Психология наблюдательность и наблюдение: 41. Наблюдение и наблюдательность. Шпаргалка по общей психологии – Наблюдательность — психология

Автор: | 12.01.2021

41. Наблюдение и наблюдательность. Шпаргалка по общей психологии

41. Наблюдение и наблюдательность

Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является наиболее развитой формой преднамеренного восприятия. Наблюдение характеризуется большой активностью личности. Человек воспринимает не все из того, что бросилось в глаза, а вычленяет наиболее важное и интересное для него. Дифференцируя предметы, наблюдатель организует восприятие таким образом, чтобы эти предметы не ускользнули из поля деятельности.

Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические изменения. Активное мышление, включенное в наблюдение, помогает отделить главное от второстепенного, важное – от случайного, помогает более четко дифференцировать предметы. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в

единый процесс умственной деятельности.

В акте наблюдения обнаруживается чрезвычайная устойчивость произвольного внимания. Она позволяет наблюдателю в течение длительного времени производить наблюдение, а при необходимости неоднократно повторять его.

Наблюдение раскрывает внутреннюю активность личности. Оно тесно связано с особенностями ума, чувств и воли человека. Однако их соотношение в наблюдении будет различным в зависимости от целей наблюдения, от качеств самого наблюдателя. Поэтому в одних случаях в наблюдении будет по преимуществу интеллектуальная выраженность, а в других – эмоциональная или

волевая устремленность.

Когда человек изучает развитие явления или отмечает изменения в объектах восприятия, то возникает необходимость в наблюдении. Наблюдение начинается с постановки задачи. На основе возникших задач наблюдения составляется подробный план его проведения. Это дает возможность предусмотреть различные стороны наблюдаемого явления, избежать случайности, стихийности восприятия.

Наблюдение предполагает предварительную подготовку наблюдателя, наличие у него определенных знаний, умений, владение методикой работы.

Наблюдательность – это умение подмечать характерные, но едва заметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности. Культивирование наблюдения как самостоятельной психической деятельности и как метода познания действительности является базой развития наблюдательности как свойства личности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Психология наблюдательности и методика ее развития » СтудИзба

Курс «Методика психологического исследования»

ПРАКТИКУМ

(Материалы для студентов)

Тема 11.       Психология наблюдательности и методика ее развития

Наблюдательность — способность человека, проявляющаяся в умении подме­чать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и при­обретается с опытом1.

Есть люди, которые от природы обладают наблюдательностью. Они помимо своей воли подмечают и запечетлевают в памяти все, что происходит вокруг. К сожалению, далеко не все сотрудники органов внутренних дел обладают этим необходимым качеством. Однако, при помощи определенных упражнений наблю­дательность можно развить.

Упражнения по развитию наблюдательности.

Упражнение 1.

Интервал между сидящими в полукруге составляет 10 сантиметров. Локоть каждого слегка касается локтя соседа, сидящего справа и слева. Таким образом, локти играющих соединены в единую непрерывную линию. Один из группы, «водящий», располагается лицом к полукругу так, чтобы хорошо видеть всех.

Сигналом к началу игры может быть слово, звук, жест и т.д. По сигналу «начали» крайний в полукруге легким нажатием «посылает» двигательный «им­пульс» — толчок — локтю своего соседа, который, приняв сигнал, точно так же должен передать его дальше. Таким образом, «импульс» двигается по всему полу­кругу справа налево или слева направо.

Задача играющих в том, чтобы движение «импульса» было непрерывным, но таким, чтобы «водящий» не успел «засечь» по движению локтя момент передачи или приема импульса. Цель же «водящего» как раз и состоит в том, чтобы момент передачи зафиксировать, то есть «умудриться» поймать движение, которое от него скрывают. Если «водящий»правильно «засек» передающего или принимающего импульс, назвав его имя, то «пойманный» становится водящим, последний же занимает его место в полукруге и игра начинается снова.

Движение «импульса» не должно начинаться тотчас вслед за сигналом к игре. Начинающий игру может послать первый импульс с интервалом от 5 до 15 секунд после сигнала, как бы запутывая «водящего», чтобы не оказаться в ситуации пойманного тотчас, а улучая мгновение, когда он сумеет «обмануть» бдительного водящего.

Если «импульс» не ловится «водящим» в течение 1-2 минут, то руководитель занятия временно заменяет «водящего».

Роль «водящего» увлекательна тем, что поймать глазом само движение подчас очень трудно, и. он должен опираться на разные косвенные, дополнительные сигналы, и прежде всего на глаза играющих. В них, как правило, и содержится главный источник информации и движения «импульса», скрыть который, при всем желании, удается не всем и не всегда.

Игра требует честности со стороны играющих, ибо доказательство правоты «водящего» лежит подчас в психологической сфере, в сфере интуиции и трудно объяснимо словами.1

Упражнение 2.

Одному из членов группы предлагается внимательно «осмотреть» аудиторию в течение нескольких секунд и затем, отвернувшись, ответить на ряд вопросов. В какой последовательности сидит группа?

Кто из присутствующих в форме? Кто в костюме? Кто в куртках? Что делали т.т….? Кто улыбался?

Какие книги лежат на столах? Их названия? Кто пострижен? Кто отсутствует на занятии?

Упражнение 3.

Хорошо ли Вам известен внешний облик товарищей по группе? Присмотри­тесь к соседу справа. Найдите в его облике то, чего не замечали до сих пор. Какие у него глаза, какой формы? Какого цвета? А волосы? Посмотрите на форму уха, подбородка. Сравните с левым соседом. В чем различие? А какие у него руки? Длина пальцев, величина и форма ногтей. Отвернитесь, и вспоминая соседа, опишите его нам. Каждый выбирает индивидуальный объект наблюдения из числа членов группы и внимательно изучает его.

Теперь отвернитесь от своего объекта и подробно опишите его своему соседу так, чтобы он понял, о ком идет речь.2

Упражнение 4.

Группа образует круг. Испытуемый в центре.

Все отворачиваются от испытуемого на 180 градусов. Испытуемый должен дать описание глаз своих товарищей — их величину, форму, цвет и т. д.

Группа возвращается в исходное положение и испытуемый имеет возмож­ность проверить свою наблюдательность.

Затем ему дается 1-2 минуты на то, чтобы «вглядеться» в глаза своих коллег, стоящих в кругу. Распределите время — надо успеть в отведенное время рассмотреть всех.

Время. Испытуемый приступает к работе.

По команде «стоп» группа вновь отворачивается от испытуемого. А он начинает последовательно описывать глаза каждого из своих товарищей. Остальные члены группы проверяют правильность «описания». Поменяйте состав «круга».

Уменьшите время экспозиции испытуемого вначале на 40 сек., потом до 30, 20 сек., повторите упражнение. Задание должен выполнить каждый.1

Шмойлов М.Г. Мастерство актера. Л., 1990. с.20-22

Гиппиус С. Гимнастика чувств. М., 1967. с. 81

Упражнение 5.

Группа делится на пары.

Каждый вспоминает о своем партнере, как он сидит, ходит, смотрит, слуша­ет, разговаривает, его излюбленные слова, его привычки, особенности. Попытай­тесь уловить своеобразие его » способа думать», догадайтесь о его самочувствии во время общения с Вами, а не с кем-нибудь другим — поймите его отношение к Вам.2

Упражнение 6.

Закрыв глаза, нужно пройти через всю комнату к своему месту и сесть. Не спешите. До того, как идти, надо еще много сделать. Внимательно изучите пред­стоящий путь.

Попытайтесь мысленно с открытыми глазами проделать весь путь. Представь­те , как идете к столу, подходите к нему , садитесь. Закройте глаза. И мысленно проделайте тоже самое. Сколько мысленных шагов понадобилось Вам? Откройте глаза. Прикиньте, верно ли Вы рассчитали шаги.

Теперь закройте глаза и идите. У Вас должно быть ощущение, что двигаетесь в хорошо известном Вам пространстве. Нет, не надо считать шаги! Лучше откройте глаза на мгновение, чтобы убедиться , на том ли Вы месте, где предполагали.

Это не спортивное упражнение, не стремитесь пройти лучше всех, не это нам нужно. Цель — развитие осознанного внутреннего видения. Поэтому, самое глав­ное, когда идете — старайтесь увидеть Ваш путь на экране внутреннего зрения.

После уверенного выполнения упражнения, когда ясно, что выполняющий упражнение действует не механически, подсчитывая количество шагов, а активно пользуется внутренним видением, можно ввести усложнение. На пути ставится одно или два препятствия, стулья или столы, которые надо обойти и не задеть.3

Упражнение 7.

На столе лежат несколько предметов: бумага, ручка, резинка. Испытуемому дается задание: в течение 15 секунд (в следующих сериях соответственно 10 и 5 сек.) «сфотографировать» эти предметы. Затем отвернуться и мысленно попы­таться описать, дав их пространственное расположение.

Упражнение 8.

На столе лежат несколько предметов: часы, ручка, портсигар, бумажник, книга и т. д. Испытуемый входит в аудиторию, 10 сек. «изучает» предметы, а затем отворачивается. Руководитель занятия меняет расположение предметов и предла­гает испытуемому восстановить на столе их исходное расположение.

Этому упражнению можно придать характер состязания, если вызвать не одного, а трех испытуемых.

1       Гиппиус С. Гимнастика чувств. М., 1967. с. 95

2       Там же, с. 210-211

3       Там же. с. 89

Упражнение 9.

Один из выполняющих упражнение садится на стул. Другой берет какой-либо предмет, закрывает его рукой и, подходя к сидящему, на счет » раз, два, три» показывает этот предмет и снова закрывает его. Сидящий рассказывает, что он успел рассмотреть за это время. В качестве предмета, например, может исполь­зоваться связка ключей1.

Упражнение 10.

Несколько человек выстраиваются в ряд. Испытуемый входит в аудиторию и рассматривает их 15 сек. После чего он выходит из комнаты. В это время стоящие меняются местами, одеждой, изменяют позы и др.

Задача испытуемого — устранить внесенные изменения.

Время экспозиции от упражнения к упражнению должно уменьшаться.

Упражнение 11.

Испытуемый в течение 15-20 сек. внимательно смотрит на своих товарищей, а затем выходит из аудитории. Во время его отсутствия члены группы пересаживаются на другие места.

По возвращению в аудиторию испытуемый должен указать на происшедшие перемещения.

Упражнение12.

Из спичек составляются сложные геометрические фигуры, их показывают испытуемым. Затем фигуры разрушают. Задача испытуемых — восстановить ис­ходные геометрические фигуры.

Упражнение 13.

Приглашаются два участника. Одному из них вручается какой-либо предмет, например часы, ключи, коробка спичек и др.Он внимательно рассматривает этот предмет до мельчайших подробностей без ограничения времени. Затем предмет передается партнеру, который держит предмет так, чтобы его не видел второй участник. Далее, рассматривавший предмет ранее подробнейшим образом пыта­ется дать словесную характеристику предмета, говоря о его форме, цвете, назна­чении и тех особенностях, которые он заметил. Кроме того, испытуемый должен поделиться своими соображениями о характере владельца предмета. Партнер проверяет правильность утверждений испытуемого и указывает на те детали, которые не были отмечены.

Аналогичная процедура проводится и со вторым участником.1

1    Шихматов Л.М. Сценические этюды. М., 1957. с. 22.

Упражнение 14.

Группе предлагается следующая задача: внимательно осмотрите аудиторию (столы, потолок, пол, окна, мебель и др.) И затем, не глядя на эти объекты, перечислите, что требует ремонта. Практика показывает, что вначале, по большей части, оценки «строителей» не соответствуют истинной картине, и только проде­лав ряд упражнений, они начинают верно описывать то, что видят.

Цель этих упражнений — добиться того, что Станиславский называл » учиться смотреть и видеть, слушать и слышать».

Упражнение 15.

Выполняющего упражнение просят внимательно рассмотреть предложенную монету. Затем она смешивается с другими монетами аналогичного достоинства. Задача испытуемого — найти ее среди остальных.

Упражнение 16.

Когда нам что-нибудь хорошо знакомо, мы говорим, что знаем это, как свои пять пальцев. А хорошо ли нам известны свои пять пальцев? Своя ладонь? Рас­смотрите их внимательно, Вы обнаружите много нового, незамеченного раньше. Возьмите руку соседа для сравнения.

Есть ли разница между ладонями левой и правой руки? В чем она проявляет­ся2?

Упражнение 17.

Кому хорошо знакомы свои ручные часы? Снимите их, пустите по кругу.Рас­сказывайте о них, а группа будет проверять Вас. Возьмите их на минутку. Рас­смотрите. И вновь отдайте товарищам, рассказывайте. Вспомните , какая форма шестерки на циферблате? А тройка? Вспомните часовую стрелку, минутную, особенности корпуса и т. д.3

Упражнение 18.

Когда Вы идете по улице, упражняйтесь в «мгновенном фотографировании».

Вы видите идущего навстречу человека. Внимательно посмотрите на него одну секунду а затем отведите свой взгляд. Постарайтесь сразу же восстановить его «фотографию» в памяти, а затем сравните «снимок» с оригиналом.

Точно также упражняйтесь на «фотографиях» афиш, витрин магазинов, до­мов. Ваш глаз должен на секунду точно запечатлеть изображение во всех подробностях. Вернее, глаз-то ваш это умеет, он только так и делает. А вот успеть осознать запечатленное памятью изображение мы не всегда умеем. Такое умение надо тренировать.1

1       III их матов Л. М. Сценические этюды. М., 1957. с.15

2       Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с. 82

3       Там же.

Упражнение 19.

Пока руководитель занятия считает до 30, найдите в аудитории предметы, названия которых начинаются с буквы «С».

— …29, 301 Пожалуйста, кто первый?

— Сверток, стул, стол, спички, стена, стекло, створка, сидение, сигареты…
Кто добавит?

-Серьги, серебро, сталь…

— Сетка, сборник, страницы, скрепка…
-Ступня, стена…

-Сукно, строчки… -Солнце, свет… -Синяк…

— Сучок! Все!

Итак, общими усилиями, за 1 минуту мы отыскали в комнате 24 предмета на букву «С». Теперь за полминуты отыщите все предметы на букву «Т».2

Упражнение 20.

Давайте мысленно совершим прогулку по Новому Арбату. Мы с Вами идем по левой стороне от Арбатской площади к Садовому кольцу.

Попытайтесь восстановить видеоряд домов, ничего не пропуская. Помогите себе мысленной речью.

Все дошли до Садового кольца? Теперь озвучим ваш фильм. Пусть это делают по очереди все члены группы.

Теперь вернемся к Арбатской площади по противоположной стороне проспекта. Ход обсуждения может быть изменен.

Попробуем совершить прогулку от станции метро «Площадь Ногина» до здания ВЮЗШ МВД России — по улицам Забелина и Солянке. Ваши наблюдения.

Упражнение 21.

Это упражнение можно проводить на протяжении ряда занятий.

Руководитель пускает по кругу репродукцию (фотографию, открытку) с видом какого-нибудь города, не знакомого аудитории. Репродукция переходит из рук в руки, задерживаясь у каждого члена группы только на один счет.

Эта открытка пускается на 1-2 круга. Затем участники рассказывают об увиденном. На следующем занятии руководитель просит их вспомнить вид горо­да.

1       Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с.86

2       Там же.

После обсуждения и восстановления сюжета, руководитель пускает репро­дукцию по кругу для «мгновенного фотографирования» на каждый счет.

То же самое повторяется еще на нескольких занятиях. Каждый раз «момен­тальное фотографирование» усиливает новые, незамеченные прежде детали.!

Упражнение 22.

Участники образуют кольцо. По кругу пускается открытка или репродукция картины. Каждый участник имеет возможность рассмотреть ее в течение 10 сек. и затем передать следующему по цепочке. По завершению круга открытка (ре­продукция) возвращается руководителю занятия.

Теперь попытаемся воспроизвести детали картины.

Упражнение постепенно усложняется введением в круговое восприятие вна­чале двух, а затем трех, четырех или пяти открыток (репродукций). Принцип работы тот же самый с той лишь разницей, что по мере увеличения картин для восприятия должно увеличиваться и число кругов восприятия до трех-четырех.

Затем это число можно уменьшить.

Анализ картин может осуществляться поочередно.2

Упражнение 23.

Более сложный вариант предыдущего упражнения может начинаться также. Но когда пять открыток пройдут по два круга, руководитель занятия неожиданно добавляет к ним еще три новые открытки, о существовании которых участники упражнения не подозревали.

Когда новые открытки пройдут один круг, все восемь открыток откладыва­ются.

Далее ход упражнения может идти по отработанной технологии. Не надо бояться некоторого перенапряжения участников.3

Упражнение 24.

Участники по очереди (или по вызову руководителя занятия) встают и, закрыв глаза, начинают описывать то, что находится от них справа, слева, спереди, сзади. Руководитель может повернуть их лицом к окну, двери, несколь­ко раз повернуть вокруг собственной оси, чтобы у испытуемых изменилась ори­ентация в пространстве.4

Упражнение 25.

Группа разбивается на пары. В каждой паре один вначале играет роль «натур­щика», второй -«скульптора», затем они меняются ролями. Исходное положе­ние: «скульпторы» стоят спиной к «натурщикам». По первому сигналу руководителя занятия «натурщики» принимают определенную позу и мимическое выражение , по второму сигналу -«скульпторы» поворачиваются и в течение 5 секунд рассматривают своих партнеров. По третьему сигналу «скульпторы» от­ворачиваются, а «натурщики» быстро меняют свою позу. По новой команде руководителя занятия «скульпторы» подходят к «натурщикам» и начинают «ле­пить» исходные позы и мимику. Упражнение может быть выполнено и коллек­тивно. В этом случае выделяются 2-3 «натурщика», а остальные члены группы выступают в роли «скульпторов» и восстанавливают исходные позы совместными усилиями.

1      Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с. 118-119

2      Там же. с. 100-101

3    Там же. с.101-102

4      Основы педагогического мастерства. М., 1989. с. 164

Упражнение можно усложнить следующим образом. Из группы выбирается один «скульптор». Руководитель произносит команду «Замерли» и вся группа неподвижно застывает.

Каждый должен запомнить принятую им позу и мимику, а «скульптор» пытается запомнить позу и мимику всех. Через определенный промежуток вре­мени (его продолжительность определяет ведущий, обычно в интервале 1 -2 ми­нуты, в зависимости от величины группы), внимательно запечатлев мизансцену, «скульптор»отворачивается. В это время (около 10 сек.) участники делают не­сколько изменений в своих позах, мимике, одежде. После того, как изменения внесены, «скульптор» вновь поворачивается к группе. Его задача — обнаружить эти перемены.1

Упражнение 26.

Преподаватель показывает слушателям изображение (см. рис. 8.1) и предла­гает ответить на следующие вопросы:

1.Вверх или вниз по течению идет пароход?

2.Какое время года изображено?

3.Глубока ли река в этом месте?

4.Далеко ли до пристани?

5.На каком берегу находится пристань?

6.Какое время года изобразил художник?

7.Имеются ли несоответствия в рисунке?
Обработка результатов.

Если испытуемый безошибочно ответил на все вопросы, его ответ оценивается на 5 баллов, что свидетельствует о высокоразвитой способности устанавливать причинно-следственные связи между объектами; если правильно ответил на 5-6 вопросов, то он получает 4 балла, что свидетельствует о хорошо развитых способ­ностях; если ответил на 4-5 вопросов, то его ответ оценивается в 3 балла, что свидетельствует о средних способностях; если ответил на 2-3 вопроса- 2 балла, что свидетельствует о плохо развитых способностях; если ответил меньше, чем на 2 вопроса-1 балл, что свидетельствует о неразвитых способностях.

1                       . Основы педагогического мастерства. М.. 1989. с. 163


Упражнение 27.

Руководитель занятия показывает аудитории два рисунка (рис. 8.2) и просит членов группы перечислить все детали, которыми отличаются их сюжеты.

Упражнение 28.

Участникам можно предложить по внешним признакам поведения людей на улице, в транспорте, в театре, в кафе и т.д. (предлагается видеозапись) определить их внутреннее состояние, профессию, общественное положение, обстоятельства, которые оказывают влияние на их поведение в данный момент.

Особый интерес представляет наблюдение за взаимоотношениями людей по их поведению.

Упражнение 29.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии лиц в толпе прохо­жих.

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует группе несколько секунд фотографию пешеходов на улице. Обучаемые рассматривают снимок, после чего отвечают на вопрос: «Был ли в толпе прохожих человек с определенными приме­тами (приводятся приметы одного из прохожих) ? Что он делал? Как себя вел? При этом целесообразно привести 1-2 описания примет людей, которых нет на фото­графии.

Упражнение может повторятся 8-10 раз на фотографиях более крупного плана с постепенным увеличением числа прохожих в кадре с 5-7 до 12-15. При 5-10 повторениях обучаемым последовательно предъявляются две, потом три фотогра­фии, после чего задаются вопросы по группе снимков.

По мере повторения возможно также уменьшить время экспозиции фотогра­фии до 3 сек.

Упражнение 30.

Назначение: опознание лиц, находящихся в розыске, в потоке движения пе­шеходов по фотографии.

Инструкция: обучаемым демонстрируются фотографии трех лиц, находящих­ся в розыске и предлагается запомнить их. Далее, учащимся дается задание: внимательно просмотреть кино- или видеофрагмент движения пешеходов по ули­це и попробовать опознать разыскиваемых лиц. В чем был одет этот человек, что нес, как себя вел? Целесообразно, чтобы на фрагменте было запечатлено лишь одно или два разыскиваемых лица.

Упражнение может повторятся 5-10 раз на аналогичных фото, кино, видеома­териалах. По мере повторения число предъявляемых фотографий разыскиваемых лиц увеличивается до 5-7. При этом условия опознания разыскиваемых лиц (время пребывания в кадре, измененная внешность) последовательно усложняют­ся.

Вместо кино или видеофрагмента возможно использование серии из 5-7 фо­тографий.


Упражнение 31.

Назначение: опознание лиц, находящихся в розыске, в потоке движения пешеходов по словесным портретам.

Инструкция: Порядок выполнения аналогичен предыдущему упражнению.

Упражнение 32.

Назначение: опознание автомашин, находящихся в розыске, по приметам в потоке движения транспорта.

Инструкция: обучаемым зачитываются приметы трех автомашин, находящих­ся в розыске, и предлагается запомнить их. После этого учащихся просят внима­тельно посмотреть кино или видеофрагмент движения транспорта по улице и опознать разыскиваемые автомашины.

Целесообразно, чтобы на кино или видеофрагменте была заснята лишь одна из разыскиваемых автомашин. Вместо кино или видеофрагмента можно исполь­зовать серии из 5-7 фотографий, последовательно раскрывающих движение транс­порта на улице.

Время экспозиции каждой фотографии не более 2-3 сек.

Упражнение может повторятся 5-7 раз на аналогичных кино (видео) или фотоматериалах. По мере повторения число разыскиваемых автомашин увеличи­вается до 5-7, а условия опознания разыскиваемых автомашин (время пребывания в кадре, частичное несоответствие приметам) последовательно усложняются.

Упражнение 33.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии потока автотранс­порта.

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует группе в течение несколь­ких секунд фотографию движущихся по улице автомашин. Обучаемые рассмат­ривают снимок, после чего отвечают на вопрос: «Была ли в потоке движения автомашина с определенными приметами (приводятся приметы одной их автома­шин)? При этом целесообразно привести 1-2 описания примет машин, которых не было на фотографии.

Упражнение может повторятся 8-10 раз на фотографиях более крупного плана с постепенным увеличением числа автомашин в кадре с 5-7 до 12-15. при 5-10 повторениях обучаемым последовательно предъявляются 2, потом 3 фотогра­фии, после чего задаются вопросы по серии фотографий. По мере повторения возможно также уменьшение времени экспозиции фотографиям до 3 сек.

Упражнение 34.

Назначение: нахождение на стоянке автомашины с заданными приметами

Инструкция: порядок выполнения упражнения тот же.

Упражнение 35.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии многоэтажного, многоподъездного дома в вечернее время.

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует группе фотографию пяти­этажного, многоподъездного дома, несколько окон которого открыты, светятся, у подъездов стоят люди. Обучаемые внимательно изучают снимок. После чего им предлагается ответить на следующие вопросы: «Сколько этажей у дома? Сколько подъездов? Сколько квартир с открытыми и светящимися окнами? На каких этажах открыты окна, балконные двери? Кто находиться перед домом, сколько человек, как одеты? Что делают?»

Упражнение повторяется 8-10 раз на фотографиях с большим числом объектов (9е, 12″, 22~этажного дома с большим числом подъездов и окон), людей у дома.

Упражнение 36.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии группы людей в общественных местах.

Инструкция: обучаемым на 15-30 сек. демонстрируется фотография несколь­ких групп людей пред магазином. Одна из групп (3-4 человека), стоящих на переднем плане или чуть в отдалении, распадается. Учащимся задаются вопросы: «Сколько групп людей изображено на фотографии? Сколько человек в каждой группе? Приметы людей в одной из групп. Чем они заняты? Как могут повести себя дальше?»

Упражнение повторяется на аналогичных фотографиях до достижения хоро­ших результатов. Время демонстрации фотографий последовательно сокращается до 3-5 секунд.

Тот же алгоритм выполнения задания приемлем при восприятии группы лю­дей в других общественных местах, перед кинотеатром, в парке, у стадиона, в метро и др.

Упражнение 37.

Назначение: развитие наблюдательности в учебной ситуации «похищение».

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует аудитории фрагмент на­учно-популярного фильма «Я и другие», связанный с похищением преподавателя. После чего обучаемые отвечают на следующие вопросы: «Сколько было похити­телей, как они были одеты, вооружены, способ похищения, что делал каждый из похитителей и др.»

При неточных ответах большинства фрагмент демонстрируется еще раз, при этом ставятся дополнительные вопросы, уточняющие детали происшедшего.

В конце занятия может быть показан фрагмент, в котором ситуация «похище­ние» снята в замедленном темпе, а также комментарии и объяснения этой ситуации но фильму.

Упражнение 38.

Назначение: развитие наблюдательности в ситуации хулиганского нападения.

Инструкция: обучаемым демонстрируется короткий кино- или видеофраг­мент следующего содержания. На остановке автобуса вечером подвыпившие парни пристают к девушке. После просмотра учащиеся должны ответить на ряд вопросов: «Сколько человек участвовало в эпизоде; как они были одеты; осо­бенности их внешнего вида; что каждый держал в руках; кто действовал наиболее агрессивно; как реагировала девушка; поведение прохожих и др.?»

Упражнение может повторяться 3-5 раз на аналогичных кино- и видеофраг­ментах. При этом время демонстрации фрагмента постепенно сокращается до 5 сек.

Упражнение 39.

Назначение: развитие наблюдательности в ситуации беседы сотрудника ми­лиции со свидетелями происшествия.

Инструкция: обучаемым демонстрируется короткий (на 20-30 сек.) озвучен­ный кино- или видеофрагмент беседы сотрудника милиции со свидетелями на месте происшествия. Учащиеся должны вспомнить, какие показания дал 1, 2, 3-й свидетель, их приметы, фамилии, имена и отчества, как действовал сотрудник милиции.

Упражнение может повторяться 5-10 раз на аналогичных кино- или видеоф­рагментах. При этом время демонстрации фрагмента постепенно сокращается до 10 сек.

Упражнение 40.

Назначение: определение национальности лиц по фотографиям.

Инструкция: учащимся в течение 3 секунд демонстрируется фотография че­ловека с целью определения его национальности.

Аналогичное задание выполняется на 20-30 фотографиях, с последовательным сокращением их экспозиции до 1 секунды.

Упражнение 41.

Учебной группе на несколько секунд предъявляются для восприятия 3 композиционных портрета (рис.8.3), а после их демонстрации ряд фотографий (рис. 8.4).

Задание обучаемым: из предъявленных фотографий выбрать 3 композицион­ных портрета, которые были показаны ранее.

Упражнение 42.

Учебной группе на несколько секунд предъявляются фотографии нескольких фрагментов лиц (см. рис. 8.6).

Задание обучаемым: по предъявленным фрагментам лицевых частей «со­брать» портреты лиц, фотографии которых были представлены ранее (см. рис. 8.5).


Наблюдение и наблюдательность

Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие объектов, в познании

которых заинтересована личность, является наиболее развитой формой

преднамеренного восприятия. Наблюдение характеризуется большой активностью

личности. Человек воспринимает не все из того, что бросилось в глаза, а вычленяет

наиболее важное и интересное для него. Дифференцируя предметы, наблюдатель

организует восприятие таким образом, чтобы эти предметы не ускользнули из поля

деятельности.

Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить

явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические

изменения. Активное мышление, включенное в наблюдение, помогает отделить главное

от второстепенного, важное – от случайного, помогает более четко дифференцировать

предметы. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в

единый процесс умственной деятельности.

В акте наблюдения обнаруживается чрезвычайная устойчивость произвольного

внимания. Она позволяет наблюдателю в течение длительного времени производить

наблюдение, а при необходимости неоднократно повторять его.

Наблюдение раскрывает внутреннюю активность личности. Оно тесно связано с

особенностями ума, чувств и воли человека. Однако их соотношение в наблюдении

будет различным в зависимости от целей наблюдения, от качеств самого наблюдателя.

Поэтому в одних случаях в наблюдении будет по преимуществу интеллектуальная

выраженность, а в других – эмоциональная или волевая устремленность.

Когда человек изучает развитие явления или отмечает изменения в объектах

восприятия, то возникает необходимость в наблюдении. Наблюдение начинается с

постановки задачи. На основе возникших задач наблюдения составляется подробный

план его проведения. Это дает возможность предусмотреть различные стороны наблюдаемого

явления, избежать случайности, стихийности восприятия.

Наблюдение предполагает предварительную подготовку наблюдателя, наличие у него

определенных знаний, умений, владение методикой работы.

Наблюдательность – это умение подмечать характерные, но едва заметные особенности

предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любым

делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими

процессами и свойствами личности. Культивирование наблюдения как самостоятельной

психической деятельности и как метода познания действительности является базой

развития наблюдательности как свойства личности.

Одно из важных условий адекватного восприятия — наблюдение и

Одно из важных условий адекватного восприятия — наблюдение и наблюдательность. Они ярко проявляются при целенаправленном, произвольном восприятии. Наблюдение наиболее ярко отличает произвольное восприятие от непроизвольного. Характерный показатель наблюдения — длительное, целенаправленное сосредоточение внимания на предмете восприятии. Оно осуществляется с определенной целью и по плану.

Наблюдение может быть длительным, когда планируется наблюдение изменений в поведении животных под влиянием ухода за ними; за развитием ребенка под влиянием воспитания; за успешностью освоения знаний в зависимости от условий и методов обучения. Кратковременным оно бывает тогда, когда наблюдаются быстротекущие явления.

В процессе наблюдения внимание может сосредотачиваться или на явлении в целом, или на отдельных его деталях. Это зависит от поставленной познавательной цели.

Для успешного наблюдения необходимо определить цели наблюдения, составить его план — где, когда и как провести наблюдение, создать необходимые условия для этого, подготовить способы наблюдения (устройства, инструменты) и фиксации его результатов. Наблюдать нужно уметь. Последнее имеет особенно большое значение — далеко не все дети и взрослые владеют умением наблюдать.

Уровень умения наблюдать зависит как от обучения наблюдению, так и от наблюдательности как качества личности. Если

ребенка сызмала приучают наблюдать явления природы, поведение животных, те или иные аспекты жизни, то в нем развивается такая черта характера, как наблюдательно сть, то есть способность замечать в объектах малозаметное, но важное для понимания их сути.

Наблюдение и наблюдательность играют большую роль в обучении и трудовой деятельности человека. Известно, как высоко ценил наблюдение и наблюдательность Ч. Дарвин (открытие происхождения видов он объяснял своей наблюдательностью). И. П. Павлов считал, что наблюдательность крайне нужна ученому. В его институте висела надпись: «наблюдательность, наблюдательность, наблюдательность».

К.Д. Ушинский рекомендовал учителям учить детей наблюдать, если они хотят развить в них ум, поскольку наблюдение дает материал, факты для мышления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *