Психолог адлер альфред: Индивидуальная психология Альфреда Адлера – Классический психоанализ Альфреда Адлера Психотерапевтические направления Мои статьи Отдельные статьи Михаила Литвака

Автор: | 15.04.2020

Содержание

Классический психоанализ Альфреда Адлера Психотерапевтические направления Мои статьи Отдельные статьи Михаила Литвака

« Назад

04.04.2017 14:10

Австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер создал систему индивидуальной психологии. Жизненная история Адлера, его тяжелое детство, наполненное множеством болезней, подтолкнули его на путь медицины. К психотерапии он пришел не сразу. В начале он пробовал себя в разных направлениях, искал свою специализацию и психиатрия в итоге стала его самым главным делом.

Адлер состоял в кружке Фрейда. Вскоре из этой организации выросла другая – психоаналитическое общество, президентом которого был выбран Адлер. Но отношения с Фрейдом по теоретическим вопросам через некоторое время ухудшились, Адлер отделился и создал свою Ассоциацию индивидуальной психологии. Примерно в 20-х годах, после войны, Альфред начал, дополнительно к психологии, изучать педагогику, затем он переехал в США и продолжал свою работу там.

Адлер считал, что одно из основных составляющих нашей жизни – это стремление быть лучшим, и даже физическая неполноценность может оказаться дополнительным стимулом к развитию и достижению целей. Он говорил, что для общества более важную роль играет объединение и кооперация, а вовсе не борьба между конкурентами. Его индивидуальная психология стала одним из ответвлений классического психоанализа.

Адлер говорил, что основное направление индивидуальной психологии – поиск новых решений душевных и физических проблем. Исследования показали, что при развитии и взрослении ребенок, ощущая и исследуя свой организм, узнает о своих возможностях и понимает свои недостатки. Возможности организма у каждого человека развиваются по-разному, и если какая-то характеристика задерживается в развитии по сравнению со сверстниками, ребенок начинает переживать и чувствовать себя неполноценным. Такой ребенок будет стараться победить свой недостаток, наверстать проблемы в общении и ощутить себя целостным. Таким образом, в человеке в противовес чувству слабости возникает чувство стремления стать сильным и победить все недуги. Индивид хочет собрать все силы и направить их на реализацию ещё не осознаваемой цели – совершенству.

На пути личного развития творческие способности ребенка могут сталкиваться с разными сложностями. Поэтому с тех пор, как ребенок начинает осознавать своё «я» и стремиться достичь совершенства этого «я», все душевные процессы будут представлять творческие установки. Именно поэтому значение тела и разных органов у детей индивидуально, так как у каждого своя цель, то и соответственно творческим установкам в большей степени значим необходимый в творчестве орган.

Каждый человек, как целостное существо, определяет самостоятельно свою цель и движется по направлению к ней, предпринимая различные действия. Если узнать цель личности и степень ее отличия от общих социальных норм, то тогда можно понять причины душевных особенностей, отклонений от нормального развития и их степень. Если бы можно было по совокупности поступков и реакций индивида узнать его изначальную цель, тогда можно было с невероятной точностью определить его будущие реакции в определенных условиях. Именно на это была нацелена индивидуальная психология, на то, чтобы в каждом проявлении и поступке личности видеть его цель, его прошлые, настоящие и будущие действия.

Конечная цель человека выстраивает все действия в один ряд, всё систематизируется, каждый совершаемый поступок связан с будущим движением. Каждое действие будет стремиться к завершенности.

В человеческих отношениях очень важную роль играет чувство собственной ценности, именно оно подталкивает к борьбе и поиску решений разных жизненных вопросов. У каждого человека с определением цели формируется свой жизненный стиль, который определяет его поведение, реакции на события. Поэтому на одни и те же ситуации каждый человек реагирует по-своему, соответственно своему стилю.

По мнению Адлера, помимо стремления к совершенству, стиль поведения индивида также зависит от общего социального чувства, которое присутствует в каждом и развивается с детства. Если же это чувство имеет особенности и сложности в развитии, то человек будет иметь много трудностей в общении и существовании в социуме. Развивая социальное чувство, мы становимся успешнее и добиваемся своих целей. Все созданные людьми социальные институты, религия и право, предназначены помочь людям сохранить мирную и продуктивную совместную жизнь. Эту же цель преследует и индивидуальная психология, ее методы пробуют устранить преграды в развитии социального чувства.

Все хорошее и светлое, что есть у человека, связано с социальным чувством, кроме лишь чувства неполноценности, которое рождается у ребенка вместе с развитием сознания. В те моменты, когда ребенок ощущает, что не может сделать для общества ничего значительного, чувствует свою ненужность и бесполезность – чувство неполноценности увеличивается. И это становится толчком к личному развитию индивида. Ребенок старается делать больше полезных дел, и чувство неполноценности начинает угасать.

В человеке часто происходит борьба между жаждой власти и социальным долгом. Если в детстве ребенку потакают, исполняют все его желания и делают всё ради него, то вырастая, человек стремится только к власти, он умеет только брать, но не умеет давать что-то в ответ. Но счастливым возможно быть только тогда, когда стремление к власти находится в равновесии с социальным чувством. Лишь оно способно подарить ощущение своей целостности и нужности. Общественное чувство развивается в трех плоскостях – в отношениях «Я» к «ты», в результативной деятельности и в любви.

Когда индивида поглощает чувство власти, то он становится зависим от мнения окружающих людей, часть из них он определяет как врагов. Боясь неудач и поражений, человек постоянно испытывает чувство неполноценности, что мешает появлению и развитию общественного чувства.

Индивидуальная психология помогает обнаружить недочеты в воспитании. Последствия этих ошибок человек должен понять и осознать, иначе чувство неполноценности, подталкивающее к развитию, может стать комплексом, который наоборот очень замедляет развитие и приводит к психическим расстройствам.

Чтобы такого не случилось, организм вырабатывает ответную защитную реакцию.

Адлер выявил два вида защитных реакций: компенсация и гиперкомпенсация.

При компенсации ребенок начинает интенсивно работать и развивать то качество, которое у него наиболее развито, вместо того, чтобы работать над недостающими признаками. Таким образом, он старается компенсировать недостатки. Самый яркий пример, когда слабый подросток начинает серьезно заниматься точными науками, например, математикой, вместо того, чтобы развивать физическую форму. Он может стать хорошим ученым, но физически слабым и больным неврозами.

При гиперкомпенсации ребенок направляет свое внимание на те проблемные качества, которые у него плохо развиваются. В этом случае слабый подросток станет развивать себя физически, пойдет в спортивную секцию, и будет стараться стать сильнее тех, кто его обижает. Вполне возможно, что у него получится, но вряд ли он станет от этого счастливее.

Чтобы решить данную проблему в рамках индивидуальной психологии исследователи выявили те трудности, которые в первые годы жизни влияют на развитие ребенка и несут за собой искажение чувства неполноценности. Благодаря этому появилась возможность предотвращать негативные последствия, проводить профилактику неврозов и отклонений от нормы, а также различных видов педагогической запущенности. Поэтому индивидуальная психология очень важная наука для педагогов, она говорит нам о том, что нет неполноценных людей, есть предрассудки, которые сложно опровергнуть, а также есть множество ещё плохо изученных вопросов по этому поводу.

Адлер определил 3 основных причины, при которых в раннем детстве может развиться чувство неполноценности:

1. Врожденные физические недостатки. Если такого ребенка воспитывают некорректно, то он всю жизнь будет воспринимать свои отличительные от других черты как непреодолимые препятствия. Даже если жизнь сложится благополучно, человек навсегда будет пессимистически настроен относительно любых проблем.

2. Вторая причина – избалованность и изнеженность. Когда жизнь меняется, внимания становится меньше, ребенок воспринимает это как ужасный конец прекрасной эпохи, можно сказать – как катастрофу. Вырастая, такой человек будет всё время искать теплоту и внимание и ему всегда будет мало, поэтому взаимоотношения с людьми будут строиться очень тяжело.

3. Третья причина – суровое воспитание, которое может привести к бесчувственности и хладнокровию. У такого человека практически нет друзей, он враждебно настроен ко всем и сложно находит общий язык.

Адлер считал, что самое важное в воспитании детей – это учить их терпению в сложных ситуациях, развивать в них самостоятельность и настойчивость в достижении цели, при этом никогда не высмеивать их и не унижать, не устраивать бессмысленных принуждений и ругани. Каждый ребенок должен искренне верить в свое светлое будущее.

Несмотря на то, что индивидуальная психология Адлера не была широко признана, чего она по достоинству заслуживает, это наука внесла большой вклад в развитие психологии, психотерапии и педагогики.

Читайте также:

Классический психоанализ Карла Юнга

Стили воспитания и явление переноса

Книги по теме:

Из Ада в Рай

Профессия — психолог

Альфред Адлер – психолог индивидуальности!

Здравствуйте! Сегодня мы познакомимся с кратким обзором творчества ученого, который начинал как психоаналитик, а закончил свой жизненный путь как индивидуальный психолог. Встречайте — Альфред Адлер.

Жизнь и научный путь


В феврале 1870 года в семье еврейского венского торговца родился слабенький мальчик. Детство преподнесло ему ряд тяжелых заболеваний (рахит и пневмония), он едва выжил. Однако это пробудило в ребенке неистребимый интерес к медицине.

Частная практика Адлера находилась рядом с парком развлечений, а также цирком. Неудивительно, что циркачи часто обращались к доктору, а у него появилась возможность наблюдать людей с физическими недостатками. Именно эти наблюдения подвели его к выводу, что люди, испытывающие чувство неполноценности, стараются компенсировать свой недостаток. Это замечание позже стало центральным для разработки теории неполноценности.

Интерес к психологии становился все глубже. С 1907 года Адлер начал принимать участие в собраниях Венского психоаналитического общества, позже был назначен президентом бюллетеня этого общества. Личное знакомство с Зигмундом Фрейдом не помешало Адлеру иметь свою точку зрения на человеческое развитие, со многими психоаналитическими идеями он был не согласен. Неудивительно, что в 1911 году вместе со сторонниками ученый вышел из сообщества Фрейда и организовал собственное собрание, позже получившее название: Общество индивидуальной психологии.

Еврейское происхождение Адлера помешало ему продолжать работу: он был вынужден покинуть территорию Австрии, переехать в Америку. Там он преподавал, читал лекции. Умер от внезапного сердечного приступа в 1937 году.

Альфред Адлер – психолог индивидуальности!

Вклад Адлера в прогресс научной мысли действительно велик. Во-первых, он много помогал Фрейду, развивая психоанализ. Во-вторых, его идеи надолго пережили автора и особенно пригодились второй половине двадцатого века.

Индивидуальная психология

Адлер твердо верил, что каждый человек уникален, невозможно подобрать теорию, которая будет подходить всем. Личность определяется не биологическими потребностями (как настаивал Фрейд), а столкновением социальных и профессиональных факторов. То есть, влияние на развитие человека оказывают его окружение, жизненный опыт. Если попытаться выразить теорию Адлера одной фразой, то получится, что каждый человек стремится к достижению успеха, превосходству.

Здоровое и нездоровое устремление к успеху

Согласно Адлеру, каждая личность хочет добиться собственной выгоды. Разница между здоровым и болезненным устремлением заключается в том, учитывает ли он интересы окружающих. Если стремление к успеху достигается путем наплевательского отношения к обществу, психику такого человека нельзя считать здоровой. Если же человек заботится о пользе окружающих, сохраняет свою индивидуальность, стремится к собственной пользе, такую личность мы можем назвать здоровой.

Альфред Адлер – психолог индивидуальности!

Положения об индивидуальности каждого, роли социального окружения, комплексов неполноценности и превосходства ученый развивает на страницах своей книги «Наука жить». Ее смело можно рекомендовать широкому кругу читателей, которые стремятся глубже понять психологические идеи. Сначала читать ее будет непросто, не все положения вызовут положительный отклик (например, отношение Адлера к экстравертам и интровертам), однако книга достойна того, чтобы ее прочесть.

Человек – существо социальное

Вторым существенным трудом психолога является книга «Понять природу человека». Понять человека – он стремился к этому всю свою жизнь, и здесь раскрывает свои идеи, а также роль социальных факторов. Помимо этого, перу ученого принадлежит описание ряда социальных феноменов.

Например, социальная фасилитация. Когда человек находится один, он чувствует себя достаточно расслабленно. Если же в его поле попадает еще один человек, поведение первого меняется. В обществе людей мы хорошо справляемся с привычными задачами. А вот новые, сложные задания с присутствием другого даются нам гораздо тяжелее. Интересно, что это открытие теперь широко применяется в современной социальной психологии (как, впрочем, и многие другие замечания Адлера).

Если Фрейд упорно подчеркивал биологические потребности человека, роль бессознательного, то Адлер открыл общественности глаза на природу социального взаимодействия. Так что ни в коем случае нельзя недооценивать роль ученого.

Таким образом, мы познакомились с основными идеями индивидуальной психологии. Советую почитать работы самого Адлера, чтобы глубже понять его. Рад, если статья открыла вам что-то новое, делайте репосты в социальных сетях и делитесь информацией со своим окружением. Не забывайте о благе окружающих и стремитесь к успеху так, как завещал психолог.

С уважением, Александр Фадеев.

Поделитесь или сохраните себе, чтобы не забыть!

Автор: Александр Фадеев

Добавь в закладки: https://fadeev.su

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

Альфред Адлер: размышления о невротиках — Психология эффективной жизни

СПРАВКА

Альфред Адлер (1870–1937) — австрийский психолог, психиатр, мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии. Автор понятия «комплекс неполноценности». Был убежден, что самое сложное — понять и изменить себя и что сотрудничество важнее, чем соревнование. Главной движущей силой считал не сексуальность, а жажду власти.

 

Мы прочитали для вас книгу Альфреда Адлера «Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека» и сделали саммари лучших идей: https://psy.systems/post/alfred-adler-individualnaya-psixologiya.

— Господин Адлер, а нельзя ли жить просто так, не ставя перед собой целей и ничего не планируя?

— Мы не способны думать, чувствовать, желать, действовать, не имея перед собой цели. Подтверждение этому привести очень легко. Достаточно с позиций этой гипотезы посмотреть на попытки ходить, которые предпринимает маленький ребенок. Конечная цель у каждого возникает осознанно или неосознанно, но ее значение всегда неизвестно. В какой мере эта точка зрения способствует нашему психологическому пониманию, проявляется прежде всего тогда, когда нам становится понятной неоднозначность вырванных из контекста душевных процессов. Представим себе человека с плохой памятью. Как только удается сделать определенный вывод об органических причинах, обязательно задают вопрос: на что нацелена слабость памяти? Какое это имеет для нее значение? Эту цель мы можем раскрыть лишь на основе знания об индивиде в целом, потому что понимание части проистекает только из понимания целого.

Мы обнаружили бы примерно следующее (что подходило бы ко многим случаям): этот человек может доказать себе и другим, что он по каким-то мотивам, которые не называются или не осознаются, но благодаря слабости памяти оказываются особенно действенными, должен остаться в стороне от какого-либо дела или решения (смена профессии, учеба, экзамен, женитьба). В таком случае мы выявили бы, что слабость памяти является тенденциозной и служит орудием в борьбе против подчинения, и при любой проверке способности запоминать мы ожидали бы, что обнаружится именно такой дефект, относящийся к тайному жизненному плану данного мужчины. Следовательно, эта слабость имеет функцию, которая становится понятной только при рассмотрении системы всех жизненных отношений данной личности.

— А что отличает невротика от здорового человека и есть ли вообще здоровые?

— Невротика отличает более сильная защитная тенденция, которой он «оснащает» свой жизненный план. Что же касается целевой установки и соответствующего ей жизненного плана, то здесь нет никаких принципиальных различий, кроме одного крайне важного факта: «конкретная» цель невротика всегда находится на «бесполезной» стороне жизни. Следовательно, я могу говорить об общей цели людей. При ближайшем рассмотрении оказывается, что нам очень легко понять разные движения души, признав в качестве самой общей предпосылки то, что они имеют целью достижение превосходства.

Будь то художник, желающий быть первым в своем деле, или домашний тиран, беседует ли он с глазу на глаз со своим Богом или унижает других, считает ли он свое страдание самым большим, перед которым все должны преклоняться, стремится ли он к недостижимым идеалам или разрушает старых богов, старые рамки и нормы — на каждом участке пути им руководят страстное стремление к превосходству, мысль о собственном  богоподобии, вера в свою особую волшебную силу. В любви он одновременно хочет ощущать свою власть над партнером, при выборе профессии это проявляется в преувеличенных ожиданиях и опасениях, даже в самоубийстве он видит победу над всеми препятствиями, испытывая жажду мести. Чтобы овладеть вещью или человеком, он может идти по прямой линии, властолюбиво, гордо, упрямо, жестоко и отважно приняться за дело. Или же, наученный опытом, он предпочтет довести свое дело до победы окольными и обходными путями, через послушание, покорность, кротость и скромность. Черты характера тоже не существуют сами по себе, они всегда соответствуют  индивидуальному жизненному плану и представляют собой его наиболее важные средства борьбы.

Нередко эта цель всеобщего превосходства выглядит весьма причудливо. Если  рассматривать ее саму по себе, мы должны отнести ее к «фикциям», или «воображениям». Эта фиктивная цель превосходства, абсолютно противоречащая действительности, стала  основным условием нашей прежней жизни. Она учит нас различать, придает нам твердость и уверенность, формирует и руководит нашими действиями и поведением, заставляет наш ум заглядывать вперед и совершенствоваться. Однако есть и теневая сторона: она легко привносит в нашу жизнь враждебную, воинственную тенденцию, лишает нас непосредственности ощущений и постоянно стремится отдалить нас от реальности, настойчиво подталкивая к тому, чтобы совершить над ней насилие. Тот, кто рассматривает эту цель богоподобия как реальную и личную, воспринимает ее буквально, вскоре будет вынужден в качестве компромисса избегать настоящую жизнь, искать жизнь рядом с жизнью, в лучшем случае в искусстве, но чаще всего в пиетизме, в неврозе или преступлении.

Отчетливый признак этой сверхвысокой цели обнаруживается, пожалуй, у всех людей. Иногда она бросается в глаза в поведении и манерах человека, иногда выдает себя лишь в требованиях и ожиданиях. Иной раз ее след отыскивается в смутных воспоминаниях, фантазиях или сновидениях. Если всерьез попытаться ее выявить, то вряд ли можно об этом спрашивать. Однако физическая или духовная установка отчетливо свидетельствует о том, что она происходит от стремления к власти и содержит в себе некий идеал совершенства и безгрешности. В случаях, близких к неврозу, всегда будет обращать на себя внимание стремление сравнивать себя с окружающими и даже с умершими и героями прошлого.

— Сравнение с окружающими — всегда только в собственную пользу?

— Если человек носит в себе идеал превосходства, что особенно часто наблюдается у невротиков, то столь же часто должны обнаруживаться действия, направленные на подчинение, принижение и дискредитацию других. Такие черты характера, как нетерпимость, несговорчивость, зависть, злорадство, самомнение, хвастливость, подозрительность, жадность — короче говоря, все качества, соответствующие состоянию борьбы, должны проявиться в значительно большей степени, чем это требуют, например, инстинкт самосохранения или чувство общности.

Наряду с этим одновременно или сменяя друг друга вслед за рвением и самоуверенностью, с которыми человек стремится к конечной цели, иногда появляются честолюбие, соперничество, отвага, желание помогать, одаривать и руководить. Психологическое исследование здесь должно быть настолько объективным, чтобы моральная оценка не заслонила собой перспективу. Следует также добавить, что разные черты характера, как правило, вызывают у нас симпатию или презрение. И, наконец, черты враждебности, особенно у невротиков, зачастую бывают настолько скрыты, что обладатель этих качеств справедливо удивляется и негодует, когда ему на них указывают.

— Если мы не замечаем в себе какие-то черты, значит, мы замаскировываем и причины своих поступков? Можете привести пример, как это проявляется в отношениях с другими людьми?

— Один весьма одаренный мужчина, добившийся благосклонности достойной девушки благодаря хорошим манерам и любезному обращению, помышляет о помолвке. Вместе с тем в соответствии со своим идеалом воспитания он предъявляет к девушке большие претензии, требуя от нее поистине огромных жертв. Какое-то время она сносит его беспредельные требования, а потом прекращает испытания, разорвав отношения. И тут мужчина буквально начинает «разваливаться» в нервных приступах. Индивидуально-психологическое разъяснение этого случая показало, что цель превосходства у этого пациента, проявившаяся во властолюбивых притязаниях к невесте, не допускала брака, и он, сам того не ведая, должен был довести дело до разрыва, поскольку не считал себя готовым к открытой борьбе, которой ему представлялся брак.

Эта неуверенность в себе проистекает из самого раннего детства пациента, когда он, единственный сын рано овдовевшей матери, жил довольно замкнуто, отгороженный от внешнего мира. Из детских лет, проходивших в постоянной домашней борьбе, он вынес неизгладимое впечатление, в котором никогда себе открыто не признавался: он недостаточно мужественен, ему никогда не справиться с женщиной. Эта психическая установка сопоставима с постоянным чувством неполноценности и определенным образом вторгается в судьбу человека, заставляя его поддерживать свой престиж иным способом, а не в исполнении реальных требований на «полезной» стороне жизни.

Нельзя не заметить, что пациент добился того, что было целью его тайной подготовки к безбрачию и к чему подталкивали его страх перед партнером, сцены борьбы и тревожное отношение к женщине. Равно как и то, что он относился к своей невесте как к матери, которую тоже хотел подавить. Такое отношение, продиктованное стремлением к победе, было неправильно истолковано фрейдовской школой как инцестуозная влюбленность в мать.

— А на самом деле?

— Детское чувство неполноценности пациента, подкрепленное болезненным отношением к своей матери, понуждает его второй в своей жизни раз довести дело до борьбы с женщиной, опираясь на сильнейшую защитную тенденцию. То, что мы обычно понимаем под любовью, в данном случае является не развитым чувством общности, а всего лишь ее видимостью, карикатурой — средством достижения цели. Цель же сводится к тому, чтобы наконец-то добиться триумфа над подходящим существом женского пола. Отсюда постоянные испытания и требования, отсюда и ожидаемый разрыв отношений. Разрыв не «случился», он по всем правилам искусства был инсценирован, а при его «конструировании» были использованы старые испытанные средства, в которых мужчина упражнялся на своей матери. Теперь поражение в браке исключено, поскольку брак был им предотвращен.

Он опять конструирует нервный срыв с помощью старых, проверенных на опыте средств, подобно тому как, будучи ребенком, отказывался, например, от еды, сна, работы и играл роль умирающего. Теперь чаша с виной возлюбленной опускается, а сам он возвышается над ней по уровню воспитанности и силе характера. И вот он достиг того, к чему стремился: он выше, лучше, а его партнерша «плохая, как и все девушки». Они не могут сравниться с ним, мужчиной. Тем самым он исполнил долг, который ощущал еще ребенком, — показал, что стоит выше, чем женский пол, не подвергая испытанию свои силы. Мы понимаем, что его нервная реакция не может оказаться слишком острой. Он обязан жить на земле как живой укор женщине.

— Допустим, парень не осознает причин своего поведения. А осознал бы — тогда что?

— Если бы он знал о своих тайных планах, то все его деяние было бы проявлением враждебности и злого умысла, поэтому поставленная цель — его возвышение над женщиной — была бы вообще недостижима. Ведь он увидел бы себя таким, каким его видим мы, он обнаружил бы, как фальсифицирует все и подводит к заранее намеченной цели. То, что с ним происходило, не было бы больше «судьбой», не говоря уже о том, что для него это оказалось плюсом. Его цель, жизненный план, жизненная ложь требуют этого плюса! Поэтому и «получается», что этот жизненный план остается в бессознательном. И таким образом можно думать о судьбе, за которую не отвечаешь, а не об осуществлении долго готовившегося, ухищренного плана, за который несешь ответственность.

Оставлю в стороне подробное изображение «дистанции», которую невротик устанавливает между собой и решением (в данном случае браком), а то, как он это делает, ограничу описанием «невротического конструирования». Следует только указать, что эта дистанция отчетливо проявляется в «боязливой установке» пациента, в его принципах, мировоззрении и жизненной лжи. Наиболее действенными для ее проявления всегда оказываются невроз и психоз. Необычайно велика также склонность к проистекающим из этих же источников перверсиям и разного рода импотенции. Сделка и примирение человека с жизнью проявляются в конструкции, состоящей из одного или нескольких сослагательных предложений: «Если бы что-то было по-другому!..»

— Выходит, невротик стремится поддерживать в себе иллюзию того, что он значим, но при этом ничего не делает для того, чтобы стать значимым в реальности?

— Невротик значительно сильнее, чем нормальный человек, устремляет свою душевную жизнь на достижение власти над ближними. Его стремление к превосходству приводит к тому, что принуждение, требования окружающих и обязанности перед обществом в основном упорно отвергаются. Знание этого фундаментального факта душевной жизни невротика настолько облегчает понимание его душевных связей, что должно рассматриваться как наиболее приемлемая гипотеза для исследования и лечения нервных заболеваний, пока постоянно углубляющееся понимание индивида не позволит прочувствовать реальные факторы данного случая.

Здорового человека в этой аргументации и выводах больше всего смущает одно сомнение: неужели фиктивная цель превосходства, продиктованного чувством, может действовать сильнее, чем превосходство, продиктованное разумом? Но мы столь же часто сталкиваемся с таким переключением на идеал и в жизни здорового человека и любого народа. Войны, политические преобразования, преступления, самоубийства, аскетическое покаяние предоставляют нам такие же неожиданности; многие наши мучения и страдания создаем мы сами и переносим их, находясь в плену идеи. То, что кошка умеет ловить мышей уже в первые дни своего развития, даже никогда этого не видев, столь же поразительно, как и то, что невротик в силу своего характера и предназначения, своей позиции и самооценки пасует перед всяким принуждением, считает его невыносимым и тайно или открыто, осознанно или неосознанно ищет предлоги, чтобы от него избавиться, а чаще всего эти предлоги сам и создает. В жизни он стремится исключить любые отношения, как только начинает скорее ощущать, чем осознавать и понимать, что они мешают его чувству власти или разоблачают его чувство неполноценности.

— Из-за чего у человека вообще возникает это самое чувство?

— Из-за незрелости органов, неуверенности и несамостоятельности, в силу потребности опираться на более сильного и болезненно переживаемого подчиненного положения среди других у ребенка развивается чувство ущербности, которое проявляется во всех сферах его жизнедеятельности. Чувство неполноценности вызывает у него постоянную тревогу, жажду деятельности, поиск новых ролей, желание сравнивать свои силы с силами других, предусмотрительность, физическую и психическую подготовку. От чувства неполноценности зависит вся познавательная способность ребенка.

Таким образом, будущее становится для ребенка краем, который должен принести ему компенсацию. Состояние борьбы также отражается на чувстве неполноценности ребенка, и компенсацией для него является только то, что надолго упраздняет его нынешнее жалкое положение и возвышает над всеми остальными. Таким образом, у ребенка возникают целевая установка и фиктивная цель превосходства, где его нищета превращается в богатство, подчинение — в господство, страдание — в радость и удовольствие, незнание — во всезнание, а неумение — в мастерство. Эта цель устанавливается тем выше и удерживается тем принципиальнее, чем сильнее и длительнее ребенок испытывает неуверенность в себе и чем больше он страдает от физической или умеренной умственной слабости, чем сильнее он ощущает, что его оттесняют на задний план. Тот, кто захочет раскрыть эту цель, должен понаблюдать за ребенком во время игры, за его занятиями в свободное время или фантазиями о выборе будущей профессии.

Постоянные изменения в этих устремлениях — это лишь видимость, в каждой новой цели он предвосхищает свой триумф. Необходимо указать еще на один вариант такого построения планов, часто обнаруживающийся у менее агрессивных детей (у девочек и особенно у тех, кто часто болеет): они научаются использовать свою слабость и тем самым заставляют других подчиняться себе. Такие дети и в дальнейшем будут постоянно пытаться это делать, пока их жизненный план и жизненная ложь не будут полностью раскрыты. Внимательному наблюдателю открывается особый аспект: характер этой компенсаторной динамики выдает неполноценность половой роли и стремление к сверхмужским целям.

В нашей культуре, ориентированной на мужчину, от девочки, равно как и от мальчика, требуются совершенно особые усилия и уловки. Среди них, бесспорно, много полезных. Сохранить их, но при этом раскрыть и обезвредить бесчисленные руководящие линии, ошибочные и приводящие к болезни, является нашей сегодняшней задачей, выходящей далеко за рамки врачебного искусства, от которого наша общественная жизнь и система воспитания могут ожидать ценнейших ростков. Ведь целью этого жизненного воззрения являются усиление чувства реальности, ответственность и замена скрытой враждебности взаимной доброжелательностью, чего можно добиться, лишь сознательно развивая чувство общности и сознательно разрушая стремление к власти.

Мастерское изображение властолюбивых фантазий ребенка можно найти в романе Достоевского «Подросток». У одного моего пациента они проявлялись особенно ярко. В его мыслях и сновидениях всегда повторялось желание: пусть другие умрут, чтобы у него самого был простор для жизни, пусть другим будет плохо, чтобы он получил лучшие возможности. Такая манера поведения напоминает безрассудность и бесчувственность многих людей, объясняющих все свои беды тем, что слишком много людей живет на свете. Подобные побуждения сделали более приемлемой идею о мировой войне. Уверенность в таких фикциях заимствуется из других сфер, в данном случае из основополагающих фактов капиталистического производства, при котором действительно чем хуже одному, тем лучше другому. «Я хочу стать могильщиком, — сказал мне один четырехлетний мальчик, — я хочу быть тем, кто закапывает других».

 

От редакции

Распознать невротика с первой встречи не так-то просто. Однако некоторые признаки в поведении могут подсказать, что собой представляет собеседник. С какими мужчинами женщинам точно не стоит продолжать общение, знает профессиональный консультант по отношениям Ираида Арсени. Своими размышлениями об этом она делится в статье: https://psy.systems/post/desyat-tipov-muzhchin-s-kotorymi-opasno-stroit-otnosheniya.

Неуверенность в себе и потребность доминировать над женщиной приводят невротика на курсы пикапа. Почему женщины попадают на удочки манипуляторов и как не стать очередным трофеем для пикапера, рассказывает психолог, врач-вертебролог Наталья Терещенко: https://psy.systems/post/soblaznil-i-brosil-kak-ne-stat-geroinej-etoj-istorii.

Кому из нас хоть раз в жизни не приходилось сталкиваться со сложными или неадекватными людьми, не способными общаться конструктивно? Психиатр Марк Гоулстон предлагает семь важных стратегий общения с подобными странными личностями. Узнать о них вы можете из нашего обзора книги «Как разговаривать с мудаками. Что делать с неадекватными и невыносимыми людьми в вашей жизни»: https://psy.systems/post/mark-goulston-kak-razgovarivat-s-mudakami.

Альфред Адлер » PSYCHOJOURNAL.RU — научно-популярный психологический портал


Выберите раздел сайта…СтатьиКнигиПсихологиТестыТесты OnlineФильмыПрезентацииРефератыФотогалереяГлоссарий
    Альфред Адлер — Воспитание детей. Взаимодействие полов Альфред Адлер — Воспитание детей. Взаимодействие полов
    Альфред Адлер — Воспитание детей. Взаимодействие полов

    Труды ученика Фрейда, связавшего воедино педагогику и психологию. Известно, что ценность творений человеческих измеряется продолжительностью их жизни в умах и сердцах последующих поколений. Проблемы, поднятые им в его произведениях, остаются и поныне актуальными и волнующими….

    Творческая адаптация, или уход от детских моделей решения проблем Творческая адаптация, или уход от детских моделей решения проблем
    Творческая адаптация, или уход от детских моделей решения проблем

    В кабинет психотерапевта развязной походкой входит клиент, хлопает его по плечу, плюхается на стул и кладет ноги на стол. Ошеломленный специалист на автопилоте произносит: «На что жалуетесь?» И слышит в ответ: «Меня почему-то никто не любит… Как ты это объяснишь, противный очкастый старикашка?»…

    Несовершенство - это благо? Несовершенство - это благо?
    Несовершенство — это благо?

    В каком-то смысле невозможно стать завершенной личностью. Остановка – это явная иллюзия или в другом случае смерть. Личность сама по себе не завершена и не совершенна всегда остается место для реализации, индивидуации и творчества. Что такое несовершенство — благо или зло?…

    Альфред Адлер — Очерки по индивидуальной психологии Альфред Адлер — Очерки по индивидуальной психологии
    Альфред Адлер — Очерки по индивидуальной психологии

    Автор излагает основные положения своего детища – теории индивидуальной психологии. С позиций собственных представлений о движущих силах развития человека – стремлении к власти и чувстве общности – он рассматривает механизмы формирования невротической психики, в том числе связанные с ошибками…

    Альфред Адлер — Практика и теория индивидуальной психологии Альфред Адлер — Практика и теория индивидуальной психологии
    Альфред Адлер — Практика и теория индивидуальной психологии

    А.Адлер — знаменитый австрийский психолог, создатель одного из наиболее популярных направлений современного психоанализа — «индивидуальной психологии». Принцип внутреннего единства психической жизни личности, отсутствие жесткой границы между сознанием и бессознательным — отличительные черты данного…

    Альфред Адлер – Наука жить Альфред Адлер – Наука жить
    Альфред Адлер – Наука жить

    В науке, которая непосредственно связана с жизнью, теория и практика почти неразделимы. Наука о жизни становится наукой жить именно потому, что создает себя непосредственно в движении жизни. Все эти соображения особенно справедливы для индивидуальной психологии. Наша наука была вызвана практической…

    Альфред Адлер – Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека Альфред Адлер – Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека Альфред Адлер - Наука о характерах. Понять природу человека Альфред Адлер - Наука о характерах. Понять природу человека
    Альфред Адлер — Наука о характерах. Понять природу человека

    Книга знакомит читателя с основами психологии личности А.Адлера. По словам самого автора, «цель книги — показать, как неверно выбранная линия поведения одного человека вносит дисгармонию в нашу общественную жизнь, научить людей распознавать и признавать свои ошибки и, наконец, показать, как…

    Индивидуальная психология Альфреда Адлера Индивидуальная психология Альфреда Адлера
    Индивидуальная психология Альфреда Адлера

    Альфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он был сыном еврея-торговца, принадлежавшего к среднему классу общества. Однако в то время, как Фрейд рос в районе, напоминающем гетто, и на всю жизнь сохранил в сознании свою принадлежность к…

Пользуетесь ли Вы социальными сетями и какова основная цель?


Поделиться в социальных сетях:

Адлер, Валентина Альфредовна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 марта 2016; проверки требуют 9 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 марта 2016; проверки требуют 9 правок. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Адлер.

Валентина «Дина» Альфредовна Адлер (нем. Valentina «Dina» Alfredowna Adler; 5 августа 1898 (1898-08-05), Вена, Австро-Венгрия — 6 июля 1942, Акмолинск, Казахская ССР, СССР) — деятельница Коммунистической партии Австрии, публицист[1].

Старшая дочь в семье Раисы и Альфреда Адлеров. В семье также были сёстры Александра[2] и Корнелия и брат Курт.

Окончила Венский университет, экономический факультет (доктор наук). В 1918 году, в конце Первой мировой вступила в Социал-демократическую партию Австрии, а в 1919 году — в Коммунистическую партию. В 1921 году переехала в Берлин, где вступила в Компартию Германии и работала в торговом агентстве. В 1924 году вышла замуж за венгерского коммуниста Дьюлу Шаша[2][3], деятеля Коминтерна, известного под прозвищем «Джулио Аквила» (итал. Giulio Aquila)[4].

Вместе с Манесом Шпербером Адлер работала в Отдельной группе индивидуальных психологов, а в 1925 году опубликовала статью в «Международном журнале индивидуальной психологии» о социологических основах «мужского протеста». С 1929 по 1931 годы её муж Дьюла проживал в Москве, в 1933 году бежал из Третьего Рейха после прихода к власти НСДАП[4] и осел в СССР. В 1934 году Валентина последовала за мужем, перебравшись в СССР через Швецию. Устроилась работать редактором в издательстве Иностранных рабочих в Москве[2].

22 января 1937 Адлер и Шаш были арестованы и отправлены в Лубянскую тюрьму[2][3], где Валентину допрашивали. Поводом для ареста стало сотрудничество с Карлом Радеком, которого, в свою очередь, подозревали в поддержке троцкизма[4]. Валентина вынуждена была сообщить своим родителям о произошедшем. Дело вёл 3-й отдел ГУГБ НКВД. Позднее Валентину перевели в «Бутырку», где она познакомилась с Сюзанной Леонард.

Решением Военной коллегии Верховного суда СССР от 19 сентября 1937 Валентина Адлер по пунктам 10 и 11 статьи 58 УК РСФСР была приговорена к 8 годам лагерей за контрреволюционную деятельность: в частности, за «троцкистскую вылазку в печати» и за использование своей квартиры «троцкистами для нелегальной переписки троцкистов с заграничным троцкистским центром». Наказание она отбывала в лагере города Акмолинск. Шаш был, в свою очередь, сослан в город Свободный, где и умер 26 августа 1943[4].

В 1952 году видные общественные деятели, среди которых были Альберт Эйнштейн и та же Сюзанна Леонард, попросили СССР сообщить о судьбе Валентины Адлер. В итоге было сообщено, что 6 июля 1942 Адлер после продолжительной болезни умерла в Акмолинске (некоторые утверждают, что она была расстреляна). Решением той же Военной коллегии Верховного суда СССР Валентина Адлер была реабилитирована 11 августа 1956 посмертно[2][5].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.