Психология. Практика.
Цель:
Практика носит ознакомительный характер. Основная цель познакомиться с основным содержанием работы педагога — психолога в школе.
Задачи практики:
Знакомство с образовательным учреждением, с направлениями его работы, нормативно-правовой документацией, проблемами становления учреждения и развития его на современном этапе.
Знакомство с особенностями организации, функционирования и опытом деятельности учреждения психолого-педагогической помощи ребенку.
Знакомство с должностными обязанностями педагога-психолога в данном учреждении, выявить специфику его деятельности.
Общие сведения
Студент:
Социально-педагогический факультет
Наименование практики: психолого-педагогическая;
Сроки прохождения практики: октябрь 2014
Наименование учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2
Адрес, телефон: Краснодарский край город Армавир
ФИО руководителя учреждения:
ФИО педагога-психолога:
МБОУ – СОШ № 2 Города Армавира существует 1955 года и в настоящее время в ней обучаются учащиеся 25 классов,750 человек. Директор школы работала с 1985 года учителем химии и биологии ,с 1995 г и по настоящее время директором данного учреждения.
Школа реализует образование по следующим уровням:
классы, обучающиеся по традиционной программе;
класс с казачьей направленностью;
классы коррекционно-развивающего обучения.
4. Проектная и исследовательская деятельность.
5. Кружки: 1. Кружок «Умелые руки» для учащихся 5-6 классов
2. Кружок «ОФП» для учащихся 9 – 11 классов
3. Кружок «Юные музыканты» для учащихся 5-7 классов
4. Клуб «Хранители» музея школы
5. Клуб любителей книги для учащихся 2-3 классов
Секции:
1. Подвижные игры для учащихся 1-х классов
2. Легкая атлетика для учащихся 9-11 классов
3. Футбол для девочек 6-8 классов
4. «Форвард» для 8-9 классов
5. Карате для всех возрастов
6. В школе функционирует Комната боевой Славы с экспонатами времён ВОВ.
План работы
Студент ФГБОУ ВПО АГПА. проходил психолого — педагогическую практику в октябре 2014 г в МБОУ – СОШ № 2, расположенной по адресу: г Армавир ул.Кочубея 47.
Дата
Мероприятие
Отметка о выполнении
06.10.14.
Установочная конференция. Постановка целей и задач практики.
07.10.14 .08.10.14
Знакомство с учебным заведением и его коллективом.
09.10.14. 10.10.14
Составление индивидуального плана практики
11.10.14.
13.10.14.14.10.14
15.10.14
Подбор и подготовка материала для проведения психологический исследований. Изучение литературы, пособий и рекомендаций по предмету практики.
16.10.14 .17.10.14. 18.10.14
Распределение по группам. Ознакомление с системой работы школы (документация, расписание…).
20.10.14. 21.10.14. 22.10.14
Ознакомление с организацией и содержанием деятельности педагога-психолога в школе.
23.10.14. 24.10.14. 25.10.14 .27.10.14.
28.10.14
29.10.14
Проведение психодиагностических мероприятий со школьниками, обработка и интерпретация полученных данных, наблюдение за работой школьного психолога, консультирование у методиста и педагога-психолога.
30.10.14. 31.10.14.
Подготовка и оформление отчетной документации.
Индивидуальный план работы
Дата
Мероприятие
06.10
Установочная конференция
07,08.10
Знакомство со школой (внутреннее устройство), педагогическим коллективом, историей основания, музеем.
Изучение литературы, пособий по предмету практики.
Составление индивидуального плана практики.
Подбор психодиагностических методик и разработка психолого-педагогической программы практики.
Ознакомление с документацией, учебно-материальной и дидактической базой, планами, образовательной деятельностью, воспитательной работой. Распределение по группам.
Знакомство с деятельностью, документацией, должностными обязанностями и методологией школьного психолога. Наблюдение за работой педагога-психолога.
Просмотр театральной постановки «Правила техники безопасности», наблюдение за поведением школьников. Консультации с педагогом-психологом.
Посещение урока русского языка во 6 «Б» классе
Психологический анализ урока, наблюдение за работай преподавателя и детей.
Проведение методики №1 (см. приложение)
Обработка и интерпретация результатов.
Посещение урока математики во 5 «Б» классе
Проведение методики №2 (см. приложение)
Обработка и интерпретация результатов.
Проведение методики №3 (см. приложение)
Обработка и интерпретация результатов.
Проведение методики №4 (см. приложение)
Обработка и интерпретация результатов
Консультации с педагогом-психологом.
Подготовка и оформление отчетной документации и дневника по практике
Приложение №1
Методика «Рисунок Семьи» Тейлор К.
Шкалы: взаимоотношения в семье, отношение к членам своей семьи, отношение к близким родственникам.
Цель: выявить особенности внутрисемейных отношений, данная методика предназначена для выявления отношения ребенка к членам семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а так же те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.
Описание: семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, какими он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.
Инструкция: ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный лист бумаги формата А4, использование каких – либо дополнительных предметов исключается. «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Не следует давать указания или уточнения. На вопросы такие, как «Кого надо нарисовать?», «Надо рисовать всех?», « А дедушку рисовать надо?» и т.д., отвечать следует уклончиво, например: «Нарисуй так, как тебе хочется».
Ход работы: ненавязчивое наблюдение за работой ребенка, обратить внимание на следующие моменты:
порядок заполнения свободного пространства
порядок появления персонажей на рисунке
время начала и окончания работы
возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.)
время затраченное на выполнение отдельных персонажей
эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.
По окончании рисунка попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка. Далее следует беседа, которая должна носить легкий характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения. Беседа строится по следующим вопросам:
Чья семья изображена на рисунке? (самого ребенка, его друга или вымышленного лица)
Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?
Кто в семье самый хороший и почему?
Кто самый счастливый и почему?
Кто самый грустный и почему?
Кто больше всех нравится ребенку и почему?
Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?
Кого оставят одного дома, когда поедут на прогулку?
Необходимо обратить внимание на то, как ребенок описывает каждого персонажа, какую роль отводит каждому в семье.
Приложение № 2
Методика «Лесенка»
Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.
Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).
Процедура исследования: методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
Проведение теста: ребёнку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
Анализ результатов: прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребёнок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальное™ у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем’ притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребёнком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.
Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые — папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребёнок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.
Приложение № 3
«Психогеометрическая характеристика личности» С.Делингер
(в адаптации А.А.Алексеева, Л.А.Громовой)
Цель: дать характеристику личных качеств и особенностей поведения испытуемого.
Описание методики: стимульный материал теста состоит из пяти геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг. Обследуемому предлагают «почувствовать свою форму» и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: «это — Я» (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения.
Инструкция: «Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: это — «Я»! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами».
Интерпритация: Первая фигура – является основной фигурой или субъективной формой испытуемого. Она дает возможность определить главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры — это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию поведения испытуемого. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для итспытуемого наибольшие трудности.
1. «Квадраты» — люди трудолюбивые, усердные, выносливые, ценят порядок, склонны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально сдержанны.
2. «Прямоугольники» — люди непоследовательные с непредсказуемыми поступками, их основным психическим состоянием является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.
3. «Треугольники» — люди, рожденные, чтобы быть лидерами, они энергичны, неудержимы, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, достигают их.
4. «Зигзаги» — люди-творцы с развитой интуицией, доминирующий стиль мышления — синтетический, они устремлены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью.
5. «Круги» — люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, их высшая ценность — люди, их благополучие.
Согласно автору, личность нередко описывается комбинацией двух или даже трех форм, однако важно выяснить, какая из них является доминантной, а какая подчиненной.
Приложение №4
Методика «Несуществующее животное»
(предложена М.3. Друкаревич)
Инструкция для группового тестирования: «Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших творческих способностей, воображения, умения решать нестандартные задачи. В течении 25-30 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, «чебурашка», «лошарик» и т. п.
Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.).
Составьте его описание в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений). В описании желательно отразить следующие моменты: размеры животного, где и с кем живет, чем питается, чего боится, насколько его внешний вид сочетается с его повадками, для чего он живет и какая от него польза и т. д. и т.п.
Данный перечень вопросов предлагается Вам для ориентировки. Проявите Вашу фантазию. Уверены, что Вы придумаете что-то более оригинальное.
Вверху на листе поставьте свой условный номер, сегодняшнюю дату. Внизу – свою роспись».
Интерпретация. (Общие замечания): метод интерпретации рисуночных тестов, в том числе и «Рисунка несуществующего животного построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»).
Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться.
Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.
Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется , осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).
Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств—уши, рот, глаза. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.
Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы—также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры. К ней относятся (ноги, лапы, иногда — постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае —экономия энергии, астенич-ность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
Линии. Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Типы животных. Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Агрессивность. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного —рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности. Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название. Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т.п.).
Практика — Образовательная программа «Психология» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Производственная практика
Департамент психологии тесно сотрудничает с научными, государственными и коммерческими организациями для того, чтобы студенты программы бакалавриата «Психология» имели уникальную возможность принять непосредственное участие в работе психолога в разных сферах. В рамках производственной практики студенты могут попробовать себя в качестве ассистента психолога, получить представление о практической деятельности психолога в той или иной сфере и продемонстрировать потенциальному работодателю свои лучшие личностные и профессиональные качества. Зачастую, по итогам прохождения производственной практики наши студенты оказываются востребованными организациями-работодателями как дипломированные бакалавры психологии.
Программа производственной практики по направлению подготовки 37.03.01 Психология на 2019/2020 учебный год (DOC, 143 Кб)
На образовательной программе «Психология» установлен следующий порядок прохождения производственной практики:Практика проходит под руководством преподавателя (внутреннего руководителя) Департамента психологии на базе российских и международных коммерческих и некоммерческих организаций или российских государственных организаций, специализирующихся на предоставлении психологических услуг или имеющих в своей структуре соответствующие отделы, а также научно-исследовательских центров и лабораторий (в том числе действующих в НИУ ВШЭ). Каждый студент может выбрать несколько мест практики для прохождения, но не более трех.
Организация проведения практики осуществляется на основании договоров и/или соглашений с организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, либо на основании письма-согласия организации, в соответствии с которыми указанные организации предоставляют места для прохождения практики студентов ОП «Психология».
По согласованию с руководителем ОП «Психология» студенты могут избрать иное место и время прохождения практики, представив в учебную часть до срока, определённого в Задании на практику, соответствующее письмо-ходатайство из организации, принимающей студента/студентов на практику, на бланке организации, если иное не предусмотрено регламентом данной организации.
В соответствии с датами практики, о которых студентам будет сообщено заранее, не менее чем за 2 месяца посредством официальной странички департамента психологии на сайте НИУ ВШЭ, всем студентам необходимо пройти курс «Как найти свою первую работу? Практический курс для студентов вузов» на платформе НИУ ВШЭ и представить резюме Руководителю практики со стороны Департамента и выбрать 2 предпочитаемые Организации для прохождения практики из предложенного списка НИУ ВШЭ или самостоятельно. (Приложение 1 программы производственной практики)
До начала практики студенты должны предоставить руководителю практики со стороны Департамента психологии индивидуальные задания для производственной практики (см. Приложение 2 программы производственной практики). Индивидуальное задание представляет собой согласованный с Организацией план и непосредственное содержание работы студента в определенный промежуток времени.
После прохождения практики (в течение 10 дней после её окончания) студенты предоставляют:
1. Отзыв от организации (Приложение 5 программы производственной практики) с указанием сроков пребывания практиканта, в котором руководитель организации или другое ответственное лицо оценивают теоретическую подготовку студента, его способности, профессиональные качества, дисциплинированность, работоспособность; здесь же высказываются замечания и пожелания и выставляется оценка по 10-балльной шкале. Отзыв должен быть отпечатан на фирменном бланке за подписью куратора практиканта или руководителя организации и заверен печатью, если это соответствует внутренним регламентам организации. Оригинал отзыва о практике от организации передается в учебный офис ОП «Психология» в течении 10 дней после окончания практики.
2. Отчет о прохождении практики и резюме. (Приложение 3 программы производственной практики) Подается в электронном виде (не менее 9000 знаков) и содержит:· краткую характеристику организации, где проходила практика;
· описание видов деятельности подразделения, в котором работал практикант;
· перечисление и подробное описание задач, которые решал студент во время практики;
· если студент принимал участие в нескольких видах деятельности, необходимо описать функционал в каждом из направлений/проекте;
· рассказ о впечатлениях практиканта (о том, что ему удалось узнать, сделать, с какими трудностями столкнуться),
· оценку собственных достижений практиканта.
· контакты (телефон и/или электронная почта) куратора практики и/или руководителя организации.
· резюме создается до начала практики и сдается руководителю практики за месяц до начала практики
3. Дневник практики(Приложение 4 программы производственной практики) с указанием конкретных заданий и времени выполнения данных заданий студентом с подписью внешнего руководителя практики от организации.4. Резюме и прохождение курса «Как найти свою первую работу? Практический курс для студентов вузов» https://www.coursera.org/learn/findjob.
5. Презентация на конференции по результатам практики
По итогам практики происходит публичное обсуждение и подведение итогов практики в формате открытой конференции с публичными индивидуальными или групповыми презентациями студентов по результатам прохождения практики.
Преддипломная практика
Преддипломная практика является составной частью основной образовательной программы профессиональной подготовки бакалавра психологии.
Преддипломная практика бакалавров проводится с целью сбора, анализа и обобщения научного материала, разработки оригинальных научных (проектных) идей для подготовки выпускной квалификационной работы (ВКР), получения навыков самостоятельной научно-исследовательской (проектной) работы, практического участия в научно-исследовательской (проектной) работе коллективов исследователей. Результатом преддипломной практики является отчет по научно-исследовательской (проектной) работе и защита его
Программа преддипломной практики 2020 (PDF, 459 Кб)
Страница 1 из 5 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Содержание1. Социальный паспорт учреждения. 1. Социальный паспорт учреждения
4. Отчет по учебно-ознакомительной практикеЦели, задачи, содержание практики
В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения и владения: Я, Косарева Милена Михайловна, студентка психолого-педагогического факультета, 2 курса, группы П-ППО 141 в период с 11 апреля по 8 мая проходила учебно-ознакомительную практику на базе МБОУ «СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов» под руководством педагога-психолога Харловой Светланы Сергеевны. Подпись __________________
Цель: создание психологических условий, содействующих психическому и личностному развитию школьников и оказание комплексной психолого-медико-педагогической поддержки всем субъектам образовательного процесса на основе целей и приоритетных направлений деятельности учреждения. Задачи:
|
Отчет о прохождении учебной практики по специальности: «Педагогика и психология»
Кокшетауский Университет имени Абая Мырзахметова
Отчет
о прохождении учебной практики
по специальности:
«Педагогика и психология»
Подготовила:
студентка 1 курса
заочного отделения
Пархоменко А.Ю.
Кокшетау 2016 год.
Введение
Цель практики: ознакомление студентов с организациями образования: с деятельностью директора школы, заместителя директора по учебной и по воспитательной работе, классного руководителя, системы его работы, планированием учебно-воспитательным процессом школы, колледжа. Знакомство с психологическими основами педагогического процесса и межличностными отношениями школьников и системы учитель-ученик. Психологические основы индивидуального и коллективного наблюдения.
Задачи:
познакомить с научными и практическими основами профессиональной деятельности учителя, школьного психолога
познакомить с основными направлениями и видами работы учителя в школе, школьного психолога
помочь овладеть культурой учебного труда школьного психолога;
научить самостоятельно, формировать у себя профессиональные качества школьного психолога.
Время и место прохождения практики: Акмолинская область город Кокшетау Центр Внешкольной работы «Әулет» с 02.05.- по 06.05.16.
Я, проходила учебную практику с целью расширение и углубление полученных теоретических знаний через ознакомление с деятельностью школьного психолога посредством приобретения первичных профессиональных умений, навыков и опыта работы в школьной психологической службе.
Кабинет психолога создан на базе обычного класса, находится на первом этаже №103 . Кабинет разделен на зоны:
1.Учебная зона – парты для занимающихся, стулья и доска
2.Рабочая зона – стол, стул, компьютер и шкафы
3.Зона релакса – кресла, цветы, ковер
Мебель расставлена функционально, красиво и просторно. Зоны кабинета разделены по всем правилам, очень хорошо сделана зона релакса.
В кабинете находится литература по направлениям:
Ø Общая психология
Ø Психологические процессы
Ø Методология
Ø Диагностика
Ø Коррекция
Ø Педагогическая психология
Ø Основы медицинской психологии
Ø Основы конфликтологии
Ø Возрастная психология
Ø Методическое обеспечение (учебники)
Время работы: с 9.00 до 18.00 с понедельника по пятницу
Роль психолога в школе.
Зачем нужен психолог в школе? Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Для начинающего специалиста школа — хорошая возможность приобрести ценный опыт работы с людьми, с детьми, опыт решения всевозможных психологических проблем. Но школа — это огромный социальный институт. Психолог работает не только с детьми, а также и с педагогами и родителями. Нередко в школе работают несколько специалистов-психологов (психологическая служба), так как поле деятельности психолога достаточно обширно. Рассмотрим основные методы работы психолога в школе.
Кроме уроков психологии (а такие есть в ряде школ), в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (в зависимости от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога.
Составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет очень важную роль: каждый родитель или педагог имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка.
Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого — всё это получает ребёнок в школе. Именно здесь необходимо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.
Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.
От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может выявить причины неуспеваемости, расторможенности или агрессивности детей. Затем работа ведется с родителями ученика. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители? Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка.
Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может рекомендовать другого специалиста.
I.Основная часть
1. Ознакомление с документами
Документация делится на рабочую и отчетную. В свою очередь, рабочая документация служит задаче непосредственной регистрации деятельности психолога. Отчетная документация является непосредственным отражением содержания деятельности педагога-психолога. Первым этапом прохождения практики было ознакомление со следующими документами:
2. Должностные обязанности
Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной). Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а так же родителей (лиц их заменяющих) в проблемах личностного развития обучающихся (воспитанников). Ведет документацию в установленной форме и использует её по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску. Определяет степень отклонений в развитии и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц их заменяющих).
Должен знать Закон Республики Казахстан «Об образовании», Декларацию прав и свобод человека, Конвенцию о правах ребенка, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков; основы законодательства в области охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости населения и его социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, (детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику), основы дефектологии; основы психотерапии, основы сексологии, основы психогигиены; основы профориентации, профессиоведения и психологии труда; основы психодиагностики, основы психологического консультирования и психопрофилактики, методы активного обучения, методы социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
3. План работы психолога
План работы школьного психолога на год составляется в майе месяце, который включает в себя такие разделы:
· Психодиагностика
· Психологическое просвещение
· Коррекционно развивающая работа
· Организационно — методическая работа
· Консультационная работа
Мною был создан план работы за недельный период практики.
План работы на 1 неделю
Недельный план о прохождении практики психолога-практиканта Пархоменко Анны Юрьевны в Центре Внешкольной работы «Әулет» с 02.05.- по 06.05.16.
Содержание деятельности | Формы и методы ее организации | Формы контроля | Сроки |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Инструктивное совещание по организации и проведению практики. Распределение студентов по классам. Знакомство с учебным заведением, с администрацией школы. Знакомство с планами работы школы. Ознакомление с системой работы учреждений образования: с деятельностью директора школы, зам. директора по учебной и воспитательной работе. | Установочная конференция в университете. | 25.04.16 | |
2. Знакомство с классным руководителем класса, с планом его работы. Беседа с учителем о классном коллективе. Посещение урока. Знакомство с учениками класса. | Конференция в школе. Беседа с директором (завучем) школы. | 03.05.16 | |
3. Знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в классе. | ——-”—— | 04.05.16 | |
4. Знакомство с системой работы школьного психолога | Беседа с школьным психологом Просмотр документации | 04.05.16 | |
5. Посещение уроков, с целью наблюдения и изучения классного коллектива | Запись содержания календарных планов и плана воспитательной работы в дневник практики. | Проверка дневника психолого-педагогических наблюдений. | 02.05.-06.05.16 |
6. Посещение класса с целью наблюдения и изучения личности школьника | Составление индивидуального плана, графика работы | Проверка индивидуального плана — графика работы. | 02.05.-06.05.16 |
7. Посещение школы с целью проведения индивидуальной беседы с конкретным учеником | Подготовка необходимого материала для проведения беседы | 02.05.-06.05.16 | |
8. Посещение уроков с целью определения школьной мотивации учащихся. Оказание помощи учителю в организации досуга детей | Составление плана наблюдения за учащимися. Проведение тренингов, игр, упражнений с учащимися. Оказание помощи школьному психологу в проведении и обработке тестов, проведении игр, упражнений | 02.05.-06.05.16 | |
9. Посещение уроков с целью наблюдения и изучения межличностных отношений школьников с помощью различных методик | Составление плана наблюдения, проведения и обработка социометрии | Проверка записей в дневнике практики. | 02.05.-06.05.16 |
10. Посещение уроков с целью наблюдения и изучения отношений «учитель-ученик» | Проведение упражнений, анкет для изучения отношений учителя и учеников | Проверка соответствующих записей в дневнике практики. | 02.05.-06.05.16 |
11. Посещение класса с целью изучения индивидуальной работы учителя с учениками класса. | Изучение индивидуальной работы учителя с учениками | Проверка записей анализов мероприятий в дневнике студента. | 02.05.-06.05.16. |
12. Посещение уроков, с целью наблюдения и изучения педагогического взаимодействия. | Проведение анкет, упражнений для изучения педагогического взаимодействия | Проверка методистом по психологии характеристики на класс. | 02.05.-06.05.16 |
13. Посещение класса с целью выполнения заданий с помощью различных методик. Оказание помощи школьному психологу в организации психологической диагностики | Проведение различных методик, совместная работа с психологом в проведении | Проверка дневников психолого-педагогических наблюдений. | 02.05.-06.05.16 |
14. Изучение работы классного руководителя и учителей с родителями учащихся. | Заключительное совещание в школе с участием администрации, учителей школы, группового руководителя и студентов. Сдача отчетной документации групповому руководителю | Проверка документации групповым руководителем, методистами. | 02.05.-06.05.16 |
15. Защита результатов педагогической практики на кафедре. | Творческий отчет студентов о ходе педагогической практики в базовых школах. | 06.05.16 |
II. Программа изучения личности учащегося
Программа изучения личности учащегося предполагает исследование его индивидуально-психологических особенностей, а также особенностей его контактного окружения Материалы исследования могут использоваться для составления психологической характеристики на учащегося по схеме:
1. Фамилия, имя, отчество учащегося, возраст, пол, класс, школа, адрес.
2. Семья: состав, возраст, образование, профессия, характер взаимоотношений с учеником, жилищные и материальные условия. Состояние здоровья ученика, его отношение к здоровью.
3. Положение в классном коллективе, характер отношения к окружающим людям и среде, социальные роли в семейном и классном коллективах, коммуникативные способности (устные, письменные), перцептивные способности (уровни восприятия и понимания партнера по общению), интерактивные способности (способность к взаимодействию с другими людьми).
4. Направленность личности: познавательная направленность (интересы, склонности), идеалы (гуманистические, духовные), профессиональные интересы, склонности, планы, творческая направленность.
5. Черты характера: активность, организованность, моральные качества, волевые черты, деловитость, старательность, бережливость, аккуратность и др.
6. Уровни развития самосознания: осознание себя, самопознание, самооценка, самоорганизация, саморегуляция, самоконтроль, самореализация, самосовершенствование и др.
7. Индивидуальный опыт: общая и экологическая культура, просвещенность, грамотность (правовая, экономическая и др.)
8. Психические процессы, интеллект, творчество: внимание и внимательность, ощущение и восприятия, мышление (интеллектуальные установки, чувствительность к несоответствиям и способность к постановке вопросов, анализу и синтезу понятий, самостоятельность в интеллектуальных поисках и др.), воображение и творчество (способность к созданию новых образов из известных элементов путем синтеза и фантазии), память (образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная и др.).
9. Психофизиологические качества: темперамент (сензитивность НС, подвижность, пластичность, сила нервных процессов, работоспособность, эмоциональность).
10. Отношение к курению, алкоголю, наркотикам.
На первый взгляд кажется, что составить психолого-педагогическую характеристику на любого школьника класса, в котором студент ведет педагогическую практику, можно легко и быстро. Практика, однако, говорит о другом. Для составления обоснованной характеристики надо располагать такими сведениями, которые можно получить лишь в результате целенаправленного изучения детей. Основным методом изучения школьников является систематическое наблюдение за их действиями и поступками на уроках, при выполнении трудных заданий, общественных поручений и т.д. Но метод наблюдения сам по себе, взятый изолировано от других методов и приёмов изучения, не всегда позволяет установить причину того или иного поступка. Поэтому наблюдение необходимо сочетать с опросом и беседой. Беседу можно вести не только с изучаемым школьником, но и с его товарищами, особенно друзьями, с которыми он проводит значительную часть времени в школе и на улице. Много ценных сведений можно почерпнуть из бесед с родителями и старшими членами семьи. Также можно использовать метод – изучения продуктов деятельности, эксперимент.
Мною была рассмотрена психологическая характеристика учащегося Мукумова Руслана, ученика 10 «Б» класса. Методики которыми пользуется психолог представлены ниже.
Психологическая характеристика на учащегося
1. Мукомов Руслана, 15 лет, учится в 10 классе посещает ЦВР
2. Семья: мама, папа Руслана. Мама – бизнесмен, папа – специалист ЖКХ. В семье взаимоотношения – нормальное, но иногда в семье возникают конфликты по поводу успеваемости и поведения Руслана. Жилищные и материальные условия – выше среднего. Испытуемый на свое здоровье не жалуется.
3. Взаимоотношение с одноклассниками находится на низком уровне, так как испытуемый не может найти общий язык с окружающими, агрессивен в отношениях, тяжело идет на контакт с родственниками, конфликтная личность. Коммуникативные способности лучше развиты устные.
4. Интересы у испытуемого проявляются в увлечении компьютером, любит играть в игры, также нравится обучаться вождению машины.
5. Испытуемому присущи такие черты характера, как: активный, общительный, неусидчивость, конфликтный, вспыльчивый, раздражительный, эмоциональный, несдержанный, энергичный, плохо идет на контакт, агрессивный.
6. У испытуемого самооценка завышенная, что проявляется в том, что он склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода.
7. У испытуемого наблюдается средний уровень мышления, лучше развито моторно-слуховое запоминание. Воображение и творчество достаточно развиты.
8. Для испытуемого характерен холерико-сангвинистический тип темперамента, в основе лежит сильный, неуравновешенный, подвижный тип НС.
9. Отношение к курению, алкоголю, наркотикам – негативное.
III. Психологический анализ урока
Анализ урока проводился мною на уроке «Умелые ручки» у педагога Пархоменко Геннадия Владимировича. Я посетила урок этого учителя – в исследуемом мною 10 «Б» классе. Урок был на усвоение новых знаний.
Главной задачей было расширить и углубить знания учащихся.
Учитель делает учебный материал доступным восприятию учащихся данного возраста, понятным и интересным с помощью простоты изложения материала.
В начале урока внимание было немного как бы рассеяно, ребята не все время слушали как отвечает их одноклассник, и учитель призывал их быть внимательней, говорил о том, что скоро будет самостоятельная работа по этой теме, следовательно нужно слушать внимательнее. Но когда учитель сам начал объяснять и рассказывать новый материал, то ученики стали слушать его внимательно, так как у учителя была яркая образная речь, он все время прибегал к работе воображения ребят. Внимание учеников все время было под контролем учителя, так как он не только рассказывал, но и задавал вопросы, при этом, выслушивая и отвечая на вопросы ребят, тем самым это объяснение можно назвать – рассказ-беседа.
Объектом восприятия учащихся является речь учителя и текст учебника. Но также была использована наглядность – изображение таблицы, которую ребята заполняли вместе с учителем, используя текст учебника.
Учитель обращался к памяти школьников на всех этапах урока: в начале для того, чтобы освежить знания по прошлой теме, затем для того чтобы вовлечь учеников в познавательную деятельность. Учитель задействует эмоциональный, механический виды памяти учащихся.
Для того чтобы лучше запомнить материал учитель использовал на уроке включение в деятельность, повторение, эмоциональное восприятие данного материала. Учитель в своем объяснении использовал метод дедукции (изложил сначала факты, а потом уже вывел из них общие закономерности). Урок не имел проблемной направленности, он был направлен на овладение новыми углубленными теоретическими знаниями.
Во время опроса учитель обращался к классу для того, чтобы ребята помогли своему однокласснику и показали его ошибки, дополнили ответ. А при подаче нового материала учитель узнавал, что еще знают ребята по этой теме. При закреплении материала учитель обращался к школьникам с целью узнать, что же они запомнили и могут рассказать.
Учитель в довольно свободной манере общался с учениками, речь была спокойной, она очень подходила к внешности и поведению этого человека. Было видно, что ребята не боятся его, а уважают, а это очень важно, школьники внимательно относились к словам своего наставника, он их легко мог настроить на те эмоции, которые были нужны ему. Так же сразу стало заметно, что стиль педагогического общения здесь демократический.
Учитель ведет у этого класса уже второй год, поэтому требования к ответу давно приняты учениками.. Конечно, при этом страдает дисциплина, так как каждый может высказать свою точку зрения или даже поспорить с учителем, а ученики не хотят выслушивать то, что они считают неправильным, поэтому иногда в классе начинался «галдеж», учитель старался сразу же это пресечь.
В целом, стиль преподавания мне очень понравился
Цели урока грамотно формулируются и доносятся до учащихся, основные этапы урока регламентируются временем.
Организационная подготовка к уроку не вызывает замечаний, напротив, является примером для подражания.
Для привлечения внимания учащихся педагог использует проблемные вопросы (в ходе объяснения нового материала), в практической части урока широко используются наглядные пособия.
Резюмируя: преподавательскую деятельность Пархоменко Геннадия Владимировича можно оценить именно как педагогическое мастерство, которым обладает не всякий педагог. У него есть чему поучиться.
IV. Одаренные дети
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности.
Во время практики мною была рассмотрена проведенная диагностика ученицы Якобчук Любы. При помощи методике школьный психолог выделил следующие результаты:
· научно-изыскательная деятельность соответствует высокому уровню проявления;
· интеллектуальное лидерство проявляется на высоком уровне;
· ярко выражены художественные способности, владение языком, богатый словарный запас, образное мышление.
По методике Векслера показала высокий уровень интеллектуального развития.
Во время рассмотрения диагностики ученицы Якобчук Любы, психологом было предложено протестировать ученицу по коммуникативным организаторским способностям в целях приобретения навыков.
При обследовании мною по методике КОС-1, выявлено:
· организаторские способности =0,75, что соответствуют высокому уровню проявления умений;
· коммуникативные способности =0,75, что соответствует высокому уровню развития способностей.
По результатам теста «Ваш творческий потенциал?» показал значительный творческий потенциал, который показывает умение использовать самые разные формы творчества.
Перед аудиторией выступает свободно и уверенно, аргументировано ведет беседы и дискуссию
Эмоциональное реагирование на возможные неудачи адекватно обстановке, возможно проявление фрустрации.
Затруднений в общении со сверстниками и взрослыми нет.
психолог педагог учащийся
Заключение
В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении учебной практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно ознакамливаться с работой психолога образования. Мне очень понравилось наблюдать за работой с детьми разных возрастов, уровней и сравнивать их деятельность между собой.
Данная учебная практика поможет мне в дальнейшей работе психологом, после прохождения практики мне стало легче находить общий язык с детьми подросткового возраста, благодаря психологу Шаймерденой Шнар Киянбековне, которая показала правильный алгоритм работы с детьми. Я на практике увидела, как должен выглядеть кабинет психолога, какие зоны должны в нем присутствовать и как правильно разделить территорию кабинета. Ознакомилась с очень важными и интересными документами, направлением работы психолога образования, его этическими принципами. Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно, пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.
Литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология , Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика. – 1991. – 480с.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — 420с. (14, 24 стр.)
4. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 320 с.
5. Зимняя И.А Педагогическая психология: Учебник для вузов – М.: Логос, 2001. – 384с.
использованные методики:
1. Личностная агрессивность и конфликтность (автор Е.П. Ильин, А.П. Ковалев)
2. Коммуникативные организаторские способности (КОС-1)
3. Карта интересов (80 вопросов)
4. Черты характера и темперамента (ЧТХ)
5. Методика «Формула темперамента» (А. Белов)
6. Опросник структуры темперамента (В.М. Русалов)
7. Общий общительный уровень (В.Ф. Ряховский)
8. Тест на логическую закономерность ( О. Липпман)
9. Прогрессивные матрицы Ровена
10. Склонности к отклоняемому поведению (СОП)
11. Уровень интеллекта развития (Векслер)
Частная практика психолога. Мифы и реальность. Как начать?
Предлагаю договориться, что профильное высшее образование по специальности «психолог» у вас уже есть.
Если нет, то начинаете с его получения.
ВУЗы в которых обучают психологов бывают двух видов:
— в одних отлично дают и теорию, и практику, если вы вдумчиво и качественно учились, для начала работы полученных знаний и навыков будет достаточно,
— в других, по слухам, практику дают мало и плохо, и молодой специалист не очень понимает, а что делать-то с обратившимся к нему клиентом?
И тогда следующий шаг – дополнительное обучение в том направлении, которое вам больше нравится или доступно. Гештальт ли это будет, процессуальная терапия, транзактный анализ или семейный системный подход – ваш выбор.
Так или иначе, если вы будете практиковать как психолог, дополнительное обучение, супервизия и личная терапия станут неизбежными частями вашей жизни.
Не потому что «так надо», а потому что иначе вы или будете не знать что делать в каком-то затруднительном случае, или свои «слепые пятна» помешают, или кто-то из «удачных» клиентов поможет обеспечить профессиональное выгорание.
Поэтому, хорошее образование и практические навыки – ваша база, опора и основа профессиональной устойчивости и успешности.
Если вы не работали вообще, только первое образование получили или не работали с людьми, с клиентами, то следующий шаг – наработать опыт.
Оптимальный вариант – устроиться в психологический центр, в любую государственную структуру (школу, социальный центр, психологом в фирму и пр.). Цель – опыт, опыт и еще раз опыт. Параллельно – обучаетесь в направлении практической психологии.
И только вот на этом этапе:
— у вас есть образование психологу, высшее;
— у вас есть практические навыки;
— у вас есть опыт работы с разными людьми,
Специалист чувствует, что может и готов уйти в самостоятельное плавание, создать себе частную практику психолога.
С чего начать?
С консультаций клиентов.
Для этого вам нужно:
— место, где вы будете их проводить,
— знания и умения,
— желание работать с клиентами,
— информирование людей о своих услугах.
Все.
Какие ошибки чаще всего допускают психологи, начиная свою частную практику?
- слишком долго и много учатся, игнорируя необходимость контактов с людьми.
Получается, такой «пересоленый огурец, который забыли предложить гостям». И вот он из одного рассола в другой, в нескольких «банках» сразу и маринуется, и солится, и замораживается….
А клиентов нет.
Опыта на пять психологов хватит, и человек приятный, и ответственный, и знает и умеет все, но о том, что есть такой хороший психолог Вася никто не знает.
- Ждут слишком быстрых и больших коммерческих результатов
Тут несколько ошибок сразу срабатывает. Люди чувствуют, они вам интересны или их банковская карточка, и избегают быть использованными.
Как мужчины улетучиваются от женщин-коллекторов с «мужчина должен содержать семьи, читать стихи и делать ее счастливой».
Как женщины убегают от мужчин-потребителей с «зачем заводить женщину, я кухонный комбайн куплю, а женщина должна бесконечно радовать, быть юной, секси-красивой игрушкой и только».
Высокие ожидания, нереалистичные приводят к сильному разочарованию.
Дальше наш психолог бежит к пункту два, начинает получать еще стопитцотый навык, забывая о простом:
Если вы вырастили великолепный урожай, но о нем никто не знает, то кто его у вас купит?
- начинают работать со всеми обратившимися, даже если это клиенты психиатров или люди, далекие от навыков данного психолога
Если в этом случае параллельно психолог супервизирует случай, прорабатывает «слепые зоны» свои и учится, то это хороший вариант.
Дальше он может работать с такой проблематикой и данным типом клиентов.
Но если он взял сразу несколько сложных задач, то вероятнее всего дело закончится переутомлением и выгоранием.
- ожидают одобрения, похвалы от клиентов
И ранятся, когда получают обесценивание, агрессию, прерванную работу и пр.
- ждут, что частная практика возникнет сама собой
А где-то их несостоявшиеся клиенты ждут, что их проблема решится сама собой…
Частная практика – это деятельность.
Чтобы она была успешной, нужны
Адекватные последовательные действия достаточной интенсивности
И хорошее, доброе, любящее отношение – на ОТДАТЬ.
Получить сработает само собой. *
* исключения – это когда у человека есть блоки на получение положительных поглаживаний от мира и людей (денег, благодарности, признания, близости)
В этом случае его отношение – в глубине души – будет страх и отвержение, избегание. Что так или иначе и проявится и в его действиях, и в результатах.
Ваши вопросы тут:
Что конкретно сегодня я сделаю для организации своей частной практики психолога?
Что еще нужно сделать? (план, списком)
Когда я это сделаю?
И ДЕЙСТВИЯ
Где брать клиентов? Где взять клиентов? Как найти клиентов?
Где и как информировать как можно большее число людей о вашем предложении.
Читать отчет по психологии: «производственная практика»
(Назад) (Cкачать работу)
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Общее знакомство с Учреждением базы практики…………………………..6
2 Наблюдение за приемом пациентов психолога и выполнение индивидуального задания по производственной практике …………………………9
2.1 Групповая работа …………………………………………………………….11
2.2 Выполнение индивидуального задания по поручению психолога………..13
Заключение……………………………………………………………………….17
Приложения ………………………………………………………………………20
ВведениеЦели и задачи, значение производственной практики для подготовки психолога
Я, Марченко Елена Сергеевна, студентка третьего курса заочного отделения, по направлению 37.03.01 «Психология», проходила производственную практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в медицинском учреждении ГБУЗ « Томаринская центральная районная больница» Сахалинской области г. Томари .
Продолжительность практики составила 4 недели в период с 15 декабря по 11 января 2017 г.
Практика, эта важная часть профессиональной подготовки психолога и сориентирована на достижение следующих целей:
-Закрепление теоретических сведений и получение навыков их практического использования;
-Воспитание профессиональной воззрения психолога, идеологии, манеры поведения, изучение профессиональной этики;
-Знакомство с особенностью деятельности психолога в учреждении.
Ключевые вопросы производственной практики:
-Познакомиться с персоналом психологической службы.
-Познакомить с правами и служебными обязанностями психолога.
-Выработать мнение о специфике психологической службы.
-Усвоить и зафиксировать необходимый теоретический материал, исполнив задания к практике.
-Наладить взаимодействие с коллективом.
-Изучить методы наблюдения и беседы.
-Осуществить работу по заданию психолога учреждения.
-Написать отчет производственной практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. План-график прохождения производственной практики
Дата | Перечень работ |
15.12.16 г. | Общее знакомство с учреждением базы практики. |
16.12.2016; | Знакомство с содержанием работы психологической службы в учреждении ГБУЗ « Томаринская ЦРБ» |
19.12.2016 гг. | Составление индивидуального плана прохождения производственной практики. |
20.12.2016; | Наблюдение за работой психолога, проводящего индивидуальные беседы и занятия. |
21.12.2016г | Наблюдение за работой психолога, проводящего групповые занятия. |
22.12.16 г | Участие в обработке диагностических данных |
23.12.2016г. | Заполнение документации |
26.12.2016г. | Участие в проведении группового тренинга по обнаружению степени негативных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста Тест «Рука» Э. Вагнера. |
27.12.2016г. | Участие в проведении группового тренинга по раскрытию состояния эмоциональной сферы ребенка, обнаружение наличия агрессии, ее направление интенсивности.Графическая методика «Кактус». |