Основы психологии личности: Урок 3. Личность в психологии

Автор: | 31.05.2021

Содержание

Психология личности — Студопедия

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

Личность – одна из базовых категорий психологической науки. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. В русском языке слово «личность» согласно В.И. Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.

В отечественной психологии традиционно утвердились три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность».

В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются».

Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты: 1) личность – это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся; 2) личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т. е. взаимосвязей с другими людьми. А.Н. Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т. к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию.


Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека – существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы; 3) сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение – это поведение по собственному свободному выбору; 4) личность – это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.

Индивидуальность – это высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности – это жизненный путь человека.


Биологическое (генетически обусловленные стороны личности):

-Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память, речь).

-Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

Социальное (социально обусловленные):

-Социально обусловленные особенности (направленность (потребности, интересы) и моральные качества).

-Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

Психические свойства личности — изменяются в результате биологического развития человека в течение всей жизни, иногда в результате заболевания. Но больше всего — под влиянием социальных условий, и прежде всего воспитания и самовоспитания.

В структуру личности человека входят три образующие, три подсистемы: 1) индивидуальность личности, 2) ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях, 3) личность должна быть характеризуема в единстве всех трех сторон ее существования, как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению связей и отношений.

Источником активности личности служат ее потребности. В них человек выступает как пассивное и активное существо. С одной стороны, он всегда зависит от условий своего существования — тепла, холода, пищи, климата, времен года, биологических часов и т. п. Но, с другой стороны, человек предпринимает попытки избежать переохлаждения и перегревания, утоляет голод и жажду, регулирует активность в биологическом времени, адаптируется к увеличенным нагрузкам и т. д. Иначе говоря, человеком руководит не слепое приспособление к окружающему, он избегает того, что повредит его здоровью, разумно рискует, строит планы и достигает целей. В основе всего, что совершает личность, лежат потребности как испытываемая нужда в предметах материальной и духовной культуры.

Психолог Маслоу классифицировал виды потребностей, расположив их в восходящем порядке от биологических (Первичные – это врожденные потребности, они направлены на осуществление физиологических нужд (дыхание, пища, сон) и до духовных (Вторичных– это приобретенные, социальные (любовь, общение, дружба) и духовные надобности (самовыражение, самореализация). Эти виды потребностей взаимосвязаны. Вторичные могут появиться только при условии удовлетворения низших потребностей. Более поздняя классификация была основана на первой версии, были выделены следующие виды потребностей в психологии:

Органические — кислород, вода, пища. Материальные — жилье, одежда, транспорт. Социальные- с жизненной позицией, авторитетом и потребностью в общении. Творческие — удовлетворение художественной, технической, научной деятельности. Нравственное и психическое развитие — Сюда входят все виды духовных потребностей и подразумевается рост культурно-психологической характеристики личности.

Мотив — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивация — динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление и поддержку.

Направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек.

Под самосознанием в психологии понимается процесс осознания личностью самой себя во всем многообразии индивидуальных ее особенностей, осознание своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей.
Я-концепция — целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т. д.

Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Чем ниже будет самооценка человека, тем ниже будет его уровень притязаний, и наоборот.

Книги и учебники по психологии человека

Изучение психологии человека – процесс довольно сложный, хотя очень увлекательный и интересный. В наши дни существует огромное количество самых разнообразных способов получения психологических знаний. К ним можно отнести многочисленные интернет-ресурсы (такие, как 4brain, например), интерактивные семинары, называемые вебинарами, сотни аудио- и видеоматериалов, курсы, тренинги, мастер-классы и т.д. Но, пожалуй, самым популярным источником информации по психологии (и любой другой), к которому обращаются люди, всегда были и остаются по сей день именно книги.

На данной странице будут рассмотрены самые лучшие и, на наш взгляд, самые стоящие, интересные и популярные книги и учебники по психологии. Причём эта литература касается не только психологии в общем, но посвящена и разным разделам психологической науки: социальной психологии, психологии личности, психологии развития, воспитания и т.д. Большинство книг, которые мы рассмотрим, проверены уже не одним десятком лет и изучены тысячами людей, а информация из этих книг успешно применяется на практике ведущими специалистами и обычными людьми долгие годы. Но будут представлены также и такие работы, которые были написаны совсем недавно, а это значит, что они содержат в себе данные, наиболее характерные для нашего времени и актуальные для современного человека. Итак, предлагаем вашему вниманию небольшой обзор одних из самых лучших книг и учебников по психологии.

  1. Общая психология. А. Г. Маклаков
  2. Психология личности. В. А. Аверин
  3. Психология (серия из 3 книг). Р. С. Немов
  4. Социальная психология. Г. М. Андреева
  5. Социальная психология. Дэвид Майерс
  6. Игры, в которые играют люди. Эрик Берн
  7. Введение в психоанализ. Зигмунд Фрейд
  8. Психология влияния. Роберт Чалдини
  9. Как завоевать друзей… Дейл Карнеги
  10. Как перестать беспокоиться и начать жить. Дейл Карнеги
  11. Психология лжи. Пол Экман
  12. Гении и аутсайдеры. Малкольм Гладуэлл

Общая психология. А. Г. Маклаков

Представленная книга соответствует учебной программе курса «Общая психология». В ней максимально и предельно доступно с общепризнанных позиций излагаются все учебные вопросы. А материалы, предлагающиеся в данной работе вниманию читателя, являются результатом изучения, обработки и обобщения трудов различных отечественных и зарубежных учёных, а также соответствуют требованиям ГОСТа подготовки специалистов в области психологии.

Учебник состоит из 4 частей и 25 глав. Вся информация подана максимально доступно и лаконично. Книга начинается с введения в общую психологию, рассмотрения её предмета, задач и методов. Представлены методологические основы изучения человека и основные методы психологии. Также разговор идёт и о том, какое место занимает психология среди других наук, затрагивается история становления психологической науки. Далее детально рассматриваются вопросы психики, сознания и деятельности человека. Отдельно друг от друга разбираются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Помимо этого, подробно изучаются и многие другие вопросы, тесно связанные с психологией человека. В конце каждой главы даётся ряд контрольных вопросов и рекомендуемая для изучения литература.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Психология личности. В. А. Аверин

Данная книга придётся по вкусу всем, кому интересная психология человека. Тщательно отобранный и систематизированный материал очень разнообразен и иногда может показаться даже противоречивым. Но это объясняется тем, что в работе рассмотрено множество проблем, касающихся личности человека и его места в системе современного научного знания.

Книга состоит из двух частей. В первой рассмотрены наиболее известные концепции личности отечественных учёных: С. Л. Рубинштейна, В. С. Мерлина, Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалёва, К. К. Платонова, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядова и других, а также говорится о природе человека и о том, какое место занимает его личность в таких науках, как социология, психология и философия. Материал второй части посвящён психологическим характеристикам человека как личности, индивида и индивидуальности. Приводятся характеристики психодинамических, нейродинамических и конституционных параметров, анализируются свойства психики: потребности, способности, характер, мотивы и другие. Также даётся психологическая характеристика личности человека.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Психология (серия из 3 книг). Р. С. Немов

Представленный учебник предназначен для высших педагогических учебных заведений. Это три книги, в состав которых входит основной курс психологических знаний, необходимых педагогам и руководителям, работающим в системе образования. В работе представлено множество сведений из разных областей психологии: социальной психологии, психологии управления, психодиагностики, психофизиологии и других. Все эти сведения имеют, как прямое, так и косвенное отношение к воспитанию и обучению.

В первой книге даны основы общей психологии. Рассмотрены такие вопросы как предмет психологии, задачи и методы этой науки, её естественнонаучные основы, взаимосвязь с другими науками о человеке (социологией, философией, педагогикой). Отдельные главы посвящены развитию психики человека и животных, сознанию человека, психологии его деятельности и познавательных процессов. Есть разделы о психологии личности и психологии взаимоотношений.

Вторая книга — учебник о психологии образования. В нём подробнейшим образом рассматриваются возрастные особенности детей, психологические основы обучения и воспитания, психология педагогической деятельности, а также множество связанных с этими темами проблем и вопросов.

Третья книга посвящена теме психодиагностики. Она состоит из двух больших частей. Первая часть — это основы психодиагностической науки и общие представления о ней, её различные аспекты. Приведена общая характеристика методов психодиагностики, и отдельно рассматриваются методы психодиагностики детей дошкольного возраста, младших школьников, подростков и юношей, студентов, учителей и родителей. Во второй части разговор ведётся о том, что такое экспериментальная педагогическая психология, какие существуют виды научных психолого-педагогических исследований, что такое статистический анализ экспериментальных данных и как происходит подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования.

В конце каждой книги приводятся полезные практические рекомендации и программы их внедрения, а также присутствует словарь основных терминов.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Социальная психология. Г. М. Андреева

В настоящем учебнике собрано огромное количество самых разных психологических данных. Начиная с теоретических основ социальной психологии и заканчивая способами применения представленных в книге знаний на практике. Учебник рассчитан не только на студентов психологических факультетов и отделений университетов, но и на представителей других социальных групп, а именно: предпринимателей, финансистов, менеджеров, социологов, экономистов, представителей технических дисциплин и всех тех, кто применяет психологические знания в своей деятельности.

Учебник состоит из 5 разделов и 20 глав. Рассматривается место социальной психологии в системе научного знания, история формирования социально-психологических идей и методологические проблемы социально-психологического исследования. Отдельные главы посвящены закономерностям общения людей и из взаимодействия, социальной психологии групп и социально-психологическим проблемам в исследованиях личности. В заключительной части находятся практические приложения социальной психологии.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Социальная психология. Дэвид Майерс

Эту книгу можно одновременно назвать и строго научной и чисто человеческой, т.к. её страницы наполняет интереснейшая информация и интригующие факты, что делает изучение материала познавательным и увлекательным. В работе приводятся данные о фундаментальных принципах социального мышления, социального поведения, социального влияния, а также результаты последних исследований и экспериментов. Книга адаптирована для психологов, политологов, социологов и философов.

Книга состоит из 13 глав и нескольких дополнительных модулей. В главах рассматривается вопрос о том, что такое социальная психология и её взаимодействие со смежными дисциплинами, как она сопряжена с человеческими ценностями. Рассматриваются вопросы социального мышления, места человека в обществе, самоконтроля, убеждений, поведения, установок, социального влияния и социальных отношений. В конце каждой главы автор делает очень интересные выводы.

Часть, посвящённая модулям, состоит из нескольких небольших глав, в которых идёт речь о прикладной социальной психологии и соприкосновении социальной психологии с темами правосудия и надёжного будущего. В конце книги находится глоссарий и алфавитный указатель для удобного поиска нужной информации в книге.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Игры, в которые играют люди. Эрик Берн

В этой уникальной книге даны подробные описания игр, позволяющих человеку осмыслить трансакционный анализ, т.е. психологическую модель, при помощи которой становится возможным описывать и анализировать индивидуальное и групповое поведение людей. Особое внимание в книге уделяется философии, теориями и методам, при помощи которых люди могут глубже понять самих себя и особенности своего взаимодействия с окружающими.

Книга состоит из 4 частей. В первой части приводятся общие соображения автора по поводу транскационного анализа. Вторая часть посвящена таким темам, как родительское программирование, судьба человека, влияние предков, развитие человека в детские годы, трудности, возникающие в детстве, юности, зрелости и старости. В третьей части представлены типы сценариев, по которым действуют люди и способы их передачи. В заключительной части подробно разбирается научный подход к сценарной теории, рассматриваются возражения против теории сценариев, проблемы методологии и сценарный вопросник.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Введение в психоанализ. Зигмунд Фрейд

Предлагаемая вниманию читателя работа – это подробный курс лекций, которые автор читал в течение двух семестров с 1915 по 1917 годы. В этом курсе содержится информация о психоанализе и его составляющих, которая представляет собой целостную и завершённую картину данной психологической теории, разработанной самим автором.

Учебник состоит из трёх больших частей и отдельной части с продолжением лекций. В первой части (четыре лекции) подробно рассматривается тема ошибочных действий личности. Вторая часть (одиннадцать лекций) посвящена сновидениям. В ней рассматриваются трудности понимания этого феномена, предположения и техника толкования, содержание сновидений, их символика, работа, анализ и многие другие, сопряжённые с темой вопросы. В третьей части (тринадцать лекций) речь идёт об общей теории неврозов, смысле их симптомов и путях их образования, сексуальной жизни человека, его либидо и многих других вещах.

Продолжение лекций по введению в психоанализ составляют лекции на тему пересмотра теории сновидений, связи сновидений и оккультизма, разделения психической личности, женственности и некоторых других.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Психология влияния. Роберт Чалдини

В отличие от первой версии данной книги, имевшей более коммерческий характер, настоящая версия больше рассчитана на учебные группы и рекомендуется к изучению преподавателям и студентам. В работе представлено множество доказательств идей автора, его наблюдений, утверждений, выводов и рекомендаций по теме социальной психологии, социологии и менеджмента. Информация из данной книги, помимо всего прочего, изложена таким образом, что её очень удобно применять в практической деятельности.

В восьми главах книги приводится интересная информация по таким вопросам, как орудия влияния людей, взаимообмен при общении, обязательства и последовательности, социальные доказательства, благорасположение, авторитетность и методы управления уважением, роль стереотипов в общении людей и другим. Отличительной особенностью книги является то, что материал излагается в довольно необычной форме, вызывающей у читателя интерес и желание продолжить изучение. Вся информация вполне соответствует требованиям современности. В конце каждой главы автор делает обобщающие выводы и предлагает ответить на контрольные вопросы, способствующие лучшему усвоению материала.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Дейл Карнеги

Представленная книга описывает, в первую очередь, специфику взаимоотношений людей в условиях капиталистического строя. Но, несмотря на это, информация оказывается очень полезной для людей, живущих в любых условиях и в любом обществе. Особое место в книге уделяется теме взаимоотношений между руководителями и подчинёнными, а также между руководителями и руководителями. В общем и целом, материал рассчитан на тех, кто нуждается в притоке новых мыслей, идей и целей, новых друзьях, повышении статуса, улучшении способности влиять на других, возможности и способности больше зарабатывать, а также на тех, кто просто хочет улучшить многие другие качества своей личности.

Содержание данной книги является предельно эффективным для использования получаемой информации в повседневной жизни. Во-первых, приводятся действенные методы общения с людьми. Во-вторых, рассматриваются способы влияния на людей. В-третьих, даются ценные советы и рекомендации на тему того, как развивать себя и улучшать качества своей личности. Главной идеей работы является убеждение автора в том, вера человека в собственные силы и свой успех способна привести его к его целям и заветным мечтам и сделать его лучше. Материал наполнен множеством примеров и представляет собой эффективнейшее практическое руководство.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Как перестать беспокоиться и начать жить. Дейл Карнеги

Данная работа состоит из многочисленных рекомендаций на различные темы, связанные с практической стороной применения психологических знаний. В книге содержатся советы на тему избавления от тревог и беспокойства, обретения счастья, гармонии и благополучия, решения финансовых проблем и разрешения трудных ситуаций на работе, повышения личной продуктивности, избавления от вредных привычек и т.п. Информация рассчитана на людей любой социальной группы: домохозяек, педагогов, бизнесменов, руководителей, людей творчества, учащихся, психологов и т.д.

Как уже говорилось, представленная книга – это сборник практических советов и рекомендаций. Первая часть посвящена основным положениям, которые должен знать человек о беспокойстве и его природе. Далее речь идёт об основных методах анализа чувства беспокойства и способах избавления от привычки беспокоиться. Во второй половине книги излагаются способы, при помощи которых человек может настроить себя на ощущения счастья и спокойствия, а также изменить своё отношение к критике со стороны других людей. И в заключительной части предлагаются наиболее эффективные приёмы, как поддерживать тонус, энергию и состояние духа на высоком уровне. В конце каждой части книги автор делает краткое резюме по изложенному материалу.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Психология лжи. Пол Экман

Эта книга очень своеобразна по своему содержанию, т.к. в ней представлена уникальная информация: автором со строго научной точки зрения рассматриваются особенности поведения людей в таких ситуациях, когда они стремятся обмануть других. Изучаются предпосылки такого поведения, мотивация людей, склонных к обману, способы распознавания лжи и многие другие интригующие вопросы. Интересным также является и то, что до сих пор в России таких книг не издавалось. Поэтому, познакомиться с данной работой будет интересно любому человеку, интересующемуся психологией личности.

Книга начинается с того, что автор рассматривает природу лжи, её признаки, факторы, влияющие не её успех или, наоборот, провал. Затем приводятся примеры распознавания лжи по словам человека, его голосу, движениям и мимике, а также даются основные положения толкования признаков лжи и меры предосторожности, чтобы что-то не было истолковано неверно. Далее автор рассказывает о полиграфе (детекторе лжи), его устройстве, принципе работы и областях применения. А три заключительные части книги повествуют о технике обнаружения лжи, как обнаруживалась ложь и уличались лжецы в 90-е годы XX столетия, и о том, какое место ложь занимает в жизни общества. В самом конце книги находятся приложения, улучшающие усвоение материала и делающие возможным применение его на практике.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Гении и аутсайдеры. Малкольм Гладуэлл

Настоящая книга — это ещё один сборник очень необычной в своём роде информации. Речь пойдёт о том, почему в жизни одним людям достаются все блага: деньги, успех, слава, власть, а другие остаются «у разбитого корыта». Автор объясняет, что причиной этому служат не только те индивидуальные качества, которыми наделяет людей природа, но и некие скрытые закономерности. Так, например, Малкольм Гладуэлл обнаружил связь между способностями человека и месяцем его рождения, местом, где он родился, национальностью, расой и многими другими особенностями. Эта книга не только необычное пособие по достижению успеха, но и своеобразная энциклопедия законов жизни. Она пойдёт на пользу всем, интересующимся психологией и просто стремящимся к самосовершенствованию людям.

Книга состоит из двух частей и девяти глав, раскрывающих читателю множество данных на тему природы человека, его предрасположенности к успеху или неудачам. Автор подробно объясняет основные различия между успешными людьми и аутсайдерами, приводит яркие примеры и даёт ценные рекомендации. Каждая глава представляет собой отдельную законченную историю. Но все вместе эти истории составляют уникальное знание, которым должен обладать любой человек и которое способно изменить устоявшиеся представления о гениальности и успехе.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Это небольшое количество книг, представленных нами вашему вниманию, является мизерной частью того огромного наследия психологической науки, которым на сегодняшний день обладает человечество. Но даже если вы изучите только несколько из них, ваш багаж знаний станет намного больше, и вы сможете понять, как на самом деле разностороння и многогранна психология человека и само его бытие; вы станете умнее и сможете улучшить свою жизнь, применяя знания на практике.

Изучайте книги, учебники и другую литературу по психологии. И, конечно же, не пренебрегайте использованием и других всевозможных источников. Психологические знания станут одними из ваших лучших проводников в мир особенностей личности человека и его жизни!

Кирилл НогалесЕвгений Буянов

Основы психологии — Психология

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

         Психология – наука о психике как особой форме жизнедеятельности. Она изучает свойства, механизмы и закономерности развития и существования психики. Год рождения психологии как науки – 1879 г. (немецкий ученый Вундт основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии).

 

Этапы развития психологии как науки:

  1. Психология как наука о душе
  2. Психология как наука о сознании
  3. Психология как наука о поведении
  4. Психология как наука о психике

 

 

Психика – это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия с внешним миром и выполняющая функции регуляции поведения.

    Предметом психологии является психика человека и животных, основные законы ее формирования и функционирования.

 

В отличие от других наук, основной трудностью для психологии является определение ее предмета. Разные школы в психологии давали разные определения ее предмета.

бихевиоризм определил предмет психологии как изучение поведения человека и животных и опосредующих это поведение стимул-реактивных отношений. Бихевиористы понимают личность как организованную и относительно устойчивую систему навыков (Павлов, Скиннер, Бандура, Уотсон и др.).

—  психоанализ или глубинная психология акцентирует внимание на изучении глубинных слоев психики, бессознательных психических процессов и мотивации (Фрейд, Эриксон, Адлер, Юнг и др.).

когнитивная психология — предметом изучения являются процессы переработки информации человеком и реализация поведения на базе когнитивных процессов (Келли, Джорж, Пиаже и др.).

гештальтпсихология – изучение психики с точки зрения целостных структур (гештальтов или образов) (Вертгеймер, Келлер, Коффка и др.).

гуманистическая психология – подчеркивает особую ценность субъективного опыта человека и уникальность каждой личности (Маслоу, Роджерс, Фромм и др.).

системно-деятельный подход – биологические особенности индивида развиваются в определенной социокультурной среде, индивид становится личностью в процессе формирования сознания и самосознания, в процессе выполнения определенной деятельности (Выготский, Рубинштейн, Ананьев и др.).

 

 

 

Отрасли психологии

    Общая психология изучает закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных.

Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, психологические характеристики групп.

Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания, условия формирования у учащихся познавательных процессов, разрабатывает психологические рекомендации.

Возрастная психология изучает онтогенез психических процессов развивающегося человека, возрастные особенности психических процессов.

Медицинская психология исследует психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.

Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда (инженерная психология, юридическая психология, военная психология, психология управления).

Дифференциальная психология изучает, описывает и объясняет индивидуальные различия людей.

Психодиагностика – наука о методах и правилах постановки психологического диагноза.

 

 

Методы психологии

Основные:

  1. Наблюдение – внешнее/внутреннее. Недостаток низкая достоверность получаемых результатов.
  2. Эксперимент – преднамеренное создание условий (естественный/лабораторный).

Вспомогательные:

Метод опроса, метод тестов, статистические методы обработки, интерпретации и анализа данных, биографические методы.

 

ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

И АКТИВНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И СЕБЯ

Для психологического анализа личности следует разграничивать понятия «личность», «индивидуальность», «индивид», «человек».

Человек – биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, высшими психическими функциями, способный создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе деятельности.

Индивид это отдельный представитель человеческого общества.

Индивидуальность своеобразное, неповторимое сочетание особенностей индивида.

Личностьсубъект активной деятельности, преобразователь внешнего мира и себя самого, носитель сознания и самосознания.

 

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

К биологической подструктуре личности относятся половозрастные свойства нервной системы, патология строения организма, свойства нервной системы (скорость, уравновешенность, силу нервных процессов).

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Познавательные процессы – это ощущение, восприятие, мышление, воображение, память.

Сенсорно-перцептивные процессы — ощущение и восприятие.

Мнемические процессы — процессы памяти.

Интеллектуальные процессы — мышление и воображение.

 

ОЩУЩЕНИЕ

Ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов, явлений окружающего мира, а также внутренних состояний человека, которые воздействуют в данный момент на соответствующие органы чувств.  

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами.

Виды и свойства ощущений

  1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущения, выделяют дистантную и контактную рецепцию.

Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К ним относятся: зрение, слух, обоняние.

Контактные ощущения возникают при непосредственном прикосновении к поверхности тела. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.

  1. По месту расположения рецепторов различают экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения.

Экстероцептивные ощущения возникают от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные и другие ощущения).

Интероцептивные ощущения связаны с раздражением рецепторов, находящихся внутри организма. Эти ощущения отражают внутреннее состояние организма. К ним относятся ощущения голода, жажды, тошноты, внутренние болевые ощущения и др.

Проприоцептивные или двигательные ощущения отражают движение и состояние самого тела, положение конечностей, их движение и степени прилагаемых при этом усилий. Без них невозможно нормально выполнять и координировать движения.

  1. По модальности раздражителей ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

 

Общие свойства ощущений:

 Качество

 интенсивность

 длительность

 

Основные закономерности ощущений

Способность человека иметь ощущения называется чувствительностью.

Ощущения возникают не сразу. Существует временной порог и латентный период.

         Временной порог – минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения.

Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время, которое называется латентным периодом.

    Инерция – время исчезновения ощущения после окончания воздействия раздражителя.

Для того, чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины или порога чувствительности. Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный.

Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения.

Нижнему порогу ощущений противостоит верхний порог.

Наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущения.

Интервал между нижним и верхним порогом ощущений образует диапазон чувствительности.

    Дифференциальный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается.

 

 

 

Психофизиологические закономерности ощущений

Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией.

В зрительном анализаторе различают темновую и световую адаптацию.

Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражителя других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсибилизации и синестезии.

Сенсибилизация (чувствительность) – повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя.

Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

 

ВОСПРИЯТИЕ

    Восприятие ― это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств.

Общие закономерности восприятия

    Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан полностью в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Даже в тех случаях, когда  мы не воспринимаем некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно их дополняем.

Константность ― относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных  пределах сохраняет за параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия

Иллюзия ― это искаженное восприятие реально существующей действительности.

Предметность ― объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков.

Осмысленность восприятия  определяется пониманием связи сущности предметов и явлений через процесс мышления. Восприятие, будучи осмысленным, вместе с тем является и обобщенным. Всякое слово обобщает.

 

Категориальность человеческого восприятия: воспринимая предметы и явления окружающего мира, человек называет их и тем самым относит  к определенным категориям объектов

Осмысленность восприятия проявляется в узнавании. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом.

Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называют порогом восприятия.

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой.

Избирательность ― преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

Зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности называют апперцепцией. Различают личностную (устойчивую) и ситуативную (временную) апперцепцию. Личностная апперцепция определяет зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности ― образованности, убеждений и пр. Ситуативная апперцепция является временной, в ней сказываются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, установки и т. п.).

 

Виды восприятия

    В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии ведущую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

    В зависимости от цели восприятие бывает преднамеренное и непреднамеренное. Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с известными волевыми усилиями.

Наблюдение -― это произвольное целенаправленное восприятие какого-то объекта, проводимое по определенному плану с последующим анализом и обобщением полученных данных.

Непреднамеренное восприятие ― это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным.

По степени организации восприятия могут быть организованными и неорганизованными.

     Организованное восприятие ―это планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Организованное восприятие особенно проявляется при наблюдении.

    Неорганизованное восприятие ― это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Восприятие бывает внешненаправленным (восприятия предметов и явлений внешнего мира)  и внутренненаправленным (воспри

2. Основы психологии личности

2.1. Начала психологии личности

2.1.1. Предмет психологии личности

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, отчасти и в расхождении мнений на этот счет, проявляется сложность самого феномена личности. Не раздумывая, можно осознать, что, говоря о личности, нельзя ограничиваться только биологическими характеристиками. Личность – не материальное существо или природная категория, а социально-культурологическая конструкция.

Каждая общность вырабатывает свои представления о личности, ее отличительных чертах, которые составляют «хорошую» личность. Но невозможно узнать, что же есть личность без понимания качеств, которые социальная группа предписывает человеческому существу, являющемуся личностью. Эти качества могут меняться со временем и обстоятельствами. К примеру, у народа хинди существует традиционный взгляд на личность как позицию в системе социальных отношений. Они считают, что индивид не является личностью (Marriott, 1976), то есть физический представитель вида Homo sapiens не личность, пока не принадлежит к группе и не выполняет свои обязанности.

Во многих культурах индивид в его «физичности» не лучше, чем любое другое животное. Необходима трансформирующая сила культуры и общества для обращения животного в человека. Дефиниции личности могут варьироваться, но, похоже, есть некие центральные элементы, появляющиеся снова и снова. Эти общие характеристики предположительно аддиктивны и проявляются во время социокультурной эволюции человека как относящиеся к альтернативным определениям, более полезным в процессе биологического выживания.

Простой пример может проиллюстрировать этот процесс. Предположим, что где-то на земле существовали две соседствующие нации, каждая со своим уникальным языком и культурой. Одна из них, назовем ее «агацци», выработала представление о личности, как о ком-то, кто хорошо противостоит своим соседям. Другая группа, будем звать их «бамбани», определяла личность как «того, кто оправдывает ожидание коммуны». Все же остальное в окружающей среде двух групп абсолютно одинаково. Кооперация – лучшая стратегия выживания при давлении со стороны окружающей среды. Таким образом, есть смысл заключить, что устоять перед лицом трудностей «бамбани» имеют больше шансов, чем «агацци», и менее вероятно, что они дезинтегрируют. Конечно же, реальная жизнь гораздо более сложна, чем этот упрощенный пример, но, тем не менее, реальные общности часто достигают этого упрощенного уровня в построении своих моделей личности.

Модели, адаптированные различными культурами в различные времена, имеют важные черты сходства. Можно заключить, что общие элементы, структурирующие личность, имеют значение для выживания любой человеческой группы, в любом времени и месте. Такое представление о личности определяет то, как общество воздействует на человеческие существа, окультуривая их животную природу, создавая модели личности. К примеру, родитель смотрит на ребенка, взращивая его, стремясь дать ему образование, через призму культурных представлений о том, что есть личность.

Слово «рerson» происходит от латинского «per» и «sonare», то есть, «через, посредством звучания». Это основано на факте, что в Древней Греции и Древнем Риме сценические актеры надевали маски, которые отражали их персонаж. И эти маски служили примитивными громкоговорителями, помогая усиливать голос актера. На концепцию личности повлиял этот имидж актера, играющего свою роль через маску. Поэтому философы и социологи часто рассматривали личность как нечто не подлинное, маскировку.

С самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. К примеру, C. G. Jung (1954, 1959, 1960) позаимствовал у латыни термин «персона» для обращения к социальным маскам, которые мы учимся носить, чтобы прятать от нас самих, от других, подлинные стремления, желания и возможности, то, что было бы слишком опасно или сложно выражать. Формируя персону, индивид приспосабливается к социальным определениям самого себя, интернализирует коллективные идеалы общества.

Социолог E. Goffmann (1959) разработал целостную модель самости, основанную на драматической модели. С его точки зрения, большинство наших дел в жизни – игра на сцене. Люди следуют ролям, которые представляют большее преимущество. И социальное взаимодействие, в основном, настаивает на репетициях, принимая или отвергая эти роли. Как C. G. Jung, так и E. Goffmann видели в личности искусственный стратегический продукт. Основное различие между исследователями заключается в следующем: C. G. Jung верил, что под маской персоны скрыта более глубокая и гениальная структура, а Е. Goffmann считал, что маска скрывает пустоту.

Из вышеизложенного следует, что основные черты личности должны включать способность освоить роль на культурной сцене. Это включает в себя и способность распознавать роли других, и отвечать в соответствии с культурными сигналами, настроениями, и принимать другую роль. Именно по этой причине многие ранние общности считали представителей других племен не людьми, не личностями, так как их язык и привычки не были понимаемы. Например, греки называли всех других «варварами», потому что их язык был для них бессмыслицей и звучал как «вар-вар». А в языке американского племени навахо (navajo) термин «люди» сохранился исключительно по отношению к представителям собственного племени.

Концептуальное значение понятия личности многогранно – оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Наиболее перспективной исходной позицией в отечественной психологии является понимание личности как реального деятельного человека – общественного индивида. Способом существования личности является деятельность, в которой личность и проявляется и формируется. В деятельности же индивид присваивает социальный опыт и формируется как личность. Следовательно, личностью мы можем назвать индивида, обладающего механизмом усвоения социального опыта.

Выделяют следующие свойства личности:

•  личность – абстракция;

•  личность не включает генотипические и физиологические особенности;

•  личность – совокупность социальных качеств человека;

•  способ существования – деятельность.

Основы психологии — 1-е издание

перейти к содержанию
  • О Elsevier
    • О нас
    • Elsevier Connect
    • Карьера
  • Продукты и решения
    • R & D Solutions
    • Клинические Решения
    • Исследовательские платформы
    • Исследовательская разведка
    • образование
    • Все решения
  • Сервисы
    • Авторы
    • редакторы
    • Рецензенты
.
Личность — Теория типов личности, Теория черт личности, Психодинамическая теория личности, Феноменологическая теория личности

Уникальная модель психологических и поведенческих характеристик, по которой каждого человека можно отличить от других людей.

Личность имеет фундаментальное значение для изучения психологии. Основные системы, разработанные психиатрами и психологами с г. Зигмундом Фрейдом для объяснения психических и поведенческих процессов человека, можно считать теориями личности.Эти теории обычно предоставляют способы описания личностных характеристик и поведения, создают общую основу для организации широкого спектра информации и решают такие вопросы, как индивидуальные различия, развитие личности с рождение в зрелом возрасте, а также причины, характер и лечение психологических расстройств.

Теория типов личности

Возможно, самой ранней известной теорией личности является теория греческого врача Гиппократа (ок.400 г. до н.э.), который охарактеризовал поведение человека с точки зрения четырех темпераментов, каждый из которых связан с различной телесной жидкостью, или «юмором». Сангвиник или оптимистичный тип ассоциировался с кровью; флегматический тип (медленный и вялый) с мокротой; меланхоличный тип (грустный, подавленный) с черной желчью; и холерический (злой) тип с желтой желчью. Индивидуальная личность определялась количеством каждого из четырех юморов. Система Гиппократа оставалась влиятельной в Западной Европе в течение средневекового периода и эпохи Возрождения.Обильные ссылки на четыре юмора можно найти в пьесах Шекспира, и термины, которыми Гиппократ назвал четыре типа личности, до сих пор широко используются. Теория темпераментов является одной из множества систем, которые имеют дело с человеческой личностью, разделяя ее на типы. Широко популяризированная (но с научной точки зрения сомнительная) современная типология личности была разработана в 1940-х годах американским психологом Уильямом Шелдоном года. Шелдон классифицировал личность на три категории, основанные на типах телосложения: эндоморф (тяжелый и спокойный), мезоморф (мускулистый и агрессивный) и эктоморф (худой и интеллектуальный или артистичный).

Теория черт личности

Главным недостатком системы морфологической классификации Шелдона и других теорий типов в целом является элемент упрощения, присущего помещению индивидов в одну категорию, что игнорирует тот факт, что каждая личность представляет уникальную комбинацию качеств. Системы, которые рассматривают личность как комбинацию качеств или измерений, называются теориями черт. Известный теоретик черт Гордон Олпорт (1897-1967) подробно исследовал способы объединения черт , чтобы сформировать нормальных личностей, каталогизировав более 18 000 отдельных черт за период в 30 лет.Он предположил, что у каждого человека есть около семи центральных черт, которые доминируют в его или ее поведении. Попытка Allport сделать анализ признаков более управляемым и полезным за счет его упрощения была расширена последующими исследователями, которые нашли способы сгруппировать признаки в кластеры с помощью процесса, известного как факторный анализ. Raymond B. Cattell сократил обширный список Allport до 16 фундаментальных групп взаимосвязанных характеристик, и Ганс Айзенк утверждал, что личность может быть описана на основе трех фундаментальных факторов: психотизм (такие антиобщественные черты, как жестокость и отказ от социальных обычаев), интроверсия -экстраверсия и эмоциональность-стабильность (также называемая невротизмом).Айзенк также сформулировал квадрант, основанный на пересечении эмоционально-устойчивых и интровертированных-экстравертных осей.

Психодинамическая теория личности

Взгляды двадцатого века на личность находились под сильным влиянием психодинамического подхода Зигмунда Фрейда. Фрейд предложил трехчастную личностную структуру, состоящую из и (связанных с удовлетворением основных инстинктов), эго (которое является посредником между потребностями ИД и ограничениями общества) и суперэго ( через которые усваиваются родительские и социальные ценности).В отличие от теорий типа или черты личности, динамическая модель, предложенная Фрейдом, включала постоянный элемент конфликта, и именно эти конфликты Фрейд видел в качестве основного детерминанта личности. Его психоаналитический метод был разработан, чтобы помочь пациентам разрешить свои конфликты, исследуя бессознательных мыслей, мотиваций и конфликтов с помощью свободных ассоциаций и других методов. Еще одной отличительной чертой психоанализа Фрейда является то, что он акцентирует внимание на важности опыта в детстве в формировании личности.Другие психодинамические модели были позже разработаны коллегами и последователями Фрейда, в том числе Карл Юнг , Альфред Адлер и Отто Ранг (1884-1939), а также другие неофрейдисты, такие как Эрих Фромм , Карен Хорни , Гарри Стэк Салливан (1892-1949) и Эрик Эриксон .

Феноменологическая теория личности

Еще одним важным взглядом на личность, выработанным в двадцатом веке, является феноменологический подход, который подчеркивает самовосприятие людей и их стремление к самореализации в качестве детерминант личности.Эта оптимистическая ориентация гласит, что люди врожденно склонны к добру, любви и творчеству и что первичная естественная мотивация — это стремление реализовать свой потенциал. Карл Роджерс , фигура, имя которой наиболее тесно связано с феноменологическими теориями личности, рассматривал подлинный опыт себя как основной компонент роста и благополучия. Этот опыт вместе с собственной самооценкой может стать искаженным, когда другие люди примут положительное отношение, в котором мы нуждаемся, в зависимости от условий, которые требуют подавления наших истинных чувств.Терапия , ориентированная на клиента, , разработанная Роджерсом, опирается на постоянную демонстрацию терапевтом эмпатии и безусловного позитивного отношения, чтобы дать клиентам уверенность в себе и выразить свои истинные чувства и убеждения и действовать в соответствии с ними. Другим выдающимся представителем феноменологического подхода был Авраам Маслоу , который поставил самореализацию на вершину своей иерархии человеческих потребностей. Маслоу сконцентрировался на необходимости заменить ориентацию на недостаток, которая заключается в том, чтобы сосредоточиться на том, чего у человека нет, ориентацией на рост, основанной на удовлетворенности своей индивидуальностью и способностями.

Поведенческая теория личности

Бихевиористский подход рассматривает личность как образец усвоенного поведения, приобретенного либо классическим (павловским), либо оперантным (скиннеровским) , обусловливающим и сформированным подкреплением в форме вознаграждения или наказания . Относительно недавнее расширение бихевиоризма , когнитивно-поведенческий подход подчеркивает роль познания играет в процессе обучения. Теоретики когнитивного и социального обучения фокусируются не только на внешнем поведении, которое демонстрируют люди, но и на своих ожиданиях и своих мыслях о других, о себе и своем собственном поведении.Например, одной из переменных в общей теории личности, разработанной теоретиком социального обучения Джулианом Б. Роттером, является внутренне-внешняя ориентация. «Внутренние» считают себя контролирующими событиями, в то время как «внешние» рассматривают события как находящиеся вне их контроля. Подобно теоретикам-феноменологам, те, кто придерживается подхода к социальному обучению, также подчеркивают восприятие людьми самих себя и своих способностей (концепция под названием «самоэффективность» Альберт Бандура ). Другой характеристикой, которая отличает когнитивно-поведенческий подход от традиционных форм бихевиоризма, является его ориентация на обучение, которое происходит в социальных ситуациях посредством наблюдения и подкрепления, что контрастирует с зависимостью классической модели и оперантного кондиционирования от лабораторных исследований.

Помимо теорий о структуре и динамике личности, основной областью исследования в изучении личности является то, как она развивается в течение жизни человека. Фрейдистский подход включает в себя обширное описание психосексуального развития от рождения до взрослой жизни. Эрик Эриксон выделил восемь этапов развития, охватывающих всю жизнь человека, от рождения до смерти. Напротив, различные другие подходы, такие как подходы Юнга, Адлера и Роджерса, отвергли понятие отдельных стадий развития.

Область повышенного интереса — изучение того, как личность изменяется в разных культурах. Чтобы узнать, отражают ли наблюдения за структурой и образованием личности универсальные истины или просто культурные влияния, необходимо изучить и сравнить характеристики личности в разных обществах. Например, были обнаружены значительные различия между развитием личности в индивидуалистических культурах Запада и в коллективистских обществах, таких как Япония, где детей учат с раннего возраста, который вписывается в группу и имеет преимущество над признанием индивидуальных достижений.Межкультурные различия также можно наблюдать в рамках данного общества, изучая контрасты между его доминирующей культурой и ее субкультурами (обычно этническими, расовыми или религиозными группами).

,
человек: введение в науку психологии личности, автор: Дэн П. Макадамс
Продолжить с Google

Чтобы войти через Google, пожалуйста, включите всплывающие окна

Продолжить с Facebook

Чтобы войти через Google, пожалуйста, включите всплывающие окна

или

У вас нет аккаунта? Зарегистрироваться

Продолжить с Google

Чтобы зарегистрироваться в Google, пожалуйста, включите всплывающие окна

Продолжить с Facebook

Чтобы зарегистрироваться в Google, пожалуйста, включите всплывающие окна

или

Зарегистрируйтесь по электронной почте

Зарегистрируйтесь через Google или Facebook

или

Имя

Электронная почта

Пароль

День рождения

?

Чтобы зарегистрироваться, вам должно быть не менее 13 лет.Другие люди не увидят твой день рождения.

Месяц январь февраль марш апрель май июнь июль августейший сентябрь октября ноябрь Декабрь

День 12345678910111213141516171819202122232425262728293031

Год

зарегистрироваться ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *