание музыкальных инструментов, плохо различает людей по голосам. Поэтому на уроке, особенно при формировании новых представлений и понятий, необходимо дублировать информацию путем использования различных каналов ее поступления. В процессе развития содержание воображения обогащается новыми, более точными, яркими и отчетливыми представлениями. Воображение может существо-вать в самых различных формах. Однако следует учитывать, что формы активного воображения за-кономерно сменяют друг друга в процессе разви-тия ребенка (Л.С. Выготский). Так, если свобод-ная фантазия (воображение на вольную тему) почти недоступна дошкольнику (особенно, если ее надо облечь в форму связного рассказа), то в младшем школьном возрасте она достигает своего наивысшего расцвета. Затем она постепенно вы-тесняется различными формами логического мышления, и новый скачок в развитии воображе-ния наступает в конце подросткового — начале юношеского возраста, когда на первый план вы-ступают более или менее реалистические мечта-ния и различные виды творчества, реализующие потребность школьников в самовыражении.

8 типов воображения

8 типов воображения

by Персонал TeachThought

Воображение имеет решающее значение для инноваций и обучения, но что именно?

Доктор Мюррей Хантер из Университета Малайзии Перлис объясняет, что воображение отчасти помогает восполнить пробелы в наших знаниях.

«Воображение — это способность формировать мысленные образы, фонологические отрывки, аналогии или повествования о том, что не воспринимается нашими органами чувств.Воображение — это проявление нашей памяти, которое позволяет нам тщательно исследовать наше прошлое и строить гипотетические сценарии будущего, которых еще нет, но которые могут существовать.

Воображение также дает нам возможность видеть вещи с других точек зрения и сопереживать другим. Воображение расширяет наш опыт и мысли, позволяя составить личное мировоззрение, которое снижает чувство неуверенности. Таким образом, наше воображение заполняет пробелы в наших знаниях, позволяя нам создавать ментальные карты, которые раскрывают смысл двусмысленности ситуаций, с которыми мы сталкиваемся, когда информация отсутствует, что является важной функцией управления нашей памятью. Это частично объясняет, почему люди по-разному реагируют на то, что они видят, из-за уникальных интерпретаций, которые они делают, основываясь на различных предшествующих знаниях и опыте. Воображение позволяет нам создавать новые значения из когнитивных сигналов или стимулов в окружающей среде, что в некоторых случаях может привести к новому пониманию ».

И, как объясняет доктор Хантер, это не всегда сознательный процесс.

«Недавнее исследование показало, что мозг периодически меняет фазовую синхронизацию во время сознания человека10, когда активируются нейронные сети, и этих коротких периодов может быть достаточно, чтобы доминирующее левое полушарие уступило место правому полушарию, позволяя человеку видеть окружающую среду, проблема или вопрос с новой точки зрения.”

Ниже доктор Хантер предложил восемь типов воображения, которые мы используем ежедневно.

8 типов воображения

1. Эффективное воображение объединяет информацию для синергии новых концепций и идей.

2. Интеллектуальное (или конструктивное) воображение используется при рассмотрении и разработке гипотез на основе различных фрагментов информации или обдумывании различных вопросов значения, например, в областях философии, управления или политики и т. Д.

3. Imaginative Fantasy Imagination создает и развивает рассказы, картины, стихи, театральные постановки, построение эзотерики и т. Д.

4. Сочувствие Воображение помогает человеку эмоционально узнать, что другие переживают, исходя из их системы координат.

5. Стратегическое воображение касается видения «того, что могло бы быть» , способности распознавать и оценивать возможности, превращая их в мысленные сценарии…

6.Эмоциональное воображение занимается проявлением эмоциональных предрасположенностей и расширением их в эмоциональных сценариях.

7. Сны — это бессознательная форма воображения, состоящая из образов, идей, эмоций и ощущений, возникающих во время определенных стадий сна.

8. Реконструкция памяти — это процесс восстановления нашей памяти о людях, объектах и ​​событиях.

Здесь вы можете прочитать о взглядах доктора Хантера на различные типы воображения.

8 типов воображения

Восемь типов воображения, которое мы используем

Воображение — это способность формировать мысленные образы, фонологические отрывки, аналогии или повествования о том, что не воспринимается нашими чувствами. Воображение — это проявление нашей памяти, которое позволяет нам тщательно исследовать наше прошлое и строить гипотетические сценарии будущего, которых еще нет, но которые могут существовать. Воображение также дает нам возможность видеть вещи с других точек зрения и сопереживать другим.

Воображение расширяет наш опыт и мысли, позволяя персонально строить мировоззрение, которое снижает наше чувство неуверенности. 1 . Таким образом, наше воображение заполняет пробелы в наших знаниях, позволяя нам создавать ментальные карты, раскрывающие двусмысленность ситуаций, с которыми мы сталкиваемся, когда информация отсутствует. 2 , что является важной функцией управления нашей памятью. Это частично объясняет, почему люди по-разному реагируют на то, что они видят, из-за уникальных интерпретаций, которые они делают, основываясь на различных предшествующих знаниях и опыте.Воображение позволяет нам создавать новые значения на основе когнитивных сигналов или стимулов в окружающей среде, что иногда может привести к новому пониманию.

Наши знания и личные цели заложены в нашем воображении, которое лежит в основе нашего существования, когнитивное качество, без которого мы не были бы людьми. 3 . Воображение — это средство, которое романисты используют для создания своих рассказов 4 . Турецкий лауреат Нобелевской премии Орхан Памук вообразил мир, в который он ушел в детстве, где он был кем-то другим, где-то еще, создавая повествование и историю своего романа «Стамбул» .

В маркетинге необходимо воображение, чтобы создавать новые наборы ценностей для потребителей, которые отделяют новые продукты от других. Для создания инноваций требуется оригинальность 5 . Воображение — это суть маркетинговых возможностей 6 , которые вызывают в воображении образы и пробуждают фантазию у потребителей, позволяя им почувствовать, каково было бы жить в Sanctuary Cove в Северном Квинсленде, Австралия, получая ссуду Citibank, управляя Mercedes 500 SLK по городу или отдых на Бали.Воображение помогает нашему практическому мышлению 7 и открывает новые пути мышления, размышлений, организации мира или других действий. Воображение разлагает то, что уже есть, заменяя его тем, что могло бы быть, и является источником надежды, страха, просветления и стремлений.

Воображение — это не полностью сознательный процесс. Новое знание может инкубироваться подсознательно, когда у человека появляется избыточное внимание, чтобы сосредоточиться на объединении памяти и внешних стимулов в новые значения.Большинство людей, как правило, проводят много времени в бодрствующем состоянии «мечтая», когда внимание переключается с текущих умственных задач на развертывающуюся последовательность частных ответов 89 . Этого может быть достаточно, чтобы активировать нашу сеть по умолчанию . , сеть автобиографических мысленных образов, которые могут предоставить новые связи и взгляды на проблему, которую мы волновали. Недавние исследования показали, что мозг периодически меняет фазовую синхронизацию во время сознания человека 10 , где активируются нейронные сети и они коротких периодов времени может быть достаточно, чтобы позволить доминирующему левому полушарию уступить место правому полушарию, позволяя человеку увидеть окружающую среду, проблему или проблему с новой точки зрения 11 . Это было подтверждено исследованиями, которые показали, что, когда люди выполняют умеренно сложные интеллектуально сложные задачи во время перерывов в работе, которые они делают, существует более высокая вероятность найти решения проблем, которыми они занимались в рамках своей основной деятельности. 12 . Эти процессы происходят из префронтальной коры , где мы представляем себя и чувства других, задней части коры поясной извилины , соединяющей наши личные воспоминания по всему мозгу, и теменной коры , соединяющей гиппокамп , которая, как сообщается, хранит эпизодические воспоминания. воспоминания 13 .

Неуправляемое воображение (или то, что когда-то называлось «свободными ассоциациями») через сновидения и «грезы наяву» позволяет собирать информацию из разных частей нашей памяти, к которым может быть нелегко получить доступ сознательно. Эта информация может поступать из узкой области или из гораздо более широкой области. Чем больше воображение учитывает более широкую область, опыт и предшествующие знания, тем больше вероятность, что эти идеи, созданные с помощью воображения, будут иметь некоторую оригинальность — через сложную реструктуризацию знаний.Аллен МакКоннелл, писавший о Стиве Джобсе в книге Psychology Today, постулировал, что большой набор шрифтов, разработанных для компьютера Macintosh, был вдохновлен интересом и знаниями Джобса о типографике, которые он изучил во время занятий каллиграфией в Reed 14 . Это было воображение Иова, когда он увидел набор шрифтов на Macintosh, и это стало реальностью. В творческой проницательности очень мало случайных событий. Большинство из них является результатом триггеров и медленных инкубационных периодов, которые приводят к откровению 15 .

Марш и Бауэр назвали вышеуказанные типы идей непреднамеренным плагиатом 16 . Большинство случаев озарения были вдохновлены чем-то в прошлом; хотя через образы эти новые концепции могли получить новые типы проявлений. Многие прорывы в науке были достигнуты благодаря образным аналогиям. 17 . Эйнштейн развил свое понимание теории относительности, представив себе, что произойдет, если он будет путешествовать со скоростью света, Фарадей утверждал, что визуализировал силовые линии электрического и магнитного полей от дровяного огня, давая понимание теории электромагнитных полей, и Кекуле сообщил что он получил представление о форме молекулы бензола после того, как представил змею, свернувшуюся в круг.

Воображение — это многомерная концепция, включающая в себя ряд различных режимов, которые можно описать следующим образом;

  1. Эффективное воображение объединяет информацию для синергии новых концепций и идей. Однако они часто бывают неполными и нуждаются в улучшении, изменении и / или доработке по мере того, как появляется больше информации из окружающей среды, и она отражается. Эффективное воображение может управляться или запускаться случайными мыслями, обычно стимулируемыми тем, что человек переживает в рамках своего прошлого опыта.Эффективное воображение может также возникнуть в результате размышлений над конкретной проблемой, которые время от времени привлекают внимание человека. Эффективное воображение чрезвычайно гибко и допускает постоянные изменения. Это важный компонент в предпринимательском планировании, разработке стратегии, особенно в создании возможностей, разработке и сборке всех необходимых ресурсов, необходимых для использования любой возможности. 18 . Эффективное воображение также приводит к другим формам воображения, которые помогают в построении концепций, идей и сценариев действий.Эффективное воображение дает гибкость нашему мышлению.
  2. Интеллектуальное (или конструктивное) воображение используется при рассмотрении и разработке гипотез на основе различных фрагментов информации или обдумывании различных вопросов значения, например, в областях философии, менеджмента или политики и т. Д. Интеллектуальное воображение возникает из определенной идеи или план и, таким образом, управляется воображением, поскольку он имеет четкую цель, которая в конечном итоге должна быть сформулирована после периода кропотливых, а иногда и кропотливых усилий.Это может быть очень хорошо проиллюстрировано работой Чарльза Дарвина, результатом которой стало развитие его гипотезы, изложенной в его книге « Происхождение видов », на создание и завершение которой потребовалось почти два десятилетия. Дарвин собрал информацию, проанализировал ее, оценил и раскритиковал результаты, а затем преобразовал всю информацию в новые знания в форме гипотезы 19 . Это может быть длительный процесс, иногда длящийся десятилетия, с прерывистыми периодами высокой интенсивности и другими периодами, когда проблеме уделяется очень мало внимания.Интеллектуальное воображение — это очень сознательный процесс, хотя он может переходить в другие формы воображения, которые позволяют делать новые идеи.
  3. Воображаемая фантазия создает и развивает истории, картины, стихи, театральные постановки, построение эзотерики и т. Д. Эта форма воображения может быть основана на вдохновении некоторыми фактами или полуавтобиографическими переживаниями (Джеймс Бонд) , экстраполировано или преобразовано в новую личность и события (Звездный путь) , которые соответствуют или расширяют сферы реальности в магию, сверхъестественную мифологию и фольклор (Хроники Кейна, Король Артур). Воображаемая фантазия может быть структурной с мифическими людьми в сеттинге реального мира (Планета обезьян), в прошлом, настоящем или будущем, с реальными людьми в мифическом окружении (Затерянные в космосе). Fantasy может полностью игнорировать правила общества (Прекрасный волшебник из страны Оз), науки и природы (Машина времени, Назад в будущее), или экстраполировать их в будущее с помощью научной фантастики (2001: Космос Одиссея). Фантазия также может быть основана на человеческих эмоциях (Ромео и Джульетта), искаженных исторических фактах (Патриот), исторических временах и политических проблемах (Др.Strangelove), возьмите тему и представьте ее (1984, Animal Farm), инкапсулирует темное фэнтези (Wag the Dog), или вызовите городскую легенду (The Stepford Wives, Dusk to Dawn). Воображаемая фантазия может быть смесью управляемого и неуправляемого воображения и важна для художников, писателей, танцоров, музыкантов и т. Д.
  4. Эмпатия — это способность связываться с другими и чувствовать то, что они чувствуют. Сочувствие помогает человеку эмоционально узнать, что другие переживают, исходя из их системы координат и ссылки 20 .Сочувствие позволяет нашему разуму «отделиться от себя» и смотреть на мир, исходя из чужих чувств, эмоций, боли и рассуждений 21 . Сочувствие может помочь нам увидеть другие реальности, альтернативные значения ситуаций, которые могут состоять из многих слоев. Сочувствие показывает нам, что не существует абсолютов, есть только альтернативные значения ситуаций 22 . Сочувствие связывает нас с более широким сообществом и, таким образом, важно для выживания человечества, позволяя нам понять, что требуется для социального сосуществования с другими.Сочувствие показывает, что реальности иногда противоречат друг другу. Видеть противоречивые реальности — признак того, что мы начинаем понимать. Говард Гарднер постулирует, что понятие сочувствия должно также включать наше сочувствие природе и нашему месту в ней 23 . Высокая эгоцентричность ведет к снижению эмпатии и неспособности видеть другие точки зрения. Однако недавние исследования нарциссических людей показали, что существует два типа эмпатии: аффективная эмпатия, о которой говорилось выше, и когнитивная эмпатия, которая включает в себя способность людей видеть эмоциональное состояние человека, не имея возможности почувствовать то, что они чувствуют 24 . Недостаток сочувствия также можно компенсировать выработкой стратегии и спонтанной ментализацией, чтобы манипулировать другими в свою пользу. Эти макиавеллистские личности не обязательно испытывают те же эмоции, что и те, кто испытывает сочувствие, поэтому не чувствуйте себя виноватым, манипулируя другими 25 . Этот тип поведения можно увидеть в стратегиях краткосрочного спаривания самцов 26 . Помимо того, что сочувствие чрезвычайно важно в межличностных отношениях, сочувствие является важным инструментом конкурентной стратегии, поскольку оно позволяет думать о том, как наши конкуренты отреагируют на наши действия и что они будут делать.Брендинг также можно рассматривать как результат эмпатии, поскольку брендинг разработан, чтобы попытаться установить связи с потенциальными клиентами, обращаясь к их эмоциям, самоидентификации и устремлениям.
  5. Стратегическое воображение связано с видением «того, что могло бы быть» , способностью распознавать и оценивать возможности, превращая их в мысленные сценарии, видеть выгоды, определять типы и количество ресурсов, требуемых для выполнения определенных действий, и умение стратегически взвешивать все вопросы.Видение помогает человеку сосредоточиться на тех типах возможностей, которые подходят его характеру. Это чувство видения руководствуется предположениями, убеждениями и ценностями человека внутри психики. Видение имеет разные сильные стороны у разных людей в зависимости от характеристик их эго и мотивации. Способность замечать и оценивать возможности тесно связана с воображением, творческим мышлением, склонностью к действию и восприятием своих талантов и имеющихся навыков человека. По словам Болтона и Томпсона, предприниматели выявляют конкретные возможности и экстраполируют потенциально достижимые сценарии в пределах своих навыков и способности собирать ресурсы для использования этой возможности. 27 .Эти экстраполяции от возможностей к стратегии требуют навыков как визуального / пространственного, так и вычислительного мышления на стратегическом, а не на детальном уровне. Для стратегического взгляда на вещи требуется адекватная концентрация. Это требует сосредоточения внимания на стратегическом мышлении, творчестве, видении и сочувствии. Стратегическое (а также интеллектуальное) воображение можно использовать с помощью мысленных экспериментов, процесса обдумывания сценария с целью обдумывания последствий.Недостаток внимания приведет к случайному переходу от потенциальной возможности к возможности без тщательной психологической оценки. Слишком большое внимание может привести к ограниченности взглядов и даже навязчивому мышлению, что приведет либо к слепоте к потенциальным возможностям, либо к действиям на другом конце шкалы без действительно «объективной» оценки. Стратегическое воображение в некоторых случаях — это форма мудрости.
  6. Эмоциональное воображение связано с проявлением эмоциональных предрасположенностей и расширением их в эмоциональные сценарии.Без всякого воображения эмоции не могли бы выйти из нашей психики и проявиться в виде чувств, настроений и предрасположенностей. Страх требует воображения того, что пугает, ненависть требует воображения относительно того, что отталкивает, а беспокойство требует творческого создания сценариев, вызывающих тревогу. Через эмоциональное воображение убеждения развиваются путем придания веса воображаемым сценариям, которые порождают дополнительные наборы эмоций более высокого порядка. Эмоциональное воображение действует на бессознательном и полубессознательном уровнях.Людей, проявляющих чрезмерное эмоциональное воображение, скорее всего, можно было бы определить как проявляющих психотические наклонности. Эмоциональное воображение — один из самых мощных типов нашего воображения, которое легко может доминировать в наших мыслительных процессах.
  7. Сны — это бессознательная форма воображения, состоящая из образов, идей, эмоций и ощущений, возникающих во время определенных стадий сна. Сны показывают, что каждая концепция в нашем уме имеет свои психические ассоциации и что идеи, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни, ни в коем случае не так точны, как мы думаем 28 . Наши переживания сублимируются в нашей памяти, переходя в бессознательное, где фактические характеристики могут измениться и могут быть восстановлены в любое время. Согласно Юнгу, сны являются невидимыми корнями нашего сознания 29 и связывают нас с нашим бессознательным. Однако значение снов может быть основано только на нашем умозрительном толковании. Некоторые сны очень прямолинейны, а другие — сюрреалистичны, волшебны, меланхоличны, авантюрны и сексуальны, где мы большую часть времени не контролируем.
  8. Восстановление памяти — это процесс восстановления нашей памяти о людях, объектах и ​​событиях. Наша память состоит из предшествующих знаний, состоящих из смеси истины и убеждений, под влиянием эмоций. Таким образом, повторяющаяся память несет в себе отношения, ценности и идентичность, поскольку большая часть нашей памяти находится в пределах парадигмы «я» или «я» . Память также реконструируется, чтобы соответствовать нашему нынешнему взгляду на мир, поэтому она очень избирательна. Процесс реконструкции памяти происходит в нашем подсознании, переходя в наше сознание, без того, чтобы мы действительно осознавали исходные элементы, i.е., что есть факт и что такое вера . Реконструкция памяти является ассимиляционной и может создавать новые знания из случайных фактов, убеждений и опыта, которые могут привести к пониманию.

Каждая форма воображения, описанная выше, безусловно, перекрывается и может действовать в тандеме. Образное мышление дает возможность двигаться к целям и идти выбранными путями. Образное мышление гораздо более расходится, чем логическое мышление, поскольку воображение может свободно перемещаться по областям и дисциплинам, в то время как логическое мышление ориентировано на узко сфокусированный путь.С этой точки зрения воображение, вероятно, более важно, чем знания, поскольку знания без применения бесполезны. Воображение позволяет нам применять знания.

Однако воображение также может быть дисфункциональным. Расстройства личности и возникающие эмоции могут доминировать в нашем воображении со страхом, тревогой, паранойей, нарциссическими наклонностями и т. Д. 30 . Это может помешать человеку придумывать новые альтернативы своим текущим целям и поведению, тем самым позволяя его прошлым страхам и тревогам доминировать в его мышлении 31 .Воображение может сознательно или бессознательно отделять человека от реальности его повседневной жизни, где он может попасть в жизнь фантазии. Абстрактное воображение может очень быстро увести человека от реальности, где текущие проблемы игнорируются в пользу фантазии 32 .

Воображение — установки и поведение и правое полушарие мозга

Сложный когнитивный процесс формирования мысленной сцены, включающей элементы, которые в настоящий момент не воспринимаются органами чувств.

Воображение включает синтетическое объединение аспектов воспоминаний или переживаний в мысленную конструкцию, которая отличается от прошлой или настоящей воспринимаемой реальности и может предвосхищать будущую реальность. Обычно считается одной из «высших психических функций», но не считается, что он присутствует у животных. Воображение может быть фантастическим, вымышленным, желаемым или решающим проблемы и может отличаться от реальности в незначительной или значительной степени. Воображение обычно считается основой художественного выражения и, в определенных пределах, здоровой, творческой, высшей умственной функцией.

Такие разные наблюдатели, как Платон и Сэмюэл Тейлор Кольридж, отметили два противоположных типа воображения. Один в значительной степени подражает и связан с мысленным восстановлением прошлых событий или образов. К подражательным типам воображения относится эйдетическая образность, состоящая из богатых и ярко запоминающихся образов, особенно характерная для детей до шести лет. Остаточные изображения, такие как зеленое изображение, которое появляется после взгляда на красный цвет, являются типом имитационного изображения и производятся сенсорными рецепторами. Синестетический образ создается соединением двух чувств, например, когда слушает определенное музыкальное произведение, вызывая визуальный образ, с которым оно ассоциируется в сознании слушателя. Гипнагогические образы — это необычно четкие образы, получаемые в период между сном и -м периодом бодрствования. Галлюцинации — это яркие детализированные изображения, получаемые в отсутствие внешних стимулов и обычно принимаемые за реальные изображения. Сны — это образы, происходящие в состоянии сна, которые обычно не путают с реальностью, когда спящий просыпается.

В отличие от имитационных изображений, творческое воображение связано с мыслью и включает в себя реструктуризацию, а не просто сохранение чувственных впечатлений. Именно эту способность Кольридж назвал «воображением» в отличие от «фантазии», его именем для имитационного воображения. Одна из распространенных форм творческого воображения — мечтать . Когда-то грезы и фантазии считались компенсирующими действиями, выполнявшими функцию «выпуска пара», но недавние исследования поставили под сомнение эту теорию.Творческое воображение является основой достижений как в области искусства, так и в науке, и студенты, изучающие поведение, проанализировали творческий процесс в надежде на то, что они смогут стимулировать творческий потенциал посредством различных видов обучения. Новые открытия о специализированных функциях правого и левого полушарий мозга показали, что правое полушарие является центром большей части психических функций, обычно рассматриваемых как творческие: это сторона, связанная с интуитивными скачками понимания и способность синтезировать существующие элементы в новые целые.Эти результаты применялись педагогами, стремящимися повысить индивидуальный творческий потенциал в таких областях, как письмо и рисование.

После того, как область бихевиоризма была заброшена в качестве области исследования, психических образов стала важной темой исследования когнитивных психологов. Исследователи обнаружили, что образы играют важную роль в эмоциях , мотивации , сексуальном поведении и многих аспектах познания , включая обучение, овладение языком, память , решение проблем и восприятие .Мысленные образы также оказались полезным методом в клинической работе. В дополнение к гештальт-терапии, которая традиционно включает использование изображений, в США и других странах появился ряд методов лечения, основанных на изображениях. Психические образы также использовались в качестве диагностического инструмента для выявления чувств и отношений, недоступных посредством вербализации.

ИАП || Книга || Психология воображения

История, теория и новые горизонты исследований

Отредактировал:
Брэди Ваггонер, Университет Ольборга
Игнасио Бреско де Луна, Университет Ольборга
Сара Х.Авад, Ольборгский университет

Том из серии: Профессорские лекции Нильса Бора по культурной психологии. Редактор: Брэди Ваггонер, Ольборгский университет . Нандита Чаудхари, Университет Дели . Пернилле Хвиид, Копенгагенский университет .

Опубликован в 2017 г.

Эта книга предлагает новый подход к воображению, который выдвигает на первый план его эмоциональные, социальные, культурные, контекстные и экзистенциальные характеристики.Фантазия и воображение понимаются как способность человека дистанцироваться от ситуации здесь и сейчас, чтобы вернуться к ней с новыми возможностями. Для этого мы используем социокультурные средства (например, язык, рассказы, искусство, изображения и т. Д.), Чтобы представить воображаемые сценарии, некоторые из которых могут стать реальными.

Воображение участвует во всех жизненных ситуациях, хотя и в разной степени. Иногда этот процесс может привести к конкретным продуктам (например, художественным произведениям), которые могут быть подобраны и использованы другими для целей своего воображения. Воображение здесь рассматривается не как изолированная когнитивная способность, а как средство, с помощью которого люди предвосхищают неопределенное будущее и конструктивно движутся к нему. Именно в этом процессе жизни вперед с помощью воображения появляется новизна и становятся возможными социальные изменения.

Эта книга предлагает концептуальную историю воображения, ряд теоретических подходов, использование воображения в мышлении психологов и ряд новых областей исследований. Его цель — предложить переоценку концепции воображения и дисциплины психологии в целом.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. ЧАСТЬ I: ЛЕКЦИЯ НИЛЬСА БОРА. От фантазии к воображению: история культуры и мораль для психологии, Карлос Корнехо. ЧАСТЬ II: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Используйте свое воображение: история высшей психической функции, Лука Татео. Возрождение логики эстетики: поэзия и музыка в культурной психологии, Свен Хроар Клемпе и Ольга В. Леманн Оливерос. Кант и Гете? Образная связь между чувственностью и концепциями, Бо Кристенсен и Стин Брок. The Sinnlichkeit of Panoramic Experience, Jaan Valsiner. ЧАСТЬ III: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И РАЗРАБОТКИ. Руины и памятники: представление прошлого через материальные формы, Зак Бекстед. Фантазия и воображение: от психоанализа до культурной психологии, Таня Зиттун. Надежда как фантазия: экзистенциальная феноменология надежды в свете родительской болезни, Дитте Александра Винтер-Линдквист. От фантазии и воображения к творчеству: к «Психологии с душой» и «Психологии с другими», Влад Главяну. ЧАСТЬ IV: НАУЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ. Динамика «необходимости», формирующая нашу воображаемую жизнь: доконцептуальная оценка дискриминирующего употребления слов, Джон Шоттер. Психология американских индейцев: культурная основа построения общих знаний, Данило Силва Гимарайнш. Пробелы в человеческих знаниях: выделение всего, что выходит за рамки нашей концептуальной досягаемости, Лукас Мазур. Природа не оставляет пробелов: от феноменов, исследованных с научной точки зрения, до целого, Мейке Ватцлавик. ЧАСТЬ V: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ. «Мы несвободны, признай это … Но мы цепляемся за завтрашний день»: Воображение как инструмент для преодоления трудностей с ограниченными возможностями, Сара Х. Авад. Ощущение себя с природой: размышления о сборе цветов в Японии и Дании, Ребекка Май Экердал. Российское возрождение мифа о Святом Георгии и его изображениях: исследование, основанное на реконструктивной интерпретации изображений и психоанализе, Стефан Хэмпл и Доминик Михалиц. ЧАСТЬ VI: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ. «Заключение: новое очарование психологии», Карлос Корнехо.

Воображение и его развитие в детстве

Глава

  • 4 Цитаты
  • 554 Загрузки
Часть Познание и язык книжная серия (CALS)

Abstract

Для старой психологии, которая рассматривала все формы умственной деятельности человека как ассоциативные комбинации накопленных впечатлений, проблема воображения была неразрешимой загадкой.Эта психология была вынуждена свести воображение к другим функциям. Существенная черта, которая отличает воображение от других форм умственной деятельности, состоит в том, что оно не повторяет комбинации накопленных впечатлений, а строит из них новую серию впечатлений. Сама основа деятельности, которую мы называем воображением, — это введение чего-то нового в поток наших впечатлений, преобразование этих впечатлений так, что возникает нечто новое, образ, которого раньше не было.Таким образом, проблема воображения была неразрешима для ассоциативной психологии, поскольку она представляла всю деятельность как комбинацию элементов и образов, которые уже присутствуют в сознании.

Ключевые слова

Умственная деятельность Творческая деятельность Внешняя реальность Творческое воображение Принцип удовольствия

Эти ключевые слова были добавлены машиной, а не авторами. Это экспериментальный процесс, и ключевые слова могут обновляться по мере улучшения алгоритма обучения.

Это предварительный просмотр содержимого подписки,

войдите в

, чтобы проверить доступ.

Предварительный просмотр

Невозможно отобразить предварительный просмотр. Скачать превью PDF.

Информация об авторских правах

© Plenum Press, New York 1987

Авторы и аффилированные лица

  1. 1. Колледж Джона Джея и Центр выпускников Городской университет Нью-Йорка Нью-Йорк США
  2. 2. Государственный университет Нью-Йорка в Стоуни-БрукСтони-БрукСША

Каковы преимущества творческой игры?

То, что мы называем «детской игрой», может быть самым важным и самым мощным ресурсом, к которому может обратиться ваш ребенок, — пишет Кэтрин Уайлд.

Детство — время волшебства и перемен, когда кровати превращаются в лодки с простынями вместо парусов в диком море, сделанном из подушек; кухонное полотенце становится накидкой непобедимости, вылетая за спиной ребенка, ставшего супергероем; конь и одеяла превращаются в замок, где принцесса прячется от дракона, который глупые старые родители могут принять за плюшевого мишку.

И все же то, что может показаться простым развлечением, на самом деле является очень важной работой. Когда дети используют свое воображение в игре, они развивают важные психологические и эмоциональные способности, которые помогают им понять мир, в котором они живут, и свое отношение к нему; они учатся решать проблемы, создавать новые возможности и даже изменять мир.

Игра с воображением помогает нам распознавать наши собственные эмоциональные реакции на вещи, что является очень здоровым процессом

По словам детского психолога Салли Годдард Блайт, директора Института нейрофизиологической психологии и автора книги Гений естественного детства: секреты процветающих детей , важность воображения во всех областях детского развития невозможно переоценить.«Такой вид игры позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал и по-настоящему развлечься, без каких-либо ограничений», — говорит она.

«Проще говоря, воображение — это способность создавать визуальные образы в мысленном взоре, что позволяет нам исследовать всевозможные образы и идеи, не ограничиваясь рамками физического мира. Так дети начинают развивать навыки решения проблем, открывая новые возможности, новые способы видения и бытия, которые развивают важные способности критического мышления, которые будут помогать ребенку на протяжении всей жизни.”

Игра с воображением также позволяет нам одновременно исследовать и физический мир, и внутреннее «я», помогая нам распознавать наши собственные эмоциональные реакции на вещи, что является очень здоровым процессом. «В возрасте от трех до четырех лет дети начинают разговаривать, привязывая слова к эмоциональным переживаниям — мы можем слышать, как наш ребенок отчитывает своих кукол за непослушание, например, или с любовью укладывает их в кроватку перед сном. В этом виде творческой деятельности дети могут с помощью игры и личной речи разыграть все, что происходит в их жизни, проанализировать, что они чувствовали, когда их отругали, и развить чуткое понимание того, почему их родители были разгневаны. или каково это — заботиться и о ней заботятся.”

Представьте: воображение важно во всех сферах развития ребенка Кредит: Getty

Исследования показали, что игра с воображением может способствовать развитию важных социальных качеств, таких как сотрудничество, сочувствие и признание чувств других. В исследовании 2013 года на тему «Притворение и физическая игра» психологи Эрик Линдси и Малинда Колвелл отметили, что дети, которые участвуют в творческой игре, выражают больше эмоциональной вовлеченности, вдумчивости и понимания и менее негативного эмоционального выражения, такого как эгоизм и гнев, и получают более высокие оценки тесты эмоциональной регуляции и понимания.

Авторы также отметили, что книги, фильмы и даже видеоигры могут стать топливом для творческой игры детей. Дети могут использовать сюжетные линии, с которыми они столкнулись, и расширять их, превращая их в более сложное и расширенное повествование, обрабатывая социальные ситуации и проблемы через фантастическое пространство рассказа.

Детское воображение может превратить веточку в волшебную палочку или картонную трубку в телескоп

По словам Годдарда Блайта, подобная подпитка детского воображения очень важна.«Затем, слушая существующие рассказы или участвуя в них, ребенок может создать свою собственную версию, спроектировать свой собственный« набор », представить, как персонажи смотрят на них. Они могут питаться существующими историями и развивать их, исследовать, трансформировать и манипулировать ими различными способами, которые подходят для проблем, с которыми они могут бороться в своей собственной жизни ».

Лучшие новости? Для подпитки их воображения не требуется ничего, кроме самых простых инструментов. «Взрослые думают, что детям нужно больше, чем они на самом деле играют, — им действительно нужно время, пространство и поощрение, чтобы играть.Предложите детям представить, какой может быть картонная коробка — будь то замок, лодка, космический корабль или что-нибудь еще, что они придумают. Затем следуйте их примеру, предлагая расширить фантазию, когда они столкнутся с проблемами. Самым важным является создание возможностей для детей, чтобы они могли свободно играть, и тогда они смогут развивать это в любом направлении, в котором их ведет воображение ».

Сила детского воображения может превратить веточку в волшебную палочку, картонную трубку — в телескоп, ванну с пеной — в смертоносное болото — и, поделившись своим творческим опытом с вашим ребенком, вы можете помочь ему превратиться и развиться в творческих мыслителей и решатели проблем, которые однажды могут изменить мир.

Включение семейного времени и воображения

Когда в последний раз у вас была возможность насладиться невероятным моментом с семьей? Все мы знаем, что такие времена наступают не так часто, поэтому Mastercard объединяет людей посредством обмена опытом, чтобы подпитывать воображение всех возрастов.

Mastercard предлагает держателям карт возможность воспользоваться множеством бесценных преимуществ при бронировании отпуска в Disneyland® Paris. От предпочтительных мест на театральных представлениях, бесплатно зарезервированных в мэрии и студиях, когда вы показываете свою карту Mastercard, до прямого доступа к одному аттракциону при покупке экскурсии с помощью карты Mastercard, бронирование с помощью карты Mastercard позволит вам и вашей семье познакомиться с Диснейлендом. Париж самым волшебным и неповторимым образом.

Лучше всего то, что Mastercard объединилась с парижским Диснейлендом, чтобы предложить вам шанс выиграть бесценную поездку для семьи из четырех человек. Примите участие в конкурсе прямо сейчас! Чтобы получить дополнительную информацию и получить больше бесценных впечатлений, посетите сайт priceless.com.

Блог Терапия, Терапия, Блог Терапии, Блог Терапия, Терапия, ..

Воображение — это способность формировать мысленные образы, ощущения и представления без использования органов чувств, обычно ассоциируемая с творчеством.

Что такое воображение ?
Воображение часто используется в разговорной речи для обозначения способности мыслить творчески, придумывая новые сценарии, фантастические истории и визуальные представления. Считается, что творческие люди, такие как художники и писатели, обладают сильным и активным воображением. В психологии воображение обычно относится к способности мысленно представлять ощущения, которых нет физически. Например, когда человек созерцает запах и вкус лимона, не видя и не пробуя фрукта, он или она занимается воображением.

Воображение — важная часть человеческого познания, и способность воображать вещи, которые на самом деле не происходили, может быть даже уникальной для людей. Маленькие дети часто становятся очень изобретательными в процессе своего развития, и эта способность к воображению может помочь им развить сочувствие, способность принимать точку зрения других и способность предвидеть последствия своих действий. Некоторые терапевты используют игровую терапию с маленькими детьми, используя их активное воображение, чтобы помочь им разрешить конфликты и разработать стратегии выживания.

Роль воображения в психическом здоровье
Воображение играет важную роль в психическом здоровье. Способность размышлять о вещах, которых на самом деле не происходит, может способствовать возникновению таких проблем психического здоровья, как беспокойство и заблуждения. Но воображение также может сыграть важную роль в исцелении. Некоторые терапевты поощряют своих клиентов представлять себе счастливый конец, положительные результаты и спокойные места для улучшения эмоционального и психического благополучия. Воображение может сыграть роль в сфокусированной медитации, когда, например, клиента побуждают представить себе безопасное и удобное пространство как способ справиться со страхом или депрессией.

Воображение имело особое значение для психолога Карла Юнга, который подчеркивал важность сновидений для бессознательного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *