Большие группы: Большие социальные группы –  Виды больших групп. Этногенез и поведение больших групп людей.

Автор: | 15.04.2020

Большие социальные группы: понятие, виды, признаки, структура

Социальная психология начиналась именно с исследования больших социальных групп. Как известно, немецкий философ М. Лацарус и языковед Г. Штейнталь, позднее немецкий психолог В. Вундт заложили основы изучения «психологии народов»; а идеи французских социологов Г. Тарда, Г. Лебона и итальянского юриста С. Сигеле легли в основу концепции «психологии масс». Эти исследования отцов-основателей социальной психологии носили теоретический характер. Но в первой половине XX в. стала бурно развиваться эмпирическая социальная психология и основной фокус внимания сместился на малые группы. Проблема больших социальных групп оказалась пасынком в значительной степени благодаря тому, что ослаб интерес к теоретическим исследованиям в социальной психологии, а также из-за сложности исследования больших групп эмпирическими методами.

В сущности социальная психология без раздела о психологии больших социальных групп, очевидно, вообще не может претендовать на то, чтобы быть социальной психологией в точном значении этого слова. Важно, что этот раздел включает в себя анализ психологических характеристик различных типов

больших социальных групп, как организованных, так и стихийных.

Социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как «ключ» к познанию содержания психики индивида.

Конечно, наряду с опытом больших социальных групп важнейшее значение для понимания содержательных элементов общественной психологии имеют и массовые социальные процессы и движения. Характер общественных изменений и преобразований, непосредственное участие в революционных (или контрреволюционных) движениях, сложные процессы формирования общественного мнения — все это также немаловажные факторы, задающие весь строй психологических характеристик больших групп.

Какие же группы следует рассматривать в качестве «больших»? Далее, какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи? Каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами групповой психологии? Наконец, в-четвертых, какими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений? Сразу же нужно сказать, что ответы на эти вопросы приходится отыскивать не только, а может быть, и не столько в психологии, сколько в социологии. Это не означает, что в психологической литературе такие проблемы не освещаются, но на них делается недостаточное ударение.

Итак, что же такое «большая социальная группа»? В приведенной выше схеме было показано, что «большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида:

  • случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория,
  • и социальные группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому
    долговременные, устойчивые
    в своем существовании. К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы и слои, различные этнические группы (как их главную разновидность — нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).

Для всех организованных больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп:

1. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это — нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики.

2. Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции этих групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми.

3. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности.

4. Не последнюю роль в психологической характеристике организованных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп — это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп язык может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь.

5. В отличие от малых групп, в больших группах этого типа гораздо более непосредственный характер приобретает

социальная детерминация происходящих в них процессов, в частности, более очевидно значение ценностей и стереотипов.

6. Большие группы существуют на протяжении длительного периода времени, поэтому при их исследовании обязателен учет двух характеристик времени: синхрония (анализ процессов, протекающих в одно и то же время) и диахрония (анализ процессов в их временной протяженности, так как именно в этом сечении возможно проследить трансляцию признаков группы от поколения к поколению).

Теперь можно ответить на вопрос: какова структура психологии больших социальных групп? Влияние сходных условий существования группы на сознание ее представителей осуществляется двумя путями: а) через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-экономическими условиями жизни всей группы; б) через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной среде с четко выраженными чертами данной группы.

Эти особенности групповой жизни обусловливают структуру психологии большой социальной группы, которая включает в себя целый ряд элементов. В широком смысле это — различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека. В отечественной социальной психологии предпринят ряд попыток определить более точно элементы этой структуры. Почти все исследователи (Г. Г. Дилигенский, А. И. Горячева, Ю. В. Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании:

1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.) и

2)

эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения). Каждый из этих элементов должен стать предметом специального социально-психологического анализа.

Третья проблема, которая была поставлена выше, — это проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. В самом общем виде эта проблема решается так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности.

Социальные группы (большие и малые)

Какие ассоциации у вас возникают со словом группа?

Впервые это слово попало в русский из итальянского языка в начале девятнадцатого века, как термин, который использовали художники для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию, то есть что-то общее.

Однако сегодня одни из вас подумали о своей любимой музыкальной группе, другие о группе ребят, которых вы постоянно видите во дворе, ну а третьи вспомнили свою группу в детском саду.

Во всех трёх случаях такую группу ещё можно назвать социальной. Что же означает данное понятие?  На этот вопрос достаточно трудно ответить.

В самом общем смысле социальная группа – это совокупность людей, которые объединены общим признаком.

Но если говорить более узко, то социальная группа – это совокупность людей, которые:

·        объединены общим значимым признаком;

·        совместно действуют;

·        связаны между собой определёнными отношениями, регулируемыми социальными институтами.

Социальный институт – это комплекс норм и правил, которые регулируют какую-либо сферу жизни или какие-либо общественные отношения.

Каждый из нас, хочет он этого или нет, с момента своего рождения принадлежит к какой-либо социальной группе, которая выступает своеобразным посредником между человеком и обществом в целом.

На нашей планете проживает более семи миллиардов человек, а количество социальных групп, по мнению учёных, доходит до четырнадцати миллиардов. Это возможно благодаря тому, что один человек может одновременно состоять в пяти-шести социальных группах.

Человек ходит на работу, играет в футбол за свою команду, как турист путешествует по миру, как избиратель участвует в политической жизни страны. А ещё он может коллекционировать монеты, водить мотоцикл или участвовать в митингах и демонстрациях. А вот если человек нарушит закон, то он станет участником ещё одной социальной группы – правонарушителей.

Всем социальным группам присущи определённые черты, связи и отношения с другими социальными группами.

Например, всё население нашей страны является одной социальной группой, которая входит в состав другой социальной группы – население планеты Земля.

Социальная группа непосредственно влияет на формирование характера человека, его поведение, восприятие мира, ценностные ориентиры.

Именно в группе вырабатывается система норм, правил, обычаев, стандартов поведения, которые регулируют деятельность и поступки людей, как участников этой группы, и определяют характер взаимоотношений между ними.

По мнению американского социолога Нейла Смейзера, можно выделить следующие функции социальных групп.

Функция социализации заключается в приобщении человека к жизни в обществе, усвоении им общественных норм и ценностей.

Только в группе человек может воспитать подрастающие поколения.

Пример такой группы – ваша семья. Ваши родители заботятся о вас, помогают вам, покупают одежду, кормят и так далее. И когда у вас самих появится семья, вы не только точно так же должны будете заботиться о собственных детях, но и о ваших престарелых родителях.

Инструментальная функция заключается в осуществлении той или иной деятельности людей. Например, посещая школу, вы получаете определённые знания, то есть осуществляете познавательную деятельность совместно с вашим классом.

Экспрессионная функция. Состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Согласитесь, что при любом вашем начинании найдутся люди, которые вам помогут или окажут поддержку. Это могут быть друзья, семья или коллеги по работе.

Поддерживающая функция заключается в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.

Но любую ли группу людей можно назвать социальной? Представьте себе, что на дороге случайно встретились несколько путников, они продолжили путь вместе и непринуждённо общались между собой, так как оказалось, что между ними было много общего. Но когда солнце скрылось за горизонтом и на них напали разбойники, хотя путешественников было гораздо больше, разбойники обобрали всех до нитки: один разбойник держал одного из путников, пока другой отнимал у него вещи. И ни один путник не смог одолеть сразу двух разбойников. Как вы думаете, можно ли назвать наших путешественников социальной группой? Подумайте над этим вопросом!

На основании различных критериев принято выделять различные виды социальных групп. Например, по критерию численности различают большие и малые социальные группы.

Малая социальная группа – это объединение людей, которые вступают в непосредственные отношения друг с другом, знают о своей принадлежности к одному сообществу и зависят друг от друга при достижении общих целей.

Для малой социальной группы свойственны следующие признаки:

·        небольшое количество участников группы. Как правило, от двух-трёх до двадцати-тридцати человек;

·        прямые контакты между участниками группы и их взаимодействие;

·        распределение функций и социальных ролей между членами группы;

·        общие цели деятельности;

·        общие интересы, ценности, установки, стереотипы поведения, обычаи и традиции;

·        устойчивость во времени.

Такими малыми группами являются: семья, спортивная команда, компания друзей, школьный класс, студенческая группа и так далее.

Что же даёт человеку членство в малой группе?

Прежде всего именно в составе малой группы человек может достичь определённых целей, которых в одиночку достичь невозможно.

Во-вторых, другие участники малой группы могут помочь человеку в трудных жизненных ситуациях. Согласитесь, что в непростые моменты жизни человеку необходима поддержка, а оказать её зачастую могут только семья или очень близкие друзья.

В-третьих. Поддержка участников малой группы в любом начинании способна повысить самооценку человека. Мотивировать его на определённые действия, которые первоначально кажутся ему непосильными.

В-четвёртых. Малая группа позволяет построить очень близкие отношения. Например, найти хороших друзей.

В-пятых. Малая группа позволяет человеку чувствовать себя в безопасности. В любой трудной ситуации человек всегда может обратиться за помощью к участникам такой группы и получить защиту.

Малые социальные группы входят в состав больших социальных групп.

Большая социальная группа – это количественно неограниченная социальная группа, имеющая устойчивые ценности и нормы поведения.

Для большой социальной группы характерны следующие признаки:

·        многочисленность участников группы;

·        схожее положение членов группы в структуре общества;

·        общность интересов;

·        отсутствие прямых контактов между членами группы.

Человек входит не только в малые, но и в большие социальные группы.

К первой категории можно отнести группы, которые учёные различают по социальному положению (например, классы, сословия), по этнической принадлежности (например, нации и народности), по возрасту (например, дети, молодёжь, трудоспособные взрослые, пенсионеры), по месту жительства (например, городские и сельские жители), по половому признаку (например, мужчины и женщины), по профессиональной деятельности (например, работники умственного и физического труда).

Главной особенностью такого рода объединений людей является постоянное их существование.

Ко второй категории можно отнести публику, толпу или аудиторию, которые существуют на протяжении определённого промежутка времени, но при этом включены в единое эмоциональное пространство. Например, это могут быть болельщики сборной России по футболу. Их достаточно много в каждом городе нашей страны, и они, как правило, не знакомы друг с другом, но при этом, когда наша сборная выступает на чемпионате Европы или мира, они не только приезжают поддержать нашу команду на стадион, где проводится игра, но и болеют за неё у телевизора дома, на городских площадях и даже в космосе. Таким образом эти люди стихийно формируют единую большую социальную группу болельщиков сборной России по футболу.

Хотя конечно есть и поразительные совпадения, например, на Кубе в 2001 году в митинге с участием лидера страны Фиделя Кастро приняло участие более одного миллиона человек. Также многие кубинцы посмотрели выступление своего лидера по телевизору и ознакомились с его речью в газетах.

Как вы думаете, кем же на этот момент являлись все эти люди – участниками мероприятия или народом Республики Куба? Поразмышляйте об этом на досуге.

Как мы с вами увидели, социальных групп очень много и они сильно отличаются друг от друга. Но иногда их интересы пересекаются, тогда между различными группами может быть налажено сотрудничество.

Например, все ученики школы могут болеть за школьную футбольную команду.

Но бывает и так, что интересы социальных групп противоречат друг другу. Например, мотоциклисты постоянно соперничают с владельцами автомобилей за место на дороге.

Но так или иначе, представить человека без участия его в социальной группе невозможно. Как писал советский поэт Владимир Маяковский:

Плохо человеку, когда он один.

Горе одному, один не воин –

Каждый дюжий ему господин,

И даже слабые, если двое…

Единица – вздор,

Единица – ноль,

Один,

Даже если очень важный,

Не подымет

Простое пятивершковое бревно,

Тем более дом пятиэтажный.

В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты. Сегодня мы узнали с вами о том, что такое социальная группа, а также познакомились с признаками большой и малой социальных групп.

4.2. Большие социальные группы Виды больших социальных групп

Большие социальные группы — это общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми ее представителями, но объединенные и сплоченные зачастую не меньше, а иногда даже сильнее, и потому оказывающих существенное влияние на общественную жизнь.

Особенностями больших социальных групп являются следующие:

  • Они имеют сугубо специфические интересы;

  • Они вырабатывают для себя и для всех своих членов набор социальных норм и требований к их представлениям, регулирующие внутренние и внешние взаимодействия;

  • Они имеют свою сложную и всеми средствами поддерживаемую в эффективном состоянии ролевую структуру.

Большие социальные группы многочисленны и разнообразны по своему происхождению и формам активности. Их делят на два принципиально разных подтипа:

  1. Организованные большие социальные группы.

В них включают этносы, социальные классы, профессиональные группы, половозрастные группы (например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.п.), политические и общественные организации, религиозные конфессии. Эти группы отличает закономерность возникновения, развитие с точки зрения истории групп и длительность существования.

  1. Неорганизованные, стихийные большие группы.

В социально-психологической литературе выделяют как стихийно возникшие группы — толпу, массу, публику. Неорганизованные группы так же имеют собственные особенности. Эти общности возникают достаточно случайно, в них существует общее эмоциональное пространство, но существуют они крайне кратковременно. Поскольку такие группы возникают стихийно, у них нет четкой цели, но они могут быть весьма активны.

Следует отметить, что история научного этапа социальной психологии ведет свой отсчет именно с момента анализа таких групп. В качестве примера, можно привести, десятитомный труд Вильгельма Вундта «Психология народов» или «Психологию масс» Густава Лебона.

Существенный вклад в исследование психологии больших социаль­ных групп внесен концепцией «социальных представлений», разра­ботанной во французской психологической школе (С.Московичи).

Под социальным представлением в этой концепции понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности (Г.М.Андреева).

При помощи социальных пред­ставлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Через анализ социальных пред­ставлений различных больших групп познается их психологический облик.

Принципиальное различие между большими организованными и неорганизованными группами обнаруживаются в механизмах, регулирующих внутригрупповые процессы.

Организованные социальные группы

Организованные группы управляются социальными механизмами: традициями, обычаями, нравами, во многом задающими образ жизни больших групп, особыми свойственными им ценностями. Для организованных групп можно вычленить их образ жизни, особенности самосознания и характера. В рамках опреде­ленного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характе­ристике названных больших групп играет зачастую наличие специфи­ческого языка.

Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии воз­никают на основе исторического опыта больших организованных групп. Поэтому социально-психологический анализ больших организованных групп можно рас­сматривать как «ключ» к познанию содержания психики каждого индивида, включенного в данную группу.

Организованные большие группы имеют особую структуру внутригрупповых отношений, формы общения.

Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов. В широком смысле это — различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека.

В отечественной социальной психологии, предпринят ряд попыток, определить более точно элементы этой структуры. Почти все исследо­ватели (Г.Г.Дилигенский, Ю.В.Бромлей и др.) выде­ляют две обозначенные составные части в ее содержании:

1) психи­ческий склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.)

2) эмоциональная сфера как более подвижное, динамическое образование, в которую входят потребности, интересы, настроения.

В каждой большой организованной группе формируется групповое сознание (национальное, классовое, партийное), система групповых идеалов, ценностных ориентаций, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания («классовое чутье»). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности. Например, типичный представитель класса, партии, нации и т.п. эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушаемых образцов поведения.

Наша принадлежность к той или иной большой социальной группе диктует нашу социальную роль и связанные с ней ожидания других представителей сообщества.

Принадлежность к группе порождает феномен «группового фаворитизма», выраженный в групповом патриотизме и повышении критичности к другим группам, делении на «наших» и «ваших».

Потеря принадлежности к «своей» большой группе без быстрого вхождения в «другую» оборачивается тяжелым испытанием для человека. Он теряет ощущение стабильности и защищенности и социальные ориентиры, начинает чувствовать себя «потерянным», а часто и потерявшим смысл жизни.

Такой процесс социальной деградации называется маргинализацией (от лат. – крайний, находящийся на краю). Вместе с потерей привычной социальной роли маргиналы теряют систему (привычных) моральных и этических ценностей, стереотипы группового поведения – действительно оказываются выброшенными за борт привычной жизни.

Фактором консолидации большой организованной группы является групповой интерес – та база, на основании которой политики, например, позиционируют себя и свои усилия в обществе и на основании которой обретают свой электорат – часть населения, сознательно и последовательно отдающую им свои голоса на выборах как представителю своих корпоративных интересов.

Важным фактором формирования и исследования групповых интересов и в целом больших групп является общественное мнениесплав идей, убеждений, социальных представлений большой организованной группы. Поскольку общественное мнение может влиять на оценку ситуаций, то оно является основным центром приложения усилий политиков, правительства и СМИ. Идеология, агитация, пропаганда, связи с общественностью – колоссальные механизмы, изобретенные цивилизацией специально для формирования и управления общественным мнением.

Большая социальная группа | Психологическая энциклопедия 1vc0

Большая социальная группа — количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

Большие социальные группы имеют структурно-функциональную форму организации. Их не следует смешивать с массовыми общностями (молодежь, женщины, мужчины, подростки, профессиональные общности).

Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности большая социальной группы — центральные органы управления, групповое сознание, обычаи и традиции. Большая социальная группа характеризуется определенным психическим складом, имеет групповую психологию.

В каждой большой социальной группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентаций, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания («классовое чутье»). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности — типичных представителей класса, партии, нации и т. п. Такие личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушенных образцов поведения.

Средства массовой коммуникации большой социальной группы формируют общественное мнение — групповые устремления и чувства; ведут пропаганду, побуждая членов группы к определенным ценностным ориентациям и действиям.

Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы и классы.

Этническая группа, или этнос (от греч. ethnos — племя), — исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, культуру.

Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, основа которого — представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков.

На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность — нацию (от лат. natio — народ).

В психологии этнических общностей выделяется психический склад этноса — его характер, темперамент, нравы, обычаи, устойчивые этнические (национальные) чувства.

Для межэтнического взаимодействия характерны стереотипы восприятия, обусловленные историческим прошлым народа. Оценки достоинств этнических групп, основанные на расхожих стереотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловливаются этноцентризмом — приданием своему этносу эталонных качеств.

В сознании этноса формируется этническая картина мира — особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспринимать явления этнической и межэтнической жизни определенным образом, стереотипизировано в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникает поляризация социальных общностей по этническому признаку.

Источником межэтнических конфликтов в большинстве случаев служат не этнические, а социально-экономические и политические противоречия. Однако в нарастание межэтнического конфликта неизбежно включаются негативные этнические стереотипы, возрастающий этноцентризм, актуализируется националистическая идеология. При этом резко затрудняется урегулирование межэтнических конфликтов. Подобное урегулирование возможно лишь при экстренном удовлетворении базовых интересов конфликтующих сторон, миротворческой позиции национальных лидере, снижении значимости объекта межэтнического конфликта.

По месту больших социальных общностей и системе общественного производства различаются общественные классы (от лат. clasis — разряд). Существование общественных классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.

Различия между классами проявляются в образе жизни, социально-психологическом ( кладе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие социальные группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур. Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса.

Публика — большая социальная группа людей, имеющая общие интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции на основе общих значимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ). Различные экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения.

Масса — совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально-психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает субъектом широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры. Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).

Сознательно-регуляционный компонент психологии больших социальных общностей — общественное сознание, а импульсивно-регуляционный компонент — массовидные явления (общественное настроение, паника и др.).

Общественное сознание — духовная сфера жизнедеятельности общества, обобщенное отражение объективных условий его существования, исторического типа общественного бытия, системы духовных ориентиров и общесоциальных ценностей. Можно выделить идеологический и социально-психологический уровни общественного сознания. Социальнопсихологический аспект общественного сознания состоит в осмыслении и эмоциональном переживании членами общества общественных процессов и отношений, концентрирующихся в поле их сознания. Поле внимания общественного сознания организуется как устойчивыми факторами, так и случайными обстоятельствами (захваченность общественного сознания экстремальной ситуацией, политической борьбой и т. п.).

Общественное сознание нации детерминировано ее историческим прошлым, этическими социостереотипами, длительно действовавшими в истории народа условиями его существования, культурными и экономическими традициями.

Общественное сознание — система духовно-опосредованных, социально-ценностных отношений людей к миру и самим себе, возникающих в процессе жизнедеятельности социума. Общественное сознание отражает общественное бытие, определяется им и воздействует на него.

Общественное сознание образуется совокупностью его форм — науки, соционормативной сферы (мораль, идеология, право, политика), искусства и религии. Пройдя определенные общественно-исторические этапы регионального развития, общественное сознание в настоящее время перерастает в общечеловеческое сознание.

Разновидность общественного сознания — массовое сознание. Оно всегда уже общественного сознания, за его пределами остаются специализированные формы духовного освоения действительности (научные, этические и эстетические концепции).

Массовое сознание характеризуется фрагментарностью, противоречивостью, повышенной динамичностью и стереотипностью. Его содержание определяется массовым интересом, общедоступными ценностями. Взаимодействуя с массовой культурой, оно формирует массовые поведенческие стереотипы. Массовому сознанию соответствуют общественное мнение и общественное настроение, выступающие в качестве непосредственных регуляторов массовых форм поведения.

Общественное мнение — состояние общественного сознания, вызванное отношением различных социальных слоев общества к определенным событиям. Содержание общественного мнения обусловлено обострением интереса к актуальным, дискуссионным проблемам. По структуре общественное мнение может быть монистичным (монизм — от греч. monos — один) и плюралистичным (множественным). Возникая на различных уровнях общественного сознания (в науке, идеологии, обыденном сознании), оно может быть адекватным и не адекватным реальности, содержать реальные и иллюзорные представления.

Адекватность общественного мнения зависит от развитости в обществе демократических свобод, его политической культуры. В демократических обществах общественное мнение — постоянно действующий фактор социального управления, обеспечения прогрессивности его развития. При этом специализированные органы регулярно выявляют общественное мнение, всемерно содействуя его свободному выражению (референдумы, выборочные опросы, пилотажные зондажи).

Общественное настроение — эмоциональная характеристика состояния общественной психологии, влияющая на импульсивное поведение масс; определенное состояние чувств и умов в большой социальной группе, предпосылка социально-политических сдвигов.

По способу освоения действительности различаются научное и обыденное сознание, общественное настроение.

Устойчивая форма нормативной регуляции, основанная на прошлом опыте этноса, — обычаи. Обычай выступают и как нормы поведения, и как форма социального контроля. Они выполняют функцию освящения (сакрализации) сложившихся общественных отношений. Обычаи предшествуют государственно-правовой регуляции. Но и до сих пор они остаются одной из основных форм социальной регуляции в бытовой сфере, гражданской обрядности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *