Биографический метод достоинства и недостатки: анализ продуктов деятельности, преимущества и недостатки методики, в каких случаях применяется – Биографический метод — презентация онлайн

Автор: | 15.04.2020

Содержание

Биографический метод — Психологос

Биографические методы в психологии (ново — жизнеописание от жизнь, пишу) — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.

В двадцатом веке ленинградский ученый и психолог Б.Г. Ананьев положил начало развитию биографического метода в современной психологической науке. Его последователь и ученица Н. А. Логинова продолжает теоретическое и практическое исследование метологических основ биографического метода в психологии. Известен ее труд «Психобиографический метод исследования и коррекции личности», изданный при Казахском Национальном университете имени аль-Фараби.

Биографический метод в работе руководителя

Интересный материал для руководителя дает биографический метод, то есть анализ жизненного пути человека по тем сведениям, которые он может сообщить о себе по памяти. Этот метод доступен каждому руководителю и не требует предварительной подготовки с его стороны. Однако надо помнить, что литературная обработка биографий часто искажает наиболее ценные для психолога непосредственные высказывания самих сотрудников.

Вводное занятие Университета

Биографический метод в психологии — это способ изучения личности

Биографический метод в психологии, это реальная возможность изучения жизненных обстоятельств и целей отдельной личности или группы людей и, при необходимости, дальнейшей их коррекции. Во время анализа в качестве источников информации могут использоваться автобиографии, всевозможные документы, тесты, интервью, воспоминания других людей, произведенные человеком работы.биографический метод в психологии это

Использование биографического метода

использование биографического методаИспользование в психологии биографического метода, это всегда оценка ситуаций, пережитых человеком, которые он может вспомнить самостоятельно. При их изучении рассматриваются моменты, позволяющие личности начать формирование своей позиции и, по возможности, использовать благоприятные моменты для саморазвития. Следует обязательно учитывать единство внешнего и внутреннего. Акцентировать внимание на жизненных условиях, способствующих формированию тех или иных личностных качеств индивида.

Требуется особенно тщательно изучать периоды жизни, соответствующие возрастным или нормативным кризисам. Для них характерны резкие психические рывки и сдвиги, изменения в поведении, привычках, а также преобразование отношений с социумом. При этом изменяется социальная ситуация, сопутствующая развитию, поэтому возможны конфликты. В психической структуре они сохраняются надолго. Поведенческие проявления негативного характера могут обостриться. А впоследствии закрепиться, если новые потребности или возможности субъекта будут игнорировать, не давать им реализоваться, не только окружающие его взрослые, но и общество в целом.

Адаптивные психические структуры в тяжелых или кризисных ситуациях начинают перестраиваться. Что в дальнейшем вызывает развитие определенных черт и способностей. Зачастую они связаны со сменой жизненного уклада или отхода от прежних стереотипов.

сбор информации о произошедших давно событияхСоветский психолог, доктор педагогических наук, Б. Г. Ананьев, в связи с работой над теорией индивидуальности, отметил положительные стороны биографического метода. Ученый подчеркивал, что основное внимание нужно направлять на жизненный путь субъекта. Он утверждал, что изучение личности на основе биографического метода в психологии это своего рода историческое исследование не только воспитания и становления человека, обусловленными социальными условиями, но и всей эпохи, государства и его общественного строя. Важную роль он отводил и окружающим людям, которые могли хорошо или плохо относиться к человеку.

Использование биографического метода позволяет собрать и проанализировать данные о произошедших когда-то объективных событиях. Но необходимо рассматривать их с точки зрения личности, характер переживаний которой всегда субъективен.

Биографический метод в психологии — это средство изучения индивидуальности субъектов

изучение индивидуальности субъекта

При проведении комплексных исследований Б. Г. Ананьевым были поставлены следующие задачи:

  • определение психологического статуса изучаемых субъектов;
  • выявление основных черт характера;
  • распознавание структуры способностей;
  • понимание причин всех поворотных событий.

Для создания полноценной картины необходимо отметить своеобразие личности. А также наличие уникальных черт, делающих человека непохожим на других.

Успешность использования биографического метода в психологии строится не только на его монографическом варианте, но и на возможности изучения данных целых групп субъектов. Также необходимо развивать данный метод и совершенствовать его в операциональном направлении и понятийном.

В онтопсихологии этот метод, скорее всего, можно рассматривать как планомерное психологическое исследование социального бытия личности. История человека представлена как часть эпохальных событий. Подчеркивается зависимость особенностей жизненной «кульминации» и «финиша» от «стартовых позиций».

работа психолога

Развитие биографического метода связано с гуманитарными науками. Он предстает как биографический жанр. Его целью является подробное описание жизненного пути известных людей, их искания и становление. Каждый из биографов имеет свои идеологические и философские взгляды. Отчего трактование различных событий, произошедших в жизни героя, трактуются ими по-разному, а также оказывают серьезное влияние на отбор ими фактов.

Использование руководителями предприятий и компаний биографического метода в составлении портрета работника для оценки его личностных качеств дает актуальный и интересный материал. Анализ доступных сведений можно проводить без предварительной подготовки. Однако в работе, во избежание ошибок, следует всегда ориентироваться на высказывания самих субъектов и не подвергать их литературной обработке.

Видео-урок о методах психологии

Биографический метод (социология) — Википедия

Биографический метод в социологии (англ. biographical approach, life history) – один из методов качественного исследования в социологии, основанный на парадигмах социологического номинализма и социологического конструктивизма. Представляет собой способы измерения и оценки истории жизни, рассказанных или сообщённых свидетельств о жизни с позиции тех, кто эту жизнь прожил. Состоит из сбора информации, из писем, интервью, дневников, протоколов наблюдений и методов её анализа. Сущность биографического метода заключается в ответе на вопрос, в результате каких механизмов и событий рождается какая-либо конкретная личность, и как в дальнейшем она формирует свою судьбу.

История[править | править код]

Метод биографического анализа впервые был применён представителями Чикагской социологический школы У.  Томасом и Ф.  Знанецким в исследовании «Польский крестьянин в Европе и Америке» (Thomas, Znaniecki,1918–1920). Именно они впервые выступили с обоснованием данного метода в рамках теоретического подхода в социологии, полагая, что социальные процессы нужно рассматривать как взаимодействие разума личности и окружающей его реальности. Социологи считали, что исследования, направленные на описание жизненной картины человека, позволят им впоследствии обобщить различные группы, а иногда и субкультуры. В отечественной социологии биографические методы стали активно применяться в переломные моменты развития российского общества

[1].Первопроходцем стала С.С. Семенова, реконструировавшая стратегии трёх индивидуальных семей. Биографический метод, использованный в её исследовании, показывал всю траекторию жизненных путей, бывших привилегированных представителей, а также типичных образов представителей советского общества.

Достоверность проводимого социологом исследования всегда зависит от выбранного метода исследования. Биографический метод представляет собой анализ, сконцентрированный на каком-то определённом индивиде, образе его жизни, среде обитания и различных социальных процессах происходящих на протяжении всей его жизни. Получается, что биографический метод позволяет разобраться во внутреннем мире исследуемого, реконструировать его жизненные ситуации, и спроектировать жизненный путь.

Самым сложным в биографическом анализе было и будет выделение различных социальных либо индивидуальных характеристик в конкретной истории. Очень редко исследователь, описывая картину жизни человека, использует полностью все известные о нём данные, с рождения до кончины[2]. Обычно он выбирает наиболее значимые временные периоды, продвижение по карьерной лестнице, важные события в семье, отношения с членами семьи и окружающими. Большинство известных социологов вместо термина биографический метод используют термин история конкретного случая, доказывая, что используемые данные были выборочными.

Биографический метод в социологии тесно взаимосвязан с устной историей (Oral history), а иногда даже рассматривается как разновидность истории отдельного случая (Case  study). За единицу анализа в данном методе принимается любое описываемое событие. Биографический метод проявляет интерес не только к стандартным, но и к маргинальным смысловым перспективам, снимая разграничения между уникальными и стандартными типичными событиями. В социологии «истории жизни» чаще всего для изучения использовались социальные меньшинства, из–за трудной пространственной и временной локализации.

Н. Дензин составил схему анализа жизни, состоящую из отбора субъекта, описании объективных событий, получении от субъекта интерпретации происходящих событий, анализ полученных данных с целью принятия окончательного решения о достоверности вышеуказанных гипотез. Полный образ картины существования человека воспринимается как субъективная картина жизненного пути определённого человека. Результаты выявленные в ходе исследования сравниваются с нормативными данными, на основе которых и проводится диагностика психического состояния испытуемого[3].

Спецификой  биографического анализа  считают  его  сфокусированность  на субъективной  интерпретации  аспектов  жизни  личности,  группы  (например,  семьи),  организации.  Если метод устной истории   —  это  воссоздание  определённых  исторических  событий  с  фактологической  точностью  со слов  их  участника,  то здесь в  центре  внимания   оказывается  устное  или  документальное  описание  событий  с точки  зрения  самого  рассказчика  в  той  форме,  в  которой  субъект  жизнеописания  переживает,  интерпретирует  и  определяет  эти  события.  В  истории  жизни  присутствуют  три  типа  конкретизации субъекта  (по  М.  Бургосу):  субъект  в  качестве  интервьюируемого;  субъект  как  предмет,  герой  рассказа;  и субъект  —  рассказчик  истории.  Каждый  из  этих  типов  занимает  самостоятельное  положение  в  структуре повествования,  потому  может  быть  проанализирован  отдельно.  Ещё  одной  особенностью  является возможность  изучения  процессуальности  социальной  жизни.

Источники метода биографического анализа[править | править код]

Биографический метод подразумевает собой использование любых биографических материалов для исследовательских и практических целей.

  • Человек
  • Знающие его люди
  • Биографические и литературные источники о нём
  • Адресные данные и данные о профессиональной деятельности
  • Его жилая обстановка
  • Личные вещи
  • Официальные документы
  • Практические результаты деятельности
  • Автобиография

Биографический метод используется не только в социологии, но и во многих других гуманитарных науках, ставящих индивидуальное во главу всего исследования. Так как становление и развитие биографического метода в социологии происходило параллельно в рамках других дисциплин, данный метод стал незаменим для этнографии[4], психологии, психиатрии, сферы научных интересов.

Также, метод используется в:

  • изучении социально-исторической ситуации
  • гендерных исследованиях
  • описании социальных проблем
  • изучении внутреннего мира субъекта
  • изучении психологии преступника
  1. Психобиография (основывается на биографической информации).
  2. Каузометрия – предназначена для исследования картины жизненного пути человека и его психологического времени. Проводится как интервью, при этом с её помощью можно описать не только прошедшие события, но и будущие, то есть те, которые могут возникнуть или возникнут, путём причинно-следственных связей. Каузометрия всегда состоит из 6 составляющих: сбор кратких данных, выделение наиболее важных событий, датирование данных событий, анализ отношений в этих событиях, целевой анализ и соотношение каждых событий к определённым сферам. В отличие от всех других методов биографического анализа, результаты каузограммы изображаются в графическом виде, показывая статус выбранных событий, их место во времени. Каузометрия отлично показывает различные отклонения в жизненном пути, а также масштаб его замыслов и картину реальных их воплощений[5].
  3. Биографическая анкета конкретизирует методы группы биографических опросников, в которых находят своё отражение показатели жизненного пути человека, и состоит из следующих пунктов:
  • Жизненный путь
  • Ступени социализации
  • Среда развития
  • Интересы
  • Состояние здоровья

Биографический метод, который так часто используется в социологии, так же часто подвержен критике, так как он подвержен постоянному смещению описываемых событий[6]. Поскольку метод биографического анализа направлен  на  исследование  и  представление  субъективного  опыта  информанта,  то возникает  проблема  субъективности  данных,  которые  могут  быть  окрашены  ложью,  желанием  произвести впечатление,  и  вследствие  этих  особенностей  не  могут  считаться  надёжными.  Установление  критериев объективности  исследования  различается  в  рамках  реалистического  и  конструктивистского  подходов.  Реалист  представляет  читателям  жизненные  истории  как  новые  «факты»  о  людях.  Допускается,  что информант  может  ошибаться,  лгать  и  преувеличивать, —  поэтому  в  исследовании  используют дополнительные  методы  и  дополнительные  источники  с  целью  проверки  информации,  например,  анализ личных  и  официальных  документов,  свидетельства  очевидцев.  С  позиции  конструктивизма  история  жизни,    полностью  бы  отражавшая  жизнь,  невозможна.  Такого  исследователя  интересует  не  истинность  описанных событий,  а  способ  их  репрезентации  рассказчиком:  нарративный  аспект  материалов,  способ  реконструкции своей  жизни,  категории,  используемые  информантом  для  объяснения  своего  поведения. Также нельзя забывать, что форма повествования биографического исследования идентична литературе, поэтому биография не должна быть чересчур идеальной . По факту, биографический метод идёт нога в ногу с историографическим, так как тоже в нём очень важны даты и события. Нельзя забывать о достоверности выявленных данных, а также об установке авторских прав на проведённое биографическое исследование. Использование биографического метода всегда тесно взаимосвязано с количественным методом анализа и информации о респондентах.

  1. Роберт Мертон Краткий библиографический очерк // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2000. — №4, с. 88-90.
  2. Гавриленко Иван Пол Лазарсфельд: Жизнь и творчество к 100-летию со дня рождения. Социология: теория, методы, маркетинг. — 2000. — №4, с.69-72.
  3. Билуха Н. П. Методология научных исследований: Учебник. — К.: АБУ, 2002. — С. 319-328.
  4. Туторский А. В. Биографический метод сбора полевой информации // Полевая этнография–2008. Международная научная конференция. — 2010. — С. 11-21.
  5. Голосенко И. А. Евгений Де Роберти: интеллектуальный профиль. Социс, 2001. — №2.
  6. Роберт Мертон Краткий библиографический очерк // Социология: теория, методы, маркетинг — 2000. — №4, с. 88-90.
  • Билуха Н. П. Методология научных исследований: Учебник. — К.: АБУ, 2002. — с. 319—328.
  • Гавриленко И. Пол Лазарсфельд: жизнь и творчество. К 100-летию со дня рождения. // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2000. — № 4. — С. 69-72.
  • Городяненко В. Г. Сборник библиографический указателей литературы 1980—2006. — Днепропетровск: ДНУ, 2006. — 186 с.
  • Голосенко И. А. Евгений Де Роберти: интеллектуальный профиль. // Социологические исследования. — 2001. — № 2.
  • Грищенко Н. А. Исследование личности биографическим методом // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. — Л., 1990. — С.61-65.
  • Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. — Екатеринбург: Урал, 1998. — 208 с. — ISBN 5-7525-0611-5. — гл.3.
  • Коломийцев В. Ф. К 200-летию Токвиля — социолога и политолога, либерала и консерватора. // Социологические исследования. — 2005. — № 10. — С. 128—132.
  • Легеза С. Библиографический путеводитель в поле отраслевой социологий // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2007. — № 2.
  • Мертон Р. К. Краткий библиографический очерк // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2000. — № 4. — С. 88-90.
  • Никандров В. В. Экспериментальная психология. — М., 2003.
  • Панков А. Биография Поповой Ирины Марковны // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2008. — № 2.
  • Памяти доктора социологических наук, главного научного сотрудника Института социологий НАНУ Н. Паниной. Биография Паниной Натальи Викторовны.// Социология: теория, методы, маркетинг. — 2006. — № 3, с. 5-8.
  • Первый директор — академик А. М. Румянцев // Социологические исследования. — 2008. — № 6.
  • Социология: Энциклопедия. / А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко.— Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. — 2003.
  • Штаймер Г. Социология профессий как признание: Владимир Николаевич Шубкин // Социология: теория, методы, маркетинг 2008, № 4, с. 175—183.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД • Большая российская энциклопедия

БИОГРАФИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД, один из ме­то­дов гу­ма­ни­тар­ных на­ук, в ко­то­ром ис­точ­ни­ка­ми эм­пи­рич. дан­ных слу­жат лич­ные до­ку­мен­ты (днев­ни­ки, пись­ма, ав­то­био­гра­фии, ме­муа­ры), а так­же спец. био­гра­фич. (нар­ра­тив­ные) ин­тер­вью. В ка­ж­дой на­уке Б. м. име­ет свою спе­ци­фи­ку.

В со­цио­ло­гии Б. м. яв­ля­ет­ся ме­тодом изу­че­ния со­ци­аль­ной ре­аль­но­сти на ос­но­ве обоб­ще­ния ма­те­риа­лов об ин­ди­ви­ду­аль­ных судь­бах лю­дей, один из осн. ме­то­дов в т. н. ка­че­ст­вен­ной (по­ни­маю­щей, ин­тер­пре­та­тив­ной) со­цио­ло­гии. Раз­вёр­ну­тое обос­но­ва­ние Б. м. пред­ло­жил В. Диль­тей, от­ме­тив­ший, что че­ло­век – это не толь­ко не­по­вто­ри­мая ин­ди­ви­ду­аль­ность, но и но­си­тель об­раза ок­ру­жаю­ще­го ми­ра. В этом смыс­ле био­гра­фии отд. ин­ди­ви­дов ре­пре­зен­та­тив­ны, т. е. в них на­ли­че­ст­ву­ют со­ци­аль­но ти­пич­ные ха­рак­те­ри­сти­ки стра­ны, вре­ме­ни, на­ро­да, со­ци­аль­но­го слоя, воз­раст­ной груп­пы и т. п. В зап. со­цио­ло­гии ста­нов­ле­ние Б. м. свя­за­но с клас­сич. ис­сле­до­ва­ни­ем У. То­ма­са и Ф. Зна­нец­ко­го «Поль­ский кре­сть­я­нин в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке» (1918–20), в ко­то­ром изу­ча­лись про­цес­сы взаи­мо­дей­ст­вия суб­куль­ту­ры поль­ских эмиг­ран­тов и амер. об­раза жиз­ни. Зна­нец­кий раз­ра­бо­тал ме­то­до­ло­гию ана­ли­за био­гра­фий.

Б. м. по­лу­чил раз­ви­тие в США, Гер­ма­нии и Поль­ше в 1920–30-х гг. при изу­че­нии суб­куль­тур мар­ги­наль­ных, де­ви­ант­ных за­кры­тых групп: без­ра­бот­ных, не­фор­маль­ных мо­ло­дёж­ных объ­е­ди­не­ний, экс­тре­ми­ст­ских об­ществ, дви­же­ний. В 1940–60-х гг. ин­те­рес к Б. м. за­мет­но сни­зил­ся, по­сколь­ку счи­та­лось, что субъ­ек­тив­ный фак­тор, при­сут­ст­вую­щий в био­гра­фич. по­ве­ст­во­ва­ни­ях, сни­жа­ет уро­вень дос­то­вер­но­сти по­лу­чае­мых дан­ных. С 1970-х гг. ис­поль­зо­ва­ние Б. м. за­мет­но ак­ти­ви­зи­ро­ва­лось в свя­зи с изу­че­ни­ем но­вых со­ци­аль­ных дви­же­ний (эко­ло­гич., мо­ло­дёж­ных, жен­ских). По­зна­ва­тель­ные воз­мож­но­сти Б. м. рас­ши­ри­лись за счёт гер­ме­нев­ти­ки (Х. Га­да­мер), эт­но­ме­то­до­ло­гии (Х. Гар­фин­кел), фе­но­ме­но­ло­гии, со­цио­ло­гии по­все­днев­но­сти (А. Шюц, Ф. Шют­це, П. Бер­гер, Т. Лук­ман).

В Рос­сии к Б. м. об­ра­ща­лись зем­ские ста­ти­сти­ки в свя­зи с изу­че­ни­ем со­ци­аль­ных по­след­ст­вий от­ме­ны кре­по­ст­но­го пра­ва (про­ект В. Н. Те­ни­ше­ва, 1897). Л. Н. Тол­стой ис­поль­зо­вал био­гра­фии ча­ст­ных лиц при изу­че­нии сель­ской и го­род­ской бед­но­сти. Яр­кий при­мер «уст­ной ис­то­рии» – ра­бо­та рус. пи­са­тель­ницы С. З. Фе­дор­чен­ко «На­род на вой­не» (отд. час­ти выш­ли со­от­вет­ст­вен­но в 1917, 1925 и 1983). В ра­бо­тах пси­хо­ло­га Н. А. Рыб­ни­ко­ва 1920–30-х гг., по­свя­щён­ных изу­че­нию био­гра­фии, от­ме­ча­лось на­ли­чие в них цен­ной ин­фор­ма­ции и о по­ло­же­нии разл. со­ци­аль­ных групп. По­сле дли­тель­но­го пе­ре­ры­ва ин­те­рес к Б. м. стал воз­рож­дать­ся в рос. со­цио­ло­гии в сер. 1990-х гг.

Био­гра­фич. ин­тер­вью от­но­сит­ся к груп­пе не­фор­ма­ли­зо­ван­ных (сво­бод­ных, «мяг­ких») ме­то­дов: рес­пон­дент рас­ска­зы­ва­ет о сво­ей жиз­ни в сво­бод­ной фор­ме, са­мо­стоя­тель­но оп­ре­де­ляя объ­ём по­ве­ст­во­ва­ния, сте­пень его под­роб­но­сти, со­бы­тия, о ко­то­рых сто­ит упо­мя­нуть, стиль по­ве­ст­во­ва­ния (эмо­цио­наль­ный или су­хой, серь­ёз­ный или иро­ни­че­ский и т. д.).

Б. м. да­ёт воз­мож­ность ис­сле­до­вать мик­ро­уро­вень со­ци­аль­ных про­цес­сов и яв­ле­ний, по­нять, как фор­ми­ру­ет­ся жиз­нен­ная стра­те­гия отд. гра­ж­дан (со­ци­аль­ных ак­то­ров) во взаи­мо­дей­ст­вии с об­ще­ст­вом. Срав­не­ние био­гра­фич. нар­ра­ти­вов (по­ве­ст­во­ва­ний) об­на­ру­жи­ва­ет ти­пич­ные со­ци­аль­но одоб­ряе­мые или от­кло­няю­щие­ся (де­ви­ант­ные) жиз­нен­ные стра­те­гии и прак­ти­ки. В со­цио­ло­гии пе­ре­ход от ана­ли­за ин­ди­ви­ду­аль­ных био­гра­фич. нар­ра­ти­вов к обоб­щён­ным пред­став­ле­ни­ям об изу­чае­мых со­ци­аль­ных фе­но­ме­нах обес­пе­чи­ва­ет­ся ме­то­до­ло­ги­ей изу­че­ния отд. слу­чая (case study).

В пси­хо­ло­гии, пе­да­го­ги­ке, ме­ди­ци­не Б. м. на­прав­лен на изу­че­ние и опи­са­ние од­ной че­ло­ве­че­ской жиз­ни, вклю­чая мир пред­став­ле­ний и пе­ре­жи­ва­ний кон­крет­ной лич­но­сти (в этом ва­ри­ан­те Б. м. ино­гда на­зы­ва­ют ав­то­био­гра­фи­че­ским). В этой сфе­ре с по­мо­щью Б. м. изу­ча­ет­ся со­от­но­ше­ние ус­ло­вий внеш­ней де­тер­ми­на­ции и са­мо­де­тер­ми­на­ции в ис­то­рии отд. че­ло­ве­ка и его лич­но­ст­ных из­ме­не­ний. Пу­тём ис­сле­до­ва­ния био­гра­фич. по­ве­ст­во­ва­ний о се­бе (од­но­крат­ных или лон­ги­тюд­ных, те­ма­ти­че­ски ог­ра­ни­чен­ных или ка­саю­щих­ся жиз­ни в це­лом) ана­ли­зи­ру­ют­ся опыт лич­но­сти, сме­на его ин­тер­пре­та­ций и оце­нок, со­дер­жа­ния цен­но­ст­но-смы­сло­вой и мо­ти­ва­ци­он­ной сфер, ди­на­ми­ка «Я-кон­цеп­ции», внут­рен­няя ло­ги­ка жиз­нен­ных це­лей и стра­те­гий по­ве­де­ния, а так­же ис­то­рия «кон­ст­руи­ро­ва­ния» соб­ст­вен­ной лич­но­сти и судь­бы. Ре­аль­ное те­че­ние жиз­ни не то­ж­де­ст­вен­но рас­ска­зу субъ­ек­та, ди­аг­но­стич­ны­ми яв­ля­ют­ся: от­бор эпи­зо­дов; со­кры­тия, умол­ча­ния, при­вле­че­ние ком­мен­та­ри­ев; за­бы­ва­ние со­бы­тий и эта­пов жиз­ни, ис­ка­же­ние фак­тов и вре­ме­ни их осу­ще­ст­в­ле­ния; ре­ин­тер­пре­та­ции, по­ка­зы­ваю­щие, как на­стоя­щее пе­ре­оп­ре­де­ля­ет про­шлое. Б. м. пред­по­ла­га­ет ана­лиз со­дер­жа­тель­ных (со­став и ие­рар­хия жиз­нен­ных тем, ус­той­чи­вые сю­же­ты и сим­во­лы) и фор­маль­ных ха­рак­те­ри­стик (напр., сти­ле­вые осо­бен­но­сти). Для ус­та­нов­ле­ния ис­тин­но­сти по­лу­чае­мых дан­ных раз­ра­бо­та­ны про­це­ду­ры ве­ри­фи­ка­ции: струк­ту­ри­ро­ва­ние те­ма­ти­ки ин­тер­вью, кон­тент-ана­лиз тек­стов, при­вле­че­ние до­пол­нит. ис­точ­ни­ков ин­фор­ма­ции (до­ку­мен­тов, оче­вид­цев, экс­пер­тов и др.).

В ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии Б. м. – спо­соб ис­сле­до­ва­ния, при ко­то­ром био­гра­фия и лич­ность пи­са­те­ля рас­смат­ри­ва­ют­ся как оп­ре­де­ляю­щие мо­мен­ты его твор­че­ст­ва. Б. м. был под­го­тов­лен эс­те­ти­кой ро­ман­тиз­ма с её вос­при­яти­ем жиз­ни и по­эзии как еди­но­го це­ло­го, а так­же гер­ме­нев­ти­кой Ф. Шлей­ер­махе­ра, по­ла­гав­ше­го не­об­хо­ди­мым изу­чать фак­ты внеш­ней и внут­рен­ней жиз­ни пи­са­те­ля для луч­ше­го по­ни­ма­ния его про­из­ве­де­ний. Ос­но­ва­те­лем Б. м. счи­та­ет­ся Ш. О. Сент-Бёв, для ко­то­ро­го изу­че­ние на­след­ст­вен­но­сти, лит. и по­ли­тич. ок­ру­же­ния пи­са­те­ля бы­ло не­пре­мен­ным ус­ло­ви­ем по­сти­же­ния его твор­че­ст­ва. Б. м. на­шёл при­ме­не­ние в тео­рии и прак­ти­ке куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской шко­лы (Г. Лан­сон, И. А. Тэн), по­вли­ял на ста­нов­ле­ние «ис­то­ри­ко-пси­хо­ло­ги­че­ско­го» ме­то­да Г. Бран­де­са, на «им­прес­сио­ни­сти­че­скую» кри­ти­ку ру­бе­жа 19–20 вв., за­ня­тую по­ис­ком от­ра­же­ния в тек­сте «со­кро­вен­но­го Я» пи­са­те­ля. С Б. м. свя­за­но ста­нов­ле­ние лит. порт­ре­та как осо­бо­го жан­ра ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния («Ста­рин­ные порт­ре­ты» Н. А. Кот­ля­рев­ско­го, 1907; «Си­лу­эты рус­ских пи­са­те­лей» Ю. И. Ай­хен­валь­да, вып. 1–3, 1906–10, и др.).

Достоинства и недостатки различных методов. Биографические методы в психологии

Биографический метод является универсальным методом исследования общественных и гуманитарных наук, таких как история, социология, психология, культурная антропология и др. В зависимости от задач исследования в определенной науке разнится процедура биографического исследования, метод может применяться во множестве модификаций. Специфика биографического исследования в психологии определяется интересом к жизненному пути личности (в отечественной психологии) [Мошкова, 1994], к индивидуальной жизни человека, особенно известных и неординарных личностей (в зарубежной психологии) .

Несмотря на то, что первые работы по биографическому методу как методу психологического исследования Н. А. Рыбникова, А. Ф. Лазурского и др. появились в России еще в начале прошлого века, метод не вошел в широкую исследовательскую практику [Рыбников, 1920; Лазурский, 1911 ]. Очевидно, причиной тому были идеологические и методологические ограничения в науке, определившие ее преимущественно позитивистский характер. Возрождение интереса российских исследователей к психобиографическому методу наблюдается в публикациях двух последних десятилетий. Большая часть работ проводится в науко- ведческих целях при изучении биографий ученых [Ярошевский, 1993; Мошкова, 1989; Мошкова, 1994].

В качестве материала биографического исследования могут использоваться мемуары, письма, автобиографии, биографии, созданные по результатам интервью и т. п. Наиболее дискуссионной остается проблема привлечения автобиографических описаний, на содержании которых сказываются особенности памяти и мотивации самопрезентации автора. Так, для исследования личности представляет ценность понимание мотивов конкретных поступков, которые авторы склонны забывать или подменять, выдавая желаемое за действительное. Однако, как считал Н. А. Рыбников, без использования биографических и, в частности, автобиографических данных при изучении истории личности не обойтись: «Психология должна научиться анализировать эти данные, отсеивать шелуху, брать достоверное и ценное» [Рыбников, 1930, с. 16]. Для этого автор считал необходимым проведение работы по анализу не единичных, а ряда биографий, их сравнение в зависимости от типичных особенностей авторов, пола, возраста, социального положения, эпохи и т. д. Отмечалась необходимость соотнесения биографического описания личности с объективными данными, сравнения отдельных частей автобиографий, определения цели, которую ставил перед собой автор. По мнению Н. А. Рыбникова, такая работа способна помочь в учете неизбежных ошибок памяти, эгоцентризма, установок, в выявлении существенного, бесспорного.

Рассмотрим достоинства использования биографического метода. По мнению Г. Ю. Мошковой, в отечественной психологии личности ученого существуют противоречия между теоретическими положениями и их воплощением в конкретных исследованиях [Мошкова, 1994]. Первое противоречие обусловлено лишь формальным провозглашением принципа развития личности в ее деятельности, исследованием некоей устойчивой системы, уже сложившейся к моменту начала научной работы и не претерпевающей в дальнейшем сколько-нибудь значительных изменений. Второе противоречие связано с признанием принципиального значения собственной активности личности как субъекта, обладающего свободой выбора, и вместе с тем фокусом исследования на внешних детерминантах личности и деятельности, начиная от творческого стиля и кончая структурой мотивационной сферы. Третье противоречие состоит в неадекватности задач конкретных исследований (поиск достаточно простых зависимостей и корреляций между какой-либо одной группой факторов и ставящейся им в соответствие чертой личности) основной цели психологии личности ученого (обнаружение интегральной личностной структуры, обеспечивающей высокий творческий потенциал).

В свете названных противоречий особая роль в качественном социально-психологическом исследовании отводится психобиографическому методу, позволяющему изучить личность в динамике, проследить становление и изменение ее характеристик, определить условия и закономерности психической жизни человека. В применении к исследованию законов творческой активности выдающихся личностей, биографический метод способствует выявлению этапов наибольшей продуктивности и кризисов личности, факторов их возникновения. Так, например, известны результаты исследования Н. Я. Пэрны, в ходе которого выявлен волнообразный характер творческой активности личности [Пэрна, 1925]. Российский психофизиолог полагал, что жизненный путь гения представляет собой развертывание заложенного в человеке таланта, определяемое универсальными биопси- хологическими закономерностями существования. По результатам анализа биографических материалов выдающихся ученых и деятелей искусства, Н. Я. Пэрна предположил, что пики творчества таких людей наступают через каждые 6-7 лет.

Достоинством биографического метода в психологии является заложенная в нем возможность изучения цельной личности, а не набора неких характеристик, элементов. «Личность для биографа является единым, целым. Всякая отдельная черта, поступок рассматривается лишь как иллюстрация для понимания этого целого, осуществления призвания» [Рыбников, 1920, с. 17]. Вместе с тем для выявления общих закономерностей, отличающих жизненный путь выдающихся личностей, необходимо выделение и сравнение отдельных характеристик. Вычленение таких характеристик может способствовать снижению субъективного фактора в интерпретации биографий.

Применение биографического метода позволяет решить задачу, заявленную С. Л. Рубинштейном, — «раскрыть человека во всех для него существенных связях и отношениях» [Рубинштейн, 1989, с. 286], а в русле историко-психологического исследования — проследить взаимосвязь предметно-логических, социальных и личностных детерминант научного познания. Обращение к динамике становления личности ученого и его научных взглядов под влиянием изменяющихся микро- и макросоциальных факторов на протяжении жизненного пути способствует воссозданию истории науки.

Жизнеописание как форма научного исследования и жизненный путь человека как его предмет встречаются в философии, социологии, истории науки, психологии и других гуманитарных областях. Это неудивительно, поскольку каждая из данных дисциплин пытается по-своему ответить на вопросы, касающиеся обстоятельств и сущности человеческого бытия, а значит, неизбежно должна затрагивать проблему индивидуальной жизни.

Так, для социолога анализ биографии – это один из способов исследования жизненного пути представителя определенного социального слоя в конкретную историческую эпоху. Биографический метод в социологии позволяет выявить закономерности общественных процессов в индивидуальной жизни, а также механизм событий единичной жизни в тенденции общественного развития.

При обработке биографического материала отдельные биографии накладываются друг на друга, в результате выделяются общие и нетипичные моменты.

Для целей социологического исследования используются также биограммы, которые американский социолог Т. Абель определяет как рассказ о собственной жизни, написанный человеком, представляющим определенную социальную группу и составленный в соответствии с определенной схемой, заданной социологом. Биография становится биограммой, когда ее объединяют с биографиями других членов той же социальной общности. Поэтому биограмма, по мнению Абеля, интересна для социолога, тогда как история жизни – для психолога.

В психологии нет единого мнения относительно целей, задач и способов применения биографического метода. Доказательство тому – наличие как минимум трех различных значений, в которых употребляется само понятие «биографический метод». При этом сами авторы зачастую не осознают того, что одним и тем же термином в психологической литературе обозначаются совершенно разные реальности.

В своем наиболее широком значении биографические методы в психологии – это особый концептуальный подход к изучению личности, основанный на представлении о том, что личность является «продуктом» собственной биографии или истории своей жизни. В этом качестве биографические методы пред

16. Биографический метод

Биографические методы в психологии (ново — жизнеописание от жизнь, пишу) — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.

В двадцатом веке ленинградский ученый и психолог Б.Г. Ананьев положил начало развитию биографического метода в современной психологической науке. Его последователь и ученица Н. А. Логинова продолжает теоретическое и практическое исследование метологических основ биографического метода в психологии. Известен ее труд «Психобиографический метод исследования и коррекции личности», изданный при Казахском Национальном университете имени аль-Фараби.

Биографический метод в работе руководителя

Интересный материал для руководителя дает биографический метод, то есть анализ жизненного пути человека по тем сведениям, которые он может сообщить о себе по памяти. Этот метод доступен каждому руководителю и не требует предварительной подготовки с его стороны. Однако надо помнить, что литературная обработка биографий часто искажает наиболее ценные для психолога непосредственные высказывания самих сотрудников.

17. МЕТОД ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТНОЙ (метод экспертной оценки, метод внешней экспертной оценки) — метод психодиагностики, опирающийся на мнение экспертов, хорошо знающих оцениваемое явление и способных дать ему достоверную оценку. Предполагает изучение и обобщение мнений всех участвующих экспертов. Широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели, классные руководители, руководители коллективов и пр. Оценки экспертные целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств — это лучше сделать в последующей беседе с экспертами, а в виде количественной оценки выраженности этих свойств иди элементов поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных, частных элементов поведения, однозначно понятных. Обобщение этих элементов — дело самого исследователя.

Праксиметрический метод — психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д.

Другие названия

Праксиметрический метод известен также, как «анализ продуктов деятельности», «архивное исследование» («archival research») или «архивный метод». Последние два термина равнозначны и используются в англоязычной научной литературе, при этом их можно считать частными от праксиметрического метода.

Праксиметрический метод используется для проверки гипотез при помощи ранее полученной информации, собранной с какой-либо другой целью или входящей в общедоступную базу данных. Праксиметрический метод часто используется в качестве одного из методов в более крупных исследовательских проектах.

Праксиметрический метод широко применяется в следующих дисциплинах:

Историческая психология

Антропопсихология

Психология личности

Психология творчества

Клиническая психология

Для психологии творчества данный метод считается одним из основных. В клинической же психологии он применяется при анализе текстов, рисунков и поделок, созданных больными. Примером образцового применения праксиметрического метода внейропсихологии можно назвать исследование А. Р. Лурии, основанное на изучении и интерпретации дневниковых записей и рисунков человека, перенёсшего травму коры левого полушария головного мозга. Результаты этого исследования опубликованы в работе «Потерянный и возвращённый мир» (1971).

Архивные исследования можно рассматривать в качестве эффективного способа использования информации об имевших место в прошлом событиях в случае, когда психологам необходимо проверять гипотезы при отсутствии возможности непосредственного управления переменными.

Плюсы и минусы

Преимущества архивных исследований

В современных условиях доступны огромные объёмы информации, обеспечивающие почти неисчерпаемые возможности для исследования (библиотеки, всевозможные базы данных, интернет).

Архивные исследования могут согласовываться с результатами лабораторных исследований, тем самым увеличивая внешнюю валидность.

Так как архивная информация уже зафиксирована, она не «смутится» и не попытается «предстать в лучшем свете» перед исследователем.

Недостатки архивных исследований

В имеющихся данных важная информация может отсутствовать или же не обладать должной репрезентативностью.

При отборе информации легко можно ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу.

При анализе данных при условии избыточного объёма информации можно интерпретировать информацию сквозь призму определённых ожиданий.

Разновидности праксиметрического метода

Биографический метод

Биографический метод — метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Применяется в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии.

Контент-анализ

Контент-анализ (content analysis) представляет собой метод систематического изучения материала, при котором качественная информация распределяется по заранее определённым категориям. Применяется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации, а также в других социальных науках. Развитие метода связано с развитием психосемантики, методов многомерного анализа данных и вычислительной техники.

Стандартные единицы при анализе текста в контент-анализе:

Слово (термин, символ)

Суждение или законченная мысль

Тема

Персонаж

Автор

Целостное сообщение

Самый простой способ обработки данных контент-анализа — регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Но существуют и другие, более сложные, способы обработки.

Контент-анализу можно подвергнуть любой вид записей. Помимо вербальной, можно анализировать и невербальный материал (например, рисунки пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера).

Проективный метод

Проективный метод считается промежуточным между психологическим тестированием и анализом продуктов деятельности. При использовании данного метода испытуемому предлагается выполнить определённое задание (например, нарисовать картину или составить рассказ по рисунку), а результаты этого задания затем анализируются и интерпретируются.

Примеры проективных методик изучения продуктов деятельности:

Тест «Рисунок дома»

Тест «Фигура человека» (Гудинаф и Маховер)

Тест «Рисунок дерева»

И др.

В той или иной степени анализ продуктов деятельности производится в следующих проективных методиках:

Тематический апперцептивный тест (TAT)

Тест Розенцвейга

Тест Роршаха (тест «чернильных пятен»)

Анализ почерка

И др.

Праксиметрический метод — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Праксиметрический метод — психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д.

Другие названия

Праксиметрический метод известен также как «анализ продуктов деятельности», «архивное исследование» («archival research») или «архивный метод». Последние два термина равнозначны и используются в англоязычной научной литературе, при этом их можно считать частными случаями праксиметрического метода.

Праксиметрический метод используется для проверки гипотез при помощи ранее полученной информации, собранной с какой-либо другой целью или входящей в общедоступную базу данных. Праксиметрический метод часто используется в качестве одного из методов в более крупных исследовательских проектах.

Праксиметрический метод широко применяется в следующих дисциплинах:

Для психологии творчества данный метод считается одним из основных. В клинической же психологии он применяется при анализе текстов, рисунков и поделок, созданных больными. Примером образцового применения праксиметрического метода в нейропсихологии можно назвать исследование А. Р. Лурии, основанное на изучении и интерпретации дневниковых записей и рисунков человека, перенёсшего травму коры левого полушария головного мозга. Результаты этого исследования опубликованы в работе «Потерянный и возвращённый мир» (1971).

Архивные исследования можно рассматривать в качестве эффективного способа использования информации об имевших место в прошлом событиях в случае, когда психологам необходимо проверять гипотезы при отсутствии возможности непосредственного управления переменными.

Преимущества архивных исследований[править | править код]

  • В современных условиях доступны огромные объёмы информации, обеспечивающие почти неисчерпаемые возможности для исследования (библиотеки, всевозможные базы данных, интернет).
  • Архивные исследования могут согласовываться с результатами лабораторных исследований, тем самым увеличивая внешнюю валидность.
  • Так как архивная информация уже зафиксирована, она не «смутится» и не попытается «предстать в лучшем свете» перед исследователем.

Недостатки архивных исследований[править | править код]

  • В имеющихся данных важная информация может отсутствовать или же не обладать должной репрезентативностью.
  • При отборе информации легко можно ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу.
  • При анализе данных при условии избыточного объёма информации можно интерпретировать информацию сквозь призму определённых ожиданий.

Разновидности праксиметрического метода[править | править код]

Биографический метод[править | править код]

Биографический метод — метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Применяется в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии.

Контент-анализ[править | править код]

Контент-анализ (content analysis) представляет собой метод систематического изучения материала, при котором качественная информация распределяется по заранее определённым категориям. Применяется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации, а также в других социальных науках. Развитие метода связано с развитием психосемантики, методов многомерного анализа данных и вычислительной техники.

Стандартные единицы при анализе текста в контент-анализе:

Самый простой способ обработки данных контент-анализа — регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Но существуют и другие, более сложные, способы обработки.

Контент-анализу можно подвергнуть любой вид записей. Помимо вербальной, можно анализировать и невербальный материал (например, рисунки пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера).

Проективный метод[править | править код]

Проективный метод считается промежуточным между психологическим тестированием и анализом продуктов деятельности. При использовании данного метода испытуемому предлагается выполнить определённое задание (например, нарисовать картину или составить рассказ по рисунку), а результаты этого задания затем анализируются и интерпретируются.

Примеры проективных методик изучения продуктов деятельности:[1]

В той или иной степени анализ продуктов деятельности производится в следующих проективных методиках:

Рекомендуемая литература[править | править код]
  • Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. — М.: МГУ, 1980.

К праксиметрическим методам также относятся[править | править код]

  • Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002. С. 45—47
  • Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 444—448

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *