Психология по рисункам: Что значат наши рисунки | Журнал Вестник Психологии

Автор: | 09.05.2021

Содержание

Что рисуют дети, и когда нужен детский психолог

Почти все дети с удовольствием рисуют. Рисунок – это и детская фантазия, и отражение того, что малыш увидел или чему научился. Это и игра, и обучение. Как часто мы гордимся, если рисунки получаются все лучше и лучше, но почти не обращаем внимания на то, что именно и как изображено на листе бумаги.

А ведь в детском рисунке отражается внутренний мир ребенка, именно поэтому психологи уделяют рисунку особое внимание. Потому что нарисовать ребенку легче, чем выразить что-то словами. Рисунок – это такой искренний рассказ о себе, о том, как ребенок воспринимает и себя, и свое окружение.

Для специалиста это еще и показатель психического развития ребенка, его восприятия, моторики, развития мышления и речи, его эмоционального состояния, поэтому так часто на консультациях психолог просит ребенка нарисовать конкретный рисунок, и оценивает его по определенным критериям. Как правило, рисуночные тесты являются дополнением к другим диагностическим методикам, и сами по себе никогда не являются основанием для какого-либо диагноза. Они помогают понять, как и о чем ребенок думает, как он что-то представляет, что он чувствует, и где могут быть проблемные ситуации.

На что стоит обратить внимание?

Посмотрите на детский рисунок более внимательно – и вы узнаете своего ребенка намного лучше. О чем он думает и мечтает? Чего он боится? Как он видит мир вокруг себя?

До 3-4 лет малыши только осваивают карандаши и фломастеры. Самые первые рисунки, как правило — всем известные “головоноги” – кружочки с палочками (руками и ногами) и глазками. А вот рисунок ребенка 5-7 лет уже довольно полно отражает и его внутренний мир, и его восприятие окружающего пространства.

Обращайте внимание на рисунки ребенка в целом. Какие эмоции они передают? Какое общее впечатление складывается? Как вам кажется, какие чувства испытывал ребенок, пока рисовал – он радовался, грустил, злился, сожалел о чем-то?

Лучше всего, если вы посмотрите на разные рисунки, потому что отдельно взятая картинка может быть и случайной, и просто говорить о каком-то мимолетном состоянии.

О чем могут рассказать рисунки?

Психологи заметили, что некоторые рисунки могут рассказать о важных для ребенка вещах – о его семье и взаимоотношениях внутри семьи, о нем самом и о том, как он видит себя в мире. А мы с вами можем приоткрыть дверцу в мир, который видит ваш ребенок.

Рисунок семьи

Дети часто рисуют папу и маму, бабушку и дедушку, своих братьев и сестер. Давайте посмотрим на семью глазами ребенка:

  • Кто входит в состав семьи, кого рисует ребенок? Хорошо, если все члены семьи будут в сборе. А ведь иногда бывает и так, например, что в ответ на просьбу нарисовать свою семью, ребенок рисует себя, кошку и телевизор.
  • Какое настроение у членов семьи? Они дружные или ругаются друг с другом, спорят и ссорятся?
  • Рост и размер людей на рисунках – очень интересный показатель. Он может отражать и реальный рост (например, папа выше мамы), а может говорить и о том, кто в семье главный.
  • Как расположены фигуры на листе? Если вся семья нарисована вместе, а кто-то один отдельно и далеко, то это может быть и рисунком реальной ситуации (“папа в командировке”), и отражением восприятия ребенка – “папа с нами редко общается, мне его не хватает”.

Нарисуй девочку (мальчика), похожего на себя

  • Рисунок человека, похожего на себя, тоже интересно проанализировать. Как малыш воспринимает самого себя? О чем он мечтает, каким он хочет быть?
  • Обратите внимание, как ребенок изображает себя, насколько прорисованы части тела, одежда.
  • Как ребенок располагает себя в группе людей – если он меньше других людей или находится в стороне, то это может говорить о сложностях с общением.
  • Обратите внимание на настроение человечка на рисунке.

Нарисуй детский сад / Нарисуй свой класс

Рисунок ситуации — это прекрасный косвенный способ узнать, как ваш малыш чувствует себя в детском саду, в школе, у врача, в гостях, и что там происходит. Дети не всегда могут рассказать об этом напрямую, а вот через рисунок вы узнаете много интересных подробностей.

  • Спросите ребенка, где он на рисунке, что он чувствует, какой он – веселый или грустный, и почему.
  • Что делают и что говорят другие люди на рисунке – друзья, воспитатели, учителя.

А это уже может быть опасно!

Иногда рисунок может стать сигналом, что с ребенком не все в порядке, и стоит обратиться к психологу или к врачу. Мы ни в коем случае не призываем ставить диагноз и делать какие-то выводы только на основании рисунков. Но на некоторые моменты мы хотели бы обратить особое внимание.

Вот некоторые тревожные сигналы, которые не стоит игнорировать:

Обратите внимание, как ребенок рисует

Очень слабый нажим на карандаш, нечеткость линий, а у детей старше 5-6 лет – неспособность заштриховать (“закрасить”) область внутри замкнутой линии (штриховка выходит далеко за область контура, или значительно не доходит до контура).

О чем это может говорить? Эти проявления могут говорить о неврологических нарушениях, нарушениях зрения или опорно-двигательного аппарата или о нарушениях мелкой моторики. Стоит обратить внимание педиатра и невролога.

На рисунке человека присутствуют изображения внутренних органов. Конечно, нарисованное сердечко у принцессы или принца – не в счет, или рисунок приема у врача. Но если ребенок часто изображает внутренние органы в подробностях, то стоит проконсультироваться у психиатра.

Разрозненность частей тела на рисунке: руки и ноги не присоединены к туловищу, части тела как будто не связаны друг с другом и ребенок не может нарисовать цельный рисунок человека.

Что это означает? Это может говорить о личностной дезорганизации или психических нарушениях. Желательно получить консультацию детского психолога или психиатра.

Стереотипные рисунки: один и тот же рисунок повторяется много раз, с одинаковыми элементами, цветами, расположением на листе.

Что это означает? Это может быть признаком психологических нарушений – например, что-то является для ребенка очень важным, он не может прожить какую-то ситуацию, и постоянно рисует одно и то же. Рекомендуем проконсультироваться у психолога.

На рисунках полностью отсутствуют люди и животные: ребенок рисует только неодушевленные предметы или абстрактные рисунки.

О чем это может говорить? Это может быть как признаком сложностей в общении и построении отношений, так и признаком неврологических нарушений, например, аутистического спектра. Стоит проконсультироваться у невролога и детского психолога.

Сильный акцент на агрессии – большие зубы у животных, стреляющее оружие у людей, изображения взрывов, страдающих людей и животных, разрушенных зданий. Большое количество предметов черного и красного цвета на рисунках.

Что это означает? Это признак, который может означать и сильный страх, и скрытую (или открытую) агрессию у ребенка, и пережитое им насилие, и след от сильно впечатлившей его ситуации или новости. Поговорите с ребенком – что он рисует и почему, что это означает. Как он себя чувствует после рисунка. Что его пугает или злит. И, конечно, проконсультируйтесь у детского психолога.

Травмы у людей: иногда в рисунках отражается физическая боль ребенка, о которой он боится сказать. Посмотрите на травмы у людей или зверей на картинках, обратите внимание на место, где нарисован пластырь. Может быть, малыш ушибся или его что-то волнует? Спросите его об этом или осмотрите это место у ребенка.

Полный отказ рисовать. Обычно дети легко делают то, что им дается без особого труда. Если же рисовать по каким-то причинам трудно – то это может быть показателем скрытых проблем.

Что это означает? Возможно, у ребенка недоразвита мелкая моторика, и ему действительно сложно рисовать (это вопрос для консультации у детского невролога). Полный отказ рисовать может быть и показателем психологических проблем – ребенок боится совершить ошибку, боится выразить себя, или даже он пережил травматическую ситуацию и боится проявляться свои чувства. В этом случае стоит обратиться к детскому психологу.

Обращайте внимание на рисунки в целом. Если вы заметили, что меняются цвета, есть какие-то непонятные для вас изменения в теме рисунков – не стесняйтесь, спросите у детского психолога. Рисунок вашего ребенка может отражать его эмоциональное состояние в целом.

Рисунок – это прекрасный повод для общения!

Почаще говорите с ребенком о его рисунках. Это замечательный повод для беседы – вы узнаете, о чем ребенок думает, что его тревожит или вдохновляет, о чем он мечтает.

Можно задавать самые разные вопросы — “Что и кого ты нарисовал? Почему именно такого цвета? Почему предмет или герой расположен именно здесь? Что делают герои на рисунке, как они себя чувствуют? Кого или чего не хватает на рисунке?”

Иногда ребенку сложно что-то сказать напрямую, но он это может выразить через рисунок и свой рассказ о нем. Это очень хороший способ больше узнать о своем собственном ребенке – о его внутреннем мире, о его восприятии других людей. А еще это полезно самому ребенку – ведь он учится рассказывать, строить предложения и выражать свои мысли и чувства.

Словом, если отнеситесь к детским рисункам более внимательно, и вы увидите мир глазами вашего малыша и сможете лучше его понять.

Рисунки в психологии: как трактуют, расшифровка изображения

В психологии давно применяются рисунки как возможность узнать многое о человеке: особенности его характера и личности, его эмоциональное состояние. Важно все: что именно рисует человек, размер, цвет, в какой части расположен рисунок. Психологи утверждают, что такие творения человека — это то, что идет из глубин его подсознания.

Что говорит рисунок человека

Психологи считают, что рисунок — это возможность человека выплеснуть чувства, которые он скрывает даже от самого себя, и подавленные эмоции. Если человек неосознанно начинает выводить что-то ручкой или карандашом на листе бумаге, это говорит о том, что его буквально переполняют скрытые эмоции. Рисуя, он высвобождает их.

Например, человек автоматически начинает что-то чертить, когда он чувствует злость, раздражение или другие эмоции, которые в настоящий момент ему нельзя проявлять. Он старается не показывать, что на самом деле с ним происходит. Он может быть занят другим делом, быть сосредоточенным на нем, но неосознанно переживать какую-то другую ситуацию, которая его беспокоит. Благодаря рисункам человек получает доступ к внутренним ресурсам, которые позволяют ему обрести психологический комфорт. Но для этого необходимо разобраться в том, что он нарисовал.

Рисунок — возможность высвободить свои эмоции

Что изображено на бумаге

Психологи утверждают, что имеет значение все: цвет, размер изображенного объекта, как человек рисует, а также что именно он изображает на бумаге. Чаще всего люди выводят на бумаге животных, цветы, имена, подпись, слова.

Так, если человек автоматически пишет слова, тщательно вырисовывая каждую букву, многократно подчеркивая или выделяя символы, то это значит многое. Он убежден в своей правоте, уверен в себе и хочет заставить других убедиться в этом. Если  слова подчеркнуты прямой и ровной чертой, то он твердо уверен в своих действиях и собирается воплотить задуманное. Если слова подчеркнуты волнистой линией, он еще сомневается.

Когда человек снова и снова ставит подпись, пишет свое имя или инициалы, то он внутренне колеблется, не уверен в том, правильные ли решения он принимает.

Человек пишет свое имя, чтобы убедить себя в чем-то, преодолеть состояние эмоционального кризиса, самоутвердиться

Изображения животных сходны с аллегорическими значениями их черт и характеров в сказках. Например: волк — агрессия, лиса — хитрость, заяц — беззащитность, лев — чувство превосходства над всеми. Когда человек постоянно изображает одного и того же зверька, он приписывает себе его черты и повадки.

В рисунке важно все: и то, как человек рисует, и то, что он рисует

Изображение человека

Если человек нарисован схематично, то это говорит о том, что автор находится в нестабильном эмоциональном состоянии. Он может переживать стресс, находиться в кризисной ситуации, хочет спрятаться от всех.

Когда рисунок включает маленьких человечков, то это можно рассматривать как желание уклониться от ответственности, сбросить с себя груз обязанностей, ощущение беспомощности. Если автор произведения тщательно вырисовывает лицо, это говорит о том, что ему крайне важно мнение других людей. Он большое значение уделяет своему внешнему виду и тому, какое впечатление производит на окружающих. Если же очертания человека неясные или изображены фигуры без лиц, то это говорит о стеснительности автора, которому трудно знакомиться с людьми и вести с ними непринужденный разговор.

Схематичное изображение человека — признак нестабильного эмоционального состояния

Преобладающие цвета

Если рисунок нарисован в цвете, то выбранные оттенки также могут многое рассказать о состоянии автора. Так, темные цвета указывают на депрессивное настроение, злость или грусть, негативные эмоции. Яркие оттенки, напротив, говорят о позитивных эмоциях. Свои значения есть и у базовых цветов:

  • красный — эмоциональное напряжение, возбужденное состояние;
  • серый — нейтральный оттенок;
  • зеленый — уверенность, стабильность;
  • синий — комфорт и удовлетворенность;
  • черный — противоречивость.
Преобладание красного цвета в рисунке говорит об эмоциональной возбужденности

Размер и положение рисунка

О многом говорит размер и положение изображенного на бумаге. Так, крупный объект говорит о том, что в человеке преобладают лидерские качества. Он уверен в себе, точно знает, чего хочет от жизни. Иногда крупный рисунок говорит даже о завышенной самооценке, а излишне крупный, на весь лист, свидетельствует о том, что автор произведения находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения. А вот если изображение занимает примерно 2/3 листа, то это показатель того, что автор объективно себя оценивает.

Маленький рисунок (меньше трети листа) свидетельствует о том, что человеку свойственна робость, нерешительность, желание спрятаться от всех. А вот если изображение выходит за край листа, то это можно считать признаком тревожного состояния и стресса.

Еще одна важная характеристика — расположение объекта на листе:

  1. Расположение ближе к верхнему краю. Высокая самооценка, но вместе с тем человек чувствует, что окружающие недостаточно его ценят.
  2. Расположение ближе к нижнему краю. Автор нерешительный, робкий, неуверенный в себе.
  3. Положение слева. Человек не может справиться с переживаниями из-за неудачного опыта в прошлом. Есть неразрешенные ситуации и обиды, которые он не может отпустить.
  4. Положение справа. Автор смотрит только в будущее, стремится к получению нового опыта.
Рисунок на весь лист может свидетельствовать о сильном эмоциональном напряжении

На что еще обращают внимание психологи

Психологи обращают внимание и на то, предпринимал ли автор попытки исправить рисунок. Например, если он многократно стирал и перерисовывал его, это говорит о тревоге и беспокойстве. Это также может значить, что человек склонен к перфекционизму.

Если рисунок имеет четкие линии, то человек, изобразивший его, обладает прямым и решительным характером, а вот слабые линии, напротив, говорят об уступчивости и нерешительности.

Многое могут рассказать и штрихи. Так, длинные штрихи свойственны спокойным людям, а короткие  — импульсивным.

Рисунки позволяют психологам понять многое о личности человека, его тревогах. Однако это не самый главный и не самый точный прием составления психологического портрета.

Психологический анализ рисунка человека

Из рисунка ребенка или взрослого, можно многое узнать о эмоциональном его состоянии, самооценке и т.д. (что интересно, через свой собственный рисунок, можно узнать что-то и о себе). Через рисунок происходит личное выражение внутренних переживаний, то, что трудно выразить словами. Даже рисунок, выполненный непроизвольно, имеет свое содержание. Вырисовывая что-то необдуманно на бумаге, мы открываем путь для своего подсознания. Оно как бы направляет нашу руку.

Фрейд считал, что автоматическое рисование, в то время, как сознание занято чем-то другим, является своего рода «окном», через которое можно видеть фрагмент подсознания. Чтобы понять, что оно передает, мы должны знать шифр символов. Он, конечно, специфический для каждого человека. Однако существуют некоторые общие правила, благодаря которым, мы можем прочитать секреты наших собеседников и свои собственные.

В соответствии с результатами исследований психолога Дж. Гудмана, 65% людей во время разговора, рисует цветочки, человечков, круги, спирали или квадратики.

Так, что о нас говорят эти неосознанные символы?

При интерпретации уделяется внимание расположению рисунка на листе.

  • Например, рисунок, расположенный в левом нижнем углу предполагает сосредоточенность на собственной персоне, желание вернуться на более ранний этап жизни, который, кажется, более счастливым.
  • В нижней части справа, означает отсутствие самоуверенности.
  • В верхней части листа об энтузиазме, высокой самооценке.
  • Смещение рисунка вниз указывает на усталость, неврозы, депрессию.
  • Рисунок в центре листа, скорее всего, является делом рук экстраверта, человека, который нуждается в пространстве и внимания других.

Некоторые символы можно интерпретировать также следующим образом:

  • Человек открытый, радостный, довольный своей нынешней ситуацией создает четкие, разделённые друг от друга формы. Каждый элемент рисунка имеет свое место.
  • Вереница повторяющихся фигур означает, что человек озадачен какими-то проблемами из прошлого.
  • Круглые формы свидетельствуют о доброжелательных чувствах, о положительном отношении ко всему происходящему.
  • Фигуры угловатые рисуют люди, имеющие собственное мнение, не любящие подчинения другим.
    Геометрические фигуры рисуют лица рассудительные, которые сначала хорошо подумают, прежде чем что-то сделают. Однако, спирали и круги, которые проходят от центра к краям, сигнализируют о скрытых планах. А изображение острых углов символизируют агрессию, скрытые комплексы и чувство неполноценности.
  • Смайлики и человечки указывают на человека, полного юмора, который думает позитивно и умеет шутить над собой.
  • Лица рисуют люди, сосредоточенные на себе, но при этом чувствительные; их легко обидеть.
    Идеалисты чаще рисуют звезды.
  • Стрелки могут означать сексуальное напряжение. Однако, направленные вверх могут быть признаком амбиций.
  • Следует обратить внимание и на технику исполнения рисунка.
  • Слабые, тонкие линии свидетельствуют о такой же работоспособности человека. И наоборот — чем больше давление, тем больше автор рисунка имеет энергии.

Психология детского рисунка

     Психология детского рисунка изучает закономерности развития и динамики рисунков, изображаемых детьми и подростками. Значение детских рисунков в психологии достаточно велико: по детским рисункам можно сделать определенные выводы об умственном развитии ребенка, его эмоциональном состоянии (на данный момент или же выявить эмоциональные проблемы, существующие на протяжении некоторого времени), его привязанностях, симпатиях и антипатиях, взаимоотношениях с родными и близкими. Профессиональный психологический анализ рисунка ребенка может дать огромное количество информации детскому психологу.

     Однако даже знание некоторых особенностей психологии рисунка ребенка поможет внимательному родителю вовремя понять, что ребенка что-то беспокоит и ему нужна дополнительная помощь. Родитель также может понять, что, к примеру, его опека воспринимается ребенком как чрезмерная, или что ребенок чего-то очень сильно боится. В таких случаях будет полезно обратиться к детскому психологу за дополнительной консультацией и решить проблемы, если они действительно есть.

     Что же рисуют дети? Прежде всего, то, что для них является важным: значимых взрослых, животных, растения, дома. Также изображается то, что вспомнилось на момент рисования, то, что связано с сильными эмоциями. Интересная особенность: дети рисуют не то, что видят, а то, что знают об изображаемом предмете (делая акцент на его предназначении или характерных особенностях). То есть ребенок рисует то, что он знает, а не то, что видит. К примеру, может нарисовать никогда не виденных им животных или объекты, зная только что-то о них.


     Стадии развития детских рисунков универсальны. Все начинается с ранних попыток что-то изобразить, которые не имеют формы определенных объектов. Далее дети начинают рисовать круги, чуть позже изображает непропорциональные человеческие фигуры, делая огромную голову и тоненькие ножки, исходящие из нее. Затем появляются туловище и конечности человеческих фигур, которые со временем приобретают все более пропорциональные размеры. Затем начинаются попытки нарисовать профиль, потом профильные изображения получаются лучше и изображается движение.

     Теперь несколько слов об интерпретации некоторых элементов детского рисунка:

  • Если ребенок нарисовал маленькие фигурки, используя при этом незначительную часть листа (чаще всего нижнюю), то вероятно, он неуверен в себе, тревожен. Уверенные дети чаше всего рисуют большие фигуры и заполняют большую часть пространства. 
  • Если ребенок старше 6 лет пропускает изображение рук, то, скорее всего, такой ребенок застенчив, не агрессивен, пассивен. Также это может свидетельствовать о задержке умственного развития.
  • Акцентирование рук, пальцев на рисунке говорит об агрессии, присущей ребенку, если он рисует самого себя. Если выделены руки при изображении другого человека, значит, ребенок воспринимает его как агрессивного, властного, угрожающего.
  • Маленькие неустойчивые ноги на рисунке также говорят о неуверенности в себе.
  • О наличии более серьезных эмоциональных проблем свидетельствует сильная штриховка (а также заштрихованные облака, темное солнце), рисунки без людей, зачеркнутые изображения людей, совсем нелепые и разрозненные рисунки.

     В любом случае, важно обязательно побеседовать с ребенком, расспросить его о том, что он нарисовал и почему. Рисунки являются информативными сами по себе, однако рисунки на определенные темы особенно раскрывают некоторые аспекты личности и взаимоотношений ребенка. Наиболее популярные рисуночные методики для детей – это «Рисунок семьи», «Рисунок человека», «Несуществующее животное». Изотерапия как метод диагностики и коррекции может применяться в различных учреждениям (изотерапия в детском саду, в школе, в специальных центрах психологической помощи).

     Изучение психологии детского рисунка – интереснейшее и увлекательнейшее путешествие, в котором Вы совершите множество удивительных открытий. Вы поймете, что значили Ваши детские рисунки, что и почему рисует Ваш ребенок и дети, с которыми Вы возможно работаете.

Психология детских рисунков

Мы, взрослые, умудренные жизненным опытом люди, научились выражать свои эмоции словами. Мы «изливаем душу» кому-нибудь из родных, жалуемся близким или друзьям. Записываем свои мысли и переживания в личный дневник. Делимся своими знаниями и опытом с коллегами. А что же происходит в маленькой головке нашего ребенка? Как узнать о чем он думает, о чем мечтает, чего боится и что его беспокоит?

Ответы на эти вопросы можно узнать, если внимательно посмотреть на детский рисунок. Свои мысли и чаяния ребенок передает посредством рисунка. Как он себя чувствует, что происходит в семье, как он относится к окружающим, настроение, восприятие жизни – все отражается в рисунке.

Психолог может изучить рисунок до мельчайших подробностей. Но внимательные родители могут сами проанализировать и разгадать рисунок, понять настроение малыша, догадаться о его страхах, уловить тревожные моменты. Постарайтесь понять суть рисунка, обратите внимание на цвета, как прорисованы предметы, как расположена картинка на листе.

Не навязывайте малышу тему, не заставляйте его рисовать, если он не хочет заниматься этим в данный момент. Обратите внимание не рисунок тогда, когда ребенок рисует сам. Посмотрите на линии, штриховку, контуры предметов, какой цвет преобладает на рисунке малыша.

Иногда можно ненавязчиво предложить детям нарисовать свою семью. Не стоит сидеть над ребенком во время творческого процесса, подсказывать, задавать наводящие вопросы. Просто предоставьте ему краски, карандаши, детский двухсторонний мольберт, бумагу и свободу творчества.

По рисунку вы сможете понять, хорошо ли живется ему в семье. Попробуйте вместе обсудить рисунок. Обратите внимание, как изображены члены семьи. Кто из членов семьи изображен первым, кто последним. Может быть, кого-то ребенок вообще забыл нарисовать, а может, просто не захотел.

Самого любимого человека в семье ребенок обязательно как-нибудь приукрасит, нарисует красивую одежду. Самого авторитетного человека в семье нарисует большим. Хорошо если себя он изобразит между родителями. А если малыш остался где-то в стороне, или его вообще нет на рисунке, то об этом стоит задуматься. Может быть, ребенок страдает и чувствует себя одиноким и забытым. Если в семье ребенок эгоист, то он нарисует себя самым большим и «главным». Сделайте общую оценку рисунку, позитивный это рисунок или негативный. Какие цвета преобладают, какое настроение у членов семьи, радостные или грустные у них лица.

Иногда дети стараются выделить какую-нибудь часть тела у той или иной фигуры на рисунке. Если у мамы ярко выделен рот, то вероятно она подавляет ребенка своими криками, нравоучениями, нотациями. Если на рисунке у фигурок нет рук или они очень длинные, можно думать о том, что ребенка в семье подавляют или даже наказывают физически. Порой малыши сознательно не изображают кого-нибудь из членов семьи. Например, папы нет на рисунке, потому, что в данный момент он на работе или в командировке. Ребенок забыл или не захотел нарисовать младшего брата. Это можно объяснить тем, что мама уделяет младшему брату больше внимания, и ребенок просто ревнует его к маме.

Огромное значение имеют цвета, которые выбрал малыш для своего «шедевра». Когда детей что-то беспокоит, они изображают все темными, мрачными цветами. Если же рисунок в ярких нежных тонах – настроение у малыша хорошее. О дискомфорте, подавленности сигнализирует коричневый и черный цвета. При положительных эмоциях и спокойном настроении на рисунке преобладают желтый и фиолетовый цвет. Фигурки нарисованные в темных, холодных тонах говорят о конфликтных отношениях в семье. Ребенок изобразил маму с черными волосами и в черной одежде. Возможно, ему не хватает маминой заботы, ласки и внимания. Красный цвет сигнализирует об агрессии и возбудимости. Голубой и розовый – хорошие цвета. Они свидетельствуют о хорошем и жизнерадостном настроении у малыша.

Предложите ребенку нарисовать автопортрет. Пусть ребенок подумает и определится, каким он себя видит. Рассмотрите внимательно рисунок. Попытайтесь определить уровень самооценки ребенка. Обратите внимание на цветовую гамму рисунка, попытайтесь понять настроение малыша. Как прорисованы черты лица ребенка. Если, например, на портрете нет ушей, то это говорит о том, что он не хочет вас слышать, и игнорирует ваши замечания. Если нарисованы большие глаза, то это значит, что ребенка волнует мнение окружающих о нем. Если же на лице сияет улыбка, то это говорит о том, что ребенок общителен и находится в хорошем настроении. Постарайтесь лучше понять малыша, вникайте во все его радости и беды, будьте внимательны к ребенку, любите его.

Методика свободного рисунка в психологической подготовке к материнству и отцовству

М.Е. Ланцбург
руководитель «Школы для Пап и Мам»

Методика свободного рисования используется в рамках комплексной программы «Медико-психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и его раннего детства», разработанной коллективом психологов и врачей под руководством М. Ланцбург. Цель программы — содействие развитию у родителей доверия к самим себе, уважения и интереса к личности ребенка с самого начала его жизни.

Обоснование методики. Метод свободного рисования, позволяющий рисующему человеку выразить себя и исключающий какие-либо интерпретации изображения со стороны психотерапевта, разработан американским арттерапевтом Натали Роджерс.

Необходимость включения в работу с будущими родителями занятий свободным (спонтанным) рисованием следует, прежде всего из понимания творческой природы самого родительства, взаимоотношений родителя и ребенка. Основная характеристика ребенка — его способность к развитию. Маме приходится быть гибкой и отзывчивой по отношению к быстро меняющимся потребностям, возможностям и интересам ребенка. Чтобы поддержать природную любознательность малыша, ей необходимо вместе с ним восхищаться и удивляться тому, что казалось привычным. В какой-то мере ей надо открыть ребенка в самой себе. Занятия «спонтанным рисованием» как нельзя лучше помогают это сделать.

Все участники Школы отмечают удовольствие, которое они получают от самого процесса спонтанного рисования. Многие при этом вспоминают, как в детстве не любили рисовать, и чаще всего это было связано с тем, что взрослые чего-то ждали от их рисунков, давали им оценку, сравнивали с образцами и рисунками других. Занятия свободным рисованием возвращают будущим родителям радость взаимодействия с красками и понимание важности приобщения к изобразительной деятельности ребенка. Будущие мамы и папы узнают о том, как начинать рисовать с малышами так, чтобы эти занятия приносили ребенку удовольствие и пользу. Через рисование малыш познает мир и рассказывает нам о своем видении этого мира, развивает тонкую моторику, что способствует развитию центров речи и правого полушария мозга, отвечающего за целостное восприятие и творческое мышление. Занятия рисованием в раннем детстве способствуют лучшей обучаемости ребенка впоследствии, а рисование рядом с понимающей мамой способствует их глубокой эмоциональной связи.

Малыш рисует, когда в голове у мамы, в ее сознании нет потолка, ограничивающего его возможности. Когда она доверяет ему, изначально видит в его рисунках выражение его субъективной реальности.

Описание методики

Занятия проходят в группе и реже — индивидуально.

Каждый слушатель получает лист бумаги, краски (нетоксичную гуашь или акварель), кисточки и банку с водой. Дается первая инструкция: «Вы видите перед собой краски. Возьмите те, что Вам нравятся, и рисуйте.» Только тем, кто оказывается в затруднении, дается следующее уточнение: «Если Вы не знаете, что рисовать, рисуйте полосы». Именно поэтому цветные полосы являются компонентом многих рисунков, однако никто не ограничивается ими. Авторы, закончившие рисунок, получают следующий лист и так — пока сохраняется желание рисовать. Далее проходит обсуждение. Каждый рассказывает о своих чувствах в процессе рисования. Остальные участники высказываются о своих впечатлениях (чувствах, ассоциациях) в связи с рисунком. На обороте автор подписывает рисунок и указывает стрелками последовательность развития изображения на бумаге.

Задачи, решаемые при помощи свободного рисования:

  • Актуальные. Выражение в рисунке и осознание при обсуждении собственных психологических мотивов, установок, чувств, отношений.
  • Изменение чувств под влиянием свободного рисования.
  • Достижение лучшего взаимопонимания в семейной паре.
  • Долгосрочные. Получение эффективного средства регуляции эмоциональных состояний.
  • Принятие индивидуальности каждого человека (выражаемой в его рисунке).
  • Осознание необходимости приобщения ребенка к спонтанной изобразительной деятельности с раннего возраста.

Тематика рисунков. Всего получено 144 рисунка будущих пап и мам. Классификация рисунков по ведущему мотиву:. В изобразительных работах будущих мам и пап выделяются 11 основных мотивов: вода (море, река или пруд), небо (с часто встречающимся мотивом радуги) и солнце, деревья, луг и цветы, горы, дом, животные, человек, круг и орнамент. Эти сюжеты не случайны и отражают связи человека с важнейшими компонентами окружающего пространства.

«Орнамент» — 41 работа, «Луг» — 7, «Цветы» — 12, «Ветки, листья» — 3, «Животные» –5, «Небо» — 9, включает в себя мотивы облака (3 рисунка), радуга (3 рисунка) и солнце(3), «вода» — 25 рисунков: 19 рисунков открытых естественных водоемов (море) и 4 закрытых водоемов (пруд, озеро) и 2 -реки, включает мотивы: радуга- 5 рисунка, солнце — 16, дельфин –1, рыбы–2, птицы–6, бабочки–1, парусник –9, горы –6, еловые или лиственные деревья- 8, пальмы –2, луг –5, «горы» — 5, «солнце»–7, «круг» — 16, из них в 8 случаях было дано задание рисовать в круге, «деревья» — «дом» — 7, «человек» — 7, из них 3 в полный рост и 4 портрета

Изменение чувств под влиянием свободного рисования. Свободное рисование способствует экстериоризации переживаний и в результате изменению их. Динамика чувств прослеживается в ряде последовательно выполняемых рисунков. Так произошло с рисунками Кати Л. Первой рисунок она делала под впечатлением от взрыва соседнего дома, произошедшего в ближайшую ночь: лист бумаги покрывался полосами сверху вниз: вначале синего цвета, затем желтого, зеленого, вновь желтого и светло-голубого. Таким образом, по мере заполнения бумаги, цвета светлели. Второй рисунок она делала в направлении снизу вверх и завершила его изображением дома. По субъективным ощущениям в процессе рисования чувство тревоги, угнетавшее женщину (она пришла на занятие со слезами на глазах), ослабевало и перестало тяготить ее.

Таким образом, методика свободного рисования является необходимой составной частью психологической работы с семьей в период ожидания ребенка, выполняя ряд задач, как актуальных в период беременности, так и долгосрочных, направленных на развитие ребенка в будущем.

.

Психология рисунка

     Рисование – это одно из самых популярных и увлекательных занятий для людей любого возраста. Создание рисунков, как и всякое другое творчество, всегда обладает диагностической ценностью и психотерапевтическим эффектом. Рисунок может рассказать о том, как его автор чувствует себя сейчас, что его беспокоит, чего он хочет или не хочет, каков его характер и личностные особенности. Рисование также способно освободить скопившееся напряжение и отрицательные эмоции. Эти и другие особенности рисования изучаются психологией рисунка.

     Изучение значения рисунков в психологии началось с трудов Карла Густава Юнга о коллективном бессознательном, о тех бессознательных символах и образах, которые находят свое отражение в человеческом искусстве. По мнению К. Г. Юнга, все содержание искусства (живописи, литературы, музыки, хореографии и др.) исходит из бессознательного человека – коллективного или индивидуального. Позже изучением значения рисунков в психологии занимались другие видные ученые (среди них – Й. Якоби, С. Бах), а полученные данные составили отдельное направление – психологию рисунка.

      Психология рисунка стала основой для метода арт-терапии – изотерапии. В рамках изотерапии разработаны техники, подходящие для разных возрастных категорий: изотерапия для детей, изотерапия для взрослых. Техники изотерапии для взрослых служат хорошим способом получить дополнительную информацию в тех случаях, когда механизмы психологической защиты очень сильны и препятствуют психотерапевтическому процессу.


     Сегодня существует огромное количество рисуночных методик, которые могут быть успешно использованы в ходе психологического консультирования и терапии даже начинающими специалистами. Наиболее популярные рисуночные методики – «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Рисунок человека», «Человек под дождем», «ДДЧ (дом-дерево-человек)», «Кактус», «Три дерева» и др. Рисуночные методики удобны в использовании, а получаемый результат намного превосходит небольшие затраты по времени (создание рисунка занимает порядка получаса) и средствам (обычная бумага, карандаши). Психология рисунка – это область психологических знаний, изучение которой очень полезно для всех психологов и терапевтов.

     Умение применять рисуночные методики, понимать и интерпретировать клиентские рисунки – необычайно ценное умение, требующее сочетания большого количества профессиональных знаний, интуиции, способности замечать детали и искреннего интереса к людям.

Этот тест «Дом-Дерево-Человек» определит вашу личность.

Каждый человек уникален по-своему. Психологи считают, что так же, как у всех нас есть наша эксклюзивная подпись, наши маленькие рисунки и каракули также служат уникальными источниками информации, которые многое говорят о нашей истинной сущности. Когда мы рисуем, мы подсознательно проецируем на лист бумаги наши основные личностные характеристики и черты. Вот почему эти маленькие рисунки так важны.

AdMe.ru предлагает вам узнать немного больше о своем истинном Я с помощью этого удивительного теста.

Тест «Дом-Дерево-Человек» (HTP) — это проективный метод, предназначенный для определения основных личностных качеств человека, который его выполняет. Его часто используют во время собеседований и различного рода оценок.

Нарисуйте дом, дерево и человека. Теперь приготовьтесь узнать, что ваш рисунок может рассказать о вашей личности.

Что анализируется на вашем чертеже?

  • Размеры на чертеже отражают ваш уровень самооценки и уверенности.
  • Штрихи и линии (их давление, твердость и твердость) показывают уровень решимости и то, насколько комфортно вы себя чувствуете в процессе принятия решений. Например, если вы склонны проводить одну и ту же линию дважды, это свидетельствует о неуверенности, неудовлетворенности и неконтролируемом перфекционизме.
  • Clarity олицетворяет гармонию и гибкость.

1. Изображение дома

Дом представляет семейные отношения — то, как вы видите и интерпретируете дом и семейную жизнь.Это многое говорит о том, как вы относитесь к семейным ценностям в целом и к своей семье в частности.

  • Крыша: олицетворяет интеллектуальную, фантастическую и духовную жизнь.
  • Дымоход: эмоциональная и сексуальная жизнь. Выходящий из дымохода дым символизирует внутреннее напряжение.
  • Стены: стойкость и сила вашей личности.
  • Двери и окна: отношения с окружающим миром, социальный контекст, уровень интеграции. Например, очень большая дверь показывает, что вы очень зависимы.
  • Тротуары: открытость, доступ к интимной семейной жизни.
  • Земля: устойчивость и контакт с реальностью.

2. Образ дерева

Дерево символизирует самые глубокие и бессознательные аспекты вашей личности. Он представляет собой то, что вы обычно держите при себе.

  • Корона: идеи, мысли, самооценка. Например, плотность кроны напрямую связана с умственной продуктивностью.
  • Филиалы: социальные контакты, стремления и уровень удовлетворения или разочарования.
  • Ствол: представляет ваше самоощущение, неприкосновенность вашей личности. Если он изогнут, значит, вы гибки и легко приспосабливаетесь.
  • Корни: связаны с вашим бессознательным и инстинктивным внутренним миром, проверкой реальности и ориентацией.
  • Земля: контакт с реальностью и стабильность. Например, его отсутствие представляет собой трудности с реализацией реальности.

3. Образ человека

Человек представляет собой самооценку, ваше идеальное Я.Он показывает ваше отношение к этому миру, как сосуществуют ваша общественная жизнь и внутренний мир.

  • Руководитель: интеллект, общение, воображение, общительность. Например, если голова больше тела, значит, у вас впечатляющие интеллектуальные способности.
  • Волосы: сексуальность, мужественность и чувственность.
  • Глаза: социальное общение и ваше восприятие окружающего мира.
  • Рот: чувственность, сексуальность и вербальное общение. Если рот на вашем фото представляет собой прямую линию, это означает, что вы словесно агрессивны.
  • Нос: фаллический символ.
  • Руки: аффективность, агрессивность.
  • Шея: импульсный контроль.
  • Оружие: адаптация и интеграция в социальный мир.
  • Ноги: контакт с реальностью, поддержка, стабильность и безопасность.
  • Feet: сексуальность и агрессивность.

Скрытый смысл детских фигур и каракулей

Все это говорит о том, что детские формы и фигуры не так уж и просты — то, что считается простотой, вместо этого может быть степенью умственной свободы, которую многие абстрактные художники хотят воссоздать .Дети могут быть более открыты для игры с изображением невидимых вещей, таких как звук и эмоции, утверждает парижер из Concordia, потому что они еще не ограничены ограничением изображения только видимых предметов, что характерно для традиционного западного искусства.

Конечно, художественные нелепости маленьких детей часто сводятся к тому, что они — это дети, что их технические способности недостаточно развиты. Многие ученые предостерегают от переоценки художественной изысканности детей; Они говорят, что любое сходство с работами гениальных художников-абстракционистов — всего лишь случайность.

Эдит, 3 года

Удачная случайность или вундеркинд, признание того, что маленькие дети не так сильно стремятся создавать реалистичные изображения, помогает продемонстрировать, что для них значит рисование. Для многих детей рисование волнует не из-за конечного результата, к которому оно приводит, а потому, что они могут полностью жить в мире своего рисунка на несколько минут (а затем сразу же забыть об этом через несколько минут). Взрослым может быть трудно относиться к такого рода мимолетным переживаниям всего тела.Но возможности для самовыражения, которые дает рисование, имеют важное, даже терапевтическое значение для детей.

Даже простые каракули имеют смысл. Когда-то считалось, что дети рисуют только для того, чтобы испытать физическое ощущение движения руки по странице, «теперь было показано, что, когда дети пишут, они представляют через действие, а не через картинки», — сказал победитель Бостонского колледжа. «Например, ребенок может нарисовать грузовик, быстро проведя линию по странице и выбрав« масштаб, масштаб », и поэтому он не будет похож на грузовик, когда ребенок закончил, но если вы посмотрите на процесс, что — говорит ребенок, и по звукам и движениям, которые он делает, когда рисует, вы можете видеть, что он пытается изобразить грузовик посредством действия », — сказала она.«И в каком-то смысле рисунок слился с символической игрой».

Лиана Алвес, воспитательница дошкольного образования в Государственной чартерной школе Inspired Teaching Demonstration в округе Колумбия, рассказала мне об одной ученице, которая подарила ей рисунок с единственной прямой линией на странице. Алвес предположил, что ребенок не особо задумывался над рисунком, пока не начал объяснять, что линия была одним из матрасов из Принцесса на горошине, одной из сказок, которые они читали в классе.Студент, однако, мог предложить другое объяснение в другой момент времени. Морин Ингрэм, дошкольная учительница в той же школе, сказала, что ее ученики часто рассказывают разные истории об определенном произведении искусства в зависимости от дня, возможно, потому, что они не были уверены, что собирались нарисовать, когда начинали рисовать. «Мы, взрослые, часто говорим:« Я собираюсь нарисовать лошадь », и отправляемся в путь … и расстраиваемся, когда не можем этого сделать, — сказал Ингрэм. «Кажется, они выбирают гораздо более разумный подход, когда они просто рисуют, а потом понимают, что« это лошадь ».’”

Вайолет, 5 лет.

В конечном счете, в детском творчестве наиболее показательным может быть не само искусство, а то, что они говорят в процессе рисования. Они часто рассказывают истории, которые открывают гораздо более четкое окно в их мир, чем конечный продукт. На вопрос, каким должен быть их рисунок, тоже не так много ответов; некоторые даже утверждали, что дети могут давать названия своим работам, потому что они привыкли к ритуалу, когда учителя просят их описать свой рисунок, а затем пишут короткое название на листе бумаги.Исследования показывают, что дети будут создавать подробное повествование во время рисования, но, рассказывая взрослым о своей работе, они просто назовут предметы или персонажей на изображении.

Визуальные паттерны: нарисуйте дом-дерево-человека

Детский рисунок дома, дерева или человека может представлять собой нечто большее, чем просто элемент холодильника как художественной галереи. Он может предсказать интеллект ребенка в более позднем возрасте. Интеллект ребенка в 14 лет можно предсказать по тому, насколько хорошо он или она рисует в 4 года (Arden, 2014).Около 7000 американских детей в возрасте 4 лет попросили нарисовать ребенка. Фигуры оценивались по наличию и правильному количеству человеческих черт. Чем больше функций изображено, тем выше оценка. Семь лет спустя тех же детей попросили пройти тест на умственные способности. Затем результаты теста интеллекта были связаны с результатами теста рисования. Была обнаружена закономерность, предполагающая, что рисунки в возрасте 4 лет могут предсказывать более поздний интеллект (Arden, 2014).

Рисунки многое говорят о том, о чем мы думаем.Шаблоны, которые мы рисуем на бумаге, могут привести к раскрытию наших предубеждений, чувств, отношений, семьи, семейной жизни, самооценки и даже интеллекта. Они являются зеркалами нашего разума (Buck, 1984). Для некоторых педиатров это стандартная практика — просить детей рисовать. Когда дети рисуют, это помогает им лечить. Это меняет их психическое состояние от стресса к безмятежности. Это может вдохновить на беседу педиатра и ребенка. Например, ребенку намного легче говорить о своем рисунке, чем о себе или своих чувствах (Malchiodi, 2009).

Закройте глаза. Представьте себе ученого. Что носит и что держит в руках ученый? Опишите черты лица и волосы. Какое оборудование изображено на картинке? Теперь откройте глаза и быстро нарисуйте ученого! После того, как вы закончите, спросите себя, является ли ученый белым и мужчиной? У ученого растрепанные волосы и он носит очки? Ученый одет в лабораторный халат и работает в лаборатории в окружении пробирок, стаканов, микроскопа и т. Д. Вы изображали Альберта Эйнштейна?

Безумный ученый

Источник: Wikimedia Commons

Если вы ответили «да» на большинство из этих вопросов, ваш мысленный образ согласуется с визуальным паттерном, который большинство людей представляют, когда рисуют ученого (Symington, 2006).Что не так с этой картинкой? Ответ заключается в том, что это стереотипное представление об ученых, которые не обязательно являются мужчинами, белыми или работают в лаборатории. Это подтверждает то, что два антрополога подтвердили более 50 лет назад, когда они проверили, как более 3500 старшеклассников представляют себе ученого. Самым популярным изображением стала этюд в белом цвете и мужественность. К пятому классу стереотип об ученом уже присутствует и сохраняется в зрелом возрасте (Финсон, Рисование ученого: что мы делаем и чего не знаем после пятидесяти лет рисования, 2014).

Детское искусство, по мнению экспертов, дает представление о детском сознании, если вы знаете, что искать (Buck, 1984). Терапевты используют стандартную технику, чтобы узнать, как дети воспринимают себя в мире. Это называется нарисовать дом-дерево-человека (Buck, 1984). Это проективный тест «Дом-Дерево-Человек», в котором детей просят нарисовать эти три предмета. Дом отражает домашнюю жизнь ребенка и семейные отношения; дерево отражает отношения, которые ребенок испытывает в своем окружении; и человек повторяет то, что ребенок думает о себе.Когда детям исполняется шесть лет, это золотая середина, когда их рисунки действительно имеют значение. Визуальные паттерны — это ключи к разгадке их отношений с семьей и друзьями, а также к окружающей среде и образу, который дети имеют о себе (Dewar, 2014).

Рисунок Happy Family

Источник: Wikimedia Commons

Когда, например, дети рисуют членов семьи, держащихся за руки, это хороший признак дружеских отношений между членами семьи. Рисунки, написанные яркими красками и счастливыми лицами, предполагают чувство принадлежности.Когда родители переживают какие-то конфликты, дети уводят родителей далеко друг от друга. Когда в доме царит хаос, от беспорядка до тесноты, дети могут отдалиться от родителей или стать намного меньше по сравнению с другими членами семьи. Ребенок, подвергшийся насилию, может нарисовать обидчика с большими руками, чем обычно (Как анализировать детские рисунки, 2013).

Семейный конфликт

Источник: Роберт Баркман

Когда в 1880-х годах детские рисунки были впервые изучены для выявления закономерностей в развитии ребенка, считалось, что культурные различия не имеют большого значения.Поскольку социальный мир друзей и семей формируется культурой ребенка, мы, однако, ожидаем, что рисунки это отражают. На самом деле они так и поступают. Рисунки из трех разных культур; Немецкие семьи высшего класса, фермерские семьи Камеруна и городские семьи среднего класса Анкары, Турция, сравнивались в недавнем исследовании (Gernhardt, 2013).

Паттерны различались изображением себя и расположением членов семьи по-разному. Камерунские дети рисовали семьи, в состав которых входили не только их отец или мать.Фактически, фигура отца практически отсутствовала. Это соответствует культуре Камеруна, для которой характерна большая семья, состоящая из нескольких опекунов и членов семьи. Это контрастирует с Анкарой и немецкими рисунками, на которых изображены только отец и мать. Дети рисуют себя рядом со своими матерью и отцом, которые являются основными опекунами. В Камеруне нужна деревня. Камерунские дети часто рисуют себя рядом с не родственниками. Анкара и немецкие дети часто рисуют свои фигуры улыбаясь.Детей Камеруна нет. Их учат контролировать свои эмоции и оставаться эмоционально нейтральными. Неудивительно, что меньше всего черт лица рисовали и камерунские дети. Не менее интересно, что дети Анкары были единственной группой, которая вызвала недоумение на своих фигурах. Это могло быть потому, что брови важны в культуре Турции для невербального общения. Наклон головы вперед означает «да», но подъем головы назад и поднятие бровей означает «нет» (Gernhardt, 2013).Воспользовавшись детской любовью к рисованию, мы можем многое узнать об их внутреннем мире из визуальных узоров, которые они наносят на бумагу.

Тест личности Дом-Человек-Дерево — Практическая Психология

Каждый раз, когда мы что-то рисуем, мы подсознательно проецируем нашу личность на лист бумаги. Даже если мы этого не осознаем, даже самый простой рисунок может пролить свет на наши эмоции, интеллект, самооценку и страхи.

Оценка рисования, известная как тест «дом-дерево-человек», — это распространенный метод, который психологи используют, чтобы больше узнать о личностных качествах.

Тест «дом-дерево-человек» (ПВТ) — это проективный тест, предназначенный для измерения различных аспектов личности. Тестируемым предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Интерпретация этих рисунков используется для создания картины когнитивного, эмоционального и социального функционирования человека.

С другой стороны, качественная оценка — это субъективный анализ рисунка, предназначенный для измерения личности испытуемого. Этот тип оценки теста «дом-дерево-человек» очень личный и может варьироваться от одного аналитика к другому.Как и при подсчете других качественных тестов, существует ограниченное количество эмпирических данных, подтверждающих его достоверность.

Тест «дом-дерево-человек» был разработан ранним клиническим психологом Джоном Баком в 1948 году. Основанный на личностном тесте «Нарисуй человека», созданном Флоренс Гуденаф в 1926 году, он был первоначально разработан для оценки детского интеллекта. Бак дополнительно обновил тест HTP вместе с психологом Эмануэлем Хаммером в 1969 году.

Тест «дом-дерево-человек» является одним из наиболее широко используемых проективных тестов для детей и взрослых и подходит для всех людей в возрасте от 3 лет и старше.

Тест используется клиническими психологами, эрготерапевтами и педагогами. Он также используется как часть серии тестов личности и интеллекта, включая тесты Роршаха, TAT и WAIS, как средство оценки личности. Более того, тест HTP — эффективный инструмент для оценки повреждения мозга у пациентов с шизофренией.

Тест «дом-дерево» занимает в среднем 150 минут.

Терапевты могут выбирать между одноэтапным тестом, в котором для рисования используется карандаш или мелок, и двухфазным тестом, в котором на первом этапе используется цветной карандаш, а на втором — карандаш.Каждая фаза состоит из двух частей, где за первым невербальным творческим шагом следует структурированный вербальный шаг.

Тестируемым предлагается как можно точнее нарисовать дом, дерево и человека на отдельных листах бумаги. Затем им задают ряд вопросов об их рисунках. Бак предложил список из 60 вопросов, однако обученные тестировщики могут создавать свои собственные варианты и задавать уточняющие вопросы.

Вот несколько примеров вопросов, которые можно задать:

Дом:

  • Кто живет в доме?
  • Люди ходят в дом?
  • Это счастливый дом?
  • Из чего сделан дом?
  • Что происходит внутри дома?

Дерево:

  • Что это за дерево?
  • Сколько лет дереву?
  • Какой сейчас сезон?
  • Дерево живое?
  • Кто поливает дерево?

Человек:

  • Кто этот человек?
  • Сколько лет человеку?
  • Как себя чувствует этот человек?
  • Человек счастлив?
  • Чем любит заниматься человек?

После того, как респонденты ответят на вопросы, их рисунки анализируются и интерпретируются.

Интерпретация теста дом-дерево-человек

Тест дом-дерево-человек основан на идее, что рисунки отражают чувства. Детали рисунка рассматриваются как отражение различных личностных качеств.

Рисование дома

Дом считается выражением семейных отношений и семейных ценностей респондента.

  • Крыша олицетворяет интеллектуальную сторону и духовную жизнь человека.
  • Стены могут быть связаны с силой характера испытуемого.
  • Двери и окна отображают отношение человека к внешнему миру и уровень социальной интеграции.

Рисование дерева

Считается, что дерево указывает на самые глубокие, бессознательные аспекты личности.

  • Ветви могут показывать степень социальной связанности. Например, дерево без ветвей указывает на то, что человек мало контактирует с другими.
  • Ствол часто рассматривается как символ внутренней силы.
  • Крона дерева символизирует идеи, мысли и самооценку.

Рисование человека

Человек — это символическое представление идеального «я» и социальных взаимодействий.

  • Голова символизирует интеллект, общение и воображение.
  • Глаза указывают на восприятие мира.
  • Руки дают информацию об аффективности и агрессивности.

Есть несколько других аспектов рисунков, которые терапевты принимают во внимание при анализе тестов HTP:

Размеры объектов

Считается, что размеры объектов на рисунке указывают на уровень самооценки и уверенности.Например, очень маленький дом может показать, что человек недоволен своей жизнью в доме.

Уровень детализации

Уровень детализации — еще один фактор, раскрывающий личность респондента с помощью рисунка. Очень подробное лицо может указывать на необходимость представить себя в благоприятном социальном свете. Напротив, изображения без деталей часто указывают на депрессию.

Расположение объектов

Расположение объектов на странице также имеет значение.Рисунки в верхней части страницы считаются относящимися к мечтам и воображению, а рисунки внизу связаны с физическим миром. Рисунок в правой части страницы связан с будущим, в центре — с настоящим, а слева — с прошлым.

Штрихи и линии

Давление, твердость и твердость штрихов и линий указывают на способность к решимости и способности принимать решения. Одна и та же линия, проведенная дважды, показывает неуверенность, неудовлетворенность или перфекционизм.Эмоциональная сила, высокая самооценка и уверенность, наоборот, отражаются в твердости линий.

Отношение испытуемого

В дополнение ко всем вышеперечисленным элементам терапевты также учитывают отношение, слова и жесты испытуемого во время рисования. Любое проявление разочарования, гнева или удовлетворения принимается во внимание при анализе теста.

Оценка теста «дом-дерево-человек»

Тест «дом-дерево-человек» может быть оценен как объективным количественным, так и субъективно-качественным образом.Квалифицированные терапевты полагаются на подробное 350-страничное руководство и пояснительное руководство Джона Бака при проведении и оценке тестов HTP.

Количественная оценка обеспечивает общую оценку интеллекта. Исследования показывают, что количественная оценка сильно коррелирует с другими хорошо зарекомендовавшими себя тестами интеллекта.

Как ссылаться на эту статью:

Теодор. (2020, апрель). Тест личности Дом-Человек-Дерево. Получено с https://practicalpie.com/house-person-tree-test/.Теодор. (2020, апрель). Тест личности Дом-Человек-Дерево. Получено с https://practicalpie.com/house-person-tree-test/.

Рисунок | Психология вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающий | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клиническая | Образовательная | Промышленное | Профессиональные товары | Мировая психология |

Другие области психологии: AI · Компьютер · Консультации · Потребитель · Инженерное дело · Относящийся к окружающей среде · Судебная медицина · Военный · Спорт · Трансперсональный · Индекс


Эту статью нужно переписать, чтобы повысить ее актуальность для психологов..
Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете ..


Это справочная статья. См. Также:

Основная статья: Психологические аспекты рисования
Основная статья: Развитие способностей к рисованию

Рисование — это визуальное искусство, которое использует любое количество инструментов рисования для обозначения двухмерного носителя. . Обычные инструменты включают графитовые карандаши, перо и чернила, кисти с чернилами, восковые цветные карандаши, мелки, уголь, пастель, маркеры, стилус или различные металлы, такие как silverpoint.Художника, который преуспевает в рисовании, называют рисовальщиком или рисовальщиком.

Небольшое количество материала попадает на двумерный носитель, оставляя видимый след; процесс аналогичен рисованию. Наиболее распространенным средством для рисования является бумага, а также другие материалы, такие как картон, пластик, кожа, холст и картон. Средство также становится все более популярным как часть искусства граффити из-за легкого доступа к краске и перманентным маркерам, которые являются подходящей альтернативой гораздо менее заметным баллончикам с распылителем.

Рисунок — это форма визуального выражения и одна из основных форм в изобразительном искусстве.

Слово «рисунок» используется как глагол, так и существительное:

  • Рисование (глагол) — это нанесение отметок на поверхности с целью создания изображения, формы или формы.
  • Полученное изображение также называют рисунком (существительное). Быстрый, незаконченный рисунок можно определить как эскиз (см. Эскиз (рисунок)).

Рисование отличается от рисования. Приемы «рисования» и «рисования» можно перепутать, потому что одинаковые инструменты могут выполнять обе задачи; операции отличаются тем, что рисование включает нанесение пигментов, обычно с помощью кисти, на ткань или подготовленные поверхности, тогда как рисование обычно связано с нанесением линий на бумагу.

Термин «рисунок» также подразумевает процесс, отличный от традиционного акта рисования. Рисование часто является исследовательским, со значительным упором на наблюдение, решение проблем и композицию. Напротив, традиционная живопись часто является средством выполнения или отделки произведения искусства после того, как рисунок был завершен. Справедливо отметить, что современные художники часто включают методы рисования в свой процесс рисования.

Мадам Пальмира со своей собакой , 1897 г.Анри де Тулуз-Лотрек.

Рисунки могут быть репрезентативными, изображать объекты или сцены, которые художник просматривает, запоминает или воображает. Они могут быть реалистичными до реалистичного сходства (например, традиционные портреты), архитектурными рисунками или более свободными приближениями к реальности (например, эскизы), а также сильно стилизованными (например, карикатуры, карикатуры) или абстрактными (например, автоматический рисунок, энтоптическая графомания). Чертежи — это подготовительные рисунки к картине, которые покрываются в процессе работы.

Носитель — это средство, с помощью которого чернила, пигмент или цвет наносятся на поверхность рисунка. Большинство носителей для рисования либо сухие (например, графит, уголь, пастель, конте, сильверпойнт), либо на водной основе (маркер, ручка и чернила). Акварельные карандаши можно использовать в сухом виде, как обычный карандаш, а затем смочить влажной кистью для получения различных живописных эффектов. Очень редко художники рисовали невидимыми чернилами (обычно декодированными).

Бумага бывает разных размеров и качества, от газетной бумаги для практики до высококачественной и относительно дорогой бумаги, иногда продаваемой в виде отдельных листов.Бумага может различаться по текстуре, оттенку, кислотности и прочности во влажном состоянии. Гладкая бумага хороша для прорисовки мелких деталей, но более «зубчатая» бумага лучше удерживает материал для рисования. Таким образом, более грубый материал полезен для получения более глубокого контраста.

Для рисования пером и тушью часто используется бумага для набора текста, но более плотная бумага держится лучше. Картон Bristol создает твердую поверхность, которая особенно хороша для чернил или мелкого детального графитового рисунка. Акварельная бумага холодного отжима иногда используется для рисования тушью из-за ее текстуры.Трассировка пергамента часто используется для экспериментов над карандашным рисунком перед тем, как применить технику на последней странице.

В процессе рисования обычно используются различные инструменты. К ним относятся точилка для карандашей, наждачная бумага, ластик, растушевка и замша. Другие инструменты, которые иногда оказываются полезными, — это калька, круговой циркуль, линейка, пленка для дисков, фиксатор и чертежная лента. Использование мольберта или наклонного стола снижает искажающие эффекты перспективы.

Аспекты процесса рисования [править | править источник]

Применение средств массовой информации [править | править источник]

Прежде чем работать над изображением, художник, вероятно, захочет понять, как будут работать различные носители. Различные инструменты для рисования можно опробовать на практических листах, чтобы определить значение и текстуру, а также способы применения этого инструмента для получения различных эффектов.

Линейный рисунок сангиной Леонардо да Винчи

Штрих инструмента для рисования можно использовать для управления внешним видом изображения.Чернильные рисунки обычно используют штриховку, которая состоит из групп параллельных линий. Перекрестная штриховка использует штриховку в двух или более разных направлениях для создания более темного тона. Прерывистая штриховка или линии с прерывистыми разрывами используются для формирования более светлых тонов, и, контролируя плотность разрывов, можно добиться градации тона. Наконец, штриховка или случайное размещение точек на странице также может использоваться для создания текстуры или оттенка.

Эскизные рисунки используют аналогичные методы, хотя с помощью карандашей и палочек для рисования можно добиться непрерывных вариаций тона.Для достижения наилучших результатов линии на эскизе обычно рисуются так, чтобы следовать контурным кривым поверхности, создавая таким образом эффект глубины. При рисовании волос линии эскиза следуют направлению роста волос.

Обычно рисунок заполняется в зависимости от руки художника. Художник-правша будет рисовать слева направо, чтобы не размазать изображение. Иногда художник хочет оставить часть изображения пустой, заполняя оставшуюся часть изображения.Для этого можно использовать фрискет. Форма области, которая должна быть сохранена, вырезается из фрискета, и полученная форма затем наносится на поверхность рисунка. Это защитит поверхность от случайных следов до того, как она будет готова к заливке.

Еще один способ сохранить часть изображения — нанести на поверхность фиксатор в виде спрея. Это позволит более плотно прилегать к листу рыхлого материала и не допустит его размазывания. Однако в фиксирующем спрее обычно используются химические вещества, которые могут негативно повлиять на дыхательную систему, поэтому его следует использовать в хорошо вентилируемом помещении, например на открытом воздухе.

Тон [править | править источник]

Затенение — это техника изменения значений тона на бумаге для представления оттенка материала, а также размещения теней. Пристальное внимание к отраженному свету, теням и светлым участкам может привести к очень реалистичной передаче изображения.

Смешивание использует инструмент для перемещения материала для рисования на бумаге, чтобы скрыть исходные штрихи. Это можно сделать только при рисовании таким материалом, как графит или древесный уголь, который после нанесения не закреплен на постоянной основе.Когда требуется растушевка и смешивание, художник может использовать комбинацию культи для смешивания лепешек, мягких тканей и специального резинового ластика. Замша особенно полезна для создания гладких текстур и для удаления материала для осветления тона.

Есть несколько методов создания текстуры на изображении. В дополнение к выбору подходящей бумаги, тип материала для рисования и техника рисования повлияют на различные текстуры.

Можно сделать текстуру более реалистичной, если ее нарисовать рядом с контрастной текстурой.Таким образом, грубая текстура, помещенная рядом с плавно смешанной областью, будет казаться более заметной. Подобного эффекта можно добиться, рисуя разные тона в непосредственной близости. Светлый край рядом с темным фоном будет выделяться глазу и почти парить над поверхностью.

Макет

[править | править источник]

Измерение размеров объекта при блокировке на чертеже — важный шаг в создании реалистичного изображения реального объекта. Прямой инструмент для рисования, удерживаемый горизонтально или вертикально, можно использовать для измерения углов разных сторон.Эти углы можно воспроизвести на поверхности чертежа, а затем перепроверить, чтобы убедиться, что они точны. Другой способ измерения — это сравнение относительных размеров различных частей объекта друг с другом. Палец, помещенный в точку вдоль инструмента для рисования, можно использовать для сравнения этого размера с другими частями изображения.

При попытке нарисовать сложную фигуру, например фигуру человека, полезно сначала представить форму с помощью набора примитивных фигур.Практически любую форму можно представить в виде некоторой комбинации куба, сферы, цилиндра и конуса. После того, как эти основные формы собраны в подобие, рисунок может быть улучшен до более точной и отшлифованной формы. Линии примитивных форм удаляются и заменяются окончательным подобием.

Более изысканное искусство рисования фигур зависит от художника, обладающего глубоким пониманием анатомии и человеческих пропорций. Опытный художник знаком со структурой скелета, расположением суставов, размещением мышц, движением сухожилий и тем, как различные части работают вместе во время движения.Это позволяет художнику создавать более естественные позы, которые не кажутся искусственно жесткими. Художник также знаком с тем, как меняются пропорции в зависимости от возраста объекта, особенно при рисовании портрета.

Перспектива [править | править источник]

Линейная перспектива — это метод изображения объектов на плоской поверхности, при котором размеры уменьшаются с увеличением расстояния. Параллельные прямые края любого объекта, будь то здание или стол, будут следовать линиям, которые в конечном итоге сходятся в бесконечности.Обычно эта точка схождения находится вдоль горизонта, поскольку здания строятся на уровне плоской поверхности. Когда несколько структур выровнены друг с другом, например, здания вдоль улицы, горизонтальные вершины и основания структур обычно сходятся в точке схода.

Рисунок в двухточечной перспективе.

Когда нарисованы и фасады, и стороны здания, параллельные линии, образующие сторону, сходятся во второй точке на горизонте (которая может быть за пределами рисовальной бумаги.) Это «двухточечная перспектива». Сведение вертикальных линий к точке на небе дает «трехточечную перспективу».

Глубину также можно изобразить несколькими способами в дополнение к перспективному подходу, описанному выше. Объекты аналогичного размера должны казаться тем меньше, чем дальше они находятся от зрителя. Таким образом, заднее колесо тележки будет казаться немного меньше переднего. Глубину можно изобразить за счет использования текстуры . По мере того, как текстура объекта удаляется, он становится более сжатым и загруженным, приобретая совершенно другой характер, чем если бы он был близко.Глубину также можно изобразить, уменьшив контрастность более удаленных объектов, а также сделав цвета более бледными. Это воспроизведет эффект атмосферной дымки и заставит глаз фокусироваться в первую очередь на объектах, нарисованных на переднем плане.

Артистизм [править | править источник]

Композиция изображения — важный элемент в создании интересного художественного произведения. Художник планирует размещение элементов в искусстве, чтобы передать идеи и чувства зрителю.Композиция может определять фокус искусства и создавать гармоничное целое, эстетически привлекательное и стимулирующее.

Освещение объекта также является ключевым элементом в создании художественного произведения, а взаимодействие света и тени — ценный метод в арсенале художника. Размещение источников света может существенно повлиять на тип представляемого сообщения. Например, несколько источников света могут смыть любые морщины на лице человека и придать ему более молодой вид.Напротив, один источник света, например резкий дневной свет, может служить для выделения любой текстуры или интересных деталей.

Рисуя предмет или фигуру, опытный художник обращает внимание как на область внутри силуэта, так и на то, что находится снаружи. Внешний вид называется отрицательным пространством и может иметь такое же значение в изображении, как и фигура. Объекты, размещенные на заднем плане рисунка, должны выглядеть правильно размещенными везде, где их можно увидеть.

Этюд — это черновик чертежа, который делается при подготовке к запланированному окончательному изображению.Исследования можно использовать для определения внешнего вида определенных частей завершенного изображения или для экспериментов с наилучшим подходом к достижению конечной цели. Однако хорошо составленное исследование может быть произведением искусства само по себе, и многие часы кропотливой работы могут уйти на его завершение.

История: мастера рисования [править | править источник]

Люди делали рисунки с доисторических времен. Этот вид искусства впервые получил широкую популярность среди европейских художников в 1400-х годах, когда бумага стала общедоступной, хотя эскизы для картин уже существовали.С того времени в каждом столетии появлялись художники, создававшие великолепные рисунки.

  • Мастерами рисунка 1400-х и 1500-х годов были Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Микеланджело и Рафаэль.
  • В течение 1600-х годов Клод, Николя Пуссен, Рембрандт, Гверчино и Питер Пауль Рубенс создали важные рисунки.
  • В 1700-х годах великие рисунки были созданы Жан-Оноре Фрагонаром, Франсиско Гойя, Джованни Баттиста Тьеполо и Антуаном Ватто.
  • Мастерами рисунка 1800-х годов были Поль Сезанн, Жак Луи Давид, Пьер-Поль Прюдон, Эдгар Дега, Теодор Жерико, Жан Энгр, Одилон Редон, Анри де Тулуз-Лотрек, Оноре Домье и Винсент Ван Гог.
  • Великие рисунки 1900-х годов были созданы Максом Бекманном, Жаном Дюбюффе, Аршилом Горки, Полем Клее, Оскаром Кокошкой, Жюлем Паскином и Пабло Пикассо.
Основная статья: цифровая иллюстрация

Рисование также может быть выполнено на компьютере. Компьютерная иллюстрация или цифровая иллюстрация — это использование цифровых инструментов для создания изображений под непосредственным воздействием художника, обычно с помощью указывающего устройства, такого как планшет или мышь.Он отличается от компьютерного произведенного искусства , которое создается компьютером с использованием математических моделей, созданных художником. Он также отличается от цифровой обработки фотографий тем, что является оригинальной конструкцией «с нуля». (Фотографические элементы могут быть включены в такие работы, но они не являются для них основной основой или источником.)

Что показывает семейный рисунок?

Глава 5

Бесплатный курс по интерпретации

Институт проекционных чертежей

Семейные рисунки и картины: почему они так важны?

Семейные изображения открывают окно в глубокие слои личности клиента, обеспечивая внезапное понимание самых глубоких, сокровенных, самых основных аспектов психодинамики и функционирования личности.

Их можно применять как для детей, так и для взрослых (с некоторыми модификациями, которые обсуждаются в следующем посте).

Они обычно используются для проверки

*. Для оценки сексуального или физического насилия см. Также метод цветных клавиш.

Особенность семейных рисунков заключается в том, что они передают сжатый эмоциональный опыт семьи, а не снимок.

Семейные рисунки или картины могут объяснить психологические причины и симптомы психических заболеваний.

Нажмите, чтобы твитнуть

Семейные рисунки сжимают эмоциональное содержание, желания, страхи и воспоминания, связанные с самыми значимыми для ребенка людьми.

В процессе эмоционального сжатия ребенок придает форму напряжению переживания, так что эмоциональные компоненты переживания также сжимаются в изображении.

Основная проработка тревоги в свободном рисунке

Рисунок пятилетнего мальчика, который боится собак.На рисунке он изобразил опасного волка с пугающей широко открытой пастью (Васс, 2012, с. 648)

Мы видим не реальность на рисунке, а то, как ребенок переживает семью, как родители, влияние братьев и сестер. им, чего им не хватает, что им больше всего нужно.

Семейные рисунки показывают, как ребенок переживает семью, как на него влияют родители, братья и сестры, чего им не хватает, что им больше всего нужно.

Нажмите, чтобы твитнуть

Это не может быть выявлено никаким другим методом, так как ребенок обычно не может или не хочет выразить свои чувства словами.

Как эти двое детей ощущают свою семью?

На рисунке кинетической семьи слева отдельные фигуры расположены далеко друг от друга, а на правом они расположены так близко, что перекрываются. Рисунки показывают, как ребенок воспринимает семью: эмоционально удаленный и холодный (СЛЕВА) или близкий, теплый и доверчивый (СПРАВО).

Есть несколько вариантов семейных рисунков, и каждый из них выводит на поверхность что-то еще.

Три основных типа семейных рисунков

  1. Нарисуйте свою семью (собственный семейный рисунок),
  2. Нарисуйте фотографию семьи (общая семья),
  3. Изменившаяся семья (в некотором роде, например.грамм. заколдованная или звериная семья).

1. В случае первого типа попросите ребенка нарисовать свою собственную семью ( «Нарисуйте свою семью», , например, Hulse, 1951, 1952).

2. Для второго типа скажите: «Нарисуйте семью, которую вы себе представляете» (например, Корман, 1965). Эта инструкция также приводит к тому, что ребенок показывает свою настоящую семью.

3. Для третьего типа: следите за обновлениями …

Ссылки:

Корман, Л. (1964). Le test du dessin de famille dans la pra que médico-pédagogique. Париж: P.U.F.

Hulse, W. C. (1951). Эмоционально обеспокоенный ребенок рисует свою семью. Quaterly Journal of Child Behavior, 3, 152-174.

Васс, З. (2012). Психологическая интерпретация рисунков и картин. Метод SSCA: подход к системному анализу. Будапешт: Александра.

В следующей главе: Если вы перепутаете порядок 8 самых важных чертежей семейства, они могут стать непонятными.Выучите рекомендованную последовательность. Также: Как сравнивать последующие картинки?

Купите книгу «Психология рисования» в Интернете по низким ценам в Индии | Психология рисования Обзоры и рейтинги

В этой исторической книге может быть множество опечаток, отсутствующий текст или указатель. Покупатели могут бесплатно скачать отсканированную копию оригинальной книги (без опечаток) у издателя. 1916. Без иллюстрации. Выдержка: … БИБЛИОГРАФИЯ 1. Альбиен, Густав. «Der Anteil der nachkonstruierenden Tatigkeit des Auges und der Apperception an dem Behalten und der Wiedergabe einfacher Formen.»Zeitschrift fiir Experimentelle Padagogik. V. u. VI. Bd. 1907. (Тридцать четыре пластины в) Gratisbeilage, Bd. VI. Экспериментальное исследование акта рисования большой ценности. Автор также рассматривает историю методов рисования». 2. Бейли, Генри Тернер. Статья о «Рисование». Циклопедия образования Монро (Macmillan, 1912) II. 366. Об образовательных ценностях рисования. . Бейли, Генри Тернер. «Отчет о промышленном рисовании в Пятьдесят восьмом годовом отчете Совета по образованию».»(Массачусетс. 1893-94.) Бостон, 1895. 4. Болдуин, Джеймс М.« Психическое развитие ребенка и расы »(Макмиллан, Нью-Йорк, 1895). 5. Бальфур, Х.« Эволюция Декоративное искусство. »(Macmillan, 1893.) 6. Баллард, П.Б.« Что любят рисовать дети ». Journal of Experimental Pedagogy. 1913. 2: 127129. 7. Барнс, Эрл.« Исследование детских рисунков ». Педагогическая семинария. Декабрь 1893 г., стр. 451-463. Одна из первых попыток интерпретации больших групп детских рисунков 8. Barnes, Earl.«Детское обучение в связи с начальным художественным образованием». В «Художественном образовании в государственных школах США». (Haney. American Art Annual. Нью-Йорк, 1908.) стр. 101132 Автор дает всесторонний обзор литературы по детскому рисунку с особым упором на педагогику рисования. 9. Барнс, Эрл. «Исследования в области образования». (Стэнфордский университет и Филадельфия. 1897, 1902 гг.) Тт. I и II.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *