Психология чувства: Чувства в психологии: что это такое и как они влияют на человека – сущность, виды, функции. Чем отличаются эмоции от чувств

Автор: | 27.11.2020

Содержание

Чувства в психологии: что это такое и как они влияют на человека

Чувства в психологии: что это такое и как они влияют на человека

Вы можете подумать, что позитивная психология это только о положительных эмоциях. Но дело не только в них. Негативные и нейтральные эмоции — это неотъемлемая составляющая, которую мы должны ощущать, чтобы жить ярко и насыщенно. Зачем нужны отрицательные эмоции в комплексе с положительными, и почему нейтральное состояние это неотъемлемый атрибут повседневной жизни, читайте дальше.

Чувства в психологии: что это такое и как они влияют на человека

Взгляд со стороны психологии

Люди изучали эмоции в течение многих лет. Учитывая сложность концентрации на чувствах, неудивительно, что мы знаем о них немного.

У большинства людей отсутствует понимание необходимости обеих эмоций для здорового функционирования и полноценной гаммы чувств.

Давайте начнем с определений и выясним виды чувств и впечатлений, когда возникают определенные эмоции, что является их источником и как их создавать самостоятельно.

Определение и значение положительных эмоций

Положительные — это эмоции, которые мы обычно находим приятными для переживания. Оксфордский справочник позитивной психологии определяет их как «приятные или желательные ситуативные реакции, отличные от приятных ощущений и не дифференцированного положительного аффекта».

По сути, это определение утверждает, что положительные эмоции — это приятные реакции на наше окружение (или наш собственный внутренний диалог), которые являются более сложными и целенаправленными, чем простые ощущения.

Определение и значение отрицательных эмоций

С другой стороны, негативные эмоции — это те, которые нам обычно не нравятся. Отрицательные эмоции могут быть определены как «неприятные или несчастные эмоции, которые вызываются людьми, чтобы выразить негативное влияние на событие или человека».

  • Если эмоция понижает эмоциональное состояние и ухудшает настроение, то, скорее всего, это отрицательная эмоция.
  • Чувства в психологии: что это такое и как они влияют на человека
  • Подробнее о противоречивых чувствах и когнитивном диссонансе.

25 примеров: список положительных и отрицательных эмоций

Примеры положительных и отрицательных эмоций будут зависеть от того, как вы их переживаете. Даже определение эмоции может варьироваться в зависимости от того, кто отвечает на вопрос. Как бы вы ни определяли эмоции, различение между ними является интуитивным процессом — мы, кажется, «просто знаем», какие эмоции положительные, а какие отрицательные.

Список положительных эмоций

Общие положительные эмоции включают в себя:

  • Любовь;
  • Радость;
  • Удовлетворение;
  • Интерес;
  • Развлечение;
  • Счастье;
  • Безмятежность;
  • Трепет;
  • Заинтересованность.

Список отрицательных эмоций

Вот некоторые из негативных эмоций:

  • Страх;
  • Ненависть;
  • Гнев;
  • Презрение;
  • Опустошенность;
  • Стыд;
  • Отвращение;
  • Печаль;
  • Злость;
  • Зависть;
  • Грусть;
  • Одиночество;
  • Меланхолия;
  • Досада;
  • Обида.

Узнайте подробный список опасных чувств и эмоций, которые вредят человеку.

Нужны ли нам отрицательные эмоции наравне с положительными

Посмотрите на список негативных эмоций. Хотите ли вы добровольно испытать какие-либо из них? Вероятно — нет, и это не удивительно! О вреде негативных эмоций на физическое здоровье мы уже рассказывали в статье о

психосоматике.

Вот некоторые примеры выявленных закономерностей между негативными эмоциями и заболеваниями человека.

Чувства в психологии: что это такое и как они влияют на человека

Теперь обратитесь к списку примеров положительных эмоций. Легко заметить, что этот перечень полон приятных переживаний, которые люди стремятся найти и продлить. Нам нужны положительные эмоции, чтобы эффективно функционировать, расти и процветать.

Так что, если нам в принципе неприятно испытывать отрицательные эмоции, а нравится переживать положительные, нужны ли нам вообще негативные впечатления? Как оказалось, да. Далее разберем подробнее, почему так происходит.

Зачем нужны отрицательные эмоции

Хотя они и неприятны для переживания, негативные эмоции действительно необходимы для полноценной жизни. Это происходит по двум причинам:

  1. Негативные эмоции дают нам противоположность позитивным ощущениям.
  2. Без негатива, будут ли позитивные эмоции такими же приятными?

Отрицательные эмоции служат эволюционным целям, побуждая нас действовать таким образом, чтобы повысить шансы на выживание и помочь расти и развиваться как личности.

Как отмечают психологи, для каждой из основных эмоций, как положительной, так и отрицательной, есть веская причина:

  • Гнев — стимул бороться с проблемами;
  • Страх — позволяет уберечь от опасности;
  • Ожидание — помогает смотреть в будущее и планировать;
  • Неожиданность — сосредоточиться на новых ощущениях;
  • Радость — напомнить, что для нас действительно важно;
  • Грусть — соединить с теми, кого любим;
  • Доверие — общаться с людьми, которые помогают;
  • Отвращение — отказаться от того, что вредно для здоровья.

Без страха вы бы были здесь сегодня? Или вы занимались опасными для жизни делами, подвергая себя ненужному риску? Без отвращения, смогли бы воздержаться от употребления каких-либо вредных веществ, к которым у вас есть доступ?

Какими бы неприятными они ни были, нельзя отрицать, что негативные эмоции служат важным целям в нашей жизни.

Чувства в психологии: что это такое и как они влияют на человека

Действительно ли человек испытывает стресс только в негативных ситуациях

  1. Хотя вы можете думать о стрессе как о чисто негативной эмоции или реакции, на самом деле люди часто испытывают стресс в нейтральных и позитивных ситуациях.
  2. На самом деле, многие события, которые обычно считаются положительными, могут вызвать огромное напряжение в нашей жизни.
  3. Вот лишь несколько примеров положительного опыта, который может принести стресс:
  • Планирование предстоящей свадьбы;
  • Переезд или новая работа;
  • Ожидание ребенка;
  • Начало захватывающего путешествия.

Вполне естественно чувствовать стресс во всех этих ситуациях, даже если они классифицированы как счастливые и позитивные. Это еще один пример взаимодействия между положительными и отрицательными чувствами, которые дают нашей жизни баланс.

Чувства в психологии: что это такое и как они влияют на человека

Положительные и отрицательные эмоции: взгляд на различия

Как мы теперь знаем, положительные и отрицательные эмоции жизненно важны для здоровой, полноценной жизни. Давайте посмотрим, как эмоции в обеих категориях влияют на нас.

Как они влияют на мозг? Позитивные и негативные ощущения играют важную роль, когда речь идет о мозге, но в целом это разные роли.

Положительно окрашенные чувства

Они влияют на мозг следующим образом.

  • Повышают эффективность в выполнении познавательной задачи, поднимая дух, улучшая концентрацию внимания и работу мозга.
  • Запускают мотивацию и пути вознаграждения в мозге, способствуя снижению уровня гормона стресса и улучшению самочувствия.
  • Помогают расширить кругозор и возможности нашего мозга.

Отрицательно окрашенные чувства

Они влияют на мозг следующими способами:

  • Облегчают обработку эмоциональных конфликтов, помогая понять противоречивую информацию и не впасть в прокрастинацию;
  • Помогают решить сложные эмоциональные проблемы;
  • Содействуют обработке когнитивных конфликтов, участвуя в понимании противоречивой когнитивной информации.
  • Снижают эмпатию и помогают избежать чрезмерной связи с другими, а сосредоточиться на своих целях.

Оба эти чувства играют важные роли в психологии и работе мозга, и эти роли дополняют друг друга, а не конкурируют между собой.

Чувства в психологии: что это такое и как они влияют на человека

Роль обоих чувств в позитивной психологии

Учитывая влияние позитивных и негативных ощущений на мысли и поведение человека, можно понять, почему позитивная психология пристально следит и за негативными эмоциями.

Для нас также важно научиться повышать свои положительные эмоции и использовать возможности, которые они предоставляют.

Столь же важно научиться адаптироваться к отрицательным переживаниям и эффективно справляться с ними.

Когда мы в состоянии принять и использовать все эмоции, мы даем себе лучший шанс жить сбалансированной, осмысленной жизнью. Вот почему область позитивной психологии не сосредотачивается на одних только положительных эмоциях.

Также важно понимать, как превратить отрицательные эмоции в полезный опыт, и применять его на практике.

Чувства в психологии: что это такое и как они влияют на человека

Как можно лучше отслеживать эмоции

Теперь мы знаем о важности принятия и управления нашими эмоциями — как положительно, так и отрицательно окрашенных. Следующий вопрос — как мы на самом деле это делаем.

Первым шагом к эффективному управлению эмоциями является выявление, понимание и поиск закономерностей в эмоциональных переживаниях.

Если вам нужна помощь в выявлении положительных и отрицательных эмоций или отслеживании переживаний, вам могут помочь несколько диаграмм.

Отрицательные Положительные
Огорчение Удовлетворение
Печаль Спокойствие
Зависть Безмятежность
Депрессия Умиротворенность
Ненависть Доверие
Порицание Восторг
Сожаление Счастье
Страдание Удовольствие
Обида Радость
Угроза Беззаботность
Гнев Уверенность
Опасность Оптимизм
Ненависть
Страсть
Стыд Гармония
Конфуз Азарт
Неуверенность Благодарность
Пессимизм Признательность
Усталость Доброжелательность
Боль Привязанность
  • Чувства в психологии: что это такое и как они влияют на человека
  • Колесо эмоций
  • Чувства в психологии: что это такое и как они влияют на человека

Суть нейтральных эмоций

В то время как положительно и отрицательно окрашенные чувства получили значительное внимание со стороны исследователей и практиков психологии, есть еще одна категория эмоций, которые почти игнорируются. Это нейтральные эмоции.

Вы не услышите много об этих чувствах среднего уровня от психологов, но они являются широко обсуждаемой темой в некоторых кругах буддизма. Эти эмоции называются адукхамасухами, что может означать нейтрально (ни больно, ни приятно). Они ссылаются на «диапазон в средней части спектра ощущений.  Это нечто между болью и удовольствием, не явно болезненно, но и не явно приятно.

Поскольку нейтральные чувства являются достаточно обыденной темой для большинства из нас, мы редко уделяем им много внимания.

Однако они могут быть эмоциональной категорией, где мы проводим большую часть нашего времени. Подумайте о своем дне: сколько его было потрачено на радость и удовлетворение, гнев или грусть.

Вероятно, гораздо меньше времени, чем на нейтральные эмоции, которые вы испытывали в остальное время.

Хотя нейтральные ощущения не обладают валентностью — положительной или отрицательной, — некоторые говорят, что нейтральные чувства можно считать положительными, поскольку они характеризуются отсутствием боли и страданий.

Что бы вы ни думали о негативных чувствах, имейте ввиду, что это важный, хотя и часто забытый, элемент вашего эмоционального опыта.

Источник: http://kreativlife.ru/polozhitelnye-otritsatelnye-i-nejtralnye-emotsii-i-nuzhny-li-oni-vse/

Чувства в психологии: виды, понятие и функции

Чувства в психологии: что это такое и как они влияют на человекаПсихология призвана найти ответы на самые сложные вопросы о психической деятельности. К таким вопросам относится понимание и разделение эмоций, чувств. В отличие от философов и литераторов, психологи рассматривают их комплексно. Чувства в психологии — совокупность психофизических реакций.

Понятие и этапы формирования

Чувство часто путают с эмоциями. Эти феномены человеческой психики взаимосвязаны, но не являются взаимозаменяемыми.

Чувства — особая форма отношения личности к окружающему миру, которая возникает как ответная реакция на соответствие или несоответствие актуальным потребностям. Они отличаются устойчивостью, силой проявления.

С их помощью индивид выражает отношение к людям, явлениям, предметам, обозначает убеждения, особенности характера.

Чувственная реакция возникает в ответ на событие, происходящее в жизни индивида. Правильное формирование реакций необходимо для развития гармоничной здоровой личности. Это индивидуальный процесс, который начинается в раннем детстве. На формирование влияет семейная обстановка, локальная культура. В Испании принято бурно выражать чувства, а в Японии это — признак плохого воспитания.

Чувства принято делить на низшие, высшие. К низшим относятся физиологические проявления: голод, усталость. К высшим относятся проявления, связанные с духовным миром: восхищение, сопереживание, эмоциональная привязанность. Наличие высших чувств отличает человека от животных.

У чувственных переживаний есть объектная привязка. Индивид не может испытывать их к ситуации или явлению, только к конкретному действующему лицу, предмету. У чувств может не быть внешних проявлений: проживая их внутри, внешне индивид остается спокойным. Часто они невербальные — невысказанные.

Мимолетные проявления возникают, когда взаимодействие с предметом было кратким. Чтобы сформировалась устойчивая связь, нужен продолжительный контакт. Именно так развиваются влюбленность: если человек лишен возможности видеть предмет обожания, влюбленность быстро проходит. Если он ежедневно может смотреть хотя бы на портрет, то влюбленность будет только подпитываться и укрепляться.

Возрастные этапы развития

Чувства в психологии: что это такое и как они влияют на человека

  1. Новорожденный младенец. Появившись на свет, ребенок владеет базовыми формами проявлений, необходимых для выживания: голод, удовольствие, боль, страх. Эмоциональное состояние зависит от физических ощущений. Новорожденный не умеет различать чувства. Его главный интерес, потребность — физический контакт с матерью. Младенец реагирует на ее настроение, копирует его.
  2. От 0 до 6 мес. Младенец понимает, какие ощущения он испытывает при контакте со взрослыми. Его восприятие фрагментарно: он видит мир частями. К полугоду он учится различать родных и чужих, в его арсенале появляется тревога, настороженность. Изучая мир, он пытается потрогать все, что видит. Если это не удается, младенец испытывает гнев, дискомфорт.
  3. 6–12 мес. Полугодовалые малыши умеют удивляться, проявлять интерес. Помимо физических потребностей, у ребенка возникают умственные. Постепенно формируются интересы: ребенок разделяет игрушки на любимые, нелюбимые. В возрасте 8 месяцев появляется страх разлуки с матерью, ребенок испытывает тревогу, становится беспокойным.
  4. 1–1,5 г. Появляются собственные желания, потребность их реализовать. Ребенок учится принимать самостоятельные решения, но часто сталкивается с запретами со стороны взрослых. Препятствие вызывает злость, стремление получить свое. В этом возрасте важно научиться разделять желания и действия. Основное достижение 1,5 лет — у ребенка формируется представление о самом себе, малыш отождествляет себя со своим именем.
  5. 1,5–2 г. Ребенок больше не беспомощный. Он уверенно передвигается, может сам взять игрушку, у него появляется больше свободы и потребностей. Он стремится доказать самостоятельность, право на собственное мнение. В этом возрасте он уже разделяет чувства, но не может их назвать.
  6. 2–2,5 г. Двухлетние дети видят себя центром мира, у них нет понимания опасности. Также еще не сформировано чувство сострадания и жалости: если ребенку не понравится другой малыш, он может ударить его или укусить, выражая неприязнь.
  7. 2,5–3 г. При благополучном развитии к трем годам у ребенка сформируется целостное представление о себе. Появляется гордость за свою самостоятельность и стыд в случае неудачи. Просыпается интерес к другим детям, стремление занять свое место в коллективе.

Развитие чувств продолжаться до окончания подросткового возраста. Первые годы жизни формируют основу, которая поможет ребенку отличать чувства от эмоций.

Чувства в психологии: что это такое и как они влияют на человекаАдаптация ребенка в коллективе

Качественная характеристика

У чувств есть характеристики, которые отличают их от других эмоциональных проявлений:

  1. Валентность — разделение на положительные, отрицательные и амбивалентные (двойственные). Возникновение амбивалентных проявлений говорит о богатом жизненном опыте, отсутствии категоричности. Амбивалентность характерна для людей с высоким уровнем интеллекта.
  2. Интенсивность — сила проявления. По интенсивности можно определить главные и второстепенные чувства, оценить способность человека к самоконтролю, развитие силы воли.
  3. Содержание — значение для человека объекта, по отношению к которому он проявляет чувства.
  4. Стеничность — побуждение к действию, стремление выразить чувство. Если человек пытается сдерживать проявления, это называется астеничностью.

Интенсивность проявления чувств определяет поведение индивида, отношение к нему других людей. Эмоции всегда искренние, а демонстрация чувств может быть заранее спланированной.

Функции и значение

Чувства в психологии: что это такое и как они влияют на человека

  • отражательная — помогает оценивать уровень опасности, полезности предметов, чтобы вовремя среагировать на угрозу;
  • стимулирующая — побуждает предпринимать активные действия, строить планы на будущее, искать пути решения сложных задач, мотивацию;
  • подкрепляющая — помогает оценивать значимость события для индивида, запоминать важное;
  • переключательная — подсказывает к какой категории относить предметы, действия, расставлять приоритеты;
  • приспособительная — формирует готовую базу проявлений, которые человек уже испытывал;
  • коммуникативная — влияет на отношения с окружающими, потребность в общении, помогает устанавливать эмоциональные контакты.

Нормальную работу функций может обеспечить только позитивная социальная среда. Если в работе функции появляются сбои, эмоциональный интеллект человека не развивается. Низкий уровень эмоционального интеллекта характерен для детей, которые воспитывались в неблагополучной среде.

Крайняя степень проявления педагогической запущенности у детей-маугли, выросших вдали от людей. Они не различают проявления других людей, не умеют выражать чувства. Их психологическое развитие находится на уровне детеныша обезьяны.

Классификация по типам и сфере проявления

Чувства разнообразны и порой человек не может объяснить, что он испытывает. Чтобы упростить процесс оценки, следует использовать классификацию видов чувств в психологии:

  1. Предметные — относятся к базовым сферам человеческой действительности. Они показывают реакцию на различные действия окружающих: раздражение, восторг, удивление, злость.
  2. Интеллектуальные — стремление к новым впечатлениям: любопытство, предвкушение, сомнение.
  3. Эстетические — реакция на красивые, уродливые предметы: переживание восхищения, отвращения, наслаждения, неудовлетворения.
  4. Чувства в психологии: что это такое и как они влияют на человекаПраксические — связаны с выбором деятельности. Определяют отношение к обязанностям: целеустремленность, жажда знаний, удовлетворенность.
  5. Моральные — отвечают за взаимодействие людей, личную оценку дозволенного, недопустимого: патриотизм, любовь, жестокость, эгоизм.

Сложные чувства нельзя отнести к одной категории, это всегда связка из 2–3 разных переживаний. Например, любовь может побуждать к получению знаний, смене деятельности, раскрытию потенциала. Обида может вызвать раздражение, отчаяние, апатию.

Влияние на настроение

В психологии настроение — эмоциональное состояние в конкретный момент времени. Настроение редко сопровождается сильной эмоциональной реакцией, но влияет на все виды деятельности. Оно создает фон, который определяет скорость, эффективность работы. В норме настроение устойчиво. У индивидов с сильной нервной системой оно сменяется реже, у чувствительных людей смена происходит часто.

У настроения беспредметный характер. Даже если человек понимает, что конкретно вызывало недовольство, плохое настроение распространяется на деятельность, отношения. Настроение влияет на чувства. В плохом настроении люди испытывают раздражение, несправедливость по отношению к себе. В хорошем готовы на бескорыстные поступки, благосклонное отношение к неприятному человеку.

Сходства и различия с эмоциями

У эмоций и чувств в психологии есть неразделимая связь: они формируют эмоциональный фон. Часто индивид не видит между ними разницы. Но они различаются продолжительностью, глубиной, степенью проявления.

Чувство — глубокое, устойчивое отношение человека к событию, явлению. Оно часто скрыто, его можно сознательно подавлять, маскировать. Сдержать эмоции сложнее. Они возникают как короткий всплеск, мимолетная реакция. Эмоции проявляются бессознательно.

Чувства — осознанные проявления, направленные на конкретную цель. Эмоции можно испытывать без внешнего раздражителя. К примеру, индивид испытывает сильное эмоциональное волнение, когда слушает музыку, смотрит фильм. Он сопереживает выдуманным персонажам.

Испытывая эмоции, человек выдает субъективную оценку происходящему. Она зависит от особенностей его нервной системы: флегматики малоэмоциональны, а холерикам сложно себя сдерживать.

Сангвиники легко переживают сильные эмоции, меланхолику они доставляют неудобства. Изменить особенности нервной системы нельзя, но научиться контролировать эмоции можно.

Для этого индивид должен различать эмоции и чувства, не бояться негативного спектра эмоций.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/chuvstva.html

Эмоции и чувства в психологии: сущность, виды, функции. Чем отличаются эмоции от чувств

Одна из самых интересных и таинственных сфер нашей психики – это мир эмоций. Изучаемый не одну тысячу лет учеными разных областей знания, он и до сих пор хранит многие свои тайны и загадки.

Эмоции пронизывают всю нашу жизнь, делая ее яркой, насыщенной, то трепетной и нежной, то наполненной невыносимой жгучей болью.

Да они и есть сама эта жизнь, потому что там, где исчезают чувства, кончается существование человека.

Наиболее полно сущность этой области человеческой психики раскрывает именно психология – единственная из наук сумевшая органично связать воедино физиологическую основу и проявления эмоциональных состояний.

Что такое эмоциональные состояния

В психологии понятие «эмоции» употребляется и в широком смысле, как эмоциональные состояния, и в узком, как один из видов этих состояний, наряду с чувствами, настроениями, аффектами и т. д. Эмоциональные состояния – это особый класс психических явлений, отражающих отношение человека к миру.

Эмоции и потребности

Взаимодействуя с окружающим миром и с другими людьми, человек постоянно сталкивается с ситуациями, вызывающими у него разное отношение: радость или возмущение, грусть или ненависть, удивление или симпатию. То есть человек отражает мир и хранит в памяти информацию не только в образах и понятиях, но и в форме чувственных переживаний – эмоций.

Эмоции тесно связаны с потребностями человека. Те жизненные обстоятельства, ситуации или люди, что способствуют удовлетворению потребностей, вызывают у нас положительные эмоции, а те, что мешают, препятствуют – отрицательные. Вот так все просто и одновременно сложно.

  • Во-первых, мы не всегда осознаем свои потребности, а вот эмоции, связанные с ними переживаем – всегда. Поэтому часто даже сами себе не можем объяснить, почему нам не нравится тот или иной человек, или из-за чего вдруг испортилось настроение.
  • Во-вторых, человек живет сложной и многогранной жизнью, и нередко его потребности вступают в конфликт не только с потребностями других людей, но и со своими же желаниями. Поэтому разобраться в этом запутанном и хаотичном водовороте эмоций бывает крайне сложно даже опытному психологу. Вы ведь, наверное, знаете, что можно одновременно любить и ненавидеть одного и того же человека или одновременно бояться и с нетерпением ожидать какое-то событие.

Разобраться со своими переживаниями можно, лишь осознав и приведя хоть в относительный порядок свои запутанные желания и потребности. Помочь в этом человеку могут опытные психотерапевты. Ведь только поняв и приняв свои потребности или сознательно отказавшись от них, можно снизить остроту негативных переживаний.

Психофизиология эмоциональных состояний

Эмоции – это древнейший вид психических состояний, они есть у животных и связаны с удовлетворением естественных, а у высших животных и социальных, потребностей.

  • Древность этого вида психических состояний подтверждает тот факт, что рождаются они в старой, с точки зрения эволюции, подкорковой части головного мозга – в лимбической системе. Кстати, название это очень говорящее. Лимбо – это чистилище, место между раем и адом, а еще глубже таятся животные инстинкты и скрытые, часто темные желания и потребности. Они иногда прорываются с уровня подсознания, пробуждая у нас странные, пугающие даже нас самих эмоции.
  • А вот контролирует проявление эмоций и управляет ими самая «молодая» и рациональная часть головного мозга – неокортекс («новая кора»). И когда рациональная часть мозга отключается, например, при сильном алкогольном опьянении или в состоянии аффекта, то эмоции выходят из-под нашего контроля, а поведением начинают управлять инстинкты, а не разум.

Любое внешнее воздействие вызывает в коре головного мозга очаг возбуждения. Если раздражение слабое, то очаг быстро затухает, но чем сильнее воздействие, тем больше и устойчивее этот очаг. Проникая в подкорковую зону, он активизирует центры эмоций.

Эмоции, в свою очередь, вызывают разнообразные изменения в физиологических системах организма, потому что эмоции – это сигнал о характере воздействия раздражителя. И если они отрицательные, то наш организм перестраивается, готовясь отразить опасность или убежать от нее.

Причем для нашего мозга, оказывается, не важно, реальный это враг или воображаемый – сигнал к перестройке работы организма все равно поступает, и мы переживает разнообразные, часто неприятные ощущения.

Так, возникновение чувства страха сопровождается следующими процессами:

  • в кровь выбрасывается адреналин, который должен усилить снабжение кислородом мышц и активизировать работу симпатической нервной системы;
  • кровь и питательные ресурсы направляются на поддержку мышечной системы; это уменьшает снабжение других систем организма, поэтому человек ощущает чувство холода, озноб, у него бледнеет лицо, из-за недостатка кровоснабжения может возникнуть головокружение и даже потеря сознания;
  • чтобы справиться с возросшими потребностями в кровоснабжении сердце начинает биться чаще, учащается дыхание для снабжения крови кислородом и, как следствие, возникают затруднения с речью;
  • рациональный контроль за поведением снижается, так как несколько подавляются функции коры головного мозга, и человек в буквальном смысле слова глупеет, плохо мыслит рационально.

Изменения работы разных систем организма под воздействием эмоций носят рефлекторный характер, поэтому сознательно мы не можем ими руководить, но можем управлять эмоциями, по крайней мере, на начальном этапе их возникновения.

Наш мозг вполне способен «уговорить» организм не поддаваться чувству страха или гнева.

А в психотерапии есть специальные методики и тренинги, позволяющие человеку научиться управлять своими эмоциями даже в самых критических ситуациях.

Управление эмоциями необходимо не только для регуляции поведения, но и для сохранения физического здоровья. Дело в том, что у отрицательных чувств (а они переживаются человеком сильнее, чем положительные) есть весьма неприятные последствия.

Их систематическое переживание может привести к развитию психосоматических заболеваний, в первую очередь, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Именно эти системы в большей степени страдают от выбросов адреналина и других физиологических изменений.

То есть у поговорки: «Все болезни от нервов» есть рациональное основание.

Виды эмоций

Чувства в психологии: что это такое и как они влияют на человека

Самый древний и примитивный вид эмоциональных состояний – это состояния удовольствия и неудовольствия, которые относят к простейшей органической чувствительности. Связаны эти переживания с удовлетворением (или неудовлетворением) естественных потребностей и человеком ощущаются даже больше в физиологическом, чем в психологическом плане. Например, когда после долгого и утомительного дня, проведенного на ногах, вы садитесь в мягкое удобное кресло.

Но большинство эмоциональных состояний у нас «очеловечено», то есть носит осознанный характер и связано с деятельностью, социальными отношениями.

Настроения

Это наиболее обобщенный вид эмоциональных состояний. Настроения, с одной стороны, слабо выражены, а с другой они создают фон всей нашей деятельности, как бы окрашивают нашу жизнь на том или ином этапе.

Настроение достаточно устойчиво. Смена его зависит не только от ситуации, но и от личностных характеристик. У людей с подвижной нервной системой настроения менее устойчивы и часто сменяются.

Самая важная характеристика настроения – беспредметный характер. Это эмоциональное состояние создает фон, но не связано с конкретным предметом.

Хоть человек вполне может осознавать то обстоятельство, которое испортило ему настроение, но сама эмоция распространяется не только на это обстоятельство, а затрагивает и деятельность (все из рук валится, хочется все бросить и т. д.) и межличностные отношения.

Часто мы срываем наше плохое настроение на тех, кто к этому никакого отношения не имеет, или делимся своим радостным самочувствием со всем миром.

Эмоции

Собственно эмоции (в узком понимании) и чувства довольно близки и похожи, и психологи до сих пор спорят, какое из этих эмоциональных состояний можно отнести к более высокому уровню, а какое более примитивное. Но это важно для науки, а в обыденной жизни роли не играет.

Собственно эмоции более кратковременны, чем настроения, но и более отчетливо выражены. Сила проявления эмоций тоже значительно выше, чем у настроения. Эмоции в большей степени осознаются человеком, и он четко их дифференцирует: радость и гнев, страх и ненависть, наслаждение и неприязнь.

Но главное отличие эмоций от настроений в том, что они предметны и направлены на конкретный объект или ситуацию. Эти эмоциональные состояния носят социальный характер, то есть он

Психология чувств

Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Чувства всегда предметны, т.е. обязательно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.п.). Эти предметы имеют особую значимость для человека, стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства как эмоциональные процессы более высокого выражают целостное отношение человека к миру, к людям, к тому, что он испытывает и делает в этом мире.

В онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и др. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций: например, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиваться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, гнев или обида, если любимый человек не оправдал надежд, и т.п.

В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение , соответствующее актуально действующим мотивам, другие же остаются потенциальными нереализованными.

Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами чувств: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические и т. д.

По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяют на конкретные (например: любовь к ребенку, произведению искусства), обобщенные (к детям, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т. п.).

Параметры чувств: Динамика чувства — это скорость его возникновения, особенности его протекания и скорость угасания (м.б. разной). Сила или глубина чувства определяется степенью его влияния на поведение человека, на его деятельность, на его жизнь. Длительность чувства (на один день или всю жизнь). Активность чувства определяется энергией, с которой под их влиянием человек выполняет какую-либо деятельность. Это сила эмоциональной реакции. Стенические и астенические чувства. Направленность чувства — чувства предметны.

Виды чувств

Выделяют нравственные, интеллектуальные, эстетические, социальные и другие чувства.

Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям, к Родине, к семье, к самому себе. К моральным чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, стыд и т. д. Многообразие нравственных чувств отражает многообразие человеческих отношений. Этические чувства регулируют поведение человека. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть.

Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой.

А. Н. Лук к высшим социальным чувствам относил: чувство справедливости, чувство чести, чувство долга, чувство ответственности, чувство патриотизма, чувство солидарности, творческое вдохновение, трудовой энтузиазм. Эстетические чувства: чувство прекрасного, чувство возвышенного, чувство трагического, чувство комического.

Группа чувств, связанных с понятием собственности: чувство собственности (обладания), чувство потери, лишения, жадность — не как свойство характера, а как реально переживаемое чувство стяжательства (у детей оно проявляется в желании ухватить предмет и не отдавать его), желание поделиться. Не щедрость как свойство личности, а именно чувство, переживаемое в некоторых ситуациях, когда человеку буквально «кусок не лезет в горло», если он не поделится с присутствующими.

Страсть — сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. С. Л. Рубинштейн: «Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленность на единую цель … Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточению их на единой цели». Причины формирования страстей разнообразны — могут определяться осознанными идеалами, убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение (например, в случае паранойяльного развития личности), основным признаком страсти является ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов.

Ненависть — стойкое активное отрицательное чувство человека, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям. Ненависть способна вызвать не только соответствующую оценку своего предмета, но и активную деятельность, направленную против него. Формированию ненависти обычно предшествует острое недовольство, вызываемое нежелательным развитием событий, или систематическое накопление более слабых воздействий источника отрицательных переживаний; предметом ненависти в таких случаях становится реальная или воображаемая причина этих событий.

Чувство юмора связано с умением человека обнаруживать противоречия, несоответствия в окружающей действительности. Например, замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-либо человеке, кажущуюся значительность кого-либо и не соответствующее ей поведение и т.п. Для возникновения чувства комического необходимо совершающееся на глазах человека разоблачение неосновательной претензии.

За юмором стоит дружелюбное отношение (сочетание смешного и доброго). За вызывающими смех недостатками стоит что-то положительное, привлекательное. Ирония противопоставляет положительное отрицательному, идеал — действительности, возвышенное — смешному. Здесь человек чувствует свое превосходство над предметом, вызывающим у него ироническое отношение. Злобная ирония переходит в насмешку, издевку. За иронией стоит идеал, за насмешкой стоит озлобление, часто против того, что лучше и выше. Цинизм, не признающий ничего ценного, — пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности. За цинизмом скрывается неспособность к усилию (Дж. Фаулз). Сарказм — язвительная насмешка, злая ирония; едкое, насмешливое замечание. За сарказмом стоит неспособность к действиям. Пошлость — низость в нравственном отношении. Сатира — обличение, осуждение объекта.

Судить о наличии или отсутствии чувства юмора можно по пониманию шуток, анекдотов, карикатур и т.п., где есть комизм ситуации; способен ли человек смеяться не только над другими, но и над собой. Отсутствие или недостаточная выраженность чувства юмора говорит как о сниженном эмоциональном уровне, так и о недостаточном интеллектуальном развитии личности.

Чувство трагизма возникает при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром.

Функции юмора:

  1. Юмор контролирует поведение тех, кто не похож на нас, достигая одновременно
  2. интеграции группы и отделение от неё.
  3. Юмор дает человеку возможность занять дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе и обрести тем самым полный контроль над собой. Комическое как посредник в овладении собственной психической деятельностью.
  4. Юмор и смех как обесценивание значимости (юмор и смех как защитный механизм, механизм отчуждения.
  5. Чувство юмора позволяет удерживать сосуществование противоположных смыслов.

Смех, как и улыбка, является внешним выражением чувства юмора.

Анри Бергсон:

  1. Комическое не существует вне человеческого.
  2. Нечувствительность, сопровождающую смех.
  3. с разумом других людей. Смех нуждается в отклике.

Функции смеха:

  1. Смех разряжает напряженность. Когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены и сердцебиение нормализовано. Смех хорошее лекарство для уменьшения действия стресса. Фрай называл его «стационарным бегом трусцой».
  2. Смех, как и чувство юмора — это переоценка ценностей, способствующая благоприятному переживанию неприятностей.
  3. 20 секунд интенсивного смеха удваивают частоту сердцебиения (что соответствует трем минутам энергичной гребли). Усиливается кровоснабжение всех органов, в мозг поступает больше кислорода. Активизируется дыхание, легкие вентилируются в полном объеме.
  4. Смех повышает уровень антител и белых кровяных клеток в иммунной системе, повышая сопротивляемость инфекциям.
  5. Помогает бороться с болью. Вырабатываются — опиаты — обезболивающие вещества. Американский журналист Норман Казинс (считается основателем смехотерапии), страдавший от сильнейших болей в позвоночнике, чтобы отвлечься, начал смотреть комедии и читать юмористические книги и журналы. И вскоре обнаружил, что после 10 минут смеха он мог спокойно, без болей, проспать два часа. Впоследствии, окрыленный успехом, он организовал кафедру изучения проблем смеха и лечения им. Сегодня в США более 600 смехотерапевтов. Гелотология (смехотерапия) постепенно получает признание в разных странах. По методам, разработанным в этом направлении знаменитым американским доктором-клоуном по имени Пэтч Адамс, уже 30 лет лечат людей всему миру. В некоторых американских клиниках оборудованы «комнаты смеха», в Германии создано объединение клоунов-докторов, которые, в частности, посещают детей, больных раком. Смех укрепляет иммунную систему, мобилизует организм на борьбу со страшной болезнью.
  6. Смех играет главную роль в снижении негативных последствий стресса.
  7. Повышает творческие способности и умение решать различные проблемы.
  8. Смех, даже хохот, улучшает внешний вид. Ведь мышцы лица по сравнению с другими мышечными группами используются крайне редко, особенно у взрослых. Если у детей выражение лица меняется по двадцать раз в день, то у людей, которым за тридцать, только три. А у людей угрюмых, страдающих депрессией, лицо практически неподвижно. Между тем, когда человек хотя бы улыбается, тонизируются лицевые мускулы, а прилив крови питает кожу, делая ее теплой и свежей.

что это такое и как они влияют на человека

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Чувства в психологии занимают особое место. С их помощью можно не только охарактеризовать личность человека, его способы общения и жизненные взгляды. Но и повлиять на его поведение, отношения с собой и другими людьми, повысить, либо же понизить уровень удовлетворённости каждым прожитым днём, изменить настроение и прочее. Потому что эмоции – это по факту отклик нашего организма на раздражители, неважно, какого характера, положительного или отрицательного.

Роль и функции

Итак, чтобы понять, насколько действительно ценны чувства в нашей жизни, давайте рассмотрим внимательней функции, которые они выполняют.

Коммуникативная

Сложно общаться с человеком, который ведёт себя как робот, не так ли? К сожалению, такие люди довольно часто встречаются. Они просто не в состоянии заметить, что с ними творится. Настроение всегда ровное, а решения принимаются только путём интеллектуализации и анализа. Привязанности, как к такой личности, так и у неё самой, практически невозможно образоваться.

Общаясь с другими людьми, нам важно получать отклик, то есть реакцию на наши слова и действия. Тогда мы лучше узнаём друг друга, познаём и сближаемся. Соответственно, понимаем, как лучше вести себя, а от каких поступков лучше воздержаться, чтобы не разрушить установившуюся близость. Передаём информацию о своём состоянии, мнении, отношении к чему-либо. Эта реакция бывает вербальной, или невербальной, с помощью мимики, жестов. При её наличии можно утверждать, что все участники диалога находились в контакте. А не испытывали полное безразличие к процессу.

Регулятивная

Эта функция помогает снизить уровень эмоционального возбуждения. Например, при крайне сильном напряжении, когда оно становится непереносимым, человек просто разрыдается. И плач может длиться долго, пока тело не сбросит накопленное и не высказанное.

Это обеспечивает жизнестойкость, иначе организм бы быстро изнашивался и выходил из строя. Перегорал. Только представьте себе кастрюлю с супом на огне, которую закрыли плотно крышкой, не давая возможности выйти пару. Через некоторое время содержимое пойдёт через верх.

Об эмоциональном выгорании вы можете почитать в этой статье.

Поэтому давайте себе возможность проживать те чувства, которые возникли. Не стоит прятать их, удерживать и накапливать. Рано или поздно вы их всё равно сбросите, но только с более печальными последствиями. Особенно, если в аффекте, когда человек просто теряет над собой контроль.

Рисунок сердца, который расположен внутри мозгаРисунок сердца, который расположен внутри мозга

Отражательная

Позволяет оценить происходящие события, чтобы понять, несут они пользу, или нет. Они могут охватить весь организм, чтобы успеть во время среагировать на несущую угрозу ситуацию. Не зря мы испытываем страх, он позволяет выжить. Иначе при его отсутствии мы бы делали безумные вещи, не задумываясь о последствиях.

Побудительная

Мотивируют на свершения. Допустим, испытывающий зависть человек понимает, что хочет обладать тем же, чем обладает его знакомый. При конструктивной зависти он начнёт предпринимать действия, которые обеспечат ему то, к чему он стремится. Будь то покупка чего-то материального, или же развитие каких-то качеств и умений. Кстати, подробнее об этом сможете узнать из статьи, которая находится тут.

Подкрепляющая

События, которые оказались для личности значимыми, могут вызвать очень сильную реакцию и остаться навсегда в памяти. Именно тогда мы можем страстно влюбиться в какую-то профессию или неожиданно остыть к своей деятельности, хобби.

Переключательная

Случается, что одновременно индивида беспокоят несколько потребностей, которые по своей значимости могут составить друг другу конкуренцию. Так вот, опираясь на ощущения, можно определить, какая в данный период жизни является ключевой, и переключиться на неё.

Приспособительная

Упрощается процесс приспособления к изменениям в окружающей среде.

Этапы формирования

Зарождение

Появляется маленькая точечка, которая постепенно, а в некоторых случаях и стремительно, увеличивается в объёме. Она как пузырёк, который надувают.После того, как она достигла определённых размеров и прекратила процесс рождения, эмоция начинает подниматься на поверхность. В этот момент человек, который достаточно к себе внимателен, может её заметить.

Проявление

В этот период она ощущается в теле, и даже если не осознаётся, то является видимой для окружающих. Не каждый способен распознать смысл, который несёт в себе определённое чувство, но подсознательно информация будет считываться. Потому что мимические мышцы лица, голос, позы и жесты выдадут любые изменения в настроении.

Далее следует этап, когда человек начинает сам понимать, что он испытывает. Он не просто замечает энергию, но и может расшифровать, с чем она связана, какое послание несёт. Например, злость сигнализирует о том, что какие-то потребности фрустрированы, границы нарушены. То есть, происходит что-то, что не нравится, не устраивает, и хочется по-другому. Или наоборот, чего-то не происходит, а человек всё надеется и ждёт. От того накопленное раздражение преобразуется в злость, а порой и в гнев.

Парень сжал кулаки и радостно кричитПарень сжал кулаки и радостно кричит

Трансформация

Когда происходит осознание причины возникновения какого-либо переживания, качество его энергии меняется. Например, ощущение тревоги и беспокойства способно нанести большой урон здоровью. Причём, интенсивность будет только возрастать, либо же фоново сопровождать человека, пока тот не поймёт, почему волнуется и тревожится.

А вот прояснив причины, подумав над тем, что такого в данный период жизни происходит, что становится страшно, можно продвинуться в развитии. Обнаружив плюсы и ресурсы в том, что вовремя удалось заметить сигналы своего организма. То есть, личность может и дальше испытывать тревогу. Но теперь, когда она понятна, она не является деструктивной, а наоборот, даже созидательной.

Высвобождение энергии

Теперь, когда первопричина возникновения известна, необходимости в её удержании нет. Происходит не просто процесс высвобождения, но и принятия, интеграции нового. Например, грусть обычно сигнализирует об утрате чего-то. И когда личность принимает тот факт, что, допустим, отношения закончились, и какой-то период придется прожить в одиночестве, погоревать, то параллельно с этим она ещё и научается обходиться с собой и другими людьми. Раньше она была в паре, а сейчас необходимо самостоятельно организовывать свою жизнь. Грустить, но и при этом что-то делать по-новому. Это и есть интеграция. Опыт.

Смерть

Не стоит пугаться этого слова. Это естественный процесс, когда необходимость в определённой энергии отпадает – она идёт на спад, освобождая место другим ощущениям. Если долго не замечать, допустим, обиду, или намеренно её игнорировать – это не будет означать, что её нет. Она тогда будет «жить» в подсознании, периодически напоминая о своём присутствии. Разрушая не только здоровье, но и качество жизни, отношения.

Виды эмоций

Помимо наших ощущений касательно эмоций, в плане, нравятся нам они или нет, существует целая классификация чувств. Итак, их различают:

По знаку

  • Отрицательные – связанные с фрустрацией потребностей;
  • Положительные – соответственно, с их удовлетворением;
  • Амбивалентные – когда двоякое отношение к чему-либо. Например, такое случается, когда человек радуется неудачам коллеги. С одной стороны, радость приятна, но с другой – то, что она связана с неприятностями другого человека, говорит о ненависти к нему, злости.

девушка пальцем тянется к сердцу, который сделан из механизмовдевушка пальцем тянется к сердцу, который сделан из механизмов

По качеству

Карл Изард, американский психолог, придерживался мнения, что существуют основные, фундаментальные эмоции, которые испытывает психически здоровый человек.

Здесь указана характеристика каждого из них:

  • Радость – возникает, когда удовлетворяется любая актуальная потребность;
  • Удивление – реакция на обстоятельства, которые оказались внезапными, то есть, личность их ранее не прогнозировала, соответственно, не ожидала;
  • Гнев – состояние, которое возникает в случае сильной фрустрации, угрозы безопасности, как психологических границ, так и здоровью, жизни индивида. Либо же в случае длительного накопления раздражения. Как с ним справиться, вы сможете узнать, если перейдёте по этой ссылке;
  • Отвращение – маркер того, что приходится соприкасаться с тем, что вызывает неприязнь. Если не заметить своё отвращение и «наестся» чего-то омерзительного, неприятного – может стошнить. Это касается не только продуктов, но и отношений, информации в целом;
  • Презрение – когда жизненные позиции, устои, ценности и мнения совершенно инаковые, чем у того, кого презирают. Признать право другому быть таким, какой он есть не всегда удаётся, именно в такие моменты зарождается презрение;
  • Страх – возникает в случае реальной, или возможной, порой даже мнимой опасности.
  • Стыд – когда представления о себе или своём поведении совершенно не совпали с ожиданиями окружающих. Может преобразоваться в токсический, когда всё внимание сконцентрировано только на собственном проступке, либо несовершенстве. Тогда это приносит достаточно интенсивные страдания на фоне изоляции. Вот почему при стыде сложно смотреть в глаза;
  • Страдания – если человек осознаёт, что какую-то потребность невозможно удовлетворить, возникает боль. Например, утрата близкого человека приносит очень много страданий, горя.

По силе и устойчивости

  • Ситуативные – являются простыми, кратковременными. Они возникают как реакция на какое-либо событие. Могут проявляться интенсивно, допустим, в виде аффекта. Но при завершении их выражения состояние стабилизируется, приходит в норму.
  • Устойчивые – продолжительное состояние, которое влияет на восприятие окружающей действительности. Когда радостно на душе, цвета кажутся ярче, запахи насыщенней, а люди вокруг добрыми и интересными. Но если же боль и грусть настигли, тогда даже приятные события не вызовут реакцию, какая бы могла быть при обычном настроении.

Завершение

Будьте внимательны к себе! Эмоции влияют не просто на наше самоощущение, но и на такие умственные процессы, как восприятие, память, мышление. Да, они легко могут активизировать любой из них, либо же наоборот, притормозить. Стимулируют фантазию и способность находить креативные решения. С их помощью мы смело можем утверждать, что живы, а это ведь самое главное. Они обогащают нас и позволяют полноценно проживать каждый день, ценить его, запоминать.

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Будьте внимательны к собственным переживаниям, а также тех, кто повстречался на вашем пути. Удовольствия вам, и счастья! Напоследок рекомендую пройти тест, чтобы узнать, насколько вы чувствительны и осознанны. Его вы найдёте здесь.

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина.

20. Чувства. Общая психология

Чувствами называют наиболее длительные и устойчивые эмоциональные процессы. Они могут длиться годами, десятилетиями (например, чувство любви). Многие психологи рассматривают эмоции только как конкретные формы протекания чувств. Чувства имеют ярко выраженный предметный характер. Это означает, что человек не может переживать чувство само по себе, безотносительно предмета, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Объект чувства может быть как реальным, так и воображаемым, вымышленным. Например, чувства симпатии или антипатии могут возникать в отношении другого человека, литературного персонажа, героя кинофильма. В отечественной психологии существует распространенное мнение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые личностные отношения к окружающей действительности. Таким образом, чувства можно определить как переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, в его практической и познавательной деятельности. При переживании чувства восприятие объекта и представление о нем выступает в единстве с личным отношением к данному объекту – воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Переживание чувства является и особым эмоциональным состоянием человека, и отдельным видом среди процессов эмоциональной сферы.

Чувства классифицируют по их направленности и по влиянию на деятельность. По направленности их делят на интеллектуальные чувства – связанные с познавательной деятельностью; практические – связанные, соответственно, с практической деятельностью; эстетические – чувство прекрасного, вызываемое общением с искусством или восприятием красоты природы; моральные – вызванные переживанием отношений с другими людьми. По характеру влияния на деятельность чувства делят на стенические – активизирующие деятельность (например, радость, вдохновение) и астенические – угнетающие ее (тревога, уныние).

Чувства обладают рядом свойств. Они полярны, т. е. каждое чувство имеет свою противоположность (уважение – презрение, тревога – спокойствие, радость – страдание). Чувства могут быть и амбивалентны – когда один и тот же предмет вызывает два противоречивых, противоположных чувства (можно одновременно любить и ненавидеть, восхищаться и бояться). Чувства динамичны – они имеют свойство меняться со временем (горе и отчаянье могут переходить в печаль, уважение – в нежность, страстная любовь – в ровную привязанность). И, наконец, чувства всегда субъективны. Они зависят от индивидуальных и личностных качеств человека, от состояния здоровья (когда человек болен, он более склонен к унынию, чем к радости), от мировоззрения (например, эстетическое отношение к природе как к источнику вдохновения либо прагматическое – как к источнику обогащения), от культурно-исторических традиций (например, у одних народов символом скорби является черный цвет, у других – белый).

Чувства тесно связаны с потребностями человека. Они ориентируют его на выделение предметов, отвечающих текущим потребностям, и стимулируют деятельность, направленную на удовлетворение этих потребностей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Чувства в психологии — это… Виды, характеристики чувств

Чувства в психологии — это одна из центральных тем, которая вызывает огромный интерес у ученых, а также и у простых людей. Это явление сопровождает человека постоянно. Едва мы просыпаемся утром, сразу же испытываем те или иные чувства, которые могут меняться в зависимости от разнообразных явлений. То, что кажется нам простым и обыденным, на самом деле представляет собой сложную систему, которая изучается специалистами вот уже на протяжении нескольких веков.

Что такое чувства

Чувства в психологии — это своего рода реакция на различные события или явления. Человеческая жизнь невозможна без них. И даже если она становится рутинной, без каких-либо ярких переживаний, то люди сами начинают искать более острых ощущений, слушая музыку, просматривая фильмы или же занимаясь спортом, творчеством. Особенно интересным является то, что человеку для полноценного существования нужны не только положительные, но также и негативные чувства, связанные со злостью, обидой или душевными страданиями.

эмоции в психологии

Виды чувств в психологии

Поскольку чувства человека не могут быть одинаковыми во всех обстоятельствах, то вполне логично, что они имеют свою классификацию. Это подразумевает подразделение в соответствии с обстоятельствами или условиями, в которых они возникают. Так, виды чувств в психологии могут быть следующими:

  • Высшие чувства — это все, что связано с социумом. Здесь имеется в виду отношение к окружающим людям, коллективу, а также государству и обществу в целом. Можно сказать, что данные проявления наиболее стабильны, так как на протяжении жизни они практически не изменяются. К этому разряду стоит отнести также и те чувства, которые связаны с влюбленностью, симпатиями и антипатиями по отношению к другим людям.
  • Нравственные чувства, синонимом которых можно назвать совесть, также регулируют взаимоотношения между людьми. Руководствуясь ими, человек определяет свое поведение по отношению к окружающим. Также нравственность и мораль во многом влияют на поступки и жизненную позицию той или иной личности.
  • Неотъемлемой частью жизни человека можно считать практические чувства. Они имеют отношение к трудовой активности, которая сопровождает людей на протяжении всей их жизни. Здесь имеется в виду не только отношение к работе, но также и реакция на ее положительные или отрицательные результаты. Чувство долга — это одно из основополагающих понятий в данном разряде, которое можно считать главным стимулом к рабочей активности.
  • Интеллектуальные чувства проявляются у человека уже с самого момента его рождения. Они связаны с непрерывным стремлением познавать что-то новое, анализировать, сопоставлять и делать выводы. С течением времени, в силу взросления человека, они обретают более высокие формы и проявления.
  • Эстетические чувства — это способность человека формировать правильные представления о прекрасном, реагируя на природу или же произведения искусства. С этим явлением мы встречаемся ежедневно, оценивая свою внешность и окружающих, сталкиваясь с чем-то красивым и уродливым, элегантным и безвкусным и так далее.
настроение человека

Эмоции в психологии

Говоря о таком явлении, как эмоции, многие люди, в силу недостатка знаний, сравнивают их с чувствами. Но это не совсем справедливо. Эмоции в психологии — это реакция (а именно — внешнее проявление) на те или иные явления, события или действие раздражителей. Это своего рода одна из составляющих такого понятия, как чувства. Эмоции выражают внешне то, что человек переживает глубоко внутри себя.

Эмоциональный процесс сопровождается такими проявлениями, как:

  • Интерес к каким-либо явлениям или фактам.
  • Радость от положительных событий.
  • Удивление, которое нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным эмоциям, поскольку оно не дает четкого определения отношения к тем или иным фактам.
  • Страдание отражает внутреннее состояние, вызванное негативными событиями.
  • Злость может возникать как по отношению к конкретному человеку, так и к группе лиц (в некоторых случаях может перерасти в презрение).
  • Отвращение — это негативная эмоция, которая может возникать как к одушевленным или неодушевленным предметам, так и к некоторым обстоятельствам.
  • Страх появляется у человека в том случае, когда возникает угроза его безопасности (также это может быть связано с нарушением привычного жизненного уклада, переходом в новые, непривычные обстоятельства).
  • Стыд возникает тогда, когда человек боится реакции окружающих на свое поведение.

Если выразить соотношение между изучаемыми понятиями более точно, то можно сказать, что чувства — это эмоциональный процесс.

эмоциональный процесс

Характеристика чувств

Чувства в психологии — это явления, которые подразумевают наличие ряда характеристик:

  • Валентность — это одна из главных характеристик, определяющих чувства. В соответствии с этим человек может испытывать положительные или отрицательные эмоции. Также в некоторых случаях они могут быть нейтральными (или же, говоря научным языком, амбивалентными).
  • Интенсивность — это сила, с которой возникают те или иные чувства. Она может быть незначительной, когда практически не влияет на настроение человека. Если же интенсивность высокая, то внешнее эмоциональное проявление соответствующее.
  • Стеничность чувств — это понятие, которое определяет их влияние на активность человека. Так, в некоторых случаях они могут побуждать человека к активной деятельности, а иногда — приводить его в расслабленное, меланхолическое состояние.
виды чувств в психологии

Как чувства влияют на настроение

Настроение человека во многом определяется теми чувствами, которые он испытывает. В зависимости от того, какой оттенок они имеют, люди могут вести себя так или иначе, ощущая себя подавленными или же, напротив, — окрыленными. Так, можно выделить следующие положительные ощущения, которые способствуют формированию хорошего настроения:

  • благодарность, связанная с положительным отношением к человеку, совершившему хороший поступок;
  • влюбленность — привязанность к человеку противоположного пола;
  • восхищение — является проявлением эстетического наслаждения;
  • нежность — положительная эмоция, вызванная человеком или животным;
  • симпатия — предрасположенность к другому человеку, связанная с его внешностью или положительными поступками;
  • страсть — сильное влечение к человеку или же предмету.
нравственные чувства

Негативные чувства

Чувства в психологии — это явления, которые могут быть также негативными, соответствующим образом оказывая влияние на настроение. К ним можно отнести:

  • ревность — возникает в случае недостаточного внимания со стороны близких людей;
  • антипатия — беспричинная или обоснованная неприязнь к человеку;
  • вина — негативное чувство, наступающее после совершения заведомо неправильного поступка;
  • ненависть — чувство неприязни и злости, обращенное к той или иной личности;
  • страх — негативные ощущения, связанные с угрозой безопасности человека.

Как формируются чувства

Формирование чувств происходит посредством целого ряда органов, которые передают в центральную нервную систему информацию об окружающей среде. Благодаря им человек может видеть, слышать, осязать, чувствовать запах или вкус, составляя то или иное впечатление о внешней среде, окружающих людях или определенных обстоятельствах. Так, например, некоторые чувства могут возникнуть в связи с просмотром интересного фильма, прослушиванием красивой музыки, прикосновением к той или иной поверхности, а также осознанием природы вкуса или запаха.

Еще одним органом чувств, о котором часто незаслуженно забывают упомянуть, является вестибулярный аппарат. Он выполняет такую важную функцию, как ощущение пространства и понимание своего положения в нем. Еще одним моментом, который вызывает множество споров в научной среде, является интуиция, или предвидение. Благодаря этому механизму человек может предвидеть наступление той или иной ситуации, заранее настраивая себя на определенную волну положительных или отрицательных чувств.

чувство долга

Чувства и нравственность

Нравственные чувства — это одно из высших эмоциональных проявлений человека, которое выражается в его отношении к самому себе, окружающим и обществу. Формирование данных проявлений происходит на протяжении всей жизни. В ходе взросления человек начинает ближе знакомиться с устоями и правилами общества, в котором он живет, в результате чего возникают определенные нравственные ценности. Несмотря на то что данная категория чувств считается относительно постоянной, она все же может претерпевать изменения, связанные с определенными событиями в обществе или же в личной жизни.

Одним из важнейших проявлений нравственных ощущений является чувство долга. Это явление также формируется с возрастом, в процессе воспитания и получения образования, а также самопознания. Чувство долга может иметь несколько уровней и проявлений:

  • к самому себе — обязательство достичь определенных целей и так далее;
  • к окружающим — семье, друзьям, обществу;
  • к трудовому коллективу — добросовестное и ответственное выполнение работы;
  • к государству — чувство патриотизма и национального достоинства.

Виды эмоциональных процессов

Эмоциональный процесс — это система факторов, регулирующих физическую или эмоциональную активность человека, которая возникает в качестве реакции на явления и раздражители окружающей среды. Стоит отметить, что на данный момент не существует какой-то общепринятой теории, которая давала бы точное определение данного понятия.

Говоря об эмоциональном процессе, стоит отметить существование нескольких его разновидностей:

  • аффекты — это кратковременные, но достаточно сильные эмоциональные проявления, которые могут выражаться интенсивной психологической или же физической активностью;
  • эмоции дают человеку субъективное понимание ситуации, которое никоим образом не связано с какими-либо конкретными объектами;
  • чувства, в отличие от предыдущей категории, выражают отношение и реакцию человека, связанные с какими-либо конкретными объектами;
  • настроения — это продолжительные эмоциональные процессы, которые связаны с общей окружающей обстановкой, которая включает в себя как явления, так и объекты.

Что такое желания

Недостаток в каких-либо предметах или ощущениях также может вызывать определенное чувство. Желание — это одна из распространенных форм проявления потребностей. Это не просто осознание недостатка в каких-либо предметах или ощущениях, но также и способность четко ответить на ряд поставленных вопросов:

  • Чего именно я хочу? Умение четко определить объект, в котором существует нужда или насущная потребность.
  • Почему я хочу? Умение определить мотив, который породил возникновение потребности в чем-либо.
  • Как достичь цели? Знание или поиск определенных путей или способов, которые позволяют получить желаемый объект или достичь какого-либо состояния.

Человеческие чувства, связанные с желаниями, могут возникать по целому ряду причин. Они могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами. Говоря о первых, стоит упомянуть личную потребность или недостаток в каких-либо благах. Еще одной причиной возникновения желаний может быть следование моде, а также желание подражать более сильным личностям или же лидерам социальной группы.

чувства в психологии это

Такое чувство, как желание, может сохраняться продолжительное время, а может быть достаточно перманентным. В первом случае чаще всего можно говорить об эмоциональных потребностях, которые невозможно восполнить материальными благами. А вот желания, связанные с какими-либо конкретными объектами или предметами, могут меняться или же вовсе исчезать ввиду изменения тенденций.

Как выражаются чувства

Выражение чувств стоит рассматривать не только как определенное явление или процесс, но также и как объективную потребность, которая характерна для каждого человека. Можно выделить ряд определенных функций, которые несет в себе выражение эмоций:

  • Коммуникационная функция заключается в том, что любой человек постоянно нуждается в общении. Чувства позволяют выразить и донести другим свое отношение к тем или иным явлением, а также принять аналогичную информацию от своего собеседника или оппонента. Люди также выражают свое отношение друг к другу. Стоит отметить, что коммуникация происходит не только путем вербального общения, но также и посредством жестов, взглядов, движений и прочих проявлений.
  • Функция манипуляции (воздействия или влияния) позволяет человеку направлять в определенное русло действия и поведение других людей. Этот процесс может происходить благодаря изменению интонации и громкости голоса, активной жестикуляции, а также определенному выражению лица. Кроме того, манипулировать окружающими можно также при помощи определенных высказываний, которые отражают ваше эмоциональное состояние.
  • Эмоциональная функция заключается в высвобождении чувств. Суть этого явления состоит в том, что психологическое напряжение имеет свойство накапливаться независимо от того, какими событиями или явлениями оно было вызвано (положительными или отрицательными). Выражая свои эмоции, человек стремится освободиться от них. Выразив свои чувства собеседнику (вербально или при помощи жестов), человек может почувствовать эмоциональное облегчение, а также снять нервное напряжение. Психологам известны случаи, когда невозможность осуществить эмоциональную функцию приводила к серьезным психическим или поведенческим расстройствам.

чувства — это… Что такое чувства?

— высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от аффектов и ситуативных эмоций, отражающих временную или условную ценность предметов и побуждающих к решению частных задач, Ч. направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное значение, и отвечают за общую направленность деятельности. Эмоционально окрашивая явления, значимые для потребностей личности, и побуждая к активности по их удовлетворению, Ч. проявляются как конкретно-субъективная форма их существования. Формирование устойчивых эмоциональных отношений — важнейшее условие развитие человека как личности, главная цель и конечный продукт его воспитания. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководился; только став предметом устойчивых Ч., эти знания превращаются в реальные побуждения к деятельности. Ч. человека историчны и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. Обычно в онтогенезе Ч. появляются позже, чем ситуативные эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания и усложнения отражаемых в нем связей под влиянием воспитательных воздействий со стороны семьи, школы, искусства, других источников. Предметами Ч. становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально событий (например, радость от добрых дел некоторого человека станет основой появления к нему положительного Ч.). Поэтому воспитание Ч. предполагает открытие человеку причин непосредственно волнующих его событий, обобщение и направление на них его эмоционального опыта. Возникая как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают, в свою очередь, определять динамику и содержание ситуативных эмоций; так из Ч. любви к человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, разочарование, если он не оправдал надежд, и т. п. Такие ситуативные эмоции уточняют содержание Ч. в отношении сложившихся условий и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой Ч. деятельности. Иногда Ч. и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (см. амбивалентность Ч.). В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни Ч. занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих Ч. определяет важную характеристику человека — направленность личности. Ч., получившие исключительную силу и подчинившие себе другие побуждения человека, называют страстями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *