Понятие личности психология: Урок 3. Личность в психологии – Психология личности — Википедия

Автор: | 21.08.2020

Содержание

Личность в психологии — психология

Понятие личности в психологии. Понятие личности в социальной психологии :

Личность в психологии - психология

Об одном человеке мы говорим: «Вот это личность!», а о другом так сказать нельзя. Значит, в нашем сознании присутствует обыденное понимание того, что это такое. Но в науке существует конкретное определение понятия личности.

Это предмет исследования многих наук, изучающих человека и общество — истории, философии, этики, педагогики. Существует и понятие личности в психологии – учении о психике человека.

И любая наука может трактовать ее также как категорию, то есть как целый комплекс черт индивида, меняющихся в зависимости от культуры и времени, в контексте которого рассматривается эта проблема.

Что такое личность?

Понятие личности в психологии трактуется так: это устойчивая совокупность привычек, предпочтений, которые выработаны в течение всей жизни, социальный и культурный опыт индивида, приобретенные им знания.

Даже повседневное поведение человека может характеризовать его как отдельную личность. Индивид всегда занимает свое положение в обществе, выполняет отведенную ему роль.

Под ней в психологии понимают социальную функцию человека (например, роль матери как личности – это воспитание ребенка, роль предпринимателя – управление компанией и принятие решений, и прочее).

Общая психология личности

Общая психология – это обширная отрасль знаний, которая связывает самые различные области. Предмет ее изучения – общие и универсальные закономерности психической жизни.

Как она характеризует понятие личности? В общей психологии под этим термином обычно понимается человек как совокупность всех его социальных проявлений, а рассматривается он исключительно в контексте общественных связей.

Именно эта наука трактует личность в самом широком смысле, изучая проблему во всех ее аспектах. Она рассматривает также мыслительные процессы человека, его характер, темперамент, мотивации, способности и прочие факторы.

Определение личности в психологической науке

Понятие личности в психологии не является четко определенным и устойчивым. Но во многих уважаемых научным сообществом психологических словарях можно найти определение ее как целой системы качеств индивида, которая формируется в ходе общения и совместной деятельности людей.

Понятие личности в психологии – это предмет серьезных научных дискуссий. Дело в том, что различные направления в этой науке по-разному трактуют понятие и акцентируют внимание на различных ключевых аспектах.

С одной стороны, личность – это любой человек, который развивается в обществе и вступает во взаимодействие с окружающими.

В этом смысле некоторые направления психологии включают в определение такие субъективные понятия, как самостоятельность и ответственность.

С другой стороны, наряду с социальными характеристиками, индивид имеет и биологические нужды и потребности, которые присущи любому живому существу. Получается, определение понятия «личность в психологии» должно объединять и биологическое, и социальное начала в человеке.

Существует целое направление, которое работает над данными проблемами и изучает основные понятия психологии личности. Благодаря исследованиям, мы уже можем говорить о существовании сотен концепций и теорий, с помощью которых можно изучать человека.

Что такое личность? Основные понятия

Также стоит рассмотреть основные понятия в психологии личности:

  • Индивид – человек, принадлежащий к биологическому роду. По сути, это все люди без исключения. Психологи часто говорят, что любая человеческая особь – индивид, но на практике не каждого можно назвать личностью.
  • Индивидуальность – это своеобразие каждого человека, оригинальность, главная черта, которая делает нас непохожими на других людей.
  • Оригинальность интеллекта – это способность к особенной переработке информации, умение ставить проблемы и самостоятельно приходить к их решению, видеть в обычных вещах и ситуациях то, чего не замечают другие.
  • Позиция личности – это отношение человека к условиям жизни, к обществу, которое его окружает, непосредственно к собственным обязанностям и труду. Все это характеризует нравственный облик и социальные установки.
  • Также существует понятие структуры личности в психологии — целостной модели, которая является системой связанных между собой качеств и свойств и характеризует ее психологические особенности.

Структура личности

Личность состоит из многих компонентов. Кратко рассмотрим лишь основные:

  • Направленность. Система побуждений, которая определяет активность человека и включает в себя потребности, интересы, идейные и практические установки.
  • Возможности. Способности, которые обеспечивают успех деятельности. Одни из них доминируют в человеке, другие являются менее выраженными.
  • Свойства характера: моральные (например, чуткость, черствость), отношение к обязанностям, скромность или, наоборот, решительность и настойчивость.
  • Саморегуляция. Контроль деятельности, коррекция собственных действий и поступков.

Личность в социальной психологии

Социальная психология – одна из базовых отраслей психологического знания. Она имеет свой подход к изучению данной проблемы, и понятие личности также не обходится без внимания.

Социальную психологию интересует оно тогда, когда включено в систему социальных отношений. Эта наука рассматривает особенности взаимодействия личности и общества.

Получается, для того чтобы раскрыть понятие личности в социальной психологии, необходимо изучить реальные общественные связи и отношения, в которые она вступает.

Личность в отечественной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев)

Наши ученые личность рассматривают как продукт истории. Ее развитие, прежде всего, определяется местом, которое она занимает в обществе. При этом особое значение имеет совместное занятие и общение между людьми в процессе этой деятельности.

Традиционно в понятие личности в отечественной психологии включены всевозможные качества человека, возникшие вследствие жизни в социуме. Таким образом, в общественной психологии личность – это не столько индивид сам по себе, сколько, прежде всего, представитель человеческого общества, неразрывно связанный с ним.

Проблема личности в зарубежной психологии (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Роджерс)

Понятие личности в зарубежной психологии трактуется немного иначе — это уже не продукт общественных отношений, а самостоятельное явление, которое возникает само по себе.

Поэтому там имеет место другая интерпретация самосознания и самооценки человека: чем в большей степени он воспринимает себя отдельно от общества, тем выраженнее может осознавать себя личностью.

Что из этого следует? Западная психология понимает личность как субъект, склонный к самосознанию, познанию и оценке самого себя.

Особенно важно разобраться в этом вопросе людям, которые постоянно стремятся к самосовершенствованию и увлекаются различными тренингами. Очень тяжело развить в себе самоуважение, если нет восприятия себя как индивидуума, а не просто человеческой особи. Но и новичкам, которые совсем недавно начали изучать учения и понятие личности в социальной психологии, будет полезна эта информация.

Источник: https://www.syl.ru/article/168675/new_ponyatie-lichnosti-v-psihologii-ponyatie-lichnosti-v-sotsialnoy

Личность в психологии

Личность в психологии - психологияЛичность в психологии

Личность — одна из центральных тем современной психологии, понятие «личность» и «личностное» имеет свою историю и понимается по-разному.

К числу личностных не относятся особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе.

К числу личностных не относят психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе.

«Личностные» особенности — это особенности социальные, скорее глубинные, говорящие скорее о направленности жизни человека и характеризующие человека как автора своей жизни.

Черты личности (свойства личности, личностные черты) — черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее — глубинные) особенности. Черты личности — это то, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.

Понятие личность имеет три разных понимания: самое широкое, среднее и узкое понимание.

Личность в самом широком понимании — это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, это индивидуальность. В такое понятие «личность» включают особенности человека, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Обычно это направленность его стремлений, уникальность опыта, развитость способностей, особенности характера и темперамента — все, что традиционно включают в структуру личности.

Это своеобразие психофизиологической структуры человека: его тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, особенности мировоззрения, жизненного опыта и склонностей.

Погруженный в себя, вечно сонный пессимист-меланхолик отличается, как личность, от бодрого и общительного оптимиста-сангвиника.

При таком понимании личность есть и у человека, и любого животного, потому что у каждого животного есть свои, характерные особенности. Естественно, при таком понимании каждый человек является личностью, в той мере, в какой он обладает психикой и способен управлять собой. При таком подходе не принято говорить о том, что кто-то в большей мере «личность», а кто-то — в меньшей.

Личность в промежуточном, среднем понимании – это социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей.

Определение личности как совокупности социальных и личностных ролей принадлежит Дж. Мид. По А. Адлеру, личность начинается с социального чувства. Быть в обществе — всегда непросто, но тот, кто эту проблему решает удачно, тот личность.

У Джеймса это «социальное я», Я для других. Социальное я – это субъект взаимодействия и общения с другими людьми. Субъект взаимодействия и общения с другими людьми в типовых ситуациях, на уровне социальных привычек.

Социальный субъект — «Я» у Фрейда, «Взрослый» по Берну.

Социальные привычки — социальный уклад, принятый в данном обществе. Индивидуальные привычки – резерв для социальных. Когда они будут замечены и востребованы, они войдут в список социальных. Инициативность, деловая хватка – ранее было наказуемо, а позже стало уважаемо, стало частью «социального я». Тот, кто инициативен, считается социально более богатой личностью, чем человек без инициативы.

Личность в самом узком понимании – это культурный субъект, самость. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.

Такое понимание личности близко следующим авторам: К. Юнг, А.Н. Леонтьев , психологи экзистенциального направления, Н.И. Козлов. По Джеймсу, это «духовное я», или источник личностной активности. При таком понимании ребенок при рождении личностью не является, но может ею стать. А может и не стать.

Личность в основных психологических теориях

Каждый психологический подход или направление имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности. В теории У. Джеймса личность описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность, в бихевиоризме (Дж.

Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, в психоанализе (З. Фрейд) — вечная борьба между Ид и Сверх-Я, в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) — это иерархия мотивов, в синтон-подходе (Н.И.

Козлов) личность — это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован (либо нет) каждым человеком.

Личность в основных разделах психологии

Психология состоит из разделов: общей и социальной психологии, психологии личности и психологии семьи, возрастной и патопсихологии, психотерапии и психологии развития. Естественно, отсюда разные взгляды, подходы и понимание, что такое личность.

 В общей психологии под личностью подразумевается чаще всего нечто самое широкое и базовое, что есть у старца и младенца, у продвинутого мудреца и пускающего слюну дебила.

А именно, под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало (иногда его называют Я, самость), связывающее воедино различные психические процессы человека и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Отсюда следующее (поведенческое) определение личности —

это относительно устойчивая система поведения индивида, включенная в социальный контекст.

Если смотреть не поведенчески, а феноменологически, то личность (по У. Джеймсу) — это осознание себя и своего личного существования.

Источник: http://vseopsycho.ru/lichnost-v-psihologii/

Психология личности человека — что о ней нужно знать?

Личность в психологии

В психологической науке личность является главным объектом изучения, ей посвящен большой раздел общей психологии, именуемый «психология личности».

Прикладные психологические науки также активно изучают те или иные аспекты человека.

Кроме того, в современном обществе понятие личности, ее характеристики, свойства привлекают большое внимание не только профессиональных психологов, но и обычных людей.

Такое внимание людей к данному разделу вполне объяснимо, ведь каждого интересуют вопросы, связанные с тем, как общаться с другими людьми, понимать их, понимать себя, ориентироваться в обществе, состоящем из совершенно разных людей, каждый из которых является личностью со всеми присущими особенностями.

Личность представляет собой совокупность психологических, биологических и социальных свойств человека. Именно в данных аспектах каждый человек проявляет себя. Что же в первую очередь нужно знать, чтобы понимать психологическую сущность человека, а также то, в чем она проявляется главным образом?

Базовыми характеристиками любой личности являются темперамент и характер.Темперамент представляет собой набор динамических характеристик психофизиологической деятельности человека.

Темперамент определяет скорость, интенсивность протекания психофизиологических процессов у человека, пластичность и устойчивость эмоционального состояния, степень общей психической активности и т.д.

Знание типологии и специфики того или иного вида темперамента необходимо для понимания специфики личности того человека, с кем он общается, вступает в переговоры, так как психофизиологические особенности определяют поведение человека не меньше, а может быть даже больше, чем разум.

Не менее важным аспектом в личностной психологии является характер, представляющий собой набор стойких, преимущественных свойств человека, определяющих его поведение и отношения с окружающими.

Каждый человек в своей речи постоянно употребляет данное слово, говоря о характере того или иного человека, определяя характер как «трудный», «сложный», «покладистый», однако мало кто задумывается о научной классификации характеров, глубине изучения данного вопроса.

В психологии характер как элемент личности изучается достаточно серьезно, здесь им

Понятие личности в психологии 2

Что означает «личность»? В чем ее сущность? Кто является личностью?

Вопросы, вопросы… Их, как всегда, больше, чем ответов. Но, может быть, это и неплохо: постоянно сохра­няется вызов человеческому интеллекту, совершающему тяжкий путь познания.

Слово «личность» часто встречается в речи людей, далеких от профессиональной или педагоги­ческой деятельности. Оно приходит к нам с экрана те­левизора, со страниц газет, мы употребляем его в раз­говоре с друзьями и коллегами, обсуждая те или иные стороны нашей жизни. Это слово — одно из тех многих понятий психологической науки, которые буквально у всех на устах и вроде бы вникать в его значение уже не нужно, так как любому человеку все «давным-давно известно».

Понятие личности приобрело особую важность в наши дни. Это понятие стало центральным, особенно для тех, кто желает подчеркнуть неприкосновенность человеческого достоинства; но если нас спросят, что же, собственно, такое «личность», мы едва ли сумеем произнести хотя бы пару подходящих фраз. В повседневной жизни, отвечая на этот вопрос, мы обычно говорим про силу воли («сильная личность», «слабохарактерный человек»), отношение к людям («доброжелательный», «равнодушный») и т. п.

Так что же это такое — Личность? Этим вопросом занимаются наука, философия, психология, существуют целые теории, понятия:

Личность в русском языке имеет ряд значений: 1 — от­дельный человек в обществе, индивидуум; 2 — совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его инди­видуальность.

Слово «личность» (персона) первоначально обозна­чало маску, которую надевал актер в античном, театре. Затем оно стало обозначать самого актера и его роль. Превратившись в общее выражение, слово «личность» существенно изменило свой смысл: Личность—это че­ловек, который не «изображает» выбранную роль, а жи­вет, действует, проявляя себя по-разному в различных ситуациях.

11 стр., 5112 слов

Любовь и ее значение в жизни человека

Міністерство АПК України Дніпропетровський державний аграрний університет Доклад На тему: « Любовь, и ее значение в жизни человека» Выполнил: Кузнецов А.А. Гр. В-2-01(а) Днепропетровск 2002 г. План 1. Дружба что это такое, относится ли она к любви? 2. Как любовь приходит и уходит? 3. Что такое безответная любовь, как нам ее понять? Как можно этого избежать? 4. Как преодолеть одиночество? …

В философии личность рассматривается как человеческий индивид, продукт общения и познания, обуслов­ленный конкретно-историческими условиями жизни общества. В то же время личность индивидуальна. Поэтому личность принято определять как индивидуальное бытие обществен­ных

отношений

В психологии личность, как устойчивую систему индивидуаль­ных социально значимых черт человека рассмат­ривают как совокупность врожденных качеств и свойств, приобретенных в результате общения и совместной дея­тельности в обществе.

Важным достижением стала теория личности Фрейда, где был выработан новый взгляд на личность человека. Согласно этой теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»): [1]

«Оно» является источником и поставщиком энергии для других сфер лич­ности и, образуя движущие силы личности, выражается, как правило, в желаниях и влечениях.[2]

«Я» обособляясь от «Оно», в известной мере являет собой ра­зумность и рассудительность.

Третья сфера личности — «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), согласно Фрейду, возникает на основе «Я» и выступает как продукт культуры, складывающийся из комплекса совести, моральных черт и норм поведе­ния, которые контролируют действия «Я»

Безусловно, продуктивной является идеяЖ.-Ж. Руссо о двоекратном рождении личности. Эта идея определяет значение воспитания и обучения, а также требует определения тех образований, которые фор­мируют в ребенке бытие общественных отношений.

15 стр., 7455 слов

Волевые процессы личности человека

Содержание Введение……………………………………………………………………………………………..3 Глава № 1 Психологические особенности воли…………………………………5 1.1 Определение понятия «воля»…………………………………………………………..5 1.2 Структура и общие характеристики волевых качеств………………………8 1.3 …

О том, что становление личности является проблемой, говорилось русскими мыслителями не раз. «Для народов, писал, скажем, К.Д. Кавелин, — призванных ко всемирному и историческому действованию в новом мире, такое существование без начала личности невозможно»

В науке прочно утвердилось понятие о неоспоримой социальной сущности человека. К. Маркс говорил: «сущность человека не есть аб­стракт, присущий отдельному индивиду» Это означает, что отдельно взятый индивид не мо­жет подняться сам по себе, вне общения с другими, до уров­ня личности. Действительно, человек — не полузверь Маугли и не Робинзон-одиночка, он все человеческое приобретает в обществе и че­рез общество. Желая этого или не желая, но человек влияет самим собой на других людей, а они, в свою очередь, оказывают влияние на него. Один из крупнейших мыслителей нашего сто­летия Э. Фромм (1900−1980 гг.) писал по данному поводу следующее: «По сути, все человеческие существа тож­дественны. Мы все — часть Одного: мы все суть Одно». И в то же время: «Мы все Одно, и тем не менее каж­дый из нас — неповторимая, уникальная сущность. Это противоречие повторяется в наших взаимоотношениях с другими людьми»

(Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 139−140).

Справедливо утверждается, что личность — это соци­альная составляющая человека или совокупность его социальных качеств. От личности человека как явления социального, связанного с общением и совместной деятельностью с другими людьми, требуется умение управлять свои­ми эмоциями, волей и интеллектом на благо себе са­мому и окружающим. То есть, например, сдер­жать свой гнев и не ответить на оскорбление, не пока­зать свой страх и внешне казаться для окружающих невозмутимым. Основой для принятия того или иного решения «как себя вести?» является личность чело­века, которая формируется в человеке в процессе его жизнедеятельности и общения с окружа­ющими его людьми, находясь под их влиянием.

8 стр., 3870 слов

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

… раннего детства налагают свой отпечаток на личность человека на всю жизнь. Так как в среде каждого народа … духу времени и потребностям жизни.Формирование духовности человека непосредственно связано с национальными идеалами личности, которые составляют элементы … с частотой повторяемости определенных образцов личности внутри нации, народности. Категория людей (данных образцов), включающая наибольшее …

Отвечая на этот вопрос, можно использовать массу литературы, утверждения многих наук, занимающихся этим вопросом, но что же означает личность для любого из нас, не вдаваясь в науку, в обычной повседневной жизни?

Я думаю, осознание себя как личности — это и есть осознание своего «я». Оно и есть результат, становления человека как личности.

Проблема «я» возникает, как только мы задаемся вопросом о том, «Кто я?» «Что должен успеть сделать в жизни для себя, для других, для человечества?»

Кто есть Я? Как биологический организм я, по-видимому, существую с момента зачатия, но как личность начинаю формироваться с момента рождения. «Личностью не рождаются, личностью становятся». Потому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца. Когда же у вас появилась личность? С какого возраста вы себя помните? Отрывочные воспоминания остались в памяти с 3−4-х лет. Вся линия жизни четко прослеживается с 5−7-ми лет. В это время вы впервые отделили себя от остального мира и выработали к нему свое отношение. С момента своего появления на свет ребенок является чело­веком и индивидом, но он еще не является личностью: для этого ему предстоит пройти сложный процесс и биологического, и психического, а главное — социального развития, овладевая существую­щими в обществе нормами, обычаями, используя свои способности и задатки — именно на их основе формировалась наша личность.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

10 стр., 4554 слов

Двигательная активность человека в различные периоды жизни

… возраст (до одного года) из всех периодов жизни человека характеризуется наиболее бурным развитием абсолютно всех его структурно- … путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – занятия … ЦНС, в связи, с чем он не любит выполнять монотонные длительные упражнения, поэтому лучшим средством …

А является ли личностью каждый современный, взрослый, пси­хически нормальный человек? Разумеется, нет. Хотя каждая личность является одновременно человеком, но далеко не каждый человек в обществе и поведе­нии проявляет себя как личность. По моему мнению, понятие «личность» отвечает на вопрос «ЧТО делает человек?»

Человек предстает перед другими и перед самим собой как личность, когда он находится в ситуа­ции, в которой он должен активно и свободно отстоять свою позицию. В другие моменты жизни человек может и не проявлять себя как личность. Но именно бытие во вре­мени представляет человека как личность или как безлич­ность. Человек, который говорит одно, думает другое, делает третье, — выступает как безличность. (Киники называли таких людей «негодяи». «Безличность» — термин, введенный в России Федором Достоевским) Каждому человеку при­сущ свой тип личности, двух одинаковых личностей нет. Для осознания себя личностью человек должен, понять свою индивидуальность, отличить себя от других и сравнить себя с ними.

Не даром говорят: «От себя не убежишь». Да не надо от себя бежать. С собой нужно подружиться!

Замечали ли вы, что наше ощущение самих себя практически не меняется. несмотря на возраст? Конечно, меняются физические характеристики тела. И в детстве, и в юности, и в более зрелом возрасте мы меняемся. Но наверняка вы обращали внимание, что «внутри» остаемся все теми же. Наше ощущение самого себя уникально и будет с нами всегда.

Вот то, что у нас внутри, наше ощущение своей индивидуальности и есть Я. Наш самый лучший друг. Нужно подружиться с ним, доверять ему, научиться наслаждаться общением с ним, нашим внутренним Я.

«Когда вы обнаруживаете свою сущность и знаете, кто вы есть на самом деле, в этом знании себя заключается способность осуществить любую свою мечту, потому что вы есть бесконечная возможность, неизмеримый потенциал всего, что было, есть и будет», — пишет Д. Чопра в книге «Семь духовных законов успеха».

7 стр., 3281 слов

Ощущение

7 Литература 7 У каждого человека своё умение видеть, думать и чувствовать. Нет ничего глупее, чем пытаться подменить у него это умение нашим. Ж.-Ж. Руссо. Введение Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть главное, исходное. Однако, ощущая, воспринимая, наглядно …

Понимание себя дает не только придает уверенность в себе, вы начинаете понимать, что ваши взаимоотношения с людьми на самом деле являются отражением ваших взаимоотношений с собой.

Самая важная персона для себя-то я! А.Шопенгауэр писал: «Для блага индивидуума, даже больше — для его бытия, саамы существенным является то, что в нем самом заключается или происходит».

Нужно себя любить! У А. С Пушкина читаем: Кого ж любить? Кому же верить? Кто не изменит нам один? Кто все дела, все речи мерит Услужливо на наш аршин? Кто клеветы на нас не сеет? Кто нас заботливо лелеет? Кому порок наш не беда? Кто не наскучит никогда? Призрака суетный искатель, Трудов напрасно не губя, Любите самого себя, Достопочтенный мой читатель! Предмет достойный: ничего Любезней, верно, нет его.

Если вы себя любите, то никогда не будете кричать на своих родителей, друзей и близких вам людей, портить им настроение, делать им гадости. Ведь в конечном итоге это отрицательным образом скажется и на вас.

Если вы себя любите, то не будете ни с кем конфликтовать, не имеет значения, умный он или дурак. Дурака вы проведете, с умным договоритесь.

Если вы себя любите, то у вас будут великолепные отношения и с любимым человеком, и друзьями, и с родителями.

Если вы себя не любите, то вы плохой человек. Следовательно, полюбив, вы сразу же должны уйти от любимого человека. Не будете же вы подсовывать ему плохое.

27 стр., 13374 слов

Теория нарциссизма в работах З. Фрейда и Х. Кохута

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОАНАЛИЗА» КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Введение в психоанализ» На тему: «Теория нарциссизма в работах З. Фрейда и Х. Кохута». Выполнил: студент 1 курса Гаврилов О.Н. Проверил: преподаватель кафедры Психоанализа Зимин В.А. __________________________________ (оценка, подпись) Москва 2010 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. …

Жить надо для себя! Это приносит пользу и другим, если делается правильно. «Возлюби ближнего, но как себя», — гласит евангельская заповедь. Но мы не сможем полюбить ближнего и пользоваться его взаимностью только в том случае, если любите самого себя. В противном случае у вас нет никаких шансов на счастье.

21) Методологические основы анализа понятия личности. Многозначность трактовки понятия «личность» в современной психологии

Принцип детерминизма применительно к психологической теории личности ориентирован не только на идею причинности как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени следствию, но и на другие его формы (М.Г. Ярошевский): на системный детерминизм, обнаруживающийся в зависимости отдельных компонентов системы от свойств целого, а также на целевой детерминизм, в соответствии с которым цель определяет процесс достижения результата. Представление об активности личности, ее направленности, которое утвердилось в психологии начиная со второй половины 30-х годов ХХ века, создает методологические предпосылки для реализации принципа детерминизма на уровне категории “психосоциального отношения”. В психологии были выдвинуты трактовка детерминизма как действия “внешних причин через внутренние условия” (С.Л. Рубинштейн) и трактовка детерминизма как действия “внутреннего через внешнее” (А.Н. Леонтьев).

С позиции детерминизма развитие личности как системного качества индивида обусловлено социально, хотя сам индивид обладает биологическими предпосылками для своего развития.

Принцип развития в психологической теории личности реализуется в понимании процесса превращения биологических структур индивида в социально обусловленные структуры его личности. Таким образом строится представление о социогенезе личности как результирующей взаимодействующих в ней двух противоборствующих тенденций – к сохранению и к изменению развивающихся социальных систем. Развитие личности в онтогенезе определяется наличием и преодолением противоречия между потребностью индивида в персонализации и способностью посредством соответствующей деятельности быть персонализированным в социальной ситуации развития.

Принцип системности (или системный подход) в составе методологической модели теории личности позволяет представить ее в качестве целостности, в которой выявляются разнокачественные и разноуровневые связи, как синтез структурно-функциональных и фило-онтогенетических представлений. Этим преодолевается тот подход к личности, который обозначен как “коллекционерский”.

Этот принцип не мог быть обнаружен в общих системных представлениях, хотя и не мог быть без них сформулирован. Его следовало открыть в ткани самой психологической реальности. Для этой цели потребовалось: во-первых, преодолеть “птолемеевское” понимание человека в пользу его “коперниканской” трактовки как части социального целого, системы общественных связей; во-вторых, преодолеть гипноз “постулата непосредственности”. Это оказалось возможным сделать в условиях системного анализа категорий “психосоциальное отношение” и “организм – индивид – личность”, осуществленного при соприкосновении психологической теории коллектива (стратометрическая концепция) и психологической теории личности. Они должны были пересечься и действительно пересеклись в центральном для той и другой теории пункте – в выявлении системообразующего принципа, которым оказался принцип деятельностного опосредствования.

Системообразующий принцип – это тот общий объяснительный принцип, с помощью которого очерчивается и структурируется теория. Методологическая сущность этого принципа при построении теории личности состоит в том, что отношение одного человека к другому, равно как и отношение развития личности к его результату, мыслится через обращение к третьему объекту – предметной деятельности, которая в наиболее развитой своей форме имеет совместный характер, является следствием объединения людей в труде и общении. При этом, оказываясь исходно опосредствованными содержанием и организацией совместной деятельности, межличностные отношение и качества развивающейся личности в свою очередь воздействуют на ее процесс и результаты: субъект – объект — субъектные связи выступают в единстве с субъект — субъект — объектными как две стороны одной системы.

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности.

Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Существуют разные представления относительно объема понятия личности. Одни полагают, что личность – это только социальная сторона индивидуальной человеческой психики. Авторы книги «Социальная психология» заявляют: «социальное качество человека мы и называем личностью. Личность – это специальное понятие для обозначения именно социального качества или качеств человека». То есть понятие личности подчеркивает не индивидуальную уникальность человека, а нечто противоположное — то, что через содержание культуры уподобляет одного человека другим людям.

Другие психологи придерживаются более широкого взгляда на личность, усматривая в ней синтез всех характеристик человека, их уникальное сочетание. Это значит, что личность максимально сближается с индивидуальностью. Индивидуальность – непременный атрибут личности, выражающий духовное своеобразие, уникальность и неповторимость каждого человеческого существа. Индивидуальностью Б.Г.Ананьев назвал биосоциальную целостность конкретного человека, имея в виду неповторимость соматических, физиологических и психических свойств, его социальные качества, связанные со спецификой филогенеза. Индивидуальность — это то особенное и специфическое, что отличает одного человека от всех других, «включая как природные, так и социальные, как телесные (соматические), так и психические, как унаследованные, так и благоприобретенные, выработанные в процессе онтогенеза свойства».

Представляет значительный интерес вопрос о месте личности в структуре психики. На этот счет существуют две точки зрения.

Согласно одной из них, личность представляет собой поверхностный слой психики. Это «личина», «персона», то есть психологическая маска, «надеваемая» при исполнении той или иной социальной роли. По концепции американского психиатра и социального психолога Э.Берна, получившей широкое распространение даже за пределами психологии, «персона – это способ представлять себя и лучше всего описывается прилагательными: резкий, общительный, приятный, находчивый, деятельный, высокомерный или вежливый. Вещи, которые знакомые говорят друг другу в течение дня, при этом осторожно избегая вторжения в личную жизнь друг друга, не исходят ни от Родителя, Взрослого, ни от Ребенка. Они исходят от маски или щита, которые каждый человек помещает между собой и окружающими людьми, и которые некоторые психиатры называют персоной». Значит, личность является не центром души, которая у Э.Берна имеет три модификации («Эго-состояния») – Родитель, Взрослый, Ребенок, – а только оболочкой, обращенной к другим людям и доступной для восприятия окружающими. Сторонники этого взгляда убеждены, что в жизни часто не важно знать, что человек представляет собой на самом деле. Что действительно нужно, так это знать, за кого он себя выдает, или, по крайней мере, какого отношения к себе ждет. Американский социолог Ирвин Гоффман полагает, что в большинстве случаев даже нежелательно знать, «кто есть кто» среди тех людей, с которыми мы взаимодействуем. Достаточно понимать то, какую роль они себе выбрали, чтобы наши отношения с ними развивались без проблем. Таким образом, данный подход к личности акцентирует внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные социальные роли — общественное лицо, обращенное к окружающим, как сочетание наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности. По-видимому, такой подход удовлетворителен для социологического исследования, но едва ли он пригоден для дружеских отношений или семейной жизни. Тем не менее подобные воззрения в известной степени разделяют так называемые психологи-ситуационисты, (например, Э.Аронсон, Л.Росс, Р.Нисбетт и др.) которые считают, что для понимания поведения человека первостепенное значение имеет учет особенностей ситуации, в которой он находится.

Вторая точка зрения относительно места личности в структуре психики несет в себе отношение к ней как «особе», воспроизводя этимологию «личности» от благородного слова «лик» (Владимир Даль), а не от скоморошьей «личины». «Особность сознательной личности дана лишь человеку», – читаем у В.Даля. Стало быть, личность рассматривается как центр внутреннего мира человека, как главный регулятор психической активности, как существо данного человека. Именно такой подход выражен словами русского просветителя XVIII века А.Н. Радищева: «Ведаешь ли, от чего зависит твоя особенность, твоя личность, что есть ты?». Многие психологи видят в личности центральное психическое образование. Например, Карл Роджерс описывает личность в терминах «самости»: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле — внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека.

13. Понятие личности в психологии. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

Индивид отражает биологическую сущность человека как вида. Индивидуальные хар-ки чел-ка отражают особенности его как представителя вида homosapiens. Хар-ки: половозрастные особенности, конституциональные и нейродинамические (особенности нервной системы).

Личность отражает принадлежность чел-ка к определённой общности. Это социализированный индивид. Особенности: мотивационные (его направленность), уровень развития самосознания, совокупность социальных ролей и статусов.

Индивидуальность характеризует своеобразие человека и как индивида, и как личности.

Личность – базовая категория психологии, кот. отражает характерные устойчивые формы поведения чел-ка в обществе.

Структура личности включает в себя основные компоненты, определяющие поведение чел-ка в различных ситуациях:

  1. С.Л. Рубинштейн выделяет компоненты:

  1. Что чел-к хочет, к чему он стремится. Мотивационные особенности и направленность.

  2. Что чел-к может, каковы его потенциальные возможности. Способности чел-ка.

  3. Что чел-к есть на самом деле. Характер личности.

Структурные компоненты лич-ти существуют не изолированно друг от друга, а в процессе взаимодействия. В деят-ти психические св-ва лич-ти проявляются и формируются взаимопроникая друг в друга. Они образуют целостное системное качество, кот-ое и является личностью.

  1. Структурная модель личности по Голубевой Э.А.:

  1. Мотивация

  2. Темперамент

  3. Способности

  4. Характер.

Эти компоненты объединены между собой в систему образующими качествами: побуждение, эмоциональность, активность, саморегуляция. Особенности этих качеств: они одновременно входят в состав 2-х структурных компонентов.

организм (индивид). Хар-ризуется: потребности — св-ва нервной системы, общей и человеку, и животным – социально-человеческие св-ва нервной системы — прижизненно сформированные системы временных связей — Общая конституция – жизнедеятельность.

личность. Хар-ризуется: интересы и склонности — интроверсия, экстраверсия — актуализированные призвания – целеустремлённость — Направленность и мировоззрение – деятельность.

Человек (индивидуальность). Хар-ризуется: побуждение – мотивация – эмоциональность – темперамент — активность — способности — саморегуляция — характер – побуждение – поведение.

Наука о личности – персонология.

14. Основные подходы к изучению темперамента.

Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов и деятельности. Психобиологическая категория в основе, которой лежат врожденные особенности нервной системы человека.

Темперамент – относительно устойчив и мало подвержен изменениям в онтогенезе.

Свойства темперамента:

1. В раннем онтогенезе

Теории темперамента:

1) Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа и Клавдия Галена. гуморальная типология (Он описал основ­ные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи.Гиппократ считал, что в темп-те человека имеется 4 жидкости: — кровь (сангуис) — сангвиник; — слизь (флегма) — флегматик; — желчь (холе) — холерик; — чёрная желчь (мелан холе) — меланхолик. А) кровь – жизнь

Б) желчь – злоба, хитрость, подвижность

В) слизь (лимфа) – медленность

Г) черная желчь – тоска

Второй попыткой разделить людей на типы была конституциональная теория. Ставила различие между людьми в зависимости от конституционального строения.

2) Кречмер выделил, зависимость между опред. типом сложения и типом темперамента. Он предложил 4: лептосомный — узкие плечи, длинные худые ноги, вытянутое лицо… пикник — “толстый, плотный”. Люди: полные, живот большой, круглая голова, маленькая шея… атлетик — сильная мускулатура, широкие плечи… диспластики — бесформенное, неправильное строение тела…

3 типа темперамента соответствуют типам телосложения:

Шизотимики-лептосоматик имеют хрупкотелое сложение, склонны к шизофреническим заболеваниям. Они погружены в себя, замкнуты, плохо приспосаб. к окружающим;

Циклотимики-пикник хрупкое телосложение, общительны, реал-но смотрят на мир, имеют резкие перепады настроения;

Иксотимики-атлетик — атлетическое телосложение, предрасположены к эпилепсии, зацикливаются на мелочах,мало впечатлительны.

  1. Теория Шелдона: типы телосложения:

эндоморфизм — слабое мешковатое телосложение,слабое развитие костей и мышц, внутренних органов.

Мезоморфизм — сильное, крепкое тело и развитые кости и мышцы.

Эктоморфизм — хрупкое телосложение, слабая мускулатура, длинные руки, тонкий и с большой головой.

Кречмер и Шелдон. Соотношение частей тела

А) пикник – толстячок (мягкий и добрый)

Б) атлетик – стредний тип (сильный и мужественный)

В) астеник – худенький (слабый, меланхоличный)

От этих теорий нам остались термины

Павловская теория:

  1. сила

  2. уравновешенность

  3. подвижность

три фактора, определяющие 4 типичных состояния:

  1. холерик – высокая подвижность

  2. флегматик – низкая подвижность

  3. меланхолик – слабая нервная система

  4. сангвиник — сильная нервная система

На самом деле типов больше

(Темперамент. Его основные компоненты).

Все факторы делятся на внешние и внутренние. Среди генетических факторов одно из первых мест занимает темперамент. Он заложен от рождения, его нельзя изменить.

Свойства нервной системы заложены в наследственности так же как кучерявость, длина носа и т.п.

Скорость реакции – скорость воспроизводимости импульсов.

2 процесса: возбуждение и торможение.

Нервная система:

  1. сила

  2. уравновешенность( вопрос преобладания возбуждения или торможения)

  3. подвижность – хар-ка скорости смены одного другим

темперамент – хар-ка индивида со стороны динамических особенностей интенсивности, скорости, темпа, ритма психологических процессов и состояний. Св-ва темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими свойствами.

Основные признаки темперамента, по которым оценивается интенсивность.

  1. сензитивность

  2. реактивность-активность ( может проверяться по уровню инициативности)

  3. темп реакции (тоже по шкале макс-мин)

  4. пластичность-ригидность

  5. экстравертированность — интравертированность ( открытость-закрытость)

  6. эмоциональная возбудимость

По типу поведения:

I Холерик

II Сангвиник

III Флегматик

IV Меланхолик

Вопрос 8. Категория личности в современной психологии. Соотношение понятий «челокек-личность-индивид-индивидуальность».

Понятие личности

Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин “лик” для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово “личность” восходит к латинскому понятию “персона”, что означало маску актера в театре, социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение “потерять лицо”, которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие “жизненность, куда входят и телесные и духовные качества индивида.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего “лица”, т. е. личности – это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица Земли.

Интересно отметить, что латинский термин “homo” восходит к понятию “гумуса” (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских языках “man” производится от “manus” (рука). В русском языке слово “человек” имеет корень “чело”, т. е. лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая его к Творцу. Следовательно, даже этимологически личностные характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и цивилизации.

Личность — это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений. Сущность “особой личности” составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная природа, а ее социальное качество. Человеческий индивид — это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок — индивид, но он еще не есть человеческая индивидуальность, так как человеческая индивидуальность — это неповторимый самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, это индивидуальная форма общественной жизни человека. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть “единицей” человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования, индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самостоятельности конкретного индивида, его самобытности, способности быть самим собой в рамках социальной системы.

Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в развитии индивида опосредована социальными факторами. Способ существования индивидуальной жизни есть проявление более особенное или более общее, родовой жизни человека. Индивидуальность — это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе динамического взаимодействия его качеств, общих, типичных — общечеловеческих, природных и социальных признаков, особенных — конкретно-исторических и единичных — неповторимых телесных и духовно-этических характеристик. По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация его самого и его отношений в различных областях жизни.

Развитие индивидуальности играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса. Индивидуализация и совершенствование личности неразрывно связаны с преобразованием общества, с ликвидацией отчуждения, с борьбой против индивидуализма и созданием условий сотрудничества и взаимопомощи в обществе. Хотя природная основа личности, ее биологические особенности определяются факторами развития, ее сущностным основанием являются не ее природные качества, а качества социально-значимые — взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения.

Личность — это динамическая, относительно устойчивая целостная система интеллектуально-культурных, морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных способностях его сознания и деятельности. Личность представляет собой диалектическое единство общего социально-этического, особенного классового, национального и отдельно-индивидуального. В конкретно-исторических обстоятельствах личность выступает как целостность, которая задана определенной социальной системой. Личность — это действительность индивида, как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, отношениях между людьми. По этим поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах как положительных, так и отрицательных.

Познание структуры личности возможно как в общеисторическом плане, так и в плане исследований тех или иных аспектов этой структуры отдельными науками — биологией, психологией, социологией, педагогикой. Определяющее воздействие социальных и природных факторов на формирование и развитие личности происходит через ее субъективность. Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир — это не результат механического внедрения, в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется в практической деятельности.

В зависимости от характера общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или меньшее влияние на факторы его развития. Понятие “личность” характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. В то же время человек — это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций, которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежность к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Одним из важнейших качеств, стержнем личности является характер мировоззрения личности, которое в значительной мере предопределяет направленность и особенность всех социально-значимых ее решений и проступков. Социальная структура личности формируется в производственной деятельности и во внепроизводственных отношениях. Степень развития личности прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она включена. Эта закономерность лежит в основе разработок типологии личности.

В психологии термин “личность” используется в следующих целях.

1. При помощи понятия “личность” хотят объяснить тот факт, что люди не случайно отличаются друг от друга. Теория личности в этом смысле — это теория индивидуальных различий. Она решает задачу при помощи понятия «индивидуальность». Тенденция применять понятие личности в этих целях свойственна в частности бихевиористам и тем психологам, которые предпочитают психометрию.

2. Для объяснения постоянства поведения людей выявляются факторы, обусловливающие это постоянство. Предполагается, что стабильность поведения связана с внутренними психическими структурами, то есть чертами, или диспозициями. Совокупность этих черт образует личность человека.

3. Некоторые психологи рассматривают личность как «механизм» организации и ориентации поведения людей, высшую инстанцию саморегулирования. Ряд теорий личности так и называются – «регулятивные».

4. Понятие “личности” используется для указания на источник активности, движущие силы поведения и деятельности человека. В этом направлении ориентированы психодинамические теории. В центре их внимания — потребности, ценности, мотивы и другие побудительные силы.

5. При помощи понятия личность объясняют качественное отличие психики человека от животных. Человеческая психика в отличие от животных является личностной. Все живые существа обладают более или менее сложной психикой. Многие виды животных отличаются своими темпераментом и характером; у  них уникальные способности, которые не даны человеку. У людей нет ни орлиного зрения, ни собачьего нюха, ни умения ориентироваться без карты на огромных расстояниях, не говоря уже о скоростных, силовых и двигательных возможностях вообще. Но люди не решаются применить  понятие «личность» для описания даже самых интеллектуальных животных. Человек – единственное из живых существ, наделенных психикой, которое представляет собой личность. И причина этого не в самомнении людей и не в желании хотя бы как-то отделить себя от остальной части животного мира. Общество действительно создает условия для образования качественно нового психологического механизма – личности.

Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Длительное время в марксистской литературе указанные понятия почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем различение этих понятий не должно приводить к другой крайности — их резкому разграничению и противопоставлению.

Наиболее общим, родовым понятием является человек. Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или — точнее — субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

Индивид — это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек — безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок — индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Личность — это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. «.. . Сущность «особой личности»,— писал К. Маркс,— составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество.. . ». Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и самонаблюдения можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Внутреннее содержание личности не есть результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней ее работы, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек — это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность — это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами. Индивидуальность — это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств — общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития трудовой деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Марксизм-ленинизм подчеркивает величайшую ценность индивидуальности, развитие которой играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *