Психологическая профилактика это: Психологическая профилактика – Психопрофилактика — Википедия

Автор: | 28.05.2020

Содержание

Психологическая профилактика

Психологическая профилактика

Определение 1

Психологическая профилактика – это деятельность детского психолога, которая направлена на сохранение, укрепление, развитие психологического здоровья ребенка на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Этот вид деятельности практического психолога разработан ещё мало, несмотря на то, что все ученые и практики признают важность этой работы.

Психологическая профилактика имеет свои задачи, где выделяются три уровня:

  • первичная профилактика необходима в работе с детьми с различными незначительными расстройствами – эмоциональными, поведенческими, учебными, а в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы. Первичная профилактика проводится школьными психологами;
  • вторичная профилактика, направлена на «группу риска» – это дети с начавшимися проблемами. Задача этой профилактики заключается в преодолении появившихся трудностей, когда дети ещё управляемы. Работа проводится с детьми, имеющими проблемы, включая консультацию с родителями и учителями;
  • третичная профилактика касается детей с ярко выраженными поведенческими или учебными проблемами. Основная задача этого уровня состоит в коррекции или преодолении психологических трудностей. Работа психолога проходит с отдельными учащимися.

В школах Америки, например, действия психолога от 1 к 3-ему уровню менее активны в отношении планирования. Задача американских психологов в школах заключается в том, чтобы обеспечить 2-й и, особенно, 3-й уровень.

Это говорит о том, что основная работа психологов направлена на учащихся, которые испытывают трудности. Остальные учащиеся проходят традиционное тестирование.

Психологическая профилактика предполагает большую ответственность в детском учреждении за соблюдением психологических условий, которые необходимы для формирования личности ребенка и его полноценного психологического развития. Предполагается также своевременное выявление тех особенностей ребенка, которые могут привести к различным отклонениям, а с переходом детей на следующую возрастную ступень предупредить возможные осложнения.

Психологическая профилактика необходима в тех случаях, когда требуется предупредить возможное неблагополучие в психическом и личностном развитии ребенка. Психолог может проводить психопрофилактическую работу с отдельными детьми, группами детей, целыми классами, возрастными параллелями. Также такая работа должна проводиться со всеми взрослыми, кто связан с детьми – учителями, родителями, воспитателями, влияющими на мироощущение и развитие ребенка.

Замечание 1

Сложность этой работы заключается в том, что педагогический коллектив не всегда понимает важность психологической профилактики.

Психологическая служба школы не должна основываться на решении сиюминутных проблем, её задача заключается в прогнозировании этих проблем и их предупреждение.

Говоря другими словами, психолог начинает проводить психологическую профилактику до возникновения сложностей работы с ребенком или классом. Инициатива психологической профилактики полностью исходит от самого психолога, потому что в этом вопросе он является хозяином положения.

Содержание психологической профилактики

Важно помнить, что психолог разрабатывает развивающие программы для детей разного возраста, учитывая при этом задачи каждого этапа.

Чтобы определить свои интересы, способности и склонности детям надо предоставить возможность попробовать себя в разных областях знаний и практической деятельности.

Личность формируют два основных фактора – это семья и школа. В общении ребенка с родителями возникает первоначальная направленность интересов.

Специалисты говорят сегодня о самом трудноуловимом факторе – это эпоха, в которой развивается человек, а школа и семья являются частью этой эпохи. Формы интеллектуальной жизни, особенности культуры этого времени, несут все предпочтения и неограниченные возможности воздействия на человека на протяжении всей жизни, начиная с самого раннего возраста.

К какой сфере предпочтений человек прикоснется, зависит от его индивидуальной судьбы. Поэтому очень важно дать каждому ребенку почувствовать на себе воздействие данного времени, его культуру, а для этого необходимо расширить сферы познания и деятельности каждого. Это должно лежать в основе развивающих программ.

Та программа, которую разрабатывает психолог, значительно шире учебной программы. Психологу приходится анализировать всё, что окружает детей, анализировать игру, учебный процесс, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, спортивные секции, кружки – психолог должен знать, насколько это способствует личностному развитию ребенка, его психическому комфорту.

Психическое развитие и формирование личности ребенка должно проходить в нормальных психологических условиях, за соблюдением которых в детском саду и школе следит психолог.

Многочасовое пребывание в школьном коллективе, напряженность и неуверенность некоторых детей в своих знаниях, способствует большой психологической перегрузке, работу, по предупреждению которой ведет психолог.

Психологическими причинами учебных перегрузок могут быть недостаточно сформированные интеллектуальные учебные умения и навыки, отрицательная учебная мотивация, не развитая познавательная активность.

Данные нежелательные явления можно предупредить с самого начала школьного обучения при соблюдении определенных психологических условий.

По мнению В. Л. Сухомлинского, школа не выполняет своей задачи, если нормальный ребенок не достиг успехов ни в одном предмете, а нормальное психологическое развитие предполагает, что у каждого ученика есть свой любимый предмет.

Замечание 2

Специалисты предлагают оценивать работу классного руководителя по формированию и развитию способностей и интересов каждого ученика, а помощь в этом развитии должен оказать психолог.

Медико-психолого-педагогический консилиум

На вооружении практического психолога есть один перспективный метод работы – это психолого-педагогический консилиум, в котором задача психолога заключается в оказании помощи учителю, подойти к оценке интеллектуального развития ребенка с разных сторон.

Главным в этой работе является обеспечение подхода к ребенку с оптимизмом относительно дальнейших перспектив его развития, и наметить реальную программу работы.

Педконсилиум помогает избежать в оценке детских возможностей субъективизма, объективно понять их и нацелиться на устранение выявленных проблем и недостатков. Очень сложной проблемой является преодоление учительской предвзятости в отношении ребенка, когда складывается однозначное мнение, а изменить его непросто. Поэтому от педконсилиума ребенок не ждет ничего хорошего.

Такой консилиум должен готовиться самым тщательным образом, а в ходе подготовки к нему психолог планирует решение нескольких задач. Одна из них заключается в том, чтобы показать педагогам этого ребенка с разных сторон, акцентируя внимание на сильных и положительных его сторонах. В работе с такими детьми внимание должно быть сосредоточено на том, что сегодня с ними происходит, на их стремлении добиться успеха.

Решая вторую, не менее важную задачу, психолог должен пробиться сквозь стену учительской установки в отношении данного ребенка, это трудно, поэтому решать её надо постепенно, задолго до консилиума.

Загруженность учителя, недостаточная профессиональная квалификация создают условия для формирования однозначной оценки ученика, поэтому отношение к ребенку будет соответствовать этой оценке.

Ребенок не может быть плохим или хорошим, он такой, какой есть, поэтому психолог снимает с ребенка всякую оценку. Взрослые должны поддержать, помочь ребенку что-то исправить или наверстать упущенное. Часто учителю не хочется усложнять свою собственную жизнь, и сформированная установка на ребенка остается неизменной. Психологу важно помочь учителю «переступить» через самого себя.

Третья задача психолога при проведении консилиума заключается в выработке коллективного понимания всеми педагогами сути личностной проблемы ребенка.

Замечание 3

Если педагогический консилиум будет хорошо подготовлен и грамотно построен, то он может оказать большую помощь в развитии не только детей, но и всего педагогического коллектива.

Психопрофилактика — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 февраля 2015; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 февраля 2015; проверки требует 1 правка.

Общие для медицины, медицинской психологии и практической психологии направления практической деятельности и разделы программ обучения.

Под психопрофилактикой в медицине «принято понимать систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней»

[1]. Различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

Она «включает охрану здоровья будущих поколений, изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения, раннее выявление пороков развития у новорождённых, своевременное применение методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития»[2].

Это система «мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания»

[3]. Выделяют они и дают определение ещё одного вида — третичную профилактику.

«Третичная профилактика — система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение лечебной и педагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации»[2].

Психопрофилактика в практической психологии[править | править код]

Понятие психопрофилактика используется также в практической психологии и является разделом работы практического психолога.

  1. ↑ Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков, 1984
  2. 1 2 Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков, 1984, С. 119
  3. ↑ Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков, 1984,, С. 119
  • Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология — 2 изд. — М.: Медицина, 1984. — 272 с.

Психологическая профилактика — это… Что такое Психологическая профилактика?


Психологическая профилактика
— создание психолого-педагогическими методами условий для нормального процесса социальной адаптации военнослужащих, невозможности развития неадекватного поведения, предупреждения развития невротических состояний у военнослужащих, повышения их психологической устойчивости к воздействию психотравмирующих факторов, повышения социально-психологических показателей воинского коллектива.

Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения.— Новороссийск: Издательство: Новороссийск. Г.А. Броневицкий, Г.Г. Броневицкий, А.Н. Томилин. 2005.

  • Психологическая реабилитация
  • Психологическая служба вооруженных сил

Смотреть что такое «Психологическая профилактика» в других словарях:

  • Психологическая профилактика — деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Психологическая профилактика — Содержание ее предполагает использование психологических знаний в работе с учащимися для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности, развитии интеллекта учащихся, особенно тех, кто входит в группы психологического… …   Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

  • психологическая профилактика алкоголизма и наркомании —      (психологическая профилактика алкоголизма и наркомании) методы психологические профилактики алкоголизма и наркомании это:    1) в узком значении совокупность психологических способов и приемов формирования отрицательного отношения к алкоголю …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психологическая профилактика трудовая — психологическая профилактика содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально психологических конфликтов, включая выработку… …   Официальная терминология

  • Социально-психологическая профилактика дезадаптации воспитанников образовательных учреждений — 2. Социально психологическая профилактика система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, включающая разработку и реализацию профилактических программ …   Официальная терминология

  • профилактика психологическая —      (психологическая профилактика алкоголизма и наркомании) методы психологические профилактики алкоголизма и наркомании это:    1) в узком значении совокупность психологических способов и приемов формирования отрицательного отношения к алкоголю …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ — система мер медицинского (санитарно эпидемиологического, санитарно гигиенического, лечебно профилактического и т. д.) и немедицинского (государственного, общественного, экономического, правового, экологического и др.) характера, направленных на… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Психологическая антропология — П Психологическая антропология (этнопсихология) направление в культурной антропологии и одновременно междисциплинарная область исследований, использующая для интерпретации фактического материала ряд психологических теорий с целью получения… …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ — Направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.         Термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 70 х гг. В этот… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Психологическая напряженность труда сотрудников ОВД — Под напряженностью труда в психологии понимают эргономические условия и характер труда (профессиографические критерии), которые, действуя на человека, вызывают напряжение функциональных систем психики и организма. Попытки классифицировать труд по …   Энциклопедия современной юридической психологии


это… Определение, цели и задачи, методы проведения

Публикация посвящена такому важному разделу психологии и медицины, как психопрофилактика. Это важная часть знаний практикующего специалиста, который занимается сохранностью нервно-психического здоровья человека.

Что такое психопрофилактика?

Сначала стоит дать определение термина. Психопрофилактика – это один из разделов общей профилактики, который включает в себя совокупность мероприятий, направленных на изучение причин и своевременное устранение психических нарушений и заболеваний.

То есть психопрофилактическая деятельность направлена на формирование общей психологической культуры, создание условий для развития и своевременное предотвращение возникновения нарушений в становлении личности. Такая работа может проводиться с детьми, родителями, заменяющими их лицами, педагогами, сотрудниками компании и так далее.

Цели и задачи

Цель психопрофилактики – это своевременное определение и устранение факторов, ведущих к отклонениям в развитии.

К задачам можно отнести следующие.

  • Предупреждение развития отклонения путем ранней диагностики.
  • Устранение действия болезнетворной причины на личность или организм.
  • Проведение мероприятий, предотвращающих рецидивы.

В широком понимании психопрофилактика детей и взрослых предполагает проведение психологических мероприятий, которые укрепляют, улучшают и сохраняют психическое здоровье и самочувствие; предотвращают возникновение фобий, невротических расстройств; противодействуют эмоциональному выгоранию, стрессовому воздействию; решают проблемы психической организации на личностном, поведенческом и экзистенциальном уровнях.

Методы психопрофилактики

Для проведения психопрофилактической работы используется ряд методов:

  • Ранняя диагностика психических отклонений и заболеваний.
  • Медицинское обследование психического состояния разных групп населения – учащихся, военнослужащих и так далее.
  • Санитарно-просветительская работа.
  • Сбор статистических данных по условиям возникновения психических отклонений и их последующих анализ.
  • Организация специальной медпомощи (психоневрологических санаториев, диспансеров, ночных и дневных стационаров).
Психопрофилактика - это

Как показывает опыт специалистов, психопрофилактика и психотерапия неразрывно связаны друг с другом. Важно корректировать межличностные отношения, чтобы устранить эмоциональные и поведенческие нарушения. Для этого используются различные методы семейной психотерапии.

Сферы профилактики

Специалисты выделяют следующие сферы психопрофилактической деятельности:

  • Предупреждение академических проблем. Сюда входит развитие познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, речи, воображения и т. д.) и мыслительных функций (логических, критических, творческих и интуитивных). Как правило, эти виды работ проводятся образовательных учреждениях с детьми начиная с раннего возраста. Но это может быть актуально и для взрослых людей, которые утратили эти способности из-за травмы или тяжелой болезни. Работа с такими пациентами осуществляется в медицинских и прочих лечебных учреждениях.
  • Профилактика социальных и личностных проблем. Она предполагает формирование адекватного отношения к алкоголю, табаку, наркотикам и половым контактам. Также может проводиться обучение критически воспринимать любую рекламу, говорить «нет», управлять агрессией, навыкам поведения в конфликтах и так далее. Как правило, именно в форме тренингов реализуется эта сфера психопрофилактики.
  • Психологическая реабилитация. Направлена на восстановление утраченных психических функций и образований. Они могут быть нарушены из-за психической или физической травмы, искажений в ходе развития (неполная семья, гипер- или гипоопека родителей, деструктивная социальная группа и так далее). Также сюда входит формирование адекватной Я-концепции и осознанной мотивации, что может быть актуально для любого человека.
Уровни психопрофилактики

Формы психопрофилактического воздействия

Существуют различные виды психопрофилактики:

1. Информирование. Это самое распространенное направление работы. Оно может осуществляться в виде бесед, лекций, просмотра фильмов, видеороликов и распространения узкой литературы. Смысл подхода – это воздействие на когнитивные процессы для повышения способности личности принимать конструктивные решения. Обычно используется информация, которая подтверждена статистическими данными. Также она может иметь запугивающий характер. Например, упоминаются негативные последствия потребления наркотиков, описывается личностная деградация и драматические судьбы девиантов.

2. Организация социального окружения. Эта форма предполагает воздействие на среду. Может быть направлена такая психопрофилактика на педагогов, класс, школу, социальную группу, семью, конкретную личность. Иногда объектом влияния становится целое общество. Чаще всего для формирования общего негативного мнения по поводу девиантного поведения. Для реализации этой формы профилактики может создаваться социальная реклама (например, для выработки установок на трезвость и здоровый образ жизни). Здесь особое значение имеет участие средств массовой информации.

3. Формирование желания вести здоровый образ жизни. При такой форме работы создается представление о личной ответственности за свое здоровье, гармонию со своим организмом и окружающим миром. Также человек учится противодействовать неблагоприятным факторам и достигать состояния, оптимального для конкретной ситуации.

4. Стимуляция личностных ресурсов. Предполагает творческое самовыражение, занятие спортом, участие в группах психологического роста. В свою очередь, это обеспечивает активность человека, его здоровье и устойчивость к влиянию негативных внешних факторов. Особенно важной эта форма работы является для обеспечения психопрофилактики детей.

Психопрофилактика детей

5. Минимализация и устранение негативных последствий деструктивного поведения. Обычно эта форма работы применяется в тех случаях, когда отклоняющиеся от нормы действия уже закрепились в сознании личности. Основной целью является предупреждение рецидивов и их нежелательных последствий.

6. Активное обучение важным социальным навыкам. Обычно оно реализуется через групповые тренинги. Наиболее распространены следующие их типы:

  • Тренинг выработки жизненных навыков. Под ними принято понимать самые важные социальные умения. В первую очередь это умение общаться, выстраивать дружеские связи и разрешать конфликты. Не менее значимыми являются навыки уверенного поведения, самоконтроля, изменения себя в зависимости от ситуации. Также сюда можно отнести способность принимать ответственность, отстаивать свои интересы.
  • Тренинг ассертивности. Он основан на идее, что девиантное поведение напрямую связано с эмоциональными нарушениями. Поэтому на занятии психолог учит эффективно справляться со стрессом, понимать свои чувства и выражать их допустимым образом. Также в процессе тренинга повышается самооценка, стимулируется стремление к самоопределению и развитию позитивных ценностей.
  • Тренинг резистентности. Это психопрофилактика негативного социального влияния. В ходе занятия формируются позитивные установки и вырабатывается сопротивляемость деструктивным факторам.

По способу организации психопрофилактической деятельности можно выделить индивидуальную, групповую и семейную форму работы.

Принципы

Специалисты отмечают, что при проведении психопрофилактики необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. Адресность. Это означает, что следует учитывать, половые, возрастные и социальные характеристики.
  2. Комплексность. Эффективнее всего воздействовать на различных уровнях: личности, семьи и социального пространства.
  3. Позитивность информации.
  4. Сведение негативных последствий к минимуму.
  5. Направленность результата на будущее.
  6. Максимальная активность, личная заинтересованность и ответственность участников.
Основы психопрофилактики

Этапы

Специалисты выделяют несколько этапов (уровней) психопрофилактики в зависимости от того, здоров ли человек, находится он в зоне риска, имеет психические расстройства или выраженную стойкую патологию. Принято придерживаться международной классификации. Согласно ей, профилактика делится на:

  • первичную;
  • вторичную;
  • третичную.

Далее будет более подробно рассмотрен каждый из уровней.

Первичная профилактика

Это комплекс мероприятий, которые направлены на предупреждение возникновения расстройств психики. Они распространяются как на сами психические заболевания, так и на нарушения, связанные с органическими отклонениями головного мозга. Первичная психопрофилактика предполагает изучение устойчивости психики к влиянию вредных агентов среды, выявление возможных путей улучшения этой выносливости и предотвращение психогенных заболеваний.

Мероприятия этого уровня тесно взаимосвязаны с общей профилактикой. Поэтому в них должны участвовать специалисты разных областей (психологи, врачи, физиологи, социологи и гигиенисты). При этом особая роль отводится психотерапевтам и клиническим психологам, которые способны не только выявлять нервно-психические заболевания на ранних этапах, но и разрабатывать и внедрять специальные мероприятия.

В некотором смысле первичная профилактика – это диспансеризация здоровых людей, поскольку нервно-психические расстройства могут возникнуть из-за нескольких причин:

  1. Неблагоприятных социально-психологических условий развития и существования. Неправильного воспитания в детстве, микросоциальных конфликтов, информационных перегрузок и т. п.
  2. Факторов биологического характера. Неблагоприятной наследственности, травм мозга, соматических заболеваний, интоксикаций, вредного воздействия на этапе внутриутробного развития.
Психологическая психопрофилактика

Можно выделить несколько видов первичной психологической профилактики:

  1. Воспитание у населения психологической грамотности.
  2. Просветительская работа, которая касается вопросов стрессовых ситуаций, их последствий, методов профилактики и способов противостоять им.
  3. Коррекция деструктивных межличностных отношений.
  4. Обучение приемам саморегуляции.
  5. Освоение навыков освобождения от девиантного поведения и вредных привычек.

Вторичная психопрофилактика

Вторичная психопрофилактика – это комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию таких факторов риска, которые при наличии определенных условий приводят к рецидиву или обострению заболевания. В том числе могут возникнуть расстройства, опасные для жизни и здоровья не только самого больного, но и окружающих.

Вторичная психопрофилактика предполагает максимально раннее определение начальных стадий нервно-психических отклонений и их своевременное активное лечение. То есть проводится контроль за утяжелением или повторным появлением негативных последствий уже протекающего заболевания. Если лечение будет несвоевременным или некачественным, то заболевание может принять затяжной

На исход психических заболеваний сильно влияют активные методы лечения, передовые фармакологические препараты. Они заметно повышают число случаев выздоровления и выписки пациентов из психиатрических больниц. Но следует иметь в виду, что вторичная психопрофилактика поведения предполагает не только работу с биологической составляющей нарушения. Она также требует использования социотерапии и психотерапии. Наиболее эффективным методом для данного уровня психологической профилактики считается диспансерное наблюдение. Оно включает в себя раннее выявление признаков отклонения, динамический осмотр, направленное лечение и реабилитацию.

Третичная психопрофилактика

Третичная психопрофилактика — это система мероприятий, целью которых является предотвращение формирования психических отклонений и инвалидизации при хронических расстройствах. Меры направлены на реабилитацию больных, которые лишились полноценной жизнедеятельности.

Психогигиена и психопрофилактика

То есть на этом уровне психопрофилактики психологи и другие специалисты занимаются предупреждением инвалидности при наличии нервно-психического расстройства. Важно предотвратить возникновение рецидивов и восстановить трудоспособность человека.

В лечении большое значение имеет грамотный подбор медицинских препаратов и педагогическая коррекция. Так, при аффективных расстройствах (например, при маниакально-депрессивном психозе) упор делается на использование солей лития. Для профилактики неврозов в основном назначается психотерапия и прочие формы работы.

При третичной психопрофилактике особая роль отводится приемам, которые направлены на сохранение работоспособности. Для этого обычно проводятся следующие мероприятия:

  • Поиск путей для самоактуализации. Человек должен осознать собственные возможности, чтобы пополнить свои ресурсы роста и развития.
  • Профессиональная реабилитация. Это поиск возможностей карьерного роста, новых ресурсов для деятельности или смена профессии.
  • Социальная адаптация. При возвращении больного человека в привычную среду должны быть созданы максимально благоприятные условия.

Психопрофилактика и психогигиена – одно и то же?

Что такое психопрофилактика, уже было рассмотрено. Теперь необходимо познакомиться с понятием психологической гигиены. Это наука о поддержании и сохранении нервно-психического здоровья личности. Психогигиена выполняет ряд важных задач. Она создает научно обоснованные психогигиенические нормативы и рекомендации. Передает эти знания и обучает необходимым навыкам педагогов, медицинских работников, родителей и прочие группы. Также в задачи входит санитарно-просветительская работа, которая ведется среди широкого круга населения.

Некоторые специалисты считают, что между психогигиеной и психопрофилактикой можно поставить знак тождества. Такое мнение небезосновательно.

Виды психопрофилактики

Например, немецкий ученый К. Гехт, рассказывая в своей книге о психогигиене, дает свое определение этой науке. Он писал, что под психологической гигиеной можно понимать профилактическую охрану нервно-психического здоровья человека. Для этого, по его мнению, нужно создавать оптимальные условия для полноценного развития личности и функционирования мозга. Не менее важно повышать сопротивляемость психики вредоносным факторам окружающей среды. Также необходимо устанавливать многосторонние межличностные отношения, улучшать условия жизни и труда.

Советский психолог К. К. Платонов считал, что психогигиена – это наука, которая лежит на пересечении гигиены и медицинской психологии. Она направлена на оздоровление среды и улучшение условий жизни.

По мнению Л. Л. Рохлина, необходимо разграничивать понятия психопрофилактики и психологической гигиены. Они лишь тесно взаимосвязаны друг с другом. Ведь укрепить и сохранить психическое здоровье невозможно без предотвращения болезней. Ученый говорил об условном разграничении этих двух отраслей. Он полагал, что главная цель психогигиены – это укрепление, улучшение и сохранение здоровья путем формирования надлежащей общественной и природной среды, соответствующего образа жизни и режима. В то время как психопрофилактика направлена на предупреждение психических отклонений.

Итак, публикация рассказала об основах психопрофилактики, ее целях, задачах, принципах, формах, методах и уровнях. Можно подвести некий итог. Психопрофилактика представляет собой отрасль общей профилактики здоровья, которая связана с рядом общественных и медицинских наук. Это направление науки полезно для всех, в том числе для людей без психических отклонений. Ведь, как известно, заболевание проще предупредить, чем лечить его. Если же отклонение запущено, то психопрофилактика тоже способна помочь найти подходящее решение по стабилизации состояния.

Психологическая профилактика — это… Что такое Психологическая профилактика?


Психологическая профилактика
— деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
  • Психологическая служба образования

Смотреть что такое «Психологическая профилактика» в других словарях:

  • Психологическая профилактика — создание психолого педагогическими методами условий для нормального процесса социальной адаптации военнослужащих, невозможности развития неадекватного поведения, предупреждения развития невротических состояний у военнослужащих, повышения их… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • Психологическая профилактика — Содержание ее предполагает использование психологических знаний в работе с учащимися для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности, развитии интеллекта учащихся, особенно тех, кто входит в группы психологического… …   Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

  • психологическая профилактика алкоголизма и наркомании —      (психологическая профилактика алкоголизма и наркомании) методы психологические профилактики алкоголизма и наркомании это:    1) в узком значении совокупность психологических способов и приемов формирования отрицательного отношения к алкоголю …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психологическая профилактика трудовая — психологическая профилактика содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально психологических конфликтов, включая выработку… …   Официальная терминология

  • Социально-психологическая профилактика дезадаптации воспитанников образовательных учреждений — 2. Социально психологическая профилактика система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, включающая разработку и реализацию профилактических программ …   Официальная терминология

  • профилактика психологическая —      (психологическая профилактика алкоголизма и наркомании) методы психологические профилактики алкоголизма и наркомании это:    1) в узком значении совокупность психологических способов и приемов формирования отрицательного отношения к алкоголю …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ — система мер медицинского (санитарно эпидемиологического, санитарно гигиенического, лечебно профилактического и т. д.) и немедицинского (государственного, общественного, экономического, правового, экологического и др.) характера, направленных на… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Психологическая антропология — П Психологическая антропология (этнопсихология) направление в культурной антропологии и одновременно междисциплинарная область исследований, использующая для интерпретации фактического материала ряд психологических теорий с целью получения… …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ — Направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.         Термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 70 х гг. В этот… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Психологическая напряженность труда сотрудников ОВД — Под напряженностью труда в психологии понимают эргономические условия и характер труда (профессиографические критерии), которые, действуя на человека, вызывают напряжение функциональных систем психики и организма. Попытки классифицировать труд по …   Энциклопедия современной юридической психологии


Психологическая профилактика — психология

Психологическое просвещение и психологическая профилактика как сопряженные направления работы психолога

Психологическое просвещение предполагает формирование потребности у родителей (их законных представителей), педагогов и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания их использовать в интересах развития ребенка и собственного развития, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в психическом и личностном развитии ребенка.

Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в образовательном учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям ( законным представителям) по оказанию им помощи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Обоснование для объединения этих направлений при их рассмотрении является то, что просвещение родителей и педагогов носит не только образовательный, но и профилактический характер, то есть предупреждающий характер.

Основным средством повышения профессиональной психологической компетентности педагогов и психолого-педагогической культуры родителей, профилактики психологических проблем является информирование воспитывающих взрослых.

В круг актуальных вопросов для информирования родителей детей с нарушениями в развитии и педагогов, работающих с такой категорией воспитанников, как правило входят: возрастные особенности детей, специфика их психического и личностного развития, обусловленная имеющимся у ребенка дефекта; психологические условия, необходимые для оптимального развития ребенка с нарушенным развитием; готовность ребенка к школе; возможные проблемы, которые могут возникнуть при различных условиях воспитания и обучения ребенка в образовательных учреждениях, семье; возрастные кризисы развития человека и условия способствующие их благополучному разрешению; влияние семейных взаимоотношений на психическое и личностное развитие; создание условий для эмоционального благополучия ребенка и других членов семьи и др. (См. Психолог в дошкольном учреждении /Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М., 2002).

Эффективность психологического просвещения и психопрофилактической работы психолога определяется тщательным отбором тем для встреч с воспитывающими взрослыми.

Они должны быть результатом глубокого и разностороннего анализа ситуации развития ребенка, особенностей условий семейного воспитания, личностных особенностей педагогов, уровня психолого-педагогической культуры родителей и педагогов. Кроме того, темы должны быть актуальными и интересными для воспитывающих взрослых.

Актуальность и востребованность материала для их информирования изучается на основе запросов, потребностей и интересов родителей с помощью анкетирования, собеседования, анонимных записок-обращений к психологу (“почтовый ящик психолога”).

Психологическое просвещение и психологическая профилактика реализуются с помощью разнообразых средств информирования и форм взаимодействия с воспитывающими взрослыми: лекции, беседы, тренинги, групповые и индивидуальные консультации, письменные тексты (помещенных в уголке для родителей в группе детского сада и на стенде психолога, на листовках), участие в круглых столах, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы. Психолог для осуществления просвещения и профилактической работы приглашается на родительские собрания, конференции, круглые столы, участвует в педагогических советах дошкольного образовательного учреждения.

В рамках реализации данных направлений психолог должен заботиться о создании психологически благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников педагогического процесса. Реализация этого условия способствует возникновению и поддержанию доверия, открытости, уважения, желания познавать и учиться в психологически безопасной и комфортной атмосфере.

Важно отметить, что семья, имеющая особого ребенка — ребенка с нарушениями развития, тоже особая. Её особенности обусловлены проблемами ребенка, пониманием, что он не такой как большинство детей, огорчением, ограничениями в профессиональной сфере (необходимо больше времени уделять ребенку), возникновением чувства вины и безысходности и т.д.

В такой семье в зависимости от родительских установок по отношению к ребенку, себе складывается особый характер взаимоотношений.

Психологическое просвещение родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии – база для психологической коррекции негативных, непродуктивных родительских установок и детско-родительских отношений, а также отношений с врачами, педагогами.

Важной профилактической процедурой в работе психолога является разработка программы адаптации поступающего в ДОУ ребенка с нарушениями развития.

Такая программа строится на основе сбора психологического анамнеза, информировании родителей об особенностях адаптации ребенка к условиям ДОУ, разработки режима посещения группы детского сада, отслеживания процесса адаптации ребенка, коррекции этого процесса.

Профилактика школьной дезадаптации ребенка с отклонениями в развитии также относиться к разряду важных задачах работы психолога в рамках данных направлений.

Решение этой задачи предполагает опору на результаты диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе, создание психолого-педагогических условий, способствующих обеспечению такого уровня её сформированности, который позволит ребенку своевременно и безболезненно адаптироваться к школьному обучению, быть успешным учеником. Работа с родителями в этом аспекте деятельности предполагает раскрытие вопросов о психологической готовности ребенка к школе, её значении, содержании, создании условий для её формирования в условиях ДОУ, создание рекомендаций для родителей по профилактике школьной дезадаптации в условиях семейного воспитания.

Таким образом, психологическое просвещение и психопрофилактика позволяют повысить уровень психолого-педагогической культуры воспитывающих взрослых, раскрыть суть и причины вторичных психологических нарушений у ребенка и своевременно предупредить возможные неблагоприятные варианты его развития, создать основу для коррекции родительских установок и детско-родительских взаимоотношений, а также продуктивных отношений со специалистами, которые оказывают помощь ребенку и его семье.

4. Консультативная деятельность психолога

В условиях детского сада психологическое консультирование является “системой коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера” (Детская практическая психология /Под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2000).

Психолог в соответствии со спецификой ДОУ проводит консультацию только по поводу проблем ребенка и особенностей его развития. Консультативное влияние на решение проблем осуществляется косвенно, то есть через родителей и педагогов (Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону, 2003).

Процедура консультации психолога корреционного ДОУ является стандартной:

1) приветствие;

2) выяснение повода обращения;

3) выяснение желаемого результата;

4) резюмирование, разработка вариантов решения проблемы;

5) обговаривание решения клиента и его действий для достижения желаемого результата.

В системе образования распространена практика консультативной работы с “немотивированным” клиентом. Такая ситуация складывается, когда педагог-психолог по собственной инициативе приглашает родителей, педагогов на консультацию для решения выявленных им проблем развития ребенка.

При отсутствии опыта решения сложных проблем психолог может рекомендовать родителям обратиться Психологический центр.

Подробнее об этом направлении см. в литературе:

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М, 1993.

Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков /Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. М., 2002.

Семья в психологической консультации /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.,1989.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании / М., 1985.

5. Психологическая поддержка и обеспечение деятельности коррекционного ДОУ.

В литературе данное направление раскрывается применительно к деятельности ДОУ (в деятельности коррекционного ДОУ это направление так же может быть реализовано с учетом его специфики).

Данное направление получает различное название и содержательное наполнение. Так, Г.А. Широкова определяет его как психологическую поддержку деятельности, Т.Д. Марцинковская — психологическое обеспечение деятельности детского сада.

Психологическая поддержка деятельности ДОУ

Реализация данного направления определяется прежде всего статусом психолога в коррекционном ДОУ и психологической грамотностью администрации. Обращение к психологу с просьбой обеспечить психологическую поддержку предоставляет важную информацию данному специалисту о том, насколько коллеги заинтересованы в его работе, убеждены в её качестве и необходимости.

В рамках данного направления психолог может оказывать помощь в построении системы управления данным коллективом, в разрешении конфликтов, в кадровых перестановках.

Изучив личностный и профессиональный потенциал сотрудников, психолог совместно с методистом, заведующей, дефектологом участвует в разработке системы психологического обеспечения внедрения инноваций в практику работы ДОУ, экспериментальной деятельности.

При подготовке к аттестации ДОУ и в процессе обычного функционирования психолог проводит экспертизу деятельности педагогов и специалистов по разделу ГОС ДО “Взаимодействие педагогов с детьми”.

Также он проводит анкетирование родителей с целью изучения их запросов на образовательную деятельность, анализирует их с психологической точки зрения (целесообразность, реальные потребности, интересы, психофизиологические возможности детей и т.д.

), разрабатывает рекомендации психологического характера по внедрению дополнительных услуг в ДОУ.

Психологическое обеспечение деятельности ДОУ

Обеспечение образовательного процесса осуществляется на основе психологического сопровождения образовательных (развивающих) программ; а обеспечение воспита­тельного процесса осуществляется на основе психилогизации вос­питательных стратегий.

Поскольку администрация и педагогический коллектив до­школьного учреждения в условиях вариативности образования могут определять выбор той или иной обра­зовательной программы, встает вопрос о критериях выбора и тех­нологиях программного обеспечения.

Поставленные вопросы могут быть решены посредством системы специального обеспечения программ (методического, педагогического, психологического). Они принципиально различны по целям, задачам, методам, а также позициям специалистов, осуществляющих данную деятельность.

Предлагаемая система психологического обеспечения универсальна, а значит, приемлема для всех видов программ. Кроме того, она адаптирована к отечественной системе дошкольного воспитания в современных условиях.

Структура дан­ной системы представляет собой три взаимосвязанных раздела на основе последовательно осуществляемой деятельности: “Введе­ние”, “Адаптация», «Текущее обслуживание».

Раздел 1. Введение. Подготовительный этап

Цель: Констатация готовности к введению образовательной про­граммы,

Содержание деятельности.

— выявление уровня психического здоровья детей;

— дифференциация психического развития детей на основе парциальных, индивидуальных, групповых, возрастных различий;

— выявление возможности актуализации тех показателей психи­ческого развития детей, на которые опирается концепция развития определенной программы.

В результате диагностической деятельности определя­ется общая и специальная психологическая готовность детского контингента к введению той или иной образовательной программы.

Параллельно осуществляется диагностическая деятельность по определению психологической готовности педагогического коллек­тива:

— выявление степени мотивации введения программы у педаго­гов и воспитателей:

— выявление индивидуальных (психологических и психофизио­логических) особенностей педагогов и воспитателей как условий результативного освоения и принятия программного содержания. Дифференциация готовности отдельных педагогов и педагогичес­кого коллектива в целом осуществляется в соответствии с про­граммными требованиями.

В итоге констатируется готовность детского и педагогического коллектива к введению той или иной образовательной программы с определением режима ввода. Обоснованием заключения психо­лога являются диагностические материалы подготовительного этапа.

Варианты введения программы:

1. Введение без изменений программного содержания (базовое):

— фронтальное (все возрастные группы дошкольного учрежде­ния),

— возрастное (группы дошкольного учреждения одной возраст­ной параллели),

— групповое (отдельные группы дошкольного учреждения).

2. Введение с модификационными изменениями программного содержания (экспериментальное):

— фронтальное,

— возрастное,

— групповое.

3. Введение с профессиональным обучением педагогического коллектива.

4. Введение с профессиональным консультированием педагогического коллектива.

Первые два режима обосновываются результатами психодиаг­ностики детей, третий и четвертый — педагогов и воспитателей.

Основной этап. Цель: Введение программы как основной педагогической страте­гии и технологий воспитания и обучения детей в дошкольном уч­реждении.

Содержание деятельности: организация системы психолого-педа­гогических мероприятий в соответствии с программными требова­ниями.

Раздел 2. Адаптация

Цель: адаптация образовательной программы к конкретным ус­ловиям функционирования. Содержание деятельности:

— модификация программного содержания;

— констатация результатов адаптации программного содержания.

Раздел 3. Текущее обслуживание

Цель: обеспечение концептуальной целостности программного содержания и психолого-педагогических воздействий в конкретных условиях функционирования образовательной программы.

Содержание деятельности:

— психологизация программного содержания в контексте реаль­ного педагогического процесса;

— констатация показателей динамики развития в соответствии с программными требованиями.

Рассмотренное выше психологическое обслуживание образо­вательных программ определяет содержательный компонент сис­тем психологического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Но, как и всякая система специального обеспечения, она включает также и процессуальный компонент, который позволяет оптимизировать педагогические воздейст­вия. Известно, что всякие специально организованные воздейст­вия на детей должны быть психологически обоснованными.

По этой причине при организации занятий в дошкольном учрежде­нии как формы специально организованной деятельности психолог помогает педагогу ответить на вопросы: “Что делать?” и “Как де­лать?».

Содержание психологической помощи педагогу может быть представлено в виде психологических рекомендаций по блокам “планирование”, подготовка к занятиям”, “Проведение занятия”, “Контроль и диагностика”

Психологическое обеспечение воспитательного процесса осно­вано на психологизации стратегий воспитания. Психологизированная стратегия воспитания представляет собой совокупность психо­логических установок, задающих направление педагогического влияния.

Основными установками являются:

— признание самоценности и уни­кальности каждой личности

— позитивное принятие личности ребенка с опорой на положительные ожидания (аван­сирование).

— учет индивидуальных особенностей ребенка

— личностное преобразова­ние взрослого, т.е. на работу родителей и воспитателей над собой.

В контексте общей профессиональной стратегии психолога дошкольного учреждения психологическое обеспечение педагогического процесса организуется как плановая деятельность и деятельность по запросу администрации и педагоги­ческого коллектива.

Таким образом, в ходе своей профессиональной деятельности психолог реализует все рассмотренные направления. Но в связи со спецификой коррекционного ДОУ приоритетными и наиболее тесно связанными направлениями являются психодиагностика ребенка и психокоррекция его аномального развития в сотрудничестве с педагогами, специалистами и родителями воспитанников.

Источник: https://megalektsii.ru/s10269t6.html

Задачи психологической профилактики

Наиболее содержательно проблема психопрофилактики представлена в американской литературе*.

* См., например: Reyholds С. R. et al., School Psychology: Essential jf Teory and Practice. – N. Y., 1984.

В психопрофилактике выделяют три уровня:

I уровень– так называемая первичная профилактика.

Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей.

На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами (т. е. 10 из 10 учащихся).

Многие авторы отмечают, что именно школы являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают школьных психологов в качестве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику.

II уровень– вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении.

Основная ее задача – преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10.

Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.

III уровень– третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.

От I к III уровню действия психолога становятся менее активны относительно планирования и обеспечения службы. Заботой большинства американских школьных психологов является обеспечение II и III уровней, причем львиную долю времени занимает III уровень.

Иными словами, большинство усилий школьных психологов направлено на работу с учащимися, которые уже испытывают трудности. Основная масса школьников остается без внимания психологов, если не считать прохождения ими традиционного систематического тестирования.

Ряд научных школ и обществ психологов США считают целесообразным рассматривать психологическую службу в школах как службу профилактики психического здоровья.

Они доказывают, что школа имеет доступ к большому количеству детей в течение длительного времени и, таким образом, у школьных психологов и педагогов существуют значительные возможности влиять на социальное и эмоциональное развитие детей.

Основная трудность в реализации этого требования заключается в том, что психологи и педагоги испытывают значительные сложности в разработке профилактических программ.

Мы также считаем, что смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы поддержать и укрепить психическое и психологическое здоровье детей и школьников.

Исходя из представлений о сущности психологической службы образования, можно дать следующее определение психопрофилактической работы.

Психопрофилактика это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Психологическая профилактика предполагает:

1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;

2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;

3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

Итак, мы говорим о психологической профилактике в тех случаях, когда психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.

Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается, как правило, с непониманием педагогическим коллективом (и родителями) важности психопрофилактики.

Почему это происходит? Вероятно потому, что в детском саду, школе столько явных проблем и с отдельными детьми, и с целыми коллективами, что взрослые не хотят думать о трудностях, которые еще только могут возникнуть.

«То ли возникнут, то ли не возникнут, – думают воспитатели, учителя и родители, – нам бы с имеющимися трудностями справиться». Психолог не должен идти на поводу подобных рассуждений. Психологическая служба не сможет развиваться и приносить ощутимую пользу народному образованию, основываясь только на решении сиюминутных проблем.

Она должна прогнозировать возможность появления этих проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Иными словами, психолог начинает психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, классом и пр., но он предупреждает эти сложности как возможные.

В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Можем сказать, что здесь мы наблюдаем самозапрос в чистом виде. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить, что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей. Здесь он хозяин положения.

Содержание психопрофилактической работы

Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа.

Программы осуществляются в учебной и воспитательной работе с детьми всех возрастных групп в основном воспитателями, учителями и родителям.

Самое главное – дать возможность всем до единого школьникам попробовать себя в различных областях знаний и практической деятельности для определения и развития своих интересов, склонностей, способностей.

В сложном комплексе условий, формирующих личность, обычно выделяют два основных фактора – семью и школу. Первоначальная направленность интересов возникает, конечно, в неповторимом жизненном общении ребенка с родителями и сверстниками, затем с учителями.

Но есть еще один, быть может, самый трудно уловимый фактор – та эпоха, в которой родился и развивается человек, то «сложное и тонкое взаимодействие растущего сознания с неисчерпаемым многообразием эпохи, с исторически конкретными формами ее культуры, с теми ее проявлениями, которые оказываются в сфере интересов становящейся мысли»*.

Конечно, школа и семья являются частью этой эпохи, но насколько полно они отражают ее идеи, культуру, противоречия, проблемы и в какой степени приобщают к этому детей, подростков, юношей?

* Овчинников И. Ф. К проблеме формирования творческой личности Эйнштейна // Вопросы философии. – 1979. – № 9. С. 71-84.

Позволим себе дальше процитировать И. Ф. Овчинникова: «Особенности культуры данного времени, неповторимые формы интеллектуальной жизни, наиболее ярко выраженные предпочтения и тенденции несут в себе неограниченные возможности воздействия на человека в течение всей его жизни, и в особенности в самом раннем возрасте.

От индивидуальной судьбы личности зависит, к какой именно сфере неограниченных предпочтений эпохи она прикоснется. Творческая личность формируется в многообразной динамике жизненных факторов, которые лепят мозаику ее внутреннего мира. Индивидуальность рождается как прочно закрепившийся в сознании итог множества воздействий.

Возможности такого закрепления во многом зависят и от психологических особенностей развивающейся личности, от ее характера и темперамента…»*. Поэтому необходимо расширить сферы познания и деятельности каждого учащегося, дать каждому почувствовать на себе «воздействия культуры данного времени».

Именно это и должно лечь в основу развивающих программ.

* Там же.

Развивающая программа, которую разрабатывает психолог, как правило, не только академическая, учебная, – она гораздо шире.

Психолог анализирует все, что окружает детей и во что те включены, – игру, учебный процесс, воспитательные мероприятия, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, походы в театр и на природу, предметные кружки и спортивные секции и т. п., выясняя, насколько это способствует психическому и личностному развитию ребенка.

Источник: https://cyberpedia.su/10xca95.html

Психопрофилактика — нужна ли она?

Человек – это существо социальное, и ему не выжить вне пределов знакомой среды. Конечно, известны случаи когда люди попадали в дикие условия и жили рядом с животными, добывали пропитание, но при этом человек всегда стремится к полноценному общению, хочет чувствовать себя частью коллектива, ощущать свою принадлежность к тому или иному классу.

К сожалению, та среда, которая так необходима для нормального развития и существования человека, играет и другую роль – выступает в качестве катализатора и возбудителя различных расстройств психологического плана.

 Профилактика негативных психологических состояний направлены на то, чтобы свести воздействие вредных факторов, оказывающих негативное воздействие на психику к минимуму и устранить возникшие симптомы того или иного расстройства.

Психологическая профилактика душевных расстройств особенно необходима в таких крупных стрессогенных мегаполисах, как Москва!

Зачем нужна психопрофилактика?

Жители современных мегаполисов практически во всех промышленно развитых странах систематически подвергаются воздействию таких неврозогенных факторов, как перенаселённость, транспортные проблемы, страх попасть в аварийную ситуацию, информационные проблемы, ухудшение экологии, низкое качество питания, высокий уровень преступности, проблемы межнационального общения, подавление индивидуальности человека и стрессовый характер процесса развития.

В настоящие дни почти, каждый человек, проживающий в многомиллионном городе имеет невроз, тревожное расстройство, сниженный фон настроения, жалобы:» я ничего не чувствую, не получаю удовольствие, жизни имеет пресный вкус и т.д.

» Время в огромном городе летит быстро! Люди не успевают даже задуматься, как пробегают месяцы, меняются числа в календаре с бешеной скоростью, жизнь наполняется различными страхами, жизнь не удается созерцать! И, чтобы предотвратить дальнейшее развитие душевного заболевания необходимо регулярно проводить психологическую профилактику личного психического аппарата. 

Психопрофилактика является течением в общей психологической профилактике (душевного) здоровья человека, а значит, она связана с целым рядом медицинских и общественных наук и необходима всем. Известно, что проще предупредить заболевание, нежели его лечить. Однако, если процесс уже запущен, психопрофилактика способна найти своевременное решение по стабилизации сложившейся ситуации.

Психопрофилактика нацелена на работу с нормальными, здоровыми людьми, а также воздействие на тех членов общества, у которых имеются какие-либо заболевания психического плана.

Профилактика психических расстройств хороша тем, что позволяет предупредить развитие отдельных соматических (телесных) заболеваний, возникновений респираторных расстройств, сердечно-сосудистых и кожных заболеваний, факторов в возникновении метаболических и эндокринных расстройств и в возникновении болезней суставов и скелетных мышц, функций полового аппарата и их нарушения. Случается, что человек страдающий от снижения жизненного тонуса, при этом жалуется на боли в области сердца, скачки давления, онемение конечностей. В такой ситуации первым делом обращаются к специалисту по сердечнососудистой системе. Тот выписывает лекарства, отправляет на процедуры, но симптоматика не исчезает. А все потому, что причиной проблем является не сердце, а душевное расстройство! Поэтому грамотные доктора всегда направляют пациента к психоаналитику, чтобы тот оценил состояние пациента и сделал свои выводы – возможно, нужно совершенно иное лечение – не тела, а души (в переводе «психология» — это наука о душе).

Психопрофилактика и ее виды

В зависимости от объекта, на который направлена психопрофилактика, выделяют три ее разновидности (виды психопрофилактики).

Первичная психопрофилактика нацелена на ограничение воздействия негативных факторов окружающей среды, которые могут оказывать негативное влияние на организм человека, его психику (снижение уровня интоксикаций, мониторинг условий труда на предприятиях с вредным производством).

Если предотвратить нельзя, проводятся разъяснительные мероприятия, оказывается психологическая консультация и поддержка.

Первичная, психопрофилактика направлена на проведение разъяснительной работы в обществе, например, беседа с будущими матерями на тему того, как выносить здорового малыша и вырастить ребенка с нормальной психикой. Уделяется внимание вопросам воспитания школьников, профориентации студентов, снижению стресса в жизни людей и т.д.

Вторичная психопрофилактика имеет дело с лечением уже имеющихся заболеваний, а третичная направлена на предотвращение рецидива или инвалидности. Каждый из видов имеет собственные методы психопрофилактики, но основа всегда остается одна — это психологический анализ личности.

Как осуществляется психопрофилактика?

Одним из ведущих показателей функционального состояния психики при психологической профилактики душевного расстройства в условиях мегаполиса является умственная работоспособность человека, которая интегрирует основные характеристики психики – внимание, память, мышление и речь.

С этой целью осуществляется диагностическое тестирование всех высших функций человека, память, мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая и личностная составляющая, а после проводится индивидуальное психологическое консультирование.

Психопрофилактика включает в себя: беседу, диагностическое тестирование, наблюдение за поведением клиента во время проведения исследования, сбор и анализ анамнеза, сопоставление экспериментальных данных с историей жизни обратившегося и психологическое консультирование. Цель сбора диагностических данных направлена для моделирования

профилактика психологическая — это… Что такое профилактика психологическая?


профилактика психологическая

     (психологическая профилактика алкоголизма и наркомании) — методы психологические профилактики алкоголизма и наркомании — это:

   1) в узком значении — совокупность психологических способов и приемов формирования отрицательного отношения к алкоголю и наркотикам;

   2) в широком значении — методы формирования такого образа жизни и направленности личности, при коем сводится к минимуму возможность появления тяги к алкоголю и наркотикам. Различаются:

   1) профилактика первичная — научно обоснованные психологические приемы антинаркотического воспитания;

   2) профилактика вторичная — методы психологической помощи лицам, злоупотребляющим одурманивающими веществами;

   3) профилактика третичная — организация психологической поддержки и самоподдержки выздоравливающих от алкоголизма и наркомании. Профилактика первичная содержит мероприятия, направленные на предупреждение причин алкоголизма и наркомании задолго до того, как они могут появиться. Оптимальный период для создания антинаркотических установок — младший и средний возраст. Учитывая психологические особенности этих возрастных групп, разъяснительная работа должна направляться на демифологизацию алкоголя и наркотиков как символов престижа, разрыв ассоциации потребления алкоголя с положительными качествами личности: мужественностью, храбростью, «современностью» и пр. В антинаркотической пропаганде для взрослых нужно в доступной форме сообщать о свойствах наркотизирующих веществ и возможных последствиях употребления, сформировать в общественном сознании альтернативу стилю жизни, включающему потребление алкоголя и наркотиков. На основании опыта установлено, что особенно эффективны не деструктивные методы профилактики, основанные на запугивании и устрашении, а конструктивные — направленные на формирование такой смысловой ориентации личности, для коей алкоголь и наркотики не являются ценностями. Кроме того, выявлена недостаточность сугубо вербальных методов помощи психологической и эффективность деятельностно опосредованных методов воздействия: ролевые игры и дискуссии, формирование внешкольной воспитывающей деятельности, создание клубов по интересам и пр. Профилактика вторичная имеет дело с лицами, употребляющими алкоголь и наркотики. Сюда входят: 1) ранняя диагностика; 2) раскрытие психологического неблагополучия личности, связанного с причинами наркотизации; 3) предложение широкой помощи психологической — беседа клиническая, кабинеты анонимной наркологической и социально-психологической помощи, группы общения, встречи с бывшими алкоголиками и наркоманами, работа с непосредственным окружением и семьей злоупотребляющего, и пр. Профилактика третичная касается помощи больным, выздоравливающим от алкоголизма и наркомании. Этой цели служит образование клубов трезвости, обществ типа «Анонимные алкоголики», организация консультаций психологических для выздоравливающих, и пр.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • психологическая профилактика алкоголизма и наркомании
  • amok

Смотреть что такое «профилактика психологическая» в других словарях:

  • алкоголизм и наркомания: профилактика психологическая — (психологическая профилактика алкоголизма и наркомании) методы психологические профилактики алкоголизма и наркомании это: 1) в узком значении совокупность психологических способов и приемов формирования отрицательного отношения к алкоголю и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • психологическая профилактика алкоголизма и наркомании —      (психологическая профилактика алкоголизма и наркомании) методы психологические профилактики алкоголизма и наркомании это:    1) в узком значении совокупность психологических способов и приемов формирования отрицательного отношения к алкоголю …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ — система мер медицинского (санитарно эпидемиологического, санитарно гигиенического, лечебно профилактического и т. д.) и немедицинского (государственного, общественного, экономического, правового, экологического и др.) характера, направленных на… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Психологическая профилактика трудовая — психологическая профилактика содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально психологических конфликтов, включая выработку… …   Официальная терминология

  • Психологическая антропология — П Психологическая антропология (этнопсихология) направление в культурной антропологии и одновременно междисциплинарная область исследований, использующая для интерпретации фактического материала ряд психологических теорий с целью получения… …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ — Направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.         Термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 70 х гг. В этот… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Психологическая напряженность труда сотрудников ОВД — Под напряженностью труда в психологии понимают эргономические условия и характер труда (профессиографические критерии), которые, действуя на человека, вызывают напряжение функциональных систем психики и организма. Попытки классифицировать труд по …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Психологическая помощь семье — – важнейшая область деятельности социального работника. Профилактика правонарушений, работа с проблемами социальной дезадаптации, выявление психологических ресурсов личности и многие другие области социальной работы напрямую связаны с семейной… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • Психологическая профилактика — деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Психологическая профилактика — создание психолого педагогическими методами условий для нормального процесса социальной адаптации военнослужащих, невозможности развития неадекватного поведения, предупреждения развития невротических состояний у военнослужащих, повышения их… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *