Психологическая характеристика речи: «Психологическая характеристика речи» | Образовательная социальная сеть

Автор: | 18.06.2021

Содержание

Психологическая характеристика речи — Студопедия

Понятие о речи

Язык – это система знаков и символов. Речь – это процесс пользования языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразую-щей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.

Рис. 34. Функции речи[30]

Соответственно множеству своих функций (рис. 34) речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах (рис. 35, 36).

 
 

Рис. 35. Формы речи

Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.


 
 

Рис. 36. Виды речи

Устная речь – общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух.

Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически правильным оформлением и выразительностью голосовых средств.

При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения, и часто письменно фиксируется план речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Диалогическая речь – психологически наиболее простая и естественная форма речи. Она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.

Письменная речь– это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат). Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.


Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь – это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.

Выделяют такие свойства речи, как содержательность, понятность, выразительность, действенность (рис. 37).

Рис. 37. Свойства речи

Психологические характеристики речи включают в себя социальную природу, место речи в психическойсфере и т.д. Существуют различные характеристики речи

Диалог является речью, состоящей из реплик, из цепи речевых реакций. Как первичная по происхождению форма речи он характеризуется социальной природой и максимальной развернутостью структуры речевого общения.

Диалог определяется в первую очередь социальной средой общения и ближайшей социальной ситуацией. Он всегда предполагает общность социального плана партнеров, знание сути дела, т. е. того, о чем идет речь. Диалог опирается еще также и на ряд невербальных средств — на непосредственную предметную ситуацию, окружающую его сейчас и здесь, акустическое восприятие интонационного строя речи собеседника, зрительное восприятие собеседника — мимики, жестов. Диалог имеет специфические характеристики — сокращенность фонетической стороны речи, тенденцию к предикативности, тенденцию к смысловому семантическому строю, специфический словарь, особенность которого, в частности, заключается в употреблении слов, обозначающих и именующих окружающую ситуацию, предметы, явления. Такой словарь исходит из потребности данного актуального общения.

Важно отметить еще три характеристики диалога, имеющие значение в афазиологии, о которых писали и Л. С. Выготский, Г. Гумбольдт, Л. П. Якубинский, А. А. Щерба: 1) диалогическая речь, по существу, разделена между двумя людьми; 2) в реплике-ответе возможно повторение лексики, заключающейся в реплике-вопросе; 3) простейшие формы диалога не требуют построения программы высказывания, не требуют опосредованности внутренней речью.

Какова мозговая основа такого сложного строения речи и реализации всех ее функций? Современные исследования показывают, что речь обеспечивается совместной работой ряда мозговых зон коры головного мозга, а именно заднелобных, нижнетеменных, височных, задневисочных — нижнетеменных — переднезатылочных (зона ТРО) и являющихся мозговой основой речи. Объединение этих зон называют речевой зоной коры головного мозга. Совместная же работа анализаторных систем этих областей мозга (двигательно-кинетического, кинестетического, акустического, пространственного, зрительного анализаторов) составляет психофизиологическую основу речи и речевой деятельности. Все эти анализаторные системы находятся в тесной взаимосвязи, особенно это касается акустического и речедвигательного анализаторов.

На тесную связь этих анализаторных систем указывали многие исследователи. Еще И. М. Сеченов писал о связи «слуховых ощущений» с мышечными ощущениями в груди, гортани, языке, губах, т. е. с «ощущениями при собственном разговоре» (Сеченов, 1952. С. 568). В психологии давно установлен факт тесной связи и зависимости слуховых ощущений с речевыми кинестезиями (А. Р. Лурия, Б. М. Теплое, А. Н. Леонтьев, А. Н. Соколов, Н. И. Жинкин, Л. А. Новикова и др.). В работах Л. А. Чистович неоднократно высказывалась мысль о том, что первым этапом распознавания речи является артикуляторное распознавание слышимой речи, который можно назвать внутренней имитацией.

Таким образом, психофизиологической основой речи является функциональная система, состоящая из взаимодействия различных анализаторных систем, и прежде всего речедвигательного и слухового анализаторов. Мозговой основой является совместная работа ряда областей коры головного мозга.

Кратко подведем итоги современных представлений о речи в психологии.

Для понимания нарушения речи при афазии, для постановки точного топического и речевого диагноза, а также для применения адекватных научно обоснованных методов преодоления речевых дефектов, соответствующих их природе и механизмам, специалисту необходимо учитывать, по крайней мере, следующие важнейшие характеристики речи.

Психологические характеристики

1. Природа речи — социальная, речь возникает прижизненно.

2. Речь, слово возникают при тесном взаимодействии звучания, значения и выражения.

3. Роль и место речи в психической сфере:

а) опосредование и связывание всех психических процессов;

б) средство и форма познавательной деятельности;

в) средство и способ вербального общения людей;

г) осуществление тесной взаимосвязи с другими психическими процессами, такими как восприятие, память, мышление, а также и с личностью, и эмоционально-волевой сферой человека.

4. Основные функции речи: зрительное восприятие собеседника — мимики, жестов. Диалог имеет специфические характеристики — сокращенность фонетической стороны речи, тенденцию к предикативности, тенденцию к смысловому семантическому строю, специфический словарь, особенность которого, в частности, заключается в употреблении слов, обозначающих и именующих окружающую ситуацию, предметы, явления. Такой словарь исходит из потребности данного актуального общения.

Важно отметить еще три характеристики диалога, имеющие значение в афазиологии, о которых писали и Л. С. Выготский, Г. Гумбольдт, Л. П. Якубинский, А. А. Щерба: 1) диалогическая речь, по существу, разделена между двумя людьми; 2) в реплике-ответе возможно повторение лексики, заключающейся в реплике-вопросе; 3) простейшие формы диалога не требуют построения программы высказывания, не требуют опосредованности внутренней речью.

Психология речи (продолжение)– предыдущая\следующая – Психология речи (продолжение)

Основная характеристика детей с нарушениями речи

Статья:

Речь – это процесс обмена информацией и мнением между людьми посредством условных символов и звуков. Она играет центральную роль в формировании личности ребенка, его самооценки, психического здоровья, способности излагать мысли и адаптироваться в социуме. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи охватывает как причины возникновения речевой патологии, так и характерные симптоматические комплексы каждой из них. Последствия отклонений в речевой деятельности при сохраненном слухе и интеллекте одинаковы для всех представителей данной категории. Они проявляются изменениями в психике ребенка, трудностями в обучении и общении со сверстниками, поэтому психология детей с нарушениями речи требует тщательного изучения.

Понятие речевого нарушения

Расстройство речевой деятельности представляет собой собирательный термин. Он подразумевает наличие отклонений в психофизиологических механизмах и отставании от возрастной нормы уровня речевого развития. Причины, вызывающие данное патологическое состояние, можно поделить на две группы:

Фактор

Биологическая

Социальная

Процесс в основе нарушения

Патогенные факторы инфекционного или механического характера, воздействующие на организм в период беременности и первые дни жизни

Отсутствие контроля и грамотной работы с детьми в периоды формирования речи

Примеры

Родовые и послеродовые травмы, инфекции мозговых тканей

Чрезмерная нагрузка в развитии речи или при изучении дополнительного языка

Важно! 1-3 года и 6-7 лет – критические периоды в формировании речи ребенка, когда он наиболее неустойчив к воздействию биологических и социальных факторов

Классификация патологий речи

Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями подразумевает выделение нескольких групп патологий, основываясь на таких факторах:

  • первопричина возникновения и развитие патологии;
  • клиническая картина;
  • глубина расстройства речи;
  • используемая методика психолого-логопедического обследования и лечения детей с нарушениями речи.

Учитывая этиологические и симптоматические критерии недуга, выделяют две базовые классификации речевых нарушений:

Вид

Психолого-педагогическая

Клинико-педагогическая

Принцип классификации

Расстройства речи разделяются на нарушения применения языковых средств и нарушения компонентов речи

Нарушения разделяются на устные и письменные, которые в свою очередь делятся на расстройства внешнего и внутреннего (семантического) оформления

Пример

Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи (ФФНР И ОНР), заикание

Расстройство звукопроизношения, ускорение или замедление темпа голоса, его полное отсутствие, полное или частичное нарушение чтения и письма

Клиническая картина нарушения речи у детей

Формирование психологических и поведенческих особенностей детей с нарушениями речи происходит вследствие патологических изменений в центральной нервной системе. В зависимости от характера изменений, симптомы недуга могут проявляться в различных сферах. Ребенок с нарушением речи:

  • эмоционально нестабилен;
  • склонен к частой смене настроения и проявлению агрессии;
  • вялый;
  • находится в подавленном состоянии;
  • часто проявляет беспокойство, что можно объяснить сложностями в социальной адаптации таких детей;
  • является изгоем среди сверстников.

Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями часто выявляет утомление, которое накапливается к концу рабочего дня и недели и сопровождается расстройством сна, тошнотой и сильными головными болями.

Проблемы в обучении возникают на фоне неусидчивости, низкой работоспособности и неустойчивости памяти. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) отмечает ограниченность мышления и расстройство психики вследствие скудного словарного запаса или даже невозможности говорить, что затрудняет обучение способности синтезировать и выражать собственное мнение.

Уровни развития речи детей с ОНР

Общее недоразвитие речи представляет собой системное нарушение, при котором наблюдаются отклонения от нормы в звукопроизношении, лексике, смысловой структуре предложений и грамматике.

Основываясь на степени развития нарушений, принято выделять 4 уровня ОНР:

Уровень ОНР

Проявление

Пример

I

Полное отсутствие речи или недоразвитие словесных средств. Ребенок выражает мысли посредством мимики, жестов, наборов звуков и невнятных одиночных слов

Обозначение животных посредством имитации характерных для них звуков:
«гав-гав» при указании на собаку

II

Употребляются фразы и обиходные слова, однако они редко связаны между собой грамматически или по смыслу. Отмечается нарушение слоговой структуры. Словарный запас скудный, однако помимо существительных включает в себя глаголы, прилагательные, наречия и местоимения

Ребенок искажает произношения слов:

 

«Кепсук» вместо «кетчуп»

III

Фразовая речь уже более развита, однако преобладают существительные с глаголами. Скудность слов, способных дать характеристику предмета. Недоразвитие грамматических форм языка и затрудненность общения

Кривые словесные конструкции, несогласованность окончаний:

 

«Пить из чашка»

IV

Наблюдаются незначительные лексические и фонетические ошибки, неточности в подборе слов и падежей

Подбор близких по значению, но неподходящих слов:

 

«Я почистил свою комнату», вместо «Я убрал свою комнату»

Если в первых двух уровнях ОНР рекомендуется обратиться к специалисту, то III и IV уровни могут поддаваться коррекции дома. Существует множество методик, по которым ребенок может заниматься с родителями.

Особенности поведения в коллективе

Психологической особенностью детей с нарушениями речи является неспособность строить нормальное общение со сверстниками. Это проявляется в снижении потребности к коммуникации, отсутствии возможности синтезировать и внятно выражать свою точку зрения, поддерживать диалог и ориентироваться в различных социальных ситуациях. Общение со взрослыми чаще строится в игровой форме, облегчая понимание друг-друга, но тем самым отличаясь содержательной бедностью и низкой информативностью. Поддерживая такое взаимодействие, родители сами усугубляют состояние ребенка, не давая ему толчка для развития своих речевых навыков.

При общении со сверстниками, дети с неспособностью грамотно излагать мысли оказываются изгоями. Они склонны подвергаться гонению и агрессии со стороны более развитых в речевых навыках членов группы. Итогом может стать полный отказ от общения, замкнутость, нервозность и нежелание находиться в социуме.

Важно! Для предотвращения негативного опыта взаимодействия со сверстниками, необходимо заниматься восстановлением речевых навыков еще в дошкольном возрасте

Принципы логопедической помощи

Логопедия – это одна из педагогических наук, которая занимается изучением, диагностикой и терапией различных форм речевых нарушений. Анализируя причину возникновения, механизм развития патологии и симптоматику недуга, специалист способен подобрать комплекс необходимых упражнений. Методики психолого-логопедических обследований детей с нарушением речи включают в себя:

  • изучение медицинской карточки ребенка;
  • анализ данных про семью и окружение;
  • активное и пассивное наблюдение;
  • беседы, интервью, опросы;
  • анкетирование и тестирование;
  • эксперимент.

Для страдающих дисфункцией речи предусмотрены специальные учреждения и отделения, где проводится психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями и акцентируется внимание на оказание квалифицированной логопедической помощи. Существуют частные и государственные кабинеты с практикующими логопедами, стационары, санатории, специализированные детские сады и школы. Такое разнообразие дает возможность подобрать грамотного специалиста и избавиться от недуга под контролем врачей и педагогов.

Принципы работы учреждений по коррекции расстройств речи

Детские сады и школы, предусмотренные специально для детей с логопедическими патологиями, одновременно оказывают помощь в борьбе с недугом. Они предотвращают возникновение множества проблем в общении со сверстниками, которые присутствуют в группах людей с сильно отличающимися речевыми навыками. Ранняя психодиагностика после проявления первых симптомов патологии помогает предотвратить развитие заболевания и своевременно получить направление в необходимое учреждение.

Для облегчения соблюдения методик терапии, подходящих отдельно каждому виду недуга, поступивших детей принято разделять на три группы:

  • с фонетико-фонематическим недоразвитием;
  • с общим недоразвитием речи;
  • с заиканием.

Коррекция нарушений речи в специальных учреждениях проходит под контролем логопедов и психологов. Внимание акцентируется на расширении словарного запаса, проведении специальных упражнений, ознакомлении с базовыми правилами лексики и фонетики. Много внимания уделяется мотивации ребенка к саморазвитию и различного рода деятельности. Задача педагогов – оказание корректной помощи в устранении нарушений, при этом избегая психологического давления. На основе психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями речи выработана специальная методика взаимодействия с учениками, которая подразумевают:

  • переспрашивание;
  • одобрение и мотивация к дальнейшему развитию навыков;
  • наводящие вопросы;
  • коррекция ошибок при помощи советов и подсказок;
  • демонстрация упражнения с последующей просьбой повторить;
  • обучение на личном примере тому, как надо выполнять задание.

Логопсихология и логопедагогика занимаются рассмотрением проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями речи, разрабатывая эффективные методики для коррекционного педагогического воздействия в комплексе с логопедической работой.

Выявления задержки умственного развития

Нарушением речи принято называть группу расстройств, проявляющихся при нормальном уровне интеллекта. Поэтому перед врачами при постановке диагноза и выяснении причины патологии стоит задача отличить задержку умственного развития от речевой дисфункции. В ходе проведения ряда упражнений с обследуемыми детьми был выявлен ряд закономерностей. Дети с нормальным интеллектом во время выполнения работы охотно принимают помощь, справляются с тяжёлыми расчетными задачами и полностью концентрируются на занятии. Ребенок с задержкой умственного развития легко отвлекается и испытывает трудности с решением метаматематических заданий. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи подразумевает:

  • составление рассказа по картинке;
  • пересказ истории;
  • описание предмета;
  • анализ словарного запаса.

Во время психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями и умственным отставанием акцентируется внимание на умение строить предложения, связанные по смыслу фразы, звукопроизношение, владение частями речи.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Психологическая характеристика речи юриста — презентация на Slide-Share.ru 🎓

1

Первый слайд презентации: Психологическая характеристика речи юриста

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

2

Слайд 2: Речь юриста

развитие речи у юристов, является необходимым условием развития профессиональных навыков юриста. Однако часто возникает необходимость в рекомен­дациях  по усовершенствованию речи юриста, программированию диалога, проведению беседы

Изображение слайда

3

Слайд 3

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

4

Слайд 4

Официально-деловой стиль, обусловленный практическими требованиями жизни, обслуживает сферу правовых отношений — делопроизводство и законодательство. Он реализуется почти исключительно в письменной форме для написания государственных актов, международных документов, для деловой переписки; устными могут быть только такие его жанры, как доклад на деловых совещаниях. Выступление на собрании, служебный диалог, например, речь следователя или судьи во время допроса.

Изображение слайда

5

Слайд 5

.

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

6

Слайд 6: Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста

Для успешного решения всех этих задач прежде всего необходимо всесторонне исследовать специфику профессиональной деятельности юриста, дать ее точное, научно обоснованное описание, т.е., по существу, создать ее профессиограмму : психика; личность юриста; психофизиологические качества;

Изображение слайда

7

Слайд 7: Разновидность речи

Человека в течение всей его жизни, от рождения до последнего дня. Родился человек — и на него оформляется первый документ — свидетельство о рождении. Далее — паспорт, свидетельство об образовании, различные справки и т. д . Даже самый торжественный момент — вступление в законный брак — оформляется официальным документом — свидетельством о браке.

Изображение слайда

8

Слайд 8

Речь юриста, как правило, должна передавать знания, содействовать переходу их в убеждения. Она должна учить, воспитывать, иметь цель повлиять на личность и коллектив, на их настроение, мнения, интересы, поведения и чувства. Для достижения целей устного выступления работнику юридического труда нужна высокая речевая и умственная культура. Его речь по содержанию должна быть научной, соответствовать правовым нормам, а по форме — логичной, яркой, образной. Юристу нужно умело связывать содержание своего выступления с жизнью, учитывать состояние и запросы слушающих его людей, пользо­ваться различными языковыми средствами выразительности (паузы, интонации, ударения и т. п.). Успех такого вступления зависит и от его знаний, профессионального опыта, искренности, свободного владения материалом, самообладания, выдержки, правильного внешнего выра­жения своих чувств

Изображение слайда

9

Слайд 9

Изображение слайда

10

Слайд 10: Основные приёмы в речи юриста

№ п\п Прием Описание 1 «Первичные действия». При возможности возникновении негативных качеств — смягчайте ситуацию. 2 «Указание на качество, требующее регуляции» рассчитан на вызов мотивации поведения «Зная вашу нетерпеливость, прошу всё же потерпеть, поскольку это необходимо для  эффективного решения проблемы». 3 «Подчеркивание и утверждение образовавшейся совместимости». Вызов у собеседника исходной совместимости. Например: «Мы совместно успешно устраняем проблемы, давайте мирно об­судим сложившуюся.» 4 «Обращение за сонетом» Вызов у собеседника заинтересованности в решении общей проблемы

Изображение слайда

11

Слайд 11: Структура речи адвоката на процессе

С точки зрения психологии, структура речи адвоката по гражданскому делу должна состоять из следующих структурных элементов: вступление, установление коммуникативного контакта с судебной аудиторией определение исходной позиции по рассматриваемому делу утверждение и обоснование фактических обстоятельств дела анализ доказательств, их систематизация и оценка определение правовой нормы, подлежащей применению для разрешения дела предложение о разрешении дела предложение о вынесении частного определения заключительное обращение к судьям.

Изображение слайда

12

Слайд 12

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

13

Слайд 13

развитие речи у юристов, является необходимым условием развития профессиональных навыков юриста. Однако часто возникает необходимость в рекомендациях по усовершенствованию речи юриста, программированию диалога, проведению беседы.

Изображение слайда

14

Слайд 14: Вступление

Социально-психологические особенности правоохранительной деятельности. Основные структурные компоненты профессиональной деятельнос­ти юриста: познавательная, коммуникативная, организационно-управленческая, правовоспитательная подструктуры. Психология личности юриста. Факторы профессиональной психологической пригодности: высокий уровень социализации личности, эмоционально-волевая устойчивость, познавательная активность, коммуникативная компетентность, организатор­ские способности. Общие и специальные способности юриста. Оценка психологических качеств, способностей юриста к профессиональной деятельности. Prezentacii.com

Изображение слайда

15

Слайд 15

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

16

Слайд 16

Речь юриста должно постепенно приближать к проблеме скрываемых качеств собеседника, однако речь юриста не должна насторожить клиента и заставить его замкнуться. Главное не сообщать о привычках, которые могут отрицательно повлиять на беседу, постарайтесь контролировать себя, быть сдержанным. Важно подчеркивать исключительность стиля поведения собеседника. В этой ситуации собеседник будет пытаться внести коррективы в свой образ, если сложилось неправильно представление. Итак, на этом этапе в речи юриста допускаются: споры, но не осуждение подчеркивание доверительного отношения к клиенту

Изображение слайда

17

Слайд 17: Признаки правильной речи

Признаки того, что речь юриста правильная: появление первых упоминаний  о качествах, присущих человеку в общении; выделение собственных качеств и свойств; проявление штампов поведения (например, частое высказывание одних и тех слов: «откровенно говоря», «прямо скажу»; рассказ о типичных привычках и предпочтениях;

Изображение слайда

18

Слайд 18: Приемы от уклонения в речи

Если собеседник уклоняется от разговора, в речи юриста можно применить следующие приёмы: Высказывание сомнений Сопоставление противоречий Диагностические вопросы Вызов спора Расслабление

Изображение слайда

19

Слайд 19

Изображение слайда

20

Слайд 20

В речи выражаются социально-психологические особенности челове­ка, особенности его мышления, направленность, отношение к объектив­ной реальности, в том числе и к использованию самого языка. Речь всегда мотивирована. За любыми высказываниями, как прави­ло, стоят определенные мотивы. Выявление этих мотивов часто помо­гает во многом понять мысли, поступки и поведение людей. Ответ на вопрос: «зачем (почему) он мне (ему) это сказал?» нередко раскрывая истинные цели и побуждения партнера по общению. Таким образом, речь часто выдает подлинные мотивы поведения человека, причины совершения им поступков, даже если их пытаются скрыть. Как писал выдающийся психолог Л.С. Выготский, «в психологическом анализе любого высказывания мы доходим до конца только тогда, когда раскры­ваем последний и самый утаенный план речевого мышления: его мотивацию»

Изображение слайда

21

Слайд 21

Содержание и форма речи человека зависят от его профессии, опыта, темперамента, характера, способностей, состояния и т. д. С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, влияют друг на друга и воздействуют на себя. Для выяснения сути и механизма всех этих явлений, их роли в условиях юридической деятельности целесообразно провести различие между языком и речью.

Изображение слайда

22

Слайд 22: Признаки что речь юриста правильная

Признаки того, что речь юриста правильная: появление первых упоминаний  о качествах, присущих человеку в общении; выделение собственных качеств и свойств; проявление штампов поведения (на­пример, частое высказывание одних и тех слов: «откровенно говоря», «прямо скажу»; рассказ о типичных привычках и предпочтениях

Изображение слайда

23

Последний слайд презентации: Психологическая характеристика речи юриста

Изображение слайда

Виды речи и их характеристика

Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразных особенностей. Согласно этому выделяют различные виды речи (Рис 256). Кроме указанных видов, речи бывает деловым и бытовым, литерату урним и сленговым, родным и иностранным тощ тощо.

. Рис 256. Виды речи

Прежде всего различают речи внутреннем и внешнем

. Внутренняя речь — это внутренний беззвучный процесс, который недоступен для восприятия другими людьми и не может быть средством общения

Доказательством того, что у человека имеется внутренняя речь является тот факт, что существуют специальные приборы, которые регистрируют микро-движения речевого аппарата на момент молчания. Внутренняя речь довольно своеобразное: сокращен эн, свернуто, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Трудности, которые переживает человек, иногда пытаясь объяснить другому понятную ему самому мнению, часто объясняются трудностями переход в от сокращенного внутренней речи, понятного себе, к развернутому внешнего вещания, понятного друим.

. Внешнее речи — речь, основным признаком которого является доступность для восприятия (на слух, зрение) другими людьми, необходимым для общения

зависимости от того, что человек использует в общении, звуки речи или»язык тела», речь бывает невербальным и звуковым. Несмотря на то, что невербальное речи (речь жестов) часто достаточно др. нформативним, все же оно остается как бы аккомпанементом к основному тексту звукового вещанияго мовлення.

Учитывая, что именно использует человек, звуки речи или письменные знаки различают устная и письменная речь

Исторически письменная речь возникло позже устное

При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на слова. Письменное и устное вещание находятся друг с другом в довольно сложных взаимоотношениях. Они тесно взаимосвязаны между собой. Одна ак их единство включает и очень существенные различия. Современное письменная речь выражается в знаках — буквах, обозначающих звуки родного языка. Тем не менее письменная речь не просто переводом устно го речи на письменные знакзнаки.

Письменное и устное вещание выполняют обычно разные функции. Как правило, устная речь функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменное — как речь деловая, научная, более без личностное. Пи исьмове речи направлено преимущественно на передачу более отвлеченного содержания, между тем как устная речь большей степени порождается непосредственным переживанием. Отсюда целый ряд различий в построении п исьмового и устной речи и в средствах, которые каждое из них применяетсявує.

. Истории хорошо известны великие писатели, которые были слабыми ораторами, и выдающиеся ораторы, чтения выступлений которых не производит на читателей впечатление через потере речью значительной части своей чаривливос в

Разговорное устная речь — ситуативное. Иногда достаточно полуслова для того, чтобы понять своего собеседника. Письменное же речи требует систематического, логически связанного изложения. В письменной речи и все должно быть понятно исключительно из его собственного смыслового содержания, с его контекста. Письменная речь -я — контекстное речи

Письменная речь требует особой продуманности, плановости, осознанности. В условиях устного общения собеседник определенной степени помогает регулировать речи. Непосредственный контакт с собеседник ком в разговоре быстро обнаруживает непонимание. В письменной речи непосредственное регулирование речи говорящего со стороны собеседника или слушателя отсутствует. Пишущий должен самостоятельно опреде чить построение своей речи так, чтобы оно было понятным читательтача.

Устная речь может приобретать вид диалогического или монологического

. Существуют различные виды как письменного, так и устной речи. Устная речь может быть и разговорным (речью-беседой), и ораторским выступлением (докладом)

. Письмо по своему характером и стилем также будет отличаться от научного трактата т. д.

. Диалогическая речь — это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят по очереди

В повседневной деятельности диалогическая речь, как правило, не планируется. Оно выдвигает меньше требований к построению связного развернутого высказывания, чем монологическое или письменное

. Монологическая речь — это такое вещание, при котором говорит одно, а остальные слушают и воспринимают ее

Примером монологической речи является доклад, лекция, сообщение, выступление и др.. Монологическая речь является организованным видом речи

Все виды речи взаимосвязаны между собой и мышлением человека и требуют развития у детей

Первичное овладения родным языком осуществляется в процессе общения ребенка со взрослым. Только таким путем достигается истинное понимание сущности речи. Ребенок нормально овладевает речью — учит ется говорить — пользуясь речью в процессе общения. Каждая личность должна стремиться к развитию всех видов речи, поскольку их характеристики свидетельствуют о глубине и качество ума человекини.

Harvard Business Review Россия

Коммуникация — сложное явление. Мы понимаем человека не только по тому, что он говорит, но и по тому, как он это делает. В надежде «раскусить» собеседника мы достраиваем его образ, цепляясь за отдельные слова и манеру речи. Но в основном мы все же полагаемся на интуицию. Однако в этой игре есть правила, которые облегчают понимание окружающих. В чем они состоят, то есть что можно понять о человеке по его речи — устной и письменной, — рассказывает психолингвист, кандидат психологических наук, декан факультета психологии Московского международного университета Марина Новикова-Грунд.

HBR Россия: На какие характеристики речи стоит обращать внимание, чтобы что-то понять про говорящего?

Новикова-Грунд: Например, на регистр или сравнительную высоту тона. У каждого из нас есть три голосовых регистра: средний (нейтральный, который мы используем почти всегда), верхний и нижний. При разговоре мы переключаем их неосознанно, автоматически, в зависимости от того, о чем говорим, с кем и какую цель преследуем.

Верхний регистр называют также детским. На этом регистре мы «выдаем» знания о мире, полученные в раннем детстве, но не подвергавшиеся критике, то есть впитанные, но непонятые, странные или стереотипные представления, которые мы ошибочно считаем своими. Если, когда нам было три-четыре года, важный для нас человек сказал: «Мой руки перед едой», то, повзрослев, мы эту фразу произносим «детским» тоном. На этот же тон переходят люди, когда говорят что-то вызубренное, то, во что они не верят. Поэтому так сложно слушать заученные доклады.

Верхний регистр означает принятие детской роли. Высоким голосом мы разговариваем с теми, кого уважаем и считаем более умными, опытными. Таким же тоном ругаются люди, которые не привыкли ссориться: выходя из своего нормального состояния, они «включают» регистр, характерный для детских перепалок.

Этот регистр, кстати, лучше слышен: когда разговариваешь с глуховатыми людьми или иностранцами, лучше использовать его.

А что вы скажете о нижнем регистре?

Когда мы опускаем голос, то неявно сообщаем: «я доминирую» и/или «я сексуальный объект». Мужчины, подходя к телефону, обычно говорят на тон ниже: вдруг собеседник на них «наедет» или на том конце провода окажется красотка.

Мы используем нижний регистр, когда нужно на чем-то настоять. Если изложить просьбу высоким тоном, нас не примут всерьез. А если, заняв к тому же высокую точку в пространстве относительно собеседника ­­— например, сев на стол, опустить голос и вежливо авторитетно что-то сказать, то добьешься своего.

Есть люди, хоть их и мало, которые говорят монотонно, не переключая регистры. Что это означает?

Модуляций нет только у нездоровых людей: монотонная речь может свидетельствовать о разных соматических или психических проблемах. Например, если человек постоянно говорит высоко, значит, он чувствует себя ребенком, хочет, чтобы его обслужили, понянчили. Особенно это заметно у мужчин, которые разговаривают сдавленным голосом: сколько бы лет им ни было, они остаются детьми.

Если обычный человек вдруг начинает монотонно бубнить, это может означать, что он испытывает страх и не уверен в себе.

Есть также люди, которые сознательно не переключают регистры, разговаривая, скажем, с маленькими детьми: они объясняют это нежеланием сюсюкать.

Когда мы смотрим на ребенка, у нас рефлекторно делаются брови домиком, губы хоботом и меняется тон: нам нужно передать определенную гамму чувств и быть понятыми. Если человек разговаривает с ребенком так же, как со взрослым, с ним что-то не в порядке. В первую очередь это свидетельствует о его глубокой неадаптивности либо в этой ситуации, либо вообще в жизни.

На что указывает темп речи?

Характеристика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением речи

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» Факультет психологии Кафедра клинической психологии РАБОТА ПРОВЕРЕНА Рецензент Психотерапевт МУСО СРЦ «Здоровье» _____________Л.П. Рыбакова _____________ 2011 г. ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ Заведующий кафедрой, к.м.н, доцент _____________М. А. Беребин _____________2011 г. Характеристика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением речи ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ ЮУрГУ – 030301. 2011.02 ПЗ ВКР Руководитель проекта к.пс.н, старший преподаватель кафедры клинической психологии _____________ Е. С. Правило _____________2011 г. Автор проекта _____________Л. С. Глухих _____________2011 г. Нормоконтролер Преподаватель кафедры клинической психологии _____________А. В. Астаева _____________2011 г. Челябинск 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..7 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ……………………………………………………………….10 1.1 Характеристика детско-родительских отношений в психологии ………………..………………………………………………………………10 1.2 Характеристика семей, воспитывающих детей с нарушением в развитии …………………………………………………23 1.3 Характеристика детей с нарушение речи …………………………………30 ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТСКОРОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ…………………………………………………………………36 2.1 Цель, задачи, предмет и объект исследования..………………………….36 2.2 Методы исследования..…………………………………………………….37 2.3 Процедура обработки данных …………………………….………………40 2.4 Методы математической обработки ..……………………………………47 ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ………..…………………..48 3.1 Анализ полученных данных ……………………………..………………..48 ВЫВОДЫ………………………………………………………………………………63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..64 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..65 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А ………….……………………………….……………………..70 Приложение Б ………………………………………………………………….78 6

ВВЕДЕНИЕ Проблема детско-родительских отношений достаточно подробно изучена в психологии, но специфика таких отношений в семьях, воспитывающих детей с особенностями развития, в особенности с нарушениями речи, рассмотрена не полностью, фрагментарно. Семья – первая неформальная группа, в которую входит человек, где проходит развитие, воспитание и жизнь личности и всего общества. Каждая семья призвана исполнять те функции, которые не в состоянии исполнить все другие социальные институты. Прежде всего, важна воспитательная функция. Именно семья, являясь важнейшей средой развития ребенка, играет огромную роль в возникновении той или иной проблемы психического здоровья человека. Если семья в состоянии грамотно построить фундамент здания этого здоровья, то никакие «бури и натиски» не помешают восстановить и рационально укрепить психику каждого из ее членов. Актуальной работа становится в связи с тем, что количество детей, имеющих различные отклонения в развитии речи, неуклонно растет, а значит, растет и количество семей, воспитывающих детей с такими особенностями. Таким семьям необходима специализированная поддержка и помощь в воспитании детей и налаживании детско-родительских отношений. Работа состоит из трех глав. В теоретической части (первая глава) был проведен теоретический анализ исследований, посвященных проблеме детскородительских отношений, в том числе и в семьях, воспитывающих детей с нарушениями речи. Экспериментальная часть работы направлена на изучение характеристики детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с различными нарушениями речевого развития. Целью данной дипломной работы явилось исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с нарушениями речи. 7

Были выдвинуты две гипотезы: 1. У детей с нарушениями речи отмечается более высокая субъективная значимость своих родителей, по сравнению с детьми без речевой патологии. 2. Родители, воспитывающие детей с нарушениями речи, в отличие от родителей, имеющих детей без данного расстройства, характеризуются повышенной тревожностью. Задачи исследования: 1. Анализ исследований, касающихся проблемы детско-родительских отношений. 2. Выделение компонентов детско-родительских отношений, подлежащих исследованию. 3. Выявление гендерных различий между взаимоотношениями родителей и детей с нормой и патологией речи. Во второй главе исследования использовались следующие методики: методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина (ОРО), опросник изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР) И.М. Марковской, семейная социограмма; методика «Родительское сочинение»; методика «Рисунок семьи; методика «Два дома». Третья глава представляет собой анализ полученных данных исследования и основные выводы. Исследование проводилось на базе МДОУ детский сад комбинированного вида №434 г. Челябинска. В исследовании принимали участие 120 человек: 20 детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи (ОНР, ФФН, логоневроз), 20 детей дошкольного возраста с нормой речи, 20 отцов и 20 матерей, воспитывающих детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (в возрасте от 26 до 43 лет), 20 отцов и 20 матерей, воспитывающие детей дошкольного возраста с нормой речи (в возрасте от 25 до 38 лет). . 8

Обработка данных по методикам «Родительское сочинение», «Рисунок семьи «Семейная социограмма», «Два дома» осуществлялась с помощью метода контент-анализа. Проверка статистической значимости результатов осуществлялась с помощью критерия φ*-углового преобразования Фишера. Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для составления программ профилактики и коррекции нарушений детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с нарушениями речи. Работа состоит из введения, трех глав (теоретического обзора по проблеме детско-родительских отношений, программы исследования и анализа полученных результатов), выводов, заключения, библиографического списка и двух приложений. Основное содержание работы изложено на 69 страницах и включает в себя 3 таблицы и 12 рисунков. Библиографический список содержит 50 источников. 9

Психологические характеристики речи

В у говорящего должна быть внутренняя мотивация, желание, необходимость сказать sth. кому-то. Мотив — это фактор, который побуждает человека будет делать или говорить что-нибудь. Когда мы говорим, мы хотим сказать что-нибудь кого-то или получить от кого-то информацию о ч. важный. Зрачки должны иметь потребность, желание выражать свои мысли и чувства, чтобы сообщить слушателю о ч.Интересно, важно или кому получить информацию. Их речь должна быть стимулирована (со стороны учителя).

Мы не говори, когда некому выступить. Обучение ученики устного языка должны обратиться, поговорить с кем-нибудь, со своими одноклассникам, в класс, к учителю. Они должны взаимодействовать.

В течение На уроке английского ученики очень часто не знают, где искать говорят, смотрят то в потолок, то в окно, потому что они не знают, кому адресована их речь.Этот точка тесно связана с мотивацией. Когда у нас есть внутренний необходимость сказать что-то, мы должны сказать это кому-то. Итак, учитель должен предложить: «Скажи классу… Спроси своего друга… Скажи мне…»

  • Выступление всегда эмоционально окрашен для говорящий выражает свои мысли, чувства, отношение к чему он / она говорит.

Это почему учеников нужно учить использовать эмоциональные средства для выражения их чувства по поводу того, что они говорят.

Это происходит в определенной ситуации. Не может быть речи вне ситуация. Не может быть речи вне ситуации. Ситуация целостность обстоятельств, в которых люди заинтересованы развивать речевую деятельность. Основными составляющими ситуаций являются: говорящего, стимула к речи и человека, к которому обращается речь адресованный.

Лингвистические характеристики речи

Устный язык по сравнению с письменным языком более гибкий.это относительно свободен и характеризуется некоторыми особенностями в словарный запас и грамматика. Мы не обучаем учеников разговорному английскому языку. Поэтому устная речь в школах близка к письменной. языковые стандарты и особенно его монологические формы.

Лингвистический особенности диалога следующие:

  1. В использование неполных предложений (многоточие) в ответе:

например Где вы живете? — В Ереване. Сколько у тебя книг? — Один.

  1. В использование контрактных форм: нет. не будет, не может, не могу

  2. В использование сокращений: лаборатория, велосипед, математика, холодильник, комп и т. д.

  3. В использование разговорных тегов. Это слова, которые использует говорящий когда он / она хочет говорить, ничего не говоря: например, конечно, возможно, обязательно и т. д.

Подготовленная и неподготовленная речь

Зрачки’ Речь, будь то монолог или диалог, может быть двух видов: подготовлен и неподготовлен.

Когда ученикам дается достаточно времени, чтобы продумать содержание и форму его речи. это подготовленная речь. Он может говорить на эту тему следование плану, составленному самостоятельно дома или в классе под присмотром учителя. Его речь будет более-менее правильно и достаточно бегло, так как много предварительных упражнений было сделано раньше.

Когда ученик говорит без предварительной подготовки, его речь неподготовленным и он может:

  • говорить по предмету, предложенному учителем

  • говорить по тексту читать (обобщить или дать содержание)

  • обсуждать проблемы, затронутые в тексте прочитал или услышал

  • помощь «иностранец», e.грамм. найти путь в какое-то место.

Готовый и неподготовленная речь должна развиваться одновременно с самого начала начало. В младших классах лидирует подготовленная речь, в то время как в на старших этапах должна преобладать неподготовленная речь. Целью обучения является развивать неподготовленную речь учащихся.

Анализ речевых особенностей и черт личности

Основные моменты

Наблюдались корреляции между чертами личности и особенностями речи.

Результаты показывают, что наблюдаемые корреляции зависят от речевой задачи.

Отрицательное искаженное поведение распределения F 0 коррелировало с показателем общительности.

Продукция просодика коррелировала как с показателями алекситимии, так и с признаком активности.

Качество голоса коррелирует с импульсивным поиском ощущений и агрессией-враждебностью.

Abstract

Голосовой сигнал широко исследовался для характеристики настроения и эмоционального состояния. Еще одно интересное измерение могло касаться личностных качеств. Связь между личностными качествами и особенностями речи известна, однако эта тема требует дальнейшего изучения. В частности, большинство исследований сосредоточено на восприятии личностных черт без применения специальных личностных тестов. Кроме того, еще предстоит выяснить взаимосвязь между личностными чертами говорящего и особенностями речи.В этом исследовании проводится корреляционный анализ между некоторыми особенностями, связанными с речью, и личностными чертами, как описано в модели Цукермана-Кульман и Торонтской шкале алекситимии. Протокол эксперимента, состоящий из двух структурированных речевых задач, был предложен восемнадцати здоровым испытуемым. Речевые характеристики были оценены для описания основных частот (F 0 ) и характеристик, связанных с качеством голоса, из всей записи речи и характеристик, связанных с наклоном, описывающих динамику F 0 на уровне вокализованного сегмента.Существенные корреляции между личностными чертами и особенностями речи наблюдались при использовании обоих наборов признаков. Интересно, что принятое речевое задание влияет на полученные результаты. В частности, ни одна функция не сообщает о такой же значительной корреляции в обеих принятых задачах. Обсуждается влияние личностных качеств и исследований речевой продукции на характеристику психических расстройств и оценку эмоционального / настроения говорящего.

Ключевые слова

Черты характера

Модель Цукермана-Кульман

Шкала алекситимии Торонто

Основная частота

Спектральный наклон

Джиттер

Модель наклона

Рекомендуемые статьи Цитирующие статьи (0) 9920005 . Все права защищены.

Рекомендуемые статьи

Цитирование статей

Отражение в речи индивидуально-типологических особенностей языковой личности

Бутакова, Л. (2018). Старость как концептуальный феномен: региональные и возрастные аспекты ассоциативной семантики. Психолінгвістика — Психолингвистика, 23 (2), 25–39. https://doi.org/10.5281 / zenodo.1205003

Власова, Л.А. (2009). Темперамент и его проявления в лингвистических и психологических характеристиках речи. Автореферат кандидатской диссертации. Москва [на русском языке].

Волженцева, И.В. (2016). Эмоциональность как основа развития просодического компонента речи дошкольника.В L.O. Калмыкова (Ред.), Психолингвістика в таком свете — 2016: Тези XI Международной научно-практической конференции. (Переяслав-Хмельницкий, 20–21 октября 2016 г.), (стр. 27–29). Переяслав-Хмельницкий: ФОП Домбровская Я.М. [по-русски].

Гордиенко-Митрофанова И.В., Саута С.Л. (2016).Влияние психологических особенностей возраста на вербальное поведение испытуемых (на примере стимула «игра»). В L.O. Калмыкова (Ред.), Психолингвістика в таком свете — 2016: Тези XI Международной научно-практической конференции (Переяслав-Хмельницкий, 20-21 октября 2016 г.) — Психолингвистическая международная конференция по современной и современной науке. (Переяслав-Хмельницкий, 20–21 октября 2016 г.), (с.32–35). Переяслав-Хмельницкий: ФОП Домбровская Я.М. [по-русски].

Гришенина Ю.А. (2009). Национальные особенности образа мира и их проявления в речевой деятельности российских, индийских и африканских студентов. Автореферат кандидатской диссертации. Москва [на русском языке].

Эльгина, С.В. (2006). Проявление интеллектуальных особенностей личности в речевой деятельности.Автореферат кандидатской диссертации. Москва [на русском языке].

Зимняя, И.А. (1985). Психологические аспекты обучения разговору на иностранном языке. Москва: Просвещение.

Зимняя, И.А. (1989). Психология обучения неродному языку. Москва: Русский язык.

Калмыков, Г.В. (2017). Профессионально-психологический дискурс как инструмент воздействия на адресата. Психолінгвістика — Психолингвистика, 22 (1), 104–124 [на украинском языке]. https://doi.org/10.5281/zenodo.1087770

Калмыкова, Л.О. (2016). Про спонтанность и ситуативность современного движения. В L.O. Калмыкова (Ред.), Психолингвістика в таком свете — 2016: Тези XI Международной научно-практической конференции. (Переяслав-Хмельницкий, 20–21 октября 2016 г.), (с.49–51). Переяслав-Хмельницкий: ФОП Домбровская Я.М. [на украинском языке].

Крупнов, А. (1990). Психологическая структура действий человека. М .: Изд-во РУДН.

Крупнов А.И., Новикова И.А. (2014). История и концептуальные основы системно-функционального подхода к исследованию свойств личности.В А. Крупнов, С.И. Кудинов, Н.А.Новикова (ред.), Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН — Систематические исследования черт личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН (с. 9–30). Москва: РУДН.

Мирошкина Н.А. (1992). Типы саморегуляции и индивидуальные различия в речевой деятельности студентов.Автореферат кандидатской диссертации. Москва [на русском языке].

Мысан, І.В. (2017). Теоретико-методологические основы изучения понимания и употребления речи детьми старшего дошкольного возраста фразеологического характера. Психолінгвістика — Психолингвистика, 22 (1), 142–163 [на украинском языке]. https://doi.org/10.5281/zenodo.1087970

Небылицын, В.Д. (1976). Психофизиологические исследования индивидуальных различий. Москва: Наука.

Седов, К.Ф. (2008). Онтопсихолингвистика: становление коммуникативной компетенции человека. Москва: Лабиринт.

Фомина, Н.А. (2002a). Свойства личности и особенности речевой деятельности.Рязань: «Узороче».

Фомина, Н.А. (2002b). Индивидуально-типические особенности личности и их проявления в речи. Расширенный автореферат докторской диссертации. Москва [на русском языке].

Фомина, Н.А. (2014). Проявление различных свойств языковой личности в речевой деятельности.В А. Крупнов, С.И. Кудинов, Н.А.Новикова (ред.), Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН — Систематические исследования черт личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН (с. 446–473). Москва: РУДН.

Фомина, Н.А. (2016). Проявления личности в речи. Рязань: РГУ имени С.А. Есенина.

Фомина, Н.А. (2018). Речевая диагностика целостной сущности личности. Психолінгвістика — Психолингвистика, 24 (1), 360–380. https://doi.org/10.31470/2309-1797-2018-24-1-360-380

Фомина Н.А., Лева А.Н. (2014). Особенности эмоциональной сферы логопедов и их отражение в речевой деятельности.Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика» — Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика», 4, 40–48.

Фомина Н.А., Мирчетич М.А. (2014). Лингвистические характеристики текстов и психологические особенности речевых действий студентов с преобладанием 2-й сигнальной системы. Вестник РУДН.Серия «Психология и педагогика — Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика», 1, 60–67.

Фомина, Н.А., Рогожкина, Т.В. (2013). Смысложизненные ориентации и речевая деятельность студентов, нацеленных на будущее. Российский научный журнал. Серия «История. Педагогика. Психология. Философия. Право »- Российский научный журнал. Серия «История.Педагогика. Психология. Философия. Право », 2 (33), 104–111.

Чивилева, И.В. (2005). Проявление личностных характеристик активности в речевой деятельности. Автореферат кандидатской диссертации. Москва [на русском языке].

Представление характеристик речи

Партнеры:
Эверис, Испания
ETH, Швейцария
UZH, Швейцария
Фрайбург, Германия
MA Systems, Великобритания
Бристоль, Великобритания
Xiwrite, Италия
Ultrasis, Великобритания
Хауме, Испания
Валенсия, Испания
Ланьчжоу, Китай
Грант ЕС (FP7):
248544

Аффективное состояние и голос

На человеческую речь большое влияние оказывает аффективное состояние говорящего, например, грусть, счастье, страх, гнев, агрессия, недостаток энергии или сонливость. Таким образом, внимательный слушатель без особых усилий узнает многое об аффективном состоянии своего партнера, и без необходимости явно говорить об этом во время разговора. В результате, психиатры регулярно контролируют речевое поведение и звуковые характеристики своего голоса. пациенты для диагностических целей и как чувствительные индикаторы клинических изменений.

Речевое поведение и характеристики звука

Речевые характеристики можно примерно описать несколькими основными характеристиками: речевой поток, громкость, интонация и интенсивность обертонов.Речевой поток описывает скорость, с которой произносятся высказывания. производимых, а также количество и продолжительность временных перерывов в разговоре. Громкость отражает количество энергии, связанное с артикуляцией высказываний и, когда рассматривается как изменяющаяся во времени величина, динамическая выразительность говорящего. Интонация — это способ производства произнесения относительно повышения и понижения высоты тона, и приводит к тональным сдвигам в любом направление средней высоты звука говорящего.Обертоны — это более высокие тона, которые слабо сопровождают основной тон, тем самым отвечая за тональное разнообразие звуков.

Анализ невербального содержания человеческой речи

Во-первых, отдельные записи речи проверяются на интервалы без сигнала. Эти затем используются интервалы для определения пороговых значений фонового шума с учетом некая «охранная» зона.Исходя из этих пороговых значений, временные ряды подразделяются на паузы и высказывания («сегментация») с паузами продолжительностью менее 250 мс пропускаются. В На втором этапе «спектры» рассчитываются на основе 1-секундных эпох с помощью дискретного Преобразование Фурье (ДПФ: «чистые» высказывания с удаленными паузами для спектрального анализы). Наконец, мы аппроксимируем форму кривой распределения F0 («F0» обозначает средний тон голоса говорящего) на полином 2-й степени и используйте расстояние между симметричные точки -6 дБ как мера «изменчивости F0» (интонации).Соотношение высота / ширина полинома 2-й степени служит мерой «F0-узости» (однообразие). Частотное разрешение ДПФ составляет четверть тональности более 7 октав (55-7040 Гц).

Звуковые характеристики голоса («тембр») говорящего-мужчины, количественно определяемые с помощью спектральный анализ. Спектральные интенсивности отложены по оси ординат на логарифмически пропорциональной шкале. шкалы и как функция частоты (ось x: 7 октав, охватывающих диапазон частот 64–8192 Гц).

Средняя высота голоса у женщин на 1 октаву выше, чем у говорящих мужчин.

Депрессия значительно снижает динамическую выразительность человеческих голосов, что значительно снижает межличностные различия. Как прямое следствие, голоса пациентов становятся более похожими на друг друга («депрессивный голос»). Во время выздоровления голоса восстанавливают свою отчетливую индивидуальность.

Чтение людей по словам, которые они говорят

Если глаза — это окно в душу, то слова — это врата в разум.Слова представляют мысли. Самый близкий человек может понять мысли другого человека — это прислушаться к словам, которые он или она говорит или пишет. Некоторые слова отражают поведенческие характеристики человека, который их произнес или написал. Я назвал эти слова Словесными Уликами. Словесные подсказки увеличивают вероятность предсказания поведенческих характеристик людей путем анализа слов, которые они выбирают, когда говорят или пишут.

Словарные подсказки сами по себе не могут определить черты личности человека, но они дают представление о мыслительном процессе и поведенческих характеристиках человека. Гипотезы могут быть разработаны на основе словесных ключей, а затем проверены с использованием дополнительной информации, полученной от человека или сторонних подтверждений.

Человеческий мозг невероятно эффективен. Когда мы думаем, мы используем только глаголы и существительные. Прилагательные, наречия и другие части речи добавляются во время преобразования мыслей в устную или письменную речь. Слова, которые мы добавляем, отражают, кто мы и о чем думаем.

Основное предложение состоит из подлежащего и глагола.Например, простое предложение «Я шел» состоит из местоимения «я», которое является подлежащим, и слова «шел», которое является глаголом. Любые слова, добавленные к этой базовой структуре предложения, изменяют качество существительного или действие глагола. Эти преднамеренные модификации дают ключ к разгадке личности и поведенческих характеристик говорящего или писателя.

Словарные подсказки позволяют наблюдателям выдвигать гипотезы или делать обоснованные предположения относительно поведенческих характеристик других людей.Например, в предложении «Я быстро пошел» слово «быстро» придало ощущение срочности, но не указывало на причину срочности. Человек может «быстро идти», потому что он или она опаздывает на встречу или ожидает опоздания на встречу. Добросовестные люди считают себя надежными и не хотят опаздывать на прием. Люди, которые хотят приходить вовремя, как правило, уважают социальные нормы и хотят оправдать ожидания других. Люди с таким поведением становятся хорошими сотрудниками, потому что не хотят разочаровывать своих работодателей.Люди «быстро ходят», когда сталкиваются с общей угрозой. Во время прогулки по плохому району может возникнуть общая угроза. Приближение плохой погоды также может представлять угрозу. Быстрая ходьба во избежание грозы снижает опасность удара молнии или намокания. Люди могут добавлять слово «быстро» по разным причинам, но у их выбора есть особая причина.

Word Clues представляют собой неинвазивный метод эффективного чтения людей без их ведома. Следующие примеры демонстрируют, как Словесные подсказки позволяют понять поведенческие характеристики людей, когда они говорят или пишут.

1) Я получил еще одну награду.

The Word Clue «другой» передает представление о том, что говорящий выиграл одну или несколько предыдущих наград. Этот человек хотел убедиться, что другие люди знают, что он или она выиграли хотя бы одну награду, тем самым укрепив его или ее самооценку. Этому человеку может потребоваться лесть других, чтобы укрепить его или ее чувство собственного достоинства.Наблюдатели могут использовать эту уязвимость, используя лесть и другие комментарии, подстрекающие к эго.

2) Я много работал, чтобы достичь своей цели.

Подсказка «трудно» предполагает, что этот человек ценит труднодостижимые цели. Возможно, цель, которую достиг этот человек, сложнее, чем цели, которые он или она обычно преследует. Слово «тяжелый» также предполагает, что этот человек может откладывать удовлетворение или придерживается убеждения, что тяжелый труд и преданность делу приносят хорошие результаты.Соискатель с такими характеристиками, вероятно, станет хорошим сотрудником, потому что он или она, скорее всего, примет вызовы и будет иметь решимость успешно выполнить эти задачи.

3) Я терпеливо просидел лекцию.

The Word Clue «Терпеливо» выдвигает несколько гипотез. Возможно, этому человеку наскучила лекция. Возможно, ему или ей пришлось ответить на важный телефонный звонок. Возможно, ему или ей пришлось воспользоваться туалетом. Независимо от причины, этот человек был озабочен чем-то другим, кроме содержания лекции.Человек, который терпеливо ждет перерыва перед тем, как выйти из комнаты, вероятно, придерживается социальных норм и этикета. Человек, которому звонят по телефону, сразу встает и уходит с лекции, вероятно, не имеет жестких социальных границ. Люди с социальными границами становятся хорошими сотрудниками, потому что они следуют правилам и уважают власть. И наоборот, человек, который не следует социальным условностям, вероятно, подойдет для работы, требующей нестандартного мышления.Человек с предрасположенностью действовать вне социальных норм мог бы стать лучшим шпионом, чем человек, который предрасположен следовать социальным условностям, потому что шпионов обычно просят нарушить социальные нормы.

4) Решил купить ту модель.

Слово «решено» указывает на то, что этот человек взвесил различные варианты перед покупкой. Возможно, он или она в какой-то степени боролись, прежде чем принять решение о покупке. Эта черта поведения говорит о том, что этот человек все обдумывает, особенно если покупка была незначительной.Слово «решил» также указывает на то, что этот человек вряд ли будет импульсивным. Импульсивный человек, скорее всего, скажет или напишет: «Я только что купил эту модель». Подсказка «просто» предполагает, что этот человек купил товар, не задумываясь о покупке.

На основе словесной подсказки «решено» читатель или слушатель может разработать гипотезу о том, что говорящий или писатель является интровертом. Интроверты думают, прежде чем действовать. Они тщательно взвешивают каждый вариант перед вынесением решения. Экстраверты более импульсивны.Использование глагола «решил» не идентифицирует этого человека как интроверта, но дает указание на то, что он или она может быть интровертом. Окончательная оценка личности требует более комплексной психологической оценки; тем не менее, наблюдатель может эксплуатировать человека, если он знает, что этот человек склонен к экстраверсии или интроверсии.

Экстраверты получают энергию от общения с другими людьми и ищут стимуляции в их окружении. Экстраверты часто говорят спонтанно, не задумываясь, и уверенно используют метод проб и ошибок.И наоборот, интроверты тратят энергию, когда они общаются, и ищут время в одиночестве, чтобы перезарядить свои батареи. Интроверты ищут стимула изнутри и редко говорят, не задумываясь. Интроверты тщательно взвешивают варианты, прежде чем принимать решения. Прежде чем вступать в какие-либо деловые переговоры, знание того, склонен ли ваш оппонент к экстраверсии или интроверсии, может обеспечить стратегическое преимущество. Продавцам следует дать своим клиентам-интровертам время подумать над коммерческими предложениями.Интроверты воспринимают информацию, обдумывают ее и затем принимают решение. Принуждение интровертов к импульсивным решениям может заставить их сказать «нет», потому что им неудобно принимать немедленные решения. С другой стороны, на экстравертов можно в некоторой степени оказывать давление, заставляя их принимать немедленные решения, потому что им удобнее принимать импульсивные решения. Редко люди проявляют полностью экстравертные или полностью интровертные характеристики. Черты личности скользят по континууму. Многие люди проявляют как экстраверты, так и интроверты.Кроме того, интроверты, которые чувствуют себя комфортно в своем окружении, часто демонстрируют поведение, связанное с экстраверсией. Точно так же экстраверты могут демонстрировать интровертные характеристики.

5) Правильно сделал.

Словесная подсказка «право» предполагает, что этот человек боролся с правовой, моральной или этической дилеммой и преодолел некоторый уровень внутреннего или внешнего сопротивления, чтобы принять справедливое и справедливое решение. Эта поведенческая черта указывает на то, что у этого человека достаточно силы характера, чтобы принять правильное решение, даже когда он сталкивается с противоположными взглядами.

Психологические характеристики речевой и эмоциональной сфер личности студентов

  • Юлия Цось Восточноевропейский национальный университет им. Леси Украинки, Украина

Ключевые слова: стиль речи, эмоциональный интеллект, уровень коммуникабельности, психолингвистические маркеры.

Аннотация

В статье рассматриваются понятия эмоционального интеллекта, коммуникативности и речевого стиля личности.Выявлены и проанализированы уровень коммуникативности и психологические характеристики эмоционального интеллекта студентов. Графически показаны уровни как частичного, так и целостного эмоционального интеллекта студентов. Сообщается, что был обнаружен высокий уровень эмпатии и низкая способность управлять своими эмоциями. Описаны корреляции между параметрами общительности и пола, эмоциональной осведомленности, способности контролировать эмоции, самомотивации, эмпатии и способности распознавать эмоции других.Отмечена положительная взаимосвязь между коммуникабельностью и самомотивацией студентов. Также рассмотрена и показана частота использования психолингвистических маркеров, отражающих стили речи (прямой — косвенный, простой — сложный, личностный — контекстный, инструментальный — аффективный). Наиболее часто встречались: использование местоимений «я» и «мы», выразительность, словесное преувеличение, прямолинейность, представление жизненных ролей, игнорирование стилистических приемов, четкое выражение, отсутствие междометий и использование юмора.В ходе исследования была выявлена ​​степень выраженности каждого стиля, выявлена ​​и описана доминирующая речь студентов. Исследование позволило лучше оценить эмоциональную сферу личности студента, ее особенности и взаимосвязь с коммуникативностью. Продемонстрировано превосходство индивидуализма, установления собственных потребностей и низкой ориентации на собеседника в коммуникативном взаимодействии.

Список литературы

  • Абульханова-Славская, К. (1981) Личный аспект проблемы общества.Проблема
    Общения в Психологии. Проблема коммуникации в психологии,
    . Москва: Наука.
  • Андреева И. (2006) Эмоциональный интеллект: исследование феномена. Вопросы психологии, 3, 78–86.
  • Фетискин Н., Козлов, В., Мануйлов, Г. (2002). Социально-психологическая диагностика
    Развитие личности и малых групп.Москва: Институт психотерапии.
  • Gudykunst, W. & Ting-Toomey, S. (1988). Культура и межличностное общение.
    Ньюбери Парк, Калифорния: Сейдж
  • Засекина Л.В. (2012) Мовленниеві стили у новой парадигмы психолингвистического знания
    . Психолінгвістика, 9, 48–55.

Биография автора

Юлия Цось, Восточноевропейский национальный университет им. Леси Украинки, Украина

Психологические характеристики коммуникативного процесса

Часть Серия пленумов в российской нейропсихологии Книжная серия (ОГРН, том 2)

Аннотация

Есть два подхода к определению коммуникации.Согласно узкой концепции коммуникации, это процесс обмена информацией и относится к «одному или нескольким лицам, участвующим в акте отправки и получения сообщений, которые нарушены шумом, происходят в контексте, имеют некоторый эффект и предоставить возможность обратной связи »(Де Вито, 1985, стр. 3). Это определение относится к информативному аспекту общения. Второе более широкое определение сосредотачивается на значимости коммуникации и рассматривает ее «как переговоры и обмен смыслами, когда сообщения, люди, культуры и реальность взаимодействуют таким образом, чтобы дать возможность произвести смысл или понимание» (O’Sullivan et al. ., 1983, с. 42). Коммуникация затем обеспечивает «социальное сообщество», обеспечивая контроль и информативные, эмоциональные (высвобождение и обмен эмоциями) и фатические (установление и поддержание контактов) функции (Краткий психологический словарь, 1985, стр. 197). Следовательно, основными целями общения являются: личное открытие — оно помогает создать более сильную самооценку; открытие внешнего мира; установление и поддержание отношений; изменение отношения и поведения; взаимная деятельность; и игры и отдых.Существует три эффекта общения: когнитивный (получение информации), аффективный (эмоциональный или установочный) и психомоторный (моторные или перцептивно-моторные навыки) (De Vito, 1985). Само собой разумеется, что никакое общение не мотивируется только одной целью.

Ключевые слова

Социальная роль Коммуникативный процесс Психологическая характеристика Межличностные отношения Коммуникативное расстройство

Эти ключевые слова были добавлены машиной, а не авторами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *