Отрасль психологии изучающая познавательные процессы личности это: Основные отрасли психологии — Учебное пособие – Основные отрасли психологии

Автор: | 22.05.2020

Отрасли психологии

Психология – постоянно развивающаяся наука. Психологические знания находят широкое применение во всех сферах научной и практической деятельности. При чем, эти знания обновляются и пополняются вместе с бурными переменами в современном мире. Именно поэтому психология подразделяется на множество самостоятельных отраслей.

Отрасли психологии могут выделяться на разных основаниях:

  • цель деятельности – фундаментальные (получение знаний) и прикладные (применение знаний)
  • предмет исследования – психология личности, искусства, трудовой деятельности и т.д.
  • объект исследования – зоопсихология (психология животных), антропологическая психология (психология человека)
  • связь с другими науками – математическая психология, медицинская психология, психофизеология и др.
  • связь с различными сферами практики – юридическая психология, военная психология, социальная психология, психология спорта и др.

В первую очередь стоит выделить общую психологию. Эта фундаментальная отрасль психологии объединяет в себе теоретические и экспериментальные методы исследования индивида, изучает познавательную и практическую деятельность. Она изучает наиболее общие психологические закономерности, принципы и методы психологии. Результаты исследований различных психических процессов (речь, память, воображение, мышление и т.д.) в рамках общей психологии имеют важное значение для многих других наук (социологии, физиологии, информатики, языкознания, педагогики, искусствоведения, юриспруденции и других).Основные понятия общей психологии стали базой для формирования понятий других отраслей психологии.

Рассмотрим некоторые наиболее широкие отрасли психологической науки.

Возрастная психология изучает, соответственно, этапы психического развития и формирования человека в процессе формирования его организма (в том числе психических функций) от рождения до старости.

Педагогическая психология занимается изучением условий эффективности образовательного процесса и проблем обучения и воспитания.

Социальная психология исследует закономерности поведения и деятельности личности, состоящей в какой-либо группе людей, а также занимается психологическими характеристиками самих групп.

Психология труда – рассматривает психику в условиях трудовой деятельности. В зависимости от вида деятельности выделяются многочисленные самостоятельные разделы этой отрасли психологии: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, военная, политическая, юридическая психология, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и другие.

Например, военная психология занимается особенностями психической деятельности индивида в условиях военных действий, боя, изучает вопросы психологической помощи участникам боевых действий. Инженерная психология исследует средства и способы взаимодействия человека с техникой.

Психология творчества – отрасль психологии, изучающая процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств и т.п.

Медицинская психология занимается вопросами возникновения, развития и течения любых болезней, психологическими аспектами профилактики, лечения болезней и травм и реабилитации пациентов. Медицинская психология изучает влияние  болезней на психику человека и психики – на болезнь.

Психология искусства исследует состояния личности или группы людей в процессе создания или восприятия произведений искусства, художественных ценностей.

Психофизиология и

нейропсихология изучают проблемы соотношения мозга и психики.

Специальная психология занимается вопросами аномального развития психики.

Нужно отметить, что отрасли психологии тесно переплетаются между собой, в одной отрасли могут использоваться знания и методики из других. По разным данным, их насчитывается от 50 до 100, и, как утверждают специалисты, каждые 4-5 лет появляются новые направления.

Отрасли современной психологии

Отрасли психологии имеют весьма разветлвенную схему, среди которых различают фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются.

Основной отраслью психологии является общая психология, которая исследует самые общие законы и механизмы развития и функционирования психики человека и животных. В качестве фундаментальной научной дисциплины общая психология занимается изучением вопросов методологии и теории психологии в целом. В общей психологии выделяются разделы, которые представляют познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание), а также психологию личности, рассматривающую такие структурные образования, как характер, способности, эмоции, потребности, мотивы, волю и самосознание. Изучение психологических наук начинается с общей психологии, поскольку без знания основных понятий, законов и механизмов невозможно понимание специальных отраслей психологии.

Специальные, или прикладные, отрасли психологии рассматривают отдельные виды психических явлений и деятельности человека, а их достижения используются на практике. Так, педагогический аспект психологии исследуется педагогической психологией. Она изучает закономерности обучения и воспитания, условия формирования у учащихся познавательных функций, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность усвоения знаний, разрабатывает психологические рекомендации.

Возрастная психология изучает онтогенез различных психических процессов и качеств личности развивающегося человека, возрастные особенности психических процессов, факторы развития личности и т.п. Она делится на

детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека и геронтопсихологию (психологию пожилого человека). Одна из центральных проблем возрастной и педагогической психологии — проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость.

Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения человека, их зависимость от генотипа. Медицинские вопросы психологии рассматривает такая отрасль, как

медицинская психология. Она исследует психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.

Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Она исследует социально-психологические явления в больших группах, проблемы массовой коммуникации (телевидение, кино, пресса и т.п.), механизмы и эффективность воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей, психологию наций, народностей, влияние на людей политических процессов, происходящих в обществе. Социально-психологическая проблематика малых групп включает в себя следующие вопросы: психологическая совместимость в замкнутых группах, межличностные отношения в группах, положение лидера и ведомых в группе, типы групп, восприятия человеком человека и многое другое.

Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда. В задачи психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияния на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов. Психология труда имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями науки. К ним относятся

инженерная психология, изучающая деятельность оператора в автоматизированных системах управления, юридическая психология — рассматривает вопросы, связанные с реализацией системы права, военная психология, которая исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические аспекты взаимоотношений офицеров и их подчиненных.

Психодиагностика — наука о методах и правилах постановки психологического диагноза. Психокоррекция рассматривает вопросы, связанные с разработкой методов воздействия на личность с целью исправления тех или иных психических отклонений.

Все отрасли психологии и ее более мелкие дисциплины, очень тесно взаимосвязаны, между ними происходит постоянный обмен экспериментально выявленной научной информацией, что позволяет быстрее и более комплексно решать поставленные практические задачи.

Необходимо отметить, что современная психология занимает особое место среди других научных дисциплин, т.к. объединяет в единое целое самые разнообразные знания о человеке. Швейцарский психолог Жан Пиаже отмечал, что:

«…психология занимает ключевую позицию в системе наук. С одной стороны, психология зависит от всех других наук и видит в психологической жизни результат физико-химических, биологических, социальных, лингвистических, экономических и других факторов, которые изучаются всеми науками, занимающимися объектами внешнего мира. Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математических координаций, овладение которыми возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в развитии».

Таким образом, психология становится важным средством взаимосвязи современных наук в сфере познания человека, объединяя естественнонаучные, технические и общественные научные дисциплины.

Согласно точке зрения Б. М. Кедрова, психология занимает центральное расположение в системе других наук, т. к. она, с одной стороны, является интегративным продуктом других наук, а с другой — выступает в качестве источника дальнейшего развития других научных направлений.

Кратко характеризуя взаимосвязь психологии с естественными науками, следует отметить, например, что психология заимствовала из биологии некоторые теории для обоснования закономерностей филогенетического развития психики. Проблема соотношения наследственных и социальных факторов, влияющих на интеллектуальное и личностное развитие индивида, является одной из центральных в психологии.

В связи с этим для нее важны научные данные такой науки, как генетика, предоставляющей материал о механизмах наследования определенных задатков, предрасположенности к психическим заболеваниям и т.п.

Психология тесно связана с физиологией высшей нервной деятельности. Так, психофизиология изучает взаимосвязь психики с ее материальным субстратом — мозгом.

Клинические психологи работают в тесном сотрудничестве с медиками (и, в первую очередь, с невропатологами и психиатрами), разрабатывая проблемы диагностики, профилактики, коррекции, реабилитации больных людей.

Психология тесно связана и с гуманитарными науками. Она долгое время развивалась в рамках философии и многие психологические школы базируются на тех или иных философских системах. Сегодня в психологии разрабатываются многие философские проблемы, такие как отношение материального и идеального, биологического и социального, субъективного и объективного. Психологи активно используют данные истории, антропологии, филологии, языкознания и др. Совместно с социологией — наукой о социальных системах и процессах — психология изучает психологические закономерности взаимодействия личности и ее социального окружения.

Специалисты-политологи изучают поведение индивидов и групп в политическом контексте, поэтому такие проблемы, как разрешение конфликтов, источники власти, её аккумуляция и распределение, являются для психологии чрезвычайно актуальными.

Психология тесно взаимосвязана и с техническими науками. В частности, разработка различных социотехнических систем предполагает учет психических и психофизиологических возможностей человека как самого сложного элемента системы «человек — машина». Математические науки предоставляют психологии статистические методы обработки диагностических результатов психологических исследований. Кроме того, в последнее время широко используется метод моделирования.

Таким образом, психология, с одной стороны, аккумулирует теоретические и эмпирические знания других наук и одновременно предоставляет этим наукам необходимые сведения, связанные с психологическими особенностями человека.

1.2. Отрасли психологии

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью центральной нервной системы (ЦНС) рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации − орудия труда и знаковые системы. Человеческая психика формируется в условиях общественных отношений, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах.

В результате «контактов» психологии с другими науками, психология обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивает ее целостность как самостоятельной науки.

В настоящее время психология представляет собой сложную, весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований.

Изучение психологических наук, как правило, начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах предлагаемого курса. Ведь трудно, наверное, представить себе школьника, пытающегося постичь основы высшей математики, но не изучившего еще таблицу умножения, не научившегося складывать и вычитать числа.

Общая психология – раздел психологии, теоретически и экспериментально изучающий закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Она раскрывает сущность структуру и функции человеческой психики, раскрывает законы, по которым она развивается в филогенезе и онтогенезе. Объясняет, какую роль в психическом развитии играет врожденное и приобретенное, биологическое и социальное, как соотносятся психика и мозг и др.

Основополагающими идеями, на которых строятся все подходы к анализу психических явлений, являются принципы психологии. На рисунке 1 представлены важнейшие принципы современной психологии.

Рис. 1. Основные принципы психологии

Эти принципы являются одной из важнейших основ классификации психологии на отдельные отрасли. Если за основу положить принцип единства сознания и деятельности, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: педагогическая, медицинская, юридическая и т.д.

Если за основу положить принцип развития, то можно выделить следующие отрасли: сравнительная, возрастная, специальная.

Если в основу классификации положить отношение человека к обществу − принцип детерминизма − можно выделить социальную психологию и психологию личности.

Выделение («отпочкование») различных отраслей психологии и приобретение ими относительной самостоятельности происходит, во-первых, в результате усложнения социальной жизни и деятельности и, следовательно, запросов практики. Во-вторых, это происходило, по мере развития методов психологических исследований и накопления научных знаний в соответствующих областях.

Рис. 2. Отрасли психологии

По характеру деятельности можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда изучает закономерности формирования и проявления (процессы и состояния, особенности личности) в процессе его труда. Исследования по психологии труда проводятся в различных отраслях общественного разделения труда. В рамках психологии труда сложилась промышленная, транспортная, авиационная, юридическая, медицинская психология, развиваются исследования в области военной психологии, большое значение приобретают исследования по психологии труда в сфере управления и обслуживания.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Педагогическая психология изучает закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности; занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания. В задачи педагогической психологии входят изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения; психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания и т.д.

Психология торговли выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов и т.д.

Отрасли психологии по развитию.

Возрастная психология исследует онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека, то есть изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронто-психологию (психология старости).

Специальная психология изучает психологические особенности аномальных детей, дефект которых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга (умственно отсталые), нарушением деятельности анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые).

Олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга.

Сурдопсихология (психология глухих) изучает закономерности психической деятельности человека с недостатками слуха, психологические особенности и возможности компенсаторного развития, а также вопросы обучения, воспитания и профессиональной подготовки людей с нарушениями слуха.

Тифлопсихология (психология слепых) изучает психику человека с полностью или частично нарушенным зрением.

Сравнительная психология исследует закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека, об общем и различном и их психической деятельности.

Зоопсихология наука о проявлениях, закономерностях и эволюции животных, происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных, о предпосылках и предистории человеческого сознания.

Этология исследует врожденные механизмы поведения животных, то есть биологические основы и закономерности их поведения.

Отрасли психологии по принципу отношения личности и общества.

Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах, то есть изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). В структуру социальной психологии в настоящее время входят три круга проблем: социально-психологические явления в больших группах, социально-психологические явления в малых группах, социально-психологические проявления личности человека.

Психология искусства изучает закономерности процесса восприятия и понимания человеком произведений искусства (в литературе, музыке, живописи и т.д.), дает психологический анализ их влияния на развитие личности. Эта отрасль психологии исследует особенности психической деятельности, которые имеют место у писателей, живописцев, композиторов и т.д. при создании задуманных ими произведений, а также разрабатывает психологические вопросы художественного воспитания.

Психология творчества изучает созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека.

Психология личности изучает психологические особенности личности, отражающие содержание ее психической деятельности, психических свойств и состояний.

Психология общения – раздел общей и социальной психологии, раскрывающий психологические механизмы общения людей, прежде всего стимулы и мотивы общения, его способы и формы, складывающиеся стереотипы и «технологии» общения.

Кроме того, существуют такие отрасли психологии как: психотерапия, психология спорта, военная психология, детская психология, психофизиология, дифференциальная психология, психология рекламы, психология религии, экологическая психология, парапсихология и т.д. Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология − индивидуальные различия в психике людей. Нейропсихология сложилась на стыке нескольких дисциплин – психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии – и направлена на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Психопрофилактика и психогигиена разрабатывает систему мероприятий по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека.

Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля. Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект. Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека.

Дискуссионной областью является парапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова (рис. 3) психология интегрирует данные технических, общественных и естественных наук и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания.

Рис. 3. Классификация наук А. Кедрова

Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования − факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию − с техническими науками, через педагогическую психологию − с педагогикой, через социальную психологию − с общественными и социальными науками и т.д.).

04. Основные психологические направления и отрасли психологии

Отрасли психологии

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Современная психология — это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой. Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее аспект, в каких условиях. Поэтому классификация разделов психологии является условной, пересекающейся, меняющейся. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают развитие психики в деятельности.

На этом основании выделяются следующие отрасли психологии

Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными научными понятиями. В свою очередь, эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у верховья современной экспериментальной психологии.

Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.

Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.

Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п.

Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика.

Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология.

Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология.

Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.

Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.

1. Определение психологии как науки, Основные отрасли психологии

Психология. Шпаргалка

1. Психология — это наука которая занимает двойств. положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, облад. ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т. д.

Термин «психология» впервые появился в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греч. слов: «syhe» — «душа» и «logos» — «наука». Таким образом, дословно психология — это наука о душе.

Уже позднее в XVII-XIX вв., психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность человека, бессознат процессы, сохранив при этом прежнее название. Рассмотрим подробнее, что же является предметом изучения соврем. психологии.

Психика включает в себя многие явления. С помощью одних происходит познание окр. действительности — это познават. процессы, которые состоят из ощущения и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения и речи.

Другие псих. явления необходимы для того чтобы управлять поступками и действиями человека, регулировать процесс общения, — это псих. состояния (особая характеристика псих. деятельности за некоторый отрезок времени) и псих. свойства (наиболее уст. и знач. псих. качества человека, его особенности).

Современная психология — это достаточно разветвл. комплекс наук, кот. продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4 — 5 лет возникает новое направление). Тем не менее можно выделить фундамент. отрасли психолог. науки и специальные.

Фундаментальные (базовые) отрасли психолог. науки одинаково важны для анализа психологии и поведения всех людей.

Специальные (прикладные) отрасли психолог. знаний изучают какие-либо узкие группы явлений, т. е. психологию и поведение людей, занятых в какой-либо узкой отрасли деятельности.

Обратимся к классификации, предст. Р. С. Немовым (1995).

Общая психология

1. Психология познават. процессов и состояний.

2. Психология личности.

3. Психология индивид. различий.

4. Возрастная психология.

5. Социальная психология.

6. Зоопсихология.

7. Психофизиология.

Некоторые специальные отрасли психологических исследований

1. Педагогическая психология.

2. Медицинская психология.

3. Военная психология.

4. Юридическая психология.

5. Космическая психология.

6. Инженерная психология.

7. Экономическая психология.

8. Психология управления.

2. Методы научных исследований

Методы научных исследований — это приемы и средства получения учеными достов. сведений кот. затем используются для построения научных теорий и разработки рекомендаций для практ. деятельности.

Для того чтобы получ. сведения были достоверными, необходимо соблюдать требования валидности и надежности.

  1. Валидность— это такое качество метода, кот. свидетельствует о его соответствии тому, для изучения чего первоначально он и был создан.

  2. Надежность — свидетельство того, что при многокр. применении метода будут получаться сопост. результаты.

Существуют разл. классификации методов психологии. Рассмотрим одну из них, согласно кот. методы подразделяются на основные и вспомогательные.

  1. Основные методы: наблюдение и эксперимент;

  • Наблюдение — это метод, с помощью кот. познаются индивид. особенности психики посредством изучения поведения человека. Может быть внешним и внутренним (самонаблюдение).

  • Эксперимент — метод научного исследования в ходе которого создается искусственная ситуация, где изучаемое свойство проявляется и оценивается лучше всего.

  1. Вспомогательные — опросы, анализ процесса и продуктов деятельности, тесты, близнецовый метод.

Виды эксперимента.

1. Лабораторный — проводится в специально оборуд. помещениях часто с использованием спец. техники. Отличается строгостью и точностью фиксации данных, что позволяет получать интер. научный материал.

2. Естественный эксперимент – искусств. ситуация создается в ест. условиях. Впервые был предложен А. Ф. Лазурским. Например, можно изучать особенности памяти дошкольников, играя с детьми в магазин, где им предстоит «сделать покупки» и тем самым воспроизвести заданный ряд слов.

Опросы – вспомогат. методы исследования, содерж. вопросы. Вопросы должны удовлетворять след. требованиям. Перед опросом необходимо проводить с испытуемыми краткий инструктаж, создавать доброжелат. атмосферу; если можно получить сведения из других источников, то не следует спрашивать об этом.

Выделяют следующие методы опроса: беседа, анкетирование, интервью, социометрия.

  • Беседа — метод опроса, при кот. и исследователь, и испытуемый находятся в равных позициях. Может применяться на разл. этапах исследования.

  • Анкетирование — метод, благодаря кот. можно оперативно получить большое количество данных, зафиксир. в письм. форме.

  • Интервью — метод, осущ. в процессе непоср. общения, ответы даются в устной форме.

  • Социометрия — метод, благодаря кот. изучаются соц. отношения в группах. Позволяет определить положение человека в группе, предполагает выбор партнера по совм. деятельности.

Анализ процесса и продуктов деятельности — изучаются продукты чел. деятельности, на основании кот. делаются выводы о псих. особенностях человека, например рисунки, поделки, сочинения, стихи и т. д.

4. Основные задачи и трудности изучения психологии.

Основной задачей психологии является изучение психики в ее филогенетическом и онтогенетическом развитии на уровне человека и животных.

Психология изучает процессы, состояния и свойства человека на разных этапах его развития, а также закономерности его форми­рования как активного деятеля социального прогресса.

Психология – это наука о формах, механизмах и закономерностях психики людей и животных. Элементы психологии встречаются еще в древнегреческой культуре. Однако термин «психология» появляется только вXVIв., а в научный обиход входит в первой половинеXVIIIв. Самостоятельная дисциплина психология сложилась в концеXIXв. Таким образом, процесс становление науки, начиная с момента возникновения ее основ, длился более 2 тыс. лет.

Психика– особая форма отражения действительности, выполняющая функцию регулятора деятельности. Это всегдасубъективныйрегулятор; реальность с точки зрения психики субъективна. Спецификой субъективной реальности является то, что она не может быть зафиксирована эмпирически. Психическое явление не может быть отчуждено от переживающего его субъекта: если субъект выразит свое переживание другому, то тот воспримет его только как словесную интерпретацию, а не как само переживание. Следовательно, рефлектировать психические переживания можно только посредством самонаблюдения.

Существуют различные точки зрения, регулятором (функцией) чего является психика.

  • Натурализм: психика – функция мозга (нет мозга – нет психики).

  • Бихевиоризм: психика – функция человеческого поведения.

  • Ученые, не согласные с предыдущим утверждением (т.к. поведение может не соответствовать обществу), утверждают: психики – функция личности (способной осуществлятьсоциальные взаимоотношения в обществе).

Принципы психологии:

– принцип детерминизма. Этот принцип означает, что все пси­хические явления причинно обусловленные объективной действитель­ностью.

– принцип единства сознания и деятельности. Суть данного принципа заключается в том, что деятельность понимается как ус­ловие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека.

– генетический принцип, во-первых, выражается в том, что все психические явления рассматриваются как постоянно количест­венно и качественно изменяющиеся и развивающиеся. Во-вторых, этот принцип означает, что правильная и полная характеристика любого психического явления возможна только в том случае, если одновременно выясняются характерные его особенности в данный мо­мент, история или причины возникновения психического явления, возможные перспективы его последующих изменений.

Принципы построения психологических исследований.

– Объективность изучения психических явлений. Этот принцип прежде всего означает, что при изучении психических явлений всегда следует стремиться к установлению материальных причин их возникновения.

Принцип объективности также требует, чтобы используемые в исследовании методы и позиция самого исследователя не влияли на получаемые результаты.

Убедительным доказательством соблюдения принципа объектив­ности является получение одинаковых результатов не только при повторном проведении исследования, но и при использовании разных методов разными исследователями.

– Изучение психических явлений в их развитии. Важным прин­ципом построения психологических исследований является изучение психических явлений в их развитии.

– Аналитико-синтетическое изучение личности. В психическом облике каждого человека есть что-то общее, характерное для всех людей данной эпохи. Одновременно с этим люди, живущие в госу­дарствах с различными социальными системами, имеют специфические черты, отражающие общественные отношения, существующие в данном обществе.

Аналитическое изучение человека позволяет познать элементы психики в различных условиях жизни и деятельности личности, а синтетическое – дает возможность выявить взаимосвязь всех от­дельных психических проявлений и найти то устойчивое, что харак­теризует человека в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *