Принцип детерминизма в психологии примеры: Принцип детерминизма в психологии — Общие дети, г. Воронеж

Автор: | 08.01.1975

Содержание

Принцип детерминизма

Здравствуйте, уважаемые читатели наши!
Наша команда специалистов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, менеджмент, психология и т.д. Вас интересует, в чем заключается основная суть принципа детерминизма? Обоснуйте главные понятия и определения на наглядных примерах.
 
В начале хочется отметить, что психология многоступенчатая и многоуровневая. И для того, чтобы ее усвоить наиболее эффективно, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора данной темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ПРИНЦИП, ДЕТЕРМИНИЗМ.

  1. ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности
  2. ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
  3. ПРИНЦИП – это такое основополагающее понятие, позволяющее объединить законы той или другой научной дисциплины в единую систему знаний.
  4. ДЕТЕРМИНИЗМ – это учение о всеобщей закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму и телеологии.

 
Какие же основные задачи решает принцип детерминизма? Стоит отметить, что современная наука в своем движении вперед руководствуется тремя главными принципами познания. К ним относятся принцип дополнительности, принцип соответствия и принцип детерминизма.

 
Стоит дополнить, что именно данный подход также используется в науке, изучающей особенности поведения животных и человека. Здесь принцип детерминизма объясняет причины формирования психики. Согласно ему, наше поведение обусловлено и определяется результатом взаимодействия природных, биологических и социальных факторов. Из этого следует вывод, что человеческая психика изменчива и способна развиваться.
 
Надеюсь, что данный урок прошел для Вас информативно, а главное интересно. Полагаю, что вы смогли подчеркнуть для себя что-то полезное. Если же остались какие-то
незатронутые вопросы
, помните, что Вы всегда можете задать волнующий вас вопрос, наша команда будет рада его рассмотреть и обосновать.
Удачи и успехов в творческой деятельности!

Принцип детерминизма (в психологии) — «Школа жизни»

Принцип детерминизма – это принцип, требующий учитывать разнокачественное влияние реальных факторов, причин на развитие психических явлений. П.д., будучи общенаучным, организует различное построение знания в конкретных науках. Это обусловлено своеобразием их предмета и исторической логикой его разработки.

Применительно к психологии в развитии детерминизма, направляющего изучение и объяснение ее явлений, выделяются несколько эпох: предмеханический детерминизм, механический детерминизм, биологический детерминизм, психический детерминизм, макросоциальный детерминизм, микросоциальный детерминизм.

Веками шли поиски различных схем, объясняющих психическую жизнь (она обозначалась термином «душа»). Первой вехой на этом пути стало возникшее в древнегреческой философии учение – гилозоизм. Природа представлялась в виде единого материального целого, наделенного жизнью. Гилозоизм не разделял материю органическую и неорганическую, жизнь и психику. Из этой живой праматерии произрастают все явления без вмешательства к.-л. внешних творческих сил.

Душа, согласно гилозоизму, в отличие от древнего анимизма, мыслилась неотделимой от круговорота материальных стихий (воздуха, огня, потока атомов), подчиненной общим для всего космоса законам и причинам. Вершиной античного детерминизма стало учение Аристотеля. В нем душа была понята как способ организации любых живых тел. Опора на новую биологию, к-рая в, отличие от гилозоизма, открыла своеобразие живого, отделив органическое от неорганического, позволила Аристотелю переосмыслить понятие о причинности. Его важнейшим достижением стало открытие неотделимости души от живого тела как системы, имеющей целостную организацию.

Аристотель мыслил живое существо иным, чем др. природные тела, считая психическое по своей сущности биологическим (формой жизни). Он считал, что психические явления зависят не только от внешних воздействий, но и от ориентации на цель. Это детерминистское воззрение может быть названо прабиологическим (по отношению к биологии Нового времени).

Научная революция XVII в. создала новую форму детерминизма – механический детерминизм. В эпоху перехода к мануфактурному производству с изобретением и использованием технических устройств схема их действия стала прообразом причинно-механической интерпретации всего сущего, включая организм и его функции. Все психологическое наследие античности – учение об ощущениях, движениях, ассоциациях, аффектах – переосмысливается сквозь призму новых предметно-логических конструктов.

Их ядром послужило объяснение организма как своего рода машины, т. е. определенным образом организованной и автоматически действующей системы. Машина выступила в виде модели объяснения и человека, и природы. Первая фаза развития Д. в это время представлена психологическим учением Декарта. Он отделил душу от тела, преобразовав понятие о душе в понятие о сознании, но также отделил тело от души, объяснив его работу по типу механизма, автоматически производящего определенные эффекты: восприятие, движения, ассоциации и простейшие чувства. Восприятию (сенсорным феноменам) противопоставлялись врожденные идеи, телесным движениям (рефлексам) волевые акты, ассоциациям – операции и продукты абстрактного мышления, простейшим эмоциям – интеллектуальные чувства. Эта дуалистическая картина расщепляла человека надвое (соответственно декартовой философии человек – это средоточие двух субстанций: не протяженной – духовной и протяженной – телесной).

Понятие об организме существенно изменилось в середине XIX в. под влиянием двух великих учений – Ч. Дарвина и К. Бернара. Жизни присуща целесообразность, неистребимая устремленность отдельных целостных организмов к самосохранению и выживанию, вопреки разрушающим воздействиям среды.

Дарвин и Бернар объяснили эту телеологичность (целесообразность) естественными причинами.

  • Первый – отбором и сохранением форм, случайно оказавшихся приспособленными к условиям существования.
  • Второй – особым устройством органических тел, позволяющим заблаговременно включать механизмы, способные удержать основные биологические процессы на стабильном уровне (впоследствии физиолог У. Кеннон, соединив бернаровские идеи с дарвиновскими, дал этому явлению специальное имя – гомеостаз).

Детерминация будущим, т.е. событиями, к – рые, еще не наступив, определяют происходящее с организмом в данный момент, – такова особенность биологического детерминизма в отличие от механического, не знающего др. причин, кроме предшествующих и актуально действующих. При этом, как показал Ч. Дарвин, детерминация будущим применительно к поведению индивида обусловлена историей вида. С этим была связана радикальная инновация в понимании детерминизма, к-рый отныне означал не «жесткую» однозначную зависимость следствия от причины, а вероятностную детерминацию.

Отстоять свое собственное место среди др. наук психология смогла лишь при условии открытия и изучения причинных связей и форм детерминации явлений, этим наукам неведомым и в их понятиях непостижимым. Поскольку предметом психологии инициаторы ее обособления в самостоятельную, независимую от философии и физиологии (частью к-рых она прежде считалась) науку признали сознание как совокупность процессов во внутреннем мире субъекта, то на первых порах причинное основание для этих процессов усматривалось в пределах сознания, где они будто бы и начинаются, и кончаются. Поэтому Вундт, провозгласивший психологию самостоятельной наукой, выдвинул формулу о «замкнутом причинном ряде», или, иначе говоря, о том, что одни явления сознания вызываются другими.

На смену вундтовской концепции, названной структурализмом, приходит вскормленный новыми биологическими идеями функционализм. Он сохранил прежнюю версию о сознании, но предпринял попытку придать ему роль деятельного агента в отношениях между интересами организма и возможностью их реализации.

Действие, исходящее от субъекта, рассматривалось как инструмент решения проблемы, а не механический ответ на стимул. Но конечной причиной самого телесного действия оставалось все то же, не имеющее оснований ни в чем внешнем, целеустремленное сознание субъекта, на к-рое возлагалась роль посредника между организмом и средой. Функционализм, подобно структурализму, принимал в качестве предмета исследования данные в самонаблюдении феномены, т. е. чрезвычайно поздний продукт исторического развития. Объективная телеология живого, объясненная с позиций детерминизма понятиями о естественном отборе Дарвина и о гомеостазе Бернара, подменялась изначально присущей сознанию субъективной телеологией.

Неудовлетворенность функционализмом вела к его распаду. Истинно психические детерминанты подобны тем,ск-рыми имеют дело др. науки. Они действуют объективно, т. е. независимо от сознания, служа постоянными регуляторами взаимоотношений между организмом и средой – природной и социальной. На рубеже XX в. было открыто, что реалии, запечатленные в психологических категориях, не только могут быть объяснены действием природных или социальных факторов, но и сами исполнены активного детерминационного влияния на жизнедеятельность организма, а у человека – на его социальные связи. Содержание категорий психологического мышления, самосознание обрели смысл особых детерминант. Система этих категорий выступила в методологическом плане как форма детерминизма, отличная от всех др. его форм. Это был психический детерминизм. С его утверждением никто не мог оспаривать достоинство психологии как самостоятельной науки. Первые крупные успехи на пути перехода от биологического детерминизма к психологическому были сопряжены с разработками категорий образа, действия, мотива. Наиболее типично это запечатлело творчество Гельмгольца, Дарвина и Сеченова.

Наряду с теориями, стержнем которых служило причинное объяснение психики как творения природы, сложилось направление, ориентированное на изучение ее укорененности в социальной жизни людей. В роли детерминант выступили столь же объективные, как и физические раздражители, но порождаемые не природой, а самими взаимодействующими между собой людьми, формы их социального бытия, их культуры. С переходом от механической к биологической трактовке взаимодействия живых существ с природой на передний план выступило активное начало их поведения. Однако активность свелась к адаптации, к изменению действий организма в целях выживания в наличной среде, но без создания мира культуры. Однако этот мир социален, ибо возникает в системе общественных отношений, и сущность человека не что иное, как совокупность этих отношений. Трудовое действие и познавательная активность представляют собой единое целое. Анализ труда открывает качественное своеобразие человеческого общения, роль речи как особого орудия, опосредствующего создание и использование орудий труда и становление на этой основе принципиально новых психологических структур. В российской психологии советского периода возникло направление, ключевую категорию которого обозначил термин «деятельность».

Пионером ее разработки выступил М.Я. Басов, трактовавший человека как «деятеля в среде» и понимавший под деятельностью «предмет особого значения, такую область, к – рая имеет задачи, никакой др. областью знания неразрешимые». М.Я. Басов пригласил в руководимый им научный центр философа C.JI. Рубинштейна, труды к-рого сыграли решающую роль в том, что в отечественной психологии утвердился в качестве доминирующего принцип «единства сознания и деятельности». Отталкиваясь от представлений Басова по поводу «морфологии» (строения) деятельности, А.Н. Леонтьев разработал новаторский деятельностный подход, предложив концепцию предметной деятельности, между внешним и внутренним строением к-рой утверждаются детерминационные отношения. Тем самым заданные общественным характером труда факторы выступили в роли детерминант психической организации личности и ее развития (как в филогенезе, так и в онтогенезе). В ином ключе объяснение детерминации психики было воспринято и развито Л.С. Выготским. Макросоциальные факторы выступили у него не в форме трудовой деятельности по освоению объектов природы, а в образе общения, опосредствованного знаками, значениями и др. ценностями культуры. Поскольку общение является изначально межличностным, то, отграничив социальное (в виде понятий о производственных отношениях, классовой борьбе и др. постулатов аксиоматики марксизма) от духовно-куль- турных основ человеческого бытия, Л.С. Выготский в своем конкретно-научном изучении психики сомкнул макросоциальный уровень ее детерминации с микросоциальным.

Когда групповое действие и сотрудничество вошли в психологию в качестве новых детерминант, это привело к новым поворотам в развитии идеологии психического детерминизма. За исходное сейчас принимается социальный опыт, общение, объективное взаимодействие индивидов, эффектом к-рого становится его субъективная проекция. Такой взгляд стал отправным для новой формы психического детерминизма как механизма преобразования социальных отношений и действий во внут – рипсихические. Силы, движущие ребенком, даны в независимой от его сознания системе отношений. К этим силам относятся «чужие голоса» – управляющие его действиями команды др. лиц. Постепенно эквивалентом «приказывающей матери или няньки» становится образ «Я», обладающий собственным голосом. За индивидуальной волей и индивидуальным сознанием скрыта ин – териоризированная субъектом полифония чужих голосов и команд, т. е. система микросоциальных отношений. По аналогии с орудиями труда, направленными на внешние объекты, Выготский вводит понятие о знаках как психологических орудиях. Они опосредуют внимание, память, мышление и др. функции, которые появляются сперва в общении между людьми, а затем становятся внутрипсихическими.

В категориальный аппарат психологии внедрялась категория отношений, как бы подтверждая положение Маркса о том, что «мое сознание есть мое отношение к среде», прежде всего к социальной. Наметившийся у Л.С. Выготского постулат о том, что это отношение опосредовано знаками, придало разработке психического детерминизма новое измерение. Если до него в объяснительных схемах доминировало диадическое отношение: социальное – индивидуальное, то при обращении к знаковым системам, в к-рых воплощены системы смыслов и значений, оперирование ими (сперва во внешнем, затем во внутреннем диалоге) включало сознание еще в один (вслед за общением) объективный, независимый от сознания круг явлений, а именно в мир культуры. Он с колыбели определяет психический строй человеческой жизни. Следует помнить, что не безличностные внешние обстоятельства, а имеющая свой «сценарий» динамическая система взаимоориентаций и поступков действующих лиц – такова социальная «среда», в к-рой формируется личность как один из героев этой драмы. Здесь в драматизме общения прорисовывается иной уровень психического детерминизма, чем при «обмене» знаками, передаче информации и т.п.

Итак, психический детерминизм представлен в нескольких формах. Образ, действие и мотив предполагает и служат детерминантами поведения всех живых существ, радикально меняя свой строй с переходом к человеку. Его социальное бытие порождает новый тип организации психической жизни, у которой появляется внутренний план, обозначаемый термином «сознание».

Выделяя П. д. в качестве осевого для категориального аппарата, следует иметь в виду, что его обособление от др. осей предпринято в аналитических целях. В реальной работе научной мысли детерминизм неотделим от др. принципов психологии.

Детерминизм — Психологос

Детерминизм (лат. determinatio — ограничение, определение) — концепция, согласно которой физические, поведенческие и ментальные события не являются случайными, а, скорее, обусловлены действием специфических причинных (каузальных) факторов.

Противоположность детерминизму — индетерминизм. Детерминация — причинное определение явления. Смотри Каузальность и Каузальное мышление

В философии понятие детерминизма несет в себе элемент необходимости: все вещи в этом мире должны происходить именно так, как будто они происходят в силу предшествующих им причин. Эта идея является центральной для науки, утверждающей, что если бы нам были известны все факторы, причастные к некоему грядущему событию, его наступление можно было бы точно предсказать; и наоборот, если событие происходит, значит оно неизбежно. Каждая вещь и каждое событие во вселенной определяются — и всегда будут определяться — законами природы, которые можно установить посредством научных методов.

Что касается человеческого поведения, то здесь ученые спорят. Одни ученые рассматривают жизнь как детерминированный процесс и обычно верят в неизбежность определенной линии поведения: если бы мы знали о конкретном человеке все, мы могли бы предсказать каждый его шаг. Другие не менее уважаемые ученые вполне на уровне здравого смысла говорят о личной свободе и индивидуальной ответственности.

Чистейший пример индетерминизма — вера в свободу воли, согласно которой за все сознательное поведение ответственность ложится на людей. Законы большинства обществ и догматы многих религий, в первую очередь иудаизма и христианства, базируются на идее индивидуальной ответственности. Последствия поступков в виде наказания — на этом свете или на том — трактуются с позиций моральных принципов и поведения индивидуума.

В этом старом как мир споре детерминистов и индетерминистов психологи занимали разные позиции. Последовательные бихевиористы склонны к безоговорочному детерминизму, а приверженцы экзистенциализма — к индетерминизму. Однако, хоть это, возможно, и противоречит логике, большинство психологов сочетают в своем творчестве элементы обоих подходов: они отдают должное детерминизму как необходимому элементу научного метода, что не мешает им, тем не менее, действовать с позиций индетерминизма.

Синтон-подход признает за человеком свободу личного выбора, но только с определенного уровня развития. Массовая личность действует не свободно, действовать свободно может только личность. Разумный человек думает и принимает решения, за которые отвечает лично.

Принципы развития

К оглавлению

Из книги: Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001 (стр.25-28)

 В психологии существует несколько методологических принципов, оказывающих большое влияние на задачи, решаемые ею, и на способы изучения духовной жизни людей. Важнейшими из них являются принципы детерминизма, системности и развития. Принцип развития — ведущий для той области психологической науки, которая описывает генезис психики. Однако прежде чем обратиться к анализу роли и способов влияния принципа развития, необходимо кратко остановиться на описании двух других методологических принципов и их места в психологии.

Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т.е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. В психологии существовало несколько подходов к объяснению возникающих связей.

Еще в античности ученые впервые заговорили о детерминизме, о существовании всеобщего закона, Логоса, который определяет, что должно произойти с человеком, с природой в целом. Демокрит, который разработал развернутую концепцию детерминизма, писал, что люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять.

Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механического детерминизма, доказывая, что все процессы в психике могут быть объяснены исходя из законов механики. Так появилась идея и о механической природе поведения человека, которое подчиняется закону рефлекса. Механический детерминизм просуществовал почти 200 лет. Его влияние можно увидеть и в теоретических положениях основателя ассоциативной психологии Д. Гартли, который считал, что ассоциации и в малом (психика) и в большом (поведение) кругах формируются и развиваются по законам механики Ньютона. Отголоски механического детерминизма можно найти даже в психологии начала XX в., например в теории энергетизма, которую признавали многие известные психологи, а также в некоторых постулатах бихевиоризма, например в идее о том, что положительное подкрепление усиливает реакцию, а отрицательное ослабляет.

Но еще большее влияние на развитие психологии оказал биологический детерминизм, который возник с появлением теории эволюции. В этой теории развитие психики определяется стремлением к адаптации, т. е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем условиям, в которых оно живет. Тот же закон распространялся на психику человека, и почти все психологические направления принимали этот вид детерминизма за аксиому.

Последний вид детерминизма, который можно назвать психологическим, исходит из того, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью. Однако в отличие от понимания цели в античности, когда она считалась заданной внешней по отношению к человеку силой, в данном случае цель присуща самому содержанию души, психики конкретного живого существа и определяет его стремление к самовыражению и самореализации — в общении, познании, творческой деятельности. Психологический детерминизм также исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие процесс становления личности. Таким образом, культура считается одним из самых значимых факторов, влияющих на развитие психики, помогающих осознанию себя как носителя уникальных духовных ценностей и качеств, а также как члена общества. Психологический детерминизм, кроме того, предполагает, что процессы, происходящие в душе, могут быть направлены не только на приспособление к среде, но и на противостояние ей — в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека.

Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Однако, как и в исследовании детерминизма, изучение психологами этих связей и их свойств имеет длительную историю.

Первые исследователи тех связей, которые существуют между психическими явлениями, рассматривали психику как сенсорную мозаику, которая состоит из нескольких элементов — ощущений, представлений и чувств. По определенным законам, прежде всего по законам ассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой вид связи назвали элементаризмом.

Функциональный подход, в котором психику представляли как набор отдельных функций, направленных на реализацию различных психических актов и процессов (зрения, обучения и т.д.), появился, так же как и биологический детерминизм, в связи с теорией эволюции. Биологические исследования показали, что существует связь морфологии и функции, в том числе и психической функции. Таким образом было доказано, что психические процессы (память, восприятие и др.) и акты поведения могут быть представлены как функциональные блоки. В зависимости от вида детерминации эти блоки действуют по законам механики (как отдельные части сложной машины) или по законам биологической адаптации, связывая в единое целое организм и среду. Однако этот принцип не объяснял, каким образом при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация, т. е. каким образом недостатки в работе одних отделов могут компенсироваться нормальной работой других (например, плохой слух — развитием тактильных или вибрационных ощущений).

Именно это и объясняет принцип системности, который представляет психику как сложную систему, отдельные блоки (функции) которой связаны между собой. Таким образом, системность психики предполагает ее активность, так как только в этом случае возможна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики. Системность в понимании психики не противоречит осознанию ее целостности, идее «хоризма», так как каждая психическая система (прежде всего, естественно, психика человека) является уникальной и цельной.

Перейдем, наконец, к принципу развития, который утвержает, что тсихика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром к одному из наиболее распространенных психологических методов относится именно генетический.

Выше уже говорилось о том, что идея развития пришла в психо-югию с теорией эволюции, доказывающей, что психика изменяется вместе со средой и служит для адаптации организма к ней. Английский психолог Г. Спенсер впервые выделил стадии развития психики. Он изучал генезис психики, исходя из того, что психика человека есть высшая ступень развития, которая появилась не сразу, а постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ. Исходная форма психической жизни — ощущение, развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики, представляющие собой взаимосвязанные уровни становления сознания и поведения. Все они являются своеобразными инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде.

К ним относятся:

сознание – поведение,

ощущение – рефлекс,

чувства – инстинкт,

память – навык,

разум – волевое поведение.

Говоря о роли каждого этапа, Спенсер подчеркивал главное значение разума: он лишен тех ограничений, которые присущи низшим формам психики, и потому обеспечивает наиболее адекватное приспособление индивида к среде. Эта идея о связи психики, главным образом интеллекта, с адаптацией стала ведущей для психологии развития в первой половине XX в.

Принцип развития говорит, что существует два пути развития психики — филогенетический и онтогенетический, т. е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ребенка. Исследования показали, что эти два вида развития имеют определенное соответствие между собой.

Как предположил американский психолог Г. С. Холл, это сходство связано с тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности стадий невозможны. Теория, которая устанавливала эту жесткую связь между фило- и онтогенезом, получила название теории рекапитуляции, т. е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.

Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не существует и развитие может ускоряться или замедляться в зависимости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать. Таким образом, процесс психического развития нелинеен и зависит от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка. В то же время невозможно игнорировать сходство, обнаруживаемое при сравнительном анализе процессов познавательного развития, становления самооценки, самосознания и т.д. у маленьких детей и первобытных народов.

Поэтому многие психологи (Э.Клапаред, П.П.Блонский и др.), изучавшие генезис психики детей, пришли к выводу о логическом соответствии, которое объяснятся тем, что логика становления психики, ее саморазвертывания, одинакова при развитии человеческого рода и развитии отдельного человека.

К оглавлению

Принципы единства сознания и деятельности, детерминизма и развития.

1. Принцип единства сознания и деятельности был разработан Рубинштейном, Леонтьевым, Выготским.. Первый принцип при переходе на марксистские основы. Этот принцип происходит из понимания роли деятельности и рассмотрении действия как единицы анализа психических явлений.

     Вклад Выготского: он указал на опосредонность высших психических функций деятельностью.

     Вклад Леонтьева: разрабатывал деятельностный подход.

Суть принципа – сознание формируется в процессе деятельности и является внутренней стороной деятельности, которая осуществляет регулирующие функции. Поэтому сознание и деятельность неразделимы и представляют собой единый акт взаимодействия с окружающей средой.

2.  Принцип детерминизма был сформулирован Рубинштейном и является реакцией на механический (Лапласовский) детерминизм: зная движение всех точек во вселенной, можно определить нахождение определённой точки.

  Суть принципа:

  • внешние воздействия, прежде чем определит поведение человека, преломляются через его психику и только после этого воздействие становится причиной поведения человека
  • психика формируется под влиянием воздействий.
  • сформированная под влиянием воздействий психика может сама выбирать силы, которые будут на неё воздействовать

    3.  Принцип развития. Главный аспект – проблема развития и формирования. Любое психическое явление познаётся в развитии, движении. Здесь возникает проблема развития и формирования. « понятия считаются синонимами, но являются принципиально различными.

 

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

  • развитие – связано с понятием «эволюция». Потому что в ходе эволюции количественное накопление вызывает качественное изменение, которое становится в данный момент главным, актуальным — происходит эволюция, но у неё должны быть свои цели. Цели формируются благодаря новому качеству, которое расширяет возможности.
  • чтобы наиболее эффективно достигнуть цели, система должна перестроить структуру, упорядочить элементы. Этот процесс перестройки называется формированием.

Т.е. процесс развития – процесс возникновения качественно нового свойства

       процесс формирования – процесс перестройки системы для достижения поставленной цели

Человеческие системы саморегулирующиеся, поэтому процесс развития внутренне.

 Принцип системности в психологии.

  Принцип системности (системный подход) начал активно внедряться в различные сферы в н. XX в. До этого существовал:

  • атрибутивно-описательный подход (описание внешних свойств)
  • механистический (целое разбивают на части, исследуют свойства частей, а затем пытаются соединить. Пример – учебник
  • холистский подход (исследуют целое, а затем свойства целого приписывают свойству частей) Пример – исследование групп
  • структурный подход (70-е) – исследуют взаимосвязь элементов. Но элементы рассматривают в статике, изолированно от окр. мира. Пример – взаимодействие людей.

      Системный подход. Система – совокупность элементов, взаимодействующих между собой на основе отношения, которое делает структуру элементов необходимой и достаточной для возникновения качественно нового свойства.

       Изначально необходимо выделить принцип устройства системы (психологическое, социально-психологическое отношение)

    Цель системы – сохранение её целостности, а для социально-психологических систем – дальнейшее развитие. Для того, чтобы реализовать принцип системности необходимо учитывать:

1.        необходимость и достаточность элементов системы 9критерий необходимости и достаточности – факт появления нового свойства как итог взаимодействия элементов)

2.        любая система целостна или стремится к достижению целостности

3.        система – явление динамическое, исследовать динамику взаимодействия элементов

4.         каждый член (элемент) системы испытывает на себе 2 тенденции:

  • быть самостоятельным  и независимым во взаимодействии с др. элементами
  • является эффективным членом группы

Данный подход реализовывался не только в психологии (Анохин), но и вы биологии (Ч,Дарвин), в психолингвистике (Хомская, Леви-Стросс, Соссюр).  Формулировкой  принципа в психологии занимался Леонтьев, Ломов, Платонов.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

вопросов и дебатов: свобода воли и детерминизм

Детерминизм — это точка зрения, согласно которой свобода воли — это иллюзия, и что наше поведение определяется внутренними или внешними силами, над которыми мы не можем повлиять. Следовательно, наше поведение считается предсказуемым. Причинные законы детерминизма составляют основу науки. Примером внешней силы может быть влияние родителей при поощрении определенного поведения, тогда как примером внутренней силы могут быть гормоны, влияющие на то, как кто-то ведет себя.

Однако, хотя детерминизм — это точка зрения, согласно которой мы не можем контролировать свое поведение, существуют различные степени детерминизма, включая жесткий и мягкий детерминизм . Жесткий детерминизм — это точка зрения, согласно которой силы вне нашего контроля (например, биология или прошлый опыт) формируют наше поведение. Жесткий детерминизм несовместим со свободой воли. Мягкий детерминизм — это альтернативная позиция, которую предпочитают многие психологи.Согласно мягкому детерминизму, поведение ограничивается окружающей средой или биологической структурой, но только до определенной степени. Мягкий детерминизм предполагает, что некоторые виды поведения более ограничены, чем другие, и что во всем поведении присутствует элемент свободы воли. Таково было мнение Ника Хизера (1976), который предположил, что, хотя наше поведение предсказуемо, это не делает его неизбежным. Мы можем выбирать, как себя вести, но обычно у нас есть только ограниченное количество вариантов поведения на выбор.

Свобода воли — это идея о том, что мы можем играть активную роль и иметь выбор в своем поведении.Предполагается, что люди свободны в выборе своего поведения и самоопределены. Например, люди могут сделать свободный выбор, совершить преступление или нет. Следовательно, человек несет ответственность за свои действия, а поведение человека невозможно предсказать с какой-либо точностью.

Дополнительные учебные заметки

Чтобы быть в курсе последних новостей психологической команды tutor2u, подпишитесь на нас в Twitter @ tutor2uPsych, Facebook AQA / OCR / Edexcel / Student или подпишитесь на Psychology Daily Digest и получайте новый контент на свой почтовый ящик !

типов детерминизма — Стипендия Оксфорда

Страница из

НАПЕЧАТАНО ИЗ ОНЛАЙН-СТИПЕНДИИ ОКСФОРДА (Оксфорд. Universitypressscholarship.com). (c) Авторские права Oxford University Press, 2021. Все права защищены. Отдельный пользователь может распечатать одну главу монографии в формате PDF в OSO для личного использования. дата: 23 сентября 2021 г.

Раздел:
(стр.65) §12 Типы детерминизма
Источник:
Свобода воли
Автор (ы):

Дж. Р. ЛУКАС

Издатель:
Oxford University Press

DOI: 10.1093 / acprof: oso / 9780198243434.003.0012

В разное время выдвигались четыре вида детерминизма, которые, как считалось, угрожают свободе воли и человеческой ответственности. Это: логический детерминизм, теологический детерминизм, психологический детерминизм и физический детерминизм. Логический детерминизм утверждает, что будущее уже зафиксировано так же неизменно, как и прошлое. Теологический детерминизм утверждает, что, поскольку Бог всеведущ, Он знает все, включая будущее.Психологический детерминизм утверждает, что существуют определенные психологические законы, которые мы начинаем открывать, что позволяет нам предсказывать, обычно на основе своего опыта в раннем младенчестве, как мужчина будет реагировать на различные ситуации на протяжении своей дальнейшей жизни. Физический детерминизм основан на существовании физических законов природы, многие из которых были действительно открыты и в истинности которых мы можем разумно надеяться быть вполне уверенными, вместе с утверждением, что все другие особенности мира зависят от физических факторов.

Ключевые слова: логический детерминизм, теологический детерминизм, психологический детерминизм, физический детерминизм, свобода, воля, ответственность

Для получения доступа к полному тексту книг в рамках службы для получения стипендии

Oxford Online требуется подписка или покупка. Однако публичные пользователи могут свободно искать на сайте и просматривать аннотации и ключевые слова для каждой книги и главы.

Пожалуйста, подпишитесь или войдите для доступа к полному тексту.

Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому заголовку, обратитесь к своему библиотекарю.

Для устранения неполадок, пожалуйста, проверьте наш FAQs , и если вы не можете найти там ответ, пожалуйста связаться с нами .

Психологический детерминизм и рациональность по JSTOR

Абстрактный

Есть аргументы, которые призваны опровергнуть психологический детерминизм, апеллируя к его предполагаемой несовместимости с рациональностью.Я утверждаю, что все они терпят неудачу. Против Дэвидсона я утверждаю, что рациональность не исключает существования психологических законов. Против Поппера я утверждаю, что рациональность совместима с возможностью предсказывать человеческие действия. Против Шлезингера я утверждаю, что проблема Ньюкома не может служить доказательством непредсказуемости человеческих действий. Подтвердив возможность рациональной теории действия, я рассматриваю форму, которую она могла бы принять.

Информация о журнале

Erkenntnis — это философский журнал, в котором публикуются статьи, в той или иной мере придерживающиеся философской позиции, обозначенной ярлыком «аналитическая философия».Он концентрируется на тех философских областях, которые особенно вдохновлены этим отношением, хотя приветствуются и другие темы. В настоящее время мы охватываем такие темы, как: эпистемология, философия науки, логика и язык, онтология, философская психология и практическая философия. В последние годы философы, стоящие далеко за пределами аналитической философии, также уделяли пристальное и действительно очень желанное внимание как точности концепции и языка, так и хорошо обоснованным основам.Эркеннтнис предоставляет им и философам всех убеждений место встреч, дискуссий и диспутов.

Информация об издателе

Springer — одна из ведущих международных научных издательских компаний, издающая более 1200 журналов и более 3000 новых книг ежегодно по широкому кругу вопросов, включая биомедицину и науки о жизни, клиническую медицину, физика, инженерия, математика, компьютерные науки и экономика.

архивов психологического детерминизма | PsychStudies.net

Оговорка?

Возможно, наиболее представительной концепцией психоанализа является концепция психологического детерминизма . Под этим я подразумеваю фундаментальное убеждение, что человеческое поведение, сознание и опыт детерминированы или объяснимы. Фрейд следовал научной традиции, посвященной раскрытию законов и загадок жизни, что, как мы надеемся, приведет к всеобъемлющей теории разума.

Действие случайное или случайное?

Такой подход никогда не удовлетворится выводом, который предполагает, что определенное действие было «случайным» или «случайным» или что мысль возникла исключительно в результате спонтанного, бессмысленного нейрохимического действия. В отличие от радикального бихевиоризма или даже теории социального обучения, которые предлагают учитывать некоторые виды поведения как случайные непредвиденные обстоятельства или случайные происшествия, психоаналитическое мышление склонно рассматривать такие объяснения как наивные, упрощенные или поверхностные.

Что психоанализ говорит нам о действии?

Психоанализ предлагает описывать разум и поведение как значимые и понятные. Таким образом, наша жизнь — это продукт нашего существа. Наши намерения, , а также наши несчастные случаи, достойны понимания. Хотя критики могут утверждать, что психоаналитические теории делают слишком много из слишком малого, предполагаемая ошибка совершается в погоне за знанием с неявным ожиданием и уважением к сложности жизни.Следует также отметить, что такое отношение отражает признание гуманизма психологии, а не ее механизации или сведения к биохимии.

В чем фокус психоаналитического объяснения?

Даже если бы можно было раз и навсегда продемонстрировать, что Вселенная и жизнь — случайные, бессмысленные явления, это не противоречило бы точке зрения детерминизма. В центре психоаналитического объяснения находится человеческий опыт жизни.Что характерно для человека, так это склонность нашего ума находить смысл в бессмыслице. Мы не можем терпеть состояние неуверенности или замешательства. Психологический детерминизм обращается к этой характеристике человеческого бытия, предполагая, что все человеческие знания, независимо от того, насколько они сложны, абстрактны или глубоки, всегда, в конечном счете, принадлежат человеку.

Фрейд и Брейер

Исследования истерии

«Исследования истерии»

Фрейда и Брейера — классические примеры человечности, присущей психологическому детерминизму.В своем исследовании и лечении истерии они подчеркивали, что своеобразное поведение пациентов проистекает из важных, но забытых эпизодов их жизни. Истерия, понимаемая в контексте жизни человека, представляет собой значимую непрерывность бытия, так что психическая жизнь пациента считается релевантной, а пациент, кроме того, рассматривается как демонстрирующий психологические процессы, общие для всего человечества. «Логика» симптомов вскоре привела к пониманию логики снов, ошибок, шуток и оговорок.Приняв детерминизм, мы больше никогда не сможем принимать жизненные события как должное!

Подробнее о психологическом детерминизме и других психоаналитических концепциях см. В курсе Классическая психоаналитическая теория. Если вы хотите получить сертификат специализации по психоаналитической психотерапии и узнать больше об интересующих вас вопросах, посетите наши курсы повышения квалификации по психологии на дому, доступные в Интернете.

4.2: Детерминизм — гуманитарные науки LibreTexts

«Физический детерминизм»

33

Физический детерминизм обычно относится к утверждению детерминированной физической вселенной (большей физической системы).Это означает, что полное описание физического состояния мира в любой момент времени и полное изложение физических законов природы вместе влекут за собой все истины относительно того, какие физические события происходят после этого времени. В научном контексте термин «событие» является в некоторой степени техническим, в зависимости от рассматриваемой теории, и в основном это возникновение некоторого «состояния», присущего этой теории, например, квантового состояния или термодинамического состояния. Физический детерминизм включает (но не ограничивается этим) номологический детерминизм, согласно которому все будущие события управляются прошлым или настоящим в соответствии с всеобъемлющими детерминистскими законами.

Понятие физического детерминизма также использовалось для обозначения предсказуемости физической системы, хотя такое использование встречается редко. Физический детерминизм также можно рассматривать как наблюдаемый феномен нашего опыта или тезис, относящийся только к математическим моделям физики и других физических наук. Физический детерминизм также использовался как специфическая детерминированная гипотеза о человеческом поведении. Хотя физический детерминизм несколько не связан со стандартным контекстом, он также использовался в теории социальной инженерии.

История

Понятие физического детерминизма принимает свою классическую форму в идеях Лапласа, который постулировал (в согласии с физикой своего времени), что всеведущий наблюдатель (которого иногда называют демоном Лапласа) знает с бесконечной точностью положения и скорости каждой частицы в Вселенная могла полностью предсказывать будущее. Хотя такой всеведущий наблюдатель является гипотетической конструкцией, а бесконечная точность превышает возможности человеческого измерения, иллюстрация представлена ​​как утверждение того, что в принципе было бы возможно, если бы физический детерминизм был истинным, и поэтому сведение к практике не является проблемой.

Физический детерминизм в настоящее время является предметом бурных дискуссий в современной науке. Например, физический индетерминизм был предложен для учета различных интерпретаций квантовой механики. Было также предложено переформулировать концепцию детерминизма применительно к ее применению к физическому закону.

Причинная полнота

Физический детерминизм связан с вопросом о каузальной полноте физики, что является синонимом более слабой формы причинного замыкания.Это идея о том, что каждое реальное событие имеет научное объяснение, что науке нет необходимости искать объяснения за пределами себя. Если причинная полнота не применима ко всему во вселенной, тогда открыта дверь для событий, которые не подчиняются физическому закону. Например, относительно распространенное представление о ментальных событиях состоит в том, что они являются эпифеноменом, возникающим как побочный продукт неврологической активности и не имеющим причинного воздействия. В этом случае только нарушение детерминированного физического закона оставит место для их причинного значения.

Прочие составы

Более современная формулировка физического детерминизма обходит проблему причинной полноты. Он основан на связях между «событиями», предложенными теорией:

«теория детерминирована тогда и только тогда, когда, учитывая ее переменные состояния для некоторого начального периода, теория логически определяет уникальный набор значений этих переменных для любого другого периода».

— Эрнест Нагель, Альтернативные описания физического состояния стр. 292

Эта цитата заменяет идею «причинно-следственной связи» идеей «логического следствия» в соответствии с той или иной теорией, связывающей события.Кроме того, «событие» связано самой теорией с формализованными состояниями, описанными с использованием параметров, определенных этой теорией. Таким образом, детали интерпретации помещаются туда, где они принадлежат, в соответствии с контекстом, в котором применяется выбранная теория. Используя приведенное выше определение физического детерминизма, ограничения теории какой-либо конкретной областью опыта также ограничивают связанное определение «физического детерминизма» этой же областью.

«Детерминизм»

34

Детерминизм — это философская позиция, согласно которой для каждого события существуют условия, которые не могут вызвать другое событие.«Есть много детерминизмов, в зависимости от того, какие предварительные условия считаются определяющими для события или действия». Детерминистские теории на протяжении всей истории философии возникали из различных, а иногда и пересекающихся мотивов и соображений. Некоторые формы детерминизма можно проверить эмпирически с помощью идей физики и философии физики. Противоположностью детерминизма является своего рода индетерминизм (иначе называемый недетерминизмом). Детерминизм часто противопоставляется свободе воли.

Под детерминизмом часто понимают причинный детерминизм, который в физике известен как причинно-следственный. Это концепция, согласно которой события в рамках данной парадигмы связаны причинно-следственной связью таким образом, что любое состояние (объекта или события) полностью определяется предшествующими состояниями. Это значение можно отличить от других разновидностей детерминизма, упомянутых ниже.

Другие споры часто касаются объема детерминированных систем, при этом одни утверждают, что вся вселенная является единой детерминированной системой, а другие идентифицируют другие, более ограниченные детерминированные системы (или мультивселенную).Многочисленные исторические дебаты включают множество философских позиций и разновидностей детерминизма. Они включают дебаты относительно детерминизма и свободы воли, технически обозначаемые как компатибилистические (позволяющие им сосуществовать) и инкомпатибилистические (отрицание возможности их сосуществования).

Детерминизм не следует путать с самоопределением человеческих действий по причинам, мотивам и желаниям. Детерминизм редко требует, чтобы совершенное предсказание было практически возможным.

Сорта

Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных точек зрения, которые понимаются под «детерминизмом» или путаются с ним.

  • Причинный детерминизм — это «идея о том, что каждое событие обусловлено предшествующими событиями и условиями вместе с законами природы». Однако причинный детерминизм является достаточно широким термином, чтобы считать, что «чьи-то размышления, выбор и действия часто будут необходимыми звеньями в причинной цепи, которая что-то вызывает. Другими словами, даже если наши размышления, выбор и действия сами по себе детерминированы. как и все остальное, согласно причинному детерминизму, возникновение или существование еще чего-то зависит от того, как мы обдумываем, выбираем и действуем определенным образом ».Причинный детерминизм предполагает, что существует непрерывная цепь предшествующих событий, восходящая к истокам Вселенной. Связь между событиями не может быть указана, равно как и происхождение этой вселенной. Причинные детерминисты считают, что во Вселенной нет ничего беспричинного или самопроизвольного. Исторический детерминизм (своего рода зависимость от пути) также может быть синонимом причинного детерминизма. Причинный детерминизм также рассматривался в более общем плане как идея о том, что все, что происходит или существует, вызвано предшествующими условиями.В случае номологического детерминизма эти условия также считаются событиями, подразумевая, что будущее полностью определяется предшествующими событиями — комбинацией предшествующих состояний вселенной и законов природы. Тем не менее, они также могут считаться метафизическими по своему происхождению (например, в случае теологического детерминизма).
  • Номологический детерминизм — наиболее распространенная форма причинного детерминизма. Это представление о том, что прошлое и настоящее полностью и обязательно диктуют будущее жесткими законами природы, что каждое происшествие неизбежно является результатом предшествующих событий.Квантовая механика и ее различные интерпретации бросают серьезный вызов этой точке зрения. Иногда номологический детерминизм иллюстрируется мысленным экспериментом демона Лапласа. Номологический детерминизм иногда называют «научным» детерминизмом, хотя это неправильно. Физический детерминизм обычно используется как синоним номологического детерминизма (его противоположностью является физический индетерминизм).
  • Необходимость тесно связана с причинным детерминизмом, описанным выше.Это метафизический принцип, отрицающий любую простую возможность; есть только один способ существования мира. Левкипп утверждал, что не было никаких беспричинных событий, и что все происходит по причине и по необходимости.
  • Предетерминизм — это идея, что все события предопределены заранее. Концепция предетерминизма часто аргументируется, ссылаясь на причинный детерминизм, подразумевая, что существует непрерывная цепь предшествующих событий, уходящая корнями в происхождение вселенной.В случае предетерминизма эта цепь событий была предустановлена, и человеческие действия не могут повлиять на результаты этой предустановленной цепи. Предетерминизм может использоваться для обозначения такого заранее установленного причинного детерминизма, и в этом случае он классифицируется как особый тип детерминизма. Его также можно использовать взаимозаменяемо с причинным детерминизмом — в контексте его способности определять будущие события. Несмотря на это, предетерминизм часто считается независимым от причинного детерминизма.Термин предопределенность также часто используется в контексте биологии и наследственности, и в этом случае он представляет собой форму биологического детерминизма.
  • Фатализм обычно отличается от «детерминизма» и представляет собой форму телеологического детерминизма. Фатализм — это идея о том, что всему суждено случиться, так что люди не могут контролировать свое будущее. Судьба имеет произвольную силу и не обязана подчиняться никаким причинным или иным детерминированным законам. Типы фатализма включают жесткий теологический детерминизм и идею предопределения, когда есть Бог, который определяет все, что люди будут делать.Этого можно достичь либо заранее зная их действия, либо с помощью некоторой формы всеведения, либо заранее определив их действия.
  • Богословский детерминизм — это форма детерминизма, который утверждает, что все события, которые происходят, предопределены или предопределены, чтобы произойти монотеистическим божеством, или что им суждено произойти, учитывая его всеведение. Существуют две формы теологического детерминизма, называемые здесь сильным и слабым теологическим детерминизмом. Первый из них, сильный теологический детерминизм, основан на концепции божества-творца, диктующего все события в истории: «все, что происходит, было предопределено происходить всеведущим, всемогущим божеством».Вторая форма, слабый теологический детерминизм, основана на концепции божественного предвидения — «поскольку всеведение Бога совершенно, то, что Бог знает о будущем, неизбежно произойдет, что, следовательно, означает, что будущее уже определено». Существуют небольшие вариации в приведенной выше классификации. Некоторые утверждают, что теологический детерминизм требует предопределения всех событий и результатов божеством (т.е. они не классифицируют более слабую версию как «теологический детерминизм», если только либертарианская свобода воли не считается, как следствие, отрицанием), или что более слабая версия этого не делает. составляют вообще «теологический детерминизм».Что касается свободы воли, «теологический детерминизм — это тезис о том, что Бог существует и обладает безошибочным знанием всех истинных суждений, в том числе суждений о наших будущих действиях», более минимальных критериев, разработанных для включения всех форм теологического детерминизма. Богословский детерминизм также можно рассматривать как форму причинного детерминизма, в котором предшествующими условиями являются природа и воля Бога.
  • Логический детерминизм или Детерминированность — это представление о том, что все предложения, будь то о прошлом, настоящем или будущем, истинны или ложны.Обратите внимание, что можно поддерживать причинный детерминизм, не обязательно поддерживая логический детерминизм, и наоборот (в зависимости от взглядов на природу времени, а также случайности). Проблема свободы воли особенно остро стоит сейчас в связи с логическим детерминизмом: как может быть свободный выбор, учитывая, что суждения о будущем уже имеют истинное значение в настоящем (т.е. оно уже определено как истинное или ложное)? Это называется проблемой будущих контингентов.
  • Часто синонимами логического детерминизма являются идеи, лежащие в основе Пространственно-временного детерминизма или Этернализм : точка зрения специальной теории относительности.Дж. Дж. С. Смарт, сторонник этой точки зрения, использует термин «безвыходность» для описания одновременного существования прошлого, настоящего и будущего. В физике «блочная вселенная» Германа Минковского и Альберта Эйнштейна предполагает, что время является четвертым измерением (как и три пространственных измерения). Другими словами, все остальные части времени реальны, как и городские кварталы вверх и вниз по улице, хотя порядок, в котором они появляются, зависит от водителя (см. Аргумент Ритдейка – Патнэма).
  • Адекватный детерминизм — это идея, что квантовая неопределенность может игнорироваться для большинства макроскопических событий.Это из-за квантовой декогеренции. Случайные квантовые события «усредняются» в пределе большого числа частиц (где законы квантовой механики асимптотически приближаются к законам классической механики). Стивен Хокинг объясняет похожую идею: он говорит, что микроскопический мир квантовой механики — это мир детерминированных вероятностей. То есть квантовые эффекты редко изменяют предсказания классической механики, которые достаточно точны (хотя и не вполне уверены) в больших масштабах.Тогда что-то размером с животную клетку будет «адекватно определено» (даже в свете квантовой неопределенности).
  • Интерпретация множества миров принимает линейные случайные наборы последовательных событий с адекватной согласованностью, но также предлагает постоянное разветвление случайных цепочек, создающих «множественные вселенные» для учета множественных результатов отдельных событий. Это означает, что случайный набор событий, ведущих к настоящему, все действителен, но все же проявляется как единичный линейный поток времени в гораздо более широком невидимом коническом поле вероятности других исходов, которые «отделяются» от локально наблюдаемой временной шкалы.В соответствии с этой моделью причинные множества по-прежнему «непротиворечивы», но не исключительно для единичных повторяющихся результатов. Сторона интерпретации решает проблему исключительной ретроспективной случайной цепочки «не мог бы поступить иначе», предполагая, что «другой исход действительно существует» в наборе временных потоков параллельной вселенной, которые отделились, когда произошло действие. Эта теория иногда описывается на примере выбора на основе агентов, но более сложные модели утверждают, что рекурсивное причинное расщепление происходит со всеми задействованными волновыми функциями частиц.Эта модель вызывает множество возражений со стороны научного сообщества.

Философские связи

Противоречие между природой и воспитанием

Хотя некоторые из вышеперечисленных форм детерминизма касаются человеческого поведения и познания, другие представляют себя как ответ на дебаты о природе и воспитании. Они предполагают, что один фактор полностью определяет поведение. Однако по мере роста научного понимания наиболее сильные версии этих теорий были отвергнуты как единственная причина.

Другими словами, современные детерминистские теории пытаются объяснить, как взаимодействие природы и воспитания полностью предсказуемо. Понятие наследственности помогло провести это различие.

Биологический детерминизм, иногда называемый генетическим детерминизмом, — это идея о том, что каждое человеческое поведение, убеждения и желания фиксируются генетической природой человека.

Бихевиоризм основан на идее, что любое поведение может быть связано с определенными причинами — либо средовыми, либо рефлексивными.Джон Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер разработали этот детерминизм, ориентированный на воспитание.

Культурный детерминизм или социальный детерминизм — это теория, ориентированная на воспитание, согласно которой культура, в которой мы выросли, определяет, кем мы являемся.

Экологический детерминизм, также известный как климатический или географический детерминизм, предполагает, что физическая среда, а не социальные условия, определяет культуру. Сторонники экологического детерминизма часто также поддерживают поведенческий детерминизм. Ключевыми сторонниками этой концепции были Эллен Черчилль Семпл, Элсворт Хантингтон, Томас Гриффит Тейлор и, возможно, Джаред Даймонд, хотя его статус как экологического детерминиста обсуждается.

С частными факторами

Другие «детерминистские» теории на самом деле стремятся лишь подчеркнуть важность того или иного фактора в предсказании будущего. Эти теории часто используют фактор как своего рода ориентир или ограничение на будущее. Им не нужно предполагать, что полное знание одного этого фактора позволит нам делать точные прогнозы.

Психологический детерминизм может означать, что люди должны действовать в соответствии с разумом, но он также может быть синонимом некоторого вида психологического эгоизма.Последнее — точка зрения, согласно которой люди всегда будут действовать в соответствии с их предполагаемыми наилучшими интересами.

Лингвистический детерминизм утверждает, что наш язык определяет (по крайней мере, ограничивает) то, что мы можем думать, говорить и, следовательно, знать. Гипотеза Сепира-Уорфа утверждает, что люди воспринимают мир на основе грамматических структур, которые они обычно используют.

Экономический детерминизм — это теория, которая приписывает приоритет экономической структуре над политикой в ​​развитии истории человечества.Это связано с диалектическим материализмом Карла Маркса.

Технологический детерминизм — это редукционистская теория, которая предполагает, что технологии общества определяют развитие его социальной структуры и культурных ценностей.

Со свободной волей

Философы обсуждали как истину детерминизма, так и истину свободы воли. Компатибилизм относится к представлению о том, что свобода воли в некотором смысле совместима с детерминизмом. С другой стороны, три инкомпатибилистских позиции отрицают эту возможность.Жесткие инкомпатибилисты считают, что и детерминизма, и свободы воли не существует, либертарианцы считают, что детерминизм не существует, а свобода воли может существовать, а жесткие детерминисты считают, что детерминизм и свобода воли не существует.

Стандартный аргумент против свободы воли, согласно философу Дж. Дж. К. Смарту, фокусируется на значении детерминизма для «свободы воли». Однако он предполагает, что свобода воли отрицается независимо от того, истинен детерминизм или нет. С одной стороны, если детерминизм верен, все наши действия предсказуемы и предполагается, что мы несвободны; с другой стороны, если детерминизм ложен, наши действия считаются случайными, и как таковые мы не кажемся свободными, потому что мы не участвовали в управлении происходящим.

В своей книге «Моральный ландшафт» писатель и нейробиолог Сэм Харрис также выступает против свободы воли. Он предлагает мысленный эксперимент, в котором сумасшедший ученый представляет детерминизм. В примере Харриса сумасшедший ученый использует машину для управления всеми желаниями и, следовательно, всем поведением конкретного человека. Харрис считает, что в данном случае уже не так соблазнительно сказать, что у жертвы есть «свобода воли». Харрис говорит, что ничего не меняется, если машина управляет желаниями наугад — жертве, кажется, все еще не хватает свободы воли.

Харрис затем утверждает, что мы также являемся жертвами таких непредсказуемых желаний (но из-за бессознательных махинаций нашего мозга, а не тех, что делает сумасшедший ученый). Основываясь на этом самоанализе, он пишет: «Это раскрывает настоящую тайну свободы воли: если наш опыт совместим с ее полным отсутствием, как мы можем сказать, что вообще видим какие-либо доказательства в ее пользу?» добавив, что «предсказуемы они или нет, мы не являемся причиной наших причин». То есть он считает, что есть неопровержимые доказательства отсутствия свободы воли.

Некоторые исследования (основанные Фондом Джона Темплтона) показали, что ослабление веры человека в свободу воли опасно, делая его менее полезным и более агрессивным. Это могло произойти из-за того, что у человека страдает чувство собственной эффективности.

С душой

Некоторые детерминисты утверждают, что материализм не дает полного понимания Вселенной, потому что, хотя он может описывать определенные взаимодействия между материальными вещами, он игнорирует умы или души сознательных существ.

Можно выделить ряд позиций:

  1. Нематериальные души — это все, что существует (идеализм).
  2. Нематериальные души существуют и оказывают недетерминированное причинное влияние на тела. (Традиционный свободолюбивый, интеракционистский дуализм).
  3. Нематериальные души существуют, но являются частью детерминированной структуры.
  4. Нематериальные души существуют, но не оказывают причинного влияния, свободного или детерминированного (эпифеноменализм, окказионализм)
  5. Нематериальные души не существуют — нет дихотомии разума и тела, и есть материалистическое объяснение интуиции об обратном.

С этикой и моралью

Еще одна тема для обсуждения — влияние детерминизма на мораль. Жесткий детерминизм (вера в детерминизм, а не свободную волю) особенно критикуется за то, что он делает невозможными традиционные моральные суждения. Однако некоторые философы считают этот вывод приемлемым.

Философ и инкомпатибилист Питер ван Инваген представляет этот тезис как таковой:

Аргумент о том, что для вынесения моральных суждений требуется свобода воли

  1. Моральное суждение о том, что вам не следовало делать X, подразумевает, что вместо этого вы должны были сделать что-то еще
  2. То, что вам следовало сделать что-то другое, означает, что вам нужно было сделать что-то еще
  3. То, что вам нужно было что-то еще, означает, что вы могли сделать что-то еще
  4. То, что вы могли сделать что-то еще, означает, что у вас есть свобода воли
  5. Если у вас нет свободной воли делать что-то иное, кроме X, мы не сможем сделать моральное суждение, что вам не следовало делать X.

Однако компатибилист может иметь проблемы с процессом Инвагена, потому что нельзя изменить прошлое, как его аргументы. Компатибилист, сосредотачивающийся на планах на будущее, может постулировать:

  1. Моральное суждение о том, что вам не следовало делать X, подразумевает, что вместо этого вы можете сделать что-то еще
  2. То, что вместо этого вы можете делать что-то еще, означает, что вам нужно сделать что-то еще
  3. То, что вам нужно сделать что-то еще, означает, что вы можете делать что-то еще
  4. То, что вы можете делать что-то еще, означает, что у вас есть свобода воли для планирования будущего обращения за помощью
  5. Если у вас есть свободная воля делать что-то, кроме X, мы можем вынести моральное суждение, что вы должны делать что-то, кроме X, и наказание вас как ответственной стороны за совершение X, которого, как вы знаете, вы не должны были делать, может помочь вам помнить о том, что делать X в будущем.

Психология веры в свободу воли

От журнальных столиков и социальных сетей до научно-популярных лекций, похоже, для нейробиологов, философов и других комментаторов стало все более модным говорить любому, кто будет слушать, что свобода воли — это миф.

Но почему эта дискуссия актуальна для кого угодно, кроме студента философии, стремящегося произвести впечатление на потенциальное свидание? На самом деле, все больше данных из психологии показывает, что вера в свободу воли имеет огромное значение для нашего поведения.Также становится ясно, что то, как мы говорим о свободе воли, влияет на то, верим ли мы в нее.

В лаборатории использование детерминированных аргументов для подрыва веры людей в свободу воли привело к ряду негативных результатов, включая рост мошенничества и агрессии. Это также было связано с уменьшением полезного поведения и уменьшением чувства благодарности.

Недавнее исследование показало, что можно уменьшить веру людей в свободу воли, просто заставив их прочитать научную статью, в которой говорится, что все предопределено.Это сделало участников менее склонными жертвовать на благотворительность (по сравнению с контрольной группой). Однако это наблюдалось только у нерелигиозных участников.

Ученые утверждают, что эти результаты могут быть результатом ослабления чувства свободы воли и контроля, которое приходит с верой в то, что мы свободны делать выбор. Точно так же мы можем чувствовать меньшую моральную ответственность за результаты наших действий.

Поэтому неудивительно, что некоторые исследования показали, что люди, которые верят в свободу воли, с большей вероятностью будут иметь положительные жизненные результаты, такие как счастье, успехи в учебе и лучшая производительность труда. .Однако связь между верой в свободу воли и жизненными результатами может быть сложной, поэтому эта связь все еще обсуждается.

Тревожный дуализм

Кажется, что язык и определения связаны с тем, верим ли мы в свободу воли. Те, кто отрицает существование свободы воли, обычно ссылаются на философское определение свободы воли как способности нашего сознания (или души) принимать любое решение, которое она выбирает — независимо от мозговых процессов или предшествующих причинных событий. Чтобы подорвать его, они часто сочетают его с «детерминизмом» классической физики.Законы физики Ньютона просто не допускают существования свободной воли — как только физическая система приводится в движение, она следует полностью предсказуемому пути.

Согласно фундаментальной физике, все, что происходит во Вселенной, закодировано в ее начальных условиях. Начиная с Большого взрыва, механические причинно-следственные взаимодействия атомов сформировали звезды, планеты, жизнь и, в конечном итоге, вашу ДНК и ваш мозг. Это было неизбежно. Таким образом, ваш физический мозг всегда был предназначен для обработки информации в точности так, как он это делает, поэтому каждое решение, которое вы когда-либо собираетесь принять, является предопределенным.Вы (ваше сознание) просто сторонний наблюдатель — ваш мозг отвечает за вас. Следовательно, у вас нет свободной воли. Этот аргумент известен как детерминизм.

Разум и тело Декарта: органы чувств передают информацию эпифизу мозга, а оттуда — нематериальному духу. википедия

Но этот подход абсурдно дуалистичен, требуя от людей видеть свое сознание как свое истинное «я», а свой мозг как нечто отдельное. Несмотря на то, что это точное описание философского определения свободы воли, это противоречит тому, во что на самом деле верят обычные люди — и многие ученые.

На самом деле кажется, что функционирование нашего мозга действительно влияет на наше сознание. Большинство из нас может признать, без экзистенциального беспокойства, что употребление алкоголя, которое воздействует на наш физический мозг, впоследствии снижает нашу способность делать рациональный выбор в манере, которую наше сознание не в силах просто преодолеть. Фактически, мы склонны признать, что наше сознание является продуктом нашего физического мозга, что устраняет дуализм. Дело не в том, что наш мозг принимает решения за нас, скорее мы принимаем решения своим мозгом.

Большинство людей определяют свободу воли как простую способность делать выбор, который удовлетворяет их желания — без ограничений. Это непрофессиональное понимание свободы воли на самом деле не связано с аргументами о детерминированной причинно-следственной связи, восходящей к Большому взрыву.

Но как мы можем узнать об аргументах за и против существования свободы воли, не чувствуя угрозы и не подрывая наши моральные суждения? Один из способов — переформулировать достоверные детерминированные аргументы на языке, который люди действительно используют.

Например, когда детерминист утверждает, что «причинно-следственные взаимодействия после Большого взрыва сформировали Вселенную и ваш мозг таким образом, что каждое ваше решение стало неизбежным», мы могли бы заменить это более привычным языком. Например, «семейное наследие и жизненный опыт сделали вас тем человеком, которым вы являетесь, сформировав ваш мозг и разум».

На мой взгляд, оба аргумента одинаково детерминированы: «семейная наследственность» — это еще один способ обозначить ДНК, в то время как «жизненный опыт» — менее сложный способ обозначить предшествующие причинные события.Но, что важно, последнее позволяет почувствовать большую свободу, потенциально уменьшая любые возможные негативные воздействия на поведение.

Квантовая странность

Некоторые даже утверждают, что понятие научного детерминизма оспаривается ростом квантовой механики, которая управляет микромиром атомов и частиц. Согласно квантовой механике, вы не можете с уверенностью предсказать, какой путь пойдет частица, чтобы достичь цели, даже если вы знаете все ее начальные условия.Все, что вы можете сделать, это вычислить вероятность, которая подразумевает, что природа намного менее предсказуема, чем мы думали. Фактически, только когда вы действительно измеряете путь частицы, она «выбирает» конкретную траекторию — до тех пор она может пройти сразу несколько маршрутов.

Хотя квантовые эффекты, подобные этим, имеют тенденцию исчезать в масштабе людей и повседневных предметов, недавно было показано, что они могут играть роль в некоторых биологических процессах, от фотосинтеза до навигации птиц.Пока у нас нет доказательств того, что они играют какую-либо роль в человеческом мозге — но, конечно, нельзя сказать, что они не играют.

Люди, использующие философское определение и классическую физику, могут убедительно возражать против существования свободы воли. Однако они могут захотеть отметить, что современная физика не обязательно соглашается с тем, что свобода воли невозможна.

В конечном счете, существует ли свобода воли или нет, может зависеть от вашего определения. Если вы хотите отрицать его существование, вам следует сделать это ответственно, сначала четко определив концепции.И имейте в виду, что это может повлиять на вашу жизнь намного больше, чем вы думаете.

Детерминизм и свобода воли — Центр психологии

Детерминизм и свобода воли Определение:

Детерминизм и свобода воли — одна из классических дискуссий в психологии, которая касается степени, в которой психологи считают, что человеческое поведение находится под влиянием сил, находящихся вне нашего контроля. В качестве альтернативы, можем ли мы лично контролировать наши действия.

Детерминизм: Это точка зрения, согласно которой поведение человека контролируется внутренними (гены и т. Д.) Или внешними (например.грамм. обучение поведению от наших родителей) сил. Это означает, что поведение должно быть предсказуемым.

Свободная воля: Используется для обозначения альтернативного конца спектра, где человек рассматривается как самоопределение. Согласно этой точке зрения, люди играют активную роль в управлении своим поведением (т.е. они свободны выбирать и не действуют в ответ на какое-либо внутреннее или внешнее давление.

Научный акцент на причинных объяснениях:

Один из основных принципов науки состоит в том, что каждое событие во Вселенной имеет причину, и что причины могут быть объяснены с помощью общих законов.Знание причин и формулировка законов важны, поскольку они позволяют ученым предсказывать и контролировать события в будущем. В психологии лабораторный эксперимент позволяет исследователям стимулировать условия в пробирке и удалять все другие посторонние переменные в попытке точно контролировать и предсказывать поведение человека.

Различные типы детерминизма:

Детерминизм может принимать различных форм (биологический, экологический, психический детерминизм).Это происходит из предположения, что на поведение редко влияет один фактор.

(1) Биологический детерминизм:

Убеждение, что поведение вызвано биологическими факторами (например, генетикой, гормонами, эволюцией), которые мы не можем контролировать. . Например: высокий уровень тестостерона вызывает агрессивное поведение, ген XYY вызывает агрессию, низкий уровень серотонина вызывает депрессию и т. Д.

(2) Детерминизм окружающей среды:

Вера в то, что поведение вызвано особенностями окружающей среды (например, системы вознаграждения и наказания), которые мы не можем контролировать.Например, если мы выросли в агрессивной семье, мы узнаем об этом агрессивном поведении (через косвенное подкрепление), а также будем демонстрировать агрессивное поведение, наблюдая за тонкими ролевыми моделями и косвенным подкреплением, у нас может развиться анорексия и т. Д.

(3) Психология Детерминизм:

Вера в то, что мы управляемы внутренними бессознательными конфликтами, которые мы не можем контролировать, например, у нас может развиться ОКР из-за фиксации на психосексуальных стадиях развития, мы можем страдать от депрессии из-за подавленных воспоминаний и т. Д. …

Последствия дебатов о детерминизме и свободе воли:

Споры о свободе воли и детерминизма повлияли на многие области психологии, и такие дебаты имели практический и теоретический вклад в психологию, поскольку они помогли разработать ряд теорий и стратегий.Однако до сих пор ведутся активные споры о роли свободы воли в поведении.

Дело ДЛЯ детерминизма…

Представление о том, что человеческое поведение является упорядоченным и подчиняется законам, ставит психологию наравне с другими более устоявшимися науками. Ценность таких исследований заключается в том, что прогнозирование и контроль человеческого поведения привели к разработке методов лечения, терапии и поведенческих вмешательств, которые принесли пользу многим, например, психотерапевтическое лекарственное лечение для контроля и лечения шизофрении. Например, , если шизофрения вызвана повышенным уровнем дофамина, для снижения уровня дофамина и облегчения симптомов шизофрении можно использовать такие методы лечения, как антипсихотические препараты — это поддерживает идею детерминизма, поскольку показывает, что Причина повышенного уровня дофамина создает «эффект» расстройства шизофрении. Снижение уровня дофамина приводит к облегчению симптомов шизофрении.

Опыт психических расстройств, таких как шизофрения, когда больные испытывают полную потерю контроля над своими мыслями и поведением, вызывает сомнения по поводу свободы воли — никто бы не хотел иметь шизофрению. Это говорит о том, что, по крайней мере, с точки зрения психического заболевания, поведение, по-видимому, определено.

Дело ПРОТИВ детерминизма…

С точки зрения жесткого детерминизма и идеи о том, что индивидуальный выбор не является причиной поведения, не соответствует тому, как действует правовая система в Великобритании.

Например, в суде правонарушители привлекаются к моральной ответственности за свои действия — очень немногие люди будут представлять себя в суде, пытаясь апеллировать к судье или присяжным, что их преступление было биологическим, экологически или психически детерминирован. Это противоречит детерминированному подходу, потому что предполагает, что мы контролируем свое собственное поведение, что свободная воля может преодолеть любой «биологический детерминированный» идеал.

Дело ДЛЯ БЕСПЛАТНОЙ ВОЛИ…

Имеется фактической достоверности в поддержку концепции, согласно которой каждый обладает свободной волей. Например, повседневных переживаний «создают впечатление», что мы постоянно проявляем свободную волю, делая выбор, который мы делаем в каждый конкретный день.Кроме того, исследования показывают, что люди, у которых есть внутренний локус контроля (внутренний локус контроля — человек чувствует, что он полностью отвечает за свое поведение и действия), как правило, более психически здоровы. Напротив, Робертс (2000) продемонстрировал, что подростки, которые верили в фатализм (считали, что их жизнь решается событиями вне их контроля), подвергались значительно большему риску развития депрессии.

Это говорит о том, что вера в свободную волю положительно влияет на человеческое поведение и психическое здоровье.

Дело ПРОТИВ СВОБОДНОЙ ВОЛИ…

Неврологические исследования предоставили доказательства против идеи свободы воли.

Например, Libet (1985) и Siong Soon (2008) продемонстрировали, что активность мозга, определяющая результат простого выбора, может предшествовать нашему знанию о том, что мы сделали такой выбор. Исследователи обнаружили, что активность, связанная с тем, нажимать ли кнопку правой или левой рукой, происходит в мозгу за 10 секунд до того, как участник сознательно осознает принятие такого решения. Это противоречит идее свободы воли, потому что e предполагает, что элементы нашей биологии уже задействованы в процессе принятия решений еще до того, как мы даже сознательно осознаем свое решение или выбор.

Перспектива интеракциониста может предложить лучший компромисс в дебатах о свободе воли и детерминизма. Подходы в психологии, которые имеют когнитивный элемент (например, теория социального обучения), имеют тенденцию принимать интеракционистскую перспективу или перспективу мягкого детерминизма.Например, Bandura утверждает, что факторы окружающей среды являются ключевыми для обучения поведению, но что мы свободны выбирать (или принимать решения), кому или чему уделять внимание и когда выполнять определенное поведение (подумайте о f наши требования теории социального обучения! Какие из этих требований предполагают, что люди имеют свободный выбор в отношении того, имитировать ли поведение или нет?) .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *