Психология философия: Философская психология — Википедия – Философия психологии — Википедия

Автор: | 15.03.2019

Психология и философия — Психологос

Каждый философ неизбежно является и психологом. Настоящий философ ищет ответ на вопрос: «Почему мир устроен так, а не иначе»?Философа обязательно интересует: «А кто субъект? Кому принадлежит такая, а не другая картина мира?». Почти все психологические понятия (психика, сознание, личность, рефлекс) пришли из философии. И факультет психологии когда-то был отделением философского факультета. Когда психологию называют младшей сестрой философии, с этим согласны далеко не все психологи, хотя формально это конечно так.

Мы возьмем только двух, но зато ярких философов древней Греции Платона и Аристотеля. Кстати по мнению Юнга это типовая пара (Платон — экстраверт, Аристотель – интроверт). И зададим каждому три вопроса:

  • Что такое душа?
  • Какова стратегия (общее направление) познания души?
  • Какова тактика (конкретные приемы) познания души?

В результате у нас получится такая табличка:

И тут важно заметить, что философский язык не нужно понимать буквально, обязательно ошибешься. Нужно воссоздавать контекст. Платон и Аристотель говорят со своим собеседником не прямо. Рассмотрим ответы философ более подробно.

Что такое душа?

Платон:

«Душа – есть истинная сущность, максимально возможное воплощение проявление всякой вещи. Сущность вещи есть её душа». Сразу понятно, что Платон говорит о душе любой вещи, в том числе стула или стола. Платон именует душой нечто иное, чем можем мы себе представить на языке житейской психологии. Душа по Платону это сущность вещи, это понятие о ней, чистая идея. Возьмем совокупность стульев или столов. Каждый стол глубоко индивидуален, но есть понятие стола, истинная сущность, максимальное проявление. В учебниках найдем понятие абсолютная истина.

Но нам интересен вопрос не о сущности вещей, а о сущности людей. Тогда вспоминаем фразу Платона: «Познай самого себя» или «Познай свою сущность». Когда мы с вами произносим «познание», то, прежде всего, имеем ввиду научное познание, и мы вдруг можем подумать, что Платон это психолог, который строит науку о душе. Но по Платону это совсем не так. Познание здесь не имеет отношение к науке, он не собирается строить науку о душе. Познание себя есть развитие личности. Практический психолог скажет, что раскрыть свою сущность это значит попытаться развить свои способности, раскрыть свою сущность в её максимально возможном проявлении.

В конце Второй мировой войны в США возникает направление психологии личности – гуманистическая психология. Основное понятие, предложенное в нём одним из основателей (Абрахам Маслоу) это самоактуализация. Самоактуализация есть потребность человека в максимальном выявлении и развитии собственных возможностей и способностей. Это не относится к людям, которые пытаются быть первыми в любом деле. Здесь в гуманистической психологии говорится о сущности или душе по Платону (собственные возможности и способности).

Более известный основатель гуманистической психологии Карл Роджерс. Он предложил терапевтическую технику, используя как средство группы открытого общения. А подавляющее большинство трудов Платона – это беседы философа Сократа (учитель Платона, афинский направленный в практику мыслитель) со своими учениками. Так вот, беседы Сократа – это как бы группы открытого общения. Сидят люди обсуждают личностные проблемы каждого. Сократ а вслед за ним Платон говорит, что стремление к истине – это выполнение каких-то правил. Если в жизни, то это моральные правила, а в познании – логические. В жизни чисто живи, а в познании чисто мысли.

Аристотель:

Как ученик Платона Аристотель ничего не отменяет в сказанном Платоном: «Душа это сущность вещи, это истина, чистая идея». Но при этом он понятийно разработал и сказал: «Сущность как форма вещи». Иными словами, каждая вещь — суть некий кусок материи, форму предмету придаёт душа, определяет его сущность. Конкретно душа вещи — есть её функциональное назначение, её роль. Душа секиры – это рубить, душа глаза – видеть.

Здесь обнаруживается возможным строительство науки о душе любых вещей и в том числе души человека. Аристотель является первым античным научным психологом-исследователем. Платоновская позиция не отрицает аристотелевской и наоборот. Надо знать на какой именно позиции мы находимся в данный момент.

Какова стратегия познания души?

Платон:

В момент решения соблюдения моральных и логических правил человек осознаёт, что на его пути стремления к истине есть определенные преграды. Что же это за преграды, что мешает человеку развиваться? Что является противоположным полюсом слову «душа»? Это тело. Стремлюсь к чистоте души, а тело мешает. Вполне нормальный немного житейский язык.

И тогда Платон говорит: «Душа в принципе не зависит от тела». Платон обращается не к исследователю, он обращается к своему ученику, который встал на путь развития своей личности.

— Тело мешает?

— Да, очень.

— Мешает – знай, душа в принципе от тела не зависит.

Если сказать тоже самое на современном языке психологии, то получится: «Преграды на пути развития личности, в принципе, могут быть преодолены. Какие бы преграды не возникали, в принципе, соответствующие проблемы могут быть разрешены».

Современный автор, говорящий о похожих вещах – Зигмунд Фрейд современный основатель практической психологии. Он не останавливался только на исследовании субъекта, он пытался помочь разрешить личностные проблемы современников. У Фрейда на месте платоновского слова душа стоит слово «Я», а тело он называет словом «Оно». Оно сидит в Я и всячески мешает. На своем языке основной принцип терапии Фрейда, направленный на развитие личности, звучит так: «Там где было Оно должно стать Я. Преграды на пути развития личности могут быть преодолены».

Аристотель:

Аристотель становится в позицию ученого: «Душа связана с телом и как бы погружена в него». Сущности вещей буду изучать только через тело. Буду изучать тело и познавать сущность тела, то есть душу. Здесь уже появляются чуждые Платону термины. Каково тело – такова и его душа. У животных – животная душа, у растений – растительная, у человека – разумная душа, значит мыслящая логически. Аристотель стал первым создателем науки о правильном познании, то есть логики. Обладать разумной душой, мыслить логически — значит мыслить так, чтобы каждой следующей фразой не уничтожать предыдущей. В обыденности мы можем не слышать логическую речь.

Есть старинная восточная притча. Соседка берёт у своей приятельницы вазу и разбивает её. Та ведёт её к судье и просит разобраться. Соседка оправдываясь говорит: «Во-первых я не брала вазу у тебя и никогд ее не видела. Во-вторых когда я её взяла у тебя она уже была разбитой. И в-третьих я же её тебе вернула совершенно целую». Каждая следующая фраза уничтожает смысл предыдущей. Яркий пример неразумной души.

Какова тактика познания души?

То есть каковы конкретные приемы познания души?

Платон:

Когда возникает необходимость в познании души? Когда человек вынужден раскрывать себя, свою сущность? Можно было бы сказать, в ситуации выбора, неопределённости. Как у Шекспира: «Быть или не быть». Человек должен сделать выбор. Платон даёт подсказку: «Душа не имеет частей. Душа целостна, не делима» . Берутся различные качества развитой личности (стремление к добру, честность, храбрость). И Платон говорит нам, что невозможно быть чуть-чуть честным, чуть-чуть храбрым. Так же добрый черт разъясняет у Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» работнику буфета, что осетрина не бывает второй свежести. Если она второй свежести это означает что она уже не свежая, что-то противоположное свежести.

Пациент Фрейда до платоновских поучений пока не дорос. Он себе не скажет что не хочет решать проблему. Скажет например: «Создайте мне такие-то условия и тогда я сделаю правильный выбор». У Гоголя мы читаем в пьесе «Женитьба», что делает человек, когда отказывается от решения проблемы. Он начинает по частям строить некую идеальную сущность. Так Агафья Тихоновна говорит: «Если бы губы Никонор Иваныча, да прибавить к носу Ивана Кузьмича, да взять чуть-чуть развязности, которая есть у Бальтазар Бальтазарыча… Я бы тогда точас же решилась!» Современный психолог личности скажет, что так (по частям) не бывает, личность целостна. Сюда же относится направление, которое называется немецким словом – гештальт (целостная форма, то, что не делится на части, не сводится к сумме).

Еще один пример. В отечественной литературе есть один очаровательный персонаж из пьесы Горького «На дне». Это Сатин. Некоторое время назад на стенах висело его изречение: «Человек – это звучит гордо». Сатин тунеядец, который живет на дне и в принципе отказывается работать. И если Агафья Тихоновна говорила: «Только создай условия, я сразу решусь». То Сатин говорит: «Ты сделай так, чтоб работа не была в тягость. Сделай так, тогда я может быть буду работать. Да, может быть». Это человек который еще далеко находится от познания своей души, он еще во власти чего-то другого.

Платон является основателем какой-то важной психологической традиции, важное направление, не исследовательское. Его можно назвать скорее воспитателем, который оказывает помощь. Это практическая психология, психотерапия.

Аристотель:

Аристотель говорит: «Только в познании и для исследователя душа делима на части». А иначе невозможно строить науку! Поэтому естественно-научные дисциплины выделяют части, элементы. Такие части Аристотель назвал способностями души (сегодня это именуют психическими процессами): ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воображение. Это и есть части души. Сколько существует психология, столько и вечный спор: как можно отделить восприятие от памяти и стоит ли это делать? Стоит ли делить психику на части? Приходится, потому что есть необходимость в научном анализе психики.

Аристотель является основателем научно-исследовательской психологии. Здесь есть своя развернутая экспериментальная практика.

Вводное занятие Университета

Психология и философия

Психология и философия человека

Замечание 1

Психология и философия – это науки, которые занимаются изучением разума человека и его поведения. Психология делает на этом вопросе особый акцент, а философия рассматривает более широкий набор понятий. Философия рассматривает вопросы природы и будущей жизни, в то время как психология изучает ум человека и его поведение.

Если психологи изучают функции ума в социальном поведении и исследуют нейробиологические процессы, определяющие мышление и поведение, то философия занимается исследованием возможностей установления истины о происхождении Вселенной и природе души. Также в поле зрения философии находятся метафизические аспекты природы и вопросы возможности жизни после смерти, взаимоотношения человека с Высшей силой, ответственной за создание жизни на Земле.

Со своей стороны, психология оказывает помощь философии в установлении различных философских истин через логические выводы.

Психология и философия зародились и развивались почти одновременно и, в течение длительного времени, психология являлась составной частью философии. Проблемы, с которыми столкнулись психологи, были не только сложными, но и необычными, что и заставило их обратиться к философии.

Довольно большой круг вопросов психологии практически не поддается экспериментальному анализу, зато во многом решаются философски умозрительно. Надо сказать, что и сам человек, обитающий между природой и обществом, не является полностью биологическим существом и охватить его сущность могут только обе науки.

Общими вопросами для психологии и философии выступают такие вопросы – личностный смысл, цель жизни, политические пристрастия, моральные ценности, мировоззрение человека. Традиционной философско-психологической проблемой является сущность и происхождение сознания человека, природа мышления, влияние общества на личность и личности на общество, методологические проблемы и др.

В советское время единственной и научно-методологической основой психологии бездоказательно выдавалась марксистско-ленинская философия, которая делилась на материалистическую и идеалистическую. Психология же в это время делилась на советскую и буржуазную. Этот союз двух наук был создан искусственно и, безусловно, не мог быть прочным. В результате, во многих областях психологии начался застой, который особенно коснулся психологии личности и социальной психологии. Однако некоторые материалистические идеи К. Маркса оказали положительное влияние на развитие отечественной психологии.

Сотрудничество психологов и философов сегодня является плодотворным и дает ощутимые результаты в решении целого ряда проблем и, прежде всего, в эпистемологии — науки о познании человеком окружающего мира. Многолетние исследования в этой области позволили многое узнать о природе интеллекта человека и его развития у детей. Над этой проблемой сегодня трудятся философы, логики и психологи.

Философия психологии

Многие вопросы теоретических основ современной психологии лежат в области знаний философии психологии. Ряд этих вопросов, которые являются эпистемологическими проблемами методологии психологического исследования, изучает философия социальной психологии.

Важно, например, определить, какая методология более всего подходит для психологии – ментализм, бихевиоризм или компромисс. В философии психологии есть философские вопросы о природе разума, мозга, познания. Чаще всего они рассматриваются как часть когнитивной науки или философии разума.

Специалистов философии психологии интересует работа, которая проводится в области когнитивной нейробиологии, эволюционной психологии, искусственного интеллекта. Несмотря на то, что эти области деятельности связаны между собой, ряд ученых, до настоящего времени сомневаются в том, можно ли психологические явления объяснить при помощи методов нейронауки, вычислительного моделирования и эволюционной теории.

Вопросы возникают в отношении того, насколько целесообразно импортировать методы философии в психологию. Открытым остается вопрос о том, будет ли разум являться исключительно физиологическим явлением и достаточно ли плодотворными будут эволюционные исследования в этой области.

Если подходить к вопросу различий психологии и философии с точки зрения научной методологии, то психология будет зависеть от философии по нескольким причинам:

  • философия, прежде всего, дает общее видение, что значит быть человеком, что является основой значительной части психологических теорий;
  • для достижения своих целей философия может использовать научную методологию;
  • обе науки разделяют теории и объекты своих исследований;
  • философия некоторые темы внесла в психологию – например, ощущение, восприятие, память, воля, интеллект.

Есть и два способа, которые позволяют со своей стороны вписаться в психологию – это взаимодействие наук через относительные гипотезы – это ум и правильные способы его изучения, второй способ – общие принципы научных исследований.

Замечание 2

Безусловно, между науками есть и различия, несмотря на то, что они обе исследуют поведение человека. Различия заключаются в их методологиях, целях и вопросах морали.

Философия открыта для любого метода, потому что работает с концептуальными категориями и отношениями между ними. Опорой психологии является эмпирическая и статистическая основа, использование количественных и качественных исследований. Психология фокусируется на экспериментах и эмпирической проверке гипотез.

Если говорить о конечных целях каждой науки, то у философии они более абстрактны, а психология сосредотачивается на терапии. Для разъяснения реальностей философия создает философские системы, а психология стремится изолировать некоторые переменные поведения человека. Психологические теории рассматривают биологию человека и его индивидуальные различия.

Связь философии и психологии

Связь этих двух наук является очень важной, потому что проблемы душевной жизни человека вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, разрабатываться не могут.

Это проблемы философского плана, да и психологи по данным проблемам не всегда ясно формулируют свои позиции.

Некоторые философские концепции для психологов выступают в качестве методологической основы, а некоторые психологические теории перерастают в философские направления.

Н.А. Бердяев считал, что философия является искусством понимания. Не являясь прикладной наукой, философия воспитывает мыслью и словом и является зеркалом социального устройства жизни, основой для других наук.

Философию можно считать и психологией, и педагогикой, поскольку она является их средством и методом воспитания и понимания человека. Суть философской задачи психологии состоит в том, чтобы вылечить исковерканную душу. В мечтах Платона, осознававшего воспитательную силу философии, было государство, где правителями являются философы. Он считал, что только философия может научить людей самостоятельно, творчески и свободно мыслить.

Философия формирует мышление человека, воспитывая личность в творческой свободе.

По мнению Протагора, основная задача философии заключается в воспитании человека, в этом заключается главная практическая ценность философии, а это уже тесная связь философии с психологией и педагогикой.

С. Гессен и Л. Выготский в свое время отмечали, что все теории и конкретные вопросы в психологии возводятся к философским проблемам.

В основе всех современных и древних психологических и педагогических теорий лежит философия. У обеих наук есть общая основа, представленная опытом человека.

Философствование не имеет ничего общего с индивидуализмом, потому что даже личное переживание содержит в себе глобальный мировой опыт, который связывает человека с другими людьми.

связь наук, общие понятия, отличия

Психология и философия — обе в каком-то смысле — занимаются изучением человеческого разума и поведения. Но психология делает на этом особый акцент, что и отличает ее от философии, которая рассматривает более широкий набор понятий. Эта статья — попытка подчеркнуть различия и сходства между этими двумя дисциплинами, обеспечивая при этом понимание каждой отрасли знаний.

Левое и правое полушария.

Философия и психология человека

Философия посвящена изучению природы жизни и жизни в будущем, тогда как психология занимается изучением ума и поведения человека. Психолог пытается понять роль функций ума в социальном поведении и исследовать нейробиологические процессы, которые определяют мышление и поведение. С другой стороны, философ исследует различные возможности установления истины о происхождении Вселенной и природе души. Философия часто посвящается взаимоотношениям человека с Всемогущим и высшей силой, ответственной за создание жизни во Вселенной. Она также рассматривает метафизический аспект природы и вопросы жизни после смерти. В этом смысле психология, философия, эзотерика могут пересекаться. Психология, с другой стороны, помогает в установлении различных философских истин посредством логических выводов.

Современная психология и философия — это два разных предмета исследования и изучения, но истоки психологии лежат в философии.

История

Среди самых ранних произведений, касающихся психологии, был диалог между Аристотелем и Платоном около 3-го и 4-го веков до нашей эры о роли природы и роли воспитания в психологическом развитии.

Первая лаборатория психологии, основанная в Индии, была создана на Философском факультете Калькуттского университета в 1916 году. В следующем году в Университете был создан первый факультет психологии.

Теперь современная психология имеет совершенно другой путь и является самостоятельной дисциплиной.

Суть психологии.

Различия

Психология — это научное исследование поведения людей, умственных процессов и опыта в разных контекстах. Философия определяется как изучение фундаментальной природы знания, реальности и существования.

Психология пытается изучить структуру, функцию и поведенческое происхождение человеческого разума, в то время как философия является критическим анализом фундаментальных убеждений и ценностей.

Обе науки происходят из одних и тех же корней, но психология, согласно академическим требованиям, включила в себя естественнонаучную методологию, а философия остается сугубо гуманитарной дисциплиной.

Общие черты

Философия смотрит на то, как мы относимся к знанию. Она смотрит на то, что можно узнать, и можно ли вообще что-либо узнать. Она рассматривает инструменты, которые работают в логике, и ловушки, которые могут нарушить стройность логической мысли. Философия определяет онтологию и эпистемологию, которые считаются ее разделами. Психология — это исследование того, почему мы думаем так, как думаем, и ведем себя так, как ведем, и что не так с нашим умом, почему иногда мы обращаемся ко злу и насилию, а иногда — и к саморазрушительному поведению. Общее психологии и философии коренится именно здесь, в области исследования человеческого сознания.

Обмен идеями.

Философия психологии

Эта область знаний относится ко многим вопросам теоретических основ современной психологии. Некоторые из вопросов, изучаемых философией социальной психологии, являются эпистемологическими проблемами методологии психологического исследования. Например:

  1. Какова наиболее подходящая методология для психологии: ментализм, бихевиоризм или компромисс?
  2. Являются ли самоотчеты надежным методом сбора данных?
  3. Какие выводы можно сделать из недоказанных гипотез?
  4. Можно ли объективно измерить способности человека (эмоции, желания, убеждения и т.д.)?

Другие вопросы в философии психологии — это философские вопросы о природе разума, мозга и познания, которые чаще всего рассматриваются как часть когнитивной науки или философии разума. Эти вопросы звучат следующим образом:

  1. Что такое когнитивный модуль?
  2. Являются ли люди разумными существами?
  3. Какие психологические явления соответствуют стандарту, требуемому для вызова его знаний?
  4. Что такое врожденность?

Философия психологии также внимательно следит за работой, проводимой в области когнитивной нейробиологии, эволюционной психологии и искусственном интеллекте. Например, многие ученые все еще сомневаются, можно ли объяснить психологические явления с помощью методов нейронауки, эволюционной теории и вычислительного моделирования. Хотя все это тесно связанные области, некоторые проблемы по-прежнему возникают в отношении целесообразности импорта философских методов в психологию. До сих пор под вопросом также и то, является ли разум исключительно физиологическим явлением, достаточным для того, чтобы эволюционные исследования в этой области были достаточно плодотворными, и могут ли вычислительные модели сделать что-то большее, чем предлагать возможные реализации когнитивных теорий, которые ничего не говорят нам о разуме.

Внутренний мир.

Новая область

Философия психологии — относительно молодая область, потому что «научная» психология, то есть психология, которая благоприятствует экспериментальным методам, стала доминировать в психологических исследованиях только в конце XIX века. Одна из проблем философии психологии — оценить достоинства многих различных психологических школ, которые были когда-то и существуют сейчас. Например, использование когнитивной психологии внутренних психических состояний можно сравнить с бихевиоризмом. Философия, психология и саморазвитие — тесно связаны, даже если вспомнить, к примеру, произведения русских классиков, мы видим, что молодые люди, занимающиеся саморазвитием, прежде всего начинают изучать философию.

Темы, которые входят в философию разума, заходят очень далеко. Например, вопросы о самой природе разума, качествах опыта и конкретных вопросах, таких как дискуссии между дуализмом и монизмом, обсуждались в философии на протяжении многих веков.

Философия психиатрии

К философии психологии также относятся философские и эпистемологические исследования о клинической психиатрии и психопатологии. Философия психиатрии в основном связана с ролью ценностей в психиатрии, основанной на философской теории ценностей и феноменологии. Основанная на гуманистических ценностях практика направлена ​​на совершенствование и гуманизацию клинического принятия решений в очень сложных условиях психического здоровья. Философия психопатологии в основном участвует в эпистемологической рефлексии о неявных философских основах психиатрической классификации и доказательной психиатрии. Ее целью является раскрытие конструктивной деятельности, лежащей в основе описания психических явлений.

Воображение человека.

Основные разделы

Философия психиатрии исследует философские вопросы, касающиеся психиатрии и психических заболеваний. Философ науки и медицины Доминик Мерфи идентифицирует три области исследования в философии психиатрии. Первая касается изучения психиатрии как науки, а также более широкого использования инструментов философии науки. Вторая подразумевает изучение понятий, используемых при обсуждении психических заболеваний, включая опыт психического заболевания и выдвигаемые им нормативные вопросы. Третья область касается связей и различий между философией разума и психопатологией.

Сходства и различия с точки зрения научной методологии

Психология зависит от философии по нескольким причинам. Прежде всего, философия дает психологии общее видение того, каково это — быть человеком. Это основа для значительной части психологических теорий. Обратное соотношение также верно. Философия иногда использует научную методологию для достижения своих целей. Обе дисциплины частично разделяют теории и объекты своих исследований.

Связь психологии с философией состоит также в том, что философия внесла некоторые темы в психологию. Некоторые примеры — ощущение, восприятие, интеллект, память и воля.

С другой стороны, философия вписывается в психологию двумя способами. Первый предполагает взаимодействие между дисциплинами через относительные гипотезы, такими как ум и правильные способы его изучения. Второй — через общие принципы, лежащие в основе научных исследований.

Лабиринт разума.

Хотя обе дисциплины исследуют поведение людей, они все же различаются. Некоторые различия заключаются в их методологиях, целях и вопросе морали. Что касается метода, философия работает с концептуальными категориями и отношениями между ними. Поэтому она открыта для любого метода.

Психология, с другой стороны, опирается на эмпирическую и статистическую основу. Она использует количественные и качественные исследования. Она фокусируется на экспериментах и ​​эмпирической проверке гипотез. Эксперименты — это способ понять наше поведение и проверить инструменты, такие как методы лечения, которые у нас есть.

Что касается конечных целей каждой области, философия имеет более абстрактные цели, в то время как психология фокусируется на терапии и других практических задачах. Философия создает философские системы или категории, которые служат для объяснения реальности. Психология, вместо того чтобы изучать целую философию, стремится изолировать отдельные переменные человеческого поведения.

Поэтому психологические теории рассматривают нашу биологию. Одним из примеров является изучение химии человеческого мозга. Кроме того, психология рассматривает индивидуальные различия.

Мораль

Еще одно большое различие между ними заключается в их концепции морали. Философия стремится объяснить все, что включает в себя правильные способы поведения. Философия иногда описывает, что правильно, а что неправильно.

С другой стороны, психология вообще не затрагивает эту тему. Хотя психология предложила шкалы этики и морали, ее цель состоит не в том, чтобы изучать то, что морально, а что нет, а в том, чтобы изучить различные нравы. Тем не менее психология, педагогика, философия часто имеют общие цели и задачи в том, чтобы научить людей действовать в соответствии с моралью.

Обе изучают людей и их поведение. Они имеют сходства и различия, и даже интерпретируют одни и те же вещи по-разному. Тем не менее, они действительно разделяют некоторые общие теории и идеи.

Расширение сознания.

Философия общественных наук

Философия общественных наук — это изучение логики, методов и основ социальных наук, таких как психология, экономика и политология. История философии и психологии имеет еще одну точку пересечения двух наук именно в этой области. Философы социальных наук занимаются изучением и установлением различий и сходств между общественными и естественными науками, причинными отношениями между социальными явлениями, возможным существованием социальных законов и онтологическим значением структуры и повестки этих наук. Вопросы происхождения социальных структур и человеческого разума вызывают большие дискуссии в социологии, психологии, философии.

Основные вопросы

Социальные структуры определяют поведение человека, или же все наоборот? В этом контексте «мышление» относится к способности отдельных лиц действовать независимо и делать свободный выбор, тогда как «структура» относится к факторам, которые ограничивают или влияют на выбор и действия отдельных лиц (таких как социальный класс, религия, пол, этническая принадлежность и т.д.). Дискуссии о первичности структуры или мышления относятся к самому ядру социальной онтологии («Из чего состоит социальный мир?», «Что является причиной в социальном мире и каков эффект?»). Одной из попыток примирить постмодернистскую критику с всеобъемлющим проектом социальных наук было развитие, особенно в Британии, критического реализма. Для критических реалистов, таких как Рой Бхаскар, традиционный позитивизм совершает «эпистемическую ошибку», не справляясь с онтологическими условиями, которые делают науку возможной: то есть социальной структурой и самим мышлением. Это главная проблема философии социальной психологии.

Психология и философия: психоанализ и теория личности

По мнению Сократа и Платона, философия добавляет к другим наукам общую информацию о мире и обществе. Декарт считал, что философия вбирает в себя разную информацию из других наук. Наиболее тесную связь с ней имеет психология, поскольку изучает человека и его бытие.

Определение понятий

фото 790

Философия и психология тесно связанные науки. Психология имеет два направления: знание и совокупность черт человека, составляющих его характер. В первом значении это наука, которая изучает механизмы и закономерности психической деятельности общества. Во втором значении это обозначает психические процессы, происходящие в организме человека, которые делают его индивидуальным.

Философия – это наука об общих законах развития природы, общества и человека. Она отражает состояние общества в определенный момент времени и развивается вместе с ним. Поэтому она непостоянна. В разные исторические эпохи в ней зарождаются течения, на основе которых появляются школы, а философы разделяются во мнении.

История развития

Изначально, философия была основной наукой, от которой впоследствии начали отсоединяться отдельные дисциплины. Также произошло и с психологией. Обе дисциплины появились в одно и то же время, но на протяжении существования, психология являлась частью философии и стала отдельной отраслью научной мысли только в 19 веке.

Впервые, об изучении души заговорил Гераклит, который считал, что она сложна для изучения. Он делил общество на две группы:

  • влажные – менее благородные особи, склонные к грехам;
  • сухие – обладают благородными качествами.

Психологическая доктрина развивалась в рамках материализма. Следующим развивал эту мысль Демокрит, который предложил теорию атомов. Он считал, что тело состоит из мелких частиц, а душа состоит из еще более мелких частиц. Душу он рассматривал как мотив жизни и признавал ее смертность, которая наступает со смертью носителя.

фото 791

Сократ предполагал, что душа – это отголосок божественного разума, к которому следует прислушиваться. Сократ противопоставлял душу и тело. Душа – нематериальна, невидима и бессмертна как Боги. Поэтому со смертью тела, душа продолжает существовать. Сократ предложил идеалистическое понимание души, которое в дальнейшем получило своей развитие.

Продолжил эту тему Платон, который считал, что душа предназначена каждому существу еще до его рождения. Перед тем, как соединиться с телом, она находится в мире идей и знает всё. Но соединившись с телом, она забывает знания. Платон делил психологические явления на:

  • разум – находится в голове;
  • воля – располагается в груди и отвечает за исполнение желаний;
  • низменные желания – располагаются внизу живота и являются общими для людей и животных;

У мудрого эти три вида явлений находятся в гармонии. Чтобы ее достигнуть, человек должен самосовершенствоваться. Борьба с самим собой в процессе самосовершенствования выражается во снах.

Вершиной развития античной психологии стали работы Аристотеля. Он считал, что душа – часть тела человека, а не привнесенная извне. Душа придает смысл существованию, а тело служит для выполнения цели.

В Средневековье на психологию большое влияние оказывала религия, поэтому душу связывали с божественным началом и верой.

Взаимосвязь дисциплин

У этих двух отраслей есть общие и противоположные черты. Из-за длительного развития в составе философии, психология часто обращается к ней при решении каких-либо проблем. Философия дает общее представление об обществе, а психология работает с проблемами конкретного человека. Она воздействует на общество идеями и меняет его. Психология фиксирует проблемы, существующие в обществе, и вырабатывает способы их решения. Обе отрасли носят педагогический характер, но различаются по степени распространения.

Обе дисциплины опираются на опыт. Философия опирается на общественный и личный опыт. Философ не может выдвигать теории, не имея собственного опыта. Психология может помочь, основываясь на общественном опыте. Это наука базируется на опыте других людей, столкнувшихся с подобными проблемами. И на основе анализа методов, которые помогли в подобных ситуациях, они применяют их снова.

Психологи обращаются к философам при столкновении с серьезными вопросами. В 21 веке, основными проблемами современного общества являются: самореализация, поиск себя и смысла жизни. Всеми этими вопросами занимаются философы, поэтому без обращения к ним решить эти проблемы невозможно.

Совместная работа психологов и философов – плодотворна. Совместно они решают проблему познания окружающего мира. Они изучают природу человеческого интеллекта, пути его развития у детей.

Многие авторы исследований пишут на промежуточные темы между этими двумя науками, поскольку изучение одной из них невозможно без другой. К таким работам относятся исследования В. Франкла или К. Роджерса.

фото 792

Психология рассматривает биологическую и психологическую стороны людей, протекающие в организме реакции и механизмы действий. Философия рассматривает человека, как личность и предоставляет общую информацию о его сущности и принципах бытия. Она выделяет детали общества, которые являются отличительными в определенный период развития человечества. Она не индивидуальна, а общественна, поэтому не оказывает существенную помощь конкретному индивиду в решении психологических проблем.

Философия и психоанализ связаны друг с другом из-за объекта изучения. Хотя объектом философского учения является не только человек, он занимает значительное место среди изучаемых вопросов. Психологическая отрасль изучает устройство человеческой психики более детально, но не может предоставить ответы на вопросы без обращения к философии.

Психология, философия

Аудиокниги жанра Психология, философия

Как говорить, чтобы маленькие дети вас слушали — Джоанна Фабер, Джули Адэр Кинг

Как говорить, чтобы маленькие дети вас слушали -  Джоанна Фабер, Джули Адэр Кинг Как говорить, чтобы маленькие дети вас слушали -  Джоанна Фабер, Джули Адэр Кинг

10

Как говорить, чтобы маленькие дети вас слушали — Джоанна Фабер, Джули Адэр Кинг

Разумное, понятное руководство по выживанию среди ежедневных трудностей в общении с ребенком, от всемирно известных экспертов по воспитанию детей! Уже более 35 лет книга «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили» Адель…

Развивающие занятия «ленивой мамы» — Анна Быкова

Развивающие занятия «ленивой мамы» - Анна Быкова Развивающие занятия «ленивой мамы» - Анна Быкова

00

Развивающие занятия «ленивой мамы» — Анна Быкова

В этой книге Анна Быкова – педагог, психолог и автор бестселлера «Самостоятельный ребенок, или Как стать „ленивой мамой“» – предлагает свой взгляд на проблему развития детей. Многие родители беспокоятся: «Достаточно ли я вкладываюсь в своего…

Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад! — Анна Быкова

Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад! - Анна Быкова Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад! - Анна Быкова

00

Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад! — Анна Быкова

Практический опыт, реальные истории, бесценные советы от талантливого педагога и практикующего психолога Анны Быковой. Из этой аудиокниги вы услышите ответы на очень важные вопросы, от которых зависит – ни много ни мало – счастье ребенка, его…

Самостоятельный ребенок, или Как стать «ленивой — Анна Быкова

Самостоятельный ребенок, или Как стать «ленивой - Анна Быкова Самостоятельный ребенок, или Как стать «ленивой - Анна Быкова

00

Самостоятельный ребенок, или Как стать «ленивой — Анна Быкова

Статья «Почему я ленивая мама», напечатанная несколько лет назад, до сих пор кочует по Интернету. Она обошла все популярные родительские форумы и сообщества. Вызвала бурю споров и обсуждений. Оказывается, очень многих сегодня волнует тема…

Не упускайте своих детей — Гордон Ньюфелд, Габор Мате

Не упускайте своих детей -  Гордон Ньюфелд,  Габор Мате Не упускайте своих детей -  Гордон Ньюфелд,  Габор Мате

00

Не упускайте своих детей — Гордон Ньюфелд, Габор Мате

Неудивительно, что все больше родителей и профессионалов проявляют интерес к теории личностного развития, основанного на привязанности (теории привязанности), разработанной Гордоном Ньюфелдом. Ведь именно она объясняет, насколько важны для…

Родителям. Книга вопросов и ответов — Юлия Гиппенрейтер

Родителям. Книга вопросов и ответов - Юлия Гиппенрейтер Родителям. Книга вопросов и ответов - Юлия Гиппенрейтер

00

Родителям. Книга вопросов и ответов — Юлия Гиппенрейтер

Юлия Борисовна Гиппенрейтер – один из самых известных в России детских психологов, автор бестселлеров «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» В данной аудиокниге Юлия Борисовна отвечает на самые острые и актуальные…

Секреты спокойствия «ленивой мамы» — Анна Быкова

Секреты спокойствия «ленивой мамы» - Анна Быкова Секреты спокойствия «ленивой мамы» - Анна Быкова

00

Секреты спокойствия «ленивой мамы» — Анна Быкова

Продолжение серии книг знаменитой “Ленивой мамы”! Часто бывает, что вы устали, замучались, растеряны и… сорвались на ребенка. Или не сорвались, но внутри все кипит. Как быть? Педагог и автор книг-бестселлеров для родителей Анна Быкова объясняет, как…

Школьники «ленивой мамы» — Анна Быкова

Школьники «ленивой мамы» - Анна Быкова Школьники «ленивой мамы» - Анна Быкова

00

Школьники «ленивой мамы» — Анна Быкова

Вот и настал сезон родительских собраний. Уже в садике нам сообщают, что сейчас самое важное – это подготовка к школе, а в школе, что самое важное – это подготовка к ЕГЭ. И не важно, сколько еще лет ждать этого момента. Про ЕГЭ говорит даже завуч…

Счастливый ребенок: новые вопросы и новые ответы — Юлия Гиппенрейтер

Счастливый ребенок: новые вопросы и новые ответы - Юлия Гиппенрейтер Счастливый ребенок: новые вопросы и новые ответы - Юлия Гиппенрейтер

00

Счастливый ребенок: новые вопросы и новые ответы — Юлия Гиппенрейтер

Незаменимый аудиопомощник для всех мам и пап, бабушек и дедушек! Юлия Борисовна Гиппенрейтер – один из самых известных в России детских психологов, автор бестселлеров «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» В аудиокниге…

Если ты такой умный, почему несчастный. Научный подход к счастью — Радж Рагунатан

Если ты такой умный, почему несчастный. Научный подход к счастью - Радж Рагунатан Если ты такой умный, почему несчастный. Научный подход к счастью - Радж Рагунатан

00

Если ты такой умный, почему несчастный. Научный подход к счастью — Радж Рагунатан

Почему мы несчастны? Автор этой книги Радж Рагунатан, который более десяти лет изучает феномен счастья, убежден: во всем виновата негативная «мыслемешалка». Проанализировав человеческую склонность к деструктивному внутреннему диалогу, Рагунатан…

В класс пришёл приёмный ребёнок — Людмила Петрановская

В класс пришёл приёмный ребёнок - Людмила Петрановская В класс пришёл приёмный ребёнок - Людмила Петрановская

00

В класс пришёл приёмный ребёнок — Людмила Петрановская

Самый востребованный семейный психолог Людмила Петрановская о приемных детях и приемных родителях. «У нас проблемы в школе!» – едва ли не самая распространенная жалоба приемных родителей. Как это ни грустно, но нередко именно из-за этих трудностей и…

Гармоничное развитие ребенка от 0 до 3 лет — Вера Дворянинова

Гармоничное развитие ребенка от 0 до 3 лет - Вера Дворянинова Гармоничное развитие ребенка от 0 до 3 лет - Вера Дворянинова

00

Гармоничное развитие ребенка от 0 до 3 лет — Вера Дворянинова

Как развить ребенка еще до рождения? Какую музыку лучше слушать и как успокоить малыша перед сном? Какие интересные вещи можно рассказать ребенку во время прогулки? Как превратить утомительные для малыша процессы одевания, кормления и умывания в…

Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям — Джон Медина

Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям - Джон Медина Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям - Джон Медина

00

Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям — Джон Медина

В этой книге собрана самая полная информация об особенностях функционирования мозга и приведены практические рекомендации по оптимизации его работы. Внедрение в жизнь правил, описанных автором, поможет повысить эффективность работы, улучшить память,…

Что делать, если ждет экзамен? — Людмила Петрановская

Что делать, если ждет экзамен? - Людмила Петрановская Что делать, если ждет экзамен? - Людмила Петрановская

00

Что делать, если ждет экзамен? — Людмила Петрановская

Аудиокнига «Что делать, если ждет экзамен?» расскажет старшеклассникам и их родителям как во время процесса подготовки к экзаменам не утратить душевного равновесия и избежать скандалов в семье. Учащимся аудиокнига поможет выучить материал и показать…

Такому мама не научит! — Павел Раков

Такому мама не научит! - Павел Раков Такому мама не научит! - Павел Раков

00

Такому мама не научит! — Павел Раков

Новая аудиокнига Павла Ракова дарит новые уникальные возможности всем женщинам, которые хотят выйти замуж и прожить с любимым мужем долгую и счастливую жизнь. Статистика вещь упрямая! В нашей стране катастрофическое количество разводов! Почему же…

Сначала скажите "нет" — Джим Кэмп

Сначала скажите "нет" - Джим Кэмп Сначала скажите "нет" - Джим Кэмп

00

Сначала скажите "нет" — Джим Кэмп

  • Автор: Кэмп Джим
  • Жанр: Бизнес / Психология, философия

Уникальная система подготовки и ведения жестких переговоров, с помощью которой ежегодно заключаются сделки на общую сумму более 100 миллиардов долларов Если ваш клиент, угрожая разрывом отношений, вынуждает вас предоставить ему очередную скидку, а…

Karmalogic — Алексей Ситников

Karmalogic - Алексей Ситников Karmalogic - Алексей Ситников

00

Karmalogic — Алексей Ситников

Этой книгой легендарный консультант и психотерапевт Алексей Ситников запускает уникальный международный краудсорсинговый проект создания современного свода универсальных законов жизни, которые способны оказывать влияние на судьбу, предупреждать от…

Сила воли. Возьми свою жизнь под контроль — Рой Баумайстер, Джон Тирни

Сила воли. Возьми свою жизнь под контроль - Рой Баумайстер, Джон Тирни Сила воли. Возьми свою жизнь под контроль - Рой Баумайстер, Джон Тирни

00

Сила воли. Возьми свою жизнь под контроль — Рой Баумайстер, Джон Тирни

Хочешь быть счастливым — тренируй силу воли. Именно она, по мнению авторов этой книги, лежит в основе нашей высокой самооценки, уверенности в себе и хороших отношений с близкими. Считаешь, что тебе не дано? Сила воли и самодисциплина не относятся к…

Сила женского притяжения — Павел Раков

Сила женского притяжения - Павел Раков Сила женского притяжения - Павел Раков

00

Сила женского притяжения — Павел Раков

Павел Раков вернет вас в мир отношений, чувств и эмоций. Уже устали спасать брак, который трещит по швам, и получаете от отношений больше слез, чем удовольствия? Вы узнаете, как вылечить любовь! Расслабились в браке и теперь не знаете, как собраться…

Целуйте меня! Как воспитывать детей с любовью — Карлос Гонсалес

Целуйте меня! Как воспитывать детей с любовью - Карлос Гонсалес Целуйте меня! Как воспитывать детей с любовью - Карлос Гонсалес

00

Целуйте меня! Как воспитывать детей с любовью — Карлос Гонсалес

В этой книге автор встает на защиту детей и оппонирует многим всемирно известным специалистам по воспитанию, которые дают родителям советы о том, как добиться от детей хорошего поведения. Автор показывает нам, что наша главная цель как родителей…

Сад Небесной Мудрости. Притчи для бизнеса и жизни — Майкл Роуч

Сад Небесной Мудрости. Притчи для бизнеса и жизни - Майкл Роуч Сад Небесной Мудрости. Притчи для бизнеса и жизни - Майкл Роуч

00

Сад Небесной Мудрости. Притчи для бизнеса и жизни — Майкл Роуч

От монаха, основавшего компанию с оборотом в 250 млн. долларов. Современный мир стремителен, непостоянен и разнопланов. Наша жизнь в нем наполнена событиями и достижениями, взлетами и падениями, заставляет постоянно находиться в напряжении и…

HBR Guide. Стресс на работе

HBR Guide. Стресс на работе HBR Guide. Стресс на работе

00

HBR Guide. Стресс на работе

Для большинства из нас работа – источник постоянного стресса. Копится раздражение, мучает бессонница, усталость понемногу подтачивает здоровье. И если вы сейчас работаете «на повышенных оборотах», есть риск выгореть. Как же разорвать этот порочный…

Страх близости. Как перестать защищаться и начать любить — Илсе Санд

Страх близости. Как перестать защищаться и начать любить - Илсе Санд Страх близости. Как перестать защищаться и начать любить - Илсе Санд

00

Страх близости. Как перестать защищаться и начать любить — Илсе Санд

Человеческая психика устроена милосердно: мы забываем слишком неприятные и болезненные ситуации и эмоции, чтобы жить нормально. Однако нормально — не значит счастливо. За высоким забором сложно увидеть красоту мира и трудно завязать знакомство с…

Воспитание без воспитания. Как сохранить доверие ребенка — Артем Соловейчик

Воспитание без воспитания. Как сохранить доверие ребенка - Артем Соловейчик Воспитание без воспитания. Как сохранить доверие ребенка - Артем Соловейчик

00

Воспитание без воспитания. Как сохранить доверие ребенка — Артем Соловейчик

Совсем недавно, всего сто с небольшим лет назад, считалось, что розги – законный инструмент воспитания и образования. И человеком приличным вырастет, и латынь выучит. Воспитание без наказания было немыслимо. Сейчас другие времена. Но похоже, мы…

Психология на пальцах — Мария Мельникова

Психология на пальцах - Мария Мельникова Психология на пальцах - Мария Мельникова

10

Психология на пальцах — Мария Мельникова

Научись понимать людей! Хочешь понять, кто говорит правду, а кто лжёт? Кому можно доверять, а кому – нет? Как не попасть в психологическую ловушку? Как разгадать истинные мысли и желания? Хочешь быть победителем и не попадать под чужое влияние? Тебя…

Мужчина и Женщина, или Cherchez La Femme — Анатолий Некрасов

Мужчина и Женщина, или Cherchez La Femme - Анатолий Некрасов Мужчина и Женщина, или Cherchez La Femme - Анатолий Некрасов

00

Мужчина и Женщина, или Cherchez La Femme — Анатолий Некрасов

Эта мудрая аудиокнига поможет вам понять, что такое настоящая женственность и мужественность, и как с их помощью можно создать пару – мужчину и женщину, которым принадлежат все богатства Вселенной. Мужчина и женщина. Что следует за этими словами?…

психология и философия — это… Что такое психология и философия?

— психология издревле составляла органическую часть философии. Первое систематическое изложение психологии принадлежит Аристотелю (трактаты «О душе», «Об ощущениях и ощущаемом», «О сне и бодрствовании», «О сновидениях», «О предчувствии во сне», и др.) Свое название психология получила лишь в XVI в.: тогда она была разделом философии — учением о душе. Новая эпоха в развитии психологии была открыта Р. Декартом: он отверг представление о душе как двигателе тела и объяснил зависимость психического от материального с позиций механистического детерминизма. Ему же принадлежит идея интроспекции и интроспективная концепция сознания. Среди самых значительных философских учений XVII — первой половины XIX вв. выделяются: учение об ассоциациях, об аффектах, о бессознательной психике и апперцепции, о зависимости личности от ее интересов и воздействий среды социальной. Отделение психологии от философии произошло со 2-й половины XIX в. Почву этому подготовили крупные сдвиги в биологии, в том числе учение Ч. Дарвина. Развитие собственного научно-категориального аппарата способствовало отделению психологии от философии и физиологии. С тех пор психология и философия начинают существовать и развиваться как бы независимо, но сохраняя тайную и явную глубинную связь. Обе сохраняют отпечаток особости — знака глубинной связи с основами основ; обе тесно связаны с мировоззрением — с одной стороны, из него исходя, с другой — его формируя.

Таким выглядит абрис взаимоотношений Западной (в широком смысле) психологии и философии. Но есть иные связи — не столь явные. Иной свет идет с Востока. Восточная философия вся пронизана психологией она — более психология, нежели философия, но — часто непривычная и потому для «западного» ума неприметная или непонятная. И совсем уже странное, непривычное веет из учений Востока — религиозных, мистических, оккультных, столь долго и привычно отвергаемых как явно абсурдные, — ибо такого не может быть, потому что такого не может быть никогда. Впрочем, в Западных эзотерических учениях психологам тоже стоит поискать…

Именно здесь таится зерно учений самых непонятых и значительных из психологов XX в. — таких как К. Г. Юнг, Э. Фромм и пр. Без знакомства с этими слоями знания невозможно ни проникновение в их учения, ни дальнейшее странствие вглубь психики — вглубь Вселенной.

В различных психологических учениях вполне отчетлив отпечаток исходного «изма», коего придерживался их основатель, — в первую очередь так называемых материализма и идеализма, хотя вряд ли найдется некий «изм», в ней не представленный и не отраженный. В этом смысле отечественная психология оказалась обедненной и односторонней — ибо в ней до недавних времен отражались исключительно позиции воинственного материализма — воинственного настолько, что все прочие «измы», по его мнению, являли собой в лучшем случае недомыслие, в худшем — некое злоумышление, призванное заморочить голову такому-то общественному классу, дабы получил преимущества на его счет некий другой класс. Известно, что за этим воспоследовало: неприятие и отвержение многих прорывов в неизвестное — начиная с учения З. Фрейда. Многие отечественные психологи поныне полагают, что «наш путь» — единственно верный: накопленная инерция будет сказываться еще долго…

Между тем, весь опыт познания мира убеждает, что Действительность имеет обыкновение превосходить самые смелые помыслы, и – самое интересное — с какой стороны к ней ни подойти, она с готовностью поворачивается соответственной своей стороной и представляет взыскующему взору явления, существенно служащие подтверждению его мировоззренческих позиций. Это можно назвать «феноменом мультиэссенциальности мира» или «принципом мультиэссенциальности мира». Что же такое тогда эта Действительность? — и то, и другое, и третье?… А скорее — ни то, ни другое, ни третье, — но нечто Иное, к познанию коего мы лишь пытаемся приблизиться…


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *