Психолог бандура: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

Автор: | 04.04.1973

Содержание

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

Бандура Оксана Олеговна

Должность

Доцент кафедры консультативной психологии и психологии здоровья

Ученая степень, звание

Кандидат психологических наук, доцент

Наименование подготовки (специальности)

37.03.01 / 37.04.01 Психология

Стаж работы (общий/по специальности) 

21/15 лет

Информация об уровне образования и квалификации

Окончила Киевский университет им. Т. Шевченко. Специальность по диплому — Психология. Квалификация по диплому – Психолог. Преподаватель психологии.

Преподаваемые дисциплины

Психология личности

Основы консультативной психологии

Практикум по семейному консультированию

Психологическое консультирование

Научные интересы

психологическое консультирование, семейное консультирование, консультирование кризисных состояний, психология стресса, психологическая безопасность профессиональной деятельности, психология самореализации.

Основные публикации за последние 5 лет

Общее количество публикаций: 13

Профессиональный стресс и выгорание у педагогов дошкольных образовательных учреждений // Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и образование: тенденции и перспективы». — 2014 г.).- 2014.

Перечень ведущих конференций, на которых были выступления с докладами

Международная научно-практическая конференция «Наука и образование: тенденции и перспективы», Уфа, 25-26 июня 2014 г.

Повышение квалификации за последние 3 года

Программа повышения квалификации «Образовательный процесс в условиях внедрения ФГОС 3++» в СПбГИПСР, в объеме 16 ч.

Программа повышения квалификации «Современные методы групповой и семейной психотерапии» в ФГБОУ ВО «Северо-западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения РФ, в объеме 216 ч.

Программа повышения квалификации «Организационно-методическое обепечение преподавания психологических дисциплин в вузе» в СПбГИПСР, в объеме 120 ч.

Премии, награды

Благодарность за участие в воспитательной работе на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А.И. Герцена

Другая профессиональная деятельность, в том числе педагогическая

Доцент кафедры организационной психологии психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена 2004-2014 г.г.

Бандура Альберт, канадский психолог

Краткая биография

Альберт Бандура родился в Манделе на севере Канады $4 декабря 1925 года$. Альберт был единственным сыном в большой канадской семье, у него было пять сестер старше его. Бандура учился в школе, полный курс в которой преподавали всего два учителя, перегруженные работой. Ответственность за получение и усвоение знаний, лежала на учениках. Но это не помешало выпускникам школы поступать в университеты мира.

Бандура после окончания школы работал в Юконе, занимаясь восстановлением шоссе штата Аляска. Проработав так год, Бандура поступил в университет Британской Колумбии. В этом учебном заведении он получил степень бакалавра в области психологии. Образование Бандура продолжил уже в университете штата Айова. В $1951$ году он получил степень магистра, а в $1952$ году защитил докторскую диссертацию. В дальнейшем Бандура преподавал в Стэнфордском университете и здесь же получил профессорскую степень. Во времена студенчества в Айове Альберт познакомился с Вирджинией Варнс и женился на ней. У них родились две дочери – Мэри и Кэрол. В $1969$ году свет увидела работа Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения».

В $1974$ году Альберт Бандура стал президентом Американской психологической ассоциации и Почетным президентом психологической канадской ассоциации.

Научный вклад в развитие психологии

В области психологии работы Бандуры, касающиеся моделирования, самоэффективности, подростковой агрессии известны достаточно широко. Он является автором более шести книг и создателем теории социального научения.

Бандура считал, что наказания и награды недостаточно, чтобы научить человека новому поведению. Ребенок обретает новое поведение только благодаря имитации модели. Одним из проявлений имитации является идентификация.

Определение 1

Идентификация – это процесс, в котором индивид заимствует чувства и мысли.

Теория Бандуры объясняет способы, которыми люди приобретают в условиях социального окружения различные виды сложного поведения. Главная идея теории находит свое выражение в термине обсервационного научения, то есть научения посредством наблюдения.

Готовые работы на аналогичную тему

Бандура утверждал, что существует реципрокная связь между поведением, средовыми и субъектными переменными. Человек приводится в движение не только внутренними силами, поведение диктуется не только сложившимися обстоятельствами. На человека влияет окружение, а он также оказывает влияние на него.

Замечание 1

Научение определяется процессами наблюдения, моделирования и подражания.

Большая часть научения человека согласно теории Бандуры реализуется без традиционного подкрепления, требуемого принципами классического и оперантного обусловливания. Человек может научаться при отсутствии как наказания, так и вознаграждения. Следует отметить, что это не значит, что подкрепление не играет никакой роли. Как только поведение освоено, подкрепление начинает играть значительную роль в определении, будет ли возникать данное поведение. Научение посредством наблюдения не является ни автоматическим, ни постоянным. Будет ли происходить научение в определенной ситуации зависит от многочисленных факторов. К числу которых относятся:

  • возраст модели,
  • компетентность,
  • уровень мотивации.

Людьми наблюдается и далее осваиваются разнообразные социальные реакции, такие как сексуальное поведение, агрессия, способы эмоционального реагирования и другие.

При объяснении феноменов обсервационного научения Бандура опирается на факт широкого использования человеком символических репрезентаций различных событий в окружающей среде. Это объясняет удивительную гибкость человеческого поведения. Бандура сформулировал тезис, который гласит, что изменения в поведении, вызываемые классическим и инструментальным обусловливанием, а также наказанием, очень активно опосредуются когнициями.

Важную роль в поведении человека, по мнению Бандуры, играют также процессы саморегуляции, то есть человек регулирует свое поведение посредством наглядного представления последствий его реализации. Образование связи между реакцией и стимулом находится под влиянием процессов самоконтроля. Линию акцентирования когнитивных факторов продолжил Уолтер Мишел в своем анализе некоторых когнитивных переменных социального научения у человека. Он считает, что все люди различаются по нескольким субъектным переменным, которые порождают разнообразие индивидуальных особенностей. К ним относятся:

  • компетентности, представляющие собой наборы способностей, оказывающих влияние на мысли и действия;
  • стратегии кодирования, которые отвечают за то, что люди по разному репрезентируют, символизируют средовую стимуляцию;
  • субъективные вероятности или ожидания, отражающие уровень правдоподобия того, что конкретные способы поведения или события приводят к конкретным исходам;
  • субъективные ценности, согласно которым люди различаются по цене, придаваемой различным исходам;
  • планы и системы саморегулирования, так как поведение человека регулируется на основе индивидуально устанавливаемых стандартов.

Замечание 2

Труды Бандуры в области психологии сыграли важную роль в работе над новыми подходами к терапевтическому вмешательству. В частности применение процедур моделирования для формирования новой поведенческой и когнитивной компетентности.

Бандура Альберт


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Альберт Бандура

Бандура (Bandura) Альберт (1925-1988) — американский психолог, автор теории социального научения. Биография. В 1949 г. окончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение по клинической психологии в Университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Стэнфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973 г. — профессор социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Дж. Миллера и Дж. Долларда, значительное влияние на него оказал К. У. Спенс. Исследования. Начав с методологии «стимул—реакция», Бандура пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор.

Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди). Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это — и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения) и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения, попытался дать новую интерпретацию агрессии (Aggression: A Social Learning Analysis. Englewood Cliffts, 1973). Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения, на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии (Adolescent Aggression. N. Y„ 1959 (et Walters R. H.)). Проводя исследование с участием маленьких детей, когда им показывали фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих изысканий пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций. В рамках традиции изучения личности вклад А. Бандуры заключается прежде всего в том, что в экспериментальном исследовании он переместил внимание с обобщенных черт характера на ситуационно-специфические формы поведения (Principles of Behavior Modification. N. Y., 1969).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 54-55.


Сочинения:

The stormy decade: fact of fiction // Psychology in the School. 1964. N 1; Influence of models reinforcement contingencies on the acquisition of imitative responses //Journal of Personality and Social Psychology. 1965. N 1; Social Learning and Personality Development, N. Y., 1965 (совм. с Walters R. H.), в рус. пер. (част.): Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. М., 1984; Vicarious processes: a case of no-trial learning // Advances in experimental social psychology. N. Y., 1965. V. 2; Vicarious extinction of avoidance behavior (совм. с Grusec J., Menlove F. L.) // Journal of Personality and Social Psychology. 1967. N 5; Social-learning theory of identificatory processes // Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago, 1969; Principles of Behavior Modification. N. Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1969; Psychotherapy based upon modeling principles // (Ed.) Berditi A. E. et al. Handbook of psychotherapy and Behavior change. N. Y., 1971; Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1977. N 84; Self-referent thought: A development analysis of self-efficacy // (Ed.) Flavell J. H., Ross L. Social cognitive development: Frontiers and possible futures. N. Y., 1981; Теория социального научения, СПб.: Алетейа, 2001.

Литература:

Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе: Теоретические направления. М., 1978; Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998; А. Бандура // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Фрейджер Р., Фейдимен Дж, Личность: теории, эксперименты, упражнения, СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

 

 

Альберт Бандура

     Альберт Бандура – наш современник. Он родился в декабре 1925 года на севере Канады (в небольшой деревушке) в большой семье славянского происхождения. О детстве А. Бандуры опубликовано очень мало информации.

     После окончания школы средней школы Альберт Бандура год проработал на восстановлении шоссе (в штате Аляска).  После этого он переехал в место с более теплым климатом и поступил в университет, который успешно окончил в 1949 году и получил степень бакалавра искусств. После этого Бандура переехал с Америку, где 1956 году получил гражданство. В США, в университете штата Айова изучал клиническ4ую психологию, в 1951 году получил степень магистра философии, а в 1952 – степень доктора философии.   Со следующего года (1953) начал работать в Стэндфордском  университете.

     В 1973 – 1974 гг. Бандура занимал президента Американской психологической ассоциации. В 1980 году Американская психологическая ассоциация вручила ему награду за выдающиеся достижения в психологической науке. Занимаемый А. Бандурой сегодня пост в Стэндфордской университете был создан специально для него.

     Еще во время обучения в университете Альберт Бандура познакомился с будущей женой – Вирджинией Варнс. В счастливом и долгом браке родились две замечательные дочери. Сегодня у А. Бандуры двое внуков – Энди и Тим. А. Бандура любит проводить время вместе с любимой женой, посещая оперу, концерты классической музыки, прекрасные рестораны, а также совершая прогулки на природе.

     Альберт Бандура – автор ряда известных научных работ, большинство из которых – в социально – когнитивном русле. Наиболее известны такие его работы как «Принципы модификации поведения» (1969 год), «Агрессия: анализ с позиции социального научения» (1973 год),  «Социальная теория научения» (1971 год – первая часть и в 1977 году – продолжение),  «Социальные основы мышления и поведения» (1986 год). Также он входит в редакторские коллегии нескольких психологических журналов.

     Альберт Бандура – важный представитель социально- когнитивного направления, авторитетный ученый и талантливый психолог.

Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности

Альберт Бандура — канадский и американский психолог (украинско-польского происхождения), известный своими работами по теории социального обучения (или социального когнитивизма), а также экспериментом с куклой Бобо. Суть этого эксперимента заключалась в том, что дети копировали увиденные ими на экране телевизора агрессивные действия, следуя не командам, а лишь копируя эти действия.

Биографический очерк
Родился в Манделе, небольшой деревне на севере Канады. Он был единственным сыном в большой семье, у него было пять старших сестер. Школьные годы Бандура провел в большой школе, весь курс которой вели всего два учителя, очень сильно перегруженные работой. Вся ответственность за получение знаний, фактически, лежала на самих учениках. Это, однако, не помешало многим выпускникам школы поступить в университеты по всему миру.

После окончания средней школы Бандура работал в Уайтхорсе в Юконе на восстановлении шоссе штата Аляска. Его товарищи по работе представляли собой пестрое сборище разного рода деликвентных личностей. Здесь, наверное, Бандура получил первые знания по психопатологии.

Проработав таким образом один год, Бандура переместился в более теплый климат и поступил в университет Британской Колумбии. Там он получил степень бакалавра по психологии. В 1949 году Бандура переезжает в США и продолжает образование в Айовском университете. Здесь в 1951 году он защитил магистерскую, а в 1952 — докторскую диссертацию. Далее Бандура работал преподавателем в Стэнфордском университете, где получил профессорскую степень. В 1956 году он принял американское гражданство.

Ещё будучи студентом в Айове Бандура познакомился с Вирджинией Варнс, после свадьбы у них родились две дочери — Кэрол и Мэри, подарившие ему внуков Энди и Тима.

11 августа 1969 была опубликована книга Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения» («Principles of Behavior Modification»). К 1979 году эта книга была упомянута в более чем 1215 других работах, а журнал «Current Contents» отметил её, как «классику цитирования».

Титулы, награды и премии
Лауреат многочисленных наград и отличий, премий и почетных званий. Он избирался президентом Американской психологической ассоциации (1974), почетным президентом Канадской психологической ассоциации. Ученый — обладатель почетных званий многих университетов, среди которых Римский, Лейденский, Британской Колумбии, Нью-Йоркский университеты, университет Саламанка в Испании. Национальная академия наук США присвоил Альберту Бандуре награду Общества бихевиоральной медицины «Выдающемуся ученому».

Социально-когнитивная теория личности
Социально-когнитивная теория (далее С.-к. т.) – теория личности второй половины XX в., разрабатываемая в трудах Бандуры. Несмотря на то, что ее нередко относят к бихевиористским теориям личности, она предлагает принципиально другое, отличное от бихевиоризма представление о личности. Она особо подчеркивает совместное взаимодействие и взаимовлияние среды, поведения и личностных факторов, в которых особое место отводится когнитивным процессам, обеспечивающим ментальный самоконтроль и самоэффективность личности. Среда или окружение в С.-к. т. оказывают влияние на личность в той же мере, в какой личность влияет на среду и формирует среду, а среда формирует личность. Это непрерывное взаимодействие сил создает некое равновесие между свободой и детерминизмом в С.-к. т.

Человеческое поведение, согласно С.-к.т., по большей части усваивается прежде всего путем овладения паттернами поведения. Социальное поведение личности формируется путем наблюдения за поведением других или на основании примера. Именно в ходе наблюдения личность научается имитировать поведение и моделировать себя по выбранной модели. Бандура полагает, что такое научение избавляет человека от груза ненужных ошибок и временных затрат при выработке адекватных реакций и стратегий поведения.

Посредством вербальных и образных репрезентаций опыт анализируется личностью, моделируется и сохраняется в такой степени, что служит ориентиром для будущего поведения. Моделирование опыта влияет на научение главным образом через информативную функцию опыта. В С.-к. т. предполагается, что научение происходит только тогда, когда включаются детерминанты регуляции индивидуального поведения в форме двух видов подкреплений- «косвенного (внешнего) подкрепления» и «самоподкрепления». Косвенное подкрепление предполагает учет при имитации поведения выбранной модели поведения, наблюдаемых последствий поведения модели и подкреплений извне за награждаемое и эффективное ее поведение – если поведение выбранной модели награждается, а не наказывается, то его целесообразно имитировать.

Самоподкрепление в С.-к. т. означает, что личн. сама награждает себя поощрениями, которые способна контролировать. Оно используется ею всякий раз, когда она достигает установленной ею нормы поведения. Системы самоподкрепления усваиваются, по мнению Бандуры, на основе тех же принципов научения, которые отвечают за усвоение др. типов поведения.

Важное место в С.-к. т. занимают понятия «саморегуляция», «самоконтроль» и «самоэффективность». Обосновывается ведущая роль в научении и организации поведения личности ее уникальной способности к саморегуляции. Выделяются три компонента саморегуляции поведения: самонаблюдение, самооценка и самоответственность. Поведение человека регулируется с помощью самонаблюдения, оценивается посредством самооценки как достойное одобрения и, следовательно, поощряемое либо как неудовлетворительное и наказуемое, в зависимости от того, с позиций каких личностных требований и норм оно оценивается. Поступки, соответствующие внутренним нормам личности, рассматриваются как позитивные, а несоответствующие – как негативные. Адекватность или неадекватность поведения определяется в С.-к. т. в терминах стандартных норм или ценностей эталонной группы. Позитивная самооценка поведения приводит к поощряющему типу реагирования, а негативная – к наказывающему. Самооценка приобретает и сохраняет выработанные критерии поощрения и наказания в зависимости от реальных последствий.

Поведение, являющееся источником внутреннего дискомфорта, сопровождающееся ощущением собственной неадекватности и приводящее к неудачам, может способствовать развитию различных форм психопатологии, формированию созависимостей (алкоголь, наркотики и др. ) в попытках совладать с окружением или уйти в мир грез, где легче получить в несбыточных фантазиях то, что недостижимо в реальности. Бандура полагает, что неадаптивное поведение – это результат излишне строгих внутренних норм самооценки.

Самоэффективность личности в С.-к. т.подразумевает осознанную способность человека справляться со специфическими и сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности и функционирования личности в целом. Тот, кто осознал свою самоэффективность, прилагает больше усилий к решению сложных задач, чем тот, кто испытывает сомнения в своих возможностях.

Высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к позитивным результатам и, т. о., способствует самоуважению. И, напротив, низкая самоэффективность, связанная с ожиданием неудачи, приводит к неудаче и, т. о., снижает самоуважение. Личность, считающая себя неспособной справиться со сложными ситуациями, уделяет чрезмерное внимание своим недостаткам и постоянно занимается самобичеванием по поводу собственной некомпетентности. И, наоборот, осознающая себя самоэффективной, мысленно представляет себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для организации своего поведения, и осознанно проигрывает варианты именно успешных действий и решений.

Предполагается, что развитие самоэффективности обеспечивается посредством формирования когнитивных умений строить свое поведение, приобретать косвенный опыт, осуществлять вербальное самовнушение и убеждение, пластично входить в состояние физического или эмоционального подъема, обеспечивающего успех.

Важное место в обеспечении саморегуляции поведения занимает ментальный самоконтроль, определяемый в С.-к. т. как обоснованное когнитивное средство достижения более желаемых паттернов поведения. Он не существует исключительно в рамках только внутренних (например, сила воли) или внешних (например, стимул-подкрепление в бихевиоризме) сил, а проявляется в тщательно планируемом взаимодействии личности с окружением.

С.-к. т. выделяет пять основных программных ступеней процесса самоконтроля: определение формы поведения, на которое необходимо воздействовать, сбор основных данных, разработку программы, выполнение программы, оценку и завершение. Программа самоконтроля в С.-к. т. включает механизмы самоподкрепления, самонаказание и планирование окружения.

Представителями С.-к. т. проведены многочисленные исследования, подтверждающие важность научения посредством наблюдения детей за родителями (например, в приобретении и модификации ими агрессивного поведения, в полоролевом развитии, формировании навыков общения, формировании самоэффективности как важнейшей составляющей личностного роста).

В С.-к. т. разработана единая концепция управления поведением личости посредством формирования умений и навыков самоэффективности и самоконтроля. Эффективность консультирования и психотерапии, по мнению Бандуры, определяется прежде всего возможностью формирования осознанной самоэффективности личности. Повышение уровня самоэффективности способствует избавлению от специфических и иррациональных страхов и фобий (например, боязнь змей, инъекций, страх перед экзаменами), избавлению от зависимостей (курение, алкоголь, наркотики), содействует стабилизации и укреплению психофизического потенциала, изменению стиля жизни, формированию позитивной жизненной установки в целом.

С.-к. т. продолжает развиваться и имеет много различных экспериментально и эмпирически подтверждений своих концептуальных положений и выводов. Интерес к этой теории в мире все возрастает.

научение путем наблюдения за другими

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в маленьком канадском городке Мундаре. Его отец прокладывал пути для трансканадской железной дороги, а мать работала в местном магазине.

Учился мальчик в единственной в городе школе, в которой все предметы преподавали всего два учителя и ответственность за получение знаний лежала на самих учениках. После школы Бандура поступил в Университет Британской Колумбии; изначально он собирался специализироваться на биологии, но судьба распорядилась иначе.

Прибыв в университет намного раньше, чем начинались его занятия, Альберт, чтобы не тратить время зря, решил записаться на какой-нибудь дополнительный курс и, пролистав каталог, выбрал психологию.

В 1949 году, то есть всего через три года после поступления, Бандура окончил университет с дипломом психолога и продолжил учебу в аспирантуре Университета Айовы, где в 1952 году получил степень доктора философии. После этого ему предложили работу в Стэнфордском университете, где он преподает по сей день.

Больше всего Альберт Бандура известен своей теорией социального научения, которая убедительно продемонстрировала, что поведением человека управляют не только вознаграждение и подкрепление, как утверждали бихевиористы. Психолог предложил альтернативный, более детализированный взгляд на социальные факторы, влияющие на поведение, приобретенное в результате научения. Это более современный подход, у которого и сегодня множество сторонников.

Теория социального научения

Теория социального научения, предложенная в 1977 году, — одна из самых значимых теорий научения во всей истории психологии.

Согласно этой теории, приобретенное поведение не следует считать исключительно результатом подкрепления, вознаграждения или наказания, оно вырабатывается также через научение путем наблюдения. Бандура считал, что люди выбирают, как поступить в той или иной ситуации, во многом основываясь на поведении окружающих.

С детства человека окружают модели, за которыми он может наблюдать: родители, сверстники, учителя и даже персонажи телешоу. Например, модели фемининного и маскулинного поведения наблюдаются и кодируются, а позднее имитируются и копируются. При этом обычно копируется поведение того, с кем человек чувствует свою схожесть; часто это представитель одного с ним пола. Перечислим три основные концепции теории социального научения Альберта Бандуры:

1. Человек обучается новой форме поведения путем наблюдения.

Для этого используется живая модель (реальный человек, ведущий себя определенным образом), вербальная модель, выдающая инструкции (объяснение или описание того, как следует себя вести), либо символическая (формы поведения, изображенные в фильмах, описанные в книгах).

2. Важным аспектом научения является субъективное отношение человека.

Подкрепление из окружающей среды — это лишь один из факторов научения новой модели проведения, но не единственный. Например, удовлетворение, гордость и ощущение прогресса Бандура называет истинным, или внутренним, подкреплением. Иными словами, в научении новому типу поведения могут играть важную роль мысли и чувства человека.

3. Нельзя считать, что поведение человека непременно изменится в процессе научения.

Бихевиористы полагали, что научение ведет к перманентным изменениям поведения, однако Бандура ясно показал, что благодаря научению путем наблюдения мы можем воспринимать новую информацию, не демонстрируя при этом соответствующего поведения. Однако наблюдение за новой моделью поведения еще не означает, что человек ему научится. Чтобы социальное научение было успешным, необходимо выполнение ряда условий:

  • Внимание. Чтобы чему-то научиться, нужно обратить на это внимание, а все, что отвлекает внимание, плохо сказывается на научении путем наблюдения.
  • Сохранение. Человек должен быть способен запомнить полученную информацию, чтобы потом извлечь ее и воспользоваться ею.
  • Воспроизведение. После того как человек обратил внимание на новую форму поведения и запомнил информацию, ее нужно перевести в действие. Практика позволяет улучшить результаты.
  • Мотивация. Для имитации новой формы поведения у человека должен быть мотив. И тут на сцену выходят подкрепление, вознаграждение и наказание. Если наблюдаемое поведение подкрепляется, человек, скорее всего, захочет его скопировать; если же последовало наказание, у него вряд ли появится желание повторить его.

Эксперимент с куклой Бобо

Чтобы подтвердить свои предположения о том, что дети наблюдают за поведением окружающих и имитируют его, Бандура провел свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо.

Ход эксперимента

1. В эксперименте принимали участие тридцать шесть мальчиков и тридцать шесть девочек в возрасте от трех до шести лет.

2. Контрольная подгруппа состояла из двенадцати мальчиков и такого же числа девочек.

3. Ролевые модели — один взрослый мужчина и одна взрослая женщина.

4. Двадцати четырем мальчикам и девочкам показывали, как мужчина или женщина весьма агрессивно нападали на игрушку по имени кукла Бобо. Они били ее молотком, швыряли в воздух с криками вроде «Бей его!», «Дай ему прямо в нос!» и тому подобными.

5. Другой группе из двадцати четырех мальчиков и девочек показывали неагрессивное обращение с куклой.

6. И наконец, контрольной группе не показывали никакой модели.

Результаты эксперимента

В ходе эксперимента выяснилось, что дети, наблюдавшие за агрессивным поведением, как правило, проявляли в обращении с куклой Бобо намного больше агрессии, чем дети из контрольной группы, а также те, кому до этого демонстрировали неагрессивные поведенческие модели.

Бандура обнаружил, что для девочек, наблюдавших агрессивные модели, была более характерна вербальная агрессивная реакция, если моделью служила женщина, и физическая агрессия, если моделью был мужчина. Мальчики же проявляли физическую агрессию чаще и сильнее, чем девочки, и чаще имитировали модели, наблюдаемые у представителей своего пола.

Благодаря этому эксперименту Бандура смог убедительно продемонстрировать, что дети научаются социальному поведению (в данном случае — агрессии), наблюдая за поведением других людей. В результате исследователь опроверг главное положение бихевиоризма о том, что поведение человека всецело зависит от вознаграждения или наказания.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.

Harvard Business Review Россия

Большинство людей от природы наделены даром творчества. В детстве мы придумываем себе игры, задаем странные вопросы и сами на них отвечаем, рисуем пузыри и называем их динозаврами. Но со временем — спасибо окружающим и школе — начинаем сдерживать свою фантазию. Нас пугает критика, мы становимся все более осторожными, менее непосредственными, более умственными. Человечество, похоже, делится на людей «творческих» и «нетворческих», и слишком многие, осознанно или нет, причисляют себя ко второй категории.

При этом мы знаем, что творческая жилка — залог успеха в любом деле. Согласно опросу генеральных директоров компаний из разных стран, который недавно провела IBM, сегодня это самое востребованное для руководителей качество. Никто не станет отрицать, что своим ярким взлетом и непрерывным успехом бессчетное количество компаний, от стартапов вроде Facebook и Google до старожилов типа Procter & Gamble и General Electric, обязаны именно творческой одаренности их сотрудников.

Чаще всего люди поступают в Школу дизайна, d.school, Стэнфордского университета (ее основал один из нас, Дэвид Келли, и официально она называется Институтом дизайна Хассо Платтнера), чтобы развить свои творческие способности. Клиенты обращаются в IDEO, нашу консалтинговую компанию, ­специализирующуюся в области дизайна и инноваций, по той же причине. Но мы хотим не научить их творчеству, а помочь им высвободить свое творческое начало — врожденный дар придумывать новое и смело осуществлять свои идеи. Мы добиваемся этого, рассказывая нашим слушателям, как преодолевать четыре страха, которые сковывают большинство из нас: страха неизвестного, страха критики, страха первого шага и страха потери контроля.

Легче сказать, чем сделать, думаете вы. Но мы-то знаем, что люди могут победить даже самые глубинные страхи. В одном из своих экспериментов профессор Стэнфордского университета психолог Альберт Бандура помогал людям преодолевать боязнь змей и ящериц, герпетофобию, последовательно заставляя своих подопечных все более тесно взаимодействовать с объектом их фобии. Сначала люди наблюдали за змеями через зеркаль­ное стекло, затем — через открытую дверь, потом они смотрели, как помощник Бандуры трогает змею, и, надев толстые кожаные перчатки, сами делали это и, наконец, прикасались к ней голыми руками. На все про все — несколько часов. Бандура называет эту череду маленьких побед над собой «управляемым обретением контроля». Участники эксперимента не просто избавились от парализую­щего страха. Они стали менее тревожными и начали добиваться успехов в том, что раньше им никак не давалось или пугало, например в верховой езде и публичных выступлениях. Они больше старались, упорнее работали и легче воспринимали свои неудачи. Они поверили в свои силы, в свою способность добиваться цели.

Вот уже 30 лет мы похожим образом помогаем людям преодолевать страхи, которые блокируют их творческое мышление. Вы разбиваете задачу на маленькие этапы и затем, одерживая победу за победой, постепенно обретаете уверенность в себе. Способность к созиданию развивается тренировкой, это не просто врожденный талант. Вероятно, поначалу вы будете чувствовать себя не в своей тарелке, но, как убедились змеефобы, это ощущение быстро сменится другим — что у вас все получится, стоит захотеть.

Страх неизвестного

Творческое мышление в бизнесе начинается с умения поставить себя на место потребителей, но сделать это, не вставая из-за стола, невозможно. Да, мы знаем, что вам уютно в вашем кабинете. Все такое надежное, привычное; вы получаете предсказуемую информацию из надежных источников, все, что ей противоречит, сразу же отсеивается или игнорируется. А во внешнем мире царит хаос. Там происходят неожиданные изменения, там все неоднозначно и непонятно, там люди, лишенные здравого смысла, говорят вещи, которые не хочется слышать. Но именно этот мир может предстать перед вами в неожиданном ракурсе — и на вас снизойдет творческое озарение.

Дайте себе волю — исследуйте новое непредвзято, без заранее сформулированных гипотез; за это вы будете вознаграждены новым знанием и вам откроются неочевидные потребности ваших клиентов. Иначе вы будете бесконечно пережевывать одни и те же идеи или ждать, когда другие — потребители, ваш начальник, а то и конкуренты — укажут вам, что делать.

В d.school непосредственное изучение потребностей людей — обязательная часть обучения. Мы заставляем студентов покидать привычное им пространство и выбираться в большой мир; наша цель — добиться того, чтобы в какой-то момент они начали делать это по собственной инициативе. Возьмем, к примеру, ИТ-специалиста, двух инженеров и студентов, которые, учась по программе MBA, записались к профессору Стэнфордской школы бизнеса Джиму Пателлу на курс «Максимально дешевой продукции» (Extreme Affordability). Однажды они поняли, что в богатой, благополучной Калифорнии не закончат свой общий проект, цель которого — разработать недорогой инкубатор для новорожденных из развивающихся стран. Так что они отправились в непальскую глушь. Опросив на месте крестьян и докторов, они выяснили, что меньше всего шансов выжить у недоношенных младенцев, рождающихся в удаленных горных районах. От того, что в городской больнице появится дешевый инкубатор, в жизни крестьян ничего бы не изменилось; а вот надежный способ обеспечить новорожденных теплом, когда доктор далеко, сельским жителям очень бы пригодился. Поняв это, команда разработала что-то вроде миниатюрного спального мешка с грелкой, наполненной специальным, долго не остывающим парафином. Грелка-мешок на 99% дешевле стандартного инкубатора и рассчитана на шесть часов работы без подзарядки. Новинка может спасти миллионы недоношенных детей в год, и она появилась на свет только потому, что команда не побоялась совершить путешествие в незнакомую страну. Вот еще пример. Акшай Котари и Анкит Гупта — студенты рассчитанного на десять недель курса d.school «Стартовая площадка» (LaunchPad: Design and Launch Your Product), в рамках которого его участники с нуля разрабатывают и внедряют в производство новый продукт.

Котари и Гупта причисляли себя к «ботаникам»; эти талантливые технари, одаренные аналитическим складом ума, совершенно не умели и боялись общаться. Тем не менее работать над своим проектом — программой для просмотра новостей на только что появившемся тогда айпаде — они решили за пределами кампуса, в кафе Пало-Альто, там, где их окружали бы потенциальные пользователи. Переборов застенчивость, Акшай обращался к незнакомым ему людям и просил их протестировать прототип программы. На основе собранной Акшаем информации Анкит каждый день корректировал программу, делая сотни небольших ­изменений, от схем взаимодействия до величины кнопок, а завсегдатаи кафе снова экспериментировали. За считанные недели Акшай и Анкит довели до ума свою идею и создали хороший продукт. «Сначала люди говорили “Что за барахло?” — вспоминает Акшай, — а потом “Это приложение будет на каждом айпаде”?» Итог проекта — RSS-ридер Pulse News — спустя всего несколько месяцев удостоился публичной похвалы от Стива Джобса на международной конференции разработчиков ПО. Новое приложение было загружено 15 миллионами пользователей и попало в «Зал славы» эппловского онлайн-супермаркета App Store, где представлены лучшие приложения для гаджетов Apple. Окунаться в гущу жизни ­должны не только предприниматели и разработчики. Топ-менеджерам тоже следует напрямую взаимодействовать с теми, кого касаются их решения. Например, во время выездного семинара, который IDEO проводил для руководителей компании ConAgra Foods, его участники, покинув комфортабельные конференц-залы, отправились изучать трущобы Детройта, где можно пройти несколько километров и так и не найти продуктового магазина.

Они своими глазами увидели, как жители бедных кварталов относятся к этой проблеме и поговорили с «городским фермером», который хочет на заброшенных участках разбить общественные огороды. Теперь, по словам Эла Боуллеса, вице-президента ConAgra, который в компании отвечает за научно-исследовательскую работу, качество и инновации, «в народ» ходят все его подчиненные. ­«Несколько лет назад, — говорит он, — их из офиса клещами было не вытянуть, но теперь мы часто наведываемся к клиентам, чтобы на месте понять, что им нужно на самом деле».

Страх критики

Если рисующий каракули, приплясывающий и распевающий песни собственного сочинения трехлетний ребенок воплощает собой творческую раскрепощенность, то зажатый подросток — его полная противоположность: он переживает — и всерьез! — из-за того, что думают о нем другие. Этот страх развивается всего за несколько лет, но остается с нами на всю взрослую жизнь, часто мешая преуспеть в карьере. Для большин­ства из нас естественно, что когда мы учимся, скажем, кататься на лыжах, то часто падаем и все видят наши неудачи — и так до тех пор, пока тренировки не приведут к желаемому результату. Но в мире бизнеса мы ни за что не согласимся подвергнуть риску свое самолюбие! Поэтому мы наступаем на горло собственной песне, душим потенциально творческие идеи только потому, что боимся, а вдруг начальники и коллеги увидят, как мы падаем.

Мы хватаемся, словно за соломинку, за «безопасные» решения. Мы стоим в стороне, пропуская вперед тех, кто готов рисковать. Но ведь творчества при такой самоцензуре не может быть в принципе! Половина успеха — отпустить вожжи и перестать критиковать себя. Если вы готовы прислушиваться к своему внутреннему голосу и признавать за своими идеями, хорошими и не очень, право на жизнь, вы уже на пути к преодолению этого страха. Начинайте с малого, как участники экспериментов Альберта Бандуры. Не хороните свои идеи — записывайте их. Заведите для этого специальный блокнот. Или повесьте в ванной доску и положите рядом маркер. Выделите в расписании дня время для размышлений, чтобы можно было погулять и помечтать.

Если вам надо выдвинуть идею, нацеливайтесь на сто, а не на десять. Не оценивайте их сразу, отложите это на потом, и вы удивитесь, как много их у вас наберется — и понравится вам — к концу недели. И еще старайтесь корректно комментировать чужие идеи — и требуйте того же от сотрудников. В d.school, излагая свое мнение, обычно начинают со слов «Мне нравится» и только потом переходят к «Я бы хотел», а не уничтожают оппонента, говоря «Это никуда не годится». Когда вы первым делом хвалите другого и высказываетесь от первого лица, вы посылаете сигнал: «Это только мое мнение, и я хочу помочь». Тогда слушатели охотнее будут слушать вас и легче воспринимать ваши идеи. Недавно мы помогали авиакомпании Air New Zealand повысить качество обслуживания пассажиров на дальних рейсах. Гражданская авиация, как любая жестко регламентированная отрасль, весьма консервативна. Чтобы раскрепостить менеджеров Air New Zealand, преодолеть их скептицизм и осторожность, мы прежде всего организовали семинар, на котором просили их высказывать самые, казалось бы, безумные идеи. В ходе мозгового штурма его участники придумали с десяток нетривиальных и на первый взгляд бесполезных идей. Кто-то предложил поддерживать людей в стоячем положении специальными ремнями или располагать кресла по ­принципу круг­лого стола, вешать в салоне гамаки, устанавливать двухъярусные кровати. Говорили все, поэтому никто не боялся критики.

Благодаря готовности, никого не осуждая, рассматривать самые дикие идеи в Air New Zealand и нашли самое творческое решение — придумали раскладные кресла-кровати Skycouch для эконом-класса. Поначалу казалось невозможным сделать их, не увеличив занимаемую им площадь, но цель была достигнута за счет нового дизайна. Мягкая подножная секция поднимается и соединяется со спинкой впереди стоящего кресла, и ряд из трех кресел превращается в довольно широкую кровать для двоих. Сейчас креслами Skycouch оборудованы несколько самолетов Air New Zealand, выполняющих международные рейсы, и компания уже получила не одну престижную отраслевую награду.

Страх первого шага

Даже если нам нравятся наши творческие идеи, воплощать их все равно непросто. К творчеству в полной мере применима пословица «лиха беда начало». Писателю трудно начать новую книгу, учителю — провести первый урок, бизнесмену — открыть новый проект. Пугает необходимость проложить новый курс, нарушить привычный режим. Чтобы преодолеть инерцию и желание оставить все по-старому, хороших идей недостаточно. Нужно перестать планировать и просто начать работать, и лучший способ это сделать — не думать о грандиозности задачи в целом, а сосредоточиться на чем-то маленьком. Писательница Энни Ламотт изложила эту мысль, рассказывая о своем детстве. Ее брату в школе задали подготовить доклад о птицах, но он никак не мог сесть за работу и дотянул до последнего дня. Он чуть не плакал, поняв, какая перед ним стоит неподъемная задача, и отец дал ему мудрый совет: «Птица за птицей, сынок. Просто описывай птицу за птицей».

В бизнесе вам будет проще заставить себя сделать первый шаг, если вы зададите себе вопрос: «Как можно было бы дешево проверить идею? Как быстрее всего и с меньшими издержками сделать первый шаг к большой цели?». Или поставьте сами себе жесткие сроки, как сделал Джон Кифи, выпускник d.school и редактор общественной радиостанции Нью-Йорка WNYC. Однажды коллега пожаловалась, что ее маме приходится подолгу ждать на остановке автобуса, поскольку никому не известно, когда он придет. Если бы вы работали в транспортном управлении Нью-Йорка и начальник поручил вам решить эту проблему, сколько времени вы бы попросили? Полтора месяца? Два с половиной? Джон не работал в транспортном управлении, и он сказал: «Дай мне подумать до конца дня». Он купил бесплатный номер, нашел способ определять реальное местоположение автобуса на маршруте и подключил программу речевых сообщений. Не прошло и суток, как он запустил новую услугу: люди могли позвонить с остановки, сообщить ее номер и узнать, где сейчас находится ближайший автобус.

С тем же бесстрашием Джон работает в WNYC. «По-моему, лучше всего упражняться в дизайнерском мышлении — это не рассказывать, а делать», — объясняет он. Другой пример стратегии «начни с простого» — история одного проекта IDEO, в рамках которого разработчики должны были придумать новый дизайн приборной доски для европейского автомобиля класса люкс. Чтобы им было проще экспериментировать, дизайнеры сделали видеозапись существующей модели и с помощью видеоэффектов накладывали разные новые элементы. Разработка опытного образца заняла меньше недели. Когда видео показали клиенту, он рассмеялся: «Последний раз, когда мы проектировали прототип автомобиля, у нас на это ушел почти год — и миллион долларов с лишним.

Мы сделали видеофильм о новой модели, но только когда она была готова. Вы проскочили стадию образца и перешли сразу к видео». Наш девиз: «Не раскачивайся, берись за дело!». Первый шаг покажется не таким уж страшным, если это будет маленький шажок и вы заставите себя сделать его прямо сейчас. Не топчитесь на месте и не давайте страху расти, а подходите все ближе к змее.

Страх утратить контроль

Быть уверенным в себе — это не просто считать свои идеи хоро­шими. Это значит легко отказаться от собственных, если они неудачны, и признать чужие, если они хороши. Когда вы отходите от привычных правил и работаете в тесном сотрудничестве с другими, вы упускаете из своих рук контроль над вашей продукцией, вашими подчиненными и вашим бизнесом. Но взамен вы получаете яркие, творческие идеи, а это с лихвой покрывает вашу жертву.

Опять же, можно начать с малого. Если вам предстоит решить трудную задачу, позовите людей, для которых подобная проблема в новинку, и посоветуйтесь с ними. Или измените обычный ход ­еженедельных ­собраний — поручите самому молодому из собравшихся сформулировать повестку дня и направлять ее обсуждение. Пользуйтесь любой возможностью передать контроль другим и узнать иные точки зрения. Именно так поступила Бонни Сими, директор Центра планирования и обеспечения полетов JetBlue Airways, когда в 2007 году ледяной дождь на шесть часов парализовал Международный аэропорт Кеннеди и нарушил работу диспетчерской службы компании на следующие шесть суток. Стихия обострила проблемы, которые давно уже накапливались.

Все понимали, что нужно их решать, но никто не знал, как. Бонни, только окончившая курс d.school, предложила собрать рядовых сотрудников, всего около 120 человек — ­пилотов, стюардесс и стюардов, диспетчеров, работников аэродромной службы и т.д., — и провести с ними мозговой штурм. Первым делом к доске она приклеила желтые бумажки — на них было написано, как службы компании разруливали навалившиеся проблемы (они перечислялись на розовых бумажках). К концу дня «народная команда» Бонни получила полную картину происходящего. Следующие несколько месяцев ее члены, каждый на своем месте искали творческое решение проблем, зафиксированных на тысячах розовых бумажек. Признав, что ответы надо искать коллективно, Бонни сделала больше, чем могла бы в одиночку. И сейчас JetBlue оправляется от серьезных срывов куда быстрее, чем раньше. Еще один показательный пример — наш собственный проект открытой интернет-платформы OpenIDEO, предназначенной для поиска, обсуждения и решения глобальных социальных проблем силами пользователей Сети.

Ее запуск пугал нас по двум причинам: во-первых, мы начинали общественное обсуждение, которое легко могло выйти из-под контроля, и, во-вторых, признавали, что у нас нет ответов на все вопросы. Но мы были готовы, как змеефобы Бандуры, сделать шаги и прикоснуться к змее. И вскоре мы пожинали плоды. Сегодня в сообществе OpenIDEO около 30 тысяч человек из 170 стран. Вероятно, они никогда не встретятся лично, но вместе, участвуя в десятках проектов, от помощи возрождению переживающих экономический упадок городов до создания модели портативного аппарата УЗИ для беременных в Колумбии, они уже многое сделали. Мы убедились, что, кем бы ты ни был и где бы ни работал, во вне всегда больше идей, чем внутри.

Таким разным людям, как Акшай, Анкит, Джон и Бонни, страх перед хаотичной неизвестностью, критикой, первым шагом или утратой контроля мог заблокировать творческие озарения, а значит, и новаторские идеи. Но они сознательно боролись со своими страхами и, победив их, снова поверили в свои творческие способности и сделали много важного. Венгерский писатель Дьёрдь Конрад сказал: «Смелость — это цепь множества маленьких шагов». Так что не мешкайте на старте. Не цепляйтесь за свои страхи и начните верить в свою ­творческую одаренность.

Биография психолога Альберта Бандура

Альберт Бандура — влиятельный социальный когнитивный психолог, который, возможно, наиболее известен своей теорией социального обучения, концепцией самоэффективности и своими знаменитыми экспериментами с куклой Бобо. Он является почетным профессором Стэнфордского университета и считается одним из величайших ныне живущих психологов.

Одно исследование 2002 года поставило его на четвертое место среди наиболее влиятельных психологов двадцатого века после Б.Ф. Скиннера, Зигмунда Фрейда и Жана Пиаже.

Претензии Альберта Бандуры к славе

Альберт Бандура наиболее известен своей работой в следующих областях:

Основные принципы теории социального обучения

Ранние годы Альберта Бандуры

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в небольшом канадском городке, расположенном примерно в 50 милях от Эдмонтона. Бандура, последний из шести детей, получил образование в одной маленькой школе с двумя учителями в средней школе. По словам Бандуры, из-за этого ограниченного доступа к образовательным ресурсам «учащиеся должны были сами брать на себя ответственность за свое образование.»

Он понял, что, хотя «содержание большинства учебников недолговечно … инструменты самоуправления служат со временем хорошо». Эти ранние опыты, возможно, способствовали тому, что в дальнейшем он акцентировал внимание на важности личной свободы воли.

Бандура вскоре увлекся психологией после поступления в Университет Британской Колумбии. Он начинал как специалиста по биологии, и его интерес к психологии сформировался случайно. Работая по ночам и добираясь до школы с группой студентов, он обнаружил, что пришел в школу раньше, чем начались его курсы.

Чтобы скоротать время, он начал посещать «дополнительные занятия» в эти ранние утренние часы, что в конечном итоге привело его к психологии.

Бандура объяснил: «Однажды утром я зря тратил время в библиотеке. Кто-то забыл вернуть каталог курсов, и я пролистал его, пытаясь найти дополнительный курс, который займет ранний временной интервал. Я заметил курс психологии, который мне пригодился. как отличный наполнитель, он вызвал у меня интерес, и я нашел свою карьеру.»

Он получил степень в Университете Британской Колумбии в 1949 году всего после трех лет обучения, а затем поступил в аспирантуру Университета Айовы. Школа была домом для Кеннета Спенса, который сотрудничал со своим наставником Кларком Халлом из Йельского университета, и другими психологами, включая Курта Левина.

В то время как программа интересовалась теорией социального обучения, Бандура считал, что она слишком сосредоточена на бихевиористских объяснениях. Бандура получил степень магистра в 1951 году и докторскую степень.Доктор философии в клинической психологии в 1952 году.

Карьера и теории

После получения докторской степени ему предложили должность в Стэнфордском университете, и он согласился на нее. Он начал работать в Стэнфорде в 1953 году и продолжает работать в университете по сей день. Именно во время изучения подростковой агрессии Бандура стал все больше интересоваться косвенным обучением, моделированием и подражанием.

Теория социального обучения Альберта Бандуры подчеркивала важность обучения с наблюдением, имитации и моделирования.«Обучение было бы чрезвычайно трудоемким, не говоря уже о риске, если бы людям приходилось полагаться исключительно на последствия своих собственных действий, чтобы информировать их о том, что им делать», — объяснил Бандура в своей книге 1977 года по этому вопросу.

Его теория интегрировала непрерывное взаимодействие между поведением, познаниями и окружающей средой.

Исследование куклы Бобо

Самым известным экспериментом Бандуры было исследование куклы Бобо 1961 года. В рамках эксперимента он снял фильм, в котором была показана взрослая модель, избивающая куклу Бобо и выкрикивающая агрессивные слова.

Затем фильм был показан группе детей. После этого детям разрешили играть в комнате с куклой Бобо. Те, кто смотрел фильм с агрессивной моделью, чаще били куклу, имитируя действия и слова взрослого в клипе.

Исследование куклы Бобо имело большое значение, поскольку оно исходило из утверждения бихевиоризма о том, что любое поведение направляется подкреплением или вознаграждением. Дети не получали ни поощрения, ни стимула бить куклу; они просто имитировали наблюдаемое поведение.

Бандура назвал это явление наблюдательным обучением и охарактеризовал такие элементы эффективного обучения, как внимание, удержание, взаимность и мотивация.

Работа Бандуры подчеркивает важность социальных влияний, но также и веру в личный контроль. «Люди с высокой уверенностью в своих способностях подходят к трудным задачам как к вызовам, которые необходимо преодолеть, а не как к угрозам, которых следует избегать», — предположил он.

Альберт Бандура — бихевиорист?

В то время как большинство учебников психологии сравнивают теорию Бандуры с теорией бихевиористов, сам Бандура отмечает, что он «…. никогда не вписывались в поведенческую ортодоксию «.

Даже в своих самых ранних работах Бандура утверждал, что сведение поведения к циклу «стимул-реакция» было слишком упрощенным. В то время как в его работе использовались поведенческие термины, такие как «обусловливание» и «подкрепление», Бандура объяснил, «… я концептуализировал эти явления как действующие посредством когнитивных процессов».

«Авторы психологических текстов продолжают неверно характеризовать мой подход как основанный на бихевиоризме», — объяснил Бандура, описывая свою точку зрения как «социальный когнитивизм».’

Избранные публикации Бандуры

Бандура был плодовитым автором книг и журнальных статей за последние 60 лет и наиболее цитируемым ныне живущим психологом.

Некоторые из самых известных книг и журнальных статей Бандуры стали классикой психологии и продолжают широко цитироваться сегодня. Его первой профессиональной публикацией была статья 1953 года под названием «Первичная и вторичная внушаемость», которая появилась в журнале Journal of Abnormal and Social Psychology .

В 1973 году Бандура опубликовал «Агрессия: анализ социального обучения », в котором основное внимание уделялось истокам агрессии. В его книге « Social Learning Theory » 1977 года изложены основы его теории о том, как люди учатся посредством наблюдения и моделирования.

Его статья 1977 года под названием «Самоэффективность: к объединяющей теории изменения поведения» была опубликована в журнале «Психологическое обозрение », и представила его концепцию самоэффективности. Статья также мгновенно стала классикой психологии.

Вклад в психологию

Работа Бандуры считается частью когнитивной революции в психологии, которая началась в конце 1960-х годов. Его теории оказали огромное влияние на психологию личности, когнитивную психологию, образование и психотерапию.

В 1974 году Бандура был избран президентом Американской психологической ассоциации. APA наградила его за выдающийся научный вклад в 1980 году и еще раз в 2004 году за выдающийся вклад в психологию.

Сегодня Бандуру часто называют величайшим психологом из жизни, а также одним из самых влиятельных психологов всех времен. В 2014 году Бандура был награжден Национальной медалью науки президентом Бараком Обамой.

Альберт Бандура, ведущий психолог теории социального обучения, умирает — Ассоциация психологических наук — APS

Альберт Бандура, известный психолог, чье имя стало почти синонимом его эксперимента с куклой Бобо 1961 года, умер 26 июля 2021 года в возрасте 95 лет в Стэнфорде, штат Калифорния.В течение почти 60 лет в Стэнфордском университете Бандура заложил основы теории самоэффективности и социального обучения и считается одним из самых влиятельных ученых-психологов в мире.

В своем знаменательном исследовании социального обучения Бандура представил детям один из двух сценариев с участием ставшей культовой надувной куклы, клоуна Бобо: один, в котором взрослый пинал, бил и швырял куклу, и другой, в котором взрослый манипулировал ею. кукла без агрессии.Дети, которые стали свидетелями нападения взрослого на куклу, сами значительно чаще проявляли агрессию, что указывает на то, что на детей можно сильно повлиять, наблюдая за поведением других людей без каких-либо явных указаний.

Бандура обсудил основополагающую роль, которую этот эксперимент сыграл в его исследовательской жизни, во время интервью 2014 года Inside the Psychologist’s Studio с сотрудником APS Джаном Витторио Капрарой на ежегодном съезде APS 2014 года. Его работе широко приписывают продвижение области психологической науки за пределы бихевиоризма, который позиционировал обучение как простой вопрос вознаграждения и наказания, к более сложной социально-когнитивной модели обучения.Эта работа внесла вклад не только в разработку таких методов лечения, как когнитивно-поведенческая терапия, но и во всемирные инициативы, связанные со всем — от грамотности взрослых до планирования семьи и предотвращения торговли детьми.

Являясь членом APS и получателем награды William James Fellow и James McKeen Cattell Fellow Award, Бандура получил множество других наград за жизненные достижения от организаций, работающих в этой области. Он был избран членом Американской академии искусств и наук в 1980 году, стал членом Института медицины Национальной академии наук в 1989 году и получил Национальную медаль науки от У.С. Президент Барак Обама в 2016 году.

Бандура написал 11 книг, из которых Самоэффективность: осуществление контроля и Социальные основы мыслей и действий: социально-когнитивная теория являются одними из самых цитируемых.

Избранные исследования Альберта Бандуры в журналах APS

Психологические науки

Социокогнитивный анализ злоупотребления психоактивными веществами: агентная перспектива (1999)

Просоциальные основы успеваемости детей (2000)

Осуществление деятельности человека через коллективную эффективность (2000)

Перспективы психологической науки

К психологии человеческого действия: пути и размышления (2018)

Применение теории для улучшения человека (2019)

К психологии человеческого агентства (2006)

Фото: Райан К.Моррис и Национальный фонд медалей науки и технологий

Альберт Бандура, ведущий психолог агрессии, умер по телефону 95

«Я начал чувствовать родство с потрепанной куклой Бобо», — написал он.

В конце концов, его работа победила, и его выводы стали еще более актуальными в мире, где социальные сети и круглосуточный новостной цикл сделали модели насилия гораздо более доступными.

Эксперимент с куклой Бобо стал одним из основных на уроках психологии во всем мире.Люди отправляли куклы Бобо доктору Бандуре с просьбой дать автографы и стучали в дверь его офиса в Стэнфордском Джордан-холле, надеясь сфотографироваться с известным психологом.

В интервью для этого некролога в 2018 году доктор Бандура сказал, что однажды он получил электронное письмо от некоторых старшеклассников.

«Профессор Бандура, — писали они, — у нас в классе огромная драка, и вы единственный, кто может на нее ответить: профессор Бандура, вы еще живы?»

Он ответил студентам: «Это письмо отправлено с другой стороны.У нас там есть электронная почта, но нет Facebook ».

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в прерийном городе Мундаре, примерно в 50 милях к востоку от Эдмонтона, Альберта. Его родители, как и большинство из 400 жителей поселка, были иммигрантами из Восточной Европы, его отец из Кракова, Польша, его мать из Украины. Его отец, Джозеф Бандура, проложил путь для трансканадской железной дороги и превратил усадьбу, поросшую лесом, в действующую ферму. Его мать, Юстина (Березанский) Бандура, руководила службой доставки, доставляя товары с вокзала в магазин.

Летом доктор Бандура помогал своему отцу на ферме или выполнял другие ручные работы. Когда ему было 7 лет, один из его многочисленных братьев и сестер умер, и его родители, обеспокоенные убитой горем атмосферой в доме, отправили его на год жить со старшей из его пяти старших сестер, учительницей в единственной школе Мундаре. Отсутствие у города образовательных ресурсов вынудило его взять на себя ответственность за собственное обучение и научило его ценным навыкам.

Альберт Бандура получает Национальную медаль науки

Альберт Бандура, психолог из Стэнфордского университета, является одним из девяти ученых, которых президент Обама назвал награжденными Национальной медалью науки.Награды будут официально вручены на церемонии в Белом доме в начале 2016 года.

Бандура разработал теорию социального обучения и концепцию самоэффективности, которые оказали огромное влияние на социальную, когнитивную, развивающую, образовательную и клиническую психологию.

В своих ранних исследованиях Бандура сосредоточился на основах человеческого обучения, изучая склонность имитировать поведение других, особенно в отношении агрессии. На основе этого исследования он разработал теорию социального обучения, в которой подчеркивается важность наблюдения, моделирования и имитации в обучении.Эта теория представляла собой отход от общепринятого в то время мышления, согласно которому поведение направляется в основном ассоциациями и подкреплением.

В 1961 году Бандура провел свой самый известный эксперимент — исследование куклы Бобо. В ходе эксперимента группе детей был показан фильм, в котором взрослый кричал на куклу Бобо и бил ее. Позднее, играя в комнате, где находилась кукла Бобо, дети, которые видели фильм, с большей вероятностью мучили куклу и имитировали слова и действия, показанные им ранее.

Позже Бандура переработал свою теорию социального обучения как социальную когнитивную теорию, в которой он концептуализировал индивидов как самоорганизующихся, проактивных, саморефлексивных и саморегулирующихся. Он выдвинул идею сложной и взаимной связи между поведением человека и факторами окружающей среды и подчеркнул роль индивидуальных когнитивных, аффективных и биологических факторов. Его упор на способность к самоорганизации и саморегулированию послужил поводом для его последующей работы по самоэффективности, которую он первоначально изучал на людях, страдающих фобиями и травмами.

Работа Бандуры по самоэффективности оказала особое влияние в сфере образования. Многочисленные исследования Бандуры и других показали, что студенты, которые верят в свои способности к обучению и саморегулированию, более успешны в учебе. Были разработаны мероприятия, направленные на то, чтобы учащиеся осознали свою самоэффективность.

Альберт Бандура получил докторскую степень по клинической психологии в Университете Айовы в 1952 году и продолжил преподавать в Стэнфордском университете. Среди множества других наград он получил премию Американской психологической ассоциации за выдающийся научный вклад (1980), премию Джеймса МакКина Кэттелла от Ассоциации психологических наук (2003), выдающийся вклад в психологию APA (2004) и премию Гравемейера в области психологии. (2008).Бандура также был президентом АПА в 1974 году.

Национальная медаль науки была учреждена Конгрессом в 1959 году и ежегодно вручается президентом Соединенных Штатов. Это считается высшей наградой в науке, присвоенной правительством США.

Предыдущие обладатели медали, психологи: Нил Миллер (1964), Гарри Харлоу (1967), Б. Ф. Скиннер (1968), Герберт Саймон (1986), Энн Анастази (1987), Роджер Сперри (1989), Патрик Суппес (1990). , Джордж Миллер (1991), Элеонора Гибсон (1992), Аллен Ньюэлл (1992), Роджер Шепард (1995), Уильям Эстес (1997), Р.Дункан Люс (2003), Гордон Бауэр (2005), Майкл Познер (2008), Мортимер Мишкин (2010) и Энн Трейсман (2012).

Через свой Комитет по научным наградам APA номинировало различных психологов на Национальную медаль науки. APA номинировала Бандуру на медаль в 2013 году.

Альберт Бандура Биография и его влияние в социальной психологии

Руководствуясь своими выводами, основанными на эксперименте с куклой Бобо, Бандура предложил новые взгляды на то, как создается поведение.

Он считал, что классическая и операционная обусловленность неадекватны, поскольку предложенный ими поведенческий паттерн был неадекватным.

А именно, классическая обусловленность (Павловская обусловленность) утверждала, что два стимула создают новую, усвоенную реакцию.

Типичный пример — собаки пускают слюни каждый раз, когда они слышат звук колокольчика, поскольку именно этот звук они слышали во время кормления.

Джон Ватсон разработал идею, что этот процесс объясняет все аспекты психологии человека, т.е.е., начиная от речи и кончая эмоциями, все было системой стимулов и реакций.

Ни один из психологов, поддержавших это утверждение, не рассматривал когнитивные процессы.

Еще одна теория обучения, существовавшая в то время, была разработана Б.Ф. Скиннером. Этот метод обучения фокусируется на последствиях реакции как на условии, будет ли поведение сохраняться или нет.

Другими словами, через оперантное обусловливание любое подкрепленное (вознагражденное) поведение, вероятно, будет повторяться, в то время как наказуемое, скорее всего, подчинится.

Однако в своей книге «Агрессия: анализ социального обучения» (1973) Бандура дает подробное объяснение того, почему и как важны психические процессы и как они формируют чье-то решение приобрести определенное поведение.

Поскольку он ранее работал над теорией социального обучения и делал выводы из эксперимента с куклой Бобо, центральное положение книги состоит в том, что человеческое обучение основано на социальных факторах.

Наблюдая за социальными моделями, люди (дети) активируют психические процессы, которые становятся частью их личности.Бандура утверждает, что когнитивные функции в сочетании со стимулами и реакциями создают сложное аутентичное поведение.

Его взгляды указывают на тот факт, что телевидение и СМИ могут иметь огромное влияние на то, как дети принимают насилие и реагируют на него, и почему некоторые дети проявляют крайнюю склонность к насилию.

Альберт Бандура Биография

Альберт Бандура — современный психолог, специализирующийся на психологии развития и педагогической психологии. Большая часть его работы сосредоточена вокруг теории социального обучения.Он один из самых цитируемых психологов всех времен.

Ранняя жизнь

Альберт Бандура родился в Альберте, Канада, в небольшом городке Мундаре. Он был младшим из шести детей, двое из которых умерли в молодости, один от несчастного случая на охоте, а другой от пандемии гриппа. Родители Бандуры были трудолюбивыми и самоучками. Они внушали ему радость от того, что он прославлял жизнь и важность образования. Его начальное образование было исследовательским и практическим, так как школу, которую он посещал, возглавляли только два учителя, и ресурсы на учебные материалы были ограничены.Бандура видел в этом преимущество, поскольку он был вынужден полагаться на собственное любопытство и окружающий мир, чтобы понять концепции, которые послужили бы его познанию.

После окончания школы Бандура отправился на Юкон, чтобы помочь защитить Аляскинское шоссе от провалов в грунте. По возвращении домой ему предоставили выбор между тем, чтобы остаться на ферме в отдаленном, социально ограниченном городке, и продолжить свое образование.

Профессиональная жизнь

Бандура поступил в Университет Британской Колумбии и начал карьеру, выбрав курс психологии в качестве дополнения к своей учебной программе.Он сразу же влюбился в эту сферу и всего за три года получил степень бакалавра наук и был награжден Болоканской премией в области психологии. Он продолжил учебу в Университете Айовы, где получил степень магистра и докторскую степень.

Во время учебы в Университете Айовы Бандура учился у Кеннета Спенса и находился под влиянием своего предшественника Кларка Халла. Бандура начал экспериментировать с образами, взаимным детерминизмом и репрезентацией. Он начал развивать ряд теоретических и аналитических навыков и смог предложить психологам новый подход к оценке психического процесса, помимо традиционной модели психоанализа.Бандура некоторое время проходил стажировку в Уичито-Канзасском учебном центре, а в 1953 году начал преподавать в Стэнфордском университете, где и оставался с тех пор. В настоящее время он занимает должность профессора заслуженный .

Вклад в психологию

Бандура начал свои исследования, сосредоточив внимание на человеческих мотивах, действиях и мыслях. Он работал с Ричардом Уолтерсом, чтобы исследовать социальную агрессию. Их исследование подчеркнуло влияние моделирования поведения и уступило место исследованиям в области обучения с использованием наблюдений.

Его самое известное исследование — эксперимент с куклой Бобо. Это исследование познакомило детей с агрессивным поведением взрослых по отношению к кукле; он продемонстрировал, что дети ведут себя агрессивно, когда агрессия моделируется взрослыми. Однако, если взрослый был наказан за удар по кукле, дети с меньшей вероятностью ударили куклу. Противники насилия в СМИ часто цитировали этот эксперимент, но он также подвергался критике по этическим соображениям, поскольку подвергал детей насилию. Бандура подчеркивал, что дети учатся в социальной среде и часто имитируют поведение других — процесс, известный как теория социального обучения.

Бандура разработал свою социальную когнитивную теорию, исходя из целостного взгляда на человеческое познание в связи с социальным осознанием и влиянием. Он подчеркнул, что поведение определяется комбинацией побуждений, сигналов, реакций и вознаграждений. Например, у ребенка может быть желание съесть конфеты, и это желание может быть усилено, если родитель в ответ ест конфеты вместе с ребенком или вознаграждает ребенка похвалами за то, что он съел конфеты.

Его теория морального воздействия является ответвлением его социальной когнитивной теории.Моральное поведение является продуктом саморегуляции, но саморегулирование человека должно активироваться в социальном контексте. Бандура утверждает, что у людей есть два выбора: действовать гуманно или бесчеловечно. Бесчеловечное поведение становится возможным, когда человек может оправдать такое поведение. Это оправдание предполагает своего рода «когнитивную реструктуризацию», которая следует определенной схеме. Ключевым компонентом является очищающая лексика, снимающая с действия тяжесть жестокости. Например, обращение к геноциду как к ликвидации или расовой чистке устраняет беспорядочный и жестокий элемент поведения.Другие методы оправдания включают моральное оправдание; социальные сравнения, освобождающие участников от моральных обязательств и личной свободы воли; сведение к минимуму вреда, причиненного другому; и перекладывание ответственности на другого человека или целую группу. Обвинение или бесчеловечность жертвы часто является ключевым элементом бесчеловечных действий.

Бандура также разработал теорию самоэффективности. Самоэффективность — это вера человека в свои способности. Бандура обнаружил, что люди, которые считали, что могут преодолеть свои фобии, например, с большей вероятностью это сделают.Концепция самоэффективности также сыграла ключевую роль в педагогической психологии; студенты, которые верят, что могут усвоить концепцию, с большей вероятностью достигнут этой цели.

Он опубликовал несколько книг, в которых исследуются социальные когнитивные теории, самоорганизация и регулирование, а также самоэффективность. Он получил множество наград, в том числе Премию Гравемейера в области психологии в 2008 году. Он был назван одной из самых влиятельных фигур в современной психологии и занимает четвертое место после Скиннера, Фрейда и Пиаже.Его часто называют «величайшим из ныне живущих психологов».

Цитата Альберта Бандура

Альберт Бандура

Альберт Бандура

Альберт Бандура

Альберт Бандура — психолог и почетный профессор социальных наук в области психологии Дэвида Старра Джордана Стэнфордского университета. Последние 60 лет Бандура исследовал и писал о причинах человеческого поведения. Он был первым, кто предположил, что происхождение личности разнообразно и сложно и что они включают взаимодействие поведения как с окружающими, так и с врожденными — или врожденными — факторами.

Бандура особенно интересовался тем, как люди влияют на поведение, мысли и обучение других. Его ранние работы были сосредоточены на моделировании — обучении через наблюдение других. Его классический эксперимент с куклой Бобо в начале 1960-х продемонстрировал, что дети могут имитировать новые действия, просто видя, как взрослый участвует в них. Это бросило вызов существующим убеждениям, что большая часть обучения происходит через обусловливание или систему подкрепления или наказания. Открытие того, что обучение может происходить посредством простого наблюдения, имело важные последствия, особенно для развития детей.

По мере того как он исследовал эффекты и потенциал моделирования, Бандура начал задаваться вопросом о роли убеждений людей об их способности добиться успеха в задаче или их ощущении самоэффективности . Это привело к развитию им социальной когнитивной теории, согласно которой личность возникает в результате взаимодействия мыслей человека с внутренними качествами, убеждениями в себе и сигналами окружающей среды. Его исследование убедительно показало, что люди, которые верят, что могут преуспеть в решении задачи, имеют больше шансов на успех, чем другие.

По словам Бандуры: «Мы обнаружили, что убеждения людей об их эффективности очень существенно влияют на выбор, который они делают. В частности, это влияет на их уровень мотивации и настойчивость перед лицом препятствий. Для большинства успеха требуются настойчивые усилия, поэтому низкая самоэффективность становится самоограничивающим процессом … Чтобы добиться успеха, людям необходимо чувство самоэффективности, связанное вместе с устойчивостью, чтобы преодолевать неизбежные препятствия и несправедливость жизни ».

Для студентов эта самоэффективность в сочетании с готовностью упорствовать перед лицом борьбы имеет решающее значение для академического успеха.Учащиеся с ограниченной самоэффективностью с меньшей вероятностью будут продолжать попытки, потому что не верят, что смогут добиться успеха, тогда как учащиеся, у которых есть сильная самооценка, с большей вероятностью будут продолжать применять себя. Продолжающееся исследование самоэффективности, проведенное Бандурой и другими, показывает, что, независимо от предыдущих достижений или способностей, ученики с более высокой самоэффективностью работают усерднее, продолжают пытаться дольше, настойчивы, когда сталкиваются с борьбой, более оптимистичны и менее тревожны и достигают высоких результатов. большие результаты.

Избранные публикации
Бандура, А. (1977). Теория социального обучения. Нью-Йорк: General Learning Press.
Бандура, А. (1973). Агрессия: анализ социального обучения. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Бандура, А. (1986). Социальные основы мысли и действия. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Бандура, А. (1994). Самоэффективность. В В. С. Рамачаудране (Ред.), Энциклопедия человеческого поведения (Том 4, стр. 71-81). Нью-Йорк: Academic Press. (Перепечатано в H. Friedman [Ed.], Энциклопедия психического здоровья . Сан-Диего: Academic Press, 1998). Ссылка
Бандура, А. (1997). Самоэффективность: осуществление контроля. Нью-Йорк: W.H. Фримен.

Комментарий
Фостер, Кристина. «Человек уверенности». Стэнфордский журнал. Сентябрь 2006
В этой статье подробно рассказывается об Альберте Бандуре и его значительном вкладе в область психологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *