Психологическая теория это: Психологическая теория права — Википедия – Психологическая теория права — это… Что такое Психологическая теория права?

Автор: | 23.05.2019

Содержание

Теория деятельности — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Теория деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского.

Время создания теории деятельности — 1920—1930 гг.

Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна:

«Сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней[1].»

Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. XX в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии: С. Л. Рубинштейна (1889—1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности; и А. Н. Леонтьева (1903—1979), который, совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну).

Психологическая теория права — это… Что такое Психологическая теория права?


Психологическая теория права
— возникла в конце XIX — начале XX в. Родоначальниками теории считаются Г. Тард и Л.И. Петражицкий. Ценно в этой теории то, что она акцентирует внимание на эмоциональной стороне человеческого поведения. Однако она преувеличивает роль психологического фактора в правовой жизни. Л.И. Петражицкий, например, считал, что право не есть реальность, а лишь комплекс «психических переживаний», что права и обязанности существуют лишь в сознании того, кто в данную минуту переживает правовые мысли. Он видел право как явление, порожденное индивидуальным, изолированным сознанием. Единственным источником права считал сознание человека. По Л.И. Петражицкому, под правом следует понимать эмоциональные переживания императивно-атрибутивного (обязательно-притязательного) характера, т.е. переживания, которые, с одной стороны, учитывают чью-то обязанность совершать какие-либо действия (либо воздержание от них), а с другой — чье-то притязание на осуществление этих действий (либо воздержание от них), которые и предопределены обязанностью. Л.И. Петражицкий и его последователи в конечном счете пришли к выводу о вечности права, о независимости его от экономики, классов, государства, о том, что развитие общества, государства и права обусловливается изменением психики. Л.И. Петражицкий различал право позитивное (опирающееся на внешние источники — обычаи, законы, кодексы) и интуитивное (коренящееся в сознании индивида). Он считал, что интуитивное право гибко реагирует на запросы жизни и потому позитивное должно вбирать в себя истины интуитивного права. В противоречиях между ними он усматривал причину социальных противоречий.

Теория государства и права в схемах и определениях. — М.: Проспект. Т. Н. Радько. 2011.

  • Процессуальные правоотношения
  • Публичное право

Смотреть что такое «Психологическая теория права» в других словарях:

  • Психологическая теория права — право возникло в результате биологических и психологических факторов человека. Содержание 1 Представители 2 Основные идеи теории …   Википедия

  • Психологическая концепция права — тип правопонимания, основанный на представлениях о праве как психическом явлении. Наиболее основательное развитие она получает в трудах Л. И. Петражицкого, который исходил из того, что право и мораль являются психическими феноменами и различаются …   Элементарные начала общей теории права

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА — – одно из направлений в буржуазной юриспруденции, рассматривающее право как явление психической жизни. Представителями этой школы являлись Кнапп, Ленинг и особенно один из представителей буржуазной юриспруденции в России Л. И. Петражицкий. Право …   Советский юридический словарь

  • Психологическая теория происхождения государства

    — теория происхождения государства, разработанная Львом Петражицким. Согласно этой теории, государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять.… …   Википедия

  • Общая теория права (общетеоретическое правоведение, общая юриспруденция) — наука, призванная выявлять и обобщать общие и специфические закономерности правовой действительности (бытия права) и выражать их в специфической понятийной (категориальной) форме (форме систематизированного знания), а также исследовать природу… …   Элементарные начала общей теории права

  • теория бухгалтерского учета персоналистическая — Группа теорий, основывающихся на тезисе о том, что предметом бухгалтерского учета выступают лица (лица, занятые в хозяйственных процессах), их права, ответственность, взгляды, интересы и т. п. В состав П.т.б. входят: налоговая, правовая или… …   Справочник технического переводчика

  • Теория решения изобретательских задач — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ПЕРСОНАЛИСТИЧЕСКАЯ — группа теорий, основывающихся на тезисе о том, что предметом бухгалтерского учета выступают лица (лица, занятые в хозяйственных процессах), их права, ответственность, взгляды, интересы и т. п. В состав П.т.б. входят: налоговая, правовая или… …   Большой бухгалтерский словарь

  • ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА — 1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют… …   Юридическая энциклопедия

  • Психология права — Одно из направлений фундаментальных юридико психологических исследований, знания и практического применения его. В нем находят отражение психологические аспекты теории права в юриспруденции, права как нормативного образования, его свойств,… …   Энциклопедия современной юридической психологии


Психологическая теория происхождения государства

Рассмотрим основные положения психологической теории происхождения государства.

К ярким представителям психологической теории происхождения государства следует отнести Петражицкого, Тарда, Фрейда. Сторонники психологической теории происхождения государства связывают его возникновение с особыми

чертами психики человека: потребностью людей во власти над другими людьми, желанием подчиняться и подражать.

Причины происхождения государства отражаются в определенных способностях, которые человек первобытного строя давал племенным вождям, жрецам, колдунам и др.

Согласно психологической теории магическая сила и психическая энергия этих людей (они делали день удачным, предугадывали развитие событий и т.п.) создавали условия и обстоятельства для зависимости сознания первобытных людей от вышеназванной элитарной прослойки. Власти данной элиты и обеспечивает возникновение власти государственной.

Однако всегда существуют люди, которые не согласны принимать власть, у которых формируются и впоследствии проявляются агрессивные устремления и инстинкты. Для удержания людей с подобными психическими качествами под разумным контролем и появляется

государство.

Таким образом, согласно положениям психологической теории, государство нужно как для удовлетворения потребностей большинства людей в подчинении и послушании определенным лицам в обществе, так и для обуздания агрессивных устремлений отдельных индивидов. Следовательно, природа государства имеет психологический фундамент и коренится в закономерностях и принципах человеческого сознания.

По мнению представителей психологической теории, государство – это продукт разрешения психологических проблем между инициативными (активными) индивидами, которые способны и готовы к принятию ответственных решений, и пассивными людьми, которые способны лишь к исполнению принятых решений и послушанию.

Психологические закономерности и принципы, при помощи которых происходит человеческая деятельность, представляют собой важный фактор влияния на все социальные институты. Данный фактор не следует игнорировать. В качестве примера, можно рассмотреть проблему

харизмы, для того чтобы убедиться в этом (в переводе с греческого языка, харизма – это божественный дар и милость).

По мнению сторонников психологической теории происхождения государства, харизму имеет индивид, наделенный сверхъестественными или особо исключительными способностями и качествами (герои, пророки, руководители и т.п.). Наличие данных качеств и формирует харизматическую личность.

Однако не стоит преувеличивать значение психологических свойств личности (иррациональных начал) в процессе происхождения государства.

Психологические факторы не являются решающими причинами. Их следует признать именно лишь как моменты государствостроительства, так как психика людей формируется под воздействием совокупности социальных, экономических, военных, политических и других условий.

Правопонимание — Википедия

Правопонима́ние — определённое представление о существе права.

На вопрос: «Что есть право?» разные теоретики права отвечали по-разному.

  • Ульпиан — право есть искусство о добром и справедливом;
  • Рудольф фон Иеринг — право есть защищённый государством интерес, право — ничто без государственной власти;
  • Иммануил Кант — юристы до сих пор ищут своё определение права.

Представители[править | править код]

Сократ, Аристотель, Г.Гроций, Дж. Локк, Вольтер, Монтескье, Жан-Жак Руссо, А. Н. Радищев

Суть теории[править | править код]

Главное — это духовное, идейное, нравственное начало. Приоритет над нормативным и реальным началами. Право — это возведённая в закон справедливость, в рамках данной доктрины разделяется право и закон, так как закон может быть не правовым. Право возникает естественным путём, появляется раньше государства, а нормы права лишь воплощают эти идеи. Само право даровано Богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, имя, собственность, создание семьи и др.). После Второй мировой войны идёт процесс возрождения естественного права.

Представители[править | править код]

Г.Гуго, Савиньи, Пухта

Суть теории[править | править код]

Право — это историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно. Законодатель должен максимально выражать «общее убеждение нации». Право основано на общих интересах, солидарности (многопартийность в парламенте), создание норм международного права — нормы договора (фиксированное согласие) или обычай (молчаливое согласие). Творец права — не законодатель, а народ; Народ-правотворец → основной источник права — обычай. Негативное отношение к кодификации права. Такая кодификация вредна, так как законодатель может исказить волю народа.

Представители[править | править код]

Э.Р. Бирлинг (нем.)русск., Л. Кнапп, Г. Тард, Л.И. Петражицкий, А. Росс (англ.)русск. З.Фрейд

Суть теории[править | править код]

Психика людей — это фактор, определяющий развитие общества, в том числе и право. Делится на два вида права — позитивное право и право каждой личности. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер. Правосознание состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Роль правосознания и правовой культуры чрезвычайно важна.

Представители[править | править код]

Ойген Эрлих, С. А. Муромцев , Роско Паунд, Дж. Фрэнк (англ.)русск., Р. Иеринг

Суть теории[править | править код]

Право — это не то, что задумано, и не то, что записано, а то, что получилось в действительности. Право воплощается не в естественных правах и законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего. Есть право в текстах («мёртвое право») и есть право поведения субъектов правоотношений («живое право»). Формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности (Паунд: «Право — то, что решил судья»). Источник познания права — это непосредственное наблюдение жизни, поступков; изучение обычаев и документов (договоры, завещания, сделки).

Представители[править | править код]

К. Бергбом (эст.)русск., Т. Гоббс, Г. Ф. Шершеневич, Дж. Остин.

Суть теории[править | править код]

Эта теория возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». Право — это принуждение, приказ, исходящий от государства. Право возникает с государством, не будет государства — не будет права. Кто нарушает нормы позитивного права — санкция (кара, наказание).

Представители[править | править код]

Р. Штаммлер (нем.)русск. , П. И. Новгородцев, Г. Кельзен

Суть теории[править | править код]

Право исходит только от государства — право немыслимо без государства, как и государство без права. Исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы. Правовые нормы носят иерархичный характер, в основании находятся индивидуальные акты. По Кельзену, право — это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Право следует изучать в «чистом виде», наука должна описывать свой объект таким, какой он есть, а не предписывать, каким он должен быть.

Представители[править | править код]

Маркс, Энгельс, Ленин

Суть теории[править | править код]

Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление. Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. Право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

Представители[править | править код]

А. С. Ященко, Б. А. Кистяковский, Р. З. Лившиц, В. В. Лазарев, В. Г. Графский, Р. А. Ромашов, В. П. Казимирчук, В. Н. Кудрявцев, В. В. Ершов.

Суть теории[править | править код]

Право — совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом . Интегративная юриспруденция родилась из естественно-правовой и социологической, создаёт синтетическую теорию права. Основной признак права — нормативность (в чем и заключается его единство с моралью и религией).

Либертарная теория В. С. Нерсесянца[править | править код]

В юридическо-либертарной классификации правопониманий различают два диаметрально противоположных подхода к определению права через юридическое (лат. ius — право) и легистское (лат. lex — закон) правопонимание.

Легистское правопонимание. Согласно данному подходу право представляет собой продукт деятельности государства, устанавливаемый государственной властью и охраняемый силой государственного принуждения. В этом случае право и закон — суть одно и то же. С этой точки зрения, властная принудительность является единственной отличительной особенностью права. Показательным в данном является высказывание Гоббса Т. —

«Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена».

Подобные представления в XIX веке развивали Дж. Остин, Ш. Амос (англ.)русск., Г. Ф. Шершеневич и др.

С легистской точки зрения, определение права можно сформулировать следующим образом: Право — это система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения.

Юридическое правопонимание. Для юридического типа правопонимания характерна та или иная версия различия права и закона. При этом под правом имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавливающей власти, то есть определенное, отличное от других социальное явление.

В рамках юридического правопонимания среди прочих существуют:

  • Естественно-правовой подход.
С точки зрения естественно-правового подхода, право — это право, извне преданное человеку и приоритетное к человеческим установлениям.
  • Либертарно-юридический подход, разработанный Нерсесянцем В. С.
Согласно данному подходу под правом понимается нормативное выражение принципа формального равенства, под которым, в свою очередь, подразумевается единство трех компонентов:
  1. равной для всех нормы и меры
  2. свободы
  3. справедливости

Институциональная теория В. А. Четвернина[править | править код]

Согласно ответу на ключевой вопрос правовой философии («что есть право?») выделяется два основных типа правопонимания:

  • потестарный (от лат. potestas — сила, мощь)
  • либертарный (от фр. la liberté — свобода).

Согласно первому из них правом являются принудительные нормы, которые устанавливаются социальными субъектами, имеющими возможность обеспечить их выполнение. Именно принудительность этих норм, а не их особое содержание или форма выражения является конституирующим признаком права.

Согласно второму типу правопонимания право обладает самостоятельной сущностью. Соответственно, о социальной норме (например, законе) можно сказать, что данная норма является правовой или неправовой в зависимости от её соответствия принципам права. В естественно-правовых учениях неправовыми являются те нормы, которые противоречат имманентным нравственным законам природы. В российской либертарно-юридической школе (В. С. Нерсесянц, В. А. Четвернин) неправовыми принято считать те нормы, которые нарушают принцип формального равенства — равенства всех людей в правоспособности и правосубъектности.

В. А. Четвернин считает свой подход институциональным (социологическим) либертаризмом, тогда как теории В. С. Нерсесянца он приписывает догматический либертаризм.

Коммуникативная теория права А. В. Полякова[править | править код]

Право — это коммуникация (правоотношения — правонарушение — судопроизводство). Сущность определяют эйдосы (образы, идеи) — у каждого субъекта свой образ права, «там где общество, там и право». Есть право не в юридическом смысле: детское право (не брать чужого), право охотников, картёжное право и т. д.

Реалистический позитивизм Р. А. Ромашова[править | править код]

Право — система справедливых, гуманных, разумных норм и принципов права, кот. оптимально эффективно реализуются (ближе к социологической школе). Право — действующие нормы, разумные и эффективные, они соответствуют интересам общества.

  • Лейст О. Э. Сущность права: Проблемы теории и философии права/ МГУ им. М. В. Ломоносова. — М.: Зерцало-М, 2002. — 279 с. (недоступная ссылка)
  • Нерсесянц В. С., Общая теория права и государства. М.: Норма, 2002. ISBN 5-89123-381-9
  • Четвернин В. А. Проблемы теории права и государства. Краткий курс лекций. (недоступная ссылка) М., 2007 г.
  • Синха С. П. (Surya Prakash Sinha) Юриспруденция. Философия права. Краткий курс (недоступная ссылка) / Пер.с англ.— М.: Издательский центр «Академия», 1996.— 304 с.
  • Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005. — 541 с.
  • Поляков А. В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход: Курс лекций /А. В. Поляков; Ассоциация юридический центр; Кафедра теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета. − 2-е изд., учеб. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. — 845 с.
  • Алексеев С. С., Архипов С. И. Теория государства и права. 1998

Психологическая теория цикла — это… Что такое Психологическая теория цикла?

        буржуазная теория, пытающаяся объяснить смену фаз капиталистического цикла (См. Капиталистический цикл) субъективно-психологическими факторами. Широкое распространение П. т. ц. получила с конца 19 в. Английский экономист У. Джевонс полагал, что циклические Экономические кризисы представляют собой явления чисто психологического характера: развитие цикла определяется, по его мнению, сменой настроений уныния, оптимизма, ажиотажа, разочарования и паники. В начале 20 в. П. т. ц. была детально разработана английским экономистом А. Пигу, который считал, что важнейшую роль в циклических колебаниях капиталистического воспроизводства играют изменяющиеся предположения предпринимателей относительно последующего развития конъюнктуры (См. Конъюнктура). Кризис перепроизводства, по концепции Пигу, наступает в результате накопления «ошибок оптимизма» делового мира. Среди современных буржуазных теорий капиталистического цикла преобладают кейнсианские концепции (см. Кейнсианство), составной частью которых оказывается П. т. ц. В период циклического подъёма преувеличенные ожидания, по мнению английского экономиста Дж. М. Кейнса, берут верх над трезвыми расчётами; в условиях же экономического кризиса предприниматели утрачивают веру в возможность интенсивного расширения производства. На ход развития капиталистического цикла влияет ряд «психологических детерминант» и, в частности, основной психологический закон, действие которого выражается в снижении предельной склонности к потреблению, а также субъективные моменты, связанные со склонностью владельцев денежного капитала к ликвидности. Особенно важное место в кейнсианских концепциях капиталистического цикла занимают оценки предпринимателем предельной эффективности капитала (См. Предельная эффективность капитала), которые зависят, по мнению Кейнса, от не поддающейся контролю и руководству психологии делового мира. Распространённые в западной литературе экономико-математические модели капиталистического цикла пытаются учесть в качестве особого фактора «ожидания», т. е. суждения предпринимателей о возможном расширении или сокращении рыночного спроса, движении цен, рыночных ставок ссудного процента и т.д. Концепции, пытающиеся объяснить циклический характер капиталистического воспроизводства чередованием волн оптимизма и пессимизма или др. психологическими факторами, характеризуются ярко выраженной субъективно-идеалистической методологией. Согласно П. т. ц., кризисы наступают не в результате действия присущих капитализму объективных экономических законов, а как следствие смены заложенных в самой природе человека оптимистических и пессимистических ожиданий. Тем самым проблема капиталистического цикла приобретает внеисторический и внесоциальный характер; во всех разрушительных явлениях, связанных с сокращением капиталистического производства, в кризисном падении доходов трудящихся и увеличении безработицы оказывается виновной, в соответствии с П. т. ц., не капиталистическая система хозяйства, а свойственная людям смена настроений и др. психологические особенности их поведения. Марксистско-ленинская экономическая теория никогда не отрицала роли психологических факторов в развитии капиталистического цикла; их действие особенно наглядно проявляется, например, в периоды биржевой паники, в обострении кредитно-денежных кризисов и массовом истребовании банковских вкладов, однако циклический ход воспроизводства общественного капитала обусловлен не психологическими факторами, а основным противоречием капитализма — между общественным характером производства и частнокапиталистическим присвоением. Антинаучный характер П. т. ц. проявляется в абсолютизации и игнорировании производного характера «психологических детерминант». В действительности массовая смена настроений всегда является следствием объективных экономических процессов, вызванных к жизни резким обострением противоречий капиталистического воспроизводства.

         Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), там же, т. 26, ч. 2; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Материализм и эмпериокритицизм, Полное собрание соч., 5 изд., т. 18; его же, Марксизм и ревизионизм, там же, т. 17; Кейнс Д. М., Общая теория занятости, процента и денег, пер. с англ., М., 1948; Блюмин И. Г., критика буржуазной политической экономии, т. 3, М., 1962; Осадчая И. М., Современное кейнсианство, М., 1971; Pigou A. C., Industrial fluctuations 2 ed., L. 1929; Duesenberry J. S., Business cycles and economic growth, N. Y., 1958; Lundberg Е., Instability and economic growth, New Haven L., 1968.

         Р. М. Энтов.

2.4 Психологическая теория

Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX века. Её наиболее существенные идеи были сформулированы в ХХ в. в трудах Л.И.Петражицкого, Росса, М.А.Рейснера и др. [15, c.38]

Психологическая теория происхождения государства и права обращает внимание на роль и значение биологических и психологических факторов в возникновении государства и права.

Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Задача данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства и права только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии — такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе, государстве и праве.

Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.

Какие это переживания и потребности? Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости потребность послушания, повиновения определённым лицами в обществе. Потребность следовать их указаниям.

Достоинствами психологической теории, прежде всего считают то, что она обращает внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и т.д., а также то, что источник прав человека «выводится» из психики самого человека.

Психологическая теория государства и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.

В своих работах по теории государства и права Петражицкий подразделяет право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего “голоса” совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте.

По Петражицкому, право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями.

Слабой стороной теории является слишком сильный толчок в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых тоже зависит природа права. Но несмотря на это, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *