Психологический контакт это: Психологический контакт | Диплом по психологии – Сущность и назначение психологического контакта. Статья. Имиджелогия. Самопознание.ру

Автор: | 05.06.2020

§ 1. Понятие и природа психологического контакта как сложного комплексного метода

§ 1. Понятие и природа психологического контакта как сложного комплексного метода

 

Эвристика глубоко психологична, психология контактов сле­дователя строится на принципах эвристики: преобразования, интерпретации, комбинирования, экспериментального разру­шения и созидания.

Поэтому вполне уместно рассмотреть проблемы психоло­гического контакта.

В криминалистической литературе психологический контакт, как правило, рассматривается в тактике допроса, что, на наш взгляд, ограничивает сферу его применения, использование его потенциальных возможностей. Представляется, что психологический контакт применим во всех следственных действиях, где, кроме следователя, принимают участие иные лица. Пси­хологический контакт — это компонент любого межличност­ного взаимодействия с обратной связью,

Различные авторы определяют природу психологического контакта по-разному: как условие, прием, стадию следственного действия, как состояние следователя и участника след­ственного действия.

Психологический контакт, объединяющий серию тактиче­ских приемов, подчиненных единой цели и пронизывающий весь процесс межличностного взаимодействия следователя и участника следственного действия, является сложным комплексным методом. В нем комплексируются различные приемы репродуктивного характера и эвристические приемы, создан­ные следователем специально для данной ситуации и данного человека с его неповторимыми характерологическими особен­ностями. Подготовка, проведение и анализ следственного дей­ствия опосредуются серией специальных логико-психологиче­ских  методов, изложенных ранее.

Метод психологического контакта занимает особое место среди специальных методов оптимизации следственных действий по следующим причинам:

1. Психологический контакт является неотъемлемым ком­понентом любого следственного действия, связанного с процессами профессионального общения. Формы межличностного взаимодействия в этих условиях могут быть самыми разными: от глубокого конфликта до полного взаимопонимания с совпа­дением целей. Однако наличие обратной связи в процессах общения с участником следственного действия указывает на наличие контакта (коммуникации, вызываемой и корректируе­мой по каналам обратной связи).

2. Психологический контакт как метод синтезирует в себе сложный комплекс методов, о которых ранее шла речь. Число методов, их объем, цели, инструментальные качества в каж­дом отдельном случае с учетом следственной ситуации, личностей следователя и участника следственного действия.

Таким образом, содержание метода психологического контакта в различных ситуациях может быть различным по системе и структуре. Это позволяет сделать вывод о гибкости данного метода, его высоком тактическом потенциале.

Включая в свою структуру различные криминалистические методы, психологический контакт является эффективным условием для применения большого числа специальных крими­налистических методов, оптимизирующих реализацию такти­ческой программы следственного действия.

Психологический контакт является именно тем звеном, за которое на современном этапе с его многообразными сложностями и противоречиями можно удержать всю цепь тактиче­ских приемов и методов, применяемых в отношении участни­ков следственных действий.

Психологический контакт необоснованно обедняется, когда его применение связывается только с допросом. Он может применяться в отношениях с участниками очной ставки, опо­знания, проверки показаний на месте происшествия, обыска и выемки, следственного эксперимента, а также в отношениях с сотрудниками следственных групп при выполнении следст­венных и оперативно-розыскных мероприятий, с экспертами и представителями различных служб, включенных в рассле­дование уголовного дела.

Но тактические возможности психологического контакта как комплексного метода лучше демонстрируются в тактике допроса, где процессы профессиональной коммуникации вы­ходят на передний план, обнажая сущность тактического межличностного взаимоотражения, взаимодействия, взаимопони­мания.

Советские криминалисты подходят к определению психо­логического контакта с различных позиций.

Н.И. Порубов рассматривает психологический контакт как «систему взаимодействия людей между собой в процессе их общения, основанного на доверии: информационный процесс, при котором люди могут и желают воспринимать информа­цию, исходящую друг от друга. Психологический контакт — это, наконец, процесс взаимовлияния, сопереживания и взаим­ного понимания»1. Н.И. Порубов справедливо замечает, что психологический контакт должен сопутствовать всему ходу допроса. Для его установления требуется проведение ряда тактических приемов, определяемых ходом допроса, обстоя­тельствами дела, наличием доказательств, а также личностью виновного

2.

Таким образом, психологический контакт можно рассмат­ривать как тактическую операцию, объединяющую совокуп­ность тактических приемов, направленных на решение серии задач при производстве допроса.

А.В. Дулов определяет психологический контакт как «це­ленаправленную, планируемую деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направ­лении и достижение его целей»3. А.В. Дулов обоснованно указывает на необходимость учета психических явлений, кото­рые закономерно развиваются у человека перед вступлением в общение. Выявление этих закономерностей поведения, ха­рактерных для конкретного человека, является одной из задач следователя при подготовке к следственному действию. С од­ной стороны, психологический контакт позволяет рационали­зировать режим общения с конкретном следственном дейст­вии. С другой стороны — психологический контакт обуслов­ливает оптимизацию производства иных следственных действий с участием лица, с которым следователь на допросе ранее сформировал стабильный психологический контакт.

А.Б. Соловьев рассматривает психологический контакт как «способ коммуникативных связей, как возникновение своего рода «эмоционального доверия» к следователю»

4.

Наличие эмоционального доверия является желательным элементом психологического контакта, но иногда следователь объективно не имеет возможности вызвать к себе эмоциональ­ное доверие человека, потому последний вступает в общение, имея цели, противоречащие целям следователя, но рассчиты­вая в процессе контактного общения найти компромиссное решение поставленных им задач. Контактные отношения в та­ких случаях строятся на основе взаимопонимания и взаимо­уважения следователя и участника следственного действия.

В психологии под контактом понимается «случай коммуни­кации с обратной связью»5. Коммуникация с обратной связью предполагает двусторонний характер отношений, где следо­ватель и его партнер одновременно являются и «адресатом», и «адресантом». Поэтому оба они оказывают влияние на про­цессы общения, на динамику развития их отношений.

Двусторонние отношения в процессе формирования и ста­билизации психологического контакта предполагают не только получение следователем информации, но и передачу им опре­деленной информации своему партнеру. Эта информация мо­жет содержаться в вопросах следователя, в оценке показаний, в доказательствах, используемых в целях изменения позиции участника следственного действия.

Трудно согласиться с В. Л. Васильевым, определяющим пси­хологический контакт как стадию, на которой «оба собеседника окончательно вырабатывают в отношении друг друга общую линию поведения, а также определяют такие парамет­ры, как ее темп, ритм, основные состояния собеседника, приемы устной речи, позы, мимика и в некоторых случаях основная аргументация»

6. Психологический контакт представляет собой динамический, находящийся в развитии процесс, участники которого, обмениваясь информацией, постоянно корректируют свое поведение в соответствии с ситуациями допроса Этот процесс сопровождает всю процедуру допроса и поэтом его нельзя считать стадией допроса.

Г.Г. Доспулов определяет психологический контакт ка «согласованное деловое взаимоотношение следователя со свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым, коте рое возникает на основе правильной позиции следователя и поведения допрашиваемого»

7. Процесс согласованности взаимоотношений следователя и участника следственного действия происходит постепенно, поэтапно, иногда незаметно.

Деятельность следователя в процессе допроса имеет ряд общих черт с работой актера. Поэтому представляется уместным привести высказывания К.С. Станиславского о том, что психологический контакт — это «приспособление, это внутрен­ние и внешние ухищрения, с помощью которых люди применя­ются друг к другу при общении»8. Это приспособление пред­ставляет собой своеобразное искусство оптимизации тактиче­ских отношений.

В то же время контактные отношения не возникают из ус­тупок следователя. Напротив, при формировании контакта идет борьба за психологическую инициативу во взаимодейст­вии. Каждый из партнеров стремится мыслить за другого и совершает такие действия, чтобы получить тактический выигрыш. Поэтому формирование психологического контакта, по мне­нию А.Р. Ратинова, содержит элементы психологической борь­бы, которая является одной из сторон индивидуально-психо­логического подхода, предполагающего гуманность, чуткость и корректность в отношениях с подследственными. Следова­тель, по существу, участвует в той борьбе, что происходит во внутреннем мире человека»

9.

В связи с этим можно не согласиться с Ф.В. Глазыриным, определяющим психологический контакт как «готовность допрашиваемого к общению со следователем, к даче правдивых показаний»

10.

Готовность партнера к общению можно рассматривать как первичный и промежуточный результат общения, который в своем развитии реализуется в процессе дачи правдивых и полных показаний.

Предпосылкой формирования психологического контакта с допрашиваемым, оптимизации форм общения являются профессионально важные качества следователя11.

1. Интеллектуальные качества. К ним относятся дискурсивное и интуитивное мышление. Дискурсивное мышление работает в четко ограниченной области, когда известно, что именно требуется доказать. Дискурсивное мышление сопровождается словесными формулировками. Интуитивное мышление — обязательный элемент следственного творчества, это кульмина­ция творческого процесса, своеобразный гребень волны, где полно и целостно, симультанно представлена как ретроспектива, так и перспектива поиска12.

2. Основные характерологические качества. Это настойчи­вость, самостоятельность, терпение, самообладание, принципиальность, последовательность, целеустремленность, решительность, оперативность, инициативность, мужество.

3. Психофизиологические качества. Основными из них являются: уравновешенность, способность к сосредоточению психическая выносливость, значительный объем внимания, переключаемость, быстрая ориентировка в новых условиях, «по. мехоустойчивость» (способность работать при наличии посто­ронних раздражителей).

Деятельность следователя при формировании психологи­ческого контакта с участником следственного действия подчинена ряду целей.

Главной целью психологического контакта является получение правдивой и полной информации об обстоятельства) расследуемого преступления, а также перенос контактны) отношений на смежные следственные действия, например на проверку показаний на месте происшествия, следственный эксперимент, очную ставку и опознание, в которых принимает участие лицо, находящееся в состоянии психологического кон­такта со следователем.

Формирование психологического контакта предполагает установление причин и условий, способствующих совершению преступления. Эта цель вытекает из главной цели, но заслу­живает специального выделения, обусловливая профилактическую деятельность следователя.

Одной из целей формирования психологического контакта является исправление и перевоспитание правонарушителей формирование у них позитивных социальных установок.

Целью формирования контакта является также оказание психологической помощи партнеру. Часто психическая травма переживаемая потерпевшим, является более тяжелой, чем физическая травма. Следователь должен уметь рациональным» средствами трансформировать установку, отрицательно влияющую на создание потерпевшего. Действие психической трав мы испытывает и свидетель преступления. Кроме того, сам преступник тоже может испытывать воздействие психической травмы, которую он получает в связи с совершенным преступ­лением. В ряду случаев человек совершает преступление в со­стоянии стресса, физиологического аффекта или по неосто­рожности. В таком случае само преступление и его последст­вия травмируют преступника. К тому же факт возбуждения уголовного дела, задержание, арест, утрата прежнего социаль­ного положения оказывают психотравмирующее воздействие на допрашиваемого, который в связи с этим уклоняется от кон­такта со следователем, «уходит в себя», отказывается от дачи показаний.

В связи с изложенным одной из целей формирования пси­хологического контакта является преодоление психической травмы, чтобы лицо могло давать правдивые и полные пока­зания.

Сформулированные цели психологического контакта при производстве следственных действий вызывают необходимость решения целого ряда проблем.

1. Проблемы регуляции эмоциональных состояний участни­ка следственного действия и разработки допустимых средств для активизации борьбы мотивов. В процессе взаимодействия следователя и участника следственного действия переплета­ются различные виды мотиваций: индивидуальная и коллектив­ная, профессиональная и социальная, а также иные. Каждый момент анализируемого взаимодействия определяется соот­ветствующими мотивами, которые изменяют режим общения. Поэтому следователь должен уметь влиять допустимыми средствами на формирование мотивов своего партнера.

2. Проблема оптимизации общения с человеком, испыты­вающим психотравмирующее воздействие факта преступле­ния. Решение данной проблемы предполагает совершенство­вание процессов, которые отражаются в понятиях «корректность», «тактичность», «чуткость», «доброжелательность», «гуманность». Разработка этой проблемы позволит най­ти «ключ» у частнику следственного действия, «возбудить» у него доверие к следователю, желание дать правдивые и ис­черпывающие показания. Этому способствует надлежащая об­становка, деловитость, внимание и корректность следователя, его требовательность и настойчивость в сочетании с чутким отношением к искренним переживаниям допрашиваемого, готовность в любой момент обеспечить реализацию предостав­ленных допрашиваемому законных прав»13.

3. Проблема интенсификации выявления причин и условий, способствующих совершению преступления. Практика свидетельствует, что истинные причины преступлений, механизм формирования преступного умысла часто остаются невыяснен­ными именно из-за отсутствия психологического контакта сле­дователя с партнером. Между тем обвиняемый при наличии глубокого психологического контакта со следователем может раскрыть сложный механизм своего преступного поведения.

4. Проблема прогнозирования процессов и результатов деятельности следователя при формировании психологическо­го контакта. Можно разделить мнение А. В. Дулова, считаю­щего, что, «зная закономерности структуры преступления, можно прогнозировать способы противодействия, которое окажет допрашиваемый. Чем лучше следователь знает пути, сред­ства, способы оказания противодействия, тем легче ему пре­дупреждать это противодействие. А значит, и обеспечивать установление истины по расследуемому делу»14.

5. Проблема повышения эффективности психологического контакта при производстве следственных действий. Эта проблема включает в себя все вышеперечисленные, но имеет и соб­ственное содержание. Совершенно справедливо отмечает А. Б. Соловьев, что «проблема эффективности не может сводиться к эффективности отдельных следственных действий. Эффек­тивность системы следственных действий, включая в себя в ка­честве обязательного элемента эффективность производства отдельных следственных действий, предполагает оптимальное использование а процессе расследования их совокупности»15.

Природа психологического контакта такова, что его резуль­таты могут использоваться при реализации системы следствен­ных действий, например, очной ставки, опознания, следствен­ного эксперимента и проверки показаний на месте происше­ствия. Поэтому эффективность психологического контакта оп­ределяется не только результатами данного следственного действия, но и результатами смежных следственных действий, в которых участвовало лицо, состоящее в психологическом контакте со следователем. «Прорастая» в тактику смежных следственных действий, психологический контакт может обес­печить оптимизацию различных следственных действий.

Формирование психологического контакта можно представить в виде пяти стадий, каждой из которых соответствуют различные формы деятельности следователя. Нижеприведен­ная система стадий в наибольшей степени соответствует тактике допроса, но с минимальным преобразованием может быть использована при проверке показаний на месте происшествия, очной ставке, следственном эксперименте, выемке, обыске и т.д.

1-я стадия: изучение личностных качеств будущего участ­ника следственного действия.

1.1. Сбор и анализ информации о будущем участнике след­ственного действия.

1.2. Выявление личностных особенностей, характеризую­щих возможные состояния и позицию участника следственного действия.

1.3. Формулировка вопросов и подготовка оптимальных тактических приемов, направленных на формирование психологического контакта и обеспечивающих получение полной и правдивой информации.

2-я стадия: вступление в контактное взаимодействие.

2.1. Встреча и обмен контактоформирующими репликами.

2.2. Формирование первоначального согласия («консонан­са»).

3-я стадия: формирование ситуативной установки участника следственного действия на контактное взаимодействие.

3.1. Углубление знаний об участнике следственного дейст­вия путем постановки дополнительных вопросов о семье, профессии, заслугах и иных обстоятельствах, характеризующих личность. Это целесообразно делать в ходе фиксации в прото­коле анкетных данных.

3.2. Объективация личности следователя, состоящая в пе­редаче последним участнику следственного действия некоторых сведений о себе, об отношении к его положительным ка­чествам.

4-я стадия: контактное взаимодействие в основной части следственного действия (рефлексивная стадия).

4.1. Формирование контактных отношений в ходе свобод­ного рассказа участника следственного действия (допроса, очной ставки, проверки показаний на месте происшествия и т.д.).

4.2. Укрепление психологического контакта при постановке серии вопросов, направленных на получение полных и правди­вых показаний.

5-я стадия: стабилизация психологического контакта при окончании следственного действия.

5.1. Одобрение следователем позиции, занятой контактным участником следственного действия при чтении и подписании протокола.

5.2. Тактические действия, направленные на укрепление кон­тактных отношений в последующих следственных действиях с участием, данного лица.

При подготовке к допросу (применение методов форми­рования психологического контакта представляется целесообразным продемонстрировать на основе тактики допроса, где эффективность психологического контакта наиболее очевидна) следователь должен прогнозировать следующие формы кон­тактного общения, которые можно подразделить в зависимо­сти от целей, преследуемых участником следственного действия.

1. Вступление в психологический контакт с целями, которые совпадают с целями следователя. В такой обстановке человек принимает объективно сложившуюся ситуацию, желает установления истины по расследуемому делу, отношения со следователем носят бесконфликтный характер. Данная форма психологического контакта может иметь несколько подвидов

а) бездумное включение в контактное взаимодействие Партнер предполагает, что следователь в силу своей должности может и должен понять текущую ситуацию и самого допрашиваемого. Такая позиция характерна для свидетелей, которым безразлично, с каким следователем им предстоит беседовать по данному делу;

б) вступление в контактное взаимодействие, обусловлен­ное эмоциональными факторами: гневом, страхом, состраданием, раскаянием и другими чувствами. Эти чувства человек испытывает до процедуры следственного действия, он приходит к следователю, настроившись на вступление в психологический контакт. Следователь должен уметь сохранить эти  отношения и укрепить их. Безразличность, грубость, бестактность следователя могут вызвать неприязнь допрашиваемого что вызовет прекращение контактных отношений. Описывая мая форма психологического контакта характерна для потер певших, особенно по изнасилованиям, а также для подозреваемых и обвиняемых, принявших решения дать правдивы показания;

в) вступление в психологический контакт, вызванное эмоциональным возбуждением допрашиваемого, наступившим непосредственно в ходе допроса. Допрашиваемый имеет цели. совпадающие с целями следователя, но негативно относится к следственным работникам и поэтому не желает вступать в психологический контакт и давать правдивые показания. Это характерно для потерпевших и свидетелей с антисоциальными установками. Следователь, обращаясь к чувствам стыда, гор­дости, раскаяния, любви, симпатии и другим чувствам, может сформировать психологический контакт на эмоциональной основе. А затем, когда допрашиваемый откажется от нега­тивного отношения к следователю, можно подвергнуть сло­жившуюся ситуацию анализу с рациональных позиций;

г) вступление в психологический контакт со следователем, обусловленное предварительным, глубоким анализом сложив­шейся ситуации. Деятельность допрашиваемого в этом случае отличается обдуманностью, предвосхищением своего поведе­ния и стабильностью. Данная форма психологического кон­такта является наиболее прочной, но и она нуждается в бе­режном отношении, в укреплении и стабилизации.

2. Вступление в психологический контакт с целями, кото­рые полностью или частично не совпадают с целями следователя. Внешне данные отношения не отличаются от ранее описанных, но внутренняя сторона отношений носит харак­тер скрытого конфликта. Данные отношения могут иметь два подвида:

а) допрашиваемый входит в контактное взаимодействие со следователем, имея цели, частично не совпадающие с целями следователя. Эта позиция отличается от ранее описан­ных тем, что следователь проводит серию приемов, направ­ленных на формирование контакта, а допрашиваемый прини­мает предложенную форму взаимодействия. Внешняя сторона отношений полностью отвечает признакам, характеризующим психологический контакт, но следственное действие часто содержит элементы принудительного общения. Отношение допрашиваемых, особенно подозреваемых и обвиняемых, к следователю часто бывает окрашено негативными эмоция­ми. Поэтому в отношениях допрашиваемого и следователя нередко присутствует скрытый конфликт. Допрашиваемый ис­пытывает состояние неопределенности и борьбы мотивов, он ищет оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если следователь поймет состояние допрашиваемого и мотивы его поведения, он может изменить направленность позиции до­прашиваемого активизацией борьбы мотивов, в результате чего внешняя и внутренняя стороны общения станут в полной мере соответствовать признакам психологического контакта;

б) допрашиваемый входит в контактное взаимодействие со следователем, имея цели, полностью противоположные целям следователя, допрашиваемый рассчитывает «переиграть» следователя, ввести его в заблуждение, бросить тень подозрений на невиновного человека. Допрашиваемый пытается использовать психологический контакт как орудие своей защиты. Это характерно для подозреваемых и обвиняемых, вуалирующих неприязненное отношению к следователю и дающих ложные показания. 

 

Оптимизация работы с допрашиваемым предполагает интенсивную подготовку к допросу, которая включает в себя анализ материалов уголовного дела, изучение личности буду­щего допрашиваемого, подготовка вопросов и тактических приемов, обеспечивающих получение наиболее полных и прав­дивых показаний допрашиваемого. Перечисленные элементы подготовки к допросу взаимосвязаны, но эффективность деятельности следователя на допросе проявляется в тех тактических приемах, которые обеспечат получение максималь­ного объема доказательственной информации от допраши­ваемого. Каждый из этих приемов должен иметь избиратель­ное воздействие. По образному выражению А. Р. Ратинова, «психологические методы должны быть подобны лекарству, которое, действуя на больной организм, не причиняет ника­кого вреда здоровым частям организма»16.

Чтобы воздействие тактического приема было оправдан­ным, необходимо эвристически интерпретировать сведения о личности. Такая интерпретация должна проводиться до встречи с допрашиваемым, чтобы следователь имел возможность избрать оптимальные формы общения с данным чело­веком, Под интерпретацией принято принимать распознавание и истолкование сущности какого-либо явления. Криминали­стическая интерпретация осуществляется методами, кото­рые характерны для теории и практики расследования пре­ступления, в частности, наблюдением, беседой, анализом, синтезом, моделированием  и др.

Наибольший интерес представляет метод обобщения неза­висимых характеристик, суть которого состоит в получении сведений об изучаемом лице из различных источников. На основании собранной информации следователь может составить целостную характеристику исследуемого лица и подго­товить наиболее эффективные приемы работы с ним.

Интерпретация строится с использованием криминалисти­ческого прогнозирования. Интерпретация сведений о лично­сти позволяет установить закономерности и причинную обус­ловленность поведения исследуемого лица до совершения преступления, во время совершения преступления и после него.

Если следователь дает объяснение собранным фактам, выявляет скрытые тенденции поведения лица, которое он собирается допрашивать, то он может объяснить и поведение этого лица на будущем допросе при определенных, плани­руемых следователем обстоятельствах. Точность прогноза поведения изучаемого лица зависит от полноты и глубины изучения его характера, мотивов поведения в обыденных и чрезвычайных ситуациях.

Интерпретация как составная часть прогнозирования при расследовании преступлений осуществляется  посредством глубокого изучения механизма поведения человека, «путем тщательного изучения всех или основных действующих на не­го внешних и внутренних факторов»17.

Исследование личностных качеств будущего допрашивае­мого производится до непосредственного контакта с ним, что можно назвать предконтактной интерпретацией, а также во время допроса. Предконтактная интерпретация осуществляется с использованием собранных материалов, что позволяет переходить от восприятия описаний поведения исследуемого лица к моделированию его личности и будущего поведения на допросе. Таким образом, Предконтактная интерпретация— это основанное на изучении личности методом обобщения независимых характеристик заключение следователя о харак­тере и мотивах поведения данного человека на допросе и иных следственных действиях.

Практически предконтактная интерпретация может осу­ществляться: путем анализа протоколов допросов родственников, сослуживцев, знакомых и иных лиц, характеризующих будущего допрашиваемого; по характеристикам с мест рабо­ты и учебы, по сведениям из детских комнат милиции и комис­сий по личным делам несовершеннолетних; по копиям пригово­ров и личным делам осужденных, если изучаемый человек ра­нее был судим; путем анализа медицинских карточек из полик­линик и психдиспансеров; по сведениям, полученным оператив­ным путем; посредством анализа материалов уголовного дела.

Среди установленных данных, характеризующих будущего участника следственного действия, следователь выделяет такие, которые могут быть тактически использованы. Эти дан­ные служат основанием для избрания или разработки серии тактических приемов, обеспечивающих формирование психо­логического контакта и результативность действия в целом.

При изучении личностных качеств участника следственного действия особое внимание надо уделять качествам, которые могут проявиться в процессах противодействия следователю: подвижность и оригинальность мышления, агрессивность, эго­изм, смелость, устойчивость к стресс-факторам, склонность к риску.

Например, формулируя вопросы допрашиваемому, следо­ватель должен помнить, что каждый ответ допрашиваемого станет отправным моментом для дальнейшей работы с ним. Поэтому личностные качества будущего допрашиваемого должны истолковываться именно с позиций возможных его решений и соответствующих решениям ответов.

Исследовательская деятельность следователя может за­нять несколько часов, но удачно проведенный допрос лица, показания которого имеют особую значимость, окупают эти затраты времени, создают благоприятные условия для общения с подозреваемым (обвиняемым) на протяжении длитель­ного периода.

 

_________________________________

1 Порубов Н. И. Допрос в советском уголовном процессе. Мн., 1973, С. 73,

2 Порубов Н. И. Научные основы допроса на предварительном следст­вии. Мн., 1978. С. 43.

3 Дулов А. В. Судебная психология. Мн., 1973. С. 107.

4 Соловьев А. Б. Допрос свидетеля и потерпевшего. М., 1974. С. 42.

5 Добровмч А. Б. Общение: наука и искусство. М., 1980. С, 47.

6 Васильев В. Л. Юридическая психология. Л., 1974. С. 43.

7 Доспулов Г. Г. Психология допроса на предварительном следствии М., 1976. С. 12.

8 Станиславский К. С. Работа над собой в творческом процессе пере­живаний // Собр. соч. М., 1955. С. 281.

9 Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М., 1967. С. 107.

10 Глазырин Ф. В. Психология следственных действий. Волгоград, 1983. С. 58.

11 Котов Д. И., Шиханцов Г. Г. Психология следователя. Воронеж, 1977. С. 62-93.

12 Семенов Н. Н., Степанов С. Ф. Рефлексия в организации творческого мышления // Вопр. психологии. 1983. № 2. С. 41.

13 Пантелеев И. Ф. Тактика допроса // Следственная тактика. М., 1982. С. 49.

14 Дулов А. В. Основы расследования преступлений, совершенных долж­ностными лицами, Мн., 1985. С. 43—53.

15 Соловьев А. Б. Использование системного подхода при изучении эффективности следственных действий // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1985. Вып. 43. С. 61.

16 Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М., 1967. С, 168.

17 Аванесов Г. А. Основы криминологического прогнозирования. М., 1970, С, 43.

КОНТАКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — это… Что такое КОНТАКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ?


КОНТАКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

положительно-эмоциональное взаимодействие субъектов, общение, которое возникает между ними на основе общих интересов и целей их деятельности

Юридическая психология: словарь терминов. 2010.

  • КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
  • КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ

Смотреть что такое «КОНТАКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ» в других словарях:

  • Контакт психологический: концепция Л. Б. Филонова — Концепция психол. контакта исходит из представлений о взаимном дополнении участников О., направленного на достижения согласия. Ее название «Концепция комплементарной природы контакта» (Л. Б. Филонов). В ней показано, что если имеется обоюдное… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • контакт-психология (kontaktpsychologie) — Этимология. Происходит от лат. cоntactus соприкосновение, греч. psyche душа + logos учение. Автор. Э.Шпеер. Категория. Форма психотерапии. Специфика. Основан на теории Шпеера, в которой он все межчеловеческие отношения выводил из отношений… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психологический тип (соционика) — Соционический тип (социотип, тип «информационного метаболизма», ТИМ, психотип) человека с точки зрения соционики, тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением т. н. аспектов. Соционика рассматривает 16 типов… …   Википедия

  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ —         Один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения.         В отечественной литературе авторы,… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Социально-психологический статус полиции — Видный руководитель полиции Великобритании (1972 1977 г.г.) Роберт Марк писал: Полицейская функция, которой мы с вами себя посвятили, возможно, одна из самых достойных и благородных функций в свободном обществе. Мы с вами представляем власть… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Подражание — психологический механизм воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит неосознанное воспроизводство личностных черт и поведенческих паттернов. * * * следование какому либо примеру, образцу. П. встречается на разных возрастных… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Суворов, Александр Васильевич (психолог) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Суворов, Александр Васильевич. Александр Васильевич Суворов Суворов А. В. за компьютером Дата рождения: 3 июня 1953(1953 06 03) (59 лет) …   Википедия

  • История развития понятий «общение» и «коммуникация» — Активное использование понятий О. и коммуникация (К.) в отеч. психологии началось в 1970 1980 х гг. одновр. с развитием общей, социальной, пед., инженерной психологии, психологии труда, а также психологии личности, медицинской психологии,… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • антропоморфизм — (от греч. anthropos человек и morphe вид, форма) представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих… …   Большая психологическая энциклопедия

  • подражание — следование какому либо примеру, образцу. П. встречается на разных возрастных этапах (см. возраст) индивидуального развития у человека. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями П. у разных возрастных групп скрыты различные психологические… …   Большая психологическая энциклопедия


Установление психологического контакта


⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 11Следующая ⇒

Установить психологический контакт – значит создать благоприятные условия для решения конкретных проблем.

В ходе деловой беседы партнеры могут занимать по отношению друг к другу разные позиции:

1. Готовность к сотрудничеству;

2. Безразличие;

3. Противодействие собеседнику.

Относительно второй и третьей позиции необходимо так построить общение, чтобы заинтересовать партнера, «повернуть к себе лицом». Для этого существуют приемы установления психологического контакта.

 

Приемы установления психологических контактов

1. Прием снятия напряжения.

Непринужденность знакомства, выражение удовлетворения по поводу встречи.

2. Проявление интереса и внимания к партнеру.

Учтите! Что, прежде всего людей интересуют они сами. Поэтому проявите к собеседнику искренний интерес, дайте ему почувствовать значимость его личности.

3. Прием накоплений согласий.

Найдите предмет беседы, по поводу которого совпадают позиции собеседников.

Добейтесь, чтобы ваш партнер несколько раз согласился с вами или сказал слово «да». В дальнейшем это затрудняет проявление несогласия.

4. Прием «разговаривания» партнера.

Необходимо добиться, чтобы был диалог, а не монолог.

5. Прием «зацепки».

Необходимо найти какой-либо повод для беседы (какое- либо событие, сравнение, личное впечатление и т. д.) и от него перейти к изложению проблемы. Чаще всего создается иллюзия, что это импровизация, но в действительности «зацепка» тщательно продумывается заранее.

6. Прием психологической пристройки к собеседнику.

Сближение своего стиля общения, манер поведения с позицией партнера. Это снижает психологический барьер, оказывает на него внушающее воздействие.

7. Вовлечение в совместную работу.

8. Оказание значимой услуги.

Цель: вызвать у партнера желание ответить на проявленное внимание подобными действиями.

9. Обращение за помощью. «Мне необходима ваша помощь…»

10. Сопереживание партнеру.

Не все просьбы партнера можно удовлетворить, но отнестись к ним с пониманием, искренним сочувствием, это важное условие делового сотрудничества предпринимателей.

Соблюдение этих правил даст Вам возможность быть успешным не только в деловом, но и в межличностном общении.

Рассмотрим еще несколько важных моментов, которые помогают или мешают устанавливать контакт.

 

Что помогает установлению психологического контакта:

1. Невербальные средства общения: открытые позы, открытые руки, расстегнутые пиджаки и т. д.

2. Улыбка, рукопожатие.

3. Контакт глаз.

4. Знание имени.

5. Дистанция (ты или вы).

6. Равенство позиций.

 

Что мешает установлению психологического контакта:

1. Перебивание партнера.

2. Принижение партнера.

3. Негативная оценка его слов.

4. Обобщения типа: всегда, никогда, везде, постоянно.

5. Волнение, дрожание.

6. Многословие.

7. Заискивающие интонации.

8. Неправильно выбранная дистанция.

Выделим общие коммуникативные правила (общие правила ведения беседы):

1. Избегай упреков.

2. Не демонстрируй превосходства.

3. Избегай обвинительного тона – ты не прокурор.

4. Прощай людям мелкие слабости.

5. Будь терпим к своеобразию другого.

6. Говори не больше и не меньше того, что требуется в данный момент.

7. Подчеркивай достоинства собеседника.

8. Расспрашивай заинтересованно, но не будь бесцеремонным.

9. Принимай решение вместе с человеком, но не вместо человека.

10. Ищи в людях хорошее.

11. Не командуй, а проси.

12. Не давай оценок.

13. Не давай советов.

 

 

Виды вопросов

 

· Закрытые вопросы – это вопросы, на которые ожидается только ответ да или нет, они создают напряженную обстановку в беседе (как допрос), поэтому такие вопросы необходимо задавать строго с определенной целью, или когда мы хотим быстрее получить согласие или ответ на вопрос. При дефиците времени.

· Открытые вопросы – это вопросы, на которые нельзя ответить да или нет, и которые требуют какого-то пояснения. К ним относятся: «что», «как», «где», «сколько» и т.д.

· Риторические вопросы – на эти вопросы не дается прямого ответа, т.к. их цель вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы.

· Переломные вопросы – они удерживают беседу в строго определенном направлении или же поднимают целый комплекс новых проблем. Они задаются в том случае, когда мы получили достаточно информации по одной проблеме и хотим перейти к другой.

· Вопросы для обдумывания – они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано. Цель этих вопросов – создать атмосферу взаимопонимания.

· Альтернативные вопросы – это вопросы, которые содержат союз «ИЛИ».

Как аргументировать свою позицию

 

Аргументы – это научно-обоснованные методы речевого воздействия на собеседника

Успех аргументации зависит от двух обстоятельств:

1. Умения соблюдать ряд принципов.

2. Владения приемами аргументации.

 

Принципы аргументации:

1. Простота и точность излагаемой информации. Доказательства и разъяснения, должны быть доступны для понимания собеседника.

2. Диалогичность общения и равенство партнеров.

3. Приспособление аргументов к личности собеседника:

а) аргументы должны учитывать ценностные ориентации партнера, его коммерческие интересы.

Б) темп аргументации должен соответствовать темпераменту собеседника. Холерики и сангвиники не выносят длинных вступительных речей и монологов. Общаясь с ними, необходимо между аргументами делать паузу, предоставлять им возможность высказывать свою точку зрения. Другое дело меланхолики и флегматики. Им требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу, даже если это решительный и уверенный в себе человек. Слушают, не перебивая, затем задают очень детальные вопросы. Сами говорят неспешно, вдумчиво, мысль излагают подробно. Общение с таким человеком нелегкое, но торопить его нельзя.

4. Наглядность изложения своих доказательств

 

Методы аргументации

1. Фактологический метод. Изложение в качестве доказательства конкретных фактов.

2. Метод противоречия. Основывается на выявлении противоречий в аргументации собеседника.

3. Метод сравнения. Имеет исключительное значение, особенно, когда сравнение подобранно удачно, что придает выступлению исключительную яркость и большую силу внушения.

4. Метод «Да…, но».

5. Метод «Кусков». Состоит в расчленении выступления собеседника таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные части. При этом целесообразно не касаться наиболее сильных аргументов собеседника, а преимущественно ориентироваться на слабые места и попытаться именно их опровергнуть.

6. Метод «Бумеранга». Использование оружия собеседника против него самого.

Манипулятивные методы аргументации основываются на механизме внушения, т. е. на неосознанном восприятии доказательств.

7. Инверсия – переворачивание с ног на голову.

8. Метод преуменьшения. Осознанное преуменьшение значимости той или иной проблемы.

9. Метод преувеличения. Состоит в обобщении любого рода и преувеличении.

10. Метод гиперболизации – «Из мухи – слона».

11. Метод «Анекдота». Остроумное замечание, шутка, анекдот, сказанные вовремя, могут полностью разрушить даже тщательно построенную аргументацию. Если потом проанализировать шутку, то, как правило, оказывается, что она не имеет никакого отношения к обсуждаемому предмету.

12. Ссылка на авторитет. Состоит в цитировании известных авторитетов в конкретной сфере деятельности (радио, пресса, телевидение и т. д.)

13. Прием дискредитации собеседника. Стремление поставить под сомнение репутацию собеседника. Если попытка оскорбления происходит в кругу людей, то лучше хладнокровно и кратко объяснить присутствующим, чем вызвано такое поведение другого. Или проигнорировать нетактичные высказывания и перейти к конкретным аргументам по обсуждаемой проблеме.

14. Прием введения в заблуждение. Основывается на сообщении путаной информации, слов и полуистин, которыми нас забрасывает собеседник. Он сознательно или неосознанно накручивает проблемы, создает предпосылки возможного перехода от дискуссии к конфликту.

15. Прием апелляции к чувствам. Представляет собой постоянное взывание к сочувствию и стремление уклониться от предмета беседы. В этой ситуации беседа может принять сложный эмоционально-насыщенный характер. Поэтому необходимо повернуть дискуссию на деловые рельсы.

Путем воздействия на ваши чувства партнер пытается обойти деловые, нерешенные вопросы.

 

Как слушать партнера

Успешность деловой беседы во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Народная мудрость гласит: «Человеку даны два уха, чтобы слушать, и только один язык, чтобы говорить».

 

Выделяют следующие техники слушания:

1. Простое слушание (пассивное или безмолвное).

2. Активное слушание.

3. Непродуктивное слушание.

 


Рекомендуемые страницы:

70. Понятие психологического контакта и условия его установления.

Психологический контакт — это создание благоприятных условий для взаимоотношений и взаимных действий следователя с участниками процесса расследования, характеризующий стремлением следователя поддержать процесс общения в целях получения правильных (достовреных, полных, объективных) показаний.

Источником налаживания отношений является следователь.

Функции установления контакта:

1-информационно-комуникативная

2-регуляцонно-комуникативная. В процессе общения осуществляется регуляция.

3-эмоционально-коммуникативнная. Устанавливаются эмоциональные завязки.

Психологический контакт в следственной практике носит локальный характер, т.е. ограничен темой допроса и носит временный характер, т.е. не выходит за рамки сроков расследования.

Развитие психологического контакта проходит три стадии:

-стадия взаимного оценивания, это и внешнее восприятие друг друга и формирование первого впечатления. Результатом данной стадии является принятие решения о вступлении в процесс общения или отказ от общения.

-стадия взаимной заинтересованности.

-стадия обособления (ограничение количества общающихся).

При установлении контакта могут возникнуть психологические проблемы общения и коммуникавные барьеры. Коммуникативные барьеры — это некое препятствие на пути передачи информации между партнерами по общению.

Выделяют три группы коммуникативных барьеров:

1-барьеры понимания (например, фонетическое непонимание, когда чел передает информацию быстро скороговоркой; семантические барьеры, разное значение одних и тех же слов; стилистический барьер; логический барьер)

2-социально-культурного развития (различия религиозные, культурные)

3-барьеры отношения являются чисто психологическим феноменом (неприязнь, недоверие)

Психологический барьер — это психическое состояние, переживаемое как неадекватная пассивность, препятствующие общению, это препятствие, преграды, которые могут возникнуть как в связи с эмоциональным состоянием общающихся, так и в связи с несоответствием смысла высказывания, просьб, приказов, состояние субъекта при возникновении данных барьеров наблюдается усиленные отрицательные переживания.

Приемы нейтрализации психологических барьеров и установление психологического контакта:

1-правила накопления согласий, данный прием заключается в изначальной постановке таких вопросов, на которые допрашиваемый естественным образом отвечает «да», таких вопросов должно быть не меньше трех.

2-демонстрация общности взглядов, оценок, интересов, по некоторым вопросам.

3-психологически приемы, призанниие и понимание следователем положительных моментов личности и в поведении допрашиваемого.

4-создание благоприятных психологических условий допроса, общения.

5-правило теологичности.

6-Правило внимания к собеседнику.

7-Правило активного слушания и поддержания речевой активности собеседника.

Для каждого периода допроса характерны свои методы установления и поддержания контакта. Для вводной части характерна неформальная беседа с целью уточнения демографических данных, фрагментов биографии, жизненного и трудового пути допрашиваемого.

В главной части допроса идет закрепление контакта и его поддержание. Это достигается постановкой перед допрашиваемым вопросов, предъявлением доказательств, сопоставлением показаний с уже имеющейся по делу информацией.

Поддерживать должный уровень психологического контакта с допрашиваемым нужно не только в период допроса, но и на заключительном его этапе.

В установлении контакта с допрашиваемыми не может быть шаблона, штампа. Здесь нужен индивидуальный подход, учет свойств личности допрашиваемого. Следователь обязан помнить, кто сидит по другую сторону стола.

Выбор способа установления психологического контакта с допрашиваемым во многом зависит также от того, какое положение в процессе занимает данное лицо.

Процесс установления контакта зависит, в основном, от следователя, его профессиональной подготовки, опыта, авторитета и личностных качеств.

К качествам, которыми должен обладать следователь, относится также эмоциональная устойчивость, душевное равновесие, самообладание. Умение разговаривать с людьми — одно из важных коммуникативных качеств. Чтобы воздействовать на разум, волю и чувства допрашиваемого лица, верно, воспринимать и понимать его роль и быть, в свою очередь, понятым им, следователь должен заботиться о культуре речи.

Большое значение для установления психологического контакта имеет форма предупреждения допрашиваемого об уголовной ответственности за отказ или уклонение о дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний. Очень важно, как следователь изложит требования норм УПК: в форме разъяснения, доведения до сведения, предупреждения и т.д.

70. Понятие психологического контакта и условия его установления.

Психологический контакт — это создание благоприятных условий для взаимоотношений и взаимных действий следователя с участниками процесса расследования, характеризующий стремлением следователя поддержать процесс общения в целях получения правильных (достовреных, полных, объективных) показаний.

Источником налаживания отношений является следователь.

Функции установления контакта:

1-информационно-комуникативная

2-регуляцонно-комуникативная. В процессе общения осуществляется регуляция.

3-эмоционально-коммуникативнная. Устанавливаются эмоциональные завязки.

Психологический контакт в следственной практике носит локальный характер, т.е. ограничен темой допроса и носит временный характер, т.е. не выходит за рамки сроков расследования.

Развитие психологического контакта проходит три стадии:

-стадия взаимного оценивания, это и внешнее восприятие друг друга и формирование первого впечатления. Результатом данной стадии является принятие решения о вступлении в процесс общения или отказ от общения.

-стадия взаимной заинтересованности.

-стадия обособления (ограничение количества общающихся).

При установлении контакта могут возникнуть психологические проблемы общения и коммуникавные барьеры. Коммуникативные барьеры — это некое препятствие на пути передачи информации между партнерами по общению.

Выделяют три группы коммуникативных барьеров:

1-барьеры понимания (например, фонетическое непонимание, когда чел передает информацию быстро скороговоркой; семантические барьеры, разное значение одних и тех же слов; стилистический барьер; логический барьер)

2-социально-культурного развития (различия религиозные, культурные)

3-барьеры отношения являются чисто психологическим феноменом (неприязнь, недоверие)

Психологический барьер — это психическое состояние, переживаемое как неадекватная пассивность, препятствующие общению, это препятствие, преграды, которые могут возникнуть как в связи с эмоциональным состоянием общающихся, так и в связи с несоответствием смысла высказывания, просьб, приказов, состояние субъекта при возникновении данных барьеров наблюдается усиленные отрицательные переживания.

Приемы нейтрализации психологических барьеров и установление психологического контакта:

1-правила накопления согласий, данный прием заключается в изначальной постановке таких вопросов, на которые допрашиваемый естественным образом отвечает «да», таких вопросов должно быть не меньше трех.

2-демонстрация общности взглядов, оценок, интересов, по некоторым вопросам.

3-психологически приемы, призанниие и понимание следователем положительных моментов личности и в поведении допрашиваемого.

4-создание благоприятных психологических условий допроса, общения.

5-правило теологичности.

6-Правило внимания к собеседнику.

7-Правило активного слушания и поддержания речевой активности собеседника.

Для каждого периода допроса характерны свои методы установления и поддержания контакта. Для вводной части характерна неформальная беседа с целью уточнения демографических данных, фрагментов биографии, жизненного и трудового пути допрашиваемого.

В главной части допроса идет закрепление контакта и его поддержание. Это достигается постановкой перед допрашиваемым вопросов, предъявлением доказательств, сопоставлением показаний с уже имеющейся по делу информацией.

Поддерживать должный уровень психологического контакта с допрашиваемым нужно не только в период допроса, но и на заключительном его этапе.

В установлении контакта с допрашиваемыми не может быть шаблона, штампа. Здесь нужен индивидуальный подход, учет свойств личности допрашиваемого. Следователь обязан помнить, кто сидит по другую сторону стола.

Выбор способа установления психологического контакта с допрашиваемым во многом зависит также от того, какое положение в процессе занимает данное лицо.

Процесс установления контакта зависит, в основном, от следователя, его профессиональной подготовки, опыта, авторитета и личностных качеств.

К качествам, которыми должен обладать следователь, относится также эмоциональная устойчивость, душевное равновесие, самообладание. Умение разговаривать с людьми — одно из важных коммуникативных качеств. Чтобы воздействовать на разум, волю и чувства допрашиваемого лица, верно, воспринимать и понимать его роль и быть, в свою очередь, понятым им, следователь должен заботиться о культуре речи.

Большое значение для установления психологического контакта имеет форма предупреждения допрашиваемого об уголовной ответственности за отказ или уклонение о дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний. Очень важно, как следователь изложит требования норм УПК: в форме разъяснения, доведения до сведения, предупреждения и т.д.

Психотерапевтический контакт — это… Что такое Психотерапевтический контакт?


Психотерапевтический контакт
1) любое взаимодействие между психотерапевтом и клиентом; 2) богатые, плодотворные отношения между психотерапевтом и клиентом, благодаря к-рым возможно оказание терапевтического влияния на клиента; 3) раппорт между терапевтом и клиентом. Термин «контакт», придя из др. сфер знания, постепенно наполняется психол. содержанием. На этапе возникновения психол. контакта (связи) каждый из потенциальных партнеров по О. (а) начинает (находясь рядом друг с другом или заочно) выделять другого в кач. «фигуры» из «фона», наделяет его нек-рой значимостью, что создает психол. готовность к взаимодействию, коммуникации; возникающее отношение к другому не окрашено пока выраженной положительной или отрицательной эмоциональной окраской; (б) может быть не включен во взаимные интеракции, от него не требуется и «аварийное» поведение (не надо убегать, нападать или застывать — что свидетельствовало бы о стремительно развивающимся контакте, перерастающем в борьбу), (в) имеет возможность обменяться с другим информацией (вербальной, невербальной) (Творогова, 2007). По тому, что информация начала передаваться от одного к другому и стала вызывать обратную реакцию, можно судить, что контакт состоялся. Дальше он может развиваться, затухать, обрываться, завершаться. Виды контакта подразделяются в зависимости от его: 1) продолжительности (кратковременный — долговременный), 2) осознанности (осознанный — неосознанный), 3) произвольности (непроизвольный — требующий осознанных усилий), 4) глубины (первоначальный контакт — доверие/недоверие — …) и т. д. В случае психотерапии психол. контакт, чтобы стать инструментом влияния психотерапевта на клиента, должен приобрести черты психотерапевтического контакта (П. к.), к-рый характеризуется: 1) несимметричностью позиций психотерапевта и клиента; 2) ответственностью психотерапевта как профессионала за его установление, поддержание, развитие; 3) осознанным использованием психотерапевтом проверенных (в контексте доказательной психотерапии) приемов, средств, создание им условий для П. к. со своим клиентом, 4) использованием П. к. как инструмента психол. влияния с целью достижения психотерапевтической цели. П. к. во всех психотерапевтических школах это: а) условие психотерапевтического процесса, б) инструмент психол. влияния, способный приводить к позитивным переменам в чувствах, отношениях и поведении клиента. В разл. психотерапевтических направлениях делается акцент на главном с их т. зр. терапевтическом механизме П. к. (так, в психоанализе центральным механизмом П. к. является перенос как проявление активизированных в психоаналитической ситуации детских и не изжитых эмоциональных отношений к родителям). При формировании коммуникативной компетентности медицинского работника Стюарт и Сандин (1995) рекомендуют использовать след. 4 стадии установления, развития и завершения контакта с пациентом: 1-я (предварительная) стадия начинается и заканчивается еще до встречи с пациентом, здесь собирается необходимая информация о пациенте, планируется первая встреча с ним. На 2-й (ориентировочной) стадии происходит первая встреча с пациентом и выясняется причина обращения за помощью. Здесь необходимы создание атмосферы доверия, понимания, признания и открытого сотрудничества, а также разработка договора, контракта с пациентом. 3-я (рабочая) стадия преследует цель помочь пациенту справиться с тревогой, повысить его самостоятельность и ответственность за себя. На этой стадии важно развить конструктивные механизмы сотрудничества. Иногда П. к. «обрывается», что свидетельствует о неудаче, постигшей психотерапевта в конкретном случае его профессиональной деятельности. 4-я стадия — завершающая, на к-рой психотерапевт и клиент могут принять решение о выходе из П. к. После принятия решения совместно оценивается продвижение вперед, насколько удалось достичь поставленных целей. В психотерапии завершение П. к. имеет специальное ритуальное оформление. На этой стадии у пациента надо повышать чувство независимости от других. Полезно помочь ему подготовиться к окончанию взаимодействия уменьшением числа встреч или изменением их места. Лит.:Клиническая психология. Словарь… М., 2006; Творогова Н. Д. Общение: диагностика и управление. М., 2002. Н. Д. Творогова

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.

  • Психотерапевтический контакт в беатотерапии
  • Психотерапия коммуникационная

Смотреть что такое «Психотерапевтический контакт» в других словарях:

  • ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КОНТАКТ — Все психотерапевтические направления подчеркивают значение П. к. между врачом и больным не только для создания оптимальных условий лечения, но и как инструмента психологического влияния, способного приводить к позитивным переменам в чувствах,… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Психотерапевтический контакт в беатотерапии — предполагает сложные, противоречивые и динамичные отношения между общающимися. Главная цель психотерапевтического контакта (П. к.) создание условий для прогрессивного самонаблюдения, для осознания ложной личности, для роста, для преображения… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Контакт–Психология — Контакт психология психотерапевтический метод, предложенный Э. Шпеером и основанный на его теории психического, в которой он все межчеловеческие отношения выводил из отношений мужчины и женщины (Speer E. Liebesfahigkeit (Kontaktpsychologie) ,… …   Психологический словарь

  • ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КЛУБ — В связи с тем, что в течение 1 2 месячного обычного пребывания пациента в специализированном отделении неврозов (пограничных состояний) не всегда удается выполнить весь комплекс лечебно реабилитационных задач, существуют различные формы… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ —         В различных моделях взаимоотношений «пациент психотерапевт» находят отражение особенности социальных взаимодействий людей в тот или иной период общественного развития, в частности, такие их содержательные характеристики, как доминирование …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ —         В И. п. в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в диаде врач пациент. В организационном аспекте И. п. отлична от групповой (где инструментом лечебного… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • психотерапия — (от греч. psyche душа и therapeia уход, лечение) комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматически …   Большая психологическая энциклопедия

  • Роль трудовой реабилитации — Профессиональная реабилитация психически больных – важнейшая и конечная цель этой длинной цепочки. Необходима психологическая подготовка к возвращению в трудовую жизнь. При этом важно учесть все социальнопсихологические характеристики больного,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПСИХОТЕРАПИЯ И ФАРМАКОТЕРАПИЯ —         Все более широкое признание в медицине и здравоохранении биопсихосоциальной модели болезни заостряет вопрос о соотношении биологических (прежде всего фармакологических), психологических и социальных воздействий в системе лечения различных …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Психотерапия — – 1. любая методика или процедура, оказывающая лечебное воздействие посредством влияния на психику пациента. Может рассматриваться, с одной стороны, как паллиативное лечение, лишь на некоторое время облегчающее самочувствие, так и, с другой… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

психология — это… Что такое контакт-психология?


контакт-психология

— метод психотерапии, предложенный Э. Шпеером и основанный на его теории психического, в коей все межчеловеческие отношения выводились из отношений мужчины и женщины. В этом методе терапевтическое воздействие направлялось прежде всего на реализацию способности клиента к любви, часто заторможенную из — за неадекватности и поверхностности контактов. Наибольший эффект в применении метода отмечен для клиентов, мучимых переживаниями одиночества, а также при неврозах и аутизме.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • консультирование психологическое
  • контаминация

Смотреть что такое «контакт-психология» в других словарях:

  • Контакт–Психология — Контакт психология психотерапевтический метод, предложенный Э. Шпеером и основанный на его теории психического, в которой он все межчеловеческие отношения выводил из отношений мужчины и женщины (Speer E. Liebesfahigkeit (Kontaktpsychologie) ,… …   Психологический словарь

  • контакт — психология —      метод психотерапии, предложенный Э. Шпеером и основанный на его теории психического, в коей все межчеловеческие отношения выводились из отношений мужчины и женщины. В этом методе терапевтическое воздействие направлялось прежде всего на… …   Большая психологическая энциклопедия

  • контакт-психология (kontaktpsychologie) — Этимология. Происходит от лат. cоntactus соприкосновение, греч. psyche душа + logos учение. Автор. Э.Шпеер. Категория. Форма психотерапии. Специфика. Основан на теории Шпеера, в которой он все межчеловеческие отношения выводил из отношений… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… …   Энциклопедия Кольера

  • ПСИХОЛОГИЯ — сфера знаний о психике людей и животных, т. е. о формах активности, отображения, регулирования, с помощью которых живые существа реализуют себя в бытии. Центральной проблемой П. на протяжении многих веков оставался человек и его субъективная… …   Современный философский словарь

  • Психология торговли (sales psychology) — Область П. т. часто выходит за пределы личных покупок и продаж, предполагающих прямой контакт между продавцом и покупателем, включая в себя тж маркетинг, использующий рекламу в СМИ с целью привлечения потенциальных покупателей. Продажи… …   Психологическая энциклопедия

  • Аналитическая психология — Аналитическая психология  одно из психодинамических направлений[1], основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг [2]. Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его… …   Википедия

  • Гуманистическая психология (humanistic psychology) — Г. п. это одновременно общественное движение, зародившееся внутри психологии, и теорет. перспектива, выдержавшая испытание временем. Оба этих аспекта требуют должного внимания и анализа. В самом понятии Г. п. содержится некое противопоставление… …   Психологическая энциклопедия

  • Наблюдение (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Наблюдение. Наблюдение описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение… …   Википедия


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *