Предмет дифференциальной психологии: Server Error in ‘/’ Application.

Автор: | 03.05.2021

Содержание

Предмет и задачи дифференциальной психологии контрольная по психологии

Предмет и задачи дифференциальной психологии. Сам термин «дифференциальная психология» был введен Штерном в 1900 году. Он один из первых ученых собрал современные ему представления о различиях между людьми и на основе этого разработал целую концепцию “Психология индивидуальных различий”, а затем добавил к индивидуальным различиям вопросы, связанные с групповыми различиями и обозначил эту область, как “дифференциальная психология”. Дифференциальная психология занимает одно из ведущих мест в области психологических знаний. Она связана с общей психологией, с возрастной, педагогической, социальной. С психодиагностикой, с психоконсультированием, с вопросами психотерапии, с психологией семьи, с социологией, философией, психофизиологией. Как самостоятельная наука сложилась недавно. Дифференциальная психология – это раздел психологической науки, который изучает психологические различия, а также типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики. Количественно оценивает индивидуальные различия в разных сферах. Дифференциальная психология имеет 2 задачи: выделение индивидуальных различий и объяснение их происхождения. Дифференциальная психология как теоретическая наука До недавнего времени научная психология ориентировалась только на разработку проблем с общих позиций. В исследованиях обращались к основополагающим элементам, из которых строится вся психическая жизнь, и к общим законам, которым подчиняются все психические процессы; в поисках общего и совпадающего не учитывалось всё то бесконечное многообразие, в котором проявляется сущность психического у разных личностей, народов, сословий, полов, типов и т.д. Подобное абстрагирование оправдано, поскольку оно проистекает из понимания ограниченности наших возможностей; однако забывая, что имеем дело именно с уровнем абстракций, мы могли бы действительно утвердиться в мысли, что все проблемы, составляющие душу науки, возможно решить с позиций общего подхода. Эту опасность, длительное время грозившую психологии, сегодня можно считать преодоленной. Даже против своей воли при обращении к любой теме исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического; и если она сначала оценивалась как источник ошибок для обобщённого рассмотрения, то в конечном счете (как это уже было в истории науки) из самого источника ошибок возникла проблема. Было признано, что дифференциация психического имеет такое же право на психологическое изучение, как и общепсихологические закономерности и факты. Таким образом, само изучение психики привело к выделению дифференциально-психологического аспекта. В большинстве случаев, правда, речь шла только о побочных продуктах собственно общепсихологического анализа; исследований, исходно нацеленных на проблемы дифференцирования, все еще недостаточно, и процесс сознательного дифференцированность внутри разных сословий, наций, полов или дает обобщенное психологическое описание определенного сословия или народа, или пола. Пока еще исследования носят номотетический характер, но они уже исчерпывают себя в этих узких границах и тем глубже, чем более дифференцирована группа, подлежащая изучению, от ее окружения, чем специфичнее вид типа, суть которого должна быть определена. Значимость «особенного» в «общем» становится все большей, и цель достигается только тогда, когда научной проблемой становится сама отдельная индивидуальность. Индивидуальность всегда означает единичность. Каждый индивид — это картина нигде и никогда больше не существующая в идентичной форме. Конечно, на него воздействуют определенные закономерности, в нем воплощаются определенные типы, его можно во многих отношениях сопоставить с другими индивидами, но он не целиком растворяется в этих обобщающих закономерностях, типах и уравнениях. Всегда остается тот «плюс», то содержание, которым он отличается от других индивидов, подчиняющихся тем же законам и относящихся к тем же типам. Таким образом, индивидуальность — это асимптома науки, ищущей законы. Каким должно быть отношение дифференциальной психологии к подобному положению дел? Если действительно, как это хотелось бы представить некоторым теоретикам, единственная задача науки — поиск общезначимого, тогда не может существовать никакой психологии единичной индивидуальности. Но мы, однако, знаем (благодаря работам Виндельбанда и Риккерта), что эта попытка связать, как смирительной рубашкой, всю науку вообще четко заданными и перенесенными из естествознания методам исследования, должна быть отвергнута. Идеографический подход, который занимается не общим, а особенным, историческим, равноправно противостоит номотетическому. Выбор того или другого метода не связан с разделением наук на естественные и гуманитарные; скорее в каждой науке есть области, исследования которых требуют постановки вопросов как номотетического, так и идиографического характера. В науке о психическом, которая до сих пор была слишком односторонне номотетична, идиографическое направление надо сначала развить; в одном ряду с собственно психологией должна находиться психография, представляющая отдельные индивидуальности со стороны своеобразия их психики. Одновременно, при помощи этого самого крайнего ответвления дифференциального изучения психики устанавливается связь с историческими дисциплинами. Хотя требование, что гуманитарные науки (на что указывает уже их наименование) должны использовать психологию в качестве вспомогательной дисциплины, звучало часто, осуществить его было невозможно, ведь современная психология тяготела исключительно к естественным наукам (и по формам рассмотрения и по постановке проблем). Историк хочет понять не общие законы психической жизни, а индивидуальные виды поведения, характеры, личностное своеобразие, сам процесс их развития; он стремится узнать, как из сочетания творческой одаренности с определенным видом психической работы, пониманием жизни и темпераментом могла возникнуть зрелая художественная индивидуальность; он исследует соотношение внутренних склонностей и воздействия окружающих условий, которое в итоге приводит к появлению яркого политического или религиозного деятеля. Общая психология могла предложить так мало полезного для разрешения интересующих его проблем, что историк в большинстве случаев просто отказывался от ее помощи. Но создавая систему и методику психографии научная психология становится его действительным помощником. Система психографии должна максимально полно отразить все точки зрения, касающиеся описания психической индивидуальности; методика же должна обеспечить связь собственно метода исторически- биографического изучения видов поведения с методами дифференциально-психологического исследования. При этом условии психография будет оказывать воздействие и на развитие других областей самой дифференциальной психологии, поскольку сравнение большого числа точно психографически описанных индивидов дает самый лучший материал для исследований вариаций, корреляций, типов и др. главнаяхрестоматия В. Штерн Дифференциальная психология и ее методические основы Дифференциальная психология как прикладная наука С начала нового времени формы практической жизни сознательно основывали на научном исследовании сопутствующих человеку обстоятельств. «Через знание — к умению», — таков был девиз этой эпохи. Но в течение столетий это касалось лишь внешней стороны (экономической, технической, промышленной, гигиенической) культурной жизни, которую преобразовывали при содействии наук; и соответственно, именно естественные науки в качестве прикладных дисциплин оказывали наиболее сильное воздействие. Напротив, та внутренняя сторона культуры, которая имеет дело с человеком (а есть ли такие виды жизненной деятельности, сколь бы «внешними» они ни были, где не участвовало бы психическое?), оставалась вне сферы научного исследования. Там, где являлось необходимым понять и оценить психическое поведение человека в практической жизни, руководить им и влиять на него, там довольствовались наивной популярной психологией или дилетантскими системами, лишенными всех преимуществ, являющихся следствием влияния научного познания. От этого и по сей день страдает воспитание и преподавание, выбор профессии и общение, судопроизводство и система социального наказания, гигиена и психотерапия и ряд других областей практики. Часто жаловались, что нельзя было навести никаких мостов между популярно- психологическими целями и потребностями, с одной стороны, и научными, с другой стороны; казалось даже, что научная психология как бы изолирована на острове и осуждена на бесплодие в отношении задач культуры. Конечно, разделяющая их пропасть, отчасти, обусловлена методом познания действительности: наука должна идти вперед, руководствуясь строго человека единственный, которому может быть присвоено звание универсального средства истолкования характера и т.д. – это только почерк. Не требует дальнейшего обоснования принадлежность названных выше задач психогностики к области дифференциальной психологии. Психотехника имеет своим предметом практическое влияние человека на человека. Она нуждается в дифференциальной науке о психике по двум причинам. Сначала ей надо вообще определить возможность и примерные границы влияния. Лишь имея возможность заглянуть в причинность определенного психического свойства мы можем измерить резонанс приходящих извне влияний воспитания, наказания, социального просвещения и т.п. Так например, криминалистская психотехника зависит от того, воспринимают ли преступность как врожденное предрасположение (диспозиция) или как результат воздействия окружающего. Исследование одаренности покажет, какие диспозиции (например к музыке, математике, рисованию) должно учитывать преподавание, чтобы вообще быть успешным и т.д. Тогда, однако, вид воздействия должен быть ориентирован на психическую дифференциацию. «Преподавание должно индивидуализировать!» — это требование хоть и старо, однако все еще не выполняется, особенно в условиях воздействия на коллектив. Лишь сейчас мы начинаем понимать те психологические точки зрения, которыми при этом следует руководствоваться. Например, при массовом преподавании дифференцирующую психотехнику можно выполнять тремя способами: а) когда при изучении отдельного школьника учитывается тип его обучения, записей, интереса и т.д., что принимается во внимание при оценке успеваемости; б) когда при коллективных формах преподавания отказываются от применения односторонних методов (например, изложения учебного материала только на слух), которые очень подходят для одной группы учащихся, но являются неестественными для других; в) когда грубейшие несоответствия в уровне и качественных характеристиках способностей школьников одного класса устраняются путем разделения учащихся на группы по степени и видам одаренности. Но все эти меры немыслимы без предварительного или хотя бы протекающего одновременно с ними научного исследования психического дифференцирования. Естественно, что необходимо дифференцировать воспитание, ведь робкие и отважные, небрежные и педантичные, сангвиники и флегматики требуют к себе различного подхода. Одновременно, так же как и при преподавании, здесь всегда надо ставить вопрос: не следует ли для формирования гармоничной личности дополнить односторонность врожденных склонностей заботой о развитии менее выраженных свойств, и в какой мере возможно упражнение подобных психических образований. При вынесении судебного решения теперь начинают иначе, чем раньше, рассматривать своеобразие человека; определяя меру и вид наказания, учитывать тип его внутренней мотивации, способности к перевоспитанию. К тому же с юными следует обходиться иначе, чем со взрослыми людьми, и поэтому трудно понять, почему в схеме уголовного права и уголовного судопроизводства почти полностью игнорировалось это важнейшее различие в душевной жизни человека. Все более усиливающаяся ориентация на учет своеобразия человека, его способности к воспоминаниям, суггестивности и т.д. при допросе свидетелей также объясняется в основном сотрудничеством с научной психологией. Дифференциальную психотехнику в ряде случаев целесообразно проводить психиатрам. Ведь даже при лечении чисто соматических заболеваний каждый врач должен быть в большей или меньшей степени психиатром. Надо лечить не болезни, а больных людей. Если раньше при господстве, к сожалению, вымирающей сегодня системы домашних врачей близкое знакомство врача с личностью пациента и ее особенностями делало точные психологические обследования излишними, то нынешняя и особенно возможная в будущем ситуация предъявляют совершенно иные требования; следует учитывать, что психологическая оценка самого пациента и способов общения с ним с недавнего времени начала формироваться при использовании научных, отчасти экспериментальных, вспомогательных средств. При этом можно надеяться, что современные, и отчасти не вызывающие сомнения, психологические подходы (например, психоаналитический метод Фрейда) со временем могут быть заменены безупречными дифференциально- психологическими методами воздействия.

Дифференциальная психология: современный взгляд | Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

Литература

Олпорт Г. Становление личности: Избр. труды. М.: Смысл, 2002. 461 с.

Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: Наука, 1998. 336 с.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.

Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.

Русалов В. Д. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психологический журнал. Т. 12. № 5. 1991. С. 3–17.

Pawell A., Royce J. R. An overview of multifactor-system theory // Strelau J., Farley F. H., Gale A. (Eds.). The Biological Basses of Personality and Behavior. Washington; N. Y.; London, 1985.

Рубинштейн С. Л.

Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.

Брушлинский А. В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ИП РАН, Пер Сэ, 2002. С. 9–23.

Анцыферова Л. И. Психологическое содержание феномена «субъект» и границы субъектнодеятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М.: Академический проект, 2000. С. 27–42.

Машков В. Н. Основы дифференциальной психологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. 132 с.

Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология: учеб. пособие. М.: Флинта, МПСИ, 2003. 280 с.

Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: ЛГУ, 1990. 253 с.

Рудкевич Л. А. Талант: психология и становление // Социальная психология личности / под ред. А. А. Бодалева. Л.: ЛГУ, 1974.

Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 300 с. 16-2-2012.indd 11 6-2-2012.indd 11 07.06.2012 12:50:51 7.06.2012 12:50:51

Super D. E. The psychology of careers. New York: Harper & Brothers, 1957.

Головей Л. А., Петраш М. Д. К проблеме развития человека как субъекта деятельности // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. С. 29–41.

Манукян В. Р. Нормативные кризисы развития в период взрослости // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2010. Вып. 1. С. 39–46.

Парыгин Б. Д. Жизненные стратегии личности: [рец. на книгу К. А. Абульхановой-Славской «Стратегии жизни»] // Психол. журн. 1992. № 2. С. 93–99.

Предмет дифференциальной психологии — Студопедия

Классификация методов дифференциальной психологии

Методы дифференциальной психологии

Направления дифференциально-психологических исследований

Понятие психологической нормы

Этапы развития дифференциальной психологии

Предмет дифференциальной психологии

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Лекция 1

· Общенаучные методы

· Психогенетические методы

· Исторические методы (методы анализа документов)

· Собственно психологические методы

· Каналы получения информации об индивидуальности

· Приемы и способы научной классификации

Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

Индивидуализация есть свойство всего живого.

Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые. Так, например, самая умная крыса может в одной и той же ситуации научения действовать эффективнее, чем самая глупая обезьяна, стоящая выше крысы на эволюционной лестнице.


Человек предстает в первую очередь как индивидуальность.

В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному.

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий, осуществляя житейскую психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем.

До недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, как правило, утрачивалось своеобразие индивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта.

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы

· установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека,

· разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ.

Сегодня это область знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся.

Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Отличия:


отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных).

Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания.

Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития.

Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой.

Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

Составляющие предмета дифференциальной психологии | Шпаргалка к написанию экзаменов


Обобщение различных теорий и концепций позволяет сделать вывод о существовании двух относительно независимых направлений, относящихся к изучению наиболее обобщенных характеристик психики человека, изучению личности. Одно направление выделяет роль «первичных», базальных, индивидных свойств в организации и развитии личности, а другое рассматривает эти свойства как рядоположные, в значительной мере даже зависимые от «верхних», социальных уровней организации личности. В первом случае исходят из единых для всех основ психического развития, во втором предполагают его исходную уникальность для каждого. Но существуют теоретические, экспериментальные и практические основания в контексте первого подхода для разделения всех людей на несколько изначальных психологических типов, а в контексте второго — для их объединения в определенные группы на основе учета каких-то самых общих, например математических, закономерностей.

Поэтому в предметную область дифференциальной психологии естественным образом входят изучение и разработка психологических типологий, интерес к которым не ослабевает уже тысячелетия, и в связи с чем их существует великое множество. Среди этого множества можно выделить общие психологические типологии, построенные по общим психологическим свойствам личности (темпераменту, способностям, направленности и т. п.), и прикладные психологические типологии, разработанные в рамках отдельных отраслей психологии и в основном только ими используемые.

Когда в качестве центральной проблемы дифференциальной психологии выделяется проблема становления психологической неповторимости отдельного человека, оказывается уместным применение принципов системного подхода к исследованию индивидуальности человека, изучение «индивидуальных психологических различий как целостной системы свойств». В этом случае исходным моментом в изучении индивидуальности принято считать уникальность, индивидуальное своеобразие как неповторимое сочетание всех признаков, отличающих одного человека от другого. Целостную характеристику индивидуальных свойств человека В. С.Мерлин обозначил как интегральную индивидуальность — особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека, начиная от биохимических особенностей организма и заканчивая социальным статусом личности в обществе. Обобщая работы по дифференциальной психологии, А. В. Либин выделил следующие ее разделы (по уровню значимости): «(1) область индивидуальных различий; (2) область типологических различий; (3) область групповых различий». При этом под групповыми различиями понимается характеристика людей с точки зрения возраста и пола, принадлежности к определенной расе и культурной традиции. Соотнося эти положения и сделанные ссылки на другие получившие признание работы с предложенной выше классификацией методологических подходов дифференциальной психологии, можно сделать вывод об отсутствии между ними значимых противоречий.

Итак, предметом дифференциальной психологии являются индивидуальные и групповые психологические различия людей. К специфическим методам дифференциальной психологии следует отнести метод выявления контрастных групп и методы дифференциальной психодиагностики. Наличие собственного предмета изучения и собственных специфических методов позволяет считать дифференциальную психологию отдельным разделом научной психологии.

Предмет дифференциальной психологии

Нужна помощь в написании работы?

Дифференциальная психология – это раздел психологической науки, который

изучает психологические различия, а также типологические различия

психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология имеет 2 задачи: выделение индивидуальных различий и объяснение их происхождения.

Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Так, она отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных). Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания. Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость Поделись с друзьями

Индивидуальность человека как предмет дифференциально-психологических исследований INDIVIDUALITY AS THE SUBJECT OF DIFFERENTIAL-PSYCHOLOGICAL RESEARCH

116

Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология

Journal of the Belarusian State University. Philosophy and Psychology

Основатель дифференциальной психологии как самостоятельной области научного знания В. Штерн

под индивидуальностью понимал «индивида как целое в его уникальности». И именно индивид как

эмпирическая единица является, по его мнению, для дифференциальной психологии предметом ис-

следования [1].

Понятия «индивид», «индивидуальность» происходят от лат. individuum ‘неделимое’. Однако если

обратиться к этимологии понятия «дифференциация» (от лат. differentia ‘разность’, ‘различие’), то

можно встретить описание противоположного по сути явления: разделение целого на некоторые ча-

сти, формы или ступени. Означает ли это парадоксальность предмета исследования дифференциальной

психологии, которая была привнесена ее основоположником В. Штерном?

По мнению В. Н. Колесникова [2], выделяются два подхода к изучению индивидуальности: инте-

гральный и дифференциальный. В основе первого лежит принцип существования систем. Данный под-

ход получил наибольшее развитие в отечественной психологии второй половины ХХ в.

Постановка проблемы исследования индивидуальности человека как некоторой системы принадле-

жит Б. Г. Ананьеву, который писал: «Чтобы подойти к проблеме индивидуальности с точки зрения целого,

нужно представить человека не только как открытую систему, но и как систему «закрытую», замкнутую

вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта)» [3, с. 327]. Однако

решение ученым этой проблемы можно назвать скорее комплексным, аддитивным (рассмотрение инди-

видуальности как совокупности, набора, симптомокомплекса [4]), чем собственно системным.

В дальнейшем идея построения теории индивидуальности, опирающейся на системные прин-

ципы, была воспринята и творчески развита ведущими отечественными психологами. Наибольший

интерес представляют исследования интегральной индивидуальности В. С. Мерлина. По мнению

ученого, интегральная индивидуальность – это «не совокупность особых свойств, отличная или про-

тивоположная другой совокупности, обозначаемой как характеристика типичности человека. Инте-

гральная индивидуальность – это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи

между всеми свойствами человека. <…> Каждое отдельное свойство <…> в одних своих проявле-

ниях и в зависимости от одних условий типично, то есть присуще какой-то группе людей, в других

проявлениях и в зависимости от других условий оно индивидуально-своеобразно, единственно и не-

повторимо» [5, с. 19].

На основе принципа системного обобщения разработана и специальная теория индивидуальности

В. М. Русалова, в которой раскрываются закономерности и специфика формирования индивидуаль-

но-психологических различий под влиянием устойчивых биологических факторов. «Под индивиду-

альностью человека мы понимаем систему многомерных и многоуровневых связей, охватывающих

всю совокупность условий и устойчивых факторов индивидуального развития человека. При таком

подходе индивидуальность человека выступает как частный случай саморазвивающейся и саморегу-

лируемой системы, состоящей из иерархического ряда свойств всех ступеней развития материи – от

физических, биохимических, физиологических и т. д. до социально-групповых и общественно-исто-

рических» [6, с. 23].

Человеческая индивидуальность как относительно замкнутая система имеет, по мнению В. М. Ру-

салова, жесткие и гибкие элементы. Первые обеспечивают ее самостоятельность, устойчивость и не-

проницаемость для внешних воздействий (уровень организма), вторые – взаимодействие со средой

(уровень личности) [7, с. 14].

Свой исторически-эволюционный подход к проблеме индивидуальности А. Г. Асмолов [8] также на-

зывает системным, поскольку он позволяет изучить феномен человека в процессе эволюции порожда-

ющей его системы и целевой детерминации развиваемой системы. Центром данного подхода является

рассмотрение эволюционного смысла индивидуальных различий.

Зарубежным психологическим исследованиям свойственно построение преимущественно аддитив-

ных моделей индивидуальности через нахождение и описание множества разнородных и связанных

переменных, часто с использованием метода факторного анализа. В наибольшей степени системному

рассмотрению индивидуальности соответствует теория К. Г. Юнга, в которой под индивидуацией по-

нимается процесс осуществления самости, порождения психологического индивида, некой целостно-

сти сознания и бессознательного [9].

Согласно В. Н. Колесникову [2], дифференциальный подход в психологии индивидуальности озна-

чает поиск стабильных (базальных) параметров на основе критерия инвариантности по времени, про-

странству и состояниям.

Данному критерию отвечает дифференциально-психофизиологическое направление исследова-

ний индивидуальности, начатое такими известными отечественными психологами, как Б. М. Теплов

и В. Д. Небылицын, которые, в свою очередь, опирались на идеи и работы И. П. Павлова.

1. Предмет и задачи дифференциальной психологии

Тема 1. Предмет и задачи дифференциальной психологии.
Предметная область дифференциальной психологии. Задачи дифференциальной психологии. Место дифференциальной психологии в системе психологического знания. Методологические подходы дифференциальной психологии. Направления развития современной дифференциальной психологии. Дифференциальная психофизиология как часть дифференциальной психологии.


  1. Предмет, задачи и место дифференциальной психологии в системе наук

В самом общем виде можно определить дифференциальную (от лат. differentia – различие) психологию как отрасль психологии, изучающую индивидуальные и групповые психологические различия людей.

Заметна тенденция ставить знак равенства между дифференциальной психологией и психологией индивидуальных различий. Сам термин «дифференциальная психология» был введен В. Штерном в 1900 году. Он один из первых ученых собрал современные ему представления о различиях между людьми и опубликовал работу «О психологии индивидуальных различий: сущность, задачи и методы дифференциальной психологии». В. Штерн считал, что исследования должны быть направлены не на различия между индивидуальностями, а на отдельные «личностные особенности», по которым отличаются люди.

Дифференциальная психология занимает одно из ведущих мест в области психологических знаний. Она связана с общей психологией, с возрастной, педагогической, социальной. С психодиагностикой, с психоконсультированием, с вопросами психотерапии, с психологией семьи, с социологией, философией, психофизиологией. Как самостоятельная наука сложилась недавно.

Дифференциальная психология – это раздел психологической науки, который изучает психологические различия, а также типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп.

Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики. Количественно оценивает индивидуальные различия в разных сферах.

Дифференциальная психология имеет 2 задачи: выделение индивидуальных различий и объяснение их происхождения.
Дифференциальная психология как теоретическая наука

До недавнего времени научная психология ориентировалась только на разработку проблем с общих позиций. В исследованиях обращались к основополагающим элементам, из которых строится вся психическая жизнь, и к общим законам, которым подчиняются все психические процессы.

Однако, при обращении к любой теме исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического. Было признано, что дифференциация психического имеет такое же право на психологическое изучение, как и общепсихологические закономерности и факты. Таким образом, само изучение психики привело к выделению дифференциально-психологического аспекта.

Дифференциальная психология, подобно общей, — наука, выходящая на всеобщие значимости, однако это значимости совсем иного рода. Она должна прежде всего исследовать те формальные закономерности, которые определяют реальность психического варьирования.

Особый ракурс приобретает вопрос о причинности: следует спросить, какова роль в возникновении психических различий, с одной стороны, внутренних (наследственности, предрасположений), с другой стороны, внешних (влияния окружающего мира, воспитания, эталонов и норм и т.п.) причин. Наконец, изучение того, насколько внешне воспринимаемые психические проявления можно считать характерными признаками психических особенностей, ведет к обоснованию дифференциальной симптоматологии.

Дифференциальная психология исследует существенное качество и функции определенных индивидуальных вариантов. В этом смысле она становится «специальной» психологией темпераментов, характеров, способностей. Она изучает психическую дифференцированность внутри разных сословий, наций, полов или дает обобщенное психологическое описание определенного сословия или народа, или пола.

Индивидуальность всегда означает единичность. Каждый индивид — это картина нигде и никогда больше не существующая в идентичной форме. Конечно, на него воздействуют определенные закономерности, в нем воплощаются определенные типы, его можно во многих отношениях сопоставить с другими индивидами, но он не целиком растворяется в этих обобщающих закономерностях и типах. Всегда остается тот «плюс», то содержание, которым он отличается от других индивидов, подчиняющихся тем же законам и относящихся к тем же типам.

Дифференциальная психология как прикладная наука должна перед собой поставить две цели: познание человека (психогностика) и обращение с человеком (психотехника).

Психогностика. Если мы практически взаимодействуем с людьми, то прежде всего должны знать их, чтобы верно судить о них (подвергать оценке, классифицировать) и правильно использовать их усилия. В рамках определенных задач культуры, например, для профессионального отбора, целая система испытаний направлена на то, чтобы познать хотя бы одну сторону проявлений человеческой индивидуальности, например, работоспособность претендента.

Психотехника имеет своим предметом практическое влияние человека на человека. Она нуждается в дифференциальной науке о психике. Психотехнике надо определить возможность и примерные границы влияния. Лишь имея возможность заглянуть в причинность определенного психического свойства мы можем измерить резонанс приходящих извне влияний воспитания, наказания, социального просвещения и т.

Исследуется подчинённость психологических особенностей человека биологическим и социальным закономерностям. А) Приоритет детерминации психического развития отдаётся биологическим факторам – методы генетической психологии (метод близнецов). Б) Приоритет детерминации психического развития отдаётся социальным факторам – биографический метод.
3. Дифференциальная психофизиология как часть дифференциальной психологии.

Во второй половине XX в. в нашей стране из дифференциальной психологии вы­делилось новое направление — дифференциальная психофизиология, фундамен­том для возникновения которой стало созданное И. П. Павловым учение о типах высшей нервной деятельности и свойствах нервной системы. Дифференциальная психофизиология — это научная дисциплина, возникшая на стыке дифференциальной психологии и психофизиологии. Как уже говори­лось, она занимается индивидуальными (присущими индивидууму) и типиче­скими (присущими группе людей, объединенных по какому-либо характерному для них признаку) различиями между людьми. Психофизиология изучает нерв­ные механизмы психической деятельности. Соответственно дифференциальная психофизиология рассматривает зависимость индивидуальных психологических особенностей поведения, деятельности, общения человека от его биологической природы.
Тема 2. История возникновения дифференциальной психологии


  1. Исторические предпосылки развития представлений об индивидуально-типических различиях.

  2. Зарождение дифференциальной психологии как науки.

  3. Влияние экспериментальной психологии и тестирования на появление дифференциальной психологии.

Исторические предпосылки развития представлений об индивидуально-типических различиях: древнегреческие представления об индивидуальных различиях. Личностные особенности при вычислениях в астрономии. Зарождение дифференциальной психологии как науки. Влияние биологии на появление дифференциальной психологии. Влияние экспериментальной психологии и тестирования на появление дифференциальной психологии: У. Штерн, А. Бине, Дж. Кеттелл. Развитие статистического метода.
Зарождение дифференциальной психологии было обусловлено накопленным на протяжении веков человеческим опытом. Со временем стало заметно, что для лю­дей характерны индивидуальные различия в поведении. Естественно, это заста­вило систематизировать наблюдаемые отличия, дать им определенное научное объяснение. И не случайно уже в Древней Греции философы обсуждали эту про­блему. Платон в книге «Государство» писал, что два человека не могут быть со­вершенно одинаковыми: каждый отличается от другого своими способностями, поэтому одному следует заниматься каким-либо своим делом, а другому — своим. Более того, Платон предложил, как бы сейчас сказали, тест на профессиональную пригодность к солдатской службе.

Еще более известно учение Гиппократа о четырех типах «красиса», ученый заметил и описал типические различия в поведении человека. Древнегреческий философ Аристотель, живший чуть позже Гиппократа, в своих работах (напри­мер, в «Этике») значительное место уделил анализу групповых различий, в том числе видовых, расовых, половых и социальных, проявляющихся в психике и морали. Он связывал их отчасти с врожденными факторами. Аристотель описал людей, обладающих либо избытком, либо дефицитом вспыльчивости, смелости, стыдливости и др.

После длительного периода затишья в изучении данной темы, характерного для Средневековья, новый импульс оно получило благодаря педагогам и просве­тителям XVIII-XIX вв. — Ж. Ж. Руссо, Песталоцци, Гербарту, К. Д. Ушинскому — в связи с изучением индивидуальности ребенка, его способностей. Однако все это было связано с наблюдением, а не количественным измерением обнару­живаемых различий. Поразительно, но первое систематическое измерение индиви­дуальных различий осуществили вовсе не психологи и философы, а астрономы.

В 1796 г. Мэскелин, астроном Гринвичской астрономической обсерватории, уволил своего ассистента, потому что тот зафиксировал (с помощью своего зре­ния) прохождение звезды на секунду позже, чем он сам. В 1816 г. кенигсбергский астроном Бессель прочитал об этой истории и заинтересовался индивидуальны­ми особенностями вычислений, производимых разными наблюдателями. Сопо­ставив данные нескольких из них, он установил определенные различия. С появ­лением хронографов и хроноскопов во второй половине XIX в. это получило более объективное подтверждение и заставило физиологов заняться изучением психи­ческих различий между людьми, в частности по «времени реакции». Поэтому экспериментальная психология, послужившая фундаментом и для дифферен­циальной психологии, возникла, по существу, из недр физиологических исследо­ваний, проводившихся Вебером, Фехнером, Гельмгольцем, Гальтоном, наконец, Вундтом, создавшим первую экспериментальную лабораторию для проведения психологических исследований.

Вундт. Он открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге 1879 г. Это оказало существенное влияние на развитие экспериментальной психологии. В лаборатории изучались зрительные и слуховые впечатления, скорости реакций, ассоциаций и др. Первоначально психологами-экспериментаторами игнорировались индивидуальные различия и рассматривались как «случайные» отклонения. Однако вклад экспериментальной психологии в дифференциальную психологию заключается в том, что было продемонстрировано, что психологические феномены доступны для объективного и даже количественного изучения. Это было необходимо, чтобы возникло изучение индивидуальных различий.

Влияние биологии. В конце 19 века под влиянием дарвиновской теории возрос интерес к сравнительному анализу, предполагающему наблюдение за тем, как одни и те же качества проявляются у представителей разных видов. Особенно важными для дифференциальной психологии являются исследования Ф. Гальтона, наиболее знаменитого последователя Дарвина. Гальтон первым попытался применить эволюционные принципы изменчивости, отбора и приспособляемости к исследованию человеческих индивидов. Научные интересы Гальтона были свзаны с изучением наследственности (книга «Наследственный гений»). Для Гальтона стало очевидным, что для определения степени сходства между индивидуумами их можно измерять – каждого в отдельности, сравнивать друг с другом, изучать большие группы. Наряду со статистикой, психологическое тестирование является важным средством дифференциальной психологии. После Гальтона следующий этап в развитии психологического тестирования связан с именем Джеймса Маккина Кэттелла. В своих работах Кэттелл объединил два параллельно развивающихся течения: экспериментальную психологию и психологию, основанную на измерении индивидуальных различий. Кэттелл учился в доктарантуре в лаборатории В.Вундта. Затем читал лекции в Англии и общался с Гальтоном. Вернувшись в Америку, Кэттелл организовал лабораторию для занятий экспериментальной психологией, активно распространял методики психологического тестирования. Понятие «интеллектуальный тест» впервые появилось в работах Кэттелла в 1890 г.

Затем появились тесты Бине-Симона, Стенфорда-Бине и др. Появились понятия тестовые нормы, надёжность теста.

К началу 19 века диффренциальная психология начала обретать конкретные формы. В 1895 г. Бине и Генри опубликовали статью «Психология индивидуальности», которая представляет собой первый систематический анализ целей, предмета и методов дифференциальной психологии. В качестве главных проблем дифференциальной психологии авторы указали изучение природы и степени индивидуальных различий в психических процессах и выявление взаимосвязи психических процессов человека, чтобы классифици­ровать качества и определить среди них фундаментальные.

Основателем дифференциально-психофизиологического направления как само­стоятельной научной дисциплины считается Уильям Штерн. В 1900 г. он выпус­тил книгу «О психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии». При переиздании (1911 г.) она вышла уже под другим названием — «Дифференциальная психология и ее методические основы».

У. Штерн интересовала природа раз­личий между людьми, поэтому он обратился к наследственности, климату, соци­альному или культурному уровню развития, образованию и другим факторам.

В 1903 г. вышла книга Томсона «Индивидуальные различия полов», в которой впервые были изложены результаты всеобъемлющего тестирования мужчин и жен­щин, проводившегося в течение нескольких лет. Тогда же появились исследова­ния различий расовых групп.

Дифференциальная психология | Психология вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающий | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клиническая | Образовательная | Промышленное | Профессиональные товары | Мировая психология |

Личность: Я концепция · Тестирование личности · Теории · Проблема разума и тела


Эта статья требует внимания психолога / академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если у вас есть квалификация.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

.

Было предложено включить [[:: Лондонская школа дифференциальной психологии | Лондонская школа дифференциальной психологии]] в эту статью или раздел. (Обсуждать) Было предложено объединить [[:: Психология индивидуальных различий | Психология индивидуальных различий]] в эту статью или раздел.(Обсуждать)

Дифференциальная психология занимается изучением индивидуальных различий людей. Наука психология изучает людей на трех уровнях, охватываемых хорошо известной цитатой: «Каждый человек в определенных отношениях (а) подобен всем другим людям, (б) подобен некоторым другим людям, (в) не похож ни на один другой человек» ( Murray, HA & C. Kluckhohn, 1953). Дифференциальная психология фокусируется на этом втором уровне исследования.

Например, представьте себе группу студентов, которые проходят тест на набор текста.Некоторые студенты будут работать очень медленно, набирая меньше предложений, но делая мало ошибок. Другие ученики будут работать очень быстро, набирая гораздо больше, но при этом делая больше ошибок. Это пример индивидуальной разницы в соотношении скорость / точность. Некоторые люди будут работать быстро с большим количеством ошибок, а другие будут работать медленно с небольшим количеством ошибок, даже если им будут даны одинаковые инструкции.

Типичными областями изучения дифференциальной психологии являются личность, мотивация, интеллект и способности, интересы, ценности, самооценка, самоэффективность и самооценка (и это лишь некоторые из них).В Соединенных Штатах осталось немного программ «дифференциальной психологии», хотя исследования в этой области очень активны. Текущие исследователи участвуют в различных программах, включая программы педагогической психологии, производственной психологии и социальной психологии.

Выдающиеся дифференциальные психологи: Филип Аккерман, Сирил Берт, Рэймонд Кеттелл, Ли Кронбах, Джон Б. Кэрролл, Дж. П. Гилфорд, Ллойд Хамфрис, Артур Дженсен, Ричард Линн, Ричард Сноу, Роберт Дж. Стернберг, Л.Л. Терстон.

Книги [править | править код]

Документы [править | править код]

  • Чаморро-Премузич, Т., и Фурнам, А. (2006). Интеллектуальная компетентность и разумная личность: третий путь в дифференциальной психологии. Обзор общей психологии, 10, 251-267. Полный текст
  • Канаи, Р., и Рис, Г. (2011). Структурная основа межиндивидуальных различий в поведении и познании человека. Nature Reviews Neuroscience, 12, 231-241.Полный текст

Книги [править | править код]

Документы [править | править код]

Дифференциальная психология — обзор

7.02.3.2.1 Интеллект и старение

Традиция тестирования интеллекта развивалась в начале двадцатого века как дифференциальная психология с акцентом на межиндивидуальные различия в интеллекте. В этих исследованиях возраст был признан важной переменной стратификации. Эта психометрическая традиция с тех пор стала основой для нашего понимания нормативного старения и типичного возрастного паттерна.Наиболее часто используемый набор тестов в этой области исследований, а также в клинических условиях — это WAIS (Wechsler, 1955) и более поздние модификации (WAIS-R, Wechsler, 1981) этой батареи, включающие тесты вербальных способностей ( 1, Словарь; 2, Информация; 3, Понимание), краткосрочное обучение и запоминание (4, диапазон цифр вперед и назад), числовые способности (5, арифметика), абстракция и обобщения (6, сходства) и невербальные способности (7, подстановка цифр и символов; 8, расположение изображений; 9, завершение изображения; 10, блочное оформление; 11, сборка объектов).Векслер разделил тестовую батарею на две широкие категории: «тесты удержания» (1, 2, 3 и 6) и «тесты без удержания» (7, 8, 9, 10 и 11) в соответствии с их сопротивлением. стареть.

Ряд перекрестных исследований в широком возрастном диапазоне последовательно подтвердили «классический образец старения» (Botwinick, 1978), в котором вербальные тесты идентифицируются как тесты удержания, а невербальные тесты или тесты производительности — т проводить тесты. Эти результаты были в значительной степени подтверждены в более поздних лонгитюдных исследованиях, хотя величина возрастных изменений, как правило, была меньше, чем ранее обнаруженная, исходя из возрастных различий.Эти связанные с дизайном различия интенсивно обсуждаются в геронтологической литературе и подтверждают идею включения характеристик человека, а также признания влияний социокультурного контекста при интерпретации исследований, показывающих влияние возраста.

Классическая модель старения была частично уточнена в серии исследований Хорна, Кателла и Дональдссона (обзор см. Хорн, 1982), которые предложили дихотомию между кристаллизованным и жидким интеллектом.Предполагалось, что это различие отражает разные тенденции развития. Ярлык гибкого интеллекта (Gf) был прикреплен к основным процессам, связанным с определением сложных отношений между моделями стимулов и составлением выводов на основе отношений понимания. Тесты, предлагаемые для измерения этого широкого компонента способностей, не должны в значительной степени зависеть от широты предыдущих знаний и включать тесты на логическое мышление, а также на образные и пространственные отношения. Кристаллизованный интеллект (Cc) был определен как совокупный конечный продукт информации, полученной при работе жидкостных процессов посредством взаимодействия с окружающей средой.Измерение кристаллизованного интеллекта, основанного на опыте, включает, например, тесты словарного запаса, информации или общих знаний, понимания и арифметики (Хорн, 1982). Это определение приводит к ожиданиям сохранения функции или даже улучшений с возрастом.

Различие между подвижным и кристаллизованным интеллектом при старении различает компоненты интеллекта в зависимости от возраста. В то время как развитие во взрослом возрасте характеризуется дифференциацией различных способностей, за ним следует дедифференцировка в позднем взрослом возрасте и старении (например,г., Райнерт, 1970). Широкие категории подвижного и кристаллизованного интеллекта соответствуют дедифференцированному образцу ранее более независимых способностей. Некоторые исследователи утверждают, что эта дедифференцировка продолжается и что у самых старых людей остается только широкий компонент основных когнитивных функций (например, Marsiske, Lindenberger & Baltes, 1994). Однако аргументы в пользу более рудиментарной системы интеллекта в пожилом возрасте ждут дальнейшей эмпирической поддержки.

Хотя результаты некоторых исследований были интерпретированы как благоприятствующие общим результатам, предсказываемым дихотомией жидкой кристаллизации, тенденция недавних исследований интеллекта и старения состоит в том, чтобы изучать различные компоненты интеллекта по отдельности.Это согласуется с интересом клинициста, когда он сталкивается с отдельными баллами по различным тестам. Есть проблемы, унаследованные от всех подходов к интеллекту более высокого порядка, например, сопоставимость между тестами на разных батареях. Следовательно, наибольшая ценность может заключаться в том, что подходы к интеллекту более высокого порядка могут служить эвристической основой для выяснения отношений между сложными способностями.

Наиболее информативные данные о моделях старения и интеллекта получены из лонгитюдных исследований с использованием нескольких измерений за более длительные периоды времени (см. Berg, 1996; Schaie, 1996).В текущем исследовании H70 в Гетеборге, Швеция (Rinder, Roupe, Steen, & Svanborg, 1975), случайная популяционная выборка была включена в возраст 70 лет, а затем отслеживалась на протяжении многих лет. Выявлены интересные закономерности возрастных изменений и преемственности. В этом исследовании эффекты третичного старения (терминальное снижение) также изучались отдельно для разных интервалов выживаемости. То есть тенденции изменения для людей, например, измеренных во Времени 1, Времени 2 и Времени 3, а затем умерших, сравнивались с таковыми у людей, которые выжили в ходе оценки в следующий раз, то есть во Времени 4.Основной вывод исследования H70 заключался в устойчивой и повсеместной модели терминального снижения, при которой уровень работоспособности был связан с выживаемостью. Рисунок 5 (a) и (b) (Berg, 1987) показывает это для теста вербального значения (Synonyms; SRB: 1, Dureman & Sälde, 1959) и рассуждений (логика рисунка; SRB: 2, Dureman & Sälde, 1959). ).

Рис. 5. Продольные баллы теста вербального значения (а) и рассуждений (б), показывающие окончательное снижение. («Интеллект и окончательный упадок» С. Берг, 1987.В Г. Л. Мэддоксе и Э. В. Буссе (ред.), Старение: универсальный опыт (стр. 414–415), Нью-Йорк: Springer. Авторское право 1987 г., издательство Springer Publishing Company. Адаптировано с разрешения)

Данные лонгитюдных исследований обычно показывают меньшие изменения, чем в случае изучения возрастных различий в поперечных исследованиях. Хотя лонгитюдные исследования более точны в отображении интеллекта и старения, они подвержены истощению и другим выборочным воздействиям, которые могут привести к слишком оптимистичному изображению тенденций старения.

Что такое дифференциальная психология?

Хотя большинство специализаций в области психологии имеют дело с сходствами, дифференциальная психология обращается к различиям между людьми или группами. Исследования в этих областях впервые начались в конце 1800-х годов с исследований Фрэнсиса Гальтона о наследственности и индивидуальном интеллекте. Специализация расширилась и включила изучение генетики и человеческого развития. Сегодня дифференциальные психологи проводят исследования множества индивидуальных различий, чтобы узнать о факторах, влияющих на поведение человека.

Области исследований

Дифференциальная психология имеет решающее значение для исследований по нескольким различным темам. К ним относятся:

  • Исследование личности
  • Исследования интеллекта
  • Исследование самовосприятия
  • Понимание мотивации
  • Понимание ценностей
  • Понимание индивидуальных интересов

Дифференциальные исследования являются неотъемлемой частью программ в сфере образования, промышленности и организационная психология, исследования личности, социальная психология и социальная наука о развитии.

Психология личности

Одной из наиболее распространенных специализаций дифференциального психолога сегодня является психология личности. Теории личности быстро развивались с момента зарождения современной психологии. Некоторые исследователи и теоретики сосредотачиваются на сходстве между людьми и социальными группами. Однако дифференциальные психологи сосредотачиваются на различиях, которые делают людей или группы уникальными. Гордон Олпорт изучал личности с дифференциальной точки зрения, когда он представил теорию черт.Теории типов, еще один способ взглянуть на личности, также рассматривают различия между людьми, но они сосредоточены на классификации индивидуумов, а не на рассмотрении каждого индивидуума в континууме. Совсем недавно бихевиористы изучали различия личности на основе моделей обусловливания. Теоретики-биопсихологи изучают различия в личности на основе биологии и наследственности. Сегодня исследователи опираются на эти и другие теории личности, продолжая искать объяснение человеческого поведения.

Промышленная и организационная психология

Одна из наиболее быстро развивающихся областей психологии, психология I-O, часто полагается на дифференциальные исследования. Специалисты в этой области изучают поведение людей на рабочем месте. Промышленные и организационные психологи часто консультируются с компаниями и помогают найти пути повышения морального духа и производительности сотрудников. Исследователи в области психологии I-O изучают такие вещи, как различия между счастливыми, продуктивными сотрудниками и теми, кто менее продуктивен.

Биологическая психология

Некоторые дифференциальные психологи изучают человеческое поведение на основе биологических различий. Этот тип исследований изучает такие вещи, как наследственность, физические особенности и реакции на лекарства. Биологические различия между людьми могут быть ключом к пониманию того, почему люди могут по-разному относиться к одним и тем же лекарствам. Эти различия также могут помочь нам лучше понять наследственность и психические заболевания.

Хотя можно многому научиться из сходства между отдельными людьми и группами, мы также можем извлечь уроки из различий.Дифференциальная психология фокусируется на этих различиях, чтобы выяснить, как разные типы людей реагируют на разные ситуации.

Дифференциальная психология — zxc.wiki

Дифференциальная психология (редко Дифференциальная психология ) занимается различиями между людьми с точки зрения психологических характеристик и состояний. Точные описания, тесты и измерения служат основой для последующего исследования: как эти различия возникают из-за генетической предрасположенности и социальных влияний? Как эти характеристики связаны друг с другом и как их можно классифицировать? Как эти характеристики меняются в разных условиях жизни и в какой степени они связаны с образованием, психотерапией, лекарствами и т. Д.а. Меры воздействия?

В ходе изучения психологии дифференциальная психология и психология личности вместе составляют предмет дифференциальной психологии и психологии личности (исследование личности).

определение

Вначале особый интерес представляли различия в сенсорной способности, скорости реакции, интеллектуальных функциях и т. Д. а. Навыки, а также относительно стойкие личностные качества. Затем подход расширился, поскольку большинство характеристик не были постоянными.Черты характера со временем могут меняться. Люди различаются по краткосрочному и среднесрочному постоянству определенных характеристик и степени долгосрочной пластичности, например интроверсии и экстраверсии в молодости и старости. Кратковременные изменения статуса, такие как производительность или благополучие в течение дня, также безошибочны. В этом отношении тоже есть разительные различия между людьми. Следовательно, дифференциальная психология должна заниматься:

  • Различия между отдельными людьми (между индивидуумами),
  • Различия (вариативность) внутри человека (внутриличностные) и
  • Различия между людьми с точки зрения их изменчивости (межиндивидуальные различия во внутрииндивидуальной изменчивости).

Дифференциальная психология имеет дело со всеми психологическими характеристиками человеческого опыта и поведения и, в зависимости от вопроса, также обращается к лежащим в основе физиологическим и нейрофизиологическим различиям, а также к информации и тому подобному. а. о социально-психологических, социально-экономических, экологических аспектах. (Амеланг и др., 2006; Asendorpf, 2007). (см. биопсихология, наследственность, индивидуальность, конституция, психофизиология)

Благодаря точным описаниям и методологическим принципам дифференциальная психология обеспечивает научную основу для многих других областей психологии, особенно для психологической диагностики и прикладной психологии.

история

Сэр Фрэнсис Гальтон (1822–1911) с его Исследованиями человеческих способностей и их развития (1883) и Джеймс Маккин Кеттел (1860–1944) являются одними из пионеров в этой области исследований. Оба исследовали многочисленные функции у многих людей, особенно психофизиологические характеристики, такие как сенсорная деятельность и время реакции. Джеймс Маккин Кеттелл написал книгу « Психологические тесты и измерения » (1890) и ввел термин «тест» в психологию.Примерно в 1891 году Хьюго Мюнстерберг разработал упражнения на словесные ассоциации, арифметику, чтение и память. У Германа Эббингауза (1897) возникла идея записывать завершение предложений задач в значимые тексты в тестах.

Французский психолог Альфред Бине (1857–1911) вместе с Теодором Симоном создали серию упражнений для измерения умственной деятельности школьников; это была первая проверка интеллекта. Систематика и исследовательская программа дифференциальной психологии были впервые разработаны немецким психологом Уильямом Штерном (1871-1938).Раймонд Б. Кеттелл (1905–1998) расширил эту методологию, особенно с помощью статистического метода факторного анализа и своей обширной работы над универсальным индексом факторов личности (Cattell 1957).

Дифференциальная психология Уильяма Стерна (1911) содержит первую систематическую программу в этой области исследований. Согласно Стерну, характеристики — это все, «что присутствует в индивидууме как эмпирически определяемое» (Stern 1911, p. 20). Он основал дифференциальную психологию, отделив эту точку зрения от общей психологии: то, что считается неинтересной изменчивостью или ошибкой измерения в общей психологии, становится предметом дифференциальной психологии.

«До недавнего времени почти все направления научной психологии имели одну общую черту: они занимались проблемами в целом. (…) Такая абстракция оправдана до тех пор, пока она возникает из понимания временных ограничений наших возможностей; но опасность в том, что кто-то забывает иметь перед собой абстракцию (…). Ведь с психологическими особенностями исследователь сталкивался везде, даже против своей воли; и если изначально это было только источником ошибки для его обобщенного взгляда, то в конечном итоге все стало похоже на другие случаи в истории науки: сам источник ошибки стал проблемой.»

Кроме того, Штерн называет «особую психологию», которая занимается исследованием избранных субпопуляций (включая женщин, мужчин, профессиональные группы). Оба направления исследований ищут общеприменимые законы и предполагают, что люди, тем не менее, сопоставимы по своим различиям — благодаря «общим характеристикам» (ср. Общие черты по Allport 1937). Помимо «дифференциальной психологии в более узком смысле», Стерн определяет еще один вопрос и следует научному методическому различию между процессом номотетики и идиографии, т.е.е. З. поиск общих закономерностей или понимание индивидуальных особенностей (см. Личность). Стерн описывает вид , ориентированный на человека, :

«И здесь расследование все еще остается номотетичным; но чем ближе группа, тем конкретнее тип, суть которого предстоит определить, тем ближе он к пределу данного направления исследования. Воздействие частного на общее становится все сильнее и сильнее, и достигается предел, когда индивидуальная индивидуальность сама становится проблемой.Потому что индивидуальность всегда означает неповторимость. Каждый человек — это структура, которой нет нигде и никогда не бывает одинаковой. В нем подтверждаются определенные закономерности, в нем воплощены определенные типы, он во многом сравним с другими индивидами — но он не вникает полностью в эти закономерности, типы и уравнения, всегда остается плюс, который отличает его от других. между людьми, которые подчиняются одним и тем же законам и типам. Таким образом, индивидуальность — это асимптота науки, ищущей законы.(…) Если это действительно единственная задача науки, как того хотят некоторые теоретики науки, найти универсально достоверную, тогда не существует психологии индивидуальной индивидуальности. »(Штерн, 1911, стр. 4).

методология

Исследования интеллекта, наряду с психофизикой, — это область, в которой в основном разрабатывалась методология психологического измерения. Отсюда и зародились современные методы психологического тестирования и теория психологических тестов. Возможности и ограничения этих методов все еще остаются спорными, потому что между этими методами, которые часто основываются на субъективных оценках, и методами, используемыми в физике и т.п., существуют фундаментальные различия.а. Типичное объективное измерение естествознания. (см. психометрия, шкалирование).

В исследовании интеллекта также становится ясно, что дифференциальная психология не удовлетворена методическим описанием теста, но спрашивает, как возникают наблюдаемые различия: что можно объяснить наследственной предрасположенностью или воспитанием? Какие еще условия способствуют или мешают работе разведки? Дифференциальная психология также спрашивает, как индивидуальные характеристики связаны друг с другом.Для этого часто используется статистический метод корреляции. Величина коэффициента корреляции выражает, насколько тесно связаны две характеристики, и ничего нельзя сказать о том, что вызывает эту взаимосвязь или какая переменная контролирует другую. Дополнительные вопросы: связаны ли показатели разведки? а. с творчеством или с определенными личностными качествами, и в какой степени результаты теста позволяют предсказать другие различия, например Б. успехи в школе и профессиональные успехи?

Уильям Стерн уже выделил четыре основных подхода к дифференциальной психологии: Исследование вариаций направлено на сравнение одной характеристики у многих людей; исследование корреляции исследует две или более особенности для многих людей; психография считается индивидуумом по многим характеристикам; Komparationsforschung сравнивает двух или более людей по многим характеристикам.С тех пор эти стратегии были методологически дифференцированы и (за исключением психографии, см. Биографию) дополнены подходящими статистическими методами. Раймонд Б. Кеттелл (1957), в частности, сделал важный шаг, дифференцируя концепцию психологической характеристики, проводя различие между возможностями наблюдения и измерения в пространстве и времени, то есть различными ситуациями и точками времени, и определив соответствующие методы корреляции. (Амеланг и др.2006; Stemmler 1992).

Из этих подходов дифференциальной психологии возникла методология психологических тестов и методов наблюдения, научное качество которых оценивается по определенным критериям качества. (см. психологическая диагностика).

  • валидность (валидность) содержимого тестового значения: насколько хорошо оно представляет означаемое свойство?
  • формальная надежность (надежность): как точно можно воспроизвести тестовое значение с помощью второго измерения этого типа?
  • временное постоянство (стабильность): как точно можно воспроизвести тестовые значения в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
  • внутренняя согласованность: насколько тесно связаны различные индивидуальные особенности предполагаемой собственности?
  • способность к обобщению (обобщаемость): насколько хорошо можно сделать выводы из тестового значения, полученного в определенной (искусственной) исследовательской ситуации, об общем выражении этого свойства в повседневной жизни или в других жизненных ситуациях (внешняя валидность, экологическая срок действия)?

В дополнение к методологии тестирования, концепции и методы дифференциальной методологии включают общие стратегии расследования, в том числе многие из них, разработанные как методологически сложные процедуры в статистике исследований.(Амеланг и Шмидт-Ацерт 2006; Борц и Деринг 2006).

Области объектов и таксономия

Рабочая программа по дифференциальной психологии включает все психологические характеристики. Их разнообразие и различные методы исследования являются одними из причин, по которым нет убедительной системы классификации, никакой систематики психологических характеристик. Еще более важным является отсутствие единой теории личности, из которой можно вывести подходящие принципы порядка. Поэтому возможны только приблизительные классификации, часть из которых определяется функциональными областями, а часть — методами обследования:

  • сенсорно-двигательные навыки, реакция поведения,
  • Интеллектуальные функции, креативность, когнитивные способности, особые таланты, язык,
  • Способность к обучению, поведенческие привычки,
  • Социальное поведение, стиль общения, готовность помочь,
  • Характеристики темперамента, такие как основное настроение, эмоциональность, агрессивность,
  • Основные потребности, мотивы, конфликты, удовлетворенность жизнью, планы и цели,
  • Способы переживания, изменения в сознании,
  • Я-концепции, г.H. оценка собственной личности, внешности и таланта с разных точек зрения,
  • общественно-политические взгляды, интересы, ценностные ориентации, идеологические (религиозные) убеждения,
  • Душевное состояние (бдительность, настроение, восприятие тела),
  • физических характеристик, психофизиологических и нейропсихологических переменных.

Индивидуальные различия должны быть описаны в соответствии с определенными аспектами, например, B. в соответствии с возрастными различиями, в соответствии с гендерными различиями, в соответствии с социокультурными различиями или в отношении временных различий в изменчивости (в течение дня и года, в соответствии с долгосрочными тенденциями и вековыми изменениями), а также сравнительно с относительная изменчивость отдельных характеристик и характерных участков.

Идиографические подходы

Дифференциальные психологические исследования в значительной степени остались исследованиями корреляции и вариации. Напротив, исследование биографической личности превратилось в в значительной степени независимую область работы (см. Биографию, исследование биографии). Индивидуально-центрированный взгляд, к которому призывают такие психологи, как Уильям Стерн, Гордон Олпорт и Ханс Тома, означает серьезную методологическую задачу: описать индивидуальные характеристики таким образом, чтобы сравнение между людьми оставалось возможным.Для этого необходимо найти посреднический путь между общими методами тестирования и измерения, которые не могут уловить индивидуального, и частично чуткими, частично интерпретирующими методами, которые приблизительно исследуют особенности человека. (см. идиографию, индивидуальность, интерпретацию, интервью, номотетику, понимание)

Одним из подходов может быть профили (паттерны) свойств, характерных для индивидов, или процедуры, в которых исследуемые вносят свой собственный психологический опыт и термины, например, в тесте ролевой конструкции (тест репертуарной сетки) Джорджа А.Келли. Термин ипсативное измерение, в отличие от обычного измерения, означает, что не существует общепринятой шкалы, а оценивается только для человека и исходя из его собственного опыта, например, с помощью процентной и сравнительной оценки того, насколько силен определенный интерес или определенная мотивация сравнивается с другими имеющимися в настоящее время интересами. Однако такие индивидуальных — центрированных измерений можно сравнить только между людьми с большими оговорками. Следовательно, эти методы больше подходят для фиксации психологических изменений человека с течением времени.

Направления исследований

Исследования интеллекта и других когнитивных функций продолжают оставаться важным направлением в дифференциальной психологии, в том числе с точки зрения нейробиологических основ. Эти экзамены часто приводят к разработке новых тестов и других экзаменационных процедур и их стандартизации на международном уровне. Инновационные методы, такие как компьютерный сбор данных в повседневной жизни, открыли новые области исследований, например эмоции, возникающие в течение дня, реакции на стресс или физические жалобы (амбулаторная оценка).Существует множество задач в области эргономики, клинической психологии, педагогической психологии, которые в значительной степени поддерживаются дифференциальной психологией, особенно психологией личности и психологической диагностикой.

См. Также

литература

  • Манфред Амеланг, Лотар Шмидт-Ацерт: Психологическая диагностика и вмешательство. 4-е издание. Джемпер. Берлин 2006, ISBN 978-3-540-28507-6
  • Йенс Б. Асендорф и Франц Нейер: Психология личности , 5-е место, полностью пересмотрено.Изд., Берлин: Springer, 2012, ISBN 978-3-642-30263-3.
  • Юрген Борц, Никола Деринг: Методы исследования и оценка для ученых-гуманитариев и социологов. 4-е издание. Springer, Heidelberg 2006, ISBN 3-540-33305-3
  • Раймонд Б. Кеттелл: Личность и мотивация: структура и измерение . Всемирная книга, Нью-Йорк 1957
  • Вернер Дойч (Ред.): О скрытой актуальности Уильяма Стерна . Издательство «Ланг». Франкфурт а. М.1991, ISBN 3-631-43397-2
  • Йохен Фаренберг, Майкл Миртек: Психофизиология в лаборатории, клинике и повседневной жизни . Издательство «Ланг». Франкфурт а. М. 2005, ISBN 3-631-54229-1
  • Курт Павлик, Манфред Амеланг (ред.): Дифференциальная психология и исследование личности . Энциклопедия психологии. Тематическая область C, Серия 8 (4 тома). Хогрефе, Геттинген 1995-2000, ISBN 3-8017-0533-1
  • Уильям Стерн: Дифференциальная психология в ее методологических основах. Huber. Берн 1900–1994, ISBN 3-456-82532-3
  • Уильям Стерн: Общая психология на основе персонализма . 2-е издание. Нийхофф, Гаага 1950
  • Герхард Штеммлер: Дифференциальная психофизиология: личности в ситуациях . Springer, Heidelberg 1992, ISBN 3-540-54800-9
  • Герхард Стеммлер, Дирк Хагеманн, Манфред Амеланг, Франк М. Спинат: Дифференциальная психология и исследование личности. 8-е издание. Кольхаммер, Штутгарт 2016, ISBN 978-3-17-025721-4
  • Ганс Томае: Человек и его мир: теория личности .Хогрефе, Геттинген 1968
  • Ханнелора Вебер, Томас Раммзайер (Hrsg.): Справочник по психологии личности и дифференциальной психологии . Hogrefe, Göttingen 2005, ISBN 3-8017-1855-7
  • Ханнелора Вебер; Томас Раммсайер: Дифференциальная психология — Исследование личности. Hogrefe, Göttingen u. а. 2012, ISBN 978-3-8017-2172-5

Internationales — Justus-Liebig-Universität Gießen

Entschuldigung, aber die Webseite die Sie versucht haben zu erreichen ist hier nicht verfügbar.Bitte benutzen Sie die aufgeführten Verweise um zu finden было Sie gesucht haben.

Wenn Sie sicher sind, dass Sie die richtige Adresse eingegeben haben, kontaktieren Sie bitte den Verantwortlichen für die Веб-сайт.

Велен Данк

Sie haben eventuell folgendes gesucht…

Internationales
Das internationale Portal der JLU für alle Zielgruppen
Где и когда проходят курсы?
Какие курсы предлагаются?
Курсы
Курсы
Курсы
Четырехнедельная летняя программа предлагает курсы по международному праву и сравнительному праву.Каждый студент должен выбрать два из четырех предлагаемых курсов. Все курсы …
ЭРАЗМУС-Курсы
ЭРАЗМУС-Курсы
Курсы
Курсы
Подробности см. StudIP
Практические курсы
Практические курсы являются частью учебного плана программы MBML.Здесь вы найдете информацию о доступных в настоящее время практических курсах, в том числе …

Научный сотрудник кафедры дифференциальной психологии и психологической оценки Гамбургский университет Департамент дифференциальной психологии и психологической оценки Германия

Должность в соответствии с подразделом 2 статьи 28 Закона о высшем образовании в Гамбурге (Hamburgisches Hochschulgesetz, HmbHG) начинается 1 октября 2019 года.

Это срочный контракт в соответствии с разделом 2 Закона о срочном трудовом контракте в академической среде (Wissenschaftszeitvertragsgesetz, WissZeitVG). Первоначальный фиксированный срок составляет три года. Контракт предусматривает максимальное продление до трех лет в зависимости от достижений юриста на первом этапе. При наличии вакансии и выполнении требований сотрудник может подать заявление на получение статуса временного государственного служащего в соответствии с подразделом 2 Раздела 28 HmbHG.Должность является постоянной и включает 39 часов в неделю (40 часов для государственных служащих).

Обязанности:

Обязанности включают обучение и исследования в соответствующем отделе или институте. Научные сотрудники могут также проводить независимые исследования и повышать академическую квалификацию, а также приобретать опыт преподавания. Эти обязанности призваны способствовать академической успеваемости. Таким образом, по крайней мере одна треть установленного рабочего времени будет доступна для собственной академической работы.

Особые обязанности:

Ожидается, что помимо преподавания различных классов в области дифференциальной психологии и психологической оценки (4 LVS в семестр) успешный кандидат создаст международно заметную независимую исследовательскую программу в области биопсихологического интеллекта и исследования личности и внесет свой вклад в текущие исследовательские проекты отделение.

Требования:

Высшее образование по соответствующему предмету плюс докторская степень.Необходимым требованием является наличие опыта работы с международными научными публикациями в соответствующей предметной области. Имеется опыт работы с методами биопсихологических исследований (например, ЭЭГ, фМРТ, tDCS, периферические физиологические измерения), с программированием экспериментальных парадигм (например, с использованием презентации) и / или процедурами анализа (например, с использованием Matlab и R), а также с принципами Open Science. желательно.

Университет стремится увеличить количество женщин, занимающихся исследованиями и преподаванием, и открыто призывает женщин подавать заявки.Кандидатам-женщинам с одинаковой квалификацией будет отдано предпочтение в соответствии с Гамбургским законом о гендерном равенстве (Hamburgisches Gleichstellungsgesetz, HmbGleiG). Квалифицированные кандидаты с ограниченными возможностями или кандидаты с аналогичным статусом получают преимущество при подаче заявления


Если вы подаете заявку на эту должность, скажите, что вы видели ее на Psychoneuroxy

Найдите книги / электронные книги — Психология — LibGuides в Университете Маршалла

Найдите книги / электронные книги — Психология — LibGuides в Университете Маршалла Перейти к основному содержанию

Похоже, вы используете Internet Explorer 11 или старше.Этот веб-сайт лучше всего работает с современными браузерами, такими как последние версии Chrome, Firefox, Safari и Edge. Если вы продолжите работу в этом браузере, вы можете увидеть неожиданные результаты.

Найдите книгу

Используйте каталог онлайн-библиотеки, чтобы найти книги в библиотеках Университета Маршалла.

Следующие предметные заголовки Библиотеки Конгресса могут использоваться с базовым поиском по предметным заголовкам для поиска книг в библиотеках Университета Маршалла:

Вы также можете использовать поиск по ключевым словам , чтобы найти дополнительные книги.Попробуйте выполнить поиск по конкретным темам, добавив термин «Психологические аспекты» (например: тяжелая утрата + Психологические аспекты).

Хотя онлайн-каталог — лучший способ найти книги, просмотр полок в этих областях телефонных номеров — хороший способ познакомиться с публикациями, относящимися к психологии:

  • BF Психология, парапсихология, оккультные науки
  • BF176-176.5 Психологические тесты и тестирование.
  • BF180-198.7 Экспериментальная психология.
  • BF203 Гештальт-психология.
  • BF231-299 Ощущения. Эстезиология.
  • BF309-499 Сознание. Познание.
  • BF501-505 Мотивация.
  • BF511-593 Привязанность. Чувство. Эмоции.
  • BF608-635 Уилл. Воля. Выбор. Контроль.
  • BF636-637 Прикладная психология.
  • BF660-685 Сравнительная психология. Психология животных и человека.
  • BF692-692.5 Психология секса.Сексуальное поведение.
  • BF697-697.5 Дифференциальная психология. Индивидуальность. Себя.
  • BF698-698.5 Личность.
  • BF699-711 Генетическая психология.
  • BF712-724.85 Психология развития.
  • BF1001-1389 Парапсихология.

  • H Социальные науки
  • HF5548.7-5548.85 Промышленная психология.
  • HM1001-1281 Социальная психология.
  • HV6035-6197 Криминальная антропология.

  • L Образование
  • LB1050.9-1091 Педагогическая психология.

  • Q Science
  • QP351-495 Нейрофизиология и нейропсихология.

  • Р Медицина
  • RC321-571 Neurosciences. Биологическая психиатрия. Нейропсихиатрия.
  • RC435-571 Психиатрия.
  • RC475-489 Терапия. Психотерапия.
  • RC500-510 Психоанализ.
  • RC512-569.5 Психопатология.
  • RJ499-507 Детская психиатрия

Книги из других библиотек можно найти в других каталогах библиотеки в Интернете. Эти книги можно заказать в других библиотеках с помощью E-Z Borrow и Службы доставки информации (IDS)

.

Что делать, если в библиотеке нет нужной мне книги?

Если вам нужна книга, которой нет в библиотеке, вы можете запросить копию через E-Z Borrow .

Кроме того, вы можете запросить книги, недоступные через E-Z Borrow, используя Information Delivery Services .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *