Проблемная ситуация это в психологии: ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ — это… Что такое ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ? – проблемная ситуация — это… Что такое проблемная ситуация?

Автор: | 22.12.2019

Содержание

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ — что такое в Большом психологическом словаре

Смотреть что такое ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ в других словарях:

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

(от греч. problema — задача, задание и лат. situatio — положение)   1. содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятель… смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

возникающее при выполнении практического или теоретического задания осознание того, что ранее усвоенных знаний недостаточно, и появление субъективной потребности в новых знаниях, реализуемой в целенаправленной активности познавательной. Одно из центральных понятий обучения проблемного. 1. Содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в коих разворачивается деятельность индивида или группы. 2. Психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания. Ситуация проблемная (=> проблема) характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по содержанию среду. Осознание некоего противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить задание на базе ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, кое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация неизвестного в ситуации проблемной реализуется в форме вопроса, заданного самому себе и становящегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании о предмете, способе или условии действия, идет продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в «окружение» субъекта входят не только объекты, но и среда социальная, генетически Первичной является постановка вопроса, обращенного не к самому себе, а к другому человеку, опосредующему своей активностью развитие индивида. … смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

(от греч. problema — задача, задание и лат. situatio — положение) — 1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы; 2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания. П. с. характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенную в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, к-рое позволило бы разрешить возникшее противоречие.Объективация неизвестного в П. с. осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в «окружение» субъекта входят не только объекты, но и социальная среда, то генетически первична постановка вопроса, обращенного не к самому себе, а к другому человеку, опосредствующему своей активностью развитие индивида. П. с. является одним из центральных понятий проблемного обучения…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью. П. с. является начальным моментом мышления, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. П. с.— это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть. Под проблемой обычно понимается особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики: 1) цель, т. е. ориентировочную основу для решения задач; 2) условия, в которых задается данная цель; 3) потребность в достижении цели; недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий. Проблемы нет там, где отсутствует недостаток информации и неудовлетворенность потребностей. То, что является проблемой для данного человека, для другого может и не быть ею. От осознания проблемы человек переходит к принятию решения. П. с. часто возникают в деятельности операторов игровых систем управления, операторов-руководителей, операторов-исследователей…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

(от греч. problema — задача, задание и лат. situatio — положение) — 1) соотношение обстоятельств и условий, в к-рых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; 2) психол. модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (напр., невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, к-рое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Начальным звеном разрешения возникшего противоречия является заданный человеком самому себе вопрос о причинах возникшей трудности. Поиск ответа на вопрос приводит к разрешению противоречия и продуктивному развитию того, кто осуществил поиск. В силу этого проблемное обучение, построенное на П. с, относится к развивающему…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

в гносеологическом смысле (т.е. с точки зрения познавательного процесса) проблемная ситуация – это «знание о незнании, несоответствие или противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий» [Логика научного исследования / Отв. ред. П. В. Копнин, М.В. Попович. М.: Наука, 1965. – С. 25] Предметная сторона проблемы социологического исследования – это явления и процессы, вызывающие беспокойство, например, ситуация непонятна, не поддается убедительному объяснению, имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей, институтов [34. – С. 71]. – возникающее в процессе развития противоречие между потребностями индивида (группы) и незнанием путей для реализации этих потребностей [26. – С. 45]. … смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

ситуация деятельности человека или группы людей, содержащая противоречивые условия и имеющая множество различных способов ее преобразования. Осознание человеком невозможности разрешить какое-то противоречие вызывает у него потребность обладать новыми знаниями, которые помогут ему разрешить эту проблемную ситуацию. Если в проблемной ситуации намечается цель, для достижения которой нужно преобразовать некоторые условия, то проблема упрощается и переходит в ранг задачи [73]. … смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

– ситуация, которая вынуждает учащегося самостоятельно искать решения. Учитель при помощи определенной системы приемов достигает того, чтобы ученик – действительно почувствовал определенную теоретическую и практическую трудность; – сформулировал основную проблему или уяснил сформулированную учителем; – захотел решить эту проблему и -смог это сделать…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Словообразование. Происходит от греч. problema — задача. Категория. Осознание проблемы. Специфика. Возникает при выполнении практического или теоретического задания, в котором выясняется, что ранее усвоенных знаний недостаточно, и возникает субъективная потребность в новых знаниях, реализующаяся в целенаправленной познавательной активности. … смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется та­ким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое тре­бует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвест­ные субъекту знания или способы действия (А.М. Матюшкин)…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Проблемная ситуация — осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности — в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной активности…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

такой способ изложения учебного материала, при котором субъект обучения вынуждается к самостоятельному дополнению изученного или необходимости сделать из него вывод, используя уже имеющиеся у него знания, умения, навыки…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Ситуация, заданная тестом, представляющая совокупность речевых и неречевых условий, стимулирующих испытуемого на совершение действия (речевого) или деятельности (коммуникативной). См. также ситуация тестового задания…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

(от фр. situation обстановка, положение) – противоречие между осознанием научной или практической потребности и незнанием способов её удовлетворения. См. Программа прикладного социологического исследования…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у обучаемого в результате осознания недостаточности и противоречивости приобретаемых знаний для решения новых учебных или профессиональных задач…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

это особое состояние субъекта, которое знаменует познавательную активность в поиске новых знаний или принципов действий, а также построения новых его способов. … смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

интеллектуальное затруднение, возникающее у человека, когда он не может достичь цели известными ему средствами и способами.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ — что такое в Большой психологической энциклопедии

Смотреть что такое ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ в других словарях:

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

(от греч. problema — задача, задание и лат. situatio — положение)   1. содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятель… смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

возникающее при выполнении практического или теоретического задания осознание того, что ранее усвоенных знаний недостаточно, и появление субъективной потребности в новых знаниях, реализуемой в целенаправленной активности познавательной. Одно из центральных понятий обучения проблемного. 1. Содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в коих разворачивается деятельность индивида или группы. 2. Психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания. Ситуация проблемная (=> проблема) характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по содержанию среду. Осознание некоего противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить задание на базе ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, кое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация неизвестного в ситуации проблемной реализуется в форме вопроса, заданного самому себе и становящегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании о предмете, способе или условии действия, идет продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в «окружение» субъекта входят не только объекты, но и среда социальная, генетически Первичной является постановка вопроса, обращенного не к самому себе, а к другому человеку, опосредующему своей активностью развитие индивида. … смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью. П. с. является начальным моментом мышления, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. П. с.— это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть. Под проблемой обычно понимается особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики: 1) цель, т. е. ориентировочную основу для решения задач; 2) условия, в которых задается данная цель; 3) потребность в достижении цели; недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий. Проблемы нет там, где отсутствует недостаток информации и неудовлетворенность потребностей. То, что является проблемой для данного человека, для другого может и не быть ею. От осознания проблемы человек переходит к принятию решения. П. с. часто возникают в деятельности операторов игровых систем управления, операторов-руководителей, операторов-исследователей…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

(от греч. problema — задача, задание и лат. situatio — положение) — 1) соотношение обстоятельств и условий, в к-рых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; 2) психол. модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (напр., невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, к-рое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Начальным звеном разрешения возникшего противоречия является заданный человеком самому себе вопрос о причинах возникшей трудности. Поиск ответа на вопрос приводит к разрешению противоречия и продуктивному развитию того, кто осуществил поиск. В силу этого проблемное обучение, построенное на П. с, относится к развивающему…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

в гносеологическом смысле (т.е. с точки зрения познавательного процесса) проблемная ситуация – это «знание о незнании, несоответствие или противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий» [Логика научного исследования / Отв. ред. П. В. Копнин, М.В. Попович. М.: Наука, 1965. – С. 25] Предметная сторона проблемы социологического исследования – это явления и процессы, вызывающие беспокойство, например, ситуация непонятна, не поддается убедительному объяснению, имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей, институтов [34. – С. 71]. – возникающее в процессе развития противоречие между потребностями индивида (группы) и незнанием путей для реализации этих потребностей [26. – С. 45]. … смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

ситуация деятельности человека или группы людей, содержащая противоречивые условия и имеющая множество различных способов ее преобразования. Осознание человеком невозможности разрешить какое-то противоречие вызывает у него потребность обладать новыми знаниями, которые помогут ему разрешить эту проблемную ситуацию. Если в проблемной ситуации намечается цель, для достижения которой нужно преобразовать некоторые условия, то проблема упрощается и переходит в ранг задачи [73]. … смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

– ситуация, которая вынуждает учащегося самостоятельно искать решения. Учитель при помощи определенной системы приемов достигает того, чтобы ученик – действительно почувствовал определенную теоретическую и практическую трудность; – сформулировал основную проблему или уяснил сформулированную учителем; – захотел решить эту проблему и -смог это сделать…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Словообразование. Происходит от греч. problema — задача. Категория. Осознание проблемы. Специфика. Возникает при выполнении практического или теоретического задания, в котором выясняется, что ранее усвоенных знаний недостаточно, и возникает субъективная потребность в новых знаниях, реализующаяся в целенаправленной познавательной активности. … смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется та­ким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое тре­бует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвест­ные субъекту знания или способы действия (А.М. Матюшкин)…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Проблемная ситуация — осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности — в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной активности…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

такой способ изложения учебного материала, при котором субъект обучения вынуждается к самостоятельному дополнению изученного или необходимости сделать из него вывод, используя уже имеющиеся у него знания, умения, навыки…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Ситуация, заданная тестом, представляющая совокупность речевых и неречевых условий, стимулирующих испытуемого на совершение действия (речевого) или деятельности (коммуникативной). См. также ситуация тестового задания…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

(от фр. situation обстановка, положение) – противоречие между осознанием научной или практической потребности и незнанием способов её удовлетворения. См. Программа прикладного социологического исследования…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у обучаемого в результате осознания недостаточности и противоречивости приобретаемых знаний для решения новых учебных или профессиональных задач…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

это особое состояние субъекта, которое знаменует познавательную активность в поиске новых знаний или принципов действий, а также построения новых его способов. … смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы…. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

интеллектуальное затруднение, возникающее у человека, когда он не может достичь цели известными ему средствами и способами.

Сообщение на тему «Проблемная ситуация как основной элемент технологии проблемного обучения»

Проблемная ситуация как основной элемент технологии проблемного обучения

Проблемная ситуация является основным элементом технологии проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление и т.д.

Проблемная ситуация в процессе обучения предполагает, что субъект (учащийся) хочет решить трудные для себя задания, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Такая ситуация характеризует психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения учебного задания, стимулируя к поиску новых знаний и способов деятельности.

Проблемная ситуация включает в себя следующие три компонента:

  • необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом отношении, знании или способе действия;

  • неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей ситуации;

  • возможности учащихся при выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии «тайны» неизвестного [2].

Проблемная ситуация возникает только при наличии определенных внутренних условий мышления. Это положение имеет важное значение для педагога. Проблемная ситуация по своей психологической структуре, как и мышление, представляет довольно сложное явление и включает в себя не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную (потребности, возможности субъекта) сферу. Исходя из этого, А.М. Матюшкин определяет проблемную ситуацию как особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, характеризующийся таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия.

Проблемная ситуация в педагогике (в отличие от психологии) рассматривается не вообще как состояние интеллектуального напряжения, связанного с неожиданным «препятствием» для хода мысли, а как состояние умственного затруднения, вызванного объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной или практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.).

Чтобы проблемная ситуация стала дидактическим инструментом педагога, необходимо знание типов проблемных ситуаций. Наибольшим признанием в педагогической практике пользуется классификация М.И. Махмутова. Он указывает следующие способы создания проблемных ситуаций и, соответственно, определяет их типы:

  • при столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;

  • при организации практической работы учащихся;

  • при побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;

  • при побуждении учащихся к предварительному обобщению новых фактов;

  • при исследовательских заданиях [24].

Необходимо отметить, что не слишком трудное, не слишком легкое, среднее по уровню трудности задание не вызовет проблемной ситуации.

В качестве проблемных заданий могут служить вопросы, учебные задачи и практические ситуации. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. Само по себе проблемное задание не является проблемной ситуацией. Оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.

Итак, данный вид технологии обучения:

  • стимулирует проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества у учащихся;

  • развивает интуицию и дискурсивное (insight – проникновение в суть), конвергенционное («открытие») и дивергенционное («создание») мышление;

  • учит искусству решения различных научных и практических проблем, опыту творческого решения теоретических и практических задач [2].

Внедрение технологии проблемного обучения в учебно-познавательный процесс имеет определенные сложности. Основные трудности связаны с большой затратой времени для постановки и решения проблем, создания самой проблемной ситуации и предоставления возможности самостоятельного решения последней каждым учащимся. Данная технология обучения таит в себе естественный процесс разделения учащихся на самостоятельных и несамостоятельных.

СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — это… Что такое СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?


СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
– разновидность трудной ситуации деятельности. Отличается новой задачей, которая решается в обычных обстоятельствах. Такие ситуации требуют мобилизации познавательных способностей человека и эмоциональной устойчивости. Наиболее подробно изучены в педагогике и психологии обучения.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  • СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ОБЪЕКТИВНАЯ

Смотреть что такое «СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» в других словарях:

  • ситуация проблемная — возникающее при выполнении практического или теоретического задания осознание того, что ранее усвоенных знаний недостаточно, и появление субъективной потребности в новых знаниях, реализуемой в целенаправленной активности познавательной. Одно из… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ — (от греч. probl?ma – задача, задание и лат. situatio – положение) – содержащее противоречие и воспринимаемое основными участниками (или участником) как не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Ситуация проблемная — 1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы; 2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей… …   Психологический лексикон

  • проблемная ситуация — (от греч. problema задача, задание и лат. situatio положение) 1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы; …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ — ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью. П. с. является начальным моментом мышления, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. П. с. это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Проблемная ситуация — (от греч. problema задача, задание и лат. situatio положение)    1. содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность личности или группы;    2. психологическая… …   Педагогический терминологический словарь

  • Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ — (от греч. problema задача, задание и лат. situatio положение) 1) соотношение обстоятельств и условий, в к рых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; 2) психол. модель условий… …   Педагогический словарь

  • Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи …   Словарь по педагогической психологии

  • ПРОГРАММИРОВАНИЕ — особая форма организации проблемного мышления и деятельности. Расширяющееся в настоящее время пространство развития превалирование процессов искусственных преобразований указывает на то, что в мире массовое распространение получают гуманитарные… …   Социология: Энциклопедия


Словарь по педагогической психологии — проблемная ситуация

Проблемная ситуация

проблемная ситуация

состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.

См. в других словарях

1.

  содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы. …

Словарь терминов по общей и социальной педагогике

2.

  Ситуация, заданная тестом, представляющая совокупность речевых и неречевых условий, стимулирующих испытуемого на совершение действия (речевого) или деятельности (коммуникативной). См. также ситуация тестового задания. …

Словарь терминов и понятий тестологии

3.

  (от греч. problema задача, задание и лат. situatio положение) . содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность личности или группы; 2. психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания. П.с. характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включённой в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание к.-л. противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью усвоенных ранее знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация неизвестного в П.с. осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или…

Хрестоматия — педагогический словарь бибилотекаря

4.

  такой способ изложения учебного материала, при котором субъект обучения вынуждается к самостоятельному дополнению изученного или необходимости сделать из него вывод, используя уже имеющиеся у него знания, умения, навыки. …

Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

5.

  особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется та­ким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое тре­бует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвест­ные субъекту знания или способы действия (А.М. Матюшкин).   …

Современный образовательный процесс

6.

  (от греч. problema — задача, задание и лат. situatio — положение) — 1) соотношение обстоятельств и условий, в к-рых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; 2) психол. модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (напр., невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, к-рое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Начальным звеном разрешения возникшего противоречия является заданный человеком самому себе вопрос о причинах возникшей трудности. Поиск ответа на вопрос приводит к разрешению противоречия и продуктивному развитию того, кто осуществил поиск. В силу этого проблемное обучение, построенное на П. с, относится к развивающему. …

Педагогический словарь

7.

  – ситуация, которая вынуждает учащегося самостоятельно искать решения. Учитель при помощи определенной системы приемов достигает того, чтобы ученик – действительно почувствовал определенную теоретическую и практическую трудность; – сформулировал основную проблему или уяснил сформулированную учителем; – захотел решить эту проблему и -смог это сделать. …

Педагогический словарь по темам

8.

  интеллектуальное затруднение, возникающее у человека, когда он не может достичь цели известными ему средствами и способами. …

Профессиональное образование

9.

  состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у обучаемого в результате осознания недостаточности и противоречивости приобретаемых знаний для решения новых учебных или профессиональных задач. …

Военная педагогика

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА — это… Что такое ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА?


ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА
ПРОБЛЕМНАЯ (от греч. рroblēmа – задача, задание) ЗАДАЧА.

Задание, которое ориентирует учащихся на решение какой-л. проблемы, связанной с содержанием текста или обусловленный речевым действием, которое необходимо выполнить или на которое необходимо отреагировать. См. проблемная ситуация.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  • ПРИТЕКСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
  • ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Смотреть что такое «ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА» в других словарях:

  • задача — 1) отраженная в сознании или объективированная в знаковой модели проблемная ситуация, содержащая данные и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами знания и опыта; 2) форма структурирования …   Большая психологическая энциклопедия

  • Задача — 1) отраженная в сознании или объективированная в знаковой модели проблемная ситуация, содержащая данные и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами знания и опыта; 2) форма структурирования и представления… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • проблемная ситуация — (от греч. problema задача, задание и лат. situatio положение) 1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы; …   Большая психологическая энциклопедия

  • Задача — Задача  проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать. В первом значении задачей можно …   Википедия

  • ЗАДАЧА (проблема) — (от греч. problema задача). 1. В широко распространенном смысле З. вопрос, ответ на который представляет практический или теоретический интерес. 2. В психологии З. цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Задача (значения) — Задача: Задача проблемная ситуация с явно заданной целью. Задача (шахматы) шахматная позиция с условием, которое необходимо выполнить в заданное число ходов …   Википедия

  • задача — ▲ необходимость ↑ действие задача необходимость действий; необходимое преобразование; преобразование, которое необходимо; ситуация, требующая разрешения; трудная ситуация в процессе деятельности; действие, способ производства которого не… …   Идеографический словарь русского языка

  • Проблемная ситуация — (от греч. problema задача, задание и лат. situatio положение)    1. содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность личности или группы;    2. психологическая… …   Педагогический терминологический словарь

  • ЗАДАЧА — отраженная в сознании проблемная ситуация, содержащая данные и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами знания и опыта; одна из форм проектирования содержания обучения …   Профессиональное образование. Словарь

  • ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ — (от греч. problema задача, задание и лат. situatio положение) 1) соотношение обстоятельств и условий, в к рых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; 2) психол. модель условий… …   Педагогический словарь

Примеры проблемных ситуаций в образовательной области технология

Проблемное обучение является ведущим элементом современной системы развивающего обучения. Оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в самостоятельную жизнь, у ребят появится уверенность в своих силах и знаниях.

Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Она заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления.

Проблемные уроки очень эффективны и детям всегда интересны. Для учителя они требуют тщательной подготовки, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.

ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ

1.П.С. возникает при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта.

  • Проблемная ситуация: В греческой мифологии есть богиня здоровья – Гигиея. Ее изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши.

Вопрос: Связаны ли слова «Гигиея» и «гигиена» между собой? Где атрибуты, чаша и змея, вы могли встретить в современной жизни? (В медицине; Гигиея дала название медицинской дисциплине: гигиена).

  • Проблемная ситуация: Всем известно, что холодильник поддерживает низкую температуру для лучшего сохранения продуктов питания.

Вопрос: Как в старину сохраняли продукты питания? (рыли погреба, использовали листья растений, бересту).

  • Проблемная ситуация: Бытует мнения – «Кушать необходимо тогда, когда хочется» и «Кушать необходимо по режиму».

Вопрос: Кто прав? А может у вас есть свое мнение на этот счет? (каждый человек сам выбирает, когда ему есть, но понимает – чрезмерное употребление или недоедание может привести к заболеваниям).

  • Проблемная ситуация: В ходе наблюдения за комнатными растениями мы видим, что если вовремя не полить растение, то одни начинают опускать листики, вянуть, а кактус — нет и в частом поливе не нуждается.

Вопрос: Почему кактус без воды не вянет? (он запасает влагу внутри в толстом и сочном стебле; корни способного запасать в своей толще влагу, либо, не уходя в глубь почвы, широко ветвятся у самой поверхности это помогает собирать больше росы).

2.ПС можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых фактов, явлений.

  • Проблемная ситуация: Наши квартиры оборудованы эл.плитами для приготовления пищи. Многие хозяйки считают, что можно сэкономить электрическую энергию вовремя приготовлении пищи.

Вопрос: Согласны ли вы с этим утверждением?

Учащиеся делают предположения (уменьшать температуру, вовремя выключать)

Учитель направляет на верный путь решения проблемы. Задает вопросы:

  1. Почему плиты имеют разный по диаметру конфорки?

  2. Почему разные диаметры кастрюль?

  3. Почему кастрюли имеют разный вес?

  4. Зачем кухонной посуде крышка?

  5. Почему нельзя использовать посуду с не ровным дном?

Сформулируйте выводы: «Пути экономии электрической энергии при приготовлении пищи»

  • При закипании воды, уменьшать температуру нагрева конфорки;

  • Диаметр посуды должен соответствовать диаметру конфорки;

  • Использовать посуду с толстым дном;

  • Не использовать посуду с не ровным дном;

  • Выключать эл.плиту за 5 мин до готовности.

— Составьте памятку, которой можно следовать, чтобы значительно сэкономить.

Вопрос? В чем их отличия? Какое из них полезное? (Нерафинированное масло более полезное. После отжима в нем сохраняется больше полезных веществ. Используют для холодных закусок Рафинированное масло подходит для обжаривания и запекания).

Вопрос: Одинаковые ли у них свойства? В чем отличия бумаги от ткани?

Сыром раньше в обиходе называли продукт, который мы все с вами называем «творог». То есть «сырник» — это «творожник» и есть, только по-старому.

  • Проблемная ситуация: Существует интересный миф, что еда, разогретая в микроволновой печи, становится канцерогенной. 

Вопрос: Каково вашем мнение? (Это, конечно, неправда. Если в продукте до разогревания не присутствовали канцерогены, то и после они не появятся. Микроволны в печи вызывают только колебание молекул воды в пище, разогревая ее. В подогреваемом же продукте изменений не происходит).

3. ПС при побуждении обучаемых к предварительному обобщению новых фактов.

  • Проблемная ситуация: Сегодня на уроке вы познакомились с современными гаджетами для уборки дома (робот-пылесос, увлажнитель воздуха, посудомоечная машина, полотер, стеклоочиститель). Все они экономят время, обеспечивают бесшумную работу, благотворно влияют на здоровье, компактны.

Вопрос: Есть ли «минусы» у этих приборов? (высокая цена аппарата и аксессуаров, габариты, замена запчастей – батарейки, фильтры, необходима зарядка аккумулятора, подходят не для всех поверхностей).

  • Проблемная ситуация: Хлеб — это самый стратегически важный продукт питания, без которого не смогло бы существовать само человечество. В день съедается почти десять миллионов буханок хлеба. Потребление космонавтами хлеба – весьма необычная процедура. Космический хлеб расфасован так, что 1 упаковки хватает на 1 укус.

Вопрос: Для чего это сделано? Ваши предположения? (для безопасности, т.к. летающие крошки, попадая в дыхательные пути, приводят к несчастным случаям).

  1. П.С. можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений.

Вопрос: Как оценили работу портного власти городов? (установили памятник – Англия, Нью-Йорк).

  • Верно ли утверждение, что название грузинского блюда «цыпленок табака» происходит от названия спец.сковороды с крышкой? (Да, верно «tapha» тарелка, поднос)/

  • Проблемная ситуация: Срок годности этого продукта составляет 3000 лет. Он содержит минимум жидкости, к тому же он отличается кислотной природой. В таких условиях бактерии умирают моментально.

Вопрос: Что это за продукт? (Мед)

Какие продукты еще могут иметь долгий срок хранения? (соль, сахар и рис).

  1. П.С. при исследовательских заданиях.

Определить достоинства и недостатки каждого способа, особенности приготовления и сделать выводы.

  • Приготовить в домашних условиях блины двумя способами: первый- без добавления разрыхлителя (сода), а второй с добавлением соды.

Определить вкусовые качества и внешний вид блинов. Сделать выводы.

Использование проблемных ситуаций на уроке считаю результативным средством, его применение способствует формированию УУД, повышению интереса к знаниям, создаёт положительную мотивацию учения школьников. Учащиеся активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску её решения. Использование проблемных ситуаций способно раскрыть талант ребёнка, формирует волевые навыки, умение сопротивляться трудностям, закрепляет привычку к постоянному труду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *