Психологическое Моделирование — это… Что такое Психологическое Моделирование?
- Психологическое Моделирование
- Психологическое моделирование — воссоздание в лабораторных условиях психической деятельности — для исследования ее структуры. Осуществляется при помощи предоставления испытуемому различных средств, которые могут включаться в структуру деятельности. В качестве таких средств, наряду с прочим, используются различные тренажеры, макеты, схемы, карты, видеоматериал.
Психологический словарь. 2000.
- Психологический Пол
- Психологическое Обозрение
Смотреть что такое «Психологическое Моделирование» в других словарях:
психологическое моделирование — Этимология. Происходит от греч. psyche душа + logos учение и лат. modulus образец. Категория. Воссоздание в лабораторных условиях психической деятельности для исследования ее структуры. Специфика. Осуществляется при помощи предоставления… … Большая психологическая энциклопедия
Психологическое моделирование — Психологическое моделирование создание формальной модели психического или социально психологического процесса, то есть формализованной абстракции данного процесса, воспроизводящей его некоторые основные, ключевые, по мнению данного… … Википедия
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ — метод, воспроизводящий определенную психическую деятельность с целью ее исследования или совершенствования путем имитации жизненных или производственных ситуаций в лабораторной обстановке. Модели ситуаций представляют собой обычно моделирующие… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Психологическое моделирование служебных ситуаций на занятиях — ПМ представляет собой учебное моделирование на занятиях внешних и внутренних (психологических) условий решения правоохранительных задач, максимально приближенных к реальным служебным, служебно боевым и боевым, в которых сотрудники готовятся… … Энциклопедия современной юридической психологии
Моделирование профессиональных психологических трудностей на занятиях — Моделирование необходимо для приучения сотрудников к преодолению трудностей реальных ситуаций (см.
Моделирование — Моделирование исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих… … Википедия
Психологическое сопровождение раскрытия серийных убийств — Состоит из следующих основных направлений деятельности специалиста психолога: 1) разработка психологических рекомендаций при планировании оперативно тактических комбинаций, что диктуется, с одной стороны, криминально психологическими… … Энциклопедия современной юридической психологии
моделирование в обучении — Этимология. Происходит от лат. modulus образец. Категория. Средство обучения. Специфика. Отработка определенных психологических операций, прежде всего в научно теоретической сфере, на системах, служащих отображением реальных процессов окружающей… … Большая психологическая энциклопедия
моделирование психологическое
Моделирование в обучении — [лат. modus образ] 1) содержание образования и способ познания, которым учащиеся должны овладеть в обучении; 2) одно из основных учебных действий, являющееся составным элементом учебной деятельности. Первый аспект означает включение в содержание… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Книги
- Принцип сперматозоида, М.
- Принцип сперматозоида. Учебное пособие, Литвак Михаил Ефимович. В учебном пособии рассказано о приемах и методах, применяемых автором на сеансах групповой психотерапии, психологических тренингах, а также при индивидуальном семейном и производственном… Подробнее Купить за 563 руб
- Принцип сперматозоида. Учебное пособие, Литвак Михаил Ефимович. В учебном пособии рассказано о приемах и методах, применяемых автором на сеансах групповой психотерапии, психологических тренингах, а также при индивидуальном семейном и производственном… Подробнее Купить за 496 руб
Психологическое моделирование. — ПсихоБлог
Психологическое моделирование – это самый удобный способ систематизировать информацию и изложить ее для последующего освоения. Моделирование – это достаточно просто, если разобраться, что и как делать. Информацию лучше систематизировать для удобства дальнейшего использования. Модель – это лучший способ оформления результатов моделирования. Модель – это лучший способ добиться понимания.
Как происходит психологическое моделирование?
Мы начинаем моделировать, если мы столкнулись с чем-либо необычным и чрезвычайно интересным в психологическом плане. Часто на этом этапе присутствует непонимание того, что происходит и тогда появляется необходимость составить описание этого «чего-либо» и сформировать модель этого психического явления, для дальнейшего использования. Мы делаем это, потому что хотим развития и понимания, а также принести пользу и благо другим людям.
О начале процесса психологического моделирования можно утверждать, если мы нашли информацию или ее источник, то есть человека. Модель описывается после полного исследования психологического состояния этого человека, который является ее носителем.
В чем же суть?
Психологическое моделирование обладает рядом преимуществ. Благодаря этому процессу люди лучше узнают себя, что дает им возможность развить свои навыки и способности, понять себя и реализовать то, что им хочется. Можно хранить и подавать информацию легко и просто, с усвоением и пониманием в результате, если мы используем моделирование. Модель экономит нам время, силы, энергию или иначе – пустые затраты. Модель – это наиболее полный способ изложения или систематизации информации, альтернативой чаще всего является незнание и неведение.
Моделированием психического занимается специалист в данной сфере. Человек умеющий выявлять и структурировать информацию, проверять ее на практике и излагать доступным для дальнейшего использования способом с учетом экологии человека.
Моделированию предшествует намерение исследовать тот или иной процесс или явление, состояние человека или его навык, намерение собрать и систематизировать информацию полезную для дальнейшего применения в той или иной сфере. Иногда под исследуемый процесс уже существует модель, которую необходимо заполнить, если такой модели нет она создается. В итоге мы будем иметь заполненную структуру модели. Вот пример одной из таких.
А какой итог?
Результат психологического моделирования – это полностью описанная модель, прочитав которую вам становится все понятно, а именно: что за явление в ней описано, как это использовать и делать, какие результаты вы получите. Моделирование – это понимание и обучение новому. Оно предлагает эффективную способность понять и разобраться с чем угодно, понимание себя и других, упрощение себя, жизни и прочего.
Методы инженерной психологии
Инженерная психология – это научная отрасль, которая изучает психологические особенности человеческого труда при взаимодействии с техническими средствами в ходе производственной и управленческой деятельности. Результаты исследований инженерной психологии применяются для оптимизации человеческой деятельности в системах «человек-машина» (СЧМ), а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий.
Традиционно выделяют следующие методы инженерной психологии.
Организационные методы, которые обеспечивают комплексный подход к исследованию СЧМ (главным является не синтез изолированных исследований, а «синтез нового» знания).
Эмпирические методы получения новой информации, которые, в свою очередь, подразделяются на:
- психофизиологические методы (исследование или испытание): исследование раскрывает механизмы и закономерности; испытание определяет при помощи тестов тождественность человека и машины;
- физиологические методы, определяющие затраты организма, «психофизиологическую ценность» успехов в труде;
- наблюдение и самонаблюдение;
- эксперимент, подразделяющийся на лабораторный, производственный, формирующий;
- диагностические методы, включающие тесты, анкеты, социометрию, беседы-интервью;
- приёмы анализа продуктов деятельности, подразделяющиеся на хронометрию, циклографию, профессиографическое описание, трудовой метод, оценку изделий;
- метод моделирования, подразделяющиеся на предметное, математическое, кибернетическое, психологическое, статистическое. Данный метод является- наиболее специфичным для инженерной психологии, которые определяется самой особенностью работы человека-оператора, который взаимодействует в меньшей мере с реальным объектом, чем с его информационной моделью.
Способы обработки данных, бывают количественными и качественными; математические способы, подразделяющиеся на статистическую обработку, определение зависимостей и соотношений; разновидность математических методов, являющуюся имитационной, то есть моделированием при помощи ЭВМ обособленных трудовых процессов и труда в целом.
Приёмы интерпретирования данных, как целостный, системный подход.
Особенности метода моделирования
Так как метод моделирования – наиболее специфичный для инженерной психологии, мы рассмотрим его подробнее. Как было отмечено, необходимо учитывать специфику отношений человека с техники, выражающуюся в дистантности работы с объектом управления, работе с образными моделями являются определяющими и специфичными методами. Этими методами является моделирование деятельности оператора в системе «человек — машина».
Б. А. Смирнов определял сущность метода моделирования в качестве изучения деятельности и построения на этом основании исследования психологической, математической или статистической модели. Важно то, что модели необходимо «воспроизводить» моделируемый объект не полностью, а только более важные его элементы, связи и отношения, это позволит проще и доступнее вычленять и подвергать анализу довольно сложные объекты.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать заданиеВиды моделирования деятельности оператора
Б. А. Смирновым выделяются некоторые виды моделирования деятельности оператора.
Психологическое моделирование
Психологическое моделирование, при котором замещается настоящая деятельность какой-либо её модификацией (с помощью имитаторов, макетов, испытательных стендов).
Можно выделить два главных вида психологического моделирования:
- внешнее воспроизведение, имитация работы и рабочего места оператора;
- воспроизведение определяющих сторон деятельности, но внешне не похожих. К примеру, в моделировании групповой деятельности согласно гомеостатической методике: некоторые люди моются в разных душевых кабинах и им нужно отрегулировать воду таким образом, чтобы все были довольны. По внешним признакам это вообще не похоже на реальную работу операторов, но всё-таки по факту является моделированием сложных взаимоотношений в бригаде операторов.
Математическое моделирование
Оно является исследованием деятельности, опираясь на математические модели (с помощью формул, неравенств, закономерностей), в тех ситуациях, когда такая модель начинает соответствовать настоящему процессу труда.
Статистическое (имитационное) моделирование
Статистическое моделирование, именуемое ещё имитационным, по сути является имитацией процесса работы оператора с помощью ЭВМ (учитывая воздействие и просчёт всевозможных факторов, куда относится и прогноз случайных факторов).
Достоинствами статистического моделирования в сравнении с психологическим моделированием состоит в том, что в этом случае существует вероятность применять его на всех этапах проектирования СЧМ (в ситуации отсутствия настоящей деятельности, когда ещё нет, что «имитировать»). Также в этом виде моделирования можно учитывать основные психофизиологические закономерности работы оператора (математикой предлагаются только абстрактные модели, где нет реального соответствия настоящему процессу, а он только предполагается.
К недостаткам статистического моделирования можно отнести то, что метод статистического моделирования является численным, что является причиной того, что результаты, которые получаются при этом виде моделирования, будут соответствовать заданным начальным условиям и исходным данным (изменчивость этих условий и данных не будет учитываться). Как говорит Б. А. Смирнов, по этой причине если изменить условия, то моделирование нужно будет проводить заново.
Значимость методов моделирования
Для каждого этапа моделирования эффективным будет свой метод моделирования. Таким образом, лучше всего использовать следующие методы:
- на первых этапах моделирования лучше всего использовать методы математического и статистического моделирования;
- на более поздних этапах моделирования выгодно использовать психологическое моделирование;
- на этапе эксплуатации более результативным будет исследование деятельности оператора в реальных условиях, но в некоторых случаях полезно будет применить и математическое моделирование.
ИГРОВОЕ СОЦИАЛЬНО ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В РАЗРЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА | Опубликовать статью ВАК, elibrary (НЭБ)
Александрова А.В.1, Александров Ю.Д.2
1ORCID: 0000-0002-1469-2007, Кандидат технических наук, доцент, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва, 2ORCID: 0000-0002-5456-7980, Студент, МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва
ИГРОВОЕ СОЦИАЛЬНО ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В РАЗРЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Аннотация
Перед российскими предприятиями высокотехнологичных отраслей стоит задача повышения эффективности производства. На решение этой проблемы нацелены инновационные управленческие технологии, одной из которых является бережливое производство. В данной статье игровое имитационное моделирование рассматривается в качестве ключевого инструмента внедрения системы бережливого производства. Анализ факторов успеха в принятии концепции бережливого производства персоналом предприятий высокотехнологичных отраслей показал, что основной эффект достигается за счет организационных мер, а также инвестиций в обучение и развитие персонала.
Ключевые слова: деловые игры, бережливое производство, высокотехнологичное производство, эффективность.
Aleksandrova A.V.1, Aleksandrov Y.D.2
1ORCID:0000-0002-1469-2007, PhD in Engineering, Associate professor. Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, 2ORCID: 0000-0002-5456-7980, Student, BMSTU, Moscow
PROBLEM SOLVING IN HIGH-TECH INDUSTRIAL ORGANIZATION THROUGH BUSINESS GAMES
Abstract
Russia’s high tech enterprises are facing the problem of production efficiency improvement. The lean production is one of the innovative management technologies aiming on the mentioned problem solving. In this article the game modeling is considered as the key instrument of the lean system implementation. The analysis of the success factors of the lean concept adaptation among enterprise employees has shown that the major effect is reached due to organizational actions taken and investments in staff development.
Keywords: business games, Lean technology, high technology production, efficiency.
Игровое социально имитационное моделирование (ИСИМ) – это класс игровых методов моделирования процессов принятия управленческих решений, к которым относят: деловые игры, ролевые тренинги, игровое проектирование.
Начало применению методов ИСИМ в управлении и подготовке кадров было положено в 30-е годы XX века в СССР. В эти годы вводились в строй гиганты отечественной индустрии. Пусковой период проходил сложно, с большим числом неполадок и отставанием по срокам от плана. Правительство обратилось к ученым с поручением помочь запуску новых производственных объектов. В научно-исследовательском секторе Ленинградского инженерно-экономического института (ЛИЭИ) группа исследователей, под руководством Ф.К. Щварца, приступила к разработке методики проведения «организационно-производственных испытаний».
В 1932г. была проведена первая в мире деловая игра на тему – «Развертывание производства сборочного цеха Лиговского завода пишущих машин в пусковом периоде» [1]. Результатом проведенной игры стало понимание того, что имитирование ситуации запуска цеха, способно выявить причины узких мест и точки приложения организационных усилий на реальном объекте. За последующие несколько лет было разработано около 40 игр с различной тематикой.
Начиная с 60-х годов XX века методы игрового имитационного моделирования получили широкое распространение в сфере подготовки управленческих кадров и бизнес-образовании. Только в каталоге деловых игр ЛИЭИ к 1987 году насчитывалось 722 игры, в том числе по темам:
- планирование на предприятий-178;
- подготовка производства- 86;
- кадровая политика, стиль руководства – 82 игры;
- оперативное управление производством- 77 игр;
- управление снабжением- 13 игр;
- техника безопасности, охрана труда- 8 игр[2].
В настоящее время количество деловых игр измеряется тысячами. Они различаются по масштабности имитируемых объектов, функциональному профилю, особенности строения. Сама игра стала объектом интеллектуальной собственности и носителем громкого названия, например: «Территория инноваций», «Наш паровоз вперед лети! и всё не по тому пути…», «Инновации на границе: контроль без опасности», «Лакомства для «Гурмана», «Цель оправдывает средства».
Распространяются и внедряются деловые игры, прежде всего, в Англии, Канаде, США, Японии, Франции, Германии. Ежегодно специалисты по игровому моделированию участвуют в международных встречах под эгидой ISAGA (International Simulation and Games Association). Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм (ISAGA) является профессиональной организацией специалистов в области игрового социального имитационного моделирования, объединяющей как разработчиков, так и пользователей активных методов обучения, проектирования и исследования. В 2015 в г. Киото, Япония, прошла 46 –я конференция ISAGA .
Перед российскими предприятиями сейчас стоит задача организации производства высокотехнологичной продукции конкурентной на мировом рынке. На решение этой задачи нацелены инновационные управленческие технологии. Одной их таких технологий является «бережливое производство (Lean technology)».
Анализируя «бережливое производство» с позиций отечественной теории и практики организации и управления производством, следует отметить, что в нем гармонично сочетаются принципы рациональной организации производственного процесса, заложенные в трудах Ф. Тейлора и Н.Ф. Чарновского, и новаторские приемы производственной системы «Toyota» [3]. Например, изменение подхода к организации транспортировки предметов производства в производственной системе, решения по мобилизации творческого потенциала персонала организации и ряд других. «Бережливое производство» осуществляет изготовление продукции требуемого качества в соответствии с потребительским спросом и ее поставку потребителям в установленных объемах (количествах), в заданные сроки, с оптимальными общими издержками [4].
Госкорпорация Ростех уже запустила систему бережливого производства на КАМАЗе, в холдингах «Швабе», «Авиационное оборудование», концернах КРЭТ и Калашников, а также в Объединенной двигателестроительной корпорации [5].
Lean-проекты активно реализуются практически на всех предприятиях Холдинга «Вертолеты России». Эти проекты включают систему рациональной организации рабочих мест «5С», оптимизацию и усовершенствование процесса хранения и выдачи материала со склада, устранение неэффективных потерь в производстве высокотехнологичной продукции, систему быстрой переналадки оборудования SMED . Внедрение технологий бережливого производства предполагает также оптимизацию взаимодействия ОКБ и серийных заводов.
Следует отметить, что в результате внедрения «Бережливого производства» изменяются психология, менталитет рабочих, инженерно-технических кадров и руководителей предприятий. Зачастую, персонал демонстрирует нежелание перехода на новые принципы организации работ и выступает тормозом нововведений.
Причинно-следственный анализ успеха в принятии концепции бережливого производства персоналом компаний авиационной промышленности представлен в работе Martínez-Jurado, P.J. [6]. Из данных анализа следует, основной эффект достигается за счет организационных мер, а также инвестиций в обучение и развитие персонала.
Каждый участвующий в играх имеет возможность прочувствовать механизм коллективной деятельности. В процессе игры более чутко распознаются сигналы обратной связи (оценки и реакции других), актуализируется компетентность в сфере невербальных средств коммуникации, интерактивные технологии провоцируют потребность совершенствовать коммуникативную и психологическую компетентность, а порой и личную культуру, связанную с этикой деловых отношений.
Как отклик на высокую потребность в обучении практикам Lean предлагаются новые интерактивные разработки, причем, к играм прилагаются наборы готовых тренажеров.
Летательные аппараты и их компоненты являются не только сложной, но и наукоемкой продукцией. Для их создания и обслуживания требуются специальные научно-технические знания [7]. Поэтому на предприятиях авиационного двигателестроения технологии Lean отрабатываются на примере сборки отдельного узла вертолета.
Проводя аналогию направленности игр разработанных в СССР, и игр, применяемых в качестве инструмента моделирования методов и процессов Lean, можно сделать вывод об их тесной взаимосвязи. По назначению игры в то время подразделялись на: проектировочные, планово подготовительные, исследовательские и учебные. Современные игры также ориентированы на моделирование процесса реконструкции (модернизации, запуска), имитацию процесса разработки технико-экономического обоснования проекта, анализ вариантов реализации проекта, обучение персонала (табл.1). На уровне качества макетов объектов, информационно – технической поддержки расчетов, качестве подачи аналитических материалов, применяемых управленческих инструментов – отличия значительны.
Таблица 1- Назначение деловых игр по реконструкции производства
Назначение игры | Вид игры | |
Реконструктивные, СССР | Бережливое производство | |
Проектировочные | Моделирование процесса переоборудования, перепланировки цеха/ участка | Моделирование процесса модернизации, перепланировки цеха/ участка |
Планово подготовительные | Моделирование процесса разработки Стройтехромфинплана | Моделирование процесса разработки бизнес плана проекта реконструкции |
Исследовательские
| Анализ вариантов реконструкции цеха, участка | Анализ вариантов реконструкции цеха, участка |
Учебные | Подготовка и переподготовка кадров техперсонала | Подготовка, переподготовка кадров, повышение квалификации персонала
|
Инновационные подходы к организации высокотехнологичного производства ставят новые задачи в вопросе личной эффективности руководителей и предъявляют новые требования к их знаниям, навыкам, деловым и личностным качествам [8]. Подтверждением этого может служить востребованность нового типа управленца, обладающего комплексом знаний в области бережливого производства: Lean – менеджер, Lean -лидер.
Подводя итоги, можно констатировать, что применение деловых игр в решении проблем повышения эффективности высокотехнологичного производства путем перехода на Lean technology:
- помогает усвоить сложную теорию и японские термины;
- позволяет побороть страхи и сомнения;
- развить навыки работы в команде;
- отладить процедуры по выявлению узких мест и ликвидации неэффективных потерь;
- выявить лучшую модель нового технологического участка;
- определить оптимальную последовательность технологических операций;
- обосновать набор необходимых инструментов на каждом рабочем месте;
- отработать процедуры запуска новой продукции.
Список литературы / References
- Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие. – СПб: ИВЭСЭП, «Знание», 2003. – 536 с.
- Зарукина Е.В. Инновации в системе подготовки управленческих кадров: игровое имитационное моделирование /Межвузовский сборник научных трудов под ред. Сизова В.И., Кузнецова С.В.- Санкт-Петербург, 2012. С. 82-86.
- Кузьмичев А.Д. Н.Ф. Чарновский и становление научного менеджмента в России// Российский журнал менеджмента, 2012, т.10 №3, С.165-176.
- Экономика и промышленная политика: теория и инструментарий / Коллективная монография под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. 622 с.
- Официальный сайт компании «Ростех» [Электронный ресурс] — Режим доступа:. http://rostec.ru/news/4513286 Дата обращения: 12.10.2016.
- Martínez-Jurado, P.J., Moyano-Fuentes, J. and Jerez-Gómez, P. : “Human Resource Management in Lean Production Adoption and Implementation Processes: Success Factors in the Aeronautics Industry”. BRQ Business Research Quarterly, Vol. 17, No. 1, 2014, P. 47-68 , http://dx. doi.org/10.1016/j.cede.2013.06.004
- Aleksandrova V., Protsenko E.V, Sekerin V.D., Gorohova A.E. Risk Management Tools in Russian Aviation Engineering // Journal of Applied Economic Sciences, Vol. XI, No. 1(39), 2016. P.18-23
- Акимова И.А., Александров Ю.Д. Трансформация профессии менеджера в эпоху глобализации// Гуманитарный вестник МГТУ. 2015. № 10(36) Doi: 10.18698/2306-8477-2015-10-301
Список литературы на английском языке / References in English
- Panfilova A.P. Igrotehnicheskij menedzhment. Interaktivnye tehnologii dlja obuchenija i organizacionnogo razvitija personala: Uchebnoe posobie. [Technoology of game management. Interactive technologies for learning and organizational development of staff: manual] / A.P. Panfilova. – SPb: IVJeSJeP, «Znanie», 2003. – 536 p. [in Russian].
- Zarukina E. V. Innovacii v sisteme podgotovki upravlencheskih kadrov: igrovoe imitacionnoe modelirovanie : Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov [Innovations in systems of management training: game simulation : Interuniversity collection of scientific papers] / Zarukina E.V.; edited by Sizova V.I., Kuznecova S.V. – Sankt-Peterburg, 2012. P. 82-86. [in Russian].
- Kuz’michev A.D. N.F. Charnovskij i stanovlenie nauchnogo menedzhmenta v Rossii [N.F. Charnovsky and formation of scientific management in Russia] / A.D. Kuz’michev // Rossijskij zhurnal menedzhmenta [Russian Journal of Management]. – 2012. – 10. –№3. – P.165-176. [in Russian].
- Jekonomika i promyshlennaja politika: teorija i instrumentarij / Kollektivnaja monografija [Economy and Industrial Policy: Theory and tools / collective monograph] / edited by A.V. Babkina. – : Izd-vo Politehn. un-ta, 2014. 622 p. [in Russian].
- Official Web Page of Rostec Corporation [Electronic resource] – URL: http://rostec.ru/news/4513286 [accepted by October 12,2016. ]
- Martínez-Jurado, P.J., Moyano-Fuentes, J. and Jerez-Gómez, P. : “Human Resource Management in Lean Production Adoption and Implementation Processes: Success Factors in the Aeronautics Industry”. BRQ Business Research Quarterly, Vol. 17, No. 1, 2014, pp. 47-68, http://dx.doi.org/10.1016/j.cede.2013.06.004
- Aleksandrova V., Protsenko E.V, Sekerin V.D., Gorohova A.E. Risk Management Tools in Russian Aviation Engineering // Journal of Applied Economic Sciences, Vol. XI, No. 1(39), 2016. P.18-23
- Akimova I.A., Aleksandrov Yu.D. Transformacija professii menedzhera v jepohu globalizacii [Transformation of the manager profession in the era of globalization] // Gumanitarnyj vestnik MGTU [Humanities Bulletin of BMSTU]. – 2015. – № 10(36). doi: 10.18698/2306-8477-2015-10-30 [in Russian]
Системное моделирование психических процессов на примере формирования конструктивной психологической защиты
1. МОДЕЛИРОВАНИЕ
СИСТЕМНОЕМОДЕЛИРОВАНИЕ
ПСИХИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ
на примере формирования конструктивной
психологической защиты
2.
В исследовании с позиций системного анализа необходимо провести моделирование психических процессов: построить «дерево целей», выявитькомпоненты модели
(например, когнитивный,
поведенческий, рефлексивный
эмоциональный),
обосновать уровни и показатели,
обсудить результаты формирования
согласно достижения целей.
3. Психологическая защита — это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных,
травмирующихпереживаний, сопряженных с
внутренними и внешними конфликтами,
состояниями тревоги, дискомфорта.
4. Использование психологической защиты позволяет снять эмоциональное напряжение, предотвратить дезорганизацию поведения,
адаптироваться вкраткие сроки к новым
социально-психологическим
условиям.
5. В некоторых случаях механизмы защиты могут привести к дезадаптации, состоянию перманентного конфликта, поэтому мы полагаем, что
необходимо различать защитыдеструктивные и
конструктивные.
6. Психологическая защита личности обеспечивается защитными механизмами и стратегиями копинг-поведения (действия, направленные на
разрешениеличностных проблем).
Вместе они представляют собой
взаимосвязанные друг с другом формы
адаптационных процессов и
реагирования индивида на стрессовые
ситуации.
7. Психологическая защита является конструктивной, если ее характеризуют следующие особенности:
8. 1.соответствие общественным ожиданиям и правилам; 2.основой её функционирования являются процессы мышления и воображения; 3. её
функционированиеосуществляется осознанно,
контролируется рефлексией.
9. Конструктивная психологическая защита предполагает широкий спектр умеренного использования механизмов защиты: 1.обеспечивает
внешнюю социальнопсихологическую адаптированность иудовлетворительное решение индивидом
жизненных задач;
2. в межличностном взаимодействии
конструктивная психологическая защита
обеспечивает прогрессивное развитие и
социализацию личности.
10. Первый этап моделирования – этап целеполагания.
Пример«дерево целей» процессов
формирования конструктивной
психологической защиты у
студентов факультета психологии
педагогического вуза.
11. Генеральная цель: Формировать конструктивную психологическую защиту у студентов факультета психологии педагогического вуза.
1.1.Формировать когнитивныйкомпонент конструктивной
психологической защиты
12. 1.1.2.Формировать знание о механизме «отрицание» 1.1.3.Формировать знание о механизме «вытеснение» 1.1.4.Формировать знание о
механизме«замещение»
1.1.5.Формировать знание о механизме
«регрессия»
1.1.6.Формировать знание о механизме
«проекция»
1.1.7.Формировать знание о механизме
«рационализация»
13. 1.1.8.Формировать знание о механизме «компенсация» 1.1.9.Формировать знание о механизме «гиперкомпенсация» 1.1.10.Формировать
знание своих индивидуальнотипологических особенностей1. 1.11.Формировать знание особенностей своей
личности
1.1.12.Формировать знание способов
инконгруэнтного поведения
1.1.13.Формировать знание техник достижения
конгруентности
1.1.14.Формировать знание об иерархии
собственных потребностей.
14. 1.2.Формировать поведенческий компонент конструктивной психологической защиты
1.2.1.Формироватьумение
использовать
механизмы конструктивной психологической
защиты
1.2.1.1.Формировать
умение
использовать
механизм «компенсация»
1.2.1.2.Формировать
умение
использовать
механизм «гиперкомпенсация»
1.2.2.Формировать умение выбирать способы
инконгруэнтного поведения
15. 1.2.3.Формировать умение использовать техники достижения конгруентности 1.2.4.Формировать умение принять на себя
ответственность за решение собственныхпроблем
1.2.5.Формировать умение установления
внешнего и внутреннего равновесия.
1.2.6.Формировать умение регулировать
границы между собой и остальным миром
1. 2.7.Формировать умение преодолевать свою
мышечную ригидность
16. 1.3.Формировать рефлексивный компонент конструктивной психологической защиты
1.3.1.Формировать стремление к самоконтролю1.3.2.Формировать стремление к самопознанию
1.3.3.Формировать
стремление
к
осмыслению
собственных действий и поступков.
1.3.4.Формировать стремление анализировать свои
реальные чувства.
1.3.5.Формировать стремление анализировать свои
мысли
1.3.6.Формировать стремление анализировать свои
конфликты.
1.3.7.Формировать
стремление
анализировать
иерархию собственных потребностей.
17. 1.4.Формировать эмоциональный компонент конструктивной психологической защиты
1.4.1.Формировать позитивное восприятиеинконгруэнтного поведения
1.4.2.Формировать позитивное восприятие принятия
себя
1.4.3.Формировать позитивное восприятие своей
самоактуализации
1.4.4.Формировать позитивное восприятие своих
реальных чувств.
1.4.5.Формировать позитивное восприятие своих
конфликтов.
1.4.6.Формировать позитивное восприятие границ
между собой и остальным миром.
1.4.7.Формировать позитивное восприятие эмоциональной
проработки
18. Проведенное целеполагание помогло определить поэлементный состав модели формирования конструктивной психологической защиты
19. Модель формирования конструктивной психологической защиты
1.Когнитивный компонентконструктивной психологической
защиты
20. 1.1.Знание о механизме «отрицание» 1.2.Знание о механизме «вытеснение» 1.3.Знание о механизме «замещение» 1.4.Знание о
механизме «регрессия»1.5.Знание о механизме «проекция»
1.6.Знание о механизме
«рационализация»
1.7.Знание о механизме «компенсация»
21. 1.8.Знание о механизме «гиперкомпенсация» 1.9. Знание своих индивидуально-типологических особенностей 1.10.Знание особенностей
1.8.Знание о механизме«гиперкомпенсация»
1.9. Знание своих индивидуальнотипологических особенностей
1. 10.Знание особенностей своей личности
1.11.Знание способов инконгруэнтного
поведения
1.12.Знание техник достижения
конгруентности
1.13.Знание об иерархии собственных
потребностей.
22. 2.Поведенческий компонент конструктивной психологической защиты
23. 2.1.Умение использования механизмов конструктивной психологической защиты 2.2.Умение использовать механизм «компенсация»
2.3.Умение использовать механизм«гиперкомпенсация»
2.4.Умение выбирать способы
инконгруэнтного поведения
2.5.Умение использовать техники
достижения конгруентности
24. 2.6.Умение принять на себя ответственность за решение собственных проблем 2.7.Умение установления внешнего и внутреннего
равновесия.2.8.Умение регулировать границы
между собой и остальным миром
2.9.Умение преодолевать свою
мышечную ригидность.
25. 3.Рефлексивный компонент конструктивной психологической защиты
26. 3.1.Стремление к самоконтролю 3.
2.Стремление к самопознанию 3.3.Стремление к осмыслению собственных действий и поступков. 3.4.Стремление анализироватьсвои реальные чувства.
27. 3.5.Стремление анализировать свои мысли 3.6.Стремление анализировать свои конфликты. 3.7.Стремление анализировать иерархию
собственныхпотребностей
28. 4.Эмоциональный компонент конструктивной психологической защиты
29. 4.1.Позитивное восприятие инконгруэнтного поведения 4.2.Позитивное восприятие принятия себя 4.3.Позитивное восприятие своей
самоактуализации4.4.Позитивное восприятие своих
реальных чувств.
4.5.Позитивное восприятие своих
конфликтов.
30. 1.6.Позитивное восприятие границ между собой и остальным миром.
1.7. Позитивное восприятиеэмоциональной проработки.
31. Методологические позиции позволяют выявить в процессе формирования конструктивной психологической защиты три уровня
функционирования:стихийный, эмпирический и
теоретический:
32.
Стихийный уровень представлен спонтанным функционированием системы психологической защиты личности.33. Эмпирический уровень отличается рефлексивным самоконтролем личности над своими действиями и поступками, осознанием проявляемых
личностныхсвойств.
34. Теоретический уровень реализует функционирование системы психологической защиты с учетом осознания личностных особенностей, а
также системызнаний и умений о системе
психологической защиты и
возможных ее проявлениях.
35. На каждом уровне выявленные в процессе целеполагания компоненты имеют свои показатели:
36. 1.Эмоциональный компонент представлен механизмами психологической защиты, которые являются производными эмоций, обуславливают
стратегию поведенияличности в сложной жизненной
ситуации.
37. 2.Поведенческий компонент степень пассивно-активного отношения личности к деятельности, предрасположенность к конструктивным
(деструктивным)способам взаимодействия. В
исследуемой модели оценивается
как стратегии копинг-поведения.
38. 3.Рефлексивный компонент выступает в качестве критерия перехода модели со стихийного уровня функционирования к эмпирическому.
Этот компонент стимулируетсамоконтроль личности и означает
стремление к самопознанию, к
осмыслению и оценке собственных
действий и поступков.
39. 4.Когнитивный компонент позволяет осуществлять функционирование модели на теоретическом уровне. Выявляет ресурсы конструктивной
активности личности.Компонент включает систему
знаний о себе, о психологической
защите личности.
40. Переход с одного уровня модели на другой обусловлен количественными и качественными изменениями элементов модели.
Охарактеризуем компоненты моделив соответствии с уровнями
функционирования.
41. Стихийный уровень модели
42. 1..1.Эмоциональный 1.2.Поведеньческий Рисунок 1 — Стихийный уровень модели формирования конструктивной психологической защиты
1. .1.Эмоциональный1.2.Поведеньческий
Рисунок 1 — Стихийный уровень модели формирования конструктивной
психологической защиты
Стихийный уровень представлен элементами: эмоциональным (1.1.) и
поведенческим (1.2.).
Эмоциональный элемент (1.1.) модели представлен системой
психологической защиты личности, которая на стихийном уровне
функционирования характеризуется бессознательным применением,
высокой общей напряженностью (более 50 %), использованием
примитивных механизмов: «отрицание», «вытеснение», «замещение»,
«регрессия». Ситуация взаимодействия, вызывающая напряжение, не
подвергается когнитивному анализу, произошедшие события забываются,
игнорируются, негативные эмоциональные реакции переносятся на
других, проявляются инфантильные формы поведения.
43. Поведенческий элемент (1.2.) характеризует стратегию копинга, которая применяется личностью для разрешения ситуации. На
стихийном уровне онапредставляет собой избегание каких-либо действий
по разрешению ситуации.
Стратегия «избегание» позволяет на время снять
напряжение через переключение на какой-либо вид
деятельности, фантазирование, что существенно
тормозит разрешение проблемной ситуации.
Таким образом, на стихийном уровне
функционирования модели противоречия,
активизирующие систему психологической защиты
личности, не осознаны, более того их значимость
искусственно снижается, что не позволяет
конструктивно действовать.
44. Поведенческий элемент (1.2.) характеризует стратегию копинга, которая применяется личностью для разрешения ситуации. На
стихийном уровне представляет собой избеганиекаких-либо действий по разрешению ситуации.
Стратегия «избегание» позволяет на время снять
напряжение через переключение на какой-либо вид
деятельности, фантазирование, что существенно
тормозит разрешение проблемной ситуации.
Таким образом, на стихийном уровне
функционирования модели противоречия,
активизирующие систему психологической защиты
личности, не осознаны, более того их значимость
искусственно снижается, что не позволяет
конструктивно действовать.
45. Эмпирический уровень модели
46. 2.1. Эмоциональный 2.2. Поведенческий 2.3. Рефлексивный
2.1.Эмоциональный
2.2.
Поведенческий
2.3.
Рефлексивный
47. Переход от стихийного к эмпирическому уровню модели осуществляется при внедрении условия: осознание личностных особенностей (в
том числе и психологической защиты).Указанное психолого-педагогическое
условие реализуется в диагностическом
и теоретическом блоках спецкурса
«Проблемы конструктивной
психологической защиты личности».
48. Элемент 2.1. представлен механизмами защиты «проекция», «рационализация» которые проявляются частично на уровне сознания, и
позволяют частично устранитьзатруднения в деятельности и общении.
Общая напряженность механизмов
психологической защиты в норме (42-50%).
Механизм «проекция» проявляется в
переносе ответственности на происходящее
на других лиц, но отмечается смысловая
переработка содержания ситуации.
49. Механизм «рационализация» позволяет студенту объяснить причины и последствия сложившейся ситуации посредством логических
операций.Элемент 2.2. позволяет личности разрешить
проблемную ситуацию с применением
стратегии копинг поведения «разрешение
проблем», при использовании данной
стратегии личность максимально использует
собственные ресурсы для достижения цели.
50. Элемент 2.3. характеризует способность личности познавать и оценивать внутренние психические акты и состояния. Элемент
представлен в исследуемой модели свойствамисамосознания: самооценка, самоконтроль, активность.
Самооценка обеспечивает обратную связь между
различными попытками преодоления трудностей. Студенты с
адекватной самооценкой не интерпретируют каждое событие
как стрессовое за счет знания своих способностей и
возможностей их реализации, эффективного
функционирования психологической защиты. Студенты с
низкой самооценкой имеют более высокий уровень
тревожности под действием угрозы, считают себя
неспособными для противостояния угрозе. Система
психологической защиты неэффективна.
51. Теоретический уровень модели
52. Переход от эмпирического к теоретическому уровню модели осуществляется при внедрении условий: осознание личностных особенностей
(в том числе и психологическойзащиты), усвоение системы знаний о
функционировании психологической защиты.
Указанные психолого-педагогическое условие
реализуется в диагностическом,
теоретическом и инструментальном блоках
спецкурса «Проблемы конструктивной
психологической защиты личности».
53. Рассмотрим функционирование модели на теоретическом уровне, который представлен элементами: эмоциональным (3.1.), поведенческим
(3.2.),рефлексивным (3.3.) и
когнитивным (3.4.).
54. Элемент 3.1. характеризуется зрелыми механизмами психологической защиты: «компенсация» и «гиперкомпенсация». Применение
механизмов осознаетсяличностью, позволяет обосновать
причины действий по разрешению
противоречий. Общая напряженность
механизмов защиты низкая (менее 40%).
55. Функционирование механизма психологической защиты «компенсация» позволяет студенту преодолеть трудности за счет реализации
своих способностей всходных видах деятельности.
Механизм «гиперкомпенсация»
перестраивает систему мотивов
студента при разрешении проблем.
56. Элемент 3.2. обозначен стратегией «поиск социальной поддержки». Реализация стратегии «поиск социальной поддержки»
сопровождаетсяпроявлением активности в поисках
помощи в окружающей социальной
среде для разрешения своих проблем,
обсуждения и актуализации
противоречивой ситуации, ее анализом с
референтными лицами.
57. Элемент 3.3. обуславливает осознание личностных особенностей как сочетание достоинств и недостатков, на основании самооценки и
самоконтроля.58. Элемент 3.4. представлен системой знаний и умений личности о себе, системе психологической защиты личности, эффективных и
конструктивных способах еереализации.
59. Итак, в процессе моделирования процессов формирования конструктивной психологической защиты мы прошли три уровня:
60. На стихийном уровне наблюдается спонтанное функционирование системы психологической защиты личности. Переход от стихийного к
эмпирическому уровню моделиосуществляется при внедрении
условия: осознание личностных
особенностей (в том числе и
психологической защиты).
61. На эмпирическом уровне происходит рефлексивный самоконтроль личности над своими действиями и поступками и осознание проявляемых
личностных свойств. Переход отэмпирического к теоретическому уровню
модели осуществляется при внедрении
условий: осознание личностных
особенностей (в том числе и психологической
защиты), усвоение системы знаний о
функционировании психологической защиты.
62. На теоретическом уровне функционирование системы психологической защиты осуществляется с учетом осознания личностных
особенностей, а такжесистемы знаний о психологической
защите и возможных ее проявлениях. На
этом уровне студенты у нас выполняют
соответствующие задания для
самостоятельной работы.
Социальное моделирование: теория, обзор — видео и стенограмма урока
Требования к обучению поведению
Существуют требования к обучению поведению. Конечно, мы не просто копируем все и всех, кого видим. Есть четыре фактора, которые должны присутствовать, чтобы мы научились поведению, свидетелем которого мы являемся. К ним относятся: внимание, удержание, воспроизведение и мотивация.
Внимание и удержание
Первые два требования, о которых мы поговорим, которые должны присутствовать для нас, чтобы изучить поведение, — это внимание и удержание .
Чтобы взять на себя чье-то поведение, мы должны действительно обращать на него внимание . В конце концов, мы изучаем поведение, поэтому на это требуется определенная концентрация. Если мы находим модель интересной, если они близки нам эмоционально или если их действия влияют на нашу жизнь, мы склонны уделять им больше внимания.
Второе требование, необходимое для обучения новому поведению, — это необходимость сохранять информацию о поведении, которое мы наблюдали.Это известно как удержание , то есть способность хранить информацию, чтобы ее можно было снова вызвать. Ваши родители могут давать вам советы в различных ситуациях, но только когда вы запомните и сохраните эту информацию, вы сможете использовать ее позже. Так и с социальным моделированием: мы узнаем поведение, только когда вспомним, что мы смотрели, чтобы применить его. В эксперименте с куклой Бобо детям приходилось вспоминать действия взрослого, когда настала их очередь взаимодействовать с куклой.
Воспроизведение и мотивация
Третье и четвертое требования для обучения поведению — это воспроизведение и мотивация . Обучение происходит, когда мы на самом деле воспроизводим новое поведение и когда кто-то или что-то побуждает нас выполнять новое поведение. Это третье требование для обучения новому поведению — когда мы воспроизводим или выполняем новое поведение, а затем повторяем его снова и снова — помогает нам по-настоящему научиться новому поведению. Как и любой приобретенный навык, новое поведение практикуется для того, чтобы оно было автоматическим и приобреталось индивидуумом.
Наконец, четвертое требование для обучения поведению имеет место, когда мы мотивированы, каким-то образом приобретать новое поведение. Это происходит из-за того, что вас поощряют или поощряют к такому поведению. Например, делает ли такое поведение людей похожими на нас? Получают ли мы похвалу или комплименты, когда используем его? Или мы избежим наказания? Давайте посмотрим на пример в начале урока.Младший брат начал копировать свою сестру, больше учился, чтобы получать хорошие оценки и радовать родителей. Если его оценки улучшаются, а родители хвалят его, и если они больше не наказывают его за плохие оценки, то у него появляется мотивация продолжать новое поведение.
Мы любим тех, кто подражает нам
А как насчет людей, которым подражают? Точно так же, как внимание уделяется тем, кто изучает поведение других, также уделяется внимание тем, кто моделирует это поведение.
В эксперименте, организованном журналом Journal of Personality and Social Psychology (1999), было обнаружено, что студенты предпочитают людей, которые имитируют их физические действия. Психологи Таня Чартранд и Джон Барг попросили студентов колледжа встретиться один на один с исследователями и описать серию фотографий. На каждой встрече исследователь наблюдал и тонко отражал каждую из манер студентов — откидывание назад, кивание головой, складывание рук и т. Д. Однако в контрольной группе исследователи не выполняли зеркального отражения.Из-за тщательного мастерства исследователей студенты не осознавали, что их копируют. В конце концов, студенты сообщили, что им больше нравятся те исследователи, которые имитировали их, чем контрольную группу. Также им показалось, что встреча прошла более гладко.
Пять лет спустя группа голландских исследователей провела тот же эксперимент, расширив его, чтобы проверить, будут ли студенты более альтруистичными по отношению к таким, как они. После индивидуальных встреч исследователь уронил ручки, и 84% имитируемых студентов помогли взять ручки, тогда как только 48% студентов из контрольной группы помогли.
Эти эксперименты показывают, что у нас есть завораживающее предпочтение тем, кто ведет себя так же, как мы, даже когда мы не осознаем сходства (или нашего собственного фаворитизма). Мы можем ощущать большую связь с такими, как мы, и проявлять больше доброты, возможно, потому, что мы идентифицируем себя с ними. Конечно, такое преференциальное отношение только побуждает другого человека продолжать копировать наше поведение.
Краткое содержание урока
Социальное моделирование , также называемое социальным обучением , — это теория, разработанная Альбертом Бандурой, которая утверждает, что мы можем изучать поведение, наблюдая за действиями других.Чтобы по-настоящему изучить поведение, которое мы наблюдаем, необходимо наличие четырех требований или факторов: внимания , удержания , воспроизведения и мотивации . Также уделяется внимание людям, которых имитируют. Исследования показывают, что люди отдают предпочтение тем, кто принимает их поведение, даже если они сознательно не осознают имитацию.
Умы и машины: коннекционизм и психологическое моделирование
Список рисунков.Список таблиц.
1. Дети в зале.
Синтетические и аналитические традиции. .
2. Преимущества и недостатки моделирования.
Что такое модель ?.
Преимущества и недостатки моделей. .
3. Модели данных.
Пример модели данных.
Свойства моделей данных. .
4.Математические модели.
Пример математической модели.
Математические модели и модели данных. .
5. Компьютерное моделирование.
Пример компьютерного моделирования.
Коннекционистские модели.
Свойства компьютерного моделирования. .
6. Первые шаги к синтетической психологии.
Введение.
Создание бездумного ходока.
Шаг 1: Синтез.
Шаг 2: Возникновение.
Шаг 3: Анализ.
Проблемы синтетической психологии. .
7. Анализ на спуске, синтез на спуске.
Введение.
От гомеостатов до черепах.
Гомеостат Эшби.
Транспортные средства.
Синтез и возникновение: некоторые современные примеры.
Закон анализа подъемов и синтеза спусков. .
8.Коннекционизм как синтетическая психология.
Введение.
За пределами сенсорных рефлексов.
Коннекционизм, синтез и репрезентация.
Резюме и выводы. .
9. Строительные ассоциации.
От ассоцианизма к коннекционизму.
Создание ассоциативной памяти.
За пределами изучения хебба.
Ассоциативная память и синтетическая психология..
10. Принятие решений.
Пределы линейности.
Фундаментальная нелинейность.
Создание персептрона: нелинейная ассоциативная память.
Психология перцептронов.
Потребность в слоях. .
11. Последовательность решений.
Логика слоев.
Обучение многоуровневых сетей.
Простой пример: эксклюзивный вариант Or.
Второй пример: классификация музыкальных аккордов.
Третий пример: от коннекционизма к селекционизму. .
12. От синтеза к анализу.
Представление музыкальных аккордов в сети PDP.
Интерпретация внутренней структуры сетей стоимостных единиц.
Сетевая интерпретация и синтетическая психология. .
13. Отсюда к синтетической психологии.
Список литературы.
Индекс
Модель иерархии для психологической науки
Allais, M. (1953). Le comportement de l’homme rationnel devant le risque: Critique des postulats et axiomes de l’éricaine. Econometrica , 21 , 503–546.
Артикул Google ученый
Андерсон, Дж. Р. (1974). Извлечение пропозициональной информации из долговременной памяти. Когнитивная психология , 6 , 451–474.
Артикул Google ученый
Балота Д.А., и Яп М.Дж. (2011). Выходя за рамки среднего в исследованиях ментальной хронометрии: возможности анализа распределения времени отклика. Текущие направления психологической науки , 20 , 160–166.
Артикул Google ученый
Batchelder, W.H. (2010). Когнитивная психометрия: использование полиномиальных моделей дерева обработки в качестве инструментов измерения.В Embretson, S. (Ed.) Измерение психологических построений: достижения в подходах, основанных на моделях. : Американская психологическая ассоциация.
Бирнбаум, М. Х. (2008). Новые парадоксы принятия рискованных решений. Психологический обзор , 115 , 463–501.
Артикул Google ученый
Бирнбаум, М.Х. (2011). Тестирование смешанных моделей транзитивного предпочтения: комментарий к Regenwetter Dana и Davis-Stober (2011). Психологический обзор .
Box, G.E. (1976). Наука и статистика. Журнал Американской статистической ассоциации , 71 , 791–799.
Артикул Google ученый
Busemeyer, J.R., & Townsend, J.T. (1993). Теория поля решений: динамико-когнитивный подход к принятию решений в неопределенной среде. Психологический обзор , 100 , 432–459.
Артикул Google ученый
Кантор Дж. И Энгл Р. У. (1993). Объем рабочей памяти как активация долговременной памяти: индивидуальный подход. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание , 19 , 1101–1114.
PubMed Google ученый
Картрайт, Н. (1983). Как лгут законы физики? Оксфорд: Clarendon Press.
Забронировать Google ученый
Купер Р.П. (2007). Роль фальсификации в развитии когнитивных архитектур: выводы из анализа Лакатоса. Когнитивные науки , 31 , 509–533.
Артикул Google ученый
Койн, Дж. К. (2016). Инициативы по репликации не спасут психологической достоверности. BMC Психология , 4 , 28.
Артикул Google ученый
Камминз Р. (2000). «Как это работает?» против «каковы законы?»: две концепции психологического объяснения. In Keil, F.C., & Wilson, R.A. (Ред.) Объяснение и познание (стр. 117–144). Кембридж: MIT Press.
Duhem, P.M.M. (1954). Цель и структура физической теории . Принстон: Издательство Принстонского университета.
Забронировать Google ученый
Эванс, Н.J., Hawkins, G.E., Boehm, U., Wagenmakers, E.J., Brown, S.D. (2017). Вычисления, поддерживающие простое принятие решений: сравнение моделей распространения и срочности. Scientific Reports , 7 , 16433.
Статья Google ученый
Фидлер, К. (2018). Творческий цикл и рост психологической науки. Перспективы психологической науки , 13 (4), 433–438.
Артикул Google ученый
Фригг, Р., & Хартманн, С. (2018). Модели в науке. Стэнфордская энциклопедия философии .
Галисон П. (1987). Чем заканчиваются эксперименты? Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Google ученый
Гарсиа-Маркес, Л. , и Феррейра, М.Б. (2011). Друзья и враги построения теории в психологической науке: расплывчатые дихотомии, единые теории познания и новый экспериментализм. Перспективы психологической науки , 6 , 192–201.
Артикул Google ученый
Гельман, А., Рубин, Д. Б. (1999). Оценка и использование статистических методов в социальных науках: обсуждение «критики байесовского информационного критерия для выбора модели». Социологические методы и исследования , 27 , 403–410.
Артикул Google ученый
Гиере, Р.Н. (2004). Как модели используются для представления реальности. Философия науки , 71 , 742–752.
Артикул Google ученый
Giere, R.N. (2010). Агентно-ориентированная концепция моделей и научное представление. Synthese , 172 , 269–281.
Артикул Google ученый
Хакерство, I. (1983). Представление и вмешательство: вводные темы в философию естествознания .Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Забронировать Google ученый
Харрис, Т. (2003). Модели данных, сбор и обработка данных. Философия науки , 70 , 1508–1517.
Артикул Google ученый
Хиткот, А., Браун, С., Мьюхорт, Д. (2000). Закон о степенях отменен: случай экспоненциального закона практики. Psychonomic Bulletin & Review , 7 , 185–207.
Артикул Google ученый
Kellen, D., & Klauer, K.C. (2015). Обнаружение сигналов и пороговое моделирование ROC с рейтингом достоверности: критический тест с минимальными предположениями. Психологический обзор , 122 , 542–557.
Артикул Google ученый
Келлен Д. , И Клауэр К. (под давлением). Теории задачи выбора Wason: критическая оценка границ и ориентиров. Вычислительный мозг и поведение .
Кирби, К. (2011). Эмпирическая оценка вида функций полезности. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание , 37, , 461–476.
PubMed Google ученый
Лаудан, Л.(1977). Прогресс и его проблемы: к теории научного роста . Univ of California Press.
Lee, M.D., Criss, A.H., Devezer, B., Donkin, C., Etz, A., Leite, F., et al. (2019). Робастное моделирование в когнитивной науке. Вычислительный мозг и поведение .
Mayo, D.G. (1996). Ошибка и рост экспериментальных знаний . Издательство Чикагского университета.
Моллой, М.Ф., Галдо, М., Бахг, Г., Лю, К., Тернер, Б.М. (2019). Что такое время отклика ?: о важности измерения времени отклика в моделях ограничения контекстных эффектов. Решение , 6 , 171–200.
Артикул Google ученый
Морган, М.С., Моррисон, М., Скиннер, К. (1999). Модели как посредники: взгляды на естественные и социальные науки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Забронировать Google ученый
Наварро, Д.J. (2019). Между дьяволом и глубоким синим морем: противоречия между научным суждением и выбором статистической модели. Вычислительный мозг и поведение , 2 (1), 28–34.
Google ученый
Ньюэлл, А. (1990). Единые теории познания . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
Google ученый
Pashler, H., & Wagenmakers, E.J. (2012). Введение редактора в специальный раздел о воспроизводимости в психологической науке: кризис доверия? Перспективы психологической науки , 7 , 528–530.
Артикул Google ученый
Рэй Б., Хиткот А., Донкин К., Аверелл Л., Браун С. (2014). Заяц и черепаха: акцент на скорости может изменить доказательства, используемые для принятия решений. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание , 40 , 1226–1243.
PubMed Google ученый
Регенветтер, М., Дана, Дж., Дэвис-Стобер, К.П. (2011a). Транзитивность предпочтений. Психологический обзор , 118 , 42–56.
Регенветтер, М., Дана, Дж., Дэвис-Стобер, К.П., Го, Ю. (2011b). Экономное тестирование переходных или непереходных предпочтений: ответ Бирнбауму (2011). Психологический обзор , 118 , 684–688.
Ротелло, К.М., Хейт Э., Дубе К. (2015). Когда больше данных вводит нас в заблуждение: репликации с неправильной зависимой мерой увековечивают ошибочные выводы. Psychonomic Bulletin & Review , 22 , 944–954.
Артикул Google ученый
Шиффрин Р.М. и Нобель П.А. (1997). Искусство разработки и тестирования моделей. Методы исследования поведения, приборы и компьютеры , 29 , 6–14.
Артикул Google ученый
Шиффрин, Р.М., Рэтклифф, Р., Кларк, С.Е. (1990). Эффект силы списка: II. теоретические механизмы. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание , 16 , 179–195.
PubMed Google ученый
Спектор, М.С., и Келлен, Д. (2018). Относительное достоинство эмпирических априоров в неидентифицируемых и небрежных моделях: приложения к моделям обучения и принятия решений. Psychonomic Bulletin & Review , 25 , 2047–2068.
Артикул Google ученый
Спектор, М.С., Келлен, Д., Хоталинг, Дж. М. (2018). Когда хорошее выглядит плохо: экспериментальное исследование эффекта отталкивания. Психологические науки , 29 , 1309–1320.
Артикул Google ученый
Старнс, Дж. Дж., Чен, Т., Штауб, А. (2017). Движение глаз при распознавании принудительного выбора: абсолютные суждения могут исключать относительные суждения. Журнал памяти и языка , 93 , 55–66.
Артикул Google ученый
Суппес, П. (1966). Модели данных. В Исследования по логике и основам математики , (Том 44, стр. 252–261): Elsevier.
Тригг Дж. И Калиш М. (2011). Объяснение того, как работает разум: о связи между когнитивной наукой и философией. Темы когнитивной науки , 3 , 399–424.
Артикул Google ученый
Трублад, Дж. С., Браун, С. Д., Хиткот, А., Буземейер, Дж. Р. (2013). Не только для потребителей: контекстные эффекты имеют основополагающее значение для принятия решений. Психологические науки , 24 , 901–908.
Артикул Google ученый
Ван Фраассен, Б.С. (2008). Научное представление: парадоксы перспективы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Забронировать Google ученый
Weiskopf, D.A. (2011). Модели и механизмы в психологическом объяснении. Synthese , 183 , 313–338.
Артикул Google ученый
Психологическое моделирование — IQ Matrix Store
Психологическое моделирование Матрица IQ исследует, что требуется для моделирования психологических характеристик и поведения другого человека, а затем использует его мысленный рецепт для достижения ваших целей.Только представьте, что вы могли бы быть Ричардом Брэнсоном, Альбертом Эйнштейном, Опрой Уинфри, Стивом Джобсом, Нельсоном Манделой или Уолтом Диснеем в течение дня, недели или целого года. Я, конечно, не предлагаю вам стать ими физически, но в некоторой степени мысленно, эмоционально и психологически. Только представьте, что вы начали интерпретировать свой мир как одну из этих легендарных легенд. Как это изменит вашу жизнь? Как это изменит ваш выбор, решения и действия?
Нет необходимости воображать такие вещи, потому что это, на самом деле, очень возможно, когда вы начинаете понимать процесс психологического моделирования.Психологическое моделирование — это форма отражения поведения, привычек, взглядов, убеждений другого человека и т. Д. И если это похоже на то, что вы хотели бы сделать, то эта карта покажет вам, как это сделать.
Вот краткое описание каждой ветви интеллектуальной карты Психологическое моделирование .
- Понимание психологического моделирования: Первая ветвь этой карты исследует, что вовлечено в процесс психологического моделирования. Он разбивает то, что мы можем научиться моделировать, и выделяет четыре этапа, необходимые для успешного моделирования.
- Социальный анализ: Вторая ветвь этой карты показывает, как моделировать социальные аспекты жизни человека. Здесь вам задают множество вопросов для саморефлексии, которые помогут вам определить предпочтения другого человека в обучении, сетевую стратегию, влиятельные ролевые модели и то, как они используют свое окружение в социальных целях. Используйте ответы на эти вопросы, чтобы помочь вам создать социальный рецепт, который вы можете эффективно смоделировать и применить в своей жизни.
- Внешний анализ: В третьей ветви этой карты вы узнаете, как смоделировать внешнее психологическое поведение человека, а также его внутренние психологические паттерны. Внешний анализ включает в себя их навыки, привычки, эмоциональное состояние, физиологию, действия, слова, отношение, решения, которые они принимают, и вопросы, которые они задают в течение дня. Внутренний анализ включает их убеждения, восприятия, ожидания, психологические правила, психическое состояние, метапрограммы и потребности.Используйте приведенные здесь вопросы для саморефлексии, чтобы оценить, как моделировать другого человека на каждом уровне. Это, конечно, будет непросто. Если вы не знаете этого человека, вам нужно будет провести небольшое исследование. Даже в этом случае у вас может не быть всех необходимых ответов. Но вам не обязательно нужны все ответы. Просто начните и начните моделировать их по мелочам. Затем со временем расширяйте это. И, что более важно, имейте в виду, что то, что работает для них, может не обязательно работать для вас.
Эта карта представляет собой дорожную карту и основу для понимания того, как моделировать других людей, чтобы повысить ваши шансы на достижение ваших целей. Регулярное обращение к нему и сохранение его в памяти поможет вам внедрить эти концепции и идеи в свое подсознание.
Ментальная карта, конечно же, прекрасно справляется с этой задачей, потому что она отражает синаптические связи, установленные в вашем мозгу , когда вы пытаетесь выработать новые привычки мышления и поведения. Он объединяет ключевые концепции и идеи, которые помогают вашему мозгу полностью интегрировать и обрабатывать эту информацию.Впоследствии мозг перестраивается, пытаясь сформировать новые привычки ума. Это идеальный инструмент для создания устойчивых изменений и преобразований.
Придерживайтесь этих принципов, запоминайте и внедряйте их в свою жизнь, и вы постепенно разовьете внутренние и внешние качества, необходимые для достижения желаемых целей и задач.
При покупке модели Психологическое моделирование IQ Matrix вы получите:
- PDF-копия матрицы IQ, которую можно использовать для печати с высоким разрешением.
- Файл изображения JPG IQ Matrix, который идеально подходит для просмотра на планшетах и мобильных устройствах.
- A Фон рабочего стола версия карты, которую можно использовать для справки на своем компьютере.
- Файл MindManager для тех, кто хочет редактировать содержимое матрицы IQ.
- Печатная сводка в формате PDF этой матрицы IQ, которая поможет вам лучше понять каждую концепцию.
Дополнительные визуальные ресурсы и варианты этой матрицы IQ могут быть добавлены на страницу вашей учетной записи без дополнительной платы в будущем.
[PDF] Умы и машины: коннекционизм и психологическое моделирование
ПОКАЗЫВАЕТ 1-10 ИЗ 63 ССЫЛОК
СОРТИРОВАТЬ ПО РелевантностиСамые популярные статьиНедавно
Природа психологического объяснения
В этой книге, исследуя природу психологического объяснения, рассматривается, как психологи теоретизировать о человеческой способности считать, говорить на языке и тому подобное. Это показывает, насколько хорошо… Expand
The Computational Brain
Computational Brain обращается к основополагающим идеям развивающейся области вычислительной нейробиологии, исследует широкий спектр моделей нейронных сетей и рассматривает будущие направления в этой области.РазвернутьНекоторые задачи для математической психологии
Эти проблемы можно решить путем признания дополнительных аспектов подходов математического и компьютерного моделирования к психологической теории и смещения акцента с тактики на стратегию при построении и оценке моделей обоих типов. РазвернутьМожет ли машина думать?
Авторы отвергают тест Тьюринга как достаточное условие для сознательного интеллекта и основывают свою позицию на конкретных поведенческих сбоях классических машин SM и на конкретных достоинствах машин с архитектурой, более похожей на мозг, которые показывают, что определенные вычислительные стратегии имеют огромные и решающие преимущества перед другими в том, что касается типичных познавательных задач.РазвернитеПлоть и машины: как нас изменят роботы
От издателя: «Плоть и машины» исследует поразительно взаимную связь между людьми и их технологическими собратьями и объясняет, как эти отношения переопределяются как люди… Развернуть
Понимание когнитивной науки
В этой главе обсуждаются три уровня когнитивной науки: трехуровневая гипотеза, гипотеза Алгоритмический уровень и функциональная архитектура, в которой основное внимание уделяется двум последним.ExpandThe Minimalist Program
В своей основополагающей книге «Minimalist Programme», опубликованной в 1995 году, Ноам Хомский внес значительный вклад в генеративную традицию в лингвистике. Издание, посвященное двадцатилетнему юбилею… Expand
Как компьютерное моделирование может ускорить построение теории в психологической науке
% PDF-1.4 % 1 0 объект > эндобдж 2 0 obj > >> эндобдж 3 0 obj > транслировать application / pdfdoi: 10.1177 / 1745691620970585
Что такое когнитивное моделирование? — Определение с сайта WhatIs.com
Когнитивное моделирование — это область информатики, которая занимается моделированием решения человеческих проблем и умственной обработки в компьютеризированной модели. Такую модель можно использовать для моделирования или прогнозирования человеческого поведения или выполнения задач, аналогичных смоделированным, и улучшения взаимодействия человека с компьютером.
Когнитивное моделирование используется во многих приложениях искусственного интеллекта (ИИ), таких как экспертные системы, обработка естественного языка, нейронные сети, а также в приложениях робототехники и виртуальной реальности.Когнитивные модели также используются для улучшения продуктов в производственных сегментах, таких как человеческий фактор, инженерия, компьютерные игры и дизайн пользовательского интерфейса.
Исследования в области когнитивного моделирования в настоящее время проводятся академическими и отраслевыми группами, включая MIT, IBM и Sandia National Laboratories.
Расширенное применение когнитивного моделирования — создание когнитивных машин, которые представляют собой программы искусственного интеллекта, приближенные к некоторым областям человеческого познания. Одна из целей проекта Сандиа — сделать взаимодействие человека и компьютера больше похожим на взаимодействие между двумя людьми.
«У нас были огромные компьютеры, способные обрабатывать большие объемы данных», — сказал Крис Форсайт, когнитивный психолог Sandia. «Но программное обеспечение, которое могло бы реалистично моделировать то, как люди думают и принимают решения, отсутствовало».
Проблема заключалась в том, что ранние модели следовали логическим процессам, которых люди не всегда придерживаются, и они не учитывали переменные, влияющие на человеческое познание, такие как усталость, эмоции, стресс и отвлечение, согласно Форсайту.
Типы когнитивных моделейНекоторые сложные программы моделируют определенные интеллектуальные процессы. Для улучшения этих сложных моделей используются такие методы, как обнаружение несоответствий.
Системы обнаружения несоответствий сигнализируют, когда существует разница между фактическим состоянием или поведением человека и ожидаемым состоянием или поведением в соответствии с когнитивной моделью. Затем эта информация используется для увеличения сложности модели.
Согласно Форсайту, созданные ими когнитивные машины обладают способностью определять намерения пользователя, что не всегда согласуется с поведением, хранить информацию, полученную из опыта, подобно человеческой памяти, и обращаться к экспертным системам за советом, когда они в этом нуждаются. .
Другой тип когнитивной модели — нейронная сеть. Эта модель была впервые выдвинута в 1940-х годах, но лишь недавно стала практичной благодаря достижениям в обработке данных и накоплению больших объемов данных для обучения алгоритмов.
В нейронной сети данные передаются туда и обратно между множеством нейронов.Нейронные сети работают аналогично человеческому мозгу, пропуская обучающие данные через большое количество вычислительных узлов, называемых искусственными нейронами, которые передают информацию туда и обратно друг другу.Накапливая информацию таким распределенным образом, приложения могут делать прогнозы относительно будущих входов.
Обучение с подкреплением становится все более заметной областью когнитивного моделирования. В этом подходе алгоритмы проходят через множество итераций задачи, которая состоит из нескольких шагов, стимулируя действия, которые в конечном итоге приводят к положительным результатам, и наказывая действия, ведущие к отрицательным. Это основная часть алгоритма искусственного интеллекта, который DeepMind Google использовал для своего приложения AlphaGo, которое в 2016 году обошло лучших игроков в го.
Эти модели, которые также могут использоваться в приложениях для обработки естественного языка и интеллектуальных помощников, улучшили взаимодействие человека с компьютером, что позволяет машинам вести рудиментарный диалог с людьми.
Возможные ограничения когнитивного моделированияНесмотря на успехи в применении когнитивных моделей к искусственному интеллекту, он все еще не достигает своей истинной цели — имитации человеческого мышления. Например, в нейронных сетях алгоритмы должны видеть тысячи или даже миллионы примеров обучающих данных, прежде чем они смогут делать прогнозы относительно аналогичных данных в будущем.Даже в этом случае они могут делать выводы только относительно узкой тематической области, в которой они обучались.
Это очень отличается от того, как работает человеческий мозг. Человеческий мозг использует комбинацию контекста и более ограниченного опыта, чтобы делать обобщения о новом опыте, чего сегодня не могут сделать даже самые продвинутые когнитивные модели.
В самых передовых биологических исследованиях человеческого мозга все еще отсутствует полная картина того, как он работает. Даже если эта базовая информация установлена, перенос мыслительных процессов человека в компьютерные программы — это еще один шаг вперед.